Юридические услуги. Юридические услуги Изменение 44 фз с 1 июля

С 1 января 2019 г. вступили в силу очередные изменения в порядок проведения закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Эксперты Кредитно-Страхового агентства расскажут нашим читателям, что ждет участников госзакупок в новом году.

Переход на электронные закупки

Пожалуй, важнейшим изменением в порядок проведения госзакупок является перевод закупочных процедур в электронную форму. Эта работа началась еще в 2018 году, но с 1 июля 2018 г. проведение закупок в электронной форме было правом заказчика. С 1 января 2019 г. это стало обязательным. Закупки будут проводится в электронном виде в форме:

Аукциона;

Конкурса;

Запроса котировок;

Запроса предложений.

В ряде отдельных случаев будет разрешено проводить закупки в «бумажном виде». Но это касается в закрытых закупок и чрезвычайных ситуаций, перечень которых определен Законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок»:

Обеспечение деятельности заказчика на территории иностранного государства (ст. 75, 111.1);

Оказание скорой медицинской помощи в экстренной или неотложной форме (ст. 76);

Оказание гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (ст.80, 82);

Проведение закрытых закупок (ст. 84);

Проведение закупок у единственного поставщика (ст. 93);

Поведение закупок в соответствии с решением Правительства РФ (ст. 111).

Регистрация участников закупок в ЕИС. Формирование ЕРУЗ

С 1 января 2019 года вступили в силу положения ст. 24.2 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок». Статья предусматривает обязательную регистрацию всех участников торгов в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС). В ЕИС создан Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ), куда автоматически вносится информация об участниках, прошедших регистрацию. Ответственным за создание и ведение ЕРУЗ назначено Федеральное казначейство.

Регистрация в ЕИС проводится в электронной форме, для прохождения регистрации участникам закупок потребуется .

Регистрация будет проводиться бесплатно, срок ее действия составит 3 года, регистрацию можно будет продлить не ранее чем за 6 месяцев до истечения ее срока.

Важная особенность - компании, зарегистрированные в оффшорных зонах, не смогут пройти регистрацию в ЕИС и принимать участие в госзакупках.

Подробнее о регистрации участников закупок в ЕИС Вы можете прочитать в статье на нашем сайте.

Регистрация поставщиков в ЕИС

Изменение порядка аккредитации на торговых площадках

С 1 января 2019 года утратила силу статья 61 Закона № 44-ФЗ, регламентирующая аккредитацию участников на электронных площадках. Одновременно прекратил действовать порядок аккредитации, согласно которому участникам закупок требовалось пройти процедуру аккредитации на каждой из электронных площадок. С 1 января 2019 года получить аккредитацию на ЭП можно, только пройдя регистрацию в ЕИС.

Участники закупок, прошедшие регистрацию в ЕИС и внесенные в ЕРУЗ, автоматически получают аккредитацию на всех электронных торговых площадках, допущенных к работе с госзакупками. Аккредитация будет произведена операторами электронных площадок в течение 1 рабочего дня с момента завершения регистрации в ЕИС.

Повышение НДС до 20 процентов

С 1 января 2019 года начинает действовать Закон № 303 от 03.08.2018 г., предусматривающий повышение налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 20 процентов. При этом остается неизменной льготная ставка НДС 10 % для отдельных видов продовольственных товаров, детских товаров, лекарств.

Новая ставка НДС должна учитываться заказчиками при расчете начальной максимальной цены контракта (НМЦК) для закупок 2019 года. Участникам закупок необходимо помнить, что согласно новой редакции п. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, вступившей в силу с 1 июля 2018 г., в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

Иными словами, если заказчик является плательщиком НДС, то при оплате поставленного товара, выполненных работ или оказанных услуг он должен автоматически уменьшить причитающуюся Вам сумму оплаты на величину НДС, подлежащую уплате в бюджет. И если Ваша компания не является плательщиком НДС, то это означает, что Вы получите на 20 % меньше цены, указанной в контракте, и в свою очередь не сможете принять НДС к вычету.

А что произойдет с контрактами, заключенными до 1 января 2019 года, если оплата по ним будет произведена уже после повышения НДС?

Первоначально Министерство финансов решило, что по долгосрочным контрактам повышение НДС ляжет на плечи исполнителей. Ведомство посчитало, что увеличение ставки налога - это коммерческий риск исполнителя контракта. По Закону N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок" цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения. Участники закупки знают, что цену контракта изменить невозможно, и соглашаются с условиями заказчика, подавая заявки.

Такая позиция была изложена в информационном письме Минфина России от 28.08.2018 г. N 24-03-07/6124.

Но 27 декабря 2018 года Президентом РФ был подписан закон № 502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с новой редакцией закона 44-ФЗ, которая уже вступила в силу, в связи с увеличением ставки НДС до 20 % допускается по соглашению сторон изменение цены заключенных до 1 января 2019 года контрактов в пределах увеличения НДС в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 1 января 2019 года. Указанное условие будет действовать до 1 октября 2019 года.

Преференции лекарственным препаратам из стран ЕАЭС

С 1 января 2019 года вступили в силу изменения в Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2015 г. N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Постановление о внесении изменений от 12.05.2018 г. № 572).

Внесенными изменениями при проведении госзакупок предоставляется преимущество лекарственным препаратам из России и других стан ЕАЭС - Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. Лекарственные препараты, все стадии производства которых осуществлялись на территории государств - членов ЕАЭС, получают 15 % ценовые преференции, предусмотренные Приказом Минэкономразвития от 25.03.2014 № 155.

Изменения в отчетности по закупкам у малого бизнеса

С 1 января 2019 года изменился порядок расчета объема закупок у субъектов малого предпринимательства. Заказчикам разрешили включать в расчет совокупного годового объема закупок закупки у единственного поставщика из числа субъектов малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), которые осуществляются в случае признания конкурентного способа определения поставщика (среди СМП) несостоявшимся.

Согласно ч. 4 ст. 30 44-ФЗ, заказчик также может отменить ограничение на участие в закупке только представителей СМП и СОНКО в том случае, если первоначальная конкурентная процедура была признана несостоявшейся либо по причине отклонения всех заявок, либо в случае отсутствия заявок на участие (или окончательных предложений).

Это нововведение существенно упрощает жизнь заказчикам, т.к. в соответствии с действующим законодательством не менее 15 % контрактов должно быть заключено именно с представителями СМП или СОНКО. А с учетом закупок у единственного поставщика, которые начнут учитываться в совокупном годовом объеме, достичь установленной нормы в 15 % станет проще.

Напомним, что в 2018 году в совокупный объем закупок у СМП и СОНКО не включались контракты, заключенные с единственным поставщиком.

Изменение порядка расчета платежей по государственным контрактам с авансом

С 1 января 2019 года заказчики обязаны включать в условия контрактов, предусматривающих аванс, порядок расчета последующих платежей. Это связано со вступлением в силу с 1 января 2019 года Постановления Правительства РФ от 28.11.2018 г. № 1430 «О внесении изменений в Положение о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета».

Предусмотрено два способа расчетов:

1. Если контракт не содержит этапов выполнения работ либо этапы выполняются последовательно, то размер последующих платежей рассчитывается как разница между стоимостью фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг и общей суммой ранее выплаченного авансового платежа.

2. Если контракт содержит этапы его исполнения, сроки выполнения которых совпадают, то размер последующих платежей рассчитывается как разница между стоимостью фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг и суммой, рассчитанной как произведение размера предусмотренного контрактом авансового платежа в процентном выражении и стоимости фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Указанный порядок расчетов распространяется только на федеральных заказчиков. В 2018 году такой порядок был предусмотрен для госконтрактов с казначейским сопровождением авансовых платежей.

Банковские гарантии, займы, кредиты для участников госзакупок.

Электронная подпись, тендерное сопровождение и многое другое

Свяжитесь с нами прямо сейчас!

Уточнение антидемпинговых мер

С 1 января 2019 года если при начальной (максимальной) цене контракта до 15 млн. рублей происходит падение цены в процессе торгов более, чем на 25%, размер обеспечения исполнения контракта увеличивается в 1,5 раза, либо предоставляется информация о добросовестности исполнителя с одновременным предоставлением обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в закупочной документации.

Отмена обеспечения заявок для ГУПов и МУПов

С 1 января 2019 года государственные и муниципальные учреждения освобождаются от необходимости предоставлять обеспечение заявки на участие в закупочных процедурах.

Отмена внешней экспертизы

С 1 января 2019 года внешняя экспертиза не требуется, если контракт заключен в результате несостоявшихся электронных процедур.

Мы рассказали Вам о наиболее важных изменениях в порядок проведения государственных и муниципальных закупок, вступающих в силу с 1 января 2019 г. Но перечень предстоящих в 2019 г. нововведений этим не исчерпывается. Просто некоторые изменения вступят в силу несколько позже:

Обязательное использование Единого агрегатора торговли «Березка»

С 1 марта 2019 года станет обязательным использование Единого агрегатора торговли (ЕАТ) «Березка» для проведения государственными заказчиками закупок на малые суммы.
Более подробно прочитать о ЕАТ «Березка» можно в статье на нашем сайте.

Расширение способов обеспечения заявок

С 1 июля 2019 года участник закупки будет вправе самостоятельно выбирать способ обеспечения заявок на участие в электронных закупках. Кроме внесения денежных средств на спецсчет можно будет использовать в качестве обеспечения заявок банковские гарантии. Это позволит облегчить доступ к закупкам для многих компаний.

Уменьшение размера обеспечения исполнения контракта на размер выполненных обязательств

С 1 июля 2019 года размер обеспечения исполнения контракта уменьшается пропорционально стоимости исполненных обязательств, приемка и оплата которых заказчиком осуществлены в порядке и сроки, предусмотренные контрактом.

При этом уменьшение размера обеспечения исполнения контракта, предоставленного в виде банковской гарантии, осуществляется заказчиком путем отказа от части своих прав по этой гарантии. Датой такого отказа считается дата включения информации о частичном исполнении обязательств по контракту в соответствующий реестр контрактов. В случае предоставления нового (уменьшенного) обеспечения исполнения контракта заказчик не возвращает гарантию банку, взыскание по такой гарантии не производится.

Замена банковской гарантии в случае отзыва лицензии у банка

С 1 июля 2019 года в случае отзыва лицензии у банка-гаранта исполнитель закупки обязан предоставить новое обеспечение исполнения контракта в срок не позднее 1 месяца с момента получения уведомления от заказчика. Данное положение обязательно включается в контракт. Размер обеспечения в этом случае может быть уменьшен на размер исполненных обязательств по контракту.

Создание ГИС «Независимый регистратор»

С 1 октября 2019 года должна начать работу государственная информационная система (ГИС) «Независимый регистратор» . Система предназначена для мониторинга работоспособности ЕИС и электронных площадок, фиксации действий или бездействия участников закупок в ЕИС и на ЭП, а также хранения указанной информации. Предполагается, что применение ГИС «Независимый регистратор» позволит повысить прозрачность закупок и снизить количество нарушений при проведении закупочных процедур.

Хотите узнать, какие еще изменения в 44-ФЗ ждут Вас в ближайшее время - читайте новую статью на нашем сайте "Важнейшие направления реформирования системы госзакупок на период до 2024г. ". Вы не поверите, главные нововведения еще впереди!

О последних изменениях в 44-ФЗ, принятых в апреле 2019 года Вы можете узнать в новой статье на нашем сайте. Основные изменения вступят в силу с 1 июля 2019 года. Но некоторые уже начали действовать с 1 и 12 мая 2019 года. Не пропустите важные изменения в законодательстве, будьте всегда в курсе событий!

Будьте всегда в курсе событий -

Изменения в 44-ФЗ с 1 июля 2018 года предусматривают новый порядок обеспечения заявок и новую форму проведения конкурентных процедур. Есть и другие важные нововведения. Рассмотрим эти изменения, внесенные в ФЗ 44.

Читайте в статье:

Изменения в 44-ФЗ с 1 июля 2018 года вводят Федеральный закон от 31.12.2017 № 504-ФЗ, а также постановление Правительства от 12.04.2018 № 439.

Изменение 44-ФЗ в части обеспечения заявок

С 1 июля 2018 года будут устанавливать обеспечение заявки, когда начальная максимальная цена контракта (НМЦК) в рамках конкурса или аукциона составляет более 1 миллиона рублей.

Заказчик также потребует обеспечение заявки и в других двух случаях:

  • при закупке запросом предложений, если не состоялся повторный конкурс;
  • при электронном запросе предложений, если не состоялись открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и аукцион (все в электронной форме).

Требование об обеспечении заявки является обязательным для всех участников. Но только не в части казенных учреждений.

Размер обеспечения состоит из двух диапазонов:

  • с 0,5 % до 1 %, когда НМЦК составляет от 5 млн руб. до 20 млн руб.;
  • с 0,5 % до 5 %, когда НМЦК составляет более 20 млн руб.

Для ряда категорий участников действуют специальные условия. К ним относятся организации инвалидов и учреждения уголовно-исполнительной системы. Размер обеспечения для них снижен. Он составляет не более 2 % от НМЦК. Но при этом одновременно должны выполняться три условия:

  • НМЦК составляет не более 20 млн руб.
  • в закупке установлены преимущества для этих категорий участников;
  • у участника есть льготный статус.




Также отметим, что из 44-ФЗ исключили льготные условия обеспечения для СОНО и СМП.

Обеспечение заявки участник вправе представить либо в виде денежных средств либо в виде банковской гарантии. При проведении конкурса в бумажной форме у участника есть выбор из этих двух видов. При электронном конкурсе возможно обеспечение заявки только денежными средствами. В документации нужно закрепить право выбора участником способа обеспечения.

Обратите внимание, что при проведении электронного конкурса или электронного аукциона участник не вправе применять для обеспечения банковскую гарантию до 30.06.2019 года.

Изменение Закона 44-ФЗ: новые электронные процедуры

С 1 июля 2018 года новые электронные процедуры заказчики будут проводить в добровольном порядке. С 1 января 2019 года они станут обязательными.

Изменения в законе 44-ФЗ предусматривают, что электронные процедуры теперь могут быть в виде:

  • аукциона;
  • конкурса;
  • запроса предложений;
  • запроса котировок.

Местом проведения электронных процедур являются электронные торговые площадки. Для допуска участнику необходима аккредитация. Процедура имеет сходство с нынешней процедурой допуска на электронные аукционы. Потенциальный участник предоставляет оператору все необходимые документы, в электронной форме. При этом документы должны быть подписаны электронной подписью.

Отметим, что с 1 июля 2018 года для того, чтобы принять участие в госзакупках необходимо иметь в наличии квалифицированную электронную подпись. Ей можно подписывать любые электронные документы. Квалифицированная электронная подпись от компании БухСофт принимается на 108 торговых площадках.

С 2019 года регистрация будет проводиться в единой информационной системе. Она будет бесплатной и разовой. Участникам больше не потребуется аккредитовываться на каждой торговой площадке отдельно.

В ЕИС создадут единый реестр участников закупок. Он представляет собой список всех зарегистрированных участников, которые участвовали, участвуют или хотели бы участвовать в госзакупках. Вести его будет Казначейство на сайте ЕИС с 01.01.2019 г.

Всех зарегистрированных в ЕИС участников автоматически внесут в этот реестр. Регистрация будет доступна с 01.01.209 по 31.12.2019 г.

Другие важные изменения 44-ФЗ

Сроки конкурентных процедур сократили. В частности, это относится к рассмотрению первой и второй части заявок в рамках электронного аукциона сократят, электронному запросу котировок. Вам придется пересчитать этапы закупки и сроки каждой процедуры. В этом вам поможет определения сроков по конкурентной процедуре.

Из 44-ФЗ исключили пункт об обязательном проведении закупки открытым конкурсом. Таким образом, конкурс больше не является приоритетным способом закупки.

Список единых требований к участникам закупок дополнили. Теперь от участника потребуют подтверждение того, что у него отсутствуют ограничения на участие в госзакупке.

Появится новая система «Независимый регистратор». Эта система будет отражать и фиксировать действия заказчиков и участников. В том числе, будет доступен режим видеозаписи. Система будет полезной для решения возникших спорных ситуаций.

Остальные изменения смотрите в таблице ниже:

Изменения в план-график по закупкам, которые не состоялись, и госзакупкам с единственным поставщиком (по всем основаниям ч. 1 ст. 93) происходят за 1 день до размещения извещения в ЕИС.

Поменялись положения в проекте контракта

В соответствии с п. 2 ч. 13 ст. 34 закона № 44-ФЗ, в контракт включается условие об уменьшении суммы оплаты на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты, если заказчик исполняет функции налогового агента

Согласно п. 16 ст. 34 44-ФЗ, заказчик вправе заключать , а не обязан — так было до изменений.

Ч. 18 ст. 34 дополнилась возможностью допоставить товар на размер экономии при проведении конкурса, аукциона, а также запроса предложений.

С 01.07.2018 в проекте контракта должны быть закреплены порядок и сроки оплаты, приемки и оформления .

Дополнились требования к участникам

Изменили порядок рассмотрения заявок

Максимальный период рассмотрения заявок в закупках с НМЦК меньше 3 млн руб. — 1 рабочий день от момента окончания срока приема предложений.

С 01.07.2018 заявка не может отклоняться по причине отсутствия в ней сведений и электронных документов, которые предусмотрены п. 5 ч. 5 ст. 66 (преимущества организациям инвалидов и организациям уголовно-исполнительной системы), а также п. 6 ч. 5 ст. 66 (ограничения и условия допуска в рамках национального режима по ст. 14), исключая ситуации, когда закупаются ТРУ, которые запрещены к приобретению по ст. 14.

Уходят от «бумажных» процедур

Все конкурентные способы закупки предусматривают возможность проведения их в электронной форме, в т. ч. закрытые.

Для проведения закрытого аукциона: закупки органов, учреждений и предприятий обороны и гос. управления по перечню, который установлен правительством.

Возможность проводить «бумажные» процедуры в 44-ФЗ сохранили для госзаказчиков, которые базируются на территории зарубежной страны, для нормального жизнеобеспечения, предквалификационного отбора и закупок по ст. 111 и 111.1

  • ч. 43 ст. 112 с 01.07.2018 — электронные закупки: право заказчика. Подробнее об этом в статье ;
  • ч. 43 ст. 112 с 01.01.2019 — электронные госзакупки: обязанность заказчика.

До выбора пула «новых» торговых платформ работать будем на ранее определенных площадках.

Обеспечение заявки

Госзаказчик обязательно прописывает требование к обеспечению заявок для участия в конкурсных процедурных и аукционах при условии, что НМЦК превышает 1 млн рублей ().

Величина для обеспечения заявки:

  • 0,5-1 % (НМЦК 5-20 млн рублей);
  • 0,5-5 % (НМЦК свыше 20 млн рулей);
  • 0,5-2 % (НМЦК свыше 20 млн рублей + ст. 28, 29).

Казенное учреждение освобождается от обеспечения заявки.

Спецсчет

Скорректировали нормы об отчетности

Сведения в реестр контрактов теперь вносятся в течение 5 рабочих дней.

Информацию об исполнителях госконтракта, копия контракта, документы о приемке убрали из свободного доступа в реестре контрактов в случаях проведения

В соответствии с ч. 9 ст. 94, отчет об исполнении отдельного этапа открыты только:

  • для строительных работ, реконструкции, капитального ремонта, сохранения объектов культурного наследия;
  • в случае превышения цены более 1 млрд руб.

Правило об одном дне на публикацию сведений об изменении и расторжении контракта (п. 26 ст. 95) прекратило действовать.

Исключили контроль по сопоставлению протоколов и документации о закупке (ч. 5 ст. 99).

Также вас могут заинтересовать статьи.

Баландина О., К. Эделев

С 1 июля 2018 года заказчики по Закону 44-ФЗ будут проводить все закупки на электронных площадках. Те, кто работает по Закону № 223-ФЗ, обязаны проводить торги четырьмя способами. Меняются правила обеспечения заявок и отчетность.

Какие изменения учитывать в 44-ФЗ с 1 июля

С 1 июля 2018 года вступают в силу изменения в Закон № 44-ФЗ, которые внесли Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ. Полный перечень изменений смотрите в таблице.

Что изменили Краткое описание изменений
Подготовка к закупке Заказчики смогут публиковать изменения в плане-графике за один день до закупки. Госкорпорации и значимые учреждения будут нормировать закупки
Способы закупки С 1 июля 2018 года заказчики вправе проводить в электронной форме не только аукцион, но и конкурс, запрос котировок, запрос предложений. С 1 января 2019 года электронные закупки - обязанность. Электронные площадки смогут взимать плату с заказчиков и участников. Внесли правки во все конкурентные закупки и в правила закупок у едпоставщика
Выбор поставщика Участников обяжут декларировать, что нет законодательных ограничений для их участия в закупке. Требовать обеспечить заявку заказчики смогут только при НМЦК выше 1 млн руб.
Контракт В контракты будут включать новое обязательное условие - вычет из оплаты налогов, сборов и других платежей. При изменении и расторжении контракта не нужно будет публиковать сведения в ЕИС в однодневный срок. Информацию в реестр контрактов необходимо направить в течение пяти рабочих дней, а не трех
Контроль и обжалование Контролеры не будут сравнивать сведения в документации и протоколе. Расширили список процедур, которые вправе обжаловать заказчик

Подготовка к закупке

Изменили сроки, в которые необходимо вносить изменения в план-график. С 1 июля 2018 года для некоторых случаев действует сокращенный срок. Правила нормирования будут использовать две госкорпорации.

СОКРАТИЛИ СРОКИ ДЛЯ ПРАВКИ ПЛАНА-ГРАФИКА

По общему правилу заказчик вносит изменения в план-график и только спустя 10 календарных дней вправе размещать извещение о закупке в ЕИС или направлять приглашение на закрытую закупку. Для правила ввели исключения – срок сократили до одного календарного дня для закупок:

Наименование закупки Норма 44-ФЗ
Повторный конкурс или новая закупка, когда конкурс не состоялся Часть 2 статьи 55
Запрос предложений по пункту 8 части 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ или другая закупка, когда повторный конкурс не состоялся Часть 4 статьи 55
Новая закупка или повторный конкурс, когда двухэтапный конкурс не состоялся Части 5, 6 статьи 55
Запрос предложений в электронной форме или новая процедура, когда не состоялся электронный конкурс. При этом сроки подачи заявок на электронный конкурс уже продлевали Часть 4 статьи 55.1
Запрос предложений по пункту 5 части 2 статьи 83.1 Закона № 44-ФЗ или другая закупка, когда электронный аукцион не состоялся Часть 4 статьи 71
Повторная закупка, когда заказчик продлил срок подачи заявок на запрос котировок, но заявок не поступило Часть 4 статьи 79
Новая закупка, когда электронный запрос котировок не состоялся. При этом сроки подачи заявок на электронный запрос котировок уже продлевали Часть 2 статьи 82.6
Повторный запрос предложений, когда на первую закупку не поступило заявок Часть 19 статьи 83
Новая закупка, когда электронный запрос предложений не состоялся Часть 27 статьи 83.1
Закупка у единственного поставщика Часть 1 статьи 93

Правило действует при условии, что извещение разместили не раньше, чем изменения к плану-графику.

Чем изменили: подпунктом «б» пункта 8 статьи 1 Закона № 504-ФЗ.

Что изменили: дополнили часть 14 статьи 21 Закона № 44-ФЗ.

ПРАВИЛА НОРМИРОВАНИЯ РАСПРОСТРАНИЛИ НА ГОСКОРПОРАЦИИ

Правила нормирования, которые установило Правительство, будут применять госкорпорации «Росатом», «Роскосмос», а также наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения. Наиболее значимые учреждения определяют по Бюджетному кодексу.

Росатом и Роскосмос будут утверждать требования к отдельным видам товаров, работ, услуг, в том числе предельные цены продукции и нормативные затраты на обеспечение функций. Речь о закупках самих госкорпораций и подведомственных им организаций.

Чем изменили: подпунктами «а», «в» пункта 7 статьи 1 Закона № 504-ФЗ.

Способы закупки

Главное новшество – заказчики обязаны проводить на электронных площадках все конкурентные закупки. Предусмотрен переходный период – с 1 июля 2018 года до 1 января 2019 года. Также скорректировали правила, по которым проводят конкурентные закупки.

ВВЕЛИ ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

Теперь проводить закупки заказчики будут в электронной форме. Для этого ввели новые статьи в Закон № 44-ФЗ и внесли правки в действующие. Новые статьи:

24.1 Особенности электронной процедуры
54.1–54.7 Открытый конкурс в электронной форме
55.1 Признание открытого конкурса в электронной форме несостоявшимся
56.1 Конкурс с ограниченным участием в электронной форме
57.1 Двухэтапный конкурс в электронной форме
82.1–82.6 Запрос котировок в электронной форме
83.1 Запрос предложений в электронной форме
83.2 Контракт по результатам электронной процедуры
84.1 Закрытые способы закупок в электронной форме

Способы электронных закупок. В электронной форме проводят не только аукцион, но и другие закупки. Какие закупки будут проходить на электронных площадках, смотрите на схеме.

С 1 июля 2018 года заказчики, уполномоченные органы и уполномоченные учреждения вправе применять новые электронные формы процедур, а с 1 января 2019 года – обязаны закупать продукцию только электронными процедурами. Проводить открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений не в электронной форме нельзя.

Закупать в бумажной форме можно только в исключительных случаях:

  • закупки заказчиками за рубежом;
  • запросы котировок для скорой медпомощи в экстренной или неотложной форме и нормального жизнеобеспечения граждан;
  • предварительный отбор участников закупки или запрос котировок для гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;
  • закрытые способы закупки;
  • закупки у едпоставщика;
  • закупки согласно решениям Правительства.

Особенности электронных процедур. Электронные закупки проводят на площадках, которые отберет Правительство. Закрытые процедуры будут проводить на специализированных площадках. Пока площадки не отобрали, электронные закупки будут проводить на работающих сейчас площадках.

Заявки на электронные закупки участники будут подавать только через электронные площадки или специализированные электронные площадки. Из Закона № 44-ФЗ исключили положения, которые касаются возможности подать заявку через ЕИС.

Одно из обязательных требований электронной закупки – стороны используют усиленную квалифицированную электронную подпись. Получить подпись можно в аккредитованных Минкомсвязи удостоверяющих центрах. До конца 2018 года квалифицированную электронную подпись выдает Казначейство.

Чем изменили: Законом № 504-ФЗ.

Ситуация: вправе ли заказчик проводить закупки на неаккредитованных ЭТП после 1 июля 2018 года

Да, вправе. С 1 июля 2018 года проводить электронные закупки – право, а не обязанность заказчика. Только с 1 января 2019 года все процедуры нужно проводить исключительно в электронной форме. Закупки проводят на площадках, которые аккредитовало Правительство. ЭТП, которые действуют сейчас, еще не успели аккредитовать. Перечень организаций, которые намерены стать операторами электронных торговых площадок, Минфин передал в Правительство только 6 июля.

ЭТП начнут официально работать после того, как заключат соглашение с Минфином и ФАС. Крайний срок заключить соглашение – 1 октября 2018 года. До этого момента заказчики вправе проводить электронные процедуры на ЭТП, которые действуют сейчас. Торговые площадки будут функционировать по старым правилам, но проводить закупки – по новым, как следует из редакции Закона № 44-ФЗ от 1 июля. Позицию изложил Минфин в письме от 25.06.2018 № 24-06-08/43650.

СНЯЛИ С ПЛОЩАДОК ЗАПРЕТ ВЗИМАТЬ ПЛАТУ

Операторы электронных площадок смогут брать деньги за то, что проводят электронный аукцион. Раньше плата была под запретом. Также запрещалось брать деньги с участников электронного аукциона за аккредитацию и за участие в закупке. Порядок и размеры платы Правительство вправе установить с 1 июля 2018 года.

Чем изменили: подпунктом «б» пункта 39 статьи 1 Закона № 504-ФЗ.

Что изменили: утратили силу части 5 и 6 статьи 59 Закона № 44-ФЗ.

ИЗМЕНИЛИ ПРАВИЛА ОТКРЫТОГО КОНКУРСА

Из статьи 48 Закона № 44-ФЗ убрали фразу, что заказчик проводит открытый конкурс во всех случаях, кроме исключений. Также убрали норму о том, что заявку участники вправе подать в форме электронных документов. Статьи, где упоминались заявки в электронной форме, тоже скорректировали.

Конкурсная заявка. В нормы о заявке внесли четыре основные корректировки:

  1. В заявке все участники указывают почтовый адрес, а не только юрлица, как было ранее.
  2. В заявке участник представляет документы, которые предусмотрены нормативными правовыми актами по нацрежиму. Если участник не представит документы, заявку приравнивают к предложению с иностранным товаром, работами или услугами иностранных лиц.
  3. Страну происхождения товара участник указывает, только когда заказчик установил в извещении и документации условия, запреты, ограничения допуска иностранных товаров.
  4. Каждый том заявки должен содержать опись.

Рассмотрение заявки. Дополнили статью о причинах отклонить конкурсную заявку. Заявку нужно отклонить, если участник не представит обеспечение заявки или если отказ предусмотрен НПА в рамках нацрежима.

Допустим, заказчик не приложил к заявке документы, которые подтверждают преимущества для организаций УИС или инвалидов. Тогда отклонять заявку нельзя.

Протоколы. Убрали требование, что к протоколу рассмотрения и оценки заявок единственной заявки заказчик обязан приложить предложение участника по объекту закупки, цену единицы, наименование страны происхождения товара.

Чем изменили: пунктами 25–29 статьи 1 Закона № 504-ФЗ.

Что изменили: статьи 48, 49, 51–54 Закона № 44-ФЗ.

ИЗМЕНИЛИ ПРАВИЛА ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА

С 1 июля 2018 года утрачивают силу нормы Закона № 44-ФЗ, которые регламентируют документооборот и порядок заключения контракта при электронном аукционе. Это связано с тем, что теперь в законе есть отдельная статья по электронным закупкам (ст. 24.1, 60 и 70 Закона № 44-ФЗ).

Аукционная заявка. Скорректировали порядок подачи заявки на аукцион. В первой части заявки участник представляет согласие поставить товар, выполнить работу, оказать услугу на условиях документации. Добавили, что согласие подают через электронную площадку. Допустим, закупаете товары или работы и услуги, для которых участник использует товар. Тогда в первой части участник прописывает:

  • страну происхождения товара, только если заказчик применяет нацрежим;
  • конкретные показатели товара и товарный знак при наличии. Информацию включают в заявку, если в документации нет товарного знака или если участник предлагает товар с товарным знаком, отличным от товарного знака из документации.

Во второй части почтовый адрес указывают все участники, а не только юрлица, как было раньше. Если во второй части участник не представит документы по нацрежиму, заявку приравняют к заявке с иностранными товарами, работами, услугами иностранных лиц.

У заявки теперь не порядковый номер, а идентификационный. Такой номер присваивает заявке и сообщает участнику оператор электронной площадки. Идентификационный номер указывают в протоколах. Изменения внесли в статью 66 Закона № 44-ФЗ

Рассмотрение заявки. Изменили срок, в который заказчик рассматривает первые части заявок. Рассмотреть заявки нужно в течение одного рабочего дня с даты окончания срока подачи заявок. Правило действует, когда НМЦК меньше 3 млн руб.

Протоколы. Протокол о рассмотрении первых частей теперь включат дополнительное условие – наличие среди предложений участников иностранных товаров, работ или услуг иностранных лиц. Эти сведения в протоколе пишут при закупках с нацрежимом.

Шаг аукциона. Шаг не может составлять меньше 100 руб. Величина снижения НМЦК осталась прежней – от 0,5 процента до 5 процентов.

Чем изменили: пунктами 43–51 статьи 1 Закона № 504-ФЗ.

Что изменили: статьи 63–71 Закона № 44-ФЗ.

ИЗМЕНИЛИ ПРАВИЛА ЗАПРОСА КОТИРОВОК

В котировочной заявке участник пишет почтовый адрес. Помимо предложения о цене контракта, нужно прописать предложение о цене каждого наименования товара. Также в составе заявки участник представляет декларацию о том, что отвечает требованиям пунктов 3–9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

Если участник не представит документы, которые предусмотрены в рамках нацрежима, заявку приравняют к заявке с иностранными товарами, работами, услугами иностранных лиц.

Результаты рассмотрения и оценки заявок комиссия заказчика оформляет протоколом. В протокол дополнительно включают наименования и характеристики товара, который поставляют участники.

Чем изменили: пунктами 52–57 статьи 1 Закона № 504-ФЗ.

Что изменили: статьи 73–78 Закона № 44-ФЗ.

ИЗМЕНИЛИ ПРАВИЛА ЗАПРОСА ПРЕДЛОЖЕНИЙ

С 1 июля 2018 года нельзя проводить запрос предложений, когда не состоялся повторный электронный аукцион. Запрос предложений заказчик вправе провести, только если не состоялся повторный конкурс (п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ).

Вскрытие конвертов. Присутствовать на вскрытии конвертов вправе не только участники, но и представители. Когда конверты вскрывают, комиссия объявляет место, дату и время вскрытия, название или Ф. И. О., почтовый адрес участника. Комиссия озвучивает, есть ли сведения и документы, которые предусмотрены документацией, условия исполнения контракта. Перечисленную информацию комиссия вносит в протокол проведения запроса предложений.

Рассмотрение заявок. Дополнили причины, когда комиссия должна отстранить участника:

  • заявка не отвечает извещению;
  • участник представил недостоверную информацию;
  • в случаях, которые предусмотрены нормативными правовыми актами по нацрежиму.

Окончательные предложения. Добавили правило, что окончательное предложение участника запроса предложений не может ухудшать условия из заявки. Если участник нарушит это правило, окончательное предложение заказчик отклоняет. В этом случае окончательным считают предложение из заявки.

Чем изменили: пунктом 61 статьи 1 Закона № 504-ФЗ.

Что изменили: статью 83 Закона № 44-ФЗ.

Расширили перечень случаев, когда заказчики вправе проводить закрытые закупки. С 1 июля 2018 года закрытые процедуры вправе проводить:

  1. федеральные органы исполнительной власти с функциями по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственного управления в области обеспечения безопасности страны;
  2. государственные учреждения, государственные унитарные предприятия, которые подведомственны заказчикам из пункта 1.

Перечень органов, учреждений и предприятий утверждает Правительство.

Чем изменили: пунктом 64 статьи 1 Закона № 504-ФЗ.

СКОРРЕКТИРОВАЛИ ЗАКУПКИ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА

Уточнили перечень закупок у едпоставщика. Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком, когда:

  • не состоялся запрос котировок на закупку товаров, работ, услуг для гуманитарной помощи либо ликвидации последствий ЧС (п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • недостаточно продукции, которую купили запросом котировок для гуманитарной помощи либо ликвидации последствий ЧС. Недостающий объем заказчик вправе купить у едпоставщика (п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • не состоялись открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс в электронной форме, запрос котировок и запрос предложений в электронной форме. Единственного участника таких закупок приравнивают к победителю закупки (п. 1, 25.2, 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Разрешили не размещать в ЕИС извещения о закупках у единственного поставщика федеральным органам исполнительной власти, которые выполняют функции в области обороны, государственным управлениям в области обеспечения безопасности России, подведомственным им государственным учреждениям и унитарным предприятиям. Перечень органов, учреждений и предприятий определит Правительство (ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Чем изменили: пунктом 73 статьи 1 Закона № 504-ФЗ.

Что изменили: дополнили пункт 9, добавили пункты 25.1, 25.2, 25.3 части 1, изменили часть 2 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Выбор поставщика

К участникам закупки заказчики будут предъявлять еще одно требование. Размер обеспечения заявки будет зависеть от НМЦК, а требовать обеспечение нужно при закупке от 1 млн руб.

ДОПОЛНИЛИ ЕДИНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ

В единые требования к участникам закупки добавили пункт. Каждый поставщик, исполнитель или подрядчик должен подтверждать, что законодательство не ограничивает его участвовать в закупке. Заказчик устанавливает требование в извещении и документации.

Чем изменили: подпунктом «а» пункта 13 статьи 1 Закона № 504-ФЗ.

В статье 42 Закона № 44-ФЗ прописано, какую информацию нужно включать в извещение о закупке. Список информации дополнили. В извещении нужно писать в том числе:

  • конкретную часть статьи 15 Закона № 44-ФЗ – когда проводите закупку по частям 4–6 статьи 15 Закона № 44-ФЗ. Если закупаете по частям 5 и 6 статьи 15 Закона № 44-ФЗ, к извещению приложите копии договоров или соглашений, о которых говорится в этих частях;
  • преимущества для предприятий УИС и организаций инвалидов (ч. 28 и 29 Закона № 44-ФЗ);
  • запреты, ограничения и условия допуска;
  • информацию о закупке по государственному оборонному заказу.

Чем изменили: пунктом 20 статьи 1 Закона № 504-ФЗ.

Что изменили: дополнили пункт 3, добавили пункты 9–11 в статью 42 Закона № 44-ФЗ.

Ситуация: учитывать ли заказчикам новые нормы Закона № 44-ФЗ, когда меняют извещение и документацию

Нет, учитывать изменения в этом случае не обязательно. Документы, которые опубликовали в ЕИС до 1 июля 2018 года, действительны, даже если не отвечают новой редакции Закона № 44-ФЗ. Правило также действует, когда вносите правки в документацию о закупке после 1 июля 2018 года.

Например, учреждение разместило в ЕИС извещение и документацию об открытом конкурсе 29 июня 2018 года. Однако 3 июля 2018 года заказчик решил изменить конкурсную документацию – уточнить порядок оценки заявок. В поправках учреждение не обязано учитывать изменения в Законе № 44-ФЗ, которые вступили в силу 1 июля 2018 года. Закон обратной силы не имеет – новый нормативный акт следует применять только к отношениям, которые возникли после того, как был принят нормативный акт. На это указано в части 1 статьи 4 ГК и в постановлении Конституционного суда от 22.04.2014 № 12-П.

ИЗМЕНИЛИ ПРАВИЛА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЯВОК

Казенные учреждения – участники закупки не должны вносить обеспечение заявки. Также заказчик не вправе требовать обеспечить заявку, когда проводит конкурс или аукцион с НМЦК до 1 млн руб. (постановление Правительства от 12.04.2018 № 439).

Размеры обеспечения при НМЦК выше 1 млн руб. смотрите в таблице.

Для СМП и СОНО прекращает действовать льготный режим с обеспечением. В редакции Закона № 44-ФЗ до 1 июля максимальный размер обеспечения для таких участников – не более 2 процентов НМЦК (ч. 15 ст. 44 Закона № 44-ФЗ).

Обеспечить заявку на аукцион участники смогут банковской гарантией. Но применять банковскую гарантию в электронных процедурах можно будет только с 1 июля 2019 года . До этого срока заявку обеспечивают деньгами.

Чем изменили: пунктами 22, 23 статьи 1 Закона № 504-ФЗ.

Что изменили: изложили в новой редакции статью 44, изменили статью 45 Закона № 44-ФЗ.

УТОЧНИЛИ, КОГДА ВЫДЕЛЯТЬ ЛОТЫ

Заказчик вправе разбить закупку на лоты. Этого делать нельзя, только когда проводите запрос котировок, запрос предложений, а также электронные закупки – закрытые или открытые. Делить на лоты можно только бумажные конкурсы и закрытый аукцион.

Когда выделяете лоты, для каждого лота отдельно указывайте:

  • объект закупки;
  • НМЦК и ее обоснование;
  • размер обеспечения заявки, когда установили требование;
  • сроки и другие условия поставки продукции.

Участник подает заявку на конкретный лот. Стороны заключают отдельный контракт по каждому лоту. Правительство вправе определить требования к формированию лотов при закупках отдельных видов товаров, работ, услуг.

Чем изменили: подпунктом «б» пункта 9 статьи 1 Закона № 504-ФЗ.

Что изменили: изложили в новой редакции часть 6 статьи 24 Закона № 44-ФЗ.

Контракт

Дополнили обязательные сведения, которые необходимо включать в контракт с 1 июля 2018 года. Скорректировали правила отчетности по контрактам.

ДОПОЛНИЛИ ИНФОРМАЦИЮ, КОТОРУЮ ВКЛЮЧАЮТ В КОНТРАКТ

В контракт нужно вносить условие, по которому заказчик уменьшит сумму оплаты на налоги, сборы и другие обязательные платежи в бюджет, когда этого требует законодательство. Правило действует для физлиц, ИП и юрлиц, которые участвуют в закупке.

Правительство вправе установить порядок, в котором определяют минимальный срок исполнения контрагентом контракта.

Чем изменили: подпунктом «в» пункта 15 статьи 1 Закона № 504-ФЗ.

Что изменили: часть 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ.

СКОРРЕКТИРОВАЛИ ПРАВИЛА ИЗМЕНЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ КОНТРАКТА

Отменили требование публиковать в ЕИС информацию об изменении или расторжении контракта на следующий день после того, как контракт изменили или расторгли. Изменения вступят в силу 1 июля 2018 года.

Чем изменили: пунктом 75 статьи 1 Закона № 504-ФЗ.

Что изменили: отменили часть 26 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

ИЗМЕНИЛИ ПРАВИЛА ОТЧЕТНОСТИ ПО КОНТРАКТУ

Изменили порядок, в котором готовят отчет об этапах исполнении контракта. Отчет составляйте в двух случаях:

  1. Контракт заключили на работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капстроительства, по сохранению объектов культурного наследия.
  2. Цена контракта превышает 1 млрд руб.

Чем изменили: пунктом 74 статьи 1 Закона № 504-ФЗ.

Что изменили: часть 9 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.

Ситуация: формировать ли заказчикам отчеты об исполнении этапов контракта после 1 июля 2018 года

Да, формируйте отчеты, но только для контрактов, отчеты по которым уже ведете. Если публикуете новый отчет, то за этап контракта отчитывайтесь в двух случаях:

  • контракт заключили на работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капстроительства, по сохранению объектов культурного наследия;
  • цена контракта превышает 1 млрд руб.

Об этом сказано в части 9 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.

Обязанность заказчика формировать отчеты по исполнению этапов контрактов отменили с 1 июля 2018 года пунктом 78 статьи 1 Федерального закона от 31.12.2017 № 504-ФЗ. Однако в поправках к Закону № 44-ФЗ не прописали, действует ли эта норма для контрактов, которые заключили ранее и по которым уже формируют отчеты. Кроме того, в редакции Закона № 44-ФЗ от 1 июля 2018 года нет запрета публиковать сведения по исполнению этапов контракта. Поэтому целесообразнее размещать отчеты ежемесячно, если начали вести отчет до 1 июля 2018 года. В этом случае у контрольных органов не возникнет претензий.

УВЕЛИЧИЛИ СРОКИ ДЛЯ РЕЕСТРА КОНТРАКТОВ

Увеличили срок, в который заказчик направляет сведения о контракте в реестр контрактов. С 1 июля 2018 года заказчики вправе направлять такие сведения в реестр в течение пяти рабочих дней, а не трех, как ранее.

Чем изменили: пунктом 78 статьи 1 Закона № 504-ФЗ.

Что изменили:

ВНЕСЛИ ПОПРАВКИ В ПРАВИЛА РНП

Изменили правила, по которым направляют сведения в реестр недобросовестных поставщиков. Если от сделки уклонится единственный участник несостоявшейся конкурентной закупки, направьте сведения в РНП в течение трех рабочих дней. Срок отсчитывайте с даты, когда признали участника уклонившимся. Ранее сведения направляли в течение пяти рабочих дней с даты, когда истек срок подписания контракта.

Чем изменили: пунктом 79 статьи 1 Закона № 504-ФЗ.

Что изменили: часть 3 статьи 103 Закона № 44-ФЗ.

Контроль и обжалование

Из Закона № 44-ФЗ исключили часть сведений, которые проверяют контролеры. Расширили перечень процедур, которые вправе обжаловать участник закупки.

УПРОСТИЛИ КОНТРОЛЬ

Казначейство, органы финконтроля регионов и муниципалитетов, органы управления государственными внебюджетными фондами не станут сверять сведения в протоколах закупки и документации о закупке с 1 июля 2018 года.

Чем изменили: пунктом 77 статьи 1 Закона № 504-ФЗ.

Что изменили: пункт 2 части 5 статьи 99 Закона № 44-ФЗ.

ИЗМЕНИЛИ ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ

Изменили правила, по которым можно обжаловать действия заказчика. Жалобу в бумажных процедурах, в том числе в запросе котировок, участник вправе подать в любое время с даты, когда заказчик опубликовал извещение или направил приглашения на закрытую закупку. Ранее срок отсчитывали с даты публикации в ЕИС плана закупок и обжаловали только положения документации.

Расширили перечень электронных процедур, в том числе закрытых, по которым участник вправе обжаловать действия заказчика. Добавили:

  • открытый и закрытый конкурс в электронной форме;
  • конкурс с ограниченным участием в электронной форме, в том числе закрытый;
  • двухэтапный конкурс в электронной форме, в том числе закрытый;
  • закрытый аукцион в электронной форме;
  • запрос котировок в электронной форме;
  • запрос предложений в электронной форме.

Чем изменили: пунктом 81 статьи 1 Закона № 504-ФЗ.

Что изменили: часть 4 статьи 105 Закона № 44-ФЗ.

Терминология

В Закон № 44-ФЗ ввели новые определения: электронная площадка, оператор электронной площадки, специализированная электронная площадка, оператор специализированной электронной площадки. Термины определяют требования к организационно-правовой форме оператора, доле иностранного участия, информационной защищенности функционирования программно-аппаратных средств.

Понятие ставки рефинансирования заменили на ключевую ставку ЦБ. Неквалифицированную подпись заменили квалифицированной.

Чем изменили: пунктом 2, подпунктом «а» пункта 3, пунктом 4 статьи 1 Закона № 504-ФЗ.

Какие изменения в 44-ФЗ учитывать с 2019 года

Часть изменений в Закон № 44-ФЗ, которые внесли Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ, начнут действовать в 2019 году. Участники должны будут регистрироваться в ЕИС. В единой информационной системе и на электронной площадке заработает государственная информационная система.

Внимание: c 1 января 2019 года заказчики обязаны закупать продукцию только электронными процедурами

УЧАСТНИКИ ДОЛЖНЫ РЕГИСТРИРОВАТЬСЯ В ЕИС

Потенциальные участники закупки должны зарегистрироваться в ЕИС. Затем в течение одного дня информация об участниках попадает на все электронные площадки, которые отобрали для закупок по Закону № 44-ФЗ. Участника регистрируют в ЕИС и аккредитуют на площадке на три года. Перерегистрироваться можно будет не ранее чем за шесть месяцев до истечения срока регистрации. За четыре месяца система уведомит поставщика о том, что срок истекает. За три месяца до окончания срока регистрации участник, который не прошел перерегистрацию, не сможет подавать заявки.

Участники, которые зарегистрируются в ЕИС, попадут в реестр поставщиков. Вести реестр будут в ЕИС с 1 января 2019 года .

Сроки аккредитации на ЭП

С 1 июля 2018 по 1 января 2019 Порядок аккредитации участников на электронной площадке прежний
С 1 января 2019 Старый порядок аккредитации участников на электронной площадке перестанет действовать. Утратит силу статья 61 Закона № 44-ФЗ
С 1 января 2019 по 31 декабря 2019 Участники, которые аккредитованы на электронных площадках, обязаны пройти регистрацию в ЕИС
С 1 января 2019 Участник сможет пройти аккредитацию на электронной площадке только после регистрации в ЕИС
С 1 января 2020 Прекратят действовать реестры участников электронного аукциона, которые ведут электронные площадки

Чем изменили: подпунктом «б» пункта 3, пунктом 11 статьи 1 Закона № 504-ФЗ.

Ситуация: должен ли поставщик в 2018 году регистрироваться в ЕИС, если ранее прошел аккредитацию на электронных площадках

Нет, не должен. Поставщик для участия в электронных процедурах 2018 года не должен регистрироваться в ЕИС. Однако с января 2019 года, чтобы принять участие в электронных процедурах, участники, аккредитованные ранее на электронных площадках, обязаны пройти регистрацию в ЕИС.

С 1 июля 2018 года заказчики вправе проводить в электронной форме открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений, запрос котировок. Такие закупки заказчики будут проводить на электронных площадках, которые отберет Правительство. До начала функционирования электронных площадок, определенных Правительством, закупки в электронной форме заказчик проведет на ранее отобранных площадках. Регистрироваться в ЕИС для работы на таких площадках до 1 января 2019 года не нужно. Вывод следует из пункта 84 статьи 1 Федерального закона от 31.12.2017 № 504-ФЗ и статьи 24.2 Закона № 44-ФЗ.

СОЗДАДУТ ЕЩЕ ОДНУ ИНФОРМАЦИОННУЮ СИСТЕМУ

В ЕИС и на электронных площадках заработает новая государственная информационная система. Система нужна, чтобы мониторить и фиксировать действия и бездействие участников и заказчиков. Задача системы, в том числе, отслеживать работоспособность ЕИС и электронной площадки. В режиме реального времени система будет фиксировать действия, бездействие участников и заказчиков в ЕИС и на электронной площадке, вести видеофиксацию.

Кто будет отвечать за работу новой системы, определит Правительство. Система начнет работать с 1 октября 2019 года .

Чем изменили: подпунктом «д» пункта 3 статьи 1 Закона № 504-ФЗ.

Какие изменения учитывать в 223-ФЗ с 1 июля

Изменения, которые повлияют на работу заказчиков по Закону № 223-ФЗ, внесли в сам закон и в подзаконные акты. Что изменится в работе заказчиков по Закону № 223-ФЗ с 1 июля 2018 года, смотрите в таблице.

Что изменили Краткое описание изменений
Способы закупок Расширили перечень конкурентных закупок: к конкурсу и аукциону добавили запрос котировок и запрос предложений. Определили, какая закупка конкурентная. Регламентировали электронные закупки, которые будут проходить на электронных площадках. К неконкурентным отнесли закупки у едпоставщика и любые другие закупки, которые заказчик напишет в положении о закупке
Выбор поставщика Заказчики будут проводить закупки по новым правилам. Так, в описании предмета закупки нельзя указывать товарные знаки. В исключительных случаях написать товарный знак можно, но с фразой «или эквивалент». Требовать обеспечить заявку можно только при начальной (максимальной) цене договора от 5 млн руб. Размер обеспечения – до 5 процентов НМЦД. Изменили сроки, в которые необходимо публиковать извещения и заключать договоры
Правила закупки у МСП Закупки у МСП заказчики будут проводить только в электронной форме на электронных площадках, которые утвердит Правительство. Сроки для публикации извещения сокращены в сравнении с закупками на общих основаниях
Работа по Закону № 44-ФЗ Заказчики будут работать по правилам Закона № 44-ФЗ, если не выполнят обязанность закупки у МСП, не разместят годовой отчет о закупках у МСП или опубликуют недостоверный отчет. При этом часть положений Закона № 44-ФЗ заказчики применять не будут
Правила работы операторов ЭП Оператором электронной площадки может быть только юрлицо. При закупках среди МСП закупки будут проводить только на ЭП из перечня Правительства
Отчетность при закупках Заказчики отдельно будут отчитываться о договорах с едпоставщиками по результатам конкурентных закупок, которые не состоялись. Не нужно будет публиковать ежемесячные отчеты о закупках у субъектов малого и среднего бизнеса
Судебное обжалование Участники смогут обжаловать любые действия заказчика. Корпорация МСП, региональные власти и организации, созданные органами власти регионов, вправе подать жалобу только на заказчиков, в отношении которых проводят оценку и мониторинг
Закупки по инвестпроектам Правила закупок по инвестпроектам будут действовать, если стоимость такого проекта от 500 млн руб. Правила не применяют госкорпорации, госкомпании, хозобщества, в уставном капитале которых доля участия государства превышает 50 процентов, и «дочки» перечисленных организаций
Закупки с утвержденной НМЦД Правительство установит перечни товаров с начальной (максимальной) ценой договора. Если заказчик запланировал цену выше, то должен согласовать закупку с координационным органом Правительства

Основную часть поправок в Закон № 223-ФЗ внесли Федеральным законом от 31.12.2017 № 505-ФЗ.

Способы закупок

Два главных изменения – расширили перечень конкурентных закупок и установили правила закупок в электронной форме. Читайте о новшествах подробнее.

К конкурсу и аукциону добавили запрос предложений и запрос котировок . Эти способы конкурентных закупок называют торгами. Все конкурентные способы заказчик вправе провести на электронной площадке, а также в закрытой форме. Перечень не исчерпывающий – заказчик имеет право написать в положении о закупке другие способы в дополнение к четырем, установленным Законом № 223-ФЗ.

Закупка конкурентная, если заказчик одновременно соблюдает три условия:

  1. Публикует сведения о закупке в ЕИС или отправляет приглашения потенциальным участникам.
  2. Обеспечивает конкуренцию за право заключить договор по итогам закупки.
  3. Описывает предмет закупки с учетом требований, которые перечислены ниже.

Способы неконкурентных закупок заказчики выбирают самостоятельно, в том числе закупку у едпоставщика.

Чем изменили: подпунктами «а»–«г» пункта 3 статьи 3 Закона № 505.

Что изменили: части 2 и 3 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, добавили части 3.1 и 3.2 в статью 3 Закона № 223-ФЗ.

ОПРЕДЕЛИЛИ ПОРЯДОК КОНКУРЕНТНЫХ ЗАКУПОК

Чтобы провести конкурентную закупку, заказчик публикует в ЕИС извещение и документацию. При запросе котировок документацию публиковать не нужно. Требования к заявкам участников заказчик прописывает в документации, а при запросе котировок – в извещении.

Претенденты вправе подавать только одну заявку, а при многолотовой закупке – одну заявку на каждый лот. До того как заказчик завершит принимать заявки, участник вправе изменить или отозвать заявку.

Любой участник вправе попросить разъяснить извещение и документацию. Опубликовать ответ в ЕИС необходимо в течение трех рабочих дней с даты, когда поступил запрос. Заказчик вправе не отвечать на запросы, которые поступили позднее чем за три рабочих дня до завершения срока подачи заявок. Менять разъяснениями суть документации нельзя.

Заказчик вправе отменить закупку до того, как завершит принимать заявки. Решение об отмене необходимо опубликовать в ЕИС.

Для выбора поставщика, заказчик создает закупочную комиссию. Протоколы закупки необходимо хранить не менее трех лет.

Чем изменили:

УСТАНОВИЛИ ТРЕБОВАНИЯ К ЗАКУПКЕ У ЕДПОСТАВЩИКА

Заказчики будут публиковать сведения о закупке у едпоставщика в ЕИС, только если предусмотрят такую обязанность в положении о закупке. Также в положении необходимо написать порядок такой закупки и полный перечень случаев, когда заказчик вправе заключить контракт с едпоставщиком. Проводить закупки у едпоставщика и другие неконкурентные процедуры поможет рекомендация.

Чем изменили: пунктом 8 статьи 3 Закона № 505-ФЗ.

ОПИСАЛИ ПОРЯДОК ЗАКУПОК В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ

При электронной закупке весь документооборот будет проходить на электронных площадках. Через ЭП участники будут подавать заявки, направлять запросы о разъяснениях документации, а заказчики – публиковать разъяснения в ЕИС, получать доступ к заявкам, формировать проекты протоколов. Работу электронной площадки обеспечит оператор. Документы заказчик, участник и оператор электронной площадки подписывают усиленной квалифицированной электронной подписью. Чтобы участвовать в закупке, участник будет аккредитовываться на ЭП.

Чтобы изменить или отозвать заявку, участник направляет уведомление оператору электронной площадки. Сделать это можно не позже даты, в которую завершается прием заявок.

Чем изменили: пунктом 5 статьи 3 Закона № 505-ФЗ.

РЕГЛАМЕНТИРОВАЛИ ЗАКРЫТЫЕ ЗАКУПКИ

Заказчики вправе провести любую конкурентную закупку закрытым способом. Закрытую форму выбирают, если сведения о закупке составляют гостайну либо информацию не публикуют в ЕИС по решению Правительства или координационного органа Правительства по закупкам в рамках инвестпроектов.

Сведения о закрытой закупке не публикуют в ЕИС. Заказчик направляет приглашения участвовать в закупке не менее чем двум возможным участникам. Заявку участник подает в запечатанном конверте. Как проводить закрытые закупки в электронной форме, определит Правительство.

Чем изменили: пунктом 7 статьи 3 Закона № 505-ФЗ.

Выбор поставщика

Описывать предмет закупки заказчики будут обязаны по правилам. Сроки для публикации извещения привязали к способам закупки. Что еще изменилось, читайте далее.

УТВЕРДИЛИ ПРАВИЛА ОПИСАНИЯ ПРЕДМЕТА ЗАКУПКИ

Описывать объект закупки заказчики будут по правилам, которые сходны с положениями Закона № 44-ФЗ. Необходимо написать функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара, работы или услуги.

Нельзя будет указывать товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные названия, патенты, полезные модели, промышленные образцы, страну происхождения товара. Исключение – нет другого способа точно описать товар. При этом необходимо использовать фразу «или эквивалент». Не нужно указывать на эквивалентность в случаях, когда заказчик покупает:

  • товары и необходимо обеспечить совместимость с товаром, который уже есть у заказчика;
  • запчасти на машины и оборудование, которыми заказчик уже располагает;
  • товары, чтобы исполнить контракт по Закону № 44-ФЗ;
  • товары, работы или услуги по международным договорам или договорам заказчиков по Закону № 223-ФЗ, которыми предусмотрены конкретные марки товаров.

Чем изменили: подпунктом «з» пункта 3 статьи 3 Закона № 505-ФЗ.

ИЗМЕНИЛИ ПРАВИЛА, ПО КОТОРЫМ УКАЗЫВАЮТ НМЦД

Начальную (максимальную) цену договора в извещении и документации заказчики будут указывать одним из трех способов:

  1. начальная (максимальная) цена договора (НМЦД);
  2. формула цены и максимальное значение цены договора;
  3. цена единицы товара, работы или услуги и максимальное значение цены договора.

Чем изменили:

Что изменили:

УСТАНОВИЛИ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАЯВОК

Если заказчик требует обеспечить заявку, то условия необходимо написать в извещении и документации. Как обеспечить заявку, заказчик пропишет в положении о закупке. Это могут быть денежный залог, банковская гарантия и другие способы по Гражданскому кодексу. Участник сам выбирает способ из тех, которые установил заказчик.

Кроме банковской гарантии и залога, обеспечить обязательства возможно неустойкой, удержанием вещи, поручительством, задатком, обеспечительным платежом или другим способом (п. 1 ст. 329 ГК).

Установить обеспечение заказчик вправе, если начальная (максимальная) цена договора превышает 5 млн руб. Размер обеспечения заявки не должен превышать 5 процентов НМЦД.

Заказчик не вернет обеспечение, если победитель закупки не заключит договор или не предоставит обеспечение договора (если оно предусмотрено извещением).

Чем изменили: пунктом 4 статьи 3 Закона № 505-ФЗ.

ИЗМЕНИЛИ СВЕДЕНИЯ В ИЗВЕЩЕНИИ И ДОКУМЕНТАЦИИ

К сведениям, которые заказчик будет обязан указать в извещении с 1 июля 2018 года, добавили:

  • адрес электронной площадки при конкурентной закупке;
  • срок и порядок подачи заявок на закупку;
  • порядок, в котором заказчик подводит итоги закупки (этапов закупки);
  • описание объекта закупки согласно правилам, которые описаны выше.

Изменили содержание документации. Заказчики дополнительно будут указывать:

  • требования к участникам и субподрядчикам при закупке работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капстроительства и продукции, которая связана с использованием атомной энергии;
  • описание предмета закупки согласно правилам, которые описаны выше.

Кроме того, в извещение и документацию необходимо включить правила расчета НМЦД.

Изменят порядок, в котором вносят поправки в извещение и документацию. Если заказчик меняет извещение и документацию, необходимо, чтобы после публикации поправок осталось не менее половины срока подачи заявок согласно положению о закупке. Допустим, опубликовали извещение об аукционе 2 июля. Заявки принимаете 15 календарных дней, то есть до 18 июля. 16 числа изменили документацию. Продлить срок необходимо не менее чем на 8 календарных дней, то есть до 26 июля.

Чем изменили: подпунктами «е» и «ж» пункта 9 статьи 3 Закона № 505-ФЗ.

Что изменили: части 9 и 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.

ИЗМЕНИЛИ СРОКИ ПУБЛИКАЦИИ ИЗВЕЩЕНИЙ

Сроки, в которые заказчики будут публиковать извещение в ЕИС, зависят от способа закупки. Отсчитывать срок необходимо с даты публикации извещения до даты, когда завершите принимать заявки, а при запросе предложений – когда проведете запрос. Сроки для закупок у МСП и для закупок на общих основаниях отличаются.

Сейчас заказчик должен дать участникам не менее 20 календарных дней, чтобы подать заявки. Правило действует только для конкурса и аукциона. Сроки для конкурентных закупок, которые не являются торгами, заказчик устанавливает в положении (ч. 2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Чем изменили: пунктами 4 и 6 статьи 3 Закона № 505-ФЗ.

УСТАНОВИЛИ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПРОТОКОЛОВ

Заказчики будут составлять два вида протоколов: по каждому этапу закупки и по результатам выбора поставщика (итоговый протокол).

Сведения, которые необходимо включить в протоколы, смотрите в таблице.

Протокол этапа закупки Итоговый протокол
Дата подписания протокола.

Результаты рассмотрения заявок (если на этапе заказчик рассматривает заявки).

Результаты оценки заявок с итоговым решением комиссии о том, отвечают ли заявки требованиям документации.

Дата подписания протокола.

Количество заявок, дата и время регистрации каждой заявки.

Наименование или Ф. И. О. участника, с которым заказчик заключит договор.

Номера заявок в порядке уменьшения выгодности предложений участников.

Результаты рассмотрения заявок.

Результаты оценки заявок.

Причины, по которым закупка не состоялась (при необходимости).

Другие сведения согласно положению о закупке

Чем изменили: пунктом 4 статьи 3 Закона № 505-ФЗ.

ОПРЕДЕЛИЛИ ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА

Стороны будут заключать договор не раньше чем через 10 и не позднее чем через 20 календарных дней с даты, когда заказчик опубликовал в ЕИС итоговый протокол. Другой срок действует, если участник обжаловал закупку в ФАС или если заказчику необходимо одобрение органа управления. В этом случае договор стороны подписывают не позднее чем через пять рабочих дней с даты, когда заказчик получил одобрение или антимонопольный орган вынес решение.

По итогам конкурентной закупки заказчик сможет заключить договоры с несколькими участниками в случаях, которые предусмотрел в положении о закупке. Например, договор с несколькими подрядчиками на научно-исследовательские работы.

Чем изменили: пунктом 4 статьи 3 Закона № 505-ФЗ.

Правила закупки у МСП

Закупки среди малого и среднего бизнеса заказчики будут проводить только в электронной форме. При закупке у МСП заказчик вправе провести конкурс по этапам, на которых:

  • обсудит с участниками характеристики продукции, чтобы уточнить их;
  • обсудит предложения участников, чтобы уточнить характеристики продукции;
  • рассмотрит и оценит заявки;
  • проведет квалификационный отбор;
  • сопоставит дополнительные ценовые предложения участников.

Если заказчик включает этапы, то обязан соблюдать последовательность, которая описана выше. Сроки для каждого этапа необходимо описать в документации. Каждый этап в закупку можно включить только один раз.

В аукцион и в запрос предложений заказчик вправе включить этап квалификационного отбора, сроки которого необходимо написать в документации. При запросе котировок квалификационный отбор заказчики проводить не будут.

Участник вправе предоставить обеспечение заявки в форме денежного залога или банковской гарантии. Другие формы обеспечения при закупке среди МСП не предусмотрены. При этом деньги претендент вносит не на счет заказчика, а на специальный счет, который открывает в банке из перечня Минфина.

Заявки на конкурс, аукцион и запрос предложений будут состоять из двух частей и ценового предложения. В первой части МСП описывает продукцию. Во второй – указывает сведения о себе, описывает потребительские свойства продукции, приводит другие условия исполнения договора.

Договор заказчик и субъект МСП будут заключать на электронной площадке. Победитель вправе направить заказчику протокол разногласий – также через электронную площадку.

Чем изменили: пунктом 6 статьи 3 Закона № 505-ФЗ.

Порядок работы по 44-ФЗ

Заказчики, которые не выполнили обязательства по закупкам у МСП, работают по Закону № 44-ФЗ. Нарушители с 1 июля будут применять не все положения Закона № 44-ФЗ, а только:

  • обосновывать цену контракта;
  • выбирать способ закупки;
  • закупать товары, работы и услуги у СМП и СОНО;
  • предъявлять требования к участникам;
  • оценивать заявки;
  • создавать закупочную комиссию;
  • выбирать поставщика;
  • направлять в ФАС сведения об участниках для включения в реестр недобросовестных поставщиков;
  • заключать контракты с едпоставщиками по правилам части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Заказчик работает по Закону № 44-ФЗ, если не выполнил обязанность закупать у МСП продукцию в объеме, который определило Правительство, не опубликовал отчет о закупках у МСП в ЕИС или опубликовал недостоверный отчет. Аналогичные правила работы по Закону № 44-ФЗ с 31 декабря 2017 года действуют для заказчиков, которые не утвердили и не опубликовали в ЕИС положение о закупке.

Чем изменили: подпунктом «к» пункта 3 статьи 3 Закона № 505-ФЗ.

Что изменили: часть 8.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Требования к операторам электронной площадки

Работу электронной площадки обеспечит оператор. Оператором ЭП может быть только юридическое лицо в форме общества с ограниченной ответственностью или непубличного акционерного общества. В уставном капитале юрлица доля иностранных граждан или лиц без гражданства, иностранных юрлиц должна составлять не более чем 25 процентов. Оператор должен владеть электронной площадкой, в том числе необходимым для работы ЭП оборудованием и программами.

Оператор электронной площадки обеспечивает секретность документов, которые получает от участника и передает заказчику. Запрещены переговоры заказчика с оператором электронной площадки, но только если такие переговоры создают преимущества для кого-либо из участников или разглашается конфиденциальная информация.

Требованиям к операторам площадок при закупках среди МСП другие. Такие площадки будут работать по правилам Закона № 44-ФЗ с учетом дополнительных требований, которые установит Правительство. Сейчас функционирует шесть площадок, однако точный перечень определит Правительство.

Чем изменили: пунктами 5 и 6 статьи 3 Закона № 505-ФЗ.

Отчетность при закупках

С 1 июля 2018 года не нужно публиковать ежемесячные отчеты о закупках у субъектов малого и среднего бизнеса. В ЕИС заказчики размещают сведения о количестве и стоимости договоров по результатам всех закупок, закупок у едпоставщика, а также договоров с едпоставщиком по результатам несостоявшейся закупки.

Чем изменили: подпунктом «м» пункта 9 статьи 3 Закона № 505-ФЗ.

Что изменили: часть 19 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.

Порядок судебного обжалования

Участник вправе обжаловать в суде любые действия заказчика. Корпорация МСП, региональные органы власти и созданные ими организации смогут подать жалобу, только если заказчик:

  • проводит закупку с нарушением Закона № 223-ФЗ или положения о закупке;
  • предъявил к участникам требования, которые не предусмотрел закупочной документацией;
  • не утвердил и не опубликовал в ЕИС положение о закупке и провел закупку не по правилам Закона № 44-ФЗ;
  • не опубликовал в ЕИС годовой отчет о закупках у МСП или разместил недостоверные сведения.

Корпорация МСП, региональные власти и созданные ими организации вправе подать жалобу только на заказчиков, в отношении которых проводят оценку и мониторинг. Сейчас действует только одно ограничение – обжаловать можно действия заказчика в отношении субъекта МСП.

Введут новое основание для жалобы в ФАС – нарушение Закона № 223-ФЗ оператором электронной площадки. Обратиться в антимонопольный орган по этому основанию вправе только участник закупки.

Чем изменили: подпунктом «л» пункта 3 статьи 3 Закона № 505-ФЗ.

Что изменили: часть 9 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Закупки по инвестпроектам

Новые правила закупки при инвестпроектах действуют при одновременном соблюдении двух условий:

  1. Заказчик реализует инвестпроект с государственной поддержкой, при этом проект включен перечень инвестиционных проектов.
  2. Стоимость инвестиционного проекта составляет не менее 500 млн руб.

Правило не будет действовать на следующих заказчиков:

  • госкорпорации;
  • госкомпании;

Правительство наделят правом обязывать юрлица публиковать перечни перспективных потребностей в продукции машиностроения. При этом продукцию из перечня заказчик вправе купить только после того, как предоставит сведения в координационный орган Правительства.

Чем изменили: пунктом 2 статьи 1 Закона № 496-ФЗ.

Что изменили: статью 3.1 Закона № 223-ФЗ.

Закупки с утвержденной НМЦД

Правительство установит перечни товаров с начальной (максимальной) ценой договора. Если заказчик запланировал цену выше, то должен согласовать закупку с координационным органом Правительства. Закупать по согласованию с координационным органом также необходимо работы, услуги и аренду, если контрагент будет использовать товары из перечня.

Правила будут действовать для следующих заказчиков:

  • госкорпорации;
  • госкомпании;
  • хозобщества, в уставном капитале которых доля участия государства превышает 50 процентов;
  • дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50 процентов принадлежит перечисленным юрлицам.

Чем изменили: пунктом 3 статьи 1 Закона № 496-ФЗ.

© Материал из Справочной системы «Госзаказ»

В декабре 2017 года были приняты поправки к 44 Федеральному закону, несущие изменения для поставщиков и заказчиков.

Электронная форма

Теперь заказчики смогут по своему желанию проводить открытые закупки в электронной форме. Для корректного определения поставщика используются следующие методы:

    запрос предложений в электронной форме;

    запрос котировок в электронной форме;

    открытый конкурс в электронной форме;

    конкурс с ограниченным участием в электронной форме;

    двухэтапный конкурс в электронной форме.

С 1 января 2019 года всеми заказчиками планируется использование исключительно электронной формы для определения поставщика. По решению правительства РФв электронной форме могут быть проведены и закрытые процедуры.

Изменения в 44 ФЗ значительно упрощают участие в торгах поставщиков из других регионов, исключает необходимость оплаты услуг курьерских и почтовых служб. Тем не менее, данное требование вводит необходимость получения всеми участниками ЭЦП и аккредитации на электронных площадках.

С 1 июля 2018 года для участия в электронных закупках может быть использована лишь квалифицированная электронная подпись.

Регистрация в ЕИС

Следующее нововведение 44-ФЗ обяжет участников, аккредитованных ранее на ЭТП, пройти регистрацию в Единой информационной системе в течение 2019 года для участия в электронных процедурах. Вся тендерная документация и другая необходимая информация будет доступна на электронных торговых площадках.

Банковская гарантия

С 1 июля 2019 года участник сможет самостоятельно определить способ внесения обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе или аукционе в электронных формах. Помимо денежных средств станет возможным использовать банковскую гарантию.

Это нововведение связано с переходом на электронные виды торгов. Выбор способа обеспечения положительно повлияет на конкуренцию в закупках и даст возможность большему количеству участников участвовать в процедуре определения поставщика.

Размер обеспечения заявки в 2018 году

Согласно новым нормам 44-ФЗ, заказчик в обязательном порядке устанавливает требование о внесении обеспечения заявки только в том случае, если НМЦК превышает 5 млн. руб.

Если НМЦК от 5 млн руб. до 20 млн. руб., то обеспечение устанавливается от 0.5% до 1% от начальной цены контракта. Если НМЦК более 20 млн. руб., то обеспечение составит от 0.5% до 5% от начальной цены контракта.

Возможность не устанавливать обеспечение заявки для закупок с начальной ценой менее 5 млн. руб. дает возможность заказчику привлечь больше поставщиков для участия в закупке, тем самым получить наиболее выгодное предложение для заключения контракта.

Специальные счета

По 30 июня 2018 года действует старый порядок внесения обеспечения для участия в закупке, т.е. переводом денежных средств на счет участника на электронной торговой площадке.

С 1 июля 2018 года участники должны будут вносить обеспечение заявки на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

На первых этапах применения этой системы возможно будут возникать проблемы, как со стороны участников закупок, так и со стороны банков. У участников могут возникнуть проблемы в случае множественности счетов, открытых в разных банках, для участия в торгах на разных площадках. Банки, не имеющие опыта распределения средств от участников в качестве обеспечения заявок, также поначалу будут допускать технические ошибки.

Это разгрузит работу операторов электронных площадок, но скорее всего увеличит срок поступления и зачисления денежных средств в качестве обеспечения заявки. На протяжении нескольких лет механизм зачисления денежных средств в качестве обеспечения заявки был отлажен и работал практически без сбоев.

Типовая форма заявки и документации

Правительством РФ будет определена типовая форма заявки для участия в электронных процедурах определения поставщика. Также, Правительство может разработать и установить требования к содержанию, составу и порядку разработки типовой документации о закупке. Формы будут обязательны для применения как заказчиком, так и поставщиком.

Касательно форм заявок, никаких колоссальных изменений это нововведение не принесет. В конкурсах и котировках на бумаге и ранее использовались типовые формы, обязательные для применения. Унификация документации - несомненный плюс, который позволит излагать информацию для участников в понятном и единообразном виде.

Плата за участие в госторгах

С вступлением в силу новых постановлений 44-ФЗ, Правительство РФ устанавливает право операторам электронных площадок взимать плату за участие в закупках.

Она может быть установлена как за участие в закупке, т.е. для всех поставщиков, подающих заявки, так и для победителя электронной процедуры. Оплата за может взиматься с заказчика, за размещение закупки на ЭТП. Правительством РФ также будет определен порядок ее взимания и указан предельный размер платы, которую сможет установить оператор ЭТП.

Наверняка, для многих участников это станет неприятным новшеством. Ранее участие в госторгах было бесплатным, требующим минимальных невозвратных вложений.