Вступают в силу основные положения "пакета яровой"

Операторы нашли способ частично окупить расходы на исполнение «закона Яровой»

В начале сентября 2018 года стало известно о намерениях федеральных операторов частично компенсировать расходы на исполнение «закона Яровой». Телекоммуникационные компании собираются предоставлять избытки своих мощностей для хранения данных на аутсорсинг региональным игрокам.

Минэкономразвития: Mail.ru Group и «Яндекс» потратят 9 млрд рублей на исполнение «закона Яровой»

Список производителей СХД для исполнения «закона Яровой»

В июле 2018 года был обнародован подготовленный Минпромторгом список российских производителей систем хранения данных (СХД), чья продукция может использоваться операторами связи для исполнения «закона Яровой» . Документ в ответ на обращение в ведомство получил глава консалтинговой компании «Ордерком» Дмитрия Галушко.

К 20 июля 2018 года отечественные производители СХД для исполнения операторами связи «закона Яровой» следующие:

  • Yadro (входит в Национальную компьютерную корпорацию, НКК);
  • МЦСТ (разработчик процессора «Эльбрус »);
  • «Национальные технологии» (подконтрольна «Ростеху»).

Телекомы вынуждены закупать оборудование Cisco, HPE и Huawei для исполнения закона Яровой

Российские операторы вынуждены закупать зарубежное оборудование, чтобы выполнить требования закона Яровой. Об этом 5 июля 2018 года сообщило информагентство Reuters со ссылкой на источники на телекоммуникационном рынке.

Пакет антитеррористических поправок в законодательство Ирины Яровой и Виктора Озерова, которые обязывают операторов связи и интернет-компании хранить текстовые сообщения, голосовую информацию, изображения, звуки, видео пользователей в срок до шести месяцев, вступил в силу 1 июля 2018 года. Однако сотовые компании не успели подготовиться к исполнению закона, поскольку, по их мнению, сроки были слишком ограничены, и на рынке не хватает подходящего российского оборудования. В связи с этим операторам приходится закупать технику производства Cisco , Hewlett Packard Enterprise (HPE) , Huawei и других иностранных производителей, говорят собеседники Reuters.

Закон Яровой вынудил операторов связи РФ искать помощь за рубежом

Такие меры не соответствуют намерениям российского президента Владимира Путина , который ранее поручил создать производство отечественного оборудования для исполнения закона Яровой, отмечает информационное агентство.


В публикации также говорится, что суммарные расходы операторов «большой тройки» на модернизацию сетей в связи с законом Яровой составят около 145 млрд рублей до 2023 года.

Несколько российских компаний получили разрешение ФСБ на поставку программно-аппаратных комплексов, которые собирают и хранят текстовые сообщения и записи телефонных звонков. Однако в большинстве случаев такие системы используют иностранное оборудование, констатируют собеседники агентства. Один из менеджеров российского телеком-оператора признал, что Россия не в состоянии производить оборудование для хранения данных в необходимом количестве.

Начиная с 1 июля 2018 года операторы обязаны будут хранить записи телефонных разговоров, любые сообщения, изображения, видеозаписи и прочие данные пользователей. Для выполнения этого требования компании должны увеличивать свои хранилища ежегодно на 15% в течение следующих пяти лет. В апреле было установлено, что записи телефонных звонков и сообщения должны храниться в течение шести месяцев, а сообщения, отправленные по интернету, - в течение 30 дней.

Петербургский провайдер ООО «Телекомпас», предлагающий услуги под брендом «Комфортел», уже предупредил клиентов об увеличении тарифов на 8% с 1 июля 2018 года. В письме компании говорится, что на выполнение требований «Пакета Яровой» ей придётся закупить оборудования для хранения данных на сумму более 60 миллионов рублей, которые будут выделены в течение пяти лет. Дмитрий Петров, соучредитель «Телекомпаса», рассказал, что для удовлетворения требования правительства им потребуется два хранилища объёмом 10 Гбит сплошной полосы, каждое из которых стоит по 37 миллионов рублей. По его словам, повышения цен следует ожидать от всех операторов.

«Дом.ru», занимающий 11% российского рынка широкополосного доступа в Интернет, объявил о росте цен на некоторые тарифные планы на 10% уже с 1 июня. В компании оценили будущие затраты на закупку оборудования в размере 50 миллиардов рублей. Хотя увеличение цен «Дом.ru» не связывает с «Законом Яровой». «На деятельность операторов влияет экономическая ситуация: инфляция, рост затрат на оборудование, контент, увеличение инвестиционных расходов на модернизацию сетей, и, чтобы продолжать оказывать качественные услуги, операторы пересматривают стоимость услуг», - отметил представитель компании «ЭР-Телекома », владеющей «Дом.ru».

Утвержден порядок хранения данных по «закону Яровой». Интернет-трафик пользователей будут хранить 30 дней, а не полгода

Поправки в закон «О связи» для операторов связи, оказывающих услуги междугородной, международной, внутризоновой и местной телефонной связи, а также подвижной радиотелефонной и спутниковой связи , как и планировалось ранее, вступят в силу с 1 июля 2018 года. С этой даты срок хранения информации должен составлять 6 месяцев - в течение этого периода операторам потребуется сохранять данные в полном объеме с момента их приема, передачи, доставки или обработки, говорится в документе.

В свою очередь, срок начала хранения сообщений перенесен Правительством на октябрь 2018 года. Так, согласно постановлению, операторы, оказывающий телематические услуги связи и (или) услуги связи по передаче данных (в том числе через электронную почту), с 1 июля обязаны обеспечить хранение сообщений электросвязи в нулевом объеме, а с 1 октября - уже в полном объеме. Емкость технических средств накопления информации для этой цели установлена документом равной объему сообщений электросвязи, отправленных и полученных пользователями оператора за 30 суток. Постановлением также предусмотрено ежегодное увеличение емкости технических средств накопления на 15% в течение 5 лет.

При этом постановление Правительства никак не описывает правила для организаторов распространения информации - соцсетей и мессенджеров . По закону они в июле 2018 года также должны начать хранить все данные пользователей.

Принятым документом на операторов связи возложена ответственность за обеспечение защиты хранимой информации от несанкционированного доступа с соблюдением требований Минкомсвязи.

Удаление переписки и записей разговоров россиян должно происходить автоматически по истечении 6 месяцев с момента их приема, передачи, доставки или обработки.

С текстом постановления Правительства № 445 можно ознакомиться .

2017

Яхонт-374-Голос - первое аппаратное решение

Европейские нормы разрешают только избирательное хранение данных пользователей и только по запросу спецслужб. «Закон Яровой», в свою очередь, обязывает провайдеров и сотовых операторов хранить все данные, в том числе иностранцев.

За нарушение нового регламента российским компаниям грозит штраф до 20 миллионов евро или до 4 процентов годовой глобальной выручки (по подсчетам «Ведомостей », это около 45 миллиардов рублей для операторов «большой четверки»).

«Как только предложение о введении специального платежа будет направлено в Минкомсвязи - мы рассмотрим его. Вообще практика такая есть, например, отчисления в фонд универсальных услуг. Как отраслевая инициатива, и если она будет поддержана другими федеральными органами власти, звучит она вполне разумно», - заявил руководитель департамента регулирования радиочастот и сетей связи Минкомсвязи Александр Понькин в ответ на вопрос РБК .

Российские производители электроники просят у Минпромторга субсидии на созданию вычислительной техники и телеком-оборудования

Больше всего средств требуется предприятиям, входящим в госкорпорацию "Ростех ". Так, просит 4,8 млрд руб. на реализацию семи проектов. Среди крупных - разработка платформ модульных средств базовых станций для программно-определяемых сетей (SDN) и профессиональной радиосвязи стандарта LTE при чрезвычайных ситуациях. НИИ "Масштаб" просит у государства 881,2 млн руб. на производство оборудования для операторов связи, органов власти и корпоративных клиентов. Несколько заявок на сумму 428,2 млн руб. подал "Булат ", СП "Ростеха" и "Ростелекома ", средства понадобятся в том числе на разработку мультисервисного маршрутизатора (10 Гбит/с). Еще 64,8 млн руб. "Булату" необходимо на создание аппаратной части системы хранения данных (СХД). НИЦ электронной вычислительной техники (также входит в "Ростех") нужно 400 млн руб. на производство микросхем для сетевого коммутатора (200 Гбит/с).

Обязанность передавать ключи для дешифровки - одно из требований пакета антитеррористических поправок - так называемого «закона Яровой», обязывающего операторов связи и интернет-компании хранить содержание звонков и переписки пользователей в срок до полугода.

Ключи шифрования, которые нужны ФСБ для декодирования сообщений,- это просто набор идущих подряд символов. Несколько лет назад проводился эксперимент, в ходе которого 60 тыс. компьютеров по всему миру одновременно пытались подобрать ключ длиной 57 бит, на это им понадобилось три года. Сейчас чаще всего для шифрования используются ключи длиной 128 и 256 бит, и взломать их невозможно, поэтому ФСБ и нужно, чтобы их сдавали добровольно, - отмечает заместитель гендиректора Zecurion Александр Ковалев .

Переход органов власти на использование российских криптографических алгоритмов и средств шифрования

16 июля 2016 года на сайте Кремля было опубликовано поручение президента главе правительства о необходимости подготовить переход органов власти на использование российских криптографических алгоритмов и средств шифрования до 1 декабря 2017 года. В частности, правительство должно обеспечить разработку и реализацию комплекса мероприятий, необходимых для поэтапного перехода на использование российских криптографических алгоритмов и средств шифрования, а также предусмотреть безвозмездный доступ граждан РФ к использованию российских средств шифрования.

Опубликованный документ повлечет за собой определенные шаги по приведению ИТ-инфраструктур государственных органов в соответствие заявленным требованиям. В частности, в госструктурах ожидается массовая установка в дополнение к имеющимся решениям отечественных средств криптографической защиты информации (СКЗИ).

Никифоров сообщил Путину, что в России не выпускаются СХД для выполнения президентского поручения

Н.Никифоров: Уважаемый Владимир Владимирович!

Действительно, процесс принятия закона был такой, что часть предложенных поправок, отражённых в отзыве Правительства, была учтена. Часть вопросов с точки зрения правоприменения осталась открытой. Если потребуются дополнительные поправки в соответствующий закон, они будут подготовлены, внесены на Правительство и представлены к осенней сессии Государственной Думы. Но позицию тех, кто сегодня строит различные эмоциональные оценки, не разобравшись в вопросе, мы не разделяем, потому что, во первых, самая резонансная норма, которая касается вопросов хранения данных пользователей, отнесена на 2018 год, поэтому мы не видим никаких рисков повышения цен в 2016 году.

Во вторых, во исполнение Ваших поручений незамедлительно даны соответствующие поручения Правительству. Заинтересованные ведомства прорабатывают все детальные вопросы правоприменения, будет определён порядок: кто, что должен хранить, какой объём времени требуется для реализации антитеррористических мер. Уже отсюда будут вытекать соответствующие требования к оборудованию, к операторам связи, и лишь потом можно будет давать те или иные оценки.

Кроме того, поручения предусматривают хранение данных с использованием российского оборудования, российского программного обеспечения. Коллеги из Минпромторга тоже поддерживают эти предложения. Вместе с телекоммуникационной индустрией мы готовим соответствующие технические задания и совместно данные предложения будем отрабатывать. Если, ещё раз повторю, потребуются те или иные уточнения с точки зрения правоприменения конкретных норм, мы подготовим эти поправки и в осеннюю сессию внесём.

Добавлю, что наша страна может гордиться сегодня одним из самых низких в мире уровней цен на связь благодаря высокой конкуренции в отрасли, и мы намерены это лидерство сохранять и поддерживать.

В.Путин : Хорошо, а поручения, о которых я говорил, как вы собираетесь реализовывать?

Н.Никифоров : Поручения касаются детализации и вопросов правоприменения. То есть закон – это одно, вопрос – уже подзаконной базы.

В.Путин : И как практически вы предполагаете всё это реализовать, эти поручения?

Н.Никифоров : Прежде всего идёт проработка конкретного объёма хранения данных, что и как должно собираться и храниться; второе, на чём храниться. Здесь мы делаем ставку на отечественную промышленность, и исходя из этого будет выработан оптимальный вариант.

В.Путин : Наша промышленность выпускает соответствующее оборудование?

Н.Никифоров : В большинстве случаев ещё нет, но вместе с коллегами из Минпромторга мы как раз и разрабатываем техническое задание для того, чтобы максимально сопоставить потребности индустрии в связи с принятием данного законопроекта и возможностями конкретных компаний. Здесь находимся в полном контакте с коллегами.

В.Путин : Это надо сделать оперативно, надо загружать свои предприятия, тем более хороший гарантированный заказ.

Н.Никифоров : Будет сделано.

В.Путин : Спасибо.

Российских аналогов линейкам тяжелых СХД и серверов действительно пока не существует, подтверждает Иван Рубцов , заместитель генерального директора по работе с ключевыми заказчиками компании «Крок ». Перспектива их появления, по мнению эксперта, маловероятна в ближайшие несколько лет.

Так как технические условия к хранению не определены законом, сложно говорить о том, кто из производителей мог бы претендовать на участие в проектах в рамках этого закона. По ощущениям это будут ключевые производители аппаратных систем (HPE Владимир Путин подписал закон, который может вызвать резкий рост спроса на оборудование и ПО для хранения данных, а также поручение проработать выпуск таких продуктов в России

В частности, с 1 июля 2018 года интернет-компании ("организаторы распространения информации в сети интернет", в терминах закона) будут обязаны хранить на территории Российской Федерации в течение "до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки":

  • текстовые сообщения пользователей,
  • голосовую информацию,
  • изображения,
  • звуки,
  • видео-,
  • иные электронные сообщения

При этом в законе отмечается, что порядок, сроки и объем хранения информации должны устанавливаться правительством РФ.

Информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео- или иных электронных сообщений пользователей, а также информацию об этих пользователях интернет-компании должны будут хранить в течение одного года с момента окончания осуществления таких действий.

Еще одним требованием закона относительно интернет-компаний является их обязанность предоставлять информацию правоохранительным органам. Если информация хранится в зашифрованном виде, интернет-компания по запросу органов должна предоставить ключ для ее расшифровки.

Операторы связи с 1 июля 2018 года также будут обязаны до шести месяцев хранить на территории Российской Федерации

  • голосовую информацию,
  • текстовые сообщения,
  • изображения,
  • звуки,
  • видео-
  • или иные сообщения пользователей услугами связи

Информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки необходимо будет хранить в течение течение трех лет с момента окончания осуществления таких действий.

Порядок, сроки и объем хранения, как и в случае с интернет-компаниями, для операторов определит правительство.

Также закон ввел обязанность операторов связи предоставлять перечисленную информацию правоохранительным органам.

В сообщении Кремля говорится, что осмотр и выемку электронных сообщений правоохранительные органы смогут проводить по решению суда.

Подписанный закон был разработан депутатом Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым. 24 июня 2016 года он был принят Госдумой, 29 июня его одобрил Совет Федерации.

Поручения об использовании отечественного ПО и оборудования для хранения информации

Одновременно с подписанием т.н. "закона Яровой" 7 июля 2016 года президент дал ряд поручений, касающихся, в частности, использования отечественного программного обеспечения и оборудования для хранения данных. Далее приводится полный текст поручений.

Перечень поручений по вопросам отдельных мер государственного регулирования в сфере противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности

1. Правительству Российской Федерации с участием ФСБ России подготовить проекты необходимых нормативных правовых актов, направленных на минимизацию возможных рисков, связанных с применением положений Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» (далее – Федеральный закон), обратив особое внимание на:

уточнение этапов применения норм, требующих существенных финансовых ресурсов и модернизации технических средств хозяйствующих субъектов, подпадающих под действие Федерального закона, с учётом необходимости использования отечественного оборудования;

уточнение полномочий Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в связи с применением положений Федерального закона;

применение норм Федерального закона об ответственности за использование на сетях связи и (или) при передаче сообщений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет несертифицированных средств кодирования (шифрования);

разработку и ведение уполномоченным органом в области обеспечения безопасности Российской Федерации реестра организаторов распространения информации в сети Интернет, предоставляющих по запросу уполномоченных ведомств информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений в случае их дополнительного кодирования;

применение норм Федерального закона о прекращении оказания услуг связи в случае неподтверждения соответствия персональных данных фактических пользователей услуг связи сведениям, указанным в абонентских договорах.

Ответственные: Медведев Д.А., Бортников А.В.

2. Минпромторгу России совместно с Минкомсвязи России провести анализ и представить предложения в части возможности, сроков и объёмов финансовых затрат в целях организации производства отечественного оборудования и создания отечественного программного обеспечения, необходимого для хранения и обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео- или иных электронных сообщений пользователей сети Интернет и информации об этих пользователях, с указанием конкретных производственных площадок в Российской Федерации.

Ответственные: Мантуров Д.В., Никифоров Н.А.

3. ФСБ России утвердить порядок сертификации средств кодирования (шифрования) при передаче сообщений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, определив перечень средств, подлежащих сертификации, а также порядок передачи ключей шифрования в адрес уполномоченного органа в области обеспечения безопасности Российской Федерации.

Ответственный: Бортников А.В.

Реакция операторов связи

Цены на связь из-за принятия "антитеррористического" пакета законопроектов, который обяжет операторов хранить содержание звонков и переписку абонентов, могут вырасти "минимум в два-три раза", подсчитали в Tele2

По "закону Яровой" операторы связи с 1 октября 2018 г. обязаны хранить весь трафик абонентов в течение 30 суток. Большинство опрошенных ComNews операторов заявляют о готовности исполнять требования законодательства, вступившие в силу сегодня. Однако эксперты утверждают, что сертифицированное оборудование по-прежнему отсутствует, и операторы вынуждены на свой страх и риск ставить нелицензированные технические средства накопления информации (ТСНИ) и использовать их без ввода в эксплуатацию.

С 1 октября вступило в силу очередное требование "закона Яровой". С сегодняшнего дня операторы связи должны хранить весь интернет-трафик абонентов (изображения, звуко- и видеозаписи и иные сообщения пользователей, передаваемых через интернет) в течение 30 суток.

Напомним, что вступившее в силу требование содержится в пакете антитеррористических законов (так называемый "пакет Яровой"), инициаторами которых стали депутат Ирина Яровая и сенатор Виктор Озеров. "Пакет Яровой" предусматривает хранение операторами связи текстовых сообщений, голосовой информации, а также интернет-трафика. В июле 2016 г. президент РФ поддержал инициативу и подписал соответствующий закон.

Требования по "закону Яровой" вводились в два этапа. С 1 июля 2018 г. операторы связи начали хранить голосовую информацию и текстовые сообщения абонентов в течение полугода, а с 1 октября 2018 г. – интернет-трафик пользователей в течение 30 суток.

В постановлении правительства РФ от 12 апреля 2018 г. № 445 уточняются правила хранения интернет-трафика. Оператор связи должен хранить данные на территории РФ в принадлежащих ему технических средствах накопления информации. При этом разрешается при отсутствии возможности хранить данные у себя, использовать ресурсы другого оператора связи по предварительному согласованию с Федеральной службой безопасности (ФСБ).

Причем емкость технических средств накопления информации должна увеличиваться ежегодно на 15% в течение пяти лет с момента ввода технических средств в эксплуатацию. Помимо хранения данных, оператор связи должен обеспечивать защиту технических средств от несанкционированного доступа. Добавим, что технические средства накопления информации считаются введенными в эксплуатацию с даты подписания представителями оператора, ФСБ и Роскомнадзора акта ввода в эксплуатацию. Требования к техническим средствам накопления информации устанавливает Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (бывш. Минкомсвязи) по согласованию с ФСБ.

Корреспондент ComNews опросил операторов о готовности исполнять требования законодательства, вступившие в силу сегодня.

ПАО "МегаФон" провело пилотный проект на территории Нижнего Новгорода по внедрению комплекса сбора, хранения и обработки данных, созданного компаниями ГК "Цитадель" и разработанного на базе аппаратного решения ООО "Национальные технологии". "Мы уже закупаем и устанавливаем необходимое оборудование", – добавили в пресс-службе "МегаФона".

В ООО "Нэт Бай Нэт Холдинг" (NetByNet, 100%-ная "дочка" "МегаФона") сообщили, что для оптимальной реализации требований "закона Яровой" сейчас разрабатывается комплекс решений, в том числе приобретение оборудования и аппаратно-программных средств СОРМ (Система технических средств для обеспечения функций оперативно-разыскных мероприятий – прим. ComNews ).

ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") приступило к реализации требований, установленных правительством РФ и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. "Определяется конфигурация системы хранения, ее территориальное распределение, порядок имплементации оборудования в текущую операторскую инфраструктуру, рассчитывается примерный объем и порядок финансирования мероприятий. Перечень производителей оборудования в целом сформирован. Поставщики оборудования будут определяться в рамках конкурсных процедур. Мы взаимодействуем со всеми участниками, рынка, имеющими экспертизу в данной области. Называть конкретного поставщика до финализации проекта мы считаем излишним. Сроки и последовательность ввода оборудования в эксплуатацию уточняются с ответственными органами государственной власти", – рассказали в пресс-службе "ВымпелКома".

ПАО "Ростелеком" сообщает о выполнении требования закона. "Компания проводит тестирование различного оборудования для хранения данных. "Ростелеком" проектирует системы хранения данных, необходимые для выполнения требований закона, а также организует дополнительные канальные емкости для передачи трафика", – сообщил представитель компании Андрей Поляков.

ООО "Т2 Мобайл" (Tele2) отчитался о том, что действует в рамках законодательства и выполняет все установленные требования. "Мы прорабатываем с "Ростелекомом" совместный проект по хранению трафика по "закону Яровой" с использованием ЦОДов компании", – сообщили в пресс-службе Tele2.

Отвечая на вопрос о затратах на исполнение "закона Яровой", в "МегаФоне" отметили, что заложенные ими суммы не поменялись – за пять лет расходы могут достигнуть 40 млрд руб. В "ВымпелКоме" также остались при прежних цифрах – 45 млрд руб. в течение пяти лет. В Tele2 конкретный бюджет на исполнение "закона Яровой" называть не стали, однако рассчитывают на десятки миллиардов рублей в ближайшие 2-3 года. Ранее в ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) сообщали, что в течение 5 лет планирует направить на эти цели порядка 60 млрд руб.

Другие опрошенные ComNews крупные операторы: МТС, АО "Компания ТрансТелеКом", АО "ЭР-Телеком Холдинг", ОАО "Комкор" ("Акадо Телеком"), АО "МаксимаТелеком" воздержались от комментариев.

ООО "Манго Телеком" также заявило о готовности к исполнению всех требований закона. "С того момента, как эти требования начали предметно оформляться, в компании существует отдельно забюджетированная программа, цель которой обеспечить все необходимое, – сообщил руководитель отдела маркетинга "Манго Телеком" Андрей Козловский. – Дополнительные затраты сравнительно невелики, так как технологическая инфраструктура "Манго Телеком" в принципе планируется перспективно, с запасом для роста на 30 и более процентов в год. То есть активное наращивание ресурсов для нас - это плановый процесс, никаких форс-мажоров нет".

Оператор "Алмател" (ООО "Цифра Один") сообщил, что двигается в рамках, предусмотренных законодательством и регуляторными органами.

Провайдер MCN Telecom (ООО "МСН Телеком") заявил о готовности к исполнению очередного требования "закона Яровой", вступившего в силу 1 октября 2018 г. Затраты на реализацию норм "закона Яровой" составят для оператора около 200 млн руб., что сопоставимо с годовой выручкой группы компаний в России. В собственности MCN Telecom находится ЦОД уровня надежности Tier 2+, где оператор планирует хранить трафик пользователей. Его мощностей достаточно для нужд оператора.

При этом в MCN Telecom подчеркивают, что вопросы, касающиеся хранения и обработки интернет-трафика, решены не полностью. "На сегодняшний день четко не описаны требования к применяемым техническим средствам накопления информации", – отмечают в компании. С появлением этих требований, оператор сможет закупить оборудование.

Также в MCN Telecom сообщают, что вопрос аутсорсинга СОРМ не урегулирован. "На сегодняшний день одно юридическое лицо, являющееся телекоммуникационным оператором, не может хранить данные в ЦОДе другого юридического лица во исполнение закона Яровой", – заявляют в компании.

По мнению генерального директора юридической и консалтинговой компании "ОрдерКом" Дмитрия Галушко к исполнению требования "закона Яровой" по хранению трафика не готовы даже крупнейшие операторы – "Ростелеком", МТС, "МегаФон" и "ВымпелКом". "У них есть тестовые зоны, но ни у одного оператора технические средства накопления информации (ТСНИ) в эксплуатацию не введены (как говорилось выше, согласно постановлению правительства от 12 апреля 2018 г., с 1 октября 2018 г. надо хранить трафик в течение 30 суток с даты ввода в эксплуатацию технических средств накопления информации – прим. ComNews )". Дмитрий Галушко уточняет, что в эксплуатацию могут быть введены только сертифицированные ТСНИ.

По оценкам Дмитрия Галушко, сертифицированные ТСНИ могут появиться только в 2020 г. Таким образом, получается, что заявления операторов о готовности к выполнению "закона Яровой" означают, что по факту они на свой страх и риск ставят несертифицированное оборудование и будут хранить на нем интернет-трафик.

Дмитрий Галушко напоминает, что в соответствии со ст.13.6 КоАП РФ использование несертифицированных средств связи может караться их конфискацией и/или штрафом 60-300 тыс. руб.

Президент Ассоциации региональных операторов связи (АРОС) Юрий Домбровский также придерживается позиции, что операторы не готовы к исполнению этого закона. "Трудно быть готовым к выполнению реально невыполнимых требований", – замечает он.

Генеральный директор некоммерческой организации "Ассоциация операторов телефонной связи" (АОТС) Сергей Ефимов полагает, что с вступлением в силу требования по хранению трафика остаются и другие проблемы. "Нет сформированной и логически увязанной нормативной среды для расчета проектирования, покупки оборудования, введения в эксплуатацию и регламентов для самой эксплуатации системы", – говорит он.

По мнению представителя АОТС, сроки для операторов должны были бы быть установлены с привязкой к появлению сертифицированного оборудования и решения экономических вопросов, связанных с его внедрением. По мнению всех трех опрошенных ComNews экспертов, сертифицированные технические средства накопления информации под "закон Яровой" попросту отсутствуют.

"Оборудование для исполнения ("закона Яровой" – прим. ComNews ) не лицензировано. Технические требования к такому оборудованию не опубликованы. Общие указания в самом пакете "законов Яровой" неприменимы к исполнению техническими службами", – перечисляет Сергей Ефимов. Кроме того, по его словам, нет ясности, кто формирует и утверждает технические требования для лицензирования. "Сначала указывались ФСБ и Минкомсвязи (в постановлении правительства РФ от 12 апреля 2018 г. – прим. ComNews ). Затем "Интерфакс" сообщал о том, что Минпромторг и Минкомсвязи подготовили проект с требованиями для оборудования, которое будет хранить данные по "закону Яровой". Кто же должен проводить сертификацию?", – задается вопросом эксперт.

По оценкам Сергея Ефимова, оборудование для хранения интернет-трафика в течение месяца обойдется небольшому оператору с тысячей абонентов примерно в 300-400 тыс. руб. Причем с получением сертификации оборудования в структурах безопасности эта стоимость может удвоиться или даже утроиться. Сама процедура ввода этого оборудования в эксплуатацию пока неясна, и этот процесс ввода-приемки СОРМ может вылиться в сумму еще в 300-400 тыс. руб. Небольшой оператор вынужден самостоятельно платить еще и за аренду каналов, по которым он передает трафик спецслужбам. Поскольку нет прописанной четкой схемы взаимодействия при вводе в эксплуатацию между оператором и органами, непосредственно осуществляющими проведение СОРМ, может возникнуть сильное непонимание технических и экономических возможностей оператора связи и требованиями со стороны органов по СОРМ. Такая неопределенность, по мнению Сергея Ефимова, очень вредная штука для реальности решения поставленных задач по срокам и по полноте исполнения. Она может служить благодатной средой для "серых" схем и коррупции.

Дмитрий Галушко отмечает, что стоимость реализации 30-дневного хранения для оператора с трафиком на UpLink 10 Гбит/с и СОРМ информационных систем баз данных об абонентах, оказанных услугах и оплате составит 14,2 млн руб. "Это пример оператора с пятью тысячами абонентов. Для него такие суммы приведут к разорению", – поясняет Дмитрий Галушко.

Юрий Домбровский вторит Сергею Ефимову и Дмитрию Галушко, что малые операторы находятся в существенно худшем положении, чем большие. "Это связано с экономикой масштаба: делать собственные хранилища много дороже. А обращаться к большим: они за это немалую маржу возьмут. Таким образом, "закон Яровой нарушает справедливую конкуренцию, ставит малых операторов в худшие условия, чем крупных", – полагает Юрий Домбровский.

Если хранить у "крупных операторов " такой трафик, то может пропасть экономический смысл самой операторской деятельности, убежден Сергей Ефимов. "Складывается впечатление, что цель этих законов - устранить конкуренцию, оставить на рынке услуг десяток операторов для видимости демонополизации и конкуренции", – добавляет он.

Нужно отметить, что понимание нереальности установленных "законом Яровой" сроков в подразделениях ФСБ, по видимому, есть, добавляет Сергей Ефимов. "Операторам, работающие в Центральном Федеральном округе ФСБ предлагает разрабатывать и согласовывать реальные планы ввода в эксплуатацию систем по фиксированию и хранению информации с учетом появления сертифицированного оборудования, - поясняет он. - Было бы полезно, чтобы теперь ФСБ, хотя бы через Роскомнадзор, довел до сведения операторов утвержденные технические требования, так как перед малыми и средними операторами будет стоять задача иметь собственное оборудование, а не арендовать его у других операторов".

Резюмируя, Сергей Ефимов замечает, что компетентные технические специалисты сомневаются в возможностях соответствующих служб "переварить" получающийся объем информации. "Есть серьезные основания полагать, что затраченные на реализацию "закона Яровой" средства будут потрачены неэффективно (а точнее, попросту выброшены на ветер). В таком виде это просто профанация работы, а должно быть полное понимание единства целей и задач у всех участников процесса, правотворцев, правоохранителей, производителей оборудования, органов сертификации и операторов", - заключил Сергей Ефимов.

С 1 июля в России формально вступила в силу часть норм так называемого "закона Яровой", согласно которым операторы должны хранить переписку и разговоры абонентов. Но выполнить эти требования легально сегодня невозможно: на рынке еще нет сертифицированного оборудования. Неграмотная подготовка к реализации закона поставила операторов в неудобное положение: купить сертифицированное оборудование нельзя, а получить штраф за его отсутствие можно.

Чтобы приступить к выполнению "закона Яровой", сотовые операторы должны были установить дополнительное оборудование к уже имеющимся СОРМ (системам оперативно-розыскных мероприятий). СОРМ была создана еще в конце 80-х годов, и с тех пор появилось несколько вариаций этой системы: СОРМ-1 позволяет прослушивать телефонные разговоры, СОРМ-2 создана для мониторинга интернет-активности пользователей, СОРМ-3 фиксирует действия абонента и хранит эту информацию до трех лет. Для доступа к данным абонентов спецслужбам необходимо решение суда, после чего они официально могут прослушивать разговоры и читать переписку человека, в отношении которого проводятся оперативно-розыскные мероприятия.

Однако уже в 2005 году правительство приняло постановление, согласно которому операторы обязаны предоставить спецслужбам дистанционный доступ к мониторингу абонентов. То есть сотрудники спецслужб перестали приходить и предъявлять операторам решение суда, прежде чем начать мониторинг. Теперь же, согласно закону из "пакета Яровой", разговоры и переписку любого абонента можно будет прослушать и прочесть не только в режиме реального времени. До 1 июля операторам нужно было установить дополнительное оборудование для хранения телефонных переговоров и сообщений в течение полугода, а до 1 октября провайдеры должны установить оборудование для хранения интернет-трафика абонентов.

Протест против "законов Яровой"

Те же компании, которые обеспечивают операторов оборудованием СОРМ, готовы предоставить дополнительное оборудование для хранения данных. В систему хранения входит ряд устройств: устройство для съема информации о местоположении абонентов, выделения несостоявшихся вызовов из сигнального трафика; хранилище статистической информации и текстовых сообщений пользователей; хранилище содержимого соединений, то есть изображений, звуков, видео и так далее; база информации об абонентах и подключенных услугах и другие устройства.

Генеральный директор компании-производителя СОРМ "Норси-Транс" Сергей Овчинников рассказал Радио Свобода, что оборудование уже готово, и на данный момент идет подготовительный этап: сбор данных, переговоры с операторами.

– Мы уже отрабатывает коммерческие предложения, – говорит Овчинников. – А государственные органы, которые занимаются сертификацией, все сделают. У них время есть. Вы не думайте, что в государственной структуре дураки работают: там нормальные технически образованные люди. Не будут никого ничего лишать, не будет никакой погони за ведьмами. Все будет спокойно.

Несмотря на то что оборудование для хранения данных уже есть, использовать его пока нельзя: это может повлечь административную ответственность, сказано в письме от Минкомсвязи, которое получила Ассоциация операторов сотовой связи.

Установка нового оборудования не меняет правила доступа спецслужб к данным абонентов – для этого им по-прежнему понадобится решение суда.

Погорячились с датой

Эксперты считают, что подготовиться к выполнению закона в срок и сертифицировать оборудование не получилось из-за непродуманности технической стороны вопроса и непонимания авторами закона, как эта система работает. Как писали "Ведомости", в начале 2017 года, через полгода после принятия закона, по-прежнему не было технического задания на создание системы хранения данных.

Директор по стратегическим проектам Института исследования Интернета Ирина Левова рассказала Радио Свобода, что первое время после принятия закона никто не понимал, что именно нужно реализовывать. Поэтому на создание и сертификацию оборудования потребовалось больше времени, чем предполагали назначенные сроки.

Нельзя принимать законы без понимания, как это технически будет работать

– Нельзя, конечно, принимать законы без понимания, как это технически будет работать, и каким образом это будет реализовано на подзаконном уровне, – говорит Левова. – Первое, что нужно делать, когда разрабатывается какой-то проект, – это системно подойти к нему, подготовить концепцию реализации. И только потом писать нормативно-правовые документы. Здесь мы видим обратную ситуацию: сначала написали закон, а потом начали думать, как его реализовать. Логично, что при таком подходе все столкнулись с трудностями. Оборудование еще не сертифицировано, но при этом операторы во взаимодействии с органами тестируют систему.

Генеральный директор Ассоциации операторов телефонной связи Сергей Ефимов считает, что с датой запуска закона явно погорячились. По его мнению, прежде чем устанавливать сроки, стоило пригласить операторов для обсуждения технической стороны вопроса.

IT-специалист Леонид Волков предполагает, что хранение голосового трафика станет реальным приблизительно через год, так как проблема только в сертификации оборудования. Однако полное выполнение закона, то есть хранение интернет-трафика, по мнению Волкова, в принципе невозможно.

– Это нерешаемая задача. Для выполнения закона в чистом виде, то есть для хранения всего трафика в течение полугода, нет нужных хранилищ, нет такой технической возможности. Пока речь идет только о хранении голосового трафика, и это более-менее реально. Но опасаться того, что они начнут хранить весь трафик, как предписывает закон, я бы не стал, потому что здесь проблема уже не в отсутствии сертифицированного оборудования, а в отсутствии реальной технической возможности. Этот закон принят для того, чтобы устроить большой передел рынка. Он невыполним. И за невыполнение невыполнимого закона будут штрафовать маленьких провайдеров. Потом под угрозой закрытия и огромных штрафов придет какой-нибудь "Ростелеком" и отберет у них бизнес.

Трудно быть оператором

По словам Сергея Ефимова, операторы пока не вполне понимают, как реализовывать положения закона. Например, если 20 миллионов человек смотрят трансляцию футбольного матча, нужно ли записывать каждый просмотр или просто достаточно ссылки на запись?

– Все эти вопросы остались пока "за кадром", – говорит Ефимов. – Но, не решив эти организационно-юридические вопросы, решать технические просто рано. Понятно, что такие сложные и дорогостоящие мероприятия необходимы для решения вопросов безопасности государства, они важны и на международном уровне, но нельзя же доводить такие задачи до профанации. К сожалению, я пока не вижу понимания в этом вопросе.

Установка необходимого оборудования по-прежнему остается очень затратным делом для сотовых операторов, поэтому Ефимов считает, что государство должно было выделить определенную сумму из федерального бюджета на исполнение закона хотя бы в виде кредитных ресурсов. Повышение тарифов, по его мнению, не сможет кардинально изменить ситуацию, так как собрать необходимую сумму быстро не получится.

По словам Ефимова, непродуманность "закона Яровой" несет сотовым операторам серьезную опасность – обвинение в утечке информации. Операторам необходимо обеспечить хранение информации таким образом, чтобы исключить несанкционированный доступ. Для этого все правила должны быть прописаны в законе: кто имеет доступ, какими документами это регулируется. В ином случае операторы связи находятся в опасности: их всегда можно обвинить утечке данных. Это может стать инструментом давления на игроков рынка.

Формально операторов уже можно проверять на наличие оборудования для хранения информации.

Уже сегодня можно штрафовать и разорять операторов

– Принятие скоропалительных, непродуманных и необкатанных нормативных актов при выстроенной судебной машине – это очень опасное мероприятие, – говорит Ефимов. – Так по этим нормам уже сегодня можно штрафовать и разорять операторов – что обидно, "по закону". Оператор не виноват, но его сделали автоматически виновным. Судебная система построена так, что она в основном доверяет государственным чиновникам. Формально к оператору могут прийти и сказать, что у него не стоит сертифицированное оборудование. То, что этого оборудования ни у кого нет, судью вряд ли будет волновать – формально закон нарушен. Но получается, что сам закон неразумен, потому что неразумны требования.

Радио Свобода не удалось получить оперативный комментарий Роскомнадзора по поводу того, когда ведомство начнет проверять операторов.

Закон Яровой, широко известный как «пакет Яровой» - это несколько законопроектов, принятых Государственной Думой 6 июля 2017 года. Событие вызвало большой резонанс в обществе. В независимых СМИ и интернет-сообществе данные законы критиковались практически во всех направлениях, хотя изначально цель положительная и верная - противодействие экстремизму и терроризму.

Почему меры, преследующие крайне благородные цели, оказались настолько непопулярны? Чтобы это понять, нужно рассмотреть, что это - закон Яровой (простыми словами), а также ответить на ряд вопросов, которые детально будут рассмотрены ниже. А теперь немного об авторе проекта.

Об авторе проекта: Ирина Яровая

Федеральный закон Яровой назван в честь действующего депутата от партии «Единая Россия» Ирины Анатольевны Яровой. С 2008 года она является членом Генерального Совета. Начало политической карьеры Ирины Анатольевны сильно противоречит сегодняшнему ее положению в политике. Она начинала деятельность в партии «Яблоко», которая является оппозиционной к ее нынешней партийной принадлежности.

Какое-то время назад Ирина Анатольевна как член Совета депутатов в Камчатской области возглавляла фракцию «Яблоко» и активно выступала против политики «Единой России». Неоднократно баллотировалась в Государственную Думу, не прекращая свою политическую деятельность в «Яблоке» и находясь в оппозиции к руководству Камчатской области.

В 2003 году Ирине Анатольевне предлагали перейти в «Единую Россию», но она отказалась. В 2007 году она вышла из партии «Яблоко» и перешла в «Единую Россию», так как хотела переехать в Москву на постоянное место жительства. По результатам очередных выборов заняла второе место, но все же получила депутатский мандат из-за того, что от него отказался победитель.

В Думе стала известна созданием законопроектов, которые касались ограничений в проведении митингов, ужесточения миграционной политики и многих других сфер. Самым известным ее детищем на политическом поприще стал закон Яровой. Суть его рассмотрим далее.

Суть поправок Яровой к УК

Закон Яровой - что это? Простыми словами это два отдельных законопроекта, которые вносят несколько поправок в ФЗ «О противодействии терроризму» и другие нормативные акты, которые касаются того же вопроса, а также в некоторые статьи УК. Обе части пакета были приняты 6 июля 2017 года.

Первая часть - закон № 374-ФЗ. Согласно закону Яровой, операторы мобильной связи и провайдеры обязаны хранить массу данных о пользователях на своих серверах до востребования правоохранительными органами или другими уполномоченными службами. Хранится будет информация о посещении интернет-страниц, записи звонков и сообщений. Эта часть федерального закона Яровой вызвала наибольший общественный резонанс, ведь россияне посчитали его нарушением права на личную жизнь.

Вторая часть - закон № 375-ФЗ. Текст закона вносит несколько поправок в УК РФ. Увеличились сроки по статьям о содействии терроризму, участию в террористической и экстремистской деятельности, агитации к этим видам деятельности, а также по множеству других статей, касающихся противодействия данной незаконной деятельности. Федеральный закон позволяет привлекать подростков с 14 лет к уголовной ответственности за участие в террористических группировках. Одним из новшеств является «недоносительство», то есть несообщение о каким-либо преступлении. Со вступления в силу закона Яровой это является уголовно наказуемым преступлением.

Новым определением стал термин «акт международного терроризма». Кратко говоря, это совершение террористического акта за пределами Российской Федерации, если при этом подвергались опасности граждане РФ, их жизнь и неприкосновенность. Кроме основных моментов, закон вносит в правовое поле РФ огромное количество поправок и дополнений по поводу террористической деятельности.

Тексты законов (документ № 374-ФЗ состоит из девятнадцати статей, № 375-ФЗ - из четырех) просты для восприятия. С ними можно ознакомиться на официальном сайте правительства РФ. Они написаны доступным языком, что исключает какую-либо другую трактовку, чем была задумана автором.

Чем грозит закон гражданам РФ

Суть законов Яровой изложена выше. Двадцатого июля прошлого года проект вступил в силу. Что это значит для граждан РФ? Религиозные верования и организации не запрещены, но распространение информации о них людям, которые ясно не выразили свое желание что-то узнать, и без специального разрешения теперь наказуемо. Штраф составит 50 тыс. рублей для физических лиц и до 500 тыс. для организаций.

Хранение операторами данных (все звонки и переписки россиян) до полугода и истории контактов до трех лет грозит подорожанием связи. Для хранения данных одного человека оператору придется купить десять внешних дисков по четыре терабайта, а это примерно 1700 долларов.

Все телекоммуникационные компании должны расшифровывать личную информацию пользователей для ФСБ. Власти могут получить доступ к денежным операциям и личным сообщениям. В Совете по правам человека заявили, что закон противоречит Конституции. А еще технологию расшифровки нужно придумать. Большинство мировых компаний на это не согласится, потому что центр хранения ключей шифрования может стать приманкой для злоумышленников. Еще будут "заглядывать" не только в электронную почту, но и в обычную. Поэтому посылки начнут сканировать.

Согласно закону Яровой, в России теперь с 14 лет подростков могут привлечь к уголовной ответственности по 32 статьям (вместо 22). Малолетние граждане теперь в ответе за участие в массовых беспорядках: угон самолета, разжигание межнациональной ненависти в социальных сетях. По большинству статей, касающихся терроризма и экстремизма, наказания ужесточили. Все это - только часть того, что содержат поправки Яровой.

Условия для операторов связи

Что это - закон Яровой? Простыми словами, это нарушение прав абонентов на личную жизнь, но сторонники внедрения пакета говорят иначе. Есть мнение, что это необходимая часть закона, которая позволит эффективнее противодействовать терроризму. Первый законодательный акт пакета внес поправки в работу операторов и провайдеров, а также телекоммуникационных компаний. Эти организации теперь обязаны создавать базы данных и хранить разговоры и сообщения пользователей. Данные будут храниться в дата-центрах и передаваться правоохранительным структурам по требованию последних.

Кроме вмешательства в личную жизнь, этот закон предполагает подорожание сотовой связи, о чем не сообщили своим абонентам сотовые операторы. Хранение таких объемов данных - очень дорогостоящая процедура, требующая значительных затрат, которые сопоставимы с бюджетами целых стран. Огромных средств требует постройка дата-центра и обеспечение бесперебойной работы сети. В настоящее время идут разговоры о смягчении этого пункта, но пока не известно, будет ли отмена закона или власти сделают из него что-то принципиально новое.

Условия работы для логистических компаний

Есть поправки и к ФЗ «О транспортно-экспедиторской деятельности». Экспедиторы теперь обязаны проводить полную и дотошную проверку документов, а также информации о грузе, нюансах перевозки. Закон Яровой для транспортных компаний сулит огромные расходы для логистических и транспортных компаний. Деньги нужны на покупку специального оборудования для досмотра и другой аппаратуры. Конечно, возрастет и стоимость доставки грузов. По расчетам некоторых аналитиков, в перспективе это может обрушить рынок интернет-коммерции в России на 40 %.

Противодействие терроризму

Теперь под запретом оказались незарегистрированные средства шифрования, за нарушение положен штраф от трех до пяти тысяч рублей. Кроме того, у нарушителя конфискуют само средство кодирования. Проект законов Яровой предполагает избежание конфликтов на почве религиозной принадлежности. По этой причине представителям религиозных организаций и обществ запретили ходить по квартирам и домам и приобщать людей к своей вере. Про закон Яровой о миссионерской деятельности стоит поговорить отдельно.

Миссионерская деятельность

Миссионерскую деятельность (распространение) вести отныне запрещено всем, кто не имеет официального разрешения. Но и для официально зарегистрированных религиозных групп есть несколько серьезных ограничений. У представителей организации должны быть все бумаги, которые подтверждают их принадлежность к зарегистрированной организации, специальной маркировкой должны быть помечены все издания и материалы для распространения (флаеры, листовки, буклеты). За нарушение поправки предусмотрена ответственность в виде денежного штрафа.

Когда вступает в силу

Закон Яровой (по крайне мере большинство поправок) уже реализуются с 20 июля 2017 года. Снижен возрастной порог судебной ответственности за террористическую деятельность и содействие экстремизму, вступили в силу поправки к УК РФ, акты, касающиеся миссионерской деятельности, и ограничения для транспортных компаний. Когда вступает в силу закон Яровой полностью? Самая резонансная часть проекта - ограничение работы мобильных операторов, телекоммуникационных компаний и провайдеров Интернета вступает в силу 1 июля 2018 года. Политики посчитали, что к этому времени будет подготовлена техническая и нормативно-правовая база, а все разногласия между правительством и обществом по поводу внедрения таких масштабных изменений будут разрешены.

Актуальные новости

На данный момент в правительстве активно обсуждается процесс внедрения всех пунктов законопроекта. Камнем преткновения является хранение данных пользователей. Только по предварительным оценкам стоимость реализации закона Яровой для телекоммуникационных компаний и операторов связи составит около 5 трлн рублей.

В январе 2018 года в Министерстве связи и коммуникаций заявили, что снизить стоимость можно до 100 млрд рублей, но при условии доработки проекта. Из перечня данных для хранения хотят убрать историю онлайн-видео и торрент-загрузок. В связи с уменьшением количества данных отпадет необходимость большого хранилища.

Сотовые операторы выступают за еще большие изменения. Представители компаний говорят, что стоит хранить только голосовые вызовы и сообщения, иначе реализация закона приведет к значительному удорожанию стоимости связи. Этот пункт еще не полностью готов к реализации. Сейчас вокруг закона Яровой о хранении данных идут горячие обсуждения и жаркие споры. Чтобы воплотить его в жизнь, скорее всего, придется все же немного ослабить отдельные пункты.

Как работает закон на практике

Прошел уже год с момента внедрения закона Яровой, основные механизмы проекта рассмотрены, значит, уже можно посмотреть на то, как поправки работают на практике. Самым широко обсуждаемым и печальным случаем стало убийство Андрея Карлова, дипломата РФ в Турции. Девятнадцатого декабря 2017 года террорист застрелил российского посла на фотовыставке в Анкаре. Убийца выкрикивал исламские лозунги и угрожал оружием посетителям мероприятия. Преступник назвал это местью за действия РФ в Сирии. По случаю убийства российского посла было заведено дело по статье «совершение акта международного терроризма», которая была введена поправками Яровой.

Статья о миссионерстве проявила себя несколько раз за предыдущий год. Самое известное событие - задержание Д. Угая (на фото). В отношении него начали административное разбирательство по поводу прочтения лекции о йоге. Молодому человеку ставили в вину не саму лекцию, а пропаганду индуизма. Но суд решил прекратить разбирательство.

Это самые обсуждаемые в СМИ и обществе случаи реализации закона Яровой. Что это? Простыми словами это значит, что поправки работают и дают определенные плоды. Правда, пока есть несколько недочетов. Вопрос о положительном или отрицательном эффекте реализации проекта полностью субъективный.

Информационная безопасность

Так является ли закон Яровой (текст закона простыми словами представлен выше) покушением на информационную безопасность личности или все-таки нет? Этот вопрос и сегодня вызывает горячие споры между сторонниками и противниками введения поправок. Конечно, телефонные разговоры отдельного гражданина должны быть личными, не должны прослушиваться никем, кроме собеседника на противоположном конце провода. Но данные переговоров не будут прослушиваться. Они просто будут храниться на серверах телекоммуникационной компании и потребуются структурам только в том случае, если гражданина заподозрят в соучастии или причастности к террористической деятельности.

Пакет Яровой имеет и слабые стороны, и сильные. Некоторые недочеты могут двояко истолковываться и использоваться во вред гражданам. Поэтому это личное дело каждого - выбирать, с какой стороны баррикад быть. Сторонники реализации проекта скажут, что это необходимые меры в связи с распространением террористической угрозы и наращиванием мощи экстремистских организаций (подобных ИГИЛ), которые запрещены в России. Противники же придерживаются мнения, что террористы найдут какой-нибудь способ обойти все эти ограничения, а внедрение в жизнь законопроекта приведет только к повышению стоимости связи и нарушит право на неприкосновенность частной жизни.

Правы и сторонники, и противники пакета Яровой. В чем-то закон вносит значительный вклад в борьбу с терроризмом, а в чем-то только вредит экономике. Но не стоит забывать, что некоторые важнейшие пункты проекта еще обсуждаются.

Аналоги пакета Яровой

В Европейском союзе в 2006 по 2014 год действовала директива Европейской комиссии, предполагающая хранение данных как минимум в течение шести месяцев. В 2014 году директива была отменена, а вопрос в дальнейшем регулировался национальными правительствами.

В Великобритании в 2014 году был одобрен закон, обязывающий операторов хранить данные пользователей. Правда, вскоре акт был оспорен в суде Европейского союза. Эксперты тогда подсчитали, что стоимость внедрения такого проекта составит около 180 млн фунтов стерлингов (это примерно 15 трлн рублей). Однако крупнейшая телекоммуникационная компания Соединенного Королевства (32 % рынка сотовых операторов) полагает, что в эту сумму обойдутся нововведения только для нее одной.

В Германии операторы должны хранить данные шесть месяцев, а в 2016 году правительство ввело положения, снизившие этот срок до десяти недель. Кроме того, был значительно сокращен перечень случаев, в которых силовые структуры могут требовать эту информацию.

В Австралии операторы хранят данные абонентов за последние два года. При населении в 23 млн человек это обошлось в 400 млн австралийских долларов (18 трлн российских рублей), а операционные расходы составили по четыре доллара на одного абонента в год. Правительство компенсировало расходы на внедрение новшеств и создание необходимой инфраструктуры, но операционные расходы взимают с абонентов.

Скандально известный сотрудник спецслужб Эдвард Сноуден в 2013 году передал журналистам информацию о том, что Национальное агентство безопасности Соединенных Штатов разработало информационную систему, позволяющую собрать любую информацию об абонентах по сетям электросвязи. Эксперты утверждают, что ежедневно АНБ записывало более 1,7 млрд разговоров и сообщений, а также делало около пяти миллиардов записей о местонахождении владельцев телефонов по всему миру, а не только в самой Америке. Гражданам об этом, конечно, правительство не сообщало.

Ирины Яровой «О хранении данных пользователей и раскрытии ключей шифрования», в котором говорится, что провайдеры и интернет-компании обязаны хранить переписку пользователей и раскрывать властям ключи для её расшифровки.

В интернете уже давно ходят дурные вести о последствиях принятия «антитеррористического пакета»: отключение сервисов, игроков с рынка, подорожание услуг, приватности и так далее.

И вот, что думают по этому поводу крупнейшние операторы связи России.

Мегафон

Российскую отрасль связи ждёт стагнация, так как все деньги вместо развития новых технологий пойдут на запись и хранение телефонных разговоров, видео, просмотренных в интернете каждым гражданином и всех остальных файлов, текстов и документов пересылаемых физическими и юридическими лицами.

– Пётр Лидов-Петровский, PR-директор в МегаФон

В компании уверены, что затраты на поддержание соответсвующего оборудования составят несколько триллионов рублей, поэтому цены на услуги связи возрастут в два, а то и в три раза. Такой же позиции придерживается и Tele2.

Tele2

Мы по-прежнему считаем, что, если закон будет принят (остался последний этап), то операторы понесут такие расходы, что цены на сотовую связь абсолютно для всех абонентов могут увеличиться минимум в два-три раза. Эти расходы в любом случае превысят нашу масштабную инвестиционную программу по строительству и расширению сетей сотовой связи, и это приведет к замедлению или даже остановке развития всей инфраструктуры сотовой связи в стране.

– руководитель департамента коммуникаций Tele2 Константин Прокшин

По словам сенатора Виктора Озерова, соавтора законопроекта, если сотовые операторы докажут рост тарифов, который нас ждет после принятия закона, Совет Федерации вернется к закону и внесет изменения. Кроме того, он признался, что никогда не слышал о таком мобильном операторе как Теле2.

МТС

Учитывая, что наша налоговая прибыль по итогам 2015 года составила 22,5 миллиарда рублей, а налог на прибыль – 4,5 миллиарда рублей, при таких затратах мы не сможем платить налог на прибыль порядка 100 лет, а бюджет недополучит 450 миллиардов рублей.

– представитель МТС Дмитрий Солодовников

Солодовников считает, что из-за законопроекта государственная казна будет меньше пополняться и от него пострадают не только телекоммуникационные компании, но и само государство. Учитывая финансовые потери, пройти очередной кризис это точно не поможет.

Билайн

Уже сейчас очевидно, что принятие законопроекта может привести к замедлению темпов развития сети и к значительному повышению тарифов на услуги связи… Расходы каждого оператора составят не менее 200 миллиардов рублей. И это лишь первый этап.

– представитель «ВымпелКом»

Компания также не сможет выплачивать налог на прибыль, в случае принятия «пакета Яровой». Расходы компаний увеличатся в несколько раз, что вызовет рост цен на тарифы.

Что в итоге ждет обычного пользователя

На самом деле, все достаточно просто. Хранение не только информации о деятельности пользователей, но и их данных в течение шести месяцев приведет к огромным финансовым затратам, что, в свою очередь, скажется на кошельке простого человека. Цены на услуги связи в стране возрастут. Кроме того, этот закон поставит любого пользователя или абонента в неудобное положение – он будет вечно подозреваться в каком-либо правонарушении.

Все звонки, смс, переписки, включая месенджеры, будут записаны и сохранены, а также предоставлены спецслужам по первому же запросу.

UPD : Создатель законопроекта Ирина Яровая дала официальный ответ на претензии операторов сотовой связи:

Никаких оснований к подорожанию услуг связи нет. Это однозначно, категорично и недвусмысленно. Однозначно, потому что сведения о том, что закон устанавливает требования по какому-то объему, они недостоверны.

Она уверена в том, что у операторов нет никаких оснований утверждать о повышении цен на их услуги. Для того, чтобы рассматривать это обращение, ей необходимы факты.

сайт Их мнения и последствия принятия законопроекта. «Закон Яровой» – законопроект Ирины Яровой «О хранении данных пользователей и раскрытии ключей шифрования», в котором говорится, что провайдеры и интернет-компании обязаны хранить переписку пользователей и раскрывать властям ключи для её расшифровки. В интернете уже давно ходят дурные вести о последствиях принятия «антитеррористического пакета»: отключение сервисов, уход игроков с...