Бизнес обучение для детей. Бизнес-школа. Развитие лидерских качеств у детей. Преимущества школы перед другими заведениями

Поговорить с Арабян ей предложил Игорь Кулюхин, который вместе с Медведевой проходил обучение в банке. Осенью 2011 года молодые люди встретились и решили, что втроем могут предоставлять услуги консалтинга стартапам: Арабян — специалист по консалтингу и аудиту, а Медведева и Кулюхин имели связи с бизнес-инкубатором МГУ.

Партнеры ходили по бизнес-конференциям, конкурсам стартапов и предлагали свои услуги. За год им удалось поработать с 20 компаниями. Эта деятельность приносила неплохой, хоть и непостоянный доход — около 300 тыс. руб. в месяц. В 2012 году к консультантам присоединился Александр Пасечник, тоже выпускник экономфака МГУ, а Игорь Кулюхин покинул проект.

MBA для самых маленьких

Идея изменить бизнес-модель пришла во время тренинга по деловым переговорам, который партнеры проводили для студентов МГУ. На эту встречу, к удивлению, записались 20 школьников из частной московской школы «Эрудит». Аудитория вмещала такое количество детей, но ради эксперимента Арабян и Медведева пригласили только двух ребят, и они показали хорошие результаты. «Дети схватывали на лету и предлагали нестандартные решения», — рассказывает Арабян.

В 2014 году девушки решили, что стоит организовать отдельный курс для школьников выпускных классов. Договорились с частной школой «Эрудит» и объявили набор на курсы предпринимательства. «Мы долго думали, будут это онлайн- или офлайн-курсы, в нашем собственном лектории или где-то на стороне. В итоге остановились на формате дополнительного образования в самих школах», — вспоминает Арабян. Курсы решили назвать KinderMBA.

«В отличие от многочисленных курсов для старшеклассников мы не готовили детей к ЕГЭ. Мы готовили их к жизни — обучали финансовой грамотности, — говорит Карина Медведева. — Давать гарантию, что ребенок станет бизнесменом, глупо. Но мы обещали родителям, что после курсов он подойдет к выбору профессии более осознанно». Вскоре после старта удалось договориться еще с двумя школами — одной частной и одной государственной. Курс стоил 5 тыс. руб. в месяц для каждого ребенка, в потоке было 30 человек. За аренду не платили, но делили выручку пополам со школами.

Родители часто просили взять детей помладше. «Мой ребенок такой умный, он даст фору девятиклашкам, возьмите его — стандартная история», — вспоминает Медведева. Постепенно возрастной ценз снижался, приводили даже первоклашек. Основательницы разработали новый курс для детей от пяти до 17 лет.

Чтобы адаптировать программы, девушки наняли несколько педагогов и бизнес-тренеров, которые помогли с составлением курсов и подключились к преподаванию. За основу взяли систему британца Бенджамина Блума, которая предполагает, что ребенок должен пройти шесть стадий обучения: понимание, запоминание, применение, оценка, анализ, исследование и создание нового.

Количество направлений постепенно росло: сначала появились пять новых модулей, потом еще пять, а в 2017 году детей обучали уже по 21 направлению — эмоциональный интеллект, прикладная экономика, основы предпринимательства, рекламы, налогообложения, дизайн-мышление и др. За год группа проходит два модуля, каждый из которых заканчивался защитой бизнес-проекта в рамках конференции на экономическом факультете МГУ.

«Школа — это коллективное кладбище талантливых бизнесменов»

Аркадий Морейнис, венчурный инвестор, основатель проекта «Бизнес для школьников»

«Я занимаюсь стартапами с 2010 года. За все это время пообщался, наверное, с 20 тыс. команд и отчетливо увидел, что в России огромный дефицит хороших проектов. Корень проблем в том, что будущих Цукербергов мы похоронили еще в школе. Это коллективное кладбище талантливых бизнесменов.

В историях западных миллиардеров есть одна общая деталь — все они, и Цукерберг, и Джобс, и Гейтс, уже на первых курсах университета делали какой-то большой проект. Им это удалось, потому что первые предпринимательские опыты они ставили еще в возрасте 12-16 лет. Это возраст, когда формируется характер, основные жизненные установки. То есть, чтобы сформировать этих самых звезд от бизнеса, нужно спускаться ниже, на уровень школы. Теория о том, что предпринимательству нельзя научить, — чистой воды миф. Человека можно научить почти чему угодно.

Говоря о детском бизнес-образовании, нужно понимать, что речь не о классическом МВА. MBA — это умение администрировать, а не предпринимать. Чаще всего это штука нужна для резюме, когда менеджеры среднего звена хотят подняться по карьерной лестнице. Детей нужно учить не зарабатывать строчки в резюме, а предпринимать — ставить цели, работать в команде, принимать решения, брать на себя ответственность.

На мой взгляд, рынок детского бизнес-образования в России сегодня находится в зачаточном состоянии. Это отчасти обусловлено тем, что, согласно социологическим опросам, только 2% наших родителей желают своим детям предпринимательского будущего. Но, надеюсь, что эта ниша будет в ближайшие три—пять лет расти и заполняться какими-то инициативами. На этом рынке найдется место многим локальным игрокам, как это сейчас происходит на Западе».​

Роботы в помощь

С масштабированием бизнеса возникли проблемы. «Мы обошли больше 30 школ, но договориться удавалось с единицами, — вспоминает Медведева. — Большинству идея нравилась, но все упиралось в реализацию». Государственные школы имеют право вступать в партнерство с коммерческими проектами только через тендер или с помощью договора о сетевой форме реализации образовательных программ. Тендер — это долго и невыгодно, а на сетевой договор, который вошел в обиход относительно недавно, решаются далеко не все учреждения. В итоге девушки вовсе отказались от работы с государственными школами, заключив договоры с девятью частными школами и детскими центрами.

В 2014 году Александр Пасечник ушел из KinderMBA в собственный стартап Masterzen.ru, девушки остались вдвоем. А в конце года Медведева серьезно заболела и почти отошла от дел. Проект работал в минус и жил за счет личных инвестиций Кнарик Арабян.

Кнарик Арабян (слева) и Карина Медведева (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Несмотря на трудные времена, в 2015 году Арабян провела первую конференцию в МГУ, на которой свои проекты защитили 60 детей. KinderMBA стали привлекать к сотрудничеству крупные компании, которые участвовали в разработке курсов и оценке проектов: например, Райффайзенбанк составил бизнес-кейс по разработке банковской карты, Unilever ставил задачу вывести на рынок новый бренд снеков, Gloria Jeans — создать рекламную кампанию для марки одежды. «Нас познакомил наш сотрудник, дети которого посещали KinderMBA. Он был очень доволен качеством курса и рассказал нам о проекте. Банк как раз запускал детскую банковскую карту, мы посмотрели на программу, на то, как коллеги относятся к процессу обучения, и приняли решение о совместной разработке курса», — рассказывает начальник отдела дебетовых карт Райффайзенбанка Ксения Андреева.

Сотрудничество с МГУ и участие известных компаний помогли привлечь новых клиентов — к концу 2016 года количество учеников на потоке достигло 150. Выручка KinderMBA за 2016 год составила 1,2 млн руб., прибыль — 300 тыс. руб. А в 2017 году девушки нашли нового партнера — . Между компаниями заключен лицензионный договор, свои доли в доходах предприниматели раскрыть отказались. «Нам интересны различные образовательные форматы в нишах, которые не охвачены классическим школьным и дополнительным образованием. Тема предпринимательства логично вписывается в нашу образовательную экосистему», — объясняет Баскир.

Сейчас занятия KinderMBA проходят уже на 25 площадках, в том числе на территории «Лиги Роботов». В дополнение к основному курсу предпринимательства дети могут выбрать модуль по робототехнике и создать технологический бизнес-проект.

Дети-предприниматели

Курсы KinderMBA по-прежнему стоят 5 тыс. руб. в месяц, занятия проходят в игровой форме и делятся на два блока по полтора часа. Например, на уроке, посвященном основам предпринимательства, детей учат приумножать стартовый капитал: каждому выдают по 150 руб., которые ребенок должен вложить в проект и на следующем занятии выручить в два раза больше. «Детки пекли печенье, варили варенье из огурцов и кабачков, делали морковные чипсы. Все это они приносят на занятие, преподаватель пробует и решает, сколько готов заплатить за этот товар», — рассказывает Карина Медведева.

Помимо выполнения таких разовых задач дети весь семестр готовят основной бизнес-проект, который защищают на экономическом факультете МГУ. Жюри состоит из экспертов: преподавателей, представителей крупных компаний, фондов и акселераторов, которые отбирают лучшие проекты.

Некоторые из них действительно приносят своим создателям небольшой доход — например, одиннадцатиклассник Александр Т. создал развивающий конструктор из магнитных кубиков Mcreate, первые продажи которого принесли молодому человеку 35 тыс. руб. прибыли. 15-летняя Ксения И. вместе с одноклассницей Дарьей Ш. запустила проект под названием «Подарок счастья» — тематические подарочные наборы (например, в новогодние коробочки кладут плед, кружку и чай). За январские праздники они смогли продать три таких набора через интернет-магазин «Лиги Роботов» и заработать несколько тысяч рублей.

Ученицы 4-го класса московской школы «Путь к успеху» Виктория А. и Алиса Б. второй год занимаются на курсах KinderMBA. В этом году они подготовили программу для сбора пожертвований в помощь московским приютам для животных «Живи-люби с любимцем». Девочки обзвонили больше 20 приютов, договориться о сотрудничестве удалось только с двумя. «С нами часто не хотели разговаривать, просили позвать взрослых. Приходилось передавать трубку учительнице, но с остальным справлялись сами», — гордится Алиса.

Первым делом они установили коробку для сбора средств в вестибюле школы, а потом вместе с учителем информатики разработали приложение, в котором можно выбрать приютского щенка или котенка, стать опекуном животного или перевести пожертвование онлайн. За два месяца девочкам удалось собрать больше 40 тыс. руб., которые пошли на улучшение жизни животных в приютах.

Конечно, большинство учебных проектов так и не превращается в реальный бизнес, признают основательницы KinderMBA, но, по словам Арабян, основная задача курсов не в том, чтобы штамповать готовые бизнесы. Главное — развить предпринимательское мышление, научить ребенка работать в команде и принимать решения. А финансовая грамотность нужна не только для построения бизнеса, но и просто для выживания в современном мире: «Из-за отсутствия базовых знаний ломаются жизни — наберет первокурсник кредитов на телефон под бешеные проценты и погрязнет в долгах. Мы даем ребенку инструментарий для взрослой жизни, которым дальше он распоряжается самостоятельно».

По итогам 2017 года выручка от совместной деятельности KinderMBA и «Лиги Роботов» составила 8 млн руб., чистая прибыль — 1 млн руб. В планах основательниц на 2018 год — вдвое увеличить свой доход. В партнерстве с «Лигой Роботов» KinderMBA планирует открыть пять площадок в Санкт-Петербурге, а также развивать направление летних и зимних бизнес-лагерей: на грядущий год уже запланированы выезды в Подмосковье, Францию, Германию, Нидерланды, Бельгию и США.

Взгляд со стороны

«Предпринимательство — это жизненная позиция»

Никита Власов, управляющий партнер детской бизнес-школы «ФинСкиллс»

«Основная проблема в развитии такого рода курсов связана с отрицательным образом предпринимателя в России. Любимая детская сказка, которую каждый из нас впитал с молоком матери, учит нас полагаться на волшебное «щучье веленье» вместо упорного труда. Много сил приходится тратить на то, чтобы объяснить родителям: предпринимательство — это не банальное «купи-продай», а жизненная позиция, основанная на личной ответственности, мотивации и стремлении реализовать свои идеи. Ограниченность кругозора родителей формирует консервативное мышление и у самого ребенка. А крупное и успешное предпринимательство, как правило, связано с прорывными идеями».

«Создатели бизнес-школ сами должны быть успешными предпринимателями»

Кристина Геворкян, частный эксперт по запуску и развитию образовательных продуктов

«KinderMBA — перспективный проект с хорошей программой, но список тренеров не вызывает доверия. Преподавателями должны быть действующие предприниматели, а не теоретики. При прочих равных родители выберут курс Аркадия Морейниса или ФРИИ, которые занимают уверенные позиции в предпринимательской среде.

Основная трудность детских бизнес-школ — это сложность измерения результата. Что считать успешным прохождением курса: написанную концепцию продукта, прототип, запущенный или монетизированный продукт? Детский сегмент рынка платного дополнительного образования в России представлен в основном курсами подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, но здесь родители понимают, за что они платят, а эффективность измеряется по принципу поступил / не поступил. В случае с профориентацией и отдельным ее подвидом — предпринимательством — эффект накопительный и отложенный».

«Кидбург»

Город: Москва,Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону

Формат: детский город профессий

Возраст: 4-14 лет

Основатели: Оксана Орлова, Екатерина Пустошная, Екатерина Андреевская, Алексей Бобров, Виталий Мацнев

Запуск: 2011

Выручка за год: 180 млн рублей

Предприниматели начинали свой бизнес с создания детского интерактивного театра и музея. Идею города профессий они подсмотрели у мирового лидера сегмента, мексиканской компании Kidzania. Первый «Кидбург» площадью 2800 кв. м открылся четыре года назад в Петербурге. Вложенные партнерами 60 млн рублей окупились меньше чем за два года. Следующий проект — в Ростове-на-Дону — обошелся почти вдвое дешевле, но и возвращал вложения вдвое медленнее.

Билет в «город» стоит от 250 до 850 рублей в зависимости программы. В день через каждый «Кидбург» проходит от 500 до 2000 посетителей, причем основная их часть возвращается 3-4 раза в год — за одно посещение всю детскую площадку невозможно «отыграть».

Внешне «Кидбург» похож на обычный город. Ребенок выбирает профессию, строит карьеру, учится обращаться с деньгами, зарабатывает или разоряется. Только принцип исчисления зарплаты в городе — «детский»: чем популярнее профессия, тем меньше заработок. Самая прибыльная — дворник, пилот и банкир получают гораздо меньше. «Мы учим детей уважать профессии и ценить деньги. Разорился или проиграл все в игровой зоне — подметай листву во дворе», — объясняет генеральный директор компании Максимилиан Пивоваров.

Сократить издержки предпринимателям позволяет привлечение к работе спонсоров. Например, специалисты Сбербанка учат детей финансовой грамотности, в игровых комнатах оборудованы офисы, стоят банкоматы. Тонкостям работы теле- и радиоведущих обучают сотрудники «СТС Медиа» и «Юмор FM».

В конце марта третий по счету «Кидбург» открылся в Москве. Предприниматели вводят систему электронных браслетов, чтобы родители могли без труда найти ребенка.

Город: Москва

Формат: адаптация программ MBA для детей

Возраст: 7-17 лет

Основатель: Карина Фомина, Кнарик Арабян

Запуск: сентябрь 2013

Выручка*: 30 млн рублей

Несколько лет назад на открытой лекции по бизнесу на экономическом факультете МГУ преподаватель Карина Фомина заметила компанию школьников. Юные слушатели решали сложные кейсы не хуже студентов, чем натолкнули Фомину на идею адаптировать программу студенческой бизнес-школы для детей и создать программу Kinder MBA.

Учеников Фомина решила набирать на тех же открытых лекциях. Первый поток слушателей для нового проекта помог набрать экономический факультет МГУ и Финансовый университет при правительстве РФ. Сейчас Фомина работает с подростками напрямую — презентует программы в школах и лицеях.

Kinder MBA состоит из трех уровней: Start (1-4 класс), PRO (5-8 класс) и Foundation (9-11 класс). Каждая ступень представляет несколько модулей длительностью четыре месяца. Стоимость обучения — 5000 рублей в месяц. За полтора года через программы Фоминой прошли в общей сложности 1500 учеников. Малышей учат решать изобретательные задачи, детей постарше — управлять финансами и работать в команде, подростков — оптимизировать действующий бизнес. По результатам работы дети представляют завершенные прототипы. Физические модели можно изготовить в специальной лаборатории на 3D-принтере.

Из более чем 1000 участников программ Kinder MBA полсотни представляют действующий бизнес. Зарабатывать деньги дети начинают с 14 лет с нотариального согласия родителей или попечителей, которыми часто выступают преподаватели (это разрешено гражданским кодексом). Например, 16-летний Алексей Самило с командой разрабатывает терминал для экспресс-зарядки мобильных телефонов. В прошлом году его проект Ucharge стал резидентом Сколково и получил московский инновационный паспорт. Предприниматели ведут переговоры о сотрудничестве с Crocus Group, Yota и Мосгорпарком.

Десятиклассник Александр Терехов пытается работать как серийный предприниматель. Он запустил проект по изготовлению бумажных конструкторов Сubender. Тестовые продажи принесли предпринимателю 35 000 рублей. Параллельно Терехов вместе с партнерами — победителями олимпиад и преподавателями вузов — создает платформу для подготовки школьников к ЕГЭ MathOwl.ru.

* прогноз на 2015 год

Город: Новосибирск

Формат: бизнес-школа с детским отделением

Возраст: 8-17 лет

Основатель: Татьяна Кий

Запуск: 2006

Выручка за год: 5 млн рублей

«Я убедилась, что давать советы предпринимателям дело не всегда благодарное. Предлагать состоявшимся людям новые модели ведения дел сложнее, чем учить с нуля. Тут-то ко мне пришло понимание, что бизнес-обучение легко уйдет к детям», — вспоминает директор новосибирской бизнес-школы B2YOU Татьяна Кий.

Первую группу из сорока подростков Татьяна набрала за два месяца. Трудности оказалось две — дети часто отвлекались, а когда наконец сосредотачивались, улавливали информацию очень быстро и изматывали преподавателей вопросами.

Впрочем, педагоги с этим справляются. В школу берут школьников любого возраста, годовой набор — 150 человек, большинство из них — дети предпринимателей. Образовательный курс длится учебный год и стоит от 22 000 до 45 000 рублей. Занятия, в зависимости от возраста, продолжаются от двух до восьми часов в неделю. Год назад Татьяна Кий открыла отделение для дошкольников, с которыми помимо уроков английского и театрального мастерства проводят тренинги по лидерству.

За девять лет обучение прошли около 1200 учеников. Некоторые выпускники Matrix Career стали разработчиками программного обеспечения, кто-то увлекся интернет-полиграфией.

Место: Подмосковье

Формат: бизнес-лагерь для подростков

Возраст: 12-17 лет

Основатели: Антон Нефедов, Катерина Колоколова и Наталья Селезнева

Запуск: 2013

Выручка за год: 2 млн рублей

Работая бизнес-коучем, выпускник Высшей школы экономики Антон Нефедов однажды столкнулся с группой подростков и обнаружил, что по сравнению со взрослыми они более открыты для новых знаний. В осенние каникулы 2013 года предприниматель собрал группу из 11 детей, арендовал несколько помещений на подмосковной базе отдыха, подготовил реквизит для творческих выступлений и презентаций(15 000 рублей) и вместе с преподавателями Катериной Колоколовой и Натальей Селезневой запустил первую смену. Недельная поездка обошлась каждой семье, отправившей ребенка в лагерь, в 26 000 рублей.

За год Creative camp принимает более 250 детей и проводит ежегодно по десять смен, которые выпадают на школьные каникулы. Клиенты приходят с «Яндекс.Директ» и партнерских сайтов. Занятия, в том числе ежедневные деловые игры, ведут предприниматели экономических факультетов вузов в возрасте до 29 лет. Нефедов считает, что молодые люди легче находят общий язык с детьми. В программе есть мастер-классы от «реального» бизнеса. Например, специалисты ИД «Самокат» взялись обучать детей азам издательского дела.

Некоторым подопечным удалось запустить собственные проекты. «Наша бывшая ученица продает собственные поделки и картины. Один наш тренер как-то заказывал у нее сувенир к празднику», — говорит Нефедов.

Для того чтобы ребенок был успешен, реализовывал в полной мере свои возможности и способности, был уверенным в себе и умел правильно отстаивать свое мнение, необходимо воспитывать в нем лидерские качества.

Лидерские способности являются важным фактором успеха любого начинания – будь то школьный проект или собственный бизнес. Лидеры постоянно работают над развитием и совершенствованием своих компетенций. Лидерство – умение нести ответственность, ставить цели и достигать их, принимать самостоятельные решения, определять дальнейшую перспективу, организовывать работу команды.

Бизнес-школа для детей – возможность развить в ребенке необходимые лидерские качества и умения, заложить основу организаторских способностей, дать знания по тайм-менеджменту и самоменеджменту. Занятия позволят ребенку накопить опыт работы в команде, научиться брать ответственность, правильно распределять ресурсы, сформировать творческий и интеллектуальный потенциал.

Особенности занятий в бизнес-школе для детей в Детском центре «Имена Продакшн»

  • Детский центр «Имена Продакшн» предлагает занятия в бизнес-школе для детей в Москве. Занятия проходят в 2 группах: для детей от 7-10 лет и от 10-14 лет. Цель наших преподавателей – раскрыть способности каждого ребенка, учитывая его индивидуальность, создать комфортную атмосферу, в которой ребенок будет эффективно обучаться и чувствовать себя непринужденно.
  • Занятия в бизнес-школе направлены на развитие лидерских качеств у детей, воспитывают способность выделять важное, учитывать мнения других, правильно организовывать время, тренируют организаторские способности. Педагоги моделируют ситуации, которые позволят примерить ребенку разные социальные роли.
  • Лидерство тесно связано с умением вести себя на публике. Поэтому ребенок будет развивать ораторское мастерство, научится управлять эмоциями, аргументированно отстаивать свою точку зрения, убеждать, разрешать конфликтные ситуации.
  • Курс бизнес-школы включает в себя программу «Лидерами не рождаются», которая состоит из следующих занятий:
  • Психологический портрет будущего профессионала. Лидерство – основа успеха.
  • Какой я организатор? Тренинг организаторских способностей. Создай свою команду. Умение работать в команде. Тренинг групповой кооперации.
  • Как все успеть. Тренинг «Тайм – менеджмент».
  • Самоменеджмент. Управление вниманием. Как завершать дела в срок и без перегрузок.«Лидер – это Я». Тренинг по лидерству.

Преимущества посещения занятий в бизнес-школе для детей в Детском центре «Имена Продакшн»

  • Индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • Интересная программа обучения;
  • Команда опытных преподавателей;
  • Комфортная атмосфера;
  • Разбор сложных кейсов;
  • Встречи с бизнесменами;
  • Помощь в реализации бизнес-идей.

Результат посещения занятий в бизнес-школе для детей в Детском центре «Имена Продакшн»

Программа бизнес-школы помогает развивать лидерский, творческий и интеллектуальный потенциал ребенка. Он будет целеустремленным, активным, уверенным в себе, самостоятельным, научится работать в команде и нести ответственность за принятые решения. Научится слышать и принимать другие точки зрения, аргументированно отстаивать свою. Разовьет аналитические способности, приобретет навыки нестандартного подхода к решению сложных задач.

Ребенок будет понимать основы процессов управления и взаимодействия людей в обществе. Станет организованным, собранным, расширит кругозор, найдет талантливых умных друзей. Знания и умения, которые он получит, пригодятся в учебе и будущей жизни. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок развил лидерские качества, научился грамотно распоряжаться своими ресурсами, легко общался со сверстниками, строил большие планы на будущее, то записывайте его на занятия в бизнес-школу в Детский центр «Имена Продакшн».

Свернуть

Видеть ребенка успешным человеком, востребованным на рынке профессий и помочь ему найти свое место в жизни, - естественное желание каждого родителя. Потому родители все чаще интересуются бизнес-школами для детей. Каждая из них обещает дать детям полезные знания в различных областях, развить навыки, необходимые для успешной деятельности в будущем, и определиться с выбором профессии. WoMo сделал выборку наиболее популярных школ в сфере бизнес-образования.

Бизнес-клуб для подростков «BeezzCraft» при Международном институте бизнеса

Программа: комплексная программа включает три аспекта: бизнес-обучение, профориентация и самореализация. Для этого участники клуба прослушивают курс мастер-классов от преподавателей MBA, разрабатывают свой бизнес-проект, стажируются в компаниях, проходят тренинги по профориентации и эмоциональному интеллекту. С каждым работает тьютор, помогая применять изученное на практике и определяться с будущим делом.

Названия новых московских курсов для детей звучат как дисциплины волшебной школы Хогвартс. Первое преимущество курсов над классическими художественными и музыкальными школами - их можно менять каждый месяц, а то и каждую неделю. Второе - многие программы предполагают, что по выходным вы будете строить спутники, рисовать макеты и даже плавать с дельфинами всей семьей.

Робототехника и промышленный дизайн в «Робошколе» на ВДНХ

Во втором павильоне ВДНХ запустили четыре образовательных программы для детей от шести лет. На курсах по базовой робототехнике каждый ребенок создает робота с нуля: конструирует его модель и программирует «сердце» - систему простых кодов. Вторая программа - под названием STEAM (Science, Technology, Engineering, Art, Mathematics) представляет собой комплекс инженерных уроков с постоянными экспериментами. Класс промышленного дизайна - для детей с тягой к искусству. На первой части занятий школьникам расскажут историю современного дизайна, на второй - помогут создать собственный арт-проект. Четвертая образовательная программа «Электротехника» разработана для тех, кто с интересом выкручивает винтики в будильниках и телефонах. Ребенку покажут, как на самом деле работает техника, и научат проектировать новые приборы.

Занятия проходят с 16:30 по будням и с 11:00 до 20:30 по выходным. Стоимость одного занятия - 1 500 руб. Стоимость месяца (4 занятия) - 5 200 руб. Курс (12 занятий) - 13 800 руб. Расписание «Робошколы» на 2017–2018 учебный год - на официальном сайте .

Гончарное мастерство, курсы токарного дела и витражная мастерская в «Парке ремесел» на ВДНХ


На детские курсы «Парка ремесел» принимают с четырех лет. Программу можно составить самому из десяти предметов. Среди них - работа с гончарным кругом и токарным станком, лепка глиняных изделий, создание фарфора, выжигание посуды, домашний декор своими руками. Чем эти курсы отличаются от кружков по рукоделию? В «Парке ремесел» преподаватели не дают ученикам единых образцов и помогают ребенку довести собственную идею до готового изделия. По выходным к детям присоединяются родители. Создатели образовательной программы «Парка ремесел» отмечают, что индивидуальный подход творческих курсов удобен и для детей с особенностями развития.

Записаться на любое занятие курса можно по отдельности, как на мастер-класс. Стоимость занятия в детской группе - 800 руб. Стоимость отдельного мастер-класса - от 500 до 2 000 руб. Расписание курсов - на сайте «Парка ремесел».

Курсы столярного мастерства в «Московской деревянной школе»


Работники столярной мастерской «Механические деревянные шестеренки» Вячеслав Швайков (столяр, дизайнер) и Екатерина Меньшикова (архитектор) составили три серьезных курса для детей от 5 до 12 лет. Занятия проходят в клубе «Мамин садик» в саду «Эрмитаж». Курс 1.0 - игровые лекции и эксперименты, связанные с изучением строения дерева, шишек и иголок, основ конструирования, базовых форм вещей. На курсе 2.0 дети создают первые изделия, а на третьем этапе учатся тонкостям отделки. Соблюдать именно такую последовательность необязательно: например, пятилетний ребенок может одновременно ходить и на вторую, и на третью программу.

Ведут курсы сами основатели: Вячеслав и Екатерина общаются с учениками на равных и всерьез воспринимают их фантазии. Задачи дети ставят себе сами: если девочка решит смастерить трактор, а мальчик - домик принцессы, преподаватели помогут ребенку составить план действий.

По субботам в школе проходят семейные мастер-классы: дети учат мам и пап мастерить из дерева игрушки и посуду.

Стоимость одного занятия - 1 500 руб. Расписание - на сайте .

Хирургия, палеонтология и детективные курсы проекта «Умная Москва»


«Умная Москва» - это двухчасовые курсы для детей от 7 до 14 лет в центре ЗИЛ. Каждый курс составлен в формате практической игры. На «Хирургии» дети делают операции игрушечному попугаю, на «Палеонтологии» - находят останки динозавров, на программе «Научный детектив» - расследуют преступление. Курсы проводят для двух возрастных групп: от 7 до 9 лет и от 10 до 14. В каждом занятии участвуют до 60 детей, учеников делят на четыре команды по 15 человек и распределяют по закрытым лабораториям. Капитанов команд здесь нет - каждый ребенок должен провести эксперимент своими руками, чтобы его группа выиграла. Преподаватели и разработчики «Умной Москвы» - выпускники РНИМУ им. Н. И. Пирогова и МГУ им. М. В. Ломоносова.

«Проект начинался с лекций для взрослых, но постепенно мы поняли, что популяризация науки для детей - более перспективная и интересная для нас ниша», - рассказывает основатель «Умной Москвы» географ Михаил Кнеллер.

В каждый билет на занятие для ребенка входит программа для родителей. Мам и пап приглашают на научную лекцию с викториной (обещают призы).

Стоимость одного билета (один ребенок + один или двое взрослых) - 1 750 руб. Для групп от 12 человек - 1 600 руб. Расписание занятий - на официальном сайте .

Клуб юных астрономов в Московском планетарии


Чтобы попасть на детские занятия Московского планетария, нужно заполнить анкету, пройти собеседование и надеяться на ответ - в группу набирают детей, которые уже увлечены звездами и знают, что у Сатурна семь колец. Возрастные ограничения кружка узкие: принимают детей - учеников 6–7-х классов. Собеседования начались 20 августа и будут проходить до 1 октября. Первая лекция курса назначена на 3 октября. Курс некоммерческий, попасть на занятия вне собеседования за дополнительную плату нельзя.

В программе первого курса клуба - работа с разными типами телескопов и наблюдение за переменными звездами с крыши центра, изучение истории происхождения Солнечной системы, базовой истории астрономии и законов движения небесных тел.

Подробную информацию о клубе можно найти .


В детском центре Еврейского музея и Центра толерантности для школьников работает театральная студия профессора актерского факультета в Институте культуры Инны Ваксенбург и программа After school (как группа продленного дня в школе, только с обедом в музейном кафе). С 19 сентября музей запускает второй курс для режиссеров от 8 до 12 лет «Кинопроект 8».

В программу входит восемь занятий по вторникам (с 16:00 до 18:00), на каждом ребенок освоит один из этапов производства фильма. Первый урок - пробный и бесплатный, его тема - драматургия сценария. На следующих занятиях школьникам объяснят, зачем нужны современные стили и жанры, научат обращаться с профессиональной камерой и работать с актерами.

После теоретической части курса каждый ребенок составит сценарий авторского этюда, в котором сыграет сам. Преподаватели обещают не влиять на идею ученика - только давать советы по ее воплощению.

Работы учеников первого курса музей выложил на Vimeo. https://vimeo.com/225733258

Абонемент на месяц (четыре занятия) - 4 000 руб. Запись на проект ограничена. Зарегистрироваться можно на сайте .

Курсы сторителлинга и литературного творчества в Государственном музее истории российской литературы имени В. И. Даля


В студии «Сказка выходного дня» при музее имени Даля есть два образовательных направления для школьников - «Литературное творчество» и «Сторителлинг». Создатель литературной программы, писатель и сценарист Валентина Дегтева придумала курсы для детей от 10 до 13 лет, которые не любят читать. На занятиях в студии «Сказка выходного дня» небольшие группы (пять-семь человек) снимают фильмы (есть мастер-классы по немому кино), рисуют мультфильмы с новыми поворотами известных сюжетов и доказывают на дебатах, кто же все-таки прав, Печорин или Грушницкий.

Если родители приходят на курсы вместе с детьми, то участвуют в процессе: играют в костюмеров и декораторов постановок. Если вы не боитесь смутить ребенка, Валентина выдаст вам соленое тесто и предложит слепить фигурку.

На курсы сторителлинга принимают с 5 до 13 лет. Здесь детей учат складывать логичные истории из хаотичных фрагментов, объясняют, как подать идею, чтобы ее поняли, приводят примеры из классической и современной литературы.

Стоимость одного занятия - 500 руб. Стоимость абонемента на полгода - 3 400 руб. Расписание занятий - на официальном сайте .

Технологии виртуальной реальности, 3D-моделирование и промышленный дизайн в «Лабе» на Мясницкой


30 августа на Мясницкой открылся коворкинг «Лаба» с курсами для детей от семи лет. Создатели проекта - основатель Музея советских игровых автоматов Максим Пинигин и архитектор Николай Михеев. Идея Максима и Николая - показать школьникам, что ценные новые идеи рождаются на стыке нескольких наук. «Здесь можно реализовать любую идею, от спутника до табуретки, в материальном мире», - рассказывает Михеев.

1 сентября в «Лабе» запустили десять направлений курсов для школьников: 3D-моделирование и 3D-печать, увлекательное программирование, промышленный дизайн, VR/AR (технологии виртуальной и дополненной реальности), анимация, создание архитектурных проектов с нуля, моделирование кораблей, машин и самолетов.

Расписание программ специально составлено так, чтобы школьник мог попробовать все направления. Идея выпускного проекта ребенка может совмещать сразу три дисциплины.

Посещать занятия могут и взрослые. Стоимость курсов не зависит от возраста.

В «Лабе» есть все необходимое оборудование для архитекторов, дизайнеров, мебельщиков и ювелиров (например, фрезерные и лазерные станки, режущий плоттер и 3D-принтер). Пока ребенок строит космический корабль, вы можете завершить свою работу.

Cтоимость шести занятий - 11 000 руб. Расписание занятий - на официальном сайте .

Лекторий для «юных Кусто», школа юного тренера и заплывы с дельфинами в «Москвариуме»


Если ребенок пересматривает фильм про касатку Вилли в третий раз, запишите его в школу юного тренера «Москвариума» на ВДНХ. Детей и подростков от 8 до 17 лет объединяют в группы по 5–7 человек. Профессор океанологии проводит им экскурсии по всему аквариуму, а ведущий тренер дельфинов-афалин рассказывает о тонкостях общения с животными. В это время дети наблюдают за тренировкой касаток и моржей. Вторая часть курса - практическая. Ученики играют с дельфинами, стоя на помосте, репетируют команды и перебарывают страх. Затем каждому выделяют 10 минут на заплыв с дельфином в большом бассейне.

Все участники, которые решаются поплавать с животными, получают диплом юного тренера.

В свободное от занятий время родители могут присоединиться к ребенку - в программе «Москвариума» есть семейные заплывы с дельфинами (сеанс на четверых - 25 000 руб.).

Стоимость одного дня занятий в детской группе (4 часа с обедом) - 10 000 руб. Подробности о проекте можно найти .

Программирование, логика кодов Minecraft и создание мобильных приложений в Moscow Coding School


Чтобы школьник проводил время за компьютером с пользой, достаточно выбрать один из трех курсов Moscow Coding School - «Программирование для детей: приложения» (с 11 до 14 лет), «Гаджеты с Александром Братчиковым» (с 10 до 14 лет) или «Программирование для детей: Minecraft» (с 10 до 13 лет). Первая образовательная программа - для тех, кто никогда не программировал. Через шесть занятий ребенок может скачать собственное приложение на iPhone из AppStore. Школьникам наглядно рассказывают о том, как создать грамотный дизайн и воплотить идею в прототип, а затем и рабочий образец приложения. «Пропуск» на курс - MacBook с загруженной средой Xcode.

Направление о гаджетах ведет известный веб-разработчик, выпускник «Стрелки» Александр Братчиков. На занятиях Александр объясняет детям на понятном языке, почему мобильные телефоны и компьютеры работают именно так.

Для третьего курса на детский компьютер придется скачать игру Minecraft - в образовательных целях. Ученики будут влиять на ход действий и эмоции героев с помощью программного кода Phyton.

Стоимость одного курса - 14 999 руб. Подробное расписание и запись - на официальном