Всё о сжатом изложении обдумывание задания критерии оценивания

Упражнение № 2. Необходимые вопросы

Определите, какую проблему в тексте ставит автор, какие этапы в движении его мысли мы можем выделить. Анализируя текст, обратите внимание на то, как членится текст на абзацы, ведь каждый абзац - это отдельная смысловая часть, которую нужно передать в своем изложении.

I. Прочитайте текст.

(1)Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами?.. (2)Ну, допустим, человек разносторонне одарен от природы, все мгновенно понимает и запоминает. (3)Но ведь на то он человек, чтобы непременно спросить: «Это просто интересно или это мне для чего-нибудь нужно?» (4)А поняв, для чего это нужно, воодушевиться еще сильнее или, наоборот, охладеть. (5)Чем бы современный школьник ни занимался в будущем -медициной, экономикой, техникой, он может и должен представить себя за компьютером. (6)А вот представить себя в пустыне, животный мир которой необходимо выучить к завтрашнему уроку, не так уж легко. (7)Но прелесть жизни - в ее непредсказуемости. (8)Может быть, придется строить города в пустыне, лечить там людей - как же тогда без знаний о животном мире пустыни?! (9)К тому же то, что сегодня необходимо знать только нескольким людям, завтра может пригодиться многим. (10)И все-таки вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, совершенно естественный и законный. (П)Не ставить его - значит проявить либо непростительный инфантилизм, либо неоправданное равнодушие к собственным занятиям. (12)И даже если увлечение предметом столь велико, что вопрос о его нужности в данный момент не возникает, он непременно должен возникнуть рано или поздно. (13)И пусть лучше это произойдет раньше, чтобы избежать горьких разочарований в напрасно затраченных усилиях или сожалений о неиспользованном времени.

(По И. Милославскому) (212 слов)

II. Выполните задания, которые помогут проверить глубину и точность восприятия исходного текста. 1. Какая проблема поднимается в этом тексте? а) необходимость компьютерной грамотности в современном мире б) ответственное отношение к получению знаний в) природа человеческой одаренности г) причины охлаждения людей к получению новых знаний

2. Какой(-ие) тип(-ы) речи использует(ют)ся в этом тексте? а) повествование б) рассуждение в) описание и рассуждение г) повествование и рассуждение

3. Каким(-ими) предложением(-ями) можно опровергнуть следующее высказывание: «Человек должен четко знать, какие именно знания ему потребуются в будущем, и не отвлекаться на изучение ненужных наук»? а) 1-2 6)5 в) 7-8 г) 10

4. Допишите аннотацию к этому тексту, вставив на место пропусков необходимые слова. Вначале автор ставит вопрос: «_____________________?» Человек, по его мнению, должен для себя решить: это ему __________или__________. Конечно, никто из нас до конца не может угадать, какие знания ему будут__________Однако мы должны задумываться о том, на что тратим драгоценное время. Чем раньше человек определит для себя нужную область, тем это лучше для него.

5. Укажите в тексте смысловые части, которые соответствуют основным тезисам этой аннотации.

6. Напишите сжатое изложение. (1)Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами?.. (Давайте заменим подчеркнутые однородные члены, которые конкретизируют мысль, обобщающим словом.) Можно ли (как?)__________интересоваться (в-1; разными отраслями наук; всякой всячиной; всем подряд; всевозможными знаниями). (2)Ну, допустим, человек разносторонне одарен от природы, все мгновенно понимает и запоминает. (3)Но ведь на то он человек, чтобы непременно спросить: «Это просто интересно или это мне для чего-нибудь нужно?» (4)А поняв, для чего это нужно, воодушевиться еще сильнее или, наоборот, охладеть. (Объединим эти три предложения, учитывая подчеркнутые средства связи предложений № 2 и 3, а также парцелляцию в предложении № 4.) Даже разностороннее одаренный человек должен спросить себя: «____________________» и, поняв это,__________или__________. (5)Чем бы современный школьник ни занимался в будущем - медициной, экономикой, техникой, он может и должен представить себя за компьютером. (Устраним в этом предложении однородные члены).(6)А вот представить себя в пустыне, животный мир которой необходимо выучить к завтрашнему уроку, не так уж легко. (Предложение № 6, учитывая его важность в развитии мысли, серьезным образом сокращать не будем.) (7)Но прелесть жизни - в ее непредсказуемости. (8)Может быть, придется строить города в пустыне, лечить там людей - как же тогда без знаний о животном мире пустыни?! (9)К тому же то, что сегодня необходимо знать только нескольким людям, завтра может пригодиться многим. Жизнь (какая?)__________. Может быть, (замените подчеркнутую часть предложения № 8 обобщающим понятием) придется (что делать?)__________в пустыне, как же тогда без знаний о__________?! (Предложение № 9 мало что добавляет к мысли о том, что в нашей непредсказуемой жизни никому не известно, какие знания могут пригодиться, поэтому его можно опустить.) (10)И все-таки вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, совершенно естественный и законный. (11)Не ставить его - значит проявить либо непростительный инфантилизм, либо неоправданное равнодушие к собственным занятиям. (Объединим предложения № 10 и 11; союз, который используется как средство связи с предыдущим предложением, следует оставить.) И все-таки не задавать себе вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, могут только инфантильные люди. (12)И даже если увлечение предметом столь велико, что вопрос о его нужности в данный момент не возникает, он непременно должен возникнуть рано или поздно. (13)И пусть лучше это произойдет раньше, чтобы избежать горьких разочарований в напрасно затраченных усилиях или сожалений о неиспользованном времени. (Предложение № 12 мы целиком опустим, предложение № 13 свяжем с предыдущим при помощи личного местоимения.) Чтобы не жалеть потом о__________, лучше на него ответить как можно__________.

Подчеркните в тексте те смысловые части, которые можно устранить без ущерба для его понимания.

Выполните сжатый пересказ текста.

«Осенью 1794 года французская армия вступаю на терри-торию Голландии. Голландцы открыли шлюзы и затопили местность. Французы хотели отступить, но тут пришло донесение о том. что пауки начат плести паутину. Эта примета говорила о том, что скоро должна наступить су-хая и холодная погода. Действительно, ydapinu морозы, ре-ка замерзла, и французы захватили город».

(Сделайте вывод, который иячюстрирует этот случай.) Человек заметил связь между природными явлениями и по-ведением живых объектов.

(Найдите в 4 абзаце вопросы, которые помогают выде-лить главную проблему текста. Объедините их в одно предложение.) Какие устройства представителям живого мира помогают узнать о грядущих изменениях в природе?

вас в тексте несколько примеров (абзац № 3 и абзац № 4), раскрывающих это удивительное явление. Это материал для сокращения. Выберите только один, наиболее яркий пример из текста: береза, муравейник, пищуха, поединок коровы и бюро погоды.)

(Задайте вопрос из последнего абзаца.)

. (Дайте на него тот

Упражнение № 2. Необходимые вопросы

Определите, какую проблему в тексте ставит автор, какие эта-пы в движении его мысли мы можем выделить. Анализируя текст, обратите внимание на то, как членится текст на абзацы, ведь каждый абзац - это отдельная смысловая часть, которую нужно передать в своем изложении.

I. Прочитайте текст.

(1)Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозною, устройством ЭВМ и натюрмортами?.. (2)Ну, допустим, человек разносторонне одарен от природы, все мгновенно понимает и запоминает. (3)Но ведь на то он человек, чтобы непременно спросить: «Это просто интересно или это мне для чего-нибудь нужно?» (4)А поняв, для чего это нужно, воодушевиться еще сильнее или, наоборот, охладеть.

(5)Чем бы современный школьник ни занимался в будущем - медициной, экономикой, техникой, он можег и должен предста-вить себя за компьютером. (6)А вот представить себя в пустыне, животный мир которой необходимо выучить к завтрашнему уро-ку, не так уж легко. (7)Но прелесть жизни - в ее непредсказуемо-сти. (8)Может быть, придется строить города в пустыне, лечить там людей - как же тогда без знаний о животном мире пустыни?! (9)К тому же то, что сегодня необходимо знать только несколь-ким людям, завтра может пригодиться многим.

(10)И все-таки вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, совершенно естественный и законный. (11)Не ставить его - зна-чит проявить либо непростительный инфантилизм, либо неоп-равданное равнодушие к собственным занятиям. (12)И даже если увлечение предметом столь велико, что вопрос о его нужности в данный момент не возникает, он непременно должен возникнуть рано или поздно. (13)И пусть лучше это произойдет раньше, что-бы избежать горьких разочарований в напрасно затраченных уси-лиях или сожалений о неиспользованном времени.

(По И. Ми.1оа1авскому) (212 слов)

II. Выполните задания, которые помогут проверить глуби-ну и точность восприятия исходного текста.

    1. Какая проблема поднимается в этом тексте?

а) необходимость компьютерной грамотности в современ-ном мире

б) ответственное отношение к получению знаний

в) природа человеческой одаренности

г) причины охлаждения людей к получению новых знаний

      Какой(-ие) тип(-ы) речи использует(ют)ся в этом тексте?

а) повествование

б) рассуждение

в) описание и рассуждение

г) повествование и рассуждение

      Каким(-ими) предложением(-ями) можно опровергнуть сле-дующее высказывание: «Человек должен четко знать, какие именно знания ему потребуются в будущем, и не отвлекаться на изучение ненужных на\>к»с!

      Допишите аннотацию к этому тексту, вставив на место про-пусков необходимые слова.

Человек, по его мнению, должен для себя решить: это ему или. Конечно, никто из нас до кон-ца не может угадать, какие знания ему будут.

Однако мы должны задумываться о том, на что тратим дра-гоценное время. Чем раньше человек определит для себя нужную область, тем это лучше для него.

      Укажите в тексте смысловые части, которые соответствуют основным тезисам этой аннотации.

6. Напишите сжатое изложение.

        Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Гроз-ного. устройством ЭВМ и натюрмортами?..

[Давайте заменим подчеркнутые однородные члены, ко-торые конкретизируют мысль, обобщающим словом.)

Можно ли (как?) интересоваться (в-1; разными

отраслями наук; всякой всячиной; всем подряд; всевозмож-ными знаниями).

        Ну, допустим, человек разносторонне одарен от приро-ды, все мгновенно понимает и запоминает. (3)Но ведь на то он человек , чтобы непременно спросить: «Это просто инте-ресно или это мне для чего-нибудь нужно?» (4)А поняв, для чего это нужно, воодушевиться еще сильнее или, наоборот, охладеть.

(Объединим эти три предложения, учитывая подчеркну-тые средства связи предложений Me 2 и 3, а также парцел-ляцию в предложении № 4.) Даже разностороннее одарен-ный человек должен спросить себя: «

» и, поняв это, или.

(5)Чем бы современный школьник ни занимался в буду-щем - медициной, экономикой, техникой , он может и дол-жен представить себя за компьютером.

(Устраним в этом предложении однородные члены).

          А вот представить себя в пустыне, животный мир ко-торой необходимо выучить к завтрашнему уроку, не так уж легко. (Предложение № 6, учитывая его важность в раз-витии мысли, серьезным образом сокращать не будем.)

          Но прелесть жизни - в ее непредсказуемости. (8)Может быть, придется строить города в пустыне, ле-чить там людей - как же тогда без знаний о животном мире пустыни?! (9)К тому же то, что сегодня необходимо

знать только нескольким людям, завтра может приго-диться многим.

Жизнь (какая?) . Может быть, (замените под-черкнутую часть предложения № 8 обобщающим поняти-ем) придется (что делать?) в пустыне, как же

тогда без знаний о?! (Предложение № 9 маю

что добавляет к мысли о том. что в нашей непредсказуе-мой жизни никому не известно, какие знания могут приго-диться. поэтому его можно опустить.)

(10)И все-таки вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, совершенно естественный и законный. (11)Не ста-вить его - значит проявить либо непростительный инфан-тилизм, либо неоправданное равнодушие к собственным занятиям.

(Объединим предложения № 10 и 11; союз, который ис-пользуется как средство связи с предыдущим предложени-ем. следует оставить.) И все-таки не задавать себе вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, могут только ин-фантильные люди.

(12)И даже если увлечение предметом столь велико, что вопрос о его нужности в данный момент не возникает, он непременно должен возникнуть рано или поздно. (13)И пусть лучше это произойдет раньше, чтобы избежать горь-ких разочарований в напрасно затраченных усилиях или сожалений о неиспользованном времени.

(Предложение №12 мы целиком опустим, предложение №13 свяжем с предыдущим при помощи личного место-имения.) Чтобы не жалеть потом о, лучше на

него ответить как можно.

Упражнение № 3. Алфизики

Работа с этим текстом поможет овладеть новыми способами тереработки исходного текста. Помните о том, что главным усло- жем успешного выполнения сжатого изложения является точное 1 глубокое понимание исходного текста. Только понимая, что именно в тексте является главным, выделяя основные этапы раз-вития мысли, мы сумеем выявить второстепенную информацию, которая может быть опущена в сжатом изложении.

I. Прочитайте текст

            Как на заре цивилизации, так и в нашу эпоху, примерно один и тот же процент человечества обуревают «сумасшедшие» идеи.

            Давно уже махнули рукой на «философский камень», иска-тели «панацеи» превратились в заурядных знахарей, а вот «веч-ные» двигатели и инерцоиды продолжают конструировать. (З)Создагели «вечных» двигателей нам уже не страшны, они вы-зывают разве только улыбку сожаления, а «инерцоидники», эти подлинные алфизики (по аналогии со средневековыми алхимика-ми, с которыми у них много общего) XX века, представляют со-бой проблему, полную драматизма. (4)Авантюрная идея постро-ить вопреки законам механики и здравому смыслу безопорные движители охватила тысячи людей, имеющих какой-нибудь кон-такт с техникой. (5)Эти современные алфизики, наслышавшись про споры ученых о силах инерции, об инерционном вибропере-мещении, которому в зарубежных журналах часто придают сверхъестественный смысл, задались целью получить машину, перемещающуюся без взаимодействия с окружающей средой.

            1. Кто же они - современные алфизики?

              Болынинство из них люди без какого-либо специального образования. (8)Они либо сами признаются в этом, либо подпи-сываются странным титулом «естествоиспытатель». (9)В их пись-мах обычно приводятся неграмотно выполненные, непонятные схемы, снабженные эмоциональными подписями со многими восклицательными знаками.

(Ю)Алфизики почти никогда не берутся за разрешение «мел-ких», с их точки зрения, проблем. (11)Глобальность проблемы вот их конек. (12)Не транспортеры, комбайны, сваевыдергивате- ли и множество других полезных машин, использующих принцип несимметричности цикла, характерный для инерцоида, привле-кают внимание таких горе-изобретателей. (13)Нет - безопорное движение, полеты в космос, «стратегическое» значение их творе-ний. (14)Жажда быстрой и шумной славы, престижные публика-ции, мишура, а не серьезная и вдумчивая работа - вот их маяк.

(По И. Гулиа) (231 слово)

II. Выполните залання, которые помогут проверить глуби-ну и точность восприятия исходного текста.

                Объясните значение следующих слов.

                1. Философский камень

                2. Обуревать

                  Заурядный

                  Авантюрный

а) - сомнительный, рассчитанный на случайный успех;

                  Средство от всего плохого, от всех бед [первонач. все-исцеляющее лекарство, которое пытались изобрести ал-химики];

в) - ничем не выделяющийся, посредственный;

г) - о мыслях, чувствах: охватывать с большой силой;

д) - по представлениям средневековых алхимиков: таинст-венный, чудодейственный камень, якобы способный об-ращать все металлы в золото и излечивать все болезни.

                Какое значение имеет слово стратегический (предложение № 13)?

а) важный

б) секретный

в) военный

г) научный

    Какой(-ие) тип(-ы) речи использует(-ют)ся в этом тексте?

а) повествование

б)описание

в) рассуждение

г) описание и рассуждение

    Какой новой идеей фикс одержимы современные изобрета-тели?

а) они пытаются воплотить в жизнь идеи, которые противо-речат физическим законам

б) они страстно и самоотверженно служат своей мечте

в) они не имеют никакого отношения к технике

г) они не прислушиваются к мнению ученых

(Укажите номер предложения)

а) с искренним восторгом

б) со страхом и ненавистью

в) с доброй улыбкой

г) с горькой иронией

    Составьте план этого текста.

    1. Всегда были люди, одержимые.

      Современные изобретатели мечтают создать.

Виды сжатия информации:

1.Объединение:

Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения. = В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах, здесь горячо любили искусство и работу.

2.Замена:

На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки. = На лугу росли цветы.

3.Удаление:

Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник –то, что находится под окном; подушка –то, что кладётся под ухо; а вот слово «окно» не каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова…= Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: например, подоконник –то, что находится под окном.

Практическая часть:

1.Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадками библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами ? (замена)

2.Ну, допустим, человек разносторонне одарён от природы, всё мгновенно понимает и запоминает. Но ведь на то он человек , чтобы непременно спросить: «Это просто интересно или это мне для чего-нибудь нужно?» А поняв, для чего это нужно, воодушевиться ещё сильнее или, наоборот, охладеть. (объединение)

3.И всё-таки вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, совершенно естественный и законный. Не ставить его – значит проявить либо непростительный инфантилизм, либо неоправданное равнодушие к собственным занятиям. (объединение)

4.Как на заре цивилизации, так и в нашу эпоху примерно один и тот же процент человечества обуревают «сумасшедшие» идеи.(замена)

5.Имена рек – старейшины в мире географических названий; я имею при этом в виду имена больших, самых прославленных рек Земли.(удаление)

6.В Гельсингфорсе, Копенгагене, Стокгольме о гастролях русских также писали газеты , называли их выступления откровением нового искусства. (замена)


Материал

для проведения экзамена по русскому языку

в 9 классе

Подготовила:

Черная Е.Б., учитель МОУ»СОШ №7»

Алатырь, 2011 г.

Часть 1

Текст для прослушивания
(1)Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами?.. (2)Ну, допустим, человек разносторонне одарен от природы, все мгновенно понимает и запоминает. (3)Но ведь на то он человек, чтобы непременно спросить: «Это просто интересно или это мне для чего-нибудь нужно?» (4)А поняв, для чего это нужно, воодушевиться еще сильнее или, наоборот, охладеть.

(5)Чем бы современный школьник ни занимался в будущем -медициной, экономикой, техникой, он может и должен представить себя за компьютером. (6)А вот представить себя в пустыне, животный мир которой необходимо выучить к завтрашнему уро­ку, не так уж легко. (7)Но прелесть жизни - в ее непредсказуемо­сти. (8)Может быть, придется строить города в пустыне, лечить там людей - как же тогда без знаний о животном мире пустыни?! (9))К тому же то, что сегодня необходимо знать только несколь­ким людям, завтра может пригодиться многим.

(10)И все-таки вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, совершенно естественный и законный. (11)Не ставить его - зна­чит проявить либо непростительный инфантилизм, либо неоп­равданное равнодушие к собственным занятиям. (12)И даже если увлечение предметом столь велико, что вопрос о его нужности в данный момент не возникает, он непременно должен возникнуть рано или поздно. (13)И пусть лучше это произойдет раньше, что­бы избежать горьких разочарований в напрасно затраченных уси­лиях или сожалений о неиспользованном времени.

(По И. Милославскому) (212 слов)
Часть 2

Прочтите текст и выполните задания A1– A 3; B1 B 14; C2.

_____________________________________________________________________________________

(1)Сура – второй после Оки крупный правый приток Волги. (2)Длина этой реки составляет 841 километр. (3)Она начинается на юго-западе Ульяновской области и течет с юга на север, впадая в Волгу у Васильсурска. (4)Река протекает через Ульяновскую и Пензенскую области, Республику Мордовия, Чувашскую Республику и Нижегородскую область.

(5)В XVI веке Сура была пограничной рекой, разделявшей владения московского и татарского царей. (6)Князь Андрей Курбский, приближенный Ивана Грозного, побывав на берегах реки, назвал ее великой и рыбной. (7)И в самом деле, раньше в Суре водились различные рыбы: щуки и налимы, язи и сомы, плотва и караси, лещи, судаки, окуни, но рыбного промысла не существовало на ней почти до XIX века.

(8)Сура, текущая по территории Ульяновской области, быстрая, извилистая, течет в низких берегах. (9)В половодье она разливается и нередко, спрямляя свой путь, устремляется через кустарник. (10)В майские праздники река почти везде уже входит в свое русло. (11)Приняв слева приток Труев, Сура делается шире, течение-спокойней, берега-выше, покрыты красивыми, преимущественно сосновыми, лесами. (12)Особенно хороши леса в Пензенской области.

(13)После впадения Тешняря петли Суры становятся крупней, встречаются песчаные пляжи. (14)Ниже Пензы берега Суры относительно пологие, долина широкая.

(15)Живописные берега Суры в районе села Проказна весной окутаны розоватой дымкой. (16)Это цветут сады расположенного здесь крупного садоводческого совхоза.

(17)Отроги Приволжской возвышенности вплотную подходят к реке, кое-где красивые обрывы к воде. (18)Особенно хороши места на границе Пензенской области и Мордовии, где встречаются выходы на поверхность известняка и мела.

(19)Постепенно Сура становится полноводнее, глубина на перекатах увеличивается. (20)От поселка Сурское река судоходна.

(21)У Алатыря ширина Суры в межень уже около 200 м, а в половодье река разливается на 2-5 км. (22)Поэтому селения довольно далеко стоят от воды.

(23)В низовье Сура спокойная, хотя и быстрая. (24)Левый берег преимущественно низкий, пойменный, правый-более крутой, обрывистый, высота его ближе к устью увеличивается. (25)Безлесные участки чередуются с хорошими, в основном лиственными, лесами.

(26)Сура энергично перемещает свое русло по долине. (27)После каждого половодья появляются новые мели, песчаные острова, косы, образуются старицы.

_____________________________________________________________________________________


Задания A1 A 3 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1 - А3 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания А1 - А3 обведите кружком.
А1. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Сура извилистая река?»

  1. Она начинается на юго-западе Ульяновской области и течет с юга на север, впадая в Волгу у Васильсурска.

  2. В XVI веке Сура была пограничной рекой, разделявшей владения московского и татарского царей.

  3. В половодье она разливается и нередко, спрямляя свой путь, устремляется через кустарник.

  4. Сура энергично перемещает свое русло по долине.
А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «крупный» (предложение 1).

  1. Большой по размеру, величине.

  2. Значительный по общественному положению.

  3. Сильный по своему влиянию.

  4. Важный, значительный.
А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности является олицетворение.

  1. (15)Это цветут сады расположенного здесь крупного садоводческого совхоза.

  2. (23)Левый берег преимущественно низкий, пойменный, правый-более крутой, обрывистый, высота его ближе к устью увеличивается.

  3. (25)Сура энергично перемещает свое русло по долине.

  4. (26)После каждого половодья появляются новые мели, песчаные острова, косы, образуются старицы.

Задания B1 B 14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1 - В14 записывайте словами или цифрами.
В1. Подберите синоним к слову «владение» в предложении 5. Напишите это слово.

В2 . Из предложения 3 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

В3. Из предложений 13-16 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».

В4. Из предложений12-16 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

В5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при однородных членах.
И в самом деле,(1) раньше в Суре водились различные рыбы: щуки и налимы,(2) язи и сомы,(3) плотва и караси,(4) лещи,(5) судаки,(6) окуни,(7) но рыбного промысла не существовало на ней почти до XIX века.

В6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Князь Андрей Курбский, (1 )приближенный Ивана Грозного,(2 ) побывав на берегах реки,(3 ) назвал ее великой и рыбной. И в самом деле,(4 ) раньше в Суре водились различные рыбы: щуки и налимы,(5 ) язи и сомы,(6 ) плотва и караси,(7 ) лещи,(8 ) судаки, (9 )окуни, (10 ) но рыбного промысла не существовало на ней почти до XIX века.

В7 . В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Отроги Приволжской возвышенности вплотную подходят к реке,(1 ) кое-где красивые обрывы к воде. Особенно хороши места на границе Пензенской области и Мордовии,(2 ) где встречаются выходы на поверхность известняка и мела.

В8 . Замените словосочетание «на берегах реки» (предложение 6), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование .

В9. Укажите грамматическую основу предложения 12.

В10. Среди предложений 8-10 найдите предложение с обособленным обстоятельством . Напишите его номер.

В11. Среди предложений 5-7 найдите предложение с обособленным приложением . Укажите его номер.

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 11.

В13. Среди предложений 13-16 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.

В14. Среди предложений 17-21 найдите предложение с придаточным определительным. Укажите его номер.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.

C2.1 Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли тире в письменной речи.

" На письме без тире

обойтись невозможно…

Зачем нужно это тире?

Неужели без него нельзя

обойтись? Вот до XV

века вообще не было

знаков препинания.

А сейчас!.. Попробуй

раз­берись, где это

тире ставить!


Антон Кирилл
Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции тире.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане.

Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием.

Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

С2.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните , опираясь на данный текст, как Вы понимаете смысл высказывания: « А ведь реки, как души, все разные...» из стихотворения В.Набокова.

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Литература:
1. А. И. Коробков, Ю. З. Михеев По рекам южной и юго-восточной России.- М.: Физкультура и спорт, 1977.
2. А.Б.Ручин, В.С.Вечканов, В.А.Кузнецов, В.Ю.Ильин, А.Н.Добролюбов, В.В.Осипов, А.А.Клевакин, Д.Ю.Семенов. История ихтиологических исследований в бассейне реки Суры: обзор. – Известия Самарского научного центра Российской академии наук,2009. Т.11.
3. Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения в 2011 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.