Тренинги на сплочение женского педагогического коллектива. Тренинг на сплочение коллектива (практикум для педагогов). Тренинг на сплочение коллектива и командообразование

Тренинг на сплочение коллектива

(практикум для педагогов)

Задачи:

    Формировать чувство общности, и целостности в коллективе.

    Профилактика профессионального выгорания педагогов.

    Способствовать повышению эффективности педагогического процесса.

Участники:

    Педагоги всех категорий

    Ведущая (педагог-психолог)

Форма проведения: практикум

План сценария

Добрый день, уважаемые коллеги! Эпиграфом к сегодняшней встрече я выбрала стихотворение «Свободный разговор»:

- Поговорим?

- О чем?

- О разном и о прочем.

О том, что хорошо,

И хорошо не очень.

Чего-то знаешь ты.

А что-то мне известно.

Поговорим?

- Поговорим.

Вдруг будет интересно.

Межличностные отношения на работе оказывают многогранное влияние на эмоциональное состояние человека. От благополучия эмоционально-психологического климата в коллективе зависит, будет ли человек комфортно чувствовать себя на рабочем месте, на сколько продуктивной и качественной будет его работа. Поэтому наш практикум мы проведем с целью еще большего сплочения, эмоционального раскрепощении, разнообразия наших трудовых дней и получения позитивных эмоций.

    Приветствие:

Как известно любая встреча начинается с приветствия, я предлагаю вам поздороваться с коллегами необычным способом:

«Здороваемся локтями»

Цель: Установление контакта между участниками, разрушение привычных стереотипов приветствия, развитие креативности.

Содержание: все участники рассчитываются на 1, 2, 3. Участники с №1 складывают руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; №2 – упираются руками в бедро, чтобы локти тоже были направлены в стороны; №3 – держат сложенные крест-накрест руки на груди, при этом локти развернуты в стороны.

После того как участники примут исходное положение, им предлагается по сигналу (звону колокольчика) поздороваться как можно большим количеством присутствующих, сказав при этом: «Привет, как дела» и коснувшись друг друга локтями.

Здорово вот мы с вами и поприветствовали друг друга. А сейчас нам бы хотелось узнать, зачем вы пришли на этот тренинг и чего от него ожидаете.

2. Игра «Зачем мы здесь сегодня собрались».

Педагогам предлагается достать из корзиночки листочки бумаги, на которых написаны шуточные ответы на вопрос «Зачем я пришла на тренинг». И зачитать их.

3. Игра «Волшебные очки».

Участники становятся в два круга лицом друг к другу. Ведущий: «У меня есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. Пусть каждый из вас примерит эти очки, посмотрит на своих коллег и попытается увидеть как можно больше хорошего в каждом, может быть даже то, что раньше не замечал.

4. Игра «Самолетик»

Педагоги делятся на пары. Пары участников берут друг друга за руку и свободными руками делают бумажный самолетик. По окончании игры задаются вопросы: «Легко ли было справиться с заданием? Пытались ли вы договориться друг с другом, распределить, кто, что будет делать и выполнить задание сообща?

5. Игра «Путанка»

Участники игры становятся в круг, держась за руки, потом начинают запутываться. Когда все окончательно запутаются, то получится один большой «зверь». После того, как «зверь» сформировался, ведущий должен задать вопросы «Где у зверя голова?», «Где у зверя хвост?», «Где у зверя право?», «Где у зверя лево?». Когда на все вопросы найдены ответы, зверь должен начать двигаться. Он должен пройти 5 шагов вперед, 5 шагов назад, столько же вправо и влево. Потом он должен пробежать несколько метров (зависит от размеров помещения, где проводится игра). Эта игра поможет улучшить взаимопонимание ее участников.

Я предлагаю вам принять участие в игре «Ассоциации». Эта игра поможет вам взглянуть на себя со стороны, и узнать какими чертами характера вы обладаете. Возможно, вы даже не подозревали, что в вас есть такие черты!

6. Игра «Ассоциации»

Выбирается водящий, который выходит на время из зала. Оставшиеся участники «загадывают» кого-нибудь из присутствующих здесь людей. Приглашается водящий и задает вопросы типа:

Если бы это было дерево (дом, цветок, погода, занавески, книга, собака), то какое?

Участники думают, стараясь представить себе этого человека, и отвечают, например: Это была бы береза, растущая в чистом поле. Водящий старается понять, кому же из них подходит это определение.

7. Игра «Сердце коллектива»

На ватмане нарисован контур большого сердца. Педагогам говориться о том, что это сердце коллектива. Но оно пока еще пустое, не заполненное, можно сказать безжизненное. Пока еще не слышен звук сердцебиений. Давайте же наполним это сердце (на маленьких сердечках пишутся позитивные пожелания своим коллегам, затем они приклеиваются к контуру большого сердца). Затем зачитываются в слух. Теперь сердце коллектива заполнено, и может биться в унисон с вашим. Послушайте (щелкаем пальцами один раз, затем ударяем ладонью о грудь один раз, еще один щелчок пальцами и два хлопка ладонью о грудь и т.д.)

Заключительная часть.

Рефлексия тренинга. Обмен идеями, мыслями и чувствами по данной теме. Подведение итогов работы в рамках практикума.

Спасибо за внимание до новых встреч.

Цель тренинга: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.
«Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед».

Задачи тренинга:
1. формирование благоприятного психологического климата в группе;
2. нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
3. развитие умения работать в команде;
4. сплочение группы.

Знакомство участников друг с другом, с ведущими, а также с целями тренинга, правилами работы в группе.
1 упражнение: Поменяйтесь местами те, у кого есть один ребенок, кто не доволен оплатой труда, кто испытывает сейчас напряжение, кто у кого есть мечта, у кого хорошее настроение, у кого остались недовыполненные дела и др.

2. Тест «Стирка белья» позволит определить, насколько тот или иной педагог подвержен стрессам. Это важно, поскольку работа в ДОУ связана с эмоциональным напряжением.

3. Презентация.

Цель: выяснить, что воспитатели знают о ДОУ, в котором работают, как могут донести эту информацию до родителей, детей; как воспитатели видят свою роль, насколько владеют информацией о профессии, как могут представить себя родителям, детям, коллегам. Реквизит: листы бумаги ручки, лист ватмана, цветные карандаши.
Презентация (в переводе с латин.) означает – «представление». Сейчас мы начнем с представления себя. У вас есть 5 мин., чтобы изложить на бумаге наиболее важные сведения о себе и попробовать рассказать о них коллегам увлекательно (на каждое представление 2-3 мин.).

Следующее задание несколько сложнее: вы должны рассказать о достоинствах своей напарницы.

Наш детский сад тоже нуждается в представлении. Что мы знаем о нем? Год создания? Чем отличается район, где расположен наш сад? Какие есть достопримечательности? Что отличает наш сад от других?
У вас есть 5 мин, давайте сочиним оду нашего детского сада.
На листе ватмана все вместе нарисуем рекламный плакат нашего детского сада.

4. Повышаем самооценку.

Цель: формирование уверенности в себе, способности решать вопросы коллегиально. Реквизит: листы бумаги, цветные карандаши.
Самооценка – наше мнение о себе. В раннем детстве ребенок судит о себе по четырем критериям:
1) когнитивная компетентность, т.е. способность решать проблемы и достигать поставленных целей;
2) социальная компетентность, т.е. способность поддерживать отношения с людьми;
3) физическая компетентность – «что я умею (или не умею) делать» (бегать, играть в футбол и т.д.);
4) кодекс поведения – «хорошая ли я девочка или мальчик)».

С возрастом критерии самооценки становятся более дифференцированными по мере формирования представлений о нашей привлекательности в глазах противоположного пола, о чувстве юмора, профессиональной пригодности и т.д.

Упражнение 1. Сейчас мы выполним упражнение, которое позволит определить отношение к самим себе. Вам дается 5 мин., чтобы составить наиболее полный перечень своих достоинств. У кого получилось больше всех?
Упражнение 2. Кидая друг другу мячик, говорить комплимент коллегам. Как вы думаете, какое поведение свидетельствует о заниженной самооценке? О завышенной? Как ведет себя человек, который адекватно воспринимает себя? (обсуждение 10 мин.)
Упражнение 3. Открытка коллеге. Даны ключевые слова: ум, доброта, красота, здоровье. Используя эти слова, подпишите открытку коллеге. (3-5 мин.)

5. Общение с коллегами.
Цель: формировать навыки позитивного, созидательного общения педагогов. Реквизит: листы бумаги, ручки, листы с цитатами.

Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Каким вы видите идеальное общение «Воспитатель-воспитатель»? что для этого нужно делать? Всем известно, что понять человека можно лучше, если знать, о чем говорят его жесты. Поднятый вверх большой палец означает одобрение, опущенный вниз – осуждение. Когда человек заинтересован в словах собеседника, он слегка наклоняет голову набок, пожимая плечами, мы как бы говорим: «Не знаю».
Упражнение 1. Вам дается 5 мин., чтобы придумать и показать жестами сигналы:
- мне нужна помощь;
- у меня есть свободное время;
- прекратите шуметь;
-поспешите;
- успокойтесь;
-я иду на помощь;
-приходите в гости. (На демонстрацию отводится 10 мин.)

Упражнение 2. Самое важное для воспитателей одной группы – взаимопонимание и единая стратегия воспитания и обучения детей. Чтобы лучше понимать, друг друга, предлагается следующее упражнение.

Закончите предложения.
1. Самым важным в работе с детьми своей группы я считаю…..
2. Наиболее проблемный ребенок в группе….
3. Наиболее успешно в группе проходят занятия ….
4. Мне кажется, что детям не нравится…
5. Я бы хотела поговорить с родителями……
6. Я бы хотела, чтобы в группе поработал……(логопед, психолог, инструктор физ. воспитания, муз. рук. и др.)
7. Я готова помочь коллегам…(в проведении праздников, родительских собраний, подготовке к открытым занятиям).

Обменяйтесь листками и сравните, в чем совпадают ваши мнения, а в чем они различны.

Психологическая зарядка
Комплекс №1.
Цель: помочь овладеть приемам релаксации и концентрации, способствуют повышению энергетического потенциала педагогов. Для достижения желаемого результата зарядку рекомендуется проводить 15-20 мин. Каждый день.

Упражнение на самоанализ: закончите предложения:

«Раньше я была….»
«На самом деле я ….»
«Скоро я ….»

Обратная связь (рефлексия).

Используемая литература:
1. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. ООО “ТЦ Сфера”, 2005.
2. Монина Г.Б. Коммуникативный тренинг: педагоги, психологи, родители / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс. – СПб.: Речь, 2007.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА СПЛОЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Цель - объединение участников группы для совместного решения поставленных задач, развитие умения выражать симпатию и уважение друг к другу.

Сплоченность является групповой переменной, то есть зависит от отношения всех членов группы. Групповая сплоченность отличается от всех других переменных тем, что она влияет на функционирование группы и в то же время зависит от него.

На развитие сплоченности в группе воздействуют несколько факторов. Первый из них - тип выполняемого задания. Чем выше уровень взаимодействия, требуемый заданием, тем выше потенциальная сплоченность группы. Второй фактор - групповая история успеха при выполнении прошлых заданий. Чем больше было таких успехов, тем выше сплоченность.

Некоторые характеристики самой группы также способствуют групповой сплоченности. Например, наличие у членов группы общей цели приводит к большей сплоченности, чем ее отсуствие. Еще один вклад в групповую сплоченность вносят личностные характеристики членов группы. Люди больше любят тех своих знакомых, чьи взгляды ближе их собственным. Чем больше в группе таких людей, тем она сплоченнее.

Итак, развитие сплоченности в группе зависит от групповоговзаимодействия, групповых успехов, общих целей и взаимной симпатии между членами группы. Развившись, групповая сплоченность может оказывать значительное влияние на будущее группы. Одним из последствий групповой сплоченности является то, что члены группы проводят больше времени в общении друг с другом, таким образом, возрастает и количество, и качество группового взаимодействия. Кроме того, сплоченная группа оказывает большое влияние на отдельных своих членов.

Еще одно последствие заключается в том, что члены сплоченной группы получают большее удовлетворение от работы, что имеет очень большое значение. И, наконец, групповая сплоченность тесно связана с производительностью. Участники более сплоченной группы будут в большей степени придерживаться групповых установок, касающихся производительности, чем члены менее сплоченной группы.

1) «Прорвись в круг»

Члены группы берутся за руки и образуют замкнутый круг. Предварительно ведущий по итогам прошедших занятий определяет для себя, кто из членов группы чувствует себя менее всего включенным в группу, и предлагает ему первым начать упражнение, то есть прорвать круг и проникнуть в него. То же самое может проделать каждый участник.

2) «Печатная машинка»

Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.

3) «Посылка»

Участники сидят в кругу, близко друг к другу. Руки держат на коленях соседей. Один из участников «отправляет посылку», легко хлопнув по ноге одного из соседей. Сигнал должен быть передан как можно скорее и должен вернуться по кругу к своему автору. Возможны варианты сигналов (разное количество или виды движений).

4) «Спутанные цепочки»

Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий следит за тем, чтобы каждый держал руки двух людей. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук (разрешается только изменение положения кистей, чтобы не происходило вывихов рук). В результате либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.

5) «Встреча взглядами»

Все участники стоят в кругу, опустив головы вниз. По команде ведущего они одновременно поднимают головы. Их задача - встретиться с кем-то взглядом. Та пара игроков, которой это удалось, покидает круг.

6) «Восковая палочка»

Один участник выходит в центр круга и падает назад с закрытыми глазами. Другой (другие) ловят его в самую последнюю минуту.

7) «Слепая прогулка»

Инструкция: Предложите вашему партнеру взять вас на «слепую» прогулку, где он должен предоставлять вам разнообразные предметы, чтобы вы могли ощутить форму, размеры, текстуру, температуру и другие характеристики реальных объектов, используя свои кинестетические возможности.

Если вы захотите снизить или подавить рационально-вербальную деятельность мозга (его левой половины), можно попробовать считать в прямом или обратном порядке, в то время как будет происходить все остальное.

8) «Любое число»

Ведущий называет по имени любого из игроков. Тот мгновенно должен назвать какое-нибудь число от одного до числа,

равного количеству участников в группе. Ведущий командует «три - четыре». Одновременно должно встать столько игроков, какое число названо. При этом игрок, назвавший это случайное число, сам может встать, а может остаться сидеть. Ведущий прекращает игру после двух-трех удачных попыток.

9) «Ответы за другого»

Участники берут большой лист бумаги и разделяют его вертикальными линиями на три части. В верхней части среднего столбца нужно написать свое игровое имя. Над левым столбцом - написать имя человека, сидящего слева, но через одного человека. Над правым столбцом - имя человека, сидящего справа, также через одного.

Инструкция : Итак, сейчас прозвучат вопросы. Их записывать не нужно. Ставьте номера вопросов и записывайте ответы, которые, по вашему мнению, дают ваши партнеры. Не спешите, попробуйте вжиться во внутренний мир человека, от имени которого вам приходится писать. В среднем столбце вы отвечаете за себя. Отвечайте кратко и определенно.

Возможный перечень вопросов:

Ваш любимый цвет.

Ваше любимое мужское имя.

Ваше любимое женское имя.

С симпатией ли вы относитесь к домашней живности? Если да, то кого предпочитаете: собак, кошек, птиц, рыбок или кого-то другого?

Ваше любимое времяпрепровождение.

Фильмы какого жанра вы предпочитаете?

Музыкальные предпочтения.

9) «Три степени доверия»

Группа делится на две равные части. Одна половина участников становится в круг, закрывает глаза и берет друг друга за руки. Участники из второй подгруппы располагаются у них за спинами. Первая степень доверия: те, кто находятся внутри, падают наружу. Те, кто снаружи, удерживают их на каком-то расстоянии. Вторая степень доверия: то же самое, но не держась за руки.

Третья степень доверия: люди во внутреннем круге с закрытыми глазами поворачиваются на 180 градусов и падают лицом наружу. При каждой пробе люди в наружном круге меняются местами.

10) «Молчащее и говорящее зеркало»

Ведущий предлагает выйти в круг добровольцу, который «будет смотреть в зеркало».

Инструкция: Твоя задача - только по «отражению в зеркалах» отгадать, кто из участников группы подошел сзади. Одно «зеркало» будет живым, но молчащим: оно сможет объяснять тебе, кто находится за твоей спиной, только при помощи мимики и жестов. Второе «зеркало» - говорящее, оно будет объяснять, что это за человек, не называя его имени. Выбери из группы свои «зеркала».

«Зеркала» встают рядом у стены. Основной игрок - перед ними. Все остальные участники группы располагаются за его спиной и бесшумно подходят к нему сзади. Отражение в «зеркалах» происходит по очереди. Сначала работает молчащее «зеркало». Если основной игрок не угадал человека за спиной, то в игру вступает говорящее «зеркало» и произносит только одну фразу. Если игрок опять не угадывает, то снова отражает молчащее «зеркало» итак далее. Задача игрока - отгадать человека за спиной как можно быстрее.

11) «Что в нем нового»

Инструкция : Внимательно посмотрите друг на друга. Постарайтесь увидеть каждого, обратив внимание на то, как выглядит сегодня этот человек, в каком он состоянии, как он себя проявляет. Для этого у нас будет 3 минуты. Затем трехминутная пауза. А сейчас вы будете бросать мяч друг другу, сообщая при этом человеку, которому адресован мяч, что нового по сравнению со вчерашним днем вы в нем увидели. Будьте внимательны и старайтесь никого не пропустить.

12) «Озеркаливание»

Инструкция: Выполните четыре несложных задания, точнее,сымитируйте их выполнение. Задания следующие:

пришиваем пуговицу;

собираемся в дорогу;

печем пирог;

выступаем в цирке.

Особенность этих заданий в том, что каждое из них вы будете выполнять попарно, причем партнеры встанут друг против друга, и один из них станет на время зеркалом, то есть будет копировать все движения своего партнера. Затем партнеры поменяются ролями.

13) «Чувства»

Инструкция: Давайте посмотрим, кто может назвать больше слов, обозначающих разные чувства. По очереди называйте слова и записывайте их на лист ватмана.

Информация для ведущего: можно проводить это упражнение как соревнование между двумя командами или как общегрупповой «мозговой штурм». Результат работы группы - лист ватмана с написанными на нем словами - можно использовать на протяжении всего занятия. По ходу работы в этот список можно вносить новые слова - это словарь, отражающий эмоциональный опыт группы.

Обсуждение:

Какое из названных чувств тебе нравится больше других?

Какое чувство, по-твоему, самое неприятное?

Какое из названных чувств знакомо тебе лучше (хуже) всего?

14) «Без маски»

Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку.

Примерное содержание карточек:

«Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...»

«Иногда люди не понимают меня, потому что я...»

«Верю, что я...»

«Мне бывает стыдно, когда...»

«Особенно меня раздражает, что я...»

«Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это...» и т. п.

15) «Цвет эмоций»

Выбирается водящий. По сигналу он закрывает глаза, а остальные участники задумывают между собой какой-нибудь цвет, для начала лучше один из основных: красный, зеленый, синий, желтый. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением и эмоциональным состоянием пытаются изобразить этот цвет, не называя его. Водящий должен отгадать, что это за цвет. Если он отгадал, то выбирается другой водящий, если нет, то остается тот же самый.

16) «Пророк и длинные ложки» (восточная притча)

Один православный человек пришел к Илье-пророку. Его волновал вопрос об аде и рае, ведь в соответствии с этим он хотел пройти свой жизненный путь. «Где ад и где рай?» С этими словами он приблизился к пророку, но Илья не ответил. Он взял спрашивающего за руку и повел через темные Переулки в какой-то дворец. Через железный портал вошли они в большой зал. Там толпилось много людей, бедных и богатых, закутанных в лохмотья и украшенных драгоценными камнями. В центре зала на открытом огне стоял большой горшок с бурлящим супом, который на Востоке называют «аш». По всему помещению распространялся приятный аромат. Вокруг горшка толпились люди с худыми щеками и запавшими глазами, каждый из которых пытался достать себе немного супа. Человек, который пришел с Ильей-пророком, удивился, потому что ложки, которые были у каждого из этих людей, были такого же размера, как и они сами. Только на самом конце ложки были из дерева, а в остальной своей части, в которую поместилось бы столько еды, что могло насытить человека, они были из железа и поэтому раскалялись от горячего супа. С жадностью голодные пытались ложками зачерпнуть себе еды. Но никому это не удавалось. С трудом они вытаскивали свои тяжелые ложки из супа, но так как они были очень длинные, то даже самому сильному не удавалось донести ложку до рта. Самые быстрые обжигали себе руки и лицо или выливали суп на плечи своих соседей. С руганью они кидались друг на друга и дрались теми самыми ложками, с помощью которых могли бы утолить свой голод. Илья-пророк взял своего спутнику за руку и сказал: «Это ад». Они вышли из зала, и адский крик стало не слышно. Пройдя через длинные мрачные коридоры, они оказались еще в одном зале. Здесь тоже было много народу. В середине зала тоже бурлил в котле суп. У каждого из присутствующих в руке было по такой же громадной ложке, как и те, которые Илья и его спутник видели в аду. Но люди здесь были упитанные, и в зале слышен был только легкий, довольный гул голосов и шорох опускаемых в суп ложек. Каждый раз у котла стояло по два человека. Один набирал ложкой суп и кормил другого. Если для кого-то ложка была слишком тяжелой, то помогали двое других, так что каждый мог спокойно поесть. Как только один утолял голод, подходил следующий. Илья-пророк сказал спутнику: «Это рай!»

Эта история передается из уст в уста уже более тысячи лет. Она взята из жизни и повторяется даже в наше время, когда мы наблюдаем трудности в семье, разногласия между отцом и матерью, ссоры между детьми и проявления агрессии в отношениях родителей и детей, когда мы рассматриваем противоборство человека с окружающим миром и противоречия между группами и народами. «Ад» - это работа рядом друг с другом, но против друг друга; каждый - только за себя самого и против других. «Рай»» напротив, предполагает готовность вступать в позитивные отношения с другими. Обе группы - люди в раю и люди в аду - имеют одинаковые или похожие проблемы. Но где они живут - в раю или в аду, - зависит оттого, как они эти проблемы пытаются решить.

Рай и ад - в нас самих. Мы имеем возможность выбирать. Насколько велик этот шанс выбора, определяется большей частью нашим опытом, тем, как мы научились решать свои проблемы, и нашей готовностью использовать свой опыт.

«Обычно легче изменить индивидуумов,
собранных в группу,
чем изменить каждого
из них в отдельности»
Курт Левин
В любом коллективе
(учебном, производственном) возникает
вопрос, связанный с групповой сплоченностью.
Вопрос этот важен потому, что от уровня
развития коллектива, степени
его сплоченности зависит эффективность
работы учреждения, а также психологический
комфорт каждого ее члена.

Цель тренинга – это сплочение коллектива и построение
эффективного командного взаимодействия.
Задачи тренинга:
Повысить сплоченность коллектива;
Повысить взаимопонимание между педагогами;
Повысить самооценку педагогов;
Формирование благоприятного психологического
климата в коллективе;
Осознание каждым педагогом своей роли, функций в группе;
Развитие умения работать в команде;
Повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.

«Сплочение –
это возможность для
коллектива стать единым целым
для достижений конкретных
целей и задач. Все Мы нуждаемся
в поддержке, и получить ее мы
можем только в своей группе!
Ведь только сплоченный
коллектив добивается многих
вершин и побед!»

Заповеди сплоченного коллектива
Проявляйте искренний интерес к другим людям. Пусть люди с которыми вы общаетесь, почувствуют что они вам
интересны.
Помните, что в любом языке для человека нет звука значительней и приятней, чем звук собственного имени.
Будьте хорошим слушателем.
Поощряйте других на разговор о них самих.
Говорите о вещах интересующих вашего собеседника.
Почаще улыбайтесь.
Найдите источник любви и подключитесь к нему. Заряжайтесь от него, как аккумулятор от розетки.
Полюбите себя. Как вы думаете о себе, и относитесь к себе, так и люди будут думать о вас и относиться к вам.
Научитесь представлять себя в «шкуре» другого и смотреть на мир его глазами.
Научитесь доверять людям.
Не ожидайте от людей сразу многого. Будьте терпеливы. Не бросайте сеять дружелюбие.
Делайте приятное людям. Дарите подарки, говорите комплименты. Не критикуйте, не превозноситесь, не осуждайте.
Честно и искренно оценивайте достоинства людей.
Вызывайте в людях положительные эмоции через юмор, шутки.
Старайтесь услышать и понять окружающих, способствуйте созданию дружного и сплоченного коллектива.
Уважайте мнение и выбор коллеги. Учитесь прощать мелкие огрехи – с кем не бывает!
Являясь неотъемлемой частью коллектива, оставайтесь яркой, неординарной, творческой личностью.
Если коллектив не такой, каким вы его хотите видеть, начните его изменять с себя.
Начинайте каждый свой день с вопроса: «Что я могу сегодня сделать на пользу группе?» Ответив на вопрос, начинай
действовать.
Талантливы все и вы тоже! Проявляйте свои способности. Участвуйте постановке праздников.
Ответственно относись к выполнению поручений на пользу коллектива, но не становись его тягловой силой.
Будьте активными в выполнении общего дела и сделайте его приятным и важным для всех.
Запомните, что радость жизни зависит от её разнообразия. Учитесь радоваться работе, отдыху, успеху и трудностям.
УСПЕХОВ ВАМ!

УПРАЖНЕНИЯ НА СПЛОЧЕНИЕ
Упражнения на сплочение позволяют участникам тренинга
почувствовать себя единой слаженной командой. Тренинги
командообразования традиционно включают в себя большое количество
упражнений на сплочение, они поднимают тонус группы, повышают её
включенность и нацеленность на результат, что в свою очередь
увеличивает результативность тренинга. Упражнения на сплочение
в короткие сроки превращают разрозненную группу в единый,
слаженный и четко работающий механизм. За это их и ценят.
Для Вас подобраны качественные упражнения на сплочение,
которые
пользуются заслуженной популярностью у тренеровпрактиков. Эти упражнения помогут Вам поучаствовать в эффективном
и интересном тренинге.

Уважаемые коллеги!
Выберите для себя тренинговое имя,
напишите его.

1.Упражнение «Квадрат» (5-10 мин.)
Цель: прочувствовать каждого участника группы.
Ход упражнения
Станьте в круг, и закройте глаза. Теперь, не открывая глаз нужно
перестроиться в квадрат. После того, как квадрат будет построен,
не открывать глаза.
Вопросы:
Все ли уверены, что они стоят в квадрате?
Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат
действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все
согласятся, что стоят именно в квадрате, предложить открыть глаза,
порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс.
Так же можно строиться в другие фигуры.
Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу
выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое
обсуждение, где можно говорить пожелания своим коллегам для улучшения
работы.
Самый главный вопрос здесь: каким образом задание можно было сделать
качественнее и быстрее?

2. Упражнение «Коллаж»
Время проведения: 40-45 мин.
Цель: сплотить коллектив и поближе узнать каждого участника группы.
Материалы: ватман, клей, цветные картинки животных.
Ход упражнения
Педагогический коллектив делится на 2 группы, педагоги садятся за
столы, и им предлагаются ватманы, клей, нарисовать цветные картинки
животных (можно использовать) трафарет. Из предложенных картинок
каждый участник группы выбирает соответствующие ему животное, как
он видит и чувствует себя в данном коллективе. Выбрав какого
животного нарисует, каждый располагает и приклеивает их на ватмане
так, как чувствует свое расположение в коллективе. После выполненной
работы каждый участник (по желанию) дополняет свои картинки фоном
с помощью карандашей.
Вопросы для обсуждения:
Почему вы выбрали именно этого животного?
Чувствуете ли вы себя в коллективе, как это животное?
Были ли сложности при выполнении упражнения?

3. Упражнение «Дом»
Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения.
Время: 15 минут.
Ресурсы: карточки с изображением предметов мебели, быта и т.д.
Ход упражнения: участники делятся на 2 команды.
Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать
полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в
этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом
мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте,
что Вы должны быть полноценным и функциональным домом!
Постройте свой дом!». Психологический смысл упражнения:
Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в
этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что
способствует сплочению.
Обсуждение:
Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить
свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Я думаю,
Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем,
каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может
быть полноценным!

4. Упражнение «Групповой рисунок по кругу»
Всем участникам выдается один лист-ватман и карандаши (фломастеры,
маркеры).
Задача - задумав картину (любой образ), нарисовать только один ее
элемент, после чего листок передается соседу справа. Таким образом,
каждый участник получает листок с одним элементом.
Задача - дорисовать один элемент и передать соседу справа. Рисунки
передаются до тех пор, пока круг не замыкается. Обсуждается целостность
получившихся картин и привлекательность. Упражнение позволяет
развивать эмпатию участников, умение видеть позицию другого, в
целостном действии развивает сплоченность коллектива.
Подпишите лист,чтобы узнать чей он.

5.Упражнение «Идеальный мир»
Материалы: 2 листа ватмана; маркеры разных цветов.
Место проведения и исходное положение участников: педагоги
делятся на 2 команды, равные по количеству человек. Команды
располагаются таким образом, чтобы при обсуждении задания не
мешать друг другу.
Задание:
первой команде нарисовать картину «Идеальный коллектив»;
второй команде нарисовать картину «Идеальный коллега», и
представить картины всему коллективу.
Время: на выполнение задания у группы есть 10 минут.
Представление картин проводят 1–2 человека от каждой команды,
аргументируя свое видение идеального мира, не более 2 минут

6.Упражнение «Ассоциации»
Цель: Это очень простое и интересное упражнение поможет каждому участнику
тренинга прояснить для себя понятие «команда».
Размер группы: 8–15человек
Время: 10–15 минут
Инструкция: Коллеги, наш тренинг называется командообразование. Предлагаю
каждому прояснить для себя значение понятия «команда». Упражнение, которое
мы сейчас с вами проведем, вроде бы простое, но это не совсем так. Вы в этом
убедитесь, когда увидите, какими интересными и неожиданными могут быть
взгляды наших коллег на многие вопросы.
1. Возьмите ручки и бумагу.
2. Ваша задача - услышать мой вопрос и записать первые же образы, связанные
с ним, которые пришли вам в голову:
Если команда - это постройка, то она…
Если команда - это цвет, то она…
Если команда - это музыка, то она…
Если команда - это геометрическая фигура, то она…
Если команда - это название фильма, то она…
Если команда - это настроение, то она…
3. Проведите опрос участников по тем ассоциациям, что вы назвали…
Итоги упражнения:
Что вам понравилось в этом упражнении?
Какие ответы были для вас самыми интересными?
Какие ответы удивили вас?
О чем нам говорит это упражнение?

7.Упражнение «Почта России»
Каждый участник тренинга напишет телеграмму,
поздравление, пожелание на бланке, указав вместо
ФИО описание внешности и характера другого
участника, а на обратной стороне бланка нарисует
его портрет. Все бланки складываются в почтовый
ящик, затем надо угадать кому адресовано
послание. Определить, кто из группы соберет их
больше.

8.Упражнение «Подарок»
Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.
Время: 3-5 минут.
Описание упражнения:
Психолог: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе,
чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней –
более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я,
например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из
участников высказывается, что он хотел бы подарить группе.
«Давайте наградим себя за успешную работу аплодисментами!»
Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить
тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

Рекомендации педагогам по созданию благоприятного
психологического климата в коллективе:
Развивайте в себе такое качество, как терпимость к другим людям,
коллегам, воспитанникам. Нетерпимость приводит к накоплению агрессии,
которая в любой момент может вылиться на не в чем не повинных людей, в том
числе на близких.
Избегайте критиковать других, лучше действительно попытайтесь
понять поведение другого человека.
Учитесь снимать эмоциональное напряжение после рабочего дня;
боритесь с эмоциональным выгоранием.
Радуйтесь успехам своих коллег, тогда при вашем успехе, за вас будет
кому порадоваться.
Избегайте ненужной конкуренции. Ставьте перед собой реальные
цели.
Находите время для развлечений, хобби. Встречайтесь с коллегами в
неформальной обстановке – это способствует сплочению.
Ведите здоровый образ жизни: не забывайте о пользе физических
нагрузок, прогулках на свежем воздухе и полезной пище.

Обсуждение:
«Наш тренинг подошел к завершению.
Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали?
Что полезного вынесли для себя, для группы?
Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все
были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы –
единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная
часть этого целого!
Вместе Вы – сила!
Спасибо всем за участие!»
Сотрудники ДОУ это сплоченный коллектив,
живущий под одним девизом:
"Наша работа - любовь с
заботой!"

В последнее время стали модными различные задания на teambuilding — cплочение коллектива. Подобные тренинги особенно актуальны в детском саду, где все педагоги должны действовать слаженно. Цена вопроса — адаптация детей к дошкольному учреждению.

Тренинг разработан Роговой Инной Юрьевной, педагогом-психологом МБДОУ «Детского сада № 7», г. Нефтеюганск, Тюменская область.

Цель тренинга:

  • сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи тренинга:

  • формирование и усиление общего командного духа путем сплочения группы людей;
  • развитие ответственности и вклада каждого участника в решение общих задач;
  • осознание себя командой.

Ход тренинга:

Этап 1. Знакомство

— Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами примем участие в тренинге, который называется « Я+ТЫ=МЫ». Цель тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Пусть по кругу каждый продолжит предложение «Сейчас я чувствую…».

— В каждом тренинге есть правила. Давайте и мы с вами выработаем свои правила…

  • Здесь и теперь (во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами именно здесь).
  • Говорю за себя.
  • Внимательно слушать друг друга.
  • Не перебивать говорящего.
  • Уважать мнение друг друга.
  • Безоценочность суждений.
  • Активность.
  • Правило «стоп».
  • Конфиденциальность (все, что происходит здесь, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы).

Каждый из пунктов правил поясняется ведущим.

МЕНЯ ЗОВУТ… Я ДЕЛАЮ ТАК….

Цель: знакомство, снятие тревожности, способствует запоминанию имен.

Упражнение можно выполнять сидя, можно стоя. Каждый участник по кругу называет свое имя и показывает какое-то движение со словами: «Я делаю так…». Каждый последующий участник повторяет сначала все имена и движения предыдущих, а потом уже называет свое имя и показывает свое движение. Таким образом последний участник должен повторить имена и движения всех остальных членов группы.

МЕНЯЮТСЯ МЕСТАМИ ТЕ, КТО…

Цель: снятие напряжения через движения, организация игрового взаимодействия.

По команде: «меняются местами те, кто (любит знакомства, считает себя общительным, застенчивым…») участники должны поменяться местами, ведущий также должен занять освободившийся стул. В результате обмена остается один человек, который не успел сесть на свободное место, именно он и становится ведущим.

Этап 2. Информационный

АТОМЫ-МОЛЕКУЛЫ

Цель: повышение уровня работоспособности участников.

Ведущий произносит: «Атомы». Все игроки начинают хаотично передвигаться. После фразы «молекула по трое» играющие должны соединиться в группы по три человека. Тот, кто не сможет встать в тройки, выбывает из игры. А ведущий продолжает изменять количество атомов в молекулах. Игру можно усложнить: атомы должны двигаться с закрытыми глазами.

ГОВОРЯЩИЕ РУКИ

Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.

Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

Варианты инструкций образующимся парам:

  1. Поздороваться с помощью рук.
  2. Побороться руками.
  3. Помириться руками.
  4. Выразить поддержку с помощью рук.
  5. Пожалеть руками.
  6. Выразить радость.
  7. Пожелать удачи.
  8. Попрощаться руками.

Обсуждение:

  • Что было легко, что сложно?
  • Кому было сложно молча передавать информацию?
  • Кому легко?

— Уважаемые коллеги как вы думаете, что обозначает слово «сплочение»? Сплочение – это возможность стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо, когда тебя понимает и поддерживает твой коллега, хорошо услышать и помочь, когда необходима эта помощь, как хорошо понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

— Сплочённость – это:

  • совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников коллектива;
  • атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;
  • активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников.

ГУСЕНИЦА

Цель: игра учит доверию.

— Сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту.

Обсуждение:

  • Что испытывали при выполнении задания?

КТО БЫСТРЕЕ

Цель: координация совместных действий, распределение ролей в группе.

Возможные фигуры:

  • треугольник;
  • ромб;
  • угол;
  • буква;
  • птичий косяк;
  • круг;
  • квадрат.

Обсуждение:

  • Трудно было выполнять задание?
  • Что помогло при его выполнении?

Этап 3 Разминочный

МЫ СТОБОЙ ПОХОЖИ ТЕМ, ЧТО…

Цель: снятие агрессии.

Бросая мяч любому человеку, называем его по имени и говорим: «Мы с тобой похожи тем, что…». (Например: что живем на планете Земля, работаем в одном коллективе и т.д.)

Обсуждение:

  • Какие эмоции испытывали во время упражнения?
  • Что нового узнали о других?
  • Что интересное узнали?

Дыхательное упражнение ПРИЁМНИК

Чем ниже рука, тем выше звук, чем выше – тем тише звук.

ПОСТРОЙТЕСЬ ПО…

Цель: преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.

Участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось.

Можно также построиться в шеренгу по

  • цвету волос;
  • размеру ноги;
  • по цвету глаз от самых светлых до самых темных.

Цели: снятие агрессии, готовность к общению.

— Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга. Решите, кто в вашей паре хочет говорить «Да», а кто - «Нет». Один из вас начинает игру, произнеся слово «Да». Второй сразу же отвечает ему: «Нет!». Тогда первый снова говорит: «Да!», может быть, чуть-чуть громче, чем в первый раз, а второй опять отвечает ему: Нет!», и тоже слегка посильнее. Каждый из вас должен произносить только то слово, которое он выбрал с самого начала: или «Да», или «Нет». Но вы можете по-разному его произносить: тихо или громко, нежно или грубо. Если хотите, можете провести с помощью этих двух слов прекрасный небольшой спор, но при этом важно, чтобы никто никого никак не обидел. Через некоторое время я подам вам сигнал о том, что пора заканчивать «спор».

Обсуждение:

  • Как ты себя сейчас чувствуешь?
  • Как тебе удобнее спорить - произнося слово «Да» или произнося слово «Нет»?
  • Ты говорил достаточно громко?

Этап 4: Практический

СЧЁТ ДО ДЕСЯТИ

— Сейчас по сигналу «начали» вы будете считать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее… Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.

Обсуждение:

  • Удалось ли группе это сделать? Если да, то каким образом?
  • Если не получилось, то почему? Что мешало?
  • Кто принимал активное участие, кто отмалчивался?

ТОЛЬКО ВМЕСТЕ

Цели: В ходе этой игры участники получают возможность почувствовать то же, что и их партнер. Для этого им необходимо настроиться друг на друга.

— Разбейтесь на пары и встаньте, пожалуйста, спина к спине. Сможете ли вы медленно-медленно, не отрывая своей спины от спины партнера, сесть на пол? А теперь сможете ли вы точно также встать? Постарайтесь определить, с какой силой вам нужно опираться на спину своего партнера, чтобы обоим было удобно двигаться… А сейчас поменяйтесь партнёрами…

Обсуждение:

  • С кем вставать и садиться было легче всего?
  • Что было самым трудным в этом упражнении?

СИАМСКИЕ БЛИЗНЕЦЫ

— Возьмите тонкий шарф или платок и свяжите им руки участников, стоящих рядом друг с другом лицом к вам. Оставьте свободными кисти рук. Дайте карандаши или фломастеры разного цвета, по одному в несвободную руку. Вам предстоит нарисовать общий рисунок на одном листе бумаги. Рисовать можно только той рукой, которая привязана к партнеру. Тему рисунка задайте сами или предложите выбрать.

Обсуждение:

  • Трудно ли было создавать картину вместе?
  • В чём именно заключалась трудность?
  • Обсуждали ли сюжет рисунка, порядок рисования? (Были ли споры и конфликты между игроками, одинаковое ли участие они принимали в работе (что легко оценить по количеству на картинке цвета, которым рисовал участник)).

Дыхательное упражнение СЕМЬ СВЕЧЕЙ

Цель: релаксация.

— Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно… Вы дышите глубоко и ровно… Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей… Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух. Пламя начинает дрожать, свеча гаснет… Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь…»

Упражнение лучше всего выполнять под спокойную негромкую музыку, в полузатемненном помещении.

Обсуждение:

  • Как менялось состояние участников по мере выполнения этого упражнения?
  • Где в реальных жизненных ситуациях может быть полезно владение такой техникой?

БЕСЕДА В КРУГУ

— Образуем два круга внешний и внутренний и начинаем разговаривать друг с другом на заданную тему.

  • семья;
  • увлечения;
  • политика;
  • любовь;
  • отпуск;
  • мечта;
  • майские праздники;
  • родительское собрание;
  • дети;
  • друзья.

ПРОНЕСИ КАРАНДАШ

Цель: развитие коммуникативных навыков.

— Выберите себе пару и по очереди вместе со своей парой встаньте у черты, где лежит карандаш. Ваша задача — взять этот карандаш с двух сторон так, чтобы каждый из вас касался его кончика только указательным пальцем, пронести его до конца комнаты и вернуться обратно.

Обсуждение:

  • Что с вами происходило?
  • Если не получилось, то почему?

Этап 5. Заключительный

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

— Давайте подумаем, что Вы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие. Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!

А сейчас по кругу ответьте на такие вопросы:

  • Что для вас сегодня было важным?
  • Какие чувства вы испытывали?
  • Нужны ли вам в дальнейшем такие тренинги?

— Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что вы – единое целое, каждый из вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе вы – сила! Спасибо всем за участие!