Иллюстрации к рассказу воробей е чарушина. Чарушин Е. И. Художественные произведения о мире животных

НАТАЛЬЯ МАХМЕТОВА
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе. Чтение рассказа Е. Чарушина «Воробей»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

Тематическая неделя : «Зимующие птицы»

Тема : Чтение рассказа Е . Чарушина «Воробей » .

Возраст : старший дошкольный

Направления развития : Познавательно-речевое.

Образовательная деятельность : «Чтение художественной литературы» , «Здоровье» , «Познание» , «Художественное творчество»

Задачи :

Формировать умения слушать рассказ , беседовать по ее содержанию, оценивать поступки героев. (Чтение художественной литературы)

Закрепить знания у детей зимующих птиц, умение собирать целое из частей. Развивать внимание, мышления у детей. (Познание)

Развивать двигательную активность у детей. (Здоровье)

Закрепить умения лепить птичку из целого куска по мотивам народных игрушек, передавая их характер, используя разные приемы лепки. Развивать эстетическое восприятие. (Художественное творчество)

Методы и приемы :

Практические : Д/У «Собери картинку» , лепка птички, физминутка «Птички крыльями махали»

Наглядные : Показ способа лепки птички из целого куска, рассматривание птичку дымковской с развернутым хвостом

Словесные : Беседа по содержанию рассказа

Материалы, инструменты, оборудование : Д/И «Собери картинку» , глина, стеки, дощечки для лепки, рассказ . Е Чарушина «Воробей » , птичка, вылепленная из глины с развернутым хвостом (дымковское изделие)

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты

1 Д/у «Собери картинку Дети собирают разрезные картинки, называют птицу, которая у них получилась

Формировать знания о зимующих птицах, умение собирать разрезные картинки.

2 Д/У «Вылепи птичку»

Рассматриваем птичку .

Назовите части у птички их форму, размер.

Дети рассматривают птичку , называют ее части их форму, размеры.

Показывают приемы и последовательность лепки птички.

Лепят птичку Закрепить знания у детей о способах лепки птички из целого куска.

3 Физминутка «Птицы крыльями махали»

Птички крыльями махали – все летали и летали,

Птички в воздухе кружились,

На дорожки опустились,

По дорожке поскакали,

Крошки, зернышки искали.

Дети проговаривают слова, выполняют действия с гласно текстом

Развивается двигательная активность у детей.

4 Чтение рассказа Е . Чарушина «Воробей »

Что я прочла : рассказ , сказку или стихотворения? Как вы узнали, что рассказ ? О чем говорится в этом рассказе ? Как бы вы назвали это рассказ ? Расскажите , как выглядел воробей . Какое сравнение вы заметили? Как Никита учил воробья летать ? Как летал воробей сначала ? Как можно о нем сказать? С чем сравнить? А каким потом стал воробей ? Какими словами можно о нем сказать?

Что вы можете сказать о поступке Никиты?

Дети слушают сказку.

Отвечают на вопросы.

Развивается умение слушать литературное произведения, отвечать на вопросы по ее содержанию

Пошёл Никита с папой гулять. Гулял он, гулял и вдруг слышит — кто-то чирикает:
- Чилик-чилик! Чилик-чилик! Чилик-чилик!
И видит Никита, что это маленький воробушек прыгает по дороге. Нахохлённый такой, прямо как шарик катится. Хвостик у него коротенький, клюв жёлтый, и никуда он не улетает. Видно, ещё не умеет.
- Смотри-ка, папа, — закричал Никита, — воробей не настоящий!
А папа говорит:
- Нет, это настоящий воробей, да только маленький. Это, наверно, птенчик выпал из своего гнезда.
Тут побежал Никита ловить воробья и поймал.
И стал этот воробушек жить у нас дома в клетке, а Никита кормил его мухами, червяками и булкой с молоком.
Вот живёт воробей у Никиты. Всё время кричит — есть просит. Ну и обжора какой! Чуть утром солнце покажется, — он зачирикает и всех разбудит.
Тогда Никита сказал:
- Я научу его летать и выпущу.
Достал воробья из клетки, посадил на пол и стал учить.
- Ты крыльями вот так маши, — сказал Никита и показал руками, как надо летать.
А воробей ускакал под комод.
Покормили воробья ещё денёк. Опять его посадил Никита на пол учить летать.
Никита замахал руками, и воробей замахал крыльями. Полетел воробей!
Вот он через карандаш перелетел.
Вот через красный пожарный автомобиль перелетел. А как стал через неживую кошку-игрушку перелетать, наткнулся на неё и упал.
- Плохо ты ещё летаешь, — говорит ему Никита. — Давай-ка я тебя ещё денёк покормлю.
Покормил, покормил, а назавтра воробушек через Никитину скамейку перелетел.
Через стул перелетел.
Через стол с кувшином перелетел.
Вот только через комод не мог перелететь — свалился.
Видно, надо его ещё кормить.
На другой день Никита взял воробья с собой в сад, да там и выпустил.
Воробей через кирпич перелетел.
Через пенёк перелетел.
И стал уж через забор перелетать, да об него стукнулся и повалился.
А на следующий день он и через забор перелетел.
И через дерево перелетел.
И через дом перелетел.
И совсем от Никиты улетел.
Вот как здорово научился летать!

1938 г.
———————————————————-
Евгений Чарушин.Короткие рассказы о
животных. Читаем бесплатно онлайн

Тема: Пересказ художественного произведения. Е. Чарушин «Воробей». Цель: учить самостоятельному пересказу, выражать свое отношение к прочитанному, высказывать свое мнение.

Ход занятия

Ребята, каких птиц вы видели на улице? (Голубь, ворона, воробей, сорока, синица...)

Угадайте, про кого я загадаю загадку.

Маленький мальчишка

В сером армячишке

Собирает крошки,

Он боится кошки. (воробей)

А как можно назвать детеныша воробья? (Воробышек, воробейчик, воробъишко...)

Хотите, почитаем рассказ про одного такого маленького воробышка и узнаем, что с ним приключилось.

Воробей

Пошел Никита с папой гулять. Гулял он, гулял и вдруг слышит: кто- то чирикает.

Чилик-чилик! Чилик-чилик! Чилик-чилик!

И видит Никита, что это маленький воробышек прыгает по дороге. Нахохленный такой, прямо как шарик, катится. Хвостику него коротенький, клюв желтый, и никуда он не улетает. Видно, еще не умеет.

Смотри-ка, папа, - закричал Никита, — воробей ненастоящий.

А папа говорит:

Нет, это настоящий воробей, да только маленький. Это, наверное, птенчик выпал из своего гнезда.

Тут побежал Никита ловить воробья и поймал.

И стал этот воробышек жить у нас дома в клетке, а Никита кормил его мухами, червяками и булкой с молоком.

Вот живет воробей у Никиты. Все время кричит - есть просит. Ну и обжора какой! Чуть утром солнце покажется, он зачирикает и всех разбудит.

Тогда Никита сказал:

Я научу его летать и выпущу.

Достал воробья из клетки, посадил на пол и стал учить.

Ты крыльями вот так маши, - сказал Никита и показал руками, как надо летать.

А воробей ускакал под комод. Покормили воробья еще денек. Опять посадил его Никита на получить летать. Никита замахал руками, и воробей замахал крыльями. Полетел воробей! Вот он через карандаш перелетел. Вот через красный пожарный автомобиль перелетел. А как стал через неживую кошку-игрушку перелетать, наткнулся на нее и упал.

Плохо ты еще летаешь, - говорит ему Никита. —Давай-ка, я еще тебя денек покормчю.

Покормил-покормил, а назавтра воробышек через Никитину скамейку перелетел. Через стул перелетел. Через стол с кувшином перелетел. Вот только через комод не мог перелететь - свалился.

Видно, надо его еще кормить. На другой день Никита взял воробья в сад с собой, да там и выпустил. Воробей через кирпич перелетел. И стал уже через забор перелетать, да об него стукнулся и повалился. А на следующий день он и через забор перелетел. И через дерево перелетел. И через дом перелетел. И совсем от Никиты улетел. Вот так научился летать.

(Е. Чарушин)

Ребята, что мы с вами прочли: стихотворение, рассказ или сказку? (Рассказ.)

Почему вы так считаете? (В нем рассказывается о маленьком воробье, который учился летать.)

А как еще можно назвать этот рассказ? («Про воробья», «Никита и воробей», «Как воробьишка учился летать».)

Каким воробей был в рассказе? (Маленький, нахохленный, коротенький хвостик, клюв желтый, неуклюжий, беспомощный...)

Какие чувства он у вас вызывает? (Жалко, хочется подержать в руках, хочется помочь.)

Как же воробышек попал к Никите? (Мальчик подобрал его в саду, когда гулял.)

Зачем Никита забрал его домой? (Воробышек был один, он не умел летать, его могла съесть кошка, он мог погибнуть от голода.)

Хорошо ли было воробью в доме у мальчика? (Хорошо. Его кормили. Никита играл с ним, учил его летать. Он не обижал птенчика, он его любил.)

Для чего Никита стал учить воробья летать? (Воробей - птица, он должен уметь летать, жить на воле...)

Как вы думаете, Никита правильно поступил, что отпустил воробья? (Правильно.)

Воробышку хорошо жилось дома у Никиты. Может быть, надо было его оставить, не отпускать? (Нет. Птице лучше жить на воле.)

Вспомните, как расстались воробей и Никита? (Никита выпустил воробья в саду, и тот перелетел сначала через забор, затем через дерево, через дом, а потом совсем улетел.)

Что чувствовал Никита при расставании? (Жалко расставаться с другом. Радостно, что воробей окреп, стал большим, научился летать.)

Ребята, давайте с вами попробуем пересказать этот рассказ. Рассказ большой, можно поделить его на части. Первую часть назовем: «Встреча Никиты и воробья». Вторую часть назовем: «Как воробей жил у мальчика дома». Третью часть назовем: «Расставание друзей».

Ребята, подумайте, кто какую часть желает пересказать. А все вместе мы перескажем целый рассказ. Пересказ рассказа детьми по частям и в целом.

Ребята, сегодня, когда мы пойдем на прогулку, давайте повнимательнее присмотримся к воробьям на улице. Может быть, среди них есть и наш воробей из рассказа.

Всю ночь Хома плохо спал. Всю ночь по полю со скрежетом ходила огромная машина - комбайн. Она ярко глазела фарами, свет даже в нору проникал.
Хома было подумал, что больше не придётся светляками запасаться для освещения. Он думал, комбайн теперь каждую ночь по полю гулять будет. Шумит, правда, зря…
Так спал он и просыпался, пока не проснулся совсем.
Зарядку он делать не стал.
За него зарядку Суслик делал. Самому Хоме - лень.
- Сделай, - говорит, - за меня зарядку. А сам лежит под кустом и смотрит. Суслик и давай за двоих стараться - приседает, подпрыгивает…
Умается вконец. Еле дышит! Но Хома ему:
- Какая же это зарядка без купания?! А вода в ручье холодней холодной. Плавает Суслик, а Хома на бережку сидит.
- М-о-о-жет, х-хватит? - спрашивает его из воды лучший друг Суслик.
- Ишь ты! - возмущается Хома. - Плавай, плавай, пока я не устану. Мне плавать полезно. Мне доктор Дятел ванны велел принимать!
Наплавается Суслик до посинения и вылезет на берег.
- Славно я сегодня зарядился! - встанет довольный Хома и сладко потянется. Он уже задремать успел. А Суслика от усталости так и шатает.
- Так и быть, хватит, - расщедрится Хома. - Только завтра встань пораньше, чуть светать начнёт. И побегай за меня босиком по росе. Но смотри, не жульничай. Всё равно узнаю. Мне бегать врачи велели. Ты же не хочешь, чтоб твой лучший друг заболел? Старайся!
Ну вот. Встал Хома, а комбайна уже нет. И пшеницы нет. Всё зерно ночью собрали.
Поле будто наголо подстрижено. И Суслик бегает.
- Бегаешь? - зевнул Хома.
- А может, не надо? - взмолился Суслик.
- Ты что, устал? - удивился Хома.
- Устал, - пропыхтел Суслик.
- Чего? Это я устал! - рассердился Хома. - Ты же за меня бегаешь! Ох, как я устал… Прилягу, отдохну. А ты бегай, бегай!

Занятие по развитию речи

в старшей группе

Утверждаю Подготовила и

Заведующая провела

Детский Сад №76 воспитатель

Февралева Л.А. Гостева

Ирина Олеговна

Саратов 2016

Продолжительность занятия: 25 мин.

Место проведения : старшая группа детского сада №76.

Предварительная работа:

Рассказ воспитателя о Евгении Ивановиче Чарушине – писателе и художнике, рассматривание рисунков Е. Чарушина, чтение его рассказов: «Лисята», «Про Томку», «Медвежата» и др.

Наглядные материалы:

Рисунки Е. Чарушина, книги Е. Чарушина, игрушка - воробушек, маленький шарик

Тема «Пересказ художественного произведения Е. Чарушина « Воробей»

Программное содержание:

Учить детей самостоятельному пересказу, выражать свое отношение к прочитанному, высказывать свое мнение.

Развивать умение детей подбирать к существительному несколько прилагательных, умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Воспитывать гуманное отношение к птицам.

Способствовать укреплению здоровья детей: следить за осанкой, развивать кисти рук, снижать утомление и статическое напряжение.

Ход занятия

Ребята, каких птиц вы видели на улице? (Голубя, ворону, воробья, сороку, синицу..)

Угадайте, про кого я загадаю загадку.

Маленький мальчишка

В сером армячишке

Собирает крошки

Он боится кошки. (Воробей)

А как можно назвать детеныша воробья? (Воробушек, Воробейчик, воробышко..)

Наш любимый писатель Е. Чарушин написал интересное произведение о таком маленьком воробушке, хотите узнать что с ним приключилось? Но сначала вспомним с какими произведениями Е. Чарушина мы познакомились: («Лисята», «Про Томку», «Медвежата» и др.). Сейчас я вас познакомлю с новым произведением Е. Чарушина

«Воробей».

Чтение воспитателем рассказа.

Физминутка.

Пой-ка, пой-ка подпевай-ка,

Десять птичек - будет стайка,

(Поднимаем кисти рук над головой, делаем вращательные движения кистями рук.)

Эта птица – соловей,

(загибаем мизинец левой руки)

Эта птица – воробей,

(Загибаем безымянный палец)

Эта птица – совушка, сонная головушка,

(Загибаем средний палец)

Эта птица – свиристель,

Эта птица – коростель,

(Загибаем большой палец)

Эта птица – скворушка, синенькое перышко,

(Загибаем мизинец правой руки)

Эта - зяблик,

(Загибаем безымянный палец левой руки)

Эта – стриж,

(Загибаем средний палец)

Эта – развеселый стриж,

(Загибаем указательный палец)

Ну а это злой орлан

(Загибаем большой палец)

Птицы, птицы – по - домам!

(Хлопаем в ладоши, сжимаем пальцы в кулак)

Ребята, что мы с вами прочли: стихотворение, рассказ или сказку? (Рассказ)

Почему вы так считаете? (В нем рассказывается о маленьком воробушке, который учился летать.)

А как ещё можно назвать этот рассказ? («Про воробья», «Никита и воробей», «Как воробьишка учился летать».)

Каким воробей был в рассказе? (Маленький, нахохленный, коротенький хвостик, клюв желтый, неуклюжий, беспомощный..)

Какие чувства он у вас вызывает? (Жалко, хочется подержать в руках, хочется помочь.)

Как воробушек попал к Никите? (Мальчик подобрал его в саду, когда гулял.)

Зачем Никита забрал его домой? (Воробушек был один, он не умел летать, его могла съесть кошка, он мог погибнуть от голода.)

Хорошо ли было воробью в доме у мальчика? (Хорошо. Его кормили. Никита играл с ним, учил его летать. Он не обижал воробья, он его любил.)

Для чего Никита стал учить воробья летать? (Воробей – птица, он должен уметь летать, жить на воле..)

Как вы думаете, Никита правильно поступил, что отпустил воробья? (Правильно.)

Воробышку хорошо жилось дома у Никиты. Может быть, надо было его оставить, не отпускать? (Нет, птице лучше жить на воле.)

Вспомните, как расстались воробей и Никита? (Никита выпустил воробья в саду, и тот полетел сначала через забор, затем через дерево, через дом, а потом совсем улетел.)

Что чувствовал Никита при расставании? (Жалко расставаться с другом. Радостно, что воробей окреп, стал большим, научился летать.)

А теперь вспомним чистоговорку про воробья:

Скачет, скачет воробей

Кличет маленьких детей.

Киньте крошек воробью

Я вам песенку спою

Чик – чирик!

Ребята, давайте с вами попробуем пересказать этот рассказ. Рассказ большой, можно поделить его на части. Первую часть назовем: « Встреча Никиты и воробья». Вторую часть назовем: «Как воробей жил у мальчика дома». Третью часть назовем: «Расставание друзей».

Ребята, подумайте, кто какую часть желает пересказать. А все вместе мы перескажем целый рассказ. Пересказ рассказа детьми по частями в целом.

Ребята, сегодня, когда мы пойдем на прогулку, давайте внимательно присмотримся к воробьям на улице. Может быть, среди них есть и наш воробей из рассказа.