Сюрвейерские работы. Сюрвейерская компания – что это? Сюрвей в России

Производящий осмотр судов и грузов и дающий заключение об их состоянии, размере повреждений при авариях, мореходности судна и т.д. С. может быть приглашен судовладельцем, фрахтователем, грузовладельцем, страховым и классификационным обществом. С., осматривающий застрахованные объекты, должен обладать необходимыми знаниями и опытом, чтобы квалифицированно оформить осмотра или составить, аварийный" сертификат , имея в виду, что эти документы кладутся в основу разрешения возможных судебных споров или связаны с оплатой убытков.

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Синонимы :

Смотреть что такое "СЮРВЕЙЕР" в других словарях:

    Инспектор или агент страховщика, осуществляющий осмотр имущества, принимаемого на страхование. По заключению сюрвейера страховщик принимает решение о заключении договора страхования. В зарубежной практике в качестве сюрвейера выступают… … Финансовый словарь

    Англ. surveyor оценщик, эксперт, инспектор, агент страховщика, осуществляющий осмотр объекта, имущества, принимаемого на страхование. По заключению С. страховщик принимает решение о страховании имущества путем оформления соответствующего договора … Словарь бизнес-терминов

    Сущ., кол во синонимов: 5 инспектор (26) оценщик (22) сюрвайер (5) … Словарь синонимов

    - (англ. surveyor) эксперт, осуществляющий по просьбе страхователя или страховщика осмотр застрахованных или подлежащих страхованию судов и грузов. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр … Экономический словарь

    Сюрвейер - компания, которая специализируется на проверке имущества, принятого или передаваемого в залог банку в качестве обеспечения исполнения заемщиком своих обязательств по кредиту. Она производит оценку качества залога, осуществляет проверку прав… … Банковская энциклопедия

    Сюрвейер - (англ. surveyor) лицо, обладающее специальными знаниями, в обязанности которого входит осмотр застрахованных или подлежащих страхованию судов и грузов. С. дает заключение о состоянии судна, его мореходных качествах, грузе, повреждениях при аварии … Энциклопедия права

    Для улучшения этой статьи желательно?: Викифицировать статью. Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение) … Википедия

    - (англ. surveyor) мор. инспектор иностранных классификационных обществ по техническому надзору за судами. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, 2009. сюрвейер [англ. surveyor] – мор. инспектор иностранных классификационных обществ по… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (англ, surveyor) 1) эксперт, осуществляющий по просьбе страхователя или страховщика осмотр застрахованных или подлежащих страхованию судов и грузов и имеющий право давать квалифицированное заключение об их состоянии, размере повреждений при… … Энциклопедический словарь экономики и права

Когда процесс доставки груза налажен, нам даже и в голову не приходит задуматься, сколько людей и каких профессий обеспечивают его. Товары пересекают границы и меняют транспорт. Обрастают сопроводительными документами, декларациями, сертификатами, заключениями экспертов. Одним из специалистов, дающим ценные заключения о состоянии груза на всех этапах смены транспорта, является сюрвейер. Услуги сюрвейера и его отчеты способны сыграть значительную роль в разрешении споров между сторонами поставки.

Термин «сюрвейер» — не новое слово для морских перевозчиков. Однако в последнее время этот термин из сугубо морской терминологии вышел за пределы портов. Сюрвейер имеет отношение и к транспорту, и к страхованию, и к сохранности товара, и к соблюдению перевозчиком норм и правил транспортировки грузов. Так кто же такой «сюрвейер» и что он делает в цепочке поставки? Почему его обязанности, функции и действия занесены в справочник сюрвейера?

«Сюрвейер» происходит от французского «surveiller» (сюрвейе), что обозначает наблюдать, присматривать. А сам термин пришел к нам из Морского права, насыщенного английской терминологией. С точки зрения определения, английский термин «surveyor» обозначает того, кто осматривает груз, инспектирует транспорт и выдает заключение. Такое определение «сюрвейер» и прижилось в морской практике.

В повседневной практике поставок мы сталкиваемся с контролерами, учетчиками, инспекторами, приемщиками грузов. Казалось бы, зачем нам вводить еще одно английское слово в наш лексикон. Дело в том, что понятие «сюрвейер» гораздо глубже и шире, чем «старший» или «ответственный» по приемке товара. Более того, при возникновении спорных ситуаций, мнение кладовщика или старшего по приемке не будет официально достоверным и независимым.

«Сюрвейер» происходит от французского «surveiller» (сюрвейе), что обозначает наблюдать, присматривать.

Функции сюрвейера

Сюрвейер – это эксперт, осуществляющий осмотр груза на предмет его порчи (или отсутствия таковой) за время его транспортировки. В компетенцию этого специалиста входит все, что непосредственно связано с грузом: состояние транспорта, объем топлива, влияющего на грузоподъемность, cостояние внутренней части трюма, контейнера или фуры с точки зрения пригодности для перевозки конкретного товара, отсутствие запахов и других следов ранее перевозимого товара.

К функциям сюрвейера относится предварительный осмотр груза до его погрузки/выгрузки:

  • взятие проб на проверку качества, если необходимо, с последующим тестированием в сертифицированной лаборатории;
  • осмотр и фотографирование внешнего состояния груза, выявление дефектов, анализ причин порчи или утери груза;
  • проверка маркировок груза и сопроводительных документов;
  • так называемый тальманский счет для проверки целостности партии груза, общее количество мест в контейнере или партии контейнеров;
  • проверка технического состояния груза и готовности транспорта к погрузке;
  • инспектирование герметичности трюмов, контейнеров, танк-контейнеров, а также состояния грузового отсека фуры и креплений для груза;
  • инспектирование перевозчика о характере груза и особенностях его крепления во время транспортировки;
  • контроль за последовательностью погрузки и распределение мест в трюме, контейнере, фуре;
  • контроль за действиями стивидоров и погрузчиков;
  • пломбирование груза в контейнере или фуре;
  • консультирование по срокам и оформлению документов по возврату контейнера.

Подобная процедура необходима для точного определения состояния партии товара перед каждой сменой транспорта. Услуги сюрвейера не ограничиваются инспектированием и контролем. Он составляет отчет, в котором фигурирует состояние товара и транспортного средства, распределение груза в фуре, контейнере или трюме на момент погрузки/выгрузки. Подобный сертификат исключает возможность хищения груза на любой стадии цепи поставки. Он составляется в соответствии с национальными или международными требованиями и принимается как достоверный и неоспоримый при рассмотрении споров в судах.

Сюрвейерские компании и услуги

Чтобы понять, что такое сюрвейерские услуги, стоит включить их в логистическую цепочку поставки товара и убедиться в ускорении поставки. Наличие сюрвейера на погрузочной площадке ускоряет процессы погрузки/выгрузки, оформления сопроводительных документов, выписки сертификатов. Снижается риск порчи, хищения или ненадлежащего обращения с товаром. Наличие заключения сюрвейера помогает определить виновного за порчу товара в пути и удостоверяет качество услуг перевозчика.

Сюрвейер – это независимый эксперт, инспектор, консультант и оценщик в одном лице. Его основная функция состоит в выдаче независимого заключения о состоянии, количестве груза, сохранности пломб, соблюдению правил транспортировки, определении возможных рисков и оценке причиненного ущерба.

Сертификат сюрвейера должен быть объективным и независимым. Для этой цели независимые сюрвейеры объединяются в компании и не отстаивают интересы транспортных, экспедиторских, страховых, финансовых компаний. В противном случае, о какой независимости может идти речь, если сюрвейер будет метаться между заказчиком его услуг и корпоративным давлением. В Уставе сюрвейерской компании оказание сюрвейерских услуг должно быть четко прописано.

Главное, что делает сюрвейер, это фиксирует состояние груза на момент его инспектирования. Благодаря его отчету можно определить, на каком этапе транспортировки произошли изменения качества товара. Если услуги сюрвейера прописаны в договоре поставки, то ни одна из сторон не сможет преувеличить или преуменьшить убытки в случае порчи груза. Любые манипуляции с грузом значительно осложнены, когда процесс перевалки находится под наблюдением третьей независимой стороны.

Любые манипуляции с грузом значительно осложнены, когда процесс перевалки находится под наблюдением третьей независимой стороны.

Степень доверия к сертификату сюрвейера напрямую зависит от имиджа сюрвейерской компании. Он формируется из объективности изложения, отсутствия ошибочных расчетов, полноты изложения фактов о причинах порчи товара, определения размера повреждений. Сюрвейерские компании, которые заботятся о своем имидже и стараются предоставить качественные услуги, консультируют клиента и грузоперевозчика, как избежать наибольшие потери.

Сюрвейерские услуги в страховании. Андеррайтеры и оценщики.

Для гарантирования сохранности груза и возмещения его стоимости в случае порчи или потери, применяется практика страхования товара. Страховой сюрвейер не должен отстаивать интересы страховой компании. Для этого есть андеррайтеры и оценщики.

Страховой сюрвейер может выдавать заключение не только по поводу товара. Кредитные союзы, банки, страховые компании тоже прибегают к услугам сюрвейеров. Он определяет состояние и возможные риски при оценке залоговой стоимости имущества или объектов страхования, инспектирует складские помещения и оценивает условия хранения залогового имущества. При наступлении страхового случая независимый сюрвейер оценивает ущерб и стоимость восстановительных работ. Это тоже входит в обязанности сюрвейера.

Андеррайтер не осматривает сам объект, а составляет свое заключение на основании сертификата независимого сюрвейера. Эксперт страховой компании оценивает ущерб по факту повреждений. Он не может точно утверждать, было ли испорчено имущество до наступления страхового случая или нет. Как представитель заинтересованной стороны он старается занизить сумму страховой выплаты. Поэтому сюрвейерские услуги в страховании помогают определить истинное состояние имущества и размеры страховых выплат, невзирая на желания обеих сторон.

Сюрвейер в страховании – это не оценщик страховой компании или сотрудник банка. Это третья сторона, гарантирующая соблюдение договора всеми участниками процесса кредитования или страхования.

Чьи интересы отстаивает сюрвейер

Основные требования к сюрвейерам можно свести к трем качествам:

  • профессионализм;
  • объективность;
  • независимость.

Наличие профессионализма у сюрвейера – это залог контроля выполнения договора поставок. Действуя по договору, сюрвейер агент должен тщательно проверять груз не только в интересах заказчика его услуг. Он должен отражать истинную картину. Степень объективности заключения сюрвейера напрямую зависит от его независимости. Многие международные суды не принимают к рассмотрению акты международных сюрвейеров, если они составлены компанией, где есть хоть маленькая доля государства.

Привлечь к ответственности за ненадлежащее оказание сюрвейерских услуг очень тяжело. Для этого необходимо установить и доказать причинно-следственную связь между необъективным инспектированием сюрвейера и порчей груза или отстаиванием интересов одной из сторон.

Стоимость сюрвейерских услуг, конечно же, колеблется от компании к компании. Но, если раньше сюрвейерские компании старались привлечь клиентов более низкой стоимостью услуг, то сейчас ситуация изменилась. Конечно же, цена зависит от перечня услуг сюрвейера, которые заказываются для конкретного груза. Но качество сюрвейер экспертизы и имидж самой сюрвейерской компании определяют основной уровень стоимости услуг.

При международной поставке товара заказ сюрвея погрузки-перевозки-выгрузки оправдывается значительным сокращением порчи груза и экономит время на оформление сопроводительных документов. Особенно это касается стран Азии, где законодательство сильно отличается от российского и европейского. Доказать «на пальцах» свою правоту, объяснить поставщику или перевозчику их вину, потребовать возмещения убытков без сертификата международного сюрвейера будет практически невозможно.

Слова сюрвей и сюрвейер знает лишь малая часть импортеров. Термин пришел к нам из английской системы страхования морских перевозок. Сюрвейер (англ. “surveyor”) в страховании - это инспектор или агент страховщика, осуществляющий осмотр имущества, принимаемого на страхование.

Сюрвей в логистике

Сюрвей – это услуга осмотра груза с целью установить его внешнее состояние и комплектность на соответствие документам на любом этапе пути. Услуга может включать в себя кропотливый пересчет товара в грузовых местах с обязательным фотографированием. В случае обнаружения повреждений груза сюрвейер документально фиксирует их факт, характер и размер.

Зачем это нужно?

Включает в себя трех основных участников: поставщик, перевозчик, грузовладелец. Также множество важных дополнительных контрагентов: экспедиторы, склады, страховые компании, таможенные органы. На любом этапе перевозки может возникнуть спорная ситуация с грузом, когда понадобится оценить степень ответственности каждого участника за убытки. Для этого нужна «третья», независимая сторона – это сюрвейерская компания.

Очень часто импортеры используют таких специалистов при перевозке очень хрупких грузов, для дополнительного контроля упаковки товара. Также услуга будет полезна при перевозке дорогостоящих и высоколиквидных грузов.

Сюрвейеров также привлекают страховые компании. Когда груз принят на страхование, сюрвейерский отчет будет основным документом для определения суммы к возмещению при оценке ущерба. Использовать сюрвейеров можно и без привязки к страхованию груза.

Дополнительные услуги

Сюрвейера могут инспектировать не только товар, но и транспортное средство, привлеченное для перевозки. Будут проверены допуски к определенным видам перевозок, наличие необходимых разрешений и свидетельств. Также сюрвейер может фиксировать пломбирование грузового отсека и включать номера пломб в отчет.

Выводы

  • Сюрвей – это инспекция состояния груза на любом этапе его движения.
  • Сюрвейерская компания проконтролирует товар на всех точках погрузки/выгрузки, оповестит вас об этом и документально зафиксирует все параметры груза: количество, вес, целостность упаковки и т. д.
  • Рекомендуем воспользоваться сюрвейерскими услугами если стоимость груза чрезвычайно высока или товар хрупкий.
  • Отчет сюрвейера поможет определить ответственных за любые инциденты с товаром и будет веским аргументом при спорных ситуациях с грузом.

Мы не раз писали об ответственности морского сюрвейера. Однако вопросы, связанные с услугами, которые выполняет сюрвейер, столь сложные и настолько актуальные, что поле для исследований, которые должны заинтересовать нашего читателя, поистине бесконечно.
В качестве сюрвейеров выступают обычно профессионалы высокой квалификации. Да и правовые нормы сформированы так, что в действительности привлечь к ответственности морского сюрвейера очень сложно, если вообще реально. Тем не менее, рассмотрим некоторые аспекты этой проблемы.

В Украине правовые механизмы регулирования сюрвейерской деятельности крайне мало разработаны. Каких-либо специальных нормативных актов в отношении работы сюрвейеров нет, даже Классификатор видов экономической деятельности (КВЭД) не содержит вид деятельности, который включал бы формулировку "сюрвейерские услуги". Данная деятельность относится к следующему виду:
74.87.0. Предоставление иных коммерческих услуг:
- услуги по экспертизе в делах, не связанных с недвижимым имуществом, страхованием и инженерными услугами: судебно-экспертные услуги по проведению криминалистических, судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, иные виды экспертиз.

Основное требование по уставным документам сюрвейерских компаний - упоминание в уставе предприятия видов деятельности, связанных с сюрвейерскими услугами.

В Украине сюрвейерская деятельность не подлежит лицензированию, таким образом, к ней не применимы какие-либо лицензионные условия и требования.

Естественно, в штатном расписании предприятия должны быть соответствующие должности сюрвейеров, руководителей групп сюрвейеров, тальманов и пр., которые работают на основании должностных инструкций. За последнее время часть подобных должностей была введена в Справочник квалификационных характеристик профессий работников.

С учетом слабого развития в Украине нормативной базы, регламентирующей оказание сюрвейерских услуг, основным документом становится договор о сюрвейерском обслуживании или об оказании сюрвейерских услуг. Именно его положения будут регулировать и ответственность сюрвейера, и объем его обязательств, полномочий и работ.

Роль и значение сюрвея в шиппинге

Работа сюрвейера сродни работе адвоката по морским делам. С одной стороны, он - представитель стороны принципала, так что должен отстаивать его интересы, то есть его позиция заранее предполагается субъективной, с другой - он должен представить объективно сложившуюся ситуацию для своего принципала, так что его позиция должна быть одновременно и объективной - такова реальность, с которой приходится повседневно сталкиваться морскому сюрвейеру.

Морской сюрвей представляет собой интернациональную практику, мало изменяющуюся от страны к стране, от порта к порту.

Любая из сторон морского спора может привлечь к работе в своих интересах сюрвейера, и даже не одного. Таким образом, фигура морского сюрвейера обретает свои реальные очертания только тогда, когда его номинирует некоторый принципал, то есть нанимает сюрвейера для выполнения работ. Некоторым итогом работы сюрвейера выступает сюрвейерский отчет (marine survey report).

Практически при рассмотрении каждой морской претензии, морского требования стороной в деле выступают страховщики, которые задают сюрвейерам, видимо, больше всего работы. Если спор доходит до суда или арбитража, в рассмотрении иска участвуют и сюрвейеры. Именно они являются обыкновенно наибольшими экспертами в вопросах технических, и если назначаются судом или арбитражем, то должны представлять только объективную позицию, так что их работа несколько облегчается, поскольку не приходится совмещать несовместимые иногда вещи - интересы клиента и объективный аспект ситуации, которая имеет место реально. Однако нет таких противоречий, которые не могут разрешить квалифицированные сюрвейеры. Формально это осуществляется следующим образом. Сюрвейер представляет свою предварительную позицию принципалу в письменной форме. Если эта позиция не вызывает сомнений, то составляется отчет сюрвейера, в котором эта позиция получает закрепление в качестве окончательной. Если принципал выражает сомнения или формулирует другую позицию, то сюрвейер может повторно освидетельствовать представленный объект, если это возможно, и скорректировать свою позицию. Позиция сюрвейера должна быть с объективной стороны изложена в рапорте. А субъективная сторона позиции может быть изложена в письме, которое направляется принципалу. Обычно это письмо имеет конфиденциальный характер.

Когда стороны потенциального спора давно и хорошо знают друг друга, в простых ситуациях они могут номинировать одного и того же сюрвейера, поскольку в основе его деятельности все же лежит выявление объективных условий в конкретной ситуации, так что достаточно будет рассмотреть его выводы, чтобы прийти к взаимно приемлемому мнению, достичь компромисса. Если же сюрвейера номинирует только одна сторона, то именно она имеет право давать ему инструкции, после чего сюрвейер становится агентом этой стороны. Однако сюрвейер не является адвокатом, так что может быть допрошен в суде в качестве свидетеля, ведь в основе его позиции лежат объективные данные, часто лишь технического характера.

Общим объектом сюрвейерского освидетельствования является чрезвычайное морское происшествие в целом или отдельные его аспекты. Сюрвейеры могут специализироваться на таких главных сторонах морского происшествия, которые соответствуют основным сторонам морского предприятия - груз и судно. Особую категорию специализации сюрвейеров представляют сюрвейеры, специализирующиеся на рассмотрении и обследовании обстоятельств общей аварии. Такие сюрвейеры должны хорошо ориентироваться во всех аспектах совместного морского предприятия.

Всегда в отчете сюрвейера должны быть подведены финансовые итоги его работы, то есть выражены в денежных суммах убытки и другие обязательства, которые составили предмет его рассмотрения.

От природы этих обязательств зависит характер работы морского сюрвейера, поскольку они могут быть не деликатного, а договорного характера, например, чартерные сюрвейеры, которые сопровождают исполнение чартера, представляя одновременно интересы как фрахтовщика, так и фрахтователя. Морские сюрвейеры бывают случайными (ad hoc) и постоянными, для которых инспекционно-сюрвейерская деятельность является регулярной.

Инструкции сюрвейеру даются обыкновенно по взаимному соглашению между ним и его принципалом, более того, поскольку сюрвейер чаще всего является более принципала сведущим в сфере морской техники и права, он сам может сформулировать такие инструкции, но ответственным за их правильность и точность остается принципал.

Ответственность сюрвейера: общие положения

В принципе, за сколько-нибудь существенное нарушение своих обязанностей морской сюрвейер может подвергнуться ответственности.

Вот обычный перечень услуг, которые оказывают сюрвейеры:

      • определение пригодности и соответствия судов и их грузовых помещений для перевозки различных грузов;
      • расследования, в связи со страховыми случаями, причин несохранной перевозки грузов всеми видами транспорта и оценка ущерба;
      • осмотр грузов перед погрузкой и рекомендации капитану по внесению оговорок о состоянии груза в штурманские расписки и коносаменты;
      • контроль грузовых операций, услуги суперкарго, составление грузовых планов погрузки судов, рекомендации по укладке и креплению грузов и надзор в процессе грузовых операций;
      • тальманский счет груза при погрузке/выгрузке судов, загрузке/выгрузке контейнеров и пр.;
      • определение количества груза по осадке судна (Draft survey);
      • определение количества бункера на борту (Bunker survey);
      • отбор проб груза или бункера, производство анализов сертифицированными лабораториями;
      • определение состояния закрытий грузовых трюмов на предмет их водонепроницаемости;
      • оценка технического состояния судна, корпуса и механизмов, их соответствия конвенционным, классификационным требованиям перед страхованием или продажей;
      • расследование аварийных случаев с судами, оценка ущерба, контроль работ в ходе ремонта;
      • оценка технического состояния судна и/или определение количества остатков топлива на борту при передаче судна фрахтователям или судовладельцам (On/Off-hire condition/Bunker survey);
      • расследования и урегулирование претензий в связи с травматизмом, болезнью, смертью членов экипажей судов и т.п. функции.

Выполнение деятельности по оказанию любой из этих услуг предполагает некоторые договорные отношения. А любой договор потому и заключается, что предполагается возможность его нарушения. Вот в этом случае и возникает вопрос об ответственности исполнителя услуг - сюрвейера.

Услуги, оказываемые сюрвейерами, довольно специфичны для того, чтобы можно было выделить их в особую категорию услуг. Однако эти услуги столь разнообразны, что определить в общем плане характер инспекции (аудита), который проводится морским сюрвейером, очень сложно. Тем более, что сюрвей - услуги, потребляемые не только в отрасли морского транспорта. Они востребованы также в других отраслях транспорта, в сфере отношений по поводу поставки, снабжения и т.п., поэтому рассмотрение нескольких видов сюрвейерских услуг не даст ясного представления о возможной ответственности сюрвейера при предоставлении других видов таких услуг.

Так, услуги сюрвейеров считаются хорошей морской практикой необходимыми при нанесении стивидорами повреждений судну при осуществлении грузовых операций; сюрвейер может принять на себя обязанности, связанные с обеспечением тальманского счета груза, обычно непосредственно исполняемого стивидорами. Понятно, что в каждом из этих случаев характер возможной ответственности сюрвейера будет различным.

Гражданско-правовая ответственность подразделяется на деликатную (внедоговорную) и договорную.
Конечно, ответственность сюрвейера целесообразно рассматривать как договорную, то есть ответственность за нарушение договора. Таким образом, эта ответственность может иметь весьма специфический, даже особенный характер в каждом конкретном случае, но имеются некоторые общие принципы договорной ответственности. Вот они:
- противоправное поведение;
- вредные результаты такого поведения;
- причинная связь между противоправным поведением и вредными результатами;
- вина - субъективное основание ответственности.

Давайте же рассмотрим отдельные аспекты договорной ответственности.

Отдельные аспекты договорной ответственности

Начнем с конца. Гражданско-правовая вина как основание для ответственности в Украине регулируется ст. 614 Гражданского кодекса (ГК), а в России - ст. 401 ГК Российской Федерации.

Вина в гражданских отношениях - отнюдь не обязательный элемент состава ответственности. Как законом, так и договором могут предусматриваться многочисленные исключения, так что должник, в данном случае сюрвейер, может отвечать при отсутствии вины. А обратное, то есть исключение или ограничение договором ответственности при наличии умысла, нельзя допускать, поскольку такой договор будет ничтожным.

Законом предусмотрено право должника доказать отсутствие своей вины, если это, разумеется, имеет значение. Таким образом, сюрвейер может доказывать, что предпринял все меры, зависящие от него, для надлежащего исполнения своих обязанностей.

При заключении договора он вправе настаивать на исключении своей ответственности при наличии неосторожности в его действиях, и включение этого условия в договор будет означать, что предоставление подобных доказательств не имеет смысла и не может требоваться судом. Включение в договор такого условия будет иметь чрезвычайно положительное значение для сюрвейера, поскольку, очевидно, его вина имеет преимущественно характер неосторожности, таким образом, он будет нести бремя доказывания только отсутствия своего умысла, что не представляется затруднительным.

Огромное значение имеют доказательства кредитором причинно-следственной связи между нарушением обязательств сюрвейером и вредом (ущербом, убытками) кредитора (ч. 1 ст. 623 ГК Украины, ч. 1 ст. 393 ГК России). Необходимо выявить все существенные факторы (условия), которые вызвали вредный результат. Среди этих условий необходимо выделить те, которые имели наиболее существенное действие, породившее вредные последствия.

Вот эти активно действующие и наиболее существенные обстоятельства правонарушения и будут признаны причиной, повлекшей вредный результат, независимо от того, действовали ли эти обстоятельства закономерно, либо случайно, прямо, либо опосредованно.

Допустим, тальман сюрвейера уснул, что повлекло неправильный подсчет количества грузовых мест и вызвало убытки у поставщика. Здесь имеет место бездействие в юридическом смысле со стороны сюрвейера, то есть пассивное поведение, но этот фактор в приведенном выше смысле будет признан активно действующим обстоятельством, повлекшим неправильный подсчет количества груза, независимо от того, был ли тальман уставшим из-за плохого отдыха, что неизбежно вызвало такую его реакцию, либо просто устал от однообразной работы, подобно тому, как автомобилисты устают от однообразия дороги и засыпают за рулем. Такое поведение должно быть признано звеном в причинно-следственной цепи и повлечь ответственность сюрвейера, даже если одновременно вел подсчет груза сюрвейер судовладельца, который по каким-то мотивам покинул свое рабочее место, например.

Другой пример: судовладелец должен обеспечить мореходность судна, поданного под перевозку груза, то есть мореходность в техническом отношении. Он нанял сюрвейера, который должен был засвидетельствовать это. В результате повреждений в ходе погрузки груза стивидоры допустили повреждение судна, по причине чего оно стало немореходным.

Сюрвейер не заметил этих повреждений. Судовладелец (перевозчик), понадеявшись на разумную заботливость сюрвейера, отправил судно в рейс в немореходном в техническом отношении состоянии.

В результате разумная заботливость проявлена не была, и груз был поврежден или утрачен. За это будет нести ответственность перевозчик, но он сможет привлечь к ответственности в порядке регресса независимого сюрвейера, поскольку его деятельность была одним из звеньев причинно-следственной связи, которая повлекла отправку судна в рейс в немореходном состоянии, в результате чего образовались убытки.

Порядок возмещения убытков предусматривается в ст. 623 ГК Украины (ст.ст. 15, 393 ГК РФ). Определение и доказывание наличия и величины убытков - дело обычно очень сложное, поэтому рекомендуется предусмотреть в договоре с сюрвейером правило о том, что он отвечает не только за убытки, но и за формальное нарушение своих обязанностей, например, уплату пени за несвоевременное предоставление отчета.

Наконец, рассмотрим противоправное поведение как основание для наступления ответственности в гражданско-правовых отношениях. И здесь все не так уж просто. С одной стороны, могут быть случаи, когда имеются обстоятельства, при которых должник освобождается от ответственности за противоправное поведение, и случаи, когда должник несет ответственность при отсутствии своего противоправного поведения.

Например: неисполнение обязательств - это противоправное поведение (ст. 611 ГК Украины; ст.ст. 393-406 ГК РФ). Однако, если имеются особые обстоятельства, при которых ответственность не может наступать, то неисполнение обязательства не будет противоправным поведением (ст. 617 ГК Украины; ч. 3 ст. 401 ГК России). Таким обстоятельством является, например, непреодолимая сила. В то же время, по существу, правомерное поведение, например, действия в условиях крайней необходимости, влечет гражданско-правовую ответственность по правилам ст. 1171 ГК Украины (ст. 1067 ГК РФ).

Таким образом, можно прийти к заключению, что привлечь сюрвейера к специфической "сюрвейерской" ответственности довольно трудно, хотя и можно выделить весьма специальную ответственность сюрвейера. Если такая ответственность прямо или опосредованно не предусмотрена законом, то необходимо внести ее в договор на сюрвейерские услуги. В таком случае, при наличии соответствующих оснований, привлечение сюрвейера к гражданско-правовой ответственности вполне возможно.

Наконец настали времена, когда в России стали массово востребованы сюрвейеры. Нет, вы не подумайте, что этого не было раньше. Просто профессия сюрвейера не выходила за рамки портов и была очень специфической и узконаправленной. В основном в сторону инспектирования грузов, состояния судов, их осадки. Но теперь качество подготовки и широкий спектр знаний, которыми должен обладать независимый сюрвейер, стали оцениваться по достоинству за пределами морских перевозок. В страховом, деле, в среде кредитных организаций и логистических компаний.

Профессия сюрвейер легкая и непонятная одновременно только на первый взгляд. В западных странах очень высоко оценивается труд экспертов, которые обладают не только широкими познаниями в области техники, права и коммерции. Подобный специалист ценен тем, что он способен анализировать процессы, причины, грамотно консультировать по поводу возможных последствий. Сюрвейерский отчет помогает минимизировать расходы и избежать риски.

Обучение профессии сюрвейер

Для многих желающих вопрос, как стать сюрвейером, решается довольно просто. Достаточно забить в поисковике «сюрвейер обучение». Кроме академий и вузов, готовящих страховых сюрвейеров (например, РРР – Российский Речной регистр, ИУиЭ ГМА им. адмирала С.О. Макарова которые имеют сеть филиалов по всей стране) и мореходных школ, дающих начальное сюрвейерское образование, существует множество курсов. Курсы сюрвейеров длительностью 3 и 6 месяцев дают базовые представления о профессии морского сюрвейера, работе с генеральными и наливными грузами, методикой расчета количества груза на судне.

Кроме академий и вузов, готовящих страховых сюрвейеров (например, РРР – Российский Речной регистр, ИУиЭ ГМА им. адмирала С.О. Макарова которые имеют сеть филиалов по всей стране) и мореходных школ, дающих начальное сюрвейерское образование, существует множество курсов.

Но давайте посмотрим, какие требования предъявляются к этой профессии. Прежде всего, сюрвейер – это интеллектуальная профессия. Кроме моральных качеств, специалист должен уметь:

  • видеть детали и состояние груза, техники, повреждений в целом;
  • зрительно оценивать объемы и избирательно вычленять объект осмотра;
  • грамотно выстраивать причинно-следственную связь, формулировать речь и письменно излагать доводы;
  • прогнозировать развитие событий;
  • анализировать причины и группировать правовую базу;
  • мыслить глобально, логически, предметно;
  • быстро ориентироваться в ситуации.

Кроме этого, сюрвейер должен обладать хорошей памятью, не бояться высоты и замкнутого пространства. Иметь хороший слух, зрение и общее физическое здоровье.

Квалификация и классификация сюрвейера

По результатам образования и практического опыта Содружество морских сюрвейеров присваивает квалификацию и степень допуска:

А – инспектор грузов: 1 – генеральных, 2 – навалочных, 3 – наливных, 4 – химических;
В – инспектор судов: 1 – корпуса, 2 – машинного отделения, 3 – переход судна в/из чартера
С – драфт-сюрвей
D – классификация судов и их качественное оценивание
Е – сюрвейер морского страхования: 1 – грузов, 2 – корпуса судна, 3 – машинного отделения
F – инспектор яхт и катеров
G – сюрвейер лесоматериалов
H – эксперт по буксировке и спасению
I – сюрвейер морского страхования международных P&I клубов: 1 – грузов, 2 – корпуса судна, 3 – машинного отделения
WS – специалист по коммерческому учету грузов и топлива

Кроме методов расчета осадок судна, каждый специалист морского сюрвея должен досконально знать нормативные документы, Конвенции, Кодексы, Правила Регистров и правила перевозки разных типов грузов, тарифные руководства, технические документации разных стран и типов судов.

Конечно, сюрвейерам, работающим в страховании, кредитовании, транспортной и складской логистике, нет необходимости знать морскую специфику профессии. Но объем знаний и большая ответственность – это характерные ее особенности.

Сюрвейерские услуги: ОКВЭД, лицензии, НДС

Компании, оказывающие сюрвейерские услуги на водном транспорте, декларируют свою деятельность как 63.22 по ОКВЭД. Вспомогательная деятельность классифицируется не только для водного, но и для сухопутного транспорта – группа кодов 52.21.

Согласно Письму Министерства Финансов РФ от 4 июня 2009 года No 03-07-15/81, сюрвейерская деятельность, относящаяся к вспомогательному обслуживанию судов в портах, освобождается от уплаты НДС. Как бы ни хотелось налоговой службе обложить НДС всех, порты и сюрвейерские компании, обслуживающие иностранные суда, не платят НДС. Чего нельзя сказать об остальных сюрвейерах. Согласно Ст. 148 НК РФ все работы и услуги, реализованные на территории РФ, подлежат обложению НДС по ставке 18%. Что касается лицензии на сюрвейерские услуги, то с 2006 года для морских и прочих инспекторов-сюрвейеров она не интересный факт. Если неопытный инспектор допустит погрешность в расчете осадки судна на 1–2 см, то каждый сантиметр дает от 5 т неучтенного груза на малых и до 80 т на супербольших судах. Если независимый сюрвейер имеет репутацию профессионала, то персонал судна не будет хитрить с весом люковых крышек, выложенными на причале, шлюпками, спущенными на воду, или трапом, опирающимся на причал. Или освобождаться от балласта между начальным и конечным сюрвеем. Эти мелкие мошенничества сразу видны опытному сюрвейеру.

Если независимый сюрвейер имеет репутацию профессионала, то персонал судна не будет хитрить с весом люковых крышек, выложенными на причале, шлюпками, спущенными на воду, или трапом, опирающимся на причал.

А вот, если вместо лазерной рулетки в руках сюрвейера капитан увидит, что все определяется на глаз, то ему не нужно думать, как обмануть сюрвейера. Он сам выдаст отчет с погрешностью, пусть даже допустимой, в 0,5%. Посчитайте ее на 20 тысячах тонн груза и умножьте на минимальную стоимость тонны 100 дол. Ничего себе оплошность!

Работа сюрвейером – это одновременно сложная, ответственная и интересная работа. Морской сюрвей таит много секретов профессии, которые в других сферах сюрвейерских услуг никогда не проявятся.

Расчет + Подсчет = Отчет сюрвейера

Грузовладелец, логистическая или страховая компания заказывают проведение инспекции и оформляют сюрвейер договор на проведение инспекции транспорта, груза, имущества. Договор на оказание сюрвейерских услуг содержит подробное описание перечня услуг, акты приемки, тарифы и порядок расчетов. В случае, когда право на товар переходит к покупателю после его транспортировки, он вправе заказать сюрвейерскую проверку на момент отгрузки товара. В таком случае в договоре купли-продажи должно быть оговорено, что покупатель вправе заказать независимый сюрвей и направить письмо уведомление о присутствии сюрвейера на отгрузке. Представители сторон должны иметь доверенность быть представителем организации перед сюрвейером, которая отражается в отчете.

Главный документ, который выдается после проведения инспекции транспорта и/или груза – это сюрвейерский отчет. Он состоит из трех основных глав. Во вступительной части указываются общие данные на момент сюрвейерской проверки – место, дата, цель, наименование и характеристика объекта инспекции… В основной части описываются сам объект, подробно заносятся все данные проверки и дополнительные сведения, способные повлиять на окончательный вывод, сравниваются документальные данные и фактические.

В заключительном разделе четко прописываются выводы и результаты сравнительного анализа, указываются причины несоответствия/порчи и рекомендации по минимизации потерь, настоящих и последующих. Обязательная составляющая любого отчета сюрвейера – это приложенные подтверждающие документы: фото, заключения экспертиз, копии, объяснительные записки.

Независимые сюрвейеры – объединяйтесь

В большей степени, благодаря профессионализму и дальновидности Снопкова В.И. (автор многих учебников по морскому делу), в России была создана Ассоциация независимых сюрвейеров. Она объединяет сюрвейерские независимые компании, которые полностью впитали опыт передового сюрвея. На основании российского законодательства, правил международной торговли, особенностей интермодальных перевозок Ассоциация сюрвейеров сформировала правила проведения экспертной оценки и расширила сеть сертифицированных лабораторий.

Сотрудничество Ассоциации и ГМА им. адмирала С.О. Макарова был сформирован Кодекс и программа для обучения независимых сюрвейеров. Главным учебником для будущих сюрвейеров является «Руководство по проведению сюрвейерской работы на транспорте», автором которого является Снопков В. И.

Сюрвейер – это профессия, требующая фундаментальных знаний и опыта.

Недаром западные компании отправляют на учебу по этой специальности опытных сотрудников порта или страховых агентов. Она требует круглосуточной готовности выехать на объект. Устроиться без опыта работы или минимальных знаний на зарплату 30 – 60 тысяч рублей практически невозможно. Что поделать, если на запрос в интернете «сюрвейер ищу работу СПБ, Новороссийск, Владивосток» открываются вакансии сюрвейера для работы в порту и на складе.

Принципы сюрвейерского подхода к экспертному анализу значительно расширили сферу применения сюрвейерских услуг. Страхование на морских, авиа и сухопутных перевозках, складской учет, инспектирование транспорта, имущества, аварийный комиссар – это далеко не полный перечень возможных вакансий для подачи резюме сюрвейера.