Все о восприятии психология. Типы и виды восприятия. Восприятие в психологии

4.3. Восприятие

Понятие восприятия. В процессе познавательной деятельности человек редко имеет дело с отдельными свойствами предметов и явлений. Обычно предмет выступает в совокупности различных свойств и частей. Цвет, форма, величина, запах, издаваемые звуки, вес предмета одновременно вызывают различные ощущения, находящиеся в тесной связи друг с другом. На основе взаимосвязи и взаимозависимости различных ощущений совершается процесс восприятия. Такие формы отражения, как ощущения и восприятие, – звенья единого процесса чувственного познания. Но если ощущения отражают отдельные свойства предметов и явлений окружающей действительности, то восприятие дает их целостный образ; в отличие от комплекса ощущений оно предметно. Восприятие предполагает наличие разнообразных ощущений, более того, оно невозможно без ощущений, но не может быть сведено к их сумме, поскольку, кроме ощущений, включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний.

Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Процесс восприятия протекает в тесной связи с другими психическими процессами: мышлением (мы осознаем, что перед нами находится), речью (обозначаем предмет словом), памятью, вниманием, волей (организуем процесс восприятия), направляется мотивацией, имеет аффективно-эмоциональную окраску (каким-то образом относимся к тому, что воспринимаем).

Восприятие – более сложный процесс, чем ощущения. Восприятие – не пассивное копирование мгновенного воздействия, а живой, творческий процесс познания, сложная деятельность, важной частью которой являются движения. Если глаз неподвижен, он перестает видеть объект, для произнесения звуков необходимо напряжение мышц гортани, для познания свойств предмета его надо обследовать – подключить движения руки. При этом выделяются четыре уровня перцептивного действия: 1) обнаружение (есть ли стимул?); 2) различение (формирование перцептивного образа эталона) – эти два действия относятся к перцептивным; 3) идентификация – отождествление воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти; 4) опознание – отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее; последние два действия относятся к опознавательным.

Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение которыми требует специального обучения и практики.

В жизни человека восприятие имеет огромное значение – это основа ориентации в окружающем мире, в обществе, необходимый компонент общественных отношений, восприятия человека человеком.

Физиологическая основа восприятия. Специальных органов восприятия не существует, материал для него дают анализаторы. При этом первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых концов анализатора. Поскольку любой объект внешнего мира выступает как сложный комплексный раздражитель (например, лимон имеет размер, цвет, вкус, величину, температуру, запах, название и т. п.), то в основе восприятия лежат сложные системы нервных связей между различными анализаторами. Можно сказать, что физиологической основой восприятия является комплексная деятельность анализаторов.

Свойства восприятия. В структуре восприятия выделяют две подструктуры – свойства и виды. К свойствам восприятия относятся избирательность, предметность, апперцепция, целостность, структурность, константность, осмысленность.

Предметы и явления окружающего мира действуют на человека в таком многообразии, что он не может воспринимать все их с достаточной степенью ясности и реагировать на них одновременно. Из огромного количества воздействующих предметов с наибольшей отчетливостью и осознанностью человек воспринимает лишь некоторые.

Преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими характеризует избирательность восприятия. То, что находится в центре внимания человека при восприятии, – это предмет восприятия, все остальное, второстепенное – фон восприятия. Они очень динамичны: то, что было предметом восприятия, по завершении работы может слиться с фоном, и наоборот, что-то из фона может стать предметом восприятия. Это имеет большое практическое значение: когда надо помочь выделить предмет из фона, используют яркую окраску (оранжевые жилеты путейцев, оранжевые и голубые костюмы космонавтов), особый шрифт (правила в учебниках) и т. п. Иногда, когда необходимо затруднить выделение объекта, растворить его в фоне, используют камуфляж, маскировочные халаты, сетки с веточками, серебристый цвет (самолеты, цистерны с горючим и т. д.).

Избирательность восприятия определяется потребностями личности, интересами, установками, личностными качествами человека.

Предметность восприятия – это отнесенность его к объектам внешнего мира. Человек воспринимает объект не только как комплекс признаков, но и оценивает его как определенный предмет, не ограничиваясь установлением его индивидуальных особенностей, а всегда относя к какой-либо категории, например: овальный, зеленый, пахучий, безвкусный, водянистый – это огурец, овощ; круглый, оранжевый, ароматный, шероховатый, сладкий – это апельсин, фрукт.

Иногда процесс узнавания происходит не сразу – человеку приходится всматриваться, вслушиваться, приближаться к объекту для получения новых сведений о нем. Узнавание может быть неспецифическим, когда человек определяет только род предмета (какая-то машина, здание, человек), или специфическим (это автомобиль моего брата, это наш учитель истории) и т. п.

Предметность определенным образом влияет на поведение человека: если предъявить ему кирпич и блок динамита, он будет вести себя по-разному.

Очень важными свойствами восприятия, связанными с предметностью, являются его целостность и структурность. Восприятие всегда есть целостный образ объекта. Зрительные ощущения не обеспечивают предметного отражения. Сетчатка глаза лягушки («детектор насекомых») сигнализирует о нескольких признаках объекта, таких как движение, наличие углов. У лягушки не возникает зрительного образа, поэтому в окружении неподвижных мух она может умереть голодной смертью. Способность целостного зрительного восприятия не является врожденной. У слепорожденных, обретших зрение в зрелые годы, восприятие возникает не сразу, а через несколько недель. Этот факт еще раз подтверждает, что восприятие формируется в процессе практики и представляет собой систему перцептивных действий, которыми надо овладеть.

Структурность восприятия заключается в том, что оно представляет собой не просто сумму ощущений, в нем отражаются взаимоотношения различных свойств и частей предмета, т. е. их структура. Каждая часть, входящая в образ восприятия, приобретает значение лишь при соотнесении ее с целым и определяется им. Так, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию; узнаем эту мелодию, когда ее исполняет оркестр, либо какой-то один музыкальный инструмент, либо человеческий голос, хотя слуховые ощущения при этом различны.

Поскольку психика является субъективным образом объективного мира, люди одну и ту же информацию воспринимают по-разному, в зависимости от особенностей воспринимающей личности – ее направленности, взглядов, убеждений, интересов, потребностей, способностей, переживаемых чувств. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, особенностей его личности и прошлого опыта носит название апперцепции. Это одно из важнейших свойств восприятия, поскольку оно придает ему активный характер.

Константность – это относительное постоянство воспринимаемых величины, цвета и формы предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности. Ее источником являются активные действия системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия. Восприятие объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру объекта. Константность – не врожденное, а приобретенное свойство. При отсутствии константности ориентировка невозможна. Если бы восприятие не было константным, то при каждом шаге, повороте, движении мы бы сталкивались с «новыми» предметами, не узнавая их.

Восприятие человека – это не только чувственный образ, но и осознание выделенного из окружающего мира определенного объекта. Благодаря осмыслению сущности и назначения предметов становится возможным целенаправленное их использование, практическая деятельность с ними. Осмысленность восприятия представляет собой осознанность отображаемых объектов, а отражение любого единичного случая как особого проявления общего – обобщенность восприятия. Осмысленность и обобщенность восприятия достигаются пониманием сущности предметов в процессе мыслительной деятельности. Восприятие протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос: «Что это такое?» Осмыслить, сознательно воспринять предмет – значит прежде всего назвать его, обобщить в слове, отнести к определенному классу. Незнакомый предмет мы сравниваем со знакомым, пытаемся отнести его к некоторой категории. Швейцарский психиатр Г. Роршах (1884–1928) показал, что даже бессмысленные чернильные пятна нормальными людьми всегда воспринимаются как что-то осмысленное (бабочки, собака, облака, озеро и т. п.). Только некоторые психически больные люди склонны воспринимать случайные чернильные пятна как таковые.

Виды восприятия. Восприятие различается по видам в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора, так как не все анализаторы играют одинаковую роль: обычно один из них является ведущим.

В зависимости от ведущего анализатора различают следующие виды восприятия.

1. Простые зрительные, слуховые, осязательные. Каждый человек владеет всеми простыми видами восприятия, но одна из этих систем обычно развита лучше других, что соответствует трем основным сферам сенсорного опыта: визуальной, аудиальной и кинестетической.

Визуальный тип. Вся воспринимаемая информация представляется этому типу людей в виде ярких картин, зрительных образов. Они часто жестикулируют, как бы рисуя в воздухе представляемые образы. Для них характерны высказывания: «Я ясно вижу, что...», «Вот посмотрите...», «Давайте представим...», «Решение уже вырисовывается...».

Аудиальный тип. Эти люди употребляют другие слова: «Это звучит так...», «Мне созвучно это...», «Я слышу, что вы говорите...», «Вот послушайте...» и т. п.

Кинестетический тип. Люди, принадлежащие к этому типу, хорошо запоминают движения, ощущения. В разговоре они используют кинестетические слова и выражения: «Если взять, к примеру...», «Я не могу ухватить мысль...», «Попробуйте ощутить...», «Это очень тяжело...», «Я чувствую, что...».

Ярко выраженные представители этих типов имеют специфические особенности в поведении, типе тела и движениях, в речи, дыхании и т. п. Ведущая сенсорная система оказывает влияние на совместимость и эффективность общения с другими людьми. В жизни люди часто плохо понимают друг друга, в частности от того, что не совпадают их ведущие сенсорные системы. Если необходимо установить хороший контакт с человеком, то нужно использовать те же самые процессуальные слова, что и он. Если же вы хотите установить дистанцию, то можете намеренно употреблять слова из другой системы представлений, отличной от системы собеседника.

2. Сложные виды восприятия выделяются в том случае, если одинаково интенсивно мобилизуются несколько анализаторов: зрительно-слуховые; зрительно-слуховые-осязательные; зрительно-двигательные и слухо-двигательные.

3. Специальные виды восприятия различают в зависимости от воспринимаемого объекта: времени, пространства, движений, отношений, речи, музыки, человека человеком и т. п.

В зависимости от степени целенаправленности деятельности личности выделяются непроизвольное и произвольное восприятие. Непроизвольное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов, так и соответствием этих предметов интересам и потребностям личности. Произвольное восприятие предполагает постановку цели, приложение волевых усилий, преднамеренный выбор объекта восприятия. Произвольное восприятие переходит в наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие объекта с определенной, ясно осознаваемой целью. Наблюдение является наиболее развитой формой произвольного восприятия и характеризуется большой активностью личности.

Важнейшими требованиями к процессу наблюдения являются: постановка цели, планомерность, систематичность, ясность задачи, ее дробление, постановка частных, более конкретных задач. Наблюдению надо специально обучать. Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует его культуру, то у него развивается такое свойство личности, как наблюдательность – умение подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений.

Нарушения восприятия. Восприятие не всегда дает абсолютно верное представление об окружающем мире. Иногда в состоянии умственного переутомления у человека возникает пониженная восприимчивость к внешним стимулам – гипостезия. Все вокруг становится неярким, нечетким, блеклым, бесформенным, неинтересным, застывшим. При резком физическом или эмоциональном переутомлении происходит повышение восприимчивости к совершенно обычным раздражителям – гипертезия. Дневной свет вдруг ослепляет, звуки оглушают, запахи раздражают, даже прикосновение одежды к телу кажется грубым и неприятным.

Ошибочное восприятие реальных объектов называется иллюзиями (от лат. illusio – обманчивый). Иллюзии могут быть аффективными, вербальными и перейдолическими. Аффективные иллюзии обусловлены подавленным состоянием, плохим настроением, тревогой, страхом – даже висящая на вешалке одежда может показаться грабителем, случайный прохожий – насильником, убийцей. Вербальные иллюзии заключаются в ложном восприятии содержания реальных разговоров других людей. Человеку кажется, что все его осуждают, намекают на какие-то неблаговидные поступки, издеваются над ним, угрожают. Перейдолические иллюзии вызываются снижением тонуса психической деятельности, пассивностью. Обычные узоры на обоях, трещины на потолке, на полу, различные светотени воспринимаются как яркие картины, сказочные герои, фантастические образы, необыкновенные панорамы.

Иллюзии следует отличать от галлюцинаций – психопатологического проявления восприятия и памяти. Галлюцинация – это образ (зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный, вкусовой), возникающий в сознании независимо от внешних стимулов и имеющий для человека значение объективной реальности. Галлюцинации являются следствием того, что восприятие оказывается насыщенным не внешними впечатлениями, а внутренними образами. Человек, находящийся во власти галлюцинаций, переживает их как истинно воспринимаемое – он действительно видит, слышит, обоняет, а не представляет все это. Для него субъективные чувственные ощущения так же реальны, как и исходящие из объективного мира.

Восприятие - более сложный по сравнению с ощущением психический познавательный процесс. Это целостное отражение предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств человека.

В отличие от ощущений, итогом которых являются возникающие элементарные, простые чувства (например, холода, тепла, жажды, голода, тона, силы и высоты звука, тяжести и т.п.), в результате восприятий складываются образы предметов и явлений, ситуаций действительности, возникающие на основе, как правило, комплекса взаимосвязанных ощущений.

Одна из задач восприятий состоит в том, чтобы формировать у человека правильные образы объективной реальности, находящейся как вне его, так и в нем самом (телесные восприятия).

В зависимости от количества анализаторов, участвующих в отражении мира, восприятия подразделяют на простые и сложные.

К простым восприятиями относят те, которые возникают на основе работы преимущественно одного анализатора. Например, по звуку работающего двигателя специалист может определить не только тип автомобиля, но и состояние самого двигателя. В зависимости от модальности рецепторов различают зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные восприятия.

Сложные восприятия возникают на основе работы нескольких анализаторов. Например восприятие обстановки на рабочем месте, в квартире, в общественном транспорте и т.д. Очевидно, что сложные восприятия более полно отражают действительность по сравнению с простыми и, конечно же, по сравнению с ощущениями.

К числу сложных видов восприятий относят восприятие пространства (величины, объемности, формы, удаленности, расстояния между предметами, рельефа предмета, местности и др.), времени (длительности, последовательности явлений), движения (скорости, направленности).

Физиологическим механизмом восприятия является комплексная аналитико-синтетическая деятельность анализаторов и, как следствие, ее возникающие условно-рефлекторные связи между частями и свойствами предметов и явлений мира, а также условно-рефлекторные связи между анализаторами.

Как видим, физиологическую основу восприятий составляют два вида нервных связей: связи, образуемые в пределах одного анализатора (при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности как одного сложного раздражителя) и межанализаторные связи (при одновременном воздействии на органы чувств комплекса раздражителей разной модальности). Благодаря межанализаторным связям в восприятии отражаются и такие особенности внешнего мира, для которых нет специализированных анализаторов, например величина предмета, его вес, форма, удельный вес и др. И потому в восприятии мир познается полнее и глубже, чем в ощущениях.

Восприятие связано не только с ощущением, но и с процессами мышления: анализом, синтезом, сравнением. Восприятие выступает связующим звеном между простейшим психическим познавательным процессом - ощущением и мышлением - более сложным, высшим познавательным процессом.

Восприятия всегда выступают как субъективные образы объективно существующей действительности, в которых она более или менее точно и полно, правильно отражается и понимается человеком.

Типы и особенности восприятий

В психологии выделяют три типа восприятий: синтетические, аналитические и аналитико-синтетические.

Синтетический тип восприятия присущ людям, которые воспринимают окружающий их мир в целом, в совокупности всех его сторон, сфер, граней, подчас не замечая при этом деталей.

Аналитический тип восприятия характеризуется проявлением тенденции к восприятию деталей, частностей и затрудненным восприятием целого.

Аналитико-синтетический тип восприятия наиболее распространен и характеризуется присутствием в нем в той или иной степени тенденции к восприятию частностей, деталей и общего, целого.

Восприятия классифицируют и по другим признакам: по восприятию речи, поведения, человека человеком (перцепция), образа и т.н.

Восприятие как психический познавательный процесс имеет особенности, учет которых может повысить качество профессиональной деятельности специалиста.

В психологии выделяют следующие особенности восприятий: осмысленность и обобщенность, предметность, целостность, структурность, константность, избирательность.

Восприятие имеет осмысленный и обобщенный характер. Восприятие человеком предметов и явлений имеет для него определенный смысл (что это: кирпич, хлеб, металлическая заготовка) и личностный смысл, значимость (полезные - вредные, нужные - ненужные, красивые - уродливые и т.д.).

Восприятие носит предметный характер. В нем отражаются разнообразные объекты, явления, предметы, имеющие конкретное предназначение и смысл.

С предметностью восприятия связана его целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств человека, при восприятии в сознании человека отражаемый объект предстает в совокупности многих качеств и свойств как целостный объект, находящийся во взаимосвязях с другими объектами.

Следующая особенность восприятия состоит в его структурности. Мы узнаем предметы и явления благодаря устойчивой структуре, системе их признаков. Все это непростая сумма, комплекс отдельных ощущений. В восприятии осуществляется выявление связей и отношений частей, сторон предметов и явлений (например, стул, стол, автомобиль воспринимаются нами как соответствующие предметы вне зависимости от их частных, конкретных признаков).

Объективный источник целостности и структурности восприятий находится в реальной действительности, в ее объектах и их связях. Субъективно целостность и структурность восприятий обеспечивается предметной деятельностью и формированием условно-рефлекторных связей. И. М. Сеченов отмечал, что целостность и структурность восприятий являются результатом рефлекторной деятельности анализаторов.

Восприятия отличаются константностью - независимостью отражения объективных качеств предметов (величины, формы, цвета, содержания и др.) от условий восприятия. Одни и те же предметы могут восприниматься нами в разных условиях (время суток, расстояние, степень освещенности, на разном фоне и т.п.), которые не могут не оказывать влияния на качество восприятия, однако объективные параметры предметов воспринимаются в неизменном виде (что это: количество, объем и т.п.).

Одной из особенностей восприятия человека является его избирательная направленность. В восприятии обычно из множества окружающих нас предметов, объектов выделяются лишь несколько или один, а все остальные составляют фон восприятия. Выделение объектов может проходить либо непроизвольно, без волевых усилий, либо произвольно, на основе воли.

Выделение тех или иных объектов зависит от того, на что направлена деятельность человека, от его потребностей, интересов, установок, от состояния его психики, физического здоровья. На особенности восприятия человеком объективной реальности оказывают влияние поставленные перед ним задачи, его цели, мотивы поведения и деятельности. Избирательность в восприятии предметов и явлений действительности, других людей может иметь полоролевые, возрастные, этнические, профессиональные, религиозные и другие особенности.

Восприятие зависит не только от раздражителя, но и от содержания психики человека, от его опыта. Эта зависимость называется апперцепцией и может быть как устойчивой, так и неустойчивой, временной. Устойчивость апперцепции обусловлена жизненным опытом человека, его установками, стилем поведения, деятельности, мышления, уровнем и характером самооценки, системой смыслов и ценностей. Временная апперцепция возникает под влиянием психического состояния и характера деятельности человека, проявляющихся чувств, настроений.

Особенно отрицательно влияют на восприятия страх, состояния психической напряженности, тревожности, неуверенности, беспокойства, чрезмерной усталости, аффективные, фрустрационные и эйфорические состояния человека.

Как видим, восприятие является активным психическим познавательным процессом, которым можно управлять.

В процессе восприятия могут возникнуть ошибки. Неправильное, искаженное, поверхностное восприятие называют иллюзией. Наиболее распространены иллюзии зрительного восприятия (рис. 7.3-7.7). Известен факт, называемый фантомом конечности. Он проявляется в том, что человек длительное время после ампутации руки или ноги продолжает "чувствовать" отсутствующую часть конечности и даже пытается двигать ею и пользоваться для захвата или перемещения предметов, ощущает в ней боль. Фантом конечности обычно наблюдается после ампутации у взрослых людей и в отношении тех частей тела, которыми они активно пользовались.

Причины иллюзий самые разные. Иллюзию может вызвать временная апперцепция. Иллюзии возникают, когда нет достаточной контрастности между воспринимаемыми предметами и окружающим фоном по форме, объему, цвету, освещенности. Одной из причин иллюзий является эффект иррадиации, когда светлые предметы кажутся большими, чем такие же по размеру, но темные. Общеизвестны иллюзии стрелы, железнодорожных путей, концентрических окружностей, контраста, иллюзия веера и др.

Рис. 7.3.

Рис. 7.4. Избирательность восприятия. На этом рисунке попеременно воспринимается то ваза на черном фоне, то два профиля на белом фоне. Но если тот или иной объект

становится предметом деятельности, то он доминирует в поле восприятия (например, при выявлении соотношений элементов вазы)

Рис. 7.5.

Рис. 7.6. Иллюзия контраста. Внутренний кружок слева кажется больше внутреннего кружка справа, хотя в действительности они равны

Рис. 7.7.

Виды восприятий

В зависимости от участия воли, целенаправленности восприятия подразделяют на непреднамеренные и преднамеренные.

Непреднамеренное восприятие не связано с волевым напряжением и заранее поставленной целью. Оно происходит в результате непосредственного взаимодействия органов чувств и действительности, запечатления ее образов в памяти человека помимо его желания, непреднамеренно, непроизвольно. Вполне очевидно, что при таком восприятии образы реальной действительности не только не осознаются человеком (отражение происходит на подсознательном уровне), но и обладают недостаточной четкостью, определенностью. Вместе с тем такие восприятия играют исключительно большую роль в жизнедеятельности человека: они создают мощный информационный фон в его психике и при определенных обстоятельствах могут оказывать влияние как на восприятие им действительности, так и на ориентации и поведение в ней.

Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в его основе находится задача, решение которой связано с известным усилием воли. Такое восприятие осуществляется как система целенаправленных перцептивных действий и требует специального научения, опыта человека. В процессе преднамеренного восприятия происходит обнаружение, различение, идентификация и опознание искомых предметов, явлений, из связей.

Одной из форм преднамеренного восприятия является наблюдение - преднамеренное, целенаправленное, систематическое, планомерное и длительное восприятие предметов и явлений действительности, людей и самого себя. Наблюдение более эффективно, если наблюдатель обладает развитым мышлением, памятью, вниманием, достаточными знаниями и опытом в наблюдаемой области.

Наблюдение более успешно у людей с развитой наблюдательностью, состоящей в способности и умении подмечать те или иные грани, свойства действительности, понимать их природу, взаимосвязи, зависимости. Наблюдательность несет в себе и профессиональные аспекты, особенности жизненного опыта. В этом смысле наблюдательность у людей содержательно различна в зависимости от характера профессиональной деятельности, специальности и социального (нравственного, политического, семейного и др.) опыта. И поэтому подготовка специалиста предполагает формирование у него профессиональной наблюдательности как качества личности.

Всю необходимую информацию об окружающем мире мы получаем с помощью восприятия, или перцепции, как этот процесс называют психологи. Есть и более примитивный, элементарный познавательный процесс – ощущение, но оно не дает целостного представления о реальности, и само по себя нами не всегда даже осознается. Мы не отдаем себе отчета о том, как возникает раздражение в чувствительных клетках органов чувств (рецепторах), как нервный импульс со скоростью более 100 м/с несется по нейронным цепям к строго определенному участку головного мозга. Возникшее там ощущение мгновенно обрабатывается, осмысливается, связывается с хранящейся в памяти информацией, и возникает образ.

Он-то и есть продукт восприятия – отражения объектов мира при непосредственном контакте с ними. Многообразие окружающего мира находит отражение в различных видах восприятия, которые связаны с разными сенсорными системами или органами чувств. Пять основных видов восприятия соответствуют зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусовой чувствительности.

Зрительное восприятие – одно из важнейших. По данным исследований, зрение поставляет нам более 80 % информации, а 20 % приходится на остальные органы чувств.

В основе зрительного восприятия способность человека ощущать световые потоки, причем свет разной длины волны, отражаясь от предметов, вызывает различные цветовые ощущения.

Чувствительность к свету у человека ниже, чем у кошки, а дальность зрительного восприятия меньше, чем у орла, но человеческое восприятие обладает множеством уникальных и полезных особенностей.

Цветовое зрение

Цвет – это не что иное, как свет различной длины волны, но он имеет огромное значение в нашей жизни. Цветовосприятие настолько важно для человека, что окружающий нас колорит может влиять на:

  • наше настроение;
  • работоспособность;
  • и даже на физическое состояние.

В обстановке, бедной красками, у человека возникает «цветовое голодание», а у маленьких детей даже задержка умственного развития (о специфике влияния цветов читайте ).

Высшие животные тоже способны различать цвета, но их способности в этом не сравнимы с человеческими. Даже обычный, нетренированный человек спокойно может различить 150 оттенков. А художники-колористы способны увидеть более 10 тыс. цветов.

Осмысленность зрения

Люди не просто воспринимают световые сигнала, наш мозг постоянно обрабатывает визуальную информацию. Зрительное восприятие осознанно. Думаем, каждый сталкивался с ситуацией, когда, увидев незнакомый предмет, мы мучительно стараемся понять, что это такое, роемся в памяти, пытаясь найти там что-то похожее или вызвать ассоциацию со знакомым предметом.

В отличие от человека, животные реагируют только на значимые для них предметы, а незнакомые оценивают по степени их опасности или съедобности.

Виды зрительного восприятия

Зрительное восприятие разнообразно, и в рамках этого перцептивного процесса выделяют несколько видов.

  • Восприятие формы, которое связано со способностью человека различать основную фигуру и фон. Они могут меняться местами, в зависимости от значимости и направленности внимания. Например, книга, лежащая на столе, заваленном бумагами, ручками, блокнотами и другими предметами, может нами восприниматься как центральный объект, а остальное будет фоном. Но если нам нужна, допустим, ручка, то объектом станет она. Хоть это касается только пространства, наполненного примерно однородными предметами.
  • Восприятие пространства – это тоже особый вид зрительного восприятия. Он включает в себя способность видеть глубину, объем, удаленность предметов и их форму. Интересно, что на сетчатке глаза возникает двухмерное изображение предмета, а в зрительном отделе головного мозга формируется его трехмерный образ. Считается, что эта способность связана с бинокулярным зрением, и изображение с 3D-эффектом возникает за счет наложения двух «картинок» от каждого глаза как в стереоскопе.

Однако все гораздо сложнее. Ведь если человек утрачивает способность видеть одним глазом, то картинка все равно остается трехмерной и объемной, так же и как восприятие глубины пространства. Наш мозг компенсирует недостающую информацию той, что хранится в памяти, достраивает изображение до необходимой «трехмерности».

Но зрительное восприятие еще не до конца изучено, в нем много непонятного и даже таинственного. Например, как мы видим движущиеся предметы?

  • Большинство исследователей считают, что информация о перемещении объектов поступает в головной мозг от нервных окончаний мышц глаза, когда он движется за объектом.
  • Другие ученые считают, что восприятие движения связано с перемещением изображения по сетчатке глаза.

Слуховое восприятие

В основе этого вида восприятия способность человека получать информацию в виде звуковых волн. Хоть у большинства животных слух более чуткий, чем у человека, но и мы можем воспринимать звуки в довольно широком диапазоне – от 20 до 20 000 Гц.

К тому же у человека звуковое восприятие специализировано. Наряду с обычным слухом, выделяют музыкальный и фонематический слух.

  • Музыкальный слух – это способность различать звуки по высоте, что дает возможность наслаждаться гармонией музыки. К музыкальному слуху относят и ритмический, интонационный, ладовый, полифонический и другие.
  • Человек способен слышать и понимать не только музыку, но и речь. Чувствительность к речевым звукам – фонемам называют фонематическим или речевым слухом. От него зависит, насколько успешно мы будем овладевать иностранными языками.

Интересно, что музыкальный слух намного древней фонематического, звуки музыки человек начал воспринимать и понимать раньше, чем овладел членораздельной речью.

Обоняние и вкус

Вкусовое и обонятельное восприятия значительно ближе к ощущениям, то есть к элементарным сенсорным процессам, чем зрение и слух, которые эволюционно у человека претерпели большие изменения. Кроме этого, обоняние и вкус настолько тесно взаимосвязаны, что мы часто их путаем, точнее, наделяем вкус характеристиками запахов. Например, когда говорим о вкусовом разнообразии. Никакого разнообразия нет, человек способен ощущать всего пять вкусов:

  • сладкий,
  • соленый,
  • кислый,
  • горький,
  • пряный.

Под вкусовым разнообразием мы чаще всего имеем ввиду запахи. Вот их, действительно, огромное количество, ведь каждый предмет пахнет по-своему.

Обоняние всегда предметно, то есть мы воспринимаем запахи через их связь с предметами: лимон пахнет лимоном, малина – малиной, а нагретый солнцем асфальт именно им и пахнет. А совершенно незнакомый запах, который ни с чем у нас не ассоциируется, описать невозможно. Попробуйте человеку, который никогда не бывал на море, объяснить, как оно пахнет?

Тактильные ощущения – самый древний вид сенсорной чувствительности, возникший у живых организмов значительно раньше не только зрения и слуха, но и обоняния. Осязание тоже чаще относят к ощущениям, чем к полноценному восприятию, в нем слишком много от физиологического и рефлекторного. Однако роль осязания в жизни становится понятна в сложной ситуации, когда человек утрачивает зрение. Вот тогда тактильные ощущения становятся осознанными и могут ему частично компенсировать невозможность видеть, так как дают информацию о форме предметов.

Наибольшей чувствительностью у человека обладают кончики пальцев и ладони. Они огромным количеством нервных волокон связаны с различными участками головного мозга. Поэтому можно сказать, что уровень умственного развития человека во многом зависит от его пальцев. Недаром же детские психологи такое большое внимание уделяют мелкой моторике рук детей.

Восприятие времени

Этот вид восприятия стоит особняком не только потому, что мало изучен, но и потому, что сложно определить, с какой сенсорной системой он связан. Скорее всего, восприятие времени зависит от разных рецепторов – чувствительных нервных клеток, в том числе расположенных во внутренних органах.

Наше тело может существовать только в настоящем, а вот разум способен «путешествовать» в прошлое и прогнозировать будущее. Ощущение времени – это полностью продукт работы головного мозга, поэтому оно так субъективно и завит от множества факторов:

  • настроения,
  • заинтересованности,
  • чувства тревоги,
  • состояния ожидания.

Наиболее распространенная точка зрения объясняет, что наше представление о промежутках времени связано с биоритмами, то есть с ритмическими процессами в нашем организме. Это и сокращение сердца, и дыхание, и процессы обмена веществ в клетках, и время прохождения сигнала по нейронным цепям и т. д.

Эти явления важны, но недостаточны для понимания сущности восприятия времени, так как оно связано не только с внутренними процессами, но и с событиями внешнего мира. Чем больше интересного и значимого случается в нашей жизни, тем короче кажется временной промежуток.

  • Неделя, заполненная интересной работой или активным, увлекательным отдыхом, пролетает мгновенно.
  • А пустое время, когда скучно и ничего интересного не происходит, тянется как резина. Думаем, все помнят, как долго тянулся скучный урок в школе.
  • Еще продолжительнее кажется промежуток, связанный с ожиданием и тревогой.

Восприятие как психический процесс возникает в момент непосредственного контакта с реальностью. Оно сиюминутно и неустойчиво. Но благодаря ему, нам доступно все многообразие окружающего мира, данного в ощущениях. Информация, поставляемая восприятием, сохраняется в нашей памяти в виде ярких образов и служит необходимым материалом для мышления.

Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возни­кающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем, являясь результатом синтеза изолированных ощущений в пределах одной или нескольких модальностей.

Целостное отражение образов выходит за пределы изолированных ощущений, опираясь на совместную работу органов чувств. Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов и ситуаций.

Этот синтез может протекать как в пре­делах одной модальности (например, когда мы смотрим кинокартину, происходит объединение отдельных зрительных ощущений в целые образы), так и в пределах нескольких модальностей (воспринимая апельсин, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые ощущения).

Поэтому основным отличием восприятия от ощущения является предметность осознания всего, целостное отображение предмета.

Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в ор­ганах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действи­ем раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные цент­ры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно поступает в проекцион­ные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сен­сорная информация.

описанный выше механизм является механизмом воз­никновения ощущений.

Следовательно, ощущения могут быть рассмотрены как струк­турный элемент процесса восприятия.Собственные физиологические механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного образа па последую­щих этапах, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира. Поэтому интегративные зоны коры головного мозга, за­вершающие процесс восприятия,часто называют перцептивными зонами. Их фун­кция существенно отличается от функций проекционных зон.

при нарушении деятельности интегративных зон люди перестают понимать человеческую речь

или не понимает, что он видит – короче, агнозии наступают.

Физиологическая основа восприятия еще более усложняется тем, что оно тес­но связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами. Следовательно, начавшись в орга­нах чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, пере­ходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействия с другими нервными возбуждениями. Вся эта сеть возбужде­ний, взаимодействующих между собой и широко охватывающих разные зоны коры, и составляет физиологическую основу восприятия.

Поскольку восприятие тесно связано с ощущением, можно предположить, что оно, как и ощущение, является рефлекторным процессом. Рефлекторную основу восприятия раскрыл И. П. Павлов . Он показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, т. е. временные нервные связи, образующиеся в коре боль­ших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. При этом последние выступают в качестве комплекс­ных раздражителей, так как при обработке вызванного ими возбуждения в ядрах корковых отделов анализаторов протекают сложные процессы анализа и синтеза.

Помимо ощущений в процессе вос­приятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспри­нимается, т. Е. В процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Восприятие связано с опознанием, с пониманием и осмысливанием предметов или явлений, с отнесением их к определенной категории. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.

Исследования психофизиологов показывают, что восприятие является очень сложным процессом, требующим вовлечения процессов мышления и памяти. А именно: аналитико-синтетическая работа (выделение из всего комплекса воздействующих признаков основных ведущих признаков (анализ); объедине­ние группы основных существенных признаков и их сопоставление с прежними знаниями о предмете (синтез и память)). В процесс восприятия всегда включены двигательные компо­ненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривание соответствующих звуков при воспри­ятии речи).

Причем следует иметь в виду, что восприятие знакомых пред­метов (чашка, стол), их узнавание происходит очень быстро, при восприятии новых или незнакомых предметов узнавание их протекает гораздо сложнее и в более развернутых формах. Полное восприятие таких предметов возникает как результат сложной аналитико-синтетической ра­боты, при которой выделяются одни, существенные, признаки, тормозятся дру­гие, несущественные. Затем воспринимаемые признаки объединяются в одно осмыс­ленное целое. Поэтому скорость узнавания или отражения объекта реального мира во многом определяется тем, насколько восприятие, как процесс, активно, т. Е. Насколько активно идет отражение этого объекта.

Огромную роль в восприятии играет наше желание восприни­мать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем. Таким образом, в восприя­тии предмета реального мира задействованы внимание и направленность. Интересный предмет будет восприниматься нами более активно.

С практической точки зрения главная функ­ция восприятия заключается в обеспечении рас­познавания объектов, т. Е. Их отнесении к той или иной категории.

Различные виды восприятия имеют свои специфические закономерности. Но существуют общие закономерности восприятия, которые проявляются в его свойствах: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность (или избирательность).

Предметность восприятия - это способность отражать объекты и явления ре­ального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность не является врожден­ным свойством восприятия, она развивается и совершенствуется в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка.

Наиболее простой формой осмысливания предметов и явлений является узнавание. Здесь восприятие тесно связано с памятью. Узнать предмет – это значит воспринять данный предмет и соотнести его с ранее сформировавшимся образом. Узнавание может быть обобщенным, когда предмет относится к какой-либо общей категории, и дифференцированным, когда воспринимаемый объект отождествляется с ранее воспринимавшимся единичным предметом. Это более высокий уровень узнавания. Для такого рода узнавания необходимо выделение специфических для данного предмета признаков, его примет. При узнавании человек не выделяет всех признаков предмета, а использует его характерные опознавательные признаки. Для узнавания материальных объектов существенное значение имеют их контуры, характерное для данного предмета сочетание линий.

Целостность восприятия - характеристика восприятия, которая заключается в том, что отдельные признаки какого-либо объекта, которые актуально не воспринимаются, все же оказываются интегрированными в целостный образ восприятия этого объекта. Даже в тех случаях, когда мы воспринимаем лишь некоторые признаки знакомого объекта, мы мысленно дополняем недостающие признаки и части этого объекта.

Структурность восприятия – это способность узнавать различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В восприятии осуществляется вычленение взаимоотношений, частей, сторон предмета. Мы воспринима­ем фактически абстрагированную от ощущений обобщенную структуру, ко­торая формируется в течение некоторого времени. Например, если человек слу­шает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают зву­чать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т. Е. Воспринимает ее структуру в целом.

Константность восприятия - независимость отражения объективных качеств предметов (величины, формы, цвета) от временных условий. Одни и те же предметы воспринимаются нами в различных изменяющихся условиях: при различной освещенности, с разных точек зрения, с разного расстояния. Однако объективные качества предмета воспринимаются нами в неизменном виде. Цвет мела даже в сумерках для нас будет белым.

Константность восприятия - не наследственное качество, она формируется в опыте, в процессе обучения. В ходе исследования восприятия людей, постоянно живущих в густом лесу, которые не видели предметов на большом расстоянии, обнаружено, что они воспринимают их как маленькие, а не как удаленные. В некоторых непривычных условиях константность восприятия может быть нарушена – возникает аконстантность. Так, если мы смотрим вниз с большой высоты

Избирательность в (активность) восприятия - преимущественное выделение объекта из фона. Из бесчисленного количества окружающих нас предметов и явлений мы выделяем в данный момент лишь некоторые из них. Это зависит от того, на что направлена деятельность человека, от его потребностей и интересов.

Более отчетливо воспринимаемый объект, на который ориентировано восприятие, субъективно интерпретируется как «фигура», а все остальные объекты воспринимаются как ее «фон». Выделение объекта из фона осуществляется по его контуру. Чем резче, контрастнее контур предмета, тем легче его выделение. И наоборот, если контуры объекта размыты, вписаны в линии фона, то объект трудно различить. Легче выделяется то, что в действительности является отдельным предметом и хорошо знакомо из прошлого опыта.

Восприя­тие целого обусловлено восприятием его частей и свойств, в то же время оно само влияет на их восприятие. Важность роли восприятия части в восприятии целого не означает, что для узнавания предмета необходимо воспринимать все его части. Многое из того, что имеется в объекте, совсем не воспринимается, или воспринимается неясно, но тем не менее мы узнаем предмет.

Это происходит потому, что каждый пред­мет имеет характерные, только ему присущие опознавательные признаки. Отсут­ствие именно этих признаков в восприятии мешает нам опознать предмет, в то же время отсутствие других, менее существенных признаков при наличии в восприя­тии существенных не мешает узнать то, что мы воспринимаем.

Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией . особенности восприятия определяются всем практическим и жизненным опытом человека, поскольку процесс вос­приятия неотделим от деятельности.

Воспринимая ряд незнакомых фигур, мы уже на первых фазах восприятия стараемся найти какие-то этало­ны, с помощью которых можно было бы охарактеризовать воспринимаемый объект. В процессе восприятия, для того чтобы классифицировать то, что воспри­нимаете, вы будете выдвигать и проверять гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории предметов.

Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия.

Явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется ил­люзией восприятия . Иллюзии наблюдаются в любых видах восприятия (зритель­ного, слухового и др.). Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т. П., но и физическими факторами и явлениями: освещенность, положение в пространстве и др.

Следующим свойством восприятия является его осмысленность. Хотя воспри­ятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Как мы уже говорили, восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет - это значит мысленно назвать его, т. Е. Отнести к опреде­ленной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незна­комого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воз­действующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилуч­шего толкования имеющихся данных.

Основные виды восприятия

В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой орган чувств (или какая модальность) играет в воспри­ятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кине­стетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.

Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются

Основой другого типа классификации являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

По степени преднамеренности принято выделять непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произ­вольное) восприятие. При непреднамеренном восприятии мы не руководствуем­ся заранее поставленной целью или задачей - воспринять данный предмет. Вос­приятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей - воспринять тот или иной пред­мет или явление, ознакомиться с ним.

Наши знания, инте­ресы, привычные установки, эмоциональное отношение к тому, что воздействует на нас, влияют на процесс восприятия. Поскольку все люди различаются как по своим интересам и установкам и целому ряду других характеристик, мы можем утверждать, что существуют индивидуальные различия в восприятии.

Целостный, или синтетический, тип восприятия: у склонных к нему лиц ярче всего представлено общее впечатление от предмета, общее содержание восприятия, общие особенности того, что воспринято. Люди с этим типом восприятия меньше всего обращают внимание на детали и подроб­ности.

Они больше улавли­вают смысл целого, чем детальное содержание.

Лица с другим типом восприятия - детализирующим, или аналитическим, - наоборот, склонны к четкому выделению деталей и подробностей. Предмет или явление в целом, общий смысл того, что было воспринято, отходит для них на второй план.

Лица, относящиеся к описательному типу, ограничиваются фактической стороной того, что видят и слышат. Они не пытаются объяснить себе суть воспринято­го явления. Лица, относящиеся к объяснительно­му типу

Всегда стремятся объяснить увиденное или услышанное. Этот тип поведения чаще сочетается с целостным, или синтетическим, типом восприятия.

Для объек­тивного типа восприятия характерно строгое соответствие тому, что происходит в действительности. Лица же с субъективным типом восприятия выходят за пре­делы того, что им дано фактически, и привносят многое от себя. Их восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается.

Виды восприятия (Столяренко «Основы психологии»): восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движений, пространства, восприятие человека.

При описании процесса построения образа воспринимаемого объекта различают стимулъную и деятелъностную парадигму (С. Д. Смирнов). Стимульная парадигма рассматривает процесс построения образа как реактивный (рефлекторный) процесс, в котором можно выделить три этапа:

1. Получение и селекция чувственных ощущений различной модальности от воздействующих на организм раздражителей.

2. Складывание из полученных таким образом ощущений целостного образа предмета в результате присоединения к этим ощущениям образов памяти о прошлых воздействиях данного предмета на органы чувств той же модальности, что и актуальное воздействие.

3. Применение к полученному таким образом чувственному образу различных приемов смысловой обработки (обобщение, категоризация, абстрагирование и т. п.).

Таким образом, подчеркивается, что воздействующие раздражители являются главным фактором в возникновении психических образов. Но в любой момент мы испытываем огромное количество воздействий, но не все воздействия «перерабатываем». Стимульной парадигме противостоит деятелъностная парадигма, согласно которой любой психический образ, кроме ощущения, имеет подлинно активную, а не реактивную природу. Стимуляция органов чувств служит не толчком к началу построения образа, в лишь средством для проверки, подтверждения, и, если необходимо, коррекции перцептивных гипотез, которые строятся субъектом. Пока гипотезы (пусть даже ошибочной) нет, процесс построения образа даже не может начаться. образ, который мы видим, есть не что иное, как наша собственная перцептивная гипотеза, апробированная сенсорными данными. Согласно деятелъностной парадигме познавательное действие возникает в ответ на рассогласование прогнозируемых событий на «сенсорном входе» с тем, что реально имеет место или в ответ на совершение самим субъектом действия, которое должно привести к прогнозируемому изменению чувственных впечатлений.

Дополнительно : развитие в онтогенезе . По мнению Б. М. Теплова, признаки предметного восприятия у ребенка начи­нают проявляться в раннем младенческом возрасте (два-четыре месяца), когда на­чинают формироваться действия с предметами. К пяти-шести месяцам у ребенка отмечается возрастание случаев фиксации взора на предмете, которым он опери­рует. Однако на этом развитие восприятия не останавливается, а, наоборот, толь­ко начинается. Так, по мнению А. В. Запорожца, развитие восприятия осуществ­ляется и в более позднем возрасте. При переходе от преддошкольного к дошколь­ному возрасту под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, иссле­дуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое.

В процессе обучения ребенка в школе активно происходит развитие восприя­тия, которое в этот период проходит несколько этапов. Первый этап связан со ста­новлением адекватного образа предмета в процессе манипуляции этим предме­том. На следующем этапе дети знакомятся с пространственными свойствами пред­метов при помощи движений рук и глаз. На следующих, более высоких ступенях психического развития дети приобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этих свойств друг от друга. Причем в процессе восприятия уже не принимают участия какие-либо действия или движения.

Можно спросить, что является важнейшим условием развития восприятия? Таким условием является труд

Не менее важно для ребенка участие в игре. В процессе игры ребенок расширяет не только свой двигательный опыт, но и представление об окружающих его предметах.

  • III.6 Определение расчетных сил нажатия тормозных колодок на ось подвижного состава, учетного веса локомотивов, мотор-вагонного подвижного состава
  • IV. Определение победителей и призеров мероприятий фестиваля
  • VIII. Задания для выполнения в процессе самоподготовки. 1. Опишите основные патологические свойства возбудителя столбняка

  • Восприятие (перцептивный процесс) - это познавательный психический процесс, обеспечивающий целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств.

    В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к простой сумме ощущений. Воспринимая, мы не только выделяем группу ощущений и объединяем их в единый образ, но и осмысливаем этот образ, привлекая прошлый опыт, т.е. восприятие неразрывно связано с памятью и мышлением.

    Виды восприятия.

    В зависимости от доминирующего анализатора выделяют следующие виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое . Во всех видах восприятия в той или иной степени всегда участвуют двигательные ощущения.

    Также выделяют восприятие преднамеренное (например, при наблюдении) и непреднамеренное .

    Основой еще одного типа классификации являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

    Восприятие пространства - необходимое условие ориентировки человека. Оно включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления. Восприятие не всегда дает нам адекват-ное отражение предметов объективного мира, в литературе описаны многочис-ленные факты и условия ошибок в восприятии, главным образом зрительные иллюзии .

    Восприятие времени - отражение объектив-ной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Отражая объективную реальность, вос-приятие времени дает человеку возможность ориентироваться в окружающей среде. Восприятие продолжительных периодов времени в значитель-ной степени определяется характером переживаний. Так время, которое было заполнено интересной, глубоко мотивированной дея-тельностью, кажется короче, чем время, проведенное в бездействии. Восприятие времени изменяется и в зависимости от эмо-ционального состояния. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные — субъек-тивно несколько растягивают временные промежутки.

    Восприятие движения - отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве. Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестезический анализаторы. Параметрами движения объекта являются скорость, ускорение и направление.

    4. Свойства восприятия.

    Наиболее важные особенности восприятия - предмет-ность, целостность, структурность, константность и осмыс-ленность.

    Предметность восприятия — это способность отражать объекты и явления ре-ального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность не является врожден-ным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. И. М. Се-ченов полагал, что предметность формируется на основе движений, обеспечиваю-щих контакт ребенка с предметом. Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенности к объектам внешнего мира.


    Целостность . В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной инфюрмации до целостного образа конкрет-ного предмета.

    С целостностью восприятия связана и его структурность . Данное свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринима-ем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, ко-торая формируется в течение некоторого времени. Например, если человек слу-шает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают зву-чать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т. е. воспринимает ее структуру в целом. Таким образом, восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с кото-рым мы столкнулись в реальном мире.

    Следующим свойством восприятия является константность . Константностью называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изме-нении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомо-биль воспринимается как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изо-бражение, когда мы стоим возле него.

    Благодаря свойству константности , проявляющемуся в способности перцептивной системы компенсировать изменения условий восприятия, мы восприни-маем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

    Восприятие зависит не только от характера раздраже-ния, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек. Поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности чело-века. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией .

    Огромную роль в апперцепции играют знания человека, предшествующий опыт, прошлая практика.

    Следующим свойством восприятия является его осмысленность. Хотя воспри-ятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет — это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к опреде-ленной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незна-комого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воз-действующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилуч-шего толкования имеющихся данных.

    Активность (или избирательность) восприятия заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании.

    Все свойства восприятия приобретаются нами при жизни (прозревшие в зрелом возрасте люди так и не могут пользоваться всеми возможностями зрения).