Узлы и их применения. Веревки, узлы, страховка

Умение вязать узлы, обусловлено необходимостью, связывания различных веревок (канатов, тросов, нитей). Способностью изготавливать разные петли. Возможностью привязывать (связывать) рыболовную леску. Созданием страховки (спасательных устройств, переправ). Подымать (перемещать, прикреплять) всевозможные предметы (грузы).

Видов таких креплений, используемых не только моряками, альпинистами (туристами), рыбаками (охотниками), стропальщиками, но и людьми в повседневной жизни, большое множество.

Одними из наиболее используемых соединений для связывания нескольких предметов, подъеме тяжестей, формирования петель удавок, являются следующие основные виды морских узлов:

Одним из ярких представителей таких крепежей для круглых поверхностей, является узел удавка. Достоинством этих крепления, служит возможность быстро и легко связать нужный вариант узла (обладающего хорошей надежностью), затратив минимальное время на освоение навыков вязания. Без особого труда развязать (ослабить) его, после использования.

Узел удавка на опоре

  1. Такой узел делается при помощи одиночной веревки. Крепление удавка вяжется вокруг любой опоры.
  2. Предмет (опора) оборачивается стропом, формируя петлю.
  3. После производятся не менее трех оборотов свободным (ходовым) концом, вокруг рабочей части веревки.
  4. Вяжется контрольный узел, затягивается вся конструкция.
  5. Недостатком такого соединения (без контрольного узла) является постоянная проверка его на прочность. Это связанно с возможностью узла проскальзывать.

Затягивающаяся удавка

Для временного крепления веревки к плавающим в воде предметам, часто используется затягивающаяся удавка. Надежность этому креплению, придает невозможность выскальзывания ходового конца веревки из самой конструкции.

  1. На веревке делаются две петли (приблизительно равного размера).
  2. Ходовая часть, в несколько витков, обносится вокруг них.
  3. После, остаток ходового конца, заводится в петельку (расположенную по ходу коренной части веревки).
  4. Подтягивая за низ петли, зажимается.

Такая удавка применяется при креплении канатов к различным береговым предметам и легко распускается, потянув коренной конец, затянув петлю.

Как завязать обычную удавку

Обычный узел удавка легко вяжется. По своей сути, это с открытой петлей, выполненной на длинном конце веревки.

Простая удавка вяжется по следующей схеме:

  1. Формируется на конце троса петля.
  2. Через нее продевается петля (открытая), сделанная на коренной части.
  3. Для затягивания, накидывается на нужный предмет.

Такие простые в вязании удавки, часто используют охотники, ловя животных. Ими, так же удобно делать перевязку при упаковке посылок.

Похожим, по схеме работы, на обычную удавку, является морской удавка. Отличие в вязании заключается лишь в количестве витков, делающихся вокруг петли. Схема, как вязать такай узел, показана на видео.

Сооружение переправы с помощью удавки

В пеших туристических походах, часто приходится переправляться через различные преграды (речки, возникшие после ливней препятствия, овраги), транспортировать получивших травму (заболевших) членов группы. Одним из способов это сделать, установить простую, навесную съемную переправу.

Для этого понадобится:

  • Основной грузовой строп (10-12 мм в диаметре). По нему будет передвигаться участник (груз) через препятствие. Длинной она выбирается на 5-6 м больше расстояния между предполагаемыми опорами.
  • Трос диаметром 10 мм для дополнительной страховки. Он должен быть длиннее двойного расстояния препятствия, приблизительно на 10 м.
  • Приспособление для уменьшения износа грузового троса.

Место для переправы следует выбирать с учетом:

  • более высокого исходного участка (переправа должна производиться под наклоном);
  • надежных опор для крепления грузовой веревки по обеим сторонам преграды (деревья, камни и т. п.);
  • минимальная ширина препятствия в месте переправы;
  • возможности переправиться одному из участников группы на другую сторону, недалеко от предполагаемого места установки переправы.

Для вязки стропа на опоре, используется узел удавка. Что бы крепление было надежным, следует соблюдать следующие правила:

  • все места перехлестов петли из веревки должны соприкасаться с корой дерева;
  • удавку рекомендуется использовать только для вязания вокруг подходящих деревьев;
  • ствол следует подбирать более 20 см в диаметре.

Крепить трос за кусты, камни, группу стволов молодых деревьев, следует при помощи «простого штыка».

Узел удавка, идеально подходит для создания съемной переправ благодаря простоте вязания, хорошей надежности, возможности легко развязать узел под нагрузкой.

Удавка со шлагом

Для более надежного крепления используют удавку с одним (несколько) шлагом.

Наличие такого приспособления препятствует сползанию узла при буксировке (подъеме) бревен, других длинных предметов, установке рангоута.

Способ вязания:

Такие узлы легко навязываются и распускаются при необходимости, в то же время, обладая отличной надежностью при приложении тяги.

Карабинная удавка

Узел карабинная удавка, не относится к числу наиболее популярных соединений, хотя и является одним из самых надежных креплений. Это обусловлено некоторой сложностью при завязывании узла (особенно для новичков), узконаправленном применением карабинной петли. Она применяется в альпинизме для создания разного рода связок, при креплении веревки (путем удавки) к предметам на местности (дереву, камню, различным конструкциям).

Вяжется следующим образом:

Такое закрепление обеспечивается продергиванием фала через карабин, с последующим затягиванием узла при нагрузке коренного конца веревки. Используя это соединение можно легко вытащить застрявший автомобиль.

Применение удавки в рыбалке

Поскольку петля (удавка) является самозатягивающимся узлом, такой способ крепежа в оснащении рыболовных снастей используется не настолько часто, по сравнению с другими рыболовными монтажами. Это обусловлено конструктивными особенностями узла. Он хорошо работает только в условии приложения постоянных нагрузок. В моментах рывкового характера нагрузи, есть опасность его развязывания, что неизменно приведет к потере снастей и улова.

Учитывая легкость и быстроту исполнения этого крепежа, простоту при развязывании, он часто применяется рыбаками для привязывания веревки к якорю или грузу, лодки к причалу, изготовления макушатника.

Применяя удавку при вязании крючка к основной леске, необходимо учитывать из какого она материала сделана. Формируя узел на флюорокарбоне или плетенке нужно не забывать, что это довольно скользкий материал.В следствии чего, узел будет легко развязываться.

Важно помнить, что применять удавку в рыбалке целесообразно лишь в тех случаях, когда есть необходимость в постоянной нагрузке. В противном случае. Узел будет подвержен самороспуску. Это особенно характерно для более простых вариантов удавок.

ГБПОУ «Шахунский агропромышленный техникум»


[Секция туризм]

Туристические узлы

Педагог дополнительного образования

Воронцова Оксана Владимировна


ВВЕДЕНИЕ

Узлов существует достаточно много. Как пишет Л.Н. Скрягин вкниге «Морские узлы», американец К. Ашлей собрал и описал около 700 их видов. Очевидно, что знать и уметь вязать такое количество узлов просто невозможно, да и нет необходимости.

К туристическим узлам предъявляются определенные требования, продиктованные практикой их применения. Туристические узлы должны: завязываться просто (легко запоминаться); не развязываться самопроизвольно под нагрузкой или после её снятия; не «ползти» при переменных нагрузках; не затягиваться «намертво» без необходимости; соответствовать своему назначению. Кроме того, если есть сомнения в правильности вязания узла, лучше от него отказаться и использовать другой узел, хорошо вам известный.

Каждая веревка, канат, шнур и т.п. имеют свою прочностную характеристику. Правда, когда мы привязываем оттяжку палатки к дереву, то вряд ли думаем о прочности веревки, используемой для этих целей. Совсем другое дело, когда речь идет о веревке, которой связываются, скажем, альпинисты во время восхождений и которая используется для страховки. В этом случае ее прочностные характеристики имеют важное значение. Поэтому нелишне будет сказать, что все узлы значительно ослабляют прочность веревки. Например, узел «восьмерка» - на 25%, узел «булинь» - на 30%, ткацкий - на 35%. Другие узлы уменьшают прочность веревки примерно в таких же пределах. Кроме того важно знать, что мокрая веревка снижает свою прочность на 10%, почти на 30% снижается прочность веревок при температурах, близких к 30° мороза. Наполовину уменьшается прочность веревок грязных, старых, сушившихся на солнце и с нарушенной внешней оплеткой.

Чтобы грамотно вязать узлы, конечно, нужна практика. Тот, кому это нужно, будет тренировками закреплять свои навыки. Ведь не все узлы вяжутся просто. Есть очень удачные узлы, но трудные для запоминания. Вообще, способность вязать узлы очень индивидуальна. Кому-то несложный узел придется долго запоминать, а кто-то узел со сложным рисунком будет вязать с первого раза.

ВЕРЕВКА

Веревка для динамической страховки (страховочная веревка). Стандартная, предназначенная для динамической страховки в альпинизме и скалолазании капроновая веревка, диаметром сечения 10-12 мм. Глухой рывок амортизации 80 кГ груза, (гири) на веревке, при его срыве в пустоте, на максимальном возвышении над точкой закрепления веревки не должен превышать 1300 кГ. Гарантированная прочность веревки должна быть не менее 2000 кГ. Динамическая веревка не должна подвергаться большим длительным нагрузкам, в частности, на навесной переправе и т.п.

Перильная веревка. Применяется для навески опорных и страховочных перил, навесных переправ, для работы с тяжелыми объектами. Используется жесткий тип основных веревок круглого сечения, диаметром не менее 10 мм, с гарантированной прочностью не менее 1000 кГ по техническому паспорту. Перильная веревка должна иметь прочную, износостойкую защитную оплетку.

Вспомогательная веревка. Веревка для вспомогательных действий. Применяется для передачи конца основной веревки и для ее дистанционного снятия, для транспортировки рюкзаков и малых грузов общим весом не более 30 кГ и др. Применяется капроновая веревка круглого сечения, диаметром не менее 8 мм.

Репшнур. 6-8 мм капроновая веревка круглого сечения с защитной оплеткой. Применяется для схватывающих узлов и для вспомогательных целей.

Не допускается веревка, имеющая изношенную оплетку, разрывы или так называемую грыжу (выпирание сердечника), веревка, имеющая обожженные или оплавленные участки на рабочей части, веревка, испачканная краской, битумом, смолой и др. материалами и др.

Не допускается нестандартная веревка с особо скользкой оплеткой (фторопласты, полиэтилен и др.), даже если по прочности она соответствует стандартной, крученая веревка без оплетки, и др.

Веревка, поврежденная на дистанции соревнования (частично или полностью перебита, перерезана, сорвана оплетка и т.п.), немедленно изымается у команды, и возвращается после окончания ее работы на дистанции.

Как исключение, можно пользоваться, как самостоятельными веревками, ее неповрежденными частями, или как составной веревкой, заблокированной в месте разрыва одним из узлов6 среднего, встречный, встречный восьмеркой, грейпвайн.

Свойства некоторых, применяемых на соревнованиях, веревок:

А) Веревка "Шнур рыболовный" пр-во ОАО "Тюменьсетеснасть". Прочность веревки разного диаметра сечения и узла ее соединения:

Веревка сечением 10 мм часто применяется как перильная и страховочная, для работы в полиспасте и др. Веревка сечением 8мм применяется, как вспомогательная. Веревка сечением 6-8 мм (репшнур) применяется для вязки схватывающих узлов. Веревки сечением 12 и 16 мм, если это не оговаривается условиями соревнования, применяется только в судейских системах оборудования этапов. При этом 16 мм веревка может заменять двойную, 10-11 мм веревку.

Б) Механические характеристики страховочной и перильной веревки:

Страховочная

Перильная

Рыболовная

Веревка альпинистская 11 мм. Фирма "ТЕКС-плюс".

Веревка перильная 10,5 мм, для МЧС. Фирма АО Мари НПО.

Веревка рыболовная 10мм, ОАО "Тюменьсетеснасть".

ВЕРЕВОЧНЫЕ УЗЛЫ

По предназначению ВУ подразделяются на узлы:

    для связывания веревок;

    для пристегивания конца веревки к карабину;

    для закрепления веревки на опоре или на транспортируемом предмете;

    для привязывания веревки к участнику (на настоящий момент практически не применяются);

    специальные фиксирующие (схватывающие) узлы;

    узлы трения для спуска по веревке или спуска веревкой тяжелого груза.

На соревнованиях ВУ применяется ограниченный набор узлов, в строгом соответствии с областью их безопасного и оптимального применения. Особые требования к ВУ предъявляются в цепи страховки и в системах больших нагрузок.

Общие требования: Узел в рабочем положении должен соответствовать стандартной форме и быть затянут. В нем не должно быть неправильных перехлестов веревок "крестов". Длина свободных концов узла из одинарной веревки должны быть не менее 50 мм, из двойной веревки не менее 80 мм. Свободные концы стационарно работающих узлов должны быть примотаны к веревке узла изолентой, скотчем или др. аналогичным материалом.

Узлы для связывания веревок одинакового сечения

Применяются:

    встречный;

    встречный восьмеркой;

    грейпвайн;

    шкотовый на проводнике (с контрольным узлом);

    брамшкотовый на проводнике (с контрольным узлом);

Рис. 1. Узлы для связывания веревок одинакового сечения

Узлы для связывания веревок разного сечения (веревка и репшнур; веревка и лента; одинарная и двойная веревка).

Применяются:

    шкот на проводнике;

    брамшкот на проводнике;

    академический;

    академический на проводнике;

    соединение проводников карабином.

Проводник вяжется на более толстой веревке.

Рис. 2. Узлы для связывания веревок разного сечения

Узлы для наращивания веревки на спасработах (двойной, одинарной) при спуске пары "пострадавший + спасатель" (спасработы).

Применяется:

    шкот на проводнике первой веревки;

    брамшкот на проводнике первой веревки (веревкой наращивания вяжется контрольный узел);

    соединение проводников карабином (с муфтой).

Для связывания лент и ремней применяются узлы: встречный, встречный восьмеркой .

Узлы для передачи конца веревки с помощью вспомогательной веревки (репшнура). Применяются: шкот или шкот на проводнике передаваемой веревки, без контрольных узлов.

Узлы для крепления навесной переправы:

а) На опорах круглого сечения (деревья, сваи, трубы, балки и др.), на исходном берегу применяется карабинная удавка (Рис. 3 п-5). К проводнику карабина пристегивается веревка для дистанционного снятия переправы.

б) На целевом берегу вяжется: стремя, тройное стремя, двойной и тройной штык, двойная карабинная удавка с защемлением (рис. 3).

Рис. 3. Узлы для крепления навесной переправы

в) На целевом берегу допускается разнесение узла на опорах (рис. 4). Веревкой делается 2-3 охвата одного дерева, затем, на другом дереве или толстой ветке и вяжется конечный узел (стремя или штык).

Рис. 4. Узлы для крепления навесной переправы

г) Карабинная удавка на судейском карабине. Вяжется на карабине исходного берега, для дистанционного снятия переправы. Проводник удавки вяжется из двойной веревки. Судейский карабин ориентируется к проводнику удавки острым углом, чтобы проводник не проскочил в карабине.

д) Карабинный узел крепления переправы (Тройной УИАА): Вяжется на карабине пристегивания переправы к точке на целевом берегу (рис. 5).

Рис. 5. Карабинный узел крепления переправы

Узел легко вяжется, не ползет и не затягивается и легко развязывается при снятии даже сильно натянутой переправы. Он вяжется одинарной и двойной веревкой. При сильных натяжениях (чтобы не клинилась муфта карабина) он вяжется на двух сложенных карабинах. Узел завершается контрольным узлом (простым, полугрейпвайном, но лучше стремечком). Он может быть завязан заранее на командном карабине, и пристегнут к судейской точке крепления переправы.

На навесной переправе запрещается:

1. Во избежание среза веревки переправы при ее большом натяжении на узлах крепления запрещается применение контрольных шайб из тонких металлических пластин и шайб с острыми краями.

2. На переправе с сильным натяжением, во избежание порчи веревки, не рекомендуется применение узла стремя на карабине.

Узлы крепления горизонтальных и наклонных перил применяются: проводник, проводник восьмеркой, стремя, двойной штык, карабинная удавка, карабинная стяжка .

а) Карабинная стяжка. Представляет карабинный полиспаст из конца перильной веревки. Вяжется в начале или конце перил. Предназначена для натяжения и придания необходимой жесткости перил.

Способ завязывания: После закрепления одного конца перил, в противоположном пункте перильной веревкой охватывается опора (дерево или карабин). Затем, в 1,5-2 м от опоры, на перилах вяжется проводник и к нему пристегивается карабин. Перильная веревка, после охвата опоры, проходит через этот карабин и образует простейший полиспаст, который, усилием 1-2 участников, стягивается к опоре и фиксируется на ней одним из стандартных узлов крепления. Такой затянутый полиспаст заменяет узел крепления.

Для крепления вертикальных перил применяется:

а) На подъеме применяется проводник или проводник восьмеркой с карабином. К судейской петле и к судейскому проводнику перила пристегиваются карабином. На дереве перила закрепляются карабинной удавкой или узлом булинь . Особое условие: При креплении узлом булинь обязательно вяжется контрольный узел. К петле булиня нельзя пристегиваться самостраховками, вешать на нее рюкзаки и тяжелые предметы, пристегивать другие перила.

Рис. 6. Для крепления вертикальных перил

б) На спуске - применяется карабинная удавка . Для дистанционного снятия веревки с опоры вспомогательной веревкой.

Для пристегивания веревки к карабину применяются: проводник, проводник восьмеркой, двойной проводник, узел среднего.

Узлы в страховочной системе участника

а) Узлы карабина самостраховки:

а1) Проводник или проводник восьмеркой (рис. 7; п. 1). Вместо контрольного узла свободный конец проводника приматывается к веревке изолентой или скотчем. Для фиксации карабина в штатном положении его иногда приматывают к проводнику изолентой или скотчем.

Рис. 7. Узлы карабина самостраховки

а2) Проводник со стремечком (рис.7; п. 2). Петлю проводника делают несколько большего размера и из нее вяжут стремечко, которое одевается на карабин и затягивается на коренной вершине карабина.

а3) Грейпвайн-удавка (рис. 7; п. 3). Для крепления карабина самостраховки применяется простой и надежный узел, который представляет, затягивающуюся на карабине петлю, фиксируемую половиной узла Грейпвайн.

б) Двойной булинь блокировки ЛСС . Применяется для блокировки ЛСС старого типа, состоящих из отдельных грудного пояса и беседки. При вязке одно кольцо узла охватывает беседочную петлю, другое петли грудного пояса. Из свободных концов узла делаются две самостраховки.

К верхнему кольцу узла пристегивается карабин динамической страховки. К нижнему - все средства подвески участника на перилах (восьмерка, каретка и др.).

Предостережение: Недостаточно затянутый ДБ, а так же ДБ из веревки со скользкой оплеткой, под нагрузкой может выворачиваться или ползти. При узком грудном поясе это приводит к сжатию груди (к удушению). При длительной работе булинь сильно затягивается, и его трудно развязать.

в) Обвязка грудная . Обвязывание груди участника концом или отрезком веревки для страховки на склонах не круче 50°. Вяжется при отсутствии ЛСС. Веревка охватывает грудь участника и завязывается спереди (на вдохе) узлом булинь. Холостой конец узла делается такой длины, чтобы охватить в виде лямок плечи участника и завязать на груди контрольным узлом (полуткацкий или полугрейпвайн), чтобы он упирался в булинь. Если он вяжется из отрезка веревки, из его основного конца делается самостраховка.

На соревнованиях ТМ, если это не оговорено особо, не применяется.

Контрольные узлы

Служат для подстраховки (контроля) основного узла (Рис. 8). Применяется: полуткацкий (обычный КУ) и полугрейпвайн . На узлах круглых опор (штыковые узлы) применяется контрольное стремечко (стремя, завязанный на веревке перед узлом). Контрольный узел должен быть тщательно затянут.

Из контрольных узлов менее надежным является полуткацкий . Самым надежным является полугрейпвайн . На двойной веревке более удобен и надежен шкотовый контрольный узел .

Рис. 8. Контрольные узлы

Шкотовый контрольный узел (Рис. 8. п-4). Вяжется на двойной веревке узла крепления навесной переправы или (двойных перил, при наращивании двойной веревки на спасработах и т.п. Свободный конец узла проводится между веревок переправы, а затем делается шкотовый охват. При натяжении переправы веревка контрольного узла защемляется между веревок переправы. Этим обеспечивается надежность контрольного узла.

Схватывающие узлы

Специальные подвижные узлы, предназначенные для автоматической фиксации на веревке. В частности: Для натяжения веревки; Для верхней, фиксирующей страховки; Для самостраховки на вертикальной веревке и др.

Обычно СУ вяжутся из замкнутой петли капронового шнура 6-8 мм. Применяются три типа петель:

1. Одинарная замкнутая петля , связанная узлом грейпвайн или встречным узлом (Рис. 9 п.-4). На практике не исключается вязка СУ одним концом.

Рис. 9. Схватывающие узлы

2. Одинарная петля с общим двойным проводником (Рис. 9 п-5).

3. Двойная петля с общим двойным проводником (Рис. 9 п-6). Примечание: Симметричный схватывающий узел из такой петли на одинарной веревке проскальзывает. Для страховки (самостраховки) применять его нельзя.

Следует помнить, что страховка схватывающим узлом применяется только в крайнем случае, когда отсутствуют жумар, кроль и др. стандартное снаряжение.

Прочность петли из нового 6 мм репшнура первого сорта составляет около 400 кГ. По мере эксплуатации ее прочность быстро снижается. Ниже даны основные типы схватывающих узлов:

а) Полусхват - симметричный одно охватный СУ. (Рис. 9, п-1).

Узел хорошо держит на толстом 50 мм канате, стволе дерева, но проскальзывает на одинарной и двойной 10-11 мм веревке.

б) Классический симметричный схватывающий узел (рис. 9. п-2), и усиленный симметричный схватывающий узел (пункт-3). Узел вяжется из веревочной петли одинарного репшнура, сечением 6-8 мм. Узел применяется для фиксации веревки и для страховки на вертикальных перилах, на склонах до 45-50°. На склонах круче 50° прочность одинарной петли становится недостаточной.

ССУ, выполненный из двойной петли 6 мм репшнура (пункт-6) имеет большую начальную прочность 800-1000 кГ, но проскальзывает на одинарной веревке. Он может применяться только на двойной веревке.

в) Австрийский схватывающий узел. Существует две формы узла - прямая (рис. 10 п. 1-2) и обратная (рис. 10 п. 3-4). При прямом варианте схватывающая петля накручивается вверх по перилам, при обратной вниз.

Рис. 10. Схватывающие узлы

Прямой вариант узла обычно применяется для натяжения навесной переправы. В этом случае он вяжется из двойной 6 мм петли или из 8 мм петли. При этом делается 4-6 оборотов петли вокруг веревки.

Обратный вариант узла (рис. 10 п. 2) часто применяется для самостраховки на вертикальных перилах (как симметричный СУ). При этом ограничиваются двумя, максимум тремя оборотами петли вокруг перил.

г) Узел Бахмана (рис. 11). Обычно применяется для силовых операций с веревкой. Для самостраховки применяется редко.

Рис. 11. Узел Бахмана

Надежность схватывания узла на тяге зависит от количества его охватов на веревке. Обычно ограничиваются 4 оборотами.

е) Узел Бахмана с карабинным стоп-вкладышем (рис. 12). Вкладыш значительно повышает сцепление узла на веревке.

Рис. 12. Узел Бахмана с карабинным стоп-вкладышем

Карабин-вкладыш устанавливается так, чтобы в вершине карабина Бахмана находилось не менее двух оборотов схватывающей петли.

ж) Узел Бахмана неполный. (Рис. 13). Первые 2-3 оборота петля охватывает только перильную веревку, а последующие 2 оборота охватывают и веревку и карабин.

Рис. 13. Узел Бахмана неполный

з) Узел "Псевдобахман" (Рис. 14). Все обороты петли охватывают только перильную веревку. Затем петля проводится через карабин. Узел можно завязывать, не отстегивая его от средства тяги, или от участника.

Рис. 14. Узел "Псевдобахман"

Псевдобахман хорошо держит только на натянутой веревке, или на веревке с подвешенным грузом. Узел хорошо держит на металлическом тросе, сечением более 6 мм. На свободно висящей веревке узел не держит и срывается.

и) Узел УПИ (Рис. 15). Оригинальный, достаточно надежный узел. Предложен туристами Уральского Политехнического института, автор А.Ю. Яговкин.

Рис. 15. Узел УПИ

Вяжется как Псевдобахман, затем проводник петли пристегивается к карабину Бахмана. Узел быстро вяжется и применяется для натяжения одинарной и двойной веревки.

к) Схватывающие узлы на двойной веревке с карабинным вкладышем. На двойной веревке СУ, как правило, держат лучше, но при больших нагрузках, на мокрой веревке и особенно ледяной веревке они могут проскальзывать.

Рис. 16. Схватывающие узлы на двойной веревке с карабинным вкладышем

Для исключения проскальзывания между веревками, в центральной точке узла пристегивается карабин, который работает как стоп-вкладыш. При затягивании узла двойная веревка охватывает пруток карабина и образуется упор. В отличие от всех, перечисленных выше, схватывающих узлов, петлю данного узла можно вязать из толстой и даже из основной веревки (8-11 мм). Хорошо работает даже ПОЛУСХВАТ. Это позволяет повысить безопасность работы при больших усилиях тяги. (Разработка автора).

л) Узел Гарда. Двухкарабинный узел Гарда применяется для фиксации веревки, для верхней фиксирующей страховки, ия самостраховки на вертикальных перилах. Так как прочность карабина прочней репшнура, он не перетирается и не перегорает, узел Гарда более надежен.

л1) Страховка Гарда (рис. 17). При верхней фиксирующей страховке два одинаковых карабина пристегиваются коренными вершинами к веревочной петле пункта страховки (не на карабин и не на кольцо). Способ вязки узла показан на рис. 17, пункты 1-2.

Рис. 17. Страховка Гарда

При верхней страховке (рис. 17.3) верхний конец веревки закрепляется в пункте или на страхующем участнике.

При подъеме страхуемого веревка и узел расслабляются. Участник на страховке, удерживая веревку по разные стороны от узла, протягивает ее через карабины. При срыве и зависании страхуемого узел Гарда защемляет веревку. Так обеспечивается фиксирующая, верхняя страховка.

При фиксации двойной веревки делается два узла Гарда (4 карабина). При этом недопустимо перекручивание веревок.

л2) Самостраховка Гарда. Применяется на свободно висящей (не натянутой) по склону или в пустоте перильной веревке. Карабины узла пристегиваются к беседке участника (рис. 17 п-4).

При подъеме узел расслабляется, и участник выбирает через него веревки. При нагружении узла веревка защемляется, и участник фиксируется на перилах.

ОСОБО ОПАСНЫЕ УЗЛЫ

Узлы, склонные к саморазвязыванию при работе с веревкой. Из, известных в спортивном туризме и альпинизме, узлов можно перечислить следующие:

1. Прямой узел. Склонен к развязыванию без контрольных узлов, и даже с контрольными узлами в виде полуткацкого узла.

2. Шкотовый и брамшкотовый , завязанные на незамкнутой петле (не на проводнике). Склонны к развязыванию без контрольных узлов, и даже с контрольными узлами в виде полуткацкого узла.

Узлы 1-2 склонны к выворачиванию и развязыванию при движении узла веревки по перегибам рельефа, при упоре его в карабин страховки, при движении или спуске через узел карабина или устройства спуска.

3. Булинь вертикальных перил. Узел подвержен развязыванию без контрольного узла и даже с контрольным полуткацким , если к петле подвески булиня пристегивается дополнительная тяга или тяжелые предметы, самостраховки участников и др.

4. Булинь грудной обвязки участника. Может развязаться при страховочном рывке, если страховочный карабин пристегивается не к рабочему концу булиня, а к его грудной петле. Выворачивание узла, как в ситуации-3.

5. Узел стремя , завязанный на скользкой круглой опоре или на вращающейся, проворачивающейся вокруг своей оси, балке. Узел как бы развинчивается, разматывается с нее при нагружении веревки.

6. Двойной булинь блокировки ЛСС, с разнесенными на грудь и на беседку, петлями , на ЛСС, имеющих раздельные беседку и грудной пояс. Узел опасен, если он недостаточно затянут или связан из веревки со скользкой оплеткой. При пристегивании к петле узла страховочного карабина или карабина подвески (на жумаре, навесной переправе и др.), при нагружении узел часто проскальзывает и происходит перенос опоры участника с беседки на грудь. При тесном грудном поясе это приводит к опасному стягиванию груди.

7. Схватывающий узел из двойного репшнура . Узел опасен тем, что практически не схватывается на одинарной веревке и не обеспечивает страховки участников на перилах. Особо опасный момент состоит в том, что этот узел рекомендован как надежный и обязательный для страховки на вертикальных перилах во многих туристских рекомендациях и правилах Туристского многоборья. В частности, в методике под редакцией В. Теплоухова, которая признана обязательной для выполнения на соревнованиях по ТМ.

ЛИТЕРАТУРА

    Большаник, П.В. География туризма [Текст]: Учебное пособие / П.В. Большаник. - М.: Альфа-М, 2016. - 304 с.

    Соболев, С.В. Совершенствование тренировочного процесса в спортивном туризме в дисциплине «Дистанции – пешеходные» [Текст]: монография / С.В. Соболев, Н.В. Соболева, С.К. Рябинина. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2014. – 134 с.

    Трухачев, А.В. Туризм. Введение в туризм [Текст]: учебник / А.В. Трухачев, И.В. Таранова. – Ставрополь: АГРУС Ставропольского гос. аграрного ун-та, 2013. – 396 с.

Как вязать узлы для связывания веревок

  • узел легко вяжется;
  • самопроизвольно развязывается — «ползёт», особенно на мокрых, жестких и обледенелых веревках;
  • использование без контрольных узлов недопустимо;
  • при больших нагрузках рекомендуется вставлять в середину узла какой-либо предмет, препятствующий сильному затягиванию (кусок палки, ветки, альпинистский карабин, скальный крюк);
  • прямой узел с петлей называется рифовым узлом, который на практике используется как вспомогательный, не работающий под нагрузкой (например, для затяжки горловины рюкзака).

Ткацкий узел (в, г)

  • узел легко вяжется;
  • используется для связывания веревок одинакового диаметра;
  • обязательны контрольные узлы;
  • может использоваться для связывания рыболовных лесок.

  • узел легко вяжется, хорошо держит;
  • «не ползёт»;
  • под нагрузкой сильно затягивается;
  • используется для связывания веревок любого диаметра (а-г), для лент (д) и сочетаний лента-веревка;
  • удобен для вязания различных петель, оттяжек и т.п.

Узел «встречная восьмерка»

  • надежный узел, хорошо держит;
  • «не ползёт»;
  • вяжется медленно;
  • сильно затягивается;
  • используется для связывания веревок как одинакового, так и разного диаметров.

Шкотовый (а-е) и брамшкотовый (а) узлы

  • надежные узлы, легко вяжутся;
  • под нагрузкой не затягиваются;
  • шкотовый узел используется для связывания веревок одинакового диаметра, брамшкотовый — для веревок как одинакового, так и разного диаметров;
  • обязательны контрольные узлы.

Узел «грейпвайн»

  • надежный и красивый узел;
  • для правильного вязания требуется практика;
  • под нагрузкой сильно затягивается;
  • используется для связывания веревок одинакового и разного диаметров, рыболовных лесок;
  • удобен для вязания петель, оттяжек и т.п.

  • надежный и красивый узел;
  • хорошо держит на мягких веревках и на лентах;
  • сильно не затягивается;
  • трудно запоминается, требует практики;
  • на жестких веревках недостаточно затягивается;
  • используется для связывания мягких веревок одинакового и разного диаметров, лент, капроновых нитей.

  • очень надежный узел;
  • «не ползёт»;
  • вяжется медленно;
  • требует практики;
  • используется на тонких мягких капроновых веревках;
  • на синтетических рыболовных лесках затягивается «намертво».

Обзоры узлов для гор - Материалы

Некоторые узлы

Верёвки одинакового диаметра, как правило, соединяют прямым, рифовым, встречным и ткацким узлами, разного диаметра - академическим, шкотовым и брамшкотовым узлами. Для образования незатягивающейся петли, а также для обвязывания туриста при организации страховки обычно служат "проводник", "восьмёрка" и "булинь" (петлевые узлы).

Для самостраховки при движении по верёвке на подъёме и спуске, при натягивании верёвки для переправы, при подъёме человека или груза применяют "схватывающие" узлы (обмоточный, двойной петлевой, карабинный, Бахмана), которые вяжутся вспомогательной верёвкой (репшнуром) на основной. Такой узел, будучи ослаблен, легко перемещается по основной верёвке в любом направлении, однако при резком приложении нагрузки сразу затягивается и стопорится на верёвке.

Для быстрого и надёжного крепления конца верёвки к дереву, камню или другому крупному предмету используются: "удавка", "штык простой" и "штык двойной", для привязывания оттяжек палаток - палаточный узел, для привязывания двойной нестягивающейся петлёй, а также при вязке носилок - "стремя".

Для динамичной страховки на мягкой, эластичной верёвке применяется узел Международного союза альпинистских ассоциаций (УИАА); при транспортировке пострадавшего незаменим узел, получивший название петли Гарда. Он легко вяжется и надёжен при любом состоянии верёвки.

Завязанные узлы должны быть затянуты, иметь правильный рисунок; на свободных (нерабочих) концах верёвки следует сделать страховочные (контрольные) узелки - они препятствуют проскальзыванию верёвки и самопроизвольному развязыванию узла.











Веревки, узлы, страховка

Веревки, смотанные в одинаковые кольца для переноски через плечо или в рюкзаке(а), в двойные кольца для переноски в рюкзаке и за спиной.

1- для соединения веревок одного диаметра (а - прямой, б - рифовый, в - встречный, г - ткацкий);
2 - для соединения веревок разного диаметра (а - академический, б - шкотовый, в - брамшкотовый);
3 - петлевые (а - "проводника", б - "восьмерка", в - "булинь", две фазы);
4 - "схватывающие" (а - обмоточный или петлевой, б - двойной, в - карабинный, г - Бахмана);
5 - для крепления к дереву, камню (а - "удавка", б - простой и двойной "штык", в - палаточный);
6 - привязывающиеся нестягивающиеся петлей (а - привязочный, б - стремя);
7 - для динамической страховки (а - Междунар. союза альпинистской ассоциации, б - петля Гарда);
8 - контрольные узелки.

1 - импровизированные (а - грудная обвязка узлом "булинь", б - грудная обвязка узлом "проводника" на основной веревке с подтяжками из двойного репшнура, в - грудная обвязка шкотовым узлом из двойного репшнура, г - "беседка" из петли основной веревки и карабина);
2 - альпинистский страховочный пояс Абалакова (а - в качестве грудной обвязки, б - в качестве "беседки"); 3 - подвесные системы (а - с раздельными грудной обвязкой и "беседкой", б - с конструктивно связанными грудной обвязкой и "беседкой").

Борис Маринов - Проблемы безопасности в горах - Материалы

Меры безопасности при использовании альпинистских веревок и узлов

Использование альпинистских веревок при движении по скалам требует применения различных узлов, отличающихся по способам вязки и назначению. В совершенстве владеть техникой вязки узлов, уметь применять их в необходимых случаях должен каждый горовосходитель.

Совершенствование узлов — постоянная тенденция в многолетней истории мирового альпинизма. В связи со значительным улучшением материальной базы и техники горных восхождений эти вопросы в последние годы приобретают все большую актуальность. Ряд авторов в своих работах рассматривают виды узлов, технику их вязки и применения, свойства различных узлов.

По нашему мнению, выбор видов узлов не может быть случайным делом, он должен производиться с учетом главным образом применимости их на практике, безопасности (прочность, отсутствие опасности саморазвязывания и затягивания, удобство при работе), легкости завязывания. Наши исследования (М. Минев, Б. Маринов, 1961—1968) посвящены физико-механическим свойствам узлов веревок из синтетических материалов в различных условиях, видам узлов, их надежности и степени использования альпинистами разной квалификации. На основании исследований нами предложены узлы, которые, по нашему мнению, следует изучать для практического применения.

Исследования осуществлялись по следующей методике. Мы провели испытания на прочность с помощью специальной установки “Амслер”, дающей нагрузку в 10 тонн. При всех испытаниях на прочность веревок и узлов нагрузки давались статические (постепенно), при одинаковой и равномерной скорости увеличения — 10 кг/сек. Основные прочностные характеристики показаны в табл. 43. Три различных вида веревок, подвергнутых испытаниям, были новыми и, естественно, сухими; температура воздуха при этом равнялась плюс 20°.

Таблица 43. Физико-механические свойства альпинистских веревок в различных условиях

Серия опытов Тип и сечение веревок Разрывное усиление, кг Удлинение при разрыве, % Сила по сравнению с I серией, % Удлинение по сравнению с I серией, %
I — сухая веревка, t= +20°
14 мм, плетеная
10 мм, спусковая
1620
1700
810
38,0
41,0
38,3
100
100
100
100
100
100
II — мокрая веревка, t== +20° 12 мм, прямые волокна в оплетке
14 мм, плетеная
10 мм, спусковая
1560
1650
785
39,5
42,2
39,0
96,5
97,4
97,0
101
103
102
III — замерзшая, мокрая ве ревка, t = —30° 12 мм, прямые волокна в оплетке
14 мм, плетеная
10 мм, спусковая
1170
1180
590
27,0
32,2
27,1
72,4
69,6
72,9
71,0
78,8
71,0

Для всех видов веревок и узлов были проделаны три серии исследований, состоявших из четырех нагрузок на разрыв. Каждая серия имела задачу получить данные о физико-механических свойствах веревок и узлов в условиях, часто встречающихся в альпинистской практике. Например, I серия проводилась в благоприятных условиях, приближенных к летним восхождениям на скалы (температура воздуха плюс 20°, низкая относительная влажность воздуха и, естественно, сухая веревка). II серия была приближена к условиям летних восхождений в дождливую погоду (температура воздуха плюс 20°, но веревка бралась намокшая: перед этим 2 часа находилась в ванной с водой). III серия содержала основные элементы условий зимних восхождений (веревка 12 часов лежала в холодильнике при температуре минус 30°, а до того находилась 2 часа в ванне с водой).

Эксперименты по исследованию физико-механических свойств узлов обвязки альпинистов проводились в условиях, приближенных к действительной обстановке восхождений. С этой целью веревочная петля, образованная после узла, была повешена на две опоры одного натягивающего механизма машины, а длинный рабочий конец веревки шел к другому натягивающему механизму. При натяжении был сохранен угол обвязывающей петли по отношению к точке узла в 30°.

Чтобы устранить влияние возможных объективных факторов, при испытании прочности узлов для связывания двух веревок мы использовали концы одной и той же веревки. При этих опытах мы сохраняли одно и то же расстояние между натягивающими механизмами машины (длина веревки 40 см, рис. 19).

Кроме описанных опытов, мы провели наблюдения над 240 начинающими альпинистами и более 460 участниками республиканского технического смотра и альпиниад в различных горных массивах.

Провели и анонимный опрос 100 альпинистов различной спортивной квалификации. Им был задан вопрос: “Какие узлы вы используете чаще всего при восхождениях и почему?”

Таблица 44. Физико-механические свойства узлов, завязанных на веревках, находившихся в различных условиях температуры и влажности

Результаты исследований показывают (см. табл. 43), что намокание (пропитывание водой) веревки при нормальных температурных условиях незначительно влияет на ее удлинение: то есть она чуть больше растягивается при испытании на разрыв, а прочность на разрыв чуть понижается. Это можно объяснить уменьшением взаимного трения между волокнами в мокрой веревке, вследствие чего разрыв отдельных волокон происходит неравномерно.

Прочность и растяжение замерзшей пропитанной водой веревки значительно уменьшаются. Причина кроется главным образом в присущей синтетическим материалам хрупкости и в наличии ледово-кристаллических структур между волокнами веревки.

Прослеживание эффектов, вызываемых намоканием и замерзанием веревок, позволяет уяснить и “поведение” узлов, завязанных на этих веревках. Результаты исследований физико-механических свойств узлов, сделанных на различных видах веревок, приведены в табл. 44. Они указывают на изменения качеств проверявшихся узлов в определенных сериях, характеризующих различные условия восхождения.

В сравнении с узлами, завязанными на сухой веревке при температуре плюс 20° и небольшой влажности воздуха (I серия опытов), узлы, находившиеся 2 часа в воде (II серия), понизили свою прочность. Так, булинь теряет от 3 до 3,7% прочности, двойной булинь — от 1,4 до 4%, проводника — от 2,2 до 3,7%, рифовый — от 1,9 до 2,5%, двойной рифовый — от 0,4 до 4,5%, ткацкий — от 3 до 3,7%, брамшкотовый, завязанный из веревок разного сечения, — от 1,8 до 3,5% и одинакового сечения — от 2,5 до 2,7%, схватывающий — от 2,5 до 4,2%. Будучи выраженным в абсолютных показателях — килограммах, уменьшение прочности узлов, завязанных на мокрых веревках, составляет в среднем 15—50 кг, что практически не имеет решающего значения для безопасности альпинистов.

Серьезные изменения физико-механических свойств и особенно прочности узлов наблюдались в третьей серии опытов, после того как они находились 2 часа в воде, а затем при температуре минус 30° — в холодильнике. Полученные нами данные показывают, что узлы, завязанные на мокрой замерзшей веревке (при температуре — 30°) заметно теряют в прочности по сравнению с узлами на сухих и мокрых веревках. Так, булинь снижает прочность на 27,5—31,5%, двойной булинь — на 26,8— 31,5%, проводника — на 27,3—29,1 %, брамшкотовый, связанный из веревок разного сечения, — на 21%, а из веревок одинакового сечения — на 26—29,9%, схватывающий — на 21,4—27,7%.

Такое уменьшение прочности узлов, завязанных на замерзшей веревке, которое достигает в абсолютных показателях 450 кг, нужно считать серьезным изменением их физико-механических качеств. Оно превышает по абсолютным показателям общую прочность некоторых узлов (схватывающего, брамшкотовых), завязанных из различных по толщине веревок. Эти данные, характеризующие физико-механические свойства узлов и веревок, подвергшихся воздействию дождя и низкой температуры, имеют большое значение для альпинистской практики, особенно для зимних восхождений, и должны учитываться альпинистами.

Интересные для практики результаты получены при сравнении показателей прочности узлов и самой веревки, на которой они были завязаны (см. табл. 44). Исследования показали, что веревки, на которых имеются узлы, в сравнении с прямыми веревками (без узлов) в значительной степени снижают свою устойчивость на разрыв. Так, для узлов, сделанных на сухой веревке, снижение прочности составляет 20—32,7%, на мокрой — 19,8— 35,2%, а на мокрой замерзшей — 39,5—47,8%.

Уменьшение номинальной прочности веревок с узлами можно объяснить комбинированным силовым воздействием, возникающим при натяжении на разрыв, срезанием и перегибом отдельных волокон в районе узла, а при мокрой и промерзшей веревке — также под влиянием кристаллов льда между ними.

Эти данные показывают, что узлы из синтетических веревок имеют более положительные характеристики прочности, чем узлы из пеньковых (Е. Казакова установила, что узлы из пеньковых веревок на 45—65% менее прочны, чем сами веревки). Но независимо от этого уменьшение прочности очень велико, что следует учитывать альпинистам при восхождениях в неблагоприятную погоду.


Результаты анонимного опроса альпинистов показывают (рис. 20), что из узлов для обвязывания с помощью основной веревки чаще всего используется булинь с подтяжками (85%). Это же подтвердили наблюдения за участниками республиканского смотра технической подготовки, в ходе которого 95,5% из 130 альпинистов обвязывались с помощью этого узла.

Если посмотреть статистику использования узлов альпинистами различной квалификации, то увидим, что мастера и заслуженные мастера спорта единодушны в выборе узлов, которыми привязываются к основной веревке (87,5% применяют булинь с подтяжками и 12,5% —грудной пояс). Они не прибегают к узлу проводника. Все это очень показательно, так как большой практический опыт, накопленный в течение более чем 10 лет борьбы с трудностями альпинистских восхождений, научил их отличать безопасное и удобное от небезопасного и не необходимого (рис. 21).

В группах других разрядов больше разнообразия в предпочтительном выборе узлов, хотя во всех категориях наибольший процент альпинистов использует булинь. Определенная закономерность прослеживается в предпочтении двойного булиня и булиня, применяемых вместе (правда, оно снижается с повышением квалификации альпинистов), а также—пояса (последнее увеличивается с повышением спортивной квалификации).

Применение булиня в альпинистской практике вызывается следующими соображениями:

а) узел отличается прочностью (по данным Е. Казаковой, предельная прочность его составляет 55% прочности пеньковой веревки). Наши опыты показывают, что при сухой веревке узел рвется в месте завязывания при нагрузке 1310 кг в I серии опытов (рис. 22, а), 1265 кг — во II серии (рис. .22, б) и 915 кг — в III серии (рис. 22, в).



Показатели прочности этого узла не меняются в зависимости от длины веревки. Разрыв происходит от взаимных скачкообразных нагрузок на витки, составляющие узел, что зависит от изменения их силы;

б) булинь удобен для завязывания непосредственно на груди; кроме того, он позволяет легко регулировать ширину грудной обвязки.

Узел двойной булинь, хотя и несколько прочнее булиня, применяется значительно меньшим числом опрошенных альпинистов (3 и 3,1% в ходе республиканского технического смотра). Предел его разрыва на 30 кг выше, чем у булиня для веревок I серии опытов (рис. 22, а), на 20 кг — для веревок II серии (рис. 22,6) и на 35 кг— для веревок III серии (рис. 22, б). Это можно объяснить наличием больших радиусов изгибов веревки в узле, что уменьшает эффект срезывания. При нагрузке намотки, составляющие узел, смещаются скачкообразно, но со значительно более низкими силовыми интервалами, чем при узле булинь.

Причины меньшего предпочтения двойного булиня следующие:

а) узел трудно завязать и развязать;

б) частые ошибки при его вязке могут привести к стягиванию грудной петли и удушению в случае зависания на веревке;

в) надевать грудную обвязку через голову альпинистам неудобно, особенно если за плечами рюкзак;

г) трудно регулировать ширину обвязки. Все авторы причисляют узел проводника к группе узлов для обвязывания альпиниста с помощью основной веревки, но у нас он почти не используется с этой целью. Более часто его применяют при оказании помощи пострадавшему, при изготовлении различных средств транспортировки и т. п.

Причины отсутствия приверженцев этого узла следующие:

а) при нагрузке его трудно развязать;

б) после разрыва узел не распадается, а превращается в затянутую петлю;

в) при крестообразном пересечении витков, составляющих узел, его прочность дополнительно уменьшается на 20—32%.

Все сказанное дает нам основание отнести узел проводника к группе дополнительных узлов.

Грудной страховочный пояс как средство связывания с основной веревкой предпочитают 6% опрошенных альпинистов и 1,4% участников первого республиканского смотра. Сделанный из широкой прочной ткани или из четырех соединенных друг с другом петель веревки, страховочный пояс позволяет устранить некоторые недостатки грудной обвязки из основной веревки, увеличивает прочность системы страховки и улучшает распределение динамического удара при падении. Легко застегивается и снимается, не уменьшает рабочей длины веревки и может быть использован для устройства обвязки — сиденья и других целей. Только нехваткой поясов можно объяснить небольшой процент случаев их применения.

Из группы узлов для соединения двух веревок альпинисты чаще всего используют рифовый двойной (32%) и одинарный (26%). Эти узлы, взятые вместе, предпочитают 14% опрошенных, среди которых большинство составляют альпинисты отдельных разрядных групп (рис. 23).

Изучение физико-механических свойств этих узлов дает интересные данные для их практического использования. Так, рифовый узел имеет хорошую прочность. Его разрыв сопровождается сильным взаимным сдавливанием частей, составляющих узел. Допускаемая некоторыми альпинистами ошибка при использовании рифового узла для соединения двух веревок разной толщины крайне опасна. Наши опыты подтвердили данные Е. Казаковой, что прочность таких узлов уменьшается более чем на 50% по сравнению со связывающими веревками одинаковой толщины; в первом случае разрыв узла происходит в результате перерезания толстой веревки более тонкой. Это особенно часто происходит с плетеными и замерзающими веревками. А двойной рифовый узел, сделанный из веревок одинаковой толщины, устраняет разрушительный эффект тонкой веревки.


Ткацкий узел (для связывания концов веревок одинаковой и разной толщины) использовали 9% опрошенных, а вместе с одинарным и двойным рифовым — 8%. Этот узел не применяется значкистами “Альпинист НРБ”. С повышением спортивной квалификации альпинистов увеличивается и процент предпочтения ткацкого узла. Среди перворазрядников оно составляет 20,7%.

Подвергаясь нагрузке, этот узел еще при небольших усилиях смещается вследствие соскальзывания составляющих его витков. Такое смещение, достигающее иногда 25 см, наиболее часто происходит на мокрой веревке кабельного типа. Разрушение узла наступает при стягивании составляющих его витков, а может произойти и от разрыва. Изменения в узле при нагрузках весьма опасны, особенно если веревки из синтетических материалов и отсутствуют контрольные узлы.

Брамшкотовый узел, применяющийся для связывания веревок разной и одинаковой толщины, хотя и пользуется предпочтением у некоторых альпинистов, не включен в учебные программы и не изучается, потому что по своему назначению дублирует двойной рифовый узел. Надежность и легкость завязывания брамшкотового узла определили его включение в учебные программы подготовки кадров инструкторов и высококвалифицированных альпинистов. Об этом же говорит и значительный процент (12,5) мастеров спорта — инструкторов по альпинизму, которые чаще всего используют его в своей практике.

Анкетные данные показывают, что из группы вспомогательных узлов альпинисты используют схватывающий узел (60%) , стремя (4%) или оба узла вместе (34%). Причем 100% мастеров и заслуженных мастеров спорта чаще всего применяют схватывающий узел, и это не случайно. Ценное свойство схватывающего узла — затягиваться при натяжении—делает его незаменимым для страховки при движении по перилам, спуске и подъеме по веревке, при спасательных операциях (рис. 24).

Хотя при статических нагрузках (на разрыв), что весьма характерно для схватывающего узла, он показывает хорошие физико-механические качества (см. табл. 44), применять его для самостраховки при спуске по веревке опасно в следующих случаях:

а) когда толщина вспомогательной веревки, из которой связан схватывающий узел, равна толщине спусковой веревки или больше ее, узел не затянется;

б) при мокрых и обледенелых веревках затягивание узла при нагрузках затруднено, а в некоторых случаях и невозможно;

в) когда вспомогательная веревка, из которой завязан узел, сделана из синтетического материала с прямыми волокнами, его затягивание бывает слабым, а иногда и невозможным;

г) в результате трения о спусковую веревку (из синтетического материала) значительной площади узла, сделанного из капронового репшнура, в момент торможения на высокой скорости может произойти его оплавление. Для синтетических материалов температура плавления вследствие трения составляет около 60°. Плавление может произойти и в результате трения веревки в карабине (при спуске по закрепленной веревке на карабине), когда также развивается высокая температура. Поэтому при спуске таким способом веревку следует пропускать через 2—4 карабина, идущих один за другим.

Сравнительно немного перворазрядников прибегают к использованию стремян. Еще меньше приверженцев этого средства среди альпинистов невысокой квалификации. С возрастанием опыта альпинисты начинают лучше понимать, что для них безопасно, полезно и необходимо. Вязку стремян, по нашему мнению, следует применять главным образом при подъемах по закрепленной веревке и при некоторых спасательных действиях, да и то лишь разрядникам и инструкторам альпинизма. Всем альпинистам, однако, надо помнить, что стремена как элемент самостраховки вполне могут заменить самостраховку с помощью петли от основной веревки и узла проводника. Это обусловлено следующими факторами:

1. Стремя легко закрепить в карабине и высвободить из него (в отличие от узла проводника, который, будучи сильно затянутым, требуется разрезать).

2. Обеспечивается надежное закрепление стремени в карабине.

Сопоставление результатов наших исследований надежности самостраховки с помощью узла стремя и петли от узла проводника (см. табл. 45) показывает преимущества первого способа. Различие в абсолютных показателях надежности обоих способов свидетельствует в пользу стремени и колеблется в следующих пределах: 125— 250 кг для веревок I серии опытов, 135—230—для веревок II серии и 95—200—для веревок III серии.

Кроме того, сравнение результатов II и III серий опытов с I серией показывает, что надежность самостраховки с помощью узлов проводника и стремени при мокрых веревках почти одинаковая, но при мокрых и замерзших веревках предпочтение отдается стремени.

Процент надежности стремени оказывается еще более высоким, если оно вяжется из различных видов веревок. Это также подтверждено нашими экспериментами. Различие в этих процентах между самостраховкой с помощью узла проводника и самостраховкой с помощью стремени более благоприятно для второго способа. Для сухих веревок оно составляет от 13,2 до 14,6%, для мокрых — от 13,8 до 14,2%, а для мокрых и замерзших — 11,8%.

3. Узел стремя позволяет легко и быстро изменить длину веревки при самостраховке.

По этим причинам мы рекомендуем всем альпинистам овладеть вязкой узла стремя. При попеременной страховке 65% альпинистов используют главным образом комбинированный метод — через плечо (поясницу) и крюк (скальный выступ). При таком способе первый, самый сильный динамический удар в падении принимает на себя крюк (скальный выступ), а уже потом — страхующий. При отсутствии хорошего протравливания веревки это опасно, так как может привести к разрыву веревки или вырыванию крюка.

Преимущественное использование некоторыми альпинистами способа страховки через плечо имеет известный недостаток. Довольно сильный динамический удар трудно сдержать только руками, даже при хорошо протравливаемой веревке, особенно если страхующий стоит на небольшой площадке, без хорошей опоры для ног, или если положение веревки, ног и тела не соответствует направлению возможного удара.

Таблица 45. Сравнительные данные надежности самостраховки с помощью петли от узла проводника и с помощью стремени

Страховка только через крюк используется сравнительно мало. Новые альпинистские веревки, сделанные из искусственных материалов, обладают большой эластичностью, что помогает погасить часть динамического удара. Здесь необходимость страховки через крюк и с помощью рук в рукавицах обязательна.

Наблюдения показывают, что мастера и заслуженные мастера спорта используют для страховки преимущественно комбинированный способ, и лишь немногие из них прибегают к страховке только через крюк (скальный выступ) или только через плечо (поясницу). Страховка только через плечо (поясницу) характерна для перворазрядников и значкистов “Альпинист НРБ”, а страховка только через крюк (скальный выступ) — для спортсменов II и III разрядов.

Несомненно, что внедрение в практику автоматической страховки внесет коренные изменения в систему страховки в целом.

Важный момент в работе основной веревкой — выдерживание нагрузки при ее изгибе в карабине под углом 180°. Такой изгиб обычно бывает при падении шедшего первым альпиниста, на которого приходится удар вследствие его зависания на веревке, закрепленной на последнем забитом крюке. Различные веревки показывают разные возможности выдержать такой удар:

а) веревка с прямыми волокнами и в оплетке (кабельный тип) в замерзшем состоянии меньше других теряет свои физико-механические качества, что объясняется хорошим распределением усилий между отдельными несущими волокнами и меньшим обледенением;

б) плетеные веревки сильнее теряют свои качества;

в) при данном диаметре карабина (в нашем случае — 10 мм) чем тоньше веревка, тем меньше изменяются ее качества. Это объясняется меньшей неравномерностью распределения нагрузок в целостной структуре замерзшей веревки.

Комбинированное воздействие изгиба веревки в узле, как и влияние ледяной структуры в III серии опытов, дает общее уменьшение несущей способности веревки до 50% от ее первоначального номинала — факт, который следует учитывать всем альпинистам, действующим в зимних условиях.

Веревка, основное средство обеспечения безопасности альпиниста и туриста в горах, может послужить причиной гибели целых связок. Известны случаи, когда поскользнувшийся альпинист срывал всю связку. Это обязывает альпинистов серьезно относиться к страховке и самостраховке, помнить о своей высокой ответственности за здоровье и жизнь товарища, за успех восхождения, быть непримиримым к нарушениям техники и тактики альпинизма, правил безопасности.

Веревка становится причиной гибели товарищей в следующих случаях:

а) при движении с одновременной страховкой по Несложным, но опасным участкам маршрута;

б) при отсутствии страховки на участке, где требуется попеременная страховка;

в) при больших связках (более 4 человек), когда невозможно уследить за движениями и действиями каждого альпиниста;

г) при организации страховки нескольких связок через один крюк.

Нарушения правил во время движения в горах, не приведшие к несчастью, не могут служить основанием, что и так можно действовать, не подвергаясь опасности. Слабости нельзя прикрывать конечным успехом, их надо обнажать, анализировать. Тщательный анализ ошибок во время восхождения или похода следует проводить всегда, а не только в связи с несчастным случаем.


Для преодоления препятствий (спуски, подъемы, переправы, траверсы и т.д.) в путешествиях, особенно горных, применяются веревки, карабины, страховочные системы и различные узлы. Каждому туристу важно знать, как вяжется и где применяется тот или иной узел. Узлы можно классифицировать по их назначению.


1. Узлы для связывания веревок одинакового диаметра: «прямой», «ткацкий», «встречный», «грейпвайн».


2. Узлы для связывания веревок разного диаметра: «академический», «брамшкотовый».


3. Узлы для страховки (незатягивающиеся петли): «простой проводник», «восьмерка», «серединный австрийский проводник», «двойной проводник».


4. Узлы для привязывания веревок к опоре: «удавка», «булинь», «стремя».


5. Вспомогательные узлы: «схватывающий», «стремя».


Узел «стремя» может применяться в двух случаях, но способы вязки будут разные.


«Прямой»:


Узел можно вязать двумя способами: 1. Одной веревкой делается петля (рис. 1, а), а второй веревкой необходимые обороты, чтобы получить узел, как на рисунке 1, б. Ходовые концы должны быть длиной 15-20 см, чтобы можно было завязать контрольные узлы (рис.7, е). Если один ходовой конец будет сверху, а другой снизу, или наоборот, то узел завязан неправильно. Ходовые концы должны выходить либо только сверху, либо только снизу.



Рис. 1. «Прямой»


Две веревки накладываются друг на друга и завязываются два простых узла в разные стороны (рис.1, в, г). Если узлы завязаны в одну сторону, то получается «бабий узел» (рис. 1, д). Далее на концах завязываются контрольные узлы (рис.1, е).


«Ткацкий» узел:


Берутся две веревки одинакового диаметра, накладываются друг на друга, затем вяжется контрольный узел сначала с одной стороны (рис. 2, а), потом с другой (рис. 2, б). Далее узлы стягиваются и на концах завязываются контрольные узлы (рис. 2, в).



Рис. 2. «Ткацкий» узел


«Встречный» узел:


Берем две веревки одинакового диаметра, на конце одной вяжется простой узел (рис. 3, а), затем второй веревкой навстречу ходовому концу первой веревки полностью повторяем узел, чтобы он получился двойным и ходовые концы выходили в разные стороны (рис. 3, б). После этого узел затягивается, контрольные узлы обычно не вяжутся (рис. 3, в).



Рис. 3. «Встречный узел»


Узел «грейпвайн»:


Две веревки одинакового диаметра накладываются друг на друга, завязывается как бы двойной контрольный узел с одной стороны (рис. 4, а), затем то же самое с другой (рис. 4, б). Узлы стягиваются (рис. 4, в). Контрольные узлы не вяжутся. Правильный рисунок узла показан на рисунке 4, г.



Рис. 4. «Грейпвайн»


«Брамшкотовый» узел:


Берем две веревки разного диаметра, из более толстой веревки делаем петлю, а ходовым концом тонкой обкручиваем ее так, как показано на рисунке 5, а, б. Затем узел затягивается, расправляется, и на обоих концах вяжутся контрольные узлы (рис. 5, в).



Рис. 5. «Брамшкотовый»


«Академический» узел:


Берем две веревки разного диаметра, более толстой делаем петлю, а ходовым концом тонкой веревки обкручиваем петлю так, как показано на рисунке 6, а, б. Узел затягивается, расправляется, на обоих концах вяжутся контрольные узлы (рис. 6, в).



Рис. 6. «Академический»


Узел «простой проводник»:


Вяжется одной веревкой, которая складывается вдвое и на конце ее завязывается простой узел (рис. 7, а, б), чтобы получилась петля. Ниже завязывается контрольный узел (рис. 7, в).



Рис. 7. «Простой проводник»


Узел «восьмерка»:


Вяжется одной веревкой. Она складывается вдвое и на конце завязывается узел, напоминающий цифру восемь (рис. 8, а, б). Узел расправляется, затягивается. Контрольный узел не вяжется (рис. 8, в).



Рис. 8. «Восьмерка»


Узел «срединный австрийский проводник»:


Узел вяжется на одной веревке. Веревка берется за середину, затем поворотом на 360° из нее складывается восьмерка (рис. 9, а), вершина которой опускается вниз и протаскивается, как показано стрелкой на рисунке 9, б, чтобы вышла петля. Для того чтобы получился правильный узел (рис. 9, в), нужно растянуть концы веревки в разные стороны. Контрольный узел не вяжется.



Рис. 9. «Срединный австрийский проводник»


Узел «двойной проводник», или «заячьи уши»:


Вяжется на одной веревке. Веревка складывается вдвое, на ней вяжется «пустышка» (рис. 10, а), затягивается (рис. 10, в) и завязывается так, чтобы она развязалась, если дернуть ее за петлю. В том случае, когда «пустышка» будет завязана наоборот, узел «двойной проводник» не получится. Затем нижняя петля проносится, как показано стрелкой на рисунке 10, б, чтобы через нее прошли Две верхние петли, и стягивается за верхние петли к узлу (рис. 10, в).



Рис. 10. «Двойной проводник»


Правильно завязанный узел показан на рисунке 10, г. Необходимо следить, чтобы при завязывании узла не было перехлеста веревок. «Двойной проводник» не имеет контрольных узлов.


Узел «удавка»:


Узел вяжется одной веревкой вокруг опоры. Опора относится сначала ходовым концом, который служит для прикрепления веревки, а затем ее рабочим концом, которым непосредственно пользуется турист (рис. 11, а). Далее ходовым концом веревки делается несколько оборотов вокруг рабочего конца (не менее трех) и завязывается контрольный узел (рис. 11, б). Затем узел затягивается.



Рис. 11. «Удавка»


Узел «стремя»:


Узел вяжется одним концом веревки вокруг опоры. Ходовой конец веревки обносится вокруг опоры, затем вяжется так, как показано на рисунке 12, а. После этого узел затягивается и закрепляется контрольным узлом (рис. 12, б). Если узел «стремя» используется при прикреплении к опоре, он затягивается как можно сильнее, а контрольный узел вяжется как можно ближе к опоре.



Рис. 12. «Стремя»


Узел «стремя» может применяться как точка опоры для ноги при подъеме из трещин. Он удобнее «проводника» и «восьмерки», потому что легче развязывается и его можно завязать даже одной рукой (рис. 13, а, б).



Рис. 13. «Стремя» как опора для ноги.


Узел «Булинь»:


Вяжется одним концом веревки вокруг опоры. Отступив от края веревки нужное расстояние, делают петлю поворотом веревки на 180° по часовой стрелке, затем опора обносится ходовым концом (на рисунке показано крестиком) и конец продевается в образовавшуюся петлю (рис. 14, а). Следующее действие: ходовым концом обносится рабочая веревка и продевается в петлю с обратной стороны (рис. 14, б). Узел затягивается и завязывается контрольный узел (рис. 14, в).


Рис. 14. «Булинь»

«Булинь» может быть завязан и другим способом, с помощью «пустышки». Для этого вместо петли завязывается «пустышка» так, чтобы она развязывалась при рывке за рабочий конец, а не за ходовой. Опора обносится ходовым концом (рис. 15, а). Затем он проносится в петлю «пустышки», и при натягивании рабочего конца петля «пустышки» вместе с ходовым концом проходит через узел (рис. 15, б). На получившемся узле «булинь» остается только завязать контрольный узел (рис. 15, в).



Рис. 15. «Булинь» с помощью «пустышки»


«Схватывающий» узел:


Узел завязывается репшнуром (6 мм) на основной веревке (диаметром 10-12 мм). Репшнур складывается пополам, им обносится веревка (рис. 16, а, б). Затем операция повторяется (рис. 16, в, г). После этого узел затягивается, распрямляется и завязывается контрольный узел (рис. 16, д). Контрольный узел не нужен, если репшнур предварительно завязан в петлю узлом «встречный» или «грейпвайн».



Рис. 16. «Схватывающий» узел.


Иногда «схватывающий» узел завязывается одним концом репшнура. Веревка обкручивается одним концом репшнура два раза в одну сторону, затем в другую (рис. 17, а, б, в). Затем узел затягивается, распрямляется и обязательно закрепляется контрольным узлом (рис. 17, г).



Рис. 17. «Схватывающий» узел одним концом.


Дополнительные узлы:
Узел «пустышка»:


Этот узел можно использовать при завязывании узлов «булинь» и «двойной проводник», а также как самостоятельный узел (например, при затягивании верха рюкзака). Он быстро и легко развязывается, если потянуть за концы в разные стороны.



Рис. 18. «Пустышка».


Способ вязки. Веревка берется за середину и завязывается простой узел (рис. 18, а), но вместо того, чтобы затянуть концы, делается затягивающаяся петля (рис. 18, б).


«Маркировочный» узел:


Этот узел служит для связывания веревки после того, как она будет сбухтована (рис. 19).



Рис. 19. «Маркировочный» узел.


«Узел Бахмана»:


Рис. 20. «Узел Бахмана».


Узел является разновидностью «схватывающего» и может применяться в тех же целях. За карабин узел можно вести вниз и вверх, а при резком рывке узел затягивается. Он легко развязывается после снятия нагрузки.


Репшнур вщёлкивается в карабин (рис. 20, а), при открытом карабине делается 3 - 4 оборота (рис. 20 б), затем муфта карабина закручивается, узел распрямляется и затягивается (рис. 20, в).


«Карабинная удавка»:


Узел применяется для привязывания веревки к опоре. Применяется, когда веревку необходимо сдернуть после спуска, например.


На конце веревки завязывается «восьмерка», в нее вщелкивается карабин (рис. 21, а), затем веревка обносится вокруг опоры и карабин вщелкивается в рабочий (нагрузочный) конец веревки. Муфта карабина закручивается, и узел затягивается (рис. 21, б).



Рис. 21. «Карабинная удавка».


«Двойной булинь»:


Рис.22. Соединение частей страховочной системы узлом двойной булинь: а– .петли грудной обвязки; б – начальная петля; в – этот кусок веревки должен быть не менее 2 м.; г – подхлест нижней пряди веревки, проходящей в петлях беседки; д – петля беседки; е – петля самостраховки длиной 1,1 м; ж – петля самостраховки длимой 1,7 м

Туризма, альпинизма, скалолазания. Без них не закрепишь переправу, не зафиксируешь страховку. Для разных целей придуманы разнообразные туристические узлы:

  • для затягивания вокруг предмета;
  • для связывания веревок одинаковой толщины;
  • для связывания веревок разной толщины;
  • для фиксирования страховочной системы;
  • для вязания страховочных петель;
  • и многих других целей.

Каждый узел имеет свою особенность, потому мы детально расскажем про каждый из них.

Прямой узел

Иногда туристы его называют «плоский узел», а моряки раньше называли «геракловым». Завязывается двумя способами.

На концах веревки обязательно должны присутствовать страховочные узлы, крепящиеся к основе, поскольку прямой узел легко развязывается.

Его используют исключительно для связывания веревок одинаковой толщины и не применяют, если на связанные шнурки будет припадать большое натяжение. Для страховки этот узел не надежный.

Его преимущество в том, что, даже при сильном затягивании, прямой узел можно легко развязать, растянув две веревки выходящие с одной стороны узла. Быстро и легко вяжется.

Швейцарский проводник

Крепкий и надежный узел. Используется для петлей на концах страховочной веревки, для завязывания «усов» на личной страховочной системе спортсмена и других целей, где нужно завязать надежную петлю. Швейцарский проводник не нуждается в страховочных узлах, поскольку никогда не расползается.

Существует два способа завязывать швейцарский проводник:

1-й способ — на веревке сложенной в двое

2-й способ — одной веревкой вяжется восьмерка, а потом одним концом дублируется узел, чтобы получилась двойная восьмерка.

Узел этот — основной в спортивном туризме. Чтобы его было легко развязать, нужно тщательно расправить все веревки, чтобы не было перехлестов.

Схватывающий узел

Схватывающий узел используется для страховки во время подъема и спуска по наклонной поверхности, на вертикальных подъемах и спусках он используется как дополнительная обязательная страховка. Для натяжки переправ также используют схватывающий узел. Как вязать его правильно видно на рисунке.

Для завязывания схватывающего узла используют прусик. Узел должен быть обязательно расправленным, иначе его способность схватывать веревку и не скользить по ней в случае срыва туриста будет утрачена.

Узел Булинь

Как вязать узел булинь правильно знает любой моряк, но этот узел используется часто в туризме и альпинизме для связывания веревок, обвязывания вокруг опоры, создания не затягивающейся петли, при некоторых видах страховки. В разделе «Туристические узлы» он считается самым многофункциональным.

Завязать булинь одной рукой — это важное умение, которое помогает в экстремальных ситуациях. Есть несколько способов вязать этот узел, но правильный один. Булинь вязать нужно именно так:

Узел булинь имеет один недостаток: он может сползать (развязываться) при определенной нагрузке. Потому страховочный, завязанный на основе, обязательно должен присутствовать.

Ткацкий узел

Чтобы завязать ткацкий узел необходимо уметь вязать обычные страховочные узлы на основе (веревке). Узел хорошо подходит для связывания двух веревок одинаковой толщины, он имеет свойство затягиваться, удлиняя веревку, и растягиваться, укорачивая ее. Часто этот туристический узел применяют рыбаки для связывания лески. Если для завязывания ткацкого узла выбран правильный способ, то оба узелка будут размещены параллельно, если нет — один из них будет перпендикулярен к другому.

Ткацкий узел не очень надежен: он может сползать и развязываться, потому страховочные узлы на нем обязательны.


Узел грепвайн

Один из самых надежных и красивых узлов. Применяется для связывания веревки, из которой делают прусик, а также для связывания любых веревок одинаковой толщины, строп и лент.

Имеет возможность растягиваться как и ткацкий, но более надежен и не требует страховочных узлов.

Сложные туристические узлы требую немалого терпения, для того, чтобы способ завязывания был отшлифован до уровня мастерства. Потому в начале обучения нужно отнестись к вязанию грепвайна очень внимательно. На рисунке изображена детальная схема завязывания грепвайна и его правильный вид.