Виды пластилина: современные варианты и их особенности. Основные приемы лепки из пластилина

Лепка из пластилина – увлекательное и полезное занятие. Обычно, детям нравиться лепить. Здесь главное, чтобы у них получалось (особенно когда они только начинают свою карьеру «скульпторов»).

То, что лепка развивает руки, пальчики самоочевидно. Но еще она развивает и мышление – как пространственное, так и логическое. Ведь чтобы слепить какой-нибудь объект нужно проанализировать его форму, если объект сложный, то разбить его на составляющие простые, а потом все это соединить, синтезировать обратно. Это уже почти геометрия! Кстати о геометрии.

Именно занимаясь лепкой проще всего понять разницу между шаром и кругом, кубом и квадратом. Кроме того, деля пластилин на части ребенок естественно осваивает понятие часть-целое.

Ну, а чтобы лепка из пластилина еще и расширяла кругозор ребенка – это уже задача родителей. Возможностей для этого – море. Побеседуйте с детками об объектах лепки, расскажите что-то интересное, почитайте.

Для занятий лепкой не нужно много оборудования. Необходимы лишь доска для лепки, стек (он обычно прикладывается в набор) и, конечно, сам пластилин. Но не следует забывать, что лепка довольно-таки «грязное» дело. И, чтобы вместо радости пластилин не принес вам расстройства и конфликты, позаботьтесь о том, чтобы стол был укрыт бумагой или клеенкой. Если у вас на полу ковер, укройте и его – маленькие кусочки пластилина в процессе работы могут незаметно упасть на пол, их раздавят и ковер уже вряд ли удастся реанимировать. И, хочется напомнить, если пострадали ковер, мебель или еще что-то крайне дорогое и важное, то виноваты в этом вы, а не ребенок. Он еще не может сам правильно организовать свое рабочее место. После окончания работы можно очистить доску для лепки, или другие запачканные поверхности с помощью стека. Мыть что-то испачканное в пластилине водой – бессмысленно. Лучше протереть с большим усилием сухой бумажной салфеткой.

Не ломайте, не разбирайте сразу поделку ребенка! Пусть она постоит в квартире, пусть ваша детка похвастается всем-всем-всем. Убрать игрушку стоит незаметно, когда ребенок о ней уже забудет.

Но вернемся к основным приемам лепки. Прежде всего нужно научиться создавать простые геометрические тела.

Лепка простых геометрических тел.

Прежде всего научимся скатывать ШАР.

Возьмем кусок пластилина, разомнем его, поместим на одну ладонь, сверху накроем второй и будем совершать круговые движения, периодически поворачивая будущий шарик, пока он не станет круглым.

Можно скатывать шар и на доске одной рукой. Но первый способ для детей предпочтительней.

Если шарик совсем маленький, например, для глазик, то скатывать его следует между большим и указательным пальцами.

Из шара можно сделать продолговатый шар – ЭЛЛИПСОИД.

Если разрезать шар стеком, то получим новую фигуру – ПОЛУСФЕРУ.

Из шара также можно получить и КОНУС.

Лепить ВАЛИК-КОЛБАСКУ можно тоже в ладонях или на доске. Толстенькие и короткие валики можно слепит в ладонях. Разомните кусок пластилина, положите его между ладоней и раскатывайте пластилин вперед-назад, пока не получите нужную длину.

Несложно сделать из валика и ЛЕНТОЧКИ-ПОЛОСКИ. Для этого нужно просто расплющить валик. Способы расплющивания мы уже рассматривали, когда делали лепешки.

Можно сделать эти фигуры и проще, вырезав их стеком из целого куска пластилина.

Теперь поговорим о СОЕДИНЕНИИ ДЕТАЛЕЙ. Вы и ваш ребенок будете использовать два основных способа. Первый способ это ПРИЛЕПЛИВАНИЕ. Все очень просто. Детали накладываются друг на друга и слегка прижимаются. При этом элементы остаются как бы «отдельными» друг от друга.

Лепить – не так уж и сложно! Каждая замысловатая фигурка, как правило, состоит из комбинации нескольких простых основных форм. И как в любом деле в лепке этих базовых деталей есть свои «хитринки».

Ш А Р - эта самая гармоничная и главная исходная фигура. Любая, даже самая мелкая форма (цилиндр, конус, жгут, лепешка) берут свое начало из гладкого и круглого шара.

Ключ к скатыванию идеального шара лежит в степени изгиба ваших ладоней и величине оказываемого давления (слишком сильное давление приведет к биконической фигуре, напоминающей наконечник игрушки). Важно все время чувствовать толщину кома под ладонью. Ладонь сильнее придавливает более толстые места, выравнивая толщину пластика во всех направлениях. Глаза следят за формой. Глаза – очень важный инструмент. Если хорошо выучить форму шара на глаз, то всегда можно увидеть ошибки. Глаза и руки одновременно придают пластику круглую форму.

Как это делают? По-разному.
Большой шар диаметром не менее 2–3,5 см получается из большого кома пластика, который не помещается между ладонями. Его надо катать на рабочей доске круговыми движениями ладони. На доске можно раскатать круглую на вид форму, имеющую почти одинаковый размер по всем направлениям, но ее поверхность будет не гладкой, а покрытой маленькими плоскостями, соединенными ребрышками, как бы граненой. Это ошибка поверхности. При катании в ладонях поверхность получается совершенно гладкой. Итак, раскатав на доске шар, немного покатайте его между ладонями, стараясь не сдавливать, чтобы не испортить.

Шар поменьше, диаметром 1,5–2,5 см, из такого кома пластика, который помещается между ладонями. Это средний шар. Раскатывается так же, круговыми движениями, чувствуя толщину кома между ладонями и время от времени наблюдая за образованием формы. Ошибка формы – поверхность гладкая, но в разных направлениях толщина кома разная. Это не шар, а яйцевидная или овальная форма. Еще одна ошибка формы – ком неровный, имеет округлые выступы и впадины, больше похож на морской камешек, а не на шар.

Очень маленькие шары, размером с горошину, такие, что ладони рук их не чувствуют, катают в углублении ладони указательным или средним пальцем.

Я Й Ц О – чтобы сформировать эту фигуру, ладони нужно сложить V-образно и 2-3 раза покатать шар взад и вперед. Небольшое яйцо формуется, раскатывая шарик пальцем взад и вперед в углублении ладони.

К О Н У С - чем дольше прокатывается шарик взад и вперед, тем более вытянутой, продолговатой будет становиться фигура. Одна половина шара будет сохранять форму шара, а другая – вытягиваться, делаясь все длиннее и тоньше. Так образуется боковая поверхность конуса, ее делает рабочая доска. Давить на пластик надо равномерно и несильно. Чем больше длина конуса, тем большее число пальцев участвует в раскатывании. Большие и средние конусы намного удобнее раскатывать ладонью, а не пальцем, из-под которого шарик часто выкатывается. Ладонь надо поставить рядом с шаром ребром на доску, и, не отрывая от доски, наклонить и положить на шар, и, в таком положении руки перекатывать шар на доске вперед-назад, как обычно. Как только толщина и длина достигнут нужных размеров (или нужных пропорций), раскатывание прекращается. Ошибки формы: прогнутая поверхность; выпуклая поверхность; поверхность с перешейками. Исправляются ошибки более внимательным раскатыванием. Получившийся конус пока имеет шаровидное основание, на нем конус стоять не будет. Осторожно, не сдавливая, конус берется пальцами за боковую поверхность, и, прижимая ставится выпуклым основанием на доску, с поворотом вокруг оси. Основание конуса стало плоским, конус не падает!

А чтобы сделать конус полым, необходимо воспользоваться ручкой кисти или каким-либо штырем. Положив конус на бок, жестко удерживая его, чтобы не катался из стороны в сторону, нужно вставить в него рукоятку кисти и рукой прокатать стержень туда и обратно как миниатюрную скалку. Поворачивая конус нужно продолжать до нужных размеров конуса.

Ц И Л И Н Д Р - формуется путем раскатывания шарика взад и вперед по плоской поверхности. Самое главное здесь заключается в том, чтобы использовать легкое, однородное давление, постепенно перемещая руки в стороны все дальше и дальше (по мере удлинения цилиндра в раскатывании участвует все большее число пальцев). Это вытягивает пластик и поддерживает однородность натяжения поверхности. Если надо раскатать большой цилиндр, то руками придают комку пластика приблизительную начальную форму, а потом дорабатывают на доске. Надо помнить, что при раскатывании толщина уменьшается, а длина растет. Первоначальная заготовка должна быть толще.

Раскатывая любой цилиндр, мы контролируем только его толщину. Для получения формы нужной длины от цилиндра отрезается кусок. При обычном надавливании стеком мягкий пластик теряет круглую форму, поэтому следует перекатывать цилиндр во время резания, как при раскатывании. Обычно оба конца раскатанного пластика бывают неровные. Поэтому сначала отрезаем неровный конец, а потом – нужную длину.

А П П Л И К А Ц И И – это лепешки, расплющенные варианты основных форм и служат для создания сложных объемных фигур, путем наложения на основную деталь. Маленькие аппликации сплющиваются при помощи мягкого сжимания их между большим и указательным пальцами. Аппликации большого размера плющатся ладонями, или пальцами на рабочей доске. Нажим должен быть равномерным.

Кроме основных форм используются плоские листы пластика. Западные мастера рекомендуют применять удобную машинку для раскатки лапши. В наших «полевых» условиях имеется обычная скалка, которую, впрочем, можно усовершенствовать. Для прокатки пластин одинаковой толщины, можно:

1)обзавестись таким приспособлением: прибить к доске, на которой вы раскатываете пластик, две рейки-ограничителя одинаковой толщины;

2)сделать специальную скалку с кольцами на краях, которые так же будут регулировать толщину пласта.

Вырезать из пластины треугольные, прямоугольные формы можно ножом при помощи линейки. А сложные, криволинейные вырезаются при помощи шила по намеченному контуру, проводится линия от края пластины, до края вырезанной фигурки и лишний пластик убирается. Кстати, возможно, на кухне у вас имеются интересные формы для печенья, они тоже могут пригодиться;-)

Здесь мы хотим предложить вам некоторые идеи по занятию лепкой как со старшими детьми, так и совсем с малышами.

Из чего можно лепить?

Солёное тесто

Солёное тесто – идеальный материал как для первых опытов в лепке, так и для старших детей. Это абсолютно экологичный материал, который можно давать малышам с года (или после того, как ребёнок перестаёт пробовать все предметы на вкус). Старшие дети с удовольствием замешивают солёное тесто самостоятельно.

Рецепт теста

Стакан пшеничной муки

Полстакана мелкой соли

Четверть стакана воды

1 ст. ложка растительного масла

По желанию можно добавить в тесто или воду несколько капель пищевого красителя.

Тесто можно хранить в закрытой коробочке несколько дней.

Готовые изделия из солёного теста детки могут оставить сушиться в течение суток в тёплом сухом месте или в духовке в течение часа при низкой температуре.

Высохшие поделки можно раскрасить красками.

Пластилин

Пластилин подходит для детей более старшего возраста. Он жёстче, поэтому малышам будет сложнее справиться с ним. Мягкие заменители пластилина, хранящиеся в закрытых баночках, не являются экологичным материалом, обычно имеют сильный запах и слишком яркие цвета, поэтому их следует полностью заменить солёным тестом.

Обычный же пластилин можно использовать для поделок старших детей. Преимущество его перед солёным тестом в том, что поделки можно украсить множеством мелких деталей и узоров.

Глина

Глина лучше подходит для старших детей. В Монтессори-группах дети часто занимаются изготовлением глиняной посуды. Дети с 5 лет могут пробовать работу с детским гончарным кругом. Высохшие поделки можно раскрасить и использовать для украшения комнаты или в играх.

Пчелиный воск

Лепка пчелиным воском очень распространена в вальдорфской педагогике. Лепить из воска немного сложнее, чем из пластилина, но тёплый и ароматный воск очень приятен, поэтому лепку воском стоит попробовать как сенсорный опыт. Натуральный пчелиный воск растапливают на водяной бане и лепят различные фигурки. Обратите внимание, что воск, застывая, прилипает и его трудно отмыть от поверхностей, поэтому лучше лепить на клеёнке.

Остывшие фигурки из воска вы можете легко снова расплавить на водяной бане.

Варианты лепки для детей разных возрастов

Детям до 1,5 лет

Для детей данного возраста лепка является одним из видов сенсорных материалов. Идеальной в этом возрасте будет работа с солёным тестом. Давайте детям мять тесто в ручках. Не предлагайте никаких образцов для лепки. После года вы можете показывать малышу, как отрывать маленькие кусочки теста, пробовать катать из них шарики и «колбаски».

Детям от 1,5 до 3 лет

Предлагайте:

  • мять различные материалы для лепки: солёное тесто, пластилин, глину, воск… (сенсорный опыт работы с материалами). Не давайте детям никаких образцов для лепки;
  • отрывать кусочки пластилина, лепить шарики и «колбаски»;
  • отрезать кусочки пластилина ножиком или ножницами;
  • отрывать (отрезать) кусочки пластилина и клеить на заготовку (мухомор, яблоня и т. п.);
  • лепить фигурки из солёного теста или пластилина при помощи специальных формочек;
  • дополнять лепку природными материалам, бусинками, пуговицами.

Детям от 3 лет и старше

Предлагайте:

  • лепить фигурки из любых материалов (солёного теста, воска, пластилина), желательно ребёнку лепить самому, без образцов;
  • лепить фигурки из любых материалов (солёного теста, воска, пластилина) при помощи специальных формочек;
  • дополнять пластилин (солёное тесто, пчелиный воск) природными материалами, бусинами, пуговицами и т. п.
  • делать картины из пластилина: картинки на бумаге или картоне закрашиваются разноцветным пластилином;
  • украшать пластилином с природными материалами (или бусинами, стразами, пуговицами) вазочки, рамочки;
  • прокалывать шарики из солёного теста палочкой, затем высушить и, продев нитки, сделать бусы.
  • лепить из сладкой мастики украшения домашних тортов;

Простой рецепт мастики

200 г сгущённого молока

160 г сухого молока

160 г сахарной пудры

15 г лимонного сока

Пищевой краситель по желанию.

Все ингредиенты тщательно перемешать.

  • сортировать мелкие предметы по цвету, приклеивая к пластилину разного цвета;
  • лепить буквы и цифры из пластилина;
  • лепить из глины;
  • работать на гончарном круге (с 5 лет).


Лепка в дошкольном возрасте является тем видом изобразительной деятельности, в котором ребенок с помощью мягких изобразительных материалов (глины, пластилина, пластика, легомассы, теста и др.) создает объемные образы полной или частичной трехмерности, которые имеют высоту, ширину, толщину.

О пользе изобразительной деятельности

Важными являются положения, обозначенные в исследовании А.Ю.Прищепка, который считает, что во время формирования графических навыков письма шестилетние первоклассники испытывают значительные трудности в плане анализа частей целого, сравнении их с подобными элементами, в определении пространственного расположения предмета относительно его основной части, в малой подвижности мелких мышц кисти руки.

Выводы исследования Н.Ф. Яришевой по развитию пространственных представлений у старших дошкольников в процессе обучения рисованию показали, что рисование является деятельностью, во

время которой ребенок этого возраста учится ориентироваться не только в пространстве, а и на плоскости листа бумаги.

Во время обучения рисованию возникает сочетание образа, слова и действия, что формирует группы пространственного воображения на предметной плоскости, развитие которых не обеспечивается другими видами деятельности. Во время рисования дети дошкольного возраста накапливают чувственный опыт в сравнении формы, протяженности, направлений.

Накопление такого опыта необходимое для подготовки малышей к школьному обучению.

Итак, изобразительное искусство, и в частности лепка в дошкольном возрасте, является эффективным средством для подготовки руки ребенка дошкольного возраста к письму, изучение формы предмета, его величины, строения, цвета, назначения.

Технология лепки

Под технологией лепки глиной мы понимаем владение детьми инструментом, способами лепки. Это понятие охватывает также и развитие глаза, руки, их согласованную работу.

Технология формируется приемами обследования предметов (игрушек) и техническими навыками лепки.

Обследование образа дает возможность детям самостоятельно находить приемы лепки. Технология лепки, которой предшествует обследование и изучение конструктивного строения образов, что слепятся, формируется как система двигательных умений, построенных на усвоении ряда навыков обследования натуры.

Исследования многих ученых (Н.С.Ващуленко, Есть.В.Гурьянов, А.Ю.Прйщепа, Г.М.Еременко, Г.М.Рыженко и другие) подтверждают: у шестилетних детей в школе часто возникают трудности из-за несовершенства зрительного и двигательного анализаторов.

Главной причиной недостатков письма у них есть скованность руки, неумение согласовывать действия, приходящихся на разные ее части в процессе изображения буквы. Лепка в дошкольном возрасте поможет исправить данные дефекты.

Точность движений рук, связана с деятельностью мелких мышц, еще не весьма совершенная, поэтому рука ребенка мало приспособлена к письму, рисованию.

Лепка в дошкольном возрасте — задачи и содержание

  1. Развитие эмоционального восприятия предметов
  2. Познания свойств и изобразительных возможностей материалов для лепки
  3. Стимулирования интереса
  4. Стимулирование проявлений игровой и моральной мотивации лепки
  5. Развитие перцептивных действий, тактильных ощущений, глазомера, мелкой мускулатуры пальцев рук, эстетических чувств, образной памяти, воображения для конкретного возраста
  6. Воспитание любознательности, сосредоточенности, самостоятельности, выдержки, аккуратности

Лепка в дошкольном возрасте — средняя группа

В средней группе малыши получают знания о форме, строении предметов с опорой на геометрическую основу, о некоторых пропорциях частей изображаемого и передаче их в лепке.

Особое внимание обращается на то, как дети определенного возраста пользуются приемами лепки: сплющиванием, вдавливаниям, загибанием краев, сглаживание, оттягивание небольших деталей, расплющиванием и тому подобное.

Малыши пользуются конструктивным способом лепки и изображают животных (рыбу, зайчика, ежика) из целого куска глины.

Вначале она имеет характер общей лепки педагога с детьми этого возраста, когда взрослый вылепливает самый большой и сложный предмет темы, а дети – меньшие и более простые («Курица с цыплятами»).

Далее дети могут объединять в общие тематические композиции индивидуально вылепленные предметы («Птичий двор»). В конце года детей индивидуально можно заинтересовать лепкой парных сюжетных композиций по сказкам «Колобок», «Заяц и Еж».

Сюжетная лепка в дошкольном возрасте

Сюжетная лепка открывает для ребенка большие возможности действовать самостоятельно, реализовать личный зрительный и художественный опыт, принимать собственные решения, рассказывать о своих замыслах и художественном опыте, принимать собственные решения, рассказывать о замысле и их реализацию.

Вместе с тем сюжетная лепка способствует совершенствованию качества изображения отдельных предметов и овладению специфическими средствами художественной выразительности в передаче сюжета (взаимодействие персонажей композиции, их размещение на подставке)

Во время лепки передается форма в двух и трех измерениях.

Сюжетная лепка в дошкольном возрасте проводится с детьми старших групп, хотя подготовительная работа начинается еще в предыдущих группах. Лепим те предметы, которые существуют в мире, а также отдельные определенные сюжеты.

Материалы для лепки

Основным материалом для изготовления игрушек являются глина и пластилин. Глиняные игрушки птиц и животных декоративно выразительны, в них четким пластичным силуэтом выделяются голова, туловище, шея. Дети лепят их с удовольствием.

Лепить игрушки можно и из пластилина. Как показывает практика, стоит учить детей работать и с глиной, и с пластилином, учитывая цель задачи и возрастные особенности малышей.

С чего начать обучение лепке

Изучение предмета при помощи руки и взгляда с анализом его частей, сравнением пропорций дает возможность ребенку расчленить сложную форму предмета на простые геометрические, выделить основную часть, соблюдая соотношение частей изображаемого.

Вместе с этим обогащается и развивается словарь ребенка, коммуникативные навыки, связную речь, ведь малыш называет форму предмета, описывает образ, уточняя его особенности, оценивает произведение народного мастера.

Изготовление детьми глиняных изделий в детском саду и в семье формирует образное мышление, развивает память, внимание, воображение и другие психические процессы, непосредственно влияющие на результативность овладения навыками письма в школе, способствует координации руки и глаза, укреплению мышц кисти руки, совершенствует пространственную ориентацию на плоскости листа.

Использование технологии лепка в дошкольном возрасте способствует общему развитию ребенка и подготовке его к школе.

Лепка в дошкольном возрасте через исследовательскую деятельность

Правильному воспроизведению изображаемого в глине должно предшествовать исследовательская деятельность ребенка. Она заключается в том, что воспитатель организует не простое созерцание, а систематическое тактильно-зрительное восприятие, наблюдение и познание основных особенностей изобразительной натуры.

Исследования О.В.Запорожца, Е.И.Игнатьева подтверждают, что любая деятельность имеет подготовительную и исполнительную части. К подготовительной части входит обучение детей тактильно-зрительному восприятию натуры во время ее обследования перед процессом лепки.

Малышей учат способам обследования натуры (игрушки, скульптуры и т. п), знакомят с простейшими геометрическими объемными фигурами (шар, цилиндр, конус, треугольник, круг, квадрат) во время дидактических игр и упражнений: «Найди предмет, похожий на эту фигуру», «Найди предмет, похожий на шар, куб, конус…», «Узнай на ощупь», «На что похож этот предмет?»

Что нужно для лепки

Чтобы хорошо вылепить предмет, нужно представить его образ. Это можно детально сделать с помощью руки, через прикосновение которой ребенок изучает пространственные признаки предмета (объем, форму, фактуру и т. п).

И.М.Сеченов называл руку «щупальцем» и подчеркивал важность ощупывающих движений рук и глаз в чувственном познании.

Форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, полнее.

Ими ребенок ощупывает предмет со всех сторон, и в этом определении большую роль играет изменение формы поверхности ладони, которая дает возможность чувствовать углы, выпуклости, углубления и тому подобное. Глаза учатся объемному видению при помощи руки (И.М.Сеченов).

Итак, прежде чем лепить натуру, дети должны выучить ее конструктивное устройство и разложить на отдельные части, определив форму, объем каждой с помощью осязательного и зрительного восприятия.

Что любят лепить дети

Кроме предметов окружающей среды, дети с удовольствием лепят фрукты, посуду, обобщенные народные игрушки, анималистическую скульптуру и прочее.

Натура, которая обследуется и используется на занятии по лепке, должно быть выразительной и отражать индивидуальные особенности внешнего вида животного (форму туловища, головы, лап, фактуру) с характерными чертами (хитрая, добродушная, зла). Игрушки должны иметь эстетичный вид и разное пространственное положение осанки (стоять, лежать, бежать, сидеть, подкрадываться, спать).

Знакомясь со скульптурой малых форм, дети узнают, какими средствами скульптор передал характерны индивидуальные внешние черты, повадки, позы животного.

Способы лепки

В детском саду для создания изделий из глины или пластилина используют три способа лепки: конструктивный, скульптурный, комбинированный.

Конструктивный способ

Конструктивный способ лепки - предмет изготавливается из отдельных частей. Дети изготавливают каждую часть изделия из отдельных кусочков глины, а затем скрепляют их между собой. Изделие начинают изготавливать из наибольшей части (животных - с туловища), а затем переходят к выполнению меньших (шея, голова, ноги, хвост и тому подобное).

Когда отдельные части для изделия заготовлены, их объединяют в одно целое, сравнивая по величине и форме, уточняют их пространственное расположение, плотно соединяют и прилепляют друг к другу, обобщают форму.

Скульптурный способ

Скульптурный способ лепки заключается в том, что изделие изготавливают из одного целого комка глины, применяя такие приемы, как вытяжение с целью удлинения формы (шея), оттягивание, прищипывание, разрезания стекою, сглаживания пальцами.

Такой способ лепки наиболее сложный и требует от детей любого возраста четкого представления о форме, пропорции, конструктивное строение изображаемого.

Комбинированный способ

Комбинированный способ лепки (из целого куска и отдельных частей) сочетает в себе приемы скульптурного способа, которым выполняют основные части предмета, с присоединением отдельно вылепленных частей.

Например, туловище и лапы животного лепят из целого куска глины, а другие части - отдельно и затем присоединяют к основной.

Кроме того, применяют приемы прищипывания, оттягивания. Прием рельефной лепки используют для создания шерсти животных, перьев птиц, чешуи рыб, крыльев птиц. Например, накладывают небольшие кусочки глины на основную форму, а пальцами и стекою оказывают им нужной формы.

Технические приемы лепки

Основные технические приемы лепки связанные с работой руки, в частности пальцев и ладони. В зависимости от формы предмета, действия рук во время лепки бывают разными. Поэтому очень важно научить детей основных технических приемов работы с глиной, пластилином.

Во время лепки используются такие технические приемы, как:

  • раскатывание валикоподобной формы для изготовления удлиненных, круглых, цилиндрических предметов, скреплять валикоподобные формы в виде кольца;
  • скатывание шарообразной формы для изготовления шарообразных предметов;
  • расплющивание шарообразной формы;
  • слепливание расплющенной формы; загибки краев расплющенной формы;
  • вдавливания шарообразной формы;
  • вдавливания валикоподобной формы;
  • обострение и закругления валикоподобной формы;
  • оттягивания глины с основного куска; прилепливания одного куска к другому; оттягивание деталей;
  • примазывания частей друг к другу, защипывания краев формы или отделки ее защипыванием (батон, пирожок).

Раскатывание осуществляют продольными движениями рук в противоположном направлении: правая - вперед, левая - назад и наоборот.

Скатывание - это одновременные круговые движения рук: правая - вправо по часовой стрелке, левая - влево, против часовой стрелки.

Пальцы обеих рук полусогнуты в форме чашечки.

Во время сдавливания и расплющивания руки движутся навстречу друг другу с одновременным нажимом на материал.

Для сдавливания глины надо нажать на нее меньше, для расплющивание - сильнее.

Чтобы получить более точную форму, можно прибегнуть к сплющиванию или расплющиванию глины или пластилина о поверхность доски.

Прием прищипывания близок к оттягиванию.

Тремя пальцами правой руки сдавливают. Тремя пальцами правой руки сдавливают глину, чтобы получить клюв птички или мордочку лисички.

Во время оттягивания кусок глины держат в левой руке, а правой оттягивают частичку.

Вытяжение выполняется движениями обеих рук (одновременно) в противоположные стороны с целью получения удлиненной формы.

Чтобы примазать один кусок глины к другому, сначала надо прижать их и выровнять место соединения пальцем. Сглаживания всей поверхности изделия делают пальцами, ладонью, смачивая пальцы мокрой резинкой.

Соединяют части таким образом: на одном куске глины делают ямку, на втором - прищипывают,чтобы получился, например, клювик птички, который вставляют в ямку, затем куски глины соединяют и пальцем выравнивают место соединения.

Лепка посуды

Дети с удовольствием лепят посуду (миски, блюдца, тарелочки, горшки, чашки) и используют такие изделия в играх.

Можно изготовить некоторые лепные изделия следующими способами: ленточным, выбором основной массы стекою-лопаткой из куска глины; лепкой кольцами.

Например, чтобы слепить чашку ленточным способом, нужно предварительно выяснить с детьми форму, пропорции изделия, определив последовательность работы.

Дно лепят приемом сплющування. Правильность формы глиняного круга уточняют и выравнивают стекою и пальцами.

Затем изготавливают стенки чашки, которые лепят приемом разбрызгивания с валика, длина которого равна длине окружности дна.

Подготовленный валик кладут на доску и раскатывают рукой до нужной ширины, которая и составит высоту чашки.

Полученную форму присоединяют к краям дна, замазывают с внутренней и внешней сторон. Завершается лепка чашки изготовлением ручки и сглаживанием пальцем поверхности.

Лепят посуду и выбиранием глины стекою. Стекою-лопаткой делают в заготовке углубление и выбирают основную массу глины. Затем заглаживают внутреннюю сторону изделия стекою-петлей.

Завершают лепки прикреплением ручки, отделкой внешних стенок и отделке посуды. Выбирать глину следует осторожно, чтобы не поломать, тонкие стенки посуды.

Декоративная пластика

Вызывает живой интерес у детей и мелкая декоративная пластика народных умельцев. Ознакомление старших дошкольников с декоративной пластикой дает им возможность лепить декоративные сосуды (вазы, подставки, сувенирные тарелочки, декоративные кувшины, куманцы), настенные украшения в виде декоративных пластинок, кашпо для цветов.

Прежде чем предлагать детям для изготовления декоративные пластинки с рельефным изображением, надо организовать выставку настенных пластинок с различным содержанием изображения, провести с малышами беседу о рельефные узоры на глиняных пластинах как вид скульптуры.

Рельеф - один из неполных видов скульптуры, в котором все изображение приобретает объемной формы и частично выступает над предметной плоскостью (пластинкой).

Разновидности рельефа - барельеф и горельеф.

Технология лепки из глины

Для изготовления глиняной пластинки нужна дощечка, которую обтягивают бумагой, чтобы не пристала глина. Кусок глины кладут на доску и ладонью прижимают так, чтобы получился пласт толщиной 1-1,5 см, а затем один-два раза хлопают по нему ладонью. Приплюснуть глину нужно еще и для того, чтобы из нее вышел воздух.

После этого стекою ровняют края пластинки, сглаживают поверхность влажной тряпкой и наносят на глину изображения.

Согласно рисунка заготавливают кусочки глины, придают им нужную форму, а затем готовые формы накладывают на рисунок. Края рельефа примазывают к пластинке пальцами или стекою.

Если, например, на пластинке изображен цветок с четырьмя лепестками, то заготовкой серединки будут лепестки, которые прижимаем к рисунку и примазываются пальцами.

Когда декоративная пластинка высохнет, ее снимают с дощечки и в часы самостоятельной художественной деятельности раскрашивают.

Полезно дать детям возможность украшать узором объемные и плоскостные изделия, вылепленные собственными руками. Для этого воспитателю необходимо подобрать простые элементы узора, которые размещаются в композиции с многократным повторением.

Усвоив варианты элементов с величиной, цветом и композицией, дети легко ими пользуются и самостоятельно создают орнамент, чередуя элементы по форме, цвету и содержанию. Лепка в дошкольном возрасте с декорированием открывает безграничные возможности детского декоративного творчества.

Декоративная лепка в познавательном развитии

Декоративная лепка и отделка способствует эстетическому, познавательному развитию детей, привлекает их к активному восприятию произведений народных умельцев.

Декоративная лепка в дошкольном возрасте имеет выполняться из глины, потому что этот пластичный материал можно раскрашивать ангобом и выжигать в печи. Если ангоба нет, то после обжига изделие можно раскрашивать гуашью.

Ангоб - цветная глина, которая используется в технологии художественной керамики. Ангобы изготавливаются из глины и воды.

Глина ангобовых цветов может быть белой, красной, желтой, синей, зеленой, коричневой и черной.

Белый ангоб изготавливается из белой глины, доведенной до консистенции сметаны. Для получения более светлых тонов примешивается мел. Синий, зеленый, коричневый, черный цвета ангоба получают добавлением к белому специальных красителей.

Красный цвет изготавливают из природной глины - красной, а желтый - из природной желтой глины.

На подвяленное глиняную поверхность изделия ангоб наносят кистью путем примакивания. Делают это несколько раз до тех пор, пока ангоб покроет всю шершавую поверхность изделия.

Перед нанесением ангоба изделие нужно подвялить. Повышенная влажность приводит к раскисанию изделий.

Нанесение ангоба на сухие и полусухие поверхности стенок может повлечь за собой отскакивание его во время сушки и обжига.

Излишне разбавленный водой ангоб ложится слишком тонким слоем и не дает желаемого цвета, а очень густой неравномерно покрывает поверхность.

Гуашью раскрашивают высушенные изделия, ангобом - подвяленные. Сначала раскрашивают верхнюю часть изделия, а затем - нижнюю. Когда просохнет первый слой краски, наносят следующий.

Обучение лепке младших дошкольников

Малышей второй младшей группы знакомят со свойствами глины и закрепляют навыки, приобретенные в первой младшей группе.

Обучают таким приемам лепки, как скатывание комка глины прямыми движениями рук, раскатывание куска глины кругообразными движениями рук, деления комка глины на две части, отрывание от большого маленького куска, соединение частей изделия способом придавливания, уточняют понятие «круглый».

Лепка в дошкольном возрасте носит простой конструктивный характер - дети лепят предметы, образы из отдельных кусков глины, соединяя их между собой.

Игрушки животных и птиц подбираются по их характерными особенностями, их основные части (туловище, голова) имеют форму шара разного размера. Итак, дети «составляют» изделие из разных по величине шаров и овалов.



3 votes, average: 5,00 out of 5)