Требования к уставу общественной организации. Устав общественной организации (Общероссийской). "Защитников православных христиан

Общественная организация: предпосылки существования

Пик развития общественных движений и организаций припал не советский период. Эпоха коллективизма ознаменовалась возложением на общественные организации несвойственных им функций.

Зачастую они брали на поруки правонарушителей, создавали товарищеские суды. В условиях рыночной экономики удельный вес общественных организаций среди юридических лиц всех организационных форм сократился. Масштабы их деятельности уменьшились.

Однако значение некоммерческих структур для развития гражданского общества нельзя приуменьшать.

Непосредственное отношение к правовому статусу общественных организаций имеют ст.13 и 30 Основного закона РФ. Эти конституционные положения закрепляют идеологическое и политическое многообразие, права частных лиц на добровольное объединение для реализации правомерных целей без получения предварительного согласия субъектов властных полномочий.

Правовое регулирование статуса общественных организаций

Понятие «общественная организация» не претерпело значимых изменений с советских времен. Ими признаются добровольные неправительственные объединения физлиц на основании общих интересов для достижения совместных целей.

Согласно определению ст.8 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественная организация - это основанное на обязательном фиксированном членстве общественное объединение.

Согласно ст.123.4 ГК целями ее учреждения могут быть:

  • удовлетворение нематериальных (в том числе - духовных) потребностей;
  • представление и защита интересов членов перед третьими лицами;
  • внесение лепты в развитие образования, медицины, охраны природы и т. п.

Выявлению значимых характеристик общественных организации способствует определение их места в системе юридических лиц.

В рамках гл.4 Гражданского кодекса общественные организации отнесены к некоммерческим.

Но есть оговорка: такая организация вправе осуществлять приносящую доход деятельность при одновременном соблюдении следующих условий:

  • возможность реализации предпринимательской деятельности предусмотрена уставом (если устав положений такого рода не содержит, необходимо внесение изменений);
  • она не противоречит некоммерческим уставным целям организации, а служит их достижению;
  • общественная организация располагает достаточными активами рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала ООО.

Организационная форма общественной организации является базовой для некоммерческих структур других видов.

Так, ст.50 ГК содержит неисключительный перечень видов некоммерческих общественных организаций. Это:

  • политические партии;
  • профсоюзы, учрежденные в форме юрлиц
  • органы общественной самодеятельности;
  • территориальные общественные самоуправления.

Общественные организации вправе объединятся в союзы. Относительно крупных компаний в России существует практика регистрации в качестве самостоятельных юридических лиц не только головной (материнской) организации, но и ее территориальных органов.

Общественные организации могут преобразовываться в автономные некоммерческие организации или фонды. Для этого требуется внесение изменений в устав (ст.123.4 ГК)

Требования к учредителям общественной организации, их статус и количество

Ключевыми особенностями общественных организаций признаются: фиксированное членство; обязательная выдача членских билетов; уплата членских взносов как ключевого источника формирования финансово-материальной базы деятельности. Именно по признаку обязательного членства общественная организация отличается от некоммерческих структур иных организационных форм, например - общественных движений.

Учредители общественных организаций автоматически обретают статус их членов, а также соответствующий ему комплекс прав и обязательств (абз.9 ст.19 82-ФЗ). Лица, заинтересованные во вступлении в ряды членов организации, подают письменное заявление.

Документ в обязательном порядке должен выражать:

  • заинтересованность в деятельности организации;
  • согласие с ее целями и предписаниями устава;
  • готовность принять на себя ответственность на случай невыполнения правил организации.

Права членов общественных организаций:

  • знать о ее деятельности;
  • участвовать в управлении, инициировать внесение изменений в устав;
  • избирать, быть избранным в руководящие, ревизионные, надзорные органы;
  • оспаривать правомерность действий администрации;
  • требовать возмещения убытков, причиненных неправомерными действиями организации.

Перечень обязательств:

  • уплачивать взносы (члены организации утрачивают право собственность на имущество и средства, переданные общественной организации для реализации уставной деятельности);
  • участвовать в формировании активов организации способом, оговоренным уставом;
  • воздерживаться от действий, могущих навредить организации, усложнить достижение ее целей;
  • участвовать в принятии решений, без которых организация не может продолжить деятельность;
  • нести ответственность за неправомерные действия в виде исключения из членов организации.

Количество учредителей общественной организации императивно определено ст.123 ГК на уровне трех лиц. Хотя рассматриваемые организации номинально являются объединениями граждан, ст.6 и 18 82-ФЗ допускает членство в организации юридических лиц, являющихся общественными объединениями. Все члены общественной организации будь то физические или юридические лица, равны в правах и обязанностях.

Перечень лиц, не могущих быть учредителями, членами, участниками общественного объединения

Действует императивный запрет на членство в общественной организации публичных образований и их органов: государства, госструктур, региональных властей, территориальной общины в лице муниципалитета (ст.19 82-ФЗ).

В отношении физических лиц действуют следующие правила:

  • Возрастной ценз. По общему правилу составляет 18 лет. Учитывая разносторонний характер потенциальных видов деятельности общественных объединений это в целом правильно. Однако есть некоторые сомнения. Так, в порядке эмансипации гражданин может получить полный объем дееспособности до достижения 18-летия (ст.27 ГК). Почему полноценный, несущий полное бремя ответственности за свою жизнь член общества не может быть членом/участником общественного объединения, остается загадкой. Член/участник молодежной организации должен достигнуть хотя бы 14, детской - 8 лет. Стоит обратить внимание, что попущение сделано именно для членов/участников, но не для учредителей, что вполне логично. Госрегистрация молодежных и детских общественных объединений в ЕГРЮЛ производится при условии, что в руководящие органы полностью сформированы из дееспособных граждан (ст.21 82-ФЗ).
    Допустимость понижения планки возрастного ценза должна быть обусловлена специфическим статусом организации (детская или юношеская), отображенным в названии и уставе организации. На законодательном уровне специфика такого статуса не определена, в РФ действует 98-ФЗ «О господдержке молодежных и детских общественных объединений», но не об этих объединениях как таковых.
  • Вопросы гражданства. Ст.19 82-ФЗ определила следующие правила: если иное не оговорено специальными нормативно-правовыми актами, учредителями и членами/участниками общественных объединений могут быть граждане РФ и иностранцы с легальным ПМЖ в РФ. Иностранцы, проживающие за пределами России, могут быть почетными членами общественного объединения без наделения их обычными правами и без возложения на них соответствующих обязательств. Согласно ст.23 95-ФЗ «О политических партиях» их членами могут быть только граждане.
  • Дееспособность. Ст.19 82-ФЗ не оперирует таким понятием как дееспособность. И если в отношении членов/участников это, возможно, оправданно, то учредители и члены руководящих и надзорных органов очевидно должны обладать полной общегражданской дееспособностью. Видимо, такое упущение - следствие «застарелости» предписаний закона. 82-ФЗ был принят в 1995 году, а часть I ГК - только в 2001. Между тем, вопросы дееспособности могут быть регламентированы специальным законодательством. Так, согласно ст.23 95-ФЗ членом политической партии может быть только дееспособное физлицо.

Запрет на учреждение, членство/участие в деятельности общественных объединений действует в отношении:

  • person non grata - иностранцев, пребывание которых в РФ нежелательно (МИД обнародует поименные перечни);
  • лиц, упомянутых в списке, сформированном согласно 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  • общественных объединений, функционирование которых приостановлено по правилам 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
  • лиц, в действиях которых выявлены признаки экстремисткой деятельности (устанавливается приговором суда);
  • лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы за совершение преступления.

Устав общественной организации, требования к его содержанию

Устав общественной организации должен содержать сведения о:

  • ее наименовании;
  • юридическом адресе;
  • территории, на которую распространяется деятельность организации (последние могут быть общероссийскими, региональными, местными);
  • целях и предмете деятельности;
  • членстве, участии;
  • процедуре и основаниях обретения и утраты членства;
  • составе, компетенции, сроке полномочий руководящих и ревизионных органов;
  • порядке принятия решений;
  • перечне вопросов, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством;
  • о правах и обязательствах членов (отдельно описывается их ответственность);
  • правах общественной организации и ее территориальных органов по управлению активами;
  • процедуре внесения изменений в устав;
  • порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации организации.

Переоценить значимость устава общественной организации невозможно. Это ключевой документ для госрегистрации и функционирования юридического лица.

Правосубъектность организаций в России является специальной. Иными словами, общественные организации вправе предпринимать только те действия, возможность совершения которых оговорена их учредительными документами.

Если это актуально, в типовой устав общественной организации изначально нужно внести дополнительные сведения о:

  • потенциально возможных видах деятельности, в том числе - связанных с получением прибыли;
  • праве принимать/совершать пожертвования;
  • возможностях и процедуре распоряжения имуществом;
  • праве организации представлять своих членов в суде и компетентных органах;
  • символике, если планируется ее использование.

Основным учредительным документом общественного объединения является его Устав. Устав общественного объединения должен предусматривать:

Название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму;

Структуру общественного объединения, его руководящие и контрольно-ревизионные органы, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;

Условия и порядок вступления и выхода из общественного объединения, права и обязанности членов данного объединения (только для объединений, предусматривающих членство);

Компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;

Порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;

Источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;

Порядок реорганизации и ликвидации общественного объединения.

Помимо перечисленных обязательных требований в уставе общественного объединения могут предусматриваться и иные положения, не противоречащие законам и относящиеся к деятельности объединения.

Кроме устава высший руководящий орган общественного объединения может принимать и другие учредительные документы: декларации, программные заявления, концепции организации и т.д., затрагивающие вопросы деятельности объединений, не освещенные в его уставе.

Закон «Об общественных объединениях» предусматривает ограничения на создание и деятельность общественных объединений: «запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни».

Примерные устав и положение приводятся в приложениях.

Желательно, чтобы инициативная группа заранее подготовила проект устава (положения) студенческой организации с учетом своих желаний, специфики вуза и местности, где он находится, с учетом пожеланий всех заинтересованных людей. Идеальный вариант, когда проект устава (положения) получат на руки все участники собрания перед его началом.

Принятие устава (положения) осуществляется 2/3 голосов учредителей организации, то есть от тех, кто проголосовал "за" по первому вопросу повестки дня, именно от этого числа считается большинство. Например, за создание организации проголосовало 35

человек. Значит, число учредителей 35. При утверждении устава (положения) студенческой организации "за" проголосовало 31 человека, 2 - "против", 2 - "воздержалось". Таким образом, устав (положение) принято, поскольку 31 человек - это больше 2/3 от 35 человек, хотя при этом в зале на собрании вместе с гостями может присутствовать и 100 человек.

По остальным вопросам, кроме избрания руководящего органа, решения принимаются простым большинством голосов, если иное не будет предусмотрено в уставе (положении) студенческой организации (например, в положении может быть предусмотрено, что руководителем организации (председателем, президентом и т.п.) избирается тот, кто на собрании получит большинство не менее 2/3 голосов).

Еще одно важное правило, которое пригодится при проведении любых собраний организации: если вы выносите на обсуждение достаточно объемный документ, написанный более чем на четырех страницах, то для более эффективного обсуждения и учета всех мнений сначала поставьте на голосование вопрос о том, кто за то, чтобы принять предложенный проект за основу. Если большинство "за", тогда переходят к обсуждению поправок к проекту. Обсуждается и голосуется каждая вносимая поправка (дополнение, изменение), причем поправки лучше принимать и обсуждать по порядку, то есть сначала поправки к первому пункту (или первой главе, разделу) проекта, затем ко второму и т.д. Поправка принимается, если за нее проголосовало большинство членов организации, присутствующих на собрании. После обсуждения всех поправок и принятия по ним решений проект документа с учетом принятых поправок ставится на голосование в целом. Документ в итоге считается принятым с учетом всех поправок, если при голосовании в целом за него опять же таки проголосовало большинство (простое или 2/3) присутствующих членов организации. Последнее голосование необходимо, поскольку после принятия ряда поправок проект может так измениться, что те, кто голосовал за принятие его за основу в первоначальном виде, не согласятся уже с измененным вариантом, считая его принципиально другим.

Следующий вопрос учредительного собрания - утверждение плана мероприятий студенческой организации.

Проект плана инициативная группа должна подготовить заранее.

Несмотря на заранее подготовленный проект плана, роль учредительного собрания ничуть не принижается, поскольку на практике в ходе таких собраний поступают очень интересные предложения, порой в корне меняющие отдельные положения проекта.

Порядок принятия плана аналогичен порядку, описанному для случаев принятия больших документов. Сначала принимается проект плана за основу. Затем рассматриваются все поправки. В итоге ставится на голосование вопрос о принятии плана в целом с учетом утвержденных поправок.

Следующий вопрос повестки дня - избрание руководителя (лидера) организации. Как уже говорилось выше, этот вопрос может не стоять в повестке дня, если в уставе (положении) студенческой организации будет указано, например, что деятельностью организации руководит совет, который из своего состава избирает председателя совета. В этом случае следует сразу переходить к выборам руководящего органа организации, то есть в нашем примере - совета организации.

В уставе (положении) может быть указано на то, что деятельностью организации руководит совет, возглавляемый председателем, который в свою очередь избирается на общем собрании.

Рассмотрим подробнее схему избрания руководителя организации на собрании. Поскольку мы имеем дело с общественной организацией, то надо учитывать то, что, даже если инициативная группа заранее проведет какое-то выдвижение кандидатов на должность руководителя организации, организует что-то вроде предвыборной кампании, все равно главное действо разворачивается на собрании. Ибо согласно уставным нормам любой член организации вправе выдвинуть любое количество кандидатур, в том числе и себя. Собрание обязано предоставить каждому кандидату какое-то время для выступления. Если кандидатов достаточно много (более четырех), то имеет смысл ограничить количество выступающих с агитацией за того или иного кандидата, например, не более трех выступающих за кандидата. Можно ограничить и количество выступающих против того или иного кандидата, например, не более трех против кандидата.

Если выдвинутый кандидат взял самоотвод, то имеет смысл его кандидатуру уже не рассматривать и не ставить на голосование.

После обсуждения кандидатур решается вопрос, открыто или тайно будет избираться руководитель. За что проголосует большинство собрания, так в дальнейшем и будет организовано голосование.

Тайное голосование отличается от открытого тем, что в первом случае подготавливаются бюллетени с написанными фамилиями кандидатов, за внесение которых в бюллетень для тайного голосования проголосовало собрание. То есть, прежде чем готовить бюллетени для тайного голосования, собрание принимает решение о внесении в этот бюллетень каждой кандидатуры. Зачем вносить кандидатуру в бюллетень, если собрание заранее большинством голосов выскажется против нее? При голосовании по вопросу внесения кандидатур в бюллетень для тайного голосования каждый член организации вправе голосовать "за" сколько угодно раз.

После того как бюллетени со списком всех кандидатур, внесенных решением собрания (а не всех выдвинутых), подготовлены и розданы участникам собрания, каждый обязан подчеркнуть или поставить "галочку" (или иной знак, который будет оговорен на собрании) около той фамилии, за кандидата которого он голосует. Здесь каждый член организации может проголосовать только за одного кандидата, поскольку вакантная должность только одна.

Бюллетени опускаются в ящик, который предварительно закрыт и опечатан с подписями членов счетной комиссии (при тайном голосовании избрание счетной комиссии обязательно, более того, в члены счетной комиссии не может входить человек, кандидатура которого внесена в бюллетень для голосования).

После того как все проголосовали и опустили бюллетени в ящик для голосования, счетная комиссия вскрывает ящик. Она определяет: не появились ли лишние бюллетени или не того образца, которые выдавались участникам собрания. Затем идет подсчет "нормальных" бюллетеней. Их количество должно быть более 50% от числа участников собрания - членов организации, так как нельзя принимать решение, если при голосовании присутствует не более 50% членов организации или членов руководящего органа, принимающих решение. То есть в нашем примере, если число учредителей было 35, то количество бюллетеней должно быть не менее 18. Далее идет подсчет голосов, поданных за того или иного кандидата. Избранным считается тот, за кого проголосовало не менее 2/3 от участвовавших в голосовании, если иное большинство не установлено уставом (положением) о студенческой организации. Например, если в нашем случае количество бюллетеней было обнаружено в ящике 18, то выборы состоялись и победителем признается тот, кто набрал хотя бы 12 голосов.

В случае открытого - голосования никакой дополнительной работы проводить не надо. После того как выдвинуты все кандидатуры и нет самоотводов, по каждой кандидатуре проводится голосование, причем можно подсчитывать голоса, поданные только "за". Опять, как и в случае с тайным голосованием, каждый член организации имеет право проголосовать "за" только один раз, поскольку вакантная должность одна. Победителем признается тот, за кого проголосовало не менее 2/3 членов организации - участников собрания, если иное большинство не установлено в уставе (положении) о студенческой организации. В нашем примере при количестве участников собрания - членов организации 35 человек победу одерживает тот, кто получил не менее 24 голосов.

Вы, наверное, обратили внимание на разницу в том, с каким числом победа приходит при тайном и открытом голосовании. Это связано с тем, что при открытом голосовании все члены организации, присутствующие на собрании, являются участниками голосования, то есть 35 человек и именно от этого числа необходимо набрать большинство. При тайном же голосовании участниками голосования становятся только те, кто опустил бюллетень в ящик для голосования. Именно бюллетень становится фактом "присутствия при голосовании". Те же, кто не опустил бюллетень (а это право есть у каждого члена организации), уже не являются участниками голосования, они как бы по аналогии с открытым голосованием ушли просто из зала, их волеизъявление непонятно ("за" или "против"). Поэтому для определения большинства они уже не учитываются. Самое главное в данном случае, чтобы соблюдался кворум при принятии решения, то есть

Следует обратить внимание на то, что любой участник собрания - член организации вправе проголосовать против всех кандидатов.

В случае если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов для победы, то возможны два выхода из ситуации: либо собрание проводит повторное голосование по двум кандидатам, которые набрали наибольшее количество голосов по сравнению с другими, либо повторно происходит выдвижение кандидатов, как старых, так и новых, и по ним происходит голосование с соблюдением всей процедуры.

Избранный руководитель организации одновременно считается и избранным в состав руководящего органа организации, так как работу именно этого органа необходимо будет постоянно организовывать. Нельзя быть председателем Совета, не входя в состав самого Совета.

Следующий вопрос учредительного собрания - избрание руководящего (координирующего) органа. Это может быть и совет, и комитет, и бюро, и правление и т.п. Наименование руководящего органа (например, Совет) определяет собрание и фиксирует это в уставе (положении) студенческой организации.

Количественный состав Совета определяет также собрание. В то же время можно вообще не обозначать заранее количественный состав Совета, тогда все избранные в него и будут составлять количество членов Совета.

На практике для организации в 20-40 человек наиболее оптимально избрать в состав Совета 5-7 человек.

Выдвижение кандидатов происходит на собрании, даже если до собрания проводилась какая-то предвыборная кампания. Любой член организации вправе выдвинуть любое количество кандидатов, в том числе и себя. Обсуждение кандидатов происходит таким же порядком, как это делалось при обсуждении кандидатов на председателя Совета.

Голосование происходит по каждой кандидатуре отдельно. В случае если заранее определен количественный состав Совета, то каждый участник собрания - учредитель голосует "за" столько раз, сколько членов Совета предусмотрено в его составе. То есть если решено избрать в состав Совета 5 человек, а выдвинуто 8 кандидатур, то каждый заранее для себя перед голосованием должен определиться, по каким четырем кандидатурам или меньшему числу он будет голосовать "за" (пятый член Совета уже избран: им является председатель Совета).

Голосование "против" и "воздержался" в данном случае можно не проводить. Избранными считаются те, кто набрал не менее 2/3 голосов, если иное большинство не предусмотрено для избрания в члены Совета уставом (положением).

Как быть, если вы сначала установили количественный состав 5 человек, а избранными оказались 3 человека (большего числа не может получиться по простой арифметике, так как каждый имеет право

проголосовать "за" только столько раз, сколько мест в Совете предусмотрено или вообще за меньшее количество кандидатов)? В этом случае вы можете на собрании дополнительно выдвинуть еще другие кандидатуры. В том числе, которые были во время первого голосования, но не прошли в члены Совета, и провести снова голосование, но уже на оставшиеся вакантные места. Либо вы можете решением собрания сократить численность Совета до 3 человек, то есть до такого количества, сколько получило большинство при избрании в Совет.

На собрании также избирается контролирующий (контрольно-ревизионный) орган организации (комиссия, комитет), если организация будет регистрироваться как юридическое лицо. Контрольная комиссия проводит ревизию финансовой и хозяйственной деятельности общественного объединения и подотчетен высшему руководящему органу. Число членов контрольно-ревизионного органа не ограничивается. В члены контрольно-ревизионного органа не могут входить члены руководящих органов общественного объединения. Все должностные лица организации обязаны по запросу контрольно-ревизионного органа предоставлять необходимую информацию и документы.

В заключение председательствующий на собрании объявляет о его закрытии.

Как было уже сказано выше, протокол собрания ведет секретарь собрания. Так как собрание идет обычно интенсивно, порой бурно, с множеством выступлений и голосований, то секретарю приходится быстро записывать основные моменты собрания, вводя множество сокращений. Таким образом, получается как бы черновик протокола. Поэтому после собрания, как правило, оформляется чистовой протокол без сокращений. Протокол подписывается председателем собрания (а не председателем Совета, если он не является одним и тем же лицом) и секретарем собрания.

В итоге у вас должен получиться протокол приблизительно такой, как приведен в приложении.

«У Т В Е Р Ж Д Е Н»

1. Общие положения

1.1. Московская общественная организация «СОДЕЙСТВИЕ» (далее именуемая - "Общественная организация") является общественным объединением, созданным гражданами для защиты прав и законных интересов ее членов, а также объединившихся граждан для содействия в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных настоящим Уставом.

1.2. Общественная организация осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.

1.3. Общественная организация осуществляет свою деятельность без государственной регистрации и без приобретения прав юридического лица. Общее собрание членов Общественной организации может в любое время принять решение о государственной регистрации Общественной организации.

1.4. Общественная организация вправе иметь свои печать, штамп, бланки, символику, собственную эмблему и другие средства визуальной идентификации.

1.5. Местом нахождения Общественной организации является город Москва.

1.6. Деятельность общественной организации основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественная организация свободна в определении своей внутренней структуры, форм и методов своей деятельности и управления.

2. Правовой статус общественной организации

2.1. Общественная организация вправе:

  • 2.1.1. свободно распространять информацию о своей деятельности;
  • 2.1.2. участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • 2.1.3. проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, иные массовые мероприятия, а также проводить конференции, семинары и другие организационно-массовые мероприятия;
  • 2.1.4. учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;
  • 2.1.5. представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях, судах, во всех учреждениях, предприятиях и организациях всех форм собственности;
  • 2.1.6. осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;
  • 2.1.7. выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;
  • 2.1.8. участвовать в избирательных кампаниях в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации о выборах.

2.2. Общественная организация вправе вступать в иные общественные организации, союзы, ассоциации, а также создавать на территории Российской Федерации и за ее пределами свои филиалы и представительства и территориальные отделения в соответствии с действующим законодательством.

2.3. Общественная организация может осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения уставных целей. Предпринимательская деятельность осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и другими законодательными актами Российской Федерации.

2.4. Общественная организация может создавать хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности.

2.5. Вмешательство в деятельность Общественной организации государственных, общественных или иных органов не допускается.

2.6. Общественная организация обеспечивает права своих членов на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; а также тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, ставших известными Общественной организации в результате осуществления своей деятельности.

2.7. Общественная организация представляет интересы своих членов и осуществляет их защиту на основании поручений от членов Общественной организации и протоколов собрания Правления, а в случае необходимости - доверенности, выдаваемой данными членами.

3. Деятельность общественной организации

3.1. Общественная организация преследует общественно полезные цели, направленные на:

  • распространение идей взамной помощи и поддержки;
  • популяризацию благотворительной деятельности;
  • распространение правовых знаний;
  • содействие улучшению взаимоотношений между органами власти и гражданами;
  • повышение социальной ответственности граждан;
  • формирование сильной гражданской позиции;
  • охрану и защиту прав и свобод человека;
  • содействие охране и защите прав и законных интересов граждан;
  • юридическую поддержку физических и юридических лиц;
  • защиту своих интересов на федеральном уровне;
  • законодательные инициативы;
  • участие в разработке законопроектов и нормативных актов, реализацию федеральных и региональных государственных программ;
  • подготовку и внедрение инновационных проектов, программ в рамках целей и задач общественной организации;
  • организацию международных контактов;
  • информационную поддержку членов организации;
  • обмен информацией, опытом между членами организации.

3.2. Виды деятельности Общественной организации:

  • Просветительская. Пропаганда идеи взаимной помощи, информирование граждан об их правах, популяризация благотвориьельности. Информационная деятельность в сфере электронных, печатных средств массовой информации и иных возможных информационных сетях, учреждение средств массовой информации. Создание собственных средств массовой информации. Проведение конференций, семинаров.
  • Защита прав и свобод человека и гражданина. Организация юридических консультаций. Представительство в судах, иных организациях и учреждениях всех форм собственности членов Общественной организации, членов их семей, а также других граждан в случаях нарушения их конституционных прав и законных интересов.
  • Обобщение информации, связанной с нарушением прав и законных интересов граждан РФ в области интересов Общественной организации в соответствии с ее уставными целями и задачами.
  • Поддержка и осуществление мероприятий, направленных на защиту достоинства личности, нравственных и моральных устоев общества, его культурных и исторических традиций, охрану здоровья, конституционных прав и свобод человека.
  • Содействие разработке и реализации социальных, культурных, образовательных, здравоохранительных, экологических проектов, программ, иных мероприятий, направленных на формирование гармоничной личности, а также на охрану защиты нравственного, духовного, психического и физического здоровья человека.
  • Проведение социологических исследований, общественных экспертиз членами Общественной организации и привлеченными специалистами.
  • Международные контакты. Взаимодействие с дружественными зарубежными организациями. Участие в международных мероприятиях.
  • Благотворительная деятельность, привлечение добровольных пожертвований на цели деятельности Общественной организации, а также граждан, нуждающихся в той или иной помощи и/или материальной поддержке.
  • Иная, не запрещенная законом деятельность, направленная на реализацию целей Общественной организации.

3.3. Имущество Общественной организации создается за счет:

  • добровольных взносов, пожертвований граждан и организаций;
  • поступлений от проводимых лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий;
  • доходов от предпринимательской деятельности членов Общественной организации;
  • гражданско-правовых сделок;
  • внешнеэкономической деятельности Общественной организации;
  • других, не запрещенных законом поступлений.

4. Членство. Порядок приобретения и утраты членства. Участники

4.1. Членами Общественной организации могут быть физические лица, достигшие 18 лет, и юридические лица (общественные объединения).

4.2. Прием в члены Общественной организации осуществляется Правлением на основании заявления кандидата.

4.3. Правление имеет право отклонить заявление кандидата.

4.4. Права члена Общественной организации не могут быть переданы третьим лицам без согласия Правления Общественной организации.

4.5. Выбытие члена из Общественной организации происходит либо путем самовольного выхода, либо в результате исключения его из числа членов.

4.6. Выход члена из состава Общественной организации осуществляется путем подачи заявления в Правление Общественной организации.

4.7. Член Общественной организации, систематически не выполняющий или ненадлежащим образом выполняющий свои обязанности, либо нарушивший принятые на себя обязательства перед Общественной организацией, а также препятствующий своими действиями или бездействием нормальной работе Общественной организации или дискредитирующий её своим поведением, может быть исключен из нее по решению Правления Общественной организации.

4.8. Вступительные и периодические взносы членов Общественной организации, а также другие денежные средства и имущество, переданные ими Общественной организации, возврату не подлежат.

4.9. Участниками общественного объединения могут являться физические лица и юридические лица - общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия.

4.10. Участники общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности.

5. Права и обязанности членов

5.1. Члены Общественной организации - физические лица и представители юридического лица - имеют право:

  • 5.1.1. избирать и быть избранными в органы управления Общественной организации и ее территориального отделения;
  • 5.1.2. участвовать в Общем собрании Общественной организации и голосовать по вопросам повестки дня;
  • 5.1.3. получать услуги Общественной организации по защите своих прав и законных интересов;
  • 5.1.4. по своему усмотрению выходить из Общественной организации;
  • 5.1.5. вносить предложения в повестку Общих собраний членов Общественной организации;
  • 5.1.6. обращаться в руководящие органы Общественной организации по любым вопросам, связанным с ее деятельностью.

5.2. Члены Общественной организации обязаны:

  • 5.2.1. соблюдать положения настоящего Устава;
  • 5.2.2. принимать посильное участие в деятельности Общественной организации, её территориальных отделений;
  • 5.2.3. своевременно вносить членские взносы, размер и порядок уплаты которых определяется Общим собранием членов Общественной организации;
  • 5.2.4. предоставлять информацию, необходимую для решения вопросов, связанных с деятельностью Общественной организации;
  • 5.2.5. не разглашать конфиденциальную информацию Общественной организации.

6. Органы управления общественной организации

6.1. Высшим органом управления Общественной организации является Общее собрание членов Общественной организации.

6.2. Общее собрание избирает из числа своих членов председателя собрания, руководящего собранием, и секретаря.

6.3. К компетенции Общего собрания относится решение следующих вопросов:

  • 6.3.1. внесение изменений и дополнений в Устав Общественной организации;
  • 6.3.2. определение приоритетных направлений деятельности Общественной организации, принципов формирования и использования ее имущества;
  • 6.3.3. избрание членов Правления Общественной организации;
  • 6.3.4. реорганизация и ликвидация Общественной организации;
  • 6.3.5. избрание ревизионной комиссии в случае государственной регистрации Общественной организации;
  • 6.3.6. принятие решения о создании, реорганизации, ликвидации отделения, филиала, представительства Общественной организации;
  • 6.3.7. определение величины и порядка уплаты членских взносов;
  • 6.3.8. решение иных вопросов, переданных на разрешение Общего собрания Правлением.

6.4. Общее собрание членов Общественной организации созывается Правлением, Председателем Правления либо членами Правления.

6.5. Общее собрание общественной организации правомочно, если на нем представлено более половины ее членов. Решения Общего собрания принимаются простым большинством голосов. Решения могут приниматься как открытым, так и тайным голосованием, включая решение вопросов о внесении изменений и дополнений в Устав.

  • 6.5.1. Решения Общего собрания могут быть приняты путем проведения заочного голосования (опросным путем). Такое голосование может быть проведено путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, обеспечивающей аутентичность передаваемых и принимаемых сообщений и их документальное подтверждение.
  • Сроки проведения Общего собрания путем заочного голосования должны быть установлены таким образом, чтобы принимающие участие в голосовании члены организации имели возможность ознакомиться с дополнительной информацией по вопросам, поставленным на голосование.

6.6. Очередное Общее собрание созывается не реже 1 раза в два года.

6.7. Внеочередные Общие собрания созываются по мере необходимости.

6.8. В Общественной организации создается постоянно действующий коллегиальный орган - Правление, состоящее как минимум из трех человек и возглавляемое Председателем Правления. Члены Правления избираются Общим собранием.

6.9. Правление осуществляет общее руководство деятельностью Общественной организации в период между Общими собраниями.

6.10. Проведение заседаний Правления организует Председатель, который подписывают все документы от имени Общественной организации, протоколы заседания и решения Правления.

6.11. Правление Общественной организации:

  • принимает решение о созыве Общего собрания членов Общественной организации, определяет вопросы повестки дня, обеспечивает выполнение решений Общего собрания;
  • утверждает целевые программы и определяет источники финансирования;
  • принимает положения о Ревизионной комиссии;
  • принимает решения о создании, реорганизации, ликвидации отделений, филиалов, представительств Общественной организации, утверждает положения о них;
  • принимает решения об участии Общественной организации в других объединениях;
  • избирает на должность Председателя;
  • решает другие вопросы, связанные с текущей деятельностью Общественной организации, в том числе финансовые.
  • 6.11.1. Заседания Правления Общественной организации проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Решения принимаются открытым голосованием простым большинством голосов. Протоколы заседания Правления подписываются Председателем и всеми членами Правления.

6.12. Председатель Правления без доверенности действует от имени Общественной организации, осуществляет оперативное руководство деятельностью Общественной организации, руководит Правлением, организует исполнение решений Общих собраний и Правления Общественной организации, представляет Общественную организацию в отношениях с государственными, законодательными и исполнительными органами, с молодежными, национальными и международными организациями, выдает доверенности, подписывает финансово-хозяйственные документы, заключает сделки от имени Общественной организации.

6.13. Председатель избирается Правлением простым большинством голосов, открытым голосованием и осуществляет свои полномочия на постоянной основе до момента отзыва по собственному желанию или по решению Общего собрания. В случае отзыва либо невозможности исполнения Председателем своих обязанностей, его полномочия возлагаются Правлением до созыва Общего собрания на одного из членов Правления.

6.14. Председатель подотчетен Общему собранию и Правлению, несет ответственность перед Общественной организацией за результаты и законность ее деятельности.

6.15. В случае регистрации Общественной организации в качестве юридического лица, в Общественном объединении создается ревизионная комиссия. Положение о ревизионной комиссии принимается Правлением Общественной организации.

7. Территориальные отделения, филиалы и представительства

7.1. Общественное объединение может иметь отделения, филиалы и представительства, деятельность которых осуществляется в соответствии с настоящим Уставом и Положением, утверждаемым Правлением.

8. Международные связи

8.1. Общественная организация может вступать в международные общественные объединения, приобретать права и нести обязанности, соответствующие статусу этих международных общественных объединений, поддерживать прямые международные контакты и связи, заключать соглашения с иностранными некоммерческими неправительственными объединениями.

8.2. Общественная организация может создавать свои отделения или филиалы и представительства в иностранных государствах на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации и законодательства этих государств.

9. Символика общественной организации

9.1. Общественная организация имеет свою символику, эмблему, печать, штамп, бланки.

10. Прекращение деятельности общественной организации

10.1. Прекращение деятельности Общественной организации может осуществляться по решению Общего собрания в связи с отсутствием необходимости дальнейшей деятельности Общественной организации или по другим основаниям в соответствии с действующим законодательством.