Юлия Шилова: «Моя миссия – делать женщин сильнее! Ты прекрасно выглядишь. В чём твой секрет: это – диета или фитнес

Из биографии: Юлия Шилова родилась в г. Артёме Приморского края, жила во Владивостоке. Закончила Национальный Институт Бизнеса и Московскую гуманитарно-социальную академию. По образованию юрист и психолог. Юлия Шилова пишет в жанре криминальной мелодрамы. Яркие, броские, двойные названия каждого произведения – о... Читать полностью


Юлия Шилова никогда не боялась трудностей. В 17 лет она покинула свой родной городок Артем в Приморском крае, чтобы «покорить Москву». Она cела на поезд «Владивосток-Москва» и намеренно не взяла с собой денег на обратный билет, чтобы не было соблазна вернуться. Получила два высших образования, стала юристом. А через несколько лет в самом деле покорила столицу, поразив сердца любителей хороших детективов.

Как получилось, что вы начали писать?

Краткий опросник

Дружите ли вы с Интернетом?
Да.

С каким животным вы себя ассоциируете?
С пантерой.

Что для вас непозволительная роскошь?
Слабость.

У вас в детстве было прозвище?
Ага, «страус длинноногий». Все мальчишки дразнили (смеется). Просто в детстве я была высокая, и ноги у меня длинные.

Чем мужчина отличается от женщины?
Конституцией. Внутренней и внешней.

Что вас заводит?
То, о чем я не знаю. Новые сферы деятельности.

Вы сова или жаворонок?
Гибрид. Я очень поздно ложусь и очень рано встаю.

У вас есть талисман?
Да, жук-скарабей в сумке.

Как вы снимаете стресс?
Медитацией.

Где вы провели последний отпуск?
В Тунисе.

Какая мелодия у вас на мобильнике?
Джазовые композиции.

Ваш любимый афоризм?
Жизнь - это полоса с односторонним движением.

Достаточно неожиданно. Дело в том, что до 1998 года я занималась бизнесом, причем вполне успешно. Но после дефолта весь мой бизнес сгорел, я тогда буквально проснулась нищей. Это было страшное время, дефолт произошел не только в стране, но и в моей семье - я пережила развод с мужем и осталась одна с двумя маленькими детьми. И именно тогда, когда было труднее всего, я достала старенькую печатную машинку и начала писать. Естественно, о том, чтобы издать то, что я написала, у меня не было и мысли.

Я писала для себя, изливая на бумагу свои эмоции. С тех пор у меня появились как бы две жизни - одна реальная, одна «книжная». В реальной жизни было двое маленьких детей, полное отсутствие работы и каких-то перспектив. А в «книжной» - у меня было все, что я могла себе пожелать. Скоро я начала замечать, что там мне жить легче, чем в жизни реальной, и мне даже не хотелось оттуда возвращаться…

А до этого вы никогда писали? Не думали как-то связать свою жизнь с литературой?

Нет, конечно. Нет. У меня в семье только дед мечтал стать известным писателем - писал в газеты, журналы, публиковал геологические книги… Но у меня самой раньше и мысли не было этим заниматься.

Вы воспитываете детей одна. И, тем не менее, вы считаете себя семейным человеком?

Безусловно. Я семейный человек до мозга костей. В моем понимании, в семье не обязательно должен быть мужчина. Семья - это когда есть дети, когда у них есть мама, когда есть близкие. Я очень семейный человек, и все, что я делаю, я делаю для своей семьи.

Жанр, в котором вы пишете, часто называют «мелодраматический детектив» или «криминальная мелодрама». Почему вы выбрали именно этот жанр?

Мне в нем комфортно. В форме «криминальной драмы» я могу выразить то, что я хочу и как я хочу. Дело в том, что написать, скажем, любовный роман я не смогу - мне самой это будет скучно. Мне в нем не хватает динамичной сюжетной линии. И чтобы добавить действия в сюжет, мне приходится выходить на криминальные темы. Но, тем не менее, сюжеты всех моих книг - о любви и вокруг любви. А сейчас я в первый раз попробовала написать психологическую книгу - она уже лежит в издательстве и выйдет в конце августа. Называется «Как выжить в мире мужчин».

В своих произведениях я вообще уделяю много места взаимоотношениям с мужчинами. У меня накопилось достаточно много материала на эту тему, мне захотелось его как-то обобщить. Мне есть, что сказать на эту тему, и есть много людей, которые хотели бы меня услышать.

А буквально сегодня я сдала в издательство еще одну свою книгу - «Как покорить мужчину едой и аппетитно себя подать». Это не просто кулинарная книга, там даны рецепты, как мужчину привязать к себе при помощи еды и как при этом нужно подавать себя.

Да, в ваших произведениях и статьях вы часто изображаете мужчин, причем обычно у вас встречаются очень неприглядные типажи - неудачники, альфонсы. Скажите, а, по-вашему, бывают хорошие мужчины?

Разумеется. Я вообще люблю и уважаю мужчин - самодостаточных, целеустремленных, ответственных. Такие еще есть - у многих моих подруг вполне достойные мужчины. Я также знаю такие семьи, где мужчина принял роль домохозяйки, и не нахожу в этом ничего плохого. Другое дело, что на сегодняшний день хороших мужчин большой дефицит, их очень мало. Значительно меньше, чем достойных женщин.

А что вы больше всего цените в отношениях с противоположным полом?

Душевное тепло. И я считаю, что в отношениях должна быть легкость - без ругани, скандалов и битья посуды.

Есть мнение, что детектив - это чисто развлекательный жанр. Но вы ведь пытаетесь вложить в него что-то еще, кроме развлечения?

Конечно. Каждую свою книгу я пишу потому, что мне хочется как-то сказать нашим женщинам, чтобы они как можно больше любили себя и не растворялись в мужчинах. Честно, я вообще не считаю детектив развлекательной литературой, хотя если она кого-нибудь развлекает - почему нет?

Только в нашей стране существует такое пренебрежительное отношение к этому жанру. Например, за рубежом детектив - это одно из равноправных направлений литературы, ничем не уступающее другим. А у нас в стране очень много критиков, я их называю «литературными прихлебателями», которым просто нужно кого-то разгромить, чтобы отработать свой хлеб.

А какую музыку вы слушаете?

Я очень люблю джаз. Когда я его слушаю, я отдыхаю. А если от беспрерывной работы у меня начинает сильно болеть голова, я могу послушать классику, меня это тоже очень успокаивает.

Хорошо. А есть у вас в жизни какие-нибудь цели, которых вы еще не достигли, но обязательно хотели бы достичь?

Прежде всего мне бы хотелось расширить свою читательскую аудиторию. Я хочу, чтобы меня читало еще больше женщин, чем читает сейчас. Еще хочется, чтобы мои книги экранизировали - было бы очень интересно увидеть своих героев на экране, со стороны. Конечно, хотелось бы иметь достаточно сил и здоровья, потому что я хочу успеть сделать еще очень многое. И еще бы хотелось, чтобы мои дочери достигли намного большего, чем я.

Как вы поддерживаете себя в тонусе? Делаете ли какие-нибудь косметические процедуры?

Конечно. Я считаю, что когда тебе двадцать - у тебя лицо, которое тебе дано Богом, а когда за тридцать - то, которое ты заслужила. Поэтому хотя бы один день в неделю нужно посвятить себе любимой.

На протяжении последних десяти лет я регулярно делаю массаж. Сейчас я не представляю себя без этого, потому что мне приходится много сидеть за компьютером и у меня иногда страшно болит спина. Но главное для меня - посещение фитнес-клуба. Я увлекаюсь китайской дыхательной гимнастикой цигун и йогой, стараюсь не пропускать ни одной тренировки. Мне очень помогает медитация: снимает стресс, негатив, плохие эмоции.

Кроме того, я еще большая поклонница талассотерапии - «лечения морем». Для этого я каждый год на недельку летаю в Тунис. Приезжаю я туда совершенно «убитая», но за неделю меня буквально поднимают на ноги. Кстати, приятно видеть в этих центрах наших мужчин. Ведь у нас мужчины пока не привыкли заботиться о своем внешнем виде и здоровье. Приятно, что это относится не ко всем.

Строго говоря, живого классика советского и российского реализма, народного художника СССР Александра Шилова никак не отнесешь к числу заядлых и страстных путешественников. Александр Максович всегда остается верен себе: он - художник, а значит, его место прежде всего у мольберта. И все-таки, как выяснилось, и у больших живописцев есть свои слабости и пристрастия. Такой слабостью и вечной страстью остается для Шилова страна Италия, которую он, как заправский паломник, посещает исправно два раза в год.

ВЕХИ СЛАВНОЙ БИОГРАФИИ

Будущий мастер реалистического портрета Саша Шилов родился в суровом 1943 году в обыкновенном доме в самом центре Москвы. Лихов переулок, где прошло босоногое детство художника, выходит на Садовое кольцо напротив образцовского Театра кукол.

Но будущему художнику было не до марионеток. Рано лишившийся отца, он жил с мамой, братом и сестрой в беспросветной нищете, и единственной отдушиной, "лучом света" были для него занятия в изостудии районного Дворца пионеров. Уже в шестнадцать лет мастер "пошел в люди". Он грузил мебель на мебельной фабрике, ткани на швейной, ящики с вином на заводе "Молдаввино" (это возле Цирка на Цветном бульваре).

Но Шилов не был бы Шиловым, если бы не преодолел все трудности и не поступил в Суриковское училище. Именно здесь расцвел талант портретиста, который воплотился в его дипломных портретах Гагарина, Николаева, Севостьянова и других героев эпохи завоевания космоса. Эту галерею заметил Ленинский комсомол, вручивший выпускнику Шилову одноименную премию.

Но настоящая слава пришла к нему после известной выставки, состоявшейся в зале на улице Горького в 1981 году. Тогда, обласканный главным партийным идеологом М. А. Сусловым, Шилов получил звание Народного художника России, а затем и СССР. Сейчас он еще и член Академии художеств РФ и кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством". А где-то в далеком космосе светит названная именем Шилова звезда.

- Александр Максович, говорят, что вашей необыкновенной любви к Италии уже очень много лет? Говорят также, что и первое в вашей жизни заграничное путешествие было именно в Италию?

Это не совсем так. Об Италии я действительно мечтал с детства, но первое мое путешествие за границу было в Болгарию. В коммунистические времена так было принято: человека сначала посылали в социалистическую страну - на апробацию, а уже потом, если он вел себя хорошо, разрешали ехать в страну капитала. Так что в Италию я попал уже после Болгарии, а попав, был просто ошарашен.

- Видимо, было чем. Что же вы там такое увидели, что делали?

Я изучал произведения классического искусства, написал несколько пейзажей во Флоренции и Риме. С тех пор, хотя и бывал во многих странах, Италия остается для меня самой удивительной и грандиозной - страной моей души и сердца. Я всматриваюсь в нее и буквально млею, и езжу туда обязательно два раза в год - смотреть и вдохновляться. Мне все там дорого. Даже обшарпанные, казалось бы, венецианские дома и то необычайно красивы и живописны.

- А сейчас, приезжая в Италию, вы работаете?

К сожалению, нет. Я стесняюсь писать на улице. Хотя, честно говоря, очень хочется, но что делать: я так устроен, нигде работать на улице не могу, даже у нас в России.

- Вы один из лучших в мире портретистов. Вы и за границей, наверное, писали портреты?

Да. Во Франции я много работал, особенно в те годы, когда денег вывозить разрешали мало. Ведь заработать всегда хочется... Французы обычно удивлялись, как это в России удалось выжить реалистическому искусству. У них же благодаря пропаганде процветает один авангард. Но людей все равно влечет к реализму. Кстати, всех, и не только во Франции, но и в Португалии, и в Японии, и в Канаде... Это я видел везде, куда приезжал с персональными выставками.

- А как к вам относились французские, португальские, канадские художники?

Да там нет художников! Художники есть только в России. Россия - единственная страна, которая выше всех в отношении искусства: и в музыке, и в живописи, абсолютно во всем.

- Многим русским художникам, которые, как и вы, приезжали в Италию учиться классическому искусству, позировали итальянки, Брюллову например, а вам?

Я разочаровался в итальянках. Они все страшные. Я, когда ехал в Италию в первый раз, надеялся найти там именно брюлловскую женщину: красивую, пышнотелую, но ни одну не нашел. Хотя дети там очень красивые и старики.

- То есть вообще итальянцы вам нравятся...

Да. Хотя они и вруны, и обманщики, но они больше всего напоминают мне русских - такие же открытые. Среди них жить хочется. Хотя иногда посмотришь на современную Италию и подумаешь: ну неужели вот этот народ мог создать великое искусство Возрождения? Просто не верится, настолько изменился человеческий дух, поменялись идеология и нравственность. Такое происходит не только в Италии, но и во всем мире.

- Судя по емкости ваших характеристик, вы любите изучать человеческую натуру. Вам много приходилось общаться с местными жителями?

К сожалению, меня очень сковывает незнание языка. Я даже чувствую себя ущербным. В свое время немецкий изучал: кое-как объясняюсь, но это так, не считается. Терпения хватает только на то, чтобы заниматься искусством.

- А чем вы обычно любите заниматься, когда приезжаете за границу?

Хочется смотреть на искусство, на красоту. Я люблю ходить. Даже в Москве я люблю ходить по улицам, по старым переулкам. Я люблю бывать там, где есть искусство, вечная красота, которая не зависит ни от моды, ни от чего.

- Итак, Европа, Италия - "одна, но пламенная страсть". А вам никогда не хотелось погрузиться в экзотику?

Я вам отвечу откровенно. Я был на Востоке, в Южной Корее, писал портреты президента и его супруги. Я жил там сорок дней и чуть не сошел с ума от тоски. А что вы думаете? Там же делать нечего. Пойти некуда: западноевропейского искусства нет. Конечно, в Корее есть прикладное искусство, и по-своему цельное и красивое, но оно моего сердца не трогает! И куда мне прикажете идти? Вечером, после работы, из дворца? Предположим, я могу пойти гулять в парк, но сколько же можно там гулять? Для меня там, где нет искусства, там и страны нет.

- Может это, так сказать, корейская специфика?

Бывал я и в Японии. И там - то же самое. Повеситься можно! Но опять-таки я говорю только о собственных ощущениях. Для меня лучше десять раз съездить в Европу, во Францию, Голландию или Италию, чем побывать в Японии или Корее, хотя я уважаю все страны.

Вот Индия, я думаю, это другое дело, мне было бы там интересно. Просто, знаете, я не люблю на самолете долго лететь. А так мне очень нравится индийский народ: он такой выразительный и красивый, особенно женщины.

Там они вообще очень женственные, наряды у них шикарные, в них есть то, что и должно быть, на мой взгляд, в женщине: мягкость, изящество, грация. И очень выразительные глаза - как маслины. Индия меня очень привлекает, и в последнее время у меня даже появилось желание поехать туда и написать портреты индийских женщин и стариков.

- Ну, наверное, не одни только индианки так красивы. Вас как маститого портретиста должны, верно, привлекать все женщины Востока?

Нет, в Индии есть что-то особое. Я был и в Кувейте с выставкой, и в Арабских Эмиратах, там очень много выразительных лиц, но это все не то, другое. Зато какое там море... У меня в январе была выставка в Эмиратах. Я жил в 50 метрах от Персидского залива и, знаете, испытал большое наслаждение. Здесь зима, а там более 30 градусов тепла, перламутровый песок и потрясающее лазурное море. Персидский залив, изумительный по красоте. Изумительный! Я в Эмиратах прожил месяц, и хотя иногда бывало скучновато, потрясающие виды и море меня вдохновляли.

- Александр Максович, вы - известный трудоголик, что и выражается в огромном количестве написанных работ. Но хотелось бы узнать, что вы любите делать в свободное от творческого процесса время. У вас же есть свои увлечения, хобби...

Вообще, я обожаю ходить по рынкам, и особенно в арабских странах. Там шикарные рынки! Но я и в Москве, кстати, рынки люблю: такие типажи, что с ума сойти можно. На рынке можно почувствовать историю и душу народа. У меня голова там сразу отключается: все мои волнения, тревоги - все куда-то уходит.

- Вы туда ходите покупать или только смотреть?

Главным образом мне нравится просто смотреть. Ну и, конечно, если что-то приглянулось, я покупаю. Я обожаю барахолки. В Италии и Франции на этих барахолках можно, грубо говоря, купить все - начиная от спальни Наполеона. Там вся история лежит перед вами: часы, бронза, картины, подделки, кто-то обманывает, кто-то что-то предлагает. Идет настоящая боевая жизнь, без подмеса.

- С вашим изысканным вкусом наверняка присмотрели и себе что-нибудь эдакое?

Из Франции, например, в 1981 году, когда у меня была там выставка, я привез двое каминных часов. Написал портреты, подзаработал и купил часы.

- Вы вообще рисковый человек? Ну смогли бы, например, запросто так сесть в машину в Москве и в конце концов очутиться где-нибудь в своей любимой Италии?

Нет. Это же надо знать дороги, надо быть профессионалом, это все очень большие заботы. Лучше уж я на самолете, хотя терпеть не могу далеко летать.

- А на поезде? Никогда не хотелось не спеша и основательно куда-нибудь съездить, рассматривая пейзажи за окном?

Тоже нет. Хотя в первый раз в Италию я добирался как раз на поезде, ехал трое суток: через Польшу и Югославию. Но это очень утомительно, а я по натуре человек нетерпеливый, долго сидеть на одном месте не могу, начинаю нервничать, надоедает. Я и за мольбертом-то с трудом сижу.

- Как же вы пишете?

Вот так сижу и пишу, потому что такая большая любовь к искусству.

- И что же, вы целый день сидите за мольбертом?

Работаю, пока есть силы. А потом иду гулять, люблю пройтись по антикварным магазинам, по старым улицам.

- Вы настолько знамениты на родине, что и погулять в одиночестве, по-видимому, не получается, все время узнают?

Ну и что? Мне это не мешает. Подходят, просят автограф. Это и есть признание. Это великий главный стимул!

А. ШИЛОВ: Я считаю, что искусство должно служить, во-первых, возвышению, очищению человеческой души. Жизнь человеческая трудна и коротка, и человек нуждается в глотке воздуха. Искусство всегда было глотком воздуха, как икона, на которую человек смотрит, и ему хочется самому возвышаться, очищаться, получать радость для глаз, для сердца, для души. А этот разврат, он уничтожает всё святое.

И, главное, – те, кто подписывают это письмо, они от чего не понимают – что в безопасности не живет ни одна страна, даже те, перед которыми преклоняются многие у нас, я имею в виду Америку, Европу. У них очень сильно развита служба безопасности. Потому что если службы безопасности нет в стране, то нет и государства. И поэтому они бьют по своей безопасности, по своему государству.

Как говорил великий художник Энберг, кто идет против природы естества и красоты, которую излучает природа, тот дает пинок в чрево своей родной матери, они бьют по своей родине. Предательство родины, предательство народа, сердца и души которых стремятся только к красоте, душевной и физической. Нельзя извращать и издеваться над органами безопасности, я считаю. Нельзя. Они нас охраняют, охраняют родину. Это не красивые слова, а я так считаю.

Я совсем недавно получил премию ФСБ, первую премию ФСБ в том году, и горжусь этим, за то, что я написал большую серию про разведчиков, партизан, пограничников, которые отдавали свою жизнь за отечество. Я считаю, этим службам, наоборот, надо помогать, потому что их служба очень тяжелая.

КОРРЕСПОНДЕНТ: А сам факт награждения, каково это?

А. ШИЛОВ: Награждение – это вызов. Я считаю, это вызов стране, вызов народу, это издевательство, это плевок в чрево своей матери, которая тебя родила. Это родина. Нельзя это делать. Ни одна демократическая страна, перед которой эти господа преклоняются как бы, не позволит такого. Ни одна страна этого бы не позволила. Это моя точка зрения.

КОРРЕСПОНДЕНТ: Т.е. вы осуждаете и награждение, и сам факт проведения такой акции.

А. ШИЛОВ: Совершенно верно. Вообще, художник – это состояние души. Они идут на эпатаж, потому что ничего делать не умеют. Они хотят о себе заявить. Но заявить о себе настоящий художник, у которого есть совесть и честь, ответственность перед собой и народом, может только великим искусством, только так добиться любви народа. И ввиду того, что у них этого нет внутри… Художник – это же состояние души. Ничего святого в душе нет, поэтому они делают вокруг себя скандал, для того чтобы их имя стало известно, а потом по возможности пользуются этим именем для продажи своего неумения. Это очень легко. Известности честный художник должен добиться только честным трудом, признанным народом.

Мир массовой литературы в России, как и везде, не только огромный рынок со своими технологиями и звездами, но и, некоторым образом, отдельная вселенная, почти не сообщающаяся с той, в которой живут авторы и читатели OPENSPACE.RU. Нам показалось любопытным в эту вселенную заглянуть. О литературе как таковой мы навряд ли узнаем что-то новое, а вот о мире вокруг нас - может быть. В этих видах мы решили взять интервью у трех российских авторов, чьи книги лучше всего продавались в прошлом году, воспользовавшись для этого рейтингом наиболее активных издательств и издаваемых авторов «Книжной палаты» . Сегодня мы публикуем первое интервью - с серебряным, так сказать, призером отечественного рынка pulp fiction, автором восьмидесяти четырех романов Юлией Шиловой, в гостях у которой побывал КИРИЛЛ ГЛИКМАН.

Если вы о литературных неграх, то я, когда об этом заходит разговор, отвечаю: литературный негр - это я.

Нет-нет, я имел в виду вот что: когда вы пишете, вы чувствуете, что вас воспринимают скорее как бренд, чем как писателя?

Конечно. Сначала я работала на имя, теперь мое имя работает на меня. Это естественный процесс.

- С коллегами по «цеху» общаетесь?

На уровне каких-то издательских дел - узнаю, как у них дела, рассказываю, как у меня...

- А конкуренцию ощущаете?

Нет, сразу хочу сказать, что конкурентками нас делают журналисты. Это самая большая глупость - биться за читателя. У каждого есть своя читательская аудитория, даже несмотря на то, что мы все работаем в одном детективном жанре. Никакой войны с кровопролитием нет и быть не может. Я считаю, что если кто-то добился большего успеха, чем я, то это только повод для меня стремиться сделать то же самое. Это нормально, это драйв - хочется всегда достичь большего. На сегодняшний день я вторая, до этого несколько лет была третьей. Конечно, как нормальный амбициозный человек, хочу быть первой!

Я абсолютно не завистливый человек. То, что меня не признает элитарная литература - так мне это и не нужно.

Но вот Полина Дашкова сейчас в составе российской делегации съездила на Лондонскую книжную ярмарку наряду с наиболее известными писателями интеллектуальной литературы.

Ничего страшного, я сама лучше слетаю в Лондон на книжную ярмарку и проведу там прекрасные выходные. Или во Франкфурт поеду сама и погуляю по Германии. А признание мне прежде всего важно в России, а не за границей. Я вообще не люблю презентации на книжных ярмарках - люблю встречаться с поклонниками в более замкнутом пространстве: в ресторане или здесь, у меня дома. Получается такая большая семья. И дорогого стоят приезды девочек в Москву с Дальнего Востока или из Белоруссии, на которые они копят деньги. Они болеют моими книгами, книги помогают им пережить какую-то свою боль.

- Получается, литература для вас - вид психологической помощи?

Да, я по второму образованию психолог. В моих книгах есть письма читателей и мои ответы на них. Всю боль своих читателей я пропускаю через себя. В каждой книге я пытаюсь помочь справиться с каким-то социальным явлением. Например, сейчас много писем приходит от наркоманов. Я написала книгу, в которой героиня поборола эту болезнь, чтобы людям было понятно, что с этим можно бороться. Много писем приходит от любовниц и от жен - я написала книгу об их чувствах. Важная проблема сейчас - инфантильность мужчин, отсутствие настоящих мужчин, и я в своих книгах предлагаю читательницам все-таки искать их.

- Как вы относитесь к скандалам вокруг «ЭКСМО» , связанным с изданием сталинистской литературы и с арестом тиража книги Анны Соколовой о Подмосковье?

Я считаю это чистой воды пиаром издательства. Не хочу говорить плохо об «ЭКСМО», но их политика направлена на скандал, чтобы поднять продажи книг. Иногда их команда переступает нормы морали. Для них главное продать книгу, а каким путем - не важно.

- Вы написали уже 84 романа, верно? Планируете еще?

Да, я сдала восемьдесят четвертую книгу и поняла теперь, что обязательно напишу сто. И потом тоже не буду останавливаться.

- А о чем будет следующий текст, заранее знаете?

Нет, никогда не знаю. Моя книга начинается с названия. Другие авторы сначала строят скелет, потом наращивают мясо, пишут характеры героев... Я сажусь к компьютеру и пишу взахлеб. Но важно, чтобы в книге была какая-то проблема, важная для каждой женщины. Я не отказываюсь ни от каких тем, пишу и о наркомании, и о проституции, и о содержанках, и о том, как наши женщины ездят за любовью в Турцию или Египет.

Вообще хочу сказать, что я не феминистка и очень люблю мужчин, но мужчин-лидеров, прошедших в жизни самостоятельный путь. Очень приятно, что в последнее время меня стали читать мужчины. Меня часто просили написать от лица мужчины, а я отказывалась. Но читатели уговорили, и я написала книгу «Как я нашла дневник своего мужа». Книга пошла на ура, было много и мужских откликов, в которых подтверждалась справедливость моего описания мужских психологических проблем. Так что мне пришлось писать продолжение.

А не хотите написать книгу, совершенно не похожую на ваши предыдущие романы? Скажем, роман на тысячу страниц, охватывающий большой временной промежуток, о России и ее судьбах? Чтобы всем сразу все доказать.

{-tsr-}- Я думаю, что книга о судьбе России и будущем страны мало кому будет интересна. И получится какая-то документалистика, а у меня другой жанр и стиль. Хотя я после долгих уговоров читателей написала свою биографию, которая стала настольной книгой многих людей. Эта книга писалась 10 лет, и меня потом уговорили написать продолжение. Согласитесь, не каждый решится на написание такой сокровенной книги. Самое сложное - это написать книгу, в которой ты не придумываешь ни единого слова.​

Шиловой на роду было написано сочинять детективы. Ей не надо, как некоторым ее коллегам, покупать идеи для своих книг. Достаточно собственной биографии, в которой хватит сюжетов на тысячу романов.


Жизнь моя с самого начала была полна приключений. Когда я была совсем маленькой, папа ушел от мамы, забрав из нашего дома все до копейки, на голых стенах только выключатели с розетками остались. Пришлось нелегко, но мы с мамой это преодолели. В 16 лет я чуть было не вышла замуж. Жила я тогда в городе Артеме Приморского края, но уже четко понимала, что оставаться там навсегда не хочу. Знала, что достойна большего. Свадьба была уже на мази, закуплено спиртное для стола, платье готово. Но я в последний момент опомнилась: если выйду замуж, буду навеки прикована к дому — и конец моим мечтам о Москве. В общем, сбежала прямо из-под венца и уехала в столицу. Чего я только не делала, чтобы прокормиться в этом поначалу чужом и неуютном для меня городе: кровь свою сдавала, торговала джинсами на рынке. Неожиданно подвернулась сказочная возможность — с танцевальным ансамблем, в котором когда-то в детстве занималась, я поехала на гастроли в Японию, где встретила своего первого мужа. Мы жили душа в душу, вместе занимались бизнесом. Родилась моя первая дочь, Лолита. А когда ей было три года, мужа убили. Я впала в депрессию, выкарабкалась, наверное, только потому, что на руках была маленькая дочка и надо было продолжать жить дальше. Вышла замуж второй раз, родила вторую дочь — Злату. Но с ее отцом мы разошлись, причем очень некрасиво. Я в тот момент занималась фармацевтическим бизнесом, дневала и ночевала на работе, а муж требовал, чтобы я сидела дома и варила борщи. А когда во время дефолта 1998 года все рухнуло и я потеряла и бизнес, и все деньги, начал уже открыто злорадствовать: мол, говорил я тебе, что не женским делом занимаешься, — вот и не получилось ничего. Я попросила его уйти, но он не мог меня простить и через несколько месяцев, желая отомстить, нанял человека, который меня избил до полусмерти и изуродовал­ все лицо. Видите, мочки ушей порваны? Сережки вырвал с мясом. Я долго лежала в больнице, оплакивая себя и вообще не понимая, как теперь на улицу выходить. Но со временем, конечно, все зажило — и лицо, и душа.

— Мой мир сейчас — дочки и мама. И этот мир выше и ценнее любого, даже самого распрекрасного мужчины (Писательница с мамой Людмилой Андреевной и старшей дочерью — Лолитой)


— Наверное, после таких ужасов замуж вы больше не торопитесь...

— С личной жизнью у меня все в порядке, есть любимый человек. Но замуж пока не выхожу, да. Мне никогда не сносило крышу от любви, я всегда была для этого слишком рациональной и прагматичной, а уж когда родились дети — прагматизм усилился в тысячи раз. Мой мир сейчас —дочки и мама. И этот мир выше и ценнее любого, даже самого распрекрасного мужчины. Если мужчина захочет в нашу семью — милости просим, но он должен помнить, что в чужой монастырь со своим уставом заходить не стоит.

— То есть представить ситуацию, когда мужчина говорит вам: «Ты не должна работать!» или «Ты не должна носить мини-юбку», невозможно?

— Если мужчина на первом свидании говорит мне, что я что-то там такое должна, второй встречи у нас с ним не будет. Был у меня однажды человек, который пытался объяснить, что мне не надо работать, мол, он меня всем обеспечит — только отдыхай. На что я ему ответила: «Извини, ты сегодня дашь мне все что угодно, а завтра исчезнешь из моей жизни — и что я буду тогда делать?» Я с удивлением смотрю на женщин, которым все равно, лишь бы были «штаны» в доме. Ничего, мол, мне от него не надо, пусть вообще лежит там, на диване, как декорация, а я буду на него молиться и выполнять все по первому требованию. «Штаны» в доме заводятся, а потом почему-то сбегают к соседской Катьке, и получается целая трагедия: «Я посвятила ему жизнь, а он к Катьке убежал». И кстати, наблюдается закономерность: чем больше цепляешься за мужчину, тем меньше вероятность, что он останется с тобой. И наоборот, независимые и самостоятельные женщины привлекают внимание. И влюбляются, и замуж зовут, даже когда ты об этом совсем не мечтаешь. Помню, случился у меня на курорте очень странный роман. С первого дня знакомства мужчина почему-то решил, что моя семья (я была с детьми) — автоматически и его семья. Он сразу влез в мою жизнь, пытался воспитывать моих детей. Когда я, поняла, что дело плохо, хотела было от него отвязаться, познакомиться с кем-нибудь еще, на что мне устраивались сцены ревности. Отдых закончился, и я надеялась, что завершится и наш роман, но он и в Москве не давал мне покоя — решил во что бы то ни стало жениться. Захотел жить вместе со мной долго и счастливо и умереть в один день. Вот только меня о моих планах спросить забыл, а я меж тем ему ничего не обещала и вообще не понимала, на каком основании он строит матримониальные планы. Кавалер был так назойлив, что я уже не знала, как от него отвертеться. И решила пропесочить его в своей книге. Описала ситуацию как есть, не приукрашивая. Едва тираж попал в магазины — звонок: «Я что, правда так по-идиотски со стороны выглядел?» — «А кто тебе, — говорю, — сказал, что это про тебя написано? Тебя же Леонард зовут, а моего героя Леопольд». А он: «Я что, по-твоему, совсем дурак, что ли? Ты же меня в красках описала!» В общем, извинился и больше на горизонте у меня не появлялся.

C младшей дочкой — Златой (2012)


— Вы часто вставляете в свои романы автобиографические эпизоды?

— Ну было бы странно говорить о том, что все мои героини списаны с меня.­ ­Если бы я сама в действительности совершила все те убийства, о которых пишу в своих книгах, давно бы уже сидела пожизненно. (Смеется.) Но в любой героине обязательно есть мои черты. Хотя, конечно, в основном все характеры и ситуации — плод моей фантазии. И, кстати, я практически никогда не использую чужие сюжеты. Ко мне чуть ли не каждый день подходят знакомые и незнакомые люди и говорят: «Со мной такая история приключилась, прям хоть сейчас в твою книгу!» Я отвечаю: «Спасибо, но мне своих хватает». И действительно, пока не жалуюсь на скудность воображения — на сегодняшний день у меня вышло уже сто книг.

— Брюнеткой больше ни за что не стану! От цвета волос зависит и поведение женщины, и то, как к ней относятся другие


— Сто романов — это же колоссальная работа…

— Когда я только начала писать, даже на десять книг боялась заключать договор: а вдруг я иссякну и больше не смогу написать ни строчки?! Помню, один маститый автор меня тогда успокоил: «Ты, говорит, несколько книг уже написала? Две? Три? Значит, уже не сможешь остановиться, напишешь и десять, и двадцать». И он оказался прав. Муза не оставила меня, никуда не улетела. Но сказать, что писательство — легкий труд сродни приятной прогулке по парку, я тоже не могу. Это адская работа. Вы не поверите, но даже физически бывает невероятно сложно. Особенно страдают спина и шея — сидишь целыми днями не разгибаясь. Могу часа на два застыть у компьютера, потом опомниться — несколько страниц текста написаны, а тело затекло — все время же сидела в одном положении, не двигаясь. В какой-то момент начались нешуточные боли в спине. Долго думала, как лечиться, и решила испытать на себе хваленую китайскую медицину. Каждые полгода моталась в Пекин, проходила курс за курсом. Некоторое время китайцы меня спасали, но два года назад стало невмоготу — и пришлось решиться на операцию. Когда наши врачи увидели снимок моего позвоночника, они ужаснулись: «Вы что, в аварии недавно побывали? Травма была? Нет? Неужели это только из-за того, что у вас сидячая работа?» С­казали, что медлить нельзя, потому что еще чуть-чуть — и начнут отказывать ноги и вообще парализует. «Вы меня точно спасете? Хуже не станет?» — спрашиваю я, лежа на операционном столе и с надеждой глядя на врача. А он мне спокойно так: «Ни один уважающий себя врач вам сейчас не даст гарантии». Я чуть было со стола не спрыгнула и не сбежала. Страшно было невероятно. Мне же даже не поясницу резать собирались, а в шейном отделе позвоночника что-то исправлять, причем разрез по горлу должен был идти. До сих пор шрам остался. В общем, страх свой я поборола, и ничего ужасного не случилось. Наоборот, стало гораздо лучше. Но спину я теперь берегу, не даю себе перенапрягаться. Да и, слава богу, нет уже той бешеной гонки, когда надо было сдавать роман точно к сроку и умри, но напиши его. Сейчас работаю в свободном темпе, есть время передохнуть, поплавать в бассейне, сделать гимнастику.

— Мне никогда не сносило крышу от любви, я всегда была для этого слишком рациональной и прагматичной, а уж когда родились дети — прагматизм усилился в тысячи раз


— Помимо книг, вы пишете огромное количество писем своим читательницам…

— Да, у меня обширная переписка, которая отнимает не столько силы и время, сколько нервы. Недавно пришло письмо: «Моему ребенку годик, а его папа бросил меня! Что мне сделать? Может быть, убить себя? И тогда мой любимый опомнится?» Таких писем тысячи, и я стараюсь на все ответить. Хотя бывали случаи, когда мои ответы приходили слишком поздно. Однажды получаю такое послание: «Когда вы прочитаете это письмо, меня уже не будет в живых. Сейчас вот поставлю точку, напишу эсэмэску сыну (он в школе), пойду на кухню и открою газовый вентиль». А внизу два телефона — мобильный и рабочий. Я кинулась звонить на мобильный — заблокировано. Набрав рабочий номер и позвав автора письма к телефону, я получила ответ: «Вчера похоронили». Единственный раз, когда я не успела… Немного отойдя от шока, поняла: спасать таких вот несчастных женщин, помочь им справиться с отчаянием, уберечь их от непоправимого — это моя миссия, мой долг. И письма им пишу, и звоню, и в Интернете общаюсь, и в книгах описываю стандартные, узнаваемые ситуации. Ну, скажем, женщина счастлива замужем, у нее есть дети, все прекрасно. Но однажды, отправившись на курорт в Египет, она встречает там знойного мачо-массажиста. Дальше, разумеется, страстный роман под южным небом, он обещает жениться, она очертя голову несется обратно в свой Ростов разводиться с мужем и мчится обратно в Хургаду в свадебном платье. А там в массажный кабинет целая очередь из женщин, и все как одна в таких же свадебных платьях, мачо же и след простыл. После выхода этой истории я получаю письмо читательницы со словами: «Спасибо вам, прочитала книгу, узнала в этой дурочке себя и вовремя одумалась. А то я уж и кредит взяла на поездку в Египет, и с мужем почти развелась». Так что иногда я еще и семьи спасаю.

— Когда врачи увидели снимок моего позвоночника, ужаснулись: «Вы что, в аварии недавно побывали? Травма была? Неужели это только из-за того, что у вас сидячая работа?»


— А более практичные советы даете? Например, смотрите на женщину и понимаете, что ей бы фасон платья сменить или цвет волос — и жизнь наладится...

— Таких советов я не даю, могу только о себе рассказать. Я была и блондинкой, и ярко-рыжей (даже, можно сказать, красной), и брюнеткой. Когда женщине нужно кардинально поменять жизнь, она почему-то начинает именно с прически. Вот стоишь, смотришь в зеркало и понимаешь, что ты себе не нравишься. Значит все, пора в парикмахерскую. Вы будете смеяться, но от цвета волос зависит в конечном итоге и поведение женщины, и как к ней другие относятся. Стоило мне перекраситься в блондинку — и мир ко мне переменился. То есть еще вчера, когда я была брюнеткой, пыталась выехать задним ходом из нашего узкого двора на своем огромном «хаммере» — мучилась сама, никто не помог. И буквально через несколько дней возникла необходимость повторить тот же маневр, но я уже перекрасилась в блондинку — и двое мужчин бежали со всех ног ко мне на помощь, один даже за руль рвался сесть. И я в этот момент поняла: брюнеткой больше ни за что не стану.

— В любой героине обязательно есть мои черты. Хотя, конечно, в основном все характеры и ситуации — плод моей фантазии


— За себя, за свою жизнь вы привыкли отвечать самостоятельно. А бывает, что за дочерей решения принимаете?

— Довольно редко. Они тоже вполне самодостаточные девочки. Лолите 21 год, она уже окончила бакалавриат в Барселоне, училась на факультете туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса. А теперь учится в старинном университете города Бильбао, на юридическом факультете, специальность — «управление в кораблестроении». На мой взгляд, это невероятно сложно и очень далеко от того, что нравится лично мне, но Лолита погружена в учебу с головой. Конечно, ей приходится тяжко, потому что там мало того что зубодробительные термины, да еще и на иностранных языках. Но она умничка. Хорошо знает английский, испанский, баскский языки и все время проводит за книгами.

А Злата учится в Москве, в колледже, изучает туризм, увлекается фотографией и пока уезжать к сестре в Испанию не хочет. Вот и живем на две страны — то в России, то в Барселоне. Столица Каталонии невероятно красива, она такая яркая, такая мистическая. И когда я туда приехала впервые, вдруг отчетливо осознала, что мне хочется иметь в этом городе квартиру, причем непременно в старинном доме с лепниной, и чтобы подъезд был со швейцаром, который при виде тебя открывает двери.

В результате мы живем с видом на знаменитый собор Саграда Фамилия. Собираемся вечером на нашей огромной террасе, зажигаем свечи и ужинаем, любуясь на собор.

Есть еще одно место, в которое вся наша семья влюблена, — это Герцеговина. Там, в 30 км от Дубровника, у нас дом. Я когда-то нарисовала его в своем воображении — с зелеными ставнями, рядом с морем, а потом, ­увидев в реальности, не раздумывая его купила. Уверена, у всех предметов, которые находятся в этих стенах, есть душа, и когда приезжаю, извиняюсь перед домом за свое долгое отсутствие.

— Лолите 21 год, она учится в старинном университете испанского города Бильбао, специальность — «управление в кораблестроении». Это далеко от того, что нравится лично мне, но Лолита погружена в учебу с головой


— Может быть, там не душа, а домовой?

— Нет, поверьте мне, я знаю, что такое домовой! Приобрела однажды дом — недалеко от Москвы, уютный, замечательный, но через некоторое время поспешила от него избавиться. В мансарде на третьем этаже по ночам раздавались страшные звуки — как будто какой-то здоровый мужик храпит во сне. А иногда что-то начинало стучать. Когда я туда поднималась, чтобы посмотреть, на меня из кромешной темноты летели дощечки, щепки — как будто кидался кто-то. И я, абсолютно трезвомыслящий человек, который никогда не верил ни в какую потустороннюю силу, стала бояться заходить в дом. Приезжаем, например, компанией на дачу, шашлыки жарим, мне кто-нибудь говорит: «Юля, сходи в дом, принеси соль!» А я: «Нет уж, идите сами, я туда одна не пойду». Ну как можно там было жить спокойно, если, например, телевизоры сами собой включались. Приезжаешь из Москвы на выходные, заходишь в комнату — а там горят все экраны, причем не какой-то канал, а серая шипящая заставка. А я точно знаю, что выключала их все до единого. Страшно же! Да и сгореть все могло так, проводку замкнуло бы — и привет. Так что мы этот дом быстро продали и забыли, как страшный сон.

— В моем пентхаусе на 29-м этаже есть дверь на крышу, вернее на вертолетную площадку. Это стратегический объект, и несколько лет мне официально не разрешали туда выходить. Наконец удалось договориться!


— А в вашей московской квартире домовых нет?

— Слава Богу, не наблюдается. В роскошном пентхаусе на 29-м этаже до меня жил один экстравагантный холостяк, который построил квартиру в абсолютно мужском стиле: железная серая лестница, как на заводе, прозрачные полы. Но главное, что меня пора­зило в этой квартире, — дверь, которая ведет на крышу. И не просто на крышу, а на настоящую вертолетную площадку. По крайней мере, так утверждают в жилконторе, и поэтому много лет у меня была проблема — мне не разрешали туда выходить. Стратегический объект все-таки. Но сейчас удалось договориться, и я могу свободно гулять по крыше. Правда, поставить кресло — чайку попить или шезлонг, чтобы позагорать, нельзя. А вдруг все-таки прилетит вертолет?

Родилась: 11 мая 1969 года в г. Артем (Приморский край)

Семья: мама — Людмила Андреевна, пенсионерка; дочери — Лолита (21 год), Злата (16 лет)

Образование: окончила хореографическое училище во Владивостоке по специальности «актер балета» (1985), юридический факультет Национального института бизнеса (2001) и факультет психологии Московской гуманитарно-социальной академии (2007)

Карьера: первые детективные романы, «Леди Стерва» и «Роковая ночь», были опубликованы в 1999 году. Сейчас издано 100 книг. Входит в топ-10 самых читаемых российских авторов

Мария АДАМЧУК, «ТЕЛЕНЕДЕЛЯ»
Фото Арсена МЕМЕТОВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter