Тезисный конспект правила составления. Тезисы это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Конспект и его виды. Особенности ведения конспектов - Конспект

Урок русского языка в 9 классе.

Тема: «Учимся писать тезисы, конспекты и рефераты».

Цель.

Слайд 1.

Ход урока.

1.Оргмомент.

2.Слово учителя.

В школе вам часто приходится составлять конспекты статей, изучая новый материал, записывать его в виде тезисов, готовить домашнее задание в форме реферата. Эта работа не ограничится школой, вы её продолжите и в учебных заведениях, в которых будете учиться после окончания школы.

Но в наш компьютерный век многие, особо не усердствуя, потратив 5-6 минут, приносят готовые работы по заданной теме и не задумываются: действительно, это то, что нужно.

В большинстве случаев работы, особенно рефераты, написаны и оформлены неграмотно.

Назрела необходимость более точного и чёткого определения данных понятий и правильного составления и оформления работ.

Тема нашего урока: «Учимся писать тезисы, конспекты и рефераты».

3.Работа в тетради.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Итак, что же обозначает каждое из данных понятий.

Слайд 2.

Запишите эти слова в рубрику «Запомню».

Эти слова заимствованные слово «тезис» из греческого языка;

конспект- из латинского (в переводе «обзор»);

реферат – из латинского (сообщать, докладывать).

4.Слово учителя.

Как же правильно составлять тезисы,конспекты, рефераты? Вот эти вопросы нам нужно решить на нашем уроке. Вообще работа над конспектом и рефератом представляет собой создание «вторичного» текста, т.е. на основе уже готового текста мы создаём новый, свой текст.

Ребята, подумайте и скажите: «Чем отличаются тезисы, конспекты и рефераты друг от друга и в чём их сходность?»

Итак, чем они похожи?

Слайд 4.

В чём отличие?

Слайд 5.

Итог: тезисы, конспекты, рефераты взаимосвязаны

5.Требования к оформлению реферата.

Составляя и записывая тезисы и конспекты, особых каких-то требований к их оформлению, структуре нет. А вот к оформлению рефератов и их написанию предъявляются особые требования.

С ними мы и познакомимся подробнее. Итак, существуют определённые этапы работы над рефератом.

Слайд 6.

Кто знает лексическое значение слова «Библиография»?

Слайд 7.

Чтобы составить реферат, существуют определённые требования .

Слайд 8.

А как оценить, правильно ли составлен реферат. Существуют и критерии оценки.

Слайд 9.

А как строится реферат? И здесь существует определённая структура.

Слайд 10.

Запишите в тетрадь составные части реферата.

Поднимите руку те, кто из вас при работе над рефератом придерживается выполнения всех этих требований .

6.Запись образца оформления титульного листа.

Много ошибок можно встретить в оформлении титульного листа, поэтому сейчас мы с вами оформим титульный лист реферата прямо в тетради, он будет служить вам образцом. Оформлять будем на чистой странице.

Слайд 11.

7. Практическая часть урока. На сегодняшнем уроке, как вы понимаете, невозможно написать реферат или конспект. Поэтому мы выполним только ряд упражнений. Задание 1

Слайд 12

Проверка.

Слайд 13.

Задание 2

Слайд 14

Работа с теорией

Слайды 15-17.

Задание 3.

Слайд 18

Проверка.

Слайд 19.

Задание 4.

Слайд 20.

8.Итог урока.

Слайд 21.

9.Домашнее задание. Слайд 22.

Обратите внимание!

Каждый текст посвящён раскрытию темы или ряда тем. Тема получает развитие в оном, чаще в нескольких абзацах. Каждая тема в свою очередь получает развитие в ряде подтем. Подтемы могут раскрываться подробно или сжато, могут занимать часть абзаца, весь абзац или сразу несколько абзацев.

Прочитайте текст. 1) Определите, сколько основных тем развивается в данном тексте, запишите их; 2) Найдите в тексте предложения сигнализирующие о начале новой темы.

Опыт космических исследований околоземных орбит, находящихся на расстоянии сотен километров от поверхности Земли, показал, что с высоты видно не только дальше, но и глубже. Это относится к наблюдению материков и океанов. Вода в морях и океанах не мешает наблюдению глубоководного рельефа дна. При наблюдении или фотографировании из космоса отдельные детали земной поверхности объединяются в единое целое, образуя крупномасштабные картины строения Земли, на которых иногда проявляются глубинные структуры нашей планеты. Однако как через поверхность суши, так и через морские глубины просматриваются только крупномасштабные объекты и образования, в которых практически невозможно различить небольшие детали.

Не так ли и в истории человечества? Из глубины веков до нас доходят только значительные события, явления и самые выдающиеся личности. Время отсеивает всё мелкое, второстепенное, отбирает для последующих поколений только наиболее значительное, крупное. Поэтому из глубины веков во времени, так же, как и с большого расстояния, в пространстве, из рассеянного (размытого) для современников потока информации постепенно выступают наиболее выдающиеся творения и личности, оказавшие большое влияние на развитие человеческого общества.

Рассеяние света в морской воде, облачном покрове, межпланетной и межзвёздной среде, рассеяние вещества в материках, распространение, рассеяние информации в человеческом обществе – эти, казалось бы, такие различные явления имеют и общие черты. Во всех этих явлениях рассеяние участвует в формировании крупномасштабных, но размытых картин, которые отчётливо проявляются на значительном пространственно-временном интервале.

3) Прочитайте последний абзац текста и скажите, можно ли его опустить. Объясните почему?


Существует несколько видов переработки, сокращения текста: составление плана, тезисов, конспекта, реферата, аннотации.

Сокращать текст можно разными способами :

1) исключить отдельные его части (соответствующие определенным пунктам плана);

2) сократить пересказ, изложение каждой части;

3) заменить развернутые предложения более простыми.

При сокращении текста придерживайтесь следующего порядка:

1) составьте подробный план и наметьте части (пункты), которые можно сократить;

2) в каждой части выделите главное, которое необходимо оставить;

3) сделайте более короткими предложения.

Важно, чтобы в сокращенном тексте были сохранены ключевые слова.

План – выделение и формулировка основных мыслей, вопросов, которые необходимо раскрыть в высказывании (устном или письменном), их оглавление, последовательное изложение.

Работа над планом дает возможность сформировать умения и навыки по обобщению материала, его группировке и систематизации.

Тезисы – это краткое изложение основных положений статьи, книги, доклада; это выводы, обобщения, которые читатель выписывает в виде цитат или в собственной формулировке, если они имеют характер утверждения.

Чтобы правильно составить тезисы готового текста, надо научиться находить главное в тексте, в каждой его части (чему вы учились при составлении плана). Поэтому составление тезисов какого-либо текста целесообразно начинать с составления плана этого текста. Каждый тезис в отличие от соответствующего пункта плана не просто называет ту или иную часть текста, озаглавливает ее, а очень коротко излагает мысль, основное положение, заключенное в этой части .

Тезисы – один из наиболее сложных видов сокращения текста. Правильно составленные тезисы облегчают работу над докладом, рефератом.

Умение сокращать текст важно не только для составления плана и тезисов, но и для составления конспекта.

В чем отличие конспекта от других видов сокращения текста?

План – это самая короткая форма изложения текста, его логическая схема в виде коротких формулировок; тезисы – основные положения текста, в них коротко, но четко выделены и сформулированы главные мысли автора по тому или иному вопросу.

Конспект – это краткое письменное изложение текста. Это особый вид текста, который создается в результате систематизации и обобщения первоисточника. Конспект ближе к полному, исходному тексту, он занимает больше места, чем тезисы и тем более план.

Различают следующие в иды конспектов : план-конспект, текстуальный (цитатный), свободный, тематический, схема­тический.

План-конспект – э то сжатый в форме плана пересказ прочи­ танного или услышанного.

Характеристика конспекта: краток, прост, бы­стро составляется и запоминается; учит выбирать главное, четко и логично излагать мысли, дает возможность усвоить материал еще в процессе его изучения. Все это делает его незаменимым при быстрой подготовке доклада, выступления. Однако работать с ним через некоторое время трудно, так как плохо восстанавливается в памя­ти содержание материала.

Этапы работы :

1. Составьте план прочитанного текста или вос­пользуйтесь готовым.

2. Разъясните кратко и доказательно каждый пункт плана, выберите разумную и эффективную форму записи.

3. Сформулируйте и запишите вывод.

Текстуальный (цитатный) конспект - это конспект, созданный из отрывков подлин­ ника – цитат.

Характеристика конспекта: строится из выска­зываний автора, из изложенных им фактов; используется для работы с первоисточником; к нему можно обращаться неоднократно. Од­нако он не способствует активной мыслитель­ной работе, как правило, служит только иллю­страцией к изучаемой теме.

Цели урока.

Обучающие:

  • знать определения понятий: “тезис”, “конспект”;
  • давать определения изученных понятий;
  • знать алгоритм составления тезисов и конспекта;
  • овладеть навыками составления тезисов, конспектирования;
  • способствовать отработке навыков конспектирования, составления тезисов.

Развивающие:

  • совершенствовать основные коммуникативные навыки – слушания и говорения;
  • развивать умение выделять главное в тексте;
  • развивать внимание к слову.

Воспитательные:

  • воспитание самостоятельности мышления;
  • воспитание речевого этикета.

Задачи урока:

  • дать понятие тезиса и конспекта;
  • познакомить с рекомендациями (алгоритмом) по составлению тезисов и конспекта;
  • отработать навыки составления тезисов, конспектирования;
  • выявить связь между составлением тезисов и конспекта.

Методы и формы работы:

  • словесно-наглядный;
  • эвристическая и фронтальная беседа;
  • практический (упражнения).

Оборудование:

  • учебник, словарь;
  • раздаточный материал:

1) определение и алгоритм составления тезисов и конспекта;

2) листы с практическими заданиями;

3) текст для работы дома.

Ход урока

Первый урок

I. Теоретическая часть.

1. Оргмомент (приветствие и запись темы урока).

2. Определение понятий (словарная работа).

На этом этапе урока учащиеся по учебнику или словарю знакомятся только с понятиями тезиса и конспекта, типами, назначением и сферой их применения (прежде всего, использование в учебной деятельности). Последнее выясняется в ходе беседы с учащимися:

На каких предметах уже использовали конспект (тезисы)? При выполнении каких заданий?

В каких жизненных ситуациях это может пригодиться? и т.п.

Определения понятий записываются в тетрадь.

Лучше заранее распечатать теоретические сведения урока в виде раздаточного материала для каждого понятия отдельно. (Приложение 1)

3. Слово учителя.

С чего начать работу над конспектом? Как увидеть самую важную информацию, как экономно и рационально ее записать? Эти и многие другие проблемы мы попытаемся решить вместе. Наша цель - овладение навыками конспектирования и составления тезисов, то есть краткой логичной записи прочитанного или услышанного. Работа над конспектом - это создание “вторичного” текста.

Записав тезисы в логической последовательности, снабдив их примерами (не больше двух), мы получим конспект .

Учитель по ходу объяснения составляет на доске “зрительную картинку” излагаемого материала (это опять же будет примером выделения главного). Желающие могут перенести схему в тетрадь:

основная мысль абзаца (-ев)

без примеров с примерами

тезисы конспект

Более подробная инструкция по составлению тезисов и конспекта перед вами. (Лучше, чтобы учащиеся получили этот материал в личное пользование)

а) тезисов:

Изучаемый текст читайте неоднократно, разбивая его на отрывки;

В каждом из них выделяйте главное, и на основе главного формулируйте тезисы;

Не приводите факты и примеры;

Сохраняйте в тезисах самобытную форму высказывания, оригинальность авторского суждения, чтобы не потерять документальность, убедительность;

По окончании работы над тезисами сверьте их с текстом источника (не исказился ли смысл?), затем перепишите и пронумеруйте.

б) конспектов:

Ознакомьтесь с текстом, прочитайте предисловие, введение, оглавление, главы и параграфы;

Выделите информационно значимые места текста;

Составьте “черновой” план текста (он поможет вам в логике изложения группировать материал);

Выделите в тексте тезисы (опирайтесь на план);

Запишите их с последующей аргументацией, подкрепляя примерами и конкретными фактами;

(В заключение обобщите текст конспекта, выделите основное содержание проработанного материала, дайте ему оценку).

II. Практическая часть. (Листы с заданиями на каждой парте)

1. Прочитайте текст и ответьте, о чём в нём рассказывается.

Для ответа выбери подходящее начало из предложенных речевых образцов: Автор текста (статьи) рассказывает нам о том... В тексте (статье) рассматривается (что?), говорится (о чём?), даётся оценка, анализ (чего?), обобщается (что?), представлена точка зрения (на что?)...

У японцев бытует любопытный обычай: в день свадьбы молодым преподносят чудесный дар природы - морскую корзиночку (ажурную губку), в которой сидят два рачка, символизирующих верность, преданность. Рачки эти заползают в корзиночку-губку в детском возрасте, растут в ней и остаются вместе на всю жизнь, так как не могут выбраться через небольшое отверстие. Такой свадебный подарок называется корзинкой Венеры.

(Возможный ответ . Из заметки стало известно, что у японцев есть обычай дарить молодожёнам морскую корзиночку с двумя рачками, символизирующими супружескую верность.)

2. Уберите лишнюю информацию, не относящуюся к заметке.

Автор балета “Спящая красавица” - Пётр Ильич Чайковский. Мысль о создании оперы на сюжет пушкинского “Евгения Онегина” подсказала Чайковскому русская певица Е. А. Лавровская. “Содружество” двух гениев дало миру прекрасное произведение.

(Ответ. Мысль о создании оперы на сюжет пушкинского “Евгения Онегина” подсказала Чайковскому русская певица Е. А. Лавровская. “Содружество” двух гениев дало миру прекрасное произведение.)

3. По заголовкам определите тему статей (возможно несколько вариантов).

(Темы в), г), д) - для слабых учащихся, остальные - для сильных)

а) Здоровье нации - дело каждого и всех.

б) Человек и компьютер.

в) Наш сад.

г) История государства Российского.

д) Беречь землю.

е) Из жизни лингвистических терминов.

(Возможные варианты:

а) о здоровом образе жизни; о негативных последствиях вредных привычек;

б) роль компьютера в жизни современного человека; сравнительные возможности компьютера и человека;

в) о садоводстве;

г) вопросы исторического развития России; хроника Российской истории;

д) экологические проблемы земли;

е) популярное изложение научных понятий лингвистики.)

4. Прочитайте текст. Назовите предложение, которое несёт главную смысловую нагрузку.

Берегите книги.

Не реже двух раз в год книги в домашней библиотеке надо чистить щёткой или тряпкой. Пыль и сырость - враги книг, книги следует потереть сухой тряпкой. Шкафы нужно оставить открытыми, чтобы они хорошо проветривались.

(Ответ . Пыль и сырость - враги книг.)

5. В предложенном тексте (без абзацев): а) найдите его “подтемы”; б) в каждом предложении ключевые слова; в) определите главную мысль текста. (Задания а), б) для сильных уч-ся, в) – для слабых.)

Память бывает разная . Есть память чувств , в которой хранятся радости и печали . Есть память ума , сохраняющая обдуманное и понятое . Можно помнить вкусдыни , которую вы ели месяц назад, потому что у вас есть память на вкусовые ощущения . А есть память на запахи. Людям во всём помогают разные виды памяти . Но чтобы они по-настоящему выручали , о них надо заботиться: тренировать и развивать .

(Ответ :

а) ключевые слова выделены жирным шрифтом;

б) подтемы: память бывает разная; людям помогают разные виды памяти; в) главная мысль: любой вид памяти надо тренировать и развивать.)

6. Подведение итогов.

В конце урока следует ещё раз повторить определения основных понятий темы: конспект, тезис, тема и главная мысль текста, ключевые слова.

Домашнее задание. Знать определения и алгоритмы составления конспекта и тезисов.

Второй урок

1. Фронтальный опрос учащихся:

Что такое конспект? тезисы?

Перечислить основные правила составления конспекта и тезисов.

Что такое подтема? ключевые слова? и др.

Практическая часть (продолжение)

2. Прослушайте текст и к каждому предложению составьте вопросы (письменно).

Старейшие действующие часы находятся на здании собора в английском городе Солсбери. Они не имеют циферблата. Сигнал о ходе времени осуществляется при помощи колокольного боя. Часы созданы в 1368 году. В 1956 году подвергались капитальному ремонту.

(Ответ . - Где находятся старейшие действующие часы?

Что у них отсутствует?

Как осуществляется сигнал о ходе времени?

Когда часы созданы?

Когда их ремонтировали капитально?)

3. Прочитайте текст (текст не разделен на абзацы):

а) разбейте текст на абзацы (подтемы);

б) определите, сколько основных тем развивается в данном тексте, назовите их.

Опыт космических исследований околоземных орбит, находящихся на расстоянии сотен километров от поверхности Земли, показал, что с высоты видно не только дальше, но и глубже. Это относится к наблюдению материков и океанов. Вода в морях и океанах не мешает наблюдению глубоководного рельефа дна. При наблюдении или фотографировании из космоса отдельные детали земной поверхности объединяются в единое целое, образуя крупномасштабные картины строения Земли, на которых иногда проявляются глубинные структуры нашей планеты. Однако как через поверхность суши, так и через морские глубины просматриваются только крупномасштабные объекты и образования, в которых практически невозможно различить небольшие детали. Не так ли и в истории человечества? Из глубины веков до нас доходят только значительные события, явления и самые выдающиеся личности. Время отсеивает всё мелкое, второстепенное, отбирает для последующих поколений только наиболее значительное, крупное. Поэтому из глубины веков во времени, так же, как и с большого расстояния, в пространстве, из рассеянного (размытого) для современников потока информации постепенно выступают наиболее выдающиеся творения и личности, оказавшие большое влияние на развитие человеческого общества. Рассеяние света в морской воде, облачном покрове, межпланетной и межзвёздной среде, рассеяние вещества в материках, распространение (рассеяние) информации в человеческом обществе - эти, казалось бы, такие различные явления, имеют и общие черты. Во всех этих явлениях рассеяние участвует в формировании крупномасштабных, но размытых картин, которые отчётливо проявляются на значительном пространственно-временном интервале.

(Ответ .

а) Не так ли и в истории человечества? – 2 абзац.

Рассеяние света в морской воде, облачном покрове, межпланетной и межзвёздной среде… - 3 абзац.

б) Две основные взаимосвязанные темы:

1) описание и анализ опытов фотографирования из космоса;

2) перенос, распространение результатов исследования на другие сферы жизни и деятельности человека.)

4. Вспомните и скажите, строка из какого стихотворения С.А. Есенина может стать главной мыслью статьи из задания № 7. – не беда, если уч-ся этого не знают, учитель коротко может процитировать известные строки.

(Ответ . “Большое видится на расстоянии”.)

5. Прочитайте последний абзац текста и скажите, можно ли его опустить. Если нет, то объясните почему?

(Ответ. Нет, поскольку абзац содержит общий вывод по теме.)

6. Составьте и запишите тезисы:

а) раскрывающие подтемы текста;

б) раскрывающие главную тему (для более сильных учащихся).

(Ответ. а) При наблюдении или фотографировании из космоса отдельные детали земной поверхности объединяются в единое целое, образуя крупномасштабную картину строения Земли.

Из глубины веков во времени, так же, как и с большого расстояния, в пространстве, из рассеянного для современников потока информации постепенно выступают наиболее выдающиеся творения и личности.

Рассеяние в различных явлениях природы участвует в формировании крупномасштабных, но размытых картин, которые отчётливо проявляются на значительном пространственно-временном интервале.

б) Во многих явлениях, как-то: рассеяние света в морской воде, облачном покрове; распространение информации в человеческом обществе и т. д. проявляются общие черты. Их объединяет такое понятие, как “рассеяние”, участвующее в формировании крупномасштабных, но размытых картин, которые отчётливо проявляются на значительном пространственно-временном интервале.)

Правильные ответы обязательно давать учащимся для самоанализа и как образец.

7. Подведение итогов в форме беседы (чему учились на уроке? что освоили? и др.)

Домашнее задание.

Напишите конспект статьи на лингвистическую тему (дается текст каждому учащемуся, лучше несколько вариантов и из заданий к ГИА).






Вопросный план План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой – либо одной смысловой части текста. Вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста. При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова («как», «сколько», «когда», «почему» и т.д.), а не словосочетания с частицей «ли» («есть ли», «нашел ли», и т.п.).








План – опорная схема Этот план состоит из «опор», то есть слов и словосочетаний, предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По «опорам» легко восстановить текст. Выбор «опор» зависит от особенностей твоей памяти, целей и задач, которые ты ставишь. Опорную схему каждый человек составляет так, чтобы ему было удобно ею воспользоваться.











*Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста. Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов. - В море поймали черепаху. - Пойманная черепаха все время плачет. - Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.




Тезис это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца. 1. Прочитайте текст. В каждом абзаце выделите предложения, в которых выражается главная мысль абзаца. 2. Запишите эти предложения в том порядке, в каком они предъявлены в тексте. 3. В процессе записи пронумеруйте их. У вас получатся тезисы текста.



1. Три принципа русского правописания 2. Ведущий принцип русской орфографии… План показывает то, о ЧЕМ нужно сказать 1. Правописание в русском языке осуществляется соответственно трем принципам: морфемному, фонетическому, традиционному. 2. Морфемный принцип правописания –ведущий принцип русской орфографии. Каждая морфема сохраняет единое написание независимо от произношения. Тезис формулирует, ЧТО нужно сказать



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «ЛАБИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Разработка открытого урока по русскому языку

Тема : Написание тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов

Разработчик: Карабанская Е.Г., преподаватель русского языка и литературы

Тема: Написание тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов.

Цель: познакомить студентов с основными жанрами научного стиля (реферат, аннотация, конспект, тезисы), обучить умению написания работ этих жанров.

Ход урока.

1.Вступительное слово.

2. Сообщение цели и темы урока.

Эти жанры научных текстов объединены общими свойствами: являются вторичными жанрами речи (составляются на основе уже имеющихся опорных тестов, чаще всего оригинальных, первичных, хотя тезисы могут быть и оригинальным научным произведением) и определенным образом соотносятся с учебно-научной разновидностью научного стиля речи.

3. Основная часть.

Реферат

Реферирование - интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, преобразование информации аналитико-синтетическим способом и создание нового (вторичного) текста. Реферат - адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные. Подготовка рефератов - один из наиболее сложных видов самостоятельной работы, реферирование приучает человека вдумчиво работать с литературой, ориентироваться в ней, выбирая необходимую информацию. Реферат должен быть информативным, отличаться полнотой изложения, объективно передавать содержание первичного текста, корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике. Реферат может быть репродуктивным, воспроизводящим содержание первичного текста, и продуктивным, содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого источника.

    Репродуктивные рефераты бывают двух видов: реферат-конспект и реферат-резюме.

    • Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, полученных результатах и возможностях их применения.

      Реферат-резюме приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.

    Продуктивные рефераты представлены рефератом-обзором и рефератом-докладом:

    • Реферат-обзор составляется на основании нескольких первичных текстов, дает сопоставление различных точек зрения по конкретному вопросу.

      Реферат-доклад имеет развернутый характер, наряду с анализом информации, приведенной в первоисточнике, дает объективную оценку состояния проблемы.

В структуре реферата любого типа выделяются три основных компонента:

    библиографическое описание,

    собственно реферативный текст,

    справочный аппарат.

Как и любой научный текст, реферат имеет определенную композицию:

    Вступление . Задачи вступления могут быть следующими: дать исходные данные текста (название исходного текста, где опубликован, в каком году), сообщить сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, специальность, ученая степень, ученое звание), вскрыть смысл названия работы, чему она посвящена, в связи с чем написана.

    Перечисление основных вопросов и проблем , о которых говорится в первоисточнике.

    Анализ самых важных, по мнению референта, вопросов, содержащихся в исходном тексте. Проводя такой анализ, необходимо обосновать важность выбранных вопросов, коротко передать мнение автора по этим вопросам, выразить свое мнение по поводу суждений автора первоисточника.

    Общий вывод о значении всей темы или проблемы реферируемого текста.

Таким образом, реферат имеет следующие признаки:

    содержит точное изложение основной информации без искажений и субъективных оценок;

    имеет постоянные структуры: заголовочную часть с библиографическим описанием, собственно реферативную часть, в которой обобщаются сведения об авторах, называются основная тема и проблематика источников, дается подробное или сжатое изложение наиболее важных вопросов, делаются выводы.

В реферате используются речевые клише, характерные для данного жанра научного стиля речи:

      Он анализирует…

      При этом он отмечает…

      Самым серьезным последствием этого является…

Завершая анализ материала по теме "Реферат", предлагаем проанализировать структуру реферата и речевые клише, используемые при его написании.

    Тема статьи, книги. Указывается общая тема первоисточника. При этом можно использовать следующие выражения: Статья (книга, монография…) посвящена… (теме, вопросу, проблеме) .

    Композиция . Указывается из скольких и каких структурных частей состоит источник (обычно книга). При этом используются следующие выражения: Книга (статья) состоит из (включает в себя, содержит)… (трех разделов и т.п.).

    Основное содержание . Излагаются конкретные результаты или выводы автора в соответствии со структурой статьи. Могут быть использованы следующие выражения:

    Во введении указывается (отмечается), что…

    В первой главе освещается…

    Вторая глава посвящена (содержит)…

    В третьей главе…

    В заключении указывается (отмечается), что…

    Наличие иллюстративного материала . Отмечается наличие иллюстраций, рисунков, таблиц, других наглядных материалов. Используются, например, такие выражения: Свои рассуждения автор иллюстрирует конкретными фактами и примерами, приводит рисунки, фотографии, таблицы… и т.п.

    Адресат . Отмечается, для кого предназначен текст. Используются следующие выражения:

      Статья предназначена для специалистов в области…

      Представляет интерес для… (широкого круга читателей) и т.п.

Аннотация

Аннотация - сжатая, краткая характеристика книги (статьи или сборника), ее содержания и назначения. В аннотации перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуются его структура, композиция. Как правило, аннотация состоит из простых предложений. Аннотация имеет две обязательные части:

    Адресат аннотируемого текста.

Кроме названных частей, могут присутствовать факультативные части:

    Композиция, структура первичного текста.

    Иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике.

Перечисленные смысловые части аннотации оформляются с помощью речевых клише.

    Характеристика содержания текста :

    • В статье (книге) рассматривается…

      В книге изложены…

      Статья посвящена…

      В статье даются…

      В основу работы положено…

      Цель статьи - показать…

      Целью статьи является изучение…

    Композиция работы :

    • Книга состоит из… глав (…частей)…

      Статья делится на … части

      В книге выделяются … главы

    Назначение текста :

    • Сборник рассчитан…

      Предназначается широкому кругу читателей…

      Для студентов, аспирантов…

      Книга заинтересует…

Приведем пример аннотации.
Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. - М., 1991.
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) - крупнейшая фигура в умственной, общественной и культурной жизни России последней трети XIX века. Мыслитель и поэт, он выступил завершителем целой эпохи философских исканий и дал толчок новым идейным и художественным течениям XX века, в особенности символизму. Включенные в сборник сочинения В.С. Соловьева в соответствии с важнейшими темами его эстетической мысли распределены по следующим разделам: "Красота как преображающая сила", "Нравственная миссия художника", "Статьи о русских поэтах", "Энциклопедические статьи. Рецензии. Заметки".

Конспектирование

Конспектирование - процесс мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит свертывание, компрессия первичного текста. Результатом конспектирования является запись в виде конспекта.
Конспект - особый вид вторичного текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации, содержащейся в исходном тексте. Конспект выявляет, систематизирует и обобщает наиболее ценную информацию, он позволяет восстановить, развернуть исходную информацию. При конспектировании необходимо отбирать новый и важный материал, связывать его со старым, уже известным и выстраивать материал в соответствии с логикой изложения; конспект должен обладать содержательной, смысловой и структурной целостностью. С точки зрения объема (степени сжатия), конспект может быть кратким, подробным или смешанным; по степени соответствия первоисточнику - интегральным или выборочным. По количеству перерабатываемых источников конспект может быть монографическим или сводным (обзорным), с точки зрения предъявления информации конспект составляется на основе чтения или слушания. В зависимости от формы представления информации в конспекте и от степени свернутости в конспекте первичного текста различают следующие виды конспектов:

    конспект-план,

    конспект-схема,

    текстуальный конспект.

Подготовка конспекта включает следующие этапы:

Этап 1 . Выделяются смысловые части - вся информация, относящаяся к одной теме, группируется в один блок.
Этап 2 . В каждой смысловой части формулируется тема в опоре на ключевые слова и фразы.
Этап 3 . В каждой части выделяется главная и дополнительная по отношению к теме информация.
Этап 4 . Главная информация фиксируется в конспекте в разных формах: в виде тезисов, выписок (текстуальный конспект), в виде вопросов, выявляющих суть проблемы, в виде назывных предложений (конспект-план и конспект-схема).
Этап 5 . Дополнительная информация приводится при необходимости.

Работая над конспектом, необходимо помнить следующие правила:

    Следует записать название конспектируемого произведения (или его частей) и его выходные данные.

    Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.

    Составить план - основу конспекта.

    Конспектируя, оставить широкие поля для дополнений, заметок, записи терминов и имен, требующих разъяснений.

    Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.

    Запись следует вести своими словами, что способствует лучшему осмыслению текста.

    Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.

    Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.

Тезисы

Тезирование - один из видов извлечения основной информации текста-источника с ее последующим переводом в определенную языковую форму. Сокращение при тезировании производится с учетом проблематики текстов, то есть авторской оценки информации и дает изложение, расчлененное на отдельные положения-тезисы.
Тезисы - кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи. По представленному в них материалу и по содержанию тезисы могут быть как первичным, оригинальным научным произведением, так и вторичным текстом, подобным аннотации, реферату, конспекту. Оригинальные тезисы являются сжатым отражением собственного доклада, статьи автора. Вторичные тезисы создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору. В тезисах логично и кратко излагается данная тема. Каждый тезис, составляющий обычно отдельный абзац, освещает отдельную микротему. Если план только называет рассматриваемые вопросы, то тезисы должны раскрывать решение этих вопросов.
Тезисы имеют строго нормативную содержательно-композиционную структуру, в которой выделяются:

    Преамбула.

    Основное тезисное положение.

    Заключительный тезис.

Четкое логическое деление тезисного содержания подчеркивается формально или графически .

    Формальное выражение логических взаимосвязей между тезисами может быть представлено следующими способами:

    • использованием вводных слов в начале каждого тезиса (во-первых, во-вторых );

      с помощью оппозиционных фраз (внешние факторы - внутренние причины );

      использованием классификационных фраз (поле глаголов действия, поле глаголов состояния, поле глаголов движения ).

    Графическое обозначение логики изложения осуществляется через нумерацию каждого тезиса. В тезисах, как правило, отсутствуют цитаты, примеры, что связано со стремлением к краткости.

В зависимости от стиля изложения существуют два типа тезисов:

    Тезисы глагольного строя (имеют широкое распространение), в которых используются глагольные сказуемые; они представляют собой более краткое, чем конспект, научное описание;

    Тезисы номинативного строя (с отсутствием глагольного сказуемого) встречаются крайне редко, хотя это предельно лаконичный способ фиксации научной информации.

Тезисы могут начинаться следующими речевыми формами:

      Известно, что…

      Следует отметить, что…

      Однако…

      При этом важно, что…

      Предполагается, что…

      Специалисты ставят своей задачей…

Основная информация в тезисах может объединяться с помощью следующих соединительных лексических средств:

      Ставит вопрос…

      Считает…

      Сравнивает…

      Приводит пример…

      Перечисляет…

      Характеризует…

      Подчеркивает…

Тезисы являются одним из наиболее устойчивых с точки зрения нормативности жанров научного стиля. Поэтому нарушение чистоты, жанровой определенности, жанровое смешение при составлении тезисов оценивается как грубое искажение не только стилистической, но и коммуникативной нормы. Среди типичных нарушений следует отметить подмену тезисов текстом сообщения, резюме, рефератом, аннотацией, проспектом, планом, смешение форм разных жанров. Подобное смешение свидетельствует об отсутствии научно-речевой культуры у автора. К тезисам предъявляются требования стилистической чистоты и однородности речевой манеры, в них недопустимы эмоционально-экспрессивные определения, метафоры и прочие включения из других стилей.

Приведем пример тезисов.

    Любой текст - это языковое выражение замысла автора.

    Алгоритм чтения определяет последовательность умственной деятельности при восприятии основных фрагментов текста.

    Психологическая установка - это готовность человека к определенной активности, к участию в некотором процессе, к реакции на знакомый стимул или известную ситуацию.

    При использовании интегрального алгоритма чтения формируется навык чтения, предусматривающий определенную последовательность рациональных действий в соответствии с блоками алгоритма.

    Психологи называют пониманием установление логической связи между предметами путем использования имеющихся знаний.

4.Заключительная часть.

5. Подведение итогов.

6. Д.з. Составление опорных тезисов любой статьи.