Значение этикета в обществе. Этикет как социальное явление. Манеры поведения в жизни человека

Этикет как учебная дисциплина и социальное явление

Понятие этикета

Основные правила и принципы этикета

Структура этикета

Роль этикета в жизни общества

УВАЖАЕМЫЕ СТУДЕНТЫ!

Вам необходимо ответить на предложенные вопросы и выполнить задания по теме практического занятия. Перед этим нужно изучить материал лекции №1 и другие лекции, которые помогут в приведении примеров. ВНИМАНИЕ! Ответы нужно излагать своими словами и в краткой форме! Можно приводить примеры, связанные с поведением в любой сфере жизни, с любым видом и подвидом этикета: этикетом в общественных местах, подарочным этикетом, семейным этикетом, столовым этикетом и т.д.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ:

1. Дайте определения понятий «этикет» и «культура поведения». Покажите тесную взаимосвязь и различия между ними.

2. Что такое этика? Перечислите три основных различия между этикой (в значении мораль) и этикетом.

3. Назовите «золотое правило» нравственности, лежащее в основе этикета. Как Вы его понимаете? Приведите 1-2 примера, подтверждающие верность этого правила и его важность для хороших взаимоотношений между людьми.

4. Перечислите и раскройте основные принципы этикета. Почему принципы этикета более важны, чем его конкретные правила? Назовите правила этикета или приведите примеры поведения людей, выражающие принципы гуманизма, эстетической привлекательности и здравого смысла, целесообразности действий (не менее 3-х правил, примеров поведения).

5. Раскройте одно из таких замечательных качеств личности как корректность, тактичность, деликатность или любезность. Приведите 1-2 примера поведения, которые являются проявлением этого качества.

6. Какова, по Вашему мнению, роль этикета в повседневной жизни современного человека и в достижении им успеха в профессиональной деятельности?

Выполните тестовые задания:

ВНИМАНИЕ! Тестовые задания выполняются в качестве самопроверки полученных знаний и ответы на них студентами не высылаются. В качестве заданий для итогового контроля они будут предложены в день проведения зачета в студенческой аудитории.

ПАМЯТКА! Если тестовое задание предполагает не один, а два ответа и более, рядом с ним Вы найдете помету «не менее двух вариантов».

1. Этикет это:

б) манеры поведения и общения

в) совокупность верований, убеждений, ценностей, норм и образцов поведения, которыми руководствуется большинство членов общества

2. Этикет как общественное явление зародился:

а) в первобытную эпоху

б) в период Древних цивилизаций

в) в Новое время

3. «Золотое правило» нравственности гласит:

а) живи и не мешай жить другим

б) поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой

в) никогда не ставь людей в неудобное положение

4. Культура поведения это:

а) совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям

б) знание правил этикета

в) правила поведения, которые усвоены людьми и реализуются ими в повседневной жизни

5. Принцип эстетической привлекательности поведения заключается:

а) в уважительном и доброжелательном отношении к людям

б) в стремлении поступать красиво в любой жизненной ситуации, быть привлекательным в глазах окружающих

в) в практической полезности действий и поступков человека

6. Сущность принципа гуманизма состоит:

а) в стремлении строить свое поведение в зависимости от места времени и обстоятельств

б) в уважительном и доброжелательном отношении ко всем людям, вне зависимости от возраста, пола, национальности и общественного положения

в) в ориентации на соблюдение народных обычаев и традиций

7. Общегражданский этикет это:

а) правила поведения дипломатов и других официальных лиц на различных дипломатических приемах, во время визитов и переговоров

б) свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих

в) совокупность правил, традиций и обычаев, соблюдаемых жителями той или иной страны при общении друг с другом

8. К подвидам этикета, которые определяются характером ситуации, в которой находится человек, относятся: (не менее двух вариантов)

а) служебный

б) дипломатический

в) гостевой

г) семейный

д) общегражданский

е) подарочный

ж) этикет в общественных местах

9. По форме общения этикет подразделяется на: (не менее двух вариантов)

а) речевой (вербальный)

б) неречевой (невербальный)

в) столовый

г) гостевой

д) подарочный

10. В зависимости от правил поведения, которыми руководствуются представители тех или иных профессий, выделяют: (не менее двух вариантов)

а) педагогический этикет

б) медицинский этикет

в) служебный этикет

г) придворный этикет

11. Национальные обычаи и традиции сегодня, как правило, соблюдаются: (не менее двух вариантов)

а) на свадьбах

б) на крестинах

в) на молодежных вечеринках

г) на похоронах

д) во время посещения театра и кинотеатра

12. Регулятивной функцией этикета является:

а) нравственное и эстетическое воспитание личности

б) упорядочение, регулирование взаимоотношений между людьми

в) обеспечение позитивного общения между членами общества

Деловой этикет это общепринятая установленная норма поведения человека в сфере бизнеса и деловых контактов. И он является самой важной стороной поведения любого предпринимателя.

Знание этикета – это профессиональное качество, которое нужно постоянно в себе развивать. Например, японцы тратят ежегодно миллионы долларов на обучения своих сотрудников хорошим манерам, и усовершенствования их знаний этикета. Ведь они прекрасно понимают, что успех любой фирмы, прежде всего, зависит от ее сотрудников, и их умении трудится для достижения общей поставленной цели.

Роль делового этикета заключается в полной гармонии деловых отношений, которые будут способствовать в дальнейшем успешному развитию бизнеса. Ведь очень многие компании ежегодно теряют довольно много выгодных клиентов по причине невоспитанности или неправильного поведения во время деловых переговоров.

Роль этикета в деловом общении играет большую роль. Ведь всего одно неправильно вами сказано слово в разговоре с начальником, и можно надолго забыть о повышении своей должности, или о прибавке к зарплате. Не стоит также забывать о том, что правила делового общения распространяются на весь коллектив, с которым вы общаетесь на протяжении всего рабочего дня. Нужно постоянно следить за тем, что вы говорите, и как вы это делаете. Потому что успех бизнеса во многом зависит от умения общаться, и вести переговоры с деловыми партнерами.

5 золотых правил, которые играют огромную роль в бизнес этикете.

  1. Самое главное правильно рассчитать свое время. Пунктуальность – ключ к успеху. Нужно помнить о том, что опоздания плохо отразиться на вашей репутации перед деловым партнером. И все ваши извинения не загладят вашу вину, и на подсознательном уровне останется неприятный осадок по отношению к вам.
  2. Старайтесь не говорить лишнего об идеях по развитию вашего бизнеса, конкуренты могут ими воспользоваться.
  3. Для того чтобы успешно вести дела всегда принимайте во внимания мысли и интересы покупателей, партнеров, клиентов. Быть эгоистом означает полностью препятствовать своему достижению успеха.
  4. Не забывайте о своем внешнем виде. Ведь именно на него в первую очередь обращает внимания клиент, и это ему может помочь настроиться на сотрудничество вами. С его помощью вы можете подчеркнуть свой статус или должность, которую занимаете.
  5. Ваша речь должна быть правильно изложенной и быть полностью понятной для вашего оппонента. Старайтесь следить за своей дикцией и интонацией. Будьте вежливыми, не употребляйте фразы, которые могут оскорбить вашего слушателя.

Если сознательно соблюдать эти не сложные правила бизнес этикета, это даст вам шанс к активному продвижению по карьерной лестнице. Вы также покажете своему партеру, что вы дорожите тем, что он выбрал сотрудничество именно с вами. Своей культурой вы сможете продемонстрировать, что для вас очень важно чужое мнения, и вы к нему всегда прислушаетесь.

Но, прежде всего, бизнес этикет – корпоративная культура компании, которую нельзя нарушать.


План
Введение
1. Понятие профессиональной этики юриста
2. Формы проявления эстетической культуры юриста.
3. Роль и значение этикета в работе юриста
Заключение
Список литературы

Введение
Современное общество все в большей степени становится обществом экспертов, специалистов, владеющих особыми знаниями и навыками. Эта тенденция общества к специализации порождает все большую независимость, самостоятельность профессиональных групп, которая, в свою очередь, порождает массу этических проблем.
В первую очередь, это проблема существования кодексов профессиональной этики, а точнее совместимости их требований к членам той или иной профессии с требованиями универсальной этики. То есть, профессиональные кодексы не должны быть источником какой- то особой этики, которая бы позволяла членам соответствующих профессиональных групп "делать то, что другим делать безнравственно". Другая сторона этой же проблемы - необходимость соединять профессиональную этику с принципами лояльности и повиновения той организации, в которой работают данные специалисты.
Хотя указанная проблема важна для любой профессиональной группы, для юридической профессии она должна, по всей видимости, находится на первом месте. Причиной тому служит сам характер деятельности юриста, которая, как весьма точно определяет доктор юридических наук, профессор А.С. Кобликов, "касается важнейших благ, интересов людей, нередко связана с вторжением в их личную жизнь, а иногда и с ограничением прав, принятием решений, влияющих на судьбу человека".
Следовательно, собственная проблема существования юридической этики связана с особой ответственностью юридической профессии перед обществом.
По словам французского специалиста правоведа Ж. Л. Бержеля, юрист "не имеет права быть ни простым клерком, обреченным на рабское скрупулезное следование всем пунктам существующего регламента, ни волшебником-недоучкой, бестолковость которого становится причиной нелогичных и непредвиденных событий". Юристы должны заботиться о безопасности и стабильности отношений между людьми даже тогда, когда их не совсем устраивает существующий порядок.
Юридическую профессию принято называть свободной. Традиционно свободным профессиям общество предоставляет большую автономию, чем, например, ремеслам или бизнесу. Это выражается в том, что общество ослабляет свой контроль над деятельностью представителей свободных профессий, требуя взамен служение на благо общества, осуществление внутреннего профессионального контроля, установление более строгих и более высоких в моральном отношении стандартов и правил поведения по сравнению с остальным сообществом.
Конечно, снижение общественного контроля допустимо не для всех видов юридической профессии (общественный контроль необходим в первую очередь там, где юристы осуществляют функции государственной власти: суд, прокуратура, органы внутренних дел и т.п.). Но в любом случае одновременно с общественным контролем должен существовать внутренний профессиональный контроль соблюдения принципов и правил профессиональной юридической этики. В этих целях и создаются кодексы профессиональной этики, устанавливается ответственность за их нарушение.
Следует также учесть, что зачастую нормы профессиональной этики различных юридических профессий содержатся в законах. Отсюда совершенствование юридической этики отчасти решает и задачу совершенствования механизма правового регулирования в целом.
Для решения этой задачи необходимо обратить внимание на категории, лежащие в основе юридической этики, ее цели и принципы, которые служат своего рода ценностными стандартами, по которым качественно выверяются сами правила профессиональной этики.
Эти категории и будут рассмотрены в настоящей работе.
Основная цель работы - раскрыть содержание указанных категорий и показать их значение и взаимосвязь. Для достижения указанной цели категории и принципы профессиональной этики юриста рассматриваются в сравнении с категориями универсальной этики, на примерах конкретных юридических профессий, анализу этических принципов одной из которых (адвокатской деятельности) посвящен один из разделов работы.
Работа основана на анализе специальной научной литературы, посвященной проблемам юридической этики, в частности работ таких авторов как М.Ю. Барщевский, А.С. Кобликов, Е.А. Красникова, Н.Я. Соколов и др. В работе учтено действующее российское законодательства, а также рассматриваются нормы российских и зарубежных кодексов этики различных юридических профессий.

3. Роль и значение этикета в работе юриста
Деловой этикет – важнейшая сторона морали профессионального поведения человека. Знание его – необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать.
Этика делового общения - это сумма выработанных наукой, практикой и мировым опытом нравственно-этических требований, принципов, норм и правил, соблюдение которых обеспечивает взаимопонимание и взаимное доверие субъектов делового общения, повышает эффективность контактов и конечных результатов их совместных действий,
Деловое общение должно основываться на определенных нравственных принципах, среди которых главными являются следующие:
1. В основе делового контакта лежат интересы дела, но ни в коем случае не личные интересы и не собственные амбиции. Несмотря на его кажущуюся банальность, именно этот принцип нарушается чаще всего, ибо далеко не каждый и далеко не всегда находит в себе способность поступиться личными интересами, когда они входят в противоречие с интересами дела, особенно когда это можно сделать безнаказанно и единственным судьей содеянного будет собственная совесть. Примером подобного поведения для сотрудника правоохранительных органов является оказание контактору юридической помощи, разъяснение ему его прав и возможностей, в результате чего он, быть может, окажется способным решить проблему не в вашу пользу (ведь достаточно было просто промолчать). Противоположным, безнравственным поведением было бы своекорыстное использование своей компетентности (профессиональной, правовой, в том числе и приемов делового общения) для получения выгодного для вас решения.
2. Порядочность, т. е. органичная неспособность к бесчестному поступку или поведению, основывающаяся на таких выработанных нравственных качествах, как:
- обостренная совесть (достаточно хорошо иллюстрируется вышеприведенным примером), сознание того, что даже бездействие или молчание могут быть бесчестными;
- постоянное стремление сохранить незапятнанной свою честь как высшую степень честности и благородства и утвердить собственное достоинство как признаваемое окружающими право на самоуважение;
- умение держать себя одинаково с любым человеком, независимо от его служебного или социального статуса;
- моральная устойчивость, проявляющаяся, прежде всего в том, что ни при каких условиях человек не поступается своими принципами;
- обязательность, точность, ответственность, верность своему слову.
3. Доброжелательность, т.е. органичная потребность делать людям добро (добро - главная категория этики). Конечно, всякая профессиональная деятельность имеет целью удовлетворение социальной потребности и в этом смысле направлена на «производство полезного», которое, по сути своей, есть также и «доброе». Однако «доброжелательность» расширяет сферу социальной жизнедеятельности человека, ибо без этого подхода он ограничивается лишь тем, что обязан выполнить в пределах предписанного службой (за что, собственно, он и получает зарплату). Принцип доброжелательности побуждает человека выполнять не только то, что он должен, но еще и сверх того, что он может во имя блага людей, и за что он получает не зарплату, но лишь человеческую признательность и эмоциональную удовлетворенность.
4. Уважительность, т.е. уважение достоинства партнера по общению, реализующаяся через такие воспитанные нравственные качества, как: вежливость, деликатность, тактичность, учтивость, заботливость. Как и всякий иной нравственный принцип, она помимо своего морального содержания заключает также и деловую целесообразность. Это хорошо иллюстрируется следующим примером. На русском флоте на ответственных совещаниях было принято предоставлять первое слово младшим. При этом исключалась возможность не выслушивать их мнения в тех случаях, когда оно не совпадало с мнением старших, и они могли «постесняться» его высказать или же поставить их в неловкое положение.

Заключение
Формирование у будущих специалистов юридической профессии морально-этических навыков следует начинать на ранней стадии обучения, поскольку каждый индивид воспитан в соответствии со своим социальным положением. А профессия юриста предполагает наличие значительных полномочий, что может отрицательно сказаться на человеке с неустойчивыми моральными принципами.
Юридическая этика - меняющееся значение. Его изменения определяются прежде всего изменениями самого человека, его, взглядов, а также особенностями и предметом юридической профессии, поэтому важно в процессе обучения обращать внимание на этические аспекты.
и т.д.................

Этика (от греч. ethos - обычай, нрав) - учение о морали,

нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель

для обозначения практической философии, которая должна дать

ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать пра-

вильные, нравственные поступки.

Мораль (от лат. moralis - нравственный) - это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль - важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах об-

щественной жизни - семье, быту, политике, науке, труде и т.д.

Важнейшими категориями этики являются: добро, зло, справедливость, благо, ответственность, долг, совесть и т.д. Нормы морали получают свое идейное выражение в общих представлениях, заповедях, принципах о том, как должно себя вести. Мораль всегда предполагает наличие определенного нравственного идеала, образца для подражания, содержание и смысл которого меняются в историческом времени и социальном пространстве, т.е. в различные исторические эпохи и у разных народов.

Общение - процесс взаимодействия общественных субъектов: социальных групп, общностей или личностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.

Общение выступает как способ существования общества и человека.

Именно в процессе общения происходят социализация личности

и ее самореализация.

Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной

системы и в различных формах. Его отличительная черта - оно

не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношений - это прежде всего получение максимальной прибыли.

Следовательно, этику делового общения можно определить как

совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности.

Этика делового общения представляет собой частный случай этики вообще и содержит ее основные характеристики.

Деловое общение - необходимая часть человеческой жизни, важнейший вид отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своими подчиненными, начальником или



коллегами, каждый так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы. Какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в

общении. Он может как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение

или даже сделать его невозможным.

Этика делового общения определяется общественно-экономическим строем общества, структурой егосоциальной организации и господствующимтипом общественного сознания.

В традиционном обществе основным механизмом делового общения являются ритуал, традиция и обычай. Им соответствуют нормы, ценности и стандарты этики делового общения.

У Конфуция есть большое количество изречений, посвященных этике именно делового общения. Прежде всего, они относятся к принципам поведения между руководителем

и подчиненным и раскрытию тех норм и принципов общения, которые делают его наиболее эффективным и действенным с этической точки зрения.

Правитель должен быть правителем, а подданный - подданным, отец - отцом, а сын - сыном.

Когда правитель любит справедливость, никто не осмелится быть непослушным, когда правитель любит правду, никто в народе не посмеет быть нечестным.

Слушаю слова людей и смотрю на их действия.

Держать два конца, но использовать середину.

Благородный муж, когда руководит людьми, то использует таланты каждого, малый человек, когда руководит людьми, то требует от них универсалий.

Вести сражаться необученных людей - значит бросать их.

Благородные мужи при разногласии находятся в гармонии: у малых же людей гармонии не может быть и при согласии.

Когда не говорите с тем, с кем можно говорить, то упускаете таланты; когда же говорите с тем, с кем говорить нельзя, то тратите слова напрасно. Но умный никого не упускает и не тратит слов напрасно.

Рядом с благородным мужем допускают три ошибки: говорить, когда не время говорить, -это опрометчивость; не говорить, когда настало время говорить, - это скрытость; и говорить, не замечая его мимики, - это слепота.

Благородный муж... когда глядит, то думает, ясно ли он увидел; а слышит - думает, верно ли услышал; он думает, ласково ли выражение его лица, почтительны ль его манеры, искренна ли его речь, благоговейно ли отношение к делу; при сомнении думает о том, чтоб посоветоваться; когда же гневается, думает об отрицательных последствиях: и перед тем, как что-то обрести, думает о справедливости.

Если для людей, которых заставили трудиться, выбирать посильный труд, то у кого из них возникает злоба?

Казнить, тех, кого не наставляли, - значит быть жестоким; требовать исполнения, не предупредив заранее, - значит проявлять насилие; медлить с приказом и при этом добиваться срочности - значит наносить ущерб; и в любом случае скупиться при выдаче, оделяя чем-либо людей, - значит поступать казенно.

Не зная ритуала, не сможешь утвердиться.

Когда не можешь сам себя исправить, то как же будешь исправлять других?

Изречения великого философа, касающиеся этических норм общения, не потеряли актуальности и в наши дни. Следование им, несомненно, окажет большую помощь в установлении эффективного взаимодействия и поможет избежать многих ошибок в

деловом общении.

На самом деле разве может потерять актуальность тот «путь золотой середины» - путь компромисса, который проповедовал Конфуций, утверждая необходимость «держать два конца, но использовать середину»? Не менее актуально звучит сегодня и его афоризм «Слушаю слова людей и смотрю на их действия», выражающий необходимость соблюдения единства слова и дела, необходимость проверять слово делом.

Можно ли не согласиться с мнением мыслителя о том, что в деловом общении

каждый должен соответствовать своему статусу и учитывать статус