Занятие по экологии в старшей группе "наши пернатые друзья". Конспект НОД в старшей группе на тему:«Мои пернатые друзья

Тема: «Пернатые друзья»

Направление: «Познавательно-речевое развитие»

Образовательные области: познание (формирование целостной картины мира – ознакомление с природой), музыка, художественное творчество.

Старшая группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 33 «Росток»

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Тема «Пернатые друзья»

Направление «Познавательно-речевое развитие»

Образовательные области: познание (формирование целостной картины мира – ознакомление с природой), музыка, художественное творчество.

Старшая группа

Зам. зав. по ВМР

Титова Марина Викторовна

г. Серпухов, 2012

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная, продуктивная.

Программные задачи:

Способствовать формированию представлений детей о зимующих и перелётных птицах,

Учить отгадывать загадки,

Развивать интерес к миру пернатых,

Дать представления о значении птиц для окружающей природы,

Формировать желание заботиться о птицах.

Предварительная работа: изготовление кормушек (дети с родителями); заучивание стихов, беседа о птицах, наблюдения на прогулке.

Материал и оборудование: проектор, экран, картинки зимующих птиц, силуэты птиц, гуашь, вата, клей, кисти.

Словарная работа: мороз лютует, невмочь, всеядны, грызуны, пустыня.

1. Организационный момент.

Воспитатель читает детям стихотворение М.В.Титовой «Осенняя пора»

Наступили холода,

Скоро к нам придёт зима.

И птицы – наши верные друзья,

Улетают в тёплые края.

2. Беседа.

Воспитатель:

О каких птицах (зимующих или перелётных) говорится в стихотворении?

Ребята, скажите, а почему птиц называют перелётными? (Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их.)

Совершенно верно, перелётные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами, а на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие тёплые страны.

Почему перелётные птицы улетают в тёплые края? (Ответы детей).

Правильно, все эти птицы питаются насекомыми, но осенью насекомые исчезают, птицы лишаются основного корма и улетают в тёплые края.

А сейчас я хочу проверить, как вы знаете перелётных птиц, для этого отгадайте мои загадки.

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей. (Грач)

Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину. (Ласточка)

Я в скворечнике живу

Песни звонкие пою. (Скворец)

Клином печальным в небесной дали

С криком прощальным летят… (Журавли)

После каждой загадки воспитатель спрашивает:

Почему вы так думаете?

3. Физкультминутка «Улетают журавли»

Дети легко на носочках бегают, машут руками, имитируя полёт птиц, говорят слова вместе с воспитателем.

Летят журавли, курлычут: курлы-курлы-курлы, как будто говорят: летите вместе с нами. За тёмными лесами, за синими морями есть тёплые края.

Воспитатель:

Улетели перелётные птицы в тёплые края, давайте ещё раз их назовём.

(На экране появляются изображения перелётных птиц, дети их называют).

Молодцы, вы правильно назвали всех перелётных птиц.

Скажите, а какие птицы остались у нас на зиму? (Воробей, ворона, синица, снегирь, сорока, дятел) – выставляются картинки.

Какие это птицы? (Зимующие).

А почему же они не улетают?

Чем питаются эти птицы? (Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их.)

Эти птицы всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища семена растений. Зимой они питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.

Кар-кар! (Ворона)

Чик-чирик, чив-чив-чив! (Воробей)

Ча-ча-ча! (Сорока)

Синь-синь-синь (Синица)

Воспитатель:

Молодцы, правильно угадали.

5. Игра «Кто лишний?»

А сейчас поиграем ещё в одну игру, где я проверю, как вы запомнили зимующих и перелётных птиц.

1 слайд – 3 зимующие, одна перелётная (если правильный ответ – перелётная птица улетает)

2 слайд – 3 перелётные, одна зимующая (если правильный ответ – зимующая птица улетает)

3 слайд – все птицы зимующие.

Молодцы, справились с заданием.

А сейчас послушайте стихотворение «Птицы зимой» (читает ребёнок)

Сначала падает снежок

На землю тихо, как пушок,

Потом мороз лютует.

А воробьи, синицы

И все другие птицы –

Как они зимуют?

Зимою птицам холодно,

Тоскливо очень, голодно.

Порой терпеть невмочь.

А люди всемогущие,

В тепле всегда живущие,

Должны ли им помочь? А.Григорьев.

Воспитатель:

Как вы считаете должны ли люди помогать птицам зимой? (Ответы детей)

Правильно, конечно, должны. Зима очень сложное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Птицы не могут найти корм под снегом. А когда птицы голодные они сильнее мёрзнут и могут погибнуть. Поэтому голод для птиц зимой страшнее холода.

Как можно помочь птицам зимой? (Ответы детей)

Правильно птиц нужно подкармливать.

Зёрнами, салом и хлеба горбушкой

Птиц угощает зимою… (Кормушка)

Правильно, чтобы подкармливать птиц вы с родителями смастерили кормушки. Сегодня мы с вами развесим их на участке.

6. Игра «Улетают – не улетают»

Воспитатель:

А сейчас мы поиграем. Я буду называть птиц. Если назову перелётную – вы «летаете» по залу, если зимующую – подлетаете к кормушке и «клюёте крошки»

Молодцы, вы были внимательны.

Скажите, как вы думаете, для чего нужны птицы? (Ответы детей)

Что может случиться, если птицы вдруг исчезнут?

Давайте вместе подумаем.

Посмотрите, как красиво:

1 слайд – изображение леса (деревья, кустарники, трава, птицы на деревьях, в небе, на водоёме, другие обитатели).

Представим, что исчезли птицы. Насекомые, размножаясь, поедают листья на деревьях, траву, кору деревьев, грызуны портят корни растений.

2 слайд – птиц нет, появилось много насекомых, грызунов.

Растительность постепенно исчезает, корни деревьев, трава не укрепляют почву, она разрушается, появляются овраги.

3 слайд – растительности почти нет, появились овраги.

Ветер высушивает почву, высыхают водоёмы, погибают лягушки и другие животные, живущие у воды.

4 слайд – растительности нет, водоёмов нет, нет животных, живущих у воды.

Что же станет с лесом? Он превратится в безжизненную пустыню.

5 слайд – пустыня.

Воспитатель вместе с детьми делают вывод: птицы очень нужны, их надо беречь – охранять и подкармливать.

Чтение отрывка стихотворения А.Яшина» Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Гость зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна

Будет им зима.

7. Продуктивная деятельность – раскрашивание силуэтов птиц, используя нетрадиционную технику (грудка птиц – наклеивание ватных шариков, с последующим раскрашиванием.)

8.Итог.

Что вам больше всего понравилось на занятии?


Конспект НОД в старшей группе на тему

«Наши друзья - пернатые».

Цель: обобщение и систематизация знаний детей о зимующих птицах.

Задачи: 1. Обучающие: - учить детей распознавать голоса птиц по их тональности и особенностям издаваемого звука конкретной птицы, узнавать птицу по внешнему виду; - обучать детей составлению описательного рассказа по плану-указанию: внешний вид, место обитания, способ питания и передвижения, характерная особенность птицы ; - обогащать и активизировать словарь детей: оседлые птицы, стрекочущие звуки, шершавый язык, расщелина, распространенная птица, санитар леса, дупло, житница, хищная .

2. Развивающие: - развивать звуковую культуру речи ([c], , [ч]); - мелкую моторику пальцев рук путём сбора пазлов-картинок с изображением птиц.

3. Формирующие: - формировать навыки речевой активности: умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы как краткими, так и полными ответами, делать собственные выводы, рассуждать.

4. Воспитывающие: - воспитывать заботливое отношение к птицам; речевую культуру, эмоциональную отзывчивость на сопроводительное стихотворение пальчиковой гимнастики, побуждающее к эмоциональным действиям.

Образовательные области: познание, коммуникация, физическая культура, здоровье.

Материалы и оборудование: декорация зимнего леса с изображениями зимующих птиц, аудиозапись голосов птиц.

Раздаточный материал: картинки-пазлы с изображением птиц, настольно-печатная игра лото "Птицы".

Предварительная работа: рассматривание альбома "Птицы", наблюдения за птицами во время прогулок, чтение и разучивание стихотворений о птицах, отгадывание загадок, игры.

Примечание: при необходимости по ходу занятия объяснять значение некоторых слов и словосочетаний (оседлые птицы, стрекочущие звуки, шершавый язык, расщелина, распространенная птица, санитар леса, дупло, житница, хищная), если будет в этом необходимость.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Воспитатель:

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся"

(Дети становятся в круг, в это время - стук в дверь. Заходит девочка)

Девочка: - Извините, я вам не помешала? Мне старший брат загадал загадку, а я её никак не могу отгадать. Помогите мне, пожалуйста. Вот здесь он её записал. (Подаёт записку воспитателю)

Воспитатель: - Дети, поможем девочке?

Как тебя зовут? (Маша).

Иди к ребятам, а я загадаю загадку:

"Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла.

Прилетит - плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это…" (птица ).

Воспитатель: - Верно.

Маша, совсем простая загадка. А ты знаешь, кто такие птицы и какие они?

Маша: - Знаю, но очень мало

Воспитатель: Ребята, что это за музыка?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Конечно, в лесу! А вы хотели бы там побывать?

Дети : Да.

Воспитатель : Тогда, мы сейчас с вами отправимся на прогулку в зимний лес. Маша, ты хочешь с нами пойти?

Маша: А можно? Я очень хочу, я ведь так мало знаю о птицах!

Воспитатель : Дружно за руки возьмёмся и отправимся в путешествие в зимний лес.

II. Основная часть.

Воспитатель : Вот мы и пришли.

Смотрите ребята! Что это за птица сидит на ветке? (Сорока)

Дети: Сорока.

Воспитатель: А как вы узнали, что это сорока?

Дети: По черно-белому оперению и длинному хвосту.

Воспитатель : Что вы ещё знаете об этой птице?

Дети дополняют ответ.

Воспитатель подытоживает ответы детей небольшим описательным рассказом: "Сороки - это оседлые птицы, они живут на одном месте.

Селятся в негустых лесах, парках, садах, поближе к человеческому жилью. Сороки отлично летают, а по земле прыгают. Они умеют издавать стрекочущие звуки. Так они разговаривают между собой и сообщают о приближающейся опасности. Едят разную пищу: насекомых, мышей, семена растений. Сороки воруют яйца других птиц и пищу людей. Уничтожают гусениц, саранчу, древесных клопов и, тем самым, приносят большую пользу".

А это что за звуки? Кто это стучит?

Дети: Дятел.

Воспитатель: Верно, а вот и он. Как вы узнали, что это дятел?

Дети: У дятла красная шапочка, цветное оперение, длинный клюв.

Воспитатель предлагает одному из детей обобщить все ответы, составив небольшой рассказ по плану-указанию : опираясь на предыдущий рассказ воспитателя о сороке (примерного содержания: "Дятлы живут по одному в лесах. Летают неохотно, обычно сидят на дереве. У них тонкий клюв и длинный шершавый язык. Осенью дятел питается семенами шишек. Он выбирает сухое дерево, в расщелину которого вставляет шишку и ударяет по ней клювом, добывая семена. Такие места любят посещать воробьи и синицы. Они подбирают случайно выпавшие семена. Дятел выдалбливает клювом дупло, и самка выводит там птенцов".)

- Ребята, а почему дятла называют санитаром леса ?

Дети: Дятел уничтожает много личинок насекомых.

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте поиграем в игру «Дятел».

(Физкультминутка)

Воспитатель:

"Встаньте, дети, встаньте в круг.

Ты - мой друг, и я - твой друг.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся"

Выбирается «дятел». Становится в центр круга.

Дети парами ходят по кругу и произносят слова:

Ходит дятел у житницы,

Ищет зернышки пшеницы.

Дятел:

Мне не скучно одному,

Кого хочу, того возьму.

Дятел берет за руку любого игрока. Оставшийся без пары игрок становится «дятлом». (2 - 3 раза)

Смотрите, а это какие птицы сидят на дереве?

Дети: Снегири.

Воспитатель: А как вы узнали, что это снегири?

Дети: У снегирей красные грудки.

Воспитатель: Хорошо! Кто может рассказать о снегирях? (Предлагает такой же план-указание, как и к рассказу о дятле, обращается к опыту детей (внешний вид, место обитания, способ питания и передвижения, характерная особенность птицы, опираясь на предыдущий рассказ воспитателя о сороке и рассказ ребёнка о дятле) примерного содержания: "Снегири - очень яркие, красивые птицы. Летом их не встретишь в городе. А зимой, с первым снегом, они прилетают к жилищу людей, поэтому их так и назвали - «снегири». Снегири перелетают с места на место в поисках пищи. У снегиря черная шапочка, крылья и хвост, а грудка красная. Нарядно одеты только снегири «папы», а снегири «мамы» имеют серую грудку. Клюв широкий и толстенький и приспособлен к добыванию семян из ягод рябины, бузины и черемухи. Кроме ягод снегири едят почки, молодые листочки и семена ели и сосны".

Дети: Это синицы!

Воспитатель: А как вы узнали, что это синицы?

Дети: У них черная шапочка, а спинка, крылья и хвост голубые. Грудка желтая с черным галстуком.

Воспитатель: Молодцы! Синица - яркая, нарядная птица. Поет звонко: «С инь - с инь, пинь - пинь». За свое пение и получила свое название. Живет в лесах, садах, парках. Зимой синицы летят поближе к человеку. Едят все подряд: зерна, крупу, хлеб, кусочки мяса, сало.

- Смотрите, ребята, а это кто прилетел и сел на ветку?

Дети: Воробьи.

Воспитатель: Как вы узнали, что это воробьи?

Дети: У воробья коричневые перья, маленький клюв.

Воспитатель хвалит детей и предлагает рассказать о воробьях подробнее, затем одному из детей предлагает обобщить ответы детей своим небольшим рассказом по тому же плану-указанию (внешний вид, место обитания, способ питания и передвижения, характерная особенность птицы) примерного содержания: "Воробей - самая распространенная птица, живущая рядом с нашим домом. Он шустрый, крикливый, часто дерется с другими воробьями. При этом он громко чирикает, чем привлекает к себе внимание. Питается остатками еды, или в специальных кормушках. В теплое время года клюют семена на полях, ягоды в садах, небольших насекомых. Воробьи приносят большую пользу, так как во время кормления птенцов истребляют огромное количество насекомых".

Воспитатель: - Ребята! Давайте поиграем в игру «Воробей, чирикни!».

Выбирается водящий . Он садится на стул спиной к участникам игры. Среди игроков, в тайне от водящего назначается «воробей». Водящий говорит: «Воробей, чирикни!». «Воробей» произносит: «Ч ик - ч ирик». Водящий должен по голосу узнать «воробья». Если он угадывает, «воробей» становится водящим. А новый «воробей» выбирается среди остальных участников игры.

- Ребята, слышите? Что это за звуки? Я немного испугалась. Кто это?

Дети: Сова.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, посмотрите внимательно, и скажите, чем отличается сова от тех птиц, которых мы видели раньше?

Дети : У нее большая голова, огромные глаза, загнутый большой клюв, мощные лапы и большие загнутые когти.

Воспитатель: Сова - это хищная , ночная птица. У нее пестрые серые перышки, короткий хвост и длинные изогнутые когти. Клюв похож на крючок, глаза огромные. Сова легко поворачивает голову во все стороны. У совы острое зрение и прекрасный слух. Это позволяет ей охотиться ночью. Сова ловит мышей, кротов, крупных насекомых. Живет в лесу в дуплах деревьев или в старых норах.

Всё, ребята, больше не видно пока других птиц, да и нам возвращаться пора. Вам понравилась наша прогулка?. А тебе, Машенька?

(Дети проходят на свои места).

А сейчас давайте поиграем в игру лото "Птицы".

(У детей на столах лежат каточки с изображением зимующих птиц и игровое поле. Детям воспитатель загадывает загадку и, если птица угадана правильно, на игровом поле закрывается один сектор, а если не отгадана загадка, игровой сектор остается пустым. В конце игры подсчитываются результаты).

Всё, ребята, молодцы! Вы отлично отгадываете загадки. А теперь немного отдохнем.

(Проводится пальчиковая гимнастика).

Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и

Прилетело? Мы расскажем: разжимают кулачки).

Две синицы, воробей, (На каждое название

Шесть щеглов и голубей, птицы загибают по

Дятел в пестрых перышках. одному пальчику).

Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и

разжимают кулачки).

А сейчас, ребята, давайте проверим, как вы запомнили внешний вид зимующих птиц?

(Проводится игра "Собери картинку" с изображением птицы. На каждый стол раздаются пазлы и ребята собирают картинку, называя птицу, которая изображена).

И с этим заданием справились вы.

III. Итог.

А теперь давайте поговорим, что нового вы узнали из нашего путешествия?

Что больше всего понравилось?

А еще я хотела бы вам подарить раскраски с зимующими птицами. Теперь вы все знаете, как они выглядят и сами сможете раскрасить. А затем мы в группе сделаем альбом с зимующими птицами.

Конспект по ознакомлению с окружающим миром
«Наши друзья-пернатые»
(старшая группа)
Цель: обобщение и систематизация знаний детей о зимующих птицах. Учить детей распознавать голоса птиц по их тональности и особенностям издаваемого звука конкретной птицы, узнавать птицу по внешнему виду. Развивать мелкую моторику пальцев рук путём сбора пазлов- картинок с изображением птиц. Формировать навыки речевой активности: умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы как краткими, так и полными ответами, делать собственные выводы, рассуждать. Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Материалы и оборудование: декорация зимнего леса с изображениями зимующих птиц, аудиозапись голосов птиц. Раздаточный материал: картинки-пазлы с изображением птиц, настольно-печатная игра лото "Птицы".Предварительная работа: рассматривание альбома "Птицы", наблюдения за птицами во время прогулок, чтение и разучивание стихотворений о птицах, отгадывание загадок, игры. Методика проведения Воспитатель: "Встаньте, дети, встаньте в круг. Ты - мой друг, и я - твой друг. Дружно за руки возьмёмсяИ друг другу улыбнёмся"(Дети становятся в круг, в это время - стук в дверь. Заходит девочка)Воспитатель: ребята послушайте и отгадайте мою загадку:"Снится ночью паукуЧудо-юдо на суку. Длинный клюв и два крыла. Прилетит – плохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это… " (птица) .Воспитатель: - Верно, ребята а вы знаете, кто такие птицы и какие они? Дети: - Знаю, но очень мало(Звучат голоса птиц) .Воспитатель: Ребята, что это за музыка? Дети: Это не музыка, это голоса птиц. Воспитатель: Да, это голоса птиц. А где их можно обычно услышать? Дети: В лесу. Воспитатель: Конечно, в лесу! А вы хотели бы там побывать? Дети: Да. Воспитатель: Тогда, мы сейчас с вами отправимся на прогулку в зимний лес. Дружно за руки возьмёмся и отправимся в путешествие в зимний лес. Воспитатель: Вот мы и пришли. - Смотрите ребята! Что это за птица сидит на ветке? (Сорока) Дети: Сорока. Воспитатель: А как вы узнали, что это сорока? Дети: По черно-белому оперению и длинному хвосту. Воспитатель: Что вы ещё знаете об этой птице? Дети дополняют ответ. Воспитатель подытоживает ответы детей небольшим описательным рассказом: "Сороки – это оседлые птицы, они живут на одном месте. Селятся в негустых лесах, парках, садах, поближе к человеческому жилью. Сороки отлично летают, а по земле прыгают. Они умеют издавать стрекочущие звуки. Так они разговаривают между собой и сообщают о приближающейся опасности. Едят разную пищу: насекомых, мышей, семена растений. Сороки воруют яйца других птиц и пищу людей. Уничтожают гусениц, саранчу, древесных клопов и, тем самым, приносят большую пользу".- А это что за звуки? Кто это стучит? Дети: Дятел. Воспитатель: Верно, а вот и он. Как вы узнали, что это дятел? Дети: У дятла красная шапочка, цветное оперение, длинный клюв. Далее ещё ответы детей про дятла. Воспитатель предлагает одному из детей обобщить все ответы, составив небольшой рассказ по плану-указанию: внешний вид, место обитания, способ питания и передвижения, характерная особенность птицы, опираясь на предыдущий рассказ воспитателя о сороке (примерного содержания: "Дятлы живут по одному в лесах. Летают неохотно, обычно сидят на дереве. У них тонкий клюв и длинный шершавый язык. Осенью дятел питается семенами шишек. Он выбирает сухое дерево, в расщелину которого вставляет шишку и ударяет по ней клювом, добывая семена. Такие места любят посещать воробьи и синицы. Они подбирают случайно выпавшие семена. Дятел выдалбливает клювом дупло, и самка выводит там птенцов".) - Ребята, а почему дятла называют санитаром леса? Дети: Дятел уничтожает много личинок насекомых. Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте поиграем в игру «Дятел». Физкультминутка Воспитатель: "Встаньте, дети, встаньте в круг. Ты - мой друг, и я - твой друг. Дружно за руки возьмёмсяИ друг другу улыбнёмся"Выбирается «дятел» (ребёнок). Становится в центр круга. Дети парами ходят по кругу и произносят слова: - Ходит дятел у житницы, Ищет зернышки пшеницы. Дятел: (ребёнок).- Мне не скучно одному, Кого хочу, того возьму. Дятел берет за руку любого игрока. Оставшийся без пары игрок становится «дятлом». (2 - 3 раза) Воспитатель: - А, теперь, ребята, мы отправимся дальше. Смотрите, а это какие птицы сидят на дереве? Дети: Снегири. Воспитатель: А как вы узнали, что это снегири? Дети: У снегирей красные грудки. Воспитатель: Хорошо! Кто может рассказать о снегирях? (Предлагает такой же план-указание, как и к рассказу о дятле, обращается к опыту детей (внешний вид, место обитания, способ питания и передвижения, характерная особенность птицы, опираясь на предыдущий рассказ воспитателя о сороке и рассказ ребёнка о дятле) примерного содержания: "Снегири – очень яркие, красивые птицы. Летом их не встретишь в городе. А зимой, с первым снегом, они прилетают к жилищу людей, поэтому их так и назвали – «снегири». Снегири перелетают с места на место в поисках пищи. У снегиря черная шапочка, крылья и хвост, а грудка красная. Нарядно одеты только снегири «папы», а снегири «мамы» имеют серую грудку. Клюв широкий и толстенький и приспособлен к добыванию семян из ягод рябины, бузины и черемухи. Кроме ягод снегири едят почки, молодые листочки и семена ели и сосны".Воспитатель: - А теперь ребята, мы пойдем дальше. Смотрите, а вот другие птицы. Дети: Это синицы! Воспитатель: А как вы узнали, что это синицы? Дети: У них черная шапочка, а спинка, крылья и хвост голубые. Грудка желтая с черным галстуком. Воспитатель: Молодцы! Синица – яркая, нарядная птица. Поет звонко: «Синь – синь, пинь – пинь». За свое пение и получила свое название. Живет в лесах, садах, парках. Зимой синицы летят поближе к человеку. Едят все подряд: зерна, крупу, хлеб, кусочки мяса, сало. Воспитатель: - Смотрите, ребята, а это кто прилетел и сел на ветку? Дети: Воробьи. Воспитатель: Как вы узнали, что это воробьи? Дети: У воробья коричневые перья, маленький клюв. Воспитатель хвалит детей и предлагает рассказать о воробьях подробнее, затем одному из детей предлагает обобщить ответы детей своим небольшим рассказом по тому же плану-указанию (внешний вид, место обитания, способ питания и передвижения, характерная особенность птицы) примерного содержания: "Воробей – самая распространенная птица, живущая рядом с нашим домом. Он шустрый, крикливый, часто дерется с другими воробьями. При этом он громко чирикает, чем привлекает к себе внимание. Питается остатками еды, или в специальных кормушках. В теплое время года клюют семена на полях, ягоды в садах, небольших насекомых. Воробьи приносят большую пользу, так как во время кормления птенцов истребляют огромное количество насекомых".Воспитатель: - Ребята! Давайте поиграем в игру «Воробей, чирикни! ».Выбирается водящий. Он садится на стул спиной к участникам игры. Среди игроков, в тайне от водящего назначается «воробей». Водящий говорит: «Воробей, чирикни! ». «Воробей» произносит: «Чик – чирик». Водящий должен по голосу узнать «воробья». Если он угадывает, «воробей» становится водящим. А новый «воробей» выбирается среди остальных участников игры. Воспитатель: - Ребята, слышите? Что это за звуки? Я немного испугалась. Кто это? Дети: Сова. Воспитатель: Молодцы! Ребята, посмотрите внимательно, и скажите, чем отличается сова от тех птиц, которых мы видели раньше? Дети: У нее большая голова, огромные глаза, загнутый большой клюв, мощные лапы и большие загнутые когти. Воспитатель: Сова - это хищная, ночная птица. У нее пестрые серые перышки, короткий хвост и длинные изогнутые когти. Клюв похож на крючок, глаза огромные. Сова легко поворачивает голову во все стороны. У совы острое зрение и прекрасный слух. Это позволяет ей охотиться ночью. Сова ловит мышей, кротов, крупных насекомых. Живет в лесу в дуплах деревьев или в старых норах. Воспитатель: - Всё, ребята, больше не видно пока других птиц, да и нам возвращаться пора. Вам понравилась наша прогулка?. А тебе, Машенька? (Дети проходят на свои места) .- А сейчас давайте поиграем в игру лото "Птицы".(У детей на столах лежат каточки с изображением птиц и игровое поле. Детям воспитатель загадывает загадку и, если птица угадана правильно, на игровом поле закрывается один сектор, а если не отгадана загадка, игровой сектор остается пустым. В конце игры подсчитываются результаты) .Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится-
Собирает крошки,
А потом на ветку прыгИ чирикает: «Чик – чирик!» (воробей)
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зелёных кронах,
А зовут её… (ворона)
Кто присел на толстый сук
И стучит: «Тук-тук-тук-тук!» (дятел)
Угадай, какая птица.
Бойкая, задорная,
Ловкая, проворная,
Звонко тенькает: «Тень, тень!
Как хорош весенний день!» (синица)
Кто летает, кто стрекочет – рассказать нам новость хочет? (сорока)
Маленький певец лесной
Лучше всех поёт весной! (соловей)Воспитатель: - Всё, ребята, молодцы! Вы отлично отгадываете загадки. А теперь немного отдохнем. Проводится пальчиковая гимнастика.- Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и Прилетело? Мы расскажем: разжимают кулачки). Две синицы, воробей, (На каждое название Шесть щеглов и голубей, птицы загибают по Дятел в пестрых перышках. одному пальчику). Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и разжимают кулачки) .Воспитатель: - А сейчас, ребята, давайте проверим, как вы запомнили внешний вид зимующих птиц? (Проводится игра "Собери картинку" с изображением птицы. На каждый стол раздаются пазлы и ребята собирают картинку, называя птицу, которая изображена). - И с этим заданием справились вы. Воспитатель: - А теперь давайте поговорим, что нового вы узнали из нашего путешествия? - Что больше всего понравилось? - А еще я хотела бы вам подарить раскраски с зимующими птицами. Теперь вы все знаете, как они выглядят и сами сможете раскрасить. А затем мы в группе сделаем альбом с зимующими птицами.

Цели:

Развивать умения детей распознавать птиц по повадкам и внешнему виду. Закрепить знания детей о последовательности в развитии птиц (яйцо – птенец – птица). Упражнять детей в классификации птиц на лесных, городских, водоплавающих. Познакомить детей с пословицами и поговорками о птицах. Продолжать учить отгадывать загадки. Поддерживать интерес детей к познанию родной природы. Формировать у детей заботливое отношение к пернатым друзьям.

Оборудование:

Фотографии и картинки птиц; разрезанные на несколько частей три картонных яйца; картинки леса, города, водоема; подготовленные на листах бумаги загадки и пословицы; изображение гнезда, скворечника; не полностью раскрашенные изображения птиц; фотографии птиц с подписанными названиями видов, детали аппликации «скворечник»; фотографии или картинки с этапами развития птиц.

Жаворонок

Ворона

Воробей

Голуби

Аист

Дятел

Лебедь

Пеликан

Скворец

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы на занятии узнаем много нового и интересного о птицах. Еще нас ждут игры, веселые задания и конкурсы.

(Дети делятся на 3 команды, рассаживаются так, чтобы было удобно общаться. Каждая команда выбирает себе название, обозначающее птицу).

Сейчас мы отправимся на птичью выставку. А нашим экскурсоводом будет… Впрочем, угадайте сами:

Загадка о дятле

Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.
(Дятел)

Вот он, дятел! Взгляните на цвет его перышек. Теперь понятно, почему у него «беретка ярко-красная» и «черная курточка атласная».

Давайте знакомиться с птицами. (Названия известных птиц воспитатель спрашивает у детей, неизвестных – называет сам).

Горихвостка

Эта птица названа так за свой хвост красного цвета, который все время подрагивает. Поэтому кажется, что он будто горит, вспыхивая огоньком.

Аист

Эти большие белые птицы совершают очень далекие перелеты. Когда приходит пора вить гнездо, они выбирают для него место повыше. У этих птиц красные ноги.

Воробей

Он хорошо приспособлен к жизни возле человека. Часто, ближе к вечеру, множество воробьев слетается на одно дерево, где они принимаются петь, поднимая оглушительный шум.

Ворона

Они бывают как полностью черного цвета, так и черными с серым. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.

Голубь

Живут везде, способны возвращаться к своему гнезду, как бы далеко от него не оказались.

Дятел

Большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе, служащее гнездом, дятлы содержат в необычайной чистоте.

Жаворонок

Гнездится на земле, очень красиво поет поднявшись высоко в небо.

Журавль

Крупная перелетная птица, в небе журавли летают клином.

Колибри

Крошечная птичка, маленькие свои гнезда подвешивает к веткам нитями паутины.

Кукушка

Она не строит своего гнезда, а откладывает яйцо в чужое. Едва родившись, кукушонок выбрасывает из гнезда другие яйца или даже уже вылупившихся птенцов и один сам пожирает всю пищу.

Ласточка

Строит гнездо под крышами домов из травы и грязи.

Лебедь

Довольно неповоротливы на суше, гораздо чаще их можно встретить величественно плавающими.

Павлин

Птица с великолепным хвостом.

Пеликан

Пойманную рыбу пеликан складывает в длинный мешок под клювом и относит в гнездо.

Попугай

Имеют яркое разноцветное оперение. В неволе может хорошо подражать речи людей.

Синица

Небольшая птичка с желтеньким брюшком.

Скворец

Часто встречается огромными стаями, а в небе они кажутся черной тучей.

Сова

Красивый ночной хищник. Раньше считалось, что совы приносят несчастье и нещадно их истребляли.

Соловей

Птица, знаменитая своим пением, а с виду ничем не примечательная.

Страус

Большая африканская птица, летать не умеет, но бегает очень быстро.

Удод

Носит на голове хохолок из перьев, раскрывающийся наподобие веера.

А как называется птичий домик? Гнездо – это птичий клад, он надежно спрятан в траве, листьях или среди камней. Яйца в нем – как горстка сияющих драгоценностей. Одним отличается птичий клад от настоящего: его нельзя трогать. Только нетронутый, только ненайденный принесет он радость.

А сейчас я вам выдам задания:

1. Сосчитайте, сколько яиц в гнездах.
2. Сложите целое яйцо из скорлупок.
3. Разложите нарисованные гнезда с яйцами по величине, от самого маленького до самого большого.

(Показ фотографии скворечника).

А вот этот домик вам знаком? Как он называется? Кто его сделал? А кто в нем живет? Оказывается, в скворечнике может жить не только скворец.
Домики для птиц сооружают давно. Раньше их делали из прутьев, соломы, бересты. А теперь чаще всего из досок и фанеры. И первыми эти домики обживают обычно скворцы. Вот почему называют все домики для птиц скворечниками, хотя живут в них самые разные птицы.

Если скворечник висит в большом саду, то в нем может поселиться удод, нарядная птица с высоким пестрым хохолком. «Удод – Удод!» - кричит он, за что его и назвали так.

Если сделать скворечник побольше и повесить его повыше на дерево, то в таком домике поселятся галки. И выведут здесь своих галчат.

В парке или в лесу разыщет скворечник большой пестрый дятел. Если вход в птичий домик покажется ему слишком узким, то дятел быстро расширит его острым клювом.

В скворечнике, у которого леток (вход) побольше, может поселиться и небольшая сова-сплюшка. Сплюшка охотится по ночам за ночными насекомыми. «Сплю-сплю!» - покрикивает сплюшка вечером. За это и назвали ее сплюшкой.

Любят жить в скворечниках и воробьи. Здесь они и птенцов выведут и зимой от морозов спрячутся. Но вот беда – вернутся домой скворцы и тут же выставят из своего домика воробьев. Прогонят скворцы из своего скворечника и других птиц, что поменьше, послабей. Вот почему для маленьких птичек делают специальные домики – синичники. Синичник меньше скворечника, а главное, вход у него поуже. Скворцу в синичник никак не забраться, а вот синицы и другие маленькие птицы чувствуют здесь себя спокойно. Приглянется синичник и горихвостке, птичке с ярко-рыжим хвостиком.
В парке или в лесу отыщет синичник занятная птица поползень. Она удивительна тем, что умеет ловко бегать по стволу вниз головой.
Подойдет синичник и пищухе. Прозвали ее пищухой за жалобный голосок.

Взгляните и скажите какой из этих домиков скворечник, а какой – синичник? Почему вы так решили?

А теперь задание командам: собрать из деталей скворечник и сделать аппликацию.

Но далеко не все птицы живут в скворечниках. Есть птицы, которые живут возле воды или на воде. Назовите их. (Утки, цапли, аисты, пеликаны, чайки, нырки, лебеди, фламинго, бакланы).
А есть птицы, предпочитающие жить в городе. Можете их назвать? (Воробьи, голуби, вороны, грачи, синицы). Еще есть лесные птицы. Приведите примеры таких птиц. (Дятел, филин, тетерев, сова).

Сейчас каждая из команд получит картинку. Если на ней нарисован лес, то вы берете себе только лесных птиц; если город – городских, если водоем – водоплавающих птиц. (Дети отбирают нужные картинки из множества изображений разных птиц).

Вы знаете, что есть птицы певчие. Это какие птицы? Почему их называют певчими? (Соловей, жаворонок, щегол).

Физминутка «Аист»

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
- Топай правою ногой,
- Топай левою ногой
И тогда придешь домой.
Снова – правою ногой,
Снова левою ногой,
После – правою ногой,
После – левою ногой.
Вот тогда придешь домой.

Конкурс

Прилетел как-то Аист на озеро завтракать. Сел на берегу и думает: «Вон как лягушки распелись. Неужели я хуже их? Дай-ка попробую спеть. Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой об другую, - то тише, то громче, то реже, то чаще: трещотка трещит деревянная, да и только! Так разошелся, что и про завтрак свой забыл.

А в камышах стояла Выпь на одной ноге, слушала и думала: «Безголосая я! Да ведь и аист не певчая птичка, а вон какую песню наигрывает».
Сунула в озеро клюв, набрала полный воды да как дунет в клюв! Пошел по озеру громкий гул: «Прумб-бу-бу-бу-бумм!» - словно бык проревел.

Вот так песня! – подумал Дятел, услыхав Выпь из лесу. – Инструмент-то у меня найдется: чем дерево не барабан, а нос мой чем не палочка?
Хвостом уперся, назад откинулся, размахнулся головой – как задолбит носом по суку! Точь-в-точь – барабанная дробь.

Внимание, задание. Сымитируйте движения и пение птицы, так, чтобы все догадались, какая это птица (голубь, воробей, ворона…).

А знаете ли вы, что птицы бывают помощниками у животных?

1. Нет покоя жирафу от слепней, мух, москитов. Маленькие цапли ходят по спине и длинной шее жирафа и склевывают насекомых.
2. Маленькие кулички бесстрашно забегают в раскрытую пасть крокодила. Здесь они выискивают кусочки мяса. Куличкам еда, а крокодилу – чистые зубы.
3. Живут в Африке барсук-медоед и птичка – медоуказчик. Найдет птичка гнездо диких пчел и летит к медоеду, кричит, путь указывает. Медоед полакомится медом, соты разбросает. А медоуказчику лучшей еды, чем воск, не надо.

Не только животным, но и растениям помогают птицы.

1. Есть жаркие страны, где цветы опыляют крошечные птички колибри. Подлетит колибри к цветку за сладким соком и опылит цветок пыльцой, которую на перьях с других цветков принесла. Колибри самая маленькая птица в мире.

2. Осенью сойки заготавливают на зиму желуди, орехи, разные семена. Да не все свои кладовые потом находят. Весной желуди и орехи прорастают. Так сойки помогают деревьям расселяться в новые места.

3. Жуки-древоточцы губят дерево. Дятлы – лесные санитары – сильными клювами раздолбят гнилое место на дереве и очистят его от жуков.

Пальчиковая гимнастика «Жаворонок»

Переплетите большие пальцы и хорошо зацепите друг за друга. Для нас это будет голова жаворонка. Остальные пальцы сложите вместе, сомкните. Это будут крылья. (Воспитатель сопровождает слова показом). Готовы ли ваши жаворонки? Тогда взлетаем и все вместе поем: «цир-лир-лир-лю-лю, цир-лю-лю-люююю».

Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И поет, поет, поет.

(Дети выполняют движения руками в соответствии с произнесенным текстом).

Задание «Птичья мозаика»

Каждая команда получает в конверте несколько фрагментов, из которых следует собрать птицу. (Дидактическая игра «Сложи картинку»).

Задание «Одень меня»

У вас на столе изображения птиц, но они раскрашены не полностью. Следует закрасить остальные части (красные ноги аиста, красную шапочку дятла, красную грудку снегиря …)

Викторина

А сейчас викторина – конкурс вопросов. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

1. Какая птица бывает почтовой? (Голубь)
2. Какая птица носит черный галстук на желтой манишке? (Синица)
3. Какая птица днем спит, а ночью охотится на мышей? (Сова, филин)
4. Какую птицу называют санитаром леса? (Дятел)
5. Болотная птица, стоит на одной ноге, поджав другую. (Цапля)
6. Какая птица ползает по стволу дерева вниз головой? (Поползень)
7. Какая птица не вьет своего гнезда, а подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка)
8. Как называется птичий дом?
9. Какая птица не умеет летать, но хорошо плавает, ныряет и не боится холода? (Пингвин)
10. Какая крупная птица не умеет летать, но зато хорошо бегает? (Страус)
11. Какая самая маленькая птица в мире? (Колибри)
12. Кто из птиц самый лучший певец? (Соловей)
13. Кого из птиц называют «воровкой»? (Сорока)
14. Как называют домик для птиц, сделанный человеком?
15. Кто выводит птенцов зимой? (Снегирь)
16. У кого из птиц красивый хвост и некрасивый голос? (Павлин)
17. Птица, неуклюжая на берегу и красавица на воде. (Лебедь)
18. Как зовут птицу с высоким хохолком, которая кричит: «Удод-удод»?

(Воспитатель производит подсчет фишек и объявляет результаты конкурса).

Остальные команды еще могут догнать и перегнать лидера, потому что впереди – конкурс загадок.

Конкурс загадок о птицах

Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червячков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
В серой шубке перовой
И в морозы я герой.
(Воробей)

Это старый наш знакомый:
Он живёт на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
(Аист)

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад -
Ищет в речке лягушат.
На носу повисла капля.
Узнаёте? Это...
(Цапля)

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
голосистее, нежней?
Кто же это?
(Соловей)

Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин.
(Журавли)

Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Это …
(Сова)

Зимой на ветках яблоки!
Скорей же, собери!
И вдруг – вспорхнули яблоки.
Ведь это …
(Снегири)

Верещунья, белобока,
И зовут ее …
(Сорока)

Ношу серенький жилет,
Но у крыльев - черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар.
И кричат: «Карр! Карр! Карр!»
Крикунья хрипловатая
Известная персона.
Кто она?
(Ворона)

Воспитатель подводит итоги последнего конкурса и всего занятия.

Бабинцева Оксана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: БДОУ ЦРР д/с № 311
Населённый пункт: Омск
Наименование материала: Конспект
Тема: Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада "Наши пернатые друзья"
Дата публикации: 18.04.2016
Раздел: дошкольное образование

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада «Наши пернатые друзья» Программное содержание: развитие познавательных способностей детей; формирование коммуникативной компетенции детей; формирование подхода к познавательной компетенции и познавательных способностей. Задачи: Образовательная:  создать благоприятные условия для углубления и систематизации знаний о птицах Прихоперья, выявить экологические знания детей. Развивающая:  создавать условия для совершенствования видов речевой деятельности, для развития логических, мыслительных операций;  уметь анализировать и устанавливать причинно -следственные связи. Воспитательная:  создать благоприятные условия для воспитания любви к природе и бережного отношения к ней. Задача обучающихся:  уметь вычленять зимующих птиц из всех остальных групп;  пользоваться полученными знаниями, применять на практике;  уметь представить образ птиц по памяти. Подготовка к занятию: составление конспекта занятия и сбор материала к занятию, работа с родителями - изготовление кормушки для птиц. Материал. Иллюстрации с изображением зимующих птиц. Аудиозаписи пения птиц. Весна (персонаж). Самолетики из бумаги. Дидактические игры «Третий лишний», «Накорми птичку», карточки с корма для птиц, картины с воздушным видом транспорта.
Предварительная работа. Наблюдение за птицами на участке детского сада. Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о птицах, проведение занятия по теме: «Зимующие птицы”. Ход занятия Организационный момент. Воспитатель: Ребята, закройте глаза и пробуйте представить себе, что вы услышите (Звучит запись «Птицы леса). - И что -же вы представили? (Ответы детей). Итак сегодня мы поговорим о.. Воробьи, стрижи, пингвины, Снегири, грачи, павлины, Попугаи и синицы: Одним словом это - …(птицы) Воспитатель: Правильно, сегодня мы поговорим о птицах. Воспитатель предлагает детям выставку иллюстраций с изображением птиц. Мы отправляемся в волшебный мир птиц. Посмотрите, как он разнообразен. Птицы всегда поражали людей своей красотой, изяществом, пением. Посмотрите, какие они разные: большие и маленькие, с ярким оперением и строгие, имеют интересные формы клюва, поют на разные голоса и разные песенки. Они везде: на озерах, и в пустынях, и в лесах, И все же как не богат мир птиц,но все же существуют черты, которые объединяют их всех. И мы с вами об это говорили. Посмотрите на схему (схема анализа характеристики птиц). Это перья, крылья, клюв и размножение 1) Вы никогда не задумывались над словами «пернатые друзья». Почему мы так называем птиц? (ответы детей)  какие бывают перья? (ответы детей)  для чего они нужны? (ответы детей)  где располагаются? (ответы детей) 2) Нас ждет еще такой вопрос: «А как птицы летают? Почему птицы умеют летать, а люди и животные нет?» - где птицы летают? (Они летают по воздуху).
3) Человек издавна мечтал летать как птица, поэтому, разгадав эту загадку, он изобрел много летательных аппаратов. Посмотрите на некоторые из них и назовите. (Воспитатель предлагает детям выставку иллюстраций с изображением воздушного вида транспорта) (Ответы детей). А теперь сравним нашу модель самолета с птицей. -Покажите, где у самолета есть сходства с птицей (клюв- нос, туловище – физюляж, крылья, ноги –шасси,хвост) (ответы детей) Динамическая пауза - Давайте мы с вами запустим наши самолеты и проверим, как они летают. Звучит отрывок записи «Весенний лес». Ребята, закройте глаза и пробуйте представить себе, что вы услышите (Звучит отрывок записи «Весенний лес»). Воспитатель читает стихотворение о весне Ф.И.Тютчева. Затем спрашивает:  Скажите, а в какое время года нас так встречает лес? Почему? (Ответы детей.)  Как называют птиц, вернувшихся к нам из теплых стран? (Ответы детей.)  А чем встречал нас зимний лес? Почему? (Ответы детей.)  Как называют птиц, остающихся на зиму? (Ответы детей.)  Что для птиц тяжелее: голод или холод? Рефлексия- этюд «Птенчик» Посмотрите, из гнездышка выпал птенчик. Он замерз и может погибнуть Давайте поднимем руки, возьмем птенчика в свои ладошки, согреем своим дыханием, легонечко подуем на него. Прижмем к груди, подарим ему частичку своего сердца. И смотрите, птенчик ожил, расправил крылышки. Давайте осторожно посадим птенчика в гнездышко. Теперь ему уже ничего не грозит. Вон и родители спешит к своему ребенку. Посмотрите, как они радуются его спасению и благодарят нас. Как они резвятся на веточках. Мы с вами сделали доброе дело - мы спасли жизнь нашему другу. Появляется Весна. (Звучит музыка времена года). Весна: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я Весна - Красна! Теперь пришел мой черед гостить в ваших краях. Вернулась я не
одна, а со стаями птиц из теплых краев. Но знаю я,что есть птицы, смелые да выносливые, которые остались зимовать в ваших краях, не испугались суровой зимы? Вы их знаете? (Ответы детей.) Интересно мне как они выглядят, чем питаются, легко ли им живется зимой в лесу? И как вы им помогаете? Загадывает загадку: Что это за птица? Не маляр, не плотник, а лесной работник? (загадывает загадку) А что вы знаете про дятла? Это маленькая птичка, а зовут ее….? Расскажите мне про синицу. Какая птица ползает вниз головой? (Поползень) Чем она интересна? Что за птица спряталась под цифрой пять? Что в ней особенного? Кого называют лесной «воровкой»? (Сорока) Что за птица Мороза не боится, Хоть снега лежат везде, У неё птенцы в гнезде? (клест) Какой он? Какие еще птицы живут зимой в нашем лесу? -Сова. Что особенного в этой птице? -Снегирь. От какого слова произошло название птицы? -Ворона. Как она выглядит? -Воробей. А где он живет? Весна; Молодцы! А сейчас я вас превращу в стайку птичек! Вокруг себя повернитесь и в веселых птичек превратитесь Физкультминутка: Летели птички Собой невелички. Как они летели Все люди глядели. Как они садились Все люди дивились. Сели, посидели,
Взвились, полетели Песенки запели. Весна. А я знаю очень интересную игру «Верю - не верю»? Игра: «Верю - не верю» лесты выводят птенцов зимой (Верим). У воробья большой сильный клюв. (Не верим!) А у кого такой клюв? У свиристеля на голове хохолок. Снегирь любит сало (Не верим!) Какая птица любит сало? У синицы желтая грудка. Сова ночью спит (Не верим!) Почему она не спит? Ворона питается остатками пищи.(Верим) Клесты любят семена шишек(верим) У сороки длинный черный хвост. Молодцы, ни разу не ошиблись! Весна: Ребята, смотрите у меня есть картинки птиц(выставляет 4 картинки птиц) Дидактическая игра «Четвертый лишний» Воспитатель: Весна, здесь одна птичка лишняя. Дети давайте поможем Весне определить лишнюю птицу! (дети называют птицу и объясняют, почему она лишняя). Весна: А вот еще 4 картинки, какая здесь птичка лишняя? Почему? (Сова. Хищная птица, клюв крючком,на конце заострен,это помогает ей разрывать на кусочки крупную добычу) Вывод: Так от чего зависит клюв птицы? (От того, как она добывает себе корм) Они бывают всеядные, насекомоядные и хищные. Давайте покормим наших птиц! Дидактическая игра «Накорми птицу» Перед детьми лежат карточки с изображением птиц и схематическим изображением корма, дети должны положить карточку с кормом рядом с соответствующей ему птицей. Весна: Друзья мои, а как вы помогали зимующим птицам? (Развешивали дома и в детском саду кормушки вместе со взрослыми, приносили птицам корм). А как же весной человек помогает птицам? (Делают и вешают скворечники). Давайте, перечислим наших долгожданных пернатых гостей (Ответы детей: лебедь, утка, скворец, грач, ласточка, кукушка, соловей, цапля и др.).
Какие весенние хлопоты ожидают всех птиц? (Вить гнезда и высиживать птенцов). Игра «Назови ласково» - А теперь давайте согреем перелетных птиц ласковыми словами. Ведь ласковое слово как солнышко. (Скворец-скворушка, журавль -журавушка, лебедь- лебедушка, кукушка -кукушечка, утка- уточка, соловей- соловушка..) Умницы! Наверняка птицы услышали наши ласковые и добрые слова. - А давайте вспомним пословицы и поговорки о птицах? (ответы детей) Итог занятия Весна: Спасибо, ребята. Вы много знаете о жизни птицах и не оставляете птиц в беде в тяжелые время. Но мне пора уходить. У меня много дел, вон зима сколько мне работы оставила! Но я обещаю порадовать вас хорошей погодой. До свидания! Воспитатель: Попрощаемся с Весной … Беседу о птицах мы продолжим на следующих занятиях. Нас ждут еще не менее интересные путешествия, но сегодняшнее занятие подходит к концу. Молодцы! Вы много рассказали о птицах нашего Прихоперья. Мне понравилось, как вы сегодня работали, старались отвечать правильно, полными ответами и проявили большую активность на занятии. Занятие окончено.