Создание обособленного структурного подразделения. Порядок открытия обособленного подразделения. Иной тип «обособки»

Потребность создания обособленных подразделений возникает в связи с рядом факторов: расширение бизнеса, оптимизация затрат на производство, соблюдение требований экологии и т.д. В связи с этим следует разобраться в понятиях обособленного подразделения (далее ОП), как в налоговом, так и в гражданском законодательстве Российской Федерации, в порядке их создания и отчетности.

Виды обособленных подразделений

В гражданском законодательстве определено два вида обособленных подразделений: филиал и представительство. Других разновидностей ОП В ГК РФ не содержится.

Тогда как в налоговом законодательстве признается ОП основной организации любой территориально-обособленной структуры, имеющей стационарные рабочие места. Дословно определение ОП дано в ст. 11 НК РФ «обособленное подразделение организации – любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца».

  1. ОП не является юридическим лицом.
  2. ОП должно находиться не по адресу основной организации, а совершенно по другому адресу.
  3. ОП должно иметь стационарные рабочие места, созданные на срок более одного месяца.

Филиал, Представительство, иное подразделение (Рабочее место)

Филиал и представительство могут быть открыты только по решению общего собрания участников ООО с последующей подачей заявления о регистрации изменений в учредительные документы (Р13001). Если изменения в Устав не вносить, то можно использовать форму Р14001. Пакет документов, который нужно представить в регорган указан в статье 17 Федерального закона №129-ФЗ.

Согласно п.2 ст. 55 ГК РФ Филиал находится не по месту основной организации, может выполнять все или часть функций основной организации, а также может осуществлять функции Представительства, а Представительство защищает интересы основной организации.
Филиал, Представительство и просто стационарное рабочее место (далее Рабочее место) имеют существенные различия.

Так Филиал и Представительство имеет право открыть расчетный счет и вести самостоятельный бухгалтерский учет, что не предусмотрено делать на Рабочем месте.

Филиал может вести коммерческую деятельность, а Представительство и сотрудник на Рабочем месте не имеют права этого делать, у них только трудовые правоотношения.

Сведения о Филиале и о Представительстве содержатся в ЕГРЮЛ, Сведения о Рабочем месте в ЕГРЮЛ не содержатся.

Порядок учета Филиалов и Представительств ЮЛ

В соответствии с п.3 ст.83 НК РФ постановка на учет в налоговом органе российской организации по месту расположения ее Филиала, Представительства, осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Порядок снятия с учета Филиалов и Представительств ЮЛ

В течение трех дней со дня принятия Решения о прекращении деятельности через Филиал или Представительство налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган по месту нахождения организации о закрытии этих подразделений по форме № С-09-3-2.

Порядок учета иного структурного ОП, не поименованного в ГК РФ

В соответствии с п.4 ст.83 НК РФ постановка на учет в налоговом органе российской организации по месту расположения ее ОП (за исключением Филиала, Представительства) производится налоговым органом на основании сообщений, которые направляет данная организация в соответствии с п.2 ст.23 НК РФ.

«Налогоплательщики – головные организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех обособленных подразделениях (далее ОП) российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:

  1. В течение одного месяца со дня создания ОП российской организации;
  2. В течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об ОП российской организации».
  3. «Сообщение о создании на территории РФ ОП (за исключением Филиалов и Представительств) российской организации и об изменениях в ранее сообщенные сведения о таких ОП» подается по форме № С-09-3-1.

Сообщение об изменении адреса ОП также подается в налоговый орган по месту нахождения головной организации по форме № С-09-3-1. Далее налоговый орган по месту старого нахождения ОП снимает с учета ОП и передает его на постановку на учет по новому адресу места нахождения ОП и сразу же присваивается новое КПП, если при смене адреса меняется и налоговый орган. В любом случае налогоплательщик никаких сообщений больше не делает, а только ждет Уведомление от налогового органа по месту учета ОП по новому адресу.

Обособленное подразделение – наличие работников

Главным критерием ОП является наличие в нем рабочих мест. При наличии рабочих мест должны быть и работники, выполняющие трудовую деятельность в конкретной территории, указанной работодателем.

Вывод: при отсутствии работников отсутствует и ОП

Дата создания структурных подразделений

Датой создания Филиала или Представительства является дата принятия Решения о создании соответствующей структуры.
Датой создания ОП (за исключением филиалов и представительств) является дата организации стационарных рабочих мест.

Штраф за неоткрытие обособленного подразделения

Организации, которые не подали в срок заявление о постановке на учет, в соответствии с п.1 ст.116 могут быть оштрафованы на 10000 рублей.

Если организация ведет деятельность структурное ОП и не поставила его на учет, то в соответствии с п.2 ст.116 может быть привлечена к ответственности в виде штрафа в размере 40000 рублей.

Организации, применяющие УСН, и имеющие обособленное подразделение

Организации, имеющие Филиалы и Представительства вплоть до 2016 года не имели права применять УСН. С 2016 организации, имеющие Представительства и иное ОП, не поименованное в ГК РФ, могут находиться на УСН при соблюдении установленных законом ограничений.

Уплата страховых взносов организациями, имеющими обособленное подразделение

Сумма страховых взносов, подлежащая уплате по месту нахождения ОП, осуществляющего выплаты в пользу физических лиц, определяется исходя из величины базы для исчисления страховых взносов, относящейся к этому ОП.

Сумма страховых взносов, которая подлежит уплате по месту нахождения головной организации, в состав которой входят ОП, определяется как разница между общей суммой страховых взносов, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой страховых взносов, подлежащей уплате по месту нахождения ОП.

Если ОП находится за границей, то уплата страховых взносов и представление расчетов по ним осуществляется организацией по месту своего нахождения.

В соответствие с п.7 ст.431 НК РФ организации – плательщики страховых взносов представляют отчетность в налоговую инспекцию по месту нахождения организации и по месту нахождения ОП, начисляющих выплаты физическим лицам в срок не позднее 30-числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом.

Уплата Акцизов организациями, имеющими ОП

Если у организации есть ОП, в которых производится подакцизная продукция, то декларация сдается в налоговую инспекцию по месту ОП, сюда же уплачивается и налог.

Если в отчетном периоде не было производства подакцизной продукции, то декларация не сдается.

Уплата НДФЛ организациями, имеющими обособленное подразделение

Если российская организация имеет ОП, то она, как налоговый агент, обязана уплачивать НДФЛ по месту нахождения ОП, а отчетность по форме 2-НДФЛ и 6-НДФЛ нужно представлять не только в налоговую инспекцию по месту учета головной организации, но и в налоговые органы по месту учета ОП.

Уплата налога на прибыль организациями, имеющими ОП

Согласно ст. 288 НК РФ, организации, имеющие ОП, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм налога на прибыль производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по ОП. А сумму налога на прибыль, которая зачисляется в бюджет субъектов РФ, перечисляются по месту нахождения головной организации, а также по месту нахождения каждого ОП.

Если у организации несколько ОП на территории одного субъекта РФ, то распределение прибыли по каждому из этих ОП может не производиться, а уплачиваться в общей доле по всем ОП субъекта через одно заранее выбранное ОП. Для этого направляется Уведомление в срок до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в налоговые органы, в которых налогоплательщик состоит на налоговом учете по месту нахождения своих обособленных подразделений.

Декларации по налогу на прибыль сдаются в налоговые органы по месту нахождения головной организации и каждого обособленного подразделения.

Уплата налога на имущество организациями

Организации, в состав которых входят ОП, уплачивают налог на имущество организаций по местонахождению каждого ОП, по имуществу, подлежащему налогообложению, находящемуся на балансе ОП.

Сумма налога по каждому ОП определяется с учетом закона, действующего на территории субъекта РФ.
Налоговая база определяется отдельно по головной организации в отношении имущества, находящегося по месту учета самой организации.

Уплата транспортного налога организациями

В соответствии со ст.363 НК РФ уплатить транспортный налог следует по месту нахождения транспортных средств (месту их государственной регистрации в ГИБДД).Это может быть головная организация или любое ОП.

Уплата земельного налога организациями

Если организация, в состав которой входят ОП, имеет земельные участки, то возникает обязанность уплачивать этот налог по месту нахождения таких участков. В случае отсутствия расчетного счета у ОП, то платит налог головная организация и она же сдает декларацию в налоговую инспекцию по месту нахождения земельного участка.

Уплата НДС организациями, имеющими ОП

Согласно п.1 ст.143 НК РФ плательщиками НДС признаются:

  1. Организации – юридические лица, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ;
  2. Индивидуальные предприниматели, получившие уведомление о постановке на учет в качестве ИП;
  3. Лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Так как ОП не являются юридическими лицами, поэтому и не являются плательщиками НДС. За ОП НДС уплачивает головная организация.

С 2017 года все обособленные подразделения (ОП) ощутили на себе изменения налогового законодательства. С этого года ОП должны самостоятельно уплачивать страховые взносы и представлять в налоговую инспекцию все расчеты по взносам.

Изменения затронули и головные офисы, но об этом чуть дальше.

Что изменилось с 2017 года

Начнем с того, что с начала года перестал действовать закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах». То есть с 2017-го обособленные подразделения уплачивать взносы на страхование в налоговую и сдавать отчеты в налоговую должны только в том случае, если их сотрудники-физлица получали вознаграждения. Раньше обязанность возникала, если ОП имели собственные банковские счета и отдельный баланс. Но это уже в прошлом — теперь только при наличии вознаграждений.

С этого года головные организации должны сообщать в налоговую службу по месту своего нахождения о том, что их ОП могут выплачивать зарплату сотрудникам и вознаграждения физическим лицам или, наоборот, этого права теперь лишены. На сообщение ИФНС дает месяц со дня изменений.

Небольшая справка об обособленных подразделениях

Обособленное подразделение открывается отдельно от головного офиса и платит налоги уже по месту своей регистрации. Согласно российскому законодательству, любая компания может открыть столько обособленных подразделений, сколько захочет.

Одно из правил ОП — находиться они должны на отдельном от головной компании адресе. Кроме того, необходимо наличие рабочих мест на срок от 1 месяца.

Об открытии ОП нужно уведомить налоговую (по месту постановки на учет головной компании) за месяц до открытия сообщением по форме С-09-03-1. При этом ПФР и ФНС уведомлять об открытии не нужно.

В обособленных подразделениях имеются собственные кассовые книги по операциям с наличкой. Все эти книги передаются в головную организацию. Однако в кассовой книге головной организации сведения по операциям с наличкой ОП не отражаются.

Отличие ОП от филиала или представительства:

  • Наличие ОП нужно отражать в Уставе организации. Филиал или представительство — не нужно.
  • ОП должно иметь имущество на балансе и собственный расчетный счет в банке.
  • Предприятия с ОП могут применять упрощенку, а с филиалом и представительством — нет.

Различия по налогам и отчетности между головной компанией и ОП

Различия есть. Обособленные подразделения платят не все налоги и сдают не все отчеты, которые необходимо сдавать головной компании.

По уплате налогов:

  • ОП не платят налог по УСН. При этом головная компания при расчете налога учитывает доходы и расходы подразделений.
  • ЕНВД и НДФЛ платят все по отдельности.
  • Страховые взносы в фонды платит только головная компания, но данные собираются со всех сотрудников, в том числе с ОП.

По отчетности:

  • ОП не посылает в контролирующие органы бухгалтерскую отчетность, а головное предприятие платит и за себя, и за ОП.
  • ОП не формирует отчет по УСН и не посылает сведения в ПФР, ФСС и сведения о среднесписочной численности.
  • Отчеты по ЕНВД и НДФЛ составляют все по отдельности.

Вам нужно вести удобный учет по предприятию с обособленными подразделениями? Попробуйте бухгалтерский онлайн-сервис Контур.Бухгалтерия. В нем удобно начислять зарплату, отправлять отчетность, готовить и уплачивать налоги. Первые 14 дней работы в сервисе бесплатны для всех новых пользователей!

Владимир УЛЬЯНОВ, эксперт «ПБУ»

Нередко в связи с расширением бизнеса учредители юридического лица принимают решение о создании одного или нескольких обособленных подразделений. Их создание обязывает руководство организации решить ряд организационных вопросов. Объем таких вопросов зависит от вида создаваемого обособленного подразделения.
Филиал или представительство

В гражданском законодательстве используется понятие «обособленные подразделения», которыми могут быть представительства и филиалы. Под представительством понимается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы этого лица и осуществляет их защиту. Филиалом же является обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения юридического лица и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. При этом как представительства, так и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица (ст. 55 ГК РФ). Поэтому создание таких обособленных подразделений возможно лишь при внесении изменений в учредительные документы.

Для внесения изменений в устав юридического лица в зависимости от важности вопроса необходимо решение учредителей (участников) юридического лица или его уполномоченного органа. Внесение в устав акционерного общества изменений, связанных с созданием филиалов, открытием представительств общества и их ликвидацией, осуществляется на основании решения совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 5 ст. 12 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»). Внесение же изменений в устав общества с ограниченной ответственностью входит в компетенцию общего собрания его участников (ст. 33 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Согласно гражданскому законодательству изменения учредительных документов юридического лица приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях (п. 3 ст. 52 ГК РФ). Последняя норма установлена законодателем в обоих упомянутых законах (п. 5 ст. 5 закона № 14-ФЗ, п. 6 ст. 5 закона № 208-ФЗ)

Сообщения об изменениях в уставе общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества сведений о его филиалах и представительствах представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Напомним, что Федеральная налоговая служба России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе; утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.04 № 506).

Отметим, что среди обязательных сведений и документов, вносимых в единый государственный реестр юридических лиц при регистрации такого лица, законодатель упомянул и сведения о его филиалах и представительствах (подп. «н» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в том числе изменений в связи с созданием филиала или представительства, осуществляется территориальными органами ФНС России в соответствии с требованиями главы VI закона № 129-ФЗ.

Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

  • подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ;
  • решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
  • изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
  • документ об уплате государственной пошлины (ст. 17 закона № 129-ФЗ).
Форма заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (№ Р13001) утверждена постановлением Правительства РФ от 19.06.02 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей». В заявлении подтверждается, что:
  • изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством РФ требованиям;
  • сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны;
  • соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
Для внесения сведений о создаваемом юридическим лицом филиале используется лист Г формы № 13001, о представительстве - лист Д формы № Р13001 (образцы упомянутых форм приведены в приложении № 3 к постановлению № 439).

Порядок заполнения заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также упомянутых листов Г и Д установлен в разделе IV Методических разъяснений по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица (утв. приказом ФНС России от 01.11.04 № САЭ –3-09/16).

Как было сказано выше, изменения учредительных документов хозяйственных обществ, связанные с изменением сведений о его филиалах и представительствах, вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления регистрирующего органа. Поэтому вместо Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, хозяйственные общества вправе представить Уведомление о внесении изменений в учредительные документы юридического лица (форма № Р13002).

Если организация воспользуется формой такого уведомления, то вместе с ней при создании юридическим лицом филиала следует представлять лист А (форма № Р13002), при создании представительства - лист Б (форма № Р13002). Образцы этих форм приведены в приложении № 7 к постановлению № 439. Порядок заполнения уведомления установлен в разделе VII методических разъяснений, листы же А и Б заполняются в соответствии с порядком заполнения листов Д и Е Заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, приведенным в части III методических разъяснений.

В случае создания юридическим лицом нескольких филиалов или представительств соответствующие листы заполняется на каждый филиал (представительство) отдельно.

Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесение в единый государственный реестр юридических лиц изменений, лица, осуществляются в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (ст. 18 и 8 закона № 129-ФЗ).

Обособленное подразделение

В НК РФ законодатель также использует понятие «обособленное подразделение». Под ним понимается любое территориально обособленное от организации подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места (п. 2 ст. 11 НК РФ). Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Определение понятию рабочего места НК РФ не дает. Поэтому в силу нормы пункта 1 статьи 11, которой установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, для расшифровки этого понятия необходимо обратиться к Трудовому кодексу РФ.

Согласно статье 209 ТК РФ рабочим местом признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Таким образом, понятие «рабочее место» непосредственно связано с понятиями «работник» и «работодатель». Законодатель их также не упомянул в НК ФР. Поэтому вновь обращаемся к нормам Трудового кодекса РФ.

Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ. Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Работником признается физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Работодателем может быть в том числе и юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником (ст. 16, 20 ТК РФ).

Следовательно, под обособленным подразделением следует понимать территориально обособленное структурное подразделение, где образованы стационарные рабочие места, на которых работают сотрудники, с которыми заключены трудовые договоры.

В постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.05.05 № А33-6795/04-С4-Ф02-1820/05-С1 судьи подчеркнули, что признание обособленного подразделения организации возможно при наличии:

  • территориальной его обособленности;
  • наличия стационарных рабочих мест (созданных на срок не менее 1 месяца), оборудованных вне места регистрации организации;
  • ведения деятельности через это подразделение.
Напомним, что в целях проведения налогового контроля налогоплательщики - организации подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно:
  • по местонахождению организации;
  • по местонахождению обособленных подразделений;
  • по местонахождению принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств;
  • по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
Установлен срок для подачи заявления о постановке на учет организации по местонахождению обособленного подразделения в налоговом органе. При осуществлении деятельности на территории РФ через обособленное подразделение такое заявление должно быть подано в течение одного месяца после его создания (п. 1 и 4 ст. 83 НК РФ).

Кроме того, на организацию возложена обязанность письменного сообщения в налоговый орган по месту её нахождения обо всех своих обособленных подразделениях, созданных на территории РФ (п. 2 ст. 23 НК РФ).

Территориальная обособленность

Среди обязательных признаков подразделения, которое необходимо зарегистрировать в налоговом органе, является его территориальная обособленность. Понятие «территориальная обособленность» НК РФ не дает. Исходя из упомянутой нормы пункта 1 статьи 11 НК РФ, при расшифровке этого понятия логично было бы обратиться к Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО) ОК 019-95. Исходя из этого, территориальная обособленность подразумевает, что местонахождение основной организации и местонахождение ее подразделения находятся в различных административно-территориальных объектах, определенных в соответствии с ОКАТО.

Минфин России в разъяснениях о территориальной обособленности не углубляется. По мнению чиновников территориально обособленным подразделением следует считать подразделение, расположенное на отдельной земельной территории, отличной от территории, на которой находится сама организация. То есть адрес создаваемого обособленного подразделения должен отличаться от адреса, указанного в учредительных документах налогоплательщика (письмо Минфина России от 22.09.04 № 03-03-01-04/1/55).

Создание такого подразделения в другом субъекте РФ или районе этого субъекта практически всегда приводит к возникновению обязанности по его регистрации. Также данная обязанность возникает и при образовании подразделения, которое находится в другом городе региона или в том же городе, но на территории, подведомственной другой налоговой инспекции. Так, в письме Минфина России от 16.02.05 № 03-06-05-04/35 приведено, что организация, состоящая на учете в налоговом органе по месту своего нахождения и имеющая обособленные подразделения на подведомственных другим налоговым органам территориях, обязана в установленном порядке встать на учет в этих налоговых органах. Этот тезис повторен и в письмах Минфина от 11.04.05 № 03-06-06-03/18 и от 07.07.06 № 03-01-10/3-149.

Если же создаваемое обособленное подразделение и юридическое лицо располагаются на территории, которую курирует одна и та же налоговая инспекция, то организация не обязана вставать на учет в этом налоговом органе. Так как на налогоплательщика, вставшего на налоговый учет в конкретном налоговом органе по одному из предусмотренных статьей 83 НК РФ оснований, не может быть возложена ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на налоговый учет в том же самом налоговом органе по иному упомянутому в этой статье основанию (п. 39 постановления Пленума ВАС России от 28.02.01 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»). Из вышеприведенного вытекает, что организация вправе и не подавать заявление по регистрации обособленного подразделения в налоговый орган, если в этой инспекции юридическое лицо уже зарегистрировано в связи с нахождением на подведомственной ей территории принадлежащего налогоплательщику недвижимого имущества или транспортных средств.

Стационарное рабочее место

Как было сказано выше, признаком обособленного подразделения является наличие оборудованных стационарных рабочих мест. В частных ответах работниками налоговой службы неоднократно указывалось, что это условие может считаться выполненным при наличии не менее двух рабочих мест или при выполнении одним работником работы более чем по одной специальности, квалификации или должности. Это суждение вытекало из дословного прочтения упомянутой нормы пункта 2. Однако ФАС Московского округа посчитал, что из смысла статьи 11 НК РФ вытекает возможность признание обособленным подразделением подразделения, обладающего хотя бы одним рабочим местом (постановление ФАС Московского округа от 10.02.02 № КА-А40/6733-02).

Этим и воспользовались работники налоговой службы. Так, в письме МНС России от 29.04.04 № 09-3-02/1912 они констатировали следующее. В определении обособленного подразделения, приведенном в статье 11 НК РФ, одним из критериев такого подразделения действительно значится оборудование стационарных рабочих мест. Но следует учитывать, что это поглощает понятие одного оборудованного стационарного рабочего места. Кроме того, в определении словосочетание «рабочее место» употребляется и в единственном числе, что было бы неправильным по смысловой нагрузке в случае, если законодатель не считал обособленным подразделением организации подразделение, состоящее из одного рабочего места. При этом авторы письма заручились другим постановлением того же ФАС Московского округа от 21.01.03 № КА-А41/9052-02. В этом постановлении не ставится под сомнение необходимость постановки на учет в налоговом органе обособленного подразделения в случае, если оборудовано одно стационарное рабочее место.

В постановлениях арбитражных судов неоднократно подчеркивается, что под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается не только создание условий для исполнения трудовых обязанностей, а также само исполнение таких обязанностей (постановления ФАС Северо-Западного округа от 07.10.02 № А26-3503/02-02-07/160, ФАС Московского округа от 30.07.04 № КА-А41/6389-04).

В качестве доказательства создания обособленного подразделения могут являться:

  • договор аренды помещения, в котором подразделение осуществляет деятельность;
  • трудовой договор (контракт), заключенный с сотрудником подразделения;
  • приказ о назначении;
  • наличие табеля учета рабочего времени сотрудников, осуществляющих деятельность в обособленном подразделении и др. (постановление ФАС Московского округа от 10.02.02 № КА-А40/6733-02).
Споры по созданию

Таким образом, создав даже одно рабочее место на территории, подведомственной иной налоговой инспекции, организация в течение месяца должна подать Заявление о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения на территории Российской Федерации (форма № 09-1-1; утв. приказом МНС России от 03.03.04 № БГ-3-09/178. Этим же приказом утвержден и порядок её заполнения). Вместе с заявлением также представляются:

  • нотариально заверенную копию свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту его нахождения;
  • документы, подтверждающие факт создания обособленного подразделения (при их наличии).
Упомянутые документы необходимо представить в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.

О создании обособленного подразделения организация должна уведомить также и налоговый орган по месту своей регистрации. Для этого используется Сообщение о создании обособленного подразделения, расположенного на территории Российской Федерации (форма № С-09-3; утв. приказом МНС России от 02.04.04 № САЭ-3-09/255). Такое сообщение должно быть осуществлено в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения (п. 2 ст. 23 НК РФ).

Если организация нарушит срок постановки на налоговый учет обособленного подразделения, то налоговики вправе прибегнуть к штрафным санкциями, установленными статьей 116 НК РФ. При подаче требуемых документов по регистрации обособленного подразделения с опозданием не более 90 дней после окончания отведенного законодательством месяца, предусмотрен штраф в размере 5000 руб. Если же организация представит эти документы на 91 день после положенного срока или позже, то штрафные санкции увеличиваются вдвое и достигают 10 000 руб.

Помимо этого за нарушение срока регистрации обособленного подразделения на должностных лиц организации может быть наложен административный штраф в размере от 500 до 1000 руб. (п. 1 ст. 15.3 КоАП РФ).

Ведение деятельности созданным обособленным подразделением без его регистрации может усугубить положение. Налоговики вправе квалифицировать такое деяние как уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117 НК РФ). А это в свою очередь, может повлечь наложение штрафных санкций в размере 10% от доходов, полученных обособленным подразделением до момента его регистрации. При этом сумма штрафа не может быть менее 20 000 руб. Если же подразделение вело деятельность более трех месяцев, то штрафные санкции возрастают до 20% доходов, полученных за это время. За такую деятельность увеличивается и размер административного штрафа. На должностных лиц организации в этом случае может быть наложен штраф в размере от 2000 руб. до 3000 руб. (п. 2 ст. 15.3 КоАП РФ).

Как и по остальным приведенным выше нормам, связанным с образованием и регистрацией обособленного подразделения, упомянутое положение по сроку не столь и конкретно. Это приводит к неоднозначности в его понимании.

Налоговики в большинстве случаев считают, что этот срок начинает течь с момента принятия решение о создании обособленного подразделения.

Как было сказано выше, признаком обособленного подразделения является оборудование стационарного рабочего места. Лишь у отдельных налогоплательщиков на момент принятия решения о создании обособленного подразделения существует такое рабочее место или места. У остальных же для их создания требуется определенное время.

Попытки налоговых органов при наложении штрафные санкции за нарушения срока постановки обособленного подразделения в инспекции ФНС России по месту его нахождения при исчислении месячного срока использовать момент принятия решения не всегда находят поддержку у арбитражных судов.

Аргументом для поддержки в этом вопросе позиции налогоплательщиков для судьи служит документы, подтверждающие осуществление подготовки рабочих мест обособленного подразделения. В качестве таких документов может выступать акт окончания работ по техническому оборудованию рабочего места (постановление ФАС Московского округа от 26.12.03 № КА-А40/10724-03).

Заключение договора на аренду помещения, по мнению судей, однозначно не означает создания стационарных рабочих мест в обособленном подразделении (постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.05.05 № А33-6795/04-С4-Ф02-1820/05-С1).

Не свидетельствует о создание стационарного рабочего места и заключение трудового договора с должностным лицом и выплата ему заработной платы (постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.10.02 № А26-3503/02-02-07/160).

В некоторых случаях с этим соглашаются и Минфин России. Так, при вступлении в трудовые отношения с физическим лицом, осуществляющим свою деятельность путем поиска документов и (или) информации при помощи электронных средств связи (работа на дому по интернет-каналам) либо в библиотеках без оборудования этому лицу стационарного рабочего места не может рассматриваться в качестве возникновения обособленного подразделения организации независимо от проживания физического лица в другом регионе (письмо Минфина России от 21.07.05 № 03-01-10/6-334).

В тоже время проведение определенной производственно-хозяйственной деятельности организацией в месте, отличном от указанном в её учредительных документах, судьями признается как деятельность, осуществляемая через обособленное подразделение (постановления ФАС Уральского округа от 09.01.03 № Ф09-2799/02-АК, ФАС Западно-Сибирского округа от 10.03.04 № Ф04/1209-235/А03-2004).

В некоторых случаях стационарные рабочие места создает не сама организация, а её партнер по бизнесу. Такое происходит, например, при выезде сотрудников в длительную командировку, при выполнении подрядных работ вне местонахождения организации. Сталкиваются с этим и охранные предприятия при выставлении свои постов на объектах, располагаемых на территории клиентов.

Работники налоговых органов считают, что выполнение работ на объекте заказчика, находящегося вне местонахождения налогоплательщика, приводит к созданию обособленного подразделения со всеми вытекающими из этого факта последствиями. Обосновывается указанная позиция тем, что создаются стационарные рабочие места, которые находятся не там, где зарегистрирована организация, а на другой территории.

ФАС Уральского округа в упомянутом постановлении № Ф09-2799/02-АК также пришел к выводу о создании обособленного подразделения при осуществление организацией работ на объектах, ей не принадлежащих. Но для выполнения строительных работ организацией специально были приняты физические лица.

ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 28.02.02 № Ф08-447/2002-161А отметил, что создание стационарных рабочих мест и как следствие возникновение обособленного подразделения в такой ситуации в принципе возможно, однако должно быть доказано налоговым органом.

Обособленное подразделение, исходя из его названия и из существа, является структурной единицей организации. Стационарные рабочие места обычно привязаны к какой-либо территории. В этой связи представляется, что создание рабочего места на этой территории возможно лишь в случае, если в отношении её организация имеет соответствующие права - либо право собственности, либо право пользования (например, на основании договора аренды). Поэтому, на наш взгляд, несколько не корректно считать образование обособленного подразделения при направлении организацией-исполнителем своих работников в длительную (свыше одного месяца) командировку для выполнения работ (оказания услуг) заказчику на территории последнего. Например, ФАС Центрального округа в постановлениях от 10.05.01 № А14-7574-00/176/24 и от 18.02.02 № А14-6918-01/251/10 указал, что само по себе выполнение работ на объектах заказчика еще не означает создание стационарных рабочих мест, находящихся под контролем организации. В результате обособленных подразделений в смысле пункта 2 статьи 11 НК РФ у организации не возникает.

Отношения с фондами

Как известно при создании юридического лица регистрация организации в государственных внебюджетных фондах осуществляется на основании сведений, содержащихся едином государственном реестре юридических лиц, представляемых налоговыми органами, осуществившими государственную регистрацию. При создании обособленного подразделения такого не происходит.

Организации-страхователи должны самостоятельно зарегистрироваться по местонахождению обособленных подразделений:

  • в территориальных фондах обязательного медицинского страхования (ст. 9.1 закона РФ от 28.06.91 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан Российской Федерации»);
  • в исполнительных органах ФСС России (ст. 6 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).
На это им дается 30 дней. Отсчет ведется со дня создания обособленного подразделения. При этом по регистрации в ФСС России законодатель уточнил, что она должна осуществляться в части обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Регистрация в качестве страхователя в территориальном фонде обязательного медицинского страхования по местонахождению каждого обособленного подразделения осуществляется на основании заявления, форма которого приведена в приложении № 1 к Правила регистрации страхователей в территориальном фонде обязательного медицинского страхования при обязательном медицинском страховании (утв. постановлением Правительства РФ от 15.09.2005 № 570).

Совместно с заявлением представляются нотариально заверенные копии:

  • документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (учредительные документы, в которых содержатся сведения о создании обособленного подразделения, или распоряжение (приказ) о создании обособленного подразделения и положение об обособленном подразделении);
  • свидетельства о регистрации организации в качестве страхователя в территориальном фонде по месту ее нахождения;
  • документов, подтверждающих исполнение организацией обязанности по уплате ЕСН, зачисляемого в фонды обязательного медицинского страхования.
Регистрация организации-страхователя по местонахождению обособленных подразделений в филиале регионального отделения ФСС России осуществляется на основании заявлений, форма которого приведена в приложении № 1 к Порядку регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в исполнительных органах Фонда социального страхования Российской Федерации (утв. постановлением ФСС России от 23.03.04 № 27). Одновременно с заявлением представляются копии:
  • свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
  • свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе;
  • уведомления о постановке на учет в налоговом органе по местонахождению обособленного подразделения;
  • документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (положения об обособленном подразделении, доверенности, выданной юридическим лицом руководителю обособленного подразделения);
  • извещения о регистрации в качестве страхователя юридического лица, выданного региональным отделением фонда по месту его нахождения.
В статье 11 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» законодатель не ввел обязанности по регистрации организаций-страхователей по местонахождению обособленных подразделений в территориальных отделениях ПФР.

Однако в Порядке регистрации в территориальных органах Пенсионного фонда РФ страхователей, производящих выплаты физическим лицам (утв. постановлением Правления ПФР от 19.07.04 № 97п) такое упоминание существует.

Регистрация организаций в качестве страхователя по местонахождению обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, осуществляется при обращении организации в территориальный орган ПФР по местонахождению обособленного подразделения на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, и представляемых налоговыми органами в орган страховщика (управление ПФР) по местонахождению обособленного подразделения

Организации при регистрации в территориальном органе ПФР в качестве страхователя по местонахождению обособленного подразделения направляется Извещение о регистрации в территориальном органе Пенсионного фонда РФ страхователя-организации по месту нахождения обособленного подразделения (приложение 3 к порядку) в двух экземплярах. Один из экземпляров организация должна в 10-дневный срок передать в территориальный орган ПФР по местонахождению организации.

Эта обязанность не распространяется на обособленные подразделения, созданные за пределами территории РФ, а также на филиалы и представительства.

Законодательство предусматривает возможность создания ЮЛ не только филиалов и представительств (ст. 55 ГК РФ), но и таких обособленных подразделений, которые не являются филиалами или представительствами в смысле ст. 55 ГК РФ.

Такие подразделения не указываются в учредительных документах, и их возникновение связано не с изданием каких-либо распорядительных актов органами управления ЮЛ, а исключительно с осуществлением организацией текущей хозяйственной деятельности и созданием стационарных рабочих мест вне места нахождения самой организации (ст. 11 НК РФ). Инициатива по оборудованию рабочих мест, создание которых приводит к возникновению обособленного подразделения, может принадлежать как руководителю организации, так и иному лицу, обладающему соответствующими полномочиями.

Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Обязанность организации представить в налоговый орган по месту своего нахождения сообщение о создании каждого обособленного подразделения возникает независимо от того, какому налоговому органу подведомственна территория, на которой создано обособленное подразделение.

Согласно пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ в налоговый орган в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения должно быть направлено сообщение.

Когда обособленное подразделение считается созданным?

По мнению Минфина, каждый случай потенциального создания обособленного подразделения необходимо рассматривать отдельно. Для решения вопроса о наличии либо об отсутствии признаков обособленного подразделения организации должны учитываться существенные условия договоров (аренды, подряда, оказания услуг или иных), заключенных между организацией и ее контрагентом, характер отношений между организацией и ее работниками, а также другие фактические обстоятельства осуществления организацией деятельности вне места своего нахождения (письмо Минфина от 18.02.2010 N 03-02-07/1-67).

Помимо прочего рабочие места должны быть оборудованы, то есть каждое рабочее место должно быть приспособлено для выполнения той функции, для которой создано.

Таким образом, рабочее место должно быть оборудовано, создано работодателем и находиться под его прямым или косвенным контролем.

НК не дает определения территориальной обособленности. По нашему мнению, подразделение будет считаться территориально обособленным, если адрес его местонахождения отличается от адреса местонахождения головной организации, указанного в учредительных документах.

Напомним, что место нахождения обособленного подразделения организации - это место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение (п.2 ст.11 НК РФ).

Следовательно, обособленное подразделение будет считаться открытым со дня оборудования рабочих мест по адресу, отличному от адреса места нахождения организации.

Сообщение о создании обособленного подразделения может быть представлено в налоговый орган лично или через представителя, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется налоговыми органами на основании сообщения, в течение пяти дней со дня его получения.

Важно, о каких именно подразделениях идет речь - филиалах (представительствах) или иных структурных единицах, которые не отражены в учредительных документах.

Если компания будет вести деятельность через подразделение, которое не поставлено на налоговый учет, налоговые инспектора оштрафуют компанию.

Размер штрафа составит 10 процентов от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей (ст. 116 НК РФ). Предусмотрена административная ответственность и для должностного лица (руководителя компании или главного бухгалтера) . Штраф составляет от 2000 до 3000 рублей (ч. 2 ст. 15.3 КоАП РФ).

Регистрация нескольких обособленных подразделений на территории одного налогового органа

Организация вправе поставить на учет свои обособленные подразделения, находящиеся на территориях, подведомственных разным налоговым органам, в одной из территориальных налоговых инспекций, определяемой компанией самостоятельно, и зарегистрировать контрольно-кассовую технику, используемую этими обособленными подразделениями, в данной инспекции (Письмо УФНС РФ по Москве от 25.03.2011 N 17-15/028482).

Согласно п. 4 ст. 83 НК РФ постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ.

Обязанность организации представить в налоговый орган по месту своего нахождения сообщение о создании каждого обособленного подразделения возникает независимо от того, что обособленное подразделение организации может находиться

  • На территории, подведомственной налоговому органу, в котором организация уже поставлена на учет по месту нахождения (письмо ФНС от 27.02.2014 N СА-4-14/3404)
  • На территории одного муниципального образования, подведомственного налоговому органу, в котором организация уже поставлена на учет по месту нахождения другого обособленного подразделения
  • На территории одного муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, подведомственного разным налоговым органам, в одном из которых организация уже поставлена на учет по месту нахождения другого обособленного подразделения. В последнем случае организация может выбрать налоговый орган для постановки на учет. В связи с этим постановка на учет в одном территориальном налоговом органе обособленных подразделений, располагающихся на территории различных муниципальных образований г. Москвы, относящихся к подведомственности различных налоговых инспекций Москвы, является правомерной

Таким образом, в случае если несколько обособленных подразделений компании находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена ИФНС по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа компания указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения.

При создании организацией нескольких обособленных подразделений в Москве на территориях, подведомственных разным налоговым органам, компания вправе выбрать для постановки на учет по данному основанию налоговый орган по месту нахождения одного из созданных обособленных подразделений.

Смена адреса обособленного подразделения

Организация в течение трех дней со дня изменения сведений об обособленном подразделении должна направить сообщение об этом в налоговый орган.

При изменении места нахождения обособленного подразделения снятие с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация состояла на учете, в течение пяти дней со дня получения сообщения.

Постановка на учет организации в налоговом органе по новому месту нахождения обособленного подразделения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения обособленного подразделения.

Как налоговый орган обнаружит, что организация создала обособленное подразделение?

В рамках мероприятий налогового контроля как в отношении самой организации, так и ее контрагентов, например, арендодателей офисных центров или складских помещений, генподрядчиков. Для привлечения к ответственности за нарушение порядка постановки на учет проведение выездной налоговой проверки не требуется.

Для регистрации в налоговом органе обособленного подразделения потребуются следующие документы

  • Паспорт лица, подающего документы
  • Доверенность, если документы подает не генеральный директор компании
  • Заявление по форме С-09-3-1

В течение пяти рабочих дней со дня получения указанного сообщения налоговый орган осуществляет постановку организации на учет по месту нахождения ее обособленного подразделения и выдает организации уведомление о постановке на учет в налоговом органе (п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 84 НК РФ).

Кстати, в отличие от филиалов и представительств, никаких пошлин при регистрации иных подразделений в инспекции платить не нужно.

В качестве документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, могут быть представлены

  • Учредительные документы ЮЛ с указанием в них сведений об обособленном подразделении
  • Выписка из ЕГРЮЛ
  • Положение об обособленном подразделении
  • Распоряжение (приказ) о его создании

Итак, по обособленным подразделениям (если это не филиал и не представительство) требуется подать сообщение в свою инспекцию по форме N С-09-3-1, а дальше сама ИФНС передаст информацию в территориальную налоговую по месту нахождения обособленного подразделения, а та поставит на учет это подразделение.

Таким образом, кроме подачи заявления о постановке на учет, организация обязана во всех случаях в течение месяца со дня создания обособленного подразделения сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения организации. О закрытии обособленного подразделения также необходимо сообщить в налоговый орган в течение трех дней (подп.3 п.2 ст.23 НК РФ).

Сообщение представляется в налоговый орган по форме N С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@ - п.7 ст.23 НК РФ.

Если организация создала обособленное подразделение на территории муниципального образования, на котором находится сама организация, то вставать повторно на учет не нужно (п.1 ст.83 НК РФ). В этом случае необходимо подать сообщение об открытии обособленного подразделения в порядке, предусмотренном подпунктом 3 пункта 2 статьи 23 НК РФ.

Если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемым организацией самостоятельно (п.4 ст.83 НК РФ).

Чтобы сделать это, организации необходимо письменно сообщить, какой налоговый орган она выбрала для постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения. Причем сообщить нужно в тот налоговый орган, который организация выбрала для постановки на учет. Сделать это можно, используя разработанную ФНС России рекомендуемую форму сообщения N 1-6-Учет, подав ее вместе с формой С-09-3-1 (приказ ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@ (в ред. Приказа ФНС 21.11.2011 N ММВ-7-6/790@)).

Сообщение о создании обособленного подразделения направляется в свою инспекцию по каждому подразделению.

Письмо ФНС России от 23.12.2011 N ПА-3-6/4271@

Вопрос

Организация планирует открыть обособленное подразделение. По какой форме необходимо подавать в налоговый орган сообщение о создании обособленного подразделения? Применима ли в данном случае форма N С-09-3-1, утвержденная Приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@?

Сообщение о создании обособленного подразделения (за исключением филиала и представительства) подается в налоговый орган по месту нахождения организации по форме N С-09-3-1, утвержденной Приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@ "Об утверждении форм и форматов сообщений, предусмотренных п. 2 и 3 ст. 23 Нк рф, а также порядка заполнения форм сообщений и порядка представления сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" (зарегистрирован Минюстом 11.07.2011, регномер 21307; "Российская газета", 2011, N 155).

Для постановки на учет филиала или представительства в ИФНС по местонахождению организации либо в регинспекцию нужно представить следующие документы

  • Уведомление о внесении изменений в учредительные документы по форме Р13002 (приложение N 5 к приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@). Информацию о созданном филиале (представительстве) следует отразить в листе А уведомления.
  • Решение о внесении изменений в учредительные документы
  • Лист изменений к Уставу либо устав в новой редакции - в двух экземплярах
  • Квитанция об уплате госпошлины в сумме 800 рублей

На то, чтобы представить бумаги в ИФНС, есть три рабочих дня с даты внесения изменений в учредительные документы.

Инспекторы зарегистрируют филиал в течение 5 рабочих дней с даты подачи Уведомления. В тот же срок в ИФНС внесут запись о регистрации в ЕГРЮЛ и отправят письменное уведомление об этом. Затем можно идти в ИФНС по местонахождению филиала и получать уведомление о том, что его поставили на налоговый учет.

ККТ у ОП

Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 утверждено Положение о регистрации и применении ККТ, используемой организациями и ИП. Оно определяет требования, предъявляемые к ККТ, используемой организациями и ИП, порядок и условия ее регистрации и применения при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг на территории РФ.

Согласно п. 15 Положения, а также Приказу Минфина России от 10.03.2009 N 19н "Об утверждении Административного регламента исполнения ФНС госфункции по регистрации в установленном порядке ККТ, используемой организациями и ИП в соответствии с законодательством РФ" для регистрации ККТ организация представляет в налоговый орган по месту учета организации (месту нахождения ОП организации, месту жительства ИП) определенный комплект документов (п. 27 Административного регламента).

ККТ, подлежащая применению обособленным подразделением пользователя, регистрируется в ИФНС по месту нахождения данного подразделения.

Виды услуг от «AAA-Investments LLC»

  • Регистрация компаний (ООО/ИП; ПАО/АО)
  • Регистрация некоммерческих организаций
  • Регистрация изменений
  • Купля-продажа доли
  • Изменения УК
  • Изменения в видах деятельности общества (ОКВЭД)
  • Приведение устава в соответствие с ФЗ N 312-ФЗ
  • Смена названия, юридического адреса
  • Ликвидация и реорганизация ООО/ПАО/АО (ЗАО)
  • Прекращение деятельности в качестве ИП
  • Прочие услуги
  • Внесение в реестр малого предпринимательства г. Москвы

Мы рады видеть Вас среди наших Клиентов!

Рано или поздно активно развивающиеся компании расширяются за счет территориальных отделений. Офис, торговое помещение, склад, открытые вне места нахождения организации, подлежат государственной регистрации в качестве обособленных подразделений.

Виды обособленных подразделений

НК РФ (ст. 11 п. 2) к обособленным подразделениям относит любые части компании, которые находятся не по юридическому адресу фирмы, если они удовлетворяют двум условиям:

  • открыты на срок более месяца;
  • имеют стационарные рабочие места (хотя бы одно).

Здесь следует различать обычные ОП и филиалы / представительства фирмы. Последние являются разновидностью подразделений, но с более широкими полномочиями и функциями:

  1. Представительства осуществляют роль, соответствующую их названию: представляют интересы юрлица вне места его нахождения.
  2. Филиалы, как территориально обособленные части компании, обладают всей полнотой функций, как и «головная» организация.

Такие ОП не являются полностью самостоятельными, но действуют на основании отдельных положений, имеют собственное имущество и органы управления. А главное – их образование возможно только через внесение изменений в учредительные документы юрлица. Организация, имеющая филиалы, теряет право на применение упрощенной системы налогообложения.

Открытие ОП, не являющегося филиалом или представительством, находится в компетенции руководителя организации и не требует переписывания устава. Нет необходимости обеспечивать новое отделение собственным расчетным счетом, разрабатывать положение об ОП, назначать руководителя. Бухгалтерия по данному ОП также будет вестись централизованно. После открытия достаточно просто зарегистрировать подразделение в той инспекции ФНС, где «числится» юридическое лицо.

Порядок постановки ОП на налоговый учет

С момента открытия обособленного подразделения юрлицам дается 30 дней на то, чтобы поставить его на государственный учет. Нарушение этого срока, а также работа отделения без извещения налоговых органов грозят организации штрафами (ст. 116 НК РФ):

  • 10000 рублей за просрочку;
  • 40000 рублей и более (в размере 10% от полученных ОП доходов) - за отсутствие регистрации.

Виновное должностное лицо несет административную отвественность в виде штрафа в пределах 2000 – 3000 рублей (КоАП, ст. 15.3, ч.2).

Необходимо придерживаться правильной последовательности действий. Сначала – открытие ОП, затем – уведомление налоговой. Для регистрации нового отделения у него уже должны быть собственный адрес и, как минимум, одно оборудованное рабочее место. Фактической датой открытия можно считать день приема в подразделение первого работника – с этого момента и начинается отсчет срока подачи заявления.

Регистрация обособленного подразделения юридического лица состоит в постановке на налоговый учет в орган ФНС по месту расположения открываемого отделения (п.1 ст. 83 НК РФ). Теоретически организация должна зарегистрироваться в инспекциях всех муниципальных образований, в которых она открывает свои ОП. Однако на практике все проще: достаточно обратиться с заявлением в «свою» ИФНС (по юридическому адресу фирмы), а дальше налоговики самостоятельно в пятидневный срок передают документы куда надо.

Заявление на регистрацию обособленного подразделения

Для регистрации обособленного подразделения в налоговой необходимо оформить сообщение по форме С-09-3-1. Бланк заявления, используемый организациями при открытии ОП и изменении их данных, утвержден Приказом ФНС № ММВ-7-6/362@ от 9 июня 2011 г.

Форма С-09-3-1 заполнятся следующим образом. На странице 1 указываются сведения об организации и ее представителе:

Станица 2 заполняется данными на открываемое отделение:

  • ИНН и КПП основной организации;
  • номер страницы – 0002;
  • название ОП;
  • фактический адрес подразделения;
  • дата создания;
  • код деятельности по ОКВЭД;
  • ФИО руководителя ОП, если он назначен, его ИНН и телефон;
  • подпись заявителя.

Данный лист заполняется на каждое из открываемых подразделений.

Инструкция по госрегистрации обособленного подразделения

Создать и зарегистрировать обособленное подразделение, если это не представительство или филиал, не сложно. Не обязательно даже ездить в налоговую. Сообщение можно направить письмом или через интернет с использованием электронно-цифровой подписи руководителя.

Для регистрации обособленного подразделения в 2015 году следуйте нашей пошаговой инструкции:

На этом вопрос создания удаленного отделения можно считать закрытым.

Что касается стоимости регистрации обособленного подразделения, никаких государственных пошлин за такие действия не предусмотрено. Ваши расходы будут складываться только из оплаты нотариальных услуг по заверке копий документов.

ОП должно применять ту же систему налогообложения, что и основная организация. Как правило, все расчеты с бюджетом по подразделениям осуществляются централизованно из «головы» фирмы. Но если на отделение выделен свой баланс, уплачивать взносы во внебюджетные фонды и перечислять налоги (на прибыль, на имущество, транспортный, НДФЛ) оно может за себя самостоятельно, подавая необходимую отчетность в местные органы ФНС, ПФР и ФСС.

Напомним, что описанный порядок регистрации относится только к простым ОП, не имеющим представительских функций. Во избежание обвинений в незаконном открытии филиала или представительства юридическим лицам следует избегать наделения удаленных подразделений широкими полномочиями.