Создание эстампа своими руками. Печатная графика. Эстамп по аппликации. Натюрморт «Фрукты Эстамп примеры

Краткое описание

Предлагаемая автором технология апробирована и может использоваться педагогами дополнительного образования, родителями и просто интересующимися изобразительным искусством людьми на занятиях с детьми и в индивидуальной деятельности, как развивающее творческое задание и в создании собственных произведений искусства.
В работе используются слайды, созданные самим педагогом к презентации по теме «Печатная графика».

Описание

Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детско-юношеский Центр «Васильевский остров»
Создание эстампа своими руками. Печатная графика. Брандина Ольга Александровна, педагог дополнительного образования Санкт-Петербург 2012 «Творчество развивается
только в творчестве»
В старину говорили так: живопись без рисунка - то же, что человек без костей. XVI века Тинторетто отбоя не знал от учеников. Все они хотели выведать секреты мастерства и спрашивали, что им делать? Но всем он отвечал одно и то же: надо рисовать. Юноши волновались: «А ещё, какие секреты?» Тинторетто гнул свою линию: «Рисовать. Молчал и добавлял: и ещё рисовать». Наверно действительно рисунок или графика являются первоосновой любого произведения искусства. Это и первые зарисовки, и наброски, и первые эскизы. Термин графика произошёл от греческого слова graphike , от grapho – пишу, черчу, рисую. Это , включающий рисунок и печатные художественные произведения (гравюру, литографию и др.), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Графика проще, чем живопись или скульптура, поэтому графику нередко называют искусством для всех. Занятия графикой можно начинать в любом возрасте, даже всей семьёй. Сам процесс занятий захватывающе интересен. Занятия графикой развивают пространственное воображение и неординарное мышление, воспитывают в человеке способность искать, думать, фантазировать, принимать самостоятельные решения. А эти черты всегда пригодятся человеку, даже если он по роду своей профессиональной деятельности не связан с изобразительным искусством.
Занятия графикой – настоящий генератор хорошего настроения. Можно своими руками создать эстамп и, поместив его в красивую рамку, украсить квартиру, можно придумать и сделать самому экслибрис – книжный знак для домашней библиотеки. Каждый ребёнок, начиная с 2-3 лет и до подросткового возраста, с упоением рисует. Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат и ощущают. Рисуют даже запахи. Занятия графикой, в частности печатной графикой, могут углубить интерес к рисованию у детей. Изобразительное искусство в большей степени, чем, например, литература или музыка, связано с материальной основой. Вне материала художественные образы живописи, скульптуры и в частности графики, не воспринимаются зрителем, и именно техника – одно из основных средств художественной выразительности. При помощи конкретных операций, то есть физических действий с материалом и инструментом, ребёнком воплощаются в произведениях изобразительного искусства: форма, цвет, композиция, организация пространства, составляющие художественный образ в целом. Освоение технических приемов – овладение практическими навыками через свободное манипулирование материалами и художественными средствами это первый шаг к открытию ребенком того, что он может рисовать, и может нарисовать то, что хочет. Выполняя работу в технике «Печать по аппликации» ребенок очень многое «рисует» сразу ножницами, не прибегая к карандашу и резинке, используя самую обычную бумагу как материал, которым рисует. Это помогает ему не контролировать правильность изображения. Применение таких технологий, как «печать по аппликации» направлено на раскрепощение творческого потенциала самого ребенка. Также выполняя работы в данной технике, дети как бы играючи приобщаются к «таинству» работы с красками, ножницами и бумагой — орудиями труда художника-графика, а также знакомятся с профессиональными технологиями высокой печати. q ПЕЧАТЬ ПО АППЛИКАЦИИ

Эта технология относится к высокой печати, так как краска накатывается на выступающие части доски, в данной вариации - картона.
Одна из доступных, недорогих и безвредных технологий, которые могут применяться в работе с дошкольниками. Она также одна из наиболее приемлемых технологий для быстрого выполнения работы, которая приобщает ребенка дошкольного возраста к профессиональным технологиям высокой печати.
Само изображение может корректироваться по ходу работы, что также помогает ребенку.


- прессованный картон (толщиной не меньше 2-х миллиметров);
- несколько листов бумаги разных по тону, фактуре и плотности (для аппликации и оттисков), ткани, ниточки, веревочки, копировальная бумага (или калька);
- графитный карандаш, резак, кисть для клея, клей;
- офортный станок или фото-валик, типографская, масляная краска или гуашь, валик для накатки краски или поролоновая губка, разбавитель без запаха, тряпочки.


Технология выполнения:

Подготовка печатной доски происходит следующим образом: 1. Предварительно подготавливается эскиз; 2. Эскиз переводится на кальку; 3. На картон переводится изображение в перевернутом «зеркальном» виде по отношению к эскизу;
4. Вырезаются элементы аппликации. 5. На саму поверхность картона наклеиваются выступающие детали – при печати они будут темными тонами; 6. На заготовленную доску валиком наносится краска; 7. Сверху кладем чистый лист бумаги; 8. Прокатываем бумагу при помощи фото-валика, придерживая сам лист; 9. Аккуратно снимаем лист с картона – получился пробный оттиск
1. Эскиз. 2. Эскиз переводится на кальку.

4. С кальки переводим детали на бумагу для аппликации. Затем вырезаем элементы
аппликации.

5. На саму поверхность картона
наклеиваются выступающие детали. 6. Закатываем краской подготовленную доску.

7. Подбираем бумагу для печати. Сверху на картон кладем чистый лист бумаги.

8. Прокатываем бумагу при помощи фото-валика, придерживая сам лист. Получаем оттиск.

Закатанная доска. Оттиск.

Работа должна проводиться в хорошо проветриваемом помещении. Удачи…… Предлагаемая автором технология апробирована и может использоваться педагогами дополнительного образования, родителями и просто интересующимися изобразительным искусством людьми на занятиях с детьми и в индивидуальной деятельности, как развивающее творческое задание и в создании собственных произведений искусства. В работе используются слайды, созданные самим педагогом к презентации по теме «Печатная графика».
Литература
Зорин Л. Эстамп. Руководство по графическим и печатным техникам. - АСТ, Астрель, 2004. - 112 с.

Ковтун Е. Что такое эстамп. - Л.: Художник РСФСР, 1963. - 94 с.
Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. - М., 1988.
Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги. - М, 2000.
Очерки по истории и технике гравюры. - М., 1987.
Розанова Н.Н. История и теория печатно-графического искусства: Учебное пособие. 17. Вып. 1, - М, 1999.
Розанова Н.Н. Лубок: художественный мир русской народной картинки: Учебное пособие. Вып. 3. - М, 1999.
Розанова Н.Н. К вопросу о зрительной интерпретации произведений художественной литературы: Учебное пособие. Вып. 1. - М, 1999.
Розанова Н.Н. К вопросу о пластическо-образных особенностях русской книги
XVII века: Учебное пособие. Вып. 5. - М., 1999.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары , курсы повышения квалификации , профессиональная переподготовка и профессиональное обучение . Низкие цены. Более 9500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

статья на сайт - учмет.doc

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детско-юношеский Центр «Васильевский остров»

Создание эстампа своими руками.

Печатная графика.

Брандина Ольга Александровна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Санкт-Петербург

«Творчество развивается
только в творчестве»

В старину говорили так: живопись без рисунка – то же, что человек без костей.

Великий венецианский живописец XVI века Тинторетто отбоя не знал от учеников. Все они хотели выведать секреты мастерства и спрашивали, что им делать? Но всем он отвечал одно и то же: надо рисовать. Юноши волновались: «А ещё, какие секреты?» Тинторетто гнул свою линию: «Рисовать. Молчал и добавлял: и ещё рисовать».

Наверно действительно рисунок или графика являются первоосновой любого произведения искусства. Это и первые зарисовки, и наброски, и первые эскизы.

Термин графика произошёл от греческого слова graphike, от grapho – пишу, черчу, рисую.

Это вид изобразительного искусства , включающий рисунок и печатные художественные произведения (гравюру, литографию и др.), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.

Графика проще, чем живопись или скульптура, поэтому графику нередко называют искусством для всех. Занятия графикой можно начинать в любом возрасте, даже всей семьёй. Сам процесс занятий захватывающе интересен.

Занятия графикой развивают пространственное воображение и неординарное мышление, воспитывают в человеке способность искать, думать, фантазировать, принимать самостоятельные решения. А эти черты всегда пригодятся человеку, даже если он по роду своей профессиональной деятельности не связан с изобразительным искусством.

Занятия графикой – настоящий генератор хорошего настроения. Можно своими руками создать эстамп и, поместив его в красивую рамку, украсить квартиру, можно придумать и сделать самому экслибрис – книжный знак для домашней библиотеки.

Каждый ребёнок, начиная с 2-3 лет и до подросткового возраста, с упоением рисует. Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат и ощущают. Рисуют даже запахи.

Занятия графикой, в частности печатной графикой, могут углубить интерес к рисованию у детей.

Изобразительное искусство в большей степени, чем, например, литература или музыка, связано с материальной основой. Вне материала художественные образы живописи, скульптуры и в частности графики, не воспринимаются зрителем, и именно техника – одно из основных средств художественной выразительности. При помощи конкретных операций, то есть физических действий с материалом и инструментом, ребёнком воплощаются в произведениях изобразительного искусства: форма, цвет, композиция, организация пространства, составляющие художественный образ в целом.

Освоение технических приемов – овладение практическими навыками через свободное манипулирование материалами и художественными средствами это первый шаг к открытию ребенком того, что он может рисовать, и может нарисовать то, что хочет.

Выполняя работу в технике «Печать по аппликации» ребенок очень многое «рисует» сразу ножницами, не прибегая к карандашу и резинке, используя самую обычную бумагу как материал, которым рисует. Это помогает ему не контролировать правильность изображения.

Применение таких технологий, как «печать по аппликации» направлено на раскрепощение творческого потенциала самого ребенка.

Также выполняя работы в данной технике, дети как бы играючи приобщаются к "таинству" работы с красками, ножницами и бумагой - орудиями труда художника-графика, а также знакомятся с профессиональными технологиями высокой печати.

    ПЕЧАТЬ ПО АППЛИКАЦИИ

Эта технология относится к высокой печати, так как краска накатывается на выступающие части доски, в данной вариации - картона.

Одна из доступных, недорогих и безвредных технологий, которые могут применяться в работе с дошкольниками.

Она также одна из наиболее приемлемых технологий для быстрого выполнения работы, которая приобщает ребенка дошкольного возраста к профессиональным технологиям высокой печати.

Само изображение может корректироваться по ходу работы, что также помогает ребенку.

Материалы необходимые для работы:

Прессованный картон (толщиной не меньше 2-х миллиметров);

Несколько листов бумаги разных по тону, фактуре и плотности (для аппликации и оттисков), ткани, ниточки, веревочки, копировальная бумага (или калька);

Графитный карандаш, резак, кисть для клея, клей;
- офортный станок или фото-валик, типографская, масляная краска или гуашь, валик для накатки краски или поролоновая губка, разбавитель без запаха, тряпочки.

Технология выполнения:

Подготовка печатной доски происходит следующим образом:

    Предварительно подготавливается эскиз;

    Эскиз переводится на кальку;

    На картон переводится изображение в перевернутом «зеркальном» виде по отношению к эскизу;

    Вырезаются элементы аппликации.

    На саму поверхность картона наклеиваются выступающие детали – при печати они будут темными тонами;

    На заготовленную доску валиком наносится краска;

    Сверху кладем чистый лист бумаги;

    Прокатываем бумагу при помощи фото-валика, придерживая сам лист;

    Аккуратно снимаем лист с картона – получился пробный оттиск

1. Эскиз. 2. Эскиз переводится на кальку.


4. С кальки переводим детали на бумагу для аппликации. Затем вырезаем элементы

аппликации.

5. На саму поверхность картона

наклеиваются выступающие детали. 6. Закатываем краской подготовленную доску.

7. Подбираем бумагу для печати. Сверху на картон кладем чистый лист бумаги.

8. Прокатываем бумагу при помощи фото-валика, придерживая сам лист. Получаем оттиск.

Закатанная доска. Оттиск.

Работа должна проводиться в хорошо проветриваемом помещении.

Удачи……

Предлагаемая автором технология апробирована и может использоваться педагогами дополнительного образования, родителями и просто интересующимися изобразительным искусством людьми на занятиях с детьми и в индивидуальной деятельности, как развивающее творческое задание и в создании собственных произведений искусства.

В работе используются слайды, созданные самим педагогом к презентации по теме «Печатная графика».

Литература

Зорин Л. Эстамп. Руководство по графическим и печатным техникам. - АСТ, Астрель, 2004. - 112 с.

Поляков Европейская тиражная графика от Гойи до Пикассо. Москва, 2002. 284 с.

Ковтун Е. Что такое эстамп. - Л.: Художник РСФСР, 1963. - 94 с.

Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. - М., 1988.
Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги. - М, 2000.
Очерки по истории и технике гравюры. - М., 1987.
Розанова Н.Н. История и теория печатно-графического искусства: Учебное пособие. 17. Вып. 1, - М, 1999.
Розанова Н.Н. Лубок: художественный мир русской народной картинки: Учебное пособие. Вып. 3. - М, 1999.
Розанова Н.Н. К вопросу о зрительной интерпретации произведений художественной литературы: Учебное пособие. Вып. 1. - М, 1999.
Розанова Н.Н. К вопросу о пластическо-образных особенностях русской книги XVII века: Учебное пособие. Вып. 5. - М., 1999.

Виды графики классифицируются по способу создания изображения, предназначению, как проявления массовой культуры.

По способу создания изображения графика может быть печатной (тиражной) и уникальной.

Печатная графика и её виды

Печатная графика создаётся с использованием авторских печатных форм. Печатная графика даёт возможность распространения графических произведений в многочисленных равнозначных экземплярах.
Раньше печатная графика (эстамп) служила для многократного воспроизведения (иллюстраций, репродукций живописных работ, плакатов и т.д.), т.к. фактически являлась единственным способом массового тиража изображений.
В настоящее время множительная техника развилась, поэтому печатная графика стала самостоятельным видом искусства.

Виды печатной графики

Эста́мп

Эстамп (фр. Estampe) представляет собой оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы). Оригинальными считаются те отпечатки, которые сделаны самим художником или при его участии.
Эстамп известен в Европе c XV в. Вначале эстамп был не самостоятельным разделом изобразительного искусства, а только техническим приёмом размножения изображений.

Виды эстампа

Виды эстампа отличаются способом создания печатной формы и методом печати. Таким образом, основных эстампных техник существует 4.

Высокая печать : гравюра на дереве; линогравюра; гравюра на картоне.

Ксилография

Ксилография – гравюра на дереве или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры. Ксилография – древнейшая техника гравирования по дереву. Она возникла и получила распространение в странах Дальнего Востока (VI-VIII вв.). Первые образцы западноевропейской гравюры, выполненные в этой технике, появились на рубеже XIV-XV вв.
Мастерами ксилографии были Хокусай, А. Дюрер, А. Остроумова-Лебедева, В. Фаворский, Г. Епифанов, Я. Гнездовский, В. Матэ и мн. другие.

Я. Гнездовский. Рождественская открытка

Линогравюра

Линогравюра – способ гравирования на линолеуме. Этот метод возник на рубеже XIX-XX вв. с изобретением линолеума. Линолеум представляет собой хороший материал для гравюр большого размера. Для гравирования применяют линолеум толщиной от 2,5 до 5 мм. Инструменты для линогравюры используют те же, что и для продольной гравюры: угловые и продольные стамески, а также нож для точной обрезки мелких деталей. В России первым начал применять такую технику ученик Василия Матэ Н. Шевердяев. В дальнейшем эту технику для изготовления станковой гравюры и особенно в книжной иллюстрации использовали Елизавета Кругликова, Борис Кустодиев, Вадим Фалилеев, Владимир Фаворский, Александр Дейнека, Константин Костенко, Лидия Ильина и др.

Б. Кустодиев «Портрет дамы». Линогравюра
За рубежом в технике линогравюры работали Анри Матисс, Пабло Пикассо, Франс Мазерель, немецкие экспрессионисты, американские художники.
Из современных художников линогравюру активно используют Георг Базелиц, Стэнли Донвуд, Билл Файк.
Применяется как черно-белая, так и цветная линогравюра.

Р. Гусева. Цветная линогравюра. Натюрморт «Глазунья»

Гравюра на картоне

Разновидность эстампа. Технологически простой вид гравюры, его используют даже на уроках изобразительного искусства.
Но в ХХ в. некоторые значительные художники-графики использовали гравюру на картоне в своей профессиональной практике. Рельефный оттиск для печати изготавливается с помощью аппликации, составленной из отдельных картонных элементов. Толщина картона должна быть не менее 2-х мм.

Гравюра на картоне

Глубокая печать : офортные техники (игловой офорт, акватинта, лавис, пунктир, карандашная манера, сухая игла; мягкий лак; меццо-тинто, резцовая гравюра).

Офорт

Офорт – разновидность гравюры на металле, техника, позволяющая получать оттиски с печатных форм («досок»), в процессе работы по созданию изображения на которых производится травление поверхности кислотами. Офорт известен с начала XVI в. В технике офорта работали Альбрехт Дюрер, Жак Калло, Рембрандт и многие другие художники.


Рембрандт «Проповедь Христа» (1648). Офорт, сухая игла, резец

Меццо-тинто

Меццо-тинто («чёрная манера») – вид гравюры на металле. Основным отличием от других манер офорта является не создание системы углублений (штрихов и точек), а выглаживание светлых мест на зернёной доске. Эффекты меццо-тинто невозможно получить другими способами. Изображение здесь создаётся за счёт разной градации светлых участков на чёрном фоне.

Методика меццо-тинто

Плоская печать : литография, монотипия.

Литография

Литогра́фия – способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску.

Университетская набережная, XIX в., литография Мюллера по рисунку И. Шарлеманя

Моноти́пия

Термин произошёл от моно... и греч. τυπος – отпечаток. Это вид печатной графики, который заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. В психологии и педагогике используют технику монотипии для развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Монотипия
Технику монотипии может освоить каждый. Надо хаотично нанести краски (акварельные, гуашь) на гладкую поверхность, затем прижать эту сторону к бумаге. Во время отрыва листа происходит смешивание красок, которые впоследствии складываются в красивую гармоничную картину. Затем начинает работать Ваше воображение, и на основе этой картинки вы создаёте свой шедевр.
Цвета для очередной композиции выбираются интуитивно. Это зависит от состояния, в котором Вы находитесь. Можно создать монотипию с определёнными цветами.
Трафаретная печать: шелкографские техники; вырезной трафарет.

Шелкография

Метод воспроизведения текстов и надписей, а также изображений (монохромных или цветных) при помощи трафаретной печатной формы, сквозь которую краска проникает на запечатываемый материал.

И. Ш. Эльгурт «Вежраксала» (1967). Шелкография

Уникальная графика

Уникальная графика создаётся в единственном экземпляре (рисунок, аппликация и т. д.).

Виды графики по предназначению

Станковая графика

Рисунок – основа всех видов изобразительного искусства. Без знания основ академического рисунка художник не может грамотно вести работу над художественным произведением.

Рисунок может выполняться как самостоятельное произведение графики или служит начальным этапом для создания живописных, графических, скульптурных или архитектурных замыслов.
Рисунки в большинстве случаев создаются на бумаге. В станковом рисунке используется весь набор графических материалов: разнообразные мелки, краски, наносимые кистью и пером (тушь, чернила), карандаши, графитный карандаш и уголь.

Книжная графика

К ней относятся книжные иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложки, суперобложки и т. п. К книжной графике можно отнести также и журнальную и газетную графику.
Иллюстра́ция – рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст. Иллюстрации к текстам используются с глубокой древности.
В древнерусских рукописных книгах использовались нарисованные от руки миниатюры. С появлением книгопечатания на смену иллюстрациям, выполненным от руки, приходит гравюра.
Некоторые известные художники, кроме основного своего занятия, обращались также и к иллюстрации (С. В. Иванов, А. М. Васнецов, В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев, А. Н. Бенуа, Д. Н. Кардовский, Е. Е. Лансере, В. А. Серов, М. В. Добужинский, В. Я. Чемберс.
Для других же иллюстрирование было основой их творчества (Евгений Кибрик, Лидия Ильина, Владимир Сутеев, Борис Дехтерёв, Николай Радлов, Виктор Чижиков, Владимир Конашевич, Борис Диодоров, Евгений Рачев и др.).

(фр. vignette) – украшение в книге или рукописи: небольшой рисунок или орнамент в начале или в конце текста.
Обычно сюжетом для виньеток являются растительные мотивы, абстрактные изображения или изображения людей и животных. Задача виньетки – придание книге художественно-оформленного вида, т.е. это дизайн книги.

Виньетки
В России оформление текста виньетками было в большой моде в эпоху модерна (известны виньетки Константина Сомова, Александра Бенуа, Евгения Лансере).

Суперобложка

Прикладная графика

Анри де Тулуз-Лотрек «Мулен Руж, Ла Гулю» (1891)
Плакат – основной вид прикладной графики. В современных формах плакат сложился в XIX в. в качестве торговой и театральной рекламы (афиши), а затем стал выполнять и задачи политической агитации (плакаты В. В. Маяковского, Д. С. Моора, А. А. Дейнеки и др.).

Плакаты В. Маяковского

Компьютерная графика

В компьютерной графике компьютеры используются в качестве инструмента для создания изображений и для обработки визуальной информации, полученной из реального мира.
Компьютерная графика подразделяется на научную, деловую, конструкторскую, иллюстративную, художественную, рекламную, компьютерную анимацию, мультимедиа.

Ютака Кагайя «Вечная песня». Компьютерная графика

Другие виды графики

Лубо́к

Вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки.
Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование c пояснительными надписями и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.

Лубок

Графика письма

Графика письма образует особую, самостоятельную область графики.

Каллиграфия (греч. kalligraphia – красивое письмо) – искусство писать. Каллиграфия приближает письмо к искусству. Непревзойденными мастерами в искусстве каллиграфии считаются народы Востока, особенно арабы. Коран запрещал художникам изображать живые существа, поэтому художники совершенствовались в орнаментах и каллиграфии. Для китайцев, японцев и корейцев иероглиф был не только письменным знаком, но и одновременно произведением искусства. Текст, написанный некрасиво, не мог считаться совершенным по содержанию.

Искусство суми-э (sumi-e) – это японская адаптация китайской техники живописи тушью. Эта техника максимально выразительна за счёт лаконичности. Каждый мазок кисти экспрессивен и значителен. В суми-э ярко проявляется сочетание простого и изящного. Художник не пишет конкретный предмет, он изображает образ, суть этого предмета. Работы в технике суми-э лишены чрезмерной детализации и предоставляют зрителю простор для фантазии.

ЭСТАМП

Ирина Маковеева

ЧТО ТАКОЕ ЭСТАМП

Эстамп (от франц. Estampe ) - резная или травлёная на меди или стали и отпечатанная на бумаге картина. (Из Толкового словаря Владимира Даля).

История эстампа насчитывает несколько сотен лет, и за это время возникли различные виды гравирования, испробованы различные материалы для печатных форм, были усовершенствованы технологии, придуманы рецепты изготовления бумаги, краски.

Эстампом мы называем оттиск, полученный с печатной формы, награвированной автором.

Материалы печатных форм могут быть разные. Это и дерево (ксилография), камень (литография), линолеум (линогравюра), металл (гравюра на металле, офорт, сухая игла, меццо-тинто) и др.

Основная особенность эстампа - ограниченный тираж, при этом каждый оттиск из тиража остается оригинальным (авторским) произведением искусства, в отличие от других видов тиражирования (ксерокс, компьютерная печать, фотографирование, имитации).

Художник, занимающийся печатными видами графики, максимально использует характерные особенности выбранной техники, для приближения к своему замыслу, часто сочетает несколько технологий или придумывает свои.

Создание эстампов - процесс многодельный, состоящий из многих операций, требующий различных подготовительных работ и серьёзного оснащения мастерской. Каждая операция требует особых знаний, навыков обращения с разными материалами: металлом и бумагой, кислотой и красками, клеем и деревом, нужно и умение работать на офортном станке. Небрежность и некачественное исполнение на любом этапе работы испортит конечный результат - наш эстамп. Именно поэтому у художников эстампа, как правило, вырабатываются очень ценные качества: терпение, аккуратность, собранность. Начинающий, не имеющий этих ценных качеств, не должен отчаиваться, в процессе работы приобретёт их и будет вознаграждён радостью творчества, новыми открытиями, благодарностью родных и близких за прекрасные подарки - авторские эстампы

КАК ДЕЛАЕТСЯ ЭСТАМП

Тема

Перед гравированием печатной формы автору необходимо иметь эскиз будущего эстампа. Важный момент для художника, занимающегося искусством графики - поиск основной, своей темы и техники, соответствующей для неё. Выразить её во всей полноте трудно в одной работе, поэтому художники делают несколько работ, если одного размера, получается серия, если разного размера - сюита.

Тема должна быть интересной и любимой автором. В противном случае, если тема его не трогает, художнику нельзя ждать отличного результата.

Много лет основной моей темой в работе является природа: животный и растительный мир. Найти её я смогла не сразу. Мой преподаватель в институте Михаил Максимович Кукунов подсказал, даже настоял заняться «анималистикой». Этот замечательный рисовальщик, увлечённый изображением животных, чуткий педагог был очень внимателен к своим ученикам, выявлял их способности и склонности. Он заметил мою наблюдательность и способность схватывать движение животного и быстро его рисовать. И до сих пор рисование с натуры остаётся моим самым любимым занятием. Поездки на природу, работа в зоопарке дарят мне сильные впечатления, новые художественные открытия и счастливые моменты. И многие мои коллеги вспоминают пленэрные занятия как самое интересное за время учебы.

Каждый из нас, городских жителей, выезжая за город, на дачу, гуляя в зоопарке и не может не заметить, что живая природа (деревья, цветы, животные) действует благотворно на нас. Мы получаем впечатления от, казалось бы, простых вещей. Природа и успокаивает, и даёт силы, бодрость, хорошее настроение, а художнику - повод для творческих переживаний и новых художественных задач. Разнообразие форм, фактуры и окраса, характеров и взаимоотношений бесконечно. Начинаешь понимать, что всё уже создано, наша задача только увидеть эту красоту и попытаться показать её другим.

Собираясь на пленэр или для рисования работы в зоопарке, как правило я не имею чёткого плана, надеюсь, что природа подскажет. Особенно трудно спланировать натурное рисование заранее, так как животные не позирует специально для художника, да и погода может изменить планы. Но стараюсь использовать любой момент для работы.

Удобнее всего рисовать спящих, отдыхающих животных, но это не самое интересное. Наблюдать, «схватывать» модель в движении очень трудно, но увлекательно. При работе с натуры я стараюсь бегло зарисовать характерные движения, позы, изучить фактуру и расцветку, более подробно детали (лапы, глаза, уши, хвосты, если они есть..). Как правило и птиц, маленьких животных я изображаю не больше натуральной величины или меньшего размера. Немного увеличиваю размеры насекомых. Не для устрашения, а для удобства рассматривая. За тридцать лет работы в мастерской накопилось множество набросков животных и растений, Я их все сохраняю, поскольку некоторые из них используются для дальнейшей работы в материале.

Иногда делаю очень подробный рисунок для памяти, но, так называемое, биологическое (натуралистическое) рисование не есть цель моей работы. Да, достоверность, узнаваемость модели для меня первична, но также важна и художественная правда. Обращаю внимание на силуэт модели, фактуру, расцветку на характерные детали. Удивительно, чем больше мы рисуем подробностей, используя почти фотографическую точность, тем неубедительней, мертвее становится рисунок. При рисовании в зоопарке надо учитывать поведение и настроение не только животных, но и публики. Очень легко самому стать объектом наблюдения и оказаться в центре внимания, что мало способствует работе. Стараюсь выбирать места не столь доступные для любопытствующих посетителей. Порою и модель проявляет интерес к художнику. Хорошо, что есть решётки. В своё время мне пришлось спасаться бегством от очень любопытного и навязчивого северного оленя - живого экспоната павильона ВДНХ. А в заповеднике нечаянно потревожила глухарку с птенцами. Мамаша пыталась меня напугать. Надо признаться, ей это удалось. А собаки... Мною сделаны более 100 эстампов с различных пород собак. Восхищаюсь их преданностью хозяевам, грацией и выразительностью, красотой и сообразительностью, но боюсь их до сих пор.

Выбор техники и материала. Сухая игла и меццо-тинто.

Во время учёбы в институте, и позже в Доме творчества «Челюскинская» у меня была возможность поработать в различных графических техниках, попробовать различные материалы для создания эстампа. Многие художники выбирают классический офорт, акватинту и другие техники, связанные с процессом травления кислотой. Для меня интереснее гравирование инструментами вручную, т.к. это отдалённо напоминает рисование и позволяет применить его приёмы, поэтому я выбрала сухую иглу и меццо-тинто.



Сухая игла.

Отличительная особенность этой манеры состоит в том, что гравирование производится механическим способом острыми стальными иглами непосредственно на металле и не связано с применением травящих жидкостей (отсюда и название). Относится к виду глубокой печати (изображение оттискивается из углубленных мест печатной формы). Оттиск гравюры сухой иглы отличается исключительно красивым, сочным и бархатистым штрихом, подобного которому нет ни в одной из других манер.

Меццо-тинто (чёрная манера)

Гравирование производится выглаживанием и полировкой светлых мест на предварительно зазерненной, как бы вспаханной, поверхности доски. Предварительная подготовка пластины ─ зернение доски (придание ей шероховатости) специальными стальными инструментами ─ процесс трудоёмкий. Благодаря особому зерну поверхности доски оттиск отличается необычайной глубиной и бархатистостью тона и множество его градаций.

В последних работах сочетаю обе эти техники, это обогащает изображение, придает новые качества работе.

Офортный станок

Различные виды печатной графики требуют различные способы печати. Монотипия, ксилография и линогравюра небольших размеров печатаются простым ручным способом (используют специальный валик или простую ложку),в литографии необходим специальный литографский станок. Для печати гравюры на металле (офорт, сухая игла, меццо-тинто и другие) используется офортный станок.

Свои первые офорты я печатала в мастерской замечательного графика Владимира Алексеевича Самарина, он помог освоить мне трудоёмкую, но изумительную технику с красивым названием меццо-тинто, от него получила первые навыки и знания печати. Продолжила в доме творчества «Челюскинская» - этом «университете» для художника-графика. Мне повезло, я поработала и поучилась у опытных, замечательных художников, общение с ними запомнилось на всю жизнь. Затем появился свой станок после закупки ГДМ.

Выбор металла и подготовка пластины


Наиболее распространенными видами металла для гравирования являются цинк, медь, латунь.

В работе я использовала их все, но предпочтение отдаю меди. Очень красивая пластина в работе, выдерживает большой тираж, хорошо сохраняется. Выбираю толщину 1-3 мм по размеру эскиза. Далее снимаю фаски (края пластины должны быть заточены под углом, углы закруглены) и шлифую пластину.

Гравирование

Приступаем к гравированию. Как правило, перед гравированием у меня есть готовый эскиз. Для перенесения эскиза на пластину металла необходимо сделать негативное (зеркальное) изображение. Калька очень подходит для этой задачи. На неё я переношу контур эскиза, поворачиваю обратной стороной, обвожу. Теперь я использую компьютер для распечатки зеркального изображения. Для перевода эскиза на металл я пользуюсь копировальной бумагой.

Часто я работаю с пластиной без эскиза, это удобно на пленэре или в зоопарке. Но всегда приходится учитывать при гравировании - оттиск будет зеркальным, поэтому необходимо продумывать композицию!

Инструменты для сухой иглы представляют собой стержни с насадками из очень твёрдого металла. Гравирование ими требует известных усилий. Чем глубже царапина, тем темнее получается след на оттиске после печати.

Для подготовки пластины под меццо-тинто (зернения) применяется специальный стальной инструмент - качалка, имеющий вид лопатки с закруглённым концом и с заточенным краем. С лицевой стороны качалки нарезаны параллельные канавки. Для дальнейшего выглаживания и выскребания светлых мест на зернистой фактуре пластины используются гладилка (инструмент имеет скруглённый, хорошо отполированный конец) и шабер (острый трёхгранный инструмент).

Так как следы от копирки быстро затираются, я начинаю с процарапывания лёгкими пунктирными штрихами изображения, затем приступаю непосредственно к гравированию.

Подготовка бумаги

Для печати используется специальная бумага непроклеенная или слабопроклеенная, хорошо впитывающая влагу.

Я пробовала различные сорта бумаги. Практика показала - печатать можно на любой. И оттиск может получиться вполне приличным, но всё таки лучше использовать офортную бумагу, так как нужно думать и о дальнейшей сохранности оттиска. Дешевые сорта бумаги не долговечны и очень быстро портятся.

Для пробных оттисков использую обрезки хорошей бумаги. Пока печатаю пробные оттиски использую различные сорта бумаги и варианты краски, т.ч. к моменту окончания работы над пластиной могу выбрать удачное сочетание цвета краски и сорта бумаги. Это экономит очень недешёвые материалы. Сейчас я использую офортную бумагу фирмы Fabriano Rosaspina 220 и 280 грамм на квадратный метр белого цвета и цвета ряженки. Бумага для печати должна быть влажная. Для замачивания её я использую фотографические кюветы различного размера. Наливаю тёплую воду, погружаю в неё бумагу. Важно, что бы бумага опустилась в воду полностью. Замачиваю бумагу от 15 минут до часа. На сутки оставлять её нежелательно, так как начинают происходить химические и биологические процессы. Это влияет на качество оттиска. Затем я вынимаю лист и прилепляю его к чистому стеклу, которое находится в почти вертикальном положении и лишняя вода стекает. Если бумага уже не блестит от воды, но и не высохла полностью, её можно использовать для печати.

Краска

Для печати использую специальную уже готовую офортную краску, напоминающую типографскую, различных цветов.

У каждого автора есть свои профессиональные секреты, свои рецепты краски. Для печати «сухой иглы» краска нужна не очень густая, имеющаяся «тянущий эффект». Для меццо-тинто, наоборот, краска должна хорошо сниматься.

Наношу краску на подогретую пластину очень аккуратно, что бы не повредить поверхность. Затем ладонью снимаю излишки краски, оставляю её только в штрихах. Вытираю чистой тряпкой фаски.

Печать. Пробный оттиск

Пробный оттиск я делаю, когда мне кажется, что готова печатная форма, или я не знаю, что делать дальше. К этому моменту:

Станок должен быть настроен

Сукно заведено под вал

Давление установлено с учётом толщины пластины и бумаги

Сделана разметка на талере, где должна находиться печатная форма или лежит картонная подкладка.

Сделана разметка по формату бумаги (если взяли бумагу чуть больше, чем пластина, я кладу её «на глазок»).

Подготовлено место для отпечатанного оттиска столе

Бумага «подвяла»

Я кладу пластину сверху на талер, аккуратно беру бумагу, размещаю её лицевой стороной на пластину.

Бережно накрываю сукном и начинаю поворачивать колесо офортного станка с равномерной скоростью. Когда чувствую, что пластина и бумага прошли под валом, останавливаю движение. Поднимаю сукно, и наступает самый волнующий момент: осторожно, затаив дыхание, за один уголок поднимаю бумагу и…вздох восторга, (чаще разочарования), но всегда неожиданности! Долго рассматриваю оттиск и пытаюсь осмыслить результат, и что ещё с этим можно сделать (убавить? или прибавить?).

Исправления и добавления

В работе над первыми офортами, я не чувствовала уверенности и боялась допустить ошибку при гравировании. Но с опытом пришло осознание слов: «Офорт испортить нельзя» (знаменитое выражение, услышанное в Доме творчества «Челюскинская»). Это действительно так. Все неточности или ошибки можно исправить, или загладить специальным инструментом «гладилкой» или срезать шабером.

Но чаще я использую ошибки, порой это становится удачной находкой в композиции. Пробный оттиск редко бывает единственным, как правило их 3-6. По неопытности, в самом начале работы я печатала много «пробников», отслеживала малейшее изменение. И к сожалению все их уничтожала. С годами пришел опыт, и гравирую теперь максимально приближаясь к эскизу, стараюсь делать меньше пробных оттисков.

Наклеивание напечатанных оттисков

Когда печатаю, я укладываю готовые оттиски между толстым картоном. Сейчас я использую орголит. Но существует опасность: после длительного использования орголита из него выделяется техническое масло и бумага может впитать его. И на готовом оттиске вы вдруг можете увидеть масляные пятна.

Художниками используется несколько способов просушки готовых оттисков:

1.Прокладывание между картонами затем сдавливание под прессом.

2. Прокладывание между картонами без использования пресса. Здесь есть свои достоинства: ковчег (вдавленность) от пластины получается более глубоким, края остаются нетронутыми, «рваными» (некоторые коллекционеры считают это важным)

3.В своей работе я использую другой метод просушки оттисков. После окончания печати тиража оттиски наклеиваются на стекло. Для этого я использую клей ПВА. Щетинной кистью намазываю клей на края бумаги с обратной стороны оттиска, затем накладываю её на чистое стекло и тщательно притираю края плоским инструментом. Края не должны отходить от стекла, в противном случае бумага при высыхании покоробится.

При комнатной температуре бумага высыхает после пяти часов, но краска на оттиске сохнет дольше. Я выдерживаю сутки, затем срезаю готовые оттиски ножом. Лист натянут ровно, края получаются обрезные.

Цветная гравюра

Большой интерес вызывает печатание цветных гравюр. Существуют различные технологии их изготовления и в своей практике я использовала некоторые из них:

Использование различных оттенков чёрного цвета, сепии, сангины. Часто печатаю на цветной бумаге.

Добавление цвета после печати. Это может быть акварель, акварельный карандаш.

Печать гравюры на станке в один прогон, но на пластину нанесены две краски.

Печать в две доски и в два прогона.

Печатные формы создаются для каждого цвета и делается два прогона на станке.

Правильное оформление оттиска

Существует определённый порядок подписи работы.

Порядковый номер/полный тираж название техника фамилия автора год создания. Для подписи я использую твердый карандаш Н или 2Н.

Тираж


Очень трудно остановиться в процессе гравирования - всё время хочется доработать пластину, добавить или убрать штрихи, улучшить, но наконец ответственный этап подготовки печатной формы пройден, и наступает не менее важный этап работы: печать тиража.

Если я обращаюсь к печатнику, я предоставляю эталонный оттиск.

О количестве копий

Заявление тиража (количество одинаковых оттисков) это право автора. Самый ценный тираж 1/1. Я использую основное свойство и смысл гравюры - возможность тиражирования. Эта демократичность печатной графики делает её доступной многим любителям. Как правило, сама я делаю 100 копий, но печатаю не весь тираж сразу, а по мере надобности, по 10 копий, обязательно фиксирую номер последнего напечатанного оттиска в специальной книге. Учёт очень строгий. В процессе печати могу изменить цвет краски, бумагу, её формат и размер полей, и хотя я не меняю ничего в печатной форме, все оттиски получаются уникальными. Если тираж закончился, можно внести изменения в пластину, получается другое состояние и другой тираж, но я очень редко это делаю. Мне интереснее делать новые, чем изменять или повторять отработавшие тираж пластины.

О размере полей

Как правило я использую форматы А4, А3 и не стандартные, свои. Для печати части тиража удобнее использовать бумагу одного формата.

При печатании приходится учитывать размер полей. Часть работ печатаю с большими полями для музеев и коллекционеров. Они предпочитают работы в листах, это выглядит красиво и диктуется удобством хранения.

Другая часть копий предназначается для оформления в паспарту и багет. В данном случае большие поля не нужны, они неизбежно будут срезаны мастером.

В рамках небольшой статьи невозможно описать весь процесс создания эстампа, весь свой накопленный опыт. Читатели, заинтересовавшиеся этим видом графики, могут найти ответы на свои вопросы в книгах:

«ОФОРТ» В.М.Звонцов, В.И.Шистко Москва 1971 Издательство «ИСКУССТВО»

«ЭСТАМП» Л.Зорин Москва АСТ Астрель 2004

ГОТОВЫЙ ЭСТАМП

Искусство графики - одно из древнейших. У людей всегда существовало желание преодолеть плоскость стены, «пробить окно» в мир. Картина на стене это своеобразное окно в другой мир. Для графики доступны все жанры искусства, все направления. Горячо любимые публикой пейзажи, натюрморты с цветами и без цветов, портреты, изображения животных, книжные иллюстрации, шрифтовые композиции, «продвинутый авангард» со скрытыми смыслами, и просто абстрактные листы - всё подвластно графике. Но надо быть чрезвычайно осторожным в выборе картины, особенно для развески в жилом пространстве. Важно понимать, что не всякая картина, и эстамп в том числе, уместна в жилом помещении, даже если она очень красива и дорога хозяину. Дело в том, что произведение искусства имеет силу воздействия на человека, и это надо учитывать. Странно выглядит картина с тревожным сюжетом в спальне, или явно трагическим - на кухне. Я была свидетельницей, как покупатели вернули автору купленную картину, очень хорошую, и хорошего художника, потому только, что не смогли с ней ужиться. Особенно надо проявлять осторожность с живописными работами и с «агрессивной» цветной графикой. Эстампы небольших размеров, сдержанные в цвете, с приятным колоритом и позитивным настроением всегда найдут своё место в самом маленьком пространстве. А активные, «проблемной» тематики эстампы можно хранить в папке, время от времени доставая их для рассматривания в своё удовольствие.

Японцы рекомендуют менять картины в доме со сменой времён года, это очень подходит для графической коллекции. Пока одни эстампы создают новую атмосферу в доме и радуют хозяина, другие «отдыхают».

Удивительное свойство эстампа сочетаться с любым стилем, быть органичным в любом пространстве используется дизайнерами интерьера. Как правило, эстампы помещают в кабинетах, библиотеках, в детских комнатах. Доступность стоимости эстампа, множество тем и разнообразие техник предоставляют безграничные возможности в формировании собственного выставочного фонда, а также он хорош как подарок.

За много лет работы и поездок у меня накопилось много работ других авторов, благодаря замечательной традиции художников-графиков меняться авторскими работами. Так как оформление эстампа это серьёзное дело, свою домашнюю коллекцию я оформляла в багетной мастерской. Долгое время я сотрудничаю с мастерской «ВЫСОКИЙ СТИЛЬ» (Пересветов переулок, 4). Полностью доверяю этим большим мастерам. При оформлении эстампов дизайнеры мастерской учитывают и стиль работы, и интерьер, в котором эта работа будет жить. Здесь возможны варианты: от самого простого, но милого, до изысканно-вычурного, но главное, всегда сделано с хорошим вкусом. А мастера выполняют всё безукоризненно и в срок.

Если следовать простым правилам хранения графики, долгая жизнь эстампу гарантируется.

Избегать большого перепада температуры,

Влажность не должна быть повышенной,

Эстамп, вставленный в багет со стеклом и висящий на стене, время от времени

снимать и класть горизонтально.

Листы без оформления обязательно располагать горизонтально, не на свету. Возможно хранить в паспарту из качественного картона или плотной бумаги (есть музейные варианты)

Как и всякий вид изобразительного искусства, эстамп прошёл времена наибольшего расцвета и почти забвения. В наше время наблюдается повышение интереса к графическому искусству вообще и к эстампу в частности. Проводятся специализированные выставки графики, биенналле, ярмарки и фестивали графических искусств (в Москве - «ХУДГРАФ», в Петербурге - «Любитель эстампов»). Готовится Триеннале графики в Краснодаре. Недавно был создан Дом Графики имени Д. Ровинского в центре Москвы. Устроителем объявлен конкурс для молодых художников-графиков «Классический эстамп».

Заканчивая статью, хочется пожелать всем любителям эстампа, художникам-профессионалам и начинающим творческих радостей и бесконечного наслаждения этим замечательным видом искусства - эстампом.

graphichouse.ru

1. Понятие эстампа

С незапамятных времен человек старается привнести в свой быт гармонию и красоту. Еще древние греки украшали однотонные стены яркими ковриками и рисунками.

В XVII веке в домашний обиход, по свидетельству историка Н.И. Костомарова, мало-помалу стали входить картины и эстампы, сначала в царских хоромах, потом у знатных лиц. Интерес к ним начал возникать и в других сословиях. Впрочем, на эстампах, которые тогда дозволяли себе вешать в золоченых рамах богатые люди, изображались преимущественно священные предметы. При этом их строго отличали от образов, и они не имели вовсе священного значения.

Линогравюра, ксилография, офорт, литография – все эти формы современной графики, объеденные общим понятием «эстамп». Массовость тиражей, невеликий формат делают эстамп современным, легко входным во все области жизни. Интерьеры квартир, гостиниц, кафе, библиотек, выставки неимоверные теперь без эстампов. Хорошие картины, эстампы, офорты, гравюры, репродукции и фотографии могут преобразить любое жилище, сделать дом неповторимым и своеобразным.

Первоначально эстамп восстал как способ репродуцирования, но в следующем благодаря богатейшим возможностям своей техники развился в большое самостоятельное искусства с богатыми традициями.

Эстамп (фр. estampe) – оттиск с гравировальной доски (гравюра, литография, шелкография, монотипия), являющийся станковым произведением художественной графики. Эстамп печатается с доски, которую гравировал сам художник, часто он же делает оттиски. Такие работы обычно являются подписными, авторскими экземплярами, считаются подлинниками. Эстампы бывают черно-белыми и цветными. Этот оттиск может быть сделан из дерева, камня, металла, линолеума, другого материала, на котором изображение предварительно было вырезано или вытравлено. Печатную форму, с которой делают оттиск, принято называть доской, а полученный с нее отпечаток – эстампом.

Ксилография – гравюра на дереве, вырезается специальным резцом. Краска накатывается на плоскость исходной доски. При печати на бумаге белыми остаются участки, вырезанные резцом. Оттиски представляют собой контурный рисунок толстыми черными линиями. Ксилография появилась в средние века в связи с необходимостью книгопечатания. (Германские художники Альбрехт Дюрер: «Четыре всадника» 1498г. и Ганс Гольбейн Младший серия гравюр «Образы смерти» 1524–1525гг.).

Линогравюра – гравюра на линолеуме. По технике очень близка к ксилографии. Линолеум – недорогой, доступный материал. Линогравюры более просты в исполнении по сравнению с ксилографией из-за синтетического происхождения используемого материала (однородность, отсутствие мешающих резцу искусственных волокон).

Офорт – от французского eau-forte – азотная кислота. Рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотно-упорного лака, покрывающего металлическую пластину. Процарапанные места протравливаются кислотой, а полученное углубленное изображение заполняется краской и оттискивается на бумагу.

Акватинта – от итальянского aquatinta – метод гравирования, основанный на протравливании кислотой поверхности металлической пластины с наплавленной асфальтовой или канифольной пылью и с изображением нанесенным с помощью кисти кислотоотталкивающим лаком. Имеет огромное количество оттенков от черного до белого.

Рисунок выполняется художником на бумаге или другом материале в одном экземпляре и является уникальным. Все авторские повторения и тем более копии, как правило, хуже оригинала. Но графическое изображение может быть выполнено художником и на таком материале, с которого путем обработки можно получить большое количество оттисков, каждый из которых считается оригиналом. Это эстампы и гравюры.

Эстамп представляет собой одну из отраслей графики. Тираж полученных оттисков может колебаться от нескольких штук до нескольких тысяч экземпляров, причем все оттиски считаются подлинниками. Таким образом, эстампом называют совокупность применяемых средств графической техники, предназначенной для этой цели, так и сам лист с нанесенным на него изображением.

В таком случае эстамп – это самостоятельное произведение, предназначенное для украшения интерьеров или альбомов. Выполняется он обычно в одном из трех основных видов: в гравюре, в литографии или офорте.

Некоторые искусствоведы, особенно старшего поколения, склонны считать гравюрой все то, что получено путем отпечатка с какой–либо формы, независимо от техники исполнения. Иными словами, гравюрой в этом случае называют и литографию, и офорт, и даже цинкографию, где в полиграфическом производстве используются фотомеханические способы перевода рисунка в печать, откуда и произошел устаревший теперь термин « гелиогравюра».

В современном понимании под термином «эстамп» подразумевается имеющий самостоятельное значение графический лист. Гравюры являются ещё разновидностью, наряду с литографией и офортом.

Следовательно, термины «гравюра» и «эстамп» не идентичны: эстамп может быть выполнен, как в гравюре, так и в другой технике, а гравюра, в свою очередь, может и не быть эстампом. Таковы гравюры, сделанные для книг, – это уже не эстампы, так как они не имеют самостоятельного значения.

Для печатания эстампов в полиграфической промышленности применяют специальные типографские краски.

2. ЭСТАМПЫ В БИБЛИОТЕКЕ В XIX – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА

Эстамп – это произведение художественной графики, отпечаток на бумаге изображения, сделанного на печатной форме. Такие оттиски издавна присутствуют в библиотеках мира: и как гравированные иллюстрации в книгах, и как отдельные листы. В «Описи книг, привезенных из Варшавы», которая датирована 10 февраля 1797 г., значатся 8 малых ящиков с «эстампами и атласами». К концу 1810 г., то есть ко времени подписания императором Александром I рескрипта об открытии Библиотеки «на пользу общую», в ней хранились эстампы, картины, портреты и ландкарты: «12 папок, 43 связки и 42 свертка».

К началу XIX в. интерес к изобразительному искусству в российском обществе резко вырос. То, что печатная графика заняла достойное место в фондах Библиотеки, во многом является заслугой Алексея Николаевича Оленина – директора Библиотеки и президента Академии художеств. Существующее собрание гравюр следовало организовать так, чтобы стало возможным использовать его. Поэтому в 1812 г. по просьбе Оленина в звании почетных библиотекарей утвердили двух художников, «способных к смотрению за эстампами и знающих рисовальное и гравировальное искусство». В 1815 г. поручение «привести в систематический порядок … собрание эстампов и сделать оным надлежащую опись» было дано помощнику библиотекаря Ивану Андреевичу Крылову.

Тем не менее до 1840-х гг., когда директором Библиотеки стал Дмитрий Петрович Бутурлин, ситуация с хранением эстампов почти не изменилась. Хотя их поступления были незначительными, фонд все же увеличивался, а попытки упорядочить его не были доведены до конца. Положение изменилось благодаря энергичной деятельности библиотекаря Василия Ивановича Собольщикова. Именно он, один из первых знатоков изобразительного искусства в Библиотеке, заложил основы нынешнего Отдела эстампов. О проделанной им работе подробно говорится в архивном документе:

«…Собрание эстампов, состоящее из 50 000 листов, приведено в следующий порядок:

1. Эстампы с именами граверов или с монограммами разделены на школы: немецкую …, итальянскую …, голландскую …, французскую …, английскую … и русскую. … Сверх школ образовался еще отдел граверов малоизвестных …

2. Эстампы, на которых не означено имени гравера, разделены по содержанию…

3. Чтобы предохранить эстампы от повреждения и растраты и дать портфелям правильную форму, все собрание наклеено на … бумагу одинакового формата…»

Для хранения этого собрания были сделаны низкие шкафы с выдвижными полками, на которые легли основательно сделанные папки, закрытые каждая специальной шторкой. Эта работа пришлась на период, когда в мире только начинали разрабатываться основные методы гравюроведения. В 1821 г. вышло классическое руководство библиотекаря Венской королевской библиотеки, художника и гравера Адама Барча, которое, без сомнения, тщательно изучал Собольщиков. В 1859 г. при осмотре крупнейших библиотек Европы он мог убедиться, что организация фонда эстампов в С.-Петербурге вполне соответствует современному уровню. Преемником Собольщикова стал Владимир Васильевич Стасов – с 1855 г. его добровольный помощник, а впоследствии, с 1872 г., заведующий Отделением изящных искусств и технологии, в котором во второй половине XIX в. хранилась печатная графика.

К середине XIX в. собрание эстампов, состоявшее первоначально из иностранных гравюр, стало пополняться и русскими произведениями. Они поступали в соответствии с законом об «обязательном экземпляре», покупались, нередко их приносили в дар – целыми коллекциями или отдельными листами – частные лица и учреждения.

Каждый год приносил Библиотеке множество графических материалов, о самых значительных из которых можно узнать из ежегодных «Отчетов»: в 1851 г. поступили оттиски с гравированных досок времени Петра I; в 1852 г. в составе «Древлехранилища» М.П.Погодина были получены гравюры, а В.И. Даль подарил собрание лубочных листов; в 1857 г. была куплена коллекция портретов Г. Ладдея. С 1850-х гг. наряду с эстампами Библиотека комплектуется и материалами, которые выполнены уже в новой технике печати – фотографии.

Экспонирование эстампов было всегда характерно для Библиотеки. В 1850-е гг. в Отделении было устроено 4 постоянных выставки, по две в каждой из частей зала. Первая из них появилась в 1851 г., когда был сделан низкий длинный шкаф для хранения коллекции эстампов. Над ним, в спроектированных Собольщиковым особых витринах – подвижных рамках – были помещены выдающиеся гравюры итальянской, немецкой, нидерландской (голландской и бельгийской) и французской школ. Затем в 1856 г. в той же половине зала была организована вторая экспозиция, о которой «Отчет» гордостью сообщал, что подобной ей «до сих пор не существует еще ни в одном музее, ни в одной библиотеке европейской: это – собрание образцов всех граверных способов, или всех родов гравюры». Она была расположена за стеклами, на поворачивающихся рамах, прикрепленных к двум большим шкафам по всей их длине и высоте.

Во многих домах и по сей день сохранились плоские черные деревяшки с прорезанными на них незамысловатыми картинками. Немногочисленные хозяева этого советского ширпотреба и по сей день уверены, что обладают предметами искусства, именуемыми эстампами. Не то чтобы они совсем неправы, хотя о настоящем искусстве здесь не может быть и речи. Просто эстамп - это куда более широкое понятие, чем кажется многим. Разбираемся: эстамп - что это такое?

О значении этого слова

Слово «эстамп» - это русский вариант термина, занесенного к нам из Европы, где он появился еще в 14-15-м веках (по-французски estampe, по-итальянски stampa), и был непосредственно связан с развитием книгопечатания. Эстампом называли гравюрный или какой-нибудь иной оттиск с матрицы (печатной формы) на бумажный лист. Вначале эстамп не являлся самодостаточным видом искусства, а был лишь техническим способом размножения изображений. Причем весьма трудоемким, требующим от исполнителя кропотливости и высочайшего мастерства. Но с тех пор техника эстампа постоянно развивалась и совершенствовалась. Она обрастала неожиданными приемами, принимала новые очертания, и потому сейчас уже не так просто определить значение слова. Эстампы в наше время - это обобщающее название многих видов искусства.

О видах эстампа

Пытаясь понять, что собой представляет техника эстампа, обратимся вначале к истории. Прежде чем изображение распечатывают на бумаге, оно должно быть нарисовано или выгравировано на какой-нибудь основе: дереве, металле и т. д. Первыми стали появляться гравюры на дереве, позднее - на меди. Со временем возникали и прочие разновидности подобных техник. Выпуклая и углубленная гравюра - их технологии различались лишь тем, какому цвету оттиска будут соответствовать углубления на матричной доске. Литография - на плоскую поверхность наносилась краска, и полученный оттиск, как правило, не имел рельефа. В настоящее время эстампы, в зависимости от способа их получения, можно отнести к нескольким видам: высокая и глубокая печать, плоская, трафаретная. Каждый из этих видов, в свою очередь, делится на группы. Поговорим об этом немного подробнее.

Эстампная графика

Графика по-гречески - это рисунок. Перенесенная впоследствии на другой материал графика - эстамп. Но не нужно считать эстампы каким-то древним, допотопным мастерством: данный вид творчества во многих странах популярен и по сей день. Например, в Мексике регулярно устраиваются конкурсы-выставки, помогающие желающим овладеть этим распространенным в стране занятием. После просмотра работ местных мастеров ответ на вопрос: «Эстамп - что это такое?» - будет звучать так: «Эстамп - это объединенный талант художника и резчика». Ведь технология работ с давних пор практически не изменилась. На доску из твердого дерева резцами наносится желаемый рисунок, затем при помощи валика его покрывают типографской краской. А далее к доске прикладывается лист бумаги и прижимается прессом. Оттисков можно сделать очень много, и каждый при этом будет считаться подлинником.

Офорт

И все же на вопрос «Эстамп, что это такое?» не стоит спешить отвечать: «Ремесло». Эстамп - это искусство, заниматься которым не чурались даже самые именитые живописцы. Один из видов эстампа - офорт - стал известен в том числе и благодаря работам таких гениев своего времени, как Рембрандт и Гойя. Слово «офорт» (от французских слов eau-forte, вода крепкая, т. е. азотная кислота) означает вид гравюры на металле, способ, позволяющий получать оттиски с типографских форм, предварительно обработанных кислотами. На металлической доске иглой делают рисунок, затем углубление элементов изображения усиливают путем травления металла кислотами. Позднее вытравленные места наполняют краской и на специальных станках печатают оттиск на увлажненном листе бумаги. Технология не из простых, но результат! Своими офортами прославился гениальный Альбрехт Дюрер, но в этой же технике работало и множество других - известных или уже забытых мастеров.

О шелкографии

Правильным на вопрос «Эстамп, что это такое?» будет и ответ: «Шелкография». Шелкографией, или трафаретной печатью, называют метод воспроизведения текстов или рисунков при помощи печатной формы-трафарета, благодаря которой краска попадает на приготовленный для этой цели материал. Метод, использующий фотоэмульсии, во многом напоминает процесс печати фотографий. В настоящее время трафаретная печать особенно популярна, так как наиболее технологична. Область ее использования практически безгранична: от микросхем до огромных плакатов, от одного экземпляра до многотысячных тиражей. Способ трафаретной печати применим для бумаги и текстиля, для керамики и синтетических материалов. Шелкография идеальна для оформления изделий самых разных форм и предназначений: банки, бутылки, воздушные шары из латекса и др.

Но шелкография имеет не только огромное прикладное значение. Шелкография - это еще и очень интересный вид искусства, который обрел популярность в прошлом веке. К нему обращались даже такие известные личности, как Джексон Поллок и Фернан Леже, и ряд других замечательных, не похожих друг на друга мастеров. Они доказали: эстамп - это может быть здорово!