В качестве методов генераций идей могут использоваться. Метод «ментальные карты». Как это делается

Каждый человек рано или поздно сталкивается с необходимостью создания новых идей. Генерировать - это наиболее подходящее для такого процесса определение. Ведь в разных случаях может понадобиться далеко не одна идея: будь то необходимость пошить костюм ребенку на утренник или же создать новую линейку продуктов, которые привлекли бы клиентов в бизнесе.

Муки творчества или поток идей?

Но, к сожалению, чаще всего люди сталкиваются с трудностями и муками рождения новых начинаний. Идеи не хотят идти в голову. И данный процесс постепенно начинает провоцировать появление стресса. Генерировать - это не означает мучительно давать жизнь каждой значит легко и свободно порождать новые потоки оригинальных решений. Как же сделать этот процесс легким, а главное, результативным?

Найти хорошее в плохом

Один из самых известных способов генерировать идеи - перевернуть все понятия вверх дном. Поменять местами хорошее и плохое, черное и белое, порядок и хаос. Этот подход может применяться в любой сфере. Например, если мать может быть серьезно озадачена этим и начать относится к нему еще строже. В ответ на это дитя способно взбунтоваться, начав приносить домой еще худшие отметки. Но если мать применит этот способ, то ситуация, вполне возможно, изменится к лучшему.

Для этого ей необходимо подумать: что хорошего в том, что ее ребенок учится не так, как этого требуют образовательные учреждения? Во-первых, она может вспомнить тот факт, что далеко не все успешные люди были прилежными учениками. Более того, многие из них даже не смогли закончить средних учебных заведений. В противовес этому, немало отличников на протяжении школьного обучения настолько «выгорают», что после окончания одиннадцатого класса даже не могут смотреть в сторону книг. Повзрослев, они редко становятся успешными бизнесменами или представителями разных популярных и прибыльных профессий. У них попросту не хватает для этого предпринимательской жилки и страсти.

Генерировать - это творить

Не стоит также забывать, что за креативность и творчество отвечают определенные структуры мозга. Они могут работать с настоящим скрипом, если ими не пользоваться в течение длительного времени. Поэтому не нужно пренебрегать такими занятиями, которые помогут вдохнуть жизнь в эти участки серого вещества. Пусть это будет рисование акварелью, лепка из пластилина, шитье детской игрушки. Самое главное - активировать процесс в мозгу. Перед тем как заняться таким творчеством, можно подумать немного о текущей проблеме, которая требует решения. Но затем, беря в руки кисточку и акварель, все размышления нужно выкинуть из головы. Тогда в процессе творческой работы над решением проблемы сможет поработать подсознание. И новая идея придет совершенно неожиданно.

Записывать новые идеи

Часто решение проблемы приходит в самый неподходящий момент - по дороге на работу, в метро, на деловой встрече или даже во время отхода ко сну. Для того чтобы не упустить ценную мысль, необходимо всегда держать под рукой ручку и блокнот. Ведь идея, которая не была записана, забудется в самый короткий промежуток времени.

Внешние источники вдохновения

Какая бы задача не стояла перед человеком - составить бизнес-план для руководителя, написать сочинение по русскому языку, генерировать числа или идеи - всегда необходимо искать источники питания для своего разума. Не всегда это могут быть имеющиеся на данный момент у человека переживания. Ведь повседневная жизнь дает не так уж и много пищи для фантазии. А новые идеи все равно требуется генерировать. Это значит, необходимо обращаться к внешним источникам: держать под рукой список вдохновляющей музыки, любимых фильмов, книг. Это поможет в нужный момент оказаться в состоянии вдохновения и радости - а значит, быть готовым генерировать новые идеи.

Согласитесь, чтобы сформировать интересную, оригинальную и полезную идею, нужно изрядно потрудиться. Мозговая работа построена таким образом, что идеи и мысли витают постоянно в голове, побуждая человека к действию. Бывают мысли, над которыми не приходится сильно «думать» - в основном это мимолетные побуждения: об одежде или работе, проекте или отношении в семье. Если уж речь идет о том, как происходит генерация идей для бизнеса или научного эксперимента, существует немало методик, следуя которым можно формулировать прибыльные, оригинальные и полезные идеи. Итак, как генерировать идеи для бизнеса и стартапа, читайте в этой статье.

  1. Мозговой штурм, автор — Алекс Осборн.

Самый распространенный метод, который известен большому количеству людей, его используют даже в школах для обучения детей креативному мышлению. Это коллективный метод генерации идеи и этому есть два объяснения.

Во-первых, в коллективе расширяются возможности мышления при условии отсутствия психологических барьеров.

Во-вторых, проблемы касательно модификации идей решаются быстрее, если над ними работает группа людей.

Технология выполнения. Людям предлагается озвучить свою идею. Другие участники развивают ее без права на критику. Так, каждый по очереди имеет возможность высказаться и поучаствовать в анализе креативных идей , улучшая и совершенствуя стержень.

Особенность методики - сам процесс генерации идеи, развития и последующая критика разводится во времени. Анализ умозаключений в процессе коллективного обсуждения происходит в конце.

Второй вариант метода генерации идей «Мозговой штурм» - брейнрайтинг или "немой". Идеи не озвучиваются и не обговариваются, а записываются на листке бумаги. Этот листок передается из рук в руки, и каждый участник может внести свои соображения и дополнения к идее.

  1. Шесть шляп - автор — Эдвард де Боно.

Это метод может показаться с первого взгляда простым и не приносящим пользы. На самом деле все намного глубже, чем может показаться.

Техника выполнения. Предполагается участие более 7 человек. Каждому предлагается надеть на голову шляпы разных цветов и выполнить соответственные задания. Важным условием является правильно организовать общение в группе, исключить эмоциональное противостояние среди участников.

Для каждой шляпы прилагаются особые задания. Озвучивается одна конкретная идея и при помощи шляп участники высказывают свое мнение.

Как распределяются роли по цветам:

  1. Былая шляпа - необходимо анализировать факты и цифры. В основе - рационализм и беспристрастное объяснение и подтверждение.
  2. Черная шляпа - выявление негативных свойств, прогнозирование возможной неудачи.
  3. Красная шляпа - необходимость подключения эмоциональной оценки, основываясь на подсознательных ассоциациях.
  4. Желтая шляпа - формирование положительных сторон идеи.
  5. Зеленая шляпа - поиск нестандартных решений проблемы, в основе креативность и оригинальность для выявления альтернативы.
  6. Синяя шляпа - подведение итогов и обобщение всего высказанного участниками.
  1. Ментальные карты - автор — Тони Бьюзен.

Автор метода уверен, что в основе развития креативного мышления и мозговой активности в целом находится память и именно с ее развития следует начинать работу над генерированием идей.

Как правильно строить процесс запоминания? На лист бумаги в центр помесить ключевое понятие или слово, заключив его в круг, и от него провести ассоциативные ряды, записывая их на ветвях - создавая дерево. Также для лучшего запоминая подкреплять ассоциации и мысли графическими элементами. Таким образом выстроиться карта ассоциаций, которая полноценно формирует образ, находящийся в центре. Такое дерево или карта лучше запоминаются и дольше остаются в памяти.

  1. Синектика - автор — Уильям Гордон.

Чтобы найти креативное зерно в той или иной идее необходимо обзавестись терпением и прибегнуть к работе над аналогиями. Это поможет расширить взгляд на проблему и рассмотреть те стороны, которые скрыты с глаз. Метод синектики является одним из наилучших методов генерации идей для стартапа и бизнеса.

Техника выполнения. Идея распределяется на ключевые слова или категории и к ним подбираются аналогии, которые записываются в таблицу для удобства дальнейшей работы. Таблица делится на столбцы: первый - прямые аналогии с предметом, второй - непрямые, это может быть противоположное мнение или описание.

Для примера: объект и ключевое слово: карандаш. С какой целью этот объект рассматривается: чтобы расширить ассортимент. Прямая аналогия к слову карандаш - объемный (его вид), а непрямая - плоский (отрицание). Результат - карандаш-закладка в книгу.

  1. Метод фокальных объектов - автор — Чарльз Вайтинг.

Это нестандартная технология генерирования идей для бизнеса. На ключевой предмет (фокальный) налаживаются признаки других, случайно выбранных, объектов и в дальнейшем рассматриваются получившиеся соединения.

Для примера, что получиться, если объединить свечу как фокальный предмет и понятие «Новый год»? Включаются ассоциации: Новый год - это время бенгальских огней. Именно этот признак можно перенести на свечу. Что получится: растереть бенгальскую свечу, добавить в воск и что получиться - свеча будет гореть и искриться одновременно!

  1. Морфологический анализ - автор — Фриц Цвикки.

Ключевой предмет или слово необходимо разложить на мелкие компоненты (признаки). Из них выбрать самые главные, которые формируют именно этот объект, изменить качество этих признаков и попробовать соединить их вместе.

Для примера, цель: сформировать визитку для парфюмерной компании. Обычная форма визитной карточки - прямоугольник. Изменяя прямоугольник на треугольник и добавить запах парфюма - получиться новая форма визитной карточки компании.

ВВЕДЕНИЕ

Методы установления факторов, которые определяют развитие ситуации основываются на принципах деловой игры и методах творческого труда. Деловая игра предполагает определение логически обоснованной последовательности действий менеджера при выявлении, анализе и решении управленческих проблем, освоение технологии групповой работы, выделение ситуационного лидера. Она показывает, как хорошая самоорганизация группы повышает эффективность ее деятельности.

Обычно в практике управления разрешение той или иной проблемной ситуации осуществляется традиционным способом: принимается и анализируется первое, нередко интуитивно найденное решение, которое далеко не всегда приводит к желаемому результату. Поэтому в особенно сложных ситуациях руководитель все чаще прибегает к методу построения системы альтернативных вариантов. Анализ и оценка каждого из них способствуют выбору такого решения, которое с наибольшей вероятностью гарантирует в итоге максимальную эффективность. Однако в сфере производства могут возникнуть такие ситуации, когда метод выбора лучшего варианта оказывается ненадежным, потому что в данных обстоятельствах "хороших" вариантов просто нет: альтернатива --"одна хуже другой". В подобных ситуациях на помощь руководителю приходит "метод отрицания", когда "из двух зол выбирается меньшее".

Творческие методы (эвристические) применяются на всех этапах принятия решений и решения многих задач управленческой деятельности, однако наиболее эффективны на начальных стадиях и в проблемных ситуациях.

Часто эвристические методы применяются в различных сочетаниях с приемами. Весьма эффективны приемы преобразования (упрощения) решаемых задач: сведение ("редукция") новой задачи к уже известной и решенной в прошлом. Разукрупнение ("декомпозиция") задачи и решение ее по частям; укрупнение, обобщение задач; использование различных аналогий или антианалогий (рассуждение "от противного"); абстрагирование.

Предметом изучения является структура менеджмента, характерными признаками которого являются ситуационный подход, ситуационные факторы и модели поведения менеджера в условиях изменчивого рыночного окружения.

Объектом исследования является любая фирма, использующая ситуационный подход при принятии важных управленческих решений.

Цель контрольной работы: определить какую роль оказывает творческие методы определения факторов развития ситуации в принятии важных управленческих решений.

Определить какие существуют методы установления факторов развития ситуации.

В чём особенность методов генерации идей.

Как можно ликвидировать тупиковые ситуации.

Какова характеристика экспертных методов.

Методы генерации идей

Метод мозгового штурма (мозговая атака).

Мозговой штурм, или мозговая атака, имеет следующие этапы: подготовительный; генерации идей; анализа и оценки идей.

Считается, что тормозом на пути оригинальных решений, возникающих в мозгу человека, является критичность. Человек, особенно в деловой среде, боится показаться смешным из-за нестандартности своего решения. Что-то вроде синдрома "боязни выглядеть глупым". Наделенный таким синдромом специалист (а их большинство в реальной профессиональной среде) постепенно утрачивает способность думать «не как все», предлагать дерзкие, оригинальные идеи. Поэтому одно из главных условий "мозговой атаки" -- избежание критических замечаний.

Метод "мозговой атаки", "мозгового штурма" -- это системно организованная интеллектуальная деятельность подготовленных специалистов, использующих приемы и способы работы мозга для коллективной генерации идей.

Организация достигается использованием специалистами групповой работы, соответствующими правилами формирования группы и хода обсуждения проблем, определенными процедурными требованиями к поведению участников.

При создании группы учитывается: неоднородность знаний, опыта и социально-функционального состава ее членов. Последнее требование имеет в виду не только разнообразие должностного состава участников, но и характер их зависимости от организации, которым придется реализовать принятые решения. Большинство членов группы должно быть не зависимо друг от друга, не связано с будущими исполнителями личными интересами.

При создании коллектива используется принцип состязательности; в группу вводят представителей различных научных школ или организуется параллельная группа. Состав группы периодически обновляют, вводят в нее новых членов, что оживляет функционирование коллектива, повышает инициативу, творческий настрой остальных членов группы.

Организуя ход обсуждения проблемы, членов группы информируют о теме работы, а не о самой проблеме. Этим добиваются спонтанного подхода к ее решению. При выступлении члена коллектива подается одна идея, критика любых идей запрещается, споры не проводятся, сравнительные оценки не делаются. Разрешается использовать чужие идеи, самые утопические.

На этапе оценки критика и оценка производятся по специальным критериям: удовлетворение конкретным требованиям, возможность и время реализации идей в других областях деятельности.

Штурм начинается с назначения ведущего. Он отвечает за организацию и процедурную часть работы. Его функции:

* формулировка и переформулировка задачи;

* подбор участников для последующих этапов работы;

*решение организационных вопросов (помещение и организация пространственной среды, магнитофон или видеокамера, распределение ролей среди участников и пр.).

Участники мозгового штурма делятся на две группы:

* "генераторов" -- людей с позитивной установкой на творчество, обладающих яркой фантазией, способных быстро подхватывать чужие идеи и развивать их;

* "аналитиков" -- специалистов, обладающих большим количеством знаний по исследуемому вопросу, способных критически оценить выдвинутые идеи.

Условия проведения мозгового штурма:

* предпочтение отдается количеству высказанных идей, а не их качеству;

* идеи высказываются короткими предложениями;

* во время выдвижения идей, как уже было отмечено, запрещена их критика, неодобрительные замечания, иронические или саркастические реплики;

* одобряются внешне и принимаются все высказанные идеи, причем предпочтение оказывается не систематическому логическому мышлению, а озарениям, необузданной и безграничной фантазии в самых разных направлениях;

* создается и поддерживается такая обстановка, в которой допустимы шутка, каламбур и смех;

* высказанные ранее идеи любой участник мозгового штурма может развивать, комбинировать, получать от них новые ассоциативные комбинации;

* между участниками мозгового штурма поддерживаются демократические и дружественные отношения;

* идеи могут выдвигаться без обоснования;

* допускается выдвижение заведомо нереальных, фантастических, шутливых идей.

Процесс генерирования новых идей, поощряемый ведущим, проходит, как правило, в течение 15--25 минут. Численный состав группы 6--10 человек. Все идеи записываются на магнитофон или стенографируются. Группа за сеанс может выдать более 100 идей.

Обязанности ведущего:

Во время генерирования идей обеспечить психологическую поддержку участников и управлять творческим процессом для расширения или сужения поля поисков;

На протяжении всего штурма вводить "генераторов" в состояние максимальной творческой раскованности, душевного подъема, концентрации мысли на рассматриваемом объекте.

Задача "аналитиков"; развивать выдвинутые на этапе генерации идеи для их конкретизации, обобщать идеи, осуществлять их экспертизу.

Полная продолжительность мозгового штурма составляет полтора-два часа со следующим регламентом:

* представление участников и ознакомление их с правилами, распределение на группы "генераторов" и "аналитиков" -- 5-10 мин.;

* постановка задачи ведущим и инструктаж с ответами на вопросы--10-15 мин.;

* генерация идей -- 10-15 мин.;

* перерыв-- 10 мин.;

* анализ идей--10-15 мин,;

* составление отредактированного списка идей -- 10--15 мин. Весьма повышают продуктивность мышления различные мероприятия по психологической настройке и психоэвристическому стимулированию: чай, кофе и другие налитки, негромкая фоновая музыка, натуральный образец, макет или эскиз объекта, которые требуется улучшить, и т. д.

С помощью мозгового штурма целесообразно развивать лиц, занятых сбытом, научными исследованиями, финансовыми и инженерными обязанностями, маркетологов и специалистов по рекламе, коммерческих директоров и релайтеров.

Метод синектики

Синектика -- наиболее сильная из созданных за рубежом методик психологической активизации творчества -- является дальнейшим развитием мозгового штурма.

Слово "синектика" в переводе с греческого означает "совмещение разнородных элементов". Цель синектики -- направить спонтанную деятельность головного мозга и нервной системы на исследование и преобразование проектной проблемы. Организация проведения сессии синектиков (синектического заседания) заимствована из мозгового штурма, однако отличается от него использованием некоторых приемов психологической настройки, в том числе очень активным применением аналогий.

Группа синектики -- 2-3 специалиста со стороны, представляющие разные профессии, несколько работников основной организации, обладающих гибким мышлением, имеющих широкий диапазон знаний и большой практический опыт. Желательны контрастные психологические типы участников.

Группа синектики использует аналогии в качестве средства для ориентирования своего спонтанного мышления на поставленную проблему. При этом используются аналогии следующих четырех типов:

* прямые аналогии. Их часто находят в биологических системах, решающих сходные проблемы ("А как решаются задачи, похожие на данную?");

* субъективные (личные) аналогии. Например, конструктор старается представить себе, как можно было бы использовать собственное тело для достижения искомого результата;

* символические аналогии -- это поэтические метафоры и сравнения, в которых характеристики одного предмета отождествляются с характеристиками другого, В частности ставится задача; "Сформулируем образное определение сути проблемы в двух словах, в одной фразе", например "дерево целей";

* фантастические аналогии. Используя их, необходимо представить себе вещи такими, какими они не являются, но какими мы хотели бы их видеть. Например, "хочется, чтобы дорога существовала лишь там, где ее касаются колеса машины". Процедура проведения синектики

Синектика начинается с формулировки проблемы. После определения основной формулировки проблемы начинается дискуссия, цель которой -- очищение от очевидных решений. Члены группы выясняют свои взгляды на очевидные решения, которые едва ли дадут нечто большее, чем простое сочетание существующих решений.

Следующий шаг -- превращение необычного в привычное. Поиск аналогий, позволяющих выразить заданную проблему в терминах, хорошо знакомых членам группы по опыту их работы.

Затем идет шаг -- разбор проблемы. Обсуждается ее понимание (кто как понял), при этом определяются главные трудности и противоречия, препятствующие решению проблемы.

Очередной шаг-- наводящие вопросы. Синектор (ведущий) предлагает пользоваться одним из типов аналогий для принятия нового решения.

Когда появляется перспективная идея, ее развивают словесно до того момента, когда члены группы смогут изготовить и опробовать грубые прототипы устройства или модели. Аналогии можно рассматривать как средства для смещения процесса исследования структуры проблемы с уровня осознанного мышления на уровень спонтанной активности головного мозга. Метод синектики полезен для обучения бизнесменов и релайтеров, предпринимателей и менеджеров, финансистов и маркетологов, специалистов по рекламе и пр.

Метод ассоциаций

Ассоциативный метод активизации творческого мышления основывается на применении в творческом процессе семантических аналогий и вторичных смысловых оттенков. Основными источниками для генерирования идей служат ассоциации, метафоры и случайно выбранные понятия.

Между двумя совершенно различными, не связанными понятиями можно осуществить логическую связь, то есть установить ассоциативный переход в четыре-пять этапов. Например, два различных понятия -- "древесина" и "мяч". При осуществлении ассоциативного перехода получается цепочка: "древесина" -- "лес", "лес" -- "поле", "поле" - "футбольное", "футбольный" -- "мяч".

Для возникновения ассоциаций и генерирования идей можно использовать различные метафоры. Удобнее применять простые виды: бинарные метафоры-аналоги ("колокольчик заливается", "дуги бровей"); метафоры-катахрезы, содержащие противоречия ("сухопутный моряк", "круглый квадрат"); метафоры-загадки ("туман над лесом" -- косынка).

Преимуществом метафорического мышления является его высокий уровень оригинальности. Генерирование метафор развивает творческое мышление обучаемых.

Метод записной книжки

В записную книжку заносится формулировка проблемы, которую нужно решать, и в се известные факты, имеющие прямое или косвенное отношение к ее решению.

Затем начинается основательное размышление по поводу всевозможных путей решения проблемы, всякий раз при этом делаются записи в записной книжке по поводу новых мыслей или идей. Ежедневно этому посвящается определенное время. День ото дня растет количество записанных вариантов. В конце месяца анализируются все записи и составляется список самых лучших идей и предложений.

Этот метод можно использовать и для коллективной работы по генерированию идей, но тогда записная книжка должна быть у каждого участника творческого процесса. Главный координатор в конце месяца собирает все записи и сводит все лучшие идеи в общий список, избегая одинаковых предложений, а затем проводит коллективное обсуждение и экспертизу предлагаемых идей.

Выбираются лучшие. Для того чтобы привнести в работу объективность, целесообразно предварительно определить критерии отбора идей, например по степени новизны и конструктивности, по степени обоснованности или ресурсного обеспечения реализации, по появлению потенциальных проблем после внедрения. Использование метода позволяет:

* выявлять и определять значимость проблемы, влияющих факторов и концепций ее решения;

* преодолевать недостатки традиционных способов решения проблемных ситуаций (например, совещаний);

* в ограниченное время найти подход к решению внезапно возникшей задачи.

Метод дискуссии

Это метод подготовки решений с участием широкого круга участников, ознакомления их со взглядами друг друга, выявления различных точек зрения, интересов, их согласования и интеграции. Это совместный поиск оптимальных путей решения проблем, опирающийся на результаты практики и на ее научное осмысление.

Дискуссия предполагает свободное изложение участниками своих позиций, сопоставление различных подходов, публичное обсуждение преимуществ и недостатков спорной проблемы. Достигается это соответствующей организацией совместной работы участников, применением необходимых методических приемов и способов.

Использование метода позволяет:

* решить важные научные, государственные и хозяйственные проблемы;

* выявить и согласовать интересы многообразных социальных групп, довести до каждого члена организации и общества в целом необходимость определенного порядка действий;

* формировать необходимую организационную культуру фирмы.

Анализ массивов трансформированной информации осуществляют с использованием следующих методов:

1. Метод структурно-морфологического анализа. Он заключается в фиксировании появления принципиально новых технических идей, разработок, проектов и места их использования в инновационной деятельности фирмы.

2. Метод определения характеристик информационных потоков в публикациях. Поток публикаций по различным направлениям науки и техники позволяет определить этап жизненного цикла развития промышленной системы, отрасли или стратегического хозяйственного подразделения общегосударственной производственной системы.

3. Метод выявления групп патентов-аналогов. Предусматривает поиск патентов, которые зарегистрированы за рубежом, после того как инновационная идея была запатентована в стране пребывания автора идеи.

4. Метод терминологического и лексического анализа. Позволяет выявить зарождение перспективных инноваций на их раннем этапе и спрогнозировать направленность возможных структурных изменений в отрасли. Он базируется на изменениях терминологического аппарата во время использования теорий, идей, знаний и разработок из других отраслей как науки, так и техники. Например, маркетинговые термины являются заимствованными из других отраслей - синергия, креативность, стратегия, диффузия, энтропия и т.д.

5. Метод показателей. Он основывается на анализе показателей технических систем. Во время изучения динамических характеристик показателей технических систем, можно составить представление относительно тенденций роста проведение научных исследований и направления инновационных процессов как в рамках отдельной страны, так и в мире в целом. Используя тот или иной метод оценки трансформированной благодаря информационному фильтра информации, осуществляют процедуру генерирования идей. Метод генерирования идей базируется на систематизации и логическом анализе данных о определенный товар с целью создания представления о возможные новые пути его развития в будущем.

Генерацию идей (или их разработку) как процесс можно определить в качестве постоянного систематического поиска возможностей создания новых товаров. Этот процесс охватывает поиск как новых источников идей, так и методов их разработки на основании той информации, что прошла II этап трансформации по алгоритму рис. 7.3. Необходимо помнить, вне всего, что идея нового объекта (товара, услуги, срока, названия, логотипа и т.п.) может возникнуть как результат целенаправленного поиска или совершенно случайно (благодаря озарению). Однако, поиск нового для замены морально устаревших объектов должно проводиться непрерывно, систематизированы, путем накопления инновационной информации, а не от одного случая к другому.

Для характеристики основных методов генерации идей, определим основные понятия, которые составляют процесс разработки инновационного объекта. К этим понятиям относятся: идею товара; замысел товара; образ товара. Идея товара - это общее представление о возможном товаре, его функциональное назначение, потребительские свойства, которые можно предложить потенциальным потребителям. Замысел товара - это проработанный вариант идеи, который представлен в виде эскизов, моделей чертежей и других показателей, которые направлены на реализацию основных выгод потребителей. Образ товара - образец или действующая модель, дают конкретное представление о внешний вид товара (второй уровень товара или его реальное представление).

Все существующие методы генерирования инновационных идей можно разделить на четыре группы, а именно:

o методы инновационной творчества;

o методы коллективного творчества;

o методы активизации творчества;

o фактографические методы творчества.

Каждый метод генерирования инновационных идей предполагает использование того или Иного инструмента (алгоритма последовательности действий, перечень вопросов, правил и ограничений, систему оценок, математические формулы, графики и т.п.). Рассмотрим основные приемы и инструменты реализации методов, приведены на схеме рис. 7.4.

Рис. 7.4. Классификация методов генерирования инновационных идей

Метод аналогии предусматривает использование подобного известного решения - технического, математического, экономического, наконец, естественного вида. Этот метод отражает естественное стремление человека к подражанию и воспроизведению в изделиях особенностей предметов, процессов и явлений окружающей среды. В арсенале этого метода существует много разных инструментов: репродукция, приспособления, копирование, реинтеграция, псевдоморфізація, бионика, биомеханика, биокибернетика, конструктивное сходство (принцип матрицы). Самым простым инструментом в индивидуальном творчестве, с нашей точки зрения, является инструмент конструктивного подобия. Он особенно удобен для генерирования идей в инновационной деятельности фирм малого размера, когда сам руководитель такой фирмы может быть разработчиком идей новых товаров с использованием особенностей аналогичных товаров, что фирма производит.

Рассмотрим алгоритм действий по этому методу на примере создания офисной мебели. Допустим, необходимо разработать новую конструкцию модуля для размещения компьютерного оборудования: монитор, клавиатуру, мышь, системный блок, сканер, принтер, модем и другую периферию. Расположить все это необходимо удобно, компактно, доступно с учетом требований безопасности жизнедеятельности, эргономики, архитектоники и т.д.

Изучается конструкция предыдущих вариантов разработанных мебели (как своих, так и чужих). Анализируют размеры, геометрию, архитектуру, функции, фурнитуру (кстати, за последние годы появилось много новых технических решений по мебельной фурнитуры) и т.п. Определяют позитивные и негативные показатели в конструкциях существующих аналогичных образцов мебели.

Проводят опросы потребителей (желательно тех, кто будет непосредственно работать по новым рабочим местом). Для проведения опроса разрабатывают макет анкеты.

Проводят анализ результатов опроса. Ответы на вопросы и тесты анкеты могут стать дополнительными источниками идеи.

Разрабатывают эскизный вариант нового изделия, учитывая все позитивные предложения, которые были приняты на предыдущих этапах.

Согласовывают с заказчиком эскизный вариант с учетом замечаний, которые могут появиться на этом этапе.

Заключают соглашение на изготовление нового (или обновленного, усовершенствованного) товара и начинают его производство.

Метод инверсии (перевертывание) предполагает поиск решений в направлениях, противоположных общепринятым для аналогичных объектов. Инверсии подвергаются функции товара, материалы из которых производится товар, форма, свойства, составные элементы и связи между ними, геометрические параметры и т.д. Примерами товаров, которые разработаны за этим методом можно назвать: жалюзи (форма, материал, конструкция, связи с элементами); печенье в виде букв алфавита; бумажная и пластиковая посуда; стол (базовая поверхность) сделана из мрамора вместо чугуна в некоторых станков и установок; ленточные шлифовальные инструменты; пилы, имеющие форму цилиндра и т.д.

Сделать универсальный алгоритм для применения этого метода почти невозможно, однако некоторые общие этапы найти можно. По процедуре они подобны метода аналогий, хотя могут и отличаться. На рис. 7.5 приведен, как вариант, некоторые этапы этого алгоритма.

Если проанализировать конструктивные особенности товаров, которые были созданы методом инверсий при использовании этого алгоритма, то можно привести следующие примеры таких товаров. А именно: микроволновая печь; стиральная машина барабанного типа; надувная лодка; лодка на воздушной подушке; копировальные приборы (сканер); квантовый генератор энергии (Гиперболоид инженера Гарина): роликовые коньки (даже с двигателем); спортивный прибор в виде доски на колесах (всем известный скейт) и т.п. Ярким примером сочетания метода аналогии и инверсии в одном товаре есть удобный бытовой прибор - пылесос.

Метод идеализации основан на инициировании представление о идеальное решение проблемы, которое может натолкнуть на осознание некой новой идеи. Идеальная форма, размеры, цвет, расположение, связи и т.д., могут быть теми показателями, которые приняты за идеал нового объекта. Например, идеальный вид искусственной новогодней елки, даже с приятным живым запахом; идеальная форма упаковки

Метод проб и ошибок самый простой из всех методов индивидуального творчества, однако он малопродуктивный том, что требует значительных затрат времени. Позитив этого метода заключается в том, что его можно использовать в условиях полного отсутствия информации о прототипах будущего (нового) товара.

Методы коллективного творчества, вполне понятно, являются более эффективными по сравнению с индивидуальными. Рассмотрим далее некоторые основные инструменты применения этих методов.

Рис. 7.5. Вариант алгоритма

Главный недостаток метода "Дельфи" заключается в сложности проведения опросов и последующей обработки полученных данных. Несмотря на это, благодаря этому методу, были открыты а затем и реализованы такие идеи как: управление термоядерной реакцией; добыча полезных ископаемых со дна океана и т.д.

Метод конференции идей является модификацией метода мозгового штурма, когда все /где/фиксируются в протоколе, но авторы не указываются. Благодаря этому методу на товарном рынке в последнее время появились такие товарные марки как: Немиров, Благов и др.

Рис, 7.7. Алгоритм реализации метода "Дельфи"

Метод коллективного блокнота сочетает индивидуальное выдвижение идеи с ее коллективной оценкой. Процедура может продолжаться длительное время - неделю, две, три; до месяца. Каждый участник обсуждения записывает в течение заранее согласованного времени собственные идеи которые возникли у него по решению сформулированной проблемы. Затем блокноты собирает ведущий для оценки и обобщения накопленной информации. После оценки организуется творческая дискуссия и принимается решение о реализации новой идеи.

Метод синектики - это тоже разновидность "мозгового" штурма, который заключается в поиске идей новых товаров на основе использования информации из других сфер деятельности. Имеет следующий алгоритм реализации (рис. 7.8).

Рис. 7.8. Алгоритм метода классической синектики

Из групп многофакторных методов наиболее удобным является кластер-ный анализ - многомерная статистическая процедура, которая предполагает сбор данных о выборке объектов и упорядочивания объектов в сравнительно однородные группы (кластеры). При этом разница между объектами, которые составляют один кластер должен быть минимальным. Основной инструмент в реализации кластерного анализа (иерархический, который предусматривает многоступенчатую процедуру формирования кластеров. Алгоритм его реализации приведена на рис. 7.10.

Сокращенное содержание каждого этапа: 1. Составляют перечень возможных характеристик нового изделия

или в одну выборку, или в несколько.

Рис. 7.10. Алгоритм реализации кластерного анализа

2. Определение множества признаков заключается в том, чтобы найти такую совокупность переменных, которая лучше всего отражает сходства признаков.

3. Для определения меры сходства между объектами используют следующие коэффициенты: корреляции; ассоциативности и подобия.

4. Делают объединения групп элементов по признакам ближайших характеристик при условии, что каждый объект рассматривается как отдельный кластер. Далее объединяют два ближайших кластеры, последовательно создавая иерархию.

5. Объекты, иерархически объединены в кластеры с одинаковыми признаками и иерархически определенными расстояниями между ними, классифицируются в виде дендрограммы. : Дендрограмма визуально показывает, какие кластеры объединяются и которая является расстояние между ними.

6. Отвергают кластеры, которые находятся на значительном расстоянии от других и объединяют те, что находятся ближе друг от друга. Отбирают характеристики тех кластеров, которые остались на дендрограмме. Именно эти характеристики должны быть основой для разработки нового товара.

ПЛАН ЛЕКЦИИ 1. Общая характеристика методов генерирования идей 2. Метод мозгового штурма 3. СИНЕКТИКА 4. Морфологический анализ 5. Метод фокальных объектов 6. «ТРИЗ»

Существует много различных методов, способных помочь при генерировании новых идей. Упор больше делается на количество созданных идей, нежели на их качество. Это дает множество идей, которые можно применять при выработке решений. Оцениваемых впоследствии.

ВАЖНО! Отсрочить вынесение оценки при использовании любого из методов. ОЦЕНКА ИДЕЙ тормозит воображение и мешает разуму создавать нетипичные и потенциально полезные связи.

1. СКОРОСТЬ Упражнения на скорость просты и требуют записи максимально возможного числа идей за короткое время (1 2 мин). Например: Взять необычную ситуацию и продумать все возможные последствия. Представить, что случится, если вы как то проснетесь утром, а все, связанное с электричеством, перестанет работать?

2. Обсуждение Способ получения дополнительных идей, помимо ваших собственных. Помогает найти новый взгляд на проблему и ее значение, а также другие ценности и идеалы. Важное дополнение к другим методам!

3. Фантазирование Важные свойства метода: v Позволяет думать в игровой, раскованной манере v. Часто включает в себя чувства и эмоции, добавляющие ценное измерение вашему мышлению. v Мыслями можно быстро манипулировать, а потенциальные препятствия – предвидеть. v Позволяет ясно представить вознаграждение, и оно действует как стимул.

3. Фантазирование этот метод называют «принимать желаемое за действительное» . Изобретатели делают это все время. Если вы установите высокую планку, то можете использовать фантазирование при разработке планов достижения ваших целей.

5. Инкубация Если вы «увязли» в проблеме, поработав над ней некоторое время, то часто продуктивным оказывается перерыв в работе над ней. как только вы прекращаете работать над проблемой, то оказывается, что разум продолжает манипулировать информацией, неосознанно ища новые отношения и модели.

6. Контрольные списки вопросов, стимулирующих работу мысли; могут подсказать, где искать определенную информацию, и подхлестнуть работу мысли.

6. Контрольные списки Пример Контрольный список новых идей (Check List for New Ideas) Алекса Осборна: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Использовать для других целей? Адаптировать? Модифицировать? Увеличить? Уменьшить? Заменить? Переделать? Полностью изменить? Объединить?

7. Аналогия Аналогии могут стать моделью, дающей лучшее понимание проблемы. Работая над проблемой, вы можете искать аналогии или «наткнуться» на нее случайно.

8. Насильственные отношения Метод, при котором вы намеренно думаете о сочетании несвязных объектов или идей, чтобы увидеть, не даст ли это нового практического результата. Например: «поющие» поздрави тельные открытки.

9. Составление списков свойств Аналитический метод, используемый для определения способов улучшения продукта, услуги или системы. Этапы составления списка свойств: 1. Описание физ. свойств или характеристик каждого компонента 2. Описание функций каждого компонента 3. Изучение каждого компонента по очереди, с целью понять, приведет ли изменение его физических свойств к улучшению его функций.

Метод мозгового штурма мозговой штурм(мозговая атака, англ. brainstorming) - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.

Возможные сложности на этапе выбора подходящей идеи и способы их решения: Сложность Неподходящее время для проведения группового мозгового штурма или нет людей для его проведения. Есть авторитетные люди в группе. Фокус внимания группы может быть смещён в сторону начальства или авторитетного человека. Невозможность сфокусироваться на задаче. Во время мозгового штурма повышается энергетика голоса. Всем хочется, чтобы их услышали. Особенно актуально, если участников в группе много. Вариант решения Проводить индивидуальный мозговой штурм. Желательно заранее, планируя мозговой штурм, предупредить начальство о том, что данное мероприятие предназначено для рядовых сотрудников. Для руководства стоит проводить отдельные мозговые штурмы. Найти помещение, где можно громко говорить. Модератор следит за тем, чтобы обсуждение не превратилось в «базар» .

Сам мозговой штурм (генерация идей) Можно кратко ознакомить участников с особенностями метода мозгового штурма, но это не является обязательным условием. Модератор записывает задачу на доске. Участникам группы даётся 1 5 минуты поразмыслить над темой и записать пришедшие идеи на листе бумаги. Перед тем как обсуждать идеи необходимо сообщить правила обсуждения: Главное - количество идей. Не делайте никаких ограничений. Полный запрет на критику (отсутствие оценивания идеи) Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются. Комбинируйте и улучшайте любые идеи. Не искать детали (на данном этапе достаточно тезисно озвучить идею)

Модератор записывает все идеи. И заканчивает писать, когда они закончились или их количества уже достаточно.

Возможные сложности на этапе выбора подходящей идеи и способы их решения: Сложность У участников группы идей мало или совсем нет. Такое может случиться, если задача слишком глобальна или у участников мозговая блокада. Участники вялые ничего не хотят делать. Люди не могут удержаться от критики Идей очень много, как все успеть записать? Вариант решения Большую задачу разбить на много маленьких и решить их поочередно. Сделать разминку, походить, сесть поудобнее, откинувшись на спинку кресла. Предложить поиграть в игру(например как можно еще использовать какой нибудь простой пример: бутылка) Предложить приз за большее количество придуманных вариантов. Далее переходить к основной теме мозгового штурма. Модератору нужно чётко отслеживать правила мозгового штурма: сначала идеи, потом все остальное. Записывает модератор, используя технику ментальных карт. Запись в таком виде подарит еще больше творческих идей, плюс поможет сконцентрироваться на задаче.

Выбор подходящей идеи (анализ идей) Перед тем как начать выбор нужной идеи необходимо удалить повторяющиеся, не относящиеся к теме или проблеме. Расставляем приоритеты (в соответствии с теми критериями, которые для нас наиболее значимы при решении данной задачи). Критерии могут быть такие: скорость, время деньги и т д. Наиболее предпочитаемые идеи прорабатываем (что и как делать, кто за что отвечает, сроки, ресурсы, этапы и т д.)

Подведем итог: Метод мозгового штурма является эффективным способом решения множества задач, однако в условиях ограниченности времени и пространства, проводить мозговой штурм бывает нецелесообразно. Как вариант – индивидуальное применение метода мозгового штурма при помощи ментальных карт, данная технология позволяет экономить время, как своё, так и других людей, она более доступна и практична.

Из истории Разработанная в конце 50 60 х годов американских психологом У. Гордоном на основе известного метода групповой генерации идей «мозгового штурма» , синектика развивалась как совместная поисковая деятельность экспертных групп с использованием догадок, смелых гипотез, «сумасшедших идей» и интуитивных решений. Сам термин "синектика" обозначает "объединение разнородных элементов" Синектика (Synectics) метод коллективной творческой деятельности, основанный на целенаправленном использовании интуитивно образного, метафорического мышления участников.

Синектика как метод поиска идеи – это, по сути, мозговая атака исследуемой про блемы специализированными группами профессиональных специ алистов, инженеров, консультантов, экспертов с использованием ими различных аналогий и ассоциаций.

Отличия синектики от мозгового штурма Синектика представляет собой спокойную умозрительную деятельность, целенаправленно получающую идеи и предполагающую оценку полученных результатов в период сессии. В организации творческой активности группы внимание уделяется попыткам превзойти самого себя, отказу от стандартных подходов. Синекторы должны обладать не только различными знаниями, но и различными эмоциональными типами. Часто в состав группы включают авторитетного креативщика, который призван играть роль эксперта или "адвоката" при столкновении "непримиримых" творческих позиций На первых этапах следует избегать попыток формулировать окончательно завершенные, целостные идеи, мысли.

Качества синектора Умение абстрагироваться Способность отходить от навязчивых идей Умение находить необычное в обычном Неудержимая фантазия Широкий кругозор Глубокие знания в разных сферах

Применение синектики в решении инновационной проблемы включает в себя следующие этапы: 1) ознакомление с проблемой; 2) уточнение проблемы, что означает превращение проблемы как она была дана (ПКД), в проблему, как ее следует понимать (ПКП); 3) решение проблемы. Здесь под решением проблемы понимается взгляд с какой то новой точки зрения так, чтобы сбить психологическую инерцию.

Синектика – это мозговой штурм, проводимый с использованием аналогий. Типы аналогий, используемые синекторами Прямая Личная Фантастическая Символическая

При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим аналогичным объектом в природе или технике. Например, для усовершенствования процесса окраски мебели применение прямой аналогии состоит в том, чтобы рассмотреть, как окрашены минералы, цветы, птицы и т. п. или как окрашивают бумагу, киноплёнки и т. п. Символическая аналогия требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления. Например, при решении задачи, связанной с мрамором, найдено словосочетание «радужное постоянство» , так как отшлифованный мрамор (кроме белого) - весь в ярких узорах, напоминающих радугу, но все эти узоры постоянны.

Прямая аналогия Рассматриваемый объект (процесс) сравнивается с аналогичным из другой области техники или из живой природы для нахождения образца решения. Задача: по трубопроводу движется смесь частиц железной руды с водой – пульпа. Заслонка, регулирующая этот поток, очень быстро стирается, и для её замены приходится останавливать процесс. Как сделать заслонку долговременной? Синекторы в своих поисках рассмотрят, как защищаются от воздействия внешней среды стебли растений, как устроены пищеводы животных, питающихся «колючей» пищей, и т. д. Что то похожее можно применить для предохранения заслонки от трения и стирания.

Символическая аналогия Требуется в парадоксальной форме определить объект (понятие), высветить его суть. Определение должно состоять из двух слов (прилагательное и существительное), где одно слово противоречит по содержанию другому, т. е. связь между словами должна содержать в себе нечто неожиданное, удивительное.

Примеры: Определяемое понятие Определение Сигарета Твердый дым Вентилятор Жесткий ветер, настольный сквозняк, застывший вихрь Взвешенная неразбериха Раствор Книга Пламя Облако Молчаливый рассказчик, диалог наедине Видимая теплота Прочность Легкая тяжесть, воздушная вода, непрозрачная пустота Принудительная целостность Шлифовальный круг Точная шероховатость

Так, для предотвращения износа заслонки от пульпы в процессе поиска образной характеристики защиты процесса были предложены такие метафоры: живая броня, невидимая кольчуга, отрастающий панцирь. Последняя аналогия подсказала техническое решение: подавать к заслонке охлаждающий агент, чтобы защитить её слоем нарастающего льда.

Фантастическая аналогия Нужно представить изменяемый объект таким, каким мы хотели бы его видеть в идеальном случае, без учета существующих ограничений и возможностей (наличия источников энергии, необходимых условий, физических законов и пр.) После формулировки фантастической аналогии необходимо выяснить, что мешает перенести найденное решение в реальные условия и попробовать обойти эту помеху. Ввести какие нибудь фантастические средства (или персонажи), выполняющие то, что требуется по условиям задачи.

Примеры: Немецкий астроном И. Кеплер, открывший законы движения планет, уподоблял притяжение небесных тел взаимной любви. Солнце, планеты и звезды он сравнивал с различными обликами Бога. Эти сопоставления привели Кеплера к идее ввести понятие силы (гравитации) в астрономию.

В XVII в. Движение крови в организме сравнивали с морскими приливами и отливами. Английский врач и физиолог У. Гарвей ввел новую аналогию – насос – и пришел к фундаментальной идее непрерывной циркуляции крови.

Личная аналогия (эмпатия) позволяет представить себя тем предметом или частью предмета, о котором идёт речь в задаче. В примере с окраской мебели можно вообразить себя белой вороной, которая хочет окраситься. Или, если совершенствуется зубчатая передача, то представить себя шестерней, которая крутится вокруг своей оси, подставляя бока соседней шестерне. Нужно в буквальном смысле входить «в образ» этой шестерни, чтобы на себе почувствовать всё, что достаётся ей, и какие она испытывает неудобства или перегрузки. Что даёт такое перевоплощение? Оно значительно уменьшает инерцию мышления и позволяет рассматривать задачу с

Личная аналогия (эмпатия) Синектор представляет себя техническим объектом (например, самолетом, луноходом) и пытается осознавать, как бы он действовал в данных обстоятельствах. Представив себя заслонкой, мы сначала стали бы уворачиваться от ударов, а потом взяли бы в руки щит, чтобы отталкивать частицы руды. В этом образе и заключается ключ к решению. В реальной практике заслонку намагнитили, и она, как броней, покрывалась частицами руды. Этот слой постоянно стирался от трения, но вновь заменялся новыми частицами, улавливаемыми магнитным полем заслонки.

*Нерациональная информация является причиной проявления в памяти метафор, образов, еще смутно очерченных, зыбких. Однако, основываясь на ней, все члены группы могут продолжать свое движение к решению. Постоянное стимулирование подсознания ведет к проявлениям интуиции. Наблюдения показали также, что в процессе работы полезно выдвигать совершенно нереальные идеи, предложения, абстрактные образы

Существует три общих типа действий: 1. Игра со словами, со значениями и дефинициями. Она включает в себя преобразование специфической проблемы в ее определение с помощью обобщающего слова или высказывания. В этот механизм также была включена "инверсия" – как еще один метод обыгрывания уже принятых значений. 2. Игра с отрицанием какого-либо основного закона, научного понятия. В рамках этих действий группа задает себе ситуацию, в которой нарушен один из законов природы и пытается ответить на вопрос: "Каким образом мы можем добиться этого в действительности? " 3. Игра с метафорой. Обыгрывание метафоры – один из плодотворных механизмов, когда нужно знакомое сделать незнакомым, а незнакомое – знакомым. Используются метафоры, основанные на явных или подразумеваемых сравнениях, как между похожими, так и явно несоответствующими другу объектами. Сюда же относится и механизм персонификации, с его основным вопросом: "Как бы себя чувствовала та или иная вещь, если бы она была человеческим существом и могла бы на все реагировать? Как бы я себя чувствовал, если бы был этой вещью? ".

*

*

Морфологический анализ - пример системного подхода в области изобретательства. Метод разработан известным швейцарским астрономом Ф. Цвикки. Благодаря этому методу ему удалось за короткое время получить значительное количество оригинальных технических решений в ракетостроении. Для проведения морфологического анализа необходима точная формулировка проблемы, причем независимо от того, что в исходной задаче речь идет только об одной конкретной системе, обобщаются изыскания на все возможные системы с аналогичной структурой и в итоге дается ответ на более общий вопрос.

* Цель - создать условия, расширяющие область поиска новых идей и решений проблемы, исходя из особенности строения (морфологии) совершенствуемого объекта. *

*Морфологический анализ проводится по следующей схеме, состо ящей из шести последовательных этапов. В их числе: *1) формулировки проблемы; *2) постановки задачи; *3) составления списка всех характеристик обследуемого (предполагаемого) продукта или операции; *4) составления перечня возможных вариантов решения по каждой характеристике (перечень называется морфологической картой или таблицей (если характеристик продукта – 2) или «морфологическим ящиком (гиперящиком)» , если характеристик – 3 и более). *Пятым и шестым этапами морфологического анализа являются: анализ сочетаний и выбор наилучшего сочетания.

В простей шем случае при методе морфологического анализа составляется дву мерная морфологическая карта: выбираются две важнейшие харак теристики продукта, составляют по каждой из них список всевозможных форм воздействия или альтернатив, затем строят таблицу, осями которой являются эти списки. Клетки такой табли цы соответствуют вариантам решения исследуемой проблемы.

* свойства характеристика 1 2 3 4 5 … А двигатель внутреннего сгорания газовая турбина электродвигатель реактивный двигатель 5 … Б движитель воздушный винт гусеницы лыжи снегомёт шнеки … В опора кабины на снег на двигатель на движитель 4 5 … Г управление 1 2 3 4 5 … Д обеспечение заднего хода 1 2 3 4 5 …

1 2 3 4 5 Метод мытья Полный комплекс Самообслу- ручной живание мобильны Комбинирой ванный Объект мытья Легковые автомобили грузовики дома одежда собаки Оборудование Спрей конвейер кабины сушилки щетки Продажа товаров Сопутствующи галантерея канцелярия Продуты е товары питания сигареты

*

Разработка метода Метод фокальных объектов (МФО), предложен американцем Ч. Вайтингом. Он базируется на анализе случайных объектов и их случайных признаках. Слово «фокальный» означает, что объект находится в фокусе вашего внимания.

Этапы решения задачи с помощью МФО 1. Анализ условий задачи, определение недостатков исходного объекта. 2. Выбор нескольких случайных предметов, не имеющих отношения к задаче. 3. Определение и запись в таблицу 6- 10 признаков случайных предметов. 4. Генерация (выработка) новых технических решений путем соединения признаков случайных предметов с исходным объектом, доработка и анализ полученных решений. 5. Оценка найденных решений и выбор лучшего из них, отвечающего условиям задачи.

Пример № 1: совершенствуем часы 1. Совершенствуемый (фокальный) объект - часы. Цель - расширение ассортимента продукции завода для увеличения спроса. 2. Выбор 3- 4 произвольных (наугад из словаря, технического журнала, книги) объектов (не обязательно технических). Например, лист, катер, клетка, сетка. Листья Катер Клетка Сетка

Таблица признаков случайных объектов 3. Составление списков характерных признаков этих случайных объектов. Чем шире охват (включаются не только основные, но и малозначительные признаки), тем лучше (см. таблицу). Объект Признаки объекта Лист Широкий, узкий, плоский, пространственный, цветной, упругий, резной, бумажный, металлический, пластмассовый, яркий, однолетний, многолетний Катер Скороходный, самоходный, управляемый (изнутри, извне), не тонущий, сигнальный, морской, спасательный Клетка Самоорганизующаяся, самонастраивающаяся, неэнергоемкая, живая, закодированная, растущая, биологическая, матричная, для зверей, с циклами жизнедеятельности Сетка Плетеная, прочная, заградительная, игровая, звукопоглощающая, фильтрующая, арматурная, координатная, цифровая, настроечная, складная

Соединение признаков с объектом 4. Генерирование идей путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов Присоединение одного признака Присоединение двух признаков Присоединение трех признаков Часы широкие Часы цветные, самозаводящиеся Часы цветные, сигнальные, складные Часы сигнальные Часы широкие, неэнергоемкие Часы яркие, спасательные, самонастраивающиеся Часы игровые Часы узкие, сигнальные Часы упругие, нетонущие, игровые

Оценка решений, выбор лучшего 5. Развитие полученных сочетаний путем свободных ассоциаций. Рассмотрим ассоциации: часы цветные, не тонущие, складные, самонастраивающиеся. Могут применяться в морских условиях; самонастраиваются на волну спутников связи; могут быть использованы в аварийных ситуациях с целью спасательных работ. Вместе с тем удобны и компактны.

Пример В столбе слева приводятся имена существительные, обозначающие предметы, а справа - прилагательные, обозначающие свойства. Предмет Свойства Автобус Ароматный Веревка Беспрерывный * Газета Жидкий Гвоздь Изменчивый Зажигалка Круглый

Возьмем первое слово "автобус" и будем соединять его с каждым словом второго столбца. Ароматный автобус - в его салоне запах ландыша, хвои. Жидкий автобус - его салон с жидкостью, а в ней в специальной капсюле - люди, при лобовом столкновении машин пассажиры даже не ощутят удара. Изменчивый автобус - в зависимости от обстановки может менять свои размеры, цвет, мощность. Круглый автобус - колесо. Автобус шар, не нужно колес, катится сам, а попав в воду плывет, как мячик.

Соединяя таким образом каждое существительное со всеми прилагательными, мы обнаружим немало любопытных идей, среди которых могут быть: ароматный конверт (в клей введены пахучие вещества); резиновое стекло; раздвижной корабль;

Пример применения МФО Совершенствуемый объект Фонарик. Случайные объекты Очки, валенок, парашют. Характерные свойства или признаки случайных объектов Очки: солнечные, защитные, модные. Валенки: теплые, мягкие, деревенские. Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный.

Новые сочетания Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный. Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский. Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный. Новые идеи Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения. Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарикмаячок для домашних животных. Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.

*При генерации новых идей на основе полученных словосочетаний важно развивать цепочки ассоциаций, давать несколько вариантов ответов на вопросы: * «Что ЭТО может быть? » , * «Где ЭТО можно использовать? » . * Вопрос «Кому ЭТО надо? » поможет определить целевую аудиторию: кто и зачем будет «ЭТО» покупать и платить за «ЭТО» деньги.

*Рекомендации по применению метода фокальных объектов: *1. Лучше использовать случайные слова из разных областей: техника, поэзия, фантастика, явления природы, живые объекты и др. Слова не должны относиться к той же области, что и сам фокальный объект. *2. При выборе свойств надо избегать банальных определений, таких слов как: красивый, жёлтый, треугольный, тяжелый, надежный и т. д. Они подходят почти к любому объекту поэтому, высока вероятность того, что при ассоциировании с фокальным объектом они не дадут интересного сочетания. Можно выбирать свойства, признаки, которые объект проявляет ИНОГДА. Например: трактор – застрявший, ветер – завывающий, лампочка - вспыхнувшая

Пример. Выберем классы объектов: животные и элементарные частицы. Свойства частиц: масса, заряд, импульс, момент вращения

припишем животным свойство проникать сквозь силовые барьеры, например, проходить сквозь стены Кроме того, животные намагничены и заряжены. Обмениваются друг с другом сигналами в виде вариаций магнитного поля

Метод позволяет предложить принципиально новые подходы к конструированию среды, эффективен при поиске новых форм и принципов действия проектируемого объекта. Эффективность МФО во многом определяется умением человека строить оригинальные ассоциативные цепочки.

Применение: для поиска модификаций известных устройств и способов, расширения ассортимента товаров, новых сфер применения уже известных эффектов, веществ, отходов производства. Метод фокальных объектов эффективно применять как метод тренировки фантазии - и для школьников, и для взрослых.

Сам метод появился, когда Альтшуллер решил, что изобретать может каждый грамотный учёный или инженер, то есть нужно было творческий процесс заменить рутинной процедурой выполнения заранее предписанных правил в тех или иных случаях. Проанализировав тысячи источников литературы, учёный пришёл к выводу, что огромное многообразие уникальных задач из разных областей техники можно свести к ограниченному числу типовых технических противоречий, решения которых уже кем-то когда-то найдены. *

Так появилась Таблица применения приемов разрешения технических противоречий, получившая впоследствии всемирную известность. Этот банк подсказок насчитывает 40 приемов, позволяющих устранить свыше полутора тысяч типовых противоречий.

Часть таблицы разрешения противоречий Что нужно изменить Что ухудшается при изменении Мощность Потери энергии Потери вещества Потери информаци и Потери времени 1. Вес подвижного объекта 12, 36, 18, 31 6, 2, 34, 19 5, 3, 31 10, 24, 35 10, 35, 20, 28 2. Длина подвижного объекта 1, 35 7, 2, 35, 39 4, 29, 23, 10 1, 24 15, 2, 29 14 35, 29, 3, 5 14, 10, 34, 17 10, 14, 18, 39 30, 16 10, 35, 4, 18 3. Форма 4, 6, 2 4. Площадь неподвижног о объекта 17, 32 17, 7, 30 Цифры на пересечении строк и столбцов – приёмы, с помощью которых можно устранить противоречия. Всего их насчитывают около пятидесяти.

Примеры методов разрешения противоречий ПРИЕМ 1 – Принцип дробления а) Разделить объект на независимые части б) Выполнить объект разборным в) Увеличить степень дробления объекта ПРИЕМ 7 – Принцип «матрёшки» а) Один объект размещен внутри другого объекта, который, в свою очередь, находится внутри третьего и т. д. б) Один объект проходит сквозь полость в другом объекте ПРИЕМ 16 – Принцип частичного или избыточного решения Если трудно получить 100% требуемого эффекта, надо получить "чуть меньше" или "чуть больше". Задача при этом может существенно упроститься. ПРИЕМ 35 – Изменение физико химических параметров объекта а) Изменить агрегатное состояние объекта б) Изменить концентрацию или консистенцию в) Изменить степень гибкости г) Изменить температуру

GEN 3 Partners Фирма, созданная тризовцами – учениками Альтшуллера – Саймоном Литвином и Валерием Цуриковым. Основатели кооператива изменили классическую концепцию ТРИЗ, адаптируя её под требования бизнеса. Бизнес не оперирует узкими техническими проблемами, там необходимо повысить рентабельность бизнеса, расширить рынок и так далее.

Отличия классической ТРИЗ от концепции GEN 3 Innovation Discipline Появился четкий ориентир для правильного направления совершенствования продуктов параметры продуктов, которые имеют ценность для потребителя. Метод, позволяющий выявить совокупность таких параметров, получил название MPV Analysis (Main Parameters of Value Analysis). Переход от изобретательства к заимствованию готовых технологий из других областей Решение так называемых вторичных задач – тех, что появляются при внедрении нового продукта Альтшуллеровская ТРИЗ предназначалась для изобретателя одиночки, а новое поколение методологии для команды

Без чужих идей не обойтись Крупной американской компании производителю микрочипов сильно досаждали пузырьки воздуха в защитном лаке, которым покрывались кремниевые и германиевые подложки для микросхем перед травлением. Убытки они приносили ощутимые: миллионы готовых чипов приходилось выбрасывать. Три года лучшие специалисты по полупроводниковой технике и органическим лакам, в том числе из NASA, нанятые компанией, пытались найти способ избавиться от пузырьков, но все безуспешно в брак по прежнему уходила значительная доля готовых микросхем. Решение нашла фирма GEN 3 Partners. Она изучила три области техники, где на управлении пузырьками воздуха давно съели собаку: индустрию шампанских вин, подводную технику и системы защиты гидротехнических сооружений от ударов волн и обрастания водорослями, которые основаны на явлении осаждения воздушных пузырьков на подводных частях конструкций. И выяснила, что пузырьки образуются в лаке во время перелета из Японии вследствие изменения соотношения температуры и давления в жидкости. А чтобы легко и быстро избавиться от них, GEN 3 предложила перенять технологию у производителей шампанского: когда они раскручивают вино в центрифуге, пузырьки скапливаются в центре так, что их несложно собрать.

Кому-то весна, а кому-то поллиноз. Заказчик проекта крупная компания, производившая мази, просила улучшить этот продукт, но мази уже исчерпали свои возможности по основным параметрам заниматься улучшением других параметров нет смысла. Из остальных подобных продуктов лучше всех удовлетворяли требованиям носовые фильтры затычки для носа из мягкого пористого материала, у которых был недостаток: они здорово мешали дышать. Эта функция и стала объектом совершенствования. В итоге бизнес задача была сведена к ключевому противоречию: поры в носовом фильтре должны быть маленькими, чтобы задерживать частицы пыли в 5 10 микрон, и поры должны быть большими, чтобы не мешать дыханию. Через своих экспертов GEN 3 выяснила, что наиболее эффективно эту задачу решили производители цемента: они устанавливают у себя в цехах огромные аппараты циклоны. Воздух в циклоны нагнетается с помощью вентиляторов, завихряется, создается центробежная сила, которая отбрасывает частицы пыли к стенкам, где ее собирают механические пылесборники. С предложением сделать маленький циклончик в ноздре GEN 3 обратились в фирму Negev Tornado, которая разрабатывает лучшие в мире промышленные циклоны. Эта фирма рассчитала конструкцию мини циклона, изготовила аэродинамическую модель носа и сделала опытный образец". Первые тестовые продажи фильтров в Японии показали, что потребителю новинка понравилась.

Контрольные вопросы к теме: 1. Каковы основные принципы групповой работы при генерации идей? 2. Каковы сферы применения разных методов генерации идей?