Южный газовый коридор как попытка обойти россию. Южный газовый коридор: США — за, Россия — не против

Во время недавнего визита в Баку председатель Европейской Комиссии Жозе Мануэл Баррозу провел переговоры с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Во время итоговой пресс-конференции Баррозу сообщил, что стороны «затронули вопрос ускорения и расширения проекта Южного газового коридора и пришли к договоренности о том, что в предстоящие годы этот вопрос будет нашим общим приоритетом. Я имею в виду обсуждение дополнительных возможностей, связанных с развитием этого проекта».

По словам Мануэла Баррозу, Европейский Союз сделает все от него зависящее для успешного развития Южного газового коридора, так как: «это важный вопрос в деле диверсификации потребителей и источников. В то же время это составная часть представленной Еврокомиссией в Совет стратегии энергетической безопасности Европейского Союза».

Тема диверсификации энергопоставок в страны Евросоюза получила развитие на этой неделе.

Так, Владимир Путин в ходе официального визита в Вену заявил, что строительство газопровода «Южный поток» следует считать общеевропейским проектом, который «не направлен против кого бы то ни было… Это проект, который реализуется в интересах энергетической стабильности в Европе в целом и в интересах партнеров. Это проект не против кого-то, а за наши интересы», - отметил Путин.

Подключение Австрии к строительству «Южного потока» совпало по времени с проходившей в Будапеште международной конференции, приуроченной к завершению 12-месячного председательства Венгрии в Вышеградской группе. Здесь премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, в частности, заметил, что в Европе начинается экономическая эра, которая требует новых инструментов для достижения стабильности, создания новых рабочих мест и более дешевой энергии.

В этой связи председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу заметил: «Продолжающиеся споры между Россией и Украиной по энергопоставкам напомнили нам о необходимости иметь эффективную европейскую стратегию».

«Коридор» – не против «Потока»?

Директор Института политических исследований Академии государственного управления при Президенте Азербайджанской Республики, доктор политических наук Эльман Насиров указал, что для Баку залогом энергетической безопасности является диверсификация маршрутов поставок газа, а для Евросоюза – диверсификация источников. «В этом плане, – продолжает Насиров, – и Азербайджан очень нуждается в таких больших рынках сбыта, и Евросоюз нуждается в азербайджанских энергоресурсах».

Собеседник «Голоса Америки» отмечает, что, поскольку отношения между Москвой и Брюсселем заметно осложнились в последнее время, страны ЕС нуждаются в альтернативных поставщиках энергии. В данном случае речь, прежде всего, идет о государствах Центральной и Южной Европы, которые и предполагалось включить в линию «Южного потока».

В этой связи Эльман Насиров напомнил, что проект «Южный газовый коридор» предполагает строительство к 2019 году системы газопроводов TANAP-TAP от азербайджанского месторождения Шах-Дениз через Грузию, Турцию, Грецию и Албанию на юг Италии. После ввода проекта в эксплуатацию через «Южный газовый коридор» странам-покупателям на первых порах будет доставляться до 10 млрд кубометров «голубого топлива» в год. В дальнейшем объем поставок предполагается увеличить вдвое.

И это полностью отвечает экономическим интересам Азербайджана. «Я хочу отметить, что наши отношения с Евросоюзом в этом плане не направлены против интересов других государств, – подчеркивает эксперт. – У нас очень хорошие отношения с Россией, которой мы ежегодно выделяем по 2 млрд кубометров газа».

По мнению директора бакинского Института политических исследований, неверно говорить о том, что «Южный газовый коридор» направлен против «Южного потока», поскольку российский газопровод намечено ввести в строй раньше, и объемы поставок пор нему запланированы втрое больше.

«Мы – не конкуренты в этом плане с Россией, – настаивает Эльман Насиров, – а Европе просто нужны новые альтернативные источники (топлива), чтобы не ликвидировать зависимость от российского газа, а уменьшать ее». При этом азербайджанский эксперт считает, что в данном вопросе нет политической составляющей, а лишь нормальная экономическая конкуренция.

«Коридор» - угроза для «Газпрома»?

Генеральный директор Института энергетической политики Владимир Милов , напротив, считает, что «Южный газовый коридор» всегда беспокоил и руководство «Газпрома», и российские власти, которые воспринимали этот проект как конкурента в поставках топлива на сравнительно небольшой рынок. К тому же значительного роста спроса на газ в странах Южной Европы не предвидится, а значит, поставки из Азербайджана могут нанести ущерб российским интересам, считает эксперт.

«Сегодня рынок таких стран, как Венгрия, Болгария, бывшие югославские республики – полностью завязан на Россию. И если возникнут альтернативные источники, «Газпромом» это будет восприниматься как прямая опасность», – развивает свою мысль Милов, добавляя, что азербайджанский газ традиционно имеет конкурентные преимущества. Именно поэтому представители российского энергетического сектора всегда ядовито высказывались о проекте Nabucco и пытались выкупить значительную часть азербайджанского газа.

Вместе с тем, Милов сомневается, что газа из одного лишь месторождения Шах-Дениз хватит для того, чтобы обеспечить заполняемость труб «Южного газового коридора». Для этого, считает эксперт, нужно подключить другие газодобывающие страны Каспийского региона. В том случае, если «Южный газовый коридор» заработает на полную мощность, позиция российских представителей на политических переговорах с Европейским Союзом станет более податливой, полагает Владимир Милов.

«Ряд стран в регионе Центральной и Юго-Восточной Европы серьёзно зависят от российских поставок газа, и из-за этого существует мощная фракция пророссийских голосов внутри Европейского Союза. Если появится альтернатива (источников газа – А.П.), то необходимость слишком лебезить перед Путиным может исчезнуть. И, конечно, это может, в том числе, повлиять и на позиции российского руководства по внешнеполитическим проблемам на переговорах с Европейским Союзом», – заключает генеральный директор Института энергетической политики.

У «Коридора» и у «Потока» – общие проблемы

Доцент кафедры европейских исследований Санкт-Петербургского государственного университета Татьяна Романова отмечает, что она не склонна относиться к «Южному потоку» слишком оптимистично. И для этого есть несколько оснований.

«Во-первых, там есть некоторые проблемы с объемами поставок. Сейчас был озвучен размер в 16 млрд кубометров в год, из которых 6 миллиардов пойдут в Турцию, и около 10 миллиардов, соответственно, в Европейский Союз», – замечает Романова. И напоминает, что ранее были опубликованы расчеты, согласно которым указанные объемы делают данный проект нерентабельным.

Рентабельность проекта можно повысить за счет привлечения иранского газа. Но, хотя санкции против Исламской Республики и были ослаблены, они пока еще действуют, а значит, этот вариант не подходит.

Вторая проблема, одинаково актуальная и для «Южного потока», и для «Южного газового коридора», это – спрос на «голубое топливо» внутри Европейского Союза.

«Дело в том, – отмечает Татьяна Романова, – что экспертная группа России и Европейского Союза не первый год анализирует динамику спроса и пытается его спрогнозировать внутри ЕС. Но Европейский Союз на сегодняшний момент ставит своим приоритетом декарбонизацию своей экономики, то есть, фактический отказ от традиционных источников энергии». Поэтому, считает эксперт, существующие расчеты позволяют рассчитывать на высокий спрос газовых поставок до 2030 года, а затем ни российский, ни азербайджанский газ в нынешних объемах странам Евросоюза не понадобится.

Третья особенность, на которую указывает Татьяна Романова, это стыковка правового режима обоих обсуждаемых проектов с правовым режимом Третьего энергетического пакета Евросоюза.

Речь идет об утвержденном в 2009 году пакете реформ в области газа и электроэнергии, направленном на либерализацию рынка. Суть пакета в разделении бизнеса по продаже и транспортировке энергоносителей. По мнению Европейской комиссии, это будет способствовать повышению конкуренции, что позволит появиться на энергетическом рынке новым игрокам и снизить цены на энергию.

«В рамках энергетического диалога России и ЕС рассматриваются возможности того, каким образом Третий энергопакет будет действовать но не наносить ущерб внешним газопроводам. Пока же эта проблема не решена, и Азербайджан, и все другие участники "Южного газового коридора" столкнутся с той же самой проблемой», – отмечает эксперт.

И еще одна проблема, на которую обращает внимание Татьяна Романова. При том, что «Южный газовый коридор» снижает зависимость Евросоюза от России, он потенциально усиливает зависимость ЕС от Турции. «А это – тоже достаточно непростой партнер, со своими взглядами и с требованиями к Европейскому Союзу, и этот момент тоже нужно учитывать», – подытоживает доцент кафедры европейских исследований СПбГУ Татьяна Романова.

Проект Южного газового коридора (ЮГК), предусматривающий прокачку углеводородов из Каспийского региона в Европу, пользуется полной поддержкой США. В последний раз это подтвердила заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Бриджит Бринк во время недавнего визита в Баку. В конце марта усилия Азербайджана по реализации данного проекта всячески приветствовал госсекретарь США Джон Керри во время встречи с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым на полях саммита по ядерной безопасности в Вашингтоне. По мнению Керри, ЮГК отвечает долгосрочным стратегическим интересам Европы и диверсифицирует источники ее энергообеспечения. Алиев, в свою очередь, выразил признательность США за поддержку этого важного для Баку проекта. По его словам, работы идут по графику, и в течение 2–3 лет ЮГК станет реальностью.

Напомним, что Южный газовый коридор - это на сегодня, как минимум, три трубопровода - Южно-Кавказский, Транс-Анатолийскому (TANAP) и Транс-Адриатическому (TAP), предназначенные для транспортировки на европейский рынок азербайджанского газа, который будет добываться в рамках второй стадии разработки газоконденсатного месторождения «Шахдениз» на шельфе Каспия с подтвержденными запасами 1,2 триллиона кубометров. В начале 2020 года каспийский газ по Южному газовому коридору соединится в Италии с сетью европейских газопроводов. Предполагается, что Европа будет получать по ЮГК порядка 10 миллиардов кубометров газа в год. Кстати, сообщается, что проект строительства Южного газового коридора в последние месяцы заметно подешевел. В частности, вместо прогнозируемых 45 миллиардов долларов расходы, в связи с удешевлением материалов, оптимизации производственных процессов и других обстоятельств, составят 39 миллиардов долларов.

Итак, начиная с 2020 года, азербайджанский газ поступит в каждый европейский дом. В Баку этот факт не вызывает сомнения ни у политиков, ни у экспертов, ни у высокопоставленных чиновников Государственной нефтяной компании Азербайджана (SOCAR). Эту мысль можно считать лейтмотивом прошедшей в начале июня XXIII Международной выставки и конференции «Нефть и Газ Каспия» (Caspian Oil&Gas 2016). Говоря более конкретно, с конца 2019 года азербайджанское «голубое топливо» в первую очередь начнет поступать в балканские страны. Благо, серьезной конкуренции в связи с отказом Москвы от проектов «Южный поток» и «Турецкий поток» Азербайджан на этой территории не встретит. Кроме того, Азербайджан заявляет о разработке проектов новых месторождений, за счет которых собирается увеличить добычу природного газа с нынешних 29 миллиардов до 40 миллиардов кубометров в год. Тем самым, отпадают все сомнения в том, что Азербайджан выполнит взятые на себя обязательства не только по созданию соответствующей инфраструктуры по доставке своего газа в Европу, но и в полном объеме заполнит ее «голубым топливом». Впрочем, представители SOCAR не раз заявляли, что они не против новых поставщиков и конкуренции сырья в данном регионе: главное, чтобы не возникали препятствия азербайджанским планам по экспорту газа.

Реальное строительство Транс-Адриатического газопровода (ТАР) началось 17 мая нынешнего года. ТАР - составная часть Южного газового коридора - проходит от турецко-греческой границы через Грецию, Албанию на юг Италии. Его протяженность составляет 878 километров, включая 105-километровый участок под Адриатическим морем. Стоимость TAP оценивается примерно в 6 миллиардов евро. Отметим, что ранее газ из Азербайджана планировалось поставлять и по трубопроводу Nabucco (через Болгарию, Румынию, Венгрию до Австрии), но проект так и не был реализован из-за недостатка ресурсов и денег. Власти Евросоюза дали новому газопроводу яркий «зеленый свет»: Еврокомиссия еще в марте признала проект TAP полностью соответствующим европейскому законодательству. Акционеры ТАР следующие: по 20 процентов принадлежит SOCAR, британской ВР и итальянской Snam, 19 процентов - бельгийской Fluxus, 16 процентов - испанской Enagas и 5 процентов - швейцарской Axpo. Для Европы ТАР - это диверсификация и дополнительная балансировка рынка. По словам зампредседателя Еврокомиссии по энергетике Мароша Шефчовича, ТАР будет «главным инструментом в наборе европейской энергобезопасности».

США оказывали поддержку всем энергетическим и трубопроводным проектам Азербайджана, начиная с первой половины 90-х годов. Непосредственно для Вашингтона эти проекты не представляют особой значимости. Глава азербайджанского исследовательского центра «Атлас» Эльхан Шахиноглу считает, что «эти проекты интересны США, поскольку они нацелены на ослабление энергетической зависимости Европы от России. Если бы не поддержка американцев, то реализовать, скажем, проект строительства нефтепровода Баку - Джейхан не удалось бы».

Вместе с тем, Шахиноглу уверен, что сейчас Москва не противится строительству ЮГК. Россия в свое время была обеспокоена перспективой строительства трубопровода «Nabucco», поскольку он предусматривал доставку на европейский рынок крупных объемов газа. По поводу же ЮГК сильного давления со стороны Кремля нет, так как Азербайджан будет прокачивать по нему ограниченные собственные объемы. Другое дело, отмечает Шахиноглу, если в ЮГК будет поступать туркменский газ. Тогда Москва может начать активно противодействовать строительству трубопровода по дну Каспия.

Другие эксперты и политологи также полагают, что на реализацию проекта ЮГК у Москвы нет никакой нервной реакции. В начале нулевых годов Азербайджан, когда он был еще экономически слаб, построил нефтепровод Баку - Джейхан, газопровод Баку - Эрзурум, и Россия не препятствовала реализации этих проектов. И сейчас она не мешает строительству новых трубопроводов Азербайджана, так как с ними связаны интересы не только западных компаний и будущих покупателей газа, но и Баку как поставщика «голубого топлива».

Самое интересное, что официальные лица российского «Газпрома» никогда не считали Азербайджан своим прямым конкурентом на газовом рынке Европы. Наоборот, с прошлого года «Газпром» и азербайджанская SOCAR рассматривают возможность увеличения поставок российского газа с учетом перспективы роста потребления топлива в Азербайджане. Действительно, в настоящее время Азербайджан сам закупает определенные объемы газа у России. В сентябре прошлого года начались поставки по договору с российским газовым монополистом, согласно которому Азербайджан намерен закупать 2 миллиарда кубометров газа. А 11 мая 2016 года глава SOCAR Ровнаг Абдуллаев заявил, что Азербайджан готов закупать от 3 до 5 миллиардов кубометров газа и соответствующее предложение «Газпрому» уже направлено.

Объемы поставок газа из Азербайджана в Европу несопоставимы с теми, которые сегодня туда идут из России. Сейчас крупнейший поставщик газа на европейский континент именно российский «Газпром». В 2015 году он поставил в Европу (включая Турцию) 158,6 миллиарда кубометров, его доля рынка Старого Света - 30,9 процента. Так что 10 миллиардов кубометров азербайджанского газа в год - это гораздо меньше 10 процентов от поставок российского сырья. Конечно, когда открываются любые новые возможности, для такого амбициозного игрока энергетического рынка, как Азербайджан, право же, грех не воспользоваться благоприятной ситуацией. Но претензии Москвы к новым азербайджанским проектам означали бы вступление России в глобальное противостояние с Западом. Это ничего хорошего ни Баку, ни Москве не сулило бы. Поэтому Россия не против, она мудро занимает спокойную позицию…

В Баку открыли первую часть проекта «Южный газовый коридор», по которому Азербайджан сможет напрямую экспортировать газ в Европу. Президент Азербайджана Ильхам Алиев принял участие в торжественной церемонии. Повернув ключ, он символически дал старт поставкам «голубого топлива» из месторождения «Шах-Дениз» на шельфе Каспийского моря в Европу.

Азербайджанская дипломатия XXI века: секрет успеха на международной арене

«Южный газовый коридор» состоит из трёх пазлов. Первый этап — Южно-Кавказский трубопровод (ЮКТ). Этот газопровод, соединяющий Азербайджан с турецким городом Эрзурум через территорию Грузии, был построен ещё в 2007 году. Но после подписания Еврокомиссией декларации о «Южном газовом коридоре» в 2011 году было принято решение о расширении ЮКТ. Трубопровод проходит параллельно нефтепроводу «Баку — Тбилиси — Джейхан», по которому Азербайджан через средиземноморский порт Турции экспортирует нефть в ЕС.

Картографические данные Google, 2018

Второй этап проекта связан с Трансанатолийским газопроводом (TANAP), начинающимся на турецко-грузинской границе и пересекающим всю Малую Азию. На греческой границе TANAP будет состыкован с Трансадриатическим газопроводом (TAP), проходящим по территории Греции, Албании и Италии.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев. Фото: www.globallookpress.com

Первые поставки азербайджанского газа в Турцию намечены на 2018 год. В середине мая министр энергетики Турции Берат Албайрак озвучил дату открытия TANAP. Это произойдёт 12 июня. Газопровод из Греции в Италию, к которому через интерконнекторы намерена присоединиться Болгария, будет сдан в эксплуатацию примерно к 2020 году. TAP обеспечит порядка 17% газового потребления Италии.

Мощность «Южного газового коридора» оценивается в 16 млрд кубометров в год, шесть из которых пойдут на нужды Турции, а остальные 10 — поставлены в Европу.

Новая газовая война России и Украины: «Газпром» не намерен быть спонсором киевского режима

Составит ли азербайджанский газ конкуренцию российскому экспорту? Пропускная способность «Турецкого потока», когда будет построена его вторая нитка, вдвое превысит «Южный газовый коридор». А с учётом почти 200 млрд кубометров, которые Россия ежегодно экспортирует в Старый Свет, 16 млрд из «Шах-Дениза» едва ли «сделают погоду» на европейском рынке, где спрос на газ растёт из года в год. В уме надо держать и идущее на всех порах строительство российского «Северного потока-2», по которому будет проходить ни много ни мало 55 млрд кубов в год.

Стоит отметить, что «Южный газовый коридор» — четвёртый проект, направленный на повышение энерготранспортной независимости южнокавказских республик от России. В 1999 году завершилась прокладка нефтепровода «Баку — Супса» в Грузию. Семь лет спустя был построен вышеупомянутый нефтепровод «Баку — Тбилиси — Джейхан». Параллельно реализовывался газопровод «Баку — Тбилиси — Эрзурум». По территории трёх стран — Азербайджана, Грузии и Турции — проходит и сданная осенью 2017 года в эксплуатацию железная дорога «Баку — Тбилиси — Карс».

«Южный газовый коридор», как показывает сравнительная статистика, не является прямым конкурентом «Газпрома» на европейском газовом рынке. Тем более что Россия и сама диверсифицирует поставки газа за счёт Китая.

Фото: Merkushev Vasiliy / Shutterstock.com

На недавнем Петербургском международном экономическом форуме о заинтересованности в «голубом топливе» из России заявил и японский премьер Синдзо Абэ. А чуть ранее болгарский президент Румен Радев намекнул на возможную реинкарнацию «Южного потока».

При этом утверждать, что «Южный газовый коридор» — не проект в обход России, было бы странно как минимум с точки зрения географии. Не претендуя на конкуренцию, Азербайджан укрепляет свой статус независимого международного игрока, не привязываясь ни к России, ни к Западу. ЕС и США, а также западные компании во главе с BP (участвует почти во всех нефтегазовых проектах Азербайджана) заинтересованы в том, чтобы расширить своё влияние на Южном Кавказе, а в перспективе ослабить роль «Газпрома» в Европе. Но для этого одних месторождений Азербайджана недостаточно. Газопроводы в обход России имеют реальную силу только в случае подключения к ним Ирана и Туркмении, 2-й и 4-й стран в мире по запасам «голубого топлива». Но на этом пути есть ряд препятствий: нерешённость статуса Каспия, мешающая строительству Транскаспийского газопровода, и курдский фактор, осложняющий поставки иранского газа. Свою лепту вносят и США, отсрочившие выходом из ядерной сделки разработку одного из десяти крупнейших газовых месторождений в мире — «Южного Парса».

В этом месяце в СМИ мы увидели много заголовков о новых трубопроводных проектах в Европе. Так, например, Oilprice.com недавно опубликовали статью о Южном газовом коридоре под названием «Действительно ли это самый важный трубопровод в мире?»

Сама статья представляет собой обыкновенный маркетинговый ход, призванный заставить вас думать, что азербайджанский газ изменит всю европейскую газовую политику. В этой теме разбиралось издание zerohedge.com .

"Начало статьи самое показательное: «Европа хочет стать менее зависимой от российского газа и использовать более чистую энергию...». Это, конечно же, ложь.

Сама Европа как раз наоборот этого не хочет, ведь ей это просто-напросто не выгодно. Однако этого хотят европейские политики, которые находятся в сговоре с Вашингтоном, и которым выгодно считать Россию врагом ЕС.

Большая часть Европы хочет, чтобы Россия поставляла им , потому что российский газ дешев и потому что его много. Конечно же, США делают все, чтобы не допустить роста экономики и влияния России. Технократия ЕС согласна с тем, что сильная Россия с долей более чем 40% европейских продаж газа, - это Россия, которую нельзя будет дестабилизировать посредством валютных и прокси-войн.

Южный газовый коридор - это проект газопровода протяженностью около 4000 км для доставки природного газа Каспийского моря в южную Европу. По предварительным оценкам, около 16 миллиардов кубометров газа в год будет переправляться по трубопроводу, начиная с 2019 года.

Ориентировочная стоимость Южного газового коридора на момент начала переговоров составила более 45 миллиардов долларов. Сам проект, по сути, является решением проблемы, которую еще предстоит найти. Это не что иное, как взятка в размере 45 миллиардов долларов, которую США дают угодному им режиму в Азербайджане.

США не в первый раз используют страны ЕС, враждебно настроенные к России (как, например, Польшу или Прибалтику), чтобы подорвать новые российские газовые проекты в Европе.

В 2014 году политическое давление на Болгарию со стороны Евросоюза и США сорвало газовый проект «Южный поток». Трубопровод должен был доставлять газ из южных месторождений России в Болгарию через Черное море. Болгария могла бы ежегодно получать огромную прибыль от транзитных сборов.

Государственная газовая компания «Газпром» быстро нашла новое решение, заменив несостоявшийся «Южный поток» «Турецким потоком». Новый трубопровод будет проходить через Турцию и заканчиваться в Греции. Прошлым летом Венгрия уже провела переговоры с «Газпромом» по «Турецкому потоку». Все задействованные страны хотят получать транзитные сборы.

Как вы думаете, какова стоимость этого проекта? Всего 12 миллиардов долларов. При том, что трубопровод будет проходить по дну Черного моря.

Другой трубопровод, «Северный поток 2», позволит удвоить пропускную способность существующего газопровода «Северный поток», и дешевый российский газ начнет напрямую поступать из Санкт-Петербурга в Германию. Проект строительства будет завершен к следующему году.

А какова же стоимость этого проекта? Менее 10 миллиардов долларов.

ЕС сделал всё возможное, чтобы сорвать проект «Северный поток 2», разве что, не написав закон, просто-напросто запрещающий строительство, чего он, конечно, сделать не может. Наконец, все попытки были прекращены в начале этого месяца.

Важнейший вывод, который можно сделать из ситуации: интересы европейских политиков, очевидно, стоят выше интересов простых людей. Европейские лидеры при принятии решений не берут во внимание интересы тех людей, которым они должны служить.

По сути, лидеры ЕС готовы продать энергетическую безопасность Европы. Будущее Европы выглядит намного более безопасным с «Турецким потоком» и «Северным потоком 2».

2. Что представляет собой «Южный газовый коридор»?

«Южный газовый коридор» протянется на 3,5 тыс. км от Баку до юга Италии. Газ будет поставляться с гигантского месторождения Шах-Дениз на Каспии с запасами 1,2 трлн куб. м газа с перспективой вовлечения новых ресурсов, в том числе месторождений Туркменистана, Ирана, Ирака. Стоимость проекта оценивается примерно в $40 млрд.

Проект состоит из трех частей: Южно-Кавказского газопровода (South Caucasus Pipeline, SCP) Баку — Тбилиси — Эрзурум, идущего по территории Азербайджана и Грузии до границы с Турцией, Трансанатолийского газопровода (TANAP), идущего по территории Турции, и Трансадриатического газопровода (TAP), проходящего по территории Греции, Албании и Италии.

В 2017 году по SCP, который был запущен в 2006 году, Азербайджан поставил в Турцию 6,5 млрд куб. м газа. Теперь он расширен, так что пропускная способность выросла до более 20 млрд куб. м. Техническим оператором этого трубопровода является британская BP, которой принадлежит 28,25%, коммерческим оператором — азербайджанская госкомпания SOCAR (10%). У SCP еще несколько иностранных акционеров, среди них — российский ЛУКОЙЛ, владеющий 10%, который также участвует в разработке Шах-Дениза.

TANAP, контрольный пакет которого принадлежит SOCAR (58%), планируется запустить через две недели — 12 июня, а TAP — в 2020 году. По словам Алиева, Азербайджан заинтересован в увеличении поставок газа в Европу. «Это самый привлекательный для нас рынок», — отметил он, добавив, что подтвержденные запасы газа в Азербайджане оцениваются в 2,6 трлн куб. м.

3. Какие цели преследует новый проект?

Покупателями газа из «Южного газового коридора» в Европе станут девять европейских компаний, сказал президент Азербайджана. Это англо-голландская Shell, болгарская Bulgargas, греческая DEPA, немецкая Uniper, французская Engie, итальянские Hera Trading, Edison и Enel и швейцарская AXPO. Соглашения с ними привязаны к моменту выхода месторождения Шах-Дениз на проектную мощность. Так, максимальные объемы поставок Engie составят 2,64 млрд куб. м, Uniper — 1,45 млрд куб. м, AXPO — 0,96 млрд куб. м, говорится в материалах «Южного газового коридора».

«Трубопровод представляет собой важный инструмент диверсификации портфеля нашей компании и снижает зависимость AXPO от текущих цен. Кроме того, AXPO Trading AG будет продавать эти объемы газа с месторождения Шах-Дениз», — сообщил РБК представитель AXPO. Представитель Enel подтвердила РБК заключение контракта с консорциумом Shah Deniz на поставку газа в Италию на срок 25 лет. Представитель Shell от комментариев отказался, представители других партнеров консорциума пока не ответили на запросы РБК.

При этом «Южный газовый коридор» получил исключение из Третьего энергопакета, запрещающего производителям газа контролировать 100% газопровода в Европе: Еврокомиссия разрешила азербайджанской SOCAR заполнять газопровод собственным газом полностью.

4. Будет ли газ из «Южного коридора» конкурировать с российским?

Этот проект может стать конкурентом для «Газпрома» как в Европе, так и в Турции, хотя изначальные объемы поставок азербайджанского газа (10 млрд куб. м — для Европы и 6 млрд куб. м — для Турции) не такие большие, замечает эксперт по Каспийскому региону Игорь Ивахненко. В стратегическом отношении новая труба увеличит значимость Азербайджана не только как экспортера природного газа, но и как транспортера и транзитера газа через территорию Турции в западном направлении, добавляет старший научный сотрудник по энергетическим вопросам Центра стратегических исследований при президенте Азербайджана, эксперт Оксфордского института энергетических исследований Гюльмира Рзаева. Поскольку пропускная способность трубы может достичь 31 млрд куб. м, это дает возможности SOCAR и ее партнерам в будущем транспортировать не только азербайджанский газ, но и газ из других стран, добавляет она.

Сейчас российский газ поставляется на турецкий рынок по газопроводу «Голубой поток» и Трансбалканскому коридору. Турция — второй после Германии по объему потребитель российского газа: в 2017 году она закупила 29 млрд куб. м газа (общий объем экспорта «Газпрома» составил 194,4 млрд куб. м). Сейчас российская газовая монополия строит новый газопровод «Турецкий поток» из двух ниток мощностью 15,75 млрд куб. м в год каждая. Первая его нитка предназначена для поставок газа турецким потребителям (уже достроена), вторая — для снабжения стран на юге и юго-востоке Европы и будет завершена в конце 2019 года. Министр энергетики Александр Новак говорил в интервью телеканалу РБК 25 мая, что рассматривается два маршрута второй нитки газопровода — из Турции через Грецию в Италию или в Болгарию с последующей транспортировкой в Сербию, Венгрию и Австрию.

Однако глава «Газпром экспорта» Елена Бурмистрова ранее говорила, что и азербайджанский, и российский газ найдет своего потребителя в Европе. «Европе в ближайшие десятилетия понадобится много природного газа, места на газовом рынке хватит всем. Вместо того чтобы по политическим мотивам превозносить инфраструктурные проекты одних поставщиков, а идеи других — заносить в черный список, следовало бы обеспечить равные условия для всех, создать среду справедливой конкуренции, о которой так любят рассуждать в Брюсселе», — отмечала она.

По прогнозу Wood Mackenzie, потребление газа в Европе увеличится с 541 млрд до 546 млрд куб. м к 2035 году, а IHS Markit прогнозирует увеличение спроса к этому времени до 572 млрд куб. м.

Доля «Газпрома» на рынке Европы в 2017 году выросла с 33,1 до 34,7%. К 2030 году доля компании может вырасти до 35-38%, говорил в феврале начальник департамента 123 «Газпрома» Кирилл Полоус.


5. Как будет развиваться проект?

Азербайджан намерен нарастить добычу природного газа на Шах-Денизе, а также подключить к проекту «Южного газового коридора» других игроков, в частности Иран и Туркменистан с разведанными запасами газа порядка 34 трлн и 10 трлн куб. м газа соответственно. Как говорил в 2017 году министр энергетики Азербайджана Натиг Алиев, Азербайджан и Турция готовы использовать ЮГК для транзита газа из Ирака, Израиля и Кипра. Израиль и Турция сообщали, что могут построить в будущем газопровод, который свяжет израильское газовое месторождение «Левиафан» и TANAP.

В этом случае партнеры смогут поставлять по этому маршруту до 60 млрд куб. м ежегодно, отмечал вице-президент по инвестициям и маркетингу SOCAR Виталий Беглярбеков.

Главная опасность для российских проектов в Турции и Европе со стороны ЮГК — перспектива присоединения к нему Туркменистана, что пока невозможно из-за неопределенности статуса Каспийского моря, отмечает Ивахненко. Он напоминает, что в августе 2018 года предполагается подписать конвенцию о статусе Каспия с правом каждой из стран решать судьбу трубопроводной инфраструктуры в этом регионе. Это увеличивает шансы вхождения Туркменистана в ЮГК, а вслед за ним и других конкурентов «Газпрома». Тогда стоит ждать падения цен на газ в Европе. Однако пока себестоимость добычи газа на Шах-Денизе составляет $35 за 1 тыс. куб. м против $15 у «Газпрома», что делает газ «Газпрома» более конкурентным, указывает эксперт.

6. Как в результате изменятся цены на газ в Европе?

Владелец компании Lombie Gas Marketing & Trading Роман Мацаев полагает, что введение TAP в строй в 2020 году может снизить цены на газ в Европе на 3-5% к уровню текущих, что несущественно повлияет на показатели «Газпрома», но будет выгодно покупателям. На Дне инвестора в феврале «Газпром» прогнозировал среднегодовую цену за свой газ в Европе в 2018 году на уровне $220 за 1 тыс. куб. м.

​Расширение газопровода из Азербайджана в Европу может предполагать не только конкуренцию с «Газпромом», но и партнерство. В ноябре 2017 года «Газпром экспорт» и азербайджанская SOCAR подписали контракт по поставке российского газа в Азербайджан в объеме 1,6 млрд куб. м в год после 11-летнего перерыва в закупках.

Из-за обязательств по экспорту газа и падения добычи на Шах-Денизе Азербайджану не хватает газа на внутреннее потребление. О том, что страна может не справиться со взятыми на себя обязательствами, говорил в июне 2017 года зампред правления «Газпрома» Александр Медведев. По его словам, TAP рискует быть недозагруженным, так как Азербайджан все больше газа закачивает в пласт для поддержания добычи нефти. «Ситуация, в которой построенная труба будет лежать незаполненной, — противоестественна. Теоретически в реализации проекта Poseidon (один из вариантов продления «Турецкого потока» в сторону стран южной Европы. — РБК ) было бы возможно использовать мощности газопровода TAP. Но мы здесь ни в коем случае не собираемся быть просителями. Тут голова должна болеть у владельцев газопровода TAP», — отмечал Медведев.

По мнению Ивахненко, подключение «Турецкого потока» к ЮГК теоретически возможно. Но пока существуют противоречия по точке входа российского топлива в этот газопровод. «Азербайджан предлагал, чтобы точка входа в трубу российского газа была на их территории, был также вариант подключения в Турции. Вхождение российского газа улучшило бы экономику проекта», — считает эксперт.​