Выведение бизнеса из тени. Бизнес выведут из тени? Продажа доли в ООО «специальным» людям

Работа по выявлению случаев неформальной занятости в Коми дает результаты

Работодатели, имеющие неоформленные отношения с работниками, не должны участвовать в госзакупках. Такое предложение озвучил начальник регионального управления занятости министерства труда, занятости и социальной защиты Александр Хохлов на заседании комиссии устойчивого развития экономики и социальной стабильности республики.

Неформальная занятость, которую практикуют некоторые работодатели, наносит заметный удар по экономике республики. Это и недопоступление отчислений в Пенсионный фонд и налоговые органы, и необоснованная нагрузка на бюджет за счет выплаты социальных пособий гражданам, которые получают заработную плату в конвертах и по сути не являются малоимущими, но доказать это бывает сложно. По официальным данным Росстата, численность занятых в неформальном секторе в 2015 году к общей численности работающего населения в Коми составляла 16 процентов. Для сравнения: по Российской Федерации эта цифра составила 20,5 процента, по Северо-Западу – 13,7 процента.

Чтобы вывести бизнес из тени и противодействовать неформальной занятости, в 2016 году в Коми была создана межведомственная рабочая группа. Результаты работы межведомственной группы ежедекадно формируются в виде мониторинга по снижению неформальной занятости в информационной системе Роструда АИС «Легализация». Аналогичные группы по легализации неформальных трудовых отношений созданы во всех 20 муниципалитетах республики. В состав рабочих групп входят представители контрольно-надзорных органов, что позволяет решать вопросы комплексно. В течение минувшего года было проведено 159 заседаний территориальных рабочих групп, на которые приглашались работодатели, практикующие неофициальное трудоустройство. Было заслушано 747 налогоплательщиков, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума.

Результат от этих встреч не замедлил сказаться как на зарплате работников, так и на поступлениях в бюджет. Из 747 работодателей 571 повысил заработную плату своим работникам до прожиточного минимума и выше. В результате повышения заработной платы дополнительно в бюджет поступило четыре миллиона рублей, в том числе в республиканский бюджет – 2,3 миллиона. Заключением трудового договора не завершается процесс легализации доходов, необходимо, чтобы на тех работников, с которыми в ходе проведенной работы были заключены трудовые договоры, работодатели стали осуществлять перечисления страховых взносов в Пенсионный фонд. Соответственно должны увеличиться суммы поступающих взносов в Пенсионный фонд. За 2015 год сумма страховых взносов, начисленных и поступивших в бюджет Пенсионного фонда по Республике Коми по заключенным договорам с работниками, составила 26,6 млн. рублей. За 2016 год без учета четвертого квартала – 91,3 млн. рублей.

Наибольшая численность занятых в неформальном секторе наблюдается сегодня в таких отраслях, как строительство, торговля, ремонт автотранспортных средств, ЖКХ, оказание услуг, сельское хозяйство. Люди соглашаются на работу без оформления трудовой книжки и тем самым лишают себя всякой защиты от противозаконных действий работодателя. В случае потери работы, утраты трудоспособности или рождения ребенка они не могут претендовать ни на какие социальные гарантии. Не оформляя работника официально, работодатель лишает его пенсионного обеспечения: период работы без оформления не будет включен в трудовой стаж. Кроме того, гражданин, трудоустроенный неофициально, не имеет права получить банковский кредит.

Поскольку без помощи самих граждан сложно бывает выявить работодателей, нарушающих трудовые законы, была организована горячая линия, куда можно позвонить и сообщить о фактах неоформления трудовых отношений или конвертных выплатах зарплаты.

Отдельно Александр Хохлов остановился на категории людей, которые своими действиями тоже наносят урон бюджету. Это так называемые профессиональные безработные, которые знакомы всем специалистам центров занятости. С небольшими перерывами они могут годами состоять на учете по безработице в центрах занятости и получать пособие. Поскольку это специфическая проблема, требующая особого внимания, в состав муниципальных рабочих групп были включены представители центров занятости на местах. Сотрудники ЦЗН проводят работу по выявлению фактов незаконного получения пособия по безработице.

За январь-декабрь 2016 года рассмотрено 4924 дела безработных граждан. В результате выявлено 139 фактов нарушений. В частности, 70 человек из этого числа скрывали факты трудоустройства или назначения им пенсии и продолжали получать пособие, хотя по закону уже не имели на это права. Еще 64 человека скрыли факт своей занятости, то есть на деле они неофициально работали и одновременно имели статус и льготы безработного. Еще пять человек представили в центры занятости справки о средней заработной плате, не соответствующей действительности. Таким образом, общая сумма незаконно полученных средств составила 590,1 тысячи рублей. Возвращено государству более 450 тысяч рублей.

Как рассказал Александр Хохлов, одной из самых обсуждаемых бизнес-тем в последнее время стал патент для самозанятых граждан. Новую льготную систему налогообложения и регистрации бизнеса в стране ввели в 2016 году. Власти планируют, что таким образом выведут из тени несколько миллионов экономически активных людей, которые работали в теневом бизнесе.

Люди в той или иной мере сталкиваются с неформальной занятостью, когда являются получателями различных услуг, например, в жилищно-коммунальном хозяйстве. Еще со времен СССР сохранилась практика неофициального расчета с сантехником или штукатуром. Однако доктор экономических наук, доцент Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук Лариса Попова предостерегает от карательных мер по отношению к гражданам, оказывающим лично такие услуги. Поскольку пока есть спрос, существует и предложение. Зачастую люди, дающие объявления в газетах, обеспечивают большую доступность услуг на рынке, но при этом оформить для них патент на их работу за 7200 рублей в среднем – разумная альтернатива регистрации предпринимательской деятельности и возможность легализации своего положения. Очень важно менять отношение граждан к подобной практике неофициальных расчетов напрямую, «мимо кассы».

21 сентября 2016 года президент России Владимир Путин сделал заявление, что самозанятых граждан на два года надо освободить от уплаты налогов и обязательных взносов, чтобы они могли спокойно войти в нормальный ритм легальной работы, чтобы это не было для них обременительно. Есть классификатор видов предпринимательской деятельности, в отношении которых законом предусмотрено применение патентной системы налогообложения. Также там выложен образец заявления на получение патента.

Подводя итоги сказанному, Александр Хохлов отметил, что для борьбы с неформальной занятостью должны быть приняты определенные меры со стороны государства. Кроме того, что недобросовестные работодатели не должны участвовать в госзакупках, необходимо также воспрепятствовать выплате зарплат в конвертах – ограничить оборот наличных денег и перейти к электронным способам расчета работодателя с работниками. Чтобы вовлечь работника в легализацию занятости, требуется создание института регистрации трудовых отношений. К примеру, ввести обязательную регистрацию трудовых договоров в органах местного самоуправления. Кроме того, Рострудом будет организована работа по ведению электронных трудовых книжек и реестра трудовых договоров.

В России почти четверть трудоспособного населения зарабатывает деньги нелегально. Для государства эти самозанятые граждане - прежде всего потеря налогов и пенсионных отчислений, даже если производят они качественный продукт или услугу. «Лента.ру» вместе с аналитиками рассуждает о том, как их легализовать и возможно ли это вообще.

Уполномоченный при президенте РФ по правам предпринимателей Борис Титов предложил создать «институт самозанятых» для развития малого бизнеса в России, который, по его оценке, сейчас представляют около 22 миллионов граждан страны. «Доля малого бизнеса в России - менее 20 процентов, - приводит его слова ТАСС. - Это очень низкий показатель на мировой арене. Около 22 миллионов россиян являются незарегистрированными предпринимателями, то есть не платят налоги, пенсионные отчисления. Необходимо легализовать их бизнес, для чего нужно создавать институт самозанятых».

Также он предложил упростить процедуру регистрации малого бизнеса для этой категории предпринимателей, свести ее к системе «одного окна», с минимальным платежом в социальные фонды.

Назад в СССР

По сути, уполномоченный по правам предпринимателей ничего нового не сказал: проблема легализации самозанятого трудоспособного населения страны - давняя головная боль властей. «У нас только 48 миллионов человек находятся в чистом, понятном, прозрачном рынке, уплачивают все взносы, налоги. Вместе с тем численность людей в трудоспособном возрасте - 75 миллионов», - говорила в интервью телеканалу «Россия 24» вице-премьер РФ Ольга Голодец в середине прошлого года.

Роструд, размышляя над тем, как снизить нелегальную занятость, даже рассматривал идею введения налога на тунеядство - обязательного социального платежа для официально нетрудоустроенных граждан, за исключением льготных категорий.

Фото: Сергей Бобылев / «Коммерсантъ»

По мнению экспертов, институт самозанятых давно сформировался, продолжает развиваться по мере роста числа граждан, работающих без оформления трудового договора и регистрации юридического лица. Беда в том, что законодательство зачастую не идет в ногу со временем.

«По сути, с точки зрения Трудового кодекса и налогового законодательства данная деятельность зачастую осуществляется с очевидными нарушениями законодательных норм», - говорит руководитель практики разрешения споров компании «Горизонт Капитал» Василий Ицков. Причины тому, по его мнению, следующие. Во-первых, в России, да и во всем мире, законодательство развивается с отставанием от экономики и общества, и зачастую новые реалии, например фриланс, им не учитываются и практически никак не регулируются. Во-вторых, сам институт самозанятости формируется совершенно стихийно под воздействием макроэкономических, социальных и технических факторов, таких как рост безработицы, повышение мобильности кадров, спроса на специальности, допускающих возможность проектной и удаленной работы.

«По аналогии с малым и средним бизнесом, который в новейшей истории России (а тогда еще СССР) был для общества и экономики новым явлением, фриланс и самозанятость на определенном этапе своего развития в любом случае приведут к изменениям законодательной базы в сфере оформления трудовых отношений и налогообложения. Это неизбежно, - считает Василий Ицков. - Учитывая, что сейчас об этом говорят все чаще, а число самозанятых граждан растет, можно сделать вывод о том, что такой момент наступил».

Одним из ключевых векторов развития такого института может послужить патентное право с участием СРО в каждой отрасли, либо это будет унификация фрилансеров и других категорий самозанятых граждан с теми, кто работает по официальному договору, либо индивидуальными предпринимателями, комментирует предложение бизнес-омбудсмена генеральный директор компании «Мани Фанни» Александр Шустов. Так или иначе, говорит он, институт должен включать в себя несколько подгрупп по роду деятельности и работать на нескольких общих для всех категорий правовых и организационных принципах.

Национальные особенности

Самозанятость весьма распространена за рубежом, рассказывает профессор кафедры налогового и финансового права Финансового университета при правительстве РФ, заслуженный юрист России Иван Соловьев. Большинство самозанятых граждан, по его мнению, и в России на какой-то разумной консенсусной основе урегулировали бы свои взаимоотношения с государством в лице налоговых, пенсионных и иных органов. При наличии некоторых стимулов для этого.

Однако у российского малого бизнеса есть и свои характерные черты, на которые следует ориентироваться законодательству. Главная особенность малого бизнеса в России (а это касается и самозанятых граждан) - его структура, уверен Александр Шустов. «Исторически сложилось так, что свыше 90 процентов субъектов МСБ задействованы в сфере розничной и мелкооптовой торговли. И если раньше это были собственники небольших магазинчиков, ларьков и павильонов на рынке, то сейчас речь, как правило, идет об интернет-торговле», - говорит он.

Относительно благополучно, по мнению эксперта, малый бизнес себя чувствует в сфере кустарного производства, то есть изготовления товаров по заказу в небольших объемах. А вот в области высоких технологий и производства товаров с высокой добавленной стоимостью, увы, в России, в отличие от стран ЕС и США, малый бизнес практически не задействован. Во многом, считает Александр Шустов, это объясняется слабым развитием института грантов, позволяющих субъектам МСБ получать адресные инвестиции и участвовать в реализации крупных проектов. «Система тендеров несколько облегчила доступ для МСБ к крупным заказам, но не смогла переломить ситуацию. Ведущую роль в экономике по-прежнему играют крупнейшие компании», - объясняет он.

Не менее важная проблема, особенно сейчас, в условиях кризиса, - нежелание банков развивать кредитование МСБ. По итогам прошлого года, портфель кредитов малому бизнесу в банковской системе практически не изменился - 5 триллионов рублей. При этом ставки в ряде крупных банков достигают 20 процентов годовых. Понятно, что в такой ситуации достаточно сложно говорить о развитии бизнеса, констатирует эксперт.

Кнутом и пряником

Убедить самозанятых граждан заявить о себе и тем самым вывести из тени значительный сектор экономики, который продолжает расти по мере усугубления ситуации на рынке труда, можно, считают специалисты. Для этого есть проверенные способы «кнута и пряника».

«Кнутом», по мнению Александра Шустова, может стать ужесточение ответственности самозанятых граждан, а также юридических лиц, пользующихся их услугами, при нарушении законодательства в сфере налогообложения. Давление на самозанятых граждан может оказать и принятие закона о декларировании расходов человека за отчетный период, выдача и продление загранпаспортов (ограничения на выезд за границу), а также мораторий на крупные покупки и услуги (финансовые организации уже отслеживают транзакции на предмет признаков легализации доходов, полученных преступным путем).

Выбор «пряников» более разнообразен. Получение патента на год без оформления статуса ИП с возможностью продления. Упрощенная система регистрации этого патента, система «одного окна» и минимальные платежи в социальные фонды (ниже, чем у ИП и юрлиц). Тогда люди активнее начнут выходить из тени, и если бизнес у них пойдет, они впоследствии перерегистрируются в ИП или юрлицо, уверен партнер компании «Деловой фарватер», руководитель направления по защите прав предпринимателей независимого экспертного центра «Общественная Дума» Сергей Варламов.

Несмотря на усилия государства регистрация бизнеса остается достаточно сложным и хлопотным процессом, особенно для неподготовленного человека, что подтверждает развитый рынок посреднических услуг, отмечает Александр Шустов. Налоговая отчетность, даже при использовании так называемой «упрощенки», тоже весьма трудоемкий и времязатратный для малого бизнеса процесс, констатирует эксперт. По его мнению, граждане должны получать комплекс услуг, соответствующий их взносам в бюджет государства. В некоторых банках сейчас действует пилотный проект, позволяющий с согласия гражданина запросить из ПФР информацию о доходах.

Фото: Александр Кондратюк / РИА Новости

«Тут главное - установить для самозанятых минимальные налоги и взносы, сделать патент финансово доступным и обеспечить максимально простую регистрацию. Тогда люди будут заинтересованы вести бизнес легально». Проблема, по словам Сергея Варламова, в том, что многие самозанятые граждане сейчас не регистрируются из-за высокого налогового бремени и множества административных барьеров (процедура регистрации длительная и сложная). При этом большинство самозанятых - это фрилансеры, а доход у этой категории работающих нестабилен и не всегда высок, поэтому регистрироваться им финансово невыгодно.

Необходимо сокращать административные барьеры на пути ведения бизнеса, снижать уровень коррупции, активнее бороться с «закошмариванием» бизнеса, считает представитель «Общественной думы». Кроме того, необходимы изменения и в судебной системе, поскольку длительные судебные процессы и неудовлетворительная работа приставов приводят к финансовым убыткам и, как следствие, нежеланию регистрировать бизнес. «Предприниматели знают, что официальная регистрация и уплата значительных налогов далеко не всегда гарантируют судебную защиту их прав и интересов, а значит, особого смысла в регистрации нет», - объясняет Варламов.

Не менее важна помощь малому бизнесу и в поиске источников фондирования - это программы поддержки и кредитования, увеличение, а не сокращение государственных отчислений в них. Сейчас же малому бизнесу сложно добыть финансирование, а банки постоянно ужесточают условия кредитования.

По мнению Варламова, следует больше привлекать малый бизнес к госзаказам, создавая тем самым спрос на их товары и услуги. Было бы полезно, например, привлекать малый бизнес к проектам государственно-частного партнерства. Пока же доступ малого бизнеса к госзаказам существенно ограничен.

Одним из самых очевидных и простых способов легализации и выхода из тени самозанятых граждан является введение обязательств по регистрации наравне с индивидуальными предпринимателями в силу наличия схожих признаков в структуре их бизнеса и рода деятельности, считает Василий Ицков. Однако это было бы не совсем верно, учитывая, что, в отличие от субъектов МСБ, модель самозанятости не предполагает наличия системы непрерывной работы бизнеса и расходов - по сути своей это сдельная проектная работа, не предполагающая постоянного движения денежных средств. Второй и наиболее вероятный сценарий - это обязать самозанятых граждан вступать в СРО. При этом даже не придется вносить существенных изменений в действующий закон 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».

Помогут ли все эти меры легализовать незарегистрированных предпринимателей? Отчасти да, считают эксперты. Но целью этих мероприятий должна стать в первую очередь поддержка самозанятых граждан. Государство должно помогать и развивать институт так называемого «домашнего бизнеса», считает адвокат Люберецкой коллегии адвокатов Светлана Бурцева. «Однако, - добавляет она, - в нашей стране любые изменения и нововведения направлены только на пополнение бюджета. Так что введение института самозанятых с целью сбора налогов вряд ли поможет легализовать незарегистрированных предпринимателей, потому что в таком случае им нет смысла выходить из тени».

В России сегодня целых три налоговых системы: для крупного бизнеса, для малого и для тех, кто в промежутке. Преференции делятся между ними несправедливо. Нужен новый договор между бизнесом и властью, который это исправит

Налоговой стратегии нет

Сразу три новости последних недель заставляют вновь вернуться к вопросу о налоговой политике в современной России. Первый, самый свежий, — это слушания по проекту Основных направлений налоговой политики (ОННП) на 2016-2018 годы, состоявшиеся в Госдуме 2 июня 2015 года и на площадке «открытого правительства» 8 июня 2015 года. Второй, куда менее замеченный российскими СМИ, — обнародование президентской программы «100 шагов» в Казахстане. И третий, казалось бы, не имеющий никакого отношения к налоговой политике, — публикации «Открытой России» и «Коммерсанта» о том, как устроен благотворительный фонд имени Ахмата Кадырова, который, по словам журналиста, важен для Чечни не меньше, чем федеральный бюджет.

Начнем с первого. По большей части слушания в Госдуме свелись к обсуждению традиционных претензий к вынесенному на обсуждению документу — фрагментарность, отсутствие четкой стратегии, слабость в части отчета о реализации предыдущих версий ОННП, натянутость отдельных сравнений и обоснований, отсутствие прогнозируемости налогового режима и т.д. — претензий в части своей несправедливых, а в остальном — высказанных явно не по адресу. Период, когда налоговая политика формировалась преимущественно в Минфине и последовательно выполнялась правительством, закончился примерно в 2012 году. Сегодня ОНПП никак не препятствуют появлению не предусмотренных ими решений ни в выступлениях президента, ни в плане работы парламента, и усилия по их доработке до состояния согласованной стратегии просто не оправдываются. Так, без налоговой стратегии, мы и живем и будем жить дальше.

4 декабря 2014 года президент Владимир Путин озвучил вводную о неизменности налогового режима на ближайшие четыре года. Бизнес интерпретирует ее исключительно как запрет на повышение налоговой нагрузки и пытается — без особых шансов на успех — вернуться к ревизии решений 2013-2014 годов: о введении торгового сбора, о переходе к налогообложению торговой и офисной недвижимости от кадастровой стоимости, о катастрофическом для экономики знаний и инноваций решении о взимании отчислений в ФОМС со всего размера фонда оплаты труда и т.д.

Но ключевой фокус дискуссии о налоговой политике сегодня переместился в сферу межбюджетных отношений и эффективности налогового администрирования. Здесь проект Основных направлений предлагает ряд мер, среди которых — смягчение режима налоговой тайны. Органы власти регионов смогут получать часть информации о донорах региональных бюджетов, без чего им трудно будет эффективно участвовать в налоговом администрировании — например, по торговому сбору и налогу на имущество организаций. Закрепляется предложенный ранее подход к льготам малому бизнесу: дотационным регионам компенсируют доходы, выпадающие из-за таких льгот, в рамках субсидий на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Три налоговые системы

В проекте Основных направлений обозначены и подходы к корректировке, пожалуй, самого дискутируемого решения последних лет — консолидированных групп налогоплательщиков (КГН), позволяющих крупнейшим холдингам «схлопывать» финансовые результаты для налоговых целей. Предложения Минфина по КГН (в частности, по обязательности включения в состав КГН всех удовлетворяющих критерию 90%-го владения предприятий группы) технически небезупречны, но в целом могут усложнить манипулирование этим инструментом. В ряде регионов возникла практика, когда региональные власти фактически воруют друг у друга налоговые базы — в обмен на пониженную ставку налога на прибыль добиваются включения в КГН расположенного на их территории предприятия группы. В результате при полном отсутствии новых инвестиций и рабочих мест совокупные поступления в консолидированный бюджет субъектов снижаются.

Но слушания показали, что среди игроков, определяющих налоговую политику, нет даже минимальной степени согласия по продлению действующего в 2015 году моратория на создание новых КГН и изменение состава старых (уже после первых слушаний Минфин скорректировал свою позицию, поддержав мораторий). А потому дискуссия продолжится уже в 2016 году.

Чего сегодня не хватает российской налоговой политике и процессу ее формирования, чтобы Основные направления выполняли свою ключевую функцию и чтобы налоговый режим был предсказуемым хотя бы на трехлетнюю перспективу? Прежде всего, нужен четкий документ либо в форме закона, либо в виде президентского нормативного акта, либо в форме ограничения права законодательной инициативы по вопросам налоговой политики всех игроков, кроме федеральной исполнительной власти. Сейчас так происходит в ряде развитых стран Европы. Сам документ должен быть результатом работы Минфина с экспертами и согласован со всеми основными игроками. Кроме того, нужно что-то сделать с тем фактом, что в стране созданы и продолжают развиваться три разных налоговых системы.

Во-первых, это налоговая система для крупнейших налогоплательщиков. Им, и только им, доступны не только существенно снижающие налоговую нагрузку возможности в рамках режима КГН, преференциальные режимы налогового администрирования (от межрегиональных инспекций и режима «налогового мониторинга» до ускоренного и упрощенного режима возмещения НДС). И одновременно именно они несут основную часть налоговой нагрузки, находясь полностью в белой зоне.

Во-вторых, это малый бизнес, которому доступны крайне льготные специальные налоговые режимы («упрощенка», патентная система налогообложения для ИП, наконец, пока еще в отдельных субъектах ЕНВД), и основная проблема которого — уровень нагрузки на фонд оплаты труда. Эти режимы вполне оправданы для реального малого бизнеса, но их активнейшим образом эксплуатируют более крупные компании, которые дробят свой бизнес и требуют сейчас повышения пороговых значений по выручке для применения спецрежимов (с нынешних 60 млн руб.).

И наконец, между ними — сужающийся пласт среднего бизнеса в светлой зоне между «крупнейшими» и «упрощенцами».

Выход в «белую зону»

Налоговая политика должна быть направлена на то, чтобы оставить спецрежимы исключительно реальному малому бизнесу — и одновременно решить проблему непомерной соцстраховой нагрузки, предоставив малым предпринимателям выбор между финансированием социальных прав или отказом от финансирования вместе с отказом от доли прав. Весь остальной бизнес — как ресурсный, так и нересурсный — следует выводить в белую зону, при этом четко обозначив перспективу снижения нагрузки (прежде всего — ставки НДС, где можно ориентироваться на действующую пока в Казахстане) в обмен на обеление. Тогда преференции, доступные крупнейшим игрокам, можно будет распространить на весь «белый» сегмент.

Дополнительные налоговые сборы должны финансировать не новые внешнеполитические аппетиты, не программу вооружений и не очередные спортивные мероприятия и стройки вселенского масштаба. Их следует использовать для снижения налоговой нагрузки на «белый» бизнес, который пока платит и за себя, и за своих собратьев пятидесяти оттенков серого, — и это должно быть продекларировано как условие нового договора власти и бизнеса на ближайшие годы: не просто стабильность, а максимально возможное снижение нагрузки в обмен на полный выход из тени.

Основные усилия сегодня нужно направить именно на эту стратегическую задачу (которую неплохо еще и закрепить и в документе соответствующего уровня). Нужно обеспечить всестороннюю поддержку и отказаться от попыток пересмотра любых инициатив, направленные на реализацию этой задачи — это и новая система электронного декларирования НДС, и дальнейшая автоматизация контрольной и аналитической деятельности налоговых органов, и массовое внедрение нового механизма контроля за достоверностью отражения выручки; последний был опробован в ходе эксперимента по онлайн-контролю за контрольно-кассовой техникой во второй половине 2014 — начале 2015 годов.

Больше ответственности

Второе стратегическое направление налоговой политики — это радикальная децентрализация налоговой системы как в части финансовых потоков, так и в части полномочий. Можно как угодно относиться к публикациям, фактам и домыслам относительно деятельности фонда Ахмата Кадырова. Но нельзя не понимать, что особое устройство финансирования фонда отражает, пусть в своеобразной форме, рост желания регионов более активно и самостоятельно собирать и использовать деньги на своей территории.

Двигаться в этом направлении следует гораздо быстрее — в том числе полноценно вовлекая субъекты федерации в администрирование, создавая региональные службы доходов (налоговые службы) — и одновременно возлагая на регионы полную ответственность за принятые ими решения по налоговой политике. Возможно, стоит даже лишать более пассивные регионы, рассчитывающие исключительно на дотации, тех полномочий, которые доступны их более активным соседям.

100 шагов

И наконец, после полутора лет работы над «деофшоризацией», пора вспомнить контекст, в котором эта задача была поставлена президентом в декабре 2013 года, и попытаться понять, насколько эта задача вообще актуальна сегодня, как ее реализация влияет на конкурентные позиции российского бизнеса в мире и внутри страны в современной экономической ситуации. Возможно, от деофшоризации в нынешнем виде стоит отказаться, радикально ее переосмыслив.

И здесь нелишне вспомнить опубликованную недавно программу переизбранного президента Казахстана Нурсултана Назарбаева «100 шагов», в которой подразумевается, например, создание специальных судов, доступных ограниченному набору инвесторов, с применением английского права. Не сомневаюсь, что эти предложения будут реализованы в рамках формируемого в Астане МФЦ.

Может, и нам пора вернуться к этой идее, которая, высказанная полтора года назад именно в контексте кампании по деофшоризации, с «импортом» судей и арбитров с безупречной репутацией из тех самых стран, куда так стремятся инвесторы для защиты своих интересов, и формированием в рамках российского МФЦ специальных судов или арбитражей, при предыдущих обсуждениях показалась интересной, но такой наивно-нереалистичной? Стимулировать деофшоризацию не принуждением, а созданием дома тех самых преимуществ, которые пока доступны только за рубежом. А там, глядишь, их можно будет распространить и шире.

Кирилл Никитин директор Центра налоговой политики экономического факультета МГУ

Тенденция выводить бизнес из «тени» в последнее время становится все более явной и актуальной. Безусловно, минусы «серого» бизнеса известны всем. Это и полная зависимость от конкретного менеджера, его связей и устных договоренностей, и постоянный риск налогового и уголовного преследования. Единственным же плюсом является подчас значительная экономия на налогах. Как же вывести бизнес из «тени» с минимальными потерями, чтобы и сохранить собственность, и не разориться на налогах, и не спровоцировать проблемы с проверяющими органами?

МНЕНИЕ ПРАКТИКА
Роман ОМЕЛЬЯНЧУК,
финансовый менеджер:
- На мой взгляд, легализация бизнеса требуется при необходимости дополнительного финансирования (например, при популярном выходе на IPO), продажи бизнеса или удорожании «серых» схем. Кроме того, «серой» компании невыгодно раскручивать брэнд, поскольку через некоторое время деятельность, возможно, придется свернуть. Часто компании «обеляются» при угрозе возможного давления государственных органов. Как дополнительный положительный фактор «обеления» можно отметить упрощение получения кредита сотрудниками.

«Легализация бизнеса требуется при необходимости дополнительного финансирования, продажи бизнеса или удорожании "серых" схем»

ШАГ ПЕРВЫЙ: РЕВИЗИЯ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ

Изменение уже устоявшейся системы необходимо начать с анализа текущей ситуации. Для этого следует суммировать все текущие налоговые платежи, а также все неофициальные выплаты, которые сопряжены с необходимостью обналичивать деньги. Кроме того, нужно учесть суммы штрафов и пеней (или, возможно, взяток), которые компания периодически вынуждена платить из-за применения «серых» схем. На следующем этапе анализа необходимо рассчитать, сколько налогов следовало бы платить в случае отсутствия незаконной минимизации. Разница между реальной суммой налоговых затрат и вычисленной - налоговая экономия, достигнутая уходом в «тень». Однако эта же сумма является и ценой спокойного сна акционеров и менеджмента компании.

Рассмотрим, как может выглядеть процесс легализации бизнеса для оптово-розничного предприятия торговли, применяющего обычную систему налогообложения. Исходные данные (за месяц): выручка компании 39 млн руб. с НДС, себестоимость товара 30 млн руб. с НДС (по документам - 38,6 млн руб.), прочие затраты (не облагаемые НДС) 3 млн руб., 16 сотрудников, зарплата сотрудников 30 тыс. руб. («белая» - 12 тыс. руб.), 4 руководителя, зарплата 120 тыс. руб. («белая» - 16 тыс. руб.).

Расчет текущих налоговых платежей:

  • фонд оплаты труда - 256 000 руб. (16 чел. x 12 000 руб. + 4 чел. x 16 000 руб.);
  • ЕСН - 66 560 руб. (256 000 руб. x 0,26);
  • НДС - 61 017 руб. ((39 000 000 руб. - 38 600 000 руб.) : 118 x 18);
  • налог на прибыль - 3942 руб. ((39 000 000 руб. - 38 600 000 руб. - 256 000 руб. - 66 560 руб. - 61 017 руб.) x 0,24).

Общая налоговая нагрузка составляет 131 519 руб. (66 560 руб. + 61 017 руб. + + 3942 руб.). Кроме прямой налоговой нагрузки рассчитаем также затраты на поддержание работоспособности схемы.

Поскольку для завышения цены закупаемого товара используется так называемая фирма-«прокладка» (предоставленная банком), надо будет потратиться на транзит товара (по сути, оплата услуг банка). Эти дополнительные расходы составляют 0,3 процента от стоимости приобретаемых товаров. Тогда дополнительная стоимость такой схемы налоговой минимизации составит 99 000 руб. ((30 000 000 руб. + 3 000 000 руб.) x 0,003). Вся оставшаяся после уплаты налогов прибыль компании обналичивается. Средняя стоимость «обналички» - 5 процентов от суммы. Тогда стоимость услуги составит 275 050 руб. ((38 600 000 руб. - 30 000 000 руб. - 3 000 000 руб. - 99 000 руб.) x 0,05). Итого общая налоговая нагрузка компании (официальная и неофициальная) составляет 505 569 руб. (131 519 руб. + + 99 000 руб. + 275 050 руб.).

Если бы компания решила отказаться от незаконной налоговой оптимизации, ситуация с налоговыми платежами была бы следующая:

  • -фонд оплаты труда - 960 000 руб. (16 чел. x 30 000 руб. + 4 чел. x 120 000 руб.);
  • ЕСН - 249 600 руб. (960 000 руб. x 0,26);
  • НДС - 1 372 881 руб. ((39 000 000 руб. - 30 000 000 руб.) : 118 x 18);
  • налог на прибыль - 820 204 руб. ((39 000 000 руб. - 30 000 000 руб. - 3 000 000 руб. - 960 000 руб. - 249 600 руб. - 1 372 881 руб.) x 0,24).

Таким образом, общая налоговая нагрузка составила бы 2 442 685 руб. (249 600 руб. + 1 372 881 руб. + 820 204 руб.), что более чем в четыре раза превышает «теневой» вариант. Понятно, что при такой цене вопроса отказаться от «теневых» способов может быть сложно. Однако Налоговый кодекс предоставляет много возможностей для законного снижения налоговых обязательств. Анализ этих возможностей и должен стать следующим этапом планирования.

Не существует простого и недорогого законного способа, при помощи которого можно разом снизить все без исключения налоговые платежи

ШАГ ВТОРОЙ: РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ЗАКОННОЙ ОПТИМИЗАЦИИ

На втором этапе изучим хозяйственные операции нашей условной оптово-розничной фирмы на предмет возможной легальной оптимизации. Естественно, не существует какого-то одного простого и недорогого способа, при помощи которого можно разом снизить все без исключения налоговые платежи. Кроме того, резкое изменение суммы уплачиваемых налогов (не важно, снижение или увеличение) - это сигнал налоговикам о том, что внутри компании что-то происходит и ее деятельность следует проверить в первую очередь.

Налоговую оптимизацию лучше проводить поэтапно, чтобы суммы налогов изменялись постепенно. Впрочем, если имеется законный способ уменьшения налогообложения по всем налогам (например, применение специального налогового режима или льгот по налогам), разумнее воспользоваться именно им. Кроме того, оптимизацию необходимо изучать комплексно, ведь, уменьшив один налог, можно увеличить другой.

Прежде всего в целях разработки методики оптимизации необходимо выделить налоги, платежи по которым составляют наибольшую долю в общей сумме налоговых обязательств, и оценить, каким образом формируется их налоговая база.

Для оптово-розничной фирмы этими налогами будут НДС и налог на прибыль. Причем чем сложнее формируется налоговая база, тем больше законных способов ее оптимизации.

Самый распространенный способ снижения налоговой нагрузки - полный или частичный перевод налоговой базы в компанию с более низким налогообложением (например, в льготную юрисдикцию, в том числе зарубежную, или на «упрощенца»)*. Например, уменьшить НДС можно, переведя основную часть добавленной стоимости в компанию, чья деятельность не облагается НДС (на фирму, применяющую спецрежим). Кроме того, часть выручки компания может получать в виде доходов, не облагаемых НДС (например, штрафных санкций за неисполнение условий договора). Также торговой компании целесообразно разделить своих покупателей и поставщиков на плательщиков и неплательщиков НДС. С покупателями и поставщиками - неплательщиками НДС выгоднее будет торговать через свою дочернюю организацию, применяющую «упрощенку». Этот способ даст дополнительную налоговую экономию. Налог на прибыль можно уменьшить с помощью перевода прибыли в льготные юрисдикции или в компании на спецрежимах (с помощью аутсорсинга и аутстаффинга), уменьшением доходов (переквалификацией доходов по перечню необлагаемых доходов ст. 251 НК РФ, например заключив договор комиссии или агентский), увеличением расходов (например, добавлением членских взносов в профсоюз с последующим распределением в виде материальной помощи). Кроме того, компании, применяющие спецрежимы, платят налог на свои доходы по ставке ниже, чем ставка налога на прибыль. Возможно, торговой организации имеет смысл пойти на разукрупнение бизнеса и перевод новых, более мелких фирм, которые и будут реализовывать продукцию, на УСН и ЕНВД. Также платежи по указанным налогам можно оптимизировать с помощью применения посреднических договоров, сочетая при этом работу компаний, находящихся на общем режиме налогообложения, с использованием дочерних фирм на УСН.

Что же касается единого социального налога, его можно уменьшить, применяя, например, аутсорсинг или аутстаффинг (заметим, что эти же договоры помогут снизить и налог на прибыль за счет оплат услуг по ним). Либо воспользовавшись регрессивной шкалой ставок налога (ст. 241 НК РФ). Также в отдельных случаях можно заменить часть зарплаты компенсациями (конечно, с соблюдением всех требований действующего законодательства, например, при выплате компенсаций за вредные и опасные условия труда обязательно надо провести аттестацию рабочих мест), которые освобождены от ЕСН статьей 238 НК РФ.

Как уже было сказано, одним из вариантов законного уменьшения указанных налогов является аутсорсинг. Этот способ организации бизнеса удобен тем, что дает возможность сохранить существующие финансовые связи. Так, в нашем случае было бы разумно создать управляющую компанию на упрощенной системе налогообложения, в которую будут переведены почти все сотрудники и руководители. В этом варианте часть выручки (минимально необходимая) будет оставаться на счетах прежней компании, а основная часть дохода перейдет в компанию на «упрощенке». Однако налоговикам известны случаи, когда аутсорсинг и аутстаффинг использовались для незаконного снижения налогообложения*. Поэтому в случае использования данной схемы нужно быть готовым доказать наличие деловой цели передачи функций управления отдельной компании и очень тщательно готовить первичные документы.

Итак, применим наши рассуждения на практике.

Оставим в прежней компании два человека с окладом 30 000 руб., остальных переведем в новую на «упрощенке». Туда же надо перевести основную прибыль и прочие затраты, не облагаемые НДС, оставив прежней компании 100 000 руб. Как это сделать? Надо развести денежные потоки. Клиент должен платить за товар по двум договорам: один договор на собственно товар (с НДС) с компанией на обычной системе налогообложения, другой на услуги (без НДС) с компанией на «упрощенке». Услуги должны быть сопутствующими (например, консультации по применению товара, подбор, загрузка, доставка, выгрузка, монтаж, пуско-наладка, охрана и т. д.). Тогда расчет налоговых платежей будет выглядеть следующим образом.

Компания на обычной системе налогообложения:

  • фонд оплаты труда - 60 000 руб. (2 чел. x 30 000 руб.);
  • ЕСН - 15 600 руб. (60 000 руб. x 0,26);
  • НДС - 15 254 руб. (100 000 руб. : 118 x 18);
  • налог на прибыль - 2195 руб. ((100 000 руб. - 60 000 руб. - 15 600 руб. - 15 254 руб.) x 0,24).

Общая налоговая нагрузка составляет 33 049 руб. (15 600 руб. + 15 254 руб. + 2195 руб.).

Компания на упрощенной системе налогообложения:

  • фонд оплаты труда - 900 000 руб. (14 чел. x 30 000 руб. + 4 чел. x 120 000 руб.);
  • взносы на обязательное пенсионное страхование - 126 000 руб. (900 000 руб. x 0,14).
  • НДС не уплачивается.

Доход составит 8 900 000 руб. (39 000 000 руб. - 30 000 000 руб. - 100 000 руб.).

Единый налог при объекте налогообложения «доходы минус расходы» составляет 1 181 100 руб. ((8 900 000 руб. - 900 000 руб. - 126 000 руб.) x 0,15).

Единый налог при объекте налогообложения «доходы» составляет 534 000 руб. (8 900 000 руб. x 0,06). Кроме того, единый налог можно уменьшить на сумму платежей в Пенсионный фонд, но не более 50 процентов (п. 2 ст. 246.32 НК РФ). Поскольку в нашем случае сумма платежей в Пенсионный фонд менее 50 процентов, общая налоговая нагрузка при объекте налогообложения «доходы» составит 534 000 руб. Это ниже, чем при объекте налогообложения «доходы минус расходы», поэтому выбираем этот режим. Общая налоговая нагрузка составляет 567 049 руб. (33 049 руб. + 534 000 руб.), что вполне сравнимо с платежами по неофициальной схеме (505 569 руб.).

МНЕНИЕ ПРАКТИКА
Роман ОМЕЛЬЯНЧУК,
финансовый менеджер:
- В большинстве случаев «обеление» приводит к росту налоговой нагрузки. Речь может идти лишь о ее величине. Снизить нагрузку возможно путем детального анализа структуры бизнеса, элементов, приводящих к росту налогов, и дальнейшим группированием отдельных бизнес-процессов в различные юридические лица с применением разных налоговых режимов.

Также на практике зачастую значительную долю налоговых платежей составляют имущественные налоги - налог на имущество, земельный и транспортный налоги. В целях налогового планирования в данном случае целесообразно передать имущество «хранителю активов»*, применяющему льготный режим по отношению к этим налогам (например, «упрощенцу»). Передать имущество можно, например, внесением в уставный капитал (подп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ). В нашем примере рассматривать подобную оптимизацию нет необходимости, поскольку по условиям примера недвижимости, земли и транспорта в собственности компании нет.

На практике зачастую значительную долю налоговых платежей составляют имущественные налоги

* Подробно об оптимизации налога на имущество с помощью «хранителя активов» вы можете прочитать в статье «Как выгодно использовать офшор для хранения активов» в «ПНП» №3, 2006, стр. 56.

ШАГ ТРЕТИЙ: ВНЕДРЕНИЕ

После расчета и выбора вариантов налоговой оптимизации нужно подготовить бизнес к переходу на новую схему работы. Сначала лучше (для безболезненного изменения уже устоявшейся системы) организовать пилотный проект будущей компании и проработать его в малом масштабе на небольших торговых оборотах. После чего проанализировать результаты работы и оценить отклонения от плана и неожиданно возникшие препятствия и проблемы. И лишь после необходимой корректировки переводить основной бизнес на новые рельсы.

Для корректного перехода следует написать план мероприятий: какие бизнес-процессы будут замещены, какие появятся и когда. Возможно, что потребуется нанять дополнительных сотрудников (бухгалтеров, юристов, финансистов) для отслеживания процедуры перехода.

Так, лучше не переводить напрямую сотрудников в компанию-аутсорсер. Аутсорсер должен сам их вызвать с помощью своей рекрутинговой службы и только после этого предоставить им имеющуюся вакансию в новой фирме (у себя). Тем самым снизится вероятность претензий налоговиков в необоснованности полученной налоговой выгоды. Перевести таким образом руководство компании будет сложнее. Возможно, правильнее будет сначала пригласить управляющую компанию для оказания услуг, а через два-три месяца уволить директора из прежней компании и принять в управляющую. Покупателям, не работающим с НДС, следует направить коммерческое предложение от новой компании с более выгодными условиями, чтобы у них было основание для отказа от услуг предыдущего поставщика и перехода в новую компанию. Поставщикам - неплательщикам НДС также следует направить предложение по работе с новой структурой.

Возможно, что не все покупатели будут готовы часть суммы по договору платить без НДС. Если покупатель перепродавец, тогда проблему можно решить, заключив с покупателем агентский договор или договор комиссии.

Для внедрения официальной работы потребуется не только перестройка бизнес-схем, но и обучение персонала. Ведь ошибка на любом уровне (от склада до топ-менеджмента) может привести к крупным налоговым доначислениям. И не каждый работник как психологически, так и по квалификации готов к подобному повышению ответственности. Кроме того, с официальной зарплаты работник вынужден платить больше НДФЛ. Поэтому возможно, что некоторые сотрудники уволятся.

Кроме того, полностью легальный бизнес подразумевает качественную работу с документацией. А это постоянная кропотливая работа с контрагентами (своевременное получение и представление первичных документов и счетов-фактур, отслеживание дебиторской и кредиторской задолженности, регулярная сверка расчетов, периодическая инвентаризация активов) и с кадрами (приказы, распоряжения, письменные заявления).

На всероссийской конференции уполномоченных по защите прав предпринимателей бизнес-омбудсмен Борис Титов представил новую программу для стимулирования вывода малого и среднего бизнеса из тени - «Свет для гаражной экономики».

Административная и фискальная нагрузка на бизнес выросла, ситуация с теневой экономикой значительно ухудшилась из-за принятых в 2013-2014 годах правительством решений, констатировал Титов. По его словам, государство само «убивает» позитивный эффект от предпринимаемых мер по улучшению инвестиционного и делового климата в стране.

Оценки теневого сектора варьируются. Всемирный банк оценивает размер теневой экономики в России в 50% ВВП, уточнила вице-президент ТПП Елена Дыбова. Ассоциация дипломированных сертифицированных бухгалтеров – в 39% ВВП.

Согласно исследованию Центра социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС, доля россиян, которые за последний год хотя бы иногда работали неофициально или за зарплату в конверте, составляет около 44,8% от общего числа занятых в 2017 году. Доля тех, кто постоянно получает зарплату в конвертах, увеличилась в 2017 году с 28,8% до 31,4%.

По расчетам Министерства труда и социального развития, около 15 млн человек полностью исключены из официального сектора экономики. Скрытый фонд оплаты труда (доходы работников в неформальном секторе и серые зарплаты в официальном секторе) Росстат оценил в 10,9 трлн рублей в 2015 году (13,4% от ВВП).

В числе мер, увеличивших нагрузку на бизнес, - повышение ставок социальных страховых платежей, в результате которого более 0,5 млн индивидуальных предпринимателей снялось учета; введение налога на недвижимость для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения; увеличение штрафных санкций; повышение кадастровой стоимости земли; политика высокой ключевой ставки ЦБ РФ; повышение тарифов естественных монополий.

Новые сложности для бизнеса принес и отзыв лицензий у банков со стороны ЦБ, который обернулся блокированием средств на расчетных счетах у предпринимателей. Сейчас на этот счет поступает по 60-70 обращений в день, уточнил управляющий партнёр Management Development Group Inc и омбудсмен по защите прав самозанятых граждан и микробизнеса Дмитрий Потапенко.

Титов предложил создать специальную организационно-правовую форму «индивидуальный предприниматель без права найма» с упрощенным режимом регистрации и снятия с учета (через МФЦ) и пониженными размерами взносов (платеж за патент не должен превышать 10 000 рублей в год. Упрощение режима обсуждалось с Минэкономразвития и заинтересованными ведомствами, уточнил заместитель гендиректора АО «Корпорация МСП» Максим Любомудров.

В числе мер по стимулированию вывода малого и среднего бизнеса из теневого сектора – мораторий на большинство проверок, амнистия для бизнеса и снижение в 2 раза штрафов, предусмотренные КоАП для предприятий малого и среднего бизнеса.

Программа «Свет для гаражной экономики» предлагает также пакет мер по финансовому стимулированию малого и среднего бизнеса: предоставление возвратных ссуд на начало бизнеса в 1 млн рублей под личную гарантию предпринимателя; субсидирование до 5% годовых кредитов под проектное финансирование, отмену резервирования ЦБ по целевым кредитам и использование инструментов рефинансирования под секьюритизированные пакеты кредитов в рамках системы проектного и торгового финансирования.

По словам Титова, консолидированные меры позволят к 2025 году увеличить вклад МСП в ВВП с 20% до 30%, а число создаваемых рабочих мест - с 26% (18,8 млн человек) до 45% от их общего количества, а ВВП в итоге увеличится на 2,5%.

Большинство предложенных мер не вызывает возражений и часть из них уже обсуждаются регуляторами, уточнил Любомудров. По его словам, программа представляет консолидацию предложений разных ведомств.

По расчетам ИНП РАН, в случае реализации пакета мер, в секторе МСП может быть занято до 60% россиян к 2035 году.

Кнопка помощи

Помимо стратегического плана, Титов представил на конференции и текущий функционал - специальный электронный сервис «Набат», который позволяет предпринимателям получить оперативную помощь уполномоченного в случае внеплановой проверки или обыска. Специальное мобильное приложение работает в режиме «красной кнопки» и доступно для бесплатной загрузки в AppStore.

Чтобы воспользоваться сервисом, нужно пройти предварительную регистрацию, чтобы в дальнейшем оператор колл-центра мог идентифицировать обратившегося за помощью, когда возникнет такая необходимость. Когда предприниматель запускает сервис, его просят предоставить данные о проведении проверки и проверяющих, чтобы установить ее статус (плановая, внеплановая, административное расследование, есть ли запись в реестре) и зафиксировать нарушения. Сервис позволяет защищать интересы предпринимателей, противодействовать незаконным проверкам, контролировать действия проверяющих и обеспечивает участие уполномоченного.

В числе ближайших анонсированных Титовым задач для уполномоченных было создание нового рейтинга регионов по уровню безопасности ведения бизнеса. Такой рейтинг бизнес-омбудсмен планирует смоделировать с помощью ФСО: его результаты могут стать инструментом для взаимодействия с региональными властями, поскольку он позволить оценить действия различных региональных служб и ведомств, а не только эффективность того или иного губернатора.