Влияние рекламы на подростков. Дети в рекламе и реклама для детей. Законодательные ограничения

Даже не сомневаясь можно сказать, что на детей очень сильно влияет окружающий мир. Это и учитывается в рекламных посланиях направленных на детей. Нельзя говорить того, что этот Кодекс учитывает все аспекты создания рекламной продукции направленной на детей потому, что до конца все психологические черты ребенка сложнее учесть, нежели уже взрослого человека. Правда, отдельные, их можно назвать основными в этом Кодексе, черты присутствуют в нем. В доказательство о том, что даже небольшим роликом можно вызвать отрицательную реакцию детей мы можем вспомнить случай, когда в Японии одна телекомпания выпустила коротко метражный мультфильм для детей, которые был отснят при помощи современной компьютерной технологии просчета человеческих движений. На первый взгляд, этот продукт не представлял ни какой опасности для просмотра его по телевиденью. В нем были предусмотрены, все аспекты, связанные с создание рекламного послания направленного на детей, но оказалось, что дети после просмотра такого активного ролика просто начали сходить с ума. Так как после выяснилось, что персонаж, которого придумали, вызывал очень сильное чувство присутствия (выглядел как живой). Это и доказывает нам, что даже использование Кодекса, не способно обезопасить потребителей от отрицательной реакции.

Реклама, которая направляется на просмотр ее детьми, должна проходить тщательную обработку на психологическое слияние на еще не сформировавшийся разум ребенка. На западе, да в принципе сейчас и у нас, на товаре (игрушках, компьютерных играх, фильмах) начали ставить возрастное разрешение на использование этого продукта. Правда в нашей стране это не соблюдается так, как на должно быть, но все-таки это необходимо для правильного употребления товаров и услуг, направленных на детей.

Кодексом предусмотрены следующие черты: идентификация, насилие, общечеловеческие ценности, безопасность, навязывание товара, правдивость, цена. Рекламные послания не должны эксплуатировать доверчивость детей, а также их чувство преданности. Рекламные послания, направленные на детей, а также способные оказать на них влияние, не должны содержать никаких утверждений или изображений, которые могут привести к психическим, моральным или физическим травмам.

Рекламное послание не должно разрушать общечеловеческие ценности, в том числе внушать ребенку, что обладание данным товаром или его использование способны дать физическое, умственное или социальное превосходство над сверстниками. Послание не должно побуждать относиться с пренебрежением к авторитету, власти, родительским мнениям и другим, действующим в обществе нормам и правилам.

Указание цены товара не должно приводить ребенка к неверному представлению об истинной ценности товара, например: путем использования слова «только». Никакое рекламное послание не должно формировать впечатление, будто рекламируемый товар легко доступен любой семье с любым благосостоянием.

Не удивительно, что дети и подростки являются "лакомым кусочком" для многих производителей и рекламодателей. Даже если ребенок не принимает решение, то он умеет убедить своих родителей в том, что нужно купить. Причем около 50% этих просьб выполняется. Из-за этого нередко в семьях возникают конфликты: ребенок просит и даже требует то, что он видел в рекламе, а взрослые не могут или не хотят это выполнить.

Так, в США дети в возрасте от 4 до 12 лет ежегодно тратят около 4 миллиардов долл. только своих карманных денег. Это весьма влиятельная группа населения, численностью около 35 миллионов, в целом "контролирующая" примерно 15 миллиардов долл. из всех денег, расходуемых на покупки. Речь идет не только о товарах сугубо "детской категории" (игрушки, сладости, детская одежда и обувь, др.). Влияние рекламы столь велико, что известны многочисленные случаи, когда "ответственными" за выбор семьей того или иного брэнда при покупке дорогостоящих товаров (автомобили, бытовая техника) оказывались... 2-летние дети. Рекламы для таких детей -- основной источник информации, оказывающий решающее влияние на образ их мыслей.

Не менее благодарная аудитория для рекламодателей -- подростки. Ежегодно американские тинэйджеры тратят на одежду, косметику и на такие личные вещи, как видео- и аудиокассеты и CD, около 30 миллиардов долларов. Многие дети и подростки делают различные покупки для дома, принимая решения относительно конкретных брэндов, и проводят для своих семей "маркетинговые исследования" товарного ассортимента супермаркетов. Ежедневными покупками продуктов для дома занимаются 60% девочек-подростков и 40% мальчиков.

Дети -- это очень эффективный способ воздействия на кошельки их родителей. Рекламщики говорят об этой важной для них роли детей - способности "играть роль пилы". Существует много психологических фокусов и маркетинговых стратегий, вызывающих эффект "пиления". Здесь и размещение привлекательных для детей товаров на нижних полках супермаркетов (дети легко замечают то, что им нравится, а затем нередко со спорами и пререканиями, заставляют родителей платить), и включение рекламных "мультиков" в детские программы, и использование при оформлении школьных принадлежностей и обложек для книг логотипов или названий товаров.

Естественно, что в свете такого целенаправленного, усиленного воздействия вопрос "Как влияет реклама на поведение детей и подростков?" встает ребром.

Начиная с 1990-х годов и по сегодняшний день, мы находимся в беспрецедентной ситуации полного рассогласования культурных ценностей и норм, существующих в сознании общества и его различных социальных институтов. В эту ситуацию аномии ("размытые ценности") огромный и негативный вклад вносят сегодня средства массовой информации, что имеет особенно большое значение для социализации подрастающего поколения. Так, в целом, семья и школа придерживаются примерно одной системы ценностей, в основе которой - гуманность, трудолюбие, уважение к личности и проч., тогда как во многих средствах массовой информации как в скрытой, так и в открытой форме проповедуются асоциальные ценности - стяжательство, алчность, безудержное потребление, демонстрируются модели агрессивного поведения, пренебрежения человеческой личностью, отвергаются нормы морали, выработанные столетиями в разных культурах мира.

Дети и юношество сегодня находятся в ситуации выбора, и зачастую эта ситуация очень сложна. Им приходится выбирать между различными взглядами и различными представлениями, и, что особенно трудно, формировать собственную картину мира. Как мы уже выяснили, телевидение служит важным источником информации, расширяющим знания о мире. Образ мира в несколько последних десятилетий формировался в значительной степени именно телевидением.

Именно телерекламе мы уделим набольшее внимание в силу уже названных ранее причин (совмещение в телеролике видео- и аудиоряда, наибольшая доступность, массовость аудитории и т.д.), хотя многое из того, о чем будет сказано ниже, в том или ином виде, в меру возможностей, представлено во всех остальных видах рекламной продукции.

Итак, исследования А.В. Шарикова (РТР), проведенные в 1993-1995 годах показали, что именно дети стали одним из основных потребителей рекламной телепродукции: каждый пятый подросток заявлял, что ему интересно смотреть все рекламные ролики. Рекламные клише формировали и сейчас формируют стиль в моде, музыкальные вкусы, оказывают серьезное влияние на язык детей.

Родители, как правило, не обладают культурой просмотра телепрограмм. Лишь в 20% семей дошкольников планируется телесмотрение, т.е. телевизор включается только тогда, когда идет передача, которую заранее хотели бы посмотреть. Дети воспринимают телевизор как члена семьи, как фон своей жизни. Многие дети едят, играют и даже засыпают под звуки телевизора. Естественно, что вся информация, поступающая с экрана, является для ребенка чрезвычайно значимой, во многих случаях, даже более значительной, чем мнение родителей.

Огромное влияние оказывает телевидение на свободную игру детей в дошкольном учреждении. Если еще 15-20 лет назад мальчики в основном играли в полярников, космонавтов, водителей и т.д., то сейчас, в свободных играх (по инициативе самих детей) преобладают ситуации агрессии - аварии, убийства, войны. Игры девочек изменились значительно меньше, почти неизменной осталась проблематика, связанная с семьей. Однако в значительной мере увеличился мотив, связанный с престижностью вещей и их покупкой. Основной источник информации об этом - реклама. Знание детей о том, что рекламируют, поистине неисчерпаемы: 70% дошкольников перечислили практически все рекламируемые по телевидению товары на момент опроса.

Реклама - одно из наиболее сильных средств, закладывающих определенные, предпочтительные модели поведения. Под воздействием рекламы у детей и подростков могут формироваться и формируются новые потребности и ожидания. Если же продукт предназначен для детей, то реклама не только побуждает их быть инициаторами покупок родителями, но и стимулирует самостоятельные покупки, и 60% детей младшего школьного возраста сами покупают мороженое, сладости, сухарики и чипсы. Таким образом, у детей формируются не только социальные модели, но и потребительское поведение.

Из рекламы дети узнают много нового, начинают лучше ориентироваться в огромном мире товаров, понимают их функции, преимущества и недостатки. Малыши прекрасно, часто лучше папы и мамы, разбираются в ассортименте предлагаемых товаров, без труда отличат одну марку жевательной резинки или леденцов от другой, всегда находятся в курсе новинок. Ребенок включается во взрослую жизнь, начинает понимать, что такое цена, заработок, скидки, качество. Однако ребенок еще не может достаточно критично относиться к полученным сведениям. Чем ребенок младше, тем больше он верит всему, что "говорят по телевизору".

Реклама помогает ребенку быть модным, находиться "на одной волне" со сверстниками. Если ребенок ничего не будет знать о тех товарах, которые показывают на телевидении, он не сможет участвовать во многих детских разговорах и играх ("сотки", наклейки, вкладыши). Однако, при этом ребенок еще не умеет ограничивать свои запросы. Формируется привычка к неумеренному потреблению, а невозможность получить какую-либо вещь, престижную среди сверстников, часто приводит к боязни быть отвергнутым, тревожности либо вызывает различные виды агрессии и даже толкает на криминальные поступки. Такие товары, как горные велосипеды, путешествия, автомобили пока не доступны ребенку, а иметь их хочется. Так как желания и возможности не совпадают, возникает чувство разочарования, а нередко и злости на родителей, которые не могут купить дорогую "игрушку".

Многие ролики призывают "перекусить", если наступило чувство легкого голода. Благодаря этому количество приемов пищи увеличивается, а полноценное питание нередко и вовсе заменяется подобными "перекусами". Иногда продукты (чипсы, жевательная резинка, леденцы, шоколадные батончики, газированные напитки), в рекламе которых используется образ подростка, являются не слишком полезными для питания. Родителям бывает трудно доказать это ребенку, приходится уступать под воздействием его настойчивых уговоров и покупать то, что он просит.

Многочисленная реклама средств по уходу за телом, волосами и пр. очень часто навязывает стереотипные эталоны красоты, которые и так достаточно раскручены в журналах о красоте и моде, в кино и т.д. Когда изо дня в день на экране демонстрируют сценки из жизни, в которых "у нее волосы не густые, не пышные - она недостойна внимания" или "у него прыщик на лице соскочил - ему вообще лучше из дома не выходить", как себя будет чувствовать подросток, для которого его внешность в данный момент имеет не последнее значение, а в жизни, к сожалению, справиться с недостатками внешности так просто, как в рекламном ролике? Вот она, благодатная почва для комплексов и неуверенности в себе.

На детей младшего возраста воздействуют образы старших подростков. Они стремятся скорее стать взрослыми, добиться признания и уважения у друзей и родителей. Поэтому малыши пытаются быть похожими на ребят (старших на 2-3 года) из рекламных роликов, используя такую же одежду, продукты питания или средства личной гигиены, потому что это "круто".

Положительную реакцию у детей постарше и у подростков вызывают образы кумиров - известных футболистов, актеров или музыкантов, которым они стремятся подражать. Часто героем рекламного ролика является преуспевающий человек, на которого хочется быть похожим. А для того, чтобы этого добиться, необходимо думать, к чему-то стремиться, достигать поставленных целей. Это может сделать более значимым мотив достижения успеха, что само по себе не плохо, однако многое ведь зависит от того, положительный герой или отрицательный.

Сейчас образы известных, успешных людей (актеров, спортсменов) стали использовать не только в рекламе товаров потребления, но и в социальной рекламе, направленной на борьбу с алкоголизмом, табакокурением, наркоманией. Есть надежда, что эта реклама даст хоть какие-то положительные результаты. Вообще, социальной рекламы становится все больше и больше, и это не может не радовать, поскольку она заставляет задуматься, несет в массы неискаженную мораль.

Часто в рекламе можно наблюдать различные ситуации взаимоотношений между людьми. Причем всех поколений и возрастов. И эти сцены воспринимаются детьми и подростками, как эталоны, на которые нужно ровняться. И далеко не всегда эти эталоны соответствуют истинным нормам морали. К примеру, один рекламный ролик шоколадных батончиков демонстрировал, как легкомысленно и без малейшего расстройства молодой человек, расставшись из-за ссоры со своей девушкой, тут же находит новую подружку. Хотя, надо отдать должное, все чаще появляются рекламные ролики, в которых родители-дети-бабушки-дедушки подают пример добродушных, уважительных взаимоотношений.

А что же говорят психологи по этому поводу?

Они не дают однозначного ответа. Это связано и с тем, что сами психологи сегодня востребованы индустрией рекламы. Они активно помогают рекламодателям разрабатывать способы воздействия на детей, направленные на то, чтобы заставить последних покупать товары. То, что психологи прекрасно справляются с подобными задачами, не вызывает сомнений. Но испытывают ли они угрызения совести по поводу того, что с помощью создаваемых при их участии реклам детьми не только манипулируют, но и попросту обманывают их? У специалистов существуют две точки зрения по поводу детской рекламы.

"Прошло много лет. Ребенок вырос, написал сказку для детей. Главного героя зовут Проктор, а фамилия Гэмбл. Имя героини, скажем, Занусси. (Допустим, об этих торговых марках давно забыли). Исследователи творчества выясняют у автора: откуда имена героев? Но автор просто не знает..."

В общем, ничего страшного с детьми не случится. Среди психологов, активно работающих в рекламе, распространено мнение, что моральный аспект проблемы сильно преувеличен. Да, реклама зачастую лжива, -- признают они. Поэтому дети с самого раннего возраста должны учиться отличать рекламу от реальной жизни. Это является обязательным элементом взросления -- научиться понимать, кому и чему можно доверять. А учить должны семья и школа, а не реклама. Кроме того, современная реклама является частью социализации ребенка, с ранних лет учит его ориентироваться во взрослом мире товарно-денежных взаимоотношений.

Вторая группа психологов резко критикует такой подход. Приводятся следующие аргументы. Сегодня рекламодатели и рекламщики стараются как можно раньше начать формировать "материальные" установки, а это может привести к тому, что дети, вырастая, будут оценивать свою значимость, исходя из того, чем они владеют, а не из своих личностных качеств. Это приведет к появлению множества психологических комплексов в будущей взрослой жизни. Для такого индивидуума ответ на вопрос "Что есть я?" будет звучать только так: "Я -- тот, кто ездит на такой-то машине, живет в таком-то доме, носит такую-то одежду". Самоидентификация будет возможна только через составление списка потребляемых брэндов, "раскрученных" массированной рекламой. Невозможность обладания "полным списком" (а обладать всем невозможно) приведет к тотальному комплексу неполноценности. Кроме того, реклама часто культивирует насилие и приучает детей к потреблению товаров, которые не только не полезны, но даже вредны (типичный пример -- фаст-фуд).

Также много специалистов считают, что тотальный информационно-рекламный прессинг мешает развитию умственных способностей у детей. Их сознание постепенно начинает исполнять роль хранилища штампов и стереотипов, которые воспроизводятся в том же виде, в котором были получены из масс-медиа. Процесс критического осмысления информации отсутствует. Так, исследователи из РИКАНН (Российский интеллектуальный корпус) установили, что даже три часа, проведенные за просмотром телепередач, перенасыщенных рекламными заставками, значительно снижают объем оперативной памяти и замедляют скорость мышления у человека.

То есть соотношение поведения подростков и рекламы можно распределить по нескольким основным направлениям:

2. реклама как "образец" межличностных отношений (между противоположными полами, различными поколениями и т.п.), которые в подавляющем большинстве случаев копируются молодыми людьми из-за уверенности в том, что именно так обустраиваются определенные отношения (здесь выполняется функция "подражания");

Они (т.е. результаты) условно могут быть сгруппированы в зависимости от двух характеристик:

Считается, что маленькие дети лучше усваивают информацию, которая запоминается на всю жизнь. Этим пользуются рекламодатели, которые создают рекламу, направленную на детей – яркие веселые картинки, смешные герои, мультфильмы – это нравится каждому ребенку. Неспроста родители не могут отвести своих детей от телеэкрана, когда показывается реклама.

Но ведь маленькие дети пока не могут понять, что реклама не всегда бывает достоверной и правдивой. А потому требуют у родителей купить широко разрекламированный товар. Как бороться с влиянием рекламы на детей? И всегда ли влияние рекламы именно негативное?

Что видит в каждой рекламе ребенок? Что можно стать счастливым, купив телефон последней марки. Можно стать здоровым, выпивая по баночке йогурта в день. Можно стать красивым, воспользовавшись дезодорантом или средством от прыщей. На работу люди ходят, чтобы выпить кофе и съесть шоколадку, в обед – суп быстрого приготовления. На улице захотелось кушать – достаточно купить шоколадный батончик, а мучает жажда – под рукой газировка. По вечерам люди пьют пиво с сухариками. А самое главное, если на все радости жизни не хватает денег, то их обязательно выдаст в кредит добрая тетя в банке. Получается, что все в жизни достается легко!

Но и это еще не все. Рекламные ролики подрывают здоровый образ жизни, который так норовят привить своим детям родители. Ведь рекламируются в основном полуфабрикаты, призывающие при первом чувстве голода перекусить. В результате таких сытных и калорийных перекусов увеличивается общее количество приемов пищи, а это отражается на работе желудка и ведет к лишнему весу.

Многие рекламируемые продукты вообще противопоказаны маленьким детям: чипсы, сухарики, газировки, жвачки и т.д., поскольку они содержат вредные вещества и добавки (почитайте, что пишут в составе производители). Но так как грызть сухарики или жевать жвачку – это «клево», дети клянчат их купить у своих родителей, а родители порой не в силах отказать. Если же родители сопротивляются, то они тут же становятся «плохими», ведь в рекламе «хорошая» мама покупает своему ребенку рекламируемый шоколад.

К тому же, сейчас в рекламе создается образ «красивой жизни» – путешествия, одежда, автомобили, украшения и аксессуары, которые доступны не каждой семье, а ребенку и, в особенности, уже подростку, так хочется это иметь! Таким образом, реклама может влиять и на отношения в семье, когда ребенок не хочет мириться с невозможностью родителей купить атрибуты «красивой жизни». Это ведет к непониманию, озлобленности, конфликтам, разочарованиям и обидам.

И еще одно негативное влияние рекламы на детей, с которым столкнулись практически все. Реклама взрослых товаров порождает много вопросов: что такое прокладки, климакс, презерватив, простата, импотенция? Как объяснить это 4-5-летнему малышу? Что вообще на это можно ответить? Благодаря рекламе, наши дети становятся гораздо более просвещенными во «взрослых» вопросах, чем мы в свое время, и далеко не всегда это хорошо.

Наряду со всеми отрицательными моментами влияния рекламы на детей, есть несколько и положительных, которые нельзя не отметить:

Иногда в рекламе используются образы известных людей, артистов, спортсменов, на которых дети стремятся походить. Показывается своего рода некий положительный пример, который учит чему-то хорошему в жизни. Реклама помогает быть в курсе новинок. Из рекламы дети узнают много нового: что зубы нужно чистить по 2 раза в день и регулярно бывать у стоматолога, обувь нужно обрабатывать специальным кремом для обуви, чтобы она дольше прослужила, полезно употреблять в пищу кисломолочные продукты и т.п. К сожалению, подобных примеров можно привести крайне мало. Поэтому, как мы видим, все же негативного влияния рекламы на детей больше, чем положительного, а потому важно контролировать просмотр рекламы детьми.

Как бороться с последствиями влияния рекламы на детей

Одна моя знакомая на время рекламы переключает телевизор на канал Культура, поскольку там никогда не бывает рекламы. А ребенку говорит: «Актеры (или мультгерои) решили отдохнуть и пошли водички попить». Ребенок привык, и теперь всегда во время рекламы сам бегает или в туалет, или водичку попить.

Чтобы телевизор не затягивал ребенка, старайтесь сделать времяпровождение вашего ребенка разнообразным – чтение книг, прогулки, игры с друзьями, маленькое хобби, обучающие игры на компьютере или познавательные мультфильмы на DVD.

Четко оговорите время просмотра телевизора – час или два в день в определенное время.

Рассказывайте ребенку, о чем говорит данная реклама: как НЕ НУЖНО поступать, а как нужно. Что бывает, если сделать вот так. И главное – кому выгодна данная реклама. Покажите, на какие хитрости идут рекламодатели. Что не всегда бывает именно так, как рассказывает рекламный ролик. Пусть ребенок сам находит несоответствия.

Если ребенок требует что-то купить, на что денег не хватает – так и скажите ребенку. Это лучше, чем каждый раз придумывать новые отговорки.

Если ребенок уже достаточно взрослый, чтобы понять вред некоторых рекламируемых продуктов, расскажите ему об этом.

На каждый рекламируемый продукт есть альтернатива, более доступная по цене и достойная по качеству. Всегда имейте это ввиду и рассказывайте об этом детям: рекламодателям важно продать свой товар, поэтому он идет с накруткой и рекламной наценкой, в то время как рядом может лежать похожий (например) шоколадный батончик, только российского производства и без широкой рекламы по телевидению. Поэтому он дешевле почти вполовину, а на вкус может быть даже лучше!

Нижний Новгород

Введение…………………………………………………………..………….3

Глава 1. Прихологические особенности детей разных возрастов………..5

Заключение………………………………………………..14

Список литературы………………………………..15

Приложения……………………………………………………………

Введение

В современном мире человек постоянно находится под воздействием различного рода информации, поступающей из всевозможных источников. Одним из них является реклама. Реклама не только информирует потребителей о разнообразии товаров на рынке, но и является средством психологического воздействия и манипуляции мнениями, представлениями и взглядами людей.

Особенно значима с этим проблема воздействия рекламы на детей, практически не изученная в отечественной психологии. Телевизионная реклама сильно воздействует на детскую психику, играя на детских эмоциях. В силу возрастной специфики развития детей наибольшее влияние оказывают психологическое заражение, подражание, внушение.

При этом, с точки зрения психологической защиты, дети в силу своего возрастного отличия не в состоянии противостоять воздействию телевизионной рекламы, используя собственные установки и взгляды.

Предметом исследования – особенности восприятия рекламы детьми дошкольного и школьного возраста.

1. Определить особенности восприятия у детей разных возрастов.

2. Рассмотреть восприятие как психологический процесс, выявить особенности детского восприятия.

Теоретической базой данного исследования послужили труды таких ученых как Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева Н.А. «Индивидуальное развитие человека и константность восприятия»; «Детская практическая психология: Учебник» под редакцией Марцинковской Т.Д; Минюрова С.А. Развитие восприятия у ребенка; Мухина В. С. «Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество»; Б.Беттельхайм «Польза зачарованности»; Зазыкин В.Г. «Психология в рекламе». Исходя из того, что данное исследование ограничено рамками курсовой работы, оно не претендует на всеобщий охват и полное изучение проблемы. Работа состоит из введения; двух глав, включающих в себя 5 параграфов, заключения, списка литературы, приложений. Объем работы 38 листов, список литературы содержит 35 наименований.

1.Прихологические особенности детей разных возрастов

Если рассматривать вопрос о рекламе и ее влияние на детей, необходимо дать этому понятию конкретное определение. Реклама - это призыв что-нибудь купить или воспользоваться предлагаемой услугой. Существуют сотни определений понятия «реклама». Рекламу можно определить, как комплекс психологических мер воздействия на сознание потенциальных потребителей с целью активного продвижения на рынок объектов рекламы, создания позитивного имиджа фирме, организации и отдельным институтам общества.

Из множества рекламных средств телевизионная реклама - самая распространенная и оказывающая максимальное воздействие на аудиторию. Ее уникальность определяется, во-первых, сочетанием звукового и зрительного воздействия и, во-вторых, огромной аудиторией.

Существует несколько вариантов телерекламы: рекламные ролики, размещение логотипа, эмблемы, девиза рекламодателя на экране, бегущая строка, спонсирование популярных передач и пр. По мнению специалистов, наиболее мощным психологическим воздействием обладают рекламные ролики. После того, как мы дали краткое определение понятию «реклама», необходимо сделать упор на «объект» рекламного воздействия, в нашем случае, дети. Для этого, необходимо привести результаты исследования, где было изучено много аспектов, но в данном случае, мы будем рассматривать представления ребенка о рекламе.

Каждый возрастной период имеет характерные особенности развития ребенка, становления его представления о мире, его понимания и принятия происходящего . В связи с этим, и рекламное воздействие на ребенка следует рассматривать в разных возрастах, т.к. процессы, которые будут происходить в различных возрастах, различны по своей сути.

Раннее детство (возраст от 2 до 6 лет) характеризуется активным развитием всех познавательных процессов - методологии анализа, синтеза информации, понимания процессов, которые происходят вокруг, развитие ассоциативного мышления.

Важное место в развитии личности ребенка в этот период занимают эстетические чувства: чувство прекрасного и безобразного, чувство гармонии, чувство ритма, чувство комического. В школьном возрасте подобные художественные впечатления значительно обогащаются.

В связи с тем, что в этом возрасте формируются социальные эмоции, т.е. переживания человеком своего отношения к окружающим людям, то ребенок основной свой жизненный опыт получает из участия в общении и из наблюдения за окружающими людьми. Как только в поле зрения ребенка попадает реклама, он, из-за ее привлекательности, яркости, начинает анализировать, стараясь максимально перекладывать модели поведения, которые он видит в коротких роликах, на свое поведение.

В связи с тем, что в детском возрасте идет подражание поведению взрослых, формирование образа кумиров, на детей младшего возраста воздействуют образы старших подростков. Они стремятся скорее стать взрослыми, добиться признания и уважения у друзей и родителей. Поэтому малыши пытаются быть похожими на ребят из рекламных роликов, используя такую же одежду, продукты питания или средства личной гигиены, потому что это модно. Они копируют поведение родителей видя, что родители, ходят по магазинам, одеваются так же, как во «взрослой» рекламе, покупают те же продукты (зубная паста, крем для бриться, крем для лица), они считают, что рекламе можно подражать. И, чтобы быть таким же, как родитель, они должны пользоваться именно теми рекламными продуктами, какие используют дети по телевизору.

Из-за занятости родителей ребёнок не может в нужном объёме копировать их поведение в разных ситуациях. Сказки детям тоже читают реже, и очень часто свободное время родители тратят не на общение с детьми, а на отдых. Им хочется тишины и покоя, и дети ищут нечто, что поможет им найти себя. Реклама же, являясь упрощённой схемой поведения, помогает ребёнку развиваться. Ребёнок постоянно «овладевает» взрослым человеком и в этом ему помогают игры и сказки. В сказках детям предлагаются решения того, что правильно, а что нет, и как поступать в тех или иных ситуациях. Благодаря игре дети вырабатывают собственные сценарии поведения. И реклама в восприятии ребёнка – синтез игры и сказки. Герои рекламных роликов просты и линейны, они лишены нюансов и их желания и поступки понятны ребёнку.

Детские впечатления - самые сильные. Маленький ребенок по своей природе ориентирован на восприятие стереотипов. Но реклама дает для подражания совершенно недопустимые в нравственном смысле образцы поведения - ее герои эгоистичны, сексуально - агрессивны. Например, родители стараются не появляться перед своим ребенком в нижнем белье, объясняя ему, что хождение нагишом перед чужими людьми недопустимо. Но по телевизору он постоянно видит женщин в купальниках (реклама популярного мороженого). В этом случае у него наступает противоречие: слова родителей, которые являются правилами, с точки зрения восприятия ребенка, и телевизор, который является неотъемлемой частью его жизни. Но, т.к. наступает противоречие, авторитет родителей может быть подорван.

Рекламные ролики предлагают простые методы решения проблем: не получается сделать уроки - ешь чипсы; если ты некрасивая, надень джинсы известной фирмы - и все мужчины падут к твоим ногам. Не надо ничего делать, не надо думать - просто ешь и носи то, что тебе предлагают с экрана. Все решения за ребенка уже приняты, а это ограничивает работу мышления и, в конце концов, отрицательно сказывается на интеллекте. Рекламная информация обладает невероятной силой внушения и воспринимается детьми как нечто неоспоримое. Если взрослые в состоянии провести границу между реальным миром и виртуальным миром рекламы, то дети не могут этого сделать. Маленький ребенок буквально понимает все, что видит и слышит. Герои рекламы для него - реальные персонажи - яркие и привлекательные. И их образ жизни, вкусы, пристрастия, манера говорить становятся эталоном - часто довольно сомнительным Важное место в развитии ребенка занимают эстетические чувства: чувства прекрасного и безобразного, чувство гармонии, чувство ритма, чувство комического. В этом возрасте ребенок начинает ориентироваться в таких понятиях, как правда и ложь. Но, рекламные образы могут нарушить правильные представления ребенка о подобных понятиях 2 .

С другой стороны, герои телесериалов (Смешарики, Рыжий Ап, и пр.) или образы кумиров – известных футболистов, актеров или музыкантов, которым они стремятся подражать и рекламируемые ими товары составляют основу детской субкультуры, вне которой ребенку трудно построить общение со сверстниками. Для детей это информация о том, что на данный момент актуально и модно.

Маленьких детей в первую очередь привлекает движение на экране и яркая картинка, а не смысл рекламного сообщения, - считают психологи. - Поток смысловой информации воспринимается ими бессознательно. Это основано на физиологической особенности восприятия: внимание человека фокусируется на изменениях в окружающем пространстве, а не на том, что неизменно. Без дополнительного волевого усилия человек не может долго концентрироваться на стационарном объекте. Накапливается усталость и внимание переключается самопроизвольно. И наоборот - чем больше изменения, тем сильнее внимание к ним.

В связи с этим необходимо отметить, что реклама отрицательно влияет на здоровье ребенка. На неокрепший организм действуют излучение от экрана, мелькание ярких цветовых пятен, частая смена изображений. Излучение (хотя оно не превышает санитарных норм) имеет накопительный эффект и, если родители не ограничивают время сидения у телевизора, оказывает подавляющее воздействие на иммунную систему. Мелькающие картинки негативно влияют на зрительный аппарат ребенка в целом (а не только на глаза), на работу сердца и мозга, а частая смена изображения ослабляет внимание. И еще - реклама настойчиво приучает детей к потреблению вредных товаров. К тому же, быстрая смена видеокадров, изменение масштаба изображения и силы звука, стоп-кадры и аудиовизуальные спецэффекты травмируют нервную систему и вызывают повышенную возбудимость у детей раннего возраста. Сочетание текста, образов, музыки и домашней обстановки способствует релаксации, снижает умственную активность и критичность восприятия информации. Реклама оказывает негативное влияние на развитие личности. Детям навязывают идеалы красоты, жизненные цели, способ существования, которые крайне далеки от реальности. Тем не менее, их заставляют к этому стремиться, сравнивать себя с «идеалом». Сознание ребенка постепенно превращается в хранилище стереотипов.

Рассматривая более старший возрастной период (с 6 до 12 лет), необходимо отметить, что это период, когда идет общий рост ребенка, расширение круга его интересов, развитие самосознание, новый опыт общения со сверстниками – все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний, таких как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т.д.

В этот период формируется логическое мышление, способность выстраивать логические цепочки, анализировать происходящие процессы. Развивается память. И, в принципе, формируется интеллектуальный потенциал ребенка – характеристика его умственного развития.

Тем самым у ребенка будут сформированы ложные ценности: реклама дорогостоящих продуктов, предметов роскоши, недоступных большинству населения, приводит к негативным эмоциональным реакциям. Очень часто в современной отечественной рекламе фигурируют вещи, о которых по законам этики публично не говорят. Многократное повторение подобных сюжетов также может создавать угнетенное психическое состояние телезрителей. Если учесть к тому же общий психологический фон отечественного телевещания, который вносит дисбаланс в общественные и межличностные отношения людей, снижает сопротивляемость человека различным заболеваниям, то это становится еще и медицинской проблемой. Словом, не будет преувеличением сказать, что, запуская тонкие механизмы человеческих эмоций и мотивации, реклама, по существу, формирует современного человека.

У ребенка, благодаря рекламе могут появиться жизненные стереотипы: Мерседес или квартира на Рублевке, это можно изменить, хуже то, что ребенок видит вокруг себя массу рекламы, которая пропагандирует наркогенные средства. Некоторые общественные деятели утверждают, что реклама алкогольных напитков и сигарет заставляет молодёжь курить и пить. Но, психологическая привязанность к этому формируется в детстве. Ребенок видит перед собой кричащие, яркие образы. Некоторая реклама пивной продукции строится на противоречиях. Пытливый ум ребенка запоминает подобные образы.

И действительно по данным Института возрастной физиологии 60% младших школьников оценивают рекламу пронаркогенного содержания – алкоголя (например, пива) и табака - как «положительную». Основная часть опрошенных - 80% - говорит, что наружная и печатная реклама пронаркогенного содержания соответствует «радостному», «веселому» настроению. Около 70% опрошенных говорили, что образцы антитабачной и антиникотиновой рекламы вызывают негативные реакции, детям «страшно», «противно», «неприятно». Именно реклама, которая рассказывает о пиве, табаке – яркая, позитивная. Все образы близки детям. Солнце, море, игры, старшие, на которых можно равняться. Реклама, которая рассказывает о том, что это плохо, зачастую темная, с «тяжелой музыкой», грустным голосом и т.п. Такая реклама вызывает стресс у ребенка. Именно поэтому, он не считает употребление пива и сигарет чем-то плохим.

Взрослость – вот к чему стремятся дети. Среди них - подражание внешним признакам взрослости. Это - курение, игра в карты, употребление спиртных напитков, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения, приёмы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания. Это самые лёгкие способы достижения взрослости и самые опасные. При этом познавательные интересы утрачиваются, и складывается специфическая установка весело провести время с соответствующими ей жизненными ценностями. Подражание особому стилю весёлой, лёгкой жизни социологи и юристы называют «низкой культурой досуга» и связывают её с экономическим и социальным положением семьи и взаимоотношениями её членов. Конечно, среди детей обеспеченных и высокообразованных родителей тоже встречаются дети, употребляющие наркогенные препараты, но при этом у них ниже уровень вовлечённости в незаконную деятельность.

Помимо того, что ребенок видит активную рекламу алкоголя и табака, за последние 10 лет его стала окружать навязчивая двусмысленная реклама, иногда переходящая все нормы элементарной этики, ключевыми словами которой являются «наслаждение», «соблазн», «искушение». Везде можно увидеть рекламу ночных клубов и баров, развлечений, в которых весьма мягко называются эротикой, а практически представляют собой женский и мужской стриптиз, гомосексуальные игры, бои в грязи, нецензурный «юмор» и т.п. Во всевозможных многотиражных изданиях можно обнаружить рекламу неких массажных салонов и салонов тату, завуалированную рекламу наркотиков и проституции.

Но все это меркнет перед «желтой» продукцией СМИ - телевидения, радио, прессы. Газетно-журнальные киоски на улицах, в метро, пестрят обнаженными телами, вызывающими позами, кричащими сенсационными заголовками - о преступлениях, чудовищной видеопродукцией (фильмы, насыщенные жестокостью и садизмом).

13 марта 2006 года был принят Федеральный закон Российской Федерации №38-ФЗ «О рекламе». В целях закона отмечено: развитие товаров и услуг, реализация права потребителя на получение добросовестной и достойной рекламы.

И в статье №6, которая имеет формулировку «Защита совершеннолетних в рекламе», рассматриваются правовые основы

«… защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе…» .

Зачастую, реклама нарушает многие пункты этого закона, в т.ч. этой статьи. В связи с тем, что законодательство несовершенно, существует масса путей ухода от ответственности. Разумеется, Федеральный закон о рекламе и Российский рекламный кодекс запрещают привлекать внимание детей к тому, что «обладание теми или иными товарами даёт им какое-либо преимущество над другими несовершеннолетними», а «отсутствие этих товаров даёт обратный эффект». И, разумеется, некоторые производители рекламы обходят этот запрет. Иногда они идут на прямое нарушение, как в скандальной рекламе ЦУМа образца 2007 года. Тогда в преддверии 1 сентября витрины универмага «украсились» рекламными щитами, на которых маленькая девочка констатировала: «Кто не в Prada - тот лох!». А своим игрушкам заявляла: «Я - принцесса, ты - животное!» или: «Вот я и в школу! Теперь меня интересуют только шмотки! А вы, два старых урода, мне больше не нужны!». После шквала звонков от возмущённых родителей этим случаем занялась Федеральная антимонопольная служба. Щиты быстро исчезли. Но никто не может гарантировать нам, что завтра наш ребёнок не увидит подобного «креатива» ещё где-нибудь.

Констатируя факт значительного влияния рекламы на формирование дошкольников, школьников, а в последствие и молодых людей, нельзя не отметить ее деструктивную роль в процессе социализации подрастающего поколения, в становлении и укреплении позитивных социальных и нравственных качеств детей. Российская общественность озабочена негативным влиянием рекламы; массовым проникновением на страницы прессы, экраны телевидения, на радио, в другие СМИ рекламных образцов безнравственности, аморализма, насилия, жестокости, норм и поведения, не совместимых с российским менталитетом. СМИ, призванные нести в массы знания, культуру, высокие моральные образцы, не могут (не должны) разменивать духовные ценности на цены, обязаны быть строгими цензорами рекламы, исходя из понимания «Что такое хорошо?» и «Что такое плохо?».

Что же можно предпринять, чтобы изменить существующую ситуацию?!

Ужесточение законов, которые касаются создания и распространения рекламной продукции. Четкое отслеживание всего того, что происходит в процессе создания и распространения рекламы.

Изменить политику, в области социальной рекламы – необходимо создавать более яркую социальную рекламу, которая в своем контексте несла бы позитивные образы, а не однообразный негатив.

Приложить максимальные усилия (в данном случае, родителям и воспитателям), чтобы телевизор не превращался для ребенка в привычный способ «убить время». Для этого, необходимо наполнять жизнь ребенка другими интересами: театр, музеи, выставки, а также всевозможные кружки и спортивные секции (родителям необходимо принимать максимальное участие в жизни ребенка);

Формировать жизненный опыт ребенка, привлекая к этому телевизо: обучать ребенка, как не надо себя вести на ошибках, глупостях и промахах других людей. (Например, в рекламе известного мороженого с женщиной в купальнике);

Показать и рассказать ребенку о тех «хитростях» (специальные молодежные слова, мнение врачей, образы кумиров), которые используют рекламодатели. Рассказать о том, что это только рекламный трюк, для чего он делается и как это может повлиять не только на самого ребенка, но на его друзей в том числе;

Следует научить детей находить несоответствия между рекламой и реальным продуктом, объяснить, что производителю важно продать свой товар, даже приукрасив его свойства. Данную деятельность можно обратить в игру: взять рекламу и разобрать, почему товар не соответствует рекламе. В данном случае у ребенка развивается аналитическое мышление;

Сформировать у ребенка понимание того, что обладание тем или иным товаром не дает ему преимущество перед другими детьми.

Ребёнок воспринимает рекламу эмоционально. Если взрослый может защититься от неё, рационально объяснить себе, почему этот товар ему не нужен, то у малыша такой защиты нет. Ещё одно серьёзное различие: взрослые, как правило, познают мир в основном визуально и на слух. На них сильнее действует реклама, предлагающая что-то «увидеть» или «услышать». У детей же одинаково хорошо работают все каналы восприятия - и зрение, и слух, и обоняние, и осязание. Детские впечатления действительно самые яркие - потому что они комплексные. Это не просто визуальный образ, а целостное сочетание красок, форм, запахов, звуков, тактильных ощущений. Если ребёнок видит что-то пушистое и мягкое, он немедленно представляет, каково это на ощупь. Если ему говорят, что у конфеты «экстремальный вкус» - ему тут же захочется попробовать, что же это за вкус-то такой. Реклама, ориентированная на детей, всегда яркая, с динамичным, захватывающим сюжетом, её образы - яркие, часто присутствуют мультипликационные герои. Она «цепляет» любого ребёнка. Даже малыш до года, который сидит на своём стульчике и, допустим, ест, невольно переключает своё внимание на экран. Мелодии - звонкие, движение на экране - резкое, кадры меняются очень часто.

Ещё одно серьёзное различие: взрослые, как правило, познают мир в основном визуально и на слух. На них сильнее действует реклама, предлагающая что-то «увидеть» или «услышать». У детей же одинаково хорошо работают все каналы восприятия - и зрение, и слух, и обоняние, и осязание. Детские впечатления действительно самые яркие - потому что они комплексные. Это не просто визуальный образ, а целостное сочетание красок, форм, запахов, звуков, тактильных ощущений. Если ребёнок видит что-то пушистое и мягкое, он немедленно представляет, каково это на ощупь. Если ему говорят, что у конфеты «экстремальный вкус» - ему тут же захочется попробовать, что же это за вкус-то такой.

Когда-то дети читали наизусть стихи Агнии Барто и Сергея Михалкова, слушали на ночь сказки и смотрели передачу "Спокойной ночи, малыши!". На семейных праздниках любимое и, вне всякого сомнения, гениальное чадо водружали на табуретку, и начиналось "представление". Прошло не так много времени, и теперь на вопрос: "Ты где был?" детки отвечают однозначно: "Пиво пил!". Толстяк, с которым "время летит незаметно", завоевал сердца тех, кто это самое пиво даже не пробовал.

Дети действительно любят смотреть рекламу. "Маленьких детей в первую очередь привлекают яркая картинка и веселый сюжет, а уже потом рекламируемый товар", - считают представители компании-исследователя. Причем чем старше становится ребенок, тем меньше он смотрит рекламу. Согласно данным, полученным ИТАР-ТАСС, если в 9-летнем возрасте телеролик до конца досматривают 44,8% детей, то к 19 годам - только 15,9%. Чуть более активна молодежная аудитория от 20 до 24 лет - телерекламу смотрят 18,2% опрошенных.

Попробуем разобраться, за что же дети любят рекламу и насколько позитивно или негативно ее воздействие. Ведь мнение самих детей спрашивают редко, а когда спрашивают, как правило, ждут от них "правильных", нужных ответов. Поэтому сложно сказать, какая реклама наносит больший ущерб детской психике. Если сделать лирическое отступление и вспомнить детство, то самой вредной я бы признала рекламу "Вискас" и "Китикет".

Потому что все детство я мечтала о том, чтобы мне разрешили завести котенка, но мечтала безуспешно. И каждый раз, видя кошек у знакомых или на улице, я очень переживала. Тогда рекламы не было, но для многих современных детей очаровательные рекламные котята - напоминание об их личном горе. Детские мечты разнообразны, и часто в силу тех или иных причин их сложно реализовать, поэтому детство не поддается статистике. И нельзя в законодательном порядке оценить, что вредно для детей. Тем более, что малышам свойственно примерять на себя различные роли. Следовательно, реклама любого товара может быть вредна, равно как любой контакт ребенка с внешним миром. Родители же часто критикуют современное телевидение, печатные издания, Интернет и… рекламу. Реклама развращает детей и подростков, реклама понижает культурный уровень молодежи, реклама толкает детей на покупку алкоголя и табака, реклама вызывает желание обладать теми товарами, которые семья не может себе позволить.

Это только начало бесконечного количества претензий к рекламе. Эти порталы можно смело назвать антологией человеческой глупости. Ведь, запретив рекламу "Barbi" и "Lego", мы не запретим сам товар. К счастью (а может быть, к сожалению), независимо от рекламы дети хотят обладать дорогими игрушками, пить вредную колу и хрустеть чипсами. Но если расценивать рекламу как негативный фактор, то сюда же можно отнести и сказки. Волшебная палочка, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, ковер-самолет, живая вода. Этот список можно продолжать до бесконечности, и даже самый обеспеченный родитель не сможет купить ребенку ничего подобного. А еще русские народные сказки активно пропагандируют лень! Вспомните: любая уважающая себя героиня, обратившись в голубицу белую, сбегает из дома к добру молодцу, несмотря на строжайший родительский запрет. Но сказки детям продолжают читать. Однако русская народная сказка - это тема отдельного разговора. Здесь речь идет о сказках и игре как о способах детского познания мира и адаптации к социальным ролям. Ведь для ребенка реклама - это прежде всего самая простая модель знакомства с обществом. Причиной тому служат несколько факторов: Во-первых, время и деньги. Реклама - удовольствие дорогое, и цена не располагает рекламодателя к подробным характеристикам товара, его цель - как можно лаконичнее изложить суть. У потребителя тоже нет времени на пространные рассуждения о товаре, его цель - получить максимум информации в сжатые сроки. Реклама информативна и легко запоминается. Причем дети запоминают ее легче, чем взрослые, так как их голова не так забита различной информацией. Во-вторых, бешеный ритм жизни современного мегаполиса. У родителей просто не остается ни времени, ни сил на воспитание детей, на долгие объяснения, что такое хорошо и что такое плохо. Взрослые привыкли к коротким рубленым фразам, а дети под них подстраиваются и в результате начинают мыслить слоганами так же, как их родители когда-то мыслили поговорками и пословицами. В-третьих, человеку свойственно экономить силы, в том числе и умственные. Пословицы, поговорки, рекламные слоганы - это штампы, стереотипы. "„Мерседес“ - это круто", "С „Толстяком“ время летит незаметно" и т.д. - слоганы категоричны. Что, в свою очередь, не оставляет места бесконечным детским "почему?".

В монографии Д.Б. Эльконина "Психология игры" отмечается, что сюжетная игра чаще встречается у детей моложе семи лет и практически отсутствует у более взрослых. Мальчики чаще играют в сюжетные игры, чем девочки, так как девочки раньше мальчиков включаются в процесс труда, помогая по дому. Но до тех пор, пока дети играют, они многое перенимают у героев рекламы. "Хорошие хозяйки выбирают „Лоск“", "Nuts заряжает мозги", глазированные сырки "Рыжий АП" - для детей-шпионов и так далее.

Все эти заимствования детей безвредны и ничем не хуже, чем игры в "Зарницу" или в войну. Нельзя требовать от детей, чтобы они всегда тихо и спокойно сидели и читали книжки. Игра для ребенка, как бы серьезно он к ней ни относился, всего лишь игра, и он не собирается переносить все модели в реальную жизнь.

Помимо игры в дошкольном возрасте деятельностью становится также восприятие сказки. Карл Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр. Шарлотта Бюлер специально изучала роль сказки в развитии ребенка. По ее мнению, герои сказок просты и типичны, лишены всякой индивидуальности; часто они даже не имеют имен. Их характеристика исчерпывается двумя-тремя качествами, доступными детскому восприятию. Но эти характеристики доводятся до абсолютной степени: небывалая доброта, храбрость, красота. При этом герои сказок делают все то, что и обыкновенные люди: едят, пьют, работают, женятся и так далее. Все это способствует лучшему пониманию сказки ребенком. Б.М. Теплов, рассматривая природу художественного восприятия ребенка, указывал, что сопереживание, мысленное содействие герою произведения составляет "живую душу художественного восприятия". Сопереживание сходно с ролью, которую берет на себя ребенок в игре. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что классическая сказка максимально соответствует действенному характеру восприятия ребенком художественного произведения, в ней намечается трасса тех действий, которые должен осуществить ребенок, и он идет по этой трассе. Там, где этой трассы нет, ребенок перестает понимать ее, как, например, в некоторых сказках Г.X. Андерсена, где есть лирические отступления. Детский психолог и психиатр Бруно Бетельхейм написал замечательную книгу "Польза и значение волшебной сказки". Бетельхейм сравнивает сказку с рассказом из реальной жизни и приходит к парадоксальному выводу: реалистический рассказ, особенно если в нем есть причинно-следственные объяснения, психологически неправдоподобен для ребенка, потому что он их не понимает. И здесь опять просматривается аналогия с рекламой: трудно упрекнуть героев роликов в неоднозначности характеров, а сюжеты в сложности. Но, пожалуй, больше всего привлекает ребенка в рекламе позитив, бьющий через край. Герои доброжелательны, аккуратны, члены рекламных семеек не орут друг на друга и на детей. К примеру, ролики соков "Моя семья": дети будят родителей посреди ночи, засыпают кухню попкорном, но родители лишь улыбаются да вздыхают. Ничего удивительного, что такая модель поведения притягивает ребенка. По сути, увлеченность детей рекламой берет свое начало в семье и носит компенсаторный характер. Так что критика рекламы необоснованна.

Еще Зигмунд Фрейд определил ключевой аспект в формировании личности человека. И это вовсе не реклама - все начинается с семьи, с того, что родители смогли дать своим детям. Стремление защитить детей от пагубного воздействия рекламы, телевидения, Интернета - всего лишь результат того, что родители не уделяют детям должного внимания и не справляются со своими обязанностями. Такие родители включают в черный список плохих друзей и прочее тому подобное. Потому что человек недовольный редко ограничивается разоблачением одного зла, в его мире множество того, с чем непременно надо бороться. И именно они так рьяно защищают людей от их заблуждений, что готовы были бы сжечь на костре десяток-другой… Они ненавидят и рекламу, и тех, кто ее придумывает и производит, и тех, кто допускает "это безобразие" в эфир и на страницы печатных изданий. Однако никто из них не проклинает создателей того, что рекламируется! Таков парадокс человеческой психики: пользоваться благами цивилизованного общества желают все, а расплачиваться за это не хочет никто. Родители, которые стремятся уберечь своих чад от пагубного воздействия рекламы и других реалий современного общества, не понимают, что этим они мешают развитию своих детей. Может, в чем-то они и правы, и реклама действительно развивает стремление владеть максимальным количеством благ. Но, с другой стороны, желание владеть естественно приводит к тому, что надо работать. И если ребенок этого не понимает - это вина родителей, а не общества и уж никак не рекламы. Причем возраст, с которого ребенок должен знать о том, что надо работать, - это не двадцать и даже не десять лет. А если уж говорить о вредном воздействии, то сказка "По щучьему велению" более губительна для детской психики, потому что учит, что все достается даром! Есть родители, которые считают рекламу дорогих игрушек неэтичной из-за того, что не могут позволить себе покупку. Но реклама-то чем виновата? Может, это звучит цинично, но, если ты не способен обеспечить своего ребенка тем, что ему необходимо, в том числе хорошими игрушками, не стоит рожать детей. Дети - удовольствие дорогое. Даже в животном мире потомством обзаводятся наиболее сильные особи, это залог развития. И опять-таки отсутствие рекламы ни в коей мере проблему не решит: ведь есть магазины, а также другие дети, родители которых способны обеспечить им достойную жизнь. А если для кого-то "Чупа-чупс" непозволительная роскошь - надо активнее объяснять детям, что есть вещи более важные, чем хорошие игрушки, одежда и т.д.

Дети не любят нудных нравоучений. Дети любят игры. Дети любят сказки. И тем, кто заказывает и делает рекламу, стоит об этом помнить, хотя бы потому, что дети вездесущи. А также потому, что взрослые манипулируют понятием "детство" как хотят; можно снижать и повышать возрастные границы: когда речь идет о детском пособии, то детство заканчивается в 16, но спиртные напитки нельзя продавать до 21 года. И таких временных провалов в нашем законодательстве много, хотя логичнее было бы установить единую планку.

Дети очень чувствительны ко лжи во всех ее проявлениях и гораздо умнее, чем думают о них родители, учителя и другие "старшие товарищи". По данным компании "Бизнес Аналитика", занимающейся исследованием пивного и табачного рынков, потребление наркогенных средств в стране действительно высоко. Около 20% подростков от 13 до 18 лет в России курят. Но курят они в три раза меньше, чем взрослые. Есть более устрашающие цифры. Например, РИА "Новости" сообщает: "Министр образования отметил, что, по данным недавно проведенного мониторинга, подрастающее поколение ежегодно выпивает около 1 миллиарда литров спиртных напитков, включая пиво, а число курящих в 15-летнем возрасте составляет 16 миллионов человек и превышает половину молодых людей, находящихся в этом возрасте". Как сообщает ИТАР-ТАСС, "по данным исследований, на дискотеках к наркотическим веществам приобщается 1 из 10 подростков, в учебных учреждениях - 1 из 6, а на улице - около 70% детей". Виной тому прежде всего материальные трудности в неблагополучных семьях, удельный вес которых в современном российском обществе достигает 30%, а также "слабая организация досуга для подростков и молодежи". "Ежегодные расходы российской молодежи на наркотики, сигареты и алкоголь в 5 раз превышают расходы государства на высшее образование и достигают 7 миллионов долларов, сообщил министр". Но если ситуацию оценивать трезво, то опять же роль рекламы в том, что подростки курят и употребляют спиртные напитки, ничтожно мала. Есть товары, которые не рекламируются вообще, например, "экстази", героин и другие наркотики, но есть люди, которые их употребляют.

Поэтому утверждать, что реклама наносит непоправимый вред нашим детям, как минимум несправедливо и не очень умно. Просто подростковый возраст - время экспериментов и бунтов. По В. Штерну, переходный возраст характеризует не только особая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особый образ действий. В. Штерн описывает его как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью взрослого и вводит для него новый термин - "серьезная игра". Подросток, считает он, смотрит с известным пренебрежением на детские игры; с игрушкой, еще недавно очень любимой, он уже не хочет иметь дела. Все, за что он принимается, носит серьезный характер, его намерения также очень серьезны. Примерами "серьезной игры" могут служить игры любовного характера (кокетство, флирт, мечтательное поклонение); выбор профессии и подготовка к ней; занятия спортом и участие в юношеских организациях. Молодой человек должен оставаться вечно ищущим, знающим, что он ищет или должен искать. Центральное новообразование этого возраста - возникновение представления о себе как о "не ребенке"; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Поэтому дети и подростки начинают активно копировать поведение взрослых. Причем социальная и интеллектуальная взрослость формируется под воздействием не абстрактных взрослых, а тех, которые всегда на виду у ребенка: родителей, учителей и т.п. Конечно, здесь имеет место и подражание "звездам", но надо отметить, что российские подростки в основном подражают актерам западным, которые в российской рекламе не снимаются.

В конце XIX - начале XX в. формы и функции подражания в детстве и подростковом возрасте рассматривались многими учеными, среди которых Г. Тард, Э. Торндайк, Дж. Уотсон, Р. Вудвортс и другие крупные психологи. В отечественной психологии большое внимание подражанию уделяли П.Ф. Каптеров, И.М. Сеченов, К.Д. Ушинский. Позже роль имитации в детском развитии стала предметом размышлений и эмпирических исследований 3. Фрейда, Дж. Болдуина, П. Гийома, Ж. Пиаже, А. Баллона. Было установлено, что подражание - это форма поведения, которая находится в непрерывном изменении и вносит важный вклад в формирование интеллекта, личности ребенка, помогает ему в освоении норм социальной жизни. Особенно большое место отводится имитации в теориях Дж. Болдуина, Ж. Пиаже и А. Валлона. Эти исследователи обратили внимание на то, что подражание как форма детского поведения последовательно изменяется и развивается: усложняются образцы для подражания, увеличиваются точность и быстрота воспроизведения, возрастает частота подражательных актов. Дж. Болдуин различал стадии простой и настойчивой имитации. Ж. Пиаже описал спорадическое и систематическое подражание, подражание по образцу и по представлению. Стадии копирующего, воображаемого и размышляющего подражания выделял А. Валлон. Он также подчеркивал, что детское подражание связано с движением, с воспроизведением модели во внешней, материальной форме. Отмечалось, что подражание возникает на основе особых аффективных отношений ребенка и взрослого (3.Фрейд, А.Валлон). Подражание способствует социальному развитию ребенка. По мнению Г. Тарда и Дж.Болдуина, оно помогает перенять традиции и нормы общества, обеспечивает "пропитывание" окружающей средой на самых первых этапах онтогенеза. Подражание рассматривается как путь формирования личности ребенка. В психоанализе идентификация ребенка с родителями, проявляющаяся в подражании им, выступает как способ возникновения новых структур в личности ребенка. Подражание другому человеку есть способ познать этого другого и одновременно сформировать представление о самом себе, своих возможностях; в процессе подражания у ребенка вырабатывается произвольная регуляция поведения (Дж.Болдуин, А.Валлон). Ж. Пиаже и А.Валлон отмечают существенную роль подражания в развитии интеллекта ребенка: репрезентативная способность признается производной от сенсомоторной имитации; подражание взрослому рассматривается как форма мотивации, не связанная с удовлетворением органических потребностей, как неисчерпаемый источник инициативы, новых знаний и умений.

Модель, характеризующаяся высокими показателями престижности, властности, социально-экономического положения или осведомленности, будет имитирована с большей вероятностью. Также имеют значение пол, возраст, этническая принадлежность модели, характер отношений (эмоциональный знак, активность взаимодействия) между ребенком и взрослым. Взрослость - вот к чему стремятся дети. Виды взрослости выделены и изучены Т.В. Драгунавой. Среди них - подражание внешним признакам взрослости: курение, игра в карты, употребление спиртных напитков, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания. Это самые легкие способы достижения взрослости и самые опасные. При этом познавательные интересы утрачиваются и складывается специфическая установка весело провести время с соответствующими ей жизненными ценностями.

Подражание особому стилю веселой, легкой жизни социологи и юристы называют "низкой культурой досуга" и связывают ее с экономическим и социальным положением семьи и взаимоотношениями ее членов. Конечно, среди детей обеспеченных и высокообразованных родителей тоже встречаются подростки, употребляющие наркогенные препараты, но при этом у них ниже уровень вовлеченности в незаконную деятельность. Негативные последствия снижаются за счет того, что финансовые возможности позволяют им получать хорошее образование, посещать театры, музеи, ночные клубы, путешествовать. Но и у них потребление наркогенных веществ вызвано не рекламой, а прежде всего ближайшим окружением. И если отбросить ханжество и морализацию, то курение далеко не первый враг для здоровья жителя крупного города, а употребление табачных изделий россиянами, в том числе и подростками, не самая большая проблема. На школьных дискотеках педагоги борются с более крепкими напитками, рекламы которых на нашем телевидении нет. Проще сказать, детки видят, что на семейных праздниках взрослые пьют водку и традицию стараются не нарушать. Так что реклама пива может оказаться полезной: вдруг подростки переключатся на этот напиток?

Обобщая все вышесказанное, можно сказать:

Дети любят и хорошо запоминают рекламу, потому что, по сути, это синтез игры и сказки. Реклама говорит на одном языке с ребенком. Дети мечтают о дорогих игрушках, потому что видят их в магазине и у других детей, а не потому, что посмотрели рекламу. На нервную систему ребенка может оказать негативное влияние любой элемент любой рекламы, например котенок, щенок или ежик, о котором ребенок мечтает, или дружелюбная атмосфера в рекламной семье. Антитабачная, антиалкогольная и любая "антивредная" реклама, перегруженная полезными советами и рассказами о вреде продукта, детей и подростков пугает и отталкивает. Дети начинают курить и употреблять спиртные напитки раньше, чем считает статистика, причем активно рекламируемое пиво в ряду употребляемых напитков - вещь вполне безобидная. Прежде всего ребенок подражает ближайшим взрослым или старается вести себя не так, как они. Материальное положение и социальный статус семьи, способы проводить досуг, взаимоотношения в семье - вот что оказывает воздействие на детей. Реклама же играет незначительную роль.

Ролики с детьми имеют одну очень интересную особенность – они почти всегда снимаются не по сценарию. Распознать и спрогнозировать поведение ребенка, особенно младенца, совершенно невозможно. Придумать сценарий лучше и естественнее, чем само дитя, невозможно. Режиссерская работа в тот момент почти не востребована. В процессе создания рекламной кампании выработалось интересное правило: камера должна быть включена не сразу, а лишь после почти полной адаптации ребенка к окружающей обстановке. Только в этом случае можно предположить, что проект будет иметь успех.
Еще одна отличительная особенность такой рекламы – это огромная зависимость от актеров. К примеру, если снимается младенец, то очень трудным является подбор времени для съемок. Это характеризуется низким уровнем внимания и сосредоточенности ребенка. Психологические особенности человека в таком малом возрасте очень своеобразны, поэтому активная деятельность может осуществляться лишь в течение небольших периодов времени и с большими интервалами, которые необходимы для восстановления сил.
Фотографии и изображения детей чаще всего рассчитаны на женщин, но также используются и в мужской рекламе. Использованием образа ребенка несложно побудить потенциального потребителя к покупке.
Реклама же детских товаров, к примеру, прямо направлена на родителей, которые готовы дать своим детям все, что они захотят.
Что касается воздействия рекламы с использованием образа ребенка на самих детей, то можно с уверенностью сказать, что более эффективное воздействие имеют образы подростков, которые притягивают к себе младших (приложение №2). Это психологическая особенность несовершеннолетних, которая выражается в желании скорейшего взросления и подражания старшим кумирам. У ребенка возникает потребность быть похожим на старших ребят, которые постоянно появляются на экранах, потребность в идентификации с ними.
Иногда детей задействуют в продвижение товаров и услуг, потребляемых всей семьей. В этом случае ребенок является составляющей понятия «семья». Ребенок в ролике, на баннере, в журнале – это несомненное апеллирование к эмоциям и разуму. По теории архетипов К.Г. Юнга младенец – это символ соединения противоположностей, пробуждения индивидуального сознания. Таким образом, у субъекта происходит пробуждение родительского начала на психологическом уровне. Особенность восприятия образа ребенка состоит в провоцировании желания удовлетворения базовых потребностей, а именно потребностей в любви и зависимости, в безопасности и принадлежности.
Использование ребенка в рекламе – это есть само по себе манипулирование людьми. Дети - символ будущего, а будущее интересует всех, даже самых прагматичных субъектов аудитории. Однако иногда ребенок сам по себе затмевает рекламируемый товар. Умиление может оказаться более сильным чувством, чем восприятие ребенка. Если детский образ идет в сочетании с креативностью, то результат такой компиляции не заставит себя ждать. Примером может служить проект одной из фирм по производству продуктов питания, которая «поставила несколько десятков младенцев на роликовые коньки». Результатом явились широкая известность и вирусное распространение данного рекламного ролика по всей сети Интернет.
Из-за того, что детские образы подразумевают под собой что-то противоречивое и далекое во времени, они часто используются в социальной рекламе. Не секрет, что картина с изображением ребенка, пострадавшего из-за несправедливости или банальной глупости взрослых, вызывает больший резонанс в аудитории, чем та, что изображает страшные эпизоды жизни людей, имеющих статус «совершеннолетний».
В таких рекламах используется так называемая «шоковая терапия». В данном случае бурная реакция аудитории вызывается за счет появления угрозы самим базовым потребностям. Мгновенно срабатывает индивидуальная мотивация к защите. Возникает диссонанс морального и реального. Например, одна из многочисленных региональных рекламных компаний поместила баннер с социальной рекламой посередине города. Картина, размещенная на баннере, поражает своей реалистичностью и динамикой. Изображенное лицо ребенка искажено и буквально «впечатано» в лобовое стекло автомобиля. Несомненно такой прием не оставил ни одного здравомыслящего человека равнодушным.
В федеральном законе «О рекламе» есть некоторые ограничения использования такого яркого образа: несовершеннолетние не могут участвовать в рекламе алкогольной, табачной продукции, наркотических и психотропных веществ, взрывчатых материалов, органов и тканей человека. Что касается правовых ограничений рекламы с детьми в других странах, то здесь прийти к однозначному выводу нельзя. К примеру, почти во всех странах Европы, кроме Британии, в которой к трансляции на телевидении допускается все, такой вид рекламы строго ограничен. А в Швеции запрещена любая реклама, где принимают участие несовершеннолетние, не достигшие двенадцатилетнего возраста.
Независимо от точки мира реклама по сути своей должна быть контролируема и в некоторых смыслах ограничена. Необходимо в любом проекте следовать моральным нормам и установкам общества.
Бытует мнение о том, что использование образа детей в рекламе – это эксплуатация детского труда и большая преграда в процессе социализации и в развитии ребенка как личности. Но необходимо забывать, что ребенка в рекламу приводят родители, которые готовы к тому, чтобы их ребенок был представлен широкой аудитории. Здесь можно выявить как положительные, так и отрицательные аспекты. К положительным можно отнести такие факты, как преодоление ребенком чувства скованности, развитие артистичности и приобщение как к сцене, так и к массам людей. Процесс социализации протекает быстрее, а соответственно несовершеннолетний учиться общению не только в кругу близких ему людей, но и практически незнакомых. Отрицательными факторами могут быть развитие у ребенка излишней самоуверенности, самолюбия и эгоизма, что может стать причиной затруднений в общении со сверстниками. Также сокращение расстояния со взрослыми людьми в коммуникации иногда приводит к стиранию граней в дальнейшем понимании делового общения и делового этикета. К тому же чувство причастности к творческой деятельности плохо влияет на еще не сформированное сознание несовершеннолетнего.
Изучив статистику можно смело сказать, что те, кто в детстве имел популярность, став взрослыми, не могут адаптироваться к окружающему миру. Воспринимая достигнутое в юношестве как должное, человек не может привыкнуть к мысли, что с возрастом нужно прилагать все большие усилия для достижения своих целей. «Каждый ребенок - художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста», - говорил великий художник, скульптор и дизайнер Пабло Пикассо. Решение о карьере ребенка, конечно, принимают родители. Возможно, большую роль в принятии этого решения играет желание родителей воплотить свои ложные идеалы и реализовать то, чего они когда-то очень хотели, но так и не добились. Происходит некое программирование начальной стадии жизненного пути ребенка, и дитя становится лишен права выбора. Здесь наблюдается некая тенденция к чрезмерной заботе родителей о детях. Можно сказать, что в нынешнее время на рынке рекламы спрос на детей, и особенно младенцев растет. Но, к сожалению, предложение намного превышает спрос. Соответственно гонорары за участие в проектах значительно сокращаются. Предположительно, в этом случае мотивацией для родителей является желание польстить своему самолюбию. Получение прибыли отходит на второй план. Однако никогда нельзя забывать о том, что ребенок – это живое существо, которое находится в стадии формирования мировоззрения и социализации. Это человек с обостренными и ярко выраженными чувствами, искренний и ранимый, не искалеченный прагматизмом.
Итак, каждый ребенок - это маленькая энциклопедия человеческих заблуждений, уникальных форм самоорганизации и ценностей, которые с незапамятных времен культивирует художник. Пределы той пользы, которую можно извлечь из простых наблюдений над ребенком, пока трудно установить и измерить.

Заключение.

Проведенное исследование показало, что телевизионная реклама, влияет на детей различных возрастных групп, особенно дошкольников и младших школьников. Большинство детей узнают рекламные ролики по визуальному ряду, звуковому сопровождению, воспроизводят отдельные высказывания, выражения, мелодии. Тем не менее дети не прерывают свою деятельность из-за рекламы и не предпочитают рекламу другим передачам.

Большинство детей позитивно оценивают лишь немногие из рекламных роликов и хотели бы, чтобы рекламы было меньше. Старшие подростки и их родители считают рекламу необходимой составляющей телеэфира, так как она информирует о новых товарах и услугах.

Представленное исследование доказало существование различий воздействия телевизионных роликов на различные возрастные группы.

В результате исследования выдвинутая гипотеза не нашла подтверждения. Результаты показали, что в целом реклама все же не играет решающей роли в формировании потребительских предпочтений, не служит средством манипулирования сознанием детей. Многие из них достаточно критично воспринимают телевизионную рекламу, аргументируют свое восприятие определенной рекламной продукции. Тем не менее, представляется необходимым введение этических и юридических нормативов и ограничений для телевизионной рекламы, разработка гуманитарной экспертизы воздействия на сознание человека этой новой социальной технологии.

Список литературы

1. Авдеева Н.Н., Фоминых Н.А. Влияние телевизионной рекламы на детей и подростков «Человек» №1, 2003г.

2. Алешина И.В. «Поведение потребителей» – М.:ФАИР-ПРЕСС, 1999г.

4. Зазыкин В.Г.«Психологические основы гуманистической рекламы. М., 2000г.

5. Каря-Мурза С.Г. «Манипуляция познанием». М., 2000г.

7. Малышев Е.Я. «Психологический аспект деятельности СМИ в выборе направлений информационного потока», Тверь, 1999г.

9. Попова Ж.Г. Идеи психоанализа в современной рекламе, «Маркетинг в России и за рубежом», 2002г.

10. Попова Ж.Г. Психология цвета в печатной рекламе, «Маркетинг в России и за рубежом», 2000г.

11. Реан А.А.«Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития: учебное пособие». Золотая Психея – 2001,416 с.

13. Смолян Г.А., Зараковский Г.М., Розин В.М. «Информационно-психологическая безопасность». М., 1997г.


А.А. Реан «Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития: учебное пособие». Золотая Психея – 2001, 416 с.

Олеся Волкова. Детское здоровье. Влияние рекламы на ребенка. Мой кроха и я, №7, 2007

Стоит включить телевизор, и реклама начинает атаку на психику ребенка. Быстрая смена видеокадров, изменение масштаба изображения и силы звука, стоп-кадры и аудиовизуальные спецэффекты травмируют нервную систему и вызывают повышенную возбудимость у детей раннего возраста.

Сочетание текста, образов, музыки и домашней обстановки способствует релаксации, снижает умственную активность и критичность восприятия информации.

Реклама оказывает негативное влияние на развитие личности. Детям навязывают идеалы красоты, жизненные цели, способ существования, которые крайне далеки от реальности. Тем не менее их заставляют к этому стремиться, сравнивать себя с «идеалом». Сознание ребенка постепенно превращается в хранилище стереотипов.

Нередко реклама делает ребенка более агрессивным и раздражительным. Какие для этого существую причины? Во-первых, многие рекламные ролики повторяются слишком часто, прерывают интересные фильмы или мультики. Во-вторых, такие товары как горные велосипеды, путешествия, автомобили пока не доступны ребенку, а иметь их хочется. Так как желания и возможности не совпадают, возникает чувство разочарования, а нередко и злости на родителей, которые не могут купить дорогую «игрушку». В-третьих, сама реклама может отличается агрессивностью.

Реклама влияет на детей не только психологически, но и физиологически. Когда маленький телезритель «в запой» смотрит рекламные ролики он неподвижно сидит или лежит, его вниманием полностью завладела реклама. Такая гиподинамия приводит к замедлению обмена веществ, а значит и к накоплению жиров в организме ребенка. Вместо того, чтобы бегать, прыгать и таким образом тратить калории, ребенок, наоборот, накапливает их. Особенно, когда под телевизор проходит и завтрак, и обед, и ужин. Глядя на «голубой экран», малыш может съесть гораздо больше, чем нужно его организму. Отсюда проблемы с лишним весом в раннем возрасте, расстройства желудочно-кишечного тракта. Кроме того, реклама предлагает маленькому потребителю далеко не самые полезные продукты. Малыш после просмотра рекламы начинает вымогать у родителей разные снэки и сладости, что тоже не прибавляет ему здоровья.

Психологическое же воздействие рекламы на неокрепшие умы юного поколения еще более сильное. Даже технология создания рекламных телевизионных роликов уже предусматривает воздействие, в первую очередь, на детей. Маркетологи всего мира уже давно осознали, что нет более благоприятной почвы для рекламы, чем детская аудитория. Хоть дети и не могут купить рекламируемый товар, зато они способны повлиять на решение своих родителей. Ребенок может просто вымогать у мамы или папы купить шоколадку или чипсы «как в рекламе».

А для детей в возрасте 6-12 лет, когда они уже имеют свои карманные деньги, особо привлекательна реклама, в которой предлагается без усилий что-то получить. Например, «пришлите нам 10 этикеток и получите бейсболку». И детей трудно переубедить, что такие лотереи не гарантируют получения выигрыша, да и та бейсболка, честно говоря, стоит гораздо дешевле.

Иногда продукты (чипсы, жевательная резинка, леденцы, шоколадные батончики, газированные напитки), в рекламе которых используется образ подростка, являются не слишком полезными для питания. Родителям бывает трудно доказать это ребенку, приходится уступать под воздействием его настойчивых уговоров и покупать то, что он просит.

Многие ролики призывают «перекусить», если наступило чувство легкого голода. Благодаря этому количество приемов пищи увеличивается, а полноценное питание нередко и вовсе заменяется подобными «перекусами».

Поскольку дети более эмоционально чувствительны, чем взрослые, то и воздействие рекламы они ощущают сильнее, и привыкание возникает быстрее. Главная неприятная особенность этого воздействия в том, что оно нарушает стабильность жизни и влечет за собой резкие изменения настроения и поведения зрителя.

Для ребенка все происходящее на экране - это настоящее, он еще не способен отличить правду от вымысла. Поэтому по поведению героев рекламных роликов дети формируют для себя модель поведения во взрослом мире. Но в рекламе эта модель упрощенная либо же вообще нереальная. Редко в рекламном ролике встретишь доброго и честного персонажа, пропагандирующего нравственность. Гораздо чаще - это эгоистичные, сексуально-агрессивные персонажи, которые действуют лишь в угоду своим желаниям. Только представьте себе какой образ взрослого предлагает ребенку реклама: он постоянно страдает от кариеса, перхоти, запаха изо рта, расстройства желудка и тому подобных вещей. Тот еще образчик...