Вертолёт ми 28н ночной охотник. «Ночной охотник» против «Аллигатора


Боевой вертолет Ми-28 - ударный, разработка которого началась ещё в СССР. В круг его боевых задач входит поиск и уничтожение танков и другой бронированной техники врага в условиях активного огневого противодействия. Также его можно применять против малоскоростных воздушных целей и живой силы противника.

Ми-28 — название проекта или, если можно так сказать, прототип, который успешно показал себя на испытаниях и был принят для дальнейших доработок. В результате ряда модификаций вертолет МИ-28, характеристики которого доработаны, стал совместим с современными видами вооружений, кроме того появилась возможность установки более продвинутого радиоэлектронного оборудования.

Ночной охотник

так назвали МИ-28 за возможность вести боевые действия в любое время суток и любых погодных условиях

Ещё одним существенным плюсом стала возможность вести бой в любое время суток и при любых погодных условиях. Эта модель получила название Ми-28Н «Ночной охотник». Назначение и характеристики боевой машины разрабатывались для гарантированного уничтожения живой силы и техники противника.

Именно этот вертолёт и стоит на вооружении ВВС Российской Федерации. И именно он будет рассмотрен в этой статье.

История боевого вертолета МИ-28

16 декабрь 1976 года - ЦК КПСС и Совет министров СССР принимает постановление, в котором говорится о создании на конкурсной основе нового поколения боевых вертолётов Ми-28 и В-80.

1978 год - начало разработки вертолёта наМосковском вертолётном заводе им. М. Л. Миля. Это были творческие соревнования с ОКБ Камова.


Вертолётный завод им. М. Л. Миля. Место, где создавался Ми-28М.

10 ноября и 19 декабря 1982 года - первые полёты опытных образцов вертолёта Ми-28. Первый образец предназначался для снятия лётно-технических характеристик (ТТХ МИ 28) и не нёс на себе вооружения.

1987 год - на основе прошлых испытаний и с учётом всех замечаний заказчика была создана улучшенная модель вертолёта - Ми-28А.


Январь 1988 года - начало испытаний Ми-28А. Они прошли благополучно.


Первый полёт Ми-28

1989 год - Ми-28А был представлен на авиасалоне в Париже и на выставке авиации под Лондоном. Многих он впечатлил. В том же году, первый опытно-экспериментальный вертолёт Ми-28 был впервые официально представлен и у себя на родине во время авиационного праздника в Тушино.

Апрель 1986 года - совместные полёты Ми-28А и Ка-50 на Гороховецком полигоне в рамках программы государственных совместных испытаний (ГСИ). Ми-28А показал себя как нельзя лучше. Но всё равно был отправлен на модификации, в виду развития различных боевых систем в те годы. А Ка-50 не справился с задачей, но разработка этого проекта не была прекращена, и позже был создан известный многим Ка-52 «Аллигатор».

16 августа 1996 года - выкатка из сборочного цеха первого опытного экземпляра Ми-28Н.


Ми-28Н на взлёте

Май 2005 года - начало Государственных совместных испытаний боевого вертолёта Ми-28Н.

Конец декабря 2005 года - подъём в воздух первого серийного вертолёта нового поколения Ми-28Н.

2007 год - завершение первого этапа ГСИ Ми-28Н. В рамках первого этапа было выдано предварительное заключение об эффективности вертолёта и тех. характеристики МИ 28. Также было рассмотрено возможное будущее проекта. При этом командованием ВВС был сформирован технический облик вертолёта.

15 октября 2009 года - указ президента РФ о принятии вертолёта Ми-28Н «Ночной охотник» на вооружение.


Боевое звено Ми-28Н

Технические характеристики «Ночного охотника» (ТТХ)

Конструкция

Вертолёт построен по классической одновинтовой схеме. Рулевой винт имеет Х-образную форму. Именно такая форма позволяет Ми-28Н выполнять сложнейшие фигуры пилотажа (вроде, мёртвой петли или бочки) на высоких скоростях. Ещё одним плюсом такой схемы является снижение уровня шума и понижение заметности, которыми обладает вертолет ми 28 (технические характеристики, заявленные производителем, полностью подтвердились во время боевого применения).


Х-образный рулевой винт
Пример одновинтовой схемы. Один несущий и один рулевой винт

Все жизненно важные системы и механизмы на вертолёте дублированы. Это обеспечивает характеристики МИ-28Н в части его невероятной выживаемости и боевой живучести. Рассмотрим, например, двигатели.

Двигатели

Крайне удачным решением в Ми-28H стало расположение его двигателей. Они установлены по бокам фюзеляжа, каждый в отдельной мотогондоле. Между ними расположен главный редуктор и вспомогательная силовая установка.

Расположение двигателей исключает поражения обоих сразу.

И даже если один будет выведен из строя, вернуться на базу можно будет на втором.


Двигатели Ми-28Н с открытым кожухом мотогондолы

Броня

«Ночной охотник» МИ 28 предназначен для активных боевых действий в гуще боя. И поэтому у него имеется множество особенностей. Так, особое внимание в конструкции уделяется защите экипажа и внутренних механизмов машины.

Одной из особенностей вертолёта является остекление кабины. Всё остекление выполнено из силикатного стекла с определенными свойствами, конструктивными особенностями и имеющее определённую толщину.

МИ-28Н единственный выдерживает попадание крупнокалиберных пуль.

Ми-28Н единственный в мире вертолет, чьи боковые бронестёкла способны выдержать попадание пули калибра 7,62 мм. А лобовые стёкла могут выдержать прямое попадание калибра 12,7 мм. Но, несмотря на такие внушительные показатели брони, прозрачность стекла близка к 100% .

Площадь остекления кабины вертолёта пусть и немного, но всё же больше чем у некоторых аналогов. Такое решение существенно увеличивает обзор экипажа. Кроме того, далеко не на последнем месте стоит удобство положения экипажа в кабине. Эргономические кресла обеспечивают не только комфортное пребывание экипажа в кабине, но и способны защитить его в случае аварийной посадки.


Броня кабины экипажа выполнена из листов алюминия, на которые наклеены керамические плитки. При попадании пули или осколка плитка раскалывается, но при этом гасит энергию и останавливает поражающий элемент. Такая броня способна выдержать попадание снаряда в 20 мм.

Кабины командира и оператора отделены друг от друга алюминиевой бронеплитой, что сводит к минимуму возможность поражения обоих членов экипажа одним выстрелом.

попадание такого снаряда выдерживает броня кабины экипажа

Электроника

На вертолёте установлен современный бортовой комплекс обороны. Эта система способна реагировать на любую угрозу во время выполнения задания. Она в автоматическом режиме сообщит экипажу о любой атаке, определит степень её опасности и подскажет как выйти из сложившейся ситуации. Например, совершить манёвр или произвести отстрел ложных тепловых целей.

В обширный комплекс бортового оборудования входит система предупреждения о радиолокационном и лазерном облучении. Эта система позволяет пилоту ещё до пуска вражеской ракеты узнать, что на него нацелена лазерная система наведения. Также благодаря этой системы пилот может своевременно уходить от радаров противника.


Локатор

Для вертолёта был разработан принципиально новый локатор. Именно в нём находятся основные системы радиообнаружения. Они позволяют вертолёту сопровождать одновременно четыре цели.

Ми-28Н оснащен по-настоящему всевидящим локатором.

Локатор крепится над винтом, что обеспечивает круговой обзор. Благодаря такому решению вертолёту не нужно разворачиваться, чтобы оценить обстановку позади себя. И такие возможности делают Ми-28Н его по-настоящему всевидящим.

Например, вертолёт может скрываться в горах он вражеских радаров, но при этом собственный радар машины выдаёт экипажу всю необходимую информацию об обстановке на поле боя.


Положение локатора на вертолёте

Для обнаружения и распознавания целей, а также наведения на них оружия, используется обзорная станция нового поколения. Она имеет телевизионный, тепловизионный и лазерный каналы. Благодаря высокой стабильности платформы, на которую установлена станция, удержание цели происходит даже при выполнении манёвра.

Защиту от поражения управляемыми ракетами на Ми-28Н обеспечивает аппаратура для постановки помех радиолокационным станциям, и ИК головкам самонаведения.

Электронные системы внутри вертолёта МИ 28 М.

Лопасти и рулевой винт

Лопасти самого первого Ми-28 были сделаны из алюминия, но этот металл очень хрупкий. Его запросто можно повредить пулей или осколком. Чтобы этого не допустить лопасти «Ночного охотника» сделаны из композитных материалов.

Основу лопастей или лонжероны изготавливают из прочной стеклоленты. Изготовление происходит по методу спиральной намотки, благодаря такому подходу лопасть способна выдержать попадание снаряда вплоть до калибра 12,7 мм.


Схема спиральной намотки

Одно из самых уязвимых мест в любом вертолёте - вал, передающий крутящий момент на рулевой винт. Любое, даже не самое серьёзное повреждение, выводит этот вал из строя, и вертолёт становится неуправляемым.

У Ми-28Н вал несколько больше в диаметре, а конструкция выполнена по специальной схеме.

Сочетание этих двух факторов повышает выживаемость вертолёта, ведь даже при попадании пули или осколка вал не разрушается полностью и сохраняет работоспособность.

Крылья и вооружение

Крыло Ми-28Н имеет четыре точки подвески и может нести до двух тонн различного вооружения. Стрелковое вооружение МИ 28 состоит из 30-мм пушка 2А42, ее скорострельность способна достигать до 800 выс/мин.

А угловые отклонения влево, вправо, вверх и вниз обеспечивают весьма обширный сектор обстрела. Выстрел из такого орудия бьёт на четыре километра и способен прошить броню толщиной в 15 мм. Пушка МИ 28 и боезапас полностью аналогичны таковым у БМП, а значит вертолёт может пополнить боезапас прямо на поле боя. Боекомплект насчитывает 250 выстрелов.


Ми-28Н заходит на цель

На Ми-28Н устанавливаются блоки неуправляемых и управляемых ракет «Атака». Против управляемых ракет не способен выстоять не один танк с динамической защитой. Дальность таких ракет составляет 8 километров.

«Ночной охотник» укомплектован ракетами «Атака».

В воздухе «Ночной охотник» также может за себя постоять. На борт можно установить сверхзвуковые ракеты «воздух-воздух», способные поражать вражеские вертолёты и малоскоростные самолёты и работающие по схему «выстрелил-забыл».


Безопасность

При возникновении нештатной ситуации или катастрофического разрушения конструкции на высоте более 100 метров производиться отстрел дверей обеих кабин, затем специальными резаками перерезаются ремни кресел, с боков надуваются специальные трапы, которые не дают экипажу при покидании задеть шасси или повёрнутую пушку, и экипаж покидает машину с помощью парашютов.


Ми-28 с отстреленными дверьми и со сдувшимся трапом

Если нештатная ситуации произошла на высоте менее 100 метров, срабатывает система принудительного притяга ремней, надёжно фиксирующая экипаж в энергопоглощающих креслах.

При касании энергию удара гасят основные стойки шасси, которые, деформируясь, поглощают её. Затем в работу вступают кресла, способные погасить внушительные перегрузки, обеспечивая травмобезопасность пилоту и штурману-оператору.

Модификации

Ми-28Н в строю совсем недавно и большая часть созданных модификаций предназначены для экспорта.

Название Описание

Прототип («изделие 280»), созданный в 1982 году в рамках творческого соревнования. Опытно-экспериментальный образец. Было выпущено 2 машины

Первая модификация Ми-28 («изделие 286»). Замене подверглись двигатели, несущий и рулевой винты и радиооборудование. На вооружение МИ 28 в таком состоянии не поступил. Был морально устаревшим. Было выпущено 2 машины

Экспортной вариант модификации вертолёта. Разработан в рамках договора с Ираком в 1990 году. Договор так и не был выполнен, ни одной машины создано не было

Ночная модификация на базе Ми-28А. Изменениям подверглись двигатели, БРЛО и кабина пилотов. Состоит на вооружении ВВС РФ

Проект модернизации Ми-28Н. Разработка модернизированной версии начата в 2009 году. Планируется штатная установка РЛС нового типа и системы дублированного управления, благодаря которой штурман-оператор сможет также управлять вертолётом. 29 июля 2016 года Ми-28НМ совершил первый полёт

Экспортная модификация вертолёта Ми-28Н. Договор заключён в 2012 году с Ираком. Планируется построить 15 машин

Специальный вертолёт с двойным комплектом управления, который может применяться для обучения пилотированию Ми-28Н, при этом сохраняет всю функциональность ударного вертолёта

Сколько боевых машин на вооружении России

Сколько МИ-28н на вооружении России? По состоянию на 2018 год, по данным портала , на вооружении ВВС России состоит более 108 вертолетов.

такое количество МИ-28Н стоит на вооружении ВВС России по состоянию на 2018 год

Боевое применение

Модификация Ми-28Н принята на вооружение совсем недавно, но она уже успела показать себя в бою.

14 октября 2015 года - группировка боевых вертолётов Ми-28 вошла в состав Авиационной группы ВВС России в Сирии.

25 июня 2016 года - Ми-28 сыграл важную роль в кампаниях по освобождению городов, в частности Эль-Фаллуджи, Рамади и других операциях. C начала 2017 вертолёты Ми-28 задействованы в операции Фатах.

Плюсы и минусы

  • выживаемость. Все жизненно важные системы дублированы, что повышает шанс на сохранение боевой машины в бою;
  • живучесть . Благодаря ряду конструктивных изменений порог вывода из строя Ми-28 весьма высок;
  • безопасность . Кабина пилотов представлена почти непробиваемым коконом для каждого члена экипажа. Также имеются системы сохранения жизни пилотов даже при падении;
  • боевая мощь . Обширный арсенал вооружения способен буквально за считанные секунды превратить врага в решето;
  • маневренность. Изменения в конструкции винтов позволяют Ми-28Н выполнять самолётные фигуры пилотажа;
  • продвинутое БРЛО. В состав систем вертолёта входят современные электронные устройства;
  • малая заметность. Двигатель, установленный в Ми-28Н, работает тише, чем у некоторых аналогов. Также имеются системы предупреждения о радарах противника.
  • заметность . Несмотря на новые двигатели, вертолёт всё же не так просто спрятать. В будущем планируется изменить конструкцию лопастей, чтобы снизить шумовой эффект ещё ниже;
  • сложность в эксплуатации БРЛО . Современные системы очень хрупкие и сложные, даже малейшая поломка может повлечь за собой катастрофические последствия.

ТАСС-ДОСЬЕ. 35 лет назад, 10 ноября 1982 года, экипаж в составе летчика-испытателя Гургена Карапетяна и штурмана-испытателя Виктора Цыганкова впервые поднял в воздух советский опытно-экспериментальный вертолет Ми-28.

Впоследствии на базе этой машины был создан серийный ударный вертолет Ми-28Н "Ночной охотник".

История проекта

К середине 1970-х годов в СССР была пересмотрена концепция применения штурмовых вертолетов. Машины предыдущего поколения (Ми-24 и др.) были рассчитаны для боевых действий на большой высоте и скорости, также в них предусматривалась грузовая кабина для перевозки десанта. В 1975 году в США совершил первый полет ударный вертолет McDonnell Douglas AH-64 Apache, который был рассчитан на применение на малых высотах с огибанием рельефа местности и не имел грузовой кабины.

16 декабря 1976 года ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление о разработке нового ударного вертолета, который по своей боевой эффективности превосходил бы Apache и советский Ми-24. Конкурсные проекты машин совершенно разных классов представили опытно-конструкторские бюро Н.И. Камова (В-80, в дальнейшем Ка-50) и М.Л. Миля (Ми-28). В отличие от не имевшего аналогов одноместного В-80, вертолет КБ Миля создавался в соответствии с традиционной концепцией одновинтовой двухместной боевой машины с рулевым винтом, с четким разделением функций между двумя членами экипажа - пилотом и штурманом-оператором.

Летные испытания Ми-28 начались в 1982 году. В 1986 году он проходил государственные совместные испытания с Ка-50. Вертолет КБ Миля получил положительные оценки специалистов, 14 декабря 1987 года ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление о начале производства Ми-28 на Ростовском вертолетном заводе с учетом разделения программы на дневную версию, Ми-28А, и круглосуточную всепогодную версию. Планам серийного производства помешал экономический кризис и последующий распад СССР.

В первой половине 1990-х было принято решение сосредоточить силы конструкторов Московского вертолетного завода имени М.Л. Миля (ныне - в составе холдинга "Вертолеты России") на разработке круглосуточной всепогодной версии машины - ударного вертолета Ми-28Н ("Изделие 294", "Ночной охотник", обозначение НАТО - Havoc-B).

Генеральный конструктор проекта Ми-28Н - Марк Вайнберг. Вертолет совершил первый полет 14 ноября 1996 года. Принят на вооружение ВВС (с 2015 года - в составе Воздушно-космических сил, ВКС) России 15 октября 2009 года. Серийно производится с 2006 года на заводе ПАО "Роствертол" (Ростов-на-Дону), выпущено более 100 экземпляров разных модификаций. В соответствии с госпрограммой вооружения российская армия до 2020 года должна получить около 200 единиц Ми-28Н.

С марта 2016 года Ми-28Н участвуют в операции ВС РФ в Сирии.

Летно-технические характеристики

Вертолет выполнен по "классической" схеме с пятилопастным несущим и четырехлопастным рулевым винтом. Оснащен двумя турбовальными двигателями (первоначально - ТВЗ-117ВМА украинского производства, с середины 2010-х годов - ВК-2500-02 производства российского АО "Климов", мощностью 2 тыс. 700 лошадиных сил каждый), а также неубирающимся трехопорным шасси, вспомогательным крылом.

  • Экипаж - два человека (летчик и штурман-оператор), возможно размещение двух пассажиров в отсеке радиооборудования.
  • Кабина экипажа бронирована (включая бронестекла, выдерживающие попадание пуль калибра до 12,7 мм).
  • Взлетная масса - 10 тыс. 900 кг (нормальная), 11 тыс. 700 кг (максимальная).
  • Дальность - 1 тыс. 105 км (перегоночная), 500 км (практическая).
  • Максимальная скорость - 300 км/ч, крейсерская - 265 км/ч.
  • Практический потолок - 5,7 тыс. м.

Вооружение и оснащение

  • Пушка 2А42 калибра 30 мм.
  • Комплекс управляемого ракетного вооружения "Атака-В" класса "воздух-поверхность".
  • Комплекс управляемого ракетного вооружения "Стрелец" (ракеты "Игла") класса "воздух-воздух".
  • Блоки неуправляемых ракет С-8 калибра 80 мм.
  • Блоки неуправляемых ракет С-13 калибра 130 мм.

Четыре узла подвески могут нести до 1 тыс. 605 кг боевой нагрузки. Помимо ракетных комплексов, возможна установка контейнеров с пушками калибра 23 мм, гранатометами калибра 30 мм, пулеметами разных калибров, подвеска авиабомбы весом до 500 кг.

На вертолете, в частности, установлены: пилотажный комплекс (обеспечивает пилотирование с огибанием рельефа местности в автоматическом режиме); комплекс радиопротиводействия "Витебск"; автоматы для сброса тепловых ловушек.

Пилоты могут использовать очки ночного видения и нашлемную систему целеуказания и индикации. Все органы управления бортовым оборудованием интегрированы в единую систему. Для обеспечения безопасности экипажа при летных происшествиях вертолет оснащен системой отстрела лопастей винта, сброса дверей кабины и консолей крыла.

В случае нештатной ситуации на высоте более 100 м экипаж может покинуть кабину с помощью парашютов, а при падении воздушного судна с высоты менее 100 м энергию удара гасят деформирующиеся стойки шасси, а затем специальные кресла "Памир-К".

Начиная с модификации Ми-28НМ стал первым стоящим на российском вооружении вертолетом с надвтулочной РЛС.

Модификации

Экспортная модификация - Ми-28НЭ - находится на вооружении ВВС Алжира и Ирака. Оснащается надвтулочной РЛС.

Ми-28НМ (первый полет - 12 октября 2016 года). Модернизированный вариант оборудован двойным комплектом управления - в отличие от Ми-28Н, где оператор в передней кабине ограничен в возможностях пилотирования, новой машиной можно полноценно управлять из любой кабины. Вертолет получил, помимо надвтулочной РЛС, новый прицельно-пилотажно-навигационный комплекс, усовершенствованную радиолокационную станцию, и др. Ожидается, что первую партию Ми-28НМ российские военные получат в 2018 году.

Ми-28УБ - учебно-боевой вертолет с двойным комплектом управления и пультом имитации отказов. Первые экземпляры Минобороны должно получить в ноябре 2017 года, в трехлетний срок планируется поставить до 30 экземпляров.

Пилотажная группа

На Ми-28Н выступает пилотажная группа "Беркуты" российских ВКС.

Аварии и катастрофы

Согласно данным из открытых источников, за время эксплуатации вертолетов Ми-28Н в российских ВВС/ВКС с машинами этого типа произошло пять авиационных происшествий, в результате которых погибли в общей сложности четыре человека. 12 апреля 2016 года одна из машин была потеряна в Сирии из-за ошибки пилотирования.

Вертолет Ми‑28Н при выполнении учебного полета 6 августа 2012 года на аэродроме Моздок (Северная Осетия). При посадке экипаж вертолета не пострадал, разрушений на земле нет. Вертолет получил незначительные повреждения.

В 2002 году были завершены заводские испытания.

В марте 2006 года государственная комиссия под председательством главнокомандующего Военно‑воздушных сил РФ выдала предварительное заключение о выпуске установочной партии вертолетов Ми‑28Н.

В феврале 2008 года два первых вертолета поступили в Вооруженные Силы РФ .

26 декабря 2008 года госкомиссия по результатам государственных испытаний рекомендовала принять боевой вертолет Ми‑28Н на вооружение Минобороны России и поставить его на серийное производство.

Серийное производство Ми‑28Н было развернуто на Ростовском заводе (ОАО "Роствертол").

За время эксплуатации этой машины Ми‑28Н. 19 июня 2009 года во время полета на Гороховецком общевойсковом полигоне (нижегородская область) вертолет совершил экстренную посадку, при которой были разрушены несущий винт и хвостовая балка. Пострадавших не было. 15 февраля 2011 года вертолет Ми?28 совершил жесткую посадку в Буденновском районе Ставропольского края, при которой экипаж получил травмы различной степени тяжести. Командир экипажа вертолета в тот же день скончался в военном госпитале. 6 августа 2012 года вертолет Ми-28Н совершил жесткую посадку на аэродроме Моздок (Северная Осетия). При посадке вертолет получил незначительные повреждения, экипаж не пострадал.

Экипаж ‑ 2 человека (при необходимости в заднем отсеке может перевозиться еще 2‑3 человека).

Силовая установка ‑ 2 двигателя ТВ3‑117ВМА мощностью 2200 лошадиных сил каждый.

Взлетная масса:

Нормальная ‑ 10400 кг,
- максимальная ‑ 11500 кг.

Масса боевой нагрузки:

Максимальная - 1605 кг,
- нормальная - 638 кг.

Масса пустого вертолета ‑ 7890 кг.

Скорость полета:
- максимальная ‑ 282 км/ч,
- крейсерская ‑ 260 км/ч.

Статический потолок ‑ 3450 м.

Динамический потолок ‑ 5750 м.

Дальность полета с нормальной взлетной массой ‑ 460 км.

Перегоночная дальность ‑ 1105 км.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Ми-28 предназначен для использования на театрах военных действий, насыщенных средствами армейской ПВО. Способен выполнять полеты днем и ночью на предельно малых высотах (5-15 м), используя защитный рельеф местности, обладает высокими летными характеристиками, способностью обнаруживать и уничтожать цели в кратчайшее время, а также высокой боевой защищенностью от пуль стрелкового оружия и снарядов малокалиберной зенитной артиллерии. Проектирование Ми-28 началось в 1980 г., первый опытный вертолет поднялся в воздух 10 ноября 1982 г. На базе Ми-28 создан вертолет Ми-28Н «Ночной охотник».

Ми-28Н «Ночной охотник» — видео

Интегрированный комплекс бортового оборудования Ми-28Н при решении боевых задач обеспечивает пилотирование с огибанием рельефа местности как в ручном, так и в автоматизированном режиме с использованием картографической информации и трехмерного синтезированного изображения местности; поиск, обнаружение и распознавание целей; групповое применение вертолетов с автоматизированным распределением целей между ними: двусторонний обмен информацией о целях между вертолетами и воздушными или наземными командными пунктами.

В состав комплекса входит:

  • стабилизированная обзорно-прицельная станция оператора с оптическим, тепловым и телевизионным каналами наблюдения;
  • тепловизионная станция летчика и лазерный дальномер;
  • нашлемная система целеуказания и индикации, очки ночного видения летчика;
  • система электронной индикации на цветных жидкокристаллических дисплеях;
  • инерциальная и спутниковая навигационные системы, а также система навигации по физическим полям Земли;
  • комплекс средств связи;
  • надвтулочная РЛС кругового обзора.

РЛС дает возможность вертолету вести поиск целей, используя для маскировки складки местности или деревья, выставив из укрытия только свою «макушку». Кроме того, РЛС Ми-28Н, например в отличие от РЛС американского вертолета AH-64D «Апач», способна обеспечивать решение пилотажно-навигационных задач. Сверхзвуковая высокоточная управляемая ракета «Атака» имеет радиокомандную систему наведения повышенной помехозащищенности. Она поражает танки с динамической защитой брони, а также воздушные цели. Сверхзвуковая УР «Игла» класса «воздух-воздух» применяется по принципу «пустил-забыл». Их пуск контролирует оператор. Подвижная пушечная установка оснащена пушкой 2А42 калибра 30 мм. Диапазон углов ее отклонения в горизонтальной плоскости 220°, в вертикальной - 53°. Это делает вертолет менее уязвимым для противника. Размещение боезапаса непосредственно на турели значительно повышает надежность подачи снарядов (отсутствуют гибкие перекручивающиеся рукава). Благодаря селективному питанию пушки, экипаж может выбрать тип снаряда непосредственно во время боя. Летчик выполняет прицеливание с помощью нашлемной системы целеуказания или без нее.

В состав вооружения Ми-28Н «Ночной охотник» входят неуправляемые авиационные ракеты (калибр 80 и 130 мм) и авиационные пушки ГШ-23 калибра 23 мм, размещенные в неподвижных универсальных пушечных контейнерах УПК-23-250. Это вооружение применяет летчик. Вертолет может использоваться и как постановщик минных заграждений, для этого на точки подвески устанавливаются специальные контейнеры.
В случае полного отказа рулевого винта, вертолет способен возвратиться на аэродром; компенсацию реактивного момента на скорости обеспечивает киль, посадка осуществляется по самолетному режиму или на режиме авторотации, когда реактивный момент близок к нулю. При значительных боевых повреждениях вертолета на предельно малых высотах система спасения обеспечивает выживание летчиков при падении с вертикальной скоростью 12 м/с. В начальный момент срабатывает система принудительного притя-га. Силу удара гасит энергоемкое шасси и специальные энергопоглощающие кресла. На высоте полета более 100 м спасение экипажа с парашютом обеспечивает система аварийного покидания. Она приводится в действие у летчика и оператора раздельно. Благодаря тому что кабина разделена бронеперегородкой, сводится к минимуму возможность одновременного поражения обоих членов экипажа. В случае ранения летчика, оператор Ми-28Н может самостоятельно довести машину до аэродрома.

В Ми-28Н, как и в Ми-28, имеется отсек в задней части фюзеляжа, где могут разместиться 2 человека. Ми-28Н может быть доставлен в район боевых действий на самолете Ил-76. Для этого необходимо демонтировать лопасти, надвтулочную РЛС, консоли крыла и стабилизатор. Время подготовки вертолета к полету после выгрузки не превышает 1.5 ч. На Ми-28 установлены газотурбинные двигатели с электронной системой регулирования мощностью по 2200 л.с./2х1618 кВт. Воздухозаборники оборудованы пылезащитными устройствами, а выхлопные патрубки - тепловыми экранами, которые снижают тепловое излучение вертолета в 1,5 раза.

Вертолет одновинтовой схемы, с неубирающимся трехопорным шасси, вспомогательным крылом и двигателями в гондолах по бокам фюзеляжа. Лопасти винтов цельнокомпозиционные. Кабины с тандемным расположением членов экипажа. Для повышения боевой живучести вертолета кабина летчика полностью бронирована, ее плоскопанельное остекление выдерживает прямое попадание пуль калибра до 12.7 мм и осколков снарядов, жизненно важные элементы конструкции экранированы менее важными, многие агрегаты и системы дублированы. Конструкцией предусмотрен специальный технический отсек, допускающий размещение трех человек, который может использоваться для эвакуации с поля боя экипажа другого сбитого вертолета.

Приборное оборудование кабины летчика включает ИЛС и нашлемный прицел для управления пушкой, кабины штурмана-оператора - индикатор на ЭЛТ для отображения данных оптико-электронной системы. Имеются устройства подавления инфракрасного излучения и автоматы сбрасывания ложных тепловых целей. Система спасения экипажа на малых высотах включает энергопоглощающие кресла и шасси с двухкамерной амортизацией, которые обеспечивают экипажу выживание при аварийных посадках с большими (до 12 м/с) вертикальными скоростями встречи с землей. На больших высотах экипаж может покинуть вертолет с парашютом, предварительно отстрелив крыло.
В обзорно-прицельную станцию встроен лазерный дальномер, определяющий текущую дальность до цели и передающий эту информацию в БЦВМ для вычисления поправок при стрельбе из пушки и НУР Он также выдает данные, необходимые для проведения пусков УР и выбора их оптимальной траектории в момент пуска.

Вертолет имеет подвижную пушечную установку НППУ-28 с модифицированной танковой пушкой 2А42 (калибр 30 мм; скорострельность 900 выстр./мин, боекомплект 250 снарядов) на турельной установке в носовой части фюзеляжа. Пушка работает синхронно с прицелом и имеет такую же подвижность. В пределах визуальной видимости без использования увеличивающей оптики летчик также может наводить пушку и вести из нее огонь с помощью ИЛС либо нашлемного прицела.

Под крылом на четырех точках подвески могут подвешиваться до шестнадцати ПТУР «Штурм» с радиокомандной системой наведения или «Атака-В» с радиолокационной системой наведения и до че!ырех блоков НАР (калибр 80 мм по 20 ракет или 130 мм по 5 ракет), которые могут запускаться из обеих кабин. Кроме того, могут также крепиться контейнеры с гранатометами и пушками калибра 23 мм, бомбы массой до 500 кг (общей массой до 2000 кг). Вертолет оснащен приспособлениями для постановки мин.

Тактико-технические характеристики Ми-28Н «Ночной охотник»

Экипаж 2 человека
Длина фюзеляжа 17,05 м
Высота 3,82 м
Ширина с консолями крыла 5,88 м
Диаметр несущего винта 17,2 м
Диаметр рулевого винта 3,85 м
Масса:
пустого 8,095 кг
нормальная взлётная масса 10,900 кг
максимальная взлётная масса 12,100 кг
Масса боевой нагрузки 2,300 кг
Масса топлива 1,500 кг
Силовая установка:
Тип двигателя турбовальный
Модель ВК-2500-02
Мощность:
на чрезвычайном режиме 2,700 л.с.
на взлётном режиме 2,200 л.с.
на крейсерском режиме 1,500 л.с.
Лётные характеристики:
Максимальная скорость 300 км/ч
Крейсерская 265 км/ч
Дальность полёта максимальная 450 км;
с ПТБ: 1087 км
Статический потолок 3,600 м
Динамический потолок 5,600 м
Скороподъёмность 13,6 м/с
Вооружение
Встроенное стрелково-пушечное 1 × 30-мм пушка 2А42,
боекомплект 300 снарядов
Точек подвески 4
Неуправляемое ракетное НАР С-8 - 4 х 20 шт;
НАР С-13
Управляемое ракетное ПТРК «Штурм-В»;
«Атака-В»;
«Атака-ВН» (16 шт.)
«Воздух-воздух» «Стрелец» с ракетой Игла-В - 4 x 4 шт.
30-мм пушка НППУ-28 боекомплект 150 снарядов
УР Атака-В (балочный держатель ДБ-3УВ)
Ракета с ТГСН Игла-В
КМГУ-2 - контейнер для малогабаритных грузов, для постановки минных заграждений

Фото Ми-28Н «Ночной охотник»


Вот он грозный вид спереди вертолета 09 желтый.

В 2011 году в Ростове-на-Дону были изготовлены 12 серийных вертолётов Ми-28Н,
из которых 10 были поставлены ВВС двумя партиями:
1-я - 4 шт (б/н 09(наш вертолет), 10, 11, 12 "жёлтый") В июле поступила в Центр боевой подготовки и переучивания лётного состава армейской авиации в Торжке. Первоначально машины предназначались для 393-ей авиабазы в Кореновске и имели бортовые номера красного цвета, после переподчинения Торжку цвет номеров был изменён на жёлтый.

Вот его номера:05-01 модель Ми-28Н №09 з/н 34012843251 (год производства 2011), 393 АвБ, 07.2011 переподчинен 344 цбп и плс, получил №09, в ходе МАКС-2011 первым получил р/н RF-93942;

Ми-28н это ночной вертолет на базе Ми-28А.

В 2006 году в серийное производство была запущена модификация Ми-28Н («Ночной охотник») отличающаяся от первоначальной более современным БРЭО. За наведение управляемых ракет в «Ночной» модификации отвечает комплекс «Тор» производства ОАО «Красногорский завод им. С. А. Зверева». Для обзора передней нижней полусферы используется ТОЭС521 производства ФГУП «ПО „Уральский оптико-механический завод“». Новая ОПС на Ми-28Н, вместе со станцией ночного видения обеспечивает поиск точечных подвижных и групповых целей на удалении до 10 км.

винт:Ми-28Н главный редуктор ВР-29 вместо ВР-28 на Ми-28А

Вертолёт Ми-28Н принят на вооружение приказом президента РФ 15 октября 2009 г

пушка

шасси

лобовое стекло

бок

общий вид справа

крупнее кабина

хвост

общий вид сзади

сзади справа

крупнее

Взлетно-посадочные устройства выполнены по трехопорной схеме с хвостовым рулевым колесом.

лопасть,это лампочка на законцовке? Это для балансировки?

винт

выхлоп

выхлоп

хвост

X-образный рулевой винт, который обеспечивает лучшие характеристики по сравнению с обычным рулевым винтом классической схемы.

хвостовая балка

хвостовой винт

подвеска:это авиабомба 250, 500 кг,или бак с зажигательной смесью

общий вид слева

теперь посмотрим на его брата,он вооружен получше: 38 желтый Переоборудован как прототип Ми-28НЭ В 2010 г. принимал участие в демонстрационных полетах в Индии.Сразу бросается в глаза система над основным винтом,отсутствующая на предыдцщем вертолете.

02-02● Ми-28Н №38 з/н 34012840202 (2007) (2-я установочная партия), ОКБ Миля, в 2010 году дооборудование в опытный прототип Ми-28НЭ на МВЗ по перечню ОКБ для продолжения КЛИ, 09.2010 принимал участие в демонстрационных полетах в Индии как Ми-28НЭ, перед МАКС-2011 получил новую окраску ВВС РФ;

Те теперь у нас такая новая окраска ВВС?
справа,у фюзеляжа это НАР С-13?

Ми-28НЭ отличается от прототипа(Ми-28Н) принципиально новым интегрированным комплексом бортового радиоэлектронного и приборного оборудования, обеспечивающего возможность ведения боевых действий в любое время суток, а также различными другими средствами повышения боевой эффективности и живучести. На Ми-28НЭ установлены новый многопоточный главный редуктор и модернизированные двигатели

Многослойные бронестекла кабины летчика и кабины оператора,бронеплиты на двери летчика и люке оператора

рабочие места

воздухозаборник

стойка шасси

пвд

от же понапихали: 30-мм пушка НППУ-28 боекомплект 250 снарядов, подача снарядов двусторонняя селективная, есть возможность выбора снарядов: бронебойного или ОФЗ.Предназначена для поражения легкобронированной техники на дальности 1500 м, живой силы до 4000 м и малоскоростных воздушных целей до 2500 м. Для повышения точности стрельбы, ствол амортизирован. Боекомплект состоит из бронебойных и осколочно-фугасных снарядов. Диапазон отклонения пушки: по азимуту ±110°; по углу места +13…-40°.Пушка синхронизирована с прицелом. Летчик также может вести огонь с помощью ИЛС или нашлемного прицела..Опыт применения пушек на различных вариантах Ми-24 показал, что подвижная пушка гораздо удобнее в эксплуатации: разворот счетверенного пулемета на турели Ми-24Д занимал в 3-4 раза меньше времени, чем разворот всего вертолета Ми-24П с неподвижной пушкой. Вертолету с подвижной пушкой не надо разворачиваться, гася при этом скорость до 100 км/ч, что делает вертолет более уязвимым для противника.

тепловые ловушки,пустые.На 09 были закрыты красными защитными крышками. Там наверное они были!!!

«Атака» (Индекс ГРАУ - 9М120, по классификации МО США и НАТО - AT-9 Spiral-2) - противотанковая управляемая ракета с радиокомандной системой управления, разработанная на базе ракеты 9М114 комплекса «Штурм». Предназначена для поражения бронетехники, живой силы, ДОТов, объектов ПВО, и вертолетов. Система управления ракетой включает в себя расположенные в приборном отсеке ракеты приемник радиокомандной линии и блок ответчика с импульсной лампой, а также расположенные на пусковой установке носителя комплекса пеленгатор импульсной лампы и передатчик команд управления миллиметрового диапазона длин волн.

боковинка

оптическая система

пушка

Установленные на вертолете лопасти несущего винта из композиционных материалов позволяют сохранить их работоспособность при поражении артиллерийскими снарядами калибром до 30 мм.

хвостовой винт

кабина

ближе

пушка

что за система?

и еще оптическая система:Для обзора передней нижней полусферы используется ТОЭС521 производства ФГУП «ПО „Уральский оптико-механический завод“»

вооружение

радар над винтом

Управляемая инфракрасная ракета 9М39 "Игла-В" является легкой ракетой класса "воздух-воздух" с малым радиусом действия.
Предназначена для поражения медленно и среднелетящих воздушных целей. Вес ракеты равен 10.8 кг. Скорость полета достигает 570-600 метров в секунду. Дальность применения ограничена пятью километрами. Игла оснащается довольно мощной боеголовкой весом в 2 кг. Игла способна выдерживать большие перегрузки и имеет отличные характеристики по помехозащите. Является средством типа "пустил-забыл" то есть полностью автоматическим комплексом слежения за целью.
Разработчик ОКБ А.И.Микояна
Первый пуск 1961

кабина

особенно радует система опечатывания дверей:-)))

а вот ее открыли

хвостовая балка

система вентиляции

хвостовой винт

воздухозаборник:Обеспечена возможность полета на одном двигателе с автоматическим выводом его на чрезвычайном режим при отказе или поражении второго

общий вид слева

а теперь в полете:

общая группа

с ми-26

35 желтый 01-04 Вторая предсерийная партия, изготовлены по доработанной серийной документации на МВЗ им.Миля в Панках из комплектующих, изготовленных в т.ч. на "Росвертоле". в строевые части не поступал, используется для испытаний. Базируется в Торжке

01-04● Ми-28Н №35 з/н 34012835104 (2006-2007) (2-я установочная партия), 344 цбп и плс АА, используется для испытаний, МАКС`07`09, 2010 – дооборудование на МВЗ для продолжения СЛИ ПОС

Технические характеристики
Экипаж: 2 человека
Пассажиров: 3 человека
Длина фюзеляжа: 17,05 м
Высота: 3,82
Ширина с консолями крыла 5,88 м
Диаметр несущего винта: 17,2 м
Диаметр рулевого винта: 3,85 м
Масса:
пустого: 8095 кг
нормальная взлётная масса: 10900 кг
максимальная взлетная масса: 12100 кг
Масса боевой нагрузки: 2300 кг
Масса топлива: 1500 кг
Силовая установка:
Тип двигателя: турбовальный
Модель: Мотор Сич ВК-2500-02
Мощность:
на чрезвычайном режиме: 2700 л. с.
на взлетном режиме: 2200 л. с.
на крейсерском режиме: 1500 л. с.
Максимальная скорость:
при горизонтальном полете: 300 км/ч
крейсерская: 270 км/ч
Дальность полета:
максимальная 450 км
с ПТБ: 1087 км
Статический потолок: 3600 м
Динамический потолок: 5000 м
Скороподъёмность: 13,6 м/с
Вооружение
Встроенное стрелково-пушечное: 1 × 30-мм пушка 2А42, боекомплект 250 снарядов.
Точек подвески: 4
Подвесное стрелково-пушечное: 2 × 23-мм ГШ-23Л
Неуправляемое ракетное: НАР С-8 - 4 х 20 шт; НАР С-13 - 4 х 5 шт;
Управляемое ракетное: ПТУР «Атака-В» (9М120, 9М120Ф, 9А-2200) х16.
«Воздух-воздух»: Игла-В - 4 x 4 шт.,
Бомбовое: авиабомбы 250, 500 кг, баки с зажигательной смесью[источник не указан 222 дня]

30-мм пушка НППУ-28 боекомплект 250 снарядов, подача снарядов двусторонняя селективная, есть возможность выбора снарядов: бронебойного или ОФЗ.Предназначена для поражения легкобронированной техники на дальности 1500 м, живой силы до 4000 м и малоскоростных воздушных целей до 2500 м. Для повышения точности стрельбы, ствол амортизирован. Боекомплект состоит из бронебойных и осколочно-фугасных снарядов. Диапазон отклонения пушки: по азимуту ±110°; по углу места +13…-40°.Пушка синхронизирована с прицелом. Летчик также может вести огонь с помощью ИЛС или нашлемного прицела..Опыт применения пушек на различных вариантах Ми-24 показал, что подвижная пушка гораздо удобнее в эксплуатации: разворот счетверенного пулемета на турели Ми-24Д занимал в 3-4 раза меньше времени, чем разворот всего вертолета Ми-24П с неподвижной пушкой. Вертолету с подвижной пушкой не надо разворачиваться, гася при этом скорость до 100 км/ч, что делает вертолет более уязвимым для противника.

УР Атака-В (балочный держатель ДБ-3УВ) предназначена для уничтожения бронетехники, живой силы, вертолетов, ДОТ, ДЗОТ. Управление ракетой осуществляется через помехозащищённый радиоканал миллиметрового диапазона (узкая диаграмма направленности), передатчик находится в носовой части вертолета, приемник расположен в задней части ракеты. Возможно применение ракет одновременно с 10 носителей. В сочетании с автоматом сопровождения цели, вертолет может маневрировать с углом рыскания ±110°, по крену ±30°. В отличие от лазерно-лучевых систем наведения, имеет преимущество в неограниченном времени управления ракетой с высоким темпом стрельбы, лазерные системы менее надежны в условиях задымлённости (запылённости и тумана).

Ракета с ТГСН Игла-В предназначена для поражения малоразмерных БПЛА, вертолетов, самолетов, крылатых ракет. На ракете Игла предусмотрено охлаждение головки самонаведения ракеты, что позволяет поражать цели не только по теплу от горячих выхлопных газов двигателя, но и любые теплоконтрастные цели, ГСН ракет обеспечивает селекцию тепловых помех.

КМГУ-2 Контейнер для малогабаритных грузов, для постановки минных заграждений.

НАР Неуправляемые ракеты предназначены для уничтожения живой силы, легкой бронетехники и объектов инфраструктуры. Главное достоинство - дешевизна.