Занятие во второй младшей группе «Зимующие птицы. Краткосрочный проект «Зимующие птицы» во второй младшей группе (3–4 года)

Наталья Сулимова
Занятие во второй младшей группе «Зимующие птицы»

Непосредственно образовательная деятельность

Занятие в 2ой младшей группе «Зимующие птицы »

Программное содержание :

Формирование интереса к зимующим птицам , умение узнавать их по внешнему виду;

Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участия в занятие , нравственно-эстетических чувств к природе;

Развитие наблюдательности при рассматривании птиц , диалогической связной речи, логического мышления, умение сравнивать;

Совершенствование умения отгадывать загадки;

Воспитывать желания заботиться о птицах , подкармливать их зимой, прививать бережное отношение к ним.

Демонстрационный материал :

конверт с письмом, кормушка, корм для птиц , иллюстрации с изображением зимующих птиц .

Ход занятия:

Обратить внимание детей на то, что на подоконнике сидит птичка и что-то держит в клюве.

Ребята, птичка принесла нам письмо. Интересно, от кого оно? (прочесть)

«Здравствуйте, ребята! Пишут вам зимующие птицы , которые живут рядом с вашим детским садом. У нас к вам просьба, пожалуйста, помогите нам перезимовать».

Зима богата снегом, снежинками, вьюгами, метелями. И зимой птицам очень трудно прокормиться. Птицам зимой холодно и голодно, так как корм, который они едят, зимой оказался под глубоким слоем снега.

Ребята, а вам интересно какие птицы просят нас о помощи ? Давайте отправимся на улицу, и посмотрим, какие птицы там живут . А чтобы туда попасть, давайте превратимся в снежинки (звучит музыка, дети кружатся и «превращаются» в снежинки)

Вы, ребята, покружитесь и в снежинки превратитесь! Снежинки такие пушистые, легкие, красивые. Они кружатся и опускаются на опушку леса.

Ребята, а чтобы узнать, какие птицы живут в лесу , давайте соберем разрезные картинки (дидактическая игра «Собери картинку» )

Ребята, назовите птиц , которые не улетели, а остались зимовать с нами и которые часто прилетают к нам на окно (воробей, синица) . Птицам очень голодно и поэтому они зимой селятся ближе к людям, чтобы они их подкармливали.

Ребята, отгадайте загадки о зимующих птицах .

Я весь день ловлю жуков,

Уплетаю червячков.

В теплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю,

Чик – чирик! Не робей.

Я бывалый (воробей.)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика (синица)

Дидактическая игра «Чем похожи?»

По сколько ног у этих птиц ?

Чем покрыто их тело?

С помощью чего птицы летают ?

Сколько крыльев у птиц ?

Дидактическая игра «Чем различаются?»

Какого цвета перья у птиц ?

Как кричат эти птицы ?

Как они передвигаются? (прыгают, ходят)

Что они едят?

Физкультминутка «Птички в гнездах»

Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад и приготовить еду для птиц (звучит музыка, снежинки кружатся, оказываются в детском саду и превращаются в детей)

Давайте вспомним, что едят птицы .

Дидактическая игра «Правильно разложи корм птицам »

Ребята, а как на улице накормить птиц ? (положить корм в кормушку) .

Правильно, только у нас нет кормушки, где же её взять? (раздается стук в дверь)

Ребята, к нам в гости пришел наш дворник дядя Ваня. Он принес нам домик для птиц .

Дядя Ваня

Я старался, что есть сил,

Птичкам домик смастерил.

Прилетайте хоть сейчас,

Хватит места в нем для вас.

Из чего сделана кормушка?

Хорошо, что дядя Ваня сделал кормушку для птиц ?

(дети благодарят дворника, кладут корм в кормушку)

Мы сейчас пойдем на прогулку и повесим кормушку, покормим птиц .

Покормите птиц зимой ,

Пусть со всех концов.

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Приручайте птиц зимой

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Надо помогать, птицам пережить тяжелое время, помните самое страшное для птиц не холод , а голод. Когда нечего кушать птицы прилетают из леса поближе к людям. Люди – добрые, они пожалеют несчастных птиц и покормят их кого зерном, кого крошками,а кого сальцем.

Публикации по теме:

Петушок и его семья. Цели: Познакомить детей с игрушками, изображающими петуха, курицу и цыпленка; Дать понять знания о домашних животных;.

Коллективная работа второй младшей группы,в технике пластилинография "Зимующие птицы" Цель: закрепить и расширить представления детей о.

«Зимующие птицы». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для воспитанников второй младшей группы Тема: «Зимующие птицы». Цель: формирование основ взаимодействия с природой (рассматривание птиц, не нанося им вред) Задачи: 1. Формировать.

Актуальность Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Веками человек был потребителем по отношению.

Программное содержание: расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, их частей тела; закрепление.

Открытое занятие в старшей группе по итогам проекта «Перелетные и зимующие птицы» Цель: Формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах. Задачи: Формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных.

Э. Н. голованова:«Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу,.

Занятие по окружающему миру и рисованию в подготовительной группе «Зимующие и перелетные птицы» ГБОУ Школа лицей №1420 Занятие по окружающему миру и рисованию в подготовительной группе «Зимующие и перелетные птицы» Подготовила.

Занятие в подготовительной группе «Зимующие птицы» Занятие в подготовительной к школе группе

2 младшая группа

Тип проекта: иформационно - воспитательный.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность : краткосрочный (3 неделя)

Формы работы: познавательная, игровая, продуктивная, работа с родителями.

Актуальность проекта.

Зима – трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная. Голодная птица сильно страдает от холода. Нужно поддержать птиц зимой, сделать для них кормушки и не забывать подсыпать в них корм.

Зимняя подкормка птиц – довольно старая традиция. Первыми инициаторами ее были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться. Зимой даже лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилищу. Голод заставляет на время забыть о естественной осторожности. Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и в обучении и воспитании детей. Дети через беседы, познавательные занятия и наблюдения узнают о различных видах птиц своей местности, узнают характерные особенности внешнего вида, поведения, учатся заботиться о птицах, испытывают радость от осознания того, что, делясь крохами, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Дошкольное

Образовательное Учреждение №143

Невского района

г. Санкт – Петербург


Проект «Покормите птиц зимой»

2 младшая группа

2018 год

Проект «Покормите птиц зимой»

2 младшая группа

Тип проекта: иформационно - воспитательный.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность : краткосрочный (3 неделя)

Формы работы: познавательная, игровая, продуктивная, работа с родителями.

Место проведения : ГБДОУ №143 Невского района

Актуальность проекта.

Зима – трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная. Голодная птица сильно страдает от холода. Нужно поддержать птиц зимой, сделать для них кормушки и не забывать подсыпать в них корм.

Зимняя подкормка птиц – довольно старая традиция. Первыми инициаторами ее были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться. Зимой даже лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилищу. Голод заставляет на время забыть о естественной осторожности. Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и в обучении и воспитании детей. Дети через беседы, познавательные занятия и наблюдения узнают о различных видах птиц своей местности, узнают характерные особенности внешнего вида, поведения, учатся заботиться о птицах, испытывают радость от осознания того, что, делясь крохами, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.

Цель проекта:

Расширение знаний о жизни птиц, развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, привлечь внимания детей и их родителей к проблеме подкормки птиц, желание помогать им в трудных зимних условиях.

Проблема

В холодное время года перед птицами встают жизненно важные вопросы: как подкормиться, чем питаться? Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает, в силу наступивших холодов. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы, не могут пережить зиму и погибают. По статистике только одна из десяти оставшихся на зимовку птиц переживает это суровое время и встречает весну. Поэтому встает вопрос, как же выживают в зимнее время наши младшие друзья – птицы? Чем мы можем помочь им в это трудное время? А проведенные опросы показали, что дети затрудняются называть зимующих птиц, мало наблюдают в природе, у них не сформированы навыки оказания помощи зимующим птицам, желание подкармливать их зимой.

Предполагаемый результат:

Конкурс «С каждого по зернышку». »;

Фотовыставка по проекту.

Задачи проекта:

Образовательные:

1. Формировать экологического представления детей об окружающем мире.

2. Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, доброте, милосердии.

3. Закрепить знания детей о многообразии зимующих птиц и их значении для природы.

Воспитательные:

1. Воспитывать духовно – нравственные качества детей: любовь к родному краю, помочь осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра, красоты, справедли-вости к окружающему миру.

2. Способствовать формированию у детей потребности общения с природой и окружающим миром, ответственности за "братьев наших меньших".

Словарь: «крохи», зимующие птицы «названия», «пернатые».

Этапы реализации проекта:

1 этап подготовительный:

Задачи:
- определение уровня знаний детей о зимующих птицах;

Привлечь внимание родителей и детей к помощи зимующим птицам;

Формировать у детей умения и навыки по уходу за птицами в зимний период;

Воспитывать заботливое отношение, способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами;

Развивать чувственно-эмоциональную реакцию на окружающую среду;

Подбор материала по теме.

2 этап основной:

Задачи:

Обобщить знания детей о зимующих птицах;

Обратить внимание на их форму и строение птиц, учить находить сходство и различие между разными породами птиц.

Развивать творчество детей; вырабатывать сложную координацию движений кисти;

Активизировать речь, внимание и память детей, развивать логическое мышление и внимание;

Обогащать словарный запас детей;

Развивать связную речь;

Способствовать развитию движений детей во время подвижных игр;

Формировать умения согласовывать движения с текстом;

Расширять и углублять знания детей о разнообразии используемого материала для изготовления кормушек для птиц.

3 этап заключительный :

Задачи:

Способствовать формированию гуманного отношения к птицам;

Формировать представления о том, что без помощи человека птицам трудно выжить;

Вызывать желание помогать птицам в зимнюю бескормицу у детей и родителей.

Схема реализации проекта:

(Неделя Цель Содержание и формы работы)

Первая неделя.
Закрепить знания детей о зимующих птицах.

Учить детей рассматривать иллюстрации, картины.

Заинтересовать детей для организации последующей проектной деятельности.

1. Беседа «Зимующие птицы».

2. Рассматривание иллюстрации и картин русских художников «Птицы».

3. Чтение письма от зимующих птиц.

4. Чтение В. Бианки «Холодно в лесу, холодно!», «Кто сыт, тому голод не страшен».

5. Ежедневное наблюдение за птицами: «Какие птицы прилетают на кормушку?», «Ищем птичьи следы», «Как птицы передвигаются по земле?» «Как птицы летают?»

6. Оформление плаката воспитателем совместно детьми.

2 неделя

Развивать творческие способности детей. Развивать умение работать во взаимодействии со взрослыми.

Обобщить знания детей о птицах; установить связь между формой клюва и питанием птиц. Дать детям знания о том, какой корм нужен птицам.

Продолжать формировать представления детей о бережном отношении к хлебу. Дать знания об использовании оставшегося от обеда хлеба.

Воспитывать добрые отношения к маленьким соседям по планете – птицам.

Развивать связную речь у детей.

Закрепить знания детей о птицах: их разнообразии, отличительных особенностях, повадках, особенностях питания.

Способствовать формированию гуманного отношения к птицам; представления о том, что без помощи человека птицам трудно выжить; вызвать желание помогать птицам в зимнюю бескормицу у детей и родителей.

1. Беседа «Птицы».

2.Чтение Н. Рубцов «Воробей», А.Говоров «Снегири», З.Александрова «Новая столовая», В. Бианки «Сумашедшая птица».

3. Подвижные игры «воробушки и автомобиль», «Птички в гнездышках».

4. Наблюдения за птицами на прогулке.

5. Раскраски «Птицы».

6. Речевая игра «Скажи наоборот».

8. Изготовление папки–передвижки «Виды кормушек».

9. Проведение акции «С каждого по зёрнышку».

10.Размещение кормушек на деревьях на территории садика.

3 неделя

Продолжать закрепить знания детей о птицах: их разнообразии, отличительных особенностях, повадках, особенностях питания.

Обогащать словарный запас детей.

Развивать связную речь.

Способствовать развитию движений детей во время подвижных игр.

1. Беседа «Птицы зимой».

2. Чтение А. Яшин «Покормите птиц зимой», Н. Щербинина «Синичка», Н. Сладков «Курорт «Сосулька».

3. Рассматривание иллюстраций и картин «Птицы».

4. Речевое упражнение «Назови ласково».

5. Дидактическая игра «Узнай чья тень?».

6. Отгадывание загадок о зимующих птицах.

7. Лепка «Зернышки для птичек».

8. Наблюдения за птицами на прогулке у повешенных курмушек.

9. Подвижные игры «Совушка-сова», «Воробышки и автомобиль»

10. Оформление фотовыставки

Участники : дети 3-4 лет, родители 2 младшей группы ГБДОУ №143 Невского района.

Для детей младшего возраста свойственна высокая эмоциональная восприимчивость ко всему, что их окружает. Чем больше органов чувств задействовано в процессе воспитания и развития ребенка, тем полнее раскрывается перед ним картина мира. Родители проводят с детьми недостаточно времени, их постоянная занятость сказывается на настроении детей, отражается на их здоровье. Дети очень скучают по родителям, находясь в детском саду, участие в ней и мероприятиях запланированных в ходе проектной деятельности поможет детям и родителям почувствовать позитивную эмоциональную связь друг с другом.

Ответственные воспитатели (участники) : Абросимова Дарья Сергеевна, Фроленко Светлана Васильевна

Предполагаемый результат:

У детей расширилось представление о зимующих птицах;

Дети умеющие совместно со взрослыми изготовить кормушку из разного материала;

Дети знают, каким кормом подкармливать птиц;

Дети умеющие наблюдать за жизнью птиц в природе.

Продукт проектной деятельности:

Памятка для родителей «Как подкармливать птиц»;

Оформление папки-передвижки «Виды кормушек»;

Акция «С каждого по зернышку» ;

Фотовыставка по проекту.

Риски и мероприятия по их снижению

Погодные условия могут помешать наблюдениям за птицами на прогулке.

Что бы восполнить утрату наблюдений, дадим домашнее задание детям и родителям «наблюдать за птицами на выходных на прогулке»

В остальном проект не имеет рисков.

Абросимова Дарья Сергеевна;

Воспитатель;

Календарный план реализации проекта

Название и формат мероприятия

Дата

Участники

Материалы

Результаты мероприятия

Беседа «Зимующие птицы» Чтение письма от зимующих птиц.

Рассматривание иллюстрации и картин русских художников «Птицы».

6.0218

Дети и воспитатель

Письмо от птиц
Конспект беседы Иллюстрации и картины русских художников

«Птицы».

Закреплены знания детей о зимующих птицах. Дети рассмотрели иллюстрации, картины.

Чтение В. Бианки «Холодно в лесу, холодно!», «Кто сыт, тому голод не страшен».

5.02.18
7.02.16

Дети и воспитатель

Ежедневное наблюдение за птицами: «Какие птицы прилетают на кормушку?», «Ищем птичьи следы», «Как птицы передвигаются по земле?» «Как птицы летают?»

На протяжении недели

Дети и воспитатель
Родители и дети

Дети научились наблюдать за птицами. Изучать их поведение. Искать сходства и различия между ними

Оформление плаката воспитателем совместно детьми.

7-8.

02.18

Дети и воспитатель

Готовый материал для наклеивания

Плакат

Беседа «Птицы».

Чтение Н.Рубцов «Воробей», А.Говоров «Снегири», З.Александрова «Новая столовая»,

В.Бианки «Сумашедшая птица».

12.02.18
чтение
12-13
02.18

Дети и воспитатель


Дети ознакомились с худ. произведениями о птицах.

Подвижные игры «воробушки и автомобиль», «Птички в гнездышках».

На протяжении недели

Дети и воспитатель

Дети научились играть в новые подвижные игры.

Раскраски «Птицы».
Раскраски на дом

Речевая игра «Скажи наоборот».

На протяжении недели

Дети и воспитатель
Дети и родители

Раскраски

Дети научились раскрашивать птиц делая их похожими на оригинал. Дети научились играть в новую реч. Игру.

Проведение Акции «С каждого по зёрнышку».

13.02.18

Дети и воспитатель

Плакат, место для проведения конкурса

Собран корм для кормушек

Размещение кормушек на деревьях на территории садика.

15-16.
02.18

Дети и воспитатель

Кормушки. Корм

Кормушки размещены на территории садика

Беседа «Птицы зимой».

Чтение А. Яшин «Покормите птиц зимой», Н. Щербинина «Синичка», Н. Сладков «Курорт «Сосулька».

19.02.18
чтение
20 21.02.18

Дети и воспитатель

Конспект беседы Книги и рассказы для чтения

Расширились знания детей о птицах.
Дети ознакомились с худ. произведениями о птицах.

Рассматривание иллюстраций и картин «Птицы».

21.02.18

Дети и воспитатель

Иллюстрации и картины с птицами

Дети рассмотрели иллюстрации птиц.

Речевое упражнение «Назови ласково».

21.02.18

Дети и воспитатель

Дети научились играть в новую реч. Игру.

Дидактическая игра «Узнай чья тень?».

22.02.18

Дети и воспитатель

Материал для игры

Дети научились узнавать где, чья тень.

Отгадывание загадок о зимующих птицах.

22.02.18

Дети и воспитатель

Загадки

Дети Отгадали загадки о птицах.Научились узнавать птиц по их описанию.

Лепка «Зернышки для птичек».

19.02.18

Дети и воспитатель

Пластилин. Иллюстрации зёрен

Зёрна из пластилина для птиц

Наблюдения за птицами на прогулке у повешенных курмушек.

На протяжении недели

Дети и воспитатель

Дети увидели птиц в близи ранее рассматриваемые на иллюстрациях

Подвижные игры «Совушка-сова», «Воробышки и автомобиль»

На протяжении недели

Дети и воспитатель

Дети научались играть в навые подвижные игры


Непосредственно образовательная деятельность
Образовательная область «Познание» «Ознакомление с окружающим»

Тема: «Зимующие птицы»

II младшая группа № 4 «Морошка»

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные задачи:

Продолжать формировать представление о зиме, признаках зимы (стало холодно, деревья стоят голые, люди надели тёплую одежду, перелётные птицы улетели на юг и т.д.), учить из множества находить картину с изображением данного времени года;
- учить узнавать и называть зимующих птиц в цветном и силуэтном изображениях (голубь, воробей, ворона). называть корм для птиц;
- продолжать формировать художественные умения и навыки: правильно держать кисть, набирать клей и т.д.;

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать константность зрительного восприятия;
- развивать связную речь;
- развивать слуховое внимание;
- развивать мелкую моторику;
- развивать умение сортировать различные семена, опираясь на зрительный анализатор;

Воспитательные задачи:

Воспитывать аккуратность при работе с клеем;
- воспитывать желание заботиться о зимующих птицах.

Оборудование: фланелеграфы, картины с изображением времён года, кормушка, аудиозаписи «Пение птиц», «Мяуканье кошки», подсолнечные семечки, семечки арбуза, рис, пшено, блюдца, тарелки, наклонные плоскости, цветные и силуэтные изображения зимующих птиц (голубь, воробей, ворона), клей, кисти и другие материалы для аппликации.

1. Организационный момент

Воспитатель: «Ребята, скажите, какое сейчас время года? Как вы узнали?»
(Зима. На улице холодно, деревья стоят голые, кругом лежит снег, люди надели тёплую одежду, птицы улетели на юг.)

Воспитатель: «Все птицы улетели на юг или нет? Как мы называем одним словом тех птиц, которые остались с нами зимовать?»
(Нет. Зимующие птицы.)

Воспитатель: «Перед вами картины времён года. Покажите мне, пож-та, ту картину, на которой изображена зима. Посмотрите внимательно и скажите, какие зимующие птицы на неё изображены?»
(Голубь, воробей, ворона.)

Воспитатель: «Ребята, вы так много зимующих птиц назвали. Но почему-то в мою кормушку, которую я повесила на нашем участке, так никто и не прилетел. Как вы думаете почему?»
(Она пустая. Там нет корма.)

Воспитатель: «А чем же птицы питаются? Вы можете подсказать мне, какой корм нужно туда положить?»
(Пшено, семечки, хлеб, ягоды и др.)

Воспитатель: «Спасибо, вы мне очень помогли, я теперь постоянно буду наполнять кормушку кормом, и ещё больше зимующих птиц будет прилетать на наш участок».

2. Д/и «Сортировка»

Учитель-дефектолог: «А теперь посмотрим, что же ещё может служить кормом для птиц!? У вас на столах в зелёных тарелках лежит крупа (рис, пшено) и семечки (подсолнечные, арбузные), но пока я несла тарелки, ё меня всё перемешалось. Помогите мне, пож-та, разобраться - вам нужно в жёлтое блюдце переложить все семечки».
(Дети выполняют задание.)

3. Динамическая пауза «Птички и кот»

Учитель-дефектолог: «Мы с вами хорошо потрудились. И теперь давайте немножко отдохнём. Что вы слышите? А сейчас?»
(Воспитатель включает аудиозаписи «Пение птиц» и «Мяуканье кошки».
Поют птицы. Кошка мяукает.)
Учитель-дефектолог: «Как только услышите пение птиц, сразу начинаете летать. Давайте покажем, как птицы машут крыльями. Но как только мяукнет кошка, нужно сесть на корточки и затаиться, чтобы не попасться кошке в лапы».





4. Аппликация «Необычные кормушки»

Воспитатель: «Мы с вами поиграли, отдохнули. А теперь мы предлагаем помочь зимующим птицам пережить зиму - сделать для них замечательные кормушки! Перед вами силуэты зимующих птиц. Назовите их. У вас на столах есть баночки с клеем, но это не обычный клей, он сварен из муки и называется клейстер, поэтому для птиц он будет не вреден. Сейчас берём кисти, намазываем силуэты птиц клеем и начинаем посыпать пшеном, косточками и др.»

Учитель-дефектолог и воспитатель: «Посмотрите, какие замечательные и необычные кормушки у нас получились! Сегодня на прогулке мы обязательно повесим их на нашем участке и поможем зимующим птицам пережить зиму!»

Автор : Татаринцева Светлана Васильевна, воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 61», г. Новокузнецк.
Описание работы : Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей второй младшей группы (3-4 года) по теме «Поможем птицам в зимнюю стужу». Данный материал будет полезен воспитателям второй младшей группы. Это конспект познавательного занятия по формированию целостной картины мира.

Конспект НОД во второй младшей группе по теме «Поможем птицам в зимнюю стужу»

Интеграция образовательных областей: «Познание ФЭМП», «Коммуникация», «Социализация».
Цели:
расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании;
дать детям представление о видах питания зимующих птиц;
развивать зрительное восприятие, координацию движений;
развивать наблюдательность, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; сообразительность, в процессе отгадывания загадок;
развивать познавательный интерес у детей к жизни птиц;
воспитывать сопереживание, сочувствие, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.
Материалы к занятию: аудиозапись «Голоса зимующих птиц»; ноутбук; кормушка; картинки с изображением воробья, снегиря, синицы, клеста; четыре блюдца с ягодами рябины, семечками, шишкой, кусочком сала; дидактическая игра «Накорми птичку».
Предварительная работа:
наблюдение за птицами во время прогулок;
рассматривание дидактических картинок «Зимующие птицы»;
дидактическая игра – пазлы «Птицы зимой».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель - Ребята, посмотрите, что я принесла на занятие?
Воспитатель - Правильно – это кормушка. А для чего она нужна? (кормить птиц зимой)
Воспитатель - А разве не все птицы улетели в теплые края? Какие птицы остались? (воробей, сорока, ворона, клест, синица, свиристель, снегирь)
2. Отгадывание загадок + демонстрация наглядного материала (картинки зимующих птиц из загадок)
Воспитатель - Ребята, но раз так много птиц осталось с нами зимовать, то почему они пролетели мимо и не сели на мою кормушку? (в кормушке нет корма)
Воспитатель - Но я что-то не могу вспомнить, чем же питаются птички зимой? Ребята, давайте попробуем вместе лучше узнать птиц. Птицы спрятались от нас и оставили нам конверт с загадками. Отгадаем загадки и увидим птичек:
1. Озорной мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крошки собирает (воробей).
2. Красногудый, чернокрылый, любит зернышки клевать
С первым снегом на рябине он появится опять (снегирь).
3. Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку. Как зовут ее? (синичка).
4. Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым – Клё! Клё! Клё! Поёт со свистом (клёст).
Воспитатель - Дети, как одним словом можно назвать этих птиц, которые не улетели в теплые края, а остались с нами зимовать? (зимуюшие).
3. Работа по описанию и сравнению птиц.
Воспитатель - Ребята, посмотрите внимательно на птичек и скажите, чем они все похожи? (у всех птиц есть туловище, голова, лапки, клюв, крылья, хвост, а тело покрыто перьями).
Воспитатель - Зачем птицам крылья? (летать)
Воспитатель - Зачем птицам лапки? (передвигаться по земле, цепляться за ветки)
Воспитатель - Зачем птицам клюв? (есть, пить) – демонстрация заводной игрушки – «птичка клюет зернышки»
Воспитатель - Ребята, чем отличаются эти птицы друг от друга?
Воспитатель - Правильно, воробей и синица поменьше, а снегирь и клест побольше. И по окраске они разные: у снегиря грудка красная, а у синицы желтая. И повадки у птиц разные: воробьи любят сидеть на кустиках, клест - на еловых ветках, снегири на веточках рябины.
Воспитатель - Ребята, какие вы молодцы! Как много вы рассказали мне о птицах. Давайте отдохнем и попрыгаем как веселые и шустрые синички.
4. Физкультминутка «Шустрые синички».
Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки - на плетень,
Тири-тири, Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)
5. Беседа «Кто чем питается?».
Воспитатель - Синички - ребята попрыгали, размялись и захотелось птичкам покушать. Но мы ведь так и не разобрались, что любят есть разные птицы. Летом и осенью синицы и воробьи питались жуками, кузнечиками, гусеницами. Но сейчас, зимой, жуки и кузнечики спят под двумя одеялами – осенним и зимним, не добраться до них. Зимой птицам холодно и голодно. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Кто может им помочь зимой? (человек, птицы прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм).
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайкой на крыльцо.
Не богаты их корма!
Горсть зерна нужна.
Горсть зерна –
И не страшна
Будет им зима.
Воспитатель - Ребята, скажите, чем питаются птицы? (хлебом, крошками, семечками).
Воспитатель - Правильно, ребята. Хотите, узнать, какая птица, чем питается? Сейчас птички вам сами об этом расскажут. Понимаете ли вы птичий язык? Слушайте внимательно, если что-то не поймете, я подскажу, потому что я хорошо понимаю язык птиц.
6. Прослушивание аудиозаписи голосов зимующих птиц (воробей, синица, снегирь, клест).
Продолжение беседы «Кто чем питается?».

Воспитатель - Воробьи питаются зёрнышками, крошками, семечками.
Воспитатель - Синицы питаются зёрнышками, крошками, семенами, любимое их лакомство – сало.
Воспитатель - Снегири едят семена, любят клевать ягоды рябины. Мерзлые ягоды хорошо поддаются мощному клеву. Показывает блюдце с ягодами рябины.
Воспитатель - Клесты питаются семечками шишек.
7. Игра «Накорми птичку».
Воспитатель - Посмотрите внимательно, у нас на столе блюдца: с рябиной, хлебными крошками, семечками, шишкой.
Воспитатель - Я дам вам картинки с птицами, а вы должны назвать птичку и найти ей корм.
8. Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы»
Воспитатель - А теперь давайте потренируемся кормить птичек.
Прилетайте, птички! («зовущие» движения пальцев)
Сала дам синичке (4 раза – «режущие» движения одной ладони по другой)
Приготовлю крошки (пальцы щепоткой – «крошим хлеб»)
Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям (вытянуть вперед правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки – воробьям (то же левой рукой)
Галки да вороны
Ешьте макароны! (тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»).
9. Итог занятия.
Воспитатель - Дети, вместе мы разобрались, что надо положить птицам в кормушку. Давайте положим корм в кормушку, а когда пойдем на прогулку – подвесим ее на ветку дерева для наших пернатых друзей (дети выкладывают корм из блюдечек в кормушку, а воспитатель в это время читает стихи про зимующих птиц).

Проект «Зимующие птицы»

во второй младшей группе

Составила воспитатель:

Мастюкова Светлана Валериевна

Тип проекта по доминирующей деятельности – исследовательский

Тип проекта по предметно-содержательной области – межпредметный.

Тип проекта по характеру координации – открытая координация.

Тип проекта по количеству участников – коллективный.

Тип проекта по продолжительности – краткосрочный (1 неделя).

Тип проекта по характеру контактов – внутригрупповой.

Цель проекта: пополнение и обогащение знаний детей по лексической теме: «Зимующие птицы», по средствам познавательно – исследовательской деятельности, связной речи, мышления и творческих способностей детей.

Задачи проекта:

Образовательные:
Закрепить ранее полученные знания дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц
Пополнить имеющиеся знания новыми сведениями
Научить детей правильно подкармливать птиц.
Развивающие

Способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности
Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
Воспитательные:

Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях
Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
Укреплять детско-родительские отношения

1 этап проекта – проблематизация.

В силу своего возраста у детей имеется недостаток запас знаний о зимующих птицах. Нет навыков в умении подкормки птиц в зимнее время года.

2 этап – целеполагание.

Цель детей: расширить свои знания о зимующих птицах.

Предположения детей: все птицы или улетают в теплые края или остаются зимовать.

Решение: узнать о птицах, которые остаются с нами на зиму.

Понаблюдать какие птицы остались на зиму, какой корм предпочитают.

Совместно с родителями найти иллюстрации и информацию о не знакомых птицах.

3 этап – планирование деятельности.

Узнать, какие птицы остаются на зиму, чем они питаются, как кормить птиц зимой.

4 этап – реализация проекта.

День недели

Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьёй

(понедельник)

I п.д. Изобразительная деятельность (лепка) Тема: «Воробушки и кот»

Беседа «Что мы знаем о зимующих птицах?»

Просмотр презентации «Зимующие птицы»

Д.И. «Назови птицу»

Наблюдение за птицами прилетевшими на участок.

П.И.«Воробушки и кот»

Разучивание пальчиковой гимнастики «Птички»

Муз.Д.И. «Птица и птенчики»

Н.И. «Разрезные картинки»

Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях, фотографиях, в журналах…

Предложить повторить с детьми слова пальчиковой гимнастики «Птички»

(вторник)

I п.д. ПИД (ФЭМП) Тема: «Птички во дворе»

Беседа «Меню птиц»

Наблюдение «Следы на снегу»

Д.И. «Кто, где живет?»

П.И. «Птицы и птенчики»

Чтение стихотворения А.Прокофьева «Снегири»

Рассматривание сюжетных картинок «Кормление птиц»

Наблюдение «Какие воробьи? Какие вороны?»

Д.У. «Какой, какая, какое»

Д.И. «Собери птицу»

Рисование птиц по трафаретам

Поместить в родит.уголок консультацию на тему: «Зимующие птицы»

Речевая деятельность Тема: «Составление описательного рассказа о птице»

Беседа «Зачем помогать птицам зимой?»

Д.И. «Когда это бывает?»

Д.И. «Какая птичка улетела»

Загадывание загадок о зимующих птицах.

Наблюдение «На кормушку прилетают голуби»

Д.И. «Придумай предложение»

Разучивание потешки « Ах ты, совушка – сова»

С.Р.игра «Пригласи синичку в гости»

Раскрашивание раскрасок по теме «Зимующие птицы»

Д.И. «Чья тень?»

Поместить в родит.уголок консультацию на тему: «Кормушки для птиц»

(четверг)

Познавательно – исследовательская деятельность «Покормите птиц зимой»

Муз.упр-е «птички летают»

Д.И. «Кто, как кричит?»

Д.И. «У кого кто?»

Разучивание речевой гимнастики «Воробьи»

Трудовое поручение: «Кормление птиц»

Чтение потешки «Синичка – синичка»

Д.И. «Чей след»

Н.И. «Разрезные картинки»

Поместить в родит.уголок консультацию на тему: «Чем подкармливать птиц»

(пятница)

Изобразительная деятельность (рисование) Тема: «Большие и маленькие птицы на кормушке»

Д.И. «Кого не стало?»

П.И. «Птицы и птенчики»

Д.У. «Какой, какая, какое»

Д.И. «Кто, что ест?»

Рассматривание иллюстраций «Зимующие птицы»

Беседа «Зимующие птицы, как им помочь»

С.р.игра «Птичья больница»

Д.И. «Что забыл нарисовать Незнайка?»

Д.И. «Накорми птичек»

Предложить родителям изготовить простейшие кормушки совместно с детьми, разместить их у себя на окне, во дворе, в парке и кормить их.

Итоговое мероприятие – НОД «Покормите птиц зимой»

Форма продукта : Выставка работ детей по теме проекта.

Форма презентации проекта методическому совету по проектной работе : паспорт проекта с приложением (фотографиями хода реализации проекта и работами детей).

5 этап – рефлексия.

Использование детьми своих знаний и умений в самостоятельной деятельности.

Заинтересовать детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
- Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений.
- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

6 этап – перспективы.

Продолжить расширять и обогащать знания детей по теме.