В индии священное. Будни священных животных. Какие животные в Индии считаются священными

О том, что корова - священное животное в Индии, слышали все. Но почему так, в чем выражается данный статус в жизни, знают далеко не все. Между тем отношение индусов к коровам - явление интересное. Разумеется, этих животных не забивают, даже если они смертельно больны или очень стары. В прямом смысле поклонения корове в индийской культуре нет. Отношение к ней больше напоминает уважение и благодарность, чем идолопоклонство.

Корову почитают только в Индии?

Не только культура и религия Индии выделяются особым отношением к коровам. Почитали этих животных все люди, исповедавшие зороастризм, джайнизм, индуизм и буддизм. С уважением к ним относились и в культурах, не имеющих отношения к данным религиям.

Почтение к животным испытывали жители Междуречья, Египта, Греции и Римской империи. Именно в последнем государстве возникло устойчивое речевое выражение «священная корова». Оно характеризует неприкосновенность и широко распространено в обиходе по сей день.

Что олицетворяет корова для индусов?

Священная индийская корова является олицетворением благости и жертвования без какой-либо корысти. Это животное в индуизме ассоциируется с чистотой, добром, святостью, благополучием.

Она воспринимается в качестве «материнской фигуры». А бык олицетворяет мужское начало. Отождествляются животные и с «высшими кастами» - брахманами. Это жрец, священнослужитель. Человек, относящийся к касте брахманов неприкосновенен во всех смыслах. Соответственно, неприкосновенно и отождествляемое с этим статусом - храмовая утварь, жертвоприношения богам и, разумеется, коровы.

С какими божествами индусы связывают коров?

Индийская корова связана с многими божествами. К примеру, животные сопровождают дэвов. Это младшие божества, противопоставляемые асурам. Но связаны они и с высшими божествами.

К примеру, Шива нередко изображается едущим на быке. Индра тесно связан с особой священной коровой, которая исполняет желания. Она сама фактически является младшим божеством. Исполняющая желания, священная индийская корова - это Камадхену. Также животные сопровождали Кришну. Этот бог, согласно преданиям, провел свою юность занимаясь пастушеством. Он пас телят вблизи Вриндаваны.

Как власти относились к коровам раньше? Как относятся сейчас?

Исторически сложилось так, что индийская корова всегда охранялась законом. Например, в древности убийство священнослужителя в Индии по тяжести было аналогичным умерщвлению этого животного. В первом тысячелетии, когда правили уроженцы династии Гупта, было законодательно закреплено возмездие за умерщвление коровы в виде казни.

В современные дни на территории Непала и Индии правовой статус животных сохранился. Сегодня коровы, как и тысячелетия назад, находятся под присмотром и защитой органов государственной власти. Конечно же, в менталитете местных жителей присутствует бесконечное уважение к ним. Выражается оно во всех жизненных областях. К примеру, исповедующие индуизм ни при каких обстоятельствах не употребляют в пищу говядину.

Насколько давно почитают в Индии коров?

Ведийская религия, являющаяся первой, зародышевой формой такой системы верований, как брахманизм, и фактически бывшая основой для индуизма, не мыслима без образа коровы. Древние мудрецы, например, Гаутама и Васиштха, запрещали причинять им вред и тем более поедать их плоть. В ашраме Васиштхи проживала корова Нандини. Это животное давало пищу всем, кто к в ней нуждался, а также выполняло потаенные желания, глубоко спрятанные в человеческих сердцах.

Математик и философ Баудхаяна (тот самый, который впервые вывел число Пи), помимо наук занимался и составлением актов, регламентирующих как светскую жизнь, так и религиозные обряды. В составленных им сборниках законодательных актов подробно прописаны виды наказаний людям, осмелившимся этим животным вред. Жил индийский ученый предположительно в VI веке, соответственно, на тот момент коровы уже были повсеместно почитаемыми в Индии.

Действительно ли животных никогда не умерщвляли?

На ранних стадиях ведизма, при его формировании, существовал обычай жертвоприношения коров. Однако назвать этот акт умерщвлением достаточно сложно.

Право приносить в жертву на алтаре богов священных животных имели только избранные, особо уважаемые брахманы. Жертвовались богам очень старые, плохо себя чувствующие и тяжело больные животные. Причем смысл данного действия заключался в том, чтобы помочь корове возродиться к жизни в новом теле.

К шестому столетию этот обряд уже не проводился. Любое умерщвление, в том числе и на алтаре, являлось преступлением.

Почему почиталась именно корова?

Индийская корова отмечена во всех священных текстах, в мифологии и различных хрониках. К примеру, в текстах «Ригведы» рассказывается о стадах в десятки тысяч голов. Они сравниваются с божествами рек и являются символом богатства. Существуют тексты, описывающие процесс розлива молока в Сарасвати. Многие сказания представляют Адити, то есть верховную, материнскую силу природы в виде коровы. В так называемых пуранических текстах в данном облике предстают земные божества.

По какой же причине люди в Индии почитали исстари их, а не каких-либо других животных? К примеру, не везде почитаются другие священные животные - зебу. Фото коров, кстати, и сейчас украшают стены кабинетов многих чиновников в Индии. Ответ на этот вопрос кроется в сочетании климата и основных занятий людей на заре становления цивилизации.

На индийском континенте в приоритете испокон веков было земледелие. Вслед за ним шло собирательство, птицеводство и скотоводство. В связи с особенностями климата, тяжелая, долго усваивающаяся и плохо переваривающаяся мясная пища, дающая энергию и согревающая, не подходила для питания людей. А вот легкие молочные продукты, являющиеся источником животных белков и кальция, столь нужных человеческому организму, стали неотъемлемой частью рациона.

Помимо продуктов из молока, которые стали основой питания людей на индийском континенте в стародавние времена, важен был и навоз. Его применяли не только в качестве удобрения, в разы повышающего объем и качество урожая, собираемого людьми, но и как топливо. В качестве топлива навоз применяется в разных индийских регионах по сей день.

Источником же всех этих благ являлась корова. Люди испытывали благодарность к ней как к кормилице, боялись остаться без этого животного.

Немаловажным фактором стало и то, что корова в древности ассоциировалась с женщиной, хранившей очаг и готовившей пищу, рожающей детей. Бык же, соответственно, являлся символом мужской силы и выносливости.

По этим причинам именно корова, а не какое-либо другое сельскохозяйственное животное и вошло в верования, мифологию и культуру индусов.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Многие знают, что в Индии особое отношение к коровам. Но почему в Индии корова – священное животное? Об этом мы и поговорим сегодня.

Эта статья раскроет религиозные и этические причины, лежащие в основе этого культа, а еще расскажет, доят ли коров в этой стране, что о них говорил Махатма Ганди и как живут коровы в современной Индии. А в конце статьи вы узнаете несколько любопытных фактов, о которых вы наверняка еще не слышали.

Что символизирует корова

Индийцы всегда с особым трепетом и нежной любовью относились ко всем животным, даже к насекомым и змеям – так учит закон ахимсы, то есть непричинения вреда всему сущему. Но корова занимает особое место в сердце каждого индийца.

Здесь говорят: «Гау-мата», что в переводе означает «Корова-мать».

И корова действительно считается матерью всех жителей Индии. Так же, как мать, она несет в себе самопожертвование, доброту, милосердие, скромность, мудрость, умиротворение, изобилие.

Корова священна и чиста, ведь она кормит людей и всех животных, ничего не требуя взамен. Она считается саттвическим – благостным — существом, поэтому индийцы не едят коров ни при каких обстоятельствах.

Единственная каста, которая может употреблять говядину в пищу – это парии. Но такие люди считаются самым низшим сословием в Индии, стоящим вне жизни общества. Поэтому они могут есть мясо убитых коров и заниматься выделкой их кожи.

Взгляд религии

Индуизм, распространенный на индийских и непальских территориях, не приемлет убийства любых живых существ, а многие индуисты и вовсе практикую вегетарианство. «Буренкам» здесь оказывается почитание, они охраняются даже на государственном уровне.

Коровы тесно связаны с брахманами – священнослужителями. Убить корову – все равно, что убить брахмана, и за это преступление в древней Индии людей ждала смертная казнь.

Коровам уделяется особое внимание, потому что они стали символом некоторых дэв и божеств, а также героинями народных мифов:

  • Один миф гласит, что после смерти на пути к небесам усопшему нужно пересечь реку. В этом нелегком деле может помочь корова – нужно лишь ухватиться за ее хвостик.
  • Священное ведическое писание «Пураны» рассказывает про Бога Индру, тесно связаного с коровкой по кличке Камадхену, особенность которой состоит в том, что она имеет выполнять желания. Индийцы в каждой корове, проходящей мимо, видят Камадхену.
  • Ездовое животное Бога Шивы – бык Нанду.
  • Верховная личность Бога в ведической кльтуре – Бог Кришна – любил бывать в компании своих подруг-пастушек, окруженный коровами на пастбищах Вриндавана.
  • Употребление в пищу говядины запрещают многие ведические тексты: «Ригведа», «Дхарма-сутры», «Баудхаяна», «Махабхарата», «Законы Ману».
  • В индуистских ритуалах и при приготовлении священной пищи – прасада – повсеместно используется масло гхи, которое получается из топленого коровьего молока.


Ведическая культура рассказывает, что в древние времена монахи иногда приносили в жертву коров, но для этого использовали только больных и старых – чтобы они перестали страдать и поскорее воплотились в новом теле. Считается, что в нашу эпоху, Кали-югу, нет брахманов, которые умели бы правильно проводить жертвоприношения, поэтому они в наше время не практикуются.

Житейский взгляд

Культ коровы в Индии объясняется еще и тем, что в повседневной жизни индийской семьи она имеет огромное значение:

  • Молоко, которое дает корова, служит главным источником питания вегетарианцев, которых среди индийцев очень много. Сами посудите, сколько молочных продуктов можно получить благодаря «буренкам»: кефир, простокваша, сливки, сметана, творог, сыр, йогурт, ласси, масло.
  • У индусов есть особый элемент, именуемый «панчагавья», который способен очищать. Он состоит из пяти компонентов, и все они появляются благодаря священному животному: молоко, масло гхи, ласси, моча, экскременты.
  • Помет используют как топливо.
  • Сгоревшие экскременты являются отличным удобрением.
  • Дым от горящего навоза отгоняет вредных насекомых и надоедливых комаров.
  • Коровьим молоком кормят новорожденных детей, когда у их матери нет собственного.
  • Быков используют в сельском хозяйстве как перевозчика, они ходят с плугом.
  • Молочные сыворотки могут входить в состав многих лекарств.

Великий Махатма Ганди преклонялся перед коровами и называл их «матерями миллионов» индийцев.

Жизнь коров в Индии

Индийские коровы живут себе довольно хорошей жизнью. Они вальяжно прогуливаются по восьмиполосным дорогам крупных городов, например Дели, греются на пляжах Кералы и Гоа, заходят в чужие огороды и без зазрения совести едят новый урожай. При этом хозяева только радуются – ведь это признак грядущего счастья.


На улицах Индии всегда много коров, домашних и бесхозных. Но ни одна из них не останется голодной, ведь все стремятся накормить их.

Лучшее начало дня – угостить коровку лепешкой роти с алтаря, и тогда она подарит добро и благость. Когда животное преграждает путь, ее ни в коем случае не бьют, а лишь размахивают руками или палкой, чтобы она сама ушла.

Когда в доме умирает корова – это плохой знак. Если это случилось, хозяин должен отправиться в паломничество по святыням индуизма, поэтому он заранее отпускает на волю старых особей. Этим объясняется такое безумное число «беспризорниц».

Любопытные факты о коровах

  • Когда продукты питания не оборачивались в пластиковую неразлагаемую упаковку, а мусор был преимущественно органическим, эти животные выполняли функцию санитаров улиц – просто съедали весь мусор.
  • Забой ограничен на всей индейской территории, кроме штатов Керала и Западная Бенгалия.
  • В фармацевтике используются их экскременты.
  • Профессия пастуха почетна, потому что Кришна любил пастушачье занятие.
  • Домашних коров обычно доят, чтобы получать молоко. Уличные же не приучены к дойке, поэтому их доить не надо.
  • Бык являет собой олицетворение дхармы.
  • Находясь в Индии на отдыхе, не следует кричать на них, бить, толкать – нужно уважать культуру наших страны.


Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели!

Делитесь комментариями, присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог – впереди еще много интересного.

В Индии все животные являются священными, но в зверином пантеоне Священная Корова занимает основное место. Корова для индусов приравнивается к статусу матери, потому что этому животному присущи такие материнские качества, как скромность, доброта, мудрость и спокойствие. В Индии корову называют «Гау Мата», что дословно переводится, как «Корова-Мать». Поэтому, находясь на отдыхе в Индии, запрещается кричать на корову, бить ее и, тем более, употреблять в пищу говядину.

Есть несколько легенд, которые рассказывают о том, как корова стала для индусов священным животным. И все они очень интересные. Согласно индуистской мифологии, индусу, чтобы после кончины добраться до небес, необходимо переплыть речку. Сделать это возможно только при помощи коровы, держась за ее хвост. Пуранах (древний священный текст индуизма) говорит о том, что Боги, создавая океан, достали из него корову Камдхену, которая могла исполнить любое желание. Индусы верят в то, что каждая корова является Камдехеной и тоже может исполнять человеческие желания, если ее любить и почитать. Корова является кормилицей, потому что молоко и все молочные продукты очень полезны для человеческого здоровья.

Если верить древнейшим священным писаниям, то Кришна, самое почитаемое в Индии божество, был коровьим пастухом, и с трепетом относился к этим животным. Поэтому профессия пастуха считается в индуизме почетной, благословенной богом.

Даже сейчас, в современную эпоху, жители Индии трепетно относятся к своему символу материнства. Корова в этой стране защищена законом. Мало того, индийское правительство строго следит за тем, чтобы его предписания выполнялись. Так, никто не имеет право прогонять коров, а за убийство животного можно попасть за решетку. Этим животным разрешается все: ходить по пешеходным улицам и проезжей части, заходить во дворы и огороды, отдыхать на пляжах.

Своеобразную помощь священные животные оказывают пешеходам. Каждый водитель в Индии обязательно пропустит буренку, даже если она остановилась посреди дороги. А вот пешеходов в этой стране пропускать не принято. Поэтому местные жители и туристы, чтобы перейти оживленную трассу, дожидаются животное, и переходят улицу вместе с ней.

Индусы держат буренку до тех пор, пока она здорова и дает молоко. Как только священная корова стареет, ее выгоняют со двора. Дело не в том, что хозяева жестоки и бессердечны, но у них нет другого выхода. Отправить корову на забой они не могут по известным причинам, но и смерть священной кормилицы в доме считается грехом.

Случись такое несчастье у кого-нибудь во дворе, хозяин будет обязан совершить паломничество по священным индийским городам. Кроме того, владелец умершей коровы обязуется кормить всех жрецов своего города. Многим такое искупление греха не по карману, поэтому самый простой способ – отправить буренку восвояси. Это в какой-то степени объясняет тот факт, что по улицам в Индии ходит так много этих представителей парнокопытных.

У индийцев очень популярно ведическое учение, в котором молоко считается самым ценным продуктом на планете. Некоторые считают, что постоянное употребление молока может сделать человека бессмертным. Однако не только молоко, но и другие коровьи продукты в Аюрведе наделены сверхъестественными свойствами. Например, коровий навоз способен защитить от злых духов и темных сил. Его разбавляют водой и проводят ритуал очищения, протирая раствором полы и стены жилищ.

Корова в Индии считается священным животным. Это невыдуманная истина. Данное животное там приравнивается к статусу "Мать", и оно является священным. То есть, ей присущи такие материнские качества, как доброта, скромность, мудрость и спокойствие. Кроме того, она всю свою жизнь кормит людей своим молоком. Поэтому, упаси Бог кого-то накричать в Индии на корову, или, что еще хуже, зарезать ее, чтобы потом съесть.

Путешествие по индийской дороге может оказаться для каждого столь же захватывающим, как и посещение памятников искусства или грандиозных храмовых комплексов. Оно может вызвать восхищение, также как природные красоты или мастерство йогов в этой «мистической» Индии. Но может вызвать и ужас – у путешественника по индийским дорогам волосы могут «встать дыбом» от всех этих всевозможных средств передвижения. Ведь одновременно по дороге движутся автомобили и автобусы, трактора и грузовики, мопеды и мотоциклы, рикши (рикша -лёгкая двухколёсная повозка, которую везёт человек, держась за две оглобли) и велосипедисты, повозки, запряженных животными, и просто люди…

Местное дорожное движение можно назвать «функциональным хаосом». Если у нас ездят по правой полосе, а в Японии – по левой, то в Индии часто катаются по обеим. Сразу. И в обоих направлениях! И горе всем пешеходам! Хотя и они сами, взращенные в лучших местных традициях, норовят внести в этот хаос свою лепту. К примеру, пешеходы вовсе не считают нужным переходить дорогу только там, где есть «зебра» (если она вообще там есть). А если туристы и другие гости Индии думают, что машины притормозят перед переходом, на котором кто-то есть, они жестоко ошибаются: в Индии машины не останавливаются ни для кого и нигде. Даже на «зебре» - здесь и без нее настоящие «городские индийские джунгли»…

Так что золотое правило при переходе дороги в Индии – это «посмотри налево, посмотри направо, а потом беги что есть духу, пока тебя никто не сбил». Это очень похоже на компьютерную игру, но только это не виртуальная реальность, а самая что ни на есть настоящая!

Однако, прямо посреди этого «сумасшедшего дома», существует безмятежное создание, не обращающая никакого внимания на царящий вокруг бедлам. Это – Священная Индийская Корова. Что же это за создание, культ которого так почитают в Индии?


В Индии все животные – священные, однако в зверином пантеоне Священная Корова неоспоримо занимает самое главное место. Ее называют «Гау Мата», Корова-Мать, считая ее олицетворением всего лучшего (среди всех живых существ на Планете!). Именно поэтому этому мирному жвачному животному принадлежит особая ниша в индийской мифологии и философии.

… Богатство в древнеиндийском аграрном обществе измерялось, как правило, количеством единиц крупного рогатого скота, находящимся во владении индивида или семьи. Корова была средством платежа – ее обменивали на товары и услуги, ее давали в качестве приданного, ее, неохотно, но отдавали в качестве налога. А «Гау-дан», дарение коров браминам (священникам и настоятелям индуистских храмов), рассматривалось, как самая что ни на есть благочестивая и праведная церемония.


Естественно, коровы использовались не только за тем, чтобы удовлетворять сборщика налогов, украшать дочернее приданное и оплачивать месячные счета. Для огромного населения такой большой страны как Индия, молоко всегда было одним из основных источников питания. Имея в виду и все его производные… А, например, коровий навоз как и раньше, так и теперь используется в качестве топлива: смешанный с соломой навоз в виде лепешек сушат на солнце, а потом этим топливом обогревают свои жилища. Половина сельского населения Индии растапливают печи таким образом! Вдобавок, навоз, смешанный с глиной – это настоящий строительный чудо-материал, его используют в качестве штукатурки.


Наконец, поскольку индийцы по большей части вегетарианцы, корову, учитывая ее священный статус, редко ведут на бойню. Но есть и обратная сторона такого ритуального отношения. Как только бедное животное перестает давать молоко, ее владелец находит вполне политкорректным выгнать корову на улицу. По поверью, если умирает живущая в доме корова, то ее хозяин должен волей-неволей совершить паломничество во все священные города Индии, чтобы очиститься от этого греха. А по возвращении он должен кормить всех браминов, живущих в его деревне. Таким образом, выпустить корову жить на улицу является более практичным вариантом для ее владельца.

Однако не следует думать, что такие бродячие бесхозные коровы обречены на голодную смерть. Всякий раз, когда в индуистском доме готовят трапезу, первый роти (пресный хлеб) достается именно корове. Заметив ее на улице, индиец зовет ее к своим дверям и угощает лакомствами, которые подносятся на алтарь самим Богам. В благоприятные дни индуистского календаря коровам также предлагают сладости и траву, – это считается очень благочестивым действием.


Согласно мифологии, восьмым воплощением бога Вишну был Кришна, выросший в пастушеской семье. Кришна имел привычку услаждать слух коров игрой на флейте, - вот почему его также называют «Гопал» - «Пастух», или «тот, кто заботится о коровах». Так что профессия пастуха имеет вполне божественный прецедент и божественную протекцию.

В одном из самых древних священных текстах индуизма – Пуранах – рассказывается, что помимо прочих чудесных вещей и созданий, Боги, пахтая океан, добыли из него исполняющую желание корову Камдхену. Индуисты свято верят, что каждая корова – это и есть Камдхена!


Неудивительно, что в сказаниях и легендах существует немало историй, восхваляющих и превозносящих корову. Вот одна из них:

«В древнем королевстве Патлипутра жил могущественный царь, который имел и славу, и богатства и мудрость. И только одной вещи недоставало владыке для полного счастья – сына. Когда царь, лишившись терпения, отправился посоветоваться со своим Гуру, тот сказал ему: «Однажды, выходя из храма, Ваше Величество не оказали почестей стоящей неподалеку корове. Если вы хотите сына, то вы должны найти белую как молоко корову и ухаживать за ней». Царь так и поступил: он нашел такую корову, кормил и поил ее, отгонял от нее насекомых, сопровождал ее на пастбище и даже спал рядом с ней в коровнике. Однажды из леса выскочил тигр, но царь загородил ее собой, умоляя тигра пощадить корову. Тигр возразил, что он, в качестве ездового животного Богини Дурги, тоже нуждается в жертве. Тогда царь упал на колени и предложил тигру съесть его самого вместо коровы».
Надо ли рассказывать окончание истории? Вы и сами прекрасно уже поняли, что в итоге царь-таки обзавелся сыном…


Есть еще одна причина поклонения корове в Индии. Согласно индуистской мифологии, индусу, чтобы добраться после смерти до неба, надо пересечь реку. А сделать это можно только держась за коровий хвост…

В Индии почитают многих животных: обезьяну, кобру, тигра, павлина и многих других. Однако первое место принадлежит все-таки Священной Корове. В настоящее время существуют организации по защите коров, а одно индийское политическое движение поставило своей целью сделать корову национальным животным Индии (а не тигра, как записано в конституции).

… вернемся всё же к началу повествования.

Почему коровы предпочитают не гулять на окраинах городов и поселков, а по большей части попадаются на дорогах, причем выбирают место посредине? Они собираются под светофорами с таким видом, будто помогают полицейским управляться с транспортными потоками. Что же на самом деле делают коровы на улицах Индии? Почему они не на фермах, где им положено быть?

Конечно, эти коровы не страдают коровьим бешенством, в их поведении есть свой резон. Как показали последние исследования, индийские коровы предпочитают оживленные автомагистрали, поскольку выхлопные газы автомобилей отпугивают насекомых, а сами коровы «кайфуют» от токсичных веществ.

Веды о молоке и молочных продуктах

Древние священные писания Индии описывали коровье молоко как амриту, буквально "нектар бессмертия". Есть множество мантр (молитв) во всех четырех Ведах, которые описывают важность коровы и коровьего молока не только как совершенной пищи, но и как лечебного напитка.

Риг-веда утверждает: "Молоко коровы - это амрита... поэтому защищайте коров". Арии (благочестивые люди) в своих молитвах о свободе и процветании народа молились и о коровах, дающих много молока для страны. Говорилось, что если у человека есть пища, то он богат.

Творог дахи (сделанный из коровьего молока) и гхи (топленого обезвоженного масла) - это богатство. Поэтому в Риг-веде и Атхарва-веде есть молитвы с просьбой, чтобы Бог обеспечил нас таким количеством гхи, чтобы в нашем доме всегда был избыток этого самого питательного продукта.

Веды описывают гхи как первый и наиболее важный из всех пищевых продуктов, как существенную составляющую жертвоприношений и прочих ритуалов, ведь благодаря им идут дожди и растет зерно.

Атхарва-веда подчеркивает важность и ценность гхи, в других частях Вед гхи описывается как безупречный продукт, который увеличивает силу и жизнеспособность. Гхи укрепляет тело, используется при массажах и помогает увеличить продолжительность жизни.

Риг-веда говорит: "Молоко было сначала "приготовлено" или "обработано" в вымени коровы и после того было приготовлено или обработано в огне, и поэтому дахи, сделанный из этого молока, является действительно здоровым, свежим и питательным. Человек, выполняющий тяжёлую работу, должен есть дахи в полдень, когда солнце сияет".

Риг-веда говорит, что корова переносит в своё молоко лечебное и профилактическое действие лекарственных трав, которые она ест, поэтому молоко коровы можно использовать не только для лечения, но и для профилактики болезней.

Атхарва-веда говорит, что корова, через молоко, делает из слабого и больного человека энергичного, обеспечивает жизнеспособность тем, у кого её нет, так делая семью преуспевающей и уважаемой в "цивилизованном обществе". Это указывает на то, что хорошее здоровье в семье было индикатором процветания и уважения в ведическом обществе. Одно лишь материальное богатство не было показателем респектабельности, как это происходит сейчас. Другими словами, доступность большого количества коровьего молока в домашнем хозяйстве была принята за показатель процветания и общественного положения.

Очень важно знать, что есть определенное время, предписанное для приёма молока с целью лечения болезней и нормального функционирования организма. Аюрведа древнеиндийский трактат о гармонии души и тела говорит, что время для приема молока - это темное время суток и принимаемое молоко обязательно должно быть горячим или теплым; хорошо со специями для регуляции дош (капха, вата и пита), с сахаром или медом.

Чхарак-шастра является одной из древнейших книг в истории медицинской науки. Мудрец Чхарак был выдающимся индийским врачом, и его книге следуют и поныне те, кто практикует Аюрведу. Чхарак описывает молоко так:"Молоко коровы вкусно, сладко, имеет прекрасный аромат, плотно, содержит жир, но лёгкое, легко переваривается и нелегко портится (им трудно отравиться). Оно дает нам спокойствие и жизнерадостность". В следующем стихе его книги говорится, что из-за вышеупомянутых свойств молоко коровы помогает нам поддерживать жизнеспособность (оджас).

Дханвантари, другой древний индийский врач, заявлял, что молоко коровы подходящая и предпочтительная диета при любых недугах, его постоянное употребление защищает человеческое тело от болезней ваты, питы (аюрведические типы конституции) и сердечных болезней.

Как и во многих других городах по всему миру, в индийских городских общинах много бродячих собак, которые живут рядом с людьми. Но самая большая проблема Индии - это не собаки, а коровы. Каждый месяц они становятся причиной тысячи дорожно-транспортных происшествий, блокируют движение и распространяют болезни. Правительство давно в курсе проблем, возникающих из-за того, что коровы свободно передвигаются по оживленным городским дорогам, но никто, кажется, не знает, что с этим делать.


Бродячие коровы были частью индийской городской жизни на протяжении многих лет, но в последние годы, с развитием инфраструктуры и увеличением числа автомобилей, они доставляют все больше проблем. Городские коровы не боятся движения, поэтому нередко можно увидеть, как они невозмутимо расхаживают посреди дороги. Насилие к ним неприемлемо, так как коровы считаются священными, причинение им вреда злит индусов, поэтому люди должны держать гнев под контролем, независимо от того, насколько плохи дела.


Тот факт, что в Индии есть бездомный скот, напрямую связан с его священным статусом в преимущественно индуистской стране. Убой запрещен на большей части государства, поэтому, когда коровы и быки перестают нести какую-либо пользу или становятся слишком большим финансовыми бременем, владельцы просто выставляют их на улицу. Это происходит так давно, что сегодня число беспризорных коров в Индии исчисляется миллионами и растет быстрыми темпами.

Коров можно увидеть шатающимися по оживленным дорогам в больших городах, таких как Нью-Дели. Они вызывают несчастные случаи и блокируют движение, но наиболее они опасны ночью. Водителям транспортных средств, которые движутся с высокой скоростью, сложно заметить этих животных вовремя, а аварии иногда приводят к смертельному исходу. Власти Пенджаба объявили, что коровы-беспризорники, участвующие в дорожно-транспортных происшествиях, за последние 30 месяцев убили 300 человек. И это только в одном штате.

Но дорожно-транспортные происшествия и пробки - всего лишь две проблемы, вызванные коровами. Хотя большинство из них выглядят здоровыми, на самом деле они больны или переносят некоторые опасные пищевые и передающиеся через воду патогены. В основном эти коровы питаются мусором, и данные показывают, что их молоко, а также отходы, которые они производят, полны антибиотиков, гормонов и тяжелых металлов, некоторые из которых могут вызывать болезни у людей, а другие - даже привести к смерти.

Еще одна проблема - нелегальные молочные заводы в крупных городах Индии. Зараженное молоко беспризорных коров они дешево продают бедному населению. Они не только сознательно выставляют коров на улицу, чтобы сэкономить деньги на корме, но и иногда используют политические связи, чтобы животных освободили из коровьих приютов.


В настоящее время отлов - единственный способ, которым пользуются индийские города, чтобы справиться с беспризорными коровами. Иногда людей, которые этим занимаются, называют городскими ковбоями. Их единственные средства - лассо и грубая сила: они ловят коров, заталкивают в грузовики и перевозят в один из переполненных приютов. Им разрешено использовать оглушающее оружие, только когда их сопровождает ветеринар, но это бывает нечасто.

Для «ковбоев» угрозу представляют не только коровы, которые лягаются и буйствуют, но и люди. Разочарованные водители часто прибегают к насилию, если ловцы слишком долго блокируют движение, пытаясь поймать коров, владельцы незаконных молочных производств поступают еще хуже, и даже простые прохожие кидают в них камни, заставляя оставить в покое священных животных.


Ловцы изо всех сил пытаются избавить улицы городов от бродячих коров, но скоро у них не останется мест, куда можно будет отправить животных. Раджендра Сингх Шехават, который руководит крупнейшим приютом в Нью-Дели, говорит, что его приют почти переполнен, а все остальные сталкиваются с такой же проблемой. А коров становится все больше: машины и тракторы занимают их «рабочие места».

Власти постоянно объявляют кампании по избавлению городов от бродяг, но, по оценкам, по улицам все еще бродят 5 миллионов животных.