Занятие — наблюдение за рябиной в сентябре для детей подготовительной к школе группы. Наблюдение за рябиной осенью в подготовительной группе Наблюдение за рябиной в подготовительной группе весной

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колосок»

Конспект наблюдения в природе за рябиной осенью

в старшей группе.

Воспитатель первой квалификационной категории:

Сабирьянова А.А.

п. Октябрьский

2017 г

Цель: обобщать представления дошкольников о рябине через наблюдения в природе.

Задачи:

Образовательные:

    Закреплять представление о внешних признаках дерева;

    Формировать и расширять представление о её роли в природе по отношению к жизни людей и животных ;

    Активизировать словарный запас по теме.

Развивающие:

    Развивать познавательный интерес к наблюдениям в природе;

    Развивать словарь признаков;

    Развивать цветовое восприятие, наблюдательность и зрительную память .

Воспитательные:

    Воспитывать эстетические чувства: слышать и понимать художественное слово, видеть прекрасное в природе;

    Воспитывать интерес к подвижным играм, развивать быстроту и ловкость, умение работать в команде.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: наблюдение за рябиной в разные времена года, попробовать ягоды рябины на вкус, чтение и заучивание стихов, примет, загадок о рябине.

Деятельность (речь)

воспитателя

Деятельность (речь) детей

Планируемые результаты

Вводная часть

Основная часть

Заключитель-ная часть

Ребята, не стойте в стороне,

Подходите к нам скорей!

Коль с нами пойдёшь -

Весело время проведёшь!

Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о чудесном дереве. Что это за дерево, угадайте:

Весной зеленела,

Летом загорела,

Осенью красное ожерелье надела. (Рябина)

Молодцы ребята, давайте подойдём к рябине и поздороваемся с ней, полюбуемся ею. А сейчас поближе познакомимся с ней.

Рябина - великолепное украшение лесов. В осенние дни это деревце становится волшебно красивым. Как можно назвать это дерево? С чем можно сравнить рябину?

Словно девица-красавица, накинула она на плечи шаль, расшитую разными красивыми листьями.

Какие краски использует природа?

Сколько стволов в кусте рябины?

Что это за красные бусы?

Какие ягодки у рябины?

С чем их можно сравнить?

Какие они на вкус?

Словно сказочная принцесса, в кружевном жёлтом сарафане, с ярко красными ожерельем – гроздьями, красуется рябина.

Вы хотели бы превратиться в красивую рябинку? Давайте попробуем.

На холме стоит рябинка

Держит прямо, ровно спинку

Ей не просто жить на свете

Ветер кружит, кружит ветер

Но рябина только гнётся.

Вольный ветер грозно дует

На рябинку молодую.

В народе говорят: «Рябина является украшением нашей природы». Почему ее так называют?

Хотели бы вы подарить рябине ласковые слова?

Где можно встретить рябину?

Ребята, это дерево имеет необычный дар – делать добро. Как вы думаете, какое добро может делать это дерево?

Рябина имеет полезные лекарственные свойства. Оно помогает больным. Из веточек заваривают лечебный чай. Из ягод рябины варят варенье и джем, рябиновый мёд – душистый и полезный. Полезные и вкусные рябиновые ягоды спасают птиц и животных от голода. Особенно любят лакомиться плодами рябины дрозды, снегири, свиристели, тетерева, глухари, сойки. Если медведь в лесу найдёт рябину , унизанную гроздьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево, с удовольствием полакомится её плодами. Лесные великаны – лоси, дотягиваются до самой верхушки деревца, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полёвки, ёжики, белочки.

Ребята, посмотрите вокруг, какие ещё деревья растут рядом с рябиной?

Какое дерево выше?

Чем отличаются ветки?

Какая форма у листочков?

Одинаковы ли у них стволы по цвету?

Молодцы, ребята вы все очень внимательные. Хотите поиграть с этими деревьями? Тогда слушайте внимательно. Игра называется «К названному дереву беги!» . Я буду называть дерево, а вам нужно добежать до того дерева, которое я назову. Будьте внимательны!

Мне очень понравилось, как вы быстро бегаете, а теперь напомните мне пожалуйста:

Как выглядит рябина ?

Где она растёт?

Какие звери любят ягоды рябины ?

Какие птицы любят ягоды рябины ?

Что даёт рябина людям ?

Почему осеннюю рябину называют красавицей?

Сейчас, если есть желание, вы можете нарисовать рябину .

Дети подходят к воспитателю.

Слушают загадку, отгадывают её.

Подходят к рябине, здороваются.

Высказывают своё мнение.

Сравнивают с красивой девицей.

Называют цвета: красный, жёлтый, золотисто-красный, оранжевый и т.д.

Считают стволы.

Рассматривают грозди рябины.

Описывают ягоды: красные, алые, круглые, красивые.

Делают сравнение с ожерельем, пуговицами.

Высказывают своё мнение: горьковатые.

Высказывают своё желание. Выполняют различные движения (физкультминутка «Рябинка»).

Тянут руки вверх.

Вращают туловище вправо –влево.

Делают наклоны в стороны.

Машут руками, изображая ветер.

Высказывают своё мнение.

Называют ласковые слова (рябинушка, деревце, красавица и т.д.).

Высказывают своё мнение (в лесу, на опушках, в парке).

Высказывают своё предположение.

Слушают рассказ о полезных свойствах рябины.

Называют деревья, которые растут на участке ( сосна, берёза).

Отвечают на вопросы.

Играют в подвижную игру.

Дети рисуют рябину по желанию.

Организация детей к совместной деятельности.

Умение отгадывать загадки, логически мыслить.

Проявляют настрой на предстоящую совместную деятельность.

Умение сравнивать.

Умение называть прилагательные.

Снятие эмоционального и психологического напряжения.

Умение называть ласковые слова.

Умение высказывать своё мнение.

Умение слушать.

Умение анализировать.

Умение быстро ориентироваться.

Умение отображать свои впечатления на рисунке.

Цель. Уточнить представление детей о том, что ягоды рябины не только красивы, но и очень полезны. Развивать наблюдательность. Обогащение словаря: рябина, дерево, гроздья.


Беседа.
Воспитатель приглашает детей подойти к рябине.
Как называется это дерево?
Что произошло с рябиной?

Словно девица-красавица, накинула она на плечи шаль, расшитую разными золотисто-красными листьями, надела ожерелье из алых ягод. Растет она в лесах, парках и са­дах.

Улетели птицы разные, смолк их звонкий перепев,
А рябина осень празднует, бусы красные надев.
(О. Высотская)

Кто любит ягоды рябины? Если медведь найдет в лесу рябину, унизанную гроз­дьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево, с удоволь­ствием полакомится ее плодами. Лесные великаны-лоси, дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом по­едают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки и белочки.

Какие птицы клюют ягоды рябины и когда? В предзим­ние ноябрьские дни прилетают стайки снегирей и свирис­телей. Они облепляют рябину и склевывают ее сочные слад­кие ягоды.

Что дает рябина людям? Из ягод рябины варят варенье и джем, а ряби­новый мед — душистый и полезный.


Как цвела чудесно ты порою летней,
Радовались люди на твои соцветья!
Прилетали пчёлы запасаться мёдом,
Ты им песни пела в тёплую погоду.
В холода дрожала каждым ты листочком,
"Шу-шу-шу,"- шептала тихим голосочком.

Дидактические игры:

  • "Листья шелестят" - предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и приклеенные к "ветке". По сигналу "Подул ветерок" ребенок плавно дует на листики так, чтобы они отклонились и шелестели. Цель: развивать речевое дыхание.
  • «Назови как можно больше деревьев» Цель: активизация словаря, развитие внимания. Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть деревья, которые их окружают. Назвавший слово — делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество деревьев.

«Золотые ворота» В игре участвуют 10-20 человек. Выбирают двух игроков, те отходят в сторону и договариваются, кто из них будет солнцем, а кто луной. Затем они становится лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя ворота. Остальные дети берутся за руки и вереницей идут через ворота. При этом они говорят:

Золотые ворота пропускают не всегда: первый раз прощается,

Второй раз запрещается, а на третий раз не пропустим вас!

Ворота закрываются при последних словах и ловят того, кто не успел пройти. Задержанного тихонько спрашивают, на чью сторону он хотел бы встать: луны или солнца. Он выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через ворота, и снова один из участников попадает в группу луны или солнца. Когда все игроки распределены, то устраивается перетягивание каната между двумя группами. При этом используется канат, веревка, палка или дети берут друг друга за пояс.

Индивидуальная работа : хождение по бревну. Цель: учить удерживать равновесие. (Определить длину бревна, измерив его шагами. Спросить детей, почему у всех получилось разное количество шагов).


Трудовая деятельность : уборка листьев под деревьями, сбор ягод и веток рябины для поделок, кормления птиц. Цель. Воспитание бережного отношения к птицам.

Анна Бутенко

Зимняя прогулка в старшей группе «Наблюдение за рябиной »

Цель :

1. Продолжать знакомство с рябиной , выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года.

2. Воспитывать бережное отношение к дереву, как объекту природы.

Ход прогулки:

В. На нашем участке растут много кустарников и деревьев , есть дерево, которое является «столовой» для птиц зимой. Как оно называется?

Д. Рябина

В. «Наливная, спелая рябина ,

Не грусти, краснея под окном,

Ты зимой холодною и длинной

Станешь птицам праздничным столом»

Что произошло с рябиной ? Почему на ней нет листьев, а ягоды остались?

Д. Облетели осенью, а ягодами питаются птицы.

В. Какие птицы прилетают полакомиться ягодами перелетные или зимующие?

Д. Зимующие.

В. Вокруг нас много снега, особенно возле деревьев. Ребята, а как вы думаете, для чего нужен он и что было бы с рябиной , если бы не снег?

Д. Снег согревает дерево.

В. Правильно, снег-сдерживает тепло. Зимой все деревья спят, ветки хрупкие, корни слабеют и промерзают, поэтому после холодной зимы, а если она была еще и малоснежной, то растения погибают.

А действительно ли снег держит тепло и не дает промерзнуть корням?Для этого мы проделаем небольшой опыт : возьмем 2 одинаковые бутылочки, наполним их теплой водой, одну поставим на снег, а другу закопаем в снег, а в конце прогулки выясним , какая из них будет теплее. (в морозный день разница температуры воды в бутылочке под снегом будет хорошо заметна, она будет теплее, т. к снег удерживает тепло).

В. Ребята, а почему мы должны заботиться о рябине ?

Д. Она красивая, приносит пользу и украшает наш участок.

В. Ребята, посмотрите, что это за «пестрый ковер» под нашими ногами?

Д. Ягоды рябины , расклеванные птицами.

В. Но этот «ковер» не на всем участке, давайте расстелем его по всей территории. Я приготовила вам бутылочки с цветной водой. Приступайте к творчеству!


Трудовая деятельность :

1. Сбор снега на участке и присыпание корней

2. Чистка кормушек

Подвижные игры :

«Хитрая лиса» , «Пройди по кругу» , «Деревья, трава, кустарники »

Индивидуальная работа с детьми :

«Скольжение по ледяным дорожка» , «Попади в обруч»

Публикации по теме:

Цель: развивать у детей интерес, любознательность, целенаправленность восприятия и эмоциональную отзывчивость на явления природы, показать.

Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за рябиной» Тема: «Наблюдение за рябиной» Цель: продолжать знакомить детей с рябиной; развивать цветовое восприятие, наблюдательность и зрительную.

Занятие - наблюдение за рябиной в сентябре для детей подготовительной к школе группы На экологической тропе нашего детского сада стоит красавица рябина. Воспитатель: ребята, отгадайте русскую загадку о каком дереве говорится.

Конспект прогулки в первой младшей группе: «Наблюдение за солнцем» Цели: Формировать у детей понятие о том, что для жизни на Земле нужно.

Цель: развивать познавательную активность детей; Задачи: 1. формировать представления о произрастании лекарственных растений данной местности,.

Цель: знакомство с синицей, её повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида. Задачи: продолжать вызывать интерес к пернатым.

Образовательная область: Познавательное развитие. Материал подготовила воспитатель ГДБОУ детский сад №3 Приморского района г. Санкт.

Цели:

— продолжать наблюдение за рябиной осенью;

— учить находить сходство и различия красной и черной рябины.

Ход наблюдения

С рябиной свежей вазу

Поставили на стол.

Ее заметил сразу

Лишь в комнату вошел.

Есть рябину я не стану,

Лучше краски я достану,

Нарисую ягодки —

Влажные и яркие,

В каплях — бусинки росы

Удивительной красы.

Рябинка — так ласково называют люди это дерево. В августе кисти рябины начинают краснеть, а следом за ягодами одевается в осенний наряд и весь куст. Поначалу сразу не уловишь — ярче горят алые кисти рябины или листья. Спешит в эту пору к рябине шумная птичья стая. Не только дрозды, свиристели, рябчики, тетерева кормятся ягодами рябины, она — любимое лакомство лесной куницы и медведя, ее ветки и кору охотно подъедают лоси и зайцы. Охотники рассказывают, будто косолапые, прежде чем залечь в берлогу, вдоволь наедаются ягод рябины. Древесину рябины используют для изготовления музыкальных инструментов, пригодна она для столярного и мебельного дела. Корой окрашивают ткань в красно-бурые тона, ветками — в черный цвет, а листья дают коричневую краску.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Какие звери любят ягоды рябины?

♦ Какие птицы клюют ягоды рябины?

♦ Как рябина используется в народном хозяйстве?

Исследовательская деятельность

Трудовая деятельность

После сбора урожая приведение в порядок земельной площади огорода и цветника.

Цель: учить оказывать помощь взрослым.

Подвижная игра «Поймай мяч».

Цель: учить ловить и передавать мяч.

Индивидуальная работа

Беседа на тему «Какая профессия на земле самая важная?».

Цели:

— расширять знания о представителях различных профессий;

— формировать словарный запас.

Методическая разработка по окружающему миру на тему:

Наблюдение за рябиной осенью.

Наблюдение на прогулке за рябиной для детей старшей группы.


Описание материала: Предлагаю вам конспект наблюдения на прогулке для детей подготовительной группы (5-6лет) по теме «Наблюдение за рябиной». Данный материал будет полезен воспитателям. Этот конспект познавательного характера, направлен на закрепление знаний по данной теме и воспитание любви к природе.
Также я предлагаю небольшую подсказку по планированию прогулки.


Цель: продолжать наблюдение за рябиной осенью;

Ход наблюдения:

Улетели птицы разные,
Смолк их звонкий перепев,
А рябина осень празднует,
Бусы красные надев. (О. Высотская)

Вопросы детям:
- Как выглядит рябина?
- Где она растет?
Рябинка – так ласково называют люди это дерево.
Словно девица-красавица надела ожерелье из алых ягод. Растет она в лесах, парках и садах. Если медведь найдет в лесу рябину, унизанную гроздьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево, с удовольствием полакомится ее плодами. Лесные великаны-лоси, дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки и белочки. В предзимние ноябрьские дни прилетают стайки снегирей и свиристелей. Они облепляют рябину и склевывают ее сочные сладкие ягоды. Из ягод рябины варят варенье и джем, а рябиновый мед - душистый и полезный. У рябины хорошая древесина - тяжелая, упругая и прочная. Делают из нее посуду, рукоятки к топорам и молоткам, а из гибких веток плетут красивые корзины.
- Какие звери любят ягоды рябины?
- Какие птицы клюют ягоды рябины и когда?
- Что дает рябина людям? Что изготавливают из рябины?
Исследовательская деятельность.
Посчитать, сколько стволов в кусте рябины, сколько гроздей. Рассмотреть через увеличительное стекло кору дерева, ягоды, листья.
Сравнить красную рябину с другими деревьями и кустарниками на территории детского сада.
Трудовая деятельность
Сбор мусора и веток на участке.
Цель: формировать умение и желание трудиться сообща.
Подвижные игры
«Мы веселые ребята»
Цель: создать условия для активной двигательной деятельности детей; закреплять умение участвовать в коллективной подвижной игре, и проявлять ловкость, быстроту, координацию движений.
«Утка – гусь»
Цель: упражнять в быстром беге, развивать ловкость, действовать по сигналу.
Индивидуальная работа:
Развитие движений.
Цель: закрепить прыжки на одной (правой, левой) ноге.
Самостоятельная деятельность детей.

Схема планирование прогулки.

Прогулки: - Типовые (максимально свободная деятельность)
- Комбинированные (целевая+свободная деятельность)
- Прогулка – экскурсия
- Тематическая
Структура прогулки:
Наблюдение, рассматривание;
Опыты и эксперименты;
Трудовая деятельность;
Подвижные игры;
Индивидуальная работа с детьми;
Организация свободной деятельности;
Дидактические и сюжетно ролевые игры.

Наблюдение.
- Индивидуальное,
За живыми объектами.
- Групповое, За неживыми объектами.
- Фронтальное, За явлениями окружающей среды.
- Эпизодическое,
- Длительное.
Индивидуальная работа.
- разучивание, закрепление физических упражнений.
- заучивание стихотворений.
-закрепление изученного ранее материала.
Хозяйственно бытовой труд.
- индивидуальный
- на участке
- групповой - на веранде
-коллективный.
- на клумбе