Управление в социальной работе. Виды социального управления

Структура управления не остается неизменной, а характеризуется подвижностью и изменчивостью. Из определения её сущности становится очевидным, что она предполагает систематическое воздействие субъекта управления на социальный объект, составляющий предметную область управленческой деятельности. А это означает, что двумя исходными, первичными компонентами управленческой структуры являются субъект и объект управления.

Субъект управления - это лицо, группа лиц или специально созданный орган, являющийся носителем управленческого воздействия на социальный объект (управляемую подсистему), осуществляющий деятельность, направленную на сохранение качественной специфики, обеспечение его нормального функционирования и успешное движение к заданной цели.

Объект управления - это социальная система (страна, регион, отрасль, предприятие, коллектив и т.п.), на которую направлены все виды управленческого воздействия с целью ее совершенствования, повышения качества функций и задач, успешного достижения запланированной цели (целей).

Объекты управления характеризуются большим разнообразием. Их можно типологизировать по нескольким основаниям.

Социология управления, как часть общей социологии, рассматривает процесс становления, функционирования и развития определённой сферы жизнедеятельности; исследует механизм социальных изменений и социальных отношений, закономерности социальных действий и поведение в процессе управления.

Процесс управления включает в себя множество разнокачественных компонентов, вследствие чего он исследуется разными науками - политологией, социологией, психологией, экономическими науками. Однако каждая из них выделяет из него свой, только ей присущий объект и предмет исследования. Объектом социологии управления являются управленческие процессы, протекающие в обществе и его отдельных подсистемах (политической, экономической, социальной, социокультурной) или организациях (предприятиях, учреждениях и др.), рассматриваемые и интерпретируемые с точки зрения взаимодействия участвующих в них людей, объединенных в семейные, профессиональные, территориальные и иные группы и включенных в многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества.

Предмет социологии управления составляет изучение, оценка и совершенствование процессов управления различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом, каждое из которых представляет собой специфическую систему социальных взаимодействий индивидов и их групп.

Вычленение объекта и предмета социологии управления даёт возможность боле полно представить специфику этой отрасли социологического знания. Она изучает многообразную деятельность органов управления, государственных и общественных, прежде всего как социальных систем:

1. весь комплекс подбора, расстановки, формирования управленческих кадров;

2. отношения и взаимодействия, складывающиеся между работниками аппарата управления и подчиненными им сотрудниками и организационными структурами;

3. исследование и формирование целей управления с точки зрения социально-экономических и социально-психологических критериев, их соответствия интересам и ожиданиям управляемых;

4. анализ и оценку социальных последствий принимаемых управленческих решений, определение эффективности управленческих действий;

5. изучение и совершенствование социальных механизмов систематического, основанного на достоверном знании, воздействия субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему) для сохранения ее качественной специфики и целостности, обеспечения ее нормального функционирования, успешного движения к заданной цели.

Определением объекта, предмета и содержания науки управления занимались ведущие ученые-управленцы: В.Б. Аверьянов, В. Атаманчук, В.Г. Афанасьев, А.Н. Бандурка, Ю.М. Козлов, А.П. Коренев, Б.П. Курашвили, Б.М. Лазарев, Н.Р. Нижник, В.В. Цветков и другие известные специалисты. Обобщая их мнению, определим объект, предмет и содержание науки социального управления.

Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования. Определение объекта теории социального управления связано с ответом на вопрос "что она исследует?", а предмета - "существенных связи она узнает?".

Объектом теории социального управления является практика управления или управленческая деятельность субъектов социального управления.

Для государственного управления - это управленческая деятельность всех органов государственной власти.

Предметом теории социального управления являются закономерности осуществления управленческой деятельности. Основные элементы, которые характеризуют управленческую деятельность: управленческие отношения, управленческие процессы, механизм и формы управленческой деятельности, структуры социальных систем.

Для государственного управления - это закономерности и принципы функционирования управленческой деятельности органов государственной власти.

Наука социального управления исследует общие и частные закономерности управления. Она изучает закономерности формирования системы управления, ее структуры и основных подсистем; исследует закономерности формирования и функционирования системы управления, взаимодействия ее элементов. Предметом науки управления также составляющие механизма управленческой деятельности: цели, функции, принципы, методы управления, процессы управленческой деятельности и их составляющие: циклы, стадии, этапы, операции и т.д..

Наука социального управления, как и любая другая наука, имеет два основных аспекта: во-первых, это исследовательская деятельность, направленная на познание механизма социального управления, и, во-вторых, система выработанных и опробованных на практике взглядов, идей, понятий, раскрывающих и объясняющих характер, законы и закономерности управленческих отношений, их взаимодействие и развитие.

Управленческие отношения как предмет исследования науки управления представляют собой общественные отношения, складывающиеся на базе присущих управлению закономерностей. Эти отношения формируются между отдельными людьми и коллективами людей в сфере управления, в процессе осуществления его функций. Содержание управленческих отношений характеризуется тем, что, с одной стороны, они объективны, поскольку порождаются в процессе жизнедеятельности общества, а с другой стороны, управленческие отношения субъективны, поскольку являются отношениями между людьми, состоят в управлении и отражаются через сознание людей.

Управленческие отношения возникают между субъектом и объектом управления. им присуще свойство координировать действия людей, направленные на достижение общих целей управления.

Исследуя управленческие отношения, наука управления призвана установить закономерности развития управленческих отношений, выработать теорию и методологию, принципы управления и создать соответствующий категорийные-понятийный аппарат. Наука социального управления включает организацию построения объекта и субъекта

управление социальной системы формы и методы осуществления управляющих воздействий; процесс управления, организацию управленческого труда и тому подобное.

Не зная методологии и теории социального управления, трудно построить оптимальную систему управления, сложно подойти к избранию наиболее эффективных форм и методов воздействия, усовершенствовать процесс управления, внедрить в управленческую деятельность технические средства, эффективно осуществлять непосредственное оперативное управления.

Наука управления тесно связана с практикой, поэтому разработка проблем управления основывается на изучении и обобщении практического опыта. Связь с практикой добавляет науке управления, ее выводам и рекомендациям необходимую объективность и точность. Важной формой связи науки управления с практикой является проведение экспериментов в области управления как средства проверки ее научных гипотез.

Задача науки социального управления:

Разработка теоретических проблем и практических вопросов управления;

Как на теоретико-методологической основе находить пути и способы успешного решения задач управления;

Изучение закономерностей социального управления, разработка теории эффективного управления и определения практических путей и средств его дальнейшего совершенствование составляют специфику науки управления.

Основными предпосылками научного управления служат: достижения в развитии теории управления, подготовка профессиональных кадров (руководителей), повышение уровня общих и специальных знаний в овладении наукой управления; надлежащее информационное обеспечение; широкое внедрение в процесс управления электронно-вычислительной техники и оргтехники.

Задачей науки социального управления, в частности в таможенной службе, является совершенствование научно-методического обеспечения функционирования системы таможенной службы Украины, решение наиболее актуальных проблем деятельности органов таможенной службы и внедрение научных разработок в практику.

С целью внедрения в практическую деятельность методических разработок и других результатов научных исследований, распространения положительного опыта целесообразно создать соответствующий механизм. Важно также создание в таможенной службе системы научно-исследовательских лабораторий по вопросам управления.

Наконец, изучение управленческих дисциплин предназначенное для практики: выявление тех или других положительных и отрицательных черт в различных структурах и процедурах управления, повышения его эффективности, установление его связей с саморегулированием общественных процессов, для подготовки специалистов, управленческих кадров. Правильное решение задач управления снижает затраты общества.

Связь науки управления с другими отраслями знаний

Наука управления органично связана с общеметодологических науками (Философией, экономической наукой, теорией государства и права, кибернетикой и др.) и науками, которые изучают закономерности развития различных сфер общественной жизни (Социальная психология, педагогика, физиология труда и т.д.).

Философия, раскрывая наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, затрагивает проблемы общества, государства и его неотъемлемой части - управление, его возможности и границы, объективную и субъективную стороны. Социология касается роли государства в обществе, следовательно, социального управления в его взаимосвязях и отношениях с различными социальными, профессиональными и другими группами населения. Политология подходит к государству как особого политического института, рассматривая прежде всего с этих позиций место государственного управления. Экономическая наука изучает роль государственного управления в связи с экономикой (Прежде всего позиций макрорегулирования). Экономические подходы тесно связаны с державознавчий в публичном экономическом праве.

Наука социального управления главным образом связана с наукой о государстве и право, исследует закономерности развития и роль государства в обществе, а также правовое регулирование общественных отношений вообще и управленческих особенности. С отраслевых юридических наук она наиболее связана с наукой государственного права особенно тесно - с наукой административного права. Поскольку государственное управление чаще всего осуществляется на основе правовых норм и правовые методы в нем доминируют (есть и организационные - не правовые приемы, которые не противоречат праву), то те или иные стороны государственного управления изучаются юридическими науками с позиции права. Они исследуют прежде всего органы и правовые формы, методы правового управления. Наиболее общие вопросы такого рода изучает теория государства и права, более подробно этими вопросами занимается государствоведения. Менеджмент в государственном управлении рассматривает различные институты, формы и методы управления в основном с не правовых позиций. Специально правовые вопросы государственного управления, понимаемой в широком смысле, решает конституционное право, а в более узком - административное право. Много других юридических дисциплин также касаются вопросов государственного управления. В гражданском праве это, например, управления государственной собственностью, в трудовом - правила трудового распорядка на государственных предприятиях, в земельном праве - порядок отвода земель, в уголовном и гражданском процессе - судья руководит ходом рассмотрения дела соответствии с процессуальными нормами закона, уголовное право имеет дело с наказаниями в связи с нарушением порядка управления и т.д..

Наука управления имеет связь с наукой социальной психологии. Это обусловлено тем, что социальное управление, т.е. управление человека человеком, имеет социально-психологическую сторону.

Наука социального управления связана с кибернетикой. Последняя является наукой о общие принципы и методы управления сложными системами в природе, технике и обществе. Однако нельзя отождествлять предмет науки социального управления с предметом кибернетики, изучающей три вида управления, но в специфическом аспекте, который не связан с их социальной сущностью. Кибернетика ограничивается исследованием формально-количественной стороны явлений природы и общества. Это не противоречит использованию достижений кибернетики в науке и практике социального управления.

Наука социального управления использует достижения эргономики, знание физиологию труда человека, в частности физиологии управленческого труда. Поскольку повышения эффективности управления невозможно без механизации и автоматизации управленческого труда, то наука социального управления использует также достижения соответствующих технических наук.

Итак, наука социального управления тесно связана со многими другими науками. Вместе с тем она не отождествляется с ними, поскольку наука социального управления имеет свой предмет - социальное управление, целесообразную организующую деятельность людей.

Особую важность приобретают знания по управлению при подготовке государственных служащих (таможенников) в современных условиях, когда жизнь постоянно меняется, возникают новые, нестандартные ситуации, конкретные знания быстро устаревают. В связи с этим повышается роль фундаментальных знаний, общей, правовой и управленческой культуры. И именно изучение управленческих дисциплин дает необходимые знания, формирует основы культуры человека.

Все это определяет важность освоения управленческих знаний. Специальный блок учебных дисциплин, изучаемых при этом, дает знания, навыки и умения, ценностные установки и ориентации, необходимые для будущей практической работы, закладывает фундамент профессиональной культуры будущего руководителя-профессионала.

При изучении управления особое значение имеет детальное знакомство с деятельностью различных государственных органов, использование (там, где это возможно) методов имитаций (Например, деловой), наблюдение за деятельностью государственных органов и должностных лиц, изучение статистики, отчетов, иных документов, данных средств массовой информации.

Управление - чрезвычайно интересная и увлекательная сфера деятельности и применения человеческого таланта. Овладев ею, можно много полезного сделать для себя, страны и других людей.

Вообще есть основания полагать, что управленческие дисциплины должны стать составной частью подготовки качественных специалистов, которые в дальнейшем смогут успешно работать и своими знаниями и умениями укрепить Украину.

1.1 Объект и предмет социального управления

Главным объектом социального управления являются общественные процессы, воздействие на которые в соответствии с их внутренней стороной развития приводит к изменению поведения людей, которые включены в общественные отношения.

Общественные процессы классифицируются: по формам общественной жизни (экономическая, социальная, политическая, духовно-культурная, личностная); по общественному содержанию; по характеру социальных ситуаций; по масштабам (массовые, местные, эпизодические); по уровню участия людей в решении общественных вопросов (активность высокая, средняя, низкая); по направлению развития общественных связей (конструктивная или деструктивная, антисоциальная).

Вторым компонентом объекта управления являются ресурсы. Социальные ресурсы можно определить как запасы творческой энергии! личности (социальные, познавательные, деятельностные), социальной организации и общества в целом, содружества людей, организаций, институтов, социальных групп. Они представляют собой запасы, источники, средства чего-либо, используемые при необходимости, а также представляют собой предельную роль определенного свойства.

Кроме понятия "ресурсы" используют тождественные понятия "резервы" и "потенциал".

Социальные ресурсы представляют собой творческий потен пиал личностей, социальных групп, организаций, их возможностей, творческой энергии.

Социальные ресурсы являются основой всех ресурсов. Поэтому перед социальным управлением стоит задача более продуктивно использовать социальные ресурсы для эффективного достижения поставленных целей.

В связи с этим социальные ресурсы можно разделить на такие ресурсы:

мотивационные; интеллектуальные; информационные; коммуникативные; социально-психологические; соревновательные; демографические; социально-экологические; деятельностные; инновационные; стратегические; кадровые; организационные; управленческие; научные.

Социальные ресурсы имеют ряд своих особенностей: они практически неисчерпаемы; целиком возобновляемы, но в результате своей невостребованности могут прийти к вырождению; обладают многообразием и взаимозаменяемостью.

Следует заметить, что объекты социального управления являются и субъектами управления. После своего создания они сами оказывают большое влияние на развитие общественных процессов, использование ресурсов.

Человек является как субъектом, так и объектом управления. Здесь следует заметить, что личность не только осваивает общественные нормы и ценности, но и в процессе социализации преобразует их, используя свою творческую энергию, потенциал, характер, волю, оказывает обратное влияние на социальные процессы.

Таким образом, под системой управления следует понимать единство субъекта и объекта управления, которое достигается в результате не только саморегулирования в социальных системах, но и целенаправленного воздействия объекта управления на субъект. Качество воздействия зависит от: управленческой и организационной деятельности, в которой они реализуются; целесообразности действий субъекта управления, его главных составляющих (органов управления, социальных организаций в целом, отдельных людей - управляющих), которые осуществляют управленческую и организационную работу, принимают управленческие решения и добиваются управленческого результата.

Междисциплинарный характер социального управления формирует особенности предмета этой науки и включает:

Закономерности (тенденции) и детерминации социального воздействия, факторы, определяющие развитие социальных систем;

Случайности (отклонения, дополнения);

Проблемы социального воздействия и развития (циклы, социальные алгоритмы, социальная организация, самоорганизация и дезорганизация, социальные конфликты, кризисы);

Субъективно-объективные и межсубъективные отношения и взаимосвязи, организационно-управленческая среда;

Способы управленческого воздействия.

1.2 Законы и принципы социального управления

Закон - система установленных стандартизированных норм, регулирую-щих человеческое поведение с целью социального контроля. Законы науки управления контролируют общие, существенные и необходимые связи, возникающие в общественной жизни. Законы управления выражают важные внутренние устойчивые черты, особенности процесса управления. Они носят объективный характер и не зависят от воли людей, напротив, определяют их волю, сознание и намерения. Осознанное использование законов позволяет приводить деятельность людей в соответствие с объективными требованиями жизни.

Закон приоритетности социальных целей является определяющим в целеполагании. Не производство, не политика, не экономика являются целью развития общества и условием поддержания его равновесия и стабильности, а постоянное повышение качества жизни его членов, их благосостояния, социального самочувствия, непрерывное совершенствование потребностей и образа жизни.

Закон доминирования глобальной цели в развитии социальной системы является основополагающим для социального управления. Суть его заключается в том, что каждая социальная система состоит из ряда подсистем: экономической, политической, технической, организационной, социальной, духовно-культурной. Они составляют единый организм, но поддержание его целостности возможно только при доминировании генеральной, главной цели над целями каждой подсистемы.

Закон необходимого разнообразия гласит: разнообразие управляющей системы должно быть не меньше разнообразия управляемого объекта. Чем сложнее объект управления, тем сложнее должен быть и орган, который им управляет.

Следовательно, суть этого закона состоит в том, что управляющая подсистема должна обладать достаточным разнообразием управляющих воздействий и пропускной способностью для переработки информации и выдачи управленческих решений, чтобы успешно справиться с разнообразием системы и обеспечить ее функционирование и развитие в соответствии с заданной программой.

Закон специализации управления предполагает, что управление современными общественными делами ведет к расчленению его функций, к специфическому их проявлению в конкретных условиях, на разных уровнях управления, различных направлениях. Поэтому управление требует наличия высокого профессионализма в различных сферах: экономической, социальной, политической, психологической, организационно-технической, правовой, экологической, демографической и т. п. Осваивая эти сферы, субъект управления интегрирует, объединяет многознание в принятых управленческих решениях, проектах, концепциях, программах.

Закон возрастающей субъективности и интеллектуальности в управлении определяет характер управленческого воздействия. Закономерность управленческих отношений в том, что, будучи по сути своей отношениями людей, складывающимися в процессе управления, все они в той или иной форме проходят через сознание людей, создаются и совершенствуются людьми, конечно, в зависимости от объективных изменений в производстве, обществе. Поэтому природа управленческих отношений двойственная - объективно-субъективная.

Закон экономии времени направлен на достижение поставленной цели с учетом наименьших временных потерь. Чем меньше времени будет потрачено на достижение цели, тем меньше в конечном итоге потребуется материальных, человеческих и финансовых ресурсов. Время достижения поставленной цели во многом зависит от скорости и адекватности реакции субъекта управления на объект управления. Закон экономии времени раскрывает один из механизмов повышения эффективности управления. Решение любого вопроса в управлении в более короткое время своевременно оказывает положительное влияние на конечный результат.

Первоначальная стадия формулировки закона в начале его теоретического исследования носит название закономерности. Исследование закономерностей обеспечивает сбалансированность развития социального и биологического, помогает достигнуть гармонии социальной и природной среды, что, в свою очередь, актуализирует такую закономерность социального управления, как доктринальность. Разработка и реализация социальной доктрины в процессе управления позволяют на практике осуществить системный характер управленческого воздействия. Таким образом, доктринальность - универсальная закономерность современного социального управления.

Социальная доктрина - разновидность глобальной технологии, которая определяет место социальной системы в геополитическом пространстве, выделяет приоритеты в реализации коренных социальных интересов той или иной нации, содержит механизмы их реализации (экономические, международные, культурно-духовные, экологические, военные) и является основополагающей для определения стратегических целей социальной политики, социальных ориентиров реформирования, выработки любого вида политики для выражения интересов граждан. Процесс ее выработки предполагает объективный научный анализ сложившейся социально-экономической ситуации, трезвую оценку прошлого исторического опыта, изучение внешних факторов, ведущих тенденций мирового развития, геополитического пространства.

На этой основе в социальной доктрине, во-первых, выделяют главные национальные интересы, соответствующие перспективным целям данной страны и всего человечества; во-вторых, среди них определяют ряд интересов, от удовлетворения которых, прежде всего, зависят национальная безопасность данной страны и возможность существования независимого национального государства; в-третьих, определяют те первоочередные ресурсы, которые могут быть использованы для достижения стратегических социальных целей, сохранения и развития генофонда нации, увеличения продолжительности жизни людей, снижения смертности, повышения рождаемости, словом, для повышения качества жизни своих граждан.

Следует заметить, что в России идет процесс формирования современной социальной доктрины развития общества как теоретической основы общих исходных положений не только социальной, но и остальных видов политики. Социальная доктрина раскрывает наиболее общие представления о социальной сфере, о социальных целях общества и принципиальных механизмах ее реализации.

Логика построения социальной доктрины включает несколько этапов:

1) определение границ социальной сферы, которая является объектом управленческих воздействий;

2) оценка проблемной ситуации в этой области;

3) раскрытие алгоритма разработки социальной программы действий - как долгосрочных, так и среднесрочных;

4) выявление принципиальных механизмов социального обустройства общества, которыми руководствуются при разработке концепции социальной безопасности.

Общим вектором разработки современной социальной доктрины российского общества и путей ее реализации, на наш взгляд, является корпоратизм.

Под принципами социального управления следует понимать основные правила, положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в социальных условиях, сложившихся в обществе. Они определяют требования к системе, структуре, процессу и механизму социального управления. Принципы социального управления представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, присущих им характерных черт, фактов и признаков, которые становятся общим началом их деятельности. Следовательно, принципы социального управления - это руководящие идеи, исходные положения, отражающие законы развития отношений управления. Взаимосвязь принципов, законов и закономерностей можно представить в такой последовательности: законы социального развития -> социальные законы соответствующего периода (этапа) социального развития -> законы и закономерности социального управления -> принципы социального управления. При этом важное различие между принципами и методами социального управления состоит в том, что принципы управления не выбирают - им следуют.

К основным принципам социального управления относят:

Принцип единоначалия в принятии решений и коллегиальности при их обсуждении;

Сочетания отраслевого и территориального управления;

Приоритетности в достижении стратегических целей;

Научности социального управления;

Прогнозирования социального управления;

Мотивации (стимулирования) труда;

Ответственности за результаты социального управления;

Рационального подбора, подготовки, расстановки и использования кадров;

Экономичности и эффективности управления;

Системности (рассмотрение объекта или субъекта управления как системы, состоящей из различных звеньев);

Иерархичности (рассмотрение систем как многоступенчатых, многоуровневых, которые требуют деления на элементы, при этом каждая ступень управляет нижестоящей ступенью и одновременно является объектом управления по отношению к вышестоящему уровню);

Необходимого разнообразия (управляющая система должна обладать не меньшей сложностью и разнообразием, чем управляемая система);

Обязательности обратной связи (получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему путем сравнения фактического состояния с заданным);

Ситуационного управления по прогнозированию возмущений;

Программно-целевой;

Делегирования полномочий;

Гуманизма и нравственности в управлении;

Гласности в принятии решения.

Принцип позволяет формировать систему методов и выбирать каждый метод в отдельности, но каждый отдельный метод не имеет такого же воздействия на принципы управления.

Таким образом, принципы социального управления должны:

Основываться на законах развития общества и законах управления;

Соответствовать целям социального управления и отражать основные свойства, связи и отношения управления;

Учитывать временные и территориальные аспекты процессов социального управления;

В необходимых случаях иметь правовое оформление, получать закрепление в различных нормативных документах.

Системы принципов управления изменяются в процессе развития социального управления. Тем не менее, основные принципы управления полностью исчезнуть не могут, так как выражают требования к системе социального управления. Формы же и методы использования этих принципов на различных этапах социального развития могут и должны быть различными.

На основе которых будут применяться средства развития коммуникативных умений. Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования коммуникативных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работников 1.1 Социальная работа как специфический вид профессиональной деятельности В апреле 1991 года впервые в России в квалификационный справочник была включена профессия «социальный...

В санатории и детские оздоровительные лагеря для сотрудников и их детей; - пересмотреть коллективный договор, ввести новые социальные льготы, утвердить размеры социальных выплат, предоставляемых организацией. 3. Совершенствование нравственных аспектов в социальном управлении Для ЗАО ТРК «МКС» можно выделить ряд наиболее распространенных мер по повышению этичности сотрудников, принятых в...

Социум (человеческое общество) представляет собой сложную динамическую систему, которая состоит из двух важнейших подсистем -- управляющей подсистемы (субъекта социального управления) и управляемой подсистемы (объекта управления).

К субъектам управления можно отнести отдельного индивидуума, группу людей, а иногда и все общество в целом.

Субъект не является просто механической суммой управленческих кадров. Это иерархическая совокупность субсубъектов, вступающих в сложные взаимодействия между собой.

Субъект управления по различным группам критериев подразделяется:

По сферам человеческой жизнедеятельности выделяют субъекты политического, экономического, социального и духовно-культурного управления;

По территориальному фактору субъекты делятся на всемирные, международные, общегосударственные, региональные, местные;

По области функционирования определяют субъекты управления финансами, обороной и национальной безопасностью, наукой, здравоохранением, культурой и т. д.;

По решаемым государственным задачам выделяют

законодательные, исполнительные, судебные управленческие институты;

По решаемым общественным задачам можно выделить такие субъекты управления, как партии и общественные движения, профессиональные союзы и ассоциации, общественные фонды, кооперативы и товарищества, религиозные институты, семьи и т. д;

По степени временной устойчивости субъекты существуют в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном режиме;

По размерам различают единичные, малые, средние и крупные субъекты управления.

Субъект управляет объектом, который представляет собой еще более сложное социальное образование. Это могут быть как отдельные люди, так и группы лиц, страны, народы, человечество в целом. Каждому объекту соответствует свой субъект управления.

Поэтому в соответствии с классификацией субъекта определяется и объект. Это, например, такие объекты, как: общество в целом, отдельные сферы его жизнедеятельности, отрасли экономики, политические институты, административно-территориальные образования, профессиональные и общественные объединения, другие юридические и физические лица.

Между субъектом и объектом управления (а также внутри каждого из них) существуют определенные взаимодействия, называемые в теории управленческими отношениями. Взаимодействие субъекта с объектом (вертикальное направление сверху вниз) в теории управления называется прямыми связями. Отношения, выстраиваемые (условно) снизу вверх, определяются как обратные связи. Внутриобъектные и внутрисубъектные отношения называют горизонтальными связями. Через прямые связи поступают распорядительно-информационные сообщения, обратные связи отражают реакцию объекта на управленческие воздействия.

Безусловно, такое деление управленческих отношений является упрощенной моделью для рассмотрения технологии взаимодействия субъекта и объекта. В реальности данный процесс намного сложнее. Сложность управленческих отношений заключается в том, что они вбирают в себя субъективные проявления и объективную обусловленность. Их специфика в следующем:

Объективной обусловленности установления и развития управленческих отношений;

Осознанном характере осуществления управленческих действий;

Индивидуализированном характере принятия управленческих решений;

Формальных и неформальных взаимодействиях (формальный управленческий труд предписан нормативными актами и определен социальными ожиданиями, а неформальные взаимоотношения ничем не регламентируются и основываются на добровольных началах симпатий и антипатий);

Иерархичности отношений подчинения и руководства;

Многообразии социальных отношений между различными субъектами и объектами управления, возможности перемен их ролями.

Одной из важнейших проблем в теории социального управления является определение технологии процесса упорядочения взаимоотношений между элементами систем. Ключ к пониманию сущности данного процесса находится в определении его цикличности, постоянном возобновлении определенных последовательных этапов управленческой активности.

Цикл (от греч. «круг») представляет собой совокупность взаимосвязанных явлений, процессов, работ, образующих законченный крут целевого развития в течение определенного временного периода.

Цикличности в своем развитии подвержены все системы. Существуют экономические циклы (например, теория «длинных волн» Н.Д. Кондратьева), политические циклы (периодичность выборов и пребывания во власти), производственные циклы (полный крут работ по производству экономического продукта), жизненный цикл товара и другие.

Цикл управления определяется как полная совокупность периодически следующих друг за другом фаз управленческой деятельности. Управленческий цикл -- это череда перманентных действий, реализация которых протекает во времени и пространстве для достижения целей конкретной системы.

Фазы (этапы) управленческого цикла связаны с главным средством социального регулирования -- информацией и условно подразделяются на:

1) сбор информации о состоянии внутренней и внешней по отношению к данной системе сред;

2) анализ информации;

3) подготовку и принятие управленческих решений на основе альтернативного выбора.

Исходя из вышесказанного выделяют следующие виды управленческих циклов:

Информационный цикл (сбор и первичная обработка информации на уровне технических исполнителей и профильных специалистов);

Аналитический цикл (подготовка и принятие решений, осуществляемые специалистами и управленческими кадрами);-- мотивационно-организационный цикл (всесторонняя работа с персоналом по реализации решений, а также технико-материальное обеспечение успеха работы организации);

Контрольный цикл (осуществление контроля на протяжении реализации этапов всех других циклов в целях коррекции развития объектов и поддержания успешной динамики).

Все рассмотренные циклы при их определенной самодостаточности взаимно переплетаются друг с другом, переходят один в другой и вместе образуют целостную систему управленческого цикла.

Таким образом, управленческие отношения являются сложной, динамично развивающейся системой социальных взаимодействий. Они являются связующим фактором в процессе функционирования всех элементов общества как целостной системы.

Для нормального протекания процессов управленческого цикла субъект управления должен peaлизовывать ряд функций, т. е. производить определенные управленческие действия, направленные на оказание воздействия на объект. Функции субъекта по отношению к объекту тоже замыкаются в условный круг, образуя деятельностную составляющую управленческого цикла. Эти действия придают динамику перечисленным выше подциклам управления, через них происходит реализация технологии (запуск в работу) управленческих воздействий на все элементы системы .

Функции субъекта (или этапы управленческого цикла с его участием) можно подразделить на:

Мониторинг и анализ проблем системы (рассогласованность и противоречия целей данной системы с целями других систем);

Подготовка вариантов (альтернатив) упорядочения элементов системы в целях ее сохранения и дальнейшего развития;

Выбор и реализация наиболее эффективной альтернативы (осуществление управленческого решения);

Организация реализации намеченных в решениях мероприятий;

Контроль процесса реализации решений (сопоставление результатов с запланированными целями);

Регулирование и коррекция динамики системы (своевременное воздействие на выявленные в результате контроля отклонения в развитии элементов системы с целью приведения ее динамики к заданным параметрам).

В результате реализации функций субъекта управления (прохождения стадий управленческого цикла) системообразующие элементы приводятся в адекватное ее целям и задачам состояние .

Объекты управления в социальной работе - социальные работники, вся система взаимоотношений, складывающаяся между людьми в процессе социальной защиты населения.

Объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.

Необходимым является наличие у субъекта управления рычагов воздействия (мотивации) на объект управления, с помощью которых можно побуждать его выполнять управленческие команды (это условие определяет принципиальную возможность или невозможность субъекта управления осуществлять управление). Для того чтобы механизм мотивирования приводил к достижению поставленных целей, необходимо выполнять следующие требования:

1) он должен обладать действенностью на протяжении всего времени функционирования объекта управления и не ослабевать по мере удовлетворения потребностей объекта управления. Этого можно добиться за счет комплексного использования рычагов воздействия, периодического чередования методов мотивирования ориентации, стимулирующих воздействий на удовлетворение стабильных долгосрочных потребностей;

2) механизм стимулирования должен увязывать уровень стимулирования со степенью достижения конечных целей.

В настоящее время в мировой практике управления разработан и широко применяется достаточно большой арсенал средств стимулирования, отвечающих данным требованиям. Формирование механизма мотивирования должно строиться преимущественно на ситуационной основе.

Информационный подход к процессам управления различными системами представляется в виде системы с управлением, включающей три подсистемы: управляющую систему (систему управления), объект управления и систему связи.

Согласно информационному подходу, управление рассматривается, прежде всего, как процесс преобразования информации: информация об объекте управления воспринимается управляющей системой, перерабатывается в соответствии с той или иной целью управления и в виде управляющих воздействий передается на объект управления. Процессы получения информации, ее хранения и передачи в этом случае отождествляются с понятием связь. Переработка воспринятой информации в сигналы, направляющие деятельность в объекте, отождествляется с понятием управление. Если системы способны воспринимать и использовать информацию о результатах своего функционирования, то говорят, что они обладают обратной связью. Обратная связь создает возможность эффективного управления в изменяющихся условиях функционирования объекта управления даже в тех случаях, когда возмущающие воздействия не могут быть измерены или когда их влияние заранее не известно.

Системы с управлением, или целенаправленные, называются кибернетическими. К ним относятся технические, биологические, организационные, социальные, экономические системы и др.

Основными группами функций системы управления являются:

1) функции принятия решений (преобразования содержания информации)- выражаются в создании новой информации в ходе анализа, планирования (прогнозирования) и оперативного управления (регулирования, координации действий). Это связано с преобразованием содержания информации о состоянии объекта управления и внешней среды в управляющую информацию при решении логических задач и выполнении аналитических расчетов, при порождении и выборе альтернатив. Эта группа функций является главной, поскольку обеспечивает выработку информационных воздействий по удержанию в существующем положении или при переводе системы в новое состояние;

2) рутинные функции обработки информации охватывают учет, контроль, хранение, поиск, отображение, тиражирование, преобразование формы информации и т.д. Эта группа функций преобразования информации не изменяет ее смысл, т.е. это рутинные функции, не связанные с содержательной обработкой информации;

3) функции обмена информацией связаны с доведением выработанных воздействий до объекта управления и обменом информацией (ограничение доступа, получение (сбор), передача информации по управлению в текстовой, графической, табличной и иных формах по телефону, системам передачи данных и т.д.).

Управление - процесс воздействия субъекта на объект в целях перевода его в новое качественное состояние или поддержания в установленном режиме.

Субъектами управления выступают руководители социальных служб и формируемые ими органы управления, наделенные управленческими функциями.

Субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления. Данные импульсы будем называть управленческими командами.

Для того чтобы между двумя субъектами существовала управленческая связь и соответственно осуществлялось управленческое взаимодействие, необходимо, чтобы между этими субъектами существовали отношения управления. Они являются основой возможности осуществления управления, так как именно они задают возможность вырабатывать управленческие команды и готовность эти команды выполнять. Отношения управления не являются изначальными отношениями, а базируются на более глубинных отношениях, таких как экономические либо морально-этические отношения.

Важным моментом является то, какие мотивы побуждают субъекта управления к руководству, какие цели он при этом преследует. В том случае, когда цели управления (желаемое состояние объекта или желаемый результат его функционирования) совпадают с целями, преследуемыми субъектом управления, последний ориентирован на наиболее эффективное управление. Для того чтобы это существовало, необходимо соблюдение двух условий:

1) субъект управления не должен иметь возможности достижения своих целей за счет управленческой деятельности в независимости от достижения целей управления;

2) степень достижения субъектом управления своих целей за счет управленческой деятельности должна находиться в прямой зависимости от степени достижения целей управления.

Полная привязка потребности субъекта управления управлять к результатам функционирования объекта управления наблюдается в том случае, когда субъектом управления является субъект собственности. Если субъектом управления является не собственник, а исполнитель, призванный реализовывать функцию управления, потребность управлять у субъекта управления объективно не связана непосредственно со стремлением получения наилучшего конечного результата. Более того, эта потребность зачастую связана со стремлением субъекта управления удовлетворять свои исходные потребности, используя управление, но не ориентируясь при этом на конечные результаты, а в определенных случаях и во вред конечным результатам .

ВВЕДЕНИЕ

Понятие управления социальной работой

Субъект и объект социального управления

ВВЕДЕНИЕ

Перед мировым сообществом, и Россией в особенности, стоит проблема, истинные масштабы которой сегодня еще не осознаются, - это создание инновационной теории и практики управления, формирование управленцев новой генерации, способных мыслить и действовать в условиях кризисного состояния общества, принимать упреждающие решения, эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Разрыв между непрерывно меняющейся жизнью и субъектом управления углубляется, что порождает кризис управления, политического руководства. Это сдерживает темпы социального прогресса, порождает социальные, политические, экономические, духовные, биологические, техногенные катастрофы, способные погубить жизнь на планете Земля. Роковая ошибка современной российской политики состоит в том, что сводится только к захвату власти. Между тем, суть политического руководства при наличии власти - научиться управлять общественными делами, привлечь к этому общество, его общественные институты и всех граждан, делегировать им властные функции, ресурсы и вместе с ними развивать самодеятельность, самоуправление людей, организуя работу общества на пути социального прогресса. Каждый из нас живет в системе управленческих и организационных все более сложных отношений, и никакой прошлый опыт отдельного руководителя или целой организации не могут быть адекватен тем многообразным и неординарным управленческим ситуациям, которые требуют определения стратегии реагирования или принятия единственно правильного решения. Следовательно, избегать управленческих ошибок, которые дорого обходятся обществу, можно только опираясь на теорию управления, общие законы, принципы и функции науки. Ее основы начали складываться со времен античности по настоящее время. Сегодня существует множество авторских подходов к пониманию сущности социального управления, его структуры, что плодотворно в исследовательском плане.

Различные подходы к управлению развивались рядом исследователей: И. Андренов, В. Г. Афанасьев (системный подход), А. И. Аверин (гносеологический), В. М.Осипов (хозяйственный), Л. В. Канторович (математический), Н. Винер, В. М. Глушков (кибернетический), А. М. Румянцев (политэкономический), Э. Г. Винограй (философский), Г. Р. Таун (производственный), Ф. Тейлор (предпринимательский), М. Вебер (бюрократический) Э. Мэйо, Ли Якока (человеческий), А. Файоль(административный), Дж. Кейнс (государственный).

Управление любой системой в простейшем виде может быть рассмотрено в виде контура управления, как совокупность двух взаимодействующих подсистем - субъекта управления (управляющей подсистемы) и объекта управления (управляемой подсистемы).

Понятие управления социальной работой

Знать теорию и практику управления следует не только различным коллективам, но и, что особенно важно, их руководителям и управляющим, т.к. принципы, методы и функции управления используются при принятии и реализации решений в любых системах: производственных, коммерческих, общественных, государственных, муниципальных, социальных, образовательных и других. Управление -- это наука комплексная, охватывающая технические, экономические, социальные и другие аспекты.

Целью управления как науки является разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов принципов, методов и функций, обеспечивающих устойчивую, надежную работу коллектива и каждого человека за счет выпуска конкурентоспособного товара (продукта или услуги) .

Термин «управление» широко использовался и используется в различных областях естественных и социальных наук. Любая наука представляет собой совокупность знаний о закономерностях развития природы, общества, мышления.

В практике всех человеческих организаций понятие «управление» является обыденным и имеет самое разнообразное смысловое значение. В своей жизни каждый человек сталкивается с употреблением этой категории практически ежедневно -- управлять собой, велосипедом, автомобилем и т. д.

Термин "управление" имеет активное, регулирующее, направляющее, влиятельно-деятельностное значение.

Виды управления определяются особенностями объектов, которыми намереваются управлять (для этого нужно создать, спроектировать систему управления), или которые реально существуют какое-то количество времени (функционирующие системы управления). Поэтому различают технико-технологическое управление (изучается техническими науками); биологическое управление (рассматривается в естественных науках) и социальное управление (исследуется в целом ряде социальных, организационных и экономических наук).

Главная особенность социального управления состоит в том, что субъектом и объектом в нем является человек. В свою очередь, оно делится на подвиды -- государственное, военное, экономическое, производственное и общественное.

Управление социальной работой -- это разновидность социального управления. Данное понятие многозначно и выражает разные стороны, грани и аспекты управления.

Первое значение -- организационно-структурное. Ключевыми проблемами здесь являются: «Кто должен выполнять (выполняет) социальную работу?»; «Какие органы, подразделения должны этим заниматься (занимаются)?»; «Какова эффективность (результативность) их деятельности, функционирования? ». Управление социальной работой организуется на федеральном, региональном (территориальном) и локальном уровнях и имеет соответствующие организационные структуры: Министерство труда и социального развития Российской Федерации, комитеты (управления) соцзащиты (помощи), территориальные службы, центры социального обслуживания.

Второе значение -- функциональное. Управление социальной работой выполняет как общие, так и конкретные функции. Общими, независимо от уровня, субъекта, его компетенции, являются функции: прогнозирование, планирование (целеполагание), организация, координация, стимулирование (мотивация), маркетинг, учет и контроль. На конкретном уровне управления, в конкретной должности складывается определенное соотношение между общими функциями. Конкретные функции -- это виды работы применительно к должности (обязанности и права), подразделению (функции подразделения) и предприятию, организации, учреждению (направления деятельности).

Третье значение -- это деятельность руководителей разных уровней в системе соцзащиты, помощи. Руководители выступают как ведущая сила, «локомотив» в процессе управления. От профессионализма руководителей во многом зависят качество организации управления и его результативность. Следует учитывать, что среди руководителей в системах управления социальной работой преобладают женщины и коллективы в основном женские. Это накладывает отпечаток на стиль и методы управления, психологию взаимоотношений, эмоциональный фон и т.д. Разнообразные функции руководителя находят отражение в разнообразии выполняемых ролей -- организатора, администратора, психолога, социального психолога, информационного работника, юриста, экономиста, политика, предпринимателя, педагога. Кроме того, необходимо учитывать и «домашние роли» женщины-руководителя -- мать, жена, домохозяйка и т.д. Важной проблемой является процесс формирования, становления руководителей, переход специалиста в ранг руководителя и приобретение в этой связи необходимых профессиональных качеств.

Четвертое значение управления социальной работой -- это процесс, включающий ряд элементов. Основа любого вида управления -- информация, которая в «человеческих системах» тем или иным образом организуется. На основе информации происходит определение, формулирование и закрепление (в организационно-административных документах) целей, задач. Целевая ориентация -- важный элемент социального управления, за которым следует система действий, мер, мероприятий или управленческих решений. Управление определенным образом организуется через распределение функций и формирование оргструктур, подбор и расстановку кадров (персонала). В процессе управления важно также увязать цели, задачи и решения с ресурсами -- информационными, материальными, трудовыми, финансовыми, временными. Ресурсное обеспечение -- важное условие выполнения намеченных целей. В процессе используются различные формы и методы управления или средства, обеспечивающие достижение тех или иных результатов. И наконец, в процессе управления используется обратная связь -- учет, контроль, проверка исполнения. Таким образом, управление социальной работой -- это процесс постановки целей, задач и организация практической деятельности людей для их достижения, выполнения.

Пятое значение -- это вид профессиональной деятельности, управленческий труд, включающий триаду: предмет труда (информация), средства труда (организационные и технические) и человека, обладающего определенными знаниями, навыками и умениями. Соединение этих трех составляющих определенным образом называется организацией труда в системе социального управления. «Трудовое» понимание управления связано с решением таких проблем, как подготовка и подбор кадров, повышение их квалификации: составление квалификационных характеристик (КХ); организация труда руководителей, специалистов и «полевых» социальных работников, построение и использование информационных систем и технологий; мотивация труда; оценка и оплата труда управленческих работников.

Шестое значение -- управление социальной работой как наука и учебная дисциплина. Основа любой науки -- методология, т.е. система методов, используемых в научных исследованиях. В науке управления применяется как общеметодологический инструментарий (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрактное и конкретное, системный подход и т.д.), так и специфический, обусловленный необходимостью исследования систем и процессов социального управления, функций и организационной структуры, деятельности руководителей и возглавляемых ими коллективов. Другая составная часть науки управления -- теория, или система обобщенного знания, которая существует на уровне отдельного человека (руководителя, специалиста) и называется эмпирической теорией, а также на уровне значительно больших обобщений (макротеория). Необходимой частью управления как науки являются методики, представляющие собой инструменты получения научных знаний, научной информации (исследовательские методики); помогающие решать конкретные практические проблемы (деловые методики); используемые в консультативной деятельности (диагностические методики). Применяются также комплексные методики для решения определенных проблем .

Существует много определений самого понятия управления представителями различных наук:

* Перевод динамической системы из одного состояния в другое (А. И. Берг).

* Организация целенаправленных воздействий (В. А.Трапезников).

* Способ организации и взаимного согласования характеристик и свойств разных уровней многих типов систем (В. Н. Садовский).

* Вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в целенаправленную группу (П. Друкер).

* Искусство знать, что и как сделать самым дешевым способом (Ф. Тейлор).

* Процесс осознания и решения проблем (Куценко В. И.)

* Обеспечение целенаправленного поведения системы при изменяющихся внешних условиях посредством надлежащей организации и развития (Н. Е. Кобринский).

* Изменение связей и характера взаимодействия элементов системы, при которой динамика системы обеспечивает приближение к поставленной цели (Д. Б. Юдин).

Неточность используемых понятий становится тормозом развития соответствующих научных направлений, поскольку кроме всего прочего не позволяет широкое использование компьютерной техники (ее применение подразумевает наличие точного языка).

Функциональное содержание управления исследовалось в трудах К. Маркса, Ф. Тейлора, Г. Черча, А. Файоля Л. Джильберта и др. Формулировки понятия управления социологов, в основном опираются на понимание управления, как функции организованных систем различной природы, обеспечивающих реализацию их программ и целей. При этом в этом определении не раскрыто содержание управления, которое составляют определенные действия. Если обобщить все эти представления, управление - субъектно-объектные взаимодействия по достижению согласованной цели.

Аналогичная ситуация с другими понятиями, которые различные авторы пытаются то одно, то другое уточнять вновь и вновь. При этом по современным воззрениям уточнение и унификация понятий возможны лишь в рамках определенного их комплекса и на основе некоторых правил. Т.е. существуют определенные правила формирования точных языков, которые только и дают возможность уточнения отдельных понятий уже в рамках этих языков .

Часто вместо слова «управление» используются в качестве слов-заменителей: регулирование, руководство, администрирование, менеджмент, организовывание, оперирование, упорядочение, контролирование.

В английском языке вообще нет общего термина «управление», а в каждой области деятельности используется своя терминология: управлять армией, предприятием, производством - control (direction); управлять страной - rule; управлять делами - manage; управлять машиной - operate, run; управлять автомобилем - drive; управлять оркестром - conduct; руководить - govern и т.д. В отличии от менеджмента (management),связанного с управлением фирмой, социальное управление (social administration, public administration) обычно связывают с управлением социальной системой, под которой понимается «сложноорганизованное упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов и социальные общности, объединенных разнообразными связями и взаимоотношениями».

Понятие «управление» применяется и ко многим другим объектам управления (управление финансами, маркетингом, персоналом, ресурсами, инвестициями, инновациями, качеством, здоровьем, окружающей средой и т.п.).

Полисемия и расплывчатость понятия «управление» создает большие трудности для руководителей организаций при выборе того или иного подхода и технологии управления. В связи с этим они вынуждены руководствоваться собственным опытом и сложившимися в организации традициями управления, которые часто подводят, особенно в переходной период.

Социальное управление - это вид интеллектуальной человеческой деятельности, связанный с выявлением и решением проблем социальной организации, благодаря чему обеспечивается ее продолжительное существование как социальной целостности и достижение ее целей».

В данном определении мы хотели отразить тот факт, что управление является неотъемлемым атрибутом любой социальной организации, обеспечивающим ее существование. Это безусловно так. Ни одна социальная организация не может обойтись без управления. При этом, обращение к истории социального управления показывает, что своим появлением оно обязано институту власти, связанного с подчинением людей не только своим интересам. Кроме того, возникнув в рамках социальной организации, управление уже давно стало самостоятельным институтом и используется не только как средство выживания организации, но и для решения сложных социальных проблем, что не нашло отражения в нашем определении, жестко «привязанном» к социальной организации. Социальное управление - это сложный вид деятельности, связанный с добровольным или насильственным подчинением людей общим интересам, обеспечивающий существование социальных организаций и решение сложных социальных проблем».

При этом под социальными проблемами понимаются ситуации, несовместимые с ценностями большинства (или значительного числа) членов организации, или отклонения от общепринятых социальных норм. Понятие социальной проблемы служит для выражения соответствующей социальной потребности.

Как видим, в данном определении нет привязки управления к социальной организации, что лучше отражает универсальный характер управления.

Термин «управление» имеет активное, регулирующее, направляющее, влиятельно - деятельностное значение.

Управление - процесс воздействия субъекта на объект в целях перевода его в новое качественное состояние или поддержания в установленном режиме

Уровень руководства - это место менеджера в иерархической системе управления. На высшем уровне руководства находятся первые лица - руководители организации (top-managers - топ - менеджеры). Это - верхушка иерархии. У них нет непосредственных начальников, зато есть подчиненные-управленцы (т.е. руководители, менеджеры). Примерами являются директор завода и главный инженер.

К нижнему уровню руководства относятся линейные менеджеры, руководящие непосредственными исполнителями. У линейных менеджеров есть непосредственные начальники, но среди их подчиненных менеджеров нет. Примеры - бригадир и мастер на одном из участков завода.

Менеджеры среднего уровня руководства подчиняются менеджерам более высокого уровня управленческой иерархии и сами имеют в подчинении менеджеров. Начальник участка и начальник цеха, в который входят несколько участков - руководители среднего звена.

Норма управляемости (диапазон контроля) - число работников, которыми может эффективно управлять руководитель. На высшем уровне руководства - это 3-5 человек. На среднем - 10-12 человек. На низшем - до 25-30 человек. Норма управляемости определяется содержанием работ и уровнем управления. Она влияет на число нижестоящих подразделений и число дальнейших уровней управления.

Так, узкой специализации работ в организации соответствует низкая норма управляемости. Соответственно организация имеет «высокую» организационную структуру, управленческая иерархия имеет много уровней (руководитель организации - руководитель управления - руководитель отдела - исполнитель).

Широкой специализации работ в организации соответствует высокая норма управляемости и соответственно «плоская» организационная структура (руководитель организации - специалисты и исполнители).

Социальное управление в широком смысле означает управление общественными процессами, а в узком - управление процессами и явлениями социальной сферы общественной жизни. Управление социальной работой является разновидностью социального управления.

Управление социальной работой - необходимое условие для функционирования любой социальной организации, деятельность которой сознательно координируется для достижения поставленных целей. Организации создаются людьми и являются элементом общественной системы. Зависимость общества от деятельности организаций позволяет рассматривать последние не только как объекты социального воздействия, но и как активные субъекты, влияющие на жизнь общества.

Процесс управления социальной работой должен иметь определенную организационную структуру, под которой понимается совокупность уровней управления и устойчивых связей между ними, обеспечивающих ее целостность, сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях. Организационная структура управления в целом и в социальной работе в частности должна содержать минимальное число звеньев и уровней управления, обеспечивать четкое распределение функций, устойчивость, непрерывность, оперативность и гибкость управления.

Управление социальной работой не выходит за рамки классических, аналитических схем принятия решений. В то же время теория управления социальной работой мало исследована, и в числе ее главных научных проблем можно назвать следующие:

* разработка теоретических основ управления в социальной работе, формулировка его концепции и дерева целей;

* исследование организационных структур управления социальной работой, обоснование и рекомендации по использованию их типовых форм на федеральном и региональном уровнях;

* моделирование деятельности социальных служб, использование математических методов при исследовании проблем организации социальной работы;

* разработка критериев, позволяющих оценивать качество функционирования системы управления социальной работой, методик оценки деятельности ее подразделений и персонала;

* исследование информационных основ управления в социальной работе, создание банка данных;

* разработка научных методов прогнозирования социальной работы, совершенствование качественных и количественных методов прогнозирования;

* разработка алгоритмов организации личной работы социальных управленцев и оптимальных вариантов делегирования полномочий сотрудникам органов управления социальной работой;

* исследование методов мотивации социальной работы, обоснование предложений по использованию содержательных и процессуальных теорий мотивации.

Необходимо отметить, что в управлении социальной работой все направления ее деятельности рассматриваются в комплексе социокультурных и экономических задач.

Социальный комплекс предусматривает:

* конкретную социальную защиту определенных категорий населения;

* развитие системы медицинского обслуживания;

* укрепление правопорядка и борьбу с преступностью;

* разработку и реализацию отдельных программ по работе с молодежью;

* реализацию программ общего и специального образования, воспитания детей;

* торговое и бытовое обслуживание льготных категорий населения;

* развитие объектов и инфраструктуры социальной защиты населения .

К основным целям управления социальной работой можно отнести следующие:

а) увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы!

б) создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено во закону;

в) адаптация или реадаптация людей в обществе;

г) создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих.

Концептуальная платформа управления социальной работой должна опираться на следующие положения (по В.Г. Бочаровой):

1) Профилактика социальных болезней в социальной работе: стратегия социальной политики предусматривает направленность согласованной работы всех социальных институтов, прежде всего на выявление и устранение причин, порождающих многочисленные социальные проблемы и трудности, а не на борьбу с их следствиями. Необходима своевременная профилактика различного рода отклонений -- нравственного, физического, психического, социального и т. п. плана.

2) Содействие самореализации личности: социальная помощь -- не благотворительная подачка, она основывается на потребностях конкретного социума, сообщества людей и реализуется с их непосредственным участием. Главное в социальной работе -- содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, способностей, задатков, активизация усилий клиентов (групп, общин) по решению собственных проблем.

3) Приоритетность сфер -- семья, дом, община: общество и государство должны, не подменяя семью, направлять усилия социальных институтов, учреждений на укрепление семьи, ее потенциала, оздоровление и нормализацию отношений в семье и по месту жительства, устранение дефицита общения, создание атмосферы доброты, гуманизма, милосердия.

4) Интегративность и межведомственность профессии социальной работы: работа социальных служб "поодиночке" малоэффективна и неэкономична. Нужна межведомственная система социальных служб, структурные компоненты которой органически взаимосвязаны так же, как все проблемы человека (психологические, медицинские, правовые, экономические, экологические и др.). Необходима интеграция средств и возможностей государственных учреждений, общественных формирований, устранение разобщенности и комплексное решение проблем каждого человека и его семьи; создание благоприятных условий для непрерывного развития и самореализации личности на всех возрастных этапах и в разных сферах ее микросреды.

5) Ранняя профессиональная ориентация социальных работников и социальных педагогов: этические и профессиональные стандарты социальной работы предполагают наличие мощного отряда волонтеров, добровольных помощников, а также более ранний отбор будущих специалистов, включение детей и подростков в доступные им формы проявления доброты, милосердия, заботы об окружающих.

Социальная работа -- это зона доверия между людьми, путь к взаимопониманию, общению, движение, направленное на создание своеобразного саморазвивающегося механизма, способствующего проявлению взаимной заботы и взаимопомощи, ослаблению социальной и межнациональной напряженности, формированию благоприятного микроклимата в социуме .

Управление социальной работой является необходимым условием для функционирования любой социальной организации, под которой понимается группа из двух человек и более, деятельность которых сознательно координируется для достижения поставленных целей. Организации создаются людьми и являются элементом общественной системы. Зависимость общества от деятельности организаций позволяет рассматривать последние не только как объекты общественного воздействия, но и как активные субъекты, влияющие на жизнь общества.

Социальное управление имеет свои специфические особенности, трудности, возможности и границы, не свойственные управлению техническими системами.

В то же время опыт, интуиция, здравый смысл занимают в управлении большое место, а иногда и господствуют в нем. Руководители, хорошо владеющие искусством управления, -- ценное общественное достояние.

Различные интересы как сильный субъективный момент вносят большую трудность в управление социальными системами. Отношения по управлению, так же как и любые отношения между людьми, никогда не могут быть чисто рациональными, только служебными, исключительно официальными. В них неизбежно проявляются личные, групповые интересы, которые воздействуют на эти отношения, преломляя их через себя. Происходит сложное взаимодействие целей, причем вклад разных работников неодинаков и зависит от их статуса, активности и т. д.

Социальное управление везде имеет свои пределы. Некоторые из них порождаются самой природой управления, другие -- особенностями процесса управления, его субъектами.

В общем виде социальное управление выступает как сознательное, планомерно организованное систематическое взаимодействие субъекта и объекта управления в целях его упорядочения, сохранения качественной определенности и развития.

Менеджмент в социальной работе -- это система гибкого предприимчивого управления в обществе, направленная на эффективное регулирование социального положения всех участников общественной жизни и на обеспечение их развития как субъектов всех видов общественных отношений, на обеспечение достойного, цивилизованного существования.

Объект и субъект управления и существующие между ними разнообразные связи составляют систему социального управления, в частности систему управления по оказанию социальной помощи населению.

Субъект и объект социального управления

Социум (человеческое общество) представляет собой сложную динамическую систему, которая состоит из двух важнейших подсистем -- управляющей подсистемы (субъекта социального управления) и управляемой подсистемы (объекта управления).

К субъектам управления можно отнести отдельного индивидуума, группу людей, а иногда и все общество в целом.

Субъект не является просто механической суммой управленческих кадров. Это иерархическая совокупность субсубъектов, вступающих в сложные взаимодействия между собой.

Субъект управления по различным группам критериев подразделяется:

По сферам человеческой жизнедеятельности выделяют субъекты политического, экономического, социального и духовно-культурного управления;

По территориальному фактору субъекты делятся на всемирные, международные, общегосударственные, региональные, местные;

По области функционирования определяют субъекты управления финансами, обороной и национальной безопасностью, наукой, здравоохранением, культурой и т. д.;

По решаемым государственным задачам выделяют

законодательные, исполнительные, судебные управленческие институты;

По решаемым общественным задачам можно выделить такие субъекты управления, как партии и общественные движения, профессиональные союзы и ассоциации, общественные фонды, кооперативы и товарищества, религиозные институты, семьи и т. д;

По степени временной устойчивости субъекты существуют в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном режиме;

По размерам различают единичные, малые, средние и крупные субъекты управления.

Субъект управляет объектом, который представляет собой еще более сложное социальное образование. Это могут быть как отдельные люди, так и группы лиц, страны, народы, человечество в целом. Каждому объекту соответствует свой субъект управления.

Поэтому в соответствии с классификацией субъекта определяется и объект. Это, например, такие объекты, как: общество в целом, отдельные сферы его жизнедеятельности, отрасли экономики, политические институты, административно-территориальные образования, профессиональные и общественные объединения, другие юридические и физические лица.

Между субъектом и объектом управления (а также внутри каждого из них) существуют определенные взаимодействия, называемые в теории управленческими отношениями. Взаимодействие субъекта с объектом (вертикальное направление сверху вниз) в теории управления называется прямыми связями. Отношения, выстраиваемые (условно) снизу вверх, определяются как обратные связи. Внутриобъектные и внутрисубъектные отношения называют горизонтальными связями. Через прямые связи поступают распорядительно-информационные сообщения, обратные связи отражают реакцию объекта на управленческие воздействия.

Безусловно, такое деление управленческих отношений является упрощенной моделью для рассмотрения технологии взаимодействия субъекта и объекта. В реальности данный процесс намного сложнее. Сложность управленческих отношений заключается в том, что они вбирают в себя субъективные проявления и объективную обусловленность. Их специфика в следующем:

Объективной обусловленности установления и развития управленческих отношений;

Осознанном характере осуществления управленческих действий;

Индивидуализированном характере принятия управленческих решений;

Формальных и неформальных взаимодействиях (формальный управленческий труд предписан нормативными актами и определен социальными ожиданиями, а неформальные взаимоотношения ничем не регламентируются и основываются на добровольных началах симпатий и антипатий);

Иерархичности отношений подчинения и руководства;

Многообразии социальных отношений между различными субъектами и объектами управления, возможности перемен их ролями.

Одной из важнейших проблем в теории социального управления является определение технологии процесса упорядочения взаимоотношений между элементами систем. Ключ к пониманию сущности данного процесса находится в определении его цикличности, постоянном возобновлении определенных последовательных этапов управленческой активности.

Цикл (от греч. «круг») представляет собой совокупность взаимосвязанных явлений, процессов, работ, образующих законченный крут целевого развития в течение определенного временного периода.

Цикличности в своем развитии подвержены все системы. Существуют экономические циклы (например, теория «длинных волн» Н.Д. Кондратьева), политические циклы (периодичность выборов и пребывания во власти), производственные циклы (полный крут работ по производству экономического продукта), жизненный цикл товара и другие.

Цикл управления определяется как полная совокупность периодически следующих друг за другом фаз управленческой деятельности. Управленческий цикл -- это череда перманентных действий, реализация которых протекает во времени и пространстве для достижения целей конкретной системы.

Фазы (этапы) управленческого цикла связаны с главным средством социального регулирования -- информацией и условно подразделяются на:

1) сбор информации о состоянии внутренней и внешней по отношению к данной системе сред;

2) анализ информации;

3) подготовку и принятие управленческих решений на основе альтернативного выбора.

Исходя из вышесказанного выделяют следующие виды управленческих циклов:

Информационный цикл (сбор и первичная обработка информации на уровне технических исполнителей и профильных специалистов);

Аналитический цикл (подготовка и принятие решений, осуществляемые специалистами и управленческими кадрами);-- мотивационно-организационный цикл (всесторонняя работа с персоналом по реализации решений, а также технико-материальное обеспечение успеха работы организации);

Контрольный цикл (осуществление контроля на протяжении реализации этапов всех других циклов в целях коррекции развития объектов и поддержания успешной динамики).

Все рассмотренные циклы при их определенной самодостаточности взаимно переплетаются друг с другом, переходят один в другой и вместе образуют целостную систему управленческого цикла.

Таким образом, управленческие отношения являются сложной, динамично развивающейся системой социальных взаимодействий. Они являются связующим фактором в процессе функционирования всех элементов общества как целостной системы.

Для нормального протекания процессов управленческого цикла субъект управления должен peaлизовывать ряд функций, т. е. производить определенные управленческие действия, направленные на оказание воздействия на объект. Функции субъекта по отношению к объекту тоже замыкаются в условный круг, образуя деятельностную составляющую управленческого цикла. Эти действия придают динамику перечисленным выше подциклам управления, через них происходит реализация технологии (запуск в работу) управленческих воздействий на все элементы системы .

Функции субъекта (или этапы управленческого цикла с его участием) можно подразделить на:

Мониторинг и анализ проблем системы (рассогласованность и противоречия целей данной системы с целями других систем);

Подготовка вариантов (альтернатив) упорядочения элементов системы в целях ее сохранения и дальнейшего развития;

Выбор и реализация наиболее эффективной альтернативы (осуществление управленческого решения);

Организация реализации намеченных в решениях мероприятий;

Контроль процесса реализации решений (сопоставление результатов с запланированными целями);

Регулирование и коррекция динамики системы (своевременное воздействие на выявленные в результате контроля отклонения в развитии элементов системы с целью приведения ее динамики к заданным параметрам).

В результате реализации функций субъекта управления (прохождения стадий управленческого цикла) системообразующие элементы приводятся в адекватное ее целям и задачам состояние .

Объекты управления в социальной работе - социальные работники, вся система взаимоотношений, складывающаяся между людьми в процессе социальной защиты населения.

Объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.

Необходимым является наличие у субъекта управления рычагов воздействия (мотивации) на объект управления, с помощью которых можно побуждать его выполнять управленческие команды (это условие определяет принципиальную возможность или невозможность субъекта управления осуществлять управление). Для того чтобы механизм мотивирования приводил к достижению поставленных целей, необходимо выполнять следующие требования:

1) он должен обладать действенностью на протяжении всего времени функционирования объекта управления и не ослабевать по мере удовлетворения потребностей объекта управления. Этого можно добиться за счет комплексного использования рычагов воздействия, периодического чередования методов мотивирования ориентации, стимулирующих воздействий на удовлетворение стабильных долгосрочных потребностей;

2) механизм стимулирования должен увязывать уровень стимулирования со степенью достижения конечных целей.

В настоящее время в мировой практике управления разработан и широко применяется достаточно большой арсенал средств стимулирования, отвечающих данным требованиям. Формирование механизма мотивирования должно строиться преимущественно на ситуационной основе.

Информационный подход к процессам управления различными системами представляется в виде системы с управлением, включающей три подсистемы: управляющую систему (систему управления), объект управления и систему связи.

Согласно информационному подходу, управление рассматривается, прежде всего, как процесс преобразования информации: информация об объекте управления воспринимается управляющей системой, перерабатывается в соответствии с той или иной целью управления и в виде управляющих воздействий передается на объект управления. Процессы получения информации, ее хранения и передачи в этом случае отождествляются с понятием связь. Переработка воспринятой информации в сигналы, направляющие деятельность в объекте, отождествляется с понятием управление. Если системы способны воспринимать и использовать информацию о результатах своего функционирования, то говорят, что они обладают обратной связью. Обратная связь создает возможность эффективного управления в изменяющихся условиях функционирования объекта управления даже в тех случаях, когда возмущающие воздействия не могут быть измерены или когда их влияние заранее не известно.

Системы с управлением, или целенаправленные, называются кибернетическими. К ним относятся технические, биологические, организационные, социальные, экономические системы и др.

Основными группами функций системы управления являются:

1) функции принятия решений (преобразования содержания информации)- выражаются в создании новой информации в ходе анализа, планирования (прогнозирования) и оперативного управления (регулирования, координации действий). Это связано с преобразованием содержания информации о состоянии объекта управления и внешней среды в управляющую информацию при решении логических задач и выполнении аналитических расчетов, при порождении и выборе альтернатив. Эта группа функций является главной, поскольку обеспечивает выработку информационных воздействий по удержанию в существующем положении или при переводе системы в новое состояние;

2) рутинные функции обработки информации охватывают учет, контроль, хранение, поиск, отображение, тиражирование, преобразование формы информации и т.д. Эта группа функций преобразования информации не изменяет ее смысл, т.е. это рутинные функции, не связанные с содержательной обработкой информации;

3) функции обмена информацией связаны с доведением выработанных воздействий до объекта управления и обменом информацией (ограничение доступа, получение (сбор), передача информации по управлению в текстовой, графической, табличной и иных формах по телефону, системам передачи данных и т.д.).

Управление - процесс воздействия субъекта на объект в целях перевода его в новое качественное состояние или поддержания в установленном режиме.

Субъектами управления выступают руководители социальных служб и формируемые ими органы управления, наделенные управленческими функциями.

Субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления. Данные импульсы будем называть управленческими командами.

Для того чтобы между двумя субъектами существовала управленческая связь и соответственно осуществлялось управленческое взаимодействие, необходимо, чтобы между этими субъектами существовали отношения управления. Они являются основой возможности осуществления управления, так как именно они задают возможность вырабатывать управленческие команды и готовность эти команды выполнять. Отношения управления не являются изначальными отношениями, а базируются на более глубинных отношениях, таких как экономические либо морально-этические отношения.

Важным моментом является то, какие мотивы побуждают субъекта управления к руководству, какие цели он при всём этом преследует. В том случае, когда цели управления (желаемое состояние объекта или желаемый результат его функционирования) совпадают с целями, преследуемыми субъектом управления, последний ориентирован на наиболее эффективное управление. Для того чтобы это существовало, необходимо соблюдение двух условий:

1) субъект управления не должен иметь возможности достижения своих целей за счет управленческой деятельности в независимости от достижения целей управления;

2) степень достижения субъектом управления своих целей за счет управленческой деятельности должна находиться в прямой зависимости от степени достижения целей управления.

Полная привязка потребности субъекта управления управлять к результатам функционирования объекта управления наблюдается в том случае, когда субъектом управления является субъект собственности. Если субъектом управления является не собственник, а исполнитель, призванный реализовывать функцию управления, потребность управлять у субъекта управления объективно не связана непосредственно со стремлением получения наилучшего конечного результата. Более того, эта потребность зачастую связана со стремлением субъекта управления удовлетворять свои исходные потребности, используя управление, но не ориентируясь при всём этом на конечные результаты, а в определенных случаях и во вред конечным результатам .

Заключение

Таким образом, существует много определений самого понятия управления представителями различных наук управление является неотъемлемым атрибутом любой социальной организации, обеспечивающим ее существование. Это безусловно так. Ни одна социальная организация не может обойтись без управления. При этом, обращение к истории социального управления показывает, что своим появлением оно обязано институту власти, связанного с подчинением людей не только своим интересам. Кроме того, возникнув в рамках социальной организации, управление уже давно стало самостоятельным институтом и используется не только как средство выживания организации, но и для решения сложных социальных проблем, что не нашло отражения в нашем определении, жестко «привязанном» к социальной организации. Социальное управление - это сложный вид деятельности, связанный с добровольным или насильственным подчинением людей общим интересам, обеспечивающий существование социальных организаций и решение сложных социальных проблем.

Управление социальной работой направлено на эффективное регулирование социального положения всех участников общественной жизни и на обеспечение их достойного, цивилизованного существования.

Социальная работа является мощным сдерживающим средством социальных катаклизмов и конфликтов в обществе, тем более эффективным, чем больше ресурсов выделяет общество и государство. Возрастает значение профессионального управления социальной работой.

Объектами управления в социальной работе являются социальные работники, сотрудники служб и учреждений социальной защиты, а также вся система взаимоотношений, складывающихся между людьми при оказании социальной помощи населению.

Субъектами управления являются руководящий состав служб и учреждений социальной защиты и формируемые ими органы управления, наделенные управленческими функциями.

Субъект и объект управления в любой социальной организации взаимодействуют между собой по каналам прямой и обратной связи. По прямому каналу связи передается управленческая информация (управленческие воздействия) от субъекта управления к объекту управления. По каналу обратной связи от объекта управления к субъекту управления передается информация о результатах деятельности и состоянии объекта управления. Субъект управления, объект управления и существующие между ними разнообразные связи составляют систему социального управления, в частности систему управления по оказанию социальной помощи населению.

Социальный работник -- должность рядовая, над ним есть руководители разного уровня, рядом с ним работают коллеги. При этом его деятельность в определенной мере автономна и включает в себя управленческие функции, так как он не просто выполняет указания начальства, а сам планирует, организует, координирует, корректирует и осуществляет самоконтроль и самоанализ своей деятельности. Вот почему хорошие знания основ менеджмента и теории управления социальными системами, а также общественной структуры и государственного строительства являются важной составляющей частью его профессионального багажа.

Список использованной литературы

1) Власов, В.В. Понятийный аппарат рационального управления развитием социальных систем//Ученые записки. - М.: 2003. - № 5. - С.127-130.

2) Дурицына, Р.Ф. Управление: принципы, функции и методы //Работник социальной службы- М.: 2004. - № 1. - С.7-14.

3) Краткий словарь терминов по социальной работе / Под общ. ред. Р.М. Куличенко, Н.В. Гарашкиной; Фед. агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2006 г. 126 с.

4) Менеджмент социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.И. Комарова и А.И. Войтенко.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.- 288 с.

5) Основы социальной работы: Учебник / Отв. Ред. П.Д. Павленок. - 3-е изд., испр. и доп.- М.: ИНФРА - М, 2006.- 560 с.- (Высшее образование).

6) Словарь-справочник «Организация, управление и администрирование в социальной работе». Учебное пособие М.: Издательство ФГУ РЦСК 2006 г. - 476 с. (Часть II)

7) Словарь терминов, применяемых в социальной работе. // Под. общ. ред. проф. Ю.А. Блинкова. Курск, 2008.-175 с.

8) Тетерский С.В. ВВЕДЕНИЕ в социальную работу: Учебное пособие.-- М: Академический Проект, 2001.-- 496 с.

9) Хартанович К.В, Краев В.Н Основы менеджмента: Учебное пособие. М.: Академический Проект; Тракста. 2006. 272с.

10) Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие.- 2-е изд.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005.-668 с.