Тарифный метод регулирования внешней торговли. Национальный правовой аспект. Виды таможенных тарифов и их классификации

Таможенный тариф - это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком; конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. Пошлины могут классифицироваться по способу взимания, объектом налогообложения, характером, происхождением, типами ставок и способа вычисления. Пошлина накладывается на таможенную стоимость

товара - нормальную цену товара, составляется на открытом рынке между независимыми продавцом и покупателем, при которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации. Номинальная ставка пошлины указывается в импортном тарифе только примерно свидетельствует об уровне таможенной защиты страны. Настоящая ставка тарифа показывает реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, исчисленный с учетом пошлин, наложенных на импорт промежуточных товаров. Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов используется тарифная эскалация - повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки [б].

На практике таможенный тариф может быть в двух формах - в виде специфического и адвалорной пошлины.

Специфический тариф - это фиксированный таможенный тариф, величина которого устанавливается в определенной сумме, взимаемой с определенного количества товара (партии в штуках, весовые единицы) Это означает, что за каждую единицу товара импортер должен заплатить определенное пошлина, например, 80 долл. США за телефон или тона ржи .

Такие тарифы позволяют сравнительно легко собирать таможенный налог, поскольку для этого необходимо лишь информация о количестве товаров. Но эта пошлина имеет свои недостатки. Если стоимость товара составляет 800 долл. США, а размер специфического тарифа - 80 долл. США, значит тариф составляет 10% от стоимости товара. Но если уровень инфляции в стране внезапно меняется, что приведет к увеличению цены товара скажем до 1000 долл. США, то тогда фактическая ставка пошлины будет равен лишь 8 % его цены. Таким образом, защитное действие этого тарифа уменьшается .

Адвалерный тариф - это пошлина, начисляемая в процентах к таможенной стоимости товаров и других предметов, которые облагаются пошлиной, размер которого определяется как фиксированная часть стоимости импортируемого товара, например 20%. . То есть, если товар стоит 300 долл. США, то импортер должен заплатить пошлину в размере 60 долл. США.

Очевидно, адвалорные лишено недостатков специфического тарифа: его величина находится в прямой зависимости от стоимости товара. Вместе с тем и его взимания связано с рядом проблем. С целью уменьшения пошлины импортер может сознательно занизить стоимость товара. С другой стороны, таможенные органы иногда пытаются завысить стоимость импорта, поскольку в этом случае увеличиваются доходы государства.

Таможенные тарифы также применяются в следующих формах:

Преференциальные тарифы - это импортная пошлина льготного характера, оно предоставляется исключительно в отношении отдельных категорий товаров на основании международных договоров. Этот тариф может применяться в течение определенного времени или постоянно .

В индустриально развитых странах существует также система преференций, которая предусматривает беспошлинный ввоз определенного перечня товаров из отдельных развивающихся стран. Но это касается только узкого круга стран указанных определенными договорами.

Есть также так называемый режим нации наибольшего благоприятствования, то есть такой торговый режим, который предусматривает предоставление данной конкретной стране таких же льгот в торговле, что и другим партнерам. Он также основывается на международных договорах, таких как договоры ВТО [б].

В некоторых странах также применяется транзитную пошлину. Однако его роль в современных условиях снижается. Оно устанавливается, как правило, лишь для покрытия расходов, связанных с контролем транзита иностранных грузов.


Введение

Существует две экономических концепции в подходе к мировым связям и соответственно два направления в государственной внешнеэкономической политике - протекционизм и фритредерство (концепция свободной торговли). Сторонники протекционизма отстаивают необходимость государственной защиты промышленности своей страны от иностранной конкуренции. Сторонники свободной торговли считают, что в идеале не государство, а рынок должен формировать структуру экспорта и импорта. Сочетание этих подходов в той или иной пропорции отличает внешнеэкономическую политику государств в разные периоды их развития.

Для национальных экономик большая открытость либерализация торговли характерна для периодов высоких темпов экономического роста, сильного экспортного потенциала. И, напротив, в периоды экономического спада, ослабления экспортных потенциалов, как правило, прислушиваются к аргументам сторонников протекционизма.

Внешнеэкономическая политика - это деятельность, регулирующая экономические отношения страны с другими государствами. Ей принадлежит значительная роль в обеспечении эффективного использования внешнего фактора в национальной экономике. По мере эволюции международных экономических отношений сформировался обширный инструментарий внешнеэкономической политики.

Все множество инструментов, которое есть в распоряжении государства для регулирования внешнеэкономической деятельности, можно условно разделить на три большие группы:

Таможенные тарифы;

Нетарифные ограничения;

Формы стимулирования экспорта.

Уже из названия видно, что все они имеют изначально протекционистскую направленность. Государство увеличивает или уменьшает эту направленность в зависимости от внешних и внутренних обстоятельств, господствующих в тот или иной период представлений о национальных интересах, и действующих международных правил. Это касается и такой важнейшей составной части государственного регулирования внешнеэкономической сферы, как тарифное регулирование.

1.Регулирование внешней торговли

Страны, занимая различное положение в мировой экономике в целом и на различных товарных рынках в частности, для защиты своих интересов проводят определенную внешнеторговую политику.

Под внешнеторговой политикой государства понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.

Основными целями внешнеторговой политики являются:

    обеспечение экономического роста;

    изменение способа и степени включения данной страны в международное разделение труда;

    выравнивание структуры платежного баланса;

    обеспечение стабильности национальной валюты;

    сохранение политической и экономической независимости страны;

    обеспечение страны необходимыми ресурсами.

Современная внешнеторговая политика - это взаимодействие двух форм :

    протекционизма - политики, направленной на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и зачастую на захват внешних рынков; в своей крайней форме протекционизм принимает форму экономической автаркии, при которой страны стремятся ограничить импорт только теми товарами, производство которых в данной стране невозможно.

    либерализации , связанной со снижением барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей; проведение политики свободной торговли (фритредерство ) позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена.

В реальной действительности политика фритредерства так же, как и политика протекционизма, в чистом виде не проводится, а действует как тенденция. В мировой торговле господствуют смешанные формы внешнеторговой политики , предполагающие взаимодействие двух вышеназванных тенденций, каждая из которых преобладает в определенные периоды развития региональной и мировой торговли.

В 50-60-е гг. преобладали тенденции к либерализации, а в 70-80-е гг. отмечена волна «нового» протекционизма . Под неопротекционизмом подразумеваются ограничения на международную торговлю, вводимые странами в дополнение к традиционным формам ограничения нежелательного импорта товаров. В числе приемов дополнительного давления на экспортеров товара в данную страну используются договорно-экономические механизмы «добровольного ограничения экспорта», «упорядоченных торговых соглашений», навязываемые фирмам-экспортерам. В 90-е гг. в мировой торговле доминировала политика свободной торговли.

Если говорить о равнодействующей тенденции, то результатом становится либерализация международной торговли при большей гибкости протекционистских барьеров.

Но развиваются и тенденции протекционизма:

    Протекционизм приобретает региональный характер. В группировках происходит либерализация обмена, вводятся особые условия внутрирегионального внешнеторгового обмена, что усиливает дискриминационный режим в отношении третьих стран.

    Новые тенденции в развитии политики государственной поддержки экспорта - в ориентации на менее заметные меры косвенной поддержки отдельных отраслей и групп товаров при отказе от традиционных схем прямого экспортного субсидирования и дотирования. Сочетание протекционизма и фритредерства во внешнеторговой политике в области экспорта дополняется модификацией программ государственного стимулирования экспорта.

Промышленно развитые страны используют:

    прямое субсидирование экспорта (например, на сельскохозяйственные товары);

    экспортное кредитование (значительных по стоимости товаров, охватывает до 15% объема экспорта);

    страхование экспортных поставок (до 10% стоимости сделки, включая ожидаемую прибыль, страхование от политических, военных, др. рисков).

В зависимости от конкретных целей внешнеторговой политики государства используют различные ее инструменты или различное сочетание последних. Применяемые во внешней торговле инструменты объединяются в 2 основные группы :

    тарифные ограничения (таможенные пошлины);

    нетарифные ограничения.

2. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли

Тарифные методы регулирования внешней торговли - это установление тарифных квот и таможенных пошлин (регулируется преимущественно импорт). Все прочие мето­ды - нетарифные.

Относительно открытым считается торговый режим, при котором средний уровень импортных таможенных обложе­ний - менее 10%, а квотированных - менее 25% импорта.

Нетарифные методы подразделяются на количествен­ные - квотирование, лицензирование, ограничения; скры­тые - госзакупки, технические барьеры, налоги и сборы, требование о содержании местных компонентов; финансо­вые - субсидии, кредитование, демпинг (для экспорта).

    Таможенный тариф - перечень товаров и система ставок, по которым они облагаются пошлинами.

    Таможенная пошлина - обязательный взнос, взи­маемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

    фискальную;

    протекционистскую;

    балансировочную (для предотвращения экспорта нежелательных товаров).

Классификации таможенных пошлин.

По способу взимания:

Адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

Специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1т);

Комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1т).

Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу н применяются обычно при обложении товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамкаходной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20% цены товара, то при цене товара 200 долл. доходы бюджета составят 40 долл. При увеличении цены товара до 300 долл. доходы бюджета возрастут до 60долл., при падении цены товара до 100 долл. - сократятся до 20 долл. Но независимо от цены адвалорная пошлина повышает цену импортного товарa на 20%. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Посколькy цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и пр.) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотблениям. Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизированные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. Например, специфическая пошлина в 1000 долл. за один импортный автомобиль значительно сильнее ограничивает импорт автомобиля ценой 8000 долл., поскольку составляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой 12000 долл., поскольку составляет только 8,3% его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время экономического спада и падения импортныхцен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.

По объекту обложения:

Импортные - пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

Экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

Транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

По характеру:

Сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

Антидемпинговые - пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

Компенсационные - пошлины, накладываемые нa импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров. Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем. Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

По происхождению:

Автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается ввиде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются оответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;

Конвенционные (договорные) пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГЛТГ), или соглашений о таможенном союзе;

Преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.

По типам ставок:

Постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственнoй власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;

Переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственнoi. власти случаях (при изменении уровня мировых или внугренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы - довольно редкое явление.

По способу вычисления:

Номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представленне об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт или экспорт;

Эффективные - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

Пошлина накладывается на таможенную стоимость товара.

Таможенная стоимость товара - нормальная, скла­дывающаяся на открытом рынке между независимым про­давцом и покупателем цена товара, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи тамо­женной декларации.

Таможенная стоимость товаров, импортируемых в США, исчисляется на базе цены ФОБ, т. е. той цены, по которой они продаются в стране отправки.

В ЕС таможенная стоимость товара оценивается на базе СИФ, т. е. пошлина цены товара включает цену транспор­тировки до порта назначения и цену страхования.

В Российской Федерации таможенный тариф основы­вается на принятой в международной практике системе клас­сификации товаров.

Таможенная стоимость определяется декларантом под контролем таможенных органов. Основным методом опре­деления таможенной стоимости считается метод по цене сделки с ввозимым товаром.

При определении таможенной стоимости в цену сделки помимо цены самого товара включаются:

    расходы по доставке товара до места ввоза;

    расходы покупателя;

    цена сырья, материалов и т. д., предоставленных по­купателем продавцу для производства экспортного товара;

    лицензионные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель дол­жен осуществлять в качестве условия продажи импорт­ных товаров;

    доход продавца от последующих перепродаж, пе­редачи или использования импортируемых товаров на тер­ритории РФ.

Тарифная эскалация - повышение уровня таможен­ного обложения товаров по мере роста степени их переработ­ки - применяется в целях защиты национальных произво­дителей готовой продукции, стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов. Для развивающихся стран характерен ры­нок сырьевой продукции, таможенное обложение которой минимально по сравнению с готовыми товарами.

В результате введения любой страной тарифа возника­ют, экономические эффекты перераспределения (эффекты до­хода и передела) и потери (эффекты защиты и потребления).

Эффект дохода - увеличение доходов бюджета: про­исходит перемещение доходов из частного сектора в госу­дарственный.

Эффект передела - перераспределение доходов от по­требителей к производителям продукции, конкурирующей с импортом.

Эффект защиты - экономические потери страны, воз­никающие в результате необходимости внутреннего произ­водства, под защитой тарифа, дополнительного количества товаров при более высоких издержках.

Эффект потребления возникает в результате сокраще­ния потребления товара из-за роста его цены на внутрен­нем рынке.

Для большой страны характерен эффект условий тор­ говли - перераспределение доходов от иностранных про­изводителей в бюджет этой страны в результате улучше­ния условий торговли.

Импортный тариф оказывает потенциальное воздей­ствие на экономику большой страны, если эффект условий торговли в стоимостном выражении больше, чем сумма потерь, возникающих в результате меньшей эффективно­сти внутреннего производства по сравнению, с мировым и сокращения внутреннего потребления товара. Только боль­шая страна может повлиять на уровень мировых цен и обес­печить себе некоторый экономический эффект за счет улуч­шения своих условий торговли. В любом случае необходи­ма оптимальная ставка тарифа.

Оптимальная ставка тарифа - это уровень тари­фа, обеспечивающий максимизацию национального эконо­мического благосостояния.

Данная ставка всегда относительно невелика. Оптималь­ный тариф ведет к экономическому выигрышу одной стра­ны и к потерям мировой экономики в целом, так как он слу­жит перераспределению доходов от одной страны к другой.

Страны могут использовать тарифную квоту - раз­новидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара. При импорте в пре­делах определенного количества он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определен­ного объема импорт облагается по более высокой, сверх­квотной ставке тарифа.

Сторонники тарифов обосновывают их введение не­обходимостью защиты неокрепших отраслей националь­ной промышленности, стимулирования отечественного про­изводства, увеличения доходов бюджета и обеспечения национальной безопасности. Противники считают, что та­рифы снижают уровень экономического благосостояния страны и подрывают мировую экономику, ведут к торго­вым войнам, увеличивают налоги, уменьшают объем экс­порта и сокращают занятость.

Административной формой нетарифного государствен­ного регулирования торгового оборота являются количе­ственные ограничения, включающие квотирование (кон­тингентирование), лицензирование и добровольное огра­ничение экспорта.

Квота - количественная мера ограничения экспорта
или импорта товара определенным качеством или суммой
на определенный промежуток времени.

По направленности квоты делятся на экспортные и им­портные. По охвату квоты делятся на глобальные, которые устанавливаются на определенный период времени для обес­печения необходимого уровня внутреннего потребления, и индивидуальные - установленные в рамках глобальной кво­ты, носящие временный характер.

Лицензирование - это регулирование внешнеэко­номической деятельности через разрешения, выдаваемые
государственными органами на экспорт или импорт това­ра в установленных количествах за определенный проме­жуток времени.

Лицензии могут быть разовыми - сроком до 1 года на одну сделку; генеральными - на срок до 1 года без ограничения количества сделок; глобальными - на определенный срок для ввоза или вывоза товара в любую страну мира; автоматическими (выдаются немедленно).

Механизмы распределения лицензий разнообразны: аук­ционы; система явных предпочтений - закрепление за фир­мами лицензий согласно их доле импорта; распределение лицензий на внеценовой основе - выдача правительством лицензий наиболее эффективным фирмам.

Добровольное ограничение экспорта - количе­ственное ограничение, основанное на обязательстве ограни­чить или не расширять объем экспорта под политическим давлением со стороны импортера.

Существует множество методов скрытого протекциониз­ма, в их числе: технические барьеры - требование соблюде­ния национальных стандартов; внутренние налоги и сборы; политика в рамках госзакупок (требование покупки товаров у национальных фирм); требование о содержании местных ком­понентов (устанавливает долю продукта, произведенного на­циональными производителями для продажи на внутреннем рынке); требование о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм и др.

Наиболее распространенными финансовыми метода­ми торговой политики являются субсидирование, креди­тование и демпинг.

    Субсидии - это денежные выплаты, направленные на поддержку национальных экспортеров и косвенную дис­криминацию импорта. Субсидирование национального про­изводства считается предпочтительной формой налоговой политики по сравнению с импортным тарифом и квотой.

    Крайним случаем субсидирования экспорта является демпинг - продвижение товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в странах-импортерах.

В рамках ВТО признанной основой международной тор­говли является режим наибольшего благоприятствования.

Заключение

Мировое хозяйство - наиболее динамичная область экономики. Однако Россия еще недостаточно "встроена" в систему международного разделения труда и международной торговли.

Рыночная реформа открыла перед Россией возможность всестороннего включения в мировое хозяйство. Но чтобы приспособиться к законам мирового рынка, их надо прежде всего изучить, понять, чем руководствуются в своей практике наши экономические партнеры, каковы принципы деятельности многообразных международных экономических организаций.

Защитой национальной экономики от чрезмерного натиска импортных товаров осуществляется прежде всего таможенное регулирование товаропотоков.

Сегодня существуют два основных метода регулирования внешней торговли: тарифны и нетарифный. Главным отличием тарифного метода является его постоянность, то есть тарифные пошлины действуют все всегда. Нетарифные методы применяются периодически, когда это необходимо государству.

Список литературы

    Симионов Ю.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения / Ю.Ф. Симонов, О.А. Лыкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 504 с.

    Международные экономические отношения: Учебник / А.И. Евдокимов и др. - М.: ТК Велби, 2003. - 552 с.

    Мировая экономика: Учебник / Под ред. Проф. А.С. Булатова. - М.: Экономистъ, 2005. - 734 с.

    Мировая экономика: Учеб. пособие / Под ред. проф. Николаевой И.П. - 2-е изд., перер. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 575 с.

Регулирование внешней торговли (4)Реферат >> Экономика

Союза. 1.2 Нетарифные методы регулирования внешней торговли По сравнению с тарифными методами , наиболее расширенными формами и методами регулирования внешнеторговой деятельности являются нетарифные ограничения...

  • Государственное регулирование внешней торговли , понятие, методы регулирования . Внешнеторговая по

    Реферат >> Экономика

    ... регулирование внешней торговли Государственное тарифное регулирование внешней торговли Секретариат Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) в качестве методов государственного регулирования внешней торговли рассматривает тарифные и нетарифные ...

  • Нетарифные методы таможенного регулирования , сущность и классификация, количественные ограничени

    Контрольная работа >> Таможенная система

    3. Классификация нетарифных методов регулирования .....................................8 4. Административные меры..................................................................................11 5. Роль нетарифных методов регулирования внешней торговли ...

  • Государственное регулирование международной торговли может быть:

      односторонним, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультаций с ее торговыми партнерами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на аналогичные шаги других стран и приводят к возникновению политических напряжений между торговыми партнерами (обложение отдельных товаров пошлинами, введение квот на импорт и т.д.);

      двусторонним, когда меры торговой политики согласовываются между странами, являющимися торговыми партнерами. Например, по взаимной договоренности каждой из сторон могут вводиться конвенционные пошлины, не ущемляющие интересов другой, страны могут согласовывать технические требования к маркировке, упаковке, договариваться о взаимном признании сертификатов качества и пр.;

      многосторонним, когда торговая политика согласовывается и регулируется многосторонними соглашениями. Примеры многосторонней политики включают Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ/ВТО), соглашения в сфере торговли стран-членов Европейского союза (ЕС). В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.

    Свобода торговли - политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.

    Протекционизм - государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

    В различные периоды истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в другую сторону, никогда, правда, не принимая ни одну из экстремальных форм. В 50-60-е годы для мировой экономики был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации и свободы внешней торговли. С начала 70-х годов проявилась обратная тенденция - страны стали отгораживаться друг от друга все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции.

    Правда, при этом современный протекционизм концентрируется в относительно узких областях. В отношениях развитых стран между собой - это области сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле развитых стран с развивающимися - это экспорт промышленных товаров развивающимися странами. В торговле развивающихся стран между собой - это товары традиционного экспорта.

    Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:

      селективный протекционизм - направлен против отдельных стран или отдельных товаров;

      отраслевой протекционизм - защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма;

      коллективный протекционизм - проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

      скрытый протекционизм- осуществляется методами внутренней экономической политики.

    Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные - те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт.

    Основная задача государства в области международной торговли - помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентоспособными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поэтому относится прежде всего к импорту. Задача другой части методов - форсирование экспорта.

    Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.

    Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

    Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

      фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

      протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

      балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

    Таможенные пошлины классифицируются по способу взимания:

      адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20 % от таможенной стоимости);

      специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1 т);

      комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1 т).

    По объекту обложения:

      импортные - пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

      экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

      транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

    По характеру:

      сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

      антидемпинговые - пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

      компенсационные - пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

    По происхождению:

      автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством экономики, финансов или торговли) и одобряются правительством;

      конвенционные (договорные) - пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как ГАТТ/ВТО, или соглашения о таможенном союзе;

      преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1972 г. действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.

    По типам ставок:

      постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;

      переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы - довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

    По способу вычисления:

      номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свой импорт или экспорт;

      эффективные - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

    Пошлина накладывается на таможенную стоимость товара, которая определяется в соответствии с законодательством каждой страны и может отличаться от экспортной или импортной цены товара, фиксируемой статистикой.

    Таможенная стоимость товара - нормальная складывающаяся на открытом рынке между независимыми продавцом и покупателем цена товара, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации.

    Таможенная стоимость товаров, импортируемых в США, исчисляется на базе цены ФОБ, т. е. практически той цены, по которой они продаются в стране отправки. Таможенная стоимость товара в западноевропейских странах - членах ЕС оценивается на базе СИФ, т. е. включает помимо цены самого товара также стоимость его страхования и транспортировки до порта назначения. Россия в вопросе определения таможенной стоимости товара стоит ближе к западноевропейским странам. За основу классификации и определения таможенной стоимости товаров обычно берется одна из международных товарных номенклатур.

    Одна из наиболее распространенных в мире - вступившая в силу с 1988 г. Гармонизированная система описания и кодирования товаров - базируется на разработанных ранее Брюссельской таможенной номенклатуре и на Стандартной международной классификации ООН.

    В подавляющем большинстве стран таможенные тарифы накладываются на импорт с целью повышения цены импортных товаров и защиты тем самым внутреннего рынка.

    Если учесть, что тарифные ставки во всех странах дифференцированы в зависимости от того, какие товары импортируются, то особое значение приобретает определение не номинального уровня тарифной защиты, а эффективного, т.е. действительного.

    Эффективная ставка тарифа-реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычисленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров.

    Алгебраически действительный уровень таможенной защиты вычисляется по формуле

    Эффективный уровень таможенной защиты; - номинальная ставка тарифа на конечную продукцию; - номинальная ставка тарифа на импортированные части и компоненты; A - доля стоимости импортированных компонентов в стоимости конечного продукта.

    На основе расчета эффективного уровня таможенной защиты принимаются важные решения в области торговой политики. Допустим, правительство хочет защитить национальных производителей готовой продукции. Для этого необходимо сделать ставку импортного тарифа на готовую продукцию на уровне выше ставки тарифа на импорт промежуточной продукции. В результате реально существующий (эффективный) уровень таможенной защиты будет выше номинального. Если правительство ставит задачу защитить от иностранной конкуренции секторы, производящие промежуточную продукцию, но стимулировать конкуренцию в секторах, производящих готовую продукцию, то можно установить высокий импортный тариф на промежуточную продукцию, в результате чего номинальная ставка тарифа на готовую продукцию будет на деле означать более низкий, а иногда и отрицательный уровень действительной таможенной защиты.

    Структура тарифов многих стран прежде всего обеспечивает защиту национальных производителей готовой продукции, особенно не препятствуя ввозу сырья и полуфабрикатов.

    Тарифная эскалация - повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.

    Чем выше процентный рост ставки тарифа по мере продвижения от сырья к готовой продукции, тем выше степень защиты производителей готовой продукции от внешней конкуренции.

    Тарифная эскалация в развитых странах стимулирует производство сырья в развивающихся странах и консервирует технологическую отсталость, поскольку только с сырьевой продукцией, таможенное обложение которой минимально, они реально могут пробиться на их рынок. В то же время рынок готовой продукции практически закрыт для развивающихся стран в силу существенной тарифной эскалации, которая имеет место в большинстве развитых государств.

    Большинство стран мира являются малыми с точки зрения мировой экономики, поскольку изменение спроса с их стороны на импортные товары не приводит к сколько-нибудь существенным сдвигам в мировой цене на них.

    В результате обложения импорта тарифом в малой стране возникают две группы экономических эффектов - перераспределительные эффекты (эффект доходов и эффект передела) и эффекты потери (эффект защиты и эффект потребления):

      эффект доходов представляет собой объем увеличения доходов бюджета в результате обложения импорта пошлиной. Он исчисляется как размер импорта страны после введения тарифа, умноженный на размер таможенной пошлины. Эффект доходов не представляет собой потерю для экономики страны, но является потерей для потребителей, поскольку их доходы изымаются государством в доход бюджета. Происходит перемещение доходов из частного в государственный сектор;

      эффект передела представляет собой перераспределение доходов от потребителей к производителям продукции, конкурирующей с импортом. Вычисляется как разность между дополнительной прибылью, получаемой производителями в результате введения импортного тарифа, и его дополнительными издержками на производство дополнительного количества товара. Перераспределительные эффекты не приводят к ухудшению экономического положения страны в целом;

      эффект защиты показывает экономические потери страны, возникающие в результате необходимости внутреннего производства под защитой тарифа дополнительного количества товаров при более высоких издержках. По мере того как растет защита внутреннего рынка с помощью тарифов, все большее количество ресурсов, не предназначенных специально для производства данного товара, задействуется для его производства. Это приводит к более высоким издержкам производства по сравнению с теми, которые страна понесла бы, покупая товар по более низкой цене у иностранного поставщика. Эффект защиты возникает в результате того, что более эффективные в производстве иностранные товары замещаются на внутреннем рынке менее эффективными в производстве местными товарами;

      эффект потребления возникает в результате того, что сокращается потребление товара в результате роста его цены на внутреннем рынке.

    Если импортирующая страна экономически значима, т. е. введение ею импортного тарифа может оказать воздействие на уровень мировых цен на данный товар, то воздействие импортного тарифа на ее экономику определяется следующим образом. Для большой страны импортный тариф является не столько средством защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции, сколько средством улучшения своих условий торговли с внешним миром. Поведение большой страны сродни поведению монополиста, который ограничивает закупки товара, чтобы снизить его цену. Поскольку большая страна является крупным импортером товаров на мировом рынке, ограничение ее импорта с помощью импортного тарифа ощутимо снижает совокупный спрос на данный товар, в результате чего его поставщики вынуждены снижать цены. Падение цен на импортные товары при постоянном уровне цен на экспортные товары ведет к улучшению условий торговли страны. Однако и большая страна может рассчитывать на позитивный эффект импортного тарифа, только если он не перекрывается негативными эффектами потери для национальной экономики в результате его введения, которые существуют так же, как и у малой страны.

    Основное различие воздействия тарифа на экономику большой и малой страны заключается в оценке перераспределительного эффекта дохода. Он вычисляется как произведение объема импорта после введения тарифа на размер импортной пошлины. Вследствие того, что иностранный поставщик, столкнувшись в большой стране с импортным тарифом, вынужден снизить свои цены, улучшая тем самым условия торговли большой страны, внутренние цены в большой стране в результате введения импортного тарифа растут на величину меньшую, чем размер самого тарифа. Эффект дохода в случае большой страны как бы распадается на две части - эффект внутренних доходов и эффект условий торговли.

      Эффект внутренних доходов - перераспределение доходов от местных потребителей в бюджет страны.

      Эффект условий торговли - перераспределение доходов от иностранных производителей в бюджет большой страны.

    Импортный тариф оказывает положительное воздействие на экономику большой страны только в том случае, если эффект условий торговли в стоимостном выражении больше, чем сумма потерь, возникающих в результате меньшей эффективности внутреннего производства по сравнению с мировым и сокращения внутреннего потребления товара.

    Импортный тариф несет в себе внутреннее противоречие, которое проявляется в несовпадении интересов местных производителей и потребителей. С одной стороны, производители заинтересованы в тарифе, чтобы оградиться от излишней международной конкуренции, а с другой - те же производители, которые во внерабочее время выступают потребителями, не заинтересованы в импортном тарифе, поскольку он лишает их возможности приобретать импортные товары по более низким ценам. Частично это противоречие разрешается путем использования производного инструмента таможенной политики, называемого тарифной квотой (контингентом).

    Тарифная квота - разновидность переменных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа.

    Экспортные пошлины накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. В большинстве развитых стран экспортного тарифа просто не существует, а в США его введение даже запрещено конституцией. Экспортный тариф применяется в основном развивающимися странами и странами с переходной экономикой и накладывается на товары традиционного экспорта (кофе в Бразилии, какао в Гане, нефть в России). Основными функциями экспортного тарифа в этих странах являются:

      фискальная - сбор денег в доход бюджета для финансирования расходных статей. В отдельных развивающихся странах за счет экспортного тарифа собирается до половины доходов бюджета;

      балансировочная - обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары.

    В результате обложения экспорта тарифом возникают те же две группы экономических эффектов, что и при импортном тарифе, - перераспределительные эффекты (эффект доходов и эффект передела) и эффекты потери (защитный эффект и эффект потребления).

    В случае большой страны, которая введением экспортных пошлин может влиять на уровень мировых цен, степень эффективности такой торговой политики в критической степени зависит от правильного определения оптимального уровня экспортной пошлины. Доход от роста мировых цен на экспортный товар должен перекрывать чистые внутренние потери, возникающие в результате введения экспортной пошлины. Крайним случаем экспортной пошлины является эмбарго (запрет) экспорта, которое использовалось, например, США по политическим мотивам в отношении таких стран, как Иран, Куба и др. Частным случаем, приводящим к экономическим эффектам, сравнимым с введением экспортной пошлины большой страной, является экспортный картель или иное объединение экспортеров. Они ставят задачу создания эффекта большой страны за счет монопольного положения на рынке определенного товара и одновременного введения пошлин на его экспорт.

    По мере развития экономических реформ и укрепления национальной экономики ставки экспортного тарифа постепенно снижаются.

    Тарифное регулирование - один из важнейших факторов выстраивания государством эффективной внешнеэкономической политики. Какова специфика участия российских властей в данном направлении деятельности? Каковы особенности правовых норм, регулирующих торговлю РФ с другими странами?

    Сущность тарифного регулирования

    Тарифное регулирование, согласно распространенному определению - это одна из форм государственного участия во внешнеэкономической деятельности, которая применяется с целью оптимизации процессов на уровне экспорта и импорта. Власть, задействуя данный инструмент, реализует свое право на установление тех или иных пошлин и тарифов с тем, чтобы впоследствии зачислить денежные средства, поступаемые в счет оплаты данных сборов, в бюджет, или же решить некоторые задачи в рамках защиты национальной экономики. Поскольку в процессе импорта и экспорта тот или иной товар, как правило, пересекает границу, рассматриваемый вид деятельности имеет прямое отношение к таможенным структурам. То есть термин «тарифное регулирование», как правило, употребляется в контексте коммуникаций с иностранными государствами.

    Разумеется, есть также и иные интерпретации данного явления. Так, термин «тарифное регулирование» в узком смысле (хотя данный формат его употребления встречается реже, чем в контексте таможни) может отражать деятельность неких структур, связанных с установлением государственных цен на тот или иной вид продукции или сервисов. Так, в частности, деятельность Федеральной службы по тарифам может характеризоваться как имеющая отношение к рассматриваемой интерпретации термина. В компетенции ФСТ, таким образом - внутренние тарифы на различного рода товары или услуги.

    В свою очередь, во многих регионах есть Комитет тарифного регулирования, например в Волгоградской области - структура в рамках вертикали исполнительной ветви власти, подотчетная ФСТ. При этом названия ее аналогов, в зависимости от субъекта федерации, могут меняться. Например, в Томской области функционирует Департамент тарифного регулирования. Однако следует отметить, что ФСТ и подчиненные ей структуры к работе таможни прямого отношения не имеют. Существуют другие государственный органы, в компетенции которых собственно таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности (или ВЭД). Речь идет прежде всего о Федеральной таможенной службе. Также есть сведения о том, что данное ведомство, возможно, будет объединено с ФНС.

    Таким образом, тарифное регулирование может пониматься по-разному, в зависимости от контекста. Важный критерий здесь - значение термина «тариф». Существует традиционное его понимание, которое предопределяет его прямую связь с таможенными процедурами. Вместе с тем в правовой практике РФ сформировалось понимание тарифа как синонима расценки вообще - как на уровне права, так и в аспекте источников, которые не являются нормативными актами, однако встречаются повсеместно - например, каталоги тарифов операторов сотовой связи. Так или иначе, основной контекст, в котором чаще всего употребляется рассматриваемый термин - это таможенно-тарифное регулирование. Рассмотрим особенности данного явления и его российской модели.

    Регулирование тарифов и таможня

    Итак, основной контекст, в рамках которого используется изучаемый нами термин - это тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности. Какова специфика данного процесса? Как мы уже отметили, главную роль в нем играют компетентные государственные структуры. Тарифы на таможне - один из ключевых элементов участия властей во внешнеторговой политике. Основные цели таких активностей: пополнение бюджета, осуществление протекционистских мер, фискализация, стимулирование развития тех или иных отраслей.

    Таможенно-тарифное регулирование предполагает, что государство, устанавливая те или иные пошлины и сборы, например, с импортируемых в страну товаров, содействует повышению конкурентоспособности продукции отечественного производства. Дело в том, что сборы, уплачиваемые на границе, включаются в дальнейшем в стоимость товара, которая может оказаться выше, чем если бы покупатель приобретал их внутри страны у местного производителя. В то же время фискальная функция отражает задачу по сбору тарифных поступлений в государственный бюджет. В частности, если говорить о российской модели соответствующего направления государственной политики, то подобные выплаты играют важнейшую роль в пополнении государственной казны.

    Власть, осуществляя таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности, также может способствовать повышению динамики национального экспорта. На практике это, как правило, достигается посредством снижения соответствующих ставок или же их обнуления.

    Нетарифные методы

    Существует тарифное и нетарифное регулирование таможенных процессов. Какова специфика активностей второго типа? К нетарифным методам относится прежде всего выдача различных лицензий, выработка тех или иных стандартов качества, которые могут осложнить ввоз товаров из-за границы. Как полагают многие эксперты, данные методы используются главным образом в процессе применения государством как раз-таки протекционистских мер. Власть может, таким образом, определив формальные барьеры для импорта тех или иных товаров, создать более благоприятные условия для национального производителя.

    Эксперты отмечают ряд недостатков, которыми сопровождаются подобные методы регулирования торговли. Прежде всего, если государство использует нетарифный инструментарий, то это может сопровождаться серьезным ростом цен внутри страны на тот или иной вид продукции. Причин тому две - возможный дефицит продукции в силу того, что национальные производители не удовлетворяют объем спроса, или же спекулятивные явления, когда поставщик товаров устанавливает завышенные цены на монопольных началах, по причине отсутствия иностранной конкуренции.

    Эксперты ООН классифицируют нетарифные методы на следующие основные типы: лицензирование, квотирование, установление минимальных цен, а также антидемпинговые меры. Конкретные виды ограничений могут быть разными. В числе самых распространенных - установление чрезвычайно сложных процедур таможенного оформления, формирование неоправданно строгих технических (экологических, санитарных) стандартов, а также ужесточений требований к упаковке, цвету, форме товаров и т. д.

    В дополнение к методам нетарифного регулирования также могут практиковаться различные ограничения на валютные и финансовые операции (связанные, к примеру, с обналичиванием прибыли иностранных компаний), определение льготных условий по капиталообороту для узких групп предприятий и т. д.

    Каковы основные механизмы, посредством которых нетарифные методы применяет российское государство? В числе базовых, что присутствуют в практике таможенного регулирования в РФ, - квоты и лицензии. Ключевое ведомство, которое принимает участие в задействовании соответствующих инструментов, - Министерство экономики.

    В РФ применяется два основных инструмента в рамках собственно таможенного регулирования "классического" типа - это тарифы, а также пошлины. Рассмотрим специфику каждого из них.

    Чем отличается тариф от пошлины

    Таможенная пошлина - это сбор, взимающийся с товаров, которые проходят через государственную границу. Пошлины могут быть как импортными, так и экспортными. Также данные два их вида дополняют в ряде случаев транзитные. Отмеченные инструменты призваны выполнять прежде всего налоговую функцию. Величина пошлин устанавливается на уровне общенациональных законов.

    В свою очередь таможенные тарифы, принятые в российской системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности - это реестры товаров, которые облагаются установленными в отношении них таможенными пошлинами. Таким образом, два рассматриваемых инструмента - это фактически части единого. При этом, в зависимости от контекста и правовой традиции, принятой в том или ином государстве, он может называться «тарифом» или «пошлиной». В РФ, как считают некоторые эксперты, чаще употребляется второй термин в отношении того самого «общего» инструмента.

    То есть если в том или ином контексте речь прямо не идет о «тарифе» в основном значении («реестр товаров, подлежащих обложению сбором»), то допустимо употреблять термин «пошлина» как обозначающем единый инструмент, с помощью которого осуществляется тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.

    Классификация тарифов и пошлин

    Таким образом, таможенные тарифы и пошлины - это фактически две взаимосвязанные части единого инструмента. Вместе с тем они, как мы определили выше, не являются синонимами, если говорить о понятийном аппарате в рамках релевантных правовых актов и норм. Более того, тарифы и пошлины бывают очень разными. Рассмотрим, на какие основные типы они подразделяются.

    Что касается тарифов, то оснований для классификации их может быть несколько. В зависимости от количества ставок, тарифы могут быть простыми (в которых присутствует одна ставка) или сложными (две и более). По признаку правовой природы тарифы делятся на автономные и конвенционные. Первые предусматривают, что ставка для них определяется на базе национальных правовых актов, а не международных. А конвенционные тарифы устанавливаются с учетом норм, принятых государством в процессе сотрудничества с другими странами. Хотя на практике в чистом виде они, если говорить о российской модели, встречаются редко. И потому многие эксперты считают, что корректнее называть их автономно-конвенционными.

    Пошлины могут подразделяться на следующие типы: специальные, антидемпинговые, а также компенсационные. Относительно первых можно сказать, что тарифное регулирование ВЭД российского образца применяет их в качестве защитной меры в тех случаях, когда ввозимый товар способен нанести явный ущерб интересам национального производителя. Антидемпинговые пошлины задействуются, если зарубежный поставщик собирается ввозить в РФ товары с более низкой ценой, чем они доступны внутри государства. Компенсационные типы сборов используются, если речь идет о ввозе товаров, которые выпускались при условии субсидирования.

    Вместе с тем базовым критерием классификации пошлин считается направленность потока товара. То есть данного типа сборы подразделяются прежде всего на экспортные и импортные. Рассмотрим специфику обоих типов пошлин в рамках российской экономической модели.

    Специфика импортных пошлин в РФ

    Таможенно-тарифное регулирование ВЭД, осуществляемое российским правительством, предполагает выделение нескольких уровней импортных пошлин - тех, что устанавливаются в отношении сырья, т. е. взимающихся с поставщиков материалов, а также тех, которые взимаются с бизнесов при импорте готовых изделий или полуфабрикатов. Также важна фактическая природа ввозимых товаров - это влияет на ставки для такого типа сборов. Так, например, если речь идет об импорте оборудования, продуктов питания, продукции текстильной промышленности, то в отношении данных категорий товаров пошлина может достигать 30% и более. В свою очередь, ставки для сырья и полуфабрикатов могут быть в несколько раз ниже. Некоторые виды товаров и вовсе могут быть освобождены от пошлин - например, лекарства или детское питание.

    Специфика российского экспорта

    Тарифные меры регулирования, используемые развитыми странами, подразумевают в достаточной мере ограниченное задействование экспортных пошлин. Данный подход в целом близок российской модели участия государства во внешней торговле. Экспортная пошлина на большинство вывозимых из РФ товаров не взимается. Однако это правило не действует, в частности, относительно ключевого предмета российского экспорта - нефти, а также продуктов ее переработки. Вывоз «черного золота» из РФ облагается существенными сборами.

    Например, что касается сырой нефти, то российские экспортеры сейчас должны уплачивать за нее пошлину в расчете 105,8 долларов США за тонну. В среде финансовых аналитиков высказываются предположения о том, что данное значение может вырасти в ближайшее время еще на 30 долларов. Вместе с тем есть также сведения о том, что для тех компаний, которые ведут добычу нефти на некоторых месторождениях, расположенных в Восточной Сибири, на Каспии, а также на Приразломном, что принадлежит «Газпрому», экспортная ставка может быть на некоторое время обнулена.

    Что касается высоковязкой нефти, то в отношении нее пошлина намного ниже, чем для обычной. Например, сейчас это 13,3 долларов за тонну. Если речь идет об экспорте бензина, то в отношении него пошлина составляет 89,8 долларов за тонну. Которая, как отмечают эксперты, также может вырасти. Отметим, что пошлина, установленная для сжиженных газов, сейчас нулевая. Ставка для светлых нефтепродуктов сейчас - 50,7 долларов, для темных - 80,4%. Пошлина на экспорт кокса - 6,8 долларов. По мнению аналитиков, соответствующие значения для каждого из отмеченных нефтепродуктов, вывозимых из РФ, в обозримом будущем могут вырасти.

    Кроме нефти и продуктов на ее основе, экспортной пошлиной в РФ облагаются некоторые виды металлов, сортов рыбы, зерновые, лесоматериалы. Вместе с тем очень большой спектр товаров, выпускаемых российскими предприятиями, не облагается сборами данного типа. Можно отметить, что особые условия в аспекте государственной тарифной политики РФ функционируют при организации товарооборота со странами ЕАЭС - Арменией, Белоруссией и Казахстаном.

    Определение размера пошлины

    В рамках каких формул тарифное регулирование внешней торговли российского образца определяет величину пошлин? Как правило, размер соответствующих сборов зависит от практики выстраивания политических и экономических отношений между конкретными государствами. Также может иметь значение международный статус той или иной страны. В ряде случаев, например, государства, причисляющиеся, согласно принятым на уровне мировой политики критериям, к развивающимся, могут получать преференции в виде пониженной ставки, возможности выплатить сбор в рассрочку или позже, а то и вовсе освободиться от соответствующего обязательства.

    Эксперты отмечают: степень доверия и стремления к выстраиванию компромиссной модели в торговле между государствами непосредственно зависит от уровня их политической интеграции. Проще говоря, если страны дружат, то и экономические отношения между ними выстраиваются конструктивные - различного рода ставки ниже, барьеров меньше, и в целом условия для сотрудничества предприятий создаются благоприятствующие.

    Роль таможенных пошлин

    Тарифное регулирование торговли - важнейший компонент международной политики любого государства. Дело в том, что посредством соответствующего типа инструментов власть регулирует коммуникации между внутренним и международным рынками. Некоторые эксперты считают, что наибольшее значение с точки зрения наполнения государственной казны и положительного влияния на национальную экономику имеют импортные пошлины. Это касается также и российской модели участия государства в таможенно-тарифной политике. Выше мы отметили, что для РФ важны также и некоторые виды пошлин, установленных для вывозимых товаров. Особенно те, которыми облагаются нефть и продукты на ее основе.

    Как считают многие экономисты, тарифные методы регулирования торговли в случае их неоправданно частого применения могут привести к кризисным явлениям в экономиках торгующих государств. Так, например, увлечение различными антидемпинговыми и иными мерами может привести, как мы уже отметили выше, к дефициту товаров или же к снижению конкуренции - в обоих случаях есть вероятность значительного роста потребительских цен. Также можно отметить, что высокие импортные пошлины в отношении конкретных государств могут негативным образом повлиять на перспективы развития торговли с ними. Правительства тех стран, в отношении которых тарифные меры регулирования характеризуются чрезмерной строгостью, могут сами устанавливать слишком завышенные требования к партнерам. Которые, в свою очередь, могут терять в выручке из-за ограничения объема экспорта.

    Международный правовой аспект

    Тарифное регулирование - это, таким образом, часть внешней политики государства. Правительства стран мира могут взаимодействовать как в ходе непосредственных коммуникаций, так и в процессе образования структур, предполагающих участие большого количества стран, объединенных по территориальному, культурному или идеологическому признаку.

    Есть торговые объединения мирового масштаба - например, это ВТО. Также важна роль Конференции ООН по вопросам торговли и развития, таких объединений, как ГАТТ, или, например, Брюссельская конвенция по вопросам товарной номенклатуры. Активное международное взаимодействие правительств может предопределять некоторую унификацию национальной правовой базы, моделей выработки стандартов и норм в отношении производства товаров, подходов к выстраиванию политики тарифного регулирования на таможне.

    Деятельность международных структур призвана прежде всего облегчать взаимопонимание стран, выстраивающих партнерские отношения. Чтобы, например, министерство тарифного регулирования и аналогичная ему структура в другом государстве использовали схожий понятийный аппарат для корректного составления договоров и определения путей совместного развития.

    Национальный правовой аспект

    В правовых системах большинства стран мира присутствуют также и национальные нормативно-правовые акты, касающиеся тарифного регулирования. Это могут быть как отдельные законы, в которых прописываются положения, отражающие процессы таможенной политики государства, так и самостоятельные кодексы, имеющие статус базовых правовых документов.

    Возможен вариант, при котором национальное законодательство, касающееся таможенного регулирования, постепенно заменяется актами, принятыми на уровне международных коммуникаций. Так, например, до 2010 года в РФ действовал собственный Таможенный кодекс. Однако он был заменен соответствующим документом, действующим на уровне стран Таможенного союза - структуры, которая предшествовала ЕАЭС.

    Сейчас Кодекс, который устанавливает правила и нормы торговли для России, Армении, Белоруссии и Казахстана, продолжает действие, однако есть сведения о том, что в 2016 году его сменит полностью обновленный документ. В нем, как предполагается, будут отражены положения, значительно упрощающие ведение торговли между участниками ЕАЭС.

    К тарифным барьерам относятся таможенный тариф (customs tariff ) это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при пересечении государственной границы .

    Под таможенным тарифом понимается:

      систематизированный перечень ставок таможенных пошлин;

      инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка;

      ставка таможенной пошлины, подлежащая уплате при ввозе/вывозе определенного товара на таможенную территорию страны (совпадает с понятием таможенной пошлины) .

    Различают одноколонный тариф – одна ставка пошлины налагается на все импортируемые товары. Подразумевает, что независимо от страны происхождения для каждого импортируемого товара определенной номенклатуры устанавливается единая ставка. Развитие тарифа происходит путем увеличения номенклатуры товаров.

    Многоколонный тариф – устанавливает две или большее количество ставок для каждой группы товаров. Наиболее сложные тарифы существуют в Конго, Венесуэле, Мали (до 17 колонок) .

    Структура тарифов многих стран, прежде всего, обеспечивает защиту национальных производителей готовой продукции, особенно не препятствуя ввозу сырья и полуфабрикатов. Тарифная эскалация (tariff escalation) – повышение уровня таможенного обложения товаров по мере степени их обработки.

    В настоящее время таможенные тарифы строятся таким образом, что уровень налогообложения увеличивается одновременно с увеличением степени обработки товара (удерживает развивающиеся страны в монокультуре).

    Источник:Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 237с.

    Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов , которых в мировой практике существует четыре. Таможенная пошлина (customs duty ) государственный денежный сбор (налог), взимаемый таможенными органами с товаров, ценностей и имущества, провозимых через границу страны . Налог на импортируемые или экспортируемые товары во время пересечения ими таможенной границы государства.

    Основные функции таможенных пошлин:

      фискальная , относится как к импортным, так и экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

      протекционистская (защитная), относится к импортным пошлинам, поскольку государство с их помощью ограждает отечественных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

      балансировочная , относится к экспортным пошлинам, предотвращает нежелательный экспорт товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

    Все таможенные тарифы могут быть классифицированы по группам:

      По направлению движения товара (по объекту обложения):

      экспортный тариф – пошлина, накладываемая на экспортные товары. Применяется с целью недопущения массового вывоза дефицитного товара за рубеж при большом различии цен на внутреннем и мировом рынках на определенные виды экспортных товаров, а также пополнения бюджета. Применяется редко;

      импортный тариф – пошлина, накладываемая на импортные товары. Применяется с целью защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции;

      транзитный тариф – пошлина, накладываемая на товар, перевозимый по территории данной страны. Цель этих пошлин – обеспечить дополнительные поступления в бюджет.

      По способу установления (взимания):

      адвалорные тарифы – таможенная пошлина, устанавливаемая в виде процента от таможенной стоимости товара. Применяется в основном для товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. В мировой практике наибольшее распространение получили адвалорные пошлины, на долю которых сейчас приходится около 80% всех таможенных пошлин. Средний уровень ставок адвалорных пошлин составляет около 4–6%;

      специфический тариф – ставка таможенной пошлины устанавливается в абсолютном выражении с единицы измерения: веса, объема, длины, площади и т.д. Специфические пошлины, чаще всего являются экспортными пошлинами, особенно при вывозе сырьевых товаров;

      комбинированный (смешанный) тариф – включает оба способа установления величины пошлин, рассмотренных выше;

      альтернативный тариф – применяется согласно решению таможенных органов. Адвалорная или специфическая ставка, обычно выбирается та, которая обеспечивает взимание наибольшей абсолютной суммы для каждого конкретного случая.

      По характеру происхождения (в зависимости от страны происхождения товара):

      автономный тариф устанавливается страной независимо от других субъектов мировой торговли;

      конвенциональный (договорной тариф) устанавливается страной в соответствии с обязательствами, принятыми на себя в рамках международных соглашений;

      преференциальный – пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран.

    Величина таможенных ставок зависит от торгового режима, предоставляемого этой стране. В международной практике различают три вида торговых режимов : р ежим наибольшего благоприятствования; режим преференциальный (льготный); беспошлинный режим. Первые используются в торговле со странами, с которыми нет торговых соглашений; вторые – в тех случаях, когда существуют торговые договоры о введение режима наибольшего благоприятствования; третьи – обычно применяются при импорте товаров из развивающихся стран.

      Классификация тарифов по направлению действия:

      сезонный тариф устанавливается для регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной;

      преференциальный тариф устанавливается с целью предоставить какой-либо стране или группе стран льготу, т.е. облегчить экспорт или импорт товаров этой страны;

      дискриминационный тариф устанавливается с целью затруднить или ограничить экспорт или импорт товаров из определенной страны. Дискриминационные тарифы делятся на: ответный, компенсационный, антидемпинговый .

    В ряде случаев в международной практике используются, так называемые, тарифные квоты . Они дают возможность применять установленные пониженные ставки в случае, если общий объем импорта не превышает ограничения – квоты, и повышенную ставку, когда объем превышает ее. Вариантом тарифного квотирования выступает предоставление льготного (преференциального) режима для импорта определенного количества товаров по льготной ставке пошлины. Тарифное квотирование является торгово–политическим инструментом комбинированного характера, сочетающим элементы экономического и административного воздействия. Оно активно применяется, например, в ЕС, а также предусмотрено Соглашением по сельскому хозяйству в рамках ГАТТ/ВТО .