Внеклассное мероприятие в начальной школе «Да здравствует вежливость». Сценарий "праздника вежливости" для учащихся начальной школы

Сценарий для начальной школы «Праздник вежливости»

МБОУ СОШ №11, г. Новый Уренгой, ЯНАО

Описание материала : Предлагаю Вам сценарий библиотечного часа для учащихся 2-3 классов на тему «Праздник вежливости». Для достижения целей нравственного воспитания особое место принадлежит хорошей книге. Поэтому очень важно через чтение художественных произведений, постепенно знакомить детей с нормами нравственности, развивать качества личности, необходимые для жизни в современном обществе. В рамках реализации часов внеурочной деятельности по ФГОС в начальной школе, этот сценарий может быть использован в курсе духовно-нравственного направления - «Библиотечный час». Данный материал будет полезен организаторам внеклассной работы, учителям начальных классов, библиотекарям.

Цель: Сформировать представления учащихся о нравственных нормах

общения и выработать навыки этического поведения.

Задачи:

    Расширить знания учащихся о нравственных понятиях, входящих в представление о вежливости.

    Выработать с учащимися критерии оценки поведения воспитанного человека.

    Научить учащихся употреблять различные словесные формы вежливости, объяснить необходимость соблюдения правил поведения в обществе.

Демонстрационный материал : «Дерево добра»; выставка книг, запись песни «Улыбка»: слова М.Пляцковский, музыка В.Шаинский; «волшебные слова».

Раздаточный материал : цветы.

Ход урока :

Библиотекарь:

Ребята! Сегодня у нас с вами состоится необычное путешествие. Путешествие в страну волшебных слов. Слова эти обычные, простые, полезные и добрые. А волшебными они стали потому, что с ними всем вокруг радостней жить. Волшебное, доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет найти верных друзей. От этих слов улучшается настроение, расцветают улыбки.

Послушайте рассказ В.Осеевой - «Волшебное слово». (Чтение рассказа).

Вопросы :

    Действительно ли Павлик в сквере встретил волшебника?

    Какое «волшебное слово» сказал старик Павлику?

    Как его надо говорить?

    Как Павлик пытался заставить брата взять его с собой кататься на лодке?

    А «волшебное слово» помогло? Почему?

    Одно ли волшебное слово изменило отношение окружающих к Павлику?

А вы всегда при общении с другими пользуетесь «волшебными словами»? Назовите их. (Ответы детей). (Библиотекарь вывешивает слова на стенде). Эти слова надо не только знать, но и уметь их произносить по «волшебному»: доброжелательно, вежливо.

Ваши одноклассники покажут нам сценку по стихотворению И. Кульской «Невежливая вежливость», а вы посмотрите, послушайте и подумайте, вежливый это мальчик, или нет. (Выступление детей)

И.Кульская «Невежливая вежливость»

Обещал отцу Петрусь:

«Я за вежливость возьмусь.

Буду всех благодарить,

Первым «здравствуй» говорить».

Вот мальчишка со стараньем

Выполняет обещанье.

Видит – утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке.

На посту он ночь не спал,

Только-только задремал.

А Петрусь как заорёт:

«С добрым утром, дед Федот!»

Дед ругнул его спросонок:

«Убирайся, пострелёнок!»

Вот Петрусь догнал Иринку

Да как дёрнет за косынку:

«Ты куда, Иринка, стой,

Я здороваюсь с тобой!»

Та отпрянула в сторонку –

Как невежлива девчонка!

Нёс вожатый стопку книг,

А Петрусь с ограды – прыг!

Чуть не сел ему на плечи:

«Извините, добрый вечер!»

«Ты, - вожатый закричал,-

И невежа, и нахал!»

Петя очень удивлён –

Разве был невежлив он?

Вопросы:

    Почему стихотворение называется «Невежливая вежливость»?

    Какие вежливые слова произносил Петрусь?

    Что бы вы ему посоветовали?

А что такое вежливость? (Ответы детей) Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Вежливость – это моральное качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом обращения к окружающим. Она включает внимательность, проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, приветливость, деликатность, скромность. Какого человека мы можем назвать вежливым? (Ответы детей) Правильно. Вежливый человек – доброжелательный, внимательный, скромный, отзывчивый, воспитанный, обходительный, уважительный, тактичный. Невежливый - дерзкий, грубый, неприветливый, невоспитанный.

Как вы думаете, достаточно ли знать только вежливые слова, чтобы быть вежливым? (Ответы детей). Для того чтобы быть вежливыми, вы должны как можно чаще пользоваться волшебными словами. От этих слов становится теплее, радостнее, светлее на душе. В слове заключается великая сила, они могут совершить чудо, поэтому их называют «волшебными». Чем чаще вы будете говорить людям хорошие слова, тем чаще и они будут говорить их вам. Очень важно говорить их искренне, от души.

Какие вы «волшебные слова» говорите :

    Когда здороваетесь с кем-нибудь? (Ответы детей). (Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, другу – привет). Слово «здравствуйте» очень старое. Связано оно со словом «дерево». Когда-то люди, произнося слово «здравствуйте», желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево. И теперь, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.

    Когда прощаетесь с кем-нибудь? (Ответы детей). (До свидания, прощайте, всего доброго, всего хорошего, спокойной ночи, доброго пути).

    Когда извиняетесь перед кем-нибудь? (Ответы детей). (Извините, простите, извините, пожалуйста, прошу прощения).

Постарайтесь запомнить эти слова и чаще их произносить.

Давайте с вами запишем «волшебные слова» на цветах, которые развесим затем на нашем «Дереве добра». (Работа по группам)

Послушайте, пожалуйста, рассказ М.Бартенева «Самый вежливый».

Вопросы :

    Почему мальчики решили проверить, кто самый вежливый?

    Как они это делали?

    Правильно ли так поступать? (Ответы детей).

Не только слова должны быть добрыми, вежливыми, но и поступки. Грубое, неуважительное отношение к друзьям, к окружающим людям, говорит о плохом воспитании. Такого человека никогда не назовут добрым.

Чаще улыбайтесь и дарите окружающим хорошее настроение, чтобы всем рядом с вами было радостней жить. Будьте доброжелательны и вежливы. Живите в радости. Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят и уважают. И у него всегда есть верные, надёжные друзья. Вежливый человек всегда заботиться о близких и друзьях, готов им помочь. Ребята, давайте все вместе составим правила вежливости. (Работа по группам)

Правила вежливости:

    Будь вежлив всегда и со всеми.

    Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся, за помощь благодари; уходя, не забудь попрощаться.

    Старшим, маленьким, больным уступай место в общественном транспорте.

    Упавшему помоги встать, прояви сочувствие.

    Совершай все хорошие поступки с доброжелательностью.

    Не спорь с товарищами по пустякам, не давай им прозвищ, не дерись.

    Помогай младшим, заступайся за них, не обижай.

    Никогда не капризничай и не груби.

Правила вежливости вывешиваются на стенде. Дети по очереди читают правила. Давайте ещё раз все вместе вспомним и повторим «волшебные слова». А помогут нам ваши одноклассники. Выходят учащиеся (держат в руках плакаты).

Ученик 1 (Добрый день)

Добрый день! – тебе сказали.

Добрый день!- ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Ученик 2 (Здравствуйте)

Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

Здравствуй! – улыбнётся он в ответ,

И, наверно, не пойдёт в аптеку,

И здоровым будет много лет.

Ученик 3 (Пожалуйста)

Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

Ученик 4 (Простите)

«Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду,

И взрослых перебивать,

И что обещал – забывать.

А если я всё же забуду,-

Простите, я больше не буду».

Ученик 5 (Спасибо)

За что мы говорим «спасибо»?

За всё, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали сколько раз.

Ученик 6 (Доброго пути)

Нам желают: «Доброго пути»-

Будет легче ехать и идти.

Приведёт, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь.

Библиотекарь

Этими добрыми словами закончилось наше путешествие в страну волшебных слов. Я думаю, вы научились пользоваться «волшебными словами» и всегда будете их дарить окружающим, чтобы становилось радостней вокруг. Говорите друг другу больше добрых волшебных слов и дарите улыбки. Будьте вежливы!

Друзья мои!

Внушайте людям веру!

И чаще говорите «Добрый день»,

И следуйте хорошему примеру:

Продляйте добрым словом

Жизнь людей.

В.Боков

Звучит запись песни «Улыбка».

Список использованной литературы

    Бартенева М. Рассказы.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1996

    Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости. - М.: Педагогика, 1989.-144с.

    Воспитание школьников.-2009.- №1-5

    Воскобойников В. Дружба. - Л.: Дет. лит., 1991

    Дружок: Книга для внеклассного чтения.- М.: Стрекоза, 2008

    Осеева В.А. Рассказы и сказки.- М.: ООО «Книги «Искателя», 2005

«Хорошими манерами
обладает тот,
кто наименьшее
количество людей
ставит
в неловкое положение».

Дж. Свифт.

Вступительная часть: Выступление учащихся.

Агния Барто

Чтение стихотворения.

1 ученик. Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут … а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовем.

2 ученик. «Спасибо», «здравствуйте»,

«простите» -

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык

3 ученик. Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: «Добрый день».

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуй» говорит.

4 ученик. А вместо слова «до свиданья»

Не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье:

«Ну, я пошел, пока, всего».

5 ученик. Не скажет он друзьям по школе

«Алеша», «Петя», «Ваня», «Толя».

Своих друзей зовет он только

«Алешка», «Петька», «Ванька», «Толька».

1 ведущий. А ведь нам, ребята, по словам писателя И. С. Тургенева, «дан во владение великий и могучий русский язык», язык Пушкина, Лермонтова и Толстого. Так стоит ли заменять его каким-то суррогатом? Не лучше ли образцом нашей речи сделать язык великой русской литературы?

Какая тема сегодняшнего нашего мероприятия? Для чего оно нам нужно? Какие цели нашего мероприятия?

Цели: 1. Познакомить детей с сущностью и видами этикета.

2. Развивать этические навыки, формировать полезные привычки.

3. Воспитание умений работать в малой группе и коллективе.

Представление каждой команды: Название, Девиз, командир.

Что такое этикет? История возникновения в Средневековье и в России.

Слово «этикет» появилось при короле Людвике ХIV во Франции. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения, которые должны соблюдать гости. Эти карточки называли «этикетками». Отсюда и произошло понятие «этикет» - воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

Этикет в средневековья.

Многие правила сохранились в средневековья. Снимать шляпу или перчатку при приветствии. Средневековый рыцарь, желая показать, что он находится в кругу друзей (если ему нечего опасаться) снимал шлем или поднимал забрало. Впоследствии, дворянин снимал или приподнимал шляпу при приветствии. Позже шляпу стали снимать перед вышестоящим лицом, а приветствуя равного себе, к ней лишь притрагивались. Женщин приветствовали всегда, снимая головной убор. Этот ретуал сохранился и в ХIX веке, не меняясь на протяжении столетий.

В России слово «этикет» вошло в начале XVII века. Сначала этикет использовался, как придворный церемониал. При появлении книгопечатания, стали появляться первые пособия по этикету. Первая книга по этикету называлась «Домострой». В ней были изложены правила поведения человека в повседневной жизни. Петр I , который много путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его подданные были похожи на европейцев. Он хотел перенять их обычаи, нравы. При Петре I

В 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием «Юности честное зерцало». Эта книга была адресована молодежи и рассказывала о правилах поведения в обществе.

Воспитанному дворянину полагалось, быть вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим.

    Что такое вежливость?

(Слово «вежливость» происходит от старославянского «веже», то есть «знаток». Быть вежливым, следовательно, знать как себя вести, и с уважением относится окружающим)

(Считают скромность, сдержанность, деликатность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с людьми.)

Разминка вежливости. Закончите фразу, которую я буду читать.

    Зазеленеет старый пень, когда услышит …(добрый день).

    Если больше есть не в силах, скажем маме мы …(спасибо).

    Мальчик, вежливый и развитый. Говорит, встречаясь…(Здравствуйте).

    Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите нас пожалуйста).

    И во Франции и в Дании на прощанье говорят всем…(до свидание).

Первый тур «Вежливая команда ». За каждый верный ответ 1 балл.

Задания на листочках. Задание нужно выполнить в течении 5 минут. Выделите правильный ответ.

I команда. Название __________________________________

    Вашему вниманию предлагаются слова вежливости, которые произносят, чтобы подчеркнуть свое расположение к собеседнику. Они часто звучат в начале разговора. Какие слова, по-вашему, наиболее употребляемые?

А) доброе утро;

Б) здорово;

В) привет;

Г) здравствуйте;

    Вы едите в автобусе и хотите пробраться к выходу. Какие слова правильно произнесли при этом?

А) простите меня, я выхожу!

Б) разрешите пройти.

В) извините, можно пройти?

Г) расступись, я иду.

    Твой друг на твоих глазах совершил дурной поступок. Каким образом поведешь себя ты?

А) заявлю, что больше мы не друзья.

Б) выскажу свое отношение к его поступку и пообещаю прервать дружбу, если такое повторится.

В) скажу, что не заметил.

Г) промолчу.

    Вы звоните по телефону и собираетесь позвать друга или подругу. Выберите наиболее вежливую форму выражения своей просьбы?

А) Позовите Катю.

Б) Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Катю.

В) Здравствуйте, позовите Катю.

Г) здравствуйте, извините, Катя дома? Можно позвать ее к телефону?

    Вы опаздываете. У вас нет часов. Как вы спросите время у прохожего?

А) Скажите, сколько сейчас часов?

Б) Вы не подскажите, который час?

В) Скажите, пожалуйста, который час?

Г) Эй! Сколько времени?

    Поздоровавшись с учителем один раз, стоит ли здороваться еще раз при встрече?

В) можно, но не обязательно.

Г) можно, заменить слова улыбкой.

Второй тур. «Культура поведения в общественный местах». Домашнее задание.

Каждая команда выступает с трехминутной сценкой в разных местах, ситуациях. И каждый герой введет себя, не соблюдая правила этикета. Те команды, которые обратят внимание на не вежливое поведение, за разговор речи участников, которые показывают сценки, выдается 1 балл.

Команда 1. Сценка «Разговор по телефону».

Команда 2. Сценка «В театре».

Команда 3. Сценка «В автобусе».

Команда 4. Сценка «Общение с учителем».

Команда 5. Сценка «В музее».

Третий тур «Да- нет»

Командам по очереди задает учитель вопросы, на которые требуется положительный или отрицательный ответ. За каждый правильный ответ – 1балл.

    За столом ведут громкие разговоры? (нет)

    Хлеб со стола берут вилкой? (нет)

    Мальчик первым входит в темную комнату? (да)

    На день рождения дарят четное количество цветов? (нет)

    Уместно ли детям посылать комплименты очень пожилым людям? (нет)

Четвертый тур «Викторина вежливости». «Задание для командиров»

Из каждой команды выходят командиры и для них приготовлены вопросы на листочках они выбирают и советуются с командой. Повторяется вопрос, на который нужно ответить правильно. Каждой команде по 3 вопроса. За правильный ответ -1балл.

    Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий? (Первым здоровается проходящий).

    Кто первым здоровается при входе в помещение? (Первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста).

    Мужчина и женщина входят в помещение. Кто должен войти первым? (Первой входит всегда дама).

    При разговоре по телефону кто здоровается первым? (Позвонивший, представившись).

    Если при разговоре по телефону прервалась связь, кто должен перезвонить? (Позвонивший).

    Вы получили в подарок коробку конфет, что вы с ней будете делать? (Полученные в подарок фрукты, шоколад, конфеты, торт предлагаются всем).

    Вы пришли в кино и пробираетесь на своё место в ряду, заполненном сидящими людьми. Как нужно проходить – лицом или спиной к сидящим? (Лицом).

    Вы кого-то нечаянно толкнули. Как правильно сказать: “Извините” или “Извиняюсь”? (Извините).

    Кто первым кладёт телефонную трубку – мужчина или женщина? (Женщина).

    Можно ли входить в магазин с собакой? (Нет, даже если она маленькая).

    Как поступить, если рядом с вами в транспорте стоит человек старше вас? (Уступить место).

    Можно ли вести беседу двоим, если с ними находится ещё один человек? (Вести разговор, в котором не принимают участие все присутствующие –нельзя: третий может подумать, что речь идёт о нём или что ему не доверяют).

    Вы пришли в гости с подарками и цветами. Как их нужно преподнести? Как должен поступить с подарком именинник /хозяин/? (Цветы держат в левой руке, подарок вручают в развёрнутом виде или в красивой упаковке. Именинник /хозяин/ должен раскрыть подарок и посмотреть, что в нём).

    Ты пришёл по приглашению, но в доме уже много гостей. Твои действия? (Подать руку хозяйке и хозяину, а остальным, слегка поклоняясь, сказать: “Здравствуйте”).

Пятый тур «Найди отличия вежливости».

На слайдах показаны картинки и нужно сказать, где герои ведут себя правильно, а где нет. На верный ответ- 1балл

За столом.


В общественном транспорте.

Шестой тур «Пословица за пословицей». Что означает пословица? За правильный ответ 1 бал.

Правила поведения присущие тому или иному народу,нашли свое отражение фольклоре: пословицах и поговорках. Есть такие пословицы и у русского народа. Давайте вспомним их!

    В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

    Даренному коню в зубы не смотрят.

    Семеро одного не ждут.

    Худой мир лучше доброй ссоры

    Не бросай камня в чужой огород.

    Яйца курицу не учат.

    Посади дурака за стол, а он и ноги на стол.

    Всяк сверчок знай свой шесток.

    Учись доброму – дурное на ум не пойдет.

    Про доброе дело говори смело.

    Жизнь дана на добрые дела.

    Как проживешь, так и прослывешь.

    Худо жить без ласкового слова.

    Не мудрен привет, а сердце покоряет.

    Ласковое слово лучше мягкого пирога.

    Спасибо – великое дело.

    Встречают по одежке, провожают по уму.

Подведение итогов. Подсчет баллов. Объявление результатов.

      Так что такое этикет?

      Что такое вежливость?

      Какие слова мы говорим при встрече?

      За помощь всегда говорим «Спасибо!».

Будьте терпимыми, вежливыми, сдержанными, скромными!

И хочется закончить наш урок такой пословицей

«Относитесь к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе»!

Ход праздника

Учитель . Здравствуйте! Приветствуем вас на празднике вежливости «Спасибо, пожалуйста, здравствуйте»! Здравствуйте!

«Здравствуйте!» —

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем не знакомы.

«Здравствуйте!» -

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Ребята, что же означает это слово, «здравствуйте»?

Дети высказывают свою точку зрения.

Дети. Это значит, что мы желаем человеку быть здоровым.

Учитель. Да, всё верно, молодцы! Теперь давайте разделимся на две команды и немного посоревнуемся, начнём наш конкурс вежливости.

Дети с помощью учителя делятся на две команды, придумывают названия для команды, выбирают капитанов.

Учитель. Разрешите представить вам членов жюри.

Представление жюри.

Учитель . Начнём наш конкурс с разминки. Я буду говорить первую часть пословицы, а команды должны по очереди их заканчивать. За правильный ответ команды получат один балл. Итак, готовы?

Ученики . Да!

Учитель . С поклону голова...

Команда 1 . ...не заболит.

Учитель . От вежливых слов...

Команда 2 . ...язык не отсохнет.

Учитель. Честное слово и буйную голову...

Команда 1 . ...смиряет.

Учитель. В чужом доме не будь приметлив, а будь...

Команда 2 . ...приветлив.

Учитель. Где посадят, там и сиди, а где не велят, там...

Команда 1 . ...не гляди.

Учитель . Говорить не думая, что стрелять...

Команда 2 . ...не целясь.

Если команда не знает ответа, право ответа передаётся другой команде.

Учитель . Молодцы! Пока жюри подводит промежуточные итоги, хотелось бы вам кое-что рассказать. А знаете ли вы, что в разных странах люди приветствуют друг друга по-разному? Знаете ли, как приветствуют друг друга индейцы?

Показывает заранее подготовленный ученик, который садится на пол и снимает обувь.

Учитель. А вот так приветствуют друг друга в Японии.

Показывает заранее подготовленный ученик, который демонстрирует низкий, средний и маленький поклоны.

Учитель . А посмотрите, как это делают в Тибете.

Показывает заранее подготовленный ученик, который правой рукой снимает шляпу, левую руку кладёт за ухо и высовывает язык.

Учитель . Команды готовы? Тогда начинаем наш первый конкурс.

Послушайте, пожалуйста, какой нам передали репортаж. Называется он «За столом».

Все за столом. Жаль, что вы не видите вдохновенные лица едоков. Приходит в движение посуда, тарелки становятся летающими. Бах! Кто-то упал со стула, не выдержав напряжения момента.

«А-а-а», - в ужасе кричит Олечка, закрывая лицо руками. С другого конца стола, налегая на него всем телом, тянется воспитанный мальчик Толя с грозным оружием - вилкой в руках. Опасный момент! Рывок! Уф! Опасность миновала. Олечка цела, а ведь вилка была направлена ей прямо в глаз! Но Толя виртуозным движением зацепил лакомый кусочек мяса и тянет его через весь стол. Неся свою добычу, он опрокидывает соусник и залезает рукавом в салат. Вот уже засунул в рот весь кусок мяса и половину вилки. Мо-ло-дец! Шпагоглотатель! Витя судорожно сжимает в кулаке ложку, словно кувалду, которой он сейчас забьёт сваю. Что он делает? Он пытается выловить ложкой из банки скользкую рыбку! Такой манёвр! Ай-ай-ай! Витя роняет рыбку в мороженое. Оригинальное блюдо - рыба с мороженым. Приятного аппетита, Витя!

Итак, вам даётся время обсудить и сказать, какие ошибки были допущены ребятами за столом.

После обсуждения команды называют ошибки представителям жюри. Представитель жюри записывает ответы. Затем ответы озвучиваются. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу.

Учитель . Настало время для следующего конкурса.

Послушайте сначала стихотворение «Очень вежливый индюк».

Читают заранее подготовленные ученики.

Ученик 1.

Объявился в доме вдруг

Очень Вежливый Индюк.

Ученик 2.

Раз по тридцать в день,

Не реже, он кричал:

Эй вы, невежи!

Заходите, что ли, в гости —

Поучиться вежливости!

Ученик 3.

Я и сам, - кричал Индюк,

Доктор Вежливых Наук.

И жена моя - пример

Замечательных манер:

Даже когда спит она,

Видно, что воспитана!

Ученик 4.

Не стесняйся ты, Осёл!

Заходи, садись за стол!

Что же ты молчишь, как рыба?

Говори: «Приду, спасибо!»

Ученик 5.

Ты не будь свиньёй, Свинья, -

Ждёт тебя моя семья!

Только раньше бы умыла

Ты своё свиное рыло!

Ученик 6.

Как не бился он, однако,

К Индюку никто не шёл —

Ни Корова, ни Собака,

Ни Хавронья, ни Осёл!

Ученик 7.

Посинел Индюк от злости:

Не идут, нахалы, в гости!

Зря пропали все труды!

Все они балды-балды!

Своего величия:

Не усвоили, балды,

Правила приличия!

Учитель . Давайте теперь обсудим поведение Индюка.

Команды называют ошибки, которые совершил Индюк. Представитель жюри записывает ответы. Затем ответы озвучиваются. За каждый правильный ответ команде даётся балл.

Учитель . Теперь наше следующее состязание. Догадайтесь, кому на Руси говорили: «Хлеб да соль»?

Команда 1 . Обедающим.

Учитель . «Чай да сахар?» -

Команда 2 . Пьющим чай.

Учитель . «Море под коровой?» -

Команда 1. Доярке.

Учитель. «Улов на рыбу?» -

Команда 2 . Рыбаку.

Если команда не знает ответа, право ответа передаётся другой команде. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу.

Учитель . Начинаем следующий конкурс «Тактичность». Команды должны показать друг другу подготовленные сценки. Членам команд-соперниц надо объяснить, что в показанной сценке неправильно и исправить ошибки. Командам можно предложить разыграть следующие сценки:

1. Настя пришла в гости к Вале и сказала: «Ой, попугайчик! У меня тоже был такой, только умер. Они долго не живут, нежные очень».

2. Катя вошла в класс. Глаза у неё были красные. «Что с тобой? Давай выкладывай, мы ведь друзья. Что у тебя стряслось?», - закричали все в классе.

Команды разыгрывают сценки. Затем высказывают своё мнение о том, правильно ли поступили герои сценки, в чём их ошибка. Подводятся итоги. Жюри объявляет итоги конкурса.

Учитель . А теперь конкурс «Башня вежливых слов». Команды по очереди называют вежливое слово, и капитан рисует кирпичик на доске, повторяться нельзя. Чья башня окажется выше - тот и выигрывает.

Команды выполняют задание. Жюри подводит итоги этого конкурса.

Учитель . А теперь заключительный конкурс капитанов. Он очень короткий. Я объявляю музыкальную паузу, во время которой уважаемые капитаны попробуют назвать золотое правило вежливости.

Звучит музыкальная пауза для членов команд и зрителей. Капитаны, пока звучит музыка, обдумывают ответ. Затем озвучивают свои варианты. Например:

— Не делай другим того, чего не желаешь себе.

Не говори другим того, чего не хочешь услышать сам.

Жюри оценивают ответы. Председатель жюри сообщает общий результат.

Учитель . Ребята, предлагаю завершить наш праздник стихами. Я буду произносить начало, а вы - окончание.

Учитель . Зазеленеет старый пень, когда услышит...

Ученики . ...добрый день!

Учитель . Почаще открывай уста, чтобы сказать...

Ученики . ...пожалуйста!

Учитель . В день погожий, иль ненастный говори знакомым...

Ученики . ...здравствуй!

Учитель . Дорогие ребята, наш праздник - конкурс вежливости - закончился. Но я надеюсь, что вы будете вежливыми всегда, а не только на празднике и не забудете золотые правила вежливости. До свидания, всего вам доброго!

ГБОУ Республики Марий-Эл «Савинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья III , IV вида».

Внеклассное мероприятие

«Уроки вежливости»

Подготовила:

Воспитатель I категории Цепелёва Я.В.

Тема : «Уроки вежливости».

Цель : закрепить и углубить знания учащихся о вежливости; учить детей употреблять различные словесные формы вежливости; прививать детям этические нормы поведения; воспитывать вежливость и уважение к окружающим; воспитывать нравственные, гуманные чувства детей, развивать память; формировать нравственные привычки; усваивать нормы и правила поведения в жизни и обществе; накопление социально-нравственного опыта детей.

Ход мероприятия

1. Организационный момент.

Здравствуйте! Сегодня у нас на занятии присутствуют гости. Что мы должны сказать? (Здравствуйте)

2. Подготовительная работа.

Ребята, сегодня к нам в гости пришёл ещё один гость, Незнайка. Он принёс с собой задания, с которыми ему самому не справиться и просит вас ему помочь. Поможем Незнайке?

(в руке конверт с заданиями)

Давайте послушаем первое задание.

Слова напечатаны и вывешены на доску.

1.Из слова СВЕТ взять вторую и третью буквы – ВЕ

2.Из слова УЖ взять вторую букву - Ж

3.В слове МАЛИНА найти третью и четвёртую буквы – ЛИ

4.В слове ВЕРЕВКА найти пятую букву – В

5.В слове КОСТЬ убрать первую букву - ОСТЬ

Ребята, какое слово у нас получилось: ВЕЖЛИВОСТЬ (слайд 1)

Молодцы ребята, помогли Незнайке выполнить задание.

А что же такое вежливость?

(ответы детей)

3. Тема урока

Вежливость – соблюдение правил приличия. Вежливый человек, значит соблюдающий правила приличия, воспитанный и учтивый (слайд 2)

Послушайте, откуда пришло к нам это слово:

Один мальчик не любил говорить спасибо, пожалуйста, извините, здравствуйте.

Ах, ты невежа – говорили ему.

Он очень обижался и кричал в ответ

Нет, я вежа, вежа, вежа!

Странное слово. Но на самом деле оно не странное, а старинное. В старину вежей называли человека знающего, сведущего, учёного. А “вежество” означало учёность, учтивость. Отсюда и появилось слово “вежливость” – доброе поведение, почтительность.

Так, что мальчик был прав: есть такое слово “вежа”. Только его-то никак нельзя было назвать вежей. Сначала ему нужно научиться говорить здравствуйте, спасибо, пожалуйста, извините и остальные вежливые слова.

Гимнастика для глаз

Какие вы ещё знаете волшебные слова? (здравствуйте, добрый день, извините, Будьте любезны, до свидания, спасибо)

(Ответы детей)

А сейчас Незнайка предлагает вам поиграть в игру “Подскажи словечко”. Он хочет, чтобы вы угадали волшебные слова.

Растает даже ледяная глыба (слайд 3)
От слова тёплого… (спасибо).

Зазеленеет старый пень,
Когда услышит … (добрый день).

Мальчик вежливый и развитый
Говорит при встрече… (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,
Мы говорим … (извините, пожалуйста).

И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят … (до свидания).

Встретил Витю я соседа,
Встреча грустная была.
На меня, он как торпеда,
Налетел из-за угла.
Но представьте, зря от Вити
Ждал я слова … (извините).

А как вы думаете, достаточно ли знать только вежливые слова, чтобы быть вежливыми?

(ответы детей)

Один мальчик тоже знал вежливые слова. Послушайте стихотворение о нем и скажите, вежлив ли мальчик Витя?

Малыша обидел Витя,
Но перед школою в строю,
Витя просит: “Извините,
Я ошибку признаю”.
На урок пришел учитель,
Положил на стол журнал.
Следом Витя: “Извините,
Я немного опоздал”.
Спор давно ведется в классе:
Вежлив Витя, или нет?
Разберитесь в споре нашем
И скажите нам ответ.

Скажите, вежлив ли Витя? Почему?

(ответы детей)

Физкультминутка

Для того, чтобы быть вежливыми вы должны как можно чаще пользоваться волшебными словами. От этих слов становится теплее, радостнее, светлее на душе. В слове заключается великая сила, они могут совершить чудо, поэтому их называют “волшебными”.

ВЫВОД: Чем чаще вы будете говорить людям хорошие слова, тем чаще и они будут говорить их вам. Важно лишь, говорить их искренне, от души. (слайд 4)

Ребята, Незнайке интересно, а какие вы еще знаете вежливые слова:

Когда вы здороваетесь с кем-нибудь? (Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, с добрым утром, привет.)

Когда прощаемся с кем-нибудь? (До свидания, прощайте, всего доброго, всего хорошего, спокойной ночи, доброго пут. Другу можно сказать – пока.)

Если вы обращаетесь к кому-нибудь с просьбой? (Прошу Вас, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, разрешите, спасибо.)

Когда извиняемся перед кем-нибудь? (Извините, простите; извините, пожалуйста; прошу прощения.)

Молодцы, как много вежливых слов вы назвали.

Незнайка хочет рассказать вам историю о вежливом мальчике Алёше, а вы ребята должны догадаться какие именно вежливые слова употребил Алеша.

4. Закрепление

Однажды Алеша ехал в автобусе. Он сел у окна и с удовольствием стал рассматривать улицу. На следующей остановке в автобус вошла женщина с ребенком на руках. Алеша встал и сказал ей “…………..”.

Женщина тоже была вежливая и сказала Алеше: “…………….”

Вдруг автобус неожиданно остановился. Алеша не удержался за поручень и упал на стоящего впереди мужчину. Мужчина хотел рассердиться и сказал Алеша, что надо держаться, но Алеша быстро сказал ему: “…………”

И мужчина улыбнулся и ответил: “Ничего, бывает. Ты сам-то не ушибся?”

Молодцы, ребята. Теперь я уверена, что в подобных ситуациях вы поступите так же, как Алеша.

Вот вы и узнали о вежливом мальчике Алеше, а теперь узнаем приключения Незнайки.

1. Встретил Незнайка на улице прохожего и как закричит: “Скажите, сколько сейчас часов?” (Сколько ошибок сделал Незнайка?)

(ответы детей)

Услышал Незнайка ответ, повернулся и пошел дальше. (Что ему надо было сказать прохожему?)

(ответы детей)

Приходит Незнайка утром в школу. У двери класса стоит учительница. Обрадовался Незнайка, подбежал и закричал: “Вера Ивановна! Я вчера интересный фильм посмотрел!”

(ответы детей)

Бежит Незнайка по улице, ничего не видит. Торопится всем рассказать, какой он вежливый стал. Навстречу ему идет старичок, под ноги смотрит. Налетел Незнайка на него, толкнул, правда, нечаянно. Но старик сильно рассердился. Тут Незнайка что-то сказал ему, и дедушка сердиться перестал. (Как вы думаете, что ему сказал Незнайка?)

5. Подведение итогов. Вот и подошло к концу наше занятие.

    Пятое чудо: конверт загадка.

    От кого это письмо - от ребят 3 класса. Они хотят показать нам сценку

    «…Если вежлив ты…».

    Это каждый дурак знает! - закричал Фарес

    Ты что, с приветом? - закричал Фарес Петров.

    Да, пока Вы будете говорить свои длинные, ослиные речи, старушка, может вообще вылезет из автобуса - закричала Вика.

    надо им быть».

    Сейчас Вика, раздаст вам дары природы - картинки фруктов

    и овощей.

    ( ).

    Звучит музыка.

    Итог занятия:

    Спешите делать добро, а не ждите, когда его сделают за ваc.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие на тему: "Вежливость" »

учитель начальных классов

школа-лицей №27

Сабитова Анар Шаймуратовна

ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ:

«ВЕЖЛИВОСТЬ».

Цель: способствовать нравственному развитию личности

Задачи:

    Продолжить знакомить детей с понятием «вежливость» «доброта», показать необходимость употребление в речи «вежливых » слов;

    Развивать познавательный интерес, память, внимание, воображение, речь учащихся, способность развитию умения сравнивать, анализировать, делать выводы; умение переносить знакомый материал в другие ситуации и применять его;

    Воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение, внимание, чуткости к другим людям; вызвать у ребенка желание подумать над тем, как бы он поступил в той или иной ситуации

Оборудование: карточки с заданиями,цветик - семицветик, (на обратной стороневолшебные слова), маски (осел, козел, вороны), корзинка (сделать из баранок), рисунки плодов и фруктов;

Музыкальный ряд: песня «Дорога добра».

Игры: «Цветик-семицветик», «Вежливые животные», «Вежливые слова». Сценка « Если вежлив ты…»;

Форма проведения : внеклассное занятие «Путешествие в волшебную страну вежливых слов!!!»

Оформление зала: плакат Ромашка «Вежливые слова».

Ход занятия.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Я очень рада видеть вас и ваши добрые лица!

Давайте подарим частичку своего настроения друг- другу!

Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь!

Вступительное слово.

Сегодняшнее занятие у нас не простое, а волшебное.

А знаете почему? Потому что мы отправимся с вами в волшебную страну, где узнаем много волшебных слов и научимся, где правильно их говорить.

Вы готовы? Закройте глаза. Все вместе считаем до трех (один, два, три) и мы с вами в волшебной стране.

Звучит музыка.

Первое чудо:

Встреча с цветиком - семицветиком

Перед вами удивительный цветок с волшебными словами.

Хотите узнать, какие слова скрываются за каждым лепестком.

Для этого выйдут ко мне по одному участнику и отрывают лепесток.

Читают волшебное слово, и рассказывает, когда мы его говорим.

Если он правильно отвечает, то волшебный листок остается у него.

А если, нет то… выходит другой.

Здравствуйте (при встречи говорим друг другу).

С кем вы должны здороваться?

(с учителем, с друг другом, со знакомыми).

Спасибо (в благодарность за помощь)

До свидания (прощаясь с друзьями, учителем, мамой, папой …)

Доброе утро (при встречи утром).

Спокойной ночи (перед тем как ложитесь спать).

Добрый день (при встречи днем).

Привет (при встречи с другом).

Второе чудо: чудесный ларец:

Отработка речевых ситуаций.

(на табличках написаны вежливые слова)

Выходят три участника. Они должны выбрать те таблички, которые соответствуют другу, соседу, учителю).

(в мешочке три таблички – ДРУГ. УЧИТЕЛЬ. СОСЕД )

Что можно сказать другу, соседу, учителю .

Добрый день. До свидания. Пожалуйста.

Приветствую Вас. Пока. Позвольте.

Привет. До встречи. Будьте добры.

Здравствуйте. Всего хорошего. Будьте любезны.

За штрафное очко - ситуация « Попроси у бабушки прощения».

«Встреча друзей, которые давно не виделись».

« На перемене ребята бегали по коридору, а Кристиан, быстрее всех. И налетел на учительницу, чуть не сбив её с ног. Учительница остановила его и спросила;

Что нужно сказать?

Здравствуйте! – сказал Кристиан.

Ребята, а давайте ещё раз хором повторим волшебные слова и запомним их.

Для того чтобы стать вежливыми, мы должны как можно чаще говорить эти «волшебными словами».

Третье чудо: волшебный мешок.

Посмотрим что там: « игра «Вежливые слова»

Чтобы закрепить наши знания поиграем в игру,

Пожалуйста, добавьте строчки волшебными словами:

Растает даже ледяная глыба от слова теплого …(спасибо);

Зазеленеет старый пень, когда услышит … (добрый день);

Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо);

Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите, пожалуйста);

Молодцы, ребята, с этим заданием вы справились хорошо.

Четвертое чудо: «Чудо зоопарк»

Вежливыми могут быть ни только люди … но и животные.

Представьте себе, что животные тоже решили стать вежливыми

и при встречи всегда здороваться.

Задание: придумайте и покажите,

Как могли бы здороваться друг с другом:

    Жирафы (наклоны вперед);

    Львы (поворот вправо, влево);

    Обезьяны (подскоки, наклоны вправо, влево с руками за головой);

    Медведи (вращение головы).

Пятое чудо: конверт загадка.

От кого это письмо – от ребят 3 класса. Они хотят показать нам сценку

«…Если вежлив ты…».

Ведущий (Вика): После праздника у нас был разговор в классе про вежливость:

Вот, например, если я сижу в автобусе,- сказала Солтанат Мукажан,

а входит старушка, я ей сразу место уступаю.

Это каждый дурак знает! – закричал Фарес

А еще надо сказать: «Садитесь, пожалуйста!» Поняла, ворона?

Ты что, с приветом? – закричал Фарес Петров.

Надо сказать этой старушке: « Будьте любезны, садитесь, пожалуйста».

Понятно! А как она не захочет садиться на твое дурацкое место…

Да, пока Вы будете говорить свои длинные, ослиные речи, старушка, может вообще вылезет из автобуса – закричала Вика.

Вы увидели сценку ребят 3 класса, скажите какие невежливые слова говорили ребята??

В конце все ребята говорят « не нужно казаться вежливым,

надо им быть».

Шестое чудо: Корзина сюрпризов

Сейчас Вика, раздаст вам дары природы – картинки фруктов

и овощей.

Вспомните, какие вежливые слова вы запомнили на нашем волшебном уроке или добрые дела которые вы уже сделали.

Напишите об этом на плодах и положите в корзинку.

(ребята работают и помещают плоды в корзинку ).

Звучит музыка.

Посмотрите какой богатый урожай добрых дел и вежливых слов у нас получился. Пусть эта корзинка все больше и больше пополняется добрыми делами.

Итог занятия:

Сегодня путешествовали в волшебную страну вежливых слов, мы говорили о добре, о добрых словах и добрых делах.

Спешите делать добро, а не ждите, когда его сделают за вас другие.