Я не любила эту куклу огэ. Тест по русскому языку (9 класс) на тему: Тест в форме ОГЭ

Внутренний мир человека – его духовность, состоящая из чувств, мыслей, эмоций и представлений о действительности. Для познания внутреннего мира другого человека надо лишь прислушиваться к его словам, и присматриваться к поступкам.

Можно конкретными примерами подтвердить правильность такого суждения. В тексте А.Алексина повествование ведется от лица девочки, и судить о внутреннем мире шестилетней героини читатель может лишь по ее чувствам, мыслям и поступкам. Она признается, что любит ощущать власть над собственными куклами. Ее слова подкреплены действиями: девочка командует бессловесными игрушками, распоряжается ими по настроению, наказывает «непослушных».

Такое поведение нельзя назвать невинной детской забавой, поскольку героиня планирует поступать таким же образом в дальнейшей жизни с реальными людьми.

Душевное состояние хозяйки кукол вызывает беспокойство, ведь ее внутренний мир ограничивается самоутверждением и удовлетворением тщеславия.

Можно также вспомнить отрицательного героя А.С.Пушкина из повести «Капитанская дочка». Алексей Швабрин – дворянин и русский офицер, но это не останавливает его от бесчестных поступков. Во время дуэли с Гриневым он наносит сопернику подлый удар шпагой, а во время захвата Белогорской крепости бунтовщиками сразу переходит на сторону мятежника Пугачева.

Не сумев добиться расположения дочери коменданта, он оговаривает Машу и все семейство капитана Миронова. Швабрин критикует любовные стихи Гринева, дает ему сомнительные советы относительно обращения с женщинами, пишет донос на сына Гриневу-старшему, а в конце повествования клевещет на бывшего сослуживца, называя изменником.

Действия и слова Швабрина указывают на его бесчестие. Пушкин раскрыл нам образ персонажа с мелкой и подлой душой, которым движут лишь эгоистические побуждения.

Можно сделать вывод, что внутренний мир не скроешь от чужих глаз, он отражается в действиях человека, в его суждениях и отношении с окружающими.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2016-12-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • рассуждение по высказыванию Л.Ю. Максимова: При помощи абзацного отступа (или красной строки)... / Текст Я не любила эту куклу... (По А. Алексину)

(1)Я не любила эту куклу. (2)Её рост и внешние достоинства
сравнивали с моими. (3)Взрослые наивно полагали, что доставляют мне
удовольствие, когда с дежурно-умилительными интонациями восхищались
мною.
– (4)Кто из вас девочка, а кто кукла – трудно понять! – восклицали они.
(5)Я была хрупкой и малорослой. (6)И оттого что все, восхищаясь этой
хрупкостью, именовали её «изяществом», а меня – «статуэткой», мне не было
легче. (7)Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» – этo лишь
вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх
фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете. (8)Воспитательница в
детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость, выстроила нас
всех по росту, начиная с самых высоких и кончая мною. (9)Воспитательница
так и определяла моё место в общем строю: «замыкающая».
– (10)Не огорчайся: конец – делу венец! – услышала я от отца.
(11)Венца на моей голове, увы, не было, а венценосные замашки имелись, и
командовать я очень любила.
(12)Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не
унижая, а меня возвышая. (13)Миниатюрностью своей игрушки
подчёркивали, что созданы как бы для подчинения мне. (14)А безраздельно
хозяйничать – я сообразила уже тогда – очень приятно. (15)Я распоряжалась
маршрутами автомобилей и поездов, повадками и действиями зверей,
которых в жизни боялась. (16)Я властвовала, повелевала – они были
бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и
впредь обращаться с окружающими подобным образом.
(17)Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная
кукла с нерусским лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем
Лариса. (18)Отец привёз куклу из Японии, где был в командировке. (19)Я
должна была бы обрадоваться заморской игрушке. (20)Но она была выше
меня ростом, и я, болезненно на это отреагировав, сразу же её невзлюбила.

В каком фрагменте текста содержится ответ вопрос: «Почему девочка
болезненно относилась к своей хрупкости и малому росту?»
1) 1–4
2) 35–37
3) 12–13
4) 5–7
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «достоинство»
(предложение 2).
1) гордость
2) ценность
3) величие
4) качество

сравнение?
1) (7)Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» – этo
лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками
называли и трёх фарфоровых собак, оцепеневших на нашем
буфете.
2) (8)Воспитательница в детском саду, словно стараясь подчеркнуть
мою хлипкость, выстроила нас всех по росту, начиная с самых
высоких и кончая мною.
3) (12)Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не
унижая, а меня возвышая.
4) (17)Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная
кукла с нерусским лицом и русским, хотя и необычным для
игрушки, именем Лариса.
Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ИМЕНЕМ три слога.
2) В слове ЛЮБИШЬ все согласные звуки имеют пару по твёрдости – мягкости.
3) В слове НЕЛЬЗЯ пять звуков.
4) В слове НЕРЕДКО буква Д обозначает звук [т].
Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) украшение
2) подчиняются
3) полагали
4) вторгалась
В каком слове приставка пишется всегда одинаково, независимо от
произношения?
1) подчеркнуть
2) изменилось
3) безраздельно
4) распоряжалась
В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В кратком
страдательном причастии прошедшего времени пишется Н»?
1) созданы
2) безраздельно
3) трудно
4) безмолвны

Замените книжное слово «вторгаться» в предложении 21 стилистически
нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Замените словосочетание «фарфоровые собаки» (предложение 7),
построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со
связью управление. Напишите получившееся словосочетание

Выпишите грамматическую основу предложения 35.

Среди предложений 17–20 найдите предложение с обособленным
обстоятельством. Напишите номер этого предложения.


все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Игрушечное царство,(1) казалось,(2) послушно задрало голову и взирало
на неё снизу вверх. Так смотрела на Ларису и я. Как кукла она была
более необычной,(3) поражающей воображение,(4) чем я как человек.

Укажите количество грамматических основ в предложении 7. Ответ
запишите цифрой.

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями
сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Венца на моей голове,(1) увы,(2) не было,(3) а венценосные замашки
имелись,(4) и командовать я очень любила.
Царство игрушек по-своему отражало реальный мир,(5) никого не
унижая,(6) а меня возвышая.

Среди предложений 2–6 найдите сложное предложение с последовательным
подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 12–16 найдите сложное предложение с бессоюзной и
союзной сочинительной и подчинительной связью между частями.
Напишите номер этого предложения.

(1)Я не любила эту куклу.

(2)Её рост и внешние достоинства сравнивали с моими. (3)Взрослые наивно полагали, что доставляют мне удовольствие, когда с дежурно-умилительными интонациями восхищались мною.

– (4)Кто из вас девочка, а кто кукла – трудно понять! – восклицали они.

(5)Я была хрупкой и малорослой. (6)И оттого что все, восхищаясь этой хрупкостью, именовали её «изяществом», а меня – «статуэткой», мне не было легче. (7)Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» – это лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете. (8)Воспитательница в детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость, выстроила нас всех по росту, начиная с самых высоких и кончая мною. (9)Воспитательница так и определяла моё место в общем строю: «замыкающая».

– (10)Не огорчайся: конец – делу венец! – услышала я от отца. (11)Венца на моей голове, увы, не было, а венценосные замашки имелись, и командовать я очень любила.

(12)Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая. (13)Миниатюрностью своей игрушки подчёркивали, что созданы как бы для подчинения мне. (14)А безраздельно хозяйничать – я сообразила уже тогда – очень приятно. (15)Я распоряжалась маршрутами автомобилей и поездов, повадками и действиями зверей, которых в жизни боялась. (16)Я властвовала, повелевала – они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом.

(17)Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с круглым лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса. (18)Отец привёз куклу из Японии, где был в командировке. (19)Я должна была бы обрадоваться заморской игрушке.

(20)Но она была выше меня ростом, и я, болезненно на это отреагировав, сразу же её невзлюбила.

(21)Мама нередко вторгалась в мои взаимоотношения с игрушками.

– (22)Любишь наказывать? – вполушутку спросила как-то она. (23)И вполусерьёз добавила:

– (24)С бессловесными так поступать нельзя. (25)Они же не могут ответить ни на добро, ни на зло.

– (26)На зло отвечают, – возразила я.

– (28)Подчиняются.

– (29)Это оскорбительно. (30)Не для них... (31)Для тебя! – уже совсем серьёзно сказала мама.

(32)Она, похоже, хотела, чтоб я отказалась от абсолютной власти над своими игрушками. (33)Она вообще была против самовластия. (34)Но я к этому отвращения не питала.

(35)С появлением Ларисы многое изменилось. (36)Игрушечное царство, казалось, послушно задрало голову и взирало на неё снизу вверх. (37)Так смотрела на Ларису и я. (38)Как кукла она была более необычной, поражающей воображение, чем я как человек. (39)Мы и куклой-то её называть не решались, а именовали только Ларисой.

(По А. Алексину)*

* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют о мире юности.

2. В каких предложениях текста содержится ответ вопрос: «Почему девочка болезненно относилась к своей хрупкости и малому росту?»

1) 1–4 2) 5–7 3) 12–13 4) 35–37

3. сравнение .

1) Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» этo лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете.

2) Воспитательница в детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость, выстроила нас всех по росту, начиная с самых высоких и кончая мною.

3) Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая.

4) Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с круглым лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса.

4. Из предложений 21–25 выпишите слово, в котором правописание приставки

5. Из предложений 12–16 выпишите слово, в котором правописание суффикса

6. Замените книжное слово «вторгаться» в предложении 21 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «фарфоровые собаки» (предложение 7), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление

8. Выпишите грамматическую основу предложения 35.

9. Среди предложений 17–20 найдите предложение

10. вводном слове .

Игрушечное царство, (1) казалось, (2) послушно задрало голову и взирало на неё снизу вверх. Так смотрела на Ларису и я. Как кукла она была более необычной, (3) поражающей воображение, (4) чем я как человек.

11. Укажите количествограмматических основ в предложении 7. Ответ запишите цифрой.

12. сочинительной связью.

Венца на моей голове, (1) увы, (2) не было, (3) а венценосные замашки имелись, (4) и командовать я очень любила. Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, (5) никого не унижая, (6) а меня возвышая.

13. Среди предложений 2–6 найдите сложное предложение с последовательным подчинением

14. Среди предложений 12–16 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного российского лингвиста Л.Ю. Максимова: «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения» . Комментарий к цитате. Абзац проясняет композиционно-синтаксическую структуру текста и выполняет экспрессивно-выделительную функцию, выражая динамику, быструю смену событий. Абзац может заключать в себе основные мысли текста или новую информацию по сравнению с предыдущим, может состоять из одного предложения или группы предложений.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Я властвовала, повелевала – они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом».

15.3. ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА

Текст 1.3. В пригороде одного самого обычного города… (По Л. Волковой)

(1)В пригороде одного самого обычного города жила самая обычная семья: папа Витя, мама Вика, сын Митя и дочь Ника. (2)Дети были послушными, но они очень не любили ложиться спать. (3)Каждый вечер был скандал:

– (4)Дети, ложитесь спать! (5)Уже поздно… – сердился папа Витя.

– (6)Ну, папа, ещё полчасика можно мы поиграем? (7)Папочка, пожалуйста, – просили дети.

(8)Вот и сегодня дети ну никак не хотели идти спать.

– (9)Даю вам десять минут, – сказал рассерженно папа и вышел из комнаты.

– (10)Давайте соберём игрушки и будем ложиться, – сказала мама.

(11)В конце концов дети легли в свои кроватки и закрыли глаза. (12)Пробило полночь. (13)И вдруг Митя увидел, что в комнате стало происходить что-то необычное. (14)Детские игрушки начали оживать: куклы поправляли свои платья и причёски, солдатики чистили свои ружья, машинки проверяли свои колёса, мягкие игрушки сладко потягивались. (15)Митя притворился спящим, и они не заметили, что мальчик за ними наблюдает. (16)На соседней кровати сестра тоже не спала и во все глаза смотрела на игрушки.

– (17)Вика, – зашептал брат девочке, – наши игрушки ожили…

– (18)Я вижу.

– (19)Игрушки, вы ожили? (20)Как так может быть? – не вытерпела девочка.

– (21)Ой-ой-ой, они нас видят, – запищали куклы, – теперь все узнают нашу тайну.

– (22)Нет-нет, что вы, мы никому не раскроем ваш секрет. (23)Правда, Митя?

– (24)Правда, – согласился мальчик, – а почему вы только ночью оживаете? (25)Вот было бы здорово, если бы вы всегда были живыми! (26)Дети вылезли из кроватей и сели на пол в окружении игрушек.

– (27)Мы так устроены, – сказали солдатики. – (28)Если с нами бережно играют, если нас не разбрасывают, не ломают, то мы оживаем и оберегаем сон и покой наших хозяев, а если наоборот, то уходим навсегда.

(29)Ника взяла на руки самую любимую куклу.

– (30)Давайте поиграем? – предложила девочка.

– (31)Ура! (32)Давайте! – затеяли возню игрушки.

– (33)Вам спать надо, вы завтра плохо в садик встанете, – сказал медведь – это была старая игрушка, с которой играла, наверное, ещё мама.

– (34)Хорошо, – Митя побоялся обидеть старого медведя, – а завтра мы ляжем спать пораньше, чтобы поиграть с вами со всеми живыми.

(35)Мальчик пожал ручку солдатикам, погладил по голове собачку Тишку, поставил машинки в гараж. – (36)Ника, давай спать, а завтра опять поиграем с игрушками!

– (37)Хорошо, – зевая, сказала девочка и уснула.

(38)Утром детей разбудил папа:

– (39)Папа, папа, а ты знаешь, что было сегодня ночью… – начал Митя, но потом вспомнил об обещании сохранить тайну. – (40)Мне приснился сон.

– (41)Ну, сон – это отлично, – засмеялся папа.

(42)Митя никому не рассказал про свой секрет. (43)Теперь он ложился спать рано, и каждую ночь игрушки оживали и играли с детьми, пока старый медведь не говорил им, что нужно идти спать.

(44)Конечно, это был сон. (45)Но ведь это хорошо, что дети верят в добрые сны!

(По Л. Волковой)*

* Волкова Любовь молодая современная писательница.

2. обоснования ответа на вопрос: «Почему Митя никому не рассказал про свой сон?»

1) Митя боялся, что папа будет над ним смеяться.

2) Митя боялся, что игрушки, которые оберегали его сон и покой, отомстят ему.

3) Митя опасался, что если он расскажет про свой сон, то игрушки не будут с ним играть.

4) Митя почувствовал свою ответственность за данное обещание.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм .

1) В конце концов дети легли в свои кроватки и закрыли глаза.

2) Дети были послушными, но очень не любили ложиться спать.

3) Дети притворились спящими, чтобы играть дальше, когда родители лягут спать.

4) Вот было бы здорово, если бы вы всегда были живыми!

4. Из предложений 22–27 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

5. Из предложений 25–28 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква Н».

6. Замените разговорное слово «затеяли» в предложении 32 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «детские игрушки» (предложение 14), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 19.

9. Среди предложений 34–38 найдите предложение с обособленным обстоятельством . Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .

Вам спать надо, (1) вы завтра плохо в садик встанете, (2) сказал медведь это была старая игрушка, (3) с которой играла, (4) наверное, (5) ещё мама.

Хорошо, (6) Митя побоялся обидеть старого медведя, (7) а завтра мы ляжем спать пораньше, (8) чтобы поиграть с вами со всеми живыми.

11. Укажите количествограмматических основ в предложении 43. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

В пригороде одного самого обычного города жила самая обычная семья: папа Витя, (1) мама Вика, (2) сын Митя и дочь Ника. Дети были послушными, (3) но они очень не любили ложиться спать. Каждый вечер был скандал:

Дети, (4) ложитесь спать! Уже поздно… сердился папа Витя.

Ну, (5) папа, (6) ещё полчасика можно мы поиграем?

13. Среди предложений 24–28 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 11–16 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Н.С. Валгиной: «Пунктуация достигла такого уровня развития, когда она стала выразителем тончайших оттенков смысла и интонации, ритма и стиля». Комментарий к цитате. Мы воспринимаем текст соответственно расставленным в нём знакам препинания, потому что знаки эти несут в себе определённую информацию. Выбор знака препинания основывается на смысловых связях, фразовой интонации, эмоциональной направленности высказывания.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Конечно, это был сон. Но ведь это хорошо, что дети верят в добрые сны!»

15.3. Как Вы понимаете значение выражения ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое внутренний мир человека».

Текст 1.4. Когда мне было лет шесть… (По В.Ю. Драгунскому)

(1)Когда мне было лет шесть, наверное, или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. (2)То у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. (3)А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником и переплыть все океаны на утлом челноке, питаясь одной только сырой рыбой. (4)А на другой день мне уже приспичило стать боксёром, потому что я увидел в телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу. (5)Как они молотили друг друга – просто ужас какой-то! (6)А потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжёлую кожаную «грушу» – такой продолговатый тяжёлый мяч; по нему надо бить изо всех сил, лупить что есть мочи, чтобы развивать в себе силу удара. (7)И я тоже решил стать самым сильным человеком во дворе.

(8)Я сказал папе:

– Папа, купи мне боксёрскую грушу! (9)Буду тренироваться и стану боксёром.

– (10)Нечего тратить на ерунду деньги, – ответил папа. – (11)Тренируйся уж как-нибудь без груши.

(12)И он оделся и пошёл на работу. (13)А мама сразу же заметила, что я обиделся, и постаралась мне помочь.

(14)Она достала из-под дивана большую плетёную корзинку, где были сложены старые игрушки, и вынула из неё здоровущего плюшевого мишку.

– (15)Вот. (16)Хороший мишка, отличный. (17)Погляди, какой тугой! (18)Чем не груша? (19)Давай тренируйся сколько душе угодно!

(20)Я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. (21)И я устроил мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было тренироваться и развивать силу удара.

(22)Он сидел передо мной такой шоколадный, и у него были разные глаза: один его собственный – жёлтый стеклянный, а другой большой белый – из пришитой пуговицы от наволочки. (23)Но это было неважно, потому что мишка смотрел на меня своими разными глазами и обе лапы поднял кверху, как будто он уже заранее сдаётся...

(24)И я вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и спать его укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные твёрденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал...

(25)И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства, а я хочу тренировать об него силу удара...

– (26)Что с тобой? – спросила мама, приоткрыв дверь.

(27)А я не знал, что со мной, я задрал голову к потолку, чтобы не видно было слёз, и сказал:

– Я раздумал быть боксёром.

(По В.Ю. Драгунскому)*

* Драгунский Виктор Юзефович (1913–1972) – русский советский писатель, автор рассказов для детей.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мальчик раздумал быть боксёром?»

1) Мальчик хотел стать или художником, или путешественником.

2) У мальчика не было возможности тренироваться, ведь папа отказался покупать ему боксёрскую грушу.

3) Мальчика поразила жестокость, с которой боксёры на соревнованиях «молотили друг друга».

4) Мальчик понял, что никогда не сможет ударить своего друга, пусть даже игрушечного.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора .

1) И я тоже решил стать самым сильным человеком во дворе.

2) То у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин.

3) А мама сразу же заметила, что я обиделся, и постаралась мне помочь.

4) И я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было тренироваться и развивать силу удара.

4. Из предложений 24–27 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия» .

5. Из предложений 12–19 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется одна буква Н».

6. Замените разговорное слово «лупить» в предложении 6 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «боксёрскую грушу» (предложение 8), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 12.

9. Среди предложений 23–27 найдите предложение с обособленными согласованными распространёнными приложениями . Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .

Когда мне было лет шесть, (1) наверное, (2) или шесть с половиной, (3) я совершенно не знал, (4) кем же я в конце концов буду на этом свете. То у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, (5) который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. А то мне казалось, (6) что неплохо бы стать отважным путешественником и переплыть все океаны на утлом челноке, (7) питаясь одной только сырой рыбой.

11. Укажите количествограмматических основ в предложении 24. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Он сидел передо мной такой шоколадный, (1) и у него были разные глаза: один его собственный жёлтый стеклянный, (2) а другой большой белый из пришитой пуговицы от наволочки. Но это было неважно, (3) потому что Мишка смотрел на меня своими разными глазами и обе лапы поднял кверху, (4) как будто он уже заранее сдаётся...

13. Среди предложений 1–6 найдите сложное предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 22–27 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста И.Г. Милославского: «Грамматика русского языка прежде всего средство выражения мысли».

15.1 На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния со­вре­мен­но­го рос­сий­ско­го линг­ви­ста Л. Ю. Мак­си­мо­ва: «При по­мо­щи аб­зац­но­го от­сту­па (или крас­ной стро­ки) вы­де­ля­ют­ся наи­бо­лее важ­ные в ком­по­зи­ции це­ло­го тек­ста груп­пы пред­ло­же­ний или от­дель­ные пред­ло­же­ния». Ар­гу­мен­ти­руя свой ответ, при­ве­ди­те 2 при­ме­ра из про­чи­тан­но­го тек­ста. При­во­дя при­ме­ры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те ци­ти­ро­ва­ние.

Вы мо­же­те пи­сать ра­бо­ту в на­уч­ном или пуб­ли­ци­сти­че­ском стиле, рас­кры­вая тему на линг­ви­сти­че­ском ма­те­ри­а­ле. На­чать со­чи­не­ние Вы мо­же­те сло­ва­ми Л. Ю. Мак­си­мо­ва.

Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

На что нужно обратить внимание:

  • любое сочинение 15.1 целиком и полностью о языковых явлениях . Здесь будут идти рассуждения об абзацном членении текста, о предложениях и их соединениях, о знаках препинания, о тропах (метафора, эпитет, сравнение и пр.), о синтаксических фигурах (анафора, эпифора и пр.), о лексических средствах выразительности (экспрессивной лексике, лексический повтор, просторечные слова, книжные слова, жаргонизмы и пр.). Вот почему это сочинение называют сочинением "на лингвистическую тему";
  • сочинение пишется по высказыванию, которое Вы должны подтвердить. Всё Ваше сочинение должно быть направлено на такую мысль: "Да, автор высказывания абсолютно прав. Примеры тому мы видим почти в каждом предложении. Вот это предложение подтверждает, что данное языковое явление действительно служит тому-то. Другое предложение также говорит нам о том, что языковое явление такое-то помогает достичь того-то";
  • рекомендованное количество абзацев - 4:
    1 - вступление, тезис;
    2 - первый аргумент;
    3 - второй аргумент;
    4 - вывод;
  • аргумента в доказательство нужно приводить два ;
  • оба аргумента нужно приводить из текста . Находите предложение, в котором есть языковое явление, о котором сказано в цитате, и пишете его в качестве первого аргумента вместе с конкретным словом или словосочетанием. Если нас просят доказать, что метафора служит построению особенных образов, мы не только пишем, что "метафора представлена в предложении 7", но еще и указываем, что "перед нами метафора "план лопнул";
  • кроме предложения с конкретным примером Вы должны указать еще и функцию этого примера. Зачем в этом предложении стоит эта метафора, к примеру? Чего с помощью неё автор хочется добиться? Чему она служит? Какой эффект создает? Чей образ передает?
  • сочинение должно иметь не менее 70 слов. Рекомендуем писать его объёмом от 70 до 95, ведь чем больше слов, тем более велик шанс совершить ошибку.

Структура сочинения 15.1:

(1)Я не лю­би­ла эту куклу. (2)Её рост и внеш­ние до­сто­ин­ства срав­ни­ва­ли с моими. (3)Взрос­лые на­ив­но по­ла­га­ли, что до­став­ля­ют мне удо­воль­ствие, когда с де­жур­но-уми­ли­тель­ны­ми ин­то­на­ци­я­ми вос­хи­ща­лись мною.

– (4)Кто из вас де­воч­ка, а кто кукла - труд­но по­нять! - вос­кли­ца­ли они.

(5)Я была хруп­кой и ма­ло­рос­лой. (6)И от­то­го что все, вос­хи­ща­ясь этой хруп­ко­стью, име­но­ва­ли её «изя­ще­ством», а меня - «ста­ту­эт­кой», мне не было легче. (7)Я была са­мо­лю­би­ва, и мне ка­за­лось, что «ста­ту­эт­ка» - этo лишь вещь, укра­ше­ние, а не че­ло­век, тем более что ста­ту­эт­ка­ми на­зы­ва­ли и трёх фар­фо­ро­вых собак, оце­пе­нев­ших на нашем бу­фе­те. (8)Вос­пи­та­тель­ни­ца в дет­ском саду, слов­но ста­ра­ясь под­черк­нуть мою хлип­кость, вы­стро­и­ла нас всех по росту, на­чи­ная с самых вы­со­ких и кон­чая мною. (9)Вос­пи­та­тель­ни­ца так и опре­де­ля­ла моё место в общем строю: «за­мы­ка­ю­щая».

– (10)Не огор­чай­ся: конец - делу венец! - услы­ша­ла я от отца. (11)Венца на моей го­ло­ве, увы, не было, а вен­це­нос­ные за­маш­ки име­лись, и ко­ман­до­вать я очень лю­би­ла.

(12)Цар­ство иг­ру­шек по-сво­е­му от­ра­жа­ло ре­аль­ный мир, ни­ко­го не уни­жая, а меня воз­вы­шая. (13)Ми­ни­а­тюр­но­стью своей иг­руш­ки подчёрки­ва­ли, что со­зда­ны как бы для под­чи­не­ния мне. (14)А без­раз­дель­но хо­зяй­ни­чать - я со­об­ра­зи­ла уже тогда - очень при­ят­но. (15)Я рас­по­ря­жа­лась марш­ру­та­ми ав­то­мо­би­лей и по­ез­дов, по­вад­ка­ми и дей­стви­я­ми зве­рей, ко­то­рых в жизни бо­я­лась. (16)Я власт­во­ва­ла, по­ве­ле­ва­ла - они были бес­сло­вес­ны, без­молв­ны, и я втай­не по­ду­мы­ва­ла, что хо­ро­шо было бы и впредь об­ра­щать­ся с окру­жа­ю­щи­ми по­доб­ным об­ра­зом.

(17)Но вдруг, когда мне ис­пол­ни­лось шесть лет, по­яви­лась огром­ная кукла с круг­лым лицом и рус­ским, хотя и не­обыч­ным для иг­руш­ки, име­нем Ла­ри­са.(18)Отец привёз куклу из Япо­нии, где был в ко­ман­ди­ров­ке. (19)Я долж­на была бы об­ра­до­вать­ся за­мор­ской иг­руш­ке. (20)Но она была выше меня ро­стом, и я, бо­лез­нен­но на это от­ре­а­ги­ро­вав, сразу же её не­взлю­би­ла.

(21)Мама не­ред­ко втор­га­лась в мои вза­и­мо­от­но­ше­ния с иг­руш­ка­ми.

– (22)Лю­бишь на­ка­зы­вать? - впо­лу­шут­ку спро­си­ла как-то она. (23)И впо­лу­серьёз до­ба­ви­ла: - (24)С бес­сло­вес­ны­ми так по­сту­пать нель­зя. (25)Они же не могут от­ве­тить ни на добро, ни на зло.

– (26)На зло от­ве­ча­ют, - воз­ра­зи­ла я.

– (28)Под­чи­ня­ют­ся.

– (29)Это оскор­би­тель­но. (30)Не для них... (31)Для тебя! - уже со­всем серьёзно ска­за­ла мама.

(32)Она, по­хо­же, хо­те­ла, чтоб я от­ка­за­лась от аб­со­лют­ной вла­сти над сво­и­ми иг­руш­ка­ми. (33)Она во­об­ще была про­тив са­мо­вла­стия. (34)Но я к этому от­вра­ще­ния не пи­та­ла.

(35)С по­яв­ле­ни­ем Ла­ри­сы мно­гое из­ме­ни­лось. (36)Иг­ру­шеч­ное цар­ство, ка­за­лось, по­слуш­но за­дра­ло го­ло­ву и взи­ра­ло на неё снизу вверх. (37)Так смот­ре­ла на Ла­ри­су и я. (38)Как кукла она была более не­обыч­ной, по­ра­жа­ю­щей во­об­ра­же­ние, чем я как че­ло­век. (39)Мы и кук­лой-то её на­зы­вать не ре­ша­лись, а име­но­ва­ли толь­ко Ла­ри­сой.

(По А. Алек­си­ну) *

* Алек­син Ана­то­лий Ге­ор­ги­е­вич (род. в 1924 г.) - пи­са­тель, дра­ма­тург. Его про­из­ве­де­ния, такие как «Мой брат иг­ра­ет на клар­не­те», «Дей­ству­ю­щие лица и ис­пол­ни­те­ли», «Тре­тий в пятом ряду» и дру­гие, по­вест­ву­ют глав­ным об­ра­зом о мире юно­сти.

1 абзац

Это вступление. В нём же должен обозначиться тезис, который Вы далее будете доказывать. Тезис, правда, уже обозначен за Вас: это то самое высказывание, та цитата, по которой Вы пишете сочинение. Именно поэтому в самом задании Вам рекомендуют начать именно с неё. Мы так и поступим. Подать её мы можем двумя способами: переписать прямо так, как она дана, с помощью прямой речи или использовать речь косвенную. Мы воспользуемся вторым способом.

Российский лингвист Л. Ю. Максимов писал о том, что абзацный отступ выделяет наиболее важные группы предложений или предложения. Докажу это на примерах из прочитанного текста.

Абзац состоит всего из двух предложений. Это нормально. Но здесь могло быть и 3 предложения. Между первым и вторым здесь можно было добавить собственный комментарий по теме. Получилось бы примерно так:

Российский лингвист Л. Ю. Максимов писал о том, что абзацный отступ выделяет наиболее важные группы предложений или предложения. Действительно, абзацное деление текста помогает читателю правильно воспринимать события текста, обращать своё внимание на отдельные моменты. Докажу это на примерах из прочитанного текста.

Такое второе предложение можно писать, а можно и не писать, это не возбраняется. А вот первое и третье в Ваших сочинениях должны быть максимально похожи на те, что Вы видите в примере выше. Их выкидывать нельзя, но можно в них менять слова.

2 абзац

Это 1 аргумент. Так как в данном примере сочинения речь идет об абзацах, мы будем указывать для аргумента не предложение, а группу предложений: какой-то конкретный абзац из текста. Это может быть абсолютно любой абзац, так как каждый из них - скопление группы важных мыслей. Помним, что мы должны указать не просто абзац, но и его функцию, то есть: почему эти предложения объединены в абзац, какая мысль в них заключена, на чем содержание этого абзаца заостряет наше внимание? Абзац может состоять из 2-3 предложений. 1 предложение - указание на сам пример, в нашем случае на абзац, 2 и последующие - на его функцию. Получается так:

Предложения 12-16 объединены в один абзац не случайно. Этот отрывок концентрирует внимание читателя на внутреннем мире девочки и на том, как он находил своё отражение в её мире игрушек.

3 абзац

Это 2 аргумент. Логика рассуждений точно такая же, как и в предыдущем аргументе. Выбираем понравившийся абзац, рассказываем о его функции. Получается:

Абзац, начинающийся с предложения 17 и заканчивающийся предложением 20, также несет особую смысловую нагрузку. Он знаменует начало нового этапа в жизни главной героини, резкую смену её привычного мироощущения: теперь кукла, какая-то кукла, лучше, выше и красивее неё.

4 абзац

Это вывод. Мы доказали, что высказывание автора - чистая правда. Именно это мы и должны написать. Можно этим и ограничиться. Тогда вывод будет выглядеть так:

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что высказывание российского лингвиста Л. Ю. Максимова неоспоримо.

Но мы рекомендуем пояснить, в чем именно автор цитаты был прав. Ваш вывод будет очень похож на тезис по смыслу, но слова одни и те же лучше не употреблять. Ваш вывод - это измененный, краткий тезис. Дополняем предыдущее предложение:

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что высказывание российского лингвиста Л. Ю. Максимова неоспоримо. Красная строка служит грамотному сложению композиции текста, выделению конкретных мыслей и событий. С этим трудно не согласиться.

Можно поступить и по-другому: убрать первое предложение, так как оно не несет особого смысла. Получится так:

Таким образом, красная строка служит грамотному сложению композиции текста, выделению конкретных мыслей и событий. С этим трудно не согласиться.

(1)Я не любила эту куклу. (2)Её рост и внешние достоинства
сравнивали с моими. (3)Взрослые наивно полагали, что доставляют мне
удовольствие, когда с дежурно-умилительными интонациями восхищались
мною.
– (4)Кто из вас девочка, а кто кукла – трудно понять! – восклицали они.
(5)Я была хрупкой и малорослой. (6)И оттого что все, восхищаясь этой
хрупкостью, именовали её «изяществом», а меня – «статуэткой», мне не было
легче. (7)Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» – этo лишь
вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх
фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете. (8)Воспитательница в
детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость, выстроила нас
всех по росту, начиная с самых высоких и кончая мною. (9)Воспитательница
так и определяла моё место в общем строю: «замыкающая».
– (10)Не огорчайся: конец – делу венец! – услышала я от отца.
(11)Венца на моей голове, увы, не было, а венценосные замашки имелись, и
командовать я очень любила.
(12)Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не
унижая, а меня возвышая. (13)Миниатюрностью своей игрушки
подчёркивали, что созданы как бы для подчинения мне. (14)А безраздельно
хозяйничать – я сообразила уже тогда – очень приятно. (15)Я распоряжалась
маршрутами автомобилей и поездов, повадками и действиями зверей,
которых в жизни боялась. (16)Я властвовала, повелевала – они были
бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и
впредь обращаться с окружающими подобным образом.
(17)Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная
кукла с нерусским лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем
Лариса. (18)Отец привёз куклу из Японии, где был в командировке. (19)Я
должна была бы обрадоваться заморской игрушке. (20)Но она была выше
меня ростом, и я, болезненно на это отреагировав, сразу же её невзлюбила.

В каком фрагменте текста содержится ответ вопрос: «Почему девочка
болезненно относилась к своей хрупкости и малому росту?»
1) 1–4
2) 35–37
3) 12–13
4) 5–7
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «достоинство»
(предложение 2).
1) гордость
2) ценность
3) величие
4) качество

сравнение?
1) (7)Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» – этo
лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками
называли и трёх фарфоровых собак, оцепеневших на нашем
буфете.
2) (8)Воспитательница в детском саду, словно стараясь подчеркнуть
мою хлипкость, выстроила нас всех по росту, начиная с самых
высоких и кончая мною.
3) (12)Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не
унижая, а меня возвышая.
4) (17)Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная
кукла с нерусским лицом и русским, хотя и необычным для
игрушки, именем Лариса.
Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ИМЕНЕМ три слога.
2) В слове ЛЮБИШЬ все согласные звуки имеют пару по твёрдости – мягкости.
3) В слове НЕЛЬЗЯ пять звуков.
4) В слове НЕРЕДКО буква Д обозначает звук [т].
Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) украшение
2) подчиняются
3) полагали
4) вторгалась
В каком слове приставка пишется всегда одинаково, независимо от
произношения?
1) подчеркнуть
2) изменилось
3) безраздельно
4) распоряжалась
В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В кратком
страдательном причастии прошедшего времени пишется Н»?
1) созданы
2) безраздельно
3) трудно
4) безмолвны

Замените книжное слово «вторгаться» в предложении 21 стилистически
нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Замените словосочетание «фарфоровые собаки» (предложение 7),
построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со
связью управление. Напишите получившееся словосочетание

Выпишите грамматическую основу предложения 35.

Среди предложений 17–20 найдите предложение с обособленным
обстоятельством. Напишите номер этого предложения.


все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Игрушечное царство,(1) казалось,(2) послушно задрало голову и взирало
на неё снизу вверх. Так смотрела на Ларису и я. Как кукла она была
более необычной,(3) поражающей воображение,(4) чем я как человек.

Укажите количество грамматических основ в предложении 7. Ответ
запишите цифрой.

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями
сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Венца на моей голове,(1) увы,(2) не было,(3) а венценосные замашки
имелись,(4) и командовать я очень любила.
Царство игрушек по-своему отражало реальный мир,(5) никого не
унижая,(6) а меня возвышая.

Среди предложений 2–6 найдите сложное предложение с последовательным
подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 12–16 найдите сложное предложение с бессоюзной и
союзной сочинительной и подчинительной связью между частями.
Напишите номер этого предложения.