Внешнеэкономические связи китая в настоящее время. Китай и США: партнерство и противостояние. Публикации по географи

В данном эссе я хочу кратко рассмотреть ситуацию, складывающуюся в рамках отношений Китая с остальным миром. Я специально выбрал в качестве предмета ту тему, которой я не посвящал долгих исследований, но по которой у меня накопилось достаточное количество материала и сведений, кои я попытаюсь привести в единую систему. Источником для моих знаний о Китае, копившихся уже несколько лет, послужили многочисленные аналитические политологические статьи, новости от всякого рода медийных изданий, книги, в которых хоть и не по профилю, и не всеобъемлющи, но затрагивались проблемы Китая, а также некоторые официальные документы (к примеру, военная доктрина).

Исходя из специфики дисциплины, начать, следует, с последних мировых событий, которые определяют мировую конъюнктуру отношений. Таковым является мировой финансовый кризис, который без преувеличения, повлиял на развитие большинства стран планеты, и на их отношения между собой. Эту данность я возьму за начальный порядок проистечения мысли. Китай – это третья в мире экономика по уровню производства ВВП. (А если учитывать ВВП по уровню покупательной способности, то он находится на втором месте после США). Тем не менее, Китай относится к группе развивающихся стран, что позволяет ему пользоваться различными привилегиями в международной торговле. Экономика КНР очень сильно ориентирована на экспорт товаров широкого потребления, и мировой финансовый кризис довольно чувствительно сказался на ней, так как произошло падение покупательной способности на рынках сбыта в мировом масштабе. Соответственно произошло сокращение темпов роста ВВП, а безработица начала расти. Безработица же для громадного Китая является источником социальной напряженности, что неблагоприятно складывается на настроениях в обществе. Состояние социальной сферы в Китае таково, что достаточно малой искры для начала народных бунтов в некоторых регионах страны. Тем более это усугубляется межэтническими противоречиями, чему подтверждением являются народные стычки, произошедшие в июле этого года в городе Урумчи. Для того чтобы занять как можно большее число людей, тем более во время кризиса, партия приняла решение увеличить работу по инфраструктурным проектам, стоимость которых составит до 600 млрд. долларов. Это поможет не только занять огромное количество рабочей силы, но и притянуть к инфраструктурным проектам другие сферы экономики. Это, в свою очередь, вызовет увеличение спроса на потребляемую энергию и энергоносители, нужды в которых постоянно возрастают. Китай является вторым в мире потребителем нефти после США. Доля импортируемой нефти находится примерно в районе 40%. Еще больший спрос Китая на нефть при том, что разработка собственных месторождений не будет удовлетворять в ближайшее время и половины потребностей Китая, будет существенно влиять на мировые цены на нефть. Недавняя дешевая нефть очень положительно сказалась на экономике Китая, что подталкивало рост ВВП. США, сильно зависящие от импорта нефти, также обеспокоены вокруг ситуации с ценами на нефть, тем более что Китай начинает с ними конкуренцию за источники потребления нефти. Выражается это в том, что Китай начал активную борьбу за Африку, для того чтобы диверсифицировать источники импорта полезных ископаемых (главное нефти).

Политика энергобезопасности Китая, тем самым, выразилась в его широкомасштабной экспансии в Африку. Пока эта экспансия выражается в экономике, но скоро, возможно, Китай начнет подкреплять ее и политическими обязательствами и требованиями. Китай активно инвестирует в экономическо-хозяйственный комплекс стран Африки, которые являются для него поставщиком ценных ресурсов. Китай не только развивает промышленную добывающую инфраструктуру, но и помогает этим странам в развитии сельского хозяйства, социальной сферы. Это помогает китайским компаниям упрочивать свое положение в Африке. Также Китай снижает или отменяет пошлины для многих групп товаров из Африки, что сказывается на развитии некоторых отраслей в экономике африканских стран. Но при всем этом, Китай сдерживает их развитие, заваливая их рынок дешевым ширпотребом и промышленными товарами не способными конкурировать на мировом рынке. Китай старается получать из Африки только сырье, и ни как не способствует развитию перерабатывающей промышленности в этом регионе, зато развивает свою промышленность. И начав такую политику сравнительно недавно, Китай обогнал в этом США. Объем торговли США и Африки составляет более 80 млрд. долларов в год, объем торговли Китая с Африкой – более 100 млрд. долларов. Естественно, абсолютно большая часть этих объемов приходится на торговлю полезными ископаемыми. Таким образом, внутренние потребности Китая вынуждают его искать, как рынки сбыта, так и источники ресурсов в мире, что неизбежно приводит к столкновению его с другими странами (США, Евросоюзом, Индией, Японией, Россией). Как мне кажется, это и будет основным импульсом для главного содержания дальнейшей международной политики.

Отсюда следует, что мировой экономический кризис оказывает противоречивое влияние. С одной стороны увеличивается безработица из-за падения уровня потребления в мире, но с другой стороны растет ВВП Китая. Причем растет на 8% в год, в то время как во всех остальных странах он упал и кое-где только начинает восстанавливаться. Китай фактически стал монополистом роста ВВП. Это обеспечивается за счет мер по стимулированию внутреннего потребления, снижаются налоги для предприятий, а также продолжается улучшение инвестиционного климата. Рост инвестиций в экономику Китая увеличился на 7 млрд. долларов в ноябре 2009 года, по сравнению с тем же периодом 2008 года. Специфика китайской экономики такова, что она должна все время расти, причем не менее, чем на 7% в год, но и не более, чем на 10% в год. Такой коридор обусловлен тем, что при росте менее 7% будет возрастать безработица, а при росте более 10% наступает, так называемый, перегрев экономики, когда будет расти инфляция, перепроизводство товаров. Исходя из этого, неизбежно будет только возрастать китайская экспансия в мире - пока экономическая, и не только в рамках реального сектора (производства и торговли), но и в финансовом. Можно сказать, что Китай купил почти «контрольный пакет акций США». США выпустили долгосрочных государственных облигаций почти на 4 трлн. долларов и более половины их держателей – это иностранные инвесторы, среди которых абсолютное лидерство держит Китай. Таким образом, Китай является главным кредитором американской экономики. США же уже, в свою очередь, не могут поддерживать на прежнем уровне импорт китайского ширпотреба, что подвигло Китай на начало проведения масштабных мер по переориентации с внешнего рынка на внутренний, для чего Китай начал активное стимулирование внутреннего спроса. И не смотря на кризис, Китаю это удается благодаря крупному расширению потребительского кредитования населения. В итоге – у всех ВВП падает, а у Китая растет. Так что теперь Америка, возможно, больше зависит от Китая, чем он от нее, ведь Китай является для нее столь необходимым сейчас источником финансовой стабилизации.

На фоне этого в ноябре сего года в Китай с четырехдневным визитом прилетал президент Обама. О важности этой встречи говорит ее срок – 4 дня. В такие турне в одну страну американские президенты еще не ездили. Данная встреча показала, что Китай является ни чуть не менее полноправным игроком, нежели США, а то и отчасти одерживает лидерство. Прежняя риторика в отношениях Китая и США при президенте Буше младшем кардинально сменилась. Если Буш мог позволить делать заявления о возможности бойкотирования олимпиады в Китае, то Обама был подчеркнуто лоялен, делал уступки, и не позволял себе вмешиваться во внутренние дела Китая. Главной темой в переговорах был мировой экономический кризис. США предлагали Китаю ревальвировать юань, либерализовать его внутренний курс, прекратить демпинговать на мировом рынке. Китай же потребовал от США отказаться от протекционистских барьеров. В частности, недавно разразился скандал с китайскими шинами, на которые американцы установили высокие ввозные пошлины. Китай же вступил в ВТО как раз для того, чтобы избегать таких ситуаций, но американцы, несмотря на это, повышают пошлины. Американцы требуют от Китая укрепить юань, так как дешевый юань дает торговые преимущества Китаю и ставит его в более выгодное положение. У Китая такая система, что существуют как бы два юаня – внутренний и внешний. Они между собой мало связанны. Внутренний - направлен на стимулирование спроса в рамках страны, на поддержание социальных нужд. Внешний - рассчитан на ведение международной торговли. Он тоже дешевый, что дает Китаю преимущество: Китай сажает на потребление своих дешевых товаров американцев, что помогает ему накапливать гигантский долларовый резерв (приблизительно 2 трлн. долларов – первое место в мире). На эти деньги Китай возводит объекты инфраструктуры, скупает природные ресурсы (в особенности из Африки), скупает собственность по всему миру, государственные облигации США. Так что главной переговорной темой Обамы и Ху Цзиньтао была экономика, в рамках которой взаимозависимость Китая и США становится непропорциональной не в пользу США. Все это сказалось и во внешнеполитической сфере. Обама не позволил себе говорить о самоопределении Тайваня и признал целостность Китая, не стал касаться проблемы Тибета, а также не давил на Китай в области соблюдения прав человека. А за месяц до визита в Китай, Обама не стал встречаться с Далай-ламой, который прилетал в США. Обаме пришлось признать право страны на самоопределение в рамках национальных особенностей. Так, он объяснил, что всякая цензура, конечно, есть зло, но в то же время у каждой страны свои традиции, фактически признав право на существование китайской цензуры. Согласие было достигнуто только по ядерной проблеме КНДР. И Китай и США против того, чтобы КНДР обладала оружием массового поражения. А вот по иранской ядерной проблеме, Пекин дал понять Вашингтону, что не поддержит в ООН возможное введение санкций против Ирана. Можно сказать, что данная встреча вполне показала отсутствие у США рычагов давления на Китай, да и вообще, что Китай ни в чем не уступает США, а более того занимает несколько опережающую позицию.

Збигнев Бжезинский выдвинул концепцию «большой двойки», в рамках которой у США нет иного мощного потенциального союзника, чем Китай. И эти две страны должны разделить сферы влияния в мире и строить новый порядок сил на основе взаимодействия между собой. Бжезинский основывал свою концепцию исходя из концепции Китая «мирного возвышения», в которой говорится, что «Китай переходит к пропаганде гармоничного общества и устойчивого развития, создает образ сильной миролюбивой страны, готовой делиться своим процветанием с другими». Но насколько можно судить, эта концепция является пропагандой, которая направлена на успокоение мира. И Китаю неизбежно придется расширять свою экспансию, чтобы не то что развиваться, а поддерживать существующий уровень развития. И как мне кажется, Китай не согласился на концепцию Бжезинского, что продемонстрировала недавняя встреча Обамы и Ху Цзиньтао. Китай согласен на то, что он будет самостоятельной страной, не нуждающейся ни в чьем союзе.

В подтверждение этому Китай проводит жесткую внутреннюю политику (малейшие мятежи жестко подавляет), активно осуществляет свою экономическую экспансию в мире, решает проблему Тайваня, ведет соперничество с Индией, подчиняет своему влиянию Россию, Африку, на равных ведет диалог с США. Китай интенсивно, помимо экономической и политической, проводит политику в финансовой сфере, например, он добился расширения квот во Всемирном Банке и в МВФ для развивающихся стран, к коим он относит себя одним из первых. Что касается проблемы Тайваня, то Китай при помощи все тех же экономических рычагов пытается интегрировать Тайвань в свою экономику, что у него успешно получается – экономическая интеграция находится на высоком уровне. Очень активно развивается транспортное сообщение (морское и авиационное). Происходит интенсификация политических контактов. Все это многократно усиливается победой на президентских и парламентских выборах в Тайване социалистической партии, которая считает Тайвань китайской территорией. Что касается взаимоотношений с Индией, то они сглаживаются благодаря торговле, но остаются напряженными. Китай поссорился с Индией, когда она предоставила убежище Далай-ламе. Сейчас соперничество проявляется в борьбе за Индийский океан. Индия строит крупную военную базу на Мальдивах, Китай же строит крупные порты в Бирме, на Шри-Ланке и Пакистане, в которых смогут базироваться китайские военные суда. Китай подозревает, что сотрудничество Индии с США в ядерной сфере направлено против него. А в целом борьба за Индийский океан является необходимой в рамках борьбы за Африку. Индия также пытается вклиниться в процесс деления африканских источников поставки полезных ископаемых.

Отдельной темой является взаимоотношения Китая с Россией. Тема настолько объемная, что охватить даже в кратком виде в рамках данной работы не представляется возможным, потому я опишу только последние события. В сентябре сего года была одобрена программа сотрудничества на 2009-2018 года между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и северо-востока КНР. Главы стран подписали ее в Нью-Йорке, а в октябре председатель правительства России, находясь с визитом в Китае, обговаривал аспекты сотрудничества в рамках этой программы. На мой взгляд, данная программа является глубокой ошибкой российских властей. В соответствии с программой, предполагается совместная разработка месторождений широкого спектра полезных ископаемых на территории России и вывоз их в Китай. В Китае же будет происходить развитие глубокой обрабатывающей промышленности. Сотрудничество будет проходить по схеме «наше сырье – ваши технологии». Объясняется это тем, что в Сибири и на Дальнем Востоке нет условий для создания перерабатывающей промышленности и внедрения высоких технологий, так как отсутствуют трудовые ресурсы, а также необходимая инфраструктура. В разработке месторождений будут участвовать китайские рабочие, для которых будут построены целые городки. Будет налажено транспортное сообщение: Китай со своей территории построит автомагистрали к перерабатывающим предприятиям на территории России, будут организованы авиарейсы, например, Далянь – Хабаровск, Далянь – Иркутск и так далее. Как мне кажется, при наличии тенденции становления России сырьевым придатком Китая, становится опасным такое сотрудничество, ведь оно не может быть равноправным, когда в Китае во втором квартале 2009 года ВВП вырос на 8%, а в России упал на 10%. Сокращение численности российского населения в Сибири и на Дальнем Востоке на фоне увеличивающейся китайской миграции рабочих, может привести к значительным перекосам в этнической структуре населения не в пользу России. Если программа будет реализована в полной мере, то это, по моему мнению, приведет к тому, что экономика Дальнего Востока будет прочно интегрирована в экономику Китая, причем на реальной основе функционирования территориально-производственных комплексов. Фактически, Дальний Восток перейдет под контроль Китая, и разрывать связи в случае конфликтов, будет чревато для дальневосточной экономики, которая будет полностью завязана на Китай. Китайское население на Дальнем Востоке превысит коренное, транспортное сообщение будет лучше развито с Китаем, нежели с европейской частью России, а главное - хозяйственно-экономический комплекс будет полностью интегрирован в китайскую экономику. Таковы перспективы сотрудничества Китая с Россией, еще раз свидетельствующие о растущей мощи Китая, описанной выше.

Китай, несмотря на концепцию «мирного возвышения» и другие подобные документы продолжает неуклонно наращивать мощь своих вооруженных сил. Рост расходов на ВС приблизительно в три раза превышает рост ВВП. Китай проводит регулярные широкомасштабные учения всех родов войск. Китай разработал программу освоения космоса. Происходит наращивание ядерного потенциала. На этом фоне в мире между ядерными державами проходят переговоры по сокращению ядерных сил. И если (помимо и в независимости от основных стран США и России) Британия и Франция согласятся сократить свои мизерные запасы боеголовок, то тогда Китаю придется предпринимать аналогичные шаги, так как на фоне потенциалов этих стран, ядерные силы Китая – огромны. Если же Китай откажется от таких мер, то тогда это пойдет в разрез с программой «мирного возвышения», что будет непонятно мировому сообществу. В военной доктрине Китая есть концепция «стратегических границ и жизненного пространства». В соответствии с ней признается, что растущее население Китая, а также сокращение ресурсов с неизбежностью вызывает естественные потребности в расширении пространства, для того чтобы обеспечить нормальное функционирование жизни государства. Жизненное пространство – это собственно территория государства, а стратегические границы определяются комплексной мощью государства, его влиянием. И возможные боевые действия должны переноситься в зону стратегических границ. А поводом для военных действий могут стать «сложности на пути обеспечения законных прав и интересов Китая в АТР».

Таким образом, выкладки из военной доктрины подтверждают то, что я описывал в начале работы. Получается, что Китай придерживается программы действий, которая целостно определяет синхронное развитие всех сфер в государстве. Экономические, политические устремления нацелены на укрепление мощи государства во внешней сфере, для создания условий для процветания китайского народа, и все это подкреплено соответствующей доктриной вооруженных сил.

После провозглашения в Китае в конце 1970-х гг. политики открытости был осуществлен переход от практически полной изоляции страны к высокой степени ее вовлеченности в мирохозяйсгвенные связи. Внешняя торговля стала одним из главных источников экономического роста в годы реформ. Темпы прироста внешнеторгового оборота КНР в последние тридцать лет значительно превышали темпы прироста внутреннего производства и были выше среднемировых показателей. Получение более широкого доступа к зарубежным рынкам в результате присоединения Китая в конце 2001 г. к ВТО вывело его на позиции крупнейшей торговой державы (1-е место в мировой торговле товарами с 2012 г.).

В 2014 г. доля Китая в мировом товарообороте составила 11,3% (12,4% - в мировом экспорте по сравнению с 3,9% до вступления в ВТО). Общий объем внешней торговли товарами в 2013 г. достиг рекордной отметки в 4,16 трлн долл. (рис. 3.2), а в 2014 г. превысил 4,3 трлн долл. По оценкам Всемирного банка, доля Китая в ближайшие годы в мировой торговле возрастет до 14%.

Рис. 3.2.

Экспорт, - импорт

За годы реформ значительно увеличилась зависимость экономики от внешней торговли. Доля экспорта и импорта товаров, а также услуг в ВВП за период с 1978 г. выросла более чем в шесть раз и составила в 2008 г. 62% по сравнению с менее 10% в 1978 г. Степень открытости китайской экономики значительно выше, чем у других крупных развивающихся стран, таких как Бразилия и Индия.

Товарная структура экспорта КНР становится более сложной и совершенной. Если в первой половине 1980-х гг. в экспорте преобладала первичная продукция (сельскохозяйственная продукция, нефть, минералы), с середины 1980-х гг. начинает возрастать вывоз промышленных товаров (на эту группу товаров приходится 93-94% китайского экспорта). Первоначально промышленные товары (1980-1990-е) были представлены преимущественно трудоемкими изделиями (одежда, обувь, игрушки и т.д.), затем (1990-е - начало 2000-х) более значимой статьей экспорта стали капиталоемкие изделия и, наконец, после присоединения к ВТО экспортная специализация Китая сместилась в сторону продукции с высокой долей добавленной стоимостью.

Доля отраслей машиностроения в 2000-е гг. в общем объеме экспорта увеличилась почти до 50%, при этом на продукцию отраслей высоких технологий (компьютеры, электроника, авиакосмические технологии, телекоммуникационное оборудование и др.) приходится около 1/3 всего вывоза 1 . Доля обработанной продукции в настоящее время составляет 93%. В экспорте трудоемкой продукции после присоединения к ВТО Китай стал постепенно терять свое конкурентное преимущество.

В китайском импорте в последние десять лет был отмечен резкий рост спроса на минеральное сырье, в особенности топливные ресурсы.

После присоединения к ВТО Китай также утвердился в статусе нетто- импортера сельскохозяйственной продукции. Значительно возросли объемы импорта из США (сои, хлопка, кожи, шкур). Однако наряду с ростом импорта происходит увеличение масштабов финансовой поддержки сельского хозяйства, а также усиление специализации КНР в мировой торговле аграрной продукцией (экспорт фруктов, овощей и других трудоемких культур). В 2005-2010 гг. китайский аграрный экспорт увеличивался на 13% ежегодно 2 . По импорту и экспорту сельскохозяйственных товаров КНР занимает 2-е и 4-е место в мире соответственно.

Китай - главный торговый партнер для целого ряда стран, расположенных в разных регионах земного шара. С 2002 г. он стал главным источником импорта для Японии, оттеснив США, а летом 2006 г. - для стран ЕС. Главные экспортные рынки для Китая на современном этапе - страны Восточной и Южной Азии (51,3% экспорта в 2013 г.), США (16,7%), ЕС (15,3%). Основными источниками китайского импорта в 2013 г. выступали ЕС (11,3%), страны АСЕАН (10,2%), Южная Корея (9,4%), Япония (8,3%), Тайвань (8,0%) и США (7,8%). С 2012 г. Россия входит в состав первой десятки наиболее крупных торговых партнеров Китая, ее доля в китайском внешнеторговом обороте составляла 2,1% в 2013 г. (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Ведущие торговые партнеры Китая (2013 г.) 3

  • 1 China Statistical Yearbook. Beijing: China Statistical Press, 2012.
  • 2 China’s Agricultural Trade: Competitive Conditions and Effects on U. S. Exports. Washington: United States International Trade Commission, 2011.
  • 3 Поданным Министерства коммерции КНР (www.mofcom.gov.cn).

Внешнеэкономические связи с Китаем становятся все более значимыми для многих развивающихся стран, в том числе наименее развитых. Из этих стран Китай импортирует сырьевые ресурсы, экспортируя широкий ассортимент промышленных товаров. Доля Китая во внешней торговле ряда стран Африки и Азии уже превысила 30% и продолжает расти. В число стратегических внешнеторговых партнеров Китая в 2000-е гг. вошла и Россия.

КНР экспортирует гораздо больше товаров, чем импортирует, что ведет к росту профицита торгового баланса и формированию больших золотовалютных резервов (валютные резервы в начале 2014 г. составили 3,8 трлн долл.). Положительное сальдо торгового баланса Китая в 2008 г. достигло 309 млрд долл. После глобального кризиса размер профицита сократился, и в 2013 г. составил 260 млрд долл.

Рост товарооборота в значительной мере связан с увеличением притока в страну прямых инвестиций. Предприятия с иностранными инвестициями, учрежденные на территории КНР, обеспечивают около 50% внешнеторгового оборота страны. Иностранные инвесторы широко используют Китай как производственную площадку для осуществления сборочных операций из импортных комплектующих с последующим вывозом готовой продукции (на долю таких операций приходится около 50% всей внешней торговли страны). Основной объем внешней торговли (свыше 80%) приходится на приморские провинции и города Китая. Особенно выделяется доля провинций Гуандун, Цзянсу и Шанхая.

Дисбаланс во внешней торговле вызывает напряженность в отношениях с основными торговыми партерами, что находит проявление в росте числа торговых споров и обвинений Китая в демпинге, а также усилении нажима на Китай с требованием пойти на ревальвацию национальной валюты. За период с июля 2005 г. по декабрь 2012 г. стоимость китайского юаня по отношению к доллару США повысилась почти на 30%, однако, по существующим оценкам, его стоимость по-прежнему остается заниженной на 15-20%.

Торговля услугами также развивается достаточно динамично - за период 2001-2011 гг. ее объем увеличился почти в 6 раз (торговли товарами - в 7 раз), одиако ее масштабы существенно уступают торговле товарами. Доля услуг в совокупном товарообороте составляет чуть более 10%, при этом торговля услугами (в отличие от торговли товарами) складывается у Китая с дефицитом. Наибольший размер дефицита наблюдается по статьям «транспорт», «страхование», «поездки» (выездной туризм из КНР), «роялти и лицензионные платежи» (закупки технологий). Вместе с тем у Китая формируются направления специализации в сфере услуг, к которым относятся строительство, компьютерные и информационные услуги. По этим статьям у Китая возрастает положительное сальдо в торговле.

После 2001 г. Китай приступил к формированию собственной сети двусторонних (региональных) преференциальных соглашений о свободной торговле. К концу 2012 г. им было ратифицировано 11 таких соглашений. Наиболее значимые из них - Соглашение о создании зоны свободной торговли со странами АСЕАН, соглашения о более тесном партнерстве и сотрудничестве с Гонконгом (2003 г.), Макао (2004 г.) и Тайванем (2011 г.). Региональные соглашения рассматриваются в качестве дополнения к многосторонней торговой системе. Большинство партнеров, с которыми Китай подписал или согласовывает вопрос подписания соглашений о создании зон свободной торговли, признает его как страну с рыночной экономикой.

Китай - социалистическая страна с плановой экономикой. Тем не менее иностранных инвесторов это не смущает. Политическая и экономическая системы КНР стабильны и приток ино­странных капиталов с каждым годом растет. С 1980 по 1998 гг. приток иностранных капиталов вырос почти в 4 раза. На сере­дину 1998 г. в Поднебесной числилось более 314,5 тыс. предпри­ятий с участием иностранного капитала. Контрактный объем инвестиций - 545, 37 млрд. долл. 6

Главными прямыми инвесторами в экономику Китая высту­пают Тайвань, Сянган, Аомэнь и Сингапур, т. е. страны, где больше всего проживает китайцев. Предприниматели Тайваня,

[Гонконга, Аомэня, Сингапура - главные инвесторы в экономику Китая. Их вклад составляет 60-80% суммы всех вкладов деловых кругов всех остальных стран мира.

В последние годы Тайвань превратился во второго после Гонконга инвестора в экономику КНР, а после включения Гонконга геополитическую систему Китая - в инвестора номер один.

Бурно растет китайский экспорт: примерно на 25-30% еже­годно. Если в 1979 г. во внешней торговле формировалось менее 10% ВНП страны, в 1993 - почти 36%, то в 1998 г. (на июль) - .более 45% 7 . В первом полугодии 1998 г. общий объем внешнего товарооборота КНР достиг 151,4 млрд. долл.: экспорт составил 87, а импорт - 64,4 млрд. долл. В связи с кризисом в Юго-Восточной Азии Китай активно осваивал рынки в Европе,- Аф­рике, Латинской Америке. Экспорт КНР в ЕС в 1998 г. возрос на 25,5:, в США - на 18,1%, в Африку - на 44,7%, Латинскую Америку - на 38,1% и т.д. 3

Китай, как и Япония, имеет в торговле с США положитель­ное сальдо (более 30 млрд. долл. в год) и по его размерам зани­мает второе место после Японии.

Любая геополитическая напряженность между Китаем и США будет способствовать усилению японо-китайских связей, усилению японского капитала АТР. Эта угроза способствует объединению стратегических интересов США и Китая. Кроме экономических интересов на сближение двух стран «работает» историческая память китайцев и американцев - память о пре­ступлениях японцев накануне и в годы Второй мировой войны.

Связи Японии и Китая стали завязываться в 60-е годы, во время «холодной» и особенно «горячей войны» между СССР и Китаем (бои на острове Даманском), Китаем и Вьетнамом. Япо­ния выступает преимущественно в качестве кредитора, и сейчас является главным торговым партнером Китая, который является чаще всего покупателем японской техники, технологии и товаров. Безусловно, Япония стремится сдержать наращивание ки­тайского технико-технологического и экспортного потенциала, не пуская соседа на традиционные рынки сбыта своей продук­ции. Обострились японо-китайские экономические, торговые отношения во второй половине 90-х годов конца XX в.: остров­ное государство испытывает депрессию, ежегодный прирост ВВП в Японии не превышает 2%, а китайская экономика, не­смотря на жесточайший финансово-экономический кризис в странах АТР, давала и дает прирост ВВП по 10-8% в год 9 .


Поэтому хотя КНР и Япония заинтересованы в развитии двусторонних экономических и торговых связей, но в то же вре­мя выступают как конкуренты на рынках стран АТР, АСЕАН, США, Африки, Европы и т.д.

Увеличивают продажу своих товаров в Китае Англия, Герма­ния, Франция и Италия. Но в последние годы они стали больше уделять внимания росту прямых капиталовложений в экономику этой страны.

Для отношений КНР со странами АСЕАН и «четырьмя ма­лыми драконами» характерны процессы конкуренции, притяже­ния и отталкивания. Тем не менее в отношениях с «малыми драконами» главной линией является становление экономиче­ской и производственной кооперации. В отношении стран АСЕАН превалирует конкуренция. Страны АСЕАН опасаются военной угрозы со стороны Китая. По оценкам западных спе­циалистов, на Тайване разработана долгосрочная программа, предусматривающая превращение его в азиатско-тихоокеанский региональный экономический центр, способный занять цен­тральное место в АТР и даже в мире. Тайвань намерены сделать операционной базой инвестиционной и предпринимательской деятельности местных и иностранных компаний. Кроме того он, по замыслу разработчиков программы, должен стать центром обрабатывающей промышленности, финансовой, телекоммуни­кационной и транспортной активности в АТР, т. е. превратиться в лидера в развитии региональной экономической интеграции 10 .

В Китае тоже имеется аналогичный план - «план Пудун». Он предполагает формирование в районе Шанхая гигантского (с охватом в 100 млн. человек) международного промышленного, финансового, торгового, транспортного и культурного центра, способного занять лидирующую роль в АТР 11 . На этом вопросе мы останавливаемся потому, что в XXI в, вероятнее всего про­изойдет объединение двух Китаев в один и тогда он превратится в: самую мощную финансово-экономическую империю.

В данном эссе я хочу кратко рассмотреть ситуацию, складывающуюся в рамках отношений Китая с остальным миром. Я специально выбрал в качестве предмета ту тему, которой я не посвящал долгих исследований, но по которой у меня накопилось достаточное количество материала и сведений, кои я попытаюсь привести в единую систему. Источником для моих знаний о Китае, копившихся уже несколько лет, послужили многочисленные аналитические политологические статьи, новости от всякого рода медийных изданий, книги, в которых хоть и не по профилю, и не всеобъемлющи, но затрагивались проблемы Китая, а также некоторые официальные документы (к примеру, военная доктрина).

Исходя из специфики дисциплины, начать, следует, с последних мировых событий, которые определяют мировую конъюнктуру отношений. Таковым является мировой финансовый кризис, который без преувеличения, повлиял на развитие большинства стран планеты, и на их отношения между собой. Эту данность я возьму за начальный порядок проистечения мысли. Китай - это третья в мире экономика по уровню производства ВВП. (А если учитывать ВВП по уровню покупательной способности, то он находится на втором месте после США). Тем не менее, Китай относится к группе развивающихся стран, что позволяет ему пользоваться различными привилегиями в международной торговле. Экономика КНР очень сильно ориентирована на экспорт товаров широкого потребления, и мировой финансовый кризис довольно чувствительно сказался на ней, так как произошло падение покупательной способности на рынках сбыта в мировом масштабе. Соответственно произошло сокращение темпов роста ВВП, а безработица начала расти. Безработица же для громадного Китая является источником социальной напряженности, что неблагоприятно складывается на настроениях в обществе. Состояние социальной сферы в Китае таково, что достаточно малой искры для начала народных бунтов в некоторых регионах страны. Тем более это усугубляется межэтническими противоречиями, чему подтверждением являются народные стычки, произошедшие в июле этого года в городе Урумчи. Для того чтобы занять как можно большее число людей, тем более во время кризиса, партия приняла решение увеличить работу по инфраструктурным проектам, стоимость которых составит до 600 млрд. долларов. Это поможет не только занять огромное количество рабочей силы, но и притянуть к инфраструктурным проектам другие сферы экономики. Это, в свою очередь, вызовет увеличение спроса на потребляемую энергию и энергоносители, нужды в которых постоянно возрастают. Китай является вторым в мире потребителем нефти после США. Доля импортируемой нефти находится примерно в районе 40%. Еще больший спрос Китая на нефть при том, что разработка собственных месторождений не будет удовлетворять в ближайшее время и половины потребностей Китая, будет существенно влиять на мировые цены на нефть. Недавняя дешевая нефть очень положительно сказалась на экономике Китая, что подталкивало рост ВВП. США, сильно зависящие от импорта нефти, также обеспокоены вокруг ситуации с ценами на нефть, тем более что Китай начинает с ними конкуренцию за источники потребления нефти. Выражается это в том, что Китай начал активную борьбу за Африку, для того чтобы диверсифицировать источники импорта полезных ископаемых (главное нефти).

Политика энергобезопасности Китая, тем самым, выразилась в его широкомасштабной экспансии в Африку. Пока эта экспансия выражается в экономике, но скоро, возможно, Китай начнет подкреплять ее и политическими обязательствами и требованиями. Китай активно инвестирует в экономическо-хозяйственный комплекс стран Африки, которые являются для него поставщиком ценных ресурсов. Китай не только развивает промышленную добывающую инфраструктуру, но и помогает этим странам в развитии сельского хозяйства, социальной сферы. Это помогает китайским компаниям упрочивать свое положение в Африке. Также Китай снижает или отменяет пошлины для многих групп товаров из Африки, что сказывается на развитии некоторых отраслей в экономике африканских стран. Но при всем этом, Китай сдерживает их развитие, заваливая их рынок дешевым ширпотребом и промышленными товарами не способными конкурировать на мировом рынке. Китай старается получать из Африки только сырье, и ни как не способствует развитию перерабатывающей промышленности в этом регионе, зато развивает свою промышленность. И начав такую политику сравнительно недавно, Китай обогнал в этом США. Объем торговли США и Африки составляет более 80 млрд. долларов в год, объем торговли Китая с Африкой - более 100 млрд. долларов. Естественно, абсолютно большая часть этих объемов приходится на торговлю полезными ископаемыми. Таким образом, внутренние потребности Китая вынуждают его искать, как рынки сбыта, так и источники ресурсов в мире, что неизбежно приводит к столкновению его с другими странами (США, Евросоюзом, Индией, Японией, Россией). Как мне кажется, это и будет основным импульсом для главного содержания дальнейшей международной политики.

Отсюда следует, что мировой экономический кризис оказывает противоречивое влияние. С одной стороны увеличивается безработица из-за падения уровня потребления в мире, но с другой стороны растет ВВП Китая. Причем растет на 8% в год, в то время как во всех остальных странах он упал и кое-где только начинает восстанавливаться. Китай фактически стал монополистом роста ВВП. Это обеспечивается за счет мер по стимулированию внутреннего потребления, снижаются налоги для предприятий, а также продолжается улучшение инвестиционного климата. Рост инвестиций в экономику Китая увеличился на 7 млрд. долларов в ноябре 2009 года, по сравнению с тем же периодом 2008 года. Специфика китайской экономики такова, что она должна все время расти, причем не менее, чем на 7% в год, но и не более, чем на 10% в год. Такой коридор обусловлен тем, что при росте менее 7% будет возрастать безработица, а при росте более 10% наступает, так называемый, перегрев экономики, когда будет расти инфляция, перепроизводство товаров. Исходя из этого, неизбежно будет только возрастать китайская экспансия в мире - пока экономическая, и не только в рамках реального сектора (производства и торговли), но и в финансовом. Можно сказать, что Китай купил почти «контрольный пакет акций США». США выпустили долгосрочных государственных облигаций почти на 4 трлн. долларов и более половины их держателей - это иностранные инвесторы, среди которых абсолютное лидерство держит Китай. Таким образом, Китай является главным кредитором американской экономики. США же уже, в свою очередь, не могут поддерживать на прежнем уровне импорт китайского ширпотреба, что подвигло Китай на начало проведения масштабных мер по переориентации с внешнего рынка на внутренний, для чего Китай начал активное стимулирование внутреннего спроса. И не смотря на кризис, Китаю это удается благодаря крупному расширению потребительского кредитования населения. В итоге - у всех ВВП падает, а у Китая растет. Так что теперь Америка, возможно, больше зависит от Китая, чем он от нее, ведь Китай является для нее столь необходимым сейчас источником финансовой стабилизации.

На фоне этого в ноябре сего года в Китай с четырехдневным визитом прилетал президент Обама. О важности этой встречи говорит ее срок - 4 дня. В такие турне в одну страну американские президенты еще не ездили. Данная встреча показала, что Китай является ни чуть не менее полноправным игроком, нежели США, а то и отчасти одерживает лидерство. Прежняя риторика в отношениях Китая и США при президенте Буше младшем кардинально сменилась. Если Буш мог позволить делать заявления о возможности бойкотирования олимпиады в Китае, то Обама был подчеркнуто лоялен, делал уступки, и не позволял себе вмешиваться во внутренние дела Китая. Главной темой в переговорах был мировой экономический кризис. США предлагали Китаю ревальвировать юань, либерализовать его внутренний курс, прекратить демпинговать на мировом рынке. Китай же потребовал от США отказаться от протекционистских барьеров. В частности, недавно разразился скандал с китайскими шинами, на которые американцы установили высокие ввозные пошлины. Китай же вступил в ВТО как раз для того, чтобы избегать таких ситуаций, но американцы, несмотря на это, повышают пошлины. Американцы требуют от Китая укрепить юань, так как дешевый юань дает торговые преимущества Китаю и ставит его в более выгодное положение. У Китая такая система, что существуют как бы два юаня - внутренний и внешний. Они между собой мало связанны. Внутренний - направлен на стимулирование спроса в рамках страны, на поддержание социальных нужд. Внешний - рассчитан на ведение международной торговли. Он тоже дешевый, что дает Китаю преимущество: Китай сажает на потребление своих дешевых товаров американцев, что помогает ему накапливать гигантский долларовый резерв (приблизительно 2 трлн. долларов - первое место в мире). На эти деньги Китай возводит объекты инфраструктуры, скупает природные ресурсы (в особенности из Африки), скупает собственность по всему миру, государственные облигации США. Так что главной переговорной темой Обамы и Ху Цзиньтао была экономика, в рамках которой взаимозависимость Китая и США становится непропорциональной не в пользу США. Все это сказалось и во внешнеполитической сфере. Обама не позволил себе говорить о самоопределении Тайваня и признал целостность Китая, не стал касаться проблемы Тибета, а также не давил на Китай в области соблюдения прав человека. А за месяц до визита в Китай, Обама не стал встречаться с Далай-ламой, который прилетал в США. Обаме пришлось признать право страны на самоопределение в рамках национальных особенностей. Так, он объяснил, что всякая цензура, конечно, есть зло, но в то же время у каждой страны свои традиции, фактически признав право на существование китайской цензуры. Согласие было достигнуто только по ядерной проблеме КНДР. И Китай и США против того, чтобы КНДР обладала оружием массового поражения. А вот по иранской ядерной проблеме, Пекин дал понять Вашингтону, что не поддержит в ООН возможное введение санкций против Ирана. Можно сказать, что данная встреча вполне показала отсутствие у США рычагов давления на Китай, да и вообще, что Китай ни в чем не уступает США, а более того занимает несколько опережающую позицию.

Збигнев Бжезинский выдвинул концепцию «большой двойки», в рамках которой у США нет иного мощного потенциального союзника, чем Китай. И эти две страны должны разделить сферы влияния в мире и строить новый порядок сил на основе взаимодействия между собой. Бжезинский основывал свою концепцию исходя из концепции Китая «мирного возвышения», в которой говорится, что «Китай переходит к пропаганде гармоничного общества и устойчивого развития, создает образ сильной миролюбивой страны, готовой делиться своим процветанием с другими». Но насколько можно судить, эта концепция является пропагандой, которая направлена на успокоение мира. И Китаю неизбежно придется расширять свою экспансию, чтобы не то что развиваться, а поддерживать существующий уровень развития. И как мне кажется, Китай не согласился на концепцию Бжезинского, что продемонстрировала недавняя встреча Обамы и Ху Цзиньтао. Китай согласен на то, что он будет самостоятельной страной, не нуждающейся ни в чьем союзе.

В подтверждение этому Китай проводит жесткую внутреннюю политику (малейшие мятежи жестко подавляет), активно осуществляет свою экономическую экспансию в мире, решает проблему Тайваня, ведет соперничество с Индией, подчиняет своему влиянию Россию, Африку, на равных ведет диалог с США. Китай интенсивно, помимо экономической и политической, проводит политику в финансовой сфере, например, он добился расширения квот во Всемирном Банке и в МВФ для развивающихся стран, к коим он относит себя одним из первых. Что касается проблемы Тайваня, то Китай при помощи все тех же экономических рычагов пытается интегрировать Тайвань в свою экономику, что у него успешно получается - экономическая интеграция находится на высоком уровне. Очень активно развивается транспортное сообщение (морское и авиационное). Происходит интенсификация политических контактов. Все это многократно усиливается победой на президентских и парламентских выборах в Тайване социалистической партии, которая считает Тайвань китайской территорией. Что касается взаимоотношений с Индией, то они сглаживаются благодаря торговле, но остаются напряженными. Китай поссорился с Индией, когда она предоставила убежище Далай-ламе. Сейчас соперничество проявляется в борьбе за Индийский океан. Индия строит крупную военную базу на Мальдивах, Китай же строит крупные порты в Бирме, на Шри-Ланке и Пакистане, в которых смогут базироваться китайские военные суда. Китай подозревает, что сотрудничество Индии с США в ядерной сфере направлено против него. А в целом борьба за Индийский океан является необходимой в рамках борьбы за Африку. Индия также пытается вклиниться в процесс деления африканских источников поставки полезных ископаемых.

Отдельной темой является взаимоотношения Китая с Россией. Тема настолько объемная, что охватить даже в кратком виде в рамках данной работы не представляется возможным, потому я опишу только последние события. В сентябре сего года была одобрена программа сотрудничества на 2009-2018 года между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и северо-востока КНР. Главы стран подписали ее в Нью-Йорке, а в октябре председатель правительства России, находясь с визитом в Китае, обговаривал аспекты сотрудничества в рамках этой программы. На мой взгляд, данная программа является глубокой ошибкой российских властей. В соответствии с программой, предполагается совместная разработка месторождений широкого спектра полезных ископаемых на территории России и вывоз их в Китай. В Китае же будет происходить развитие глубокой обрабатывающей промышленности. Сотрудничество будет проходить по схеме «наше сырье - ваши технологии». Объясняется это тем, что в Сибири и на Дальнем Востоке нет условий для создания перерабатывающей промышленности и внедрения высоких технологий, так как отсутствуют трудовые ресурсы, а также необходимая инфраструктура. В разработке месторождений будут участвовать китайские рабочие, для которых будут построены целые городки. Будет налажено транспортное сообщение: Китай со своей территории построит автомагистрали к перерабатывающим предприятиям на территории России, будут организованы авиарейсы, например, Далянь - Хабаровск, Далянь - Иркутск и так далее. Как мне кажется, при наличии тенденции становления России сырьевым придатком Китая, становится опасным такое сотрудничество, ведь оно не может быть равноправным, когда в Китае во втором квартале 2009 года ВВП вырос на 8%, а в России упал на 10%. Сокращение численности российского населения в Сибири и на Дальнем Востоке на фоне увеличивающейся китайской миграции рабочих, может привести к значительным перекосам в этнической структуре населения не в пользу России. Если программа будет реализована в полной мере, то это, по моему мнению, приведет к тому, что экономика Дальнего Востока будет прочно интегрирована в экономику Китая, причем на реальной основе функционирования территориально-производственных комплексов. Фактически, Дальний Восток перейдет под контроль Китая, и разрывать связи в случае конфликтов, будет чревато для дальневосточной экономики, которая будет полностью завязана на Китай. Китайское население на Дальнем Востоке превысит коренное, транспортное сообщение будет лучше развито с Китаем, нежели с европейской частью России, а главное - хозяйственно-экономический комплекс будет полностью интегрирован в китайскую экономику. Таковы перспективы сотрудничества Китая с Россией, еще раз свидетельствующие о растущей мощи Китая, описанной выше.

Китай, несмотря на концепцию «мирного возвышения» и другие подобные документы продолжает неуклонно наращивать мощь своих вооруженных сил. Рост расходов на ВС приблизительно в три раза превышает рост ВВП. Китай проводит регулярные широкомасштабные учения всех родов войск. Китай разработал программу освоения космоса. Происходит наращивание ядерного потенциала. На этом фоне в мире между ядерными державами проходят переговоры по сокращению ядерных сил. И если (помимо и в независимости от основных стран США и России) Британия и Франция согласятся сократить свои мизерные запасы боеголовок, то тогда Китаю придется предпринимать аналогичные шаги, так как на фоне потенциалов этих стран, ядерные силы Китая - огромны. Если же Китай откажется от таких мер, то тогда это пойдет в разрез с программой «мирного возвышения», что будет непонятно мировому сообществу. В военной доктрине Китая есть концепция «стратегических границ и жизненного пространства». В соответствии с ней признается, что растущее население Китая, а также сокращение ресурсов с неизбежностью вызывает естественные потребности в расширении пространства, для того чтобы обеспечить нормальное функционирование жизни государства. Жизненное пространство - это собственно территория государства, а стратегические границы определяются комплексной мощью государства, его влиянием. И возможные боевые действия должны переноситься в зону стратегических границ. А поводом для военных действий могут стать «сложности на пути обеспечения законных прав и интересов Китая в АТР».

Таким образом, выкладки из военной доктрины подтверждают то, что я описывал в начале работы. Получается, что Китай придерживается программы действий, которая целостно определяет синхронное развитие всех сфер в государстве. Экономические, политические устремления нацелены на укрепление мощи государства во внешней сфере, для создания условий для процветания китайского народа, и все это подкреплено соответствующей доктриной вооруженных сил.

Резюмируя, надо сказать, что Китай имеет большой клубок внутренних проблем. К таковым относятся перекосы в экономике и социальной сфере - высокотехнологичные производства соседствуют с отсталым аграрным производством, развивающимся экстенсивным способом. Развитое и обеспеченное население городов соседствует с огромными массами сельской нищеты. На фоне этого идет положительный демографический прирост, который не возможно обеспечивать соответствующими ресурсами в силу ограниченных возможностей природной среды территории Китая. С ростом промышленного производства эта самая природная среда погружается в состояние масштабной экологической катастрофы. В силу размеров Китая, его населения, его экономики и степени взаимодействия с миром - проблемы Китая неизбежно становятся проблемами всего мира. Китай стал моделью, демонстрирующей возможности роста и его пределы. В этой связи становится актуальным мальтузианство, которое рассматривало такую модель для всей планеты. Китай же является показательным примером того, что ждет человечество в будущем. А пока, исходя из всего этого, можно заключить, что чтобы поддерживать существующий уровень развития, а тем более прогрессировать дальше, Китаю жизненно необходима экспансия. Он ее начал, но пока экономическую. Она будет продолжаться до тех пор, пока будет существовать сложившаяся система международных экономических отношений. С ее возможным крахом или глубоким кризисом, Китай не сможет долго развиваться в изолированном состоянии, и тогда остро назреет необходимость в широкомасштабной территориальной экспансии.

Инвесторы в последнее время проявляют все больший интерес к странам Восточной Азии - Китаю, Японии и Республике Корея, отмечает германская газета "Handelsblatt". До финансового кризиса большая часть иностранных инвестиций, поступавших в азиатские страны, приходилась на государства Юго-Восточной Азии (ЮВА), которые лидировали по темпам экономического роста. Зарубежных инвесторов привлекали стабильность их экономики, дешевая рабочая сила и снижающиеся торговые барьеры. После кризиса ситуация кардинально изменилась: на азиатский восток поступает в 10 раз больше инвестиций, чем на юг. Об изменении ситуации свидетельствует тот факт, что свыше 80% предприятий, приобретенных в 2000 г. зарубежными инвесторами в Азии, приходится на азиатский восток.

Более половины капиталовложений, направляемых в страны Азии из США и Западной Европы, приходится на долю Китая. Если в 1990г. в эту страну поступало менее 20% иностранных инвестиций, вкладываемых в азиатскую экономику, то в последнее время - свыше 50%.

Газета приводит ряд примеров проникновения западного капитала в этот регион, в частности в Китай, Японию, Республику Корея и на Тайвань. Компания Motorola намерена вложить 1,9 млрд. долл. в китайское предприятие по производству чипов, чтобы удовлетворить быстро растущий в Китае спрос на мобильные телефоны. Объектами иностранных капиталовложений являются и японские и южнокорейские банки, испытывающие финансовые трудности. Так, компании "GE Capital", "Lone Star Capital" и др. вложили сотни миллионов долларов в финансовые институты Японии.

Многонациональные корпорации, считает "Handelsblatt", не намерены уходить из ЮВА. Однако такие богатые страны и территории, как Япония, Республика Корея и Тайвань, а также Китай с его огромным населением, по мнению германских экспертов, обладают значительно большими потенциальными возможностями для привлечения иностранных инвесторов. Республика Корея, Тайвань и Китай намного быстрее преодолели последствия финансового кризиса, чем страны ЮВА, которые к тому же становятся все более политически нестабильными. Китай привлекает крупных зарубежных инвесторов и предстоящим вступлением в ВТО.

География экспорта в 1999 году - США 22%, Гонконг 19%, Япония 17%, Германия, Южная Корея, Нидерланды, Великобритания, Сингапур, Тайвань.

Существуют также другие причины перемещения финансовых потоков с юга на восток Азии. Так, уровень зарплаты рабочего даже в богатом китайском городе в два раза ниже, чем, например, в Бангкоке. Зарплата среднего менеджера в филиппинской провинции примерно на 50% выше, чем в Шанхае.

В то время как государства, расположенные на востоке Азии, все более интегрируются в мировую экономику, страны Юга изолируются от нее. В Малайзии и Индонезии государство контролирует операции с капиталом. Таиланд заморозил планы приватизации предприятий государственного сектора, Филиппины из-за огромного бюджетного дефицита не имеют возможности получить необходимые кредиты МВФ. Напротив, Восток постепенно устраняет преграды на пути иностранных капиталовложений. Так, Республика Корея и Тайвань разрешили продажу банков иностранцам и устранили лимиты участия зарубежных инвесторов в капитале фирм почти во всех секторах экономики. Япония открывает доступ иностранному капиталу в телекоммуникационную и электроэнергетическую отрасли (помимо финансового сектора и автомобильной промышленности).

Определенную роль в привлечении западных инвестиций на азиатский восток играет и уровень его технологического развития. Если в Республике Корея, на Тайване и в Гонконге доступ к Интернету имеет 20% населения, то в Таиланде этот показатель равен 1,6%, а на Филиппинах - 1%.

География импорта в 1999 году - Япония 20%, США 12%, Тайвань 12%, Южная Корея 10%, Германия, Гонконг, Россия и Сингапур.

Перспективы укрепления экономики КНР. Одним из наиболее значимых событий в мировой экономике во второй половине прошлого века стал впечатляющий подъем в Китае, связанный с реформами, начатыми по инициативе Дэн Сяопина. За 20 лет ВВП КНР вырос в 5 раз, доходы населения - в 4 раза, 270 млн. китайцев существенно повысили свое благосостояние и сумели преодолеть порог бедности.

Тем не менее, уровень жизни в Китае остается невысоким: национальный доход в расчете на душу населения составляет лишь 950 долл. в год. Доля Китая в мировой торговле достигла показателя 1939г. только в 1993г. Негативным явлением стало усиление разрыва в доходах зажиточных и малоимущих слоев населения.

В ближайшие 20 лет Китай имеет реальные шансы для превращения во второе по экономической мощи государство мира. Уровень жизни достигнет зарегистрированного на современном этапе для среднестатистического жителя Республики Корея или Португалии. Предпосылки для такого прогресса создаст, в частности, вступление КНР в ВТО, переговоры о котором ведутся на протяжении 15 лет. Это знаменательное событие произойдет, скорее всего, в конце 2001г. или в 2002. В течение пятилетия будут ликвидированы многие тарифные и нетарифные барьеры, иностранный капитал получит доступ в целый ряд секторов национальной экономики, например банковское дело, телекоммуникационные услуги и дистрибьюторские операции. Китай обязался осуществлять жесткие меры по защите интеллектуальной собственности и отменить требование к иностранным инвесторам в КНР об обязательной минимальной доле местного сырья и комплектующих в стоимости продукции, производимой СП.

Реформы по линии ВТО являются лишь началом нового этапа широких преобразований в китайской экономике. Правительство руководствуется курсом на высвобождение бизнеса от чрезмерной опеки государства, перевод многих предприятий из государственного в частный сектор, создание на базе ныне действующих заводов и фабрик корпораций, способных выдержать конкуренцию, в том числе со стороны иностранных товаропроизводителей. Планируется укрепление финансовых рынков вне государственной банковской системы, оказавшейся в сравнительно сложном положении, и их переориентация на обслуживание хозяйствующих субъектов, в наибольшей степени заслуживающих кредитования. Важнейшим направлением государственной экономической политики будет развитие инфраструктуры - авто- и железнодорожной, а также волоконно-оптической с тем расчетом, чтобы впервые в истории удаленные части страны оказались охваченными общенациональными инфраструктурными сетями, в результате чего сформировалась единая экономика с высокой степенью интегрированности отдельных частей.

Правительство предпринимает усилия по созданию новых источников формирования внутреннего спроса, в частности путем приватизации жилого фонда. В крупных городах 40% населения уже являются собственниками жилья. Предпринимаются меры по развитию простой и эффективной налоговой системы, использованию информационных технологий для предотвращения злоупотреблений в сфере общегосударственного и местного управления, объединению в стройную систему отдельных инициатив в социальной области, направленных на выплату пособий 5 млн. человек, ежегодно теряющим работу на государственных предприятиях, и пенсий.

Большой интерес у местных и иностранных аналитиков вызывает оценка последствий реализации всех этих планов для национальной экономики. Государственная статистика не дает надежной базы для точного прогнозирования. Данные об экономическом росте, как правило, завышаются. Местные власти стремятся приукрасить положение на подведомственных территориях. Широко распространены случаи, когда часть продукции китайских предприятий не находит сбыта и пополняет складские запасы. Тем не менее, такое производство регулярно учитывается при подсчете валового продукта. Аналитикам довольно сложно определить степень завышения ВВП. По мнению большинства, прошлогодний его прирост в 8%, вероятно, следует скорректировать в сторону понижения на 1-2 процентных пункта.

Исследовательская группа "Morgan Stanley" считает, что в случае соблюдения Китаем обязательств по линии ВТО и твердой ориентации его правительства на рыночные реформы среднегодовой прирост ВВП КНР в 2001-2005гг. составит 7%, в 2006-2015гг. - 9% (скажутся результаты реструктуризации), позднее темпы экономического развития замедлятся. К 2020г. ВВП КНР должен увеличиться до 10 трлн. долл. (по курсу доллара, зарегистрированному в конце 2000г.), т.е. экономика Китая по своим размерам станет примерно такой же, как и американская в настоящее время. Доходы в расчете на душу населения достигнут 6700 долл. Если преобразования в КНР будут осуществляться быстрее, чем предусматривается договоренностями с ВТО (в частности, вследствие усиления давления со стороны зарубежных партнеров), то прирост ВВП может увеличиться в 2006-2015гг. до 10% в год, а объем ВВП достигнет отметки в 10 трлн. долл. уже к 2015г.

Одним из последствий вступления в ВТО станет резкое увеличение числа договоренностей о прямых иностранных инвестициях. В 2000г. обязательства о новых вложениях такого рода выросли на 1/3. Приток подобных инвестиций достиг в кумулятивном исчислении 350 млрд. долл., причем годовой прирост составляет значительную величину - 40 млрд. Только два государства в мире - США и Великобритания - сумели привлечь больший объем инвестиций из других стран (соответственно 1,1 трлн. и 394 млрд. долл.). Бразилия и Мексика хотя и открыли свои рынки гораздо раньше Китая, уступают ему в указанном отношении. КНР привлекла 1/3 всех инвестиций, поступивших в страны с формирующимся рынком. Почти 80% всех прямых иностранных инвестиций, поступивших в Восточную и Юго-Восточную Азию (без Японии), пришлись в 2000г. на долю единственного реципиента - Китая. Отставание его соседей вызывает у них растущую тревогу.

Традиционно основная часть иностранного капитала, вкладываемого в экономику КНР, направляется в экспортные отрасли. С конца 70-х годов товарооборот Китая с зарубежными странами вырос с незначительной (для столь крупной державы) величины до 475 млрд. долл. в 2000г. Темпы роста мировой торговли за этот период были гораздо меньшими. На долю фирм с участием иностранного капитала в настоящее время приходится половина всего экспорта из КНР. Как отмечает еженедельник "Economist", иностранные инвестиции способствовали превращению Китая в "громадную экспортную машину". Страна и в будущем останется значительным экспортером благодаря наличию почти безграничного потенциала исключительно дешевых трудовых ресурсов, в том числе с высоким образовательным цензом. По данным "Economist", инженеры-компьютерщики получают в КНР примерно в 10 раз меньше, чем, например, на Тайване при почти одинаковом уровне подготовки.

Обрабатывающая промышленность Китая постепенно выходит на передовые позиции и становится все более капиталоемкой. Исследователи отмечают, что даже при переходе к производству все более сложных промышленных изделий (например, к полупроводниковой технике и к аппаратуре информационно-технического профиля, по которой Китай сумел стать в мире 3-м крупнейшим производителем) КНР не теряет своих преимуществ по выпуску такой относительно дешевой и трудоемкой продукции, как игрушки, текстиль и обувь. За счет масштабов производства и низкой оплаты труда Китай успешно противостоит другим азиатским экспортерам этих товаров (Индонезии, Республике Корея и др.), фактически вытесняя их с мирового рынка. Стратегия развития большинства соседей Китая базируется на экспортной модели, поэтому внешнеторговая экспансия КНР воспринимается ими достаточно негативно. Более того, серьезные опасения возникают и за пределами Восточной и Юго-Восточной Азии, например в Индии и Мексике. Примечательно, что последняя из названных стран с большими оговорками согласилась со вступлением КНР в ВТО, оговорив ее прием рядом дополнительных условий. (Прием в ВТО осуществляется при обязательном согласии всех ее участников.)

На первый взгляд, экономика Китая является безусловно экспортоориентированной. Соотношение между экспортом и ВВП достигает значительной величины - 23%. По объему экспорта КНР занимает 9-е место в мире. Однако, по мнению большинства аналитиков, экспортный сектор недостаточно сросся с отечественной экономикой. Фирмы, полностью или частично находящиеся в собственности иностранцев, поглощают примерно 50% всего импорта и являются источником половины экспорта из КНР. Многие экспортные предприятия представляют собой простейшие производства по сборке изделий из ввозимых комплектующих и последующему вывозу в другие страны, часто через Гонконг. Экспортный сектор с доминирующими позициями иностранного капитала, особенно в специальных экономических зонах, рассматривается исследователями в качестве своеобразного анклава, чем-то напоминающего по своим особенностям зону предприятий-"макиладорас" в Мексике, протянувшуюся вблизи американской границы. Неслучаен вывод многих специалистов о слабой интегрированности Китая в мировую экономику. Обособленность оборачивается дополнительными издержками. Технологии и управленческий опыт, привносимые иностранными фирмами, усваиваются местными компаниями недостаточно быстро и легко. При этом экономический рост сдерживается из-за сохранения многих элементов директивной системы управления, торговых барьеров и местного протекционизма, а также из-за отсутствия настоящего рынка капиталов. "Economist" полагает, что вступление в ВТО будет способствовать созданию оптимальной конкурентной среды внутри Китая и в существенной мере ограничит роль административно- командной системы.

В открытом секторе экономики ТНК уже превратились в важнейших "игроков" в сфере предпринимательства. "McDonald"s" и "Kentucky Fried Chicken" создали в Китае почти 700 предприятий. "Kodak" закрепил за собой половину рынка фотопленки и фотобумаги, а почти вся остальная часть принадлежит "Fuji". "Procter & Gamble" стала крупнейшим поставщиком на китайский рынок шампуней. Инофирмы, прежде всего "Motorola", "Ericsson" и "Nokia", зарезервировали за собой 95% рынка мобильных телефонов. Такая активность связана с тем обстоятельством, что Китай является крупнейшим рынком сбыта такой продукции, как микротелефонные аппараты. Руководство "Coca-Cola" считает, что Китай в скором времени станет для нее крупнейшим рынком в Азии. По некоторым оценкам, иностранное участие в экономике КНР составляет на современном этапе примерно 10%. По расчетам специалистов, прием в ВТО приведет к удвоению этого показателя.

Несмотря на все положительные сдвиги за последние 20 лет, Китай в недостаточной степени интегрирован в мировую торговую систему. Более того, отсутствует интегрированность и на внутрикитайском уровне. Поэтому одна из важнейших задач, стоящих перед Китаем на современном этапе, - объединение разрозненных элементов национальной экономики. (Аналогичная проблема стояла, например, перед США в конце XIX в.) Действительно, ненормальным является положение, при котором отправка контейнера из Шанхая в американский Сиэтл занимает меньше времени, чем из Шанхая в другой крупный промышленный центр той же страны - Чунцин, расположенный на реке Янцзы в глубине Китая. Десять лет назад в КНР не было общенациональной системы автомагистралей, связывающей отдельные провинции. В настоящее время протяженность таких дорог превышает 12 тыс. км (подробную информацию о связующих магистралях транспорта я указал в разделе 2.4. курсовой работы). Количество пассажирских рейсов самолетов гражданской авиации утроилось, число новых абонентов стационарной телефонной сети в 2000 г. достигло 36 млн., а мобильной связи - 42 млн. Стационарные телефоны имеются в 17% семей, причем в 90-е годы численность абонентов выросла в 30 раз. Степень распространения Интернета крайне мала, однако число пользователей ежегодно удваивается. Национальная экономика превращается в единый комплекс, чему способствует внедрение информационных технологий.

Большие перспективы открываются в сфере финансовой интеграции. До недавних пор четыре банка выступали в качестве кредиторов государственных предприятий. В настоящее время сеть банковских учреждений заметно расширилась. По оценкам специалистов, роль госсектора в национальной экономике сократилась до 50%, тем не менее на него приходится более 70% основных фондов и 80% оборотного капитала в обрабатывающей промышленности. В таких условиях роль частного сектора оценивается еженедельником "Economist" как "ограниченная".

Правительство разработало радикальные меры по развитию фондового рынка и санации государственных банков. Обмен долговых обязательств на акции способствовал сокращению бремени безнадежных долгов в банковской системе на 1,4 трлн. юаней. В будущем предоставление заемных средств будет осуществляться только финансово надежным предприятиям. Фондовый рынок играет все большую роль в финансировании продуцентов. Если в 1999г. через него были мобилизованы средства на общую сумму 440 млрд. юаней, то в 2000г. - уже 620 млрд. При этом участие иностранного капитала превысило 180 млрд. Эмиссии и выставлению на продажу акций таких крупных объединений, как "Petrochina" и "China Mobile", предшествовала их реструктуризация, что сделало их более отвечающими общемировым стандартам.

Реформы в КНР и рост ее экономики должны позитивно повлиять на весь регион, особенно в настоящее время, когда страны Восточной и Юго-Восточной Азии испытывают негативные последствия от замедления развития в США. Что касается Китая, то значительного спада в этой стране не прогнозируется.

Даже в случае глобального экономического спада Китай будет развиваться относительно стабильно, хотя бы в силу размеров своей экономики. Только в 2000г. китайский импорт вырос на огромную величину - 55 млрд. долл., что свидетельствует о превращении экономики КНР в мощный фактор развития всего региона. Что касается угрозы для азиатских продуцентов, исходящей от китайских поставщиков, то ее преодоление почти целиком зависит от самих государств данного региона: реализация откладываемых структурных реформ должна способствовать решению проблем, связанных с внешними факторами.

В долгосрочной перспективе быстроразвивающийся Китай рассматривается в качестве источника угрозы и влиятельными группировками в США. Развитие американо-китайских отношений осложняется наличием в двусторонней торговле положительного сальдо в пользу КНР в размере 60 млрд. долл. Однако связи между двумя странами настолько усложнились и диверсифицировались, что при их анализе не следует давать однозначных оценок. Например, необходимо учитывать, что объем продаж американских фирм, действующих в Китае, в настоящее время почти такой же, как весь экспорт из США в КНР. Инвестиционные потоки сопоставимы с торговыми потоками.

Изоляция Китая от мировой экономики могла бы нанести серьезный удар по американским интересам. Кроме того, по расчетам "Morgan Stanley", в ближайшие 15-20 лет реформы в КНР должны дать экономический эффект в размере примерно 40 трлн. долл., при этом иностранные предприниматели, и прежде всего американские, могут рассчитывать приблизительно на 8 трлн. из них.

Развитие экономических связей актуализирует необходимость реформ в КНР и усиления степени открытости по отношению к внешнему миру. В таких условиях фактически не может сдерживаться и развитие неформальных контактов. Примечательно, например, что в американских университетах в один промежуток времени проходят обучение 50 тыс. китайцев. Уже в настоящее время число китайских граждан, получивших образование в США, превышает число китайцев - выпускников советских вузов. Налицо - усложнение и диверсификация связей по многим направлениям. Подобные тенденции будут способствовать интеграции Китая в мировую экономику.