Тренинг для педагогов «Сплочение. Тренинг на сплочение педагогического коллектива в детском саду «Вместе

Ксения Лебедева
Тренинг для сплочения коллектива (практикум для педагогов)

(практикум для педагогов )

Задачи :

1. Формировать чувство общности, и целостности в коллективе .

2. Профилактика профессионального выгорания педагогов .

3. Способствовать повышению эффективности педагогического процесса .

Участники :

2. Ведущая (педагог-психолог )

Форма проведения : практикум

План сценария

Добрый день, уважаемые коллеги ! Эпиграфом к сегодняшней встрече я выбрала стихотворение «Свободный разговор» :

Поговорим?

О разном и о прочем.

О том, что хорошо,

И хорошо не очень.

Чего-то знаешь ты.

А что-то мне известно.

Поговорим?

Поговорим.

Вдруг будет интересно.

Межличностные отношения на работе оказывают многогранное влияние на эмоциональное состояние человека. От благополучия эмоционально-психологического климата в коллективе зависит , будет ли человек комфортно чувствовать себя на рабочем месте, на сколько продуктивной и качественной будет его работа. Поэтому наш практикум мы проведем с целью еще большего сплочения , эмоционального раскрепощении, разнообразия наших трудовых дней и получения позитивных эмоций.

1. Приветствие :

Как известно любая встреча начинается с приветствия, я предлагаю вам поздороваться с коллегами необычным способом :

«Здороваемся локтями»

Цель : Установление контакта между участниками, разрушение привычных стереотипов приветствия, развитие креативности.

После того как участники примут исходное положение, им предлагается по сигналу (звону колокольчика) поздороваться как можно большим количеством присутствующих, сказав при этом : «Привет, как дела» и коснувшись друг друга локтями.

Здорово вот мы с вами и поприветствовали друг друга. А сейчас нам бы хотелось узнать, зачем вы пришли на этот тренинг и чего от него ожидаете.

2. Игра «Зачем мы здесь сегодня собрались» .

Педагогам предлагается достать из корзиночки листочки бумаги, на которых написаны шуточные ответы на вопрос «Зачем я пришла на тренинг » . И зачитать их.

3. Игра «Волшебные очки» .

Участники становятся в два круга лицом друг к другу. Ведущий : «У меня есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. Пусть каждый из вас примерит эти очки, посмотрит на своих коллег и попытается увидеть как можно больше хорошего в каждом, может быть даже то, что раньше не замечал.

4. Игра «Самолетик»

Педагоги делятся на пары . Пары участников берут друг друга за руку и свободными руками делают бумажный самолетик. По окончании игры задаются вопросы : «Легко ли было справиться с заданием? Пытались ли вы договориться друг с другом, распределить, кто, что будет делать и выполнить задание сообща?

5. Игра «Путанка»

Участники игры становятся в круг, держась за руки, потом начинают запутываться. Когда все окончательно запутаются, то получится один большой «зверь» . После того, как «зверь» сформировался, ведущий должен задать вопросы «Где у зверя голова?» , «Где у зверя хвост?» , «Где у зверя право?» , «Где у зверя лево?» . Когда на все вопросы найдены ответы, зверь должен начать двигаться. Он должен пройти 5 шагов вперед, 5 шагов назад, столько же вправо и влево. Потом он должен пробежать несколько метров (зависит от размеров помещения, где проводится игра) . Эта игра поможет улучшить взаимопонимание ее участников.

Я предлагаю вам принять участие в игре «Ассоциации» . Эта игра поможет вам взглянуть на себя со стороны, и узнать какими чертами характера вы обладаете. Возможно, вы даже не подозревали, что в вас есть такие черты!

6. Игра «Ассоциации»

Выбирается водящий, который выходит на время из зала. Оставшиеся участники «загадывают» кого-нибудь из присутствующих здесь людей. Приглашается водящий и задает вопросы типа :

Если бы это было дерево (дом, цветок, погода, занавески, книга, собака, то какое?

Участники думают, стараясь представить себе этого человека, и отвечают, например : Это была бы береза, растущая в чистом поле. Водящий старается понять, кому же из них подходит это определение.

7. Игра «Сердце коллектива »

На ватмане нарисован контур большого сердца. Педагогам говориться о том , что это сердце коллектива . Но оно пока еще пустое, не заполненное, можно сказать безжизненное. Пока еще не слышен звук сердцебиений. Давайте же наполним это сердце (на маленьких сердечках пишутся позитивные пожелания своим коллегам , затем они приклеиваются к контуру большого сердца). Затем зачитываются в слух. Теперь сердце коллектива заполнено , и может биться в унисон с вашим. Послушайте (щелкаем пальцами один раз, затем ударяем ладонью о грудь один раз, еще один щелчок пальцами и два хлопка ладонью о грудь и т. д.)

Заключительная часть.

Рефлексия тренинга . Обмен идеями, мыслями и чувствами по данной теме. Подведение итогов работы в рамках практикума .

Спасибо за внимание до новых встреч.

Тренинг на сплочение педагогов в детском саду

«Вместе мы сила»

Уважаемые коллеги ! Сегодня мы поговорим с Вами о важности сплоченности коллектива и о комфортном психологическом климате. Психологический климат - это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива , которые определяют его основное настроение. Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия. Если члены коллектива готовы к работе , проявляют инициативу, творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело.

Уважаемые коллеги , как вы думаете, что обозначает слово «сплочение » ? Сплочение – это возможность стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо, когда тебя понимает и поддерживает твой коллега , хорошо услышать и помочь, когда необходима эта помощь, как хорошо понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед

- Сплоченность это - совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников коллектива ; атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия; активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников

Цель тренинга : сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи тренинга : формирование и усиление общего командного духа путем сплочения группы людей ; развитие ответственности и вклада каждого участника в решение общих задач; осознание себя командой.

Ход тренинга:

Знакомство.

Сегодня мы с вами примем участие в тренинге , с названием «Вместе мы сила» .

В каждом тренинге есть правила . Давайте и мы с вами выработаем свои правила…

Здесь и теперь (во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами именно здесь).

Обращение друг к другу на «ты» Говорю только за себя. Все высказывания должны идти от своего имени : «я считаю.» ,«я думаю.»

Безоценочность суждений.

Право говорить и обязанность слушать

Активность.

Правило «стоп» .

Конфиденциальность.

Педагог-психолог : Пусть каждый передаст свое «тепло» по кругу, слегка сжимая и разжимая руку рядом стоящему участнику.

Упражнение 1 : «Меня зовут …Я делаю так…» Цель : познакомить участников группы с ритуалом приветствия, включение участников в работу. Упражнение можно выполнять сидя, можно стоя. Каждый участник по кругу называет свое имя и показывает какое-то движение со словами : «Я делаю так…» . Каждый последующий участник повторяет сначала все имена и движения предыдущих, а потом уже называет свое имя и показывает свое движение. Таким образом последний участник должен повторить имена и движения всех остальных членов группы.

Обсуждение : Что было легко, что сложно?

Упражнение 2 : «Говорящие руки»

Цель : вызвать ощущение доверия и психологического комфорта в данной группе людей.

Участники образуют два круга : внутренний и внешний , стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг. Варианты инструкций образующимся парам : Поздороваться с помощью рук.

Побороться руками.

Помириться руками.

\Выразить поддержку с помощью рук.

Пожалеть руками.

Выразить радость.

Пожелать удачи.

Попрощаться руками.

Обсуждение : Что было легко, что сложно? Кому из было сложно молча передавать информацию? Кому легко?

Упражнение 3 :

Цель : снятие агрессии. Бросая мяч любому человеку, называем его по имени и говорим : «Мы с тобой похожи тем, что…» . (Например : что живем на планете Земля, работаем в одном коллективе и т . д.)

Обсуждение : Какие эмоции испытывали во время упражнения? Что интересное узнали?

Упражнение 4 : "Пчелы и змеи"

Педагог-психолог : Я хочу предложить вам сыграть в игру под названием "Пчелы и змеи". Для этого нужно разбиться на две примерно равные группы. Те, кто хочет стать пчелами, отойдите к окнам, кто хочет играть в команде змей, подойдите к стене напротив. Каждая группа должна выбрать своего короля. А теперь я расскажу вам правила игры. Оба короля выходят из зала и ждут, пока их не позовут. Я спрячу два предмета, которые короли должны разыскать в зале. Король пчел должен найти "мед" - вот эту губку. А змеиный король должен отыскать "ящерицу" - вот этот карандаш. Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все пчелы должны жужжать. Чем ближе их король подходит к "меду", тем громче должно быть жужжание. А змеи должны помогать своему королю шипением. Чем ближе змеиный король приближается к "ящерице", тем громче должно быть шипение. Теперь пусть короли выйдут, чтобы я смогла спрятать "мед" и "ящерицу". Пчелы и змеи могут занять свои позиции. Внимательно следите за тем, на каком расстоянии от цели находится ваш король. Тогда вы легко сможете ему помочь : громко жужжать или шипеть при его приближении к цели и тихо - при его удалении. Пожалуйста, помните : во время игры вы не имеете права говорить.

Обсуждение : Что было легко, что сложно? Какой этап был самый интересный?

Упражнение 5 : Дыхательное упражнение «СЕМЬ СВЕЧЕЙ»

Цель : релаксация. - Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно… Вы дышите глубоко и ровно… Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей… Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух. Пламя начинает дрожать, свеча гаснет… Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь…» Упражнение лучше всего выполнять под спокойную негромкую музыку, в затемненном помещении.

Обсуждение : Как менялось состояние участников по мере выполнения этого упражнения? Где в реальных жизненных ситуациях может быть полезно владение такой техникой?

Упражнение «Монотипии» Участники наносят гуашью цвета в произвольном порядке на стекле. Затем делают отпечатки на листе ватмана, и доводят до завершения картины фломастерами. Картина обсуждается : насколько совпали названия, какие возникли чувства при виде работы, понравилось ли рисовать.

Цель : положительное завершение тренинга , рефлексия.

Давайте наградим себя за успешное участие в тренинге аплодисментами !

А сейчас по кругу ответьте на такие вопросы : Что для вас сегодня было важным? Какие чувства вы испытывали?

Заключительный этап : «Прощание» .

Педагог-психолог : Спасибо всем за участие! Мне было очень интересно и приятно работать с вами.

Е.А. Смирнова, педагог-психолог МБДОУ № 12 «Брусничка»

Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи:

  • формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей;
  • развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;
  • получение эмоционального и физического удовольствия от результатов тренинга;
  • осознание себя командой.

Состав участников: 10 - 15 человек.

Актуальность: невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощь другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будет достигнута только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

Почему важна сплоченность: возможность окунуться..., возможность увидеть..., возможность услышать..., возможность ощутить..., возможность испытать..., возможность стать..., стать одним коллективом, который чувствует, поддерживает и вдохновляет на новые действия и поступки.

Структура тренинга:

  1. Орг. момент – 4 минуты
  2. Вступление – 5 минут
  3. Цель задачи – 3 минут
  4. Разминка – 5 минут
  5. Основная часть – 50 минут
  6. Рефлексия – 10 минут
  7. Орг. конец – 2 минуты

Ход тренинга:

  1. Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...» – 5 минут
  2. Игра «Атомы и молекулы» – 4 минут
  3. Упражнение «Постройтесь по росту!» – 5 минут
  4. Упражнение «Путанка» – 10 минут
  5. Упражнение "Друг к дружке" 10 мин.
  6. Упражнение «Поезд» – 10 минут
  7. Упражнение «Счёт до десяти» – 10 минут
  8. Упражнение «А я еду...» – 8 минут
  9. Упражнение "Волшебный стул" - 15 минут

Структура: педагоги рассаживаются на места в круге, когда все успокоятся и готовы будут слушать, начинается тренинг.

Приветствие «Давайте поздороваемся».

Цель: снятие мышечного напряжения у участников тренинга, переключение внимания.

Здравствуйте те, у кого в этом месяце день рождения.
Здравствуйте те, кто плотно утром позавтракал.
Здравствуйте те, кто рад повышению зарплаты.
Здравствуйте те, кто тоскует по морю и песку.
Здравствуйте те, кто готов работать в нашей группе.

– Меня зовут Елена, и сегодня я проведу для вас тренинг на сплочение. Цель нашего тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой коллега, услышать и помочь когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

Притча о бегунах

Несколько лет назад на параолимпийских играх в Сиетле девять бегунов (с умственными и физическими нарушениями) выстроились в ряд на линии старта стометровки. Раздался сигнальный выстрел, и они рванули вперед - не скажешь, что очень стремительно, но с явной решимостью добежать до финиша и победить. Все, кроме одного парня, который, запнувшись, едва не упал. Шатаясь, он проковылял пару шагов и заплакал. Остальные восемь участников забега услышали его плач. Они замедлили бег, остановились, затем развернулись и пошли назад. Все до единого! Девушка с синдромом Дауна поцеловала беднягу и сказала: «Это тебя вылечит!» Потом все девятеро взялись за руки и вместе дошли до финишной ленты.

Десять минут кряду весь стадион рукоплескал им стоя.

Игра «Атомы и молекулы»

Необходима небольшая первичная настройка: Давайте представим, что каждый человек – это маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения. По моему сигналу (сигнал оговаривается) вы должны объединиться в молекулы, число атомов в которых я также назову. – Готовы. Начинаем. Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы. Если последним числом атомов в молекуле будет два, то упражнение служит хорошим способом деления группы на пары для последующей работы.

Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...»

Цель: познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.

Ход упражнения: Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, работаем в одном детском саду и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Обсуждение:

  • Что нового узнали о других?
  • Что интересное узнали?

Упражнение «Постройтесь по росту!»

Цель: Преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.

Ход упражнения: Участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет.

Обсуждение:

  • Удалось ли группе это сделать?
  • Что помогало? Поддерживало?
  • Какие эмоции испытывали во время упражнения?

Упражнение «Путанка»

Цель: Сплочение, улучшение взаимопонимания участников.

Ход упражнения: Все берутся за руки, стоя в кругу и начинают запутываться. Когда запутались все, и получилась одна большая «путанка», можно вообразить, что вся группа превратилась в одного огромного зверя. Теперь срочно необходимо определить, где находиться его голова, а где хвост. («Кто будет головой? А кто хвостом?», – спрашивает ведущий). Когда зверь сориентировался, где его право, а где его лево, он должен научиться двигаться во все стороны, в том числе и назад. А потом, зверь должен пробежаться, и может быть даже кого-то, попавшегося по пути, «съесть»

Обсуждение: какие ощущения и эмоции испытывали при выполнении задания?

Упражнение «Друг к дружке»

Я предлагаю вам поиграть в игру-активатор «Друг к дружке», во время которой всем участникам нужно выполнять очень-очень быстро движения. Станьте в круг, выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. А когда я скажу: «Друг к дружке! », вы должны поменять партнера.

Правая рука к правой руке!
- Нос к носу!
- Спина к спине!
- Друг к дружке.
- Носок к носку!
- Живот к животу!
- Лоб ко лбу!
- Друг к дружке.
- Бок к боку!
- Колено к колену!
- Мизинец к мизинцу!
- Друг к дружке.
- Бедро к бедру!
- Ухо к уху!
- Пятка к пятке!
- Друг к дружке.
- Затылок к затылку!
- Локоть к локтю!
- Кулак к кулаку!
- Друг к дружке.

Пожмите друг другу руки. Молодцы. Спасибо.

Упражнение «Поезд»

Цель: Сплочение, повышение взаимного доверия участников, тренировка уверенности поведения при необходимости действовать в условиях недостатка информации, положившись на партнеров.

Ход упражнения: 6-8 участников изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев.

Задача «поезда» – проследовать от одной стены помещения до другой, по пути обязательно объехав по кругу 3-4 препятствия (ведущий указывает, какие именно) и, не столкнувшись с остальными. Препятствия, изображенные с помощью других игроков (желательно, чтобы те, которые нужно объехать по кругу, были именно из их числа), при приближении к ним «вагонов поезда» на опасно-близкое расстояние могут издавать предостерегающие звуки – например, начинать шипеть.

Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда».

Если участников много и позволяют размеры помещения, можно сделать игру более динамичной, запуская одновременно по два «поезда».

Обсуждение:

Кому кем больше понравилось быть «локомотивом», «вагонами», с чем это связано?
Какие эмоции у кого возникали при движении в составе «поезда»?
Каким реальным жизненным ситуациям можно уподобить эту игру?

Упражнение «Счёт до десяти»

Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.

Ход упражнения: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.

Обсуждение:

  • Что с вами происходило?
  • Если не получилось, то почему?
  • Какую стратегию вы выбрали?

Упражнение «А я еду...»

Цель: разрядка участников, расслабление.

Ход упражнения: Участники садятся в круг. В кругу на один стул больше. Один из участников по часовой стрелке садится на пустой стул и говорит: «А я еду». Следующий участник, по цепочке, передвигается на пустой стул и говорит: «А я рядом». Следующий за ним, садится на освободившийся стул и говорит «А я зайцем». Следующий, пересаживается и говорит: «А я с...» (имя любого участника). Названный человек пересаживается рядом. Таким образом, круг разрывается, и вся цепочка начинается заново. С каждым разом участники пересаживаются по часовой стрелке все быстрее и быстрее.

Игра «Волшебный стул»

Я предлагаю вам поиграть в игру «Волшебный стул»

С помощью куска ткани и ленты можно быстро оформить «Волшебный стул», который будет способствовать повышению самооценки, улучшению взаимоотношений. В определенном месте группы, в центре ставится «Волшебный стул». Приглашаются участники. Участники двигаются, взявшись за руки вокруг стула, при этом произносят слова:

Кто сегодня всех красивей,
Кто сегодня всех счастливей,
Поскорей появись-
на Волшебный стул садись.

Участник, который оказался перед сиденьем стула, садится на него. Все по очереди говорят ему положительные комплименты. Приняв от каждого комплимент, участник выражает знак благодарности, сообщает о своих чувствах.

Рефлексия:

Какие психологические качества у вас проявились при участии в тренинге?
Какие чувства испытывали?
Что нового узнали о себе, о группе?
Как будете использовать эти знания?
Чему научились?
Как это пригодиться в будущем?
Что было важным?
Над чем вы задумались?
Что происходило с вами?
Что нужно развивать на будущее?

Спасибо вам большое, что пришли на тренинг, надеюсь, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеюсь, что что-то вам пригодится и над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. Желаю вам успехов, творческих, профессиональных достижений. До свидания.

Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.

Задачи тренинга:

Формирование благоприятного психологического климата

Нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними

Развитие умения работать в команде

Сплочение группы

Осознание каждым участником своей роли, функции в группе

Повысить коммуникативные навыки педагогов

Повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.

Необходимые материалы:

Листы формата А - 4 по числу участников, простые карандаши, фломастеры

Спокойная музыка для релаксации

Тарелочки, кувшин с водой

Листки в клетку, шариковые ручки по числу участников

Ход тренинга:

Педагог-психолог:

Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.

Психологический климат - это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.

Строительство психологического климата, сплоченности коллектива - это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.

Упражнение 1. «Приветствие»

Цель упражнения: определить цель улыбки, как средства передачи сообщения

Задание: приветствие партнера по общению улыбкой

Инструкция: сегодня вместо слова «здравствуйте» мы будем приветствовать друг друга улыбкой. Вам предоставляется право выбрать разные варианты улыбок: искреннюю, надменную, ироничную, неискреннюю.

Анализ упражнения:

1. По каким признакам вы догадались о том, что улыбка искренняя, ироничная, надменная?

2. Что вы испытали, когда получили улыбку вместо приветствия?

3. Как часто и в каких ситуациях вы обычно используете улыбку для установления контакта?

Упражнение 2. «Мое настроение»

Цель упражнения: выражение настроения

Задание: нарисовать свое настроение на данный момент

Инструкция: На листе формата А - 4 изобразить свое настроение.

Устроим выставку наших настроений, подарим соседу только хорошее настроение, сопровождая подарок такими словами: «Я дарю тебе мое хорошее настроение…», а дальше пусть будет ваше ласковое слово, обращение, которое обычно адресуется вашим близким и любимым.

Анализ упражнения:

1. Что понравилось вам в данном упражнении?

2. Какие эмоции вы испытывали при дарении и получении «настроения» в виде рисунка?

Упражнение 3. «Комплимент»

Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.

Инструкция: вспомним слова Б. Окуджавы

« Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это все любви счастливые моменты…!

Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.

Например:

Наташа, ты такой отзывчивый человек!

Да, это так! А еще, я добрая!

А у тебя Оля, такие красивые глаза!

Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я…(добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.

Анализ упражнения:

1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?

2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?

Упражнение 4. «Цветок» (под музыку)

Цель игры: помочь участникам пережить чувства взаимной поддержки и доверия, взаимопонимания на глубинном уровне.

Участники делятся на пары, один из них представляет себя бутоном. Он описывает свой цвет, форму, почву на которой растет.

Второй - представляет себя героем, оказывающему поддержку бутону.

Он подходит к сидящему, сгруппировавшись, бутону со стороны спины, нежно обхватывает его своими руками, и начинает укачивать.

Бутон набирает силу и «распускается». Затем партнеры меняются местами.

Анализ упражнения:

1. Расскажите о своих ощущениях после упражнения?

2. С какими трудностями вы столкнулись?

Упражнение 5. «Тарелка с водой»

Цель упражнения: развить взаимопонимание в группе, понять и обсудить закономерности возникновения взаимопомощи

Задание: группа участников, молча с закрытыми глазами, передает по кругу тарелку с водой.

В результате при передаче развиваются способы коммуникации, поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением.

Анализ упражнения:

1.Что, по вашему мнению, не удалось?

2. Как это можно исправить, что необходимо сделать?

3. Какие эмоции испытывали во время данного упражнения?

Упражнение 6. «Доверительное падение»

Цель игры: сближение членов группы, установление между ними доверительных отношений.

Психологический смысл упражнения

Развитие коммуникативных навыков, сплоченности членов группы, доверия.

Это упражнение дает прекрасную возможность, испытать, что такое доверие.

Задание: стоя спиной к партнерам упасть к ним на руки. Проводится по очереди с каждым членом группы.

Анализ упражнения:

1. Что было легче делать, падать или ловить?

2. Какие чувства вы испытывали при этом?

3. Есть ли в реальной жизни ситуации, где вы испытываете подобные чувства?

Участники рассказывают, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания. Что чувствовали те, которые падали, а что чувствовали те, кто замыкали круг.

Упражнение 7. «Чему я научилась»

Цель: рефлексия

Задание: дописать неоконченные предложения

Я научилась….

Я узнала, что….

Я была удивлена тем, что…..

Мне понравилось,………

Я была разочарована тем, что….

Самым важным для меня было….

Завершение. Обсуждение по кругу:

Чему научилась сегодня…

Что буду использовать в своей работе …

Всем спасибо за активное участие!!!

Использованная литература:

1. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. М. 2009.- 78 с.

2. Стишенок И. В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. Санкт-Петербург 2006. - 176 с.

3. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. М., 2005. - 256 с.

4. Пособие для начинающего тренера, «Я хочу провести тренинг». Новосибирск, 2000. - 205 с.

Тренинг на сплочение коллектива

(практикум для педагогов)

Задачи:

    Формировать чувство общности, и целостности в коллективе.

    Профилактика профессионального выгорания педагогов.

    Способствовать повышению эффективности педагогического процесса.

Участники:

    Педагоги всех категорий

    Ведущая (педагог-психолог)

Форма проведения: практикум

План сценария

Добрый день, уважаемые коллеги! Эпиграфом к сегодняшней встрече я выбрала стихотворение «Свободный разговор»:

- Поговорим?

- О чем?

- О разном и о прочем.

О том, что хорошо,

И хорошо не очень.

Чего-то знаешь ты.

А что-то мне известно.

Поговорим?

- Поговорим.

Вдруг будет интересно.

Межличностные отношения на работе оказывают многогранное влияние на эмоциональное состояние человека. От благополучия эмоционально-психологического климата в коллективе зависит, будет ли человек комфортно чувствовать себя на рабочем месте, на сколько продуктивной и качественной будет его работа. Поэтому наш практикум мы проведем с целью еще большего сплочения, эмоционального раскрепощении, разнообразия наших трудовых дней и получения позитивных эмоций.

    Приветствие:

Как известно любая встреча начинается с приветствия, я предлагаю вам поздороваться с коллегами необычным способом:

«Здороваемся локтями»

Цель: Установление контакта между участниками, разрушение привычных стереотипов приветствия, развитие креативности.

Содержание: все участники рассчитываются на 1, 2, 3. Участники с №1 складывают руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; №2 – упираются руками в бедро, чтобы локти тоже были направлены в стороны; №3 – держат сложенные крест-накрест руки на груди, при этом локти развернуты в стороны.

После того как участники примут исходное положение, им предлагается по сигналу (звону колокольчика) поздороваться как можно большим количеством присутствующих, сказав при этом: «Привет, как дела» и коснувшись друг друга локтями.

Здорово вот мы с вами и поприветствовали друг друга. А сейчас нам бы хотелось узнать, зачем вы пришли на этот тренинг и чего от него ожидаете.

2. Игра «Зачем мы здесь сегодня собрались».

Педагогам предлагается достать из корзиночки листочки бумаги, на которых написаны шуточные ответы на вопрос «Зачем я пришла на тренинг». И зачитать их.

3. Игра «Волшебные очки».

Участники становятся в два круга лицом друг к другу. Ведущий: «У меня есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. Пусть каждый из вас примерит эти очки, посмотрит на своих коллег и попытается увидеть как можно больше хорошего в каждом, может быть даже то, что раньше не замечал.

4. Игра «Самолетик»

Педагоги делятся на пары. Пары участников берут друг друга за руку и свободными руками делают бумажный самолетик. По окончании игры задаются вопросы: «Легко ли было справиться с заданием? Пытались ли вы договориться друг с другом, распределить, кто, что будет делать и выполнить задание сообща?

5. Игра «Путанка»

Участники игры становятся в круг, держась за руки, потом начинают запутываться. Когда все окончательно запутаются, то получится один большой «зверь». После того, как «зверь» сформировался, ведущий должен задать вопросы «Где у зверя голова?», «Где у зверя хвост?», «Где у зверя право?», «Где у зверя лево?». Когда на все вопросы найдены ответы, зверь должен начать двигаться. Он должен пройти 5 шагов вперед, 5 шагов назад, столько же вправо и влево. Потом он должен пробежать несколько метров (зависит от размеров помещения, где проводится игра). Эта игра поможет улучшить взаимопонимание ее участников.

Я предлагаю вам принять участие в игре «Ассоциации». Эта игра поможет вам взглянуть на себя со стороны, и узнать какими чертами характера вы обладаете. Возможно, вы даже не подозревали, что в вас есть такие черты!

6. Игра «Ассоциации»

Выбирается водящий, который выходит на время из зала. Оставшиеся участники «загадывают» кого-нибудь из присутствующих здесь людей. Приглашается водящий и задает вопросы типа:

Если бы это было дерево (дом, цветок, погода, занавески, книга, собака), то какое?

Участники думают, стараясь представить себе этого человека, и отвечают, например: Это была бы береза, растущая в чистом поле. Водящий старается понять, кому же из них подходит это определение.

7. Игра «Сердце коллектива»

На ватмане нарисован контур большого сердца. Педагогам говориться о том, что это сердце коллектива. Но оно пока еще пустое, не заполненное, можно сказать безжизненное. Пока еще не слышен звук сердцебиений. Давайте же наполним это сердце (на маленьких сердечках пишутся позитивные пожелания своим коллегам, затем они приклеиваются к контуру большого сердца). Затем зачитываются в слух. Теперь сердце коллектива заполнено, и может биться в унисон с вашим. Послушайте (щелкаем пальцами один раз, затем ударяем ладонью о грудь один раз, еще один щелчок пальцами и два хлопка ладонью о грудь и т.д.)

Заключительная часть.

Рефлексия тренинга. Обмен идеями, мыслями и чувствами по данной теме. Подведение итогов работы в рамках практикума.

Спасибо за внимание до новых встреч.

Тренинг на сплочение педагогического коллектива в ДОУ

Цель тренинга: сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных способностей, поближе познакомиться друг с другом.

Задачи тренинга:

Формирование благоприятного психологического климата;

Нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;

Развитие умения работать в команде;

Повысить коммуникативные навыки педагогов.

Необходимые материалы:

Листы формата А – 4 по числу участников, простые карандаши, фломастеры;

Спокойная музыка для релаксации;

Тарелочки, кувшин с водой;

Листки в клетку, шариковые ручки по числу участников.

Педагог-психолог: Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами примем участие в тренинге, который направлен на сплочение коллектива.

Колллектив в котором царит дружеская атмосфера процветает и успешен, держится всегда в лидерах.

Но перед началом тренинга обговорим правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно:

1. Внимательно слушать друг друга, не перебивать.

2.Уважать мнение друг друга.

3. Безоценочность суждений.

4. Активность.

5. Правило «стоп».

6. Конфиденциальность.

1 упражнение.

Цель: снятие напряжения через движения, организация игрового взаимодействия.

Педагоги по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок - здороваемся за руку;

2 хлопка - здороваемся плечами;

3 хлопка - здороваемся спинами.

2 упражнение.

Цель: повысить коммуникативные навыки педагогов.

Рассказать о имени, о происхождении имени: кто вам дал это имя, нравится ли вам ваше имя и какое имя вам нравится?

3 упражнение.

Цель: позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира.

«Прекрасный сад»

Участники сидят в кругу. Психолог предлагает педагогам закрыть глаза и представить себя цветком. Каким цветком вы бы были, какого цвета, размера, какие лепестки, листья. Ведущий предлагает спокойно посидеть, можно закрыть глаза, и представить себя цветком. Всем раздается бумага, фломастеры, карандаши.

Дальше участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг. Ведущий расстилает внутри круга бумагу в виде круга, раздает каждому участнику клей. Бумага объявляется поляной сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и приклеивают свой цветок.

Предлагается полюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть, в окружении каких разных, растет твой. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание.

4 упражнение "Доверяющее падение".

Цель: выработке доверия друг к другу.

Участники тренинга делятся на пары. Упражнение заключается в том, что один человек из пары будет падать, а другой его ловить. Человек, который ловит, встает на колени или чуть приседает (примерно в 90 см позади своего партнера), чтобы успеть прервать падение до того, как его партнер коснется пола. Человек, который падает, встает спиной к своему партнеру, закрывает глаза, расслабляется и падает назад на руки партнера, стараясь не подстраховывать себя во время падения. Затем партнеры меняются ролями.

5 упражнение

Цель: нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними; развитие умения работать в команде.

Участники делятся на 2 команды. Задача - описать как можно больше сходств между участниками. Это может быть сходство как физических качеств так и любых.

6 упражнение «Подарок»

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия. Давайте подумаем, что вы могли бы подарить нашему коллективу, чтобы взаимодействие в нем стало еще эффективнее, а отношения в нем – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие.

Давайте наградим себя за успешное занятие аплодисментами!

А сейчас по кругу ответьте на такие вопросы:

Что для вас сегодня было важным?

Какие чувства вы испытывали?

Нужны ли вам в дальнейшем такие тренинги?

Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде.

В завершении педагог-психолог объясняет как же важно быть сплоченным, коллектив-это семья, маленькицй мир, где каждый занимает определенное место и выполняет ту или иную функцию. Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.