Тренинг ассертивности. Избранные упражнения. Выдача распоряжений – примеры. Техника ассертивности. Ассертивный отказ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 8 «Зоряночка»

Утверждаю

Заведующий МБОУ № 8

«Зоряночка»

С.Ю. Месикова

"Тренинг ассертивного поведения"

Подготовила: Заместитель заведующего

По воспитательно – образовательной работе

МБДОУ детского сада № 8 «Зоряночка»

Жданова Т.П.

Октября, 2016 г.

Объект: ассертивность / уверенное поведение в себе.

Цель тренинга: развить ассертивность у педагогов.

Задачи тренинга:

  1. знакомство с общими закономерностями общения;
  2. изучение и понимание участниками особенностей своего характера;
  3. выработать умения осознавать и выражать свои чувства;
  4. повышение самооценки, снижение уровня личностной тревожности;
  5. отработка приемов уверенного поведения и усиление чувства уверенности в себе.

Формы работы: групповая.

Количество участников: 10–15 человек

Общее время, необходимое для реализации всей тренинговой программы: 1, 10 час.

Методики и техники тренинговой работы : беседа (разбор сложных случаев), игровая терапия, тренинговые упражнения.

Так что же характеризует ассертивную личность?

Ассертивного человека следует отличать от неуверенного в себе человека и агрессивного человека.

Поведение человека бывает двух типов: уверенное и неуверенное (как два «полюса» неуверенного поведения - агрессивность и застенчивость). Неуверенный человек может быть очень тихим, застенчивым, ходить ссутулившись и опустив голову, избегать прямого взгляда, пасовать перед любым давлением на него. При таком поведении человек уходит от прямого обсуждения проблемы, склонен говорить о своих желаниях и потребностях в косвенной форме, пассивен, не готов принять предложение партнера. Неуверенность может проявляться и в агрессии, человек кричит, оскорбляет, размахивает руками, смотрит с подозрением и т.п. проявляется требовательность и враждебность, человек «переходит на личности», пытается наказать другого человека, а не удовлетворить свои потребности.

Можно перечислить основные характеристики уверенного в себе человека (по А. Солтеру):

1. Эмоциональность речи: открытое, спонтанное и подлинное выражение в речи всех испытываемых чувств;

2. Экспрессивность речи: ясное проявление чувств в невербальной плоскости и соответствие между словами и невербальным поведением;

3. Противостоять и атаковать: как прямое и честное выражение собственного мнения, без оглядки на окружающих;

4. Использование местоимения "Я": как выражение того факта, что за человек стоит за словами, отсутствие попыток спрятаться за неопределенными формулировками;

5. Принятие похвалы: как отказ от самоуничижения и недооценки своих сил и качеств;

6. Импровизация как спонтанное выражение чувств и потребностей, повседневных забот, отказ от предусмотрительности и планирования.

Уверенное поведение характеризуется такими признаками, как:

· целенаправленность;

· ориентированность на преодоление возникающих препятствий, а не на переживания;

· гибкость, адекватность реакций на быстро меняющуюся обстановку;

· социальная ориентированность, направленность на конструктивные отношения с окружающими;

· сочетание спонтанности с возможностью произвольной регуляции;

· настойчивость, не переходящая в агрессию;

· направленность на достижение успеха, а не на избегание неудач;

· созидание.

Техники ассертивного поведения:

1. Техники воздействия:

  • Я-высказывание. Нужно говорить от себя, про себя, не переходя на личности.
  • Техника «заигранная пластинка». Вы повторяете необходимое раз за разом, спокойно. При равных условиях побеждает тот, кто более настойчив. Необходимо сохранять спокойствие и быть терпеливым.
  • Уважительный отказ. Умение отстоять свое мнение, не испортив отношений с собеседником.

2. Техники самообороны

  • Раскол манипуляций. Выяснить, что на самом деле необходимо от вас собеседнику. Не всегда партнеры открыто предлагают или просят о чем-либо.
  • «Игра в туман». Нужно спокойно воспринимать критику в свой адрес. «Возможно, вы правы, но я сам себе судья».
  • Техника бесконечного уточнения. Уточняющие вопросы помогут нам выяснить, что именно от нас хотят и перевести беседу из эмоционального в рациональное русло.
  • Техника английского профессора. Суть этой техники в том, что вы все делаете и говорите от своего лица, вы можете согласиться на что-либо, но это будете уже не вы, а кто-то другой. «Я не могу отпустить вас раньше с работы, потому что я такой человек».

Программа тренинга

Тематический план

Качество

Время

Используемые игры и упражнения

1.Приветствие. Развитие эмпатии.

5 мин.

« Приветствие без слов»

2. Мозговой штурм

5 мин

«Ассертивные права» человека

2. Гибкость поведения

15 мин.

«Оптимальные варианты»

3. Коммуникация

15 мин.

«Интеллегентная грубость»

4. Манипуляции

15 мин

«Невидимый поводок»

5.Эмоции

10 мин.

«Спящие львы»

6. Обратная связь. Обсуждение

5 мин.

I.Вводная часть.

Упражнение « Приветствие без слов».

Цель: развитие эмпатии, умения передавать с помощью мимики и пантомимы свои чувства.

Сейчас мы попробуем поприветствовать каждого участника в отдельности без слов, используя лишь возможности вашего тела, взгляда, мимики и жестикуляции

Затем усложним: попробуем поприветствовать одновременно как можно большее количество членов группы. Постарайтесь попробовать как можно больше возможностей для приветствия. Не забывайте об улыбке.

Обсуждение правила работы в группе.

II . Основная часть .

Если говорить непосредственно о термине «ассертивность», то он происходит от английского «assert» - настаивать на своем, отстаивать свои права. Обычно под ассертивностью понимается естественность и независимость от внешних влияний и оценок, способность самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. Это понятие близко принципу гештальт-терапии «Я существую не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям, ты существуешь не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям…». По определению Ренни Фричи, ассертивный человек – тот, кто отвечает за собственное поведение, демонстрирует самоуважение и уважение к другим, позитивен, слушает, понимает и пытается достичь разумного компромисса.

Квинтэссенцией (основой) учения об ассертивности выступают так называемые “ассертивные права человека». Перечислим эти права.

Права человека:

Вы имеете право сами судить о своем поведении, мыслях и эмоциях и несете ответственность за их последствия.

Вы имеете право не давать никаких объяснений и обоснований, оправдывающих ваше поведение.

Вы имеете право сами решить, отвечаете ли и в какой мере за проблемы других людей.

Вы имеете право менять свои взгляды.

Вы имеете право совершать ошибки и отвечать за них.

Вы имеете право сказать: “Я не знаю”.

Вы имеете право не зависеть от доброй воли других людей.

Вы имеете право на нелогичные решения.

Вы имеете право сказать: “Я тебя не понимаю”.

Вы имеете право сказать: “Меня это не волнует”.

С одной стороны, эти права позволяют человеку быть свободным и независимым, но, с другой - при доведении до крайности могут привести к крайнему индивидуализму и игнорированием интересов окружающих. Поэтому важно соотносить свои интересы с интересами окружающих, не игнорируя их.

Упражнение «Оптимальные варианты».

Психологический смысл упражнения: повышение гибкости в разных ситуациях, демонстрация типов поведения и того, что в зависимости от ситуации могут быть оптимальны разные стратегии поведения.

Участники объединяются в группы по 3-4 человека. Им предоставляются конфликтные ситуации, например: ты купил плеер, принес домой, а он не работает. Попросил заменить в магазине, а там сказали, что менять не будут; ты стоишь в очереди, и вдруг какие-то парень с девушкой встают прямо перед тобой, как будто так оно и нужно и т.д. Задача участников – продумать, прорепетировать и продемонстрировать сценки, отражающие оптимальные (т.е. позволяющие добиться цели с наибольшей вероятностью и с наименьшими затратами сил) варианты уверенного, агрессивного и застенчивого поведения применительно к каждой ситуации.

Коммуникативное упражнение "Интеллигентная грубость"

Участники осваивают способ выражения своих мыслей в прямой форме.

Слово "интеллигенция" происходит от латинского "intellegentia" - понимание, рассудок, познавательная сила. По происхождению это слово близко к "интеллекту". Поэтому когда под словами "интеллигентный" и "интеллигентно" понимают мягкость, тактичность и т.п., то это идет несколько вразрез с исконным значением слова.
Для многих коммуникативных ситуаций это противоречие становится еще острее: когда человек говорит льстиво, витиевато, лживо и намеками, то он "ведет себя интеллигентно", а когда собеседник говорит то, что думает, прямо и не смущаясь правды, то он "грубиян и хам".
Ведущий предлагает участникам порассуждать над вопросами:
- Всегда ли приятно иметь дело с истиной? А с ложью?
- Если надо, если хочется говорить правду, то как, в какой форме это лучше делать?
- Можно ли варьировать свое поведение: в одних ситуациях вести себя "интеллигентно так", а в других - "интеллигентно сяк"?
- Какие яркие примеры "интеллигентных грубиянов" можно вспомнить из истории, художественной литературы?
В качестве исторического примера ведущий вполне может предложить Сталина, который был известен прямотой в общении и которого за это осуждал еще Ленин, но который очень во многом именно этой особенностью стиля общения в сочетании с рациональностью добился уважения коллег по партии. В качестве литературного примера можно выбрать всеми известного профессора Преображенского из "Собачьего сердца", который в общении тоже не "вилял" и говорил прямо, что думает и чувствует. Можно вспомнить сюжет фильма "Осенний марафон", в котором главный герой в конце фильма не выдерживает постоянного давления на себя и начинает проявлять "интеллигентную грубость" ("Может, вам еще и полы помыть?..")
В процессе обсуждения у участников должно сформироваться ясное представление о понятии "интеллигентная грубость". Для этого ставятся вопросы:
- Чем отличается "просто грубость" от "интеллигентной грубости"?
- Каковы отличительные черты "интеллигентной грубости"?
- "Интеллигентная грубость" это самоцель или средство?
В конце с помощью участников разыгрывается несколько сценок. Сценарий первой определяет сам ведущий. Это может быть примерно такая ситуация:
Один коллега подходит к другому и, манипулируя, просит "прикрыть" его по работе.
Сценарии других сценок поручаются самим участникам. Для этого их можно разбить на несколько команд.

Упражнение «Спящие львы»

Психологический смысл упражнения: тренировка умения контролировать выражение своих эмоций, сохранять невозмутимость в стрессогенных ситуациях.

Сидящие участники изображают спящих львов. Как известно, львы спят с открытыми глазами – вдруг обнаружится опасность? Водящий свободно перемещается между ними. Его задача – вывести «львов» из состояния невозмутимости, вызвать у них какую-либо эмоциональную реакцию. Можно делать что угодно, но не касаться физически других участников и не употреблять в их адрес оскорбительных выражений. Если ведущему удалось вызвать эмоциональную реакцию у какого-то у частника, тот встает и присоединяется к ведущему. Побеждает тот, кто дольше всех продержится в положении «спящего льва», сохранив невозмутимость.

Манипулятивная игра "Невидимый поводок"


Направлена на развитие ассертивности: уверенности в поведении и умения противостоять манипуляции.


Ведущий тренинга заводит беседу с участниками. В процессе беседы можно рассмотреть несколько типичных примеров манипуляции (примеры предлагает как сам ведущий, так и участники). Разговор подводится к тому, что обычно значительно легче убедить человека не делать чего-то, чем убедить его наоборот что-то сделать. Это связано с двумя обстоятельствами.
Во-первых, чтобы сделать какое-то более-менее сложное действие - человек внутри себя проводит некоторую работу, сознательную или бессознательную. Надо настроить себя на выполнение определенного алгоритма действий, надо проанализировать возможные последствия, надо выяснить наиболее оптимальный способ достижения цели. Все это надо проделать предварительно, перед выполнением действия. Разрушить эту конструкцию внешним манипулятивным воздействием легко. Построить - значительно тяжелее.
Второе обстоятельство связано с тем, что человек, как и другие животные, значительно охотнее верит в плохое, нежели в хорошее. В поведенческом плане животному значительно
выгоднее сразу и решительно поверить в плохое развитие событий (в то, например, что за ближайшей скалой прячется хищник), нежели в другой ситуации так же решительно поверить в хорошее развитие событий (например в то, что за той же скалой теперь прячется не хищник, а большой кусок еды). Одна ошибка первого сорта может стоить животному жизни. Ошибка второго сорта грозит лишь временным состоянием голода.
Манипулятор легко может запугать наивного человека и внушить ему какое-то действие, но только если это действие носит оборонительный, защитный характер. Значительно сложнее
воодушевить того же самого человека на какие-то созидательные действия.
Пример 1. Манипулятор может, например, сравнительно легко запугать какого-то человека и добиться того, чтобы этот человек покинул город, в котором он живет. Манипулятор, искусно жонглируя фактами может "доказать", что какие-то нехорошие люди преследуют этого человека.

Пример 2. Если перед манипулятором стоит другая цель, добиться, например, чтобы его жертва не покинула город, а поступила учиться в какой-нибудь вуз или же сменила место работы, то это значительно более сложная задача. Скорее всего манипулятору придется приложить много сил, времени и иных ресурсов на эту манипуляцию. Жертва, рассматривая вариант с поступлением в вуз или сменой места работы, волей-неволей начнет критически рассматривать ситуацию: будет анализировать возможные последствия своего поступка, будет рассматривать разные способы движения к цели. В конце концов, жертве придется настраиваться на выполнение действия, а это у неё может не получиться. Манипулятор обычно просто не может контролировать все эти обстоятельства.
Манипуляцию можно охарактеризовать как "поводок", который связывает манипулятора с его жертвой. С помощью этого поводка можно ограничить свободу действий манипулируемого: одернуть его, не дать ему приблизиться к чему-то. Однако поводком сложно подтолкнуть к чему-то (хотя, конечно, можно потащить за собой).

Манипулятивная игра состоит в следующем. Ведущий выбирает одного участника. Здесь желательно остановить свой выбор на самом эмоционально устойчивом участнике тренинга.
Участнику дается инструкция: надо здесь и сейчас, находясь в тренинговом зале и имея под рукой только то, что есть в этом зале, придумать какое-нибудь просто действие. Которое игрок может совершить, а может и не совершить - в зависимости от обстоятельств. Ведущий может подсказать, какого рода задачу можно поставить перед собой:
- простоять на одной ноге минуту,
- похлопать другого участника по плечу,
- лечь на пол и т.п.
Игрок должен придумать себе возможное действие и огласить его, то есть свои намерения:
- "Я собираюсь простоять одну минуту на ноге",
- "Я думаю, не похлопать ли Василия по плечу?",
- "Мне почему-то хочется лечь на пол и полежать немного".
Все другие участники, услышав об этом намерении, должны отговорить всеобщими усилиями игрока от этого "поступка". В ход можно пускать любые рассуждения, придерживаясь, конечно, правил приличия. Участники могут говорить вместе, могу высказываться по очереди - как сами организуются.
Желательно, чтобы "жертвой манипуляции" побывали все игроки по очереди. Задача ведущего - внимательно следить за состоянием "жертвы". Некоторые могут не выдержать психологического давления и начать эмоционально реагировать. В этом случае желательно прекратить давление под тем или иным предлогом.
В конце проводится обсуждение:
1) как можно расклассифицировать способы давления?
2) как чувствовали себя "жертвы"?
3) легко ли противостоять запугиванию и другим способам давления?

III. Обсуждение занятия.

Техника «Оценка по шкалам»

Тренер рисует несколько шкал, каждая из которых предназначена для получения обратной связи от участников по определенному критерию. Например, можно нарисовать три шкалы – «практический эффект», «атмосфера на тренинге», «получение новой информации». Участники подходят и отмечают точку на шкале, которая соответствует их внутренней оценке тренинга по данному критерию. Важно организовать процесс так, чтобы участники подходили к флипчарту не по одному, а все вместе. Тогда возникает большее ощущение анонимности выбора, и обучающимся легче выразить свое мнение. Сильная сторона данной техники – в визуализации, а также участии всех обучающихся в процессе оценки и обратной связи. Слабая сторона – относительно низкая информативность. Для ее повышения после того, как участники выставят точки на шкалах, можно попросить желающих прокомментировать свои оценки. Всегда найдутся несколько человек, которые смогут и захотят это сделать, и данный материал может стать предметом обсуждения

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Какие же существуют основные принципы проведения тренинга ассертивного поведения?

«Принятие на себя ответственности за собственное поведение». По своей сути ассертивность – это философия личной ответственности. То есть речь идет о том, что мы ответственны за свое собственное поведение и не имеем права винить других людей за нашу реакцию на их поведение. Демонстрация самоуважения и уважения к другим людям. Основной составляющей ассертивности является наличие самоуважения и уважения к другим людям. Если вы не уважаете себя, то кто тогда будет уважать вас?

Эффективное общение. В данном случае главными являются три следующих качества: честность, открытость и прямота в разговоре, но не за счет эмоционального состояния другого человека. Речь идет об умении сказать то, вы думаете или чувствуете относительно какого-либо вопроса, не расстраивая при этом своего партнера по общению.

Демонстрация уверенности и позитивной установки. Ассертивное поведение предполагает развитие уверенности и позитивной установки. Уверенность в себе связана с двумя параметрами: самоуважением и знанием того, что мы профессионалы, хорошо владеющие своим ремеслом. Все тренеры должны обладать сильной уверенностью и позитивной установкой для того, чтобы эффективно справляться со сложными ситуациями, которые могут возникать в ходе тренинговой деятельности.

Умение внимательно слушать и понимать. Ассертивность требует умения внимательно слушать и стремления понять точку зрения другого человека. Все мы считаем себя хорошими слушателями, но возникает вопрос, как часто мы, слушая другого человека, переходим от фактов к предположениям, и как часто мы перебиваем других для того, чтобы побыстрее изложить свою точку зрения? Любой тренер должен научиться внимательно и продуктивно слушать и понимать суть различных проблем и вопросов. Только тогда он сможет предлагать решения, которые будут позитивными.

Переговоры и достижение рабочего компромисса. Стремление к достижению рабочего компромисса – очень важное для нас качество. Подчас возникает потребность найти такой выход из сложившейся ситуации, который устраивал бы все стороны, в ней задействованные.

Поиск простых выходов из сложных ситуаций. Ассертивность помогает нам в процессе поиска и нахождения простых выходов из сложных ситуаций.


Так как тренинг уверенности требует большего осознания себя и своего влияния на других людей, вам как тренеру необходимо стать ролевой моделью для участников программы.

Тренинг уверенности может иметь огромное значение для каждого не просто как обучение некоему навыку, но как средство коррекции поведения, приобретения уверенности в себе, повышения самооценки и культивирования искреннего, надежного и эффективного общения.

Тренинг уверенности увеличивает число возможных способов поведения человека. Они могут заключаться в отходе от знакомых, стереотипных паттернов и в поиске альтернативных, более эффективных способов взаимодействия.

Участникам тренинга необходимо понимать, что взаимодействия, выстроенные по принципам уверенного поведения, включают по меньшей мере двоих человек и что всеми правами, которые имеет один из них, обладает и второй тоже.

Уверенность (ассертивность) подразумевает принятие ответственности за свою жизнь, чувства и действия. Она может потребовать изменений - в восприятии себя и в отношениях с другими. Участникам следует осознавать как преимущества, так и опасности, связанные с развитием уверенности. Эффективный тренинг, конечно, гарантирует, что первые из них перевесят последние!

Глава 1. Вводные упражнения. “Ледоколы”

Знакомство

“Ледокол”1 не только побуждает участников взаимодействовать друг с другом, но и задает тон всему предстоящему занятию.

Побеседуют со многими другими участниками. Проведут самопрезентацию, не связанную с большим риском для них. В первый раз задумаются о некоторых вопросах, связанных с понятием уверенности.

Ресурсы. Копия “Материалов тренера”. Время. 30 минут. Метод

Шаг 1: Объяснение упражнения. Это упражнение призвано помочь людям познакомиться друг с другом - или лучше узнать друг друга. Участники выстраиваются в две линии, А и В, лицом друг к другу. Тренер задает вопрос или предлагает тему, которую люди, стоящие в парах, обсуждают несколько минут. По прошествии нескольких минут человек, стоящий на левом краю линии А, перемещается на левый край линии В; человек, стоящий на правом краю линии В, перемещается на правый край линии А. Таким образом происходит движение по часовой стрелке и образуются новые пары стоящих друг напротив друга участников. (Поверьте - это работает! В крайнем случае смущение, вызванное этими инструкциями, приведет к смеху и разрядке обстановки в группе).

Это упражнение, с обсуждениями, перемещениями и различными парами и темами для разговора, продолжается до тех пор, пока каждый участник не поговорит со всеми участниками тренинга или пока тренер не исчерпает запас тем!

Шаг 2: Разделите группу на две шеренги, А и В, стоящие лицом друг к другу. Если в группе нечетное число участников, вам придется управлять ими так, чтобы каждый раз они объединялись в другие малые группы.

Шаг 3: Предложите стоящим друг напротив друга участникам представиться друг другу, если еще не все знакомы. Задайте первый вопрос или предложите первую тему для разговора (примерные темы см. в “Материалах тренера”).

Шаг 4: Через несколько минут или когда вы обнаружите, что участники исчерпали тему, начните описанный выше процесс перемещений. Упражнение продолжается, при каждом перемещении задается новый вопрос.

Шаг 5: Завершение работы в шеренгах. Закончите этот этап, если он длится уже достаточно долго.

Шаг 6: Соберите группу в общем кругу для обсуждения некоторых из затронутых вопросов. Спросите участников об их мнении по поводу самого упражнения, затем - по поводу обсуждавшихся тем. Члены группы могут высказывать свое мнение, но если проводилась самопрезентация, вам необходимо пояснить, что не следует подрывать уверенность других людей оценочными высказываниями.

Шаг 7: Сформулируйте некоторые из затронутых вопросов в контексте программы тренинга уверенности. Завершите упражнение, упомянув о его целях.

Знакомство. Материалы тренера

“Подслушивание” некоторых дискуссий может помочь формированию представления об особенностях уверенности и самооценки участников тренинга. Ниже приведены некоторые возможные вопросы и темы, которые относятся к содержанию тренинга уверенности и которые вы можете использовать. Здесь пятнадцать вопросов, позволяющих проводить тренинг с тридцатью участниками. Пожалуйста, применяйте их по своему усмотрению, задействуйте те из них, которые вы считаете уместными, добавляйте к этому списку свои собственные вопросы и темы.

Как вы любите проводить досуг? Почему сегодня вы надели именно ту одежду, которая сейчас на вас? Как вы отдыхаете? Если бы вы не являлись тем, кто вы есть, кем бы вы хотели быть? Могут ли люди получать от жизни больше, чем получают сейчас? Что вызывает у вас сильные эмоции? Каким было ваше детство? Кем из ныне живущих или уже умерших людей вы восхищаетесь? Каково ваше самое значительное достижение? Какие позитивные качества вы привносите в вашу жизнь? Что в жизни доставляет вам удовольствие? Что вам нравится в вас больше всего? Что вы умеете делать лучше, чем большинство людей? Чем в вашей жизни вы больше всего гордитесь? Если бы вы располагали неограниченными материальными ресурсами, что из ваших покупок доставило бы вам наибольшее удовольствие?

“Легкий” разговор

Это “ледокол”, дающий участникам шанс попрактиковаться в навыках ведения короткой беседы. Нередко люди посещают тренинги уверенности, чтобы преодолеть застенчивость и повысить свою самооценку. Зачастую им трудно дается общение с другими, и поэтому они избегают многолюдных собраний. Это упражнение особенно полезно в том случае, если оно проводится среди участников, ранее незнакомых друг с другом.

Цели. К концу этого упражнения участники:

“Сломают лед молчания” во время беседы с другими участниками тренинга.

Ресурсы. Копия “Материалов тренера”. Время. 15 минут. Метод

Шаг 1: Объяснение упражнения и процедуры его проведения. В любой программе, посвященной общению или уверенности, важно проговаривание чувств, мнений и т. д. Это придется делать каждому члену группы в ходе программы, и все же часто необходимость в первый раз произнести перед всеми несколько слов о себе может производить совершенно ошеломляющее действие.

В группе могут оказаться люди, которым сложно общаться с незнакомыми людьми, особенно в больших компаниях. Это упражнение мягко “ломает лед”, давая каждому возможность поговорить с несколькими участниками тренинга.

Работая в парах, участники получают задание - провести короткий диалог,длящийся примерно минуту. Им сообщается тема для беседы. Когда кончается отведенное время, происходит смена партнера, участники получают новую тему для разговора, и так продолжается до тех пор, пока участвующие в упражнении не поговорят с несколькими людьми - или пока у тренера не иссякнут темы для беседы!

Шаг 2: Разделите всех членов группы на пары. Предложите участникам вместе со своими партнерами рассредоточиться по комнате. Неважно, кто является партнером - знакомый или незнакомый человек, - потому что через минуту всем придется объединиться в другие, новые пары. Попросите участников определить, кто из них будет первым, а кто вторым номером.

Шаг 3: Двигаясь от пары к паре, раздайте каждой из них тему малого разговора (см. “Материалы тренера”). Предложите первым номерам начать беседу, то есть, сделать вводные замечания.

Шаг 4: По прошествии времени (минута или около того) предложите вторым номерам переместиться к ближайшим первым номерам, находящимся справа от них. Повторите шаг 3, но теперь малый разговор должны начинать вторые номера.

Шаг 5: По прошествии времени (минута или около того) предложите участникам еще раз поменять партнеров. Еще несколько раз повторите шаги 3 и 4.

Шаг 6: Соберитесь в общий круг. Выясните реакции участников на это упражнение.

Испытывает ли кто-либо из вас в повседневной жизни трудности с ведением легкого разговора? Почему? (Типичными ответами будут: “Я недостаточно остроумен”, “Я скучен”, “Я не умею поддерживать “легкую” беседу”, “Я слишком застенчивый”, “Я не могу решить, что сказать”). Как можно преодолеть эти негативные чувства? Какую пользу приносит внимание к потребностям и чувствам других? Как могут помочь несколько заранее подготовленных тем для разговора? (Типичными ответами будут такие: “Могут помочь, если иметь в запасе одну вводную тему и несколько других на тот случай, если она иссякает”, “Могут помочь, если иметь в запасе темы, подходящие к определенным типам людей или ситуаций”, “Это сделает меня более уверенным”). Почему для вас важно уметь заводить легкий разговор? (Типичные ответы: “Чтобы показать другим людям, что они мне интересны”; “Чтобы я мог задать вопросы, а затем позволить другому человеку говорить”; “Чтобы понравиться другим людям - и они были бы рады видеть меня снова”). Когда способность начать легкий разговор может быть важной для вас? Чему вы научились, выполняя это упражнение?

Шаг 7: Поблагодарите группу за участие. Завершите упражнение, упомянув его цели.

Легкий разговор. Материалы тренера

Некоторые темы, которые можно использовать во время легкого разговора:

Как вам больше всего нравится путешествовать? Вам нравится театр? Балет? Опера? и т. д. У вас есть домашние животные? Вам нравится выполнять такие упражнения, как это?

Конечно, вы можете придумать и другие вопросы, подходящие для каждой конкретной группы. Это просто несколько идей для того, чтобы начать. Задача этого упражнения - побудить людей общаться друг с другом (“сломать лед”) и развить их способность уверенно вступать в непринужденную беседу с другими.

История о…

Этот “ледокол” достаточно широко применяется в тренингах; особенно полезен он в программах развития уверенности, потому что дает тренеру возможность непосредственно “запечатлеть” характерные черты и особенности участников тренинга - тех, кто с удовольствием представляет себя другим; тех, кто предпочитает оставаться в тени; тех, кого выдают бессознательные движения их тела, и т. д. Так как участников просят рассказать о некотором объекте, а не о себе, этот “ледокол” вызывает меньше опасений участников, чем другие.

Цели. К завершению этого упражнения участники:

Некоторое время поговорят перед всей группой. Получат возможность узнать что-то о других членах группы.

Ресурсы. Не требуются. Время. По 3–4 минуты на каждого участника. Метод

Шаг 1: Объяснение упражнения. Каждому из участников предлагается рассказать остальной группе о некотором предмете, который они носят на себе или принесли с собой. И это все - просто рассказать о некоей личной вещи, которую можно продемонстрировать остальным.

Шаг 2: Дайте участникам пару минут, чтобы они решили, о каком предмете они будут рассказывать группе, и привели свои мысли в порядок.

Шаг 3: Определите, кто первым будет рассказывать историю о… Пригласите добровольца или найдите способ выбрать одного из участников. Избегайте систематического “движения по кругу”, это может вызвать волнение у тревожных участников, которое будет мешать им сосредоточиться и слушать рассказы других, пока они ждут своей очереди.

Шаг 4: Продолжайте упражнение до тех пор, пока каждый не расскажет о своей личной вещи. Конечно же, вы можете сами участвовать в этом упражнении.

Шаг 5: Поблагодарите участников за их рассказы, сделайте обобщения и завершите упражнение, упомянув о его цели. Выразите вслух мнение о том, что для каждого пришедшего на новый тренинг наибольшую трудность представляет первое выступление перед группой. Сейчас каждый сделал это, и поэтому главный барьер преодолен.

Контракт

Проводите это упражнение в начале программы. Оно позволяет участникам выразить свои ожидания и опасения и устанавливает основные правила, действительные в течение всего тренинга. Успешным продолжением этого упражнения может послужить описанное далее упражнение “Первое впечатление”.

Цели. В процессе этого упражнения участники:

Выработают и согласуют стандарты, которых будут придерживаться все члены группы и тренер во время программы тренинга. Получат первую возможность потренировать навыки уверенного поведения - позитивного и конструктивного заявления своих желаний, мнений, сомнений.

Ресурсы. Флип-чарт и маркер, а также средства для прикрепления листов флип-чарта к стенам. Время. От 15 до 30 минут. Метод

Шаг 1: Объяснение цели упражнения и процедуры его проведения. Участникам, пришедшим на любой тренинг, важно чувствовать себя в безопасности в присутствии других участников; для них важно принимать цели программы и тренера, если они стремятся получить максимум пользы от программы. Особое значение эти моменты приобретают в тренинге уверенности, где анализируются установки, модели поведения и способы самовыражения участников. Это упражнение позволяет тренеру и участникам выработать некоторые основные правила, с которыми должны быть согласны все члены группы. Эти правила записываются на лист флип-чарта и прикрепляются к стене таким образом, чтобы они находились в зоне видимости участников и чтобы в случае необходимости на них можно было сослаться. Заполненный лист бумаги будет являться контрактом между тренером и участниками на всем протяжении программы.

Шаг 2: Начните упражнение, обозначив те области, которые участники могут захотеть рассмотреть. Это могут быть общие вопросы, такие как распорядок занятий; например, тренер может уверить всех, что каждая сессия будет заканчиваться точно по расписанию при условии возвращения каждого участника вовремя с перерывов; или уточнить, должны ли участники дожидаться перерывов, если они хотят сходить в туалет.

Эти вопросы также могут иметь прямое отношение к содержанию программы; например, если на занятии от участников потребуется определенная степень откровенности в рассказах о себе, они должны иметь право сообщать о себе лишь те сведения, которые они готовы сообщить. Не должно быть каких-либо попыток давления, чтобы заставить человека “рассказать всё”!

Существуют и другие вопросы, которые участники могут пожелать включить в контракт: например, если участники не хотят демонстрировать свой плохой почерк, работая на флип-чарте, в контракт программы может войти пункт о том, что “написание не имеет значения”.

В “Материалах тренера” дается дальнейшее руководство по вопросам возможного включения в контракт.

Шаг 3: Используйте хорошие навыки “распорядителя собрания”, чтобы гарантировать каждому участнику возможность выражать свои взгляды по любому вопросу и выдвигать любые предложения для рассмотрения их всей группой. Каждый раз, когда достигается соглашение по какому-либо пункту, находите уместную фразу для отражения решения группы в контракте на флип-чарте. Может понадобиться применение вашего авторитета, чтобы помочь группе прийти к решению, или объяснить, почему необходимо включить в контракт некоторые пункты. Например, вы можете посчитать, что, когда говорит один человек, все остальные должны его слушать; или решите, что необходимо относиться с уважением к вкладу каждого участника; или определите, что в ходе программы вы будете соблюдать политику, поддерживаемую их компанией; или договоритесь, что любые комментарии и критика должны быть конструктивными и т. д.

Шаг 4: Когда поток идей истощается и все мысли выписаны на листы флип-чарта, вам необходимо спросить каждого члена группы, доволен ли он контрактом, являющимся сводом основных правил работы на время программы. Если все согласны соблюдать эти правила, прикрепите их перечень на стену, на видное место, чтобы вы могли в случае надобности сослаться на них. Как только этот список утверждается, ни один из пунктов уже не могжет быть удален из него без согласия на это всех участников тренинга. Позже может возникнуть необходимость введения дополнительных правил, и в этом случае следует применять описанную выше процедуру таким образом, чтобы гарантировать принятие нововведения всеми членами группы.

Контракт. Материалы тренера

Существует несколько пунктов, которые наиболее часто попадают в список правил, вырабатываемых на тренингах уверенности, а также аргументы для их включения в этот список. Некоторые из них были перечислены и кратко обсуждены в разделе “Метод” на предыдущей странице. Конечно же, на каждом тренинге могут появляться новые правила, которые будут включены в контракт. Этот раздел призван послужить лишь некоторым ориентиром в этой области, а не окончательным списком.

Конфиденциальность. Участники зачастую неохотно выражают свои истинные чувства на тренингах, потому что опасаются насмешек, а также того, что кто-либо расскажет об откровениях, имевших место в течение программы, кому-то, не являющемуся членом группы. Эта статья напрямую затрагивает и вас лично. Вы должны заверить участников, что вы не будете рассказывать историй о них их начальникам и что вы не собираетесь передавать кому-либо информацию, всплывшую на тренинге. Другими словами, каждый должен обещать не злоупотреблять доверием, которое создается внутри группы участников тренинга.

Правила организации остаются в силе. Как бы то ни было, вышеупомянутый пункт не освобождает участников от соблюдения правил, принятых в их организации. Например, в случае, если вы проводите тренинг в компании, где придерживаются политики равенства, то участники не могут выражать свои крайние взгляды, прикрываясь договором о конфиденциальности всего происходящего на тренинге. Тренеру следует подчеркнуть разницу между высказываниями и осмысленным обсуждением вопроса взаимоотношений людей. Данный пункт может, конечно, относиться к любым правилам компании, которые участники, возможно, захотят нарушить, пользуясь правилом конфиденциальности.

Уважение к окружающим. Если чьи-то взгляды не совпадают с мнением остальных, к ним необходимо относиться с уважением. Очевидно, слово “уважение” имеет очень широкий спектр значений. Например, иногда участники не понимают, почему нечто, простое и понятное для них, может оказаться сложным для другого человека, и могут поступить такие предложения, как: “Нельзя позволить ей уйти с этим; просто скажите ей, что…”. В данной ситуации каждый участник имеет право на свои собственные чувства, и они должны уважаться всеми остальными.

Внимание к выступающему. В жизни вообще и в частности на тренингах идеи, высказываемые выступающим, будь то тренер или участник, легко вызывают дискуссии между образовавшимися в результате разделения мнений группировками. Часто можно увидеть, как группы из двух-трех человек перешептываются между собой, не обращая внимания на говорящего в данный момент. Памятуя о предыдущем правиле, такое поведение свидетельствует о некотором неуважении к человеку, пытающемуся что-то сказать всей группе, и к коллегам, которых могут отвлекать подобные действия. В программе тренинга уверенности практически всегда уделяется внимание развитию навыков хорошего слушания.

Честность. Когда участников спрашивают, что еще они хотели бы включить в контракт, часто звучит: “Честность”. Это предложение требует обсуждения. Честность необходима, например, при обеспечении конструктивной обратной связи во время групповой работы. Честное, открытое, не манипулятивное общение несомненно является одним из аспектов ассертивного (уверенного) поведения, но обязательство быть честным всегда может смутить некоторых участников и явиться препятствием для них. Чтобы создать и поддерживать безопасную и принимающую среду, необходимо также добавить в контракт следующую статью.

Свободный выбор степени откровенности. Участников может волновать необходимость раскрываться перед другими в ходе тренинга уверенного поведения, и они могут не захотеть выставлять на всеобщее обозрение некоторые аспекты своей жизни, свои чувства и переживания, предпочитая сохранить их в тайне. Это правило защищает подобные желания.

Первое впечатление

Это упражнение рекомендуется проводить вслед за заключением контракта. Оно предназначено для взаимного представления и является одним из вариантов упражнения-знакомства, в процессе которого обсуждаются вопросы, поднятые во время предыдущего упражнения, что позволяет проводить дискуссию в парах.

Цели. К концу этого упражнения участники:

Встретятся лицом к лицу и побеседуют по меньшей мере с одним из участников тренинга. Получат возможность более глубоко обсудить вопросы, поднятые в упражнении “Контракт”. Смогут лучше оценить степень сложности самовыражения в зависимости от различных ситуаций. Сделают короткую презентацию перед всей группой.

Ресурсы. Не требуются. Время. От 30 минут до 1 часа, в зависимости от числа участников. Метод

Шаг 1: Объяснение процедуры проведения упражнения и определение его временн?ых рамок. Члены группы будут разделены на пары; в случае, если в группе нечетное число участников, можно создать одну триаду. После начальных представлений и формального знакомства пары будут рассматривать различные вопросы, поднятые во время заключения контракта, и обсуждать их более подробно. Если в контракте указан пункт о “слушании друг друга”, предложите членам группы отмечать, когда они невнимательно слушают другого человека и когда невнимательно слушают их. Пусть они изучат свои реакции на обе ситуации и тот эффект, который их невнимание может оказать на собеседника.

Возьмите каждый вопрос, вызвавший дискуссию, и предложите обсудить его приблизительно в такой форме, как показано в вышеприведенных примерах.

Шаг 2: Разделите участников на пары (если это необходимо - на пары и одну тройку). Для этого можно использовать любой способ. Если все знакомы друг с другом, можно предложить им выбрать себе пару по желанию. Если знакомы между собой только несколько человек, попытайтесь создать пары так, чтобы каждый участник оказался в паре с тем, с кем он не был прежде знаком.

Шаг 3: Во время выполнения упражнения участниками вы можете, проходя между ними, поправлять их, если они отклоняются от цели. Давайте советы в отношении процедуры и тех областей, которые можно обсудить, но сами на этой стадии не включайтесь в дискуссии.

Шаг 4: Через 15 минут выясните, готовы ли пары вернуться в общий круг для проведения обсуждения.

Можете выделить больше времени на переговоры, если сочтете это необходимым. Пять лишних минут могут оказать значительное влияние на весь процесс.

Шаг 6: Когда рассмотрены все пункты, задайте некоторые общие вопросы по двум упражнениям - “Контракт” и “Первое впечатление”, стремясь к тому, чтобы члены группы сами пришли к выводам, являющимся целью данного этапа обучения, и стимулируя активность каждого участника. Тренеру следует поощрять проявления уверенного поведения, то есть навыков активного слушания, конструктивной обратной связи и т. д.

Вопросы, которые вы можете использовать:

Что вам показалось более легким - участвовать в составлении контракта, работая в общей группе или обсуждая вопросы только с одним (или двумя) собеседниками? Почему? Насколько сильно вас заботило стремление донести свое мнение до одного человека? Почему? Строили ли вы свое обращение иначе, адресуясь к группе людей? Если да, то каким образом? В каком из этих двух случаев вы чувствовали себя комфортно, сообщая о себе личные сведения? Почему? (Почему нет?)

Каким образом выражались такие состояния участников, как беспокойство, фрустрация или раздражение? В словах? В тоне голоса? В невербальных проявлениях? Можете ли вы привести примеры? Как вы считаете, является ли выработка и заключение контракта эффективным началом тренинга уверенности? Имеет ли такое начало слабые стороны и недостатки?

Шаг 7: Завершите упражнение, упомянув как цели составления контракта, так и “Первого впечатления”. К этому моменту участники, испытывавшие беспокойство по поводу прохождения тренинга уверенности, должны были получить возможность высказаться и обсудить свои отношения с группой. Им была предоставлена первая возможность потренировать навыки уверенного поведения - разговор о своих потребностях, выражение своего мнения, слушание и принятие взглядов других и т. д. Так, безо всякой предварительной теоретической части, участники уже немного поработали над чувством уверенности в себе - актуализировали те навыки, которые привлекут более пристальное внимание в дальнейшем ходе тренинга.

Мы надеемся, что теперь все участники более уютно чувствуют себя в группе, и каждый из них серьезно поговорил по меньшей мере с одним человеком. Кроме того, члены группы сделали первые шаги в совместной групповой работе. Первое выступление перед всей группой у некоторых людей может вызывать тревогу. Это первый значимый рубеж, который теперь успешно преодолен каждым членом группы!

К методам социально-психологического воздействия относятся те методы, посредством которых оказывается воздействие на психологию и социальное поведение отдельных людей или групп. Это, прежде всего, методы, применяемые в средствах массовой коммуникации, в процессе организации и проведения публичных выступлений, в рекламе, пропаганде, агитации, в промышленности, индивидуальной и групповой психотерапии. В современной социальной психологии предлагается их классификация и дается научное обоснование.

В средствах массовой коммуникации, в практике организации и проведении публичных выступлений, рекламе, пропаганде, агитации применяются методы, связанные с формированием и изменением социальных установок людей. Они опираются на общую теорию массовых коммуникаций и социальных установок и связаны с научными представлениями о том, что такое средства массовой коммуникации и как они влияют на психологию и поведение людей, на их социальные установки.

Известно, что эффективность воздействия средств массовой коммуникации на социальные установки людей зависит от восприятия источника информации, отношения людей к нему, от содержания и последовательности передачи и получения людьми информации, от особенностей аудитории, которой эта информация адресована. Соответственно и методы воздействия, реализуемые через средства массовой информации, должны учитывать все эти моменты, быть рассчитаны на их умелое и активное использование.

В политической пропаганде и коммерческой рекламе применяются те же самые методы воздействия, а также способы воздействия, специфические для данных видов деятельности. Так, например, в практике организации и проведения политической рекламы применяют методы, основанные на знании психологии восприятия и понимания людьми друг друга (процедуры формирования образа политика - имиджмейкерство); в коммерческой рекламе используются методы внушения и убеждения людей, их побуждения к покупке, приобретению того или иного товара.

В промышленности применяются методы практического социально-психологического воздействия, включающие в себя оптимальную организацию совместной работы людей, групповых дискуссий, в частности - технику брейнсторминга. Она представляет собой метод организации совместной творческой работы людей, рассчитанный на повышение их умственной активности и нахождение оптимальных решений сложных производственных вопросов (подробнее о технике брейнсторминга см. в части II, главе 7).

Широкое применение в практике нашли методы индивидуальной и групповой психотерапии (психокоррекции). Среди них можно назвать различные способы модификации поведения (поведенческая психотерапия), "промывание мозгов", а также разнообразные способы групповой работы, к которым относят разновидности социально-психологического тренинга, включая тренинг ассертивности, Т-группы, группы встреч, гештальтгруппы, психодраму, группы телесной психотерапии и многие другие.

Модификация поведения - это, в общем случае, процесс целенаправленного изменения поведения человека с использованием социально-психологических методов воздействия.

Термин "модификация поведения" был введен в научный оборот представителем неонеобихевиоризма (социального бихевиоризма) Б. Ф. Скиннером. В созданной им теории и на практике словосочетание "модификация поведения" означало целенаправленное изменение поведения человека или группы людей при помощи системы специально организованных тренировок (обучающих упражнений) и соответствующих подкреплений. Положительные подкрепления в методике модификации поведения даются за совершение человеком социально приемлемых, желательных, формируемых у индивида действий. Социально неприемлемые, нежелательные формы поведения соответственно игнорируются и не наказываются или же получают отрицательные социальные подкрепления.

Термин "модификация поведения" используется и в учении другого ученого, представителя той же бихевиористской школы А. Бандуры, в его социально-когнитивной теории.

Здесь модификация поведения означает изменение поведения людей или социальных групп из-за воздействия не только на поведение как таковое, но и на когнитивные процессы. Главным средством модификации поведения, по А. Бандуре, является моделирование, то есть создание желательных для человека или социальной группы моделей поведения значимыми для них людьми - теми, которых он (группа) уважает и которым он (они) стремится подражать.

В настоящее время практика модификации поведения широко применяется в самых разных сферах деятельности человека; в образовании, медицине, бизнесе, политике, рекламе и других.

Словосочетание "промывание мозгов" в метафорическом смысле слова означает попытку целенаправленного, систематического воздействия властей на зависящих от них людей, рассчитанную на изменение их убеждений, социальных установок, взглядов и оценок. Термин "промывание мозгов" вначале использовался для характеристики чисто пропагандистских воздействий, которым в свое время подвергались в коммунистическом Китае американские военнопленные с целью изменения их психологии и поведения в пользу коммунистической (некапиталистической) идеологии. Затем это понятие вошло в обиход и стало применяться для обозначения любых пропагандистских и агитационных воздействий идеологического или политического характера.

Тренинг ассертивности - это общее название нескольких психотерапевтических методик, которые используются в работе со специфическими психологическими или поведенческими нарушениями. Общим моментом, объединяющим все эти нарушения, является отсутствие у людей так называемой ассертивности - самостоятельности, независимости, уверенности в себе и т. п. Цель тренинга ассертивности заключается в том, чтобы научить людей открыто и уверенно заявлять о себе, утверждать себя как личность, отстаивать свои права и интересы в системе социальных и межличностных отношений.

Основные цели Т-групп следующие:

  • познание и принятие человеком себя и других людей такими, какие они есть;
  • осознание собственных психологических проблем и проблем, существующих у других людей;
  • повышение искренности и открытости в общении с людьми;
  • снижение психологических барьеров (барьеров психологической зашиты);
  • совершенствование коммуникативных умений и навыков.

В таких группах создаются ситуации, позволяющие участникам изучать складывающиеся между ними взаимоотношения, правильно воспринимать и оценивать свое поведение в группе. Предполагается, что это повысит эффективность групповой работы и позволит членам группы устанавливать между собой хорошие личные и деловые взаимоотношения. Практика работы Т-групп была разработана под руководством К. Левина на основе созданной им теории малых группы. Первоначально эти группы были рассчитаны на анализ группового взаимодействия с целью улучшения результатов групповой работы и познания участниками группы друг друга. Затем Т-группы стали широко применяться и в психотерапевтической и психологической практике.

Группы встречи (группы тренинга сензитивности) представляют собой малые социальные группы, создаваемые в рамках имеющей аналогичное название практики групповой психотерапии. В этих группах внимание участников сосредоточено на интенсивном межличностном взаимодействии (так называемых встречах). Под встречей здесь понимается открытие человеком чего-либо нового в своей психологии и в собственном поведении, в социальном окружении или в психологии и поведении других людей. Цели работы таких групп обычно заключаются в том, чтобы снять психологические барьеры общения и смягчить действие механизмов психологической защиты, достичь необходимой степени доверия и открытости в межличностном общении, искренности и желания устранить трудности общения с людьми. Теорию и практику работы групп встречи разработали американские психологи Я. Морено и У. Шутц. С групп встречи началось "движение по освобождению человеческого потенциала".

Гешталътгруппы - психотерапевтические группы, создаваемые и используемые в практике гештальттерапии. Работа здесь основана на признании того, что большинство проблем психологического и поведенческого характера, возникающих у человека, связано не столько с его прошлой жизнью, сколько с неумением ориентироваться и адаптироваться в настоящем. Метод гештальттерапии предложил и разработал врач-психиатр и психоаналитик Ф. Перлз. Психолог или психотерапевт, пользующийся этим методом, проводит глубокую индивидуальную работу с одним из членов группы на глазах у остальных ее участников, но в данном процессе принимают участие и другие члены группы. Задача гештальттерапии, как ее формулировал сам создатель метода, заключается в том, чтобы выработать у людей "правильные гештальты", то есть верное восприятие себя, окружающих людей, обстановки и человеческих взаимоотношений.

Группы психодрамы - это психотерапевтические или психокоррекционные группы, основу которых составляет организуемый и проводимый в группе людей, нуждающихся в психиатрической или психологической помощи, импровизированный психодраматический спектакль (его также называют психодрамой). В ходе такого спектакля разыгрывается какая-либо реальная жизненная ситуация (драма клиента) с акцентом на выявлении и разрешении тех психологических проблем, с которыми этот человек в своей жизни столкнулся. Сюжет для психодрамы предлагает обычно кто-либо из членов группы, взяв его из своей реальной жизни (данного человека в психодраме называют протагонистом). Этот человек исполняет главную роль в разыгрываемом далее психодраматическом спектакле. Роли распределяются между остальными участниками в соответствии с их психологическим или поведенческим сходством с людьми, составляющими социальное окружение протагониста - теми, во взаимоотношениях с которыми он испытывает трудности. После окончания импровизированного психодраматического спектакля производится групповой анализ того, что в нем происходило, намечаются практические пути решения проблемы протагониста и аналогичных проблем других участников группы. Данная техника была создана американским психологом, социологом и врачом-психиатром Я. Морено.

Группы телесной терапии - это психокоррекционные или психотерапевтические группы, создаваемые и используемые в практике применения методов телесной терапии. В таких группах психологические и поведенческие проблемы человека связываются с состояниями его тела и решаются путем целенаправленного воздействия на физическое состояние и физиологические процессы, происходящие в организме человека. Это делается с надеждой на то, что через соответствующие процессы и состояния можно будет положительно повлиять на психологию и поведение человека (предположение на самом деле спорное, не имеющее убедительных научных доказательств). Соответствующая практика создана на основе биоэнергетических концепций А. Лоуэна и В. Райха, доказывающих существование связей между телесным состоянием человека и его психологическими свойствами.

Ольга Кононова - Анисимова
Тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения для подростков 12–16 лет. Занятие с элементом тренинга «Я спокоен»

«Я спокоен

Основан на представлении, что противоправное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции , выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповой психологической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.

Цель тренинга : развить ассертивность (уверенность) у подростков , способствовать формированию навыков адаптивного и конструктивного поведения.

Задачи тренинга :

1. повышение самооценки, снижение уровня личностной тревожности, усиление чувства уверенности в себе;

2) отработка приемов уверенного поведения в различных жизненных ситуациях без употребления словесной, физической, предметной агрессии.

Контингент : подростки (12-16 лет) .

Формы работы : групповая.

Количество участников : 4-8 человек

1. Разминка. Упражнение : «Имя и эпитет»

Группа рассаживается по кругу. Один из участников представляется остальным и подбирает по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя. Например : Саша Счастливый, Лена Ласковая и т. д.

Важно выяснить, типичные реакции на просьбу и типичные модели поведения во взаимодействии.

Цель : Определить поведенческие модели, обсудить альтернативные варианты реагирования на сложные ситуации

Примерные ситуации :

Ты узнаёшь, что твой друг рассказал про тебя информацию, которой ты не хотел бы ни с кем делиться?

Твоя девушка беременна.

Ты беременна и тебя бросил парень

У тебя украли дорогостоящую вещь, которая тебе не принадлежит.

Тебя бросил (а) любимый человек

Ты очень хочешь вещь, на которую у тебя не хватает денег.

В интернет выложили фото, которое тебе не нравится и которое ты не хотел, чтобы видели окружающие.

Ты поссорился с близким тебе человеком.

Погиб твой родной человек

Выгнали с урока

Потерял iPhone 8,

Безответная любовь. Тебе безумно нравится девушка/парень который не обращает на тебя никакого внимания и встречается с другим (ой) .

Выслушать все мнения подростков и обсудить , возможна дискуссия.

Вывод : Безвыходных ситуаций не бывает, со всем можно справиться, главное не делать поспешных, необдуманных поступков!

3.

Цель : повышение уверенности в себе, принятие своей индивидуальности.

Для выполнения данного упражнения необходимо заранее подготовить листочки с нарисованными на них подарками. После каждого высказывания «Я подарок для мира, потому что….» ребёнку выдается картинка с подарком и педагог повторяет сказанные им слова. Например : - «Я подарок для мира потому что, люблю маму»

Да Сережа, ты действительно подарок для мира, это очень важно, что ты любишь маму, молодец!

Всем участникам тренинга необходимо встать в круг. Вначале все произносят друг другу минимум по три комплимента. После чего каждая участник (ца) рассказывает присутствующим о своих 3 качествах, за которые ее/его можно любить или почему он (а) подарок для мира.

4. Упражнение «Я свободен»

Осознание своих целей.

Представьте себе, что вы приняли волшебную таблетку, которая на время устранит все сдерживающие факторы, усвоенные правила и моральные нормы. Вы освобождаетесь от робости, нерешительности, тревожности, от внутренней цензуры и любого внешнего давления. Действие волшебной таблетки продолжается в течении недели. Что вы будете делать всё это время? Что вы будете говорить? Как будет выглядеть ваша жизнь? Как вы будете себя чувствовать? Напишите или расскажите как бы вы прожили эту неделю?

А теперь подумайте, могли бы вы сделать что-то из того, что написали, и без волшебной таблетки? К каким целям вы можете стремиться без неё?

4. Релаксация. Участники тренинга расслабляются под приятную медиативную музыку.

5. Рефлексия

Публикации по теме:

Интернет для жизни или жизнь для интернета? Интернет-зависимость у подростков За последнее десятилетие интернет стал неотъемлемой частью жизни для большинства населения. Сегодня любой современный человек хоть раз в.

Воспитание ценностного отношения к семье у подростков Семья, семейные отношения, семейные ценности – понятия, которые в современном обществе отходят по значимости на задний план, забывая о том,.

Физкультурное занятие в подготовительной группе с элементом технологии ТРИЗ Физкультурное занятие в подготовительной группе с элементом технологии ТРИЗ. Цель: развивать подвижность и гибкость тела детей. Задачи:.

Игра-путешествие с элементами тренинга для детей 6–7 лет «Необычный гость» Цель: формирование интеллектуальной и социальной готовности к школьному обучению. Задачи: 1. Обучение детей ориентировке в пространстве,.

Практическое занятие для воспитателей «Конфликты» (семинар с элементами тренинга) Практическое занятие для воспитателей «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей» Заблуждаться – это человеческое Прощать.

Родительское собрание «Безопасность детей в сети интернет или смертельно опасные игры подростков» В социальных сетях появляются многочисленные посты о новой опасной виртуальной игре среди подростков «Синие киты». Игру называют – «Группы.

    1 2 Примеры ассертивного поведения3 Ассертивность в психологии4 Техники ассертивности. Ассертивная выдача распоряжений.5 Выдача распоряжений – примеры
      5.1 Неассертивное поведение5.2 Ассертивное поведение

    6 Техника ассертивности. Ассертивная критика.7 Неассертивная критика – примеры8 Техника ассертивности. Ассертивный отказ.9 Ассертивное поведение и Отказ – примеры

      9.1 Неассертивный отказ9.2 Асертивный отказ

    10 Техника ассертивности. Реагирование на нарушение границ11 Тренинг ассертивности, подведем итоги12 Видео: развитие ассертивности13 Видео: Тренинг ассертивности, упражнения

В этой статье доступным для обычных пользователей языком раскрыты основные понятия ассертивного поведения и его эффективного применения в управлении коллективом. Эта информация будет полезна не только руководителям и психологам, но и каждому человеку для переоценки собственного поведения и умения достигать успеха через его изменение в более позитивную сторону.

Что такое ассертивность — определение

Что такое ассертивность

Ассертивность это:

    Умение выразить себя в контактах с другими, а также защитить свою психологическую территорию;
    Положительная реализация своих целей без агрессии, но и без податливости;
    Ассертивное поведение : непосредственное, вежливое, настойчивое и опирающееся на рациональные предпосылки.

Примеры ассертивного поведения

Тренинг ассертивности в поведении

    Выражение собственного мнения без атаки на мнение других лиц;
    Отказ без обиды других;
    Защита своих прав решительным, но не агрессивным образом;
    Похвала критика с сохранением уважения к другому человеку;
    Открытое выражение чувств и убеждений.

Ассертивность в психологии

Ассертивность в психологии

Польза, проистекающая из ассертивного руководства людьми:

    Уменьшается риск конфликта между начальником и подчиненными;
    Все непонимания можно разрешить сразу же, поскольку коммуникация здесь открытая и непосредственная;
    Больше конкретности и честности в общении с подчиненными;
    Лучше атмосфера на работе, взаимное доверие;
    Увеличивается уверенность в себе руководителя, а также его авторитет в глазах подчиненных;
    Уменьшается риск манипуляции и агрессии в служебных отношениях.

Техники ассертивности. Ассертивная выдача распоряжений.

4 элемента ассертивного распоряжения:

    Указываем, кто именно является отправителем распоряжения;
    Обращаемся непосредственно к адресату распоряжения;
    Говорим, кого конкретно оно касается;
    Определяем, когда именно оно должно быть выполнено.

Ассертивность упражнения

Выдача распоряжений – примеры

Неассертивное поведение

«Пусть это кто-нибудь сделает», «Хорошо бы было, если бы Вы окончили этот доклад…», «Нужно было бы написать этот отчет», «Только такой способный, как Вы, сможет выполнить это задание», «Немедленно выполни это и не задавай никаких вопросов».

Ассертивность
Ассертивное поведение

«Иван Иванович, я ожидаю от Вас, что Вы подготовите материал для обучения к концу этой недели. Пожалуйста, принесите мне его, когда он будет готов».

Техника ассертивности. Ассертивная критика.

Принципы предоставления критической информации:

    Оценивай поведение данного человека и его последствия, а не самого человека;
    Говори конкретно, не обобщай, не используй слова: «всегда», «никогда»;
    Отделяй факты от интерпретации;
    Будь объективен, не руководствуйся своими предубеждениями;
    Подскажи, как следовало бы поступать правильно;
    Не передавай невербальную агрессию (не криви лицо, говори спокойно);
    Одобри то, что было в оцениваемом поведении положительно;
    Критикуй, чтобы спровоцировать изменение в поведении, а не для того, чтобы разрядить свои негативные эмоции;
    Предоставляй критическую информацию непосредственно после оцениваемого поступка, не напоминай об ошибках через длительный срок;
    Если ты выражаешь собственное мнение, используй «Я-выражения», например, По-моему…, Я думаю, что…;
    Не критикуй при третьих лицах.

Развитие ассертивности

Пример ассертивной критики: «В твоем докладе я нашел несколько ошибок. Они приводят к тому, что все остальное не вызывает доверия. Я подчеркнул их красным. Я жду, что ты исправишь их к завтрашнему дню. Если у тебя есть сомнения, мы можем их обсудить».

ЗАПОМНИ! Твое умение критиковать определяет результативность критики!

Неассертивная критика – примеры

    «Не нравится мне эта таблица, Вы могли бы и постараться». Субъективное мнение, отсутствие конкретных претензий.
    «Как всегда твое поведение отличается от принятых норм, ты никогда этому не научишься». Обобщение.
    «Вы мало динамичны и у Вас слишком устарелый взгляд на вещи». Оценивается личные качества.
    «Черт возьми, что ты снова натворил? Уйди с глаз моих долой». Агрессивная критика.
    «Из-за твоей ошибки все мои усилия пропали даром». Вызывается чувство вины.

Техника ассертивности. Ассертивный отказ.

Тренинг ассертивности упражнения

Процедура ассертивного отказа:

    Мы говорим «Нет»; говорим, чего мы не сделаем, обосновываем отказ (конкретно, например, несоответствия выражаемой просьбы существующим положениям);
    Техника «заезженной пластинки» — повторение того же самого, если собеседник не уступает;
    Окончание разговора, если на нас продолжают давить.

Ассертивное поведение и Отказ – примеры

Неассертивный отказ

    «Как обычно, ты приходишь ко мне не вовремя и чего-то от меня хочешь. Постыдился бы просить об этом!»
    «Собственно, я не могу сейчас этим заняться, но если тебе очень нужно… Может, урегулируем это очень быстро…»

Асертивный отказ

«Нет, я не согласен повысить вам зарплату. Это не соответствует правилам, которые мы предварительно определили, а также действующим процедурам. Если вы будете настаивать на этом, я буду вынужден прервать этот неконструктивный разговор».

Техника ассертивности. Реагирование на нарушение границ

4-х ступенчатая процедура реагирования на нарушение наших прав и психологических границ:

    информация о том, что нам не нравится (определение проблемы);
    выражение своего мнения и связанных с этим эмоций;
    представление психологических тылов или предложение изменения;
    использование тылов, если вредящее нам поведение продолжается.

Тренинг ассертивности

Ассертивная реакция на нарушение границ – пример:«Вы все время разговариваете по служебному телефону. Меня это отвлекает и нервирует, и, кроме того, вы блокируете другие соединения. Занимайтесь своими личными делами после работы».

Или: «Если Вы часами будете сплетничать по телефону, я буду вынужден найти себе другого секретаря».

Тренинг ассертивности, подведем итоги

    Конфликты и проблемные ситуации могут препятствовать развитию отдела или учреждения;
    Управление конфликтом заключается в его обнаружении и поиске решений;
    Одним из инструментов разрешения конфликтов является ассертивное поведение;
    Ассертивность, как или любое другое поведение, — это проблема собственного выбора;
    Использование альтернативного по отношению к ассертивному поведения ведет к углублению конфликтной ситуации.

Что такое ассертивность — определение

Видео: развитие ассертивности

Видео: Тренинг ассертивности, упражнения