Среднее предприятие критерии отнесения. Малый бизнес: основные особенности, отличия, перспективы

Предпринимательский сектор национального хозяйства обычно насчитывает огромное количество фирм, которые для целей экономического анализа группируются по ряду существенных признаков. Наиболее распространенными являются классификации по формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу.

В современных условиях существует множество предприятий, которые можно классифицировать по ряду критериев.

1. По форме собственности (по характеру капитала, на основе которого функционирует предприятие).

Государственные предприятия . По рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) государственными следует считать предприятия, в которых государственные органы обладают большей частью капитала (свыше 50%), и/или те, которые ими контролируются (через работающих на предприятии государственных чиновников). Государственное предпринимательство обычно более капиталоемко и стабильно, ибо обладает финансовой и организационной опекой правительства. Совокупность государственных предприятий образует общественный сектор экономики.

Частные предприятия (единоличные или коллективные). Самостоятельные, независимые предприятия, которые свободны в выборе наиболее прибыльной сферы деятельности, не регламентированы в объемах бизнеса, образуют частный сектор экономики. К частным можно отнести и те фирмы, на которых у государства есть доля капитала (но не преобладающая).

Смешанные предприятия - это организации, в которых государство обладает той или иной долей капитала. Смешанные предприятия иногда занимают существенное место в экономической жизни страны. Например, в России государство сохраняет пакет акций во многих приватизированных предприятиях (на этих предприятиях работает четверть всех занятых).

2. По размерам (численность персонала, размер уставного капитала, объем производства/продаж и т.д.) предприятия подразделяются на малые, средние и крупные , исходя из двух основных параметров.

По количеству обычно преобладают малые предприятия (в России иа них приходится около 1/2 общего числа предприятий).

В разных странах по-разному определяют малое предприятие. По Закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. н нашей стране к ним относят те предприятия, где средняя численность работников не превышает 30 человек — в розничной торговле и бытовом обслуживании, 50 человек — в оптовой торговле, 60 человек — в научно-технической сфере, сельском хозяйстве и 100 человек — на транспорте, в строительстве и промышленности.

Так, международная Организация Экономического Сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, разделяет:

  • «весьма малые» предприятия (с числом занятых до 19 чел.)
  • «малые» предприятия (до 99 чел.)
  • «средние» предприятия (от 100 до 499 чел.)
  • «крупные» предприятия (свыше 500 чел.).

В США федеральным законом о малом бизнесе установлено, что малая фирма - это фирма, имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годовой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия в США делятся на:

  • наименьшие (1 - 24 занятых);
  • малые (25 - 99 занятых);
  • промежуточные (100 - 499 занятых);
  • крупные (500 - 999 занятых);
  • крупнейшие (1000 и более занятых).

В российской практике к малым предприятиям (малое предпринимательство официально разрешено с 1988 г.) относятся предприятия, в которых средняя численность работников за отчетный период на превышает следующих предельных уровней:

  • в промышленности, строительстве, на транспорте - 100 человек;
  • в сельском хозяйстве, научно-технической сфере - 60 человек;
  • в оптовой торговле - 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Размеры средних предприятий - в интервале 100-300 чел. Крупные предприятия - от 300 чел. и более, но в некоторых отраслях - от 500 чел.

3. По характеру используемых ресурсов (преобладающему фактору производства).

Трудоемкие , использующие в основном трудовые ресурсы.

Для трудоемких предприятий характерна высокая доля затрат на оплату труда в совокупных издержках производства. Эти предприятия, как правило, имеют высокую степень разделения труда.

Фондоемкие (или капиталоемкие ), интенсивно использующие средства производства.

Фондоемкие предприятия имеют особенно большое количество средств производства. Значительная часть издержек производства представляет собой амортизационные отчисления, т.е. определенную долю от цены средств производства, которая ежегодно списывается на себестоимость продукции. Технический прогресс ведет к специализации, механизации и автоматизации производства. Механизация предполагает замену ручного труда машинным. Автоматизация имеет место в случае использования вычислительной техники, для управления производственным процессом. При высокой степени механизации и автоматизации средств производства производственный процесс становится недостаточно гибким, возрастают издержки производства и предприятие вынуждено решать проблему наиболее эффективною использования средств производства.

Материалоемкие , интенсивно использующие материалы.

Материалоемкие предприятия имеют высокие объемы затрат ресурсов. Этим предприятиям приходится решать задачу эффективного использования ресурсов и экологических проблемы, связанные с утилизацией отходов производства.

4. По отраслевой принадлежности (характеру деятельности ):

  • промышленные предприятия (добыча и переработка полезных ископаемых, и производство товаров);
  • торговые предприятия (сами не производят товары, но выполняют посреднические функции);
  • транспортные предприятия (перевозки с использованием различных транспортных средств);
  • страховые организации (страхование от различных видов рисков);
  • предприятия в сфере услуг , например, гостиницы, консалтинговые фирмы и другие.

5. Классификация фирм по характеру деятельности предполагает их деление на производящие материальные блага (потребительские или инвестиционные товары) и услуги.

6. По правовому статусу различают:

· хозяйственные товарищества и общества;

· производственные кооперативы;

· государственные и муниципальные унитарные предприятия;

· индивидуальные предприниматели;

В 2019 году действует Постановление Правительства N 265 о предельных значениях дохода от предпринимательской деятельности. В нем указаны лимиты доходов для субъектов малого и среднего предпринимательства. Ранее для определения того, подходит ли компания под критерии такого предприятия, оценивалась выручка от реализации. Теперь используется более широкое понятие «доход от предпринимательской деятельности».

Итак, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 в расчет берется не только выручка с продаж, а все доходы по налоговому учету.

Разберемся, какие организации и ИП в 2019 подходят под определение малого бизнеса.

Основные критерии определения малого предприятия 2019

  • попадать в рамки лимита по размеру доходов;
  • попадать в рамки лимита по численности сотрудников;
  • попадать в рамки лимита по доле участия других компаний в уставном капитале.
Представителями малого бизнеса считаются компании и предприниматели независимо от налогового режима, если они соответствуют условиям. Это могут быть фирмы и ИП на УСН, ЕНВД, патенте, ОСН.

С 1 августа 2016 в расчет максимального размера доходов за прошедший год включается не просто вся выручка по кассе, а все доходы согласно налоговой декларации. Приведем критерии в виде таблицы:

Количество работников в 2019 году определяется на основании среднесписочной численности, отчет по которой предоставляется ежегодно в налоговую инспекцию.

Что касается долей в уставном капитале, то ФЗ N 209 от 24.07.2007 предусматривает исключения. Лимиты не распространяются на:

  • акционеров высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
  • участников проекта «Сколково»;
  • компании, которые практически применяют новейшие технологии, разработанные их учредителями — бюджетными или научными учреждениями;
  • компании, учредители которых включены в правительственный перечень лиц, оказывающих господдержку инновационной деятельности.

А вот доходы за прошедший налоговый период оценивают по налоговым декларациям.

Отдельно нужно отметить, что Федеральная налоговая служба в письме от 18.08.2016 N 14-2-04/ разъяснила, какими критериями она руководствуется при внесении сведений в реестр малых и средних предприятий о хозяйственных обществах. Налоговики указали, что уточненные критерии отнесения экономических субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), установленные Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ, будут учитываться при внесении в реестр за период с 2016 по 2018 годы. Поэтому первые изменения в реестр, связанные с этим, будут внесены только при очередном формировании Реестра 10 августа 2019 года по состоянию на 1 июля 2019 года.

Единый реестр малых и средних предприятий

С 1 августа 2016 года создан единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Его формирует Налоговая служба самостоятельно на основании отчетности субъектов малого бизнеса:

  • сведений о доходах;
  • среднесписочной численности сотрудников;
  • данных из Единого госреестра юридических лиц и Единого госреестра индивидуальных предпринимателей;
  • информации от других государственных органов.

Для того чтобы попасть в реестр, руководителям малых компаний и предпринимателям ничего делать не нужно. Доступ к реестру предприятий МСП можно получить на специальной странице сайта ФНС . Для того чтобы проверить, есть ли информация о вашем бизнесе в едином реестре МСП, достаточно ввести ИНН, ОГРН, ОГРНИП, название фирмы или ФИО ИП (что-то одно) в строку поиска.

В добровольно-заявительном порядке можно дополнить информацию: сообщить о своей продукции, заключенных контрактах, участии в программах партнерства.

Если данных о вашем малом или среднем бизнесе нет в реестре или они некорректны, подайте заявку на проверку с указанием верных сведений.

Организации и предприниматели, сведения о которых будут отсутствовать в реестре, лишаются возможности использовать льготы, предусмотренные для МСП.

Льготы для малых предприятий в 2019 году

Небольшие компании и ИП, попадающие под перечисленные критерии, в 2019-м пользуются определенными льготами.

  • Они могут не устанавливать лимит наличных средств, находящихся в кассе (п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У). За хранение наличных в кассе свыше определенной суммы предусмотрен штраф по ст. 15.1 КоАП . Субъекты малого бизнеса могут держать в кассе деньги в любом количестве. Правда, если лимит наличных до этого был установлен на предприятии, то его необходимо отменить — издать соответствующий приказ. Приказ можно оформить в любой момент — у этого типа предприятий есть такое право.
  • Могут вести упрощенный бухгалтерский учет (п. 4 ст. 6 ФЗ N 402). Для ИП эта льгота не актуальна, поскольку они и так освобождены от обязанности вести бухучет. А вот компании амортизацию вправе начислять один раз в год, а не каждый месяц. Материальные производственные затраты списывать в полной сумме сразу, а не по мере использования. В каждом ПБУ перечислены упрощенные способы ведения учета, которыми пользуются льготники. Микропредприятия могут даже вести бухгалтерский учет сплошным методом регистрации хозяйственных операций.

Важно! Льготы по ведению бухучета не распространяются на акционерные общества и ООО с доходами свыше 800 млн. рублей, так как для этих компаний обязательно проведение аудита.

  • Освобождены от ежегодного сплошного статистического наблюдения (такое наблюдение проводится раз в пять лет, в промежутках — выборочное).
  • Имеют право обратиться к региональным властям за субсидиями и инвестициями — для спецрежимников регионы снижают налоговые ставки. Также для малого бизнеса на уровне регионов предусмотрены льготы по налогу на имущество.
  • Субъекты такого предпринимательства имеют преимущественное право покупки государственной и муниципальной недвижимости, которая находится у них в аренде (ФЗ от 29.06.2015 N 158).
  • Имеют преференции в системе госзакупок.
  • Микропредприятия вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, таких как правила внутреннего распорядка, графики сменности, положения о премировании и т.д. Но в таком случае работодатель включает все необходимые условия в трудовой договор с сотрудником. Такие трудовые договоры должны заключаться по типовой форме, которая утверждена Постановлением Правительства от 27.08.2016 N 585. Однако при утрате статуса микропредприятия работодатель в течение 4 месяцев должен будет восстановить все локальные нормативные акты.

О том, как составить трудовой договор для микропредприятий, мы писали в отдельной статье .

Проверки малых предприятий 2019

Для таких предприятий действуют сокращенные сроки проведения проверок. Любой контролирующий орган может проверять субъект малого бизнеса не дольше 50 часов в год. А для микропредприятий максимальный срок — 15 часов в год.

В течение 2 лет (с 1 января 2016 до 31 декабря 2018) «малышам» были предоставлены надзорные каникулы. Такую льготу для небольших компаний и ИП установил ФЗ N 246-ФЗ от 13.07.2015. Но это касалось только плановых проверок. Если поступит жалоба от потребителя или у госорганов появится информация о нарушении фирмой закона, проверяющие придут с ревизией.

Срок действия «надзорных каникул», установленных ФЗ N 246-ФЗ, истекавший в конце 2018 года, продлен на 2019 и 2020 годы — Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ , он опубликован на официальном портале правовой документации . Однако надо иметь в виду, что надзорные каникулы не распространяются на проверки, проводимые методом риск-ориентированного контроля, а этот метод используют такие ведомства, как ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзор, Росалкогольрегулирование и Роспотребнадзор. Отсюда можно сделать вывод, что от проверок этих ведомств малый бизнес не освобождается.

Кроме того, не будет надзорных каникул и для тех предприятий, которые занимаются лицензируемыми видами деятельности — это:

  • банки;
  • страховщики;
  • ЧОПы;
  • недропользователи;
  • формацевтические компании;
  • перевозчики

и многие другие (полный список из 52 пунктов дан в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Подтверждение статуса малым предприятиям не требуется

Такое предприятие не нужно отдельно регистрировать и получать подтверждения того, что ваша фирма им является. Статус в дальнейшем также сохраняется автоматически. Достаточно того, что фирма или предприниматель соответствует перечисленным условиям. Причем даже если в течение одного или двух лет вы превысите установленные лимиты, статус предприятия сохранится. Изменение статуса происходит, только когда максимальные показатели количества сотрудников, величины доходов или долей в капитале не соблюдаются три календарных года, идущих подряд (ч. 4 ст. 4 ФЗ N 209). В реестре, как уже было сказано выше, первые изменения статусов произойдут только в 2019 году. Однако для новых организаций и ИП действуют новые критерии и порядок учета в реестре.

Вклады малых преприятий теперь застрахованы

С 1 января 2019 года правило страхования вкладов распространяется и на малые предприятия. Но для того чтобы иметь право потребовать возмещения по вкладам, предприятие должно быть занесено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Об этом говорит Федеральный закон от 03.08.2018 N 322-ФЗ.

Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы

хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и

развиваться.

Малое предприятие - предприятие с незначительным количеством работников, небольшими объемами деятельности, большей частью рискованной (производственной, торговой, научной и т.п.) и производства, владелец которого несет полную ответственность за результаты хозяйствования, самостоятельно принимает управленческие решения с целью присвоения прибыли. В соответствии с новым законом к субъектам МП относятся внесенные в государственные реестры юридические лица, потребительские кооперативы и коммерческие организации, а также физические лица, зарегистрированные в качестве ИП, крестьянские и фермерские хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1. Для юридических лиц: суммарная доля участия в их уставном капитале в РФ, к субъектам РФ, общественных и религиозных организациях, благотворительных и иных органах не превышает 25%.

Доля принадлежащая одному или нескольким лицам, не являющимися субъектами МП не превышает 25%.

2. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек, в том числе до 15 человек микропредприятия.

3. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные правительством РФ.

Производными целями деятельности малых предприятий есть производство товаров и услуг высокого качества и низкой себестоимости, завоевание определенной ниши на рынке, удовлетворение потребительского спроса населения и др. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является:

Численность персонала;

Размер уставного капитала;

Величина активов;

Объем оборота (прибыли, дохода).

Малые предприятия могут быть разных форм собственности, прежде всего частной (трудовой и капиталистической) и коллективные. В России наибольшая доля малых предприятий в 1998 г. была коллективной (свыше 15 тыс.) и частной (основанной на собственной и чужой работе - свыше 6,3 тыс.) собственностью. В США почти 60% ферм ведут хозяйственную деятельность без найма рабочей силы. В России малые предприятия с частной формой собственности присвоили 24% балансовой прибыли, а коллективной - 75%, причем последние проявили высшую жизнеспособность (вследствие объединения капиталов, коллективного ведения предпринимательской деятельности и др.). В промышленности в 1998 г. малые коллективные предприятия изготовили почти 80% продукции, частные - 17, государственные - 2,5%.

Приведенное высшее определение характеризует лишь важнейшие признаки малого предпринимательства, его внутреннюю сущность. Полнее или комплексно такая сущность раскрывается в выполняемых им функциях, объединении положительных и отрицательных сторон.

Положительными чертами малых предприятий есть:

1) гибкость и мобильность в управлении и организации производства;

2) полное использование рабочей силы и оборудования, меньший уровень запасов (тогда как на крупных предприятиях остаются незагруженными в среднем 75% производственных мощностей);

3) рациональная организационная структура предприятия;

4) быстрая адаптация к конъюнктуре рынка, местных условий, запросов потребителей, оперативное обновление ассортиментов продукции;

5) возможность быстрого внедрения значительной доли новых идей, проектов и создание новых образцов продукции;

6) невысокие эксплуатационные расходы;

7) относительно небольшой капитал для создания таких предприятий;

8) возможность уменьшения расходов производства за счет узкой специализации, экономии на управленческих расходах и др.;

9) высокие шансы на успех;

10) значительная роль в создании новых рабочих мест;

11) большое значение в формировании среднего класса населения;

12) создание конкурентной среды как важной движущей силы экономического прогресса;

13) формирование предпринимательства как фактора социально-экономического прогресса.

Основными недостатками деятельности малых предприятий есть:

1) низшая производительность работы (в большинстве случаев) сравнительно с крупными предприятиями;

2) неспособность внедрять важные капиталоемкие достижения науки и техники в производство;

3) высокая интенсивность работы за счет более длительного рабочего дня, использование семейной работы;

4) экономия на условиях работы и технике безопасности;

5) ограниченная возможность повышать квалификационный уровень нанимаемых работников;

6) значительные трудности с финансированием, получением кредитов, недостаточность оборотных средств, задолженность и т.п.;

7) отсутствие профсоюзов, а итак тех прав в управлении производством, которые завоевали нанимаемые работники на крупных предприятиях;

8) ограниченность во внедрении прогресивнейших форм и методов организации производства;

9) формирование совокупностью малых предприятий вообще стихийного характера развития немонополизированного сектора экономики, лишь частично подчиненного действия закона планомерного развития (той мерой, которой эти предприятия втянутые в контрактные отношения с крупными компаниями и государством).

Даже простое сопоставление положительных и отрицательных сторон деятельности малых предприятий, которые являются противоречивыми в пределах единой системной сущности, свидетельствует о доминировании положительных черт, а потому является основанием для экономической целесообразности расширения масштабов такой деятельности.

Если сущность такого предпринимательства анализировать комплексно, со стороны выполняемых им функций (новаторской, организационной, хозяйственной, социальной), то роль малых предприятий неоднозначная. Так, роль их в реализации новаторской функции (т.е. содействии процесса продуцирования новых идей - технических, научных, организаторских, управленческих и т.п.) чрезвычайно важная (особенно новых научных и технических идей, создании проектов, осуществлении исследовательско-конструкторских разработок).

Тем не менее в процессе реализации организационной функции предпринимательства (внедрении новых форм и методов организации производства, новых форм заработной платы, рациональном объединении форм единичного разделения труда и др.) их роль незначительная.

Большое значение малых предприятий в процессе реализации хозяйственной функции предпринимательства (т.е. эффективном использовании большинства трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных ресурсов) и социальной функции (изготовлении товаров и услуг, необходимых обществу, в трудоустройстве значительной доли трудоспособного населения и т.п.). Но существеннее роль (даже сравнительно с крупными фирмами) играют малые предприятия в реализации личностной функции предпринимательства (т.е. самореализации собственной цели предпринимателя, получении им удовлетворение от своей деятельности).

Чтобы усилить положительные и ослабить отрицательные стороны деятельности предприятий, необходимая всесторонняя поддержка государством их деятельности.

Значение малого бизнеса в рыночной экономике очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП.

Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

В мировой экономике функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии число МП превышает 12 млн., а в Японии 9 млн. Этот малый бизнес, например, только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъектуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость.

Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение.

Нельзя также забывать, что малые предприятия оказывают меньше воздействие и на экологическую обстановку.

Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики России.

Чтобы глубже и подробнее разобраться и понять необходимость малого бизнеса, безусловно, необходимо рассмотреть опыт ведущих зарубежных стран по развитию малого бизнеса.

Во всех зарубежных странах с нормально развитой рыночной экономикой существует мощная государственная поддержка малого бизнеса. Например, в Германии субсидии малым предприятиям составляют около 4 млрд. марок ежегодно.

В конгрессе США проблемами малого бизнеса заняты два комитета. Во главе стоит Администрация по делам малого бизнеса. В каждом штате есть региональные отделения по 30-40 человек. Цель Администрации - поддержка малого бизнеса на государственном уровне.

В Японии, где особенно высоко количество малых предприятий, специально выделены те из них, которые в условиях рыночной экономики без помощи государства развиваться не могут.

Стимулирующим фактором в развитии малого бизнеса является налоговая политика государства.

Суть налоговой политики заключается в поэтапном уменьшении предельных ставок налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно узкой налоговой базе и широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия является одним из методов налогообложения малых предприятий.

Малые предприятия выполняют в капиталистической экономике разнообразные функции. Как правило, они специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, а крупные предприятия ведут сборку готовых изделий. Иногда малые предприятия осуществляют промежуточную сборку. Среднее время жизни малых предприятий где-то 6 лет. Но число новых предприятий превышает число закрывшихся.

Все малые довольно быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию. Например, малые предприятия в Японии способны завершить опытное производство в течении недели, в то время как на крупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени. Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной продукции, ориентированной в основном на местные рынки сбыта. В основном это скоропортящиеся продукты, ювелирные изделия, одежда, обувь и т.д. и т.п.

В развитых странах именно малому бизнесу уделяются внимание в государственном масштабе. Государство поддерживает малый бизнес как деньгами, так и различными льготами, в сфере налоговой политики.

Однако, с большим сожалением, приходится констатировать, что именно больше всего не повезло в ходе развернувшихся в России экономических преобразований малому бизнесу. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как и нет хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий. Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10-12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время, как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.

По закону, малые предприятия могут создаваться на основе любых форм собственности и осуществлять все виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом.

Сложившаяся экономическая обстановка подрывает стимулы к предпринимательской деятельности, которые только и могут привести к образованию рыночной экономики. Ясно, что в сегодняшней экономической ситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий, недостаточно. Должна быть мощная государственная поддержка малых предприятий. Только правильные шаги в области экономических реформ, могут привести к развитию малого бизнеса, что и приведет к развитию рыночной экономики в целом.

В данной статье рассматриваются критерии среднего предприятия, какими льготами они наделены. Определяются также преимущества и недостатки среднего предпринимательства.

Какой бизнес следует относить к среднему? Критерии среднего предприятия

Статусы малого предпринимательства и среднего очень близки по определению. Общая особенность – представители такого бизнеса не выходят за пределы установленных критериев и могут пользоваться упрощенной системой отчетности. К субъектам среднего (и малого) предпринимательства (МСП) следует отнести:

  1. Физических лиц:
  • индивидуальных предпринимателей (ИП),
  • крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ).
  1. Юридических лиц – учреждения коммерческого характера и потребительские кооперативы.

Важно! В этом перечне нет ни государственных предприятий, ни муниципальных и унитарных.

К наиболее распространенным средним предприятиям относятся:

  • производители товаров народного потребления;
  • строительные организации;
  • салоны мобильной связи;
  • торговые фирмы и компании;
  • частные медицинские клиники и центры;
  • фирмы в сфере IT-технологий;
  • турагентства.

Все средние предприятия должны пройти регистрацию и значиться в едином государственном реестре. Чтобы фирма или компания могла называться средней, она должно соответствовать нескольким условиям.

Критерий №1. Участие в капитале

Состоит признак из двух частей:

  1. Общая доля всех участников не больше четверти (25%) уставного капитала (складочного капитала, паевого фонда). Это ограничение не касается активов, которые принадлежат инвестиционным фондам; имущества инвестиционных товариществ в целом.
  2. Суммарное участие в капитале не должно быть выше 49 процентов. Это касается:
  • иностранных предприятий;
  • организаций, не субъектов МСБ.

Ограничение не касается тех хозяйственных обществ и партнерств, которые применяют на практике и внедряют результаты интеллектуальной деятельности.

Критерий №2. Среднесписочная численность персонала

Численность персонала предприятия среднего находится в таких пределах (человек):

  • минимум 101;
  • максимум

В расчет принимается среднесписочное количество в прошлом календарном году. Читайте также статью: → “ ». Определения ее нужно принимать во внимание всех, в том числе:

  • совместителей (пропорционально отработанных ими часов);
  • сотрудников структурных подразделений;
  • лиц, заключивших с предприятием соглашения гражданско-правового характера.

Критерий №3. Доход от реализации товаров (работ и услуг)

Доход, полученный фирмой в прошлом году, не должен быть выше 2 миллиардов рублей. Но он не может быть меньше 800 млн. – это критерий для предприятия малого. Сумма дохода учитывается без НДС. Она содержится в налоговой декларации за прошедший год. Чтобы доход подсчитать правильно, необходимо учесть все виды поступлений.

Средние предприятия определяют сумму на основе декларации по Единому налогу на вмененный доход (ЕНВД) и налогу на прибыль. Читайте также статью: → “ ». Это свидетельствует о том, что статус среднего предприятия уже не нуждается в подтверждении дополнительными документами.

Вместо суммы дохода может фигурировать балансовая стоимость активов – важная часть валюты баланса.

Критерии для предприятий отдельных отраслей

По отдельным отраслям экономики допускаются различные показатели по численности сотрудников. Даже если она меньшая, чем предусмотрено общим критерием, бизнес относится к среднему. Размерность средних предприятий в различных отраслях народного хозяйства отображена в таблице:

Отрасль Количество работников, чел.
от до
1. Агентства по рекламе, организации консалтинговые и исследовательские 15 50
2. Туроператоры 25 75
3. Редакции печатных СМИ 35 100
4. Розничная торговля 50 250
5. Оптовая торговля 100 100
6. Изготовление мебели 150 500
7. Кондитерская фабрика 400 1500
8. Нефтеперерабатывающее предприятие 2000 7000
9. Завод по производству автомобилей 10000 40000

Рекламная и туристическая деятельность, издание газет и журналов редко нуждаются в значительной численности работников. Поэтому, хотя предприятия задействуют меньшее количество работников, чем предусмотрено критерием, они относятся к средним.

Преимущества и недостатки средних предприятий

Средний бизнес наделен многими преимуществами по сравнению с крупным. В частности, он обладает:

  1. Большей свободой в выборе решений и быстрым приспосабливанием к новым условиям работы.
  2. Эффективностью и незамедлительностью в выполнении необходимых управленческих действий.
  3. Сравнительно невысокими операционными расходами.
  4. Исключительным качеством адаптироваться к местным условиям, учитывая все их особенности.
  5. Относительно низкой потребностью в первоначальном капитале.
  6. Высоким уровнем личной мотивации собственников.

Средние предприятия:

  • не зависят от разработанной на длительную перспективу обширной производственной программы;
  • не обременены многочисленным персоналом, что требует непростых навыков управления;
  • проще перестраивают свою рыночную стратегию при появлении новой «ниши».

Преимуществ много, но и слабые стороны существенные. Среди них выделяется:

  1. Сезонное колебание спроса на продукцию и объем продаж.
  2. Жесткая конкуренция и угроза поглощения со стороны больших компаний.
  3. Значительное количество законов и положений, сковывающих и замедляющих работу.
  4. Преграды при получении лицензий и патентов.
  5. Частая нехватка оборотных денежных средств.
  6. Большая вероятность финансовых потерь и провала бизнеса, особенно во время кризиса.
  7. Недоверие со стороны банков, что сказывается на возможности получения кредита.

Важно! Средний бизнес наряду с малым – идеальное начало для предпринимателей с небольшим стартовым капиталом.

Виды государственной помощи

В федеральных и целевых программах предусмотрены такие виды поддержки деятельности средних предприятий:

Вид поддержки Содержание
Информационное содействие и помощь в изучении структуры рыночных цен, тенденций их изменения
  • информационная рассылка;
  • подготовка необходимых для обучения материалов;
  • организация семинаров, курсов, тренингов.
Инфраструктурная помощь Создание:
  • бизнес-инкубаторов;
  • фондов для развития предпринимательства;
  • позитивной среды для формирования бизнеса.
Поддержка научных, технических проектов и нововведений Поиск средств финансирования
Содействие по участию в ярмарках и выставках Организация мест для размещения, предоставление выставочного оборудования бесплатно или со скидкой
Облегчение каждодневной работы Использование методов:
  • правового регулирования;
  • бухгалтерского сопровождения.

Упрощение порядка получения лицензий и подготовки разрешительных документов

Финансовые способы поддержки Обеспечение:
  • субсидиями;
  • грантами;
  • льготами и компенсациями.

Административные льготы в 2016 году

Чтобы уменьшить внешнее управленческое давление на предприятия, государство пошло на некоторые уступки. Они предусматривают упрощение порядка отчетности, денежных расчетов и оформления работников, что рано или поздно послужит поводом для выхода многих предпринимателей из тени.

Административная льгота Кто может пользоваться/уточнения
Возможность проводить наличные расчеты без кассовых аппаратов Плательщики ЕНВД
Ведение бухгалтерского учета в упрощенной форме Обязательное условие: годовая выручка – до 79,74 млн. рублей, численность – до 100 чел.

Поэтому пользоваться льготой могут только средние предприятия отдельных отраслей экономики

Заключение договоров аренды помещений с местными властями.

Льготные условия действительны на протяжении 5 лет

Руководители средних предприятий. У фирм-арендаторов есть преимущественное право выкупить такое имущество
Наличие государственной гарантии при оформлении кредита в банке Шансы заемщика получить положительный ответ банка возрастают
Участие в госзакупках В совокупном объеме госзакупок за год не менее 15% должно быть продукции, товаров и услуг, продуцированных в МСП

Важно! Льготы, которые касаются ведения бухгалтерского учета, на АО и ООО с доходами свыше 800 млн. рублей не распространяются. Для таких компаний обязательной частью работы являются аудиторские проверки.

Финансовые льготы и особенности налогообложения

Такого рода послабления не просто улучшают условия для ведения бизнеса, но и оказывают прямую финансовую поддержку. Особо важны субсидии, возмещающие часть затрат предприятия:

  • по договорам лизинга;
  • на уплату процентов банку по кредитам или займам.

Предусматривается субсидия в сумме до полумиллиона для начинающих предпринимателей. Согласно Федеральной программе, актуальной до 2020 года, малому и среднему бизнесу предоставляются не только безвозмездные пособия, но и гранты.

В вопросах уплаты налогов средние предприятия проигрывают по сравнению с малыми. Далеко не все могут воспользоваться преимуществами упрощенной и патентной систем оплаты налогов. Пределы по доходу и численности позволяют внедрять УСН только на предприятиях отдельных отраслей. А ПСН возможна лишь для индивидуальных предпринимателей.

Перейти на оплату ЕНВД можно только при наличии не больше 100 сотрудников. Читайте также статью: → “ ». Позитивно, что нет ограничений по годовому доходу от реализации. Выплаты по указанным системам налогообложения существенно меньше, чем по общей системе (ОСН). Местные власти вправе уменьшать в пределах своей территории ставки налогов. Для фирм на ЕНВД возможно понижение вдвое – до 7,5%, для УСН – до одного процента с шести.

Важно! Отдельные округа могут применять на своей территории почти нулевое налогообложение для МСБ.

Запрет на плановые проверки предприятий среднего бизнеса

Подобный запрет (надзорные каникулы) установлен на два года: с января 2016 и до конца 2018 годов. Органам контроля (государственного и муниципального) запрещено проводить плановые поверки всех предприятий МСБ. В фирму не придут гости и не станут проверять:

  • состояние противопожарной безопасности;
  • насколько уровень санитарного состояния отвечает нормативам;
  • лицензию на деятельность.

Но это относится только к плановым проверкам. Внепланово работники контролирующих органов обязательно придут с инспекцией, если у них появятся сведения о том, что фирмой нарушаются законодательные нормы.

Кроме того, предусмотрены исключения, полный список которых содержит в Федеральном законе 294-ФЗ. Но и тут есть небольшой нюанс: срок проведения проверок не должен составлять больше 50 часов в год.

Такие льготы помогают предприятию развиваться, что является плюсом. Минус состоит в том, что недобросовестные предприниматели могут нарушать санитарные нормы и правила пожарной безопасности, что рано или поздно обернется неприятностями для потребителей и бедствием для фирмы.

Налоговые проверки и ревизии приостановлены на три года (с января 2016). Но «надзорные каникулы» затрагивают только те предприятия, у которых работает меньше 100 человек, а выручка меньше 800 млн. рублей.

Практические примеры деятельности

Пример №1. В фирме работает 202 сотрудника, доход за год (без НДС) составляет 1900 млн. руб.. Такая фирма является средним предприятием. Об этом свидетельствуют оба критерия.

Пример №2. Предприятие имеет такие показатели выручки от реализации и средней численности персонала за последние три года:

По показателям 2013-2014 годов фирма отвечает критериям предприятия среднего. В 2015 году условия нарушены. Но фирму можно перевести в категорию предприятия малого когда три года подряд численность и выручка не будут соответствовать критериям среднего бизнеса, то есть с 2018 г.. В 2016-2017 годах она не утрачивает этот статус.

Топ 5 часто задаваемых вопросов

Вопрос №1. Нужно ли составлять бизнес-план среднему предприятию?

Да. Он поможет организовать бизнес правильно, покажет инвесторам и кредиторам его доходность и позитивные перспективы.

Вопрос №2. Какая система налогообложения применяется для фирм, собирающих и устанавливающих окна, жалюзи, рольставни?

Используется ЕНВД.

Вопрос №3. Фирма арендовала нежилое помещение, заключив с администрацией муниципального района соответствующий договор. Можно ли выкупить данное помещение в приоритетном порядке?

Право такое есть, при условии, что договор аренды еще в силе.

Вопрос № 4. Нужна ли предприятию лицензия?

Ответ на вопрос можно получить, изучив перечень лицензированных видов деятельности.

Вопрос №5. Фирма-плательщик ЕНВД ведет бухгалтерский учет обязательно?

Да. Такие предприятия в общеустановленном порядке ведут все счета бухгалтерского учета и предоставляют предусмотренную законодательством отчетность. Сильные стороны средних предприятий являются основой успеха предпринимательства страны. Но без продуманной и стабильной государственной поддержки не обойтись.

Звонок в один клик

24.12.2015

Малый бизнес — это понятие, которое употребляется как в неофициальном контексте, так и в нормативно-правовых актах. Первый вариант используется в зависимости от субъективного восприятия конкретным человеком, элементов коммерческого ведения на соответствующем уровне.

Как правило, понятием малый бизнес, люди понимают как небольшую предпринимательскую деятельность, которая осуществляется в частном порядке. Тот, кто имеет в своем частном владении небольшой киоск, парикмахерскую или маленький магазинчик, именуется в современное время как частный предприниматель или владелец «малого бизнеса».

Что такое малый бизнес?

На самом деле, в законодательстве, существуют особые критерии, от которых исходят главные отличия между микро, малым и средним бизнесом. В этот список критерий входит:

1) Количество работников.

2) Годовой доход.

На основании Федерального Закона № 209 и Постановления № 702, в малые предприятия и организации входят те фирмы, которые:

1) Насчитывают в своем штате 15-100 человек.

2) Имеют размер годового дохода — 120-800 млн. рублей.

Несомненно, что не у каждого начинающего предпринимателя, получается, соответствовать всем отмеченным критериям. Именно поэтому, если ему не удается соответствовать отмеченной норме, по которой квалифицируют малый бизнес, юридически, его фирма является микропредприятием.

Подведя итог, можно сказать, что под малым бизнесом следует понимать даже самое небольшое частное предприятие или организацию. Однако, для юридического соотношения, необходимо данную фирму привести к тем нормативным показателям, которые будут относиться к классу мелкого или среднего бизнеса, в противном случае компании присваивается статус «микропредприятие».

Что такое средний бизнес?

Следует сказать, что средний бизнес больше бытовое, нежели нормативное, однако в законодательстве данное понятие может использоваться на основе нормативных актов. На основании бытового использования термина «средний бизнес», можно понимать не слишком масштабное предприятие или организацию, однако играет существенную экономическую или хозяйственную роль страны или региона. К такому виду бизнеса можно отнести сеть мастерских, компаний или группу юридических лиц.

В законодательстве Российской Федерации четко закреплено понятие и структура среднего бизнеса. Так, к среднему предприятию можно отнести:

1) Штат из 101-250 сотрудников.

2) Годовой доход составляет — от 801 млн. до 2 млрд. рублей.

Именно на такие показатели разделяют малые и средние компании и предприятия. Несомненно, что при открытии даже самой скромной сети мастерских или салонов красоты в окрестностях региона или города, юридически это будет относиться к среднему бизнесу, так как проходит по структуре и понятиям среднего бизнеса.

В чем принципиальная разница между малым бизнесом и средним?

Для того, чтобы дать правильный ответ на этот вопрос, необходимо провести анализ с юридической и экономической точки зрения.

С бытового уровня, это конечно же, различие в масштабности ведения бизнеса. С точки зрения экономического показателя, малый бизнес, как минимум в 2,5 раза меньше приносит годовой прибыли, нежели средний. Но при этом, штат сотрудников в среднем бизнесе намного больше чем в малом.

Именно по этим важным критериям, следует различать, средний бизнес от малого. К тому же, законодательством закреплены различные условия создания малого и среднего предпринимательства, квоты и критерии. Не следует забывать, что закон также разграничил эти понятия нормой права.

Малый бизнес

Средний бизнес

Единое предприятие или фирма

Сеть или группа организаций

Штат сотрудников насчитывается от 15-100 сотрудников

Работают от 101-250 сотрудников

Годовой доход составляет от 120-800 млн. рублей

Годовой доход составляет от 801 млн. до 2 млрд. рублей

Если вы нашли ошибку, опечатку или иную проблему, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter . Вы также сможете прикрепить комментарий к данной проблеме.