Учетная регистрация мфо. Как открыть микрофинансовую организацию(МФО)? Причины для открытия МФО

Регистрация мфо в 2018 году

Внесение в реестр МФО (МФК, МКК). Нужна ли лицензия при организации микрофинансовой организации? Как внести МФО в реестр ЦБ? Может ли МФО не только выдавать займы, но и принимать инвестиции от граждан и предпринимателей? Нужно ли МФО вступать в СРО? Какие СРО легитимны? На эти вопросы отвечает эксперт Ольга Михеенко (компания Аудит Проф).

Как открыть МФО

Для начала нужно зарегистрировать предприятие. Эту процедуру не буду описывать, сделать это можно самостоятельно, но нужно учесть все специальные требования к Уставу МФО. в том числе через Многофункциональные центры, которые призваны облегчить людям жизнь при получении госуслуг. Единственное, что стоит упомянуть в этой связи - МФО не умеет права применять "упрощенку". Этот запрет прописан в Федеральном законе от 02.11.2013 № 301-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», согласно которому п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ, содержащий перечень организаций, не имеющих право применять упрощенную систему налогообложения, был дополнен микрофинансовыми организациями.

После того как предприятие зарегистрировано, займы выдавать еще нельзя. Нужно получить статус МФО. По закону лицензия на микрофинансовую деятельность не требуется. Но это не означает, что МФО может работать безнадзорно. Регулятором является Центральный банк, именно в ЦБ МФО обязана получить номер в едином реестре. Только после того, как компания внесена в реестр, она и приобретает статус МФО.

Как зарегистрировать МФО в ЦБ (получить номер в реестре микрофинансовых организаций)

В принципе, сделать этом можно и самостоятельно. Для регистрации МФО потребуются следующие документы:

Копия свидетельства о государственной регистрации (ОГРН)

Копия учредительных документов

Решения об избрании (о назначении) должностных лиц и органов управления юридического лица, содержащие:

Сведения от учредителях юридического лица

Сведения о юридическом адресе

Заявления о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций

Копии решения о создании юридического лица

Можно поручить эту работу сторонней организации. Аудит Проф специализируется на регистрации и обслуживании МФО, поэтому мы можем сделать все это за вас. В будущем регистрацию МФО планируется передать на уровень СРО. То есть перед получением номера в реестре СРО будет анализировать пакет документов. Об этом сообщают представители ЦБ на профильных конференциях. Но пока это в планах.

Как придумать название МФО и проверить его на оригинальность

Название МФО не должны быть идентичными, чтобы не вводить потребителей в заблуждение. Поэтому, перед тем, как подавать документы на регистрацию в ЦБ, нужно проверить название. Правила таковы - кто первым внес название, тот и оставляет его за собой. Проверить название можно на сайте ЦБ.

Зарезервировать название нельзя. Одной из причин отказа в регистрации МФО может оказаться как раз уже имеющееся в реестре название.

Наша компания специализируется на сопровождении бизнеса МФО, гарантировать получение номера в реестре 100% нельзя, ведь за время подготовки документов кто-то может уже занять указанное в документах название.

В качестве совета - лучше отказаться от словосочетаний "быстрые деньги", это самый частый вариант, оригинальное название помогут придумать компании, специализирующиеся на создании и продвижении брендов.

Какие требования к МФО предъявляет ЦБ

МФК в процессе получения статуса МФК подтверждают перед регулятором наличие собственного капитала в размере не менее 70 млн рублей. МФК могут приинимать займы от физлиц и осуществлять удаленную идентификацию клиентов, что позволяет им развивать бизнес в онлайне. Они могут выдавать в качестве займов физлицам 1 000 000 рублей в одни руки, предпринимателям - 3 000 000 рублей. Все остальные компании автоматически причисляются к МКК, такие компании должны будут включить в наименование словосочетание «микрокредитная организация», подтверждать собственный капитал им не нужно и проходить оценку в ЦБ на статус МКК тоже не требуется. Они смогут выдавать физлицам до 500 000 рублей в расчете на одного заемщика, 3 000 000 рублей - на одного предпринимателя. Приниматьденежные средства т физлиц нельзя, от юрлиц можно, в том числе от учредителей компании.

Нужно помнить, что законом установлена минимальная сумма зайиы от физлиц - 1, 5 миллиона рублей. Инвестиции в МФК не застрахованы государством, поэтому считаются рискованными для неквалифицированных инвесторов, проще говоря, для простых граждан, не разбирающихся в премудростях инвестирования средств в различные инструменты. Сумма инвестиций не поменялась, МФК могут привлекать сбережения граждан в размере 1, 5 млн., как и в прежние годы, до введения законодательных новаций.

МФО должна сдавать отчетности ежеквартально мегарегулятору . Делается это на сайте ЦБ через личный кабинет. Аудит Проф оказывает помощь в подготовке и сдачи отчетностей. Обращайтесь!

Требуется сдавать отчетность в Росфинмониторинг , МФО обязаны разработать и применять мероприятия по предотвращению легализации средств, добытых преступным путем и финансированию терроризма. То есть нужно будет проводить идентификацию лиц, находящихся на обслуживании, осуществляющих операции с денежными средствами, раскрывать список аффилированных лиц. В том числе, но не ограничиваясь ими.

Кроме этого, необходимо разработать и применять на практике правила предоставления микрозаймов . Правила должны быть доступны в сети Интернет. Либо на сайте МФО, либо на стороннем ресурсе. А также в местах выдачи займов.

Как и банки, МФО обязана подавать сведения о заемщиках и их займах в Бюро кредитных историй . В отношениях с заемщиками МФО, как и банки должны соблюдать закон о потребительском кредите (займе), который регламентирует форму договора, ограничивает пени и штрафные санкции и так далее.

Ставки МФО не может устанавливать произвольно. Есть определенные рамки - ЦБ озвучивает среднее значение ПСК называется по разным категориям и видам займов. При формировании средней ПСК учитываются рыночные реалии. МФО не имеет права отклониться более чем на одну треть от среднего значения полной стоимости кредита. Нужно помнить и о законе о рекламе. Штрафы в настоящее время законотворцы предлагают увеличить до 1 миллиона. В общем, можно сказать, что если кому-то кажется, что бизнес по выдаче микрозаймов не особенно хлопотный и лишен рамок, то эти люди ошибаются. Если вести деятельность легально, соблюдая все нормы и законы, то работы хватит. А играть "в темную", не регистрируя МФО в настоящее время означает - грубо нарушать закон. С черными кредиторами обещают "разобраться" на уровне Совета безопасности. Их деятельность пресекают полиция, Прокуратура, общественная организация "Народный фронт", Саморегулируемые организации, омбудсмен, ЦБ. Создаются каналы обмена информацией о нелегалах рынка. Можно с уверенностью сказать, что задача избавления рынка от черных контор, которые представляются МФО и при этом не имеют номера в реестре - задача № 1 для рынка микрофинансов.

Перерегистрация МФО - в связи с делением рынка на МФК и МКК необходимо будет внести изменения наименование компании, включив словосочетание «микрокредитная компания»

МФО может сделать это самостоятельно, а может доверить это специалистам. Необходимо:

1. Подготовить документы для регистрации внесения изменений в название микрофинансовой организации для ИФНС.

2. Уведомить Центральный Банк России о смене наименования МФО

После добавления слов «микрофинансовая компания» в название МФО о данных изменениях необходимо уведомить ЦБ.

Срок на уведомление ЦБ о смене названия ООО - 30 дней с момента регистрации изменений в ИФНС России.

Кроме того, необходимо будет внести изменения в Устав МФО, об этом тоже не стоит забывать. И сообщить партнерам о смене наименования.

Записала Юлия Зиберт

ООО "Аудит Проф"

  1. Можете ли вы внести в реестр МФО организацию из региона (не из Москвы) ?
    Да. В данном случае мы организуем работу удаленно, без вашего приезда в Москву.
  2. Какие требования к наименованю микрофинансовой организации?
    Наименование микрофинансовой организации не должно совпадать с наименованием уже внесеннымив государственном реестре микрофинансовых организаций полными и (или) сокращенными наименованиями микрофинансовой организации.
  3. Нужно ли указывать в наименовании МФО словосочетание "микрофинансовая организация"
    Словосочетание "микрофинансовая организация" в наименовании указывать обязательно с 01 июля 2015 года. Если МФО была зарегистрирована ранее, то она обязана привести свое название в соответствие в срок до конца 2016 года. В случае утраты юридическим лицом, в наименовании которого содержится словосочетание "микрофинансовая организация", статуса микрофинансовой организации данное лицо обязано исключить из своего наименования словосочетание "микрофинансовая организация" в течение тридцати рабочих дней со дня исключения данного юридического лица из государственного реестра микрофинансовых организаций."
  4. Может ли микрофинансовая организация применять упрощенную систему налогообложения?
    Нет. Законом от 02.11.2013 г. внесены изменения в НК РФ, которые запрещают МФО применять УСН с 01.01.2014 г.
  5. Есть ли ограничения по размеру уставного капитала МФО?
    Ограничений по размеру уставного капитала микрофинансовых организаций как таковых нет. Однако следует помнить, что на каждую выдачу займа в размере, превышающем 10% от Уставного капитала МФО, вам необходимо будет делать решение Общего собрания участников/ Акционеров об одобрении данной сделки.
  6. Может ли МФО заниматься иной деятельностью?
    Микрофинансовые организации могут заниматься иной деятельностью, за исключением любых видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (п. 7 ст. 12 ФЗ от 02.07.2010 N 151-ФЗ (ред. от 21.12.2013) "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях".
  7. Есть ли какие-то требования к участникам/ акционерам МФО?
    В соответствии с Федеральным законом от 02.07.2010 N 151-ФЗ (ред. от 21.12.2013) "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" требование к участникам/ акционерам МФО только одно: Физическое лицо, являющееся участником/ акционером МФО не должно иметь неснятую или непогашенную судимость за преступление в сфере экономической деятельности или преступление против государственной власти.
  8. Есть ли какие-то требования к руководителю МФО?
    Руководителем или членом коллегиального органа усправления МФО в соответствии с Федеральный закон от 02.07.2010 N 151-ФЗ (ред. от 21.12.2013) "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" не могут быть:
    1) лица, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа финансовых организаций в момент совершения этими организациями нарушений, за которые у них были аннулированы (отозваны) лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, или нарушений, за которые было приостановлено действие указанных лицензий и указанные лицензии были аннулированы (отозваны) вследствие неустранения этих нарушений, если со дня такого аннулирования (отзыва) прошло менее трех лет. При этом под финансовой организацией для целей настоящего Федерального закона понимаются профессиональный участник рынка ценных бумаг, клиринговая организация, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, акционерный инвестиционный фонд, кредитная организация, страховая организация, негосударственный пенсионный фонд, организатор торговли;
    2) лица, в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации;
    3) лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти.
  9. Готовите ли вы какой-то специальный Устав для МФО?
    Для микрофинансовых организаций мы готовим устав, содержащий положения о деятельности микрофинансовых организаций с соответствии с ФЗ от 02.07.2010 N 151-ФЗ (ред. от 21.12.2013) "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"
  10. Нужно ли МФО сдавать какую-то дополнительную отчетность?
    Микрофинансовые организации обязаны ежеквартально представлять в Банк России документы, содержащие отчет о микрофинансовой деятельности и о персональном составе своих руководящих органов. Формы и сроки представления указанных документов определяются Банком России.
  11. Нужно ли предоставлять данные по кредитным историям в Бюро Кредитных историй?
    Информация об операциях юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц представляется микрофинансовыми организациями в целях формирования кредитных историй в бюро кредитных историй в порядке и на условиях, которые предусмотрены заключенным с бюро кредитных историй договором в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 218-ФЗ "О кредитных историях"

Статус микрофинансовой организации может получить только юридическое лицо. Индивидуальный предприниматель лишен такой возможности. Еще одна необходимая составляющая статуса микрофинансовой организации - это внесение сведений о микрофинансовой организации в государственный реестр микрофинансовых организаций.Таким образом, созданное юридическое лицо и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций в установленном порядке, приобретает статус микрофинансовой организации со дня внесения сведений о нем в указанный реестр.

Наши специалисты оказывают пошаговое юридическое сопровождение регистрации микрокредитной компании одного из видов микрофинансовой организации. Ниже Вы можете ознакомиться с перечнем наших услуг. Мы находимся в городе Казани (Республика Татарстан), но оказываем услуги по всей России. Подробнее о стоимости услуг и перечне необходимых документов Вы можете узнать по электронной почте info@сайт

Вы можете получить устную или письменную консультацию по организационным вопросам открытия микрокредитной компании на территории Российской Федерации.

Наши специалисты имеют многолетний опыт юридического сопровождения микрокредитных компаний. Оказывают наиболее полные, точные и оперативные консультации.

Пошаговое юридическое сопровождение микрокредитной компании

Регистрация микрокредитной компании в налоговых органах Российской Федерации.

Стоимость услуги 18500 р.

На данном этапе наши специалисты окажут Вам необходимую консультацию по выбору юридического адреса микрокредитной компании, проведут проверку наименования микрокредитной компании, подготовят рекомендации по подбору учредителей микрокредитной компании и единоличного исполнительного органа.

Создание МКК начинается с регистрации юридического лица. Перед открытием МКК следует проверить соответствие учредителей микрофинансовой организации и ее единоличного исполнительного органа квалификационным требованиям установленным Федеральным законом от 02.07.2010 №151-ФЗ. Во-первых, требования к учредителю(ям) микрофинансовой организации - отсутствие судимости за преступление в сфере экономической деятельности или преступление против государственной власти. В-вторых, единоличным исполнительным органом микрофинансовой организации не могут являть следующие лица:

  • лица, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа финансовых организаций в момент совершения этими организациями нарушений, за которые у них были аннулированы (отозваны) лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, или нарушений, за которые было приостановлено действие указанных лицензий и указанные лицензии были аннулированы (отозваны) вследствие неустранения этих нарушений, если со дня такого аннулирования (отзыва) прошло менее трех лет. При этом под финансовой организацией для целей настоящего Федерального закона понимаются профессиональный участник рынка ценных бумаг, клиринговая организация, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, акционерный инвестиционный фонд, кредитная организация, страховая организация, негосударственный пенсионный фонд, организатор торговли;
  • лица, в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации;
  • лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти.

На первом этапе специалисты компании Ю-Питер Консалтинг подготовят для Вас необходимые документы:

  • Устав микрокредитной компании в соответствии с требованиями Федерального закона от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях".
  • Протокол (решение) о создании микрокредитной компании.
  • Заявление по форме №Р11001
  • Приказ о назначении директора.
  • Приказ о назначении бухгалтера.

Необходимые документы и информация об учредителе(ях) и единоличном исполнительном органе для подготовки документов в налоговые органы:

  • ИНН учредителя(ей) МКК
  • Паспортные данные учредителя(ей) МКК
  • Должность руководителя МКК
  • ИНН единоличного исполнительного органа
  • Паспортные данные единоличного исполнительного органа
  • Контактный телефон
  • Юридический адрес
  • Гарантийное письмо от арендодателя (при заключении договора аренды)
  • Наименование юридического лица: ООО Микрокредитная компания "____________".

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр МФО может быть в случае наличия в реестре полного и (или) сокращенного наименования МФО, в том числе полного или сокращенного фирменного наименования, совпадающего с полным и (или) сокращенным наименованием, в том числе с полным или сокращенным фирменным наименованием юридического лица, подавшего заявление о внесении сведений о данном юридическом лице в указанный реестр, или сходного с ним до степени смешения, при условии, что соответствующие сведения о микрофинансовой организации были внесены в единый государственный реестр юридических лиц ранее сведений о юридическом лице, подавшем заявление. Таким образом, принимать решение о выборе полного и (или) сокращенного наименования юридического лица слеует с учетом сведений, содержащихся в реестре МФО и ЕГРЮЛ. Согласно части 5 статьи 4 Закона № 151-ФЗ сведения, содержащиеся в реестре МФО, являются открытыми и общедоступными. Реестр МФО размещен на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Кроме этого, в соответствии с пунктом 13 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.12.2007 № 122 вопрос о сходстве до степени смешения обозначений является вопросом факта и по общему правилу может быть разрешен судом без назначения экспертизы. При этом суды при определении тождественности или сходства до степени смешения фирменных наименований используют, в том числе, Методические рекомендации по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство, утвержденные приказом Роспатента от 31.12.2009 № 197 (далее - Методические рекомендации). В соответствии с Методическими рекомендациями обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия. Оценка сходства обозначений производится на основе общего впечатления, формируемого, в том числе с учетом неохраняемых элементов. При этом формирование общего впечатления может происходить под воздействием любых особенностей обозначений, в том числе доминирующих словесных или графических элементов, их композиционного решения и другого. Согласно пункту 4.2 Методических рекомендаций сходство словесных обозначений может быть звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим). Необходимо отметить, что пунктом 4.2.4.2 Методических рекомендаций определено, что если словесное обозначение состоит из охраноспособных и неохраноспособных элементов, то при экспертизе учитывается тождество и сходство именно охраноспособных элементов.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 12 Закона № 151-ФЗ микрофинансовая организация не вправе использовать полное и (или) сокращенное наименование, в том числе полное и (или) сокращенное фирменное наименование, совпадающее или сходное до степени смешения с полным и (или) сокращенным наименованием, в том числе с полным и (или) сокращенным фирменным наименованием, микрофинансовой организации или иной финансовой организации, сведения о которой были внесены в единый государственный реестр юридических лиц ранее государственной регистрации соответствующей микрофинансовой организации. При этом данный запрет не распространяется на микрофинансовые организации, использующие полное и (или) сокращенное наименование, в том числе полное и (или) сокращенное фирменное наименование, совпадающее или сходное до степени смешения с полным и (или) сокращенным наименованием, в том числе полным и (или) сокращенным фирменным наименованием, аффилированных с ними микрофинансовых или иных финансовых организаций.

В связи с изложенным следует принимать решение о выборе наименования Общества с учетом вышеуказанной информации, а также нормы об аффилированности, установленной пунктом 10 части 1 статьи 12 Закона № 151-ФЗ.

Внесение сведений о микрокредитной компании в реестр микрофинансовых организаций Банка России.

Подготовка документов для внесения сведений о микрокредитной компании в государственный реестр микрофинансовых организаций.

Стоимость услуги 35500 р.

Внесение сведение о юридическом лице в реестр МФО это следующий этап регистрации микрокредитной укомпании. Этот этап еще коротко называют регистрация МФО в ЦБ или регистрация МФО в реестре. Порядок внесения сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций установлен указанием Банка России от 28.03.2016 №3984-У «О порядке ведения Банком России государственного реестра микрофинансовых организаций, форме заявления о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций, форме сведений об учредителях (участниках, акционерах) юридического лица, форме свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций и порядке его переоформления, формах заявлений об изменении вида микрофинансовой организации и осуществлении деятельности в виде микрофинансовой компании или осуществлении деятельности в виде микрокредитной компании, форме и порядке представления документов и информации, подтверждающих наличие собственных средств (капитала) и источники происхождения средств, внесенных учредителями (участниками, акционерами)».

В Департамент допуска на финансовый рынок Банка России микрофинансовые организации представляют следующие документы:

  1. заявление о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций, подписанного руководителем юридического лица или уполномоченным им лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства и контактных телефонов;
  2. копия учредительных документов юридического лица;
  3. копия решения о создании юридического лица;
  4. сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом;
  5. копия решения об избрании (о назначении) органов управления юридического лица, действующих на день представления документов в Банк России;
  6. сведений об учредителях (участниках, акционерах) юридического лица;
  7. оригинал справки о наличии (отсутствии) судимости у членов совета директоров (наблюдательного совета), членов коллегиального исполнительного органа, единоличного исполнительного органа юридического лица, учредителей (участников, акционеров), имеющих право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал юридического лица, которая выдана уполномоченным органом государственной власти и дата выдачи которой не превышает три месяца до даты ее представления;
  8. правила внутреннего контроля, разработанных в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  9. копия документа о назначении специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля по противодействию отмыванию доходов и финансированию терроризма.
  10. документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций;
  11. выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иного равного по юридической силе документа, подтверждающих правовой статус учредителя (участника, акционера) - иностранного юридического лица (для юридических лиц с иностранными учредителями (участниками, акционерами).

Образец заявления о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций и сведений об учредителях (акционерах, участниках) юридического лица

Вышеперечисленные документы направляются в Банк России на адрес Департамента допуска на финансовый рынок по почте заказным письмом (бандеролью) с описью вложения и уведомлением о вручении по адресу: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, дом 12.

За внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций взимается государственная пошлина в размере 1500 рублей. Пошлина может быть оплачена наичными денежными средствами или безнаичными (через расчетный счет микрокредитной компании). Пошлина, уплаченная наличными денежными средствами, может быть зачтена в случае представления платежного документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины законным или уполномоченным представителем юридического лица, содержащего в графе «Основание платежа» указание на то, что уплата государственной пошлины осуществляется от имени налогоплательщика, и расходного кассового ордера или иного документа, подтверждающего выдачу представителю юридического лица денежных средств на уплату государственной пошлины за счет собственных денежных средств юридического лица.

Подготовка уведомлений в Банк России, саморегулируемую организацию, бюро кредитных историй и Федеральную службу по финансовому мониторингу.

Стоимость услуги от 10000 р.

Банк России ведет единый реестр саморегулируемых организацией в сфере финансового рынка. Так, в указанный реестр входят три организации, которые осуществляют саморегулирование деятельности микрофинансовых организаций (так называемые СРО МФО): В соответствии со статьей 7.2 Федерального закона от 02.07.2010 №151-ФЗ микрофинансовые организации обязаны вступить в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка в течение 90 (девяноста) дней, следующих за внесения сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций.

  1. Союз «Микрофинансовый Альянс «Институты развития малого и среднего бизнеса»;
  2. Саморегулируемая организация Союз микрофинансовых организаций "Единство";
  3. Саморегулируемая организация Союз микрофинансовых организаций «Микрофинансирование и Развитие».

Кроме этого, согласно статье 16 Федерального закона от 02.07.2010 №151-ФЗ микрофинансовые организации обязаны представлять информацию, необходимую для формирования кредитных историй юридических лиц и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей в отношении заемщиков хотя бы в одно бюро кредитных историй, включенное в государственный реестр бюро кредитных историй в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2004 г. №218-ФЗ "О кредитных историях". Так, согласно части 3.1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 г. №218-ФЗ микрофинансовые организации обязаны представлять всю имеющуюся информацию в отношении заемщиков хотя бы в одно бюро кредитных историй, включенное в государственный реестр бюро кредитных историй, без получения согласия на ее представление.

Только после получения свидетельства СРО и договора с БКИ микрофинансовая организация вправе начать выдавать займы.

Создание сайта микрокредитной компании и наполнение его необходимым контентом.

Стоимость услуги договорная по согласованию с Заказчиком.

Подготовка документов в соответствии с требованиямиФедерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и нормативными актами Банка России в сфере ПОД/ФТ:

5.1. Разработка правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

5.2. Практическое пособие для учета прохождения сотрудниками микрокредитной компании обучения по ПОД/ФТ/ФРОМУ в соответствии с требованиями Указания Банка России от 5 декабря 2014 г. №3471-У "О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях".

Стоимость от 5500 р.

5.3. Практическое пособие для оформления результатов работы в Личном кабинете на портале Федеральной службы по финансовому мониторингу в соответствии с требованиями Указания Банка России от 15.12.2014 №3484-У "О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Стоимость от 4500 р.

5.4. Практическое пособие для документального оформления процедуры назначения на должность специального должностного лица микрокредитной компании, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Стоимость от 5000 р.

Для микрокредитной компании неоднократное в течение года нарушение требований Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" влечет исключение из государственного реестра Банка России. Также за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма установлена административная ответственность статьей 15.27 Кодекса об административных правонарушениях до 1 000 000 рублей.

Подготовка документов для предоставления микрозаймов в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.2013 №353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» и Федерального закона от 02.07.2010 №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

6.1. Документы микрокредитной компании для предоставления потребительских займов физическим лицам, разработанные в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.07.2010 г. №151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", Федерального закона от 21.12.2013 г. №353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)", Указания Банка России от 23.04.2014 №3240-У "О табличной форме индивидуальных условий договора потребительского кредита (займа)" и Базового стандарта совершения микрофинансовой организацией операций на финансовом рынке, утв. Банком России от 27 апреля 2018 года № КФНП-12:

  1. Правила предоставления микрозаймов.
  2. Заявление на предоставление микрозайма.
  3. Информация о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления микрокредитной компании.
  4. Индивидуальные условия договора потребительского займа.
  5. График платежей по договору потребительского займа.
  6. Общие условия договора потребительского займа.
  7. Информация о дате приема к рассмотрению заявления Заемщика (физического лица) о предоставлении потребительского займа.

Стоимость от 12500 р.

6.2. Документы микрокредитной компании для выдачи займов под залог недвижимости, разработанные на основании Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и Базового стандарта совершения микрофинансовой организацией операций на финансовом рынке, утв. Банком России от 27 апреля 2018 года № КФНП-12:

  • Договор залога недвижимости.
  • Договор займа под залог недвижимости.
  • Информация об условиях предоставления, использования и возврата потребительского займа.

Стоимость от 14500 р.

6.3. Документы микрокредитной компании для предоставления займов под залог транспортных средств (автомобилей и специальной техники):

  1. Общие условия договора займа.
  2. Информация об условиях предоставления, использования и возврата займа.
  3. Индивидуальные условия договора потребительского займа под залог транспортного средства.
  4. Акт приема-передачи транспортного средства.
  5. Акт возврата транспортного средства.

Стоимость от 12500 р.

Подготовка документов в соответствии с базовыми стандартами для микрофинансовых организаций.

7.1. Практическое пособие по базовому стандарту защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих микрофинансовые организации, утвержденного Банком России 22 июня 2017 года (вступил в силу с 1 июля 2017 г.).

9500 р.

7.2. Практическое пособие по базовому стандарту управления рисками микрокредитной компании, утв. Банком РФ от 27.07.2017 г. (вступил в силу 27 января 2018 года).

Стоимость практического пособия 28500 р.

Подготовка документов для соблюдения микрокредитной компанией требований Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», в том числе постановка микрокредитной компании на специальный учет в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (реестр операторов персональных данных).

Подготовка стандартного пакета документов по кадровому делопроизводству микрокредитной компании:

  1. Правила внутреннего трудового распорядка.
  2. Штатное расписание.
  3. Приказ о приеме на работу.
  4. Трудовой договор с кредитным менеджером.
  5. Должностная инструкция кредитного менеджера.
  6. Трудовой договор с директором.
  7. Должностная инструкция директора.
  8. Трудовой договор с бухгалтером.
  9. Должностная инструкция бухгалтера.
  10. Положение об организации защиты сведений конфиденциального характера, составляющих коммерческую, банковскую и служебную тайну компании вместе с формой утверждения перечнем лиц, имеющих доступ к коммерческой тайне, и приказом о введении режима коммерческой тайны и утверждении Положения.

Стоимость услуги 5500 р.

На всех вышеперечисленных этапах наши специалисты окажут Вам необходимую правовую помощь. Оплата пошаговая.

Для тех, кто желает передать ведение документооборота по Федеральному закону №115-ФЗ нашим специалистам (аутсорсинг) мы можем предложить абонентское обслуживание. о тарифах абонентского обслуживания.

МФО – организация, осуществляющая кредитование населения на основе договоров микрозайма. К «микро» относятся займы размером не более 1 млн. руб. Деятельность таких учреждений регулируется законом №151-ФЗ от 02.07.2010 года.

Микрофинансовые компании не находятся под таким строгим контролем, как банки. К ним не предъявляется особых требований по величине собственного капитала, отсутствует необходимость в лицензировании, создании резервов и обязательных страховых отчислениях в спецфонды. Этим объясняется широкое распространение подобных учреждений, тем более что регистрация МФО не составляет каких-либо трудностей. Открытие микрофинансовой фирмы включает 2 этапа: создание юрлица и получение статуса МФО.

Инструкция по регистрации МФО

По законодательству микрофинансовая организация может существовать в форме фонда, учреждения, НКО, некоммерческого партнерства, товарищества, хозяйственного общества. Второе условие, необходимое для деятельности в качестве МФО, – внесение ее в реестр участников финансовых рынков.

Для начала необходимо определиться с выбором организационно-правовой формы юрлица и подать заявление на его открытие. Рассмотрим, как происходит регистрация МФО шаг за шагом на примере ООО - самого распространенного варианта частных микрофинансовых фирм.

Шаг 1. Подготовка учредительных документов

Уставы МФО и обычного юрлица имеют существенные отличия. При разработке учредительного документа для будущей микрофинансовой компании необходимо руководствоваться положениями закона 151-ФЗ. Устав, составленный без учета изложенных в законодательстве требований, нередко становится причиной отказа во внесении фирмы в реестр МФО.

Однако это не может являться препятствием для госрегистрации самой организации. Допустимо сначала оформить ООО, а затем внести необходимые изменения в Устав и подать документы на право заниматься микрокредитованием.

Законодательство предписывает указывать в Уставе МФО

  • полный перечень видов деятельности;
  • пункт о предварительном одобрении всех сделок на сумму свыше 10% от стоимости имущества общества по последнему балансу;
  • орган, ответственный за разработку правил микрокредитования клиентов;
  • порядок раскрытия информации о лицах, влияющих на решения управляющих органов МФО.

Для полноценной работы организации можно внести следующие виды деятельности:

  • предоставление микрозаймов ИП, юридическим и физлицам;
  • финансовое посредничество;
  • консультационные услуги в сфере финансового посредничества;
  • вспомогательная деятельность в области страхования;
  • обработка данных.

Стоит обратить внимание на размер планируемого уставного капитала. Если он будет минимальным (10 тыс. руб. для ООО), то по правилу одобрения сделок для выдачи каждого займа свыше 1 тыс. руб. придется оформлять разрешение участников общества. Для МФО в форме АО понадобится устраивать собрание акционеров по каждой сделке от 10 тыс. руб, поскольку «минималка» акционерного капитала – 100 тыс. руб. Такой порядок работы вряд ли можно считать разумным. Целесообразней увеличить уставный капитал до приемлемой суммы, определив максимальный размер кредитов, выдаваемых без участия учредителей.

К моменту регистрации МФО лица, ответственные за разработку Правил предоставления микрозаймов, уже должны быть не только назначены и зафиксированы в Уставе, но и обязаны завершуть подготовку и опубликовать документ в открытом доступе.

Шаг 2. Регистрация в налоговой

Для госрегистрации юридического лица необходимо собрать ряд документов:

  1. Решение учредителя о создании общества или Протокол собрания учредителей, зафиксировавший результат голосования по соответствующему вопросу.
  2. Устав, разработанный с учетом требований 151-ФЗ.
  3. Приказ о назначении Гендиректора.
  4. Заявление по форме р11001, заполненное и заверенное у нотариуса.
  5. Платежный документ о внесении госпошлины (4 тыс. руб.).
  6. Запрос на получение заверенной ИФНС копии устава.

Порядок регистрации МФО не отличается от создания любой другой организации – документы подаются с ИФНС, и через 5 рабочих дней можно получать готовое свидетельство и прочие бумаги.

Шаг 3. Открытие счета

Вновь созданное юрлицо не может заниматься кредитованием до тех пор, пока не встанет на учет как МФО. Государство взимает за это пошлину, причем денежные средства должны быть перечислены в бюджет с расчетного счета организации и не могут быть внесены другим способом. Поэтому открытие счета происходит сразу после госрегистрации ООО.

Здесь процедура стандартна: выбрать банк, уточнить условия обслуживания и тарифы, подготовить запрошенный пакет документов. Как правило, это копия Устава, свежая выписка из ЕГРЮЛ, Приказ о назначении гендиректора.

В зависимости от правил, принятых в том или ином банке, документы заверяются на месте либо в нотариальной конторе. Кроме договора с отделом расчетно-кассового обслуживания кредитного учреждения, генеральный директор должен оформить карточку с образцами подписей и печати. ООО сейчас не обязано иметь печать, но МФО вряд ли без нее обойдется. Так что к моменту похода в банк печать уже должна быть изготовлена.

В течение 2 – 3 дней счет будет открыт. Извещать налоговую и внебюджетные фонды об этом не нужно, банк сам передаст всю информацию. Теперь можно внести на р/счет 1 тыс. руб. и произвести списание по реквизитам Службы Банка России по финансовым рынкам. В платежном поручении в поле назначения платежа необходимо указать: государственная пошлина за внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций.

Шаг №4. Оформление статуса микрофинансовой организации

После упразднения ФСФР учет участников финансовых рынков ведет соответствующая служба Банка России. Для регистрации МФО в ЦБ требуются такие документы:

  1. Заявление от руководителя о внесении юрлица в реестр микрофинансовых организаций (в свободной форме, с указанием полной информации о фирме и заявителе).
  2. Решение о создании общества.
  3. Устав.
  4. Приказ о назначении гендиректора.
  5. Свидетельство о госрегистрации фирмы (ОГРН).
  6. Свидетельство о постановке на налоговый учет (ИНН).
  7. Выписка из ЕГРЮЛ с подписью директора и печатью.
  8. Данные учредителей ООО.
  9. Сведения о месте нахождения управляющего органа компании (юридический адрес).
  10. Опись.
  11. Банковская «платежка» с отметкой о списании пошлины.

Учредительные документы собираются в нотариально заверенных копиях. Весь пакет необходимо отправить ценным письмом в региональную Службу Банка России по финансовым рынкам.

Если с бумагами все в порядке, в срок 14 рабочих дней ведомство должно принять решение о регистрации и отправить уведомление в адрес заявителя. В ожидании письма можно проверять результат на сайте ЦБ: при одобрении заявки МФО появится в реестре в разделе «участники финансовых рынков».

С этого момента юрлицо может на законных основаниях заниматься выдачей займов. Стоит отметить, что регистрация МФО в 2015 году находится в эпицентре повышенного внимания ЦБ. Он взял курс на ужесточение контроля за микрофинансовым рынком и систематически устраивает выездные проверки.

Строгому соблюдению подлежат требования законов, которыми обязано руководствоваться МФО в своей деятельности:

  • 151-ФЗ о МФО – раскрытие информации о лицах, оказывающих влияние на принятие решений, публикация порядка предоставления микрокредитов;
  • 115-ФЗ о противодействии отмыванию денсредств, полученных нелегальным путем;
  • 152-ФЗ об обработке и защите персональных данных.

Самые распространенные поводы для исключения юрлица из реестра МФО - подозрения в недостоверной отчетности фирмы, поступление информации о нарушениях от граждан и правоохранительных органов, махинации с материнским капиталом, привлечение средств физлиц в размере менее 1,5 млн. руб.