Воробей — армянская народная сказка на русском языке. Воробей — рассказ Евгения Чарушина

Армянская народная сказка

Жил да был один воробей. И была у этого воробья в лапке заноза. Он летал туда и сюда, перелетал с места на место, наконец, высмотрел одну старушку. А старушка та собирала дрова для печи, – хотела развести огонь и испечь свежий хлеб.
- Бабушка, бабушка! – позвал её воробей. – Вынь занозу из моей лапки, а потом занимайся своими делами. Я хоть смогу поклевать спокойно что-нибудь, а то так и с голоду умереть можно.
Старушка вынула занозу из воробьиной лапки, а потом вернулась к своим делам.
Воробей же, тем временем, попрыгал-попрыгал вокруг, а потом вернулся к старушке и стал требовать свою занозу обратно.
- Я бросила её в печной огонь, – ответила старушка.
Воробей начал требовать:
- Или отдавай обратно мне мою занозу, или я заберу твой хлеб.
Отдала старушка воробью свой хлеб, тот и улетел прочь.
Летел-летел воробей дальше и повстречался ему пастух, который обедал одним молоком, без хлеба.
- Пастух, а, пастух! – позвал его воробей. – Что это у тебя на обед одно молоко, а хлеба нет? Вот, возьми мой. Покроши его в молоко и ешь себе на здоровье. А я хоть спокойно поклюю что-нибудь, а то так и с голоду умереть можно.
Воробей попрыгал-попрыгал вокруг, а потом вернулся к пастуху и стал требовать свой хлеб обратно.
- Я уже съел его, - ответил пастух.
- Ну, раз так, то отдавай мне взамен хлеба ягнёнка!
Пастух отдал ягнёнка воробью, тот и улетел.
Летел-летел воробей дальше и повстречались ему люди, собравшиеся праздновать свадьбу. Вот только мяса на столах у них совсем не было.
- Не беспокойтесь, - говорит им воробей. – Берите моего ягнёнка, зарежьте его и приготовьте что-нибудь вкусное для праздника. А я пойду, поклюю немного, а то так и с голоду умереть можно.
Попрыгал-попрыгал воробей туда-сюда, а затем вернулся и стал требовать ягнёнка обратно.
- Так мы его уже съели, - ответили люди. – Как же мы его тебе вернём?
- Или возвращайте моего ягнёнка, - прикрикнул на них воробей, - или я забираю вашу невесту.
Схватил он невесту и улетел прочь.
Летел-летел воробей, смотрит: идёт по дороге менестрель, - бродячий музыкант, народный любимец.
- Менестрель, а, менестрель, - позвал его воробей. – Возьми себе невесту, а я хоть пойду, поклюю что-нибудь, а то так с голоду умереть можно.
Попрыгал-попрыгал воробей туда-сюда, а затем вернулся и стал требовать невесту обратно.
- А невеста ушла домой, к своему возлюбленному, - ответил менестрель.
- Или возвращай невесту, или отдавай свой саз, - потребовал воробей.
Менестрель отдал воробью саз. Тот повесил его себе на плечо и улетел.
Выбрал воробей местечко поудобнее, да по пригляднее, уселся там на ветке дерева, достал саз и давай играть и напевать:

Чарк-чварк! Чирк-чвырк!
Я обменял занозу на хлеб,
А хлеб я поменял на ягнёнка.
Ягнёнка я отдал за невесту,
А невесту уступил за саз.
У меня теперь есть саз,
А я теперь – сладкоголосый менестрель!
Чарк-чварк! Чирк-Чвырк!
***********************
Сказки Армении

НАТАЛЬЯ МАХМЕТОВА
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе. Чтение рассказа Е. Чарушина «Воробей»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

Тематическая неделя : «Зимующие птицы»

Тема : Чтение рассказа Е . Чарушина «Воробей » .

Возраст : старший дошкольный

Направления развития : Познавательно-речевое.

Образовательная деятельность : «Чтение художественной литературы» , «Здоровье» , «Познание» , «Художественное творчество»

Задачи :

Формировать умения слушать рассказ , беседовать по ее содержанию, оценивать поступки героев. (Чтение художественной литературы)

Закрепить знания у детей зимующих птиц, умение собирать целое из частей. Развивать внимание, мышления у детей. (Познание)

Развивать двигательную активность у детей. (Здоровье)

Закрепить умения лепить птичку из целого куска по мотивам народных игрушек, передавая их характер, используя разные приемы лепки. Развивать эстетическое восприятие. (Художественное творчество)

Методы и приемы :

Практические : Д/У «Собери картинку» , лепка птички, физминутка «Птички крыльями махали»

Наглядные : Показ способа лепки птички из целого куска, рассматривание птичку дымковской с развернутым хвостом

Словесные : Беседа по содержанию рассказа

Материалы, инструменты, оборудование : Д/И «Собери картинку» , глина, стеки, дощечки для лепки, рассказ . Е Чарушина «Воробей » , птичка, вылепленная из глины с развернутым хвостом (дымковское изделие)

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты

1 Д/у «Собери картинку Дети собирают разрезные картинки, называют птицу, которая у них получилась

Формировать знания о зимующих птицах, умение собирать разрезные картинки.

2 Д/У «Вылепи птичку»

Рассматриваем птичку .

Назовите части у птички их форму, размер.

Дети рассматривают птичку , называют ее части их форму, размеры.

Показывают приемы и последовательность лепки птички.

Лепят птичку Закрепить знания у детей о способах лепки птички из целого куска.

3 Физминутка «Птицы крыльями махали»

Птички крыльями махали – все летали и летали,

Птички в воздухе кружились,

На дорожки опустились,

По дорожке поскакали,

Крошки, зернышки искали.

Дети проговаривают слова, выполняют действия с гласно текстом

Развивается двигательная активность у детей.

4 Чтение рассказа Е . Чарушина «Воробей »

Что я прочла : рассказ , сказку или стихотворения? Как вы узнали, что рассказ ? О чем говорится в этом рассказе ? Как бы вы назвали это рассказ ? Расскажите , как выглядел воробей . Какое сравнение вы заметили? Как Никита учил воробья летать ? Как летал воробей сначала ? Как можно о нем сказать? С чем сравнить? А каким потом стал воробей ? Какими словами можно о нем сказать?

Что вы можете сказать о поступке Никиты?

Дети слушают сказку.

Отвечают на вопросы.

Развивается умение слушать литературное произведения, отвечать на вопросы по ее содержанию

Всю ночь Хома плохо спал. Всю ночь по полю со скрежетом ходила огромная машина - комбайн. Она ярко глазела фарами, свет даже в нору проникал.
Хома было подумал, что больше не придётся светляками запасаться для освещения. Он думал, комбайн теперь каждую ночь по полю гулять будет. Шумит, правда, зря…
Так спал он и просыпался, пока не проснулся совсем.
Зарядку он делать не стал.
За него зарядку Суслик делал. Самому Хоме - лень.
- Сделай, - говорит, - за меня зарядку. А сам лежит под кустом и смотрит. Суслик и давай за двоих стараться - приседает, подпрыгивает…
Умается вконец. Еле дышит! Но Хома ему:
- Какая же это зарядка без купания?! А вода в ручье холодней холодной. Плавает Суслик, а Хома на бережку сидит.
- М-о-о-жет, х-хватит? - спрашивает его из воды лучший друг Суслик.
- Ишь ты! - возмущается Хома. - Плавай, плавай, пока я не устану. Мне плавать полезно. Мне доктор Дятел ванны велел принимать!
Наплавается Суслик до посинения и вылезет на берег.
- Славно я сегодня зарядился! - встанет довольный Хома и сладко потянется. Он уже задремать успел. А Суслика от усталости так и шатает.
- Так и быть, хватит, - расщедрится Хома. - Только завтра встань пораньше, чуть светать начнёт. И побегай за меня босиком по росе. Но смотри, не жульничай. Всё равно узнаю. Мне бегать врачи велели. Ты же не хочешь, чтоб твой лучший друг заболел? Старайся!
Ну вот. Встал Хома, а комбайна уже нет. И пшеницы нет. Всё зерно ночью собрали.
Поле будто наголо подстрижено. И Суслик бегает.
- Бегаешь? - зевнул Хома.
- А может, не надо? - взмолился Суслик.
- Ты что, устал? - удивился Хома.
- Устал, - пропыхтел Суслик.
- Чего? Это я устал! - рассердился Хома. - Ты же за меня бегаешь! Ох, как я устал… Прилягу, отдохну. А ты бегай, бегай!