Труд как процесс и как экономический ресурс. Трудовые ресурсы и персонал предприятий

По определению А. Маршалла труд ,- это «всякое ум­ственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от са­мой проделанной работы. [Маршалл. Т. 1. С. 124]. Отмечая, что в этом определении он следует Джевонсу, который относил к труду «только тягостные усилия», Мар­шалл подчеркивает, что «большинство людей работают гораз­до больше, чем если бы они трудились лишь из-за непосред­ственного удовлетворения, получаемого от труда» [Там же]. Иллюстрируя эту мысль, он пишет далее, что крестьянин работает в саду в основном для получения материального ре­зультата, «а вот богатый человек, выполняющий ту же рабо­ту, хотя и может гордиться тем, что хорошо ее делает, веро­ятно, мало заинтересован в получаемой от этой работы эконо­мии денег» [Там же].

Современные авторы характеризуют труд в основном так же, как Маршалл и Джевонс. Например, В. Иноземцев счита­ет, что труд - это деятельность, выполняемая «под прямым или опосредованным воздействием внешней материальной не­обходимости».

Подчеркивание тягостной, принудительной стороны тру­да связано прежде всего с тем, что на протяжении тысячеле­тий материальные блага были результатом усилий низших слоев общества (рабов, крепостных, пролетариата), трудившихся по 12-15 ч в сутки за мизерное вознаграждение. Наукой и ис­кусством до XVIII в. могли заниматься преимущественно аристократы, священнослужители, дети купцов и т. п.

За последние 150-200 лет принципиально изменилась структура ВВП развитых стран в вещественном, отраслевом и профессиональном аспектах. Изменилась и струк­тура населения. Если в прошлом веке более двух третей насе­ления Англии, Франции, Германии составляли рабочие и крестьяне, то в настоящее время их доля не превышает одной трети. Преобладающая часть населения развитых стран - это инженеры, ученые, врачи, учителя, деятели культуры, пред­приниматели и т. д. Как показывают расчеты, имен­но те, кто занят творчеством, созданием нового, вносят наи­больший вклад в увеличение национального богатства разви­тых стран.

Современная экономическая теория все большее внима­ние уделяет комплексному исследованию затрат времени че­ловека, включая обеспечение материальными благами, учебу, воспитание детей, отдых. В частности, воспитание детей в семье является примером общественно полезного труда, кото­рый, с одной стороны, доставляет много радости, а с другой - требует значительных усилий, которые в той или иной мере должны компенсироваться обществом.

Между теми, кто занят в материальном производстве, в науке, искусстве, духовной сфере, осуществляется прямой или косвенный обмен результатами деятельности как через систему рынков, так и через государственные и обществен­ные организации, т. е. все рассмотренные виды труда так или иначе участвуют в экономическом обмене, устанавливающем степень их полезности для различных людей и периодов вре­мени.

В приведенных выше определениях понятие «труд» рас­сматривалось как вид деятельности человека, т. е. как процесс. Мы полагаем, что этот процесс характеризуется тремя основ­ными признаками: целью, содержанием и мотивами. Основная цель труда - производство благ и ресурсов; его содержанием является целесообразное преобразование ресурсов природы и обусловленные этим затраты времени и энергии человека; мотивы - это причины, побуждающие человека трудиться.

Понятие «трудовой процесс» целесообразно определять через более общее понятие - «деятельность человека ». Это понятие характеризует все виды человеческой активности: работа, принятие пищи, посещение театров, прогулки в лесу и т. п.

Как видно из этих примеров, понятие «деятельность че­ловека» в общем случае относится к сфере физиологии. Соци­ально-экономические аспекты деятельности связаны с причи­нами, побуждающими человека тратить время и энергию на производство благ и ресурсов, необходимых домашнему хо­зяйству (тому, кто трудится, и его семье) и (или) предприя­тию, обеспечивающему удовлетворение потребностей обще­ства через систему рынков.

Таким образом, можно сформулировать следующее опре­деление.

Труд как процесс - это деятельность человека по произ­водству благ и ресурсов для потребления в домашнем хозяй­стве или для экономического обмена, или для того и другого.

Что касается удовлетворения, получаемого от процесса труда, которое оговаривается в приведенном выше определе­нии Маршалла, то оно существенно зависит от доли творче­ства в данном виде деятельности, ее целей, условий осуще­ствления, а также от индивидуальных особенностей работни­ка. Чем больше удовлетворения получает человек от процесса труда, тем больше в нормальных социальных условиях пользы и предприятию, и обществу.

В экономической литературе ресурсы называют также факторами производства. А. Маршалл выделял четыре таких фактора: землю, труд, капитал и организацию производства. Вместе с тем он подчеркивал: «В известном смысле существу­ют только два фактора производства - природа и человек. Капитал и организация являются результатом работы челове­ка, осуществляемой с помощью природы и управляемой его способностью предвидеть будущее и его готовностью позабо­титься о будущем... с любой точки зрения человек является центром проблемы производства, как и проблемы потребле­ния, а также вытекающей отсюда проблемы отношений между первыми двумя, имеющей двойное обозначение - «распре­деление» и «обмен»... Человек выступает одновременно целью про­изводства и его фактором» [Маршалл. Т. 1. С. 209]. Современные экономисты, следуя в основном Маршаллу, обычно называют экономическими ресурсами землю, труд, капитал и предприни­мательские способности.

Единственным объяснением существующей классифика­ции экономических ресурсов является ее связь с источниками доходов: от земли - рента; от труда (наемных работников) - заработная плата; от капитала - проценты (дивиденды); от предпринимательских способностей - предпринимательская прибыль. Однако указанное внешнее соответствие структуры ресурсов и доходов не отражает сущности экономических про­цессов.

Исходя из приведенных соображений, целесообразно деле­ние множества экономических ресурсов на три вида.

1. Природа (природные ресурсы).

2. Трудовой потенциал.

3. Ресурсы, произведенные человеком.

Таким образом, термин «труд» имеет два существенно различных значения: трудовой процесс и трудовой потенциал.

Цель труда- производство благ и ресурсов. Мотив-всё то, что побуждает человека трудиться.

Классификация труда осуществляется по наличию в труде творческой составляющей:

1)труд регламентированный, осуществляемый по заданной инструкции, приказу, когда работник не вносит в него элементы новизны и творчества(альфа-труд).

2)труд творческий, инновационный, связанный с созданием новых идей, знаний, образов, представлений во всех сферах жизни и деятельности человека(бета-труд).

3)Существует гамма труд(связан с духовной деятельностью).

Труд как процесс-вид деятельности человека по производству благ и ресурсов, необходимых для потребления в домашнем хозяйстве, или для экономического обмена, или для того и др. одновременно.

Труд рассматривается как важнейший экономический ресурс (фактор производства).Согласно теории факторов производства к ним относятся: труд(кол-во раб-ков),земля (природные ресурсы), капитал(здания), предпринимательские способности(вид творческих способностей ч-ка). Экономические ресурсы связаны с доходом(з/п, рента, %,прибыль).

Экономические ресурсы делятся на:

1.природные ресурсы 2. трудовой потенциал 3.ресурсы, произведённые человеком.

Трудовой потенциал определяет возможности участия человека, коллектива, предпринимателя, и общества в целом в производстве и обмене благ. Трудовой потенциал оценивается на уровне индивида, коллектива, общества.

Состояние здоровья, нравственность, творческий потенциал, организованность, образование, профессионализм.

Цель труда- производство благ и ресурсов. Мотив-всё то, что побуждает человека трудиться. Содержание труда- целесообразное преображение ресурсов природы и связанные с этим затраты времени и ресурсов энергии человека. 2. Методы исследования проблем экономики труда. Методы: метод количественного и качественного анализа, экспериментальный метод, сравнительный, балансовый и дельфийский метод. 3. Место экономики труда в системе экономических наук.

Экономика труда как научная дисциплина находится в тесном взаимодействии со всеми названными составляющими комплексной науки о труде(эргономика, физиология, психология, гигиена, социология и т.д), опирается на разработки и результаты исследований каждой из этих наук. На практике происходит постоянное взаимопроникновение одних научных дисциплин в другие, что обеспечивает комплексное исследование всех проблем, составляющих содержание экономики труда.Однако их объединяет объект исследования - труд человека, трудового коллектива и общества в целом. экономика труда изучает систему социально-экономических отношений, складывающихся в процессе организации труда. 4. Эволюция понятий о труде. Первоначальное определение труда как деятельности, направленной на удовлетворение материальных потребностей доминировало в течение XX века. Особенности труда, как объекта исследования можно охарактеризовать специальным основным положением:

1. Труд представляет собой целую деятельность по созданию различных благ и услуг которая должна быть эффективно организована.

2. Труд является одним из условий жизнедеятельности человека и общества в целом, а так же условием эффективного функционирования любой организации.

3. Труд не может как товар, так как не является таковым. Товарную форму принимает услуга труда.

4. В процессе трудовой деятельности формируется система социально-трудовых отношений, составляя стержень общественных отношений на уровне национальной экономики региона, организации и человека.

Современный автор Б.Генкин определяя труд, акцентировал внимание именно на деятельность, направленную на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага. По его мнению трудовая деятельность может осуществляться не только по принуждению, но и согласно внутренней мотивации.

В рассмотренных трудовых отношениях следует ориентироваться на концепцию развития общества. Наиболее разработана формационная концепция общественного развития. Его основатели: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Ключевым понятием в данном подходе является общественно - экономическая формация, охватывающая все стороны общественного развития. Весь ход истории - закономерные процессы смены общественно - экономической формации: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический. К.Маркс выделил шестую «азиатский способ производства», он был в древних обществах Востока (Египет, Китай, Месопотамия),

расположенных в долинах крупных рек. Формационная модель включает такие элементы: развитие производственных сил, правовые отношения общественной связи, политический строй. 5. Понятие и основные характеристики трудового потенциала. Трудовой потенциал общества – совокупная общественная способность к труду, потенциальная трудовая дееспособность общества.Структура трудового потенциала общества включает в себя: трудовой потенциал личности; трудовой потенциал коллектива предприятия, организации, фирмы; трудовой потенциал отрасли, региона и т.д.

Качественная сторона трудового потенциала общества характеризуется:

    состоянием здоровья трудоспособного населения, показателями его психо-физиологического развития;

    профессионально-квалификационным уровнем трудоспособного населения, т.е. уровнем общего и профессионального образования, наличием определенных знаний и практического опыта и навыков;

    социально-личностными характеристиками.Количественная сторона трудового потенциала выражается численностью трудоспособного населения и ресурсами рабочего времени (потенциальным фондом рабочего времени). Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. На качество профессиональной подготовки работников влияют следующие факторы: профессиональная и социальная ориентация, профессиональный отбор; состояние материально-технической базы обучения; программы и методы обучения, информационное обеспечение процесса обучения; качество преподавательских кадров; финансовое обеспечение; качество обучаемых работников и их мотивация и стимулирование; приобретение практических навыков, адаптация к реальным условиям работы; конкуренция на рынке труда; социально-психологический климат в коллективе.


Понятие «труд» используется в экономической литературе в двух существенно различных значениях: как процесс труда и как вид экономических ресурсов. Рассмотрим каждый из этих аспектов отдельно.
1.2.1. Сущность трудового процесса
Традиционными для экономической науки являются определения труда как чего-то тягостного, неприятного. Особенно отчетливо это выражено И. Бентамом: «Стремление к труду не может существовать само по себе, это псевдоним стремления к бо-гатству, сам же труд может вызывать лишь отвращение» (Цит. по: [Автономов. С. 87]).
По определению А. Маршалла, труд - это «всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удов-летворения, получаемого непосредственно от самой проделаннойра - боты» (выделено авт. - Б. Г.) [Маршалл. Т. 1. С. 124]. Отмечая, что в этом определении он следует Джевонсу, который относил к труду «только тягостные усилия», Маршалл подчеркивает, что «большинство людей работают гораздо больше, чем если бы они трудились лишь из-за непосредственного удовлетворения, получаемого от труда» [Там же]. Иллюстрируя эту мысль, он пишет далее, что крестьянин работает в саду в основном для получения материального результата, «а вот богатый человек, выполняющий ту же работу, хотя и может гордиться тем, что хорошо ее делает, вероятно, мало заинтересован в получаемой от этой работы экономии денег» (Там же].
Современные авторы характеризуют труд в основном так же, как Маршалл и Джевонс. Например, В. Иноземцев считает, что труд - это деятельность, выполняемая «под прямым или опосредованным воздействием внешней материальной необходимости» [Иноземцев. С. 15].
Подчеркивание тягостной, принудительной стороны труда связано прежде всего с тем, что на протяжении тысячелетий материальные блага были результатом усилий низших слоев общества (рабов, крепостных, пролетариата), трудившихся по 12-15 ч в сутки за мизерное вознаграждение. Наукой и искусством до XVI).
С середины XIX в. классовое разделение труда в Европе и Северной Америке начинает изменяться вследствие первой промышленной революции, а также социальных революций и реформ во Франции, Германии и других странах. В результате роста производительности труда и социальных преобразований повышается благосостояние наемных работников, уменьшается длительность рабочего дня, расширяются возможности для получения образования и смены видов деятельности. Существенно возрастает роль науки, искусства и технического прогресса в жизни общества.
Эти процессы за последние 150-200 лет принципиально изменили структуру ВВП развитых стран в вещественном, отрасле- вом и профессиональном аспектах. Изменилась и структура населения. Если в прошлом веке более двух третей населения Англии, Франции, Германии составляли рабочие и крестьяне, то в настоящее время их доля не превышает одной трети. Преобладающая часть населения развитых стран - это инженеры, ученые, врачи, учителя, деятели культуры, предприниматели и т. д. Как показывают расчеты (см. гл. 6), именно те, кто занят творче-ством, созданием нового, вносят наибольший вклад в увеличение национального богатства развитых стран.
Результаты творческой деятельности зависят от способностей к данному виду творчества, а также от ряда психологических и социальных факторов: увлеченности работой, ее важности, условий и т. д. Наиболее эффективна творческая работа, которая выполняется по вдохновению. Сущность этого психологического состояния никто не смог выразить лучше А. С. Пушкина. Особенности творческой деятельности в науке и искусстве рассмотрены в работах А. Пуанкаре, Я. Парандовского и др.
Для тех, кому даны творческие способности, сам процесс творчества составляет наиболее приятную часть жизни. Однако творчество - это не только удовольствие, но и очень тяжелая работа. Блестящие идеи и образы подготавливаются днями, а иногда годами упорных поисков и размышлений. Как писал В. Маяковский, «поэзия - та же добыча радия; в грамм добыча, в год труды, изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды». Словосочетание «рабочее время» для ученого, писателя, композитора не имеет смысла. Идеи и образы могут появиться в любое время, в том числе во сне. Занятия наукой и искусством определяют не столько профессию, сколько образ жизни.
Понятия трудового и творческого процессов нередко противопоставляются. Так, В. Иноземцев пишет: «Наиболее принципиальный мотив творческой деятельности - стремление индивида реализовать себя в свободной, независимой от внешних материальных условий активности» (выделено авт. - Б. Г.) [Иноземцев. С. 18]. Этот мотив, несомненно, существует, однако он редко может быть реализован и, что более важно, не отражает сути и значения творчества.
Природа творческого процесса нам неизвестна. Весьма вероятно, что лучше всего она выражена словами Гайдна: «Это не от меня, это свыше!» [Парандовский. С. 105]. Так композитор выразил свой восторг при рождении одной из мелодий оратории «Сотворение мира».
Биографии выдающихся ученых (И. Ньютона, А. Пуанкаре, А. Эйнштейна, Д. И. Менделеева и др.) свидетельствуют о том.
что интуитивная сторона творчества в науке важна не менее, чем в искусстве. Моменты рождения принципиально новых научных идей могут сопровождаться состояниями, близкими к религиозному экстазу [Пуанкаре].
Как видно из приведенных характеристик творчества, его цель состоит не столько в самовыражении, сколько в создании новых идей, образов, методов, представлений и т. д. И эта цель никогда не была и в обозримом будущем не может быть независимой от внешних материальных условий, особенно в науке, технике, медицине и других сферах. Так, плоды творчества ученых, изобретателей, художников, писателей, артистов составляют в развитых странах значительную часть национального богатства. Произведения науки и искусства активно участвуют в экономическом обмене. Пушкин выразил это афоризмом: «Не продается вдохнове-нье, но можно рукопись продать».
Таким образом, в экономическом аспекте творчество следует признать одним из видов труда, который, разумеется, имеет свои психологические особенности (как, впрочем, и любой другой вид труда).
Наряду с различными видами творчества важную роль в развитии цивилизации играет деятельность, направленная на духовное совершенствование человека. В этой сфере образ жизни имеет еще большее значение, чем в науке и искусстве.
Современная экономическая теория все большее внимание уделяет комплексному исследованию затрат времени человека, включая обеспечение материальными благами, учебу, воспитание детей, отдых. В частности, воспитание детей в семье является примером общественно полезного труда, который, с одной стороны, доставляет много радости, а с другой - требует значительных усилий, которые в той или иной мере должны компенсироваться обществом.
Между теми, кто занят в материальном производстве, в науке, искусстве, духовной сфере, осуществляется прямой или косвенный обмен результатами деятельности как через систему рынков, так и через государственные и общественные организации, т. е. все рассмотренные виды труда так или иначе участвуют в экономическом обмене, устанавливающем степень их полезности для различных людей и периодов времени.
Как видно из приведенного обзора, классики экономической теории в соответствии с технологическими и социальными условиями своего времени рассматривали процесс труда как «тягостные усилия», предпринимаемые работниками для получения материального вознаграждения. Современная ситуация дает осно- вания для более широкого взгляда на сущность труда. Это определяется тем, что в XX в. все большее значение приобретают творческие и духовные виды деятельности, которые не только участвуют в экономическом обмене, обеспечивая средствами существования миллионы людей, но являются также источниками положительных эмоций от содержания труда. Следует отметить, что и физический труд при соответствующих условиях может вызывать (говоря словами А. Маршалла) «удовлетворение от самой работы».
Таким образом, сущность трудового процесса определяется следующими основными аспектами: психофизиологическим; технологически м; социально-экономическим.
Психофизиологический аспект труда обусловлен затратами энергии человека и его эмоциональным состоянием; технологический аспект - действиями человека, направленными на преобразование ресурсов в блага; социально-экономический аспект ха-рактеризуется полезностью результатов труда и мотивами людей, побуждающими их производить материальные, интеллектуальные и духовные блага. Основным из этих мотивов в настоящее время является получение дохода, величина которого в значительной мере определяет и социально-экономическое положение человека. Наряду с этим все большее значение приобретают мотивы, связанные с содержанием и условиями труда.
Важнейшим параметром всех аспектов трудовых процессов являются затраты рабочего времени, определяющие длительность работ и численность людей, занятых их выполнением.
Исходя из рассмотренных характеристик трудового процесса, можно дать следующее определение.
Трудовой процесс - это деятельность человека по производству благ и ресурсов. Основными характеристиками процессов труда являются: полезность результатов, затраты времени и энергии работников, их доходы и степень удовлетворения от содержания выпол-няемых функций.
1.2.2. Труд в системе экономических ресурсов В экономической литературе ресурсы называют также факторами производства. Маршалл выделял четыре таких фактора: землю, труд, капитал и организацию производства. Вместе с тем он подчеркивал: «В известном смысле существуют только два фактора производства - природа и человек. Капитал и организация являются результатом работы человека, осуществляемой с помощью природы и управляемой его способностью предвидеть будущее и его готовностью позаботиться о будущем... с любой точки зрения человек является центром проблемы производства, как и проблемы потребления, а также вытекающей отсюда проблемы отношений между первыми двумя, имеющей двойное обо-значение - «распределение» и «обмен»... Человек выступает одновременно целью производства и его фактором» [Маршалл. Т. 1.С. 209]. Современные экономисты, следуя в основном Маршаллу, обычно называют экономическими ресурсами землю, труд, капитал и предпринимательские способности.
При этом термин «земля» используется как синоним термина «природные ресурсы»; термином «труд» обозначаются затраты рабочего времени или количество работников; термин «капитал» характеризует здания, сооружения, оборудование, используемые в производстве благ; термин «предпринимательские способности» относится к деятельности по рациональному использованию земли, труда и капитала.
Названные термины нельзя признать адекватными сущности обозначаемых ими объектов. Так, земля является лишь частью природных ресурсов. Труд, как было показано выше, - это прежде всего процесс преобразования ресурсов в блага. Капитал - широкое понятие, характеризующее, в общем случае, любой источник дохода: землю, творческие способности человека, станки, здания и т. д. Используемые некоторыми авторами термины «капитальные ресурсы», «капитальные блага» [Сандерс. С. 20; Словарь по экономике (Collins). С. 203] не проясняют сущности явления. Например, капитальным благом является не только оборудование, но и драгоценности, ценные бумаги, должности в органах власти (для некоторых личностей) и т. д. Последний из названных факторов производства - предпринимательские способности - это вид творческих способностей человека, т. е. то, что по смыслу должно относиться к фактору «труд».
Единственным объяснением существующей классификации экономических ресурсов является ее связь с источниками доходов;: от земли - рента; от труда (наемных работников) - заработная плата; от капитала - проценты (дивиденды); от предпринимательских способностей - предпринимательская прибыль. Однако указанное внешнее соответствие структуры ресурсов и доходов не отражает сущности экономических процессов.
Исходя из приведенных соображений, целесообразно деление множества экономических ресурсов на три вида.
Природа (природные ресурсы).
Трудовой потенциал.
Ресурсы, произведенные человеком.
Природа как вид ресурсов характеризуется площадью, расположением и плодородием земли, полезными ископаемыми, климатом, лесами, запасами воды, гидроэнергии и т. п. Природные ресурсы играют не только пассивную роль источника сырья и энергии. Благодаря особым физико-химическим и биологическим свойствам земля является активным ресурсом, обеспечивающим возможность многократного возрастания ценности продукции по сравнению с величиной издержек. Примером является колос, вырастающий из одного зерна. Иначе говоря, земля - это один из важных источников «чистого продукта», т. е. того, что остается после возмещения произведенных затрат.
Трудовой потенциал в общем случае характеризует возможности участия человека, сотрудников предприятия, населения страны в производстве и обмене благ. При определении этих возможностей до последней четверти XX в. обычно использовался термин «рабочая сила». В частности, К. Маркс называт рабочей силой (Arbeitskraft) объект купли-продажи на рынках труда [Маркс. С. 178]. Современные авторы также используют этот термин [Эренберг. С. 32]. Чаще всего он обозначает потенциал рабочих: их численность, знания и умения.
С 70-х гг. XX в. под влиянием публикаций Нобелевского лауреата Г. Беккера стал широко применяться термин «человеческий капитал». Он характеризует компоненты потенциала человека, которые могут стать источником дохода для домашнего хозяйства, предприятия и страны. Такими компонентами могут быть фи-зические и творческие способности человека, его знания, умения, активность. Нетрудно заметить, что термин «человеческий капитал» шире термина «рабочая сила», хотя и не содержит ничего принципиально нового, так как компоненты рабочей силы (знания и умения) являются источниками дохода. Практически понятие «человеческий капитал» используется для оценки доходности инвестиций в образование и повышение квалификации. Об этом до Беккера писали многие авторы, в том числе Смит и Маршалл.
В современном производстве все большее значение приобретают этические аспекты деятельности человека, которые обусловлены такими характеристиками личности, как нравственность, добросовестность, отношение к окружающим, умение ра- ботать в коллективе. По отношению к этим качествам термин «человеческий капитал» не очень подходит, так как трудно выделить соответствующие доходы.
Завершая обзор терминологии по ресурсам труда, отметим, что в литературе США и Англии наряду с термином «человеческий капитал» существует также термин «человеческие ресурсы» (Human Resource). Этот термин используется в области знания, которую в США и Англии называют управлением человеческими ресурсами (Human Resource Management), а в Германии, Австрии и Швейцарии - управлением персоналом (Personalmanagement). Анализируя эти термины, К. Шольц - один из крупнейших специалистов ФРГ по проблемам труда - приводит таблицу изменений в терминологии, из которой следует, что в немецкоязычной литературе термин «Personalrnanagement» заменил «Personalverwaltung» («руководство персоналом») и «Personalwirtschaft» («экономика персонала»), а в англоязычной литературе термин «Human Resource Management» заменил термин «Personnel Management» .
Рассмотренные примеры показывают, что научная терминология не может не учитывать традиций страны и норм ее языка. Имеются основания полагать, что на русском языке возможности человека в производственной деятельности наиболее адекватно выражаются термином «трудовой потенциал».
Таким образом, как видно из разделов 1.2.1 и 1.2.2, термин «труд» имеет два существенно различных значения: трудовой процесс и трудовой потенциал.

Ресурсы предприятия

При создании предприятия его учредители имеют четкое понимание, для чего оно создается: какой продукт будет производиться, или какая услуга будет оказываться, или какая работа будет выполняться. С одной стороны, это условие является залогом успешного функционирования предприятия, потому что продукт его деятельности должен иметь своего потребителя или покупателя. С другой стороны, производство продукта, оказание услуги и выполнение работы, предполагает наличие определенного состава ресурсов.

Ресурсы, используемые в процессе производства, составляющие основу потенциала предприятия (организации), подразделяются на следующие виды: земля, труд, основные и оборотные средства, финансовые ресурсы, информационные ресурсы и предпринимательские способности. Качество, оптимальное количество и соотношение ресурсов, их рациональное использование предопределяют конечные результаты хозяйственной деятельности предприятий.

В данном разделе подробно представлены традиционные виды ресурсов предприятий.

Трудовые ресурсы и персонал предприятий

Труд как экономический ресурс

Главным источником богатства общества является труд. Труд - это процесс реализации физических и умственных способностей человека в производстве продукции или целесообразная деятельность, в процессе которой он видоизменяет и приспосабливает предметы природы для удовлетворения своих потребностей. Труд характеризует совокупность физических, интеллектуальных, творческих и других способностей человека, необходимых для производства различных материальных и духовных благ. В общем виде любую трудовую деятельность или способность к труду можно охарактеризовать количеством трудоспособных работников в организации, уровнем их профессионально-квалификационной подготовки, эффективностью труда, мотивацией труда и другими экономическими показателями. В конкретных условиях производства товаров процесс труда может быть определен затратами и результатами, производительностью труда, трудоемкостью продукции, интенсивностью труда, затратами на содержание и развитие персонала, оплатой труда работников и т.д. Различают альфа-труд (труд, регламентированный процессом производства, исполнитель не вносит нового) и бета-труд (труд креативный, творческий, новационный).

Сельскохозяйственный труд является особым видом труда, представляющим процесс, совершающийся между человеком и природой в целях удовлетворения потребностей, прежде всего в пищевых продуктах. Необходимо отметить, что сельскохозяйственный труд обладает рядом особенностей - это зависимость эффективности труда от природных, прежде всего погодно-климатических, условий и качества земли; сезонность использования труда; совмещение многими работниками ряда трудовых функций, что вызвано многообразием видов работ и короткими сроками их выполнения; это труд, зачастую маломеханизированный и не автоматизированный, тяжелый и малопривлекательный; часто это труд в личном подсобном хозяйстве.

Понятие "процесс труда" более узкое, чем "процесс производства". Процесс труда включает в себя три элемента: средства труда, предметы труда и непосредственно сам труд. Очевидно, труд никогда не утратит своей определяющей роли в процессе производства. Процесс труда есть потребление рабочей силы. Одна и та же численность работников может различаться совокупной способностью к труду в силу различий в подготовленности, возрасте, отношении к труду и т.п., а отсюда следует неодинаковое количество труда (как абстрактного, так и конкретного), которое ими может быть реализовано в процессе производства. Поэтому некоторые специалисты говорят о различном трудовом потенциале одинаковых по численности групп работников.

Различают понятия "трудовые ресурсы" и "рабочая сила". Трудовые ресурсы - это социально-экономическая категория, характеризующая потенциальные запасы труда, которыми располагает общество на данном этапе своего развития или трудоспособная часть населения, совокупность индивидуальных работников. Рабочая сила - это совокупность физических и духовных способностей работника для производства потребительной стоимости. Превращаясь в рабочую силу, трудовые ресурсы приобретают качественную определенность. Рабочая сила характеризуется разными физическими данными и способностями, неодинаковой квалификацией, мобильностью, и труд, будучи неотделим от человека, неизбежно включает в себя социальный, психологический и политический аспекты.

Понятия "трудовые ресурсы" и "рабочая сила" различаются не только количественно, но и содержательно. Трудовые ресурсы включают в себя и запас рабочей силы. Трудовые ресурсы имеют смысл лишь в территориальном аспекте, тогда как рабочая сила применима к любой хозяйственной единице.

Трудовые ресурсы подразделяются на экономически активное (занятые, безработные) и экономически неактивное (неработающие пенсионеры и инвалиды) население. Границы трудовых ресурсов объективны (мужское население в возрасте от 16 до 60 лет, женское - от 16 до 55), но они могут иметь и юридическое выражение. Например, для женщин-механизаторов с 15-летним стажем, верхняя граница трудоспособного возраста составляет 50 лет.

В экономической деятельности различают понятие трудовой потенциал - интегральная характеристика количества, качества и меры совокупной способности к труду различных групп людей. В его рамках выделяют кадровый потенциал - способность основного состава квалифицированных работников создавать определенные материальные и духовные ценности.

Кадровый потенциал предприятия, по мнению отдельных специалистов, в широком смысле этого слова представляет собой умения и навыки работников, которые могут быть использованы для повышения эффективности в различных сферах производства, в целях получения дохода (прибыли) или для достижения определенного социального эффекта.

В самом общем виде понятие "трудовой (кадровый) потенциал" характеризует определенные возможности, которые могут быть мобилизованы для достижения конкретной цели. Различают трудовой потенциал общества, организации и работника. Трудовой потенциал общества есть суммарный трудовой потенциал организаций, а трудовой потенциал организации - совокупность трудового потенциала ее работников. Трудовой потенциал работника - это совокупность физических и интеллектуальных качеств человека, определяющих его способность в определенных условиях достигать максимально возможных результатов и совершенствоваться в процессе труда. Трудовой потенциал работника - величина не постоянная и зависит от целого ряда факторов. Накопление новых знаний и навыков, улучшение условий труда могут повысить его, а ухудшение здоровья работника - уменьшить.

Трудовой потенциал тесным образом связан с личностным потенциалом работника, который представляет собой возможную трудовую дееспособность, его ресурсные возможности в области труда.

Выделяют следующие личностные потенциалы работника:

  • - психофизиологический - что составляет его работоспособность;
  • - познавательный - что он знает;
  • - ценностно-мировоззренческий - что он ценит и на что ориентируется;
  • - потребностно-мотивационный - что побуждает его к деятельности;
  • - коммуникационный - с кем и как он общается;
  • - творческий - что и как создает, самовыражается;
  • - трудовой (профессионально-квалификационный) - на что он способен;
  • - лидерский - способен ли он вести за собой;
  • - командный - способен ли к сотрудничеству, коллективному взаимодействию.

Основной задачей в ходе практической деятельности предприятий является максимальное использование потенциальных возможностей работников.

Трудовой коллектив организации составляют занятые на нем работники. Следовательно, под трудовым потенциалом предприятия подразумевается совокупная трудовая дееспособность сто коллектива, ресурсные возможности в области труда списочного состава организации исходя из их возраста, физических возможностей, имеющихся знаний и профессионально-квалификационных навыков.

К основным компонентам трудового (кадрового) потенциала относятся: здоровье, образование, нравственность, творчество, профессионализм. Все эти характеристики могут быть применены как к отдельному человеку, так и к группе людей, предприятию, региону и всей стране.

Объективная цена рабочей силы определяется на свободном рынке рабочей силы и способствует повышению его качества. Рынок рабочей силы - это совокупность экономических отношений в сфере воспроизводства рабочей силы, ее покупки и продажи. При этом стоимость наемной рабочей силы представляет собой сумму издержек (затрат) работодателей, связанных с содержанием и использованием рабочей силы. Эти затраты делятся на прямые (прямая заработная плата; оплата за нерабочее время; премии и подарки, не входящие в фонд заработной платы; расходы на питание, напитки и другие натуральные выплаты, полученные в процессе экономической деятельности) и косвенные (расходы на жилье работников, которые берет на себя работодатель; расходы работодателей на социальное обеспечение; расходы на профессиональную подготовку; расходы на социальные услуги; прочие расходы на рабочую силу; налоги, рассматриваемые в качестве расходов на рабочую силу).

Следует отметить, что любая экономическая система предполагает эксплуатацию труда - отторжение части прибавочной стоимости, которая изымается работодателем. Каждый человек имеет возможность продавать рабочую силу, являющуюся его собственностью. Она определяется запасами физической и умственной энергии человека, здоровьем, возрастом и природными данными. Рыночной экономике присуще отсутствие принуждения к труду, отказ от регуляции движения трудовых ресурсов и рабочей силы, полная свобода работника при решении вопроса о трудоустройстве, трудовые отношения регулируются договором на контрактной основе.

В плановой экономике существовало принуждение к труду, не работающие по неуважительным причинам граждане привлекались к судебной ответственности, распределение трудовых ресурсов было директивным. Тем не менее и в рыночной экономике необходимость государственного регулирования рынка труда очевидна. Регулирование может принимать разные формы - политика доходов, социальной защищенности и т.д. Основное воздействие на рынок рабочей силы государство осуществляет путем установления минимального размера оплаты труда.

Труд является основным фактором производства. Отсюда вытекает важность изучения трудовых ресурсов. В развитии общественного произ-водства и повышении его эффективности ведущая роль, наряду с научно-техническим прогрессом принадлежит трудовым ресурсам. Производство материальных благ невозможно без рабочей силы. Ее нужно ставить при производстве продукции на первое место. Средства производства, насколько бы совершенны они не были, сами по себе не имеют никакой ценности и не могут дать какого-либо экономического эффекта. Только при наличии опытных рабочих и специалистов, обеспеченности производства трудовыми ресурсами можно добиться высоких экономических показателей, наиболее полного и производительного применения сложных машин и оборудования. Именно трудовые ресурсы - основной элемент производства и главная производительная сила.

В процессе производства только живой труд создает новую стоимость, является ее источником. Важнейшей отличительной чертой рабочей силы является то, что она носитель производственных отношений и ей присуще общественное и социально-экономическое содержание. Это обусловливает необходимость совершенствования распределения по труду в соответствии с изменяющимися условиями производства.

Перестройка хозяйственного механизма и его ориентация на рыночные отношения требуют пересмотра традиционного понимания многих важных экономических категорий, а в отдельных случаях наполнения их совершенно иным смыслом и практическим содержанием.

Объективные процессы децентрализации систем управления народным хозяйством и его отраслями, перенесения центра тяжести на микроуровень, непосредственно к процессам производства и обмена, связаны с возникновением альтернативных и равноправных форм собственности и составляют необходимое условие формирования рыночных отношений.

Проблема изучения развития первой производительной силы приобретает особое значение в условиях рыночной экономики. Анализ трудовых показателей - один из основных разделов анализа работы предприятий.

Рабочая сила потребляется в процессе труда. Рабочая сила существует только как способность живого индивидуума, поэтому в экономическом и широком социальном смысле отождествление понятия "рабочая сила" с такими категориями, как "трудовые резервы" и "работник", весьма условно и недостаточно корректно.

Впервые в научной литературе термин "трудовые ресурсы" применил в начале 20 годов академик С.Г. Струмилин для характеристики главного национального богатства - трудового потенциала страны. В настоящее время этот термин широко используется в научной литературе и практической планово-экономической деятельности.

На VIII Международной конференции статистиков труда (1954 г) утверждено определение "общие трудовые ресурсы", включающие "собственно трудовые ресурсы" и военнослужащих. При этом "собственно трудовые ресурсы" подразделялись на занятых и безработных.

В 1966 г. в терминологию международной статистики труда введено понятие "экономически активное население", под которым понимается совокупность лиц, потенциально способных участвовать в производстве материальных ценностей и в оказании услуг. По своему содержанию оно практически не отличается от понятия "общие трудовые ресурсы".

Каковы же критерии выделения трудовых ресурсов из общей численности населения? Государство, устанавливая в силу своих социально-экономических условий нижнюю и верхнюю границы трудоспособного (рабочего) возраста, определяет контингент способного к активной трудовой деятельности населения.

В РФ нижняя граница рабочего возраста установлена в 16 лет, верхняя для женщин - 55 лет, для мужчин - 60 лет. Верхняя граница рабочего возраста является одновременно началом пенсионного периода. Однако по определенным видам работ пенсионный возраст в РФ наступает на 5-10 лет раньше. Снижение пенсионного возраста распространяется на рабочих и служащих, занятых на подземных работах, в горячих цехах, на других работах с тяжелыми и вредными условиями труда.

Дорабочий возраст как один из элементов условной градации возраста в зависимости от участия населения в общественном производстве устанавливается трудовым законодательством и обусловливается необходимостью получения общего образования и определенной профессиональной подготовки.

В соответствии с законодательством трудовая структура населения складывается из лиц рабочего возраста, за исключением неработающих инвалидов I и II групп и неработающих мужчин в возрасте 50-59 лет и женщин 45-54 лет, получающих пенсии на льготных условиях.

Трудоспособное население рабочего возраста составляет основной контингент трудовых ресурсов. Сюда в зависимости от отношения к трудовой деятельности входят следующие группы населения:

1) занятые в общественном хозяйстве;

2) обучающиеся с отрывом от производства в высших и средних учебных заведениях, ПТУ, а также находящихся на срочной военной службе;

3) занятые в домашнем и личном подсобном хозяйстве и др.

Наряду с указанным контингентом, особую группу составляют лица пенсионного возраста, продолжающиеся трудиться в общественном хозяйстве.

Совокупность работников предприятий можно подразделить на производственный персонал, занятый в материальной сфере производства, и непроизводственный (жилищное хозяйство, культурно-бытовые и детские учреждения и т.п.)

Определение же трудовых ресурсов в качестве планово-учетного показателя должно, прежде всего, отражать количественную характеристику трудовых ресурсов и их структуру. Трудовые ресурсы как планово-учетный показатель - это численность населения, занятого в общественном хозяйстве, а также незанятого в нем трудоспособного населения рабочего возраста. Это характеризует активную и пассивную части трудовых ресурсов.

Трудовые ресурсы, персонал, или кадры - это основной штатный состав работников организации (за исключением руководства), выполняющих различные производственно-хозяйственные функции. Он характеризуется прежде всего численностью, структурой, рассматриваемыми как в статике, так и в динамике, профессиональной пригодностью, компетентностью.

Трудовые ресурсы, выступая главной производительной силой общества, являются носителями отношений, складывающихся в процессе их формирования, распределения и использования.

Определение трудовых ресурсов как экономической категории непосредственно связано с установленными государством условиями воспроизводства рабочей силы. Это, в первую очередь, установление границ трудоспособного (рабочего) возраста, а также условия вовлечения в общественное производство пенсионеров, инвалидов, сроки обучения и службы в армии и т.п.

Отсюда трудовые ресурсы как экономическая категория выражают отношения по поводу населения, обладающего физической и интеллектуальной способностью к труду в соответствии с установленными государством условиями воспроизводства рабочей силы.

Следовательно, трудовые ресурсы - сложная социально-экономическая категория, которая одновременно может служить мерой трудового потенциала общества, а также планово-учетным показателем. Изучение трудовых ресурсов как многогранной социально-экономической категории позволяет: во-первых, более полно показать формирование работника нового типа; во-вторых, глубже раскрывать количественные и качественные суммирования трудового потенциала в условиях научно-технического прогресса; в-третьих, осуществлять разработку проблем экономически трудовых ресурсов в органической взаимосвязи со сложившимися условиями рыночной экономики.