Совокупность действий по достижению цели государственного управления. Цели, основные задачи, функции и виды государственного управления

В государственном управлении ключевое значение имеет закрепление целей и задач государства и его административно- территориальных единиц. Цель государства - это исходная категория государственного управления, она отражает желаемое, возможное и необходимое состояние общества и государства, которое должно быть достигнуто; это тот идеал, та логически основанная конструкция, которую требуется создать и воплотить в жизнь.

Ю. А. Тихомиров видит в целеполагании исходный пункт, своего рода старт правового регулирования. Оно имеет два аспекта - внешние цели, «задаваемые» общественной системой (политический курс государства, партийные директивы и программы, концепции, уровень и потребности социально-экономического и международного развития), и собственно правовые цели, закрепленные в Конституции, законах и иных нормативных правовых актах .

Цели обуславливают основные задачи государственного и муниципального управления:

  • 1) обеспечение прав и свобод человека;
  • 2) целостности и суверенитета государства;
  • 3) гражданского мира и согласия;
  • 4) согласованного функционирования государственных и муниципальных органов;
  • 5) взаимодействия органов государственного и муниципального управления с институтами гражданского общества и др.

Ключевую роль в государственном целеполагании играют социально-экономические ориентиры. Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» закрепляет следующее понятие цели социально-экономического развития - состояние экономики, социальной сферы, которое определяется участниками стратегического планирования в качестве ориентира своей деятельности и характеризуется количественными и (или) качественными показателями.

Что касается задач социально-экономического развития, то они в указанном выше законе рассматриваются как комплекс взаимоувязанных мероприятий, которые должны быть проведены в определенный период времени и реализация которых обеспечивает достижение целей социально-экономического развития.

Проблема классификации и систематизации целей государственного управления является предметом исследования, дискуссии и обсуждения многих государствовсдов. Можно констатировать, что критерии и подходы к такой классификации еще нс являются достаточно устоявшимися и обоснованными единым теоретическим видением.

Выделяются стратегические и тактические, общие и частные цели, они могут носить комплексный, промежуточный характер и т. д.

Обеспечение достойного уровня жизни граждан как главная цель государственной социальной политики требует наличия измеряемых показателей, характеризующих состояние обеспеченности населения социальными ресурсами. Критериями оценки уровня жизни российских граждан выступают такие показатели как прожиточный минимум и потребительская корзина. Федеральными законами от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и от 31 марта 2006 г. № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» установлены правовые основы для определения соответствующих показателей.

Главными целями являются стратегические цели, связанные с качеством общества, его сохранением или преобразованием. В ст. 7

Конституции Российской Федерации закреплена одна из стратегических целей отечественного государства, состоящая в проведении политики направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В демократическом правовом социальном государстве народ не рассматривается органами государственной власти как средство развития экономики и торговли. Наоборот, экономика и торговля подчиняются интересам народа. Вот один из образцов, когда природные ресурсы ставятся на службу всему народу. В Норвегии существует бесплатное образование и медицинское обслуживание, государство субсидирует аренду жилья, пенсия равна зарплате рабочего, при рождении ребенка семья получает разовую дотацию около 5 тыс. долл, и свыше тысячи долларов ежемесячно до 18 лет . Правда, в Норвегии нефть принадлежит всему народу, а среди руководителей нефтяных компаний нет миллионеров. Когда в Норвегии открыли нефть, ее взяло под контроль государство, и за счет сверхприбыли создало резервный фонд, который в этой маленькой стране составляет 83 млрд долларов. Вся страна от нефти разбогатела, а не кучка людей .

При этом рациональный подход к целеполаганию в государственном управлении отличается следующей чертой: «каждая подсистема обладает собственной основной целью, которая носит подчиненный характер относительно основной цели системы территориального образования (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, города, районы и т. д.). Если у подсистем государства будут разные цели, то достичь основную цель государства окажется невозможно» 55 .

Российское законодательство нс раскрывает содержание понятия «достойная жизнь». В то же время Всеобщая декларация прав человека 1948 г., принятая Генеральной Ассамблеей ООН, указывает, что каждый человек имеет право на жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.

Очевидно, что правящая партия современной России после осечки с программой построения коммунизма, нс торопиться ставить в качестве стратегической национальной цели - строительство демократического правового социального государства. Академик Н. Н. Моисеев отмечал: «Правительство, которое состоит из людей, не имеющих четкой программы и ясного представления, к чему оно стремится и чего хочет, кроме собственного благополучия, т. с. нс имеет стратегического замысла, - опасно для страны. Особенно опасно, если его не имеет лидер - главный политик государства» . В XX в. из российских политиков стратегию развития государства имело правительство в период руководства В. И. Ленина, И. В. Сталина, Н. С. Хрущева. Представляется, что такой программы уже не имело правительство периода президентства М. С. Горбачева, Б. Н. Ельцина, В. В. Путина, Д. А. Медведева.

Академик РАН О. Богомолов отмечает: «чтобы разрабатывать планы социально-экономического развития, должна быть картина будущего. А у нас она отсутствует» .

Отсутствие четкой государственной стратегии, ориентированной на потребности и интересы народа, ведет к тому, что «российское государство не всегда реализует экономические, политические, культурные и прочие возможности России, его народа, порой действует неадекватно объективным потребностям общественного развития» .

Цели государственного управления неразрывно связаны с целями политики. «Цель политики, - как справедливо отмечает М. Н. Марченко, - состоит в том, чтобы утвердить рациональное (разумное) в отношениях между людьми или субъектами в рамках общества. Из вышеуказанной цели вытекают и функции политики:

1) поддержание и укрепление целостности общества как сложно дифференцированной системы, обеспечение общественного порядка и организованности; 2) уменьшение опасности ненужных столкновений между людьми в обществе; 3) разработка целей всего общества и составляющих его субъектов, организация и мобилизация ресурсов на их достижение; 4) обеспечение рационального отношения к добыче, сбережению материальных и духовных ценностей с тем, чтобы они способствовали утверждению столь же рациональных отношений между людьми (техническая, экологическая, культурная и др. политика); 5) обеспечение предвидения будущего и рациональных путей его обеспечения» .

Типология целей предопределяет различие видов государственных решений. Общенародные, общегосударственные, долгосрочные цели реализуются в политических решениях руководящих органов государства, в форме общих политических стратегий. Экономические, социальные и др. цели, связанные с функционированием и развитием отдельных сфер деятельности общества, составляют рациональную основу соответствующих политик. Краткосрочные, текущие цели претворяются в административных, оперативно-тактических решениях. Проблемы и цели регионального и местного масштабов получают отражение в решениях органов власти и управления соответствующих уровней.

При структурировании целей государственного управления следует исходить из логики исторического процесса развития государства как системы, в которой каждая предыдущая цель детерминирует последующую. Естественно, что наряду с общей определяющей целью государство выдвигает множество иных весьма значимых целей, но все они призваны развивать и дополнять основную цель. Как было отмечено выше, основной стратегической целью, стержнем государственной политики, выступает конституционная цель создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В настоящее время цели и задачи российского государства в различных областях жизни довольно подробно определяются в документах, именуемых государственными стратегиями, доктринами и концепциями. По некоторым оценкам в современной России имеется 30 стратегий и 70 концепций (часть из них изначально принимались для разработки конкретных программ) .

Доктрина означает учение, научную или философскую теорию, руководящий или политический принцип 54 . Концепция - это система взглядов на то или иное понимание явлений, процессов .

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» говорится, что стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI в., занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.

Уровень доходов и качество жизни россиян к 2020 году достигнет показателей, характерных для развитых экономик. Это означает высокие стандарты личной безопасности, доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам и обеспечение экологической безопасности.

Системное решение поставленных задач состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития. Это позволит резко расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния.

Для повышения доступности жилья в Концепции запланировано к 2012 г.: увеличение объема ввода жилья до 100 млн кв. м; к 2020 г.: увеличение объема ввода жилья до 140-150 млн кв. м.

Но пока в России строиться примерно 70 млн кв. м жилья.

Как известно, согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Кроме того, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Однако для миллионов российских граждан положения данной статьи выглядят не более чем пустая декларация. В результате либеральных преобразований предоставление государством бесплатной жилплощади резко сократилось, а в большинстве регионов практически прекратилось. Так, если в 1990 г. получили жилье 1296 тыс. семей, то в 2000 г. лишь 253 тыс. семей. Кроме того, в России появилось более 4 млн бездомных людей .

По данным Министерства регионального развития России, в России 38% населения проживают в ветхом и аварийном жилье, 5% живут в общежитиях и коммуналках, 1 % - в вагончиках и бараках, одна треть населения живет без комплексного благоустройства 6 ’.

Для решения жилищной проблемы россияне должны иметь другую зарплату и возможность брать кредиты по более низким процентам. По данным Росстроя, самостоятельно могут купить дом или квартиру 6% россиян, еще 22% могут эго сделать при помощи займа, а 72% населения вообще не имеют возможность улучшения жилищных условий, потому, что банки отказываются предоставлять им ссуды из-за низкой зарплаты.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 г. определено, что ее необходимо рассматривать как официально признанную систему стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.

В Стратегии в состав стратегических национальных приоритетов включены важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляется устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности.

Стратегия закрепила национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу, которые заключаются:

  • 1) в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;
  • 2) обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации;
  • 3) превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

Для обеспечения национальной безопасности Российская Федерация, наряду с достижением основных приоритетов национальной безопасности, сосредоточивает свои усилия и ресурсы на следующих приоритетах устойчивого развития:

  • 1) повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;
  • 2) экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;
  • 3) наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;
  • 4) экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны;
  • 5) стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.

В Стратегии закреплены основные характеристики состояния национальной безопасности, которые включают:

  • 1) уровень безработицы (доля от экономически активного населения);
  • 2) децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения);
  • 3) уровень роста потребительских цен;
  • 4) уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта;
  • 5) уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от валового внутреннего продукта;
  • 6) уровень ежегодного обновления вооружения, военной и специальной техники;
  • 7) уровень обеспеченности военными и инженерно-техническими кадрами.

«Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года» определяют в качестве основной цели Правительства повышение конкурентоспособности российской экономики на основе интенсивного роста производительности труда. Наряду с этим Правительству Российской Федерации предстоит обеспечить устойчивое и динамичное повышение качества жизни россиян, решение демографических, социальных и экологических задач, надежное обеспечение национальной безопасности.

Обращает на себя внимание гот факт, что в современной России целевые установки развития государства и общества формулирует Президент и Правительство страны. Государственная Дума из процесса целеполагания в государственном управлении фактически исключена.

Нельзя не согласиться с теми специалистами, которые утверждают: «Ориентиры должны формулироваться в обществе, закрепляться в законодательстве, а затем реализовываться исполнительной властью.

Законодательная власть формируется населением через выборы. Активным слоем между населением и государством являются политические партии, каждая из которых должна иметь политическую программу. Сформированная политическая программа и является тем ориентиром, который будет реализовывать партия, пришедшая к власти. А партия, пришедшая к власти - это депутаты, составляющие большинство в законодательных органах. В рамках реализации политической программы депутатами должен быть разработан план принятия законов, которые затем реализует исполнительная власть. Отчет о принятии законов, социальном результате от их реализации является основанием для того, чтобы остаться на следующий срок, либо уступить место другой партии» .

Национальные цели и задачи необходимо формулировать с учетом рекомендаций международных документов. Так, в соответствии с рекомендациями конференций ООН России, как и другим государствам, до 2005 г. следовало разработать национальную стратегию устойчивого развития. И большинство стран такую работу провели. В России был принят ряд промежуточных документов, но с 2004 г. работа над Государственной стратегией устойчивого развития и проектом Федерального закона «О государственной политике по обеспечению перехода Российской Федерации к устойчивому развитию была прекращена .

В докладе Международной комиссии окружающей среде и развитию ООН устойчивое развитие определено как развитие, при котором нынешние поколения удовлетворяют свои потребности, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять свои собственные нужды, собственные потребности .

«Устойчивое развитие» предполагает научно-обоснованное, т. е. основанное на глубоких, всесторонних, системных научных исследованиях, государственное управление всеми сферами жизни общества, в котором достигнуты: 1) гармоничное взаимодействие человека и общества; 2) преодолена социально-экономическая и духовная дисгармония и созданы условия для гармоничного развития каждого индивида, развития сферы разумам и духа.

По большому счету речь идет о переходе на качественно новую цивилизационную модель развития, принципиально отличающуюся от современной технотронной модели.

При этом «на каждое государство и гражданское общество ложится ответственность не только перед настоящими, но и перед будущими поколениями за то, чтобы не опоздать с практической реализацией стратегии перехода к устойчивому развитию» .

Цели не должны носить волюнтаристского характера и призваны отвечать проверенной мировой практикой системе требований. Они должны быть научно обоснованными, обусловленными объективными тенденциями общественного развития, социально мотивированными, иметь достаточное ресурсное обеспечение и системную организацию. Кроме того, цели должны быть: конкретными, измеримыми, достижимыми, релевантными (уместными) и согласованными по времени.

Цель рекомендуется формулировать так, чтобы была именно постановка цели (желательно с количественными критериями), а не общая декларация о намерениях. Выяснив с максимально возможной точностью то, что нужно достичь, необходимо рассматривать, как именно достичь поставленных целей.

Цели государственного управления должны иметь соответствующее ресурсное обеспечение. Ресурсы выступают важнейшим элементом в механизме государственного управления. Как известно, реализация управленческого решения, действие закона есть организуемый процесс перевода его норм в реальное поведение граждан и функционирование институтов общества, протекающий циклически, системно, с использованием комплекса средств для достижения его цели. Необходимо отметить важность и значимость следующих ресурсов государственного управления: кадровые ресурсы, ресурсы права, ресурсы демократии, ресурсы организации.

Кадровые ресурсы имеют ключевое значение для достижения целей государственного управления. В этой связи трудно не согласиться со следующей мыслью О. Бисмарка «С хорошими чиновниками и плохими законами управление возможно. С плохими чиновниками не помогут никакие законы».

2013. № 1. С. 10.

Рассматривая ресурсы права, следует учитывать, что любые цели, которые ставятся в государственном управлении, должны оцениваться с точки зрения их соответствия правовым требованиям (справедливости, правды, гуманизма), закрепляться законодательно и проводиться в жизнь с опорой на силу законов и государственных механизмов осуществления последних. Только в этом случае цели государственного управления не останутся на бумаге или в речах лидеров, а будут, хотя бы в пределах правовых возможностей, практически реализовываться.

Сущность ресурса демократии заключается в том, что представители общественных слоев должны знать цели государственного управления и разделять их, желать их реализации и быть способны практически работать в этом направлении. А для того чтобы участие людей в осуществлении целей государственного управления было осознанным и активным, необходимо доверие к этим целям и реальное ощущение людьми совпадения результатов реализации целей с их потребностями и интересами.

Значимость и необходимость ресурса организации как упорядочения, рационализации системы государственного управления заключается в том, что организация позволяет рационализировать и облегчить выработку целей государственного управления.

Отсутствие необходимых ресурсов является часто причиной невыполнения поставленных целей и задач государственного управления.

Свои особенности целеполагания имеются в сфере правосудия. В этой связи обратим внимание на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации касательно цели правосудия. В частности, в постановлении от 16 марта 2007 г. № 6-П им сформулирована следующая правовая позиция: «правосудие по самой своей сути признается таковым лишь при условии, что оно отвечает закрепленному в Конституции Российской Федерации, ее вводных положениях, а также в международно-правовых документах (в частности, ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 8 Всеобщей декларации прав человека) требованию справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах. Ограничение возможности пересмотра судебных решений, не отвечающих требованиям законности, обоснованности и справедливости, имеет следствием нарушение баланса в защите таких конституционных ценностей, как справедливость и правовая определенность, влекущее причинение вреда гарантируемым Конституцией Российской Федерации правам и свободам человека и гражданина, зашита и восстановление которых является конституционной целью правосудия» .

Нельзя нс согласиться с теми, кто считает, что «главным правовым и управленческим требованием и одновременно основным критерием оценки государственного управления является его безусловное и неукоснительное соответствие конституционным нормам и принципам» .

Сегодня очевидно, что стратегическая цель и основные приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. нс будут достигнуты. Например, разве можно обеспечить доступность услуг здравоохранения требуемого качества при следующих тенденциях в этой сфере. Воз оценивала организацию первичной медико-санитарной помощи в СССР как одну из лучших в мире. Но с приходом рынка все советское стало постепенно отбрасываться как архаичное и ненужное. С 1995 по 2012 г. было закрыто 8000 фельдшерско-акушерских пунктов и сокращено 77% фельдшеров. За последние 15 лет в два раза уменьшилось число больниц и амбулаторно-поликлинических учреждений в России, причем поликлиник - более чем на 6000. Закрыто также 27% диспансеров, 10% станций скорой помощи, 10% санаторно-курортных организаций. Дефицит врачебных кадров в Российской Федерации составляет около 40 тысяч человек, среднего медперсонала - 270 тыс. человек. В первичном звене у нас примерно в 2-2,5 раза меньше врачей, чем необходимо по всем нормативам Всемирной организации здравоохранения. Если доля финансирования здравоохранения доходит до 20% ВВП, а в странах Организации экономического сотрудничества и развития минимально допустимый уровень государственных расходов на эту сферу составляет не менее 7%. А в России планируют снижение финансирования сферы здравоохранения до 2,8% ВВП. Сейчас норма времени на осмотр одного пациента у педиатра семь минут, у хирурга пять. А будет три с половиной и две с половиной минуты соответственно. В ноябре 2014 г. более чем 40 городах страны прошли акции протеста медработников .

Реальное функционирование государства порождает в обществе немало критических оценок. Приведем данные социологического опроса из доклада экспертов Центра стратегических разработок «Изменения политических настроений россиян после президентских выборов», опубликованного на его сайте 23 октября 2012 г. На вопрос о том, какова цель сегодняшней российской власти, 29% опрошенных ответили, что власть не может объяснить свои цели народу, 26% - что цель власти - личное обогащение, 22% - что власть не хочет объяснять свои цели народу, 15% - что власть хочет построить сильное авторитарное государство и лишь 12% - что власть хочет построить сильное демократическое государство с либеральными ценностями. Таким образом, если суммировать первые четыре позиции, получается, что подавляющее большинство респондентов полагают, что власть гак или иначе работает в своих интересах. Особый интерес вызывает высказанная опрошенными позиция о том, что власть нс может объяснить свои цели народу: то ли сама не понимает, по какому курсу ведет страну, то ли боится озвучить свою позицию народу, то ли не в состоянии ее высказать и публично отстаивать. В соответствии с методикой оценки положительных и отрицательных характеристик российской власти были получены следующие результаты. Заслугами сегодняшней российской власти, отмеченными более чем половиной респондентов, являются: стремление решить демографическую проблему - выплаты на рождение ребенка, материнский капитал, попытка поднять рождаемость в стране (57%); способность «красиво говорить» (54%); борьба с терроризмом (53%); развитие высоких технологий (51%). К худшим проявлениям российской власти, также отмеченным не менее чем половиной опрошенных, относятся: постоянный рост цен на ЖКХ (94%); плохое решение жилищного вопроса (81%); развал экономики и сельского хозяйства (75%); постоянные разговоры о борьбе с коррупцией и отсутствие реальных действий (70%); стремление любыми путями удержаться у власти (67%); клановость (66%); введение ЕГЭ (64%); неумение наладить законность и порядок в стране (62%); плохой контроль над исполнением указаний (62%); стремление делать «как лучше для себя» (58%); снижение количества бюджетных мест в вузах (58%); несоблюдение законов собственной страны (57%); неэффективная социальная политика (53%); оглупление народа (52%); оторванность от народа (51%)

  • 6. Основные положения и специфические особенности «классической научной школы» и «школы человеческих отношений».
  • 7. Направления развития теории государственного управления во 2-й половине 20 в.
  • 8. Английская научная школа государственного управления.
  • 9. Германская научная школа государственного управления.
  • 10. Французская научная школа государственного управления.
  • 11. Американская школа государственного управления.
  • 12. Развитие теории государственного управления в России и Беларуси.
  • 13. Общая характеристика субъектов государственного управления.
  • 14. Государство – консолидирующий субъект государственного управления.
  • 15. Характеристика объекта государственного управления, свойства и уровни управляемых объектов.
  • 16. Принципы государственного управления: содержание понятия, характеристика, классификация.
  • 17. Целеполагание в государственном управлении: сущность, принципы формирования «древа целей».
  • 18. Классификация целей государственного управления.
  • 19. Цели и приоритеты государственного управления в Республике Беларусь на современном этапе.
  • 20. Функция государственного управления. Общие и специальная функции, их характеристика.
  • 21. Методы государственного управления, классификация и характеристика основных групп.
  • 22. Система управления: сущность, свойства, структурные элементы.
  • 23. Система государственного управления, ее свойства, особенности.
  • 23 Система гос управления,ее свойства, особенности.
  • 24. Прямые и обратные связи в системе государственного управления.
  • 25. Понятие ответственности в государственном управлении, ее виды.
  • 26. Представительство интересов в государственном управлении: сущность, виды.
  • 27. Лоббизм, его позитивные и негативные стороны. Трипартизм.
  • 28. Общественное мнение и его функции в государственном управлении.
  • 29. Сущность бюрократического управления. Основные компетенции и модели бюрократии.
  • 30. Бюрократизм: содержание понятия, причины появления, меры преодоления.
  • 31. Основные свойства бюрократизма и меры по его преодолению.
  • 32. Коррупция в системе государственного управления.
  • 33. Последствия коррупции и меры по ее устранению.
  • 34. Конфликты в системе госуправления: понятие, причины, виды. Пути разрешения конфликтов.
  • 35. Правовое обеспечение государственного управления.
  • 36. Информационное обеспечение государственного управления.
  • 37. Кадровое обеспечение государственного управления.
  • 38. Финансовое обеспечение государственного управления.
  • 39. Понятие эффективности и результативности государственного управления. Виды эффективности.
  • 40. Критерии и показатели эффективности государственного управления. Методы оценки эффективности государственного управления.
  • Оценка эффективности государственного управления
  • 18. Классификация целей государственного управления.

    В государственных организациях существуют три вида целей : цели-задания, цели-ориентации и цели самосохранения .

    1. Цели-задания государственным организациям ставятся вышестоящим субъектом управления – это собственно управленческие цели, т.е. цели управления социальной системой, содержательно ориентированные и подчиненные достижению главной ее цели. Они, как правило, закрепляются в нормативно-правовых документах: положениях, уставах, регламенте, которые отражают назначение данной организационной структуры, ее место и роль в системе управления, т.е. то, ради чего она создана.

    Очень важно, чтобы цели-задания были четко сформулированы, так, например, социальные цели (поддержка малоимущих и т.д.) имеют слишком общий смысл. Чтобы деятельность органа была эффективной, нужны более конкретно поставленные цели и задачи для органа управления и его коллектива, так как каждый работает лучше, если ясно представляет, чего от него ждут. Цель определяет поведение, а целенаправленная деятельность – механизм, обеспечивающий работу органа управления.

    При выполнении цели-задания возможно возникновение различных проблем:

    Неадекватное восприятие их органом управления;

    Возможное несоответствие между содержанием сформулированных задач и ожиданиями коллектива организации;

    Противоречие между высоким пафосом задач и низким ресурсным уровнем их обеспечения.

    2. Цели-ориентации отражают общие интересы членов коллектива органа государственного управления и не должны противоречить социальным целям-заданиям. Идеальной является такая модель ориентации коллектива, когда бездействие воспринимается самими государственными служащими как несоответствие занимаемой должности, а отказ в приеме заявления, например, о факте злоупотребления служебным положением, порождает в коллективе негативное отношение, как к самому факту отказа, так и к факту злоупотребления.

    Косвенно характер целей-ориентаций может быть определен путем анализа мотиваций. Например, если повышение зарплаты существенно сокращает текучесть кадров (при этом все остальные условия практически не изменяются), то это дает основание предполагать, что цели-ориентации членов коллектива, прежде всего, определяются размером вознаграждения. В иных ситуациях доминирующими могут оказаться характер труда, возможность продвижения по службе, режим рабочего времени и другие факторы.

    3. Цели самосохранения организационной структуры управления отражают ее стремление сохранить свою целостность и стабильность, равновесие во взаимодействии с окружающей средой.

    Устойчивость – это постоянная цель и условие самосохранения организации. Речь идет, прежде всего, о преодолении текучести кадров, уменьшении числа реорганизаций, снижении конфликтности. Однако в этом случае есть опасность, что коллектив организации перестанет адекватно реагировать на изменение внешней среды, будет противиться переменам.

    Кроме того, сам процесс достижения устойчивости грозит превращением ее в самоцель. Если это происходит, то в организации начинают создаваться службы, подразделения, должности, предназначаемые главным образом для поддержания и сохранения системы, как правило, с контрольными полномочиями. Не включенные непосредственно в осуществление целей-заданий, такие службы нуждаются в повышенном самоутверждении, что проявляется в стремлении расширить свои властные полномочия, контролировать не только результат, но и сам процесс деятельности тех подразделений, которые выполняют цели-задания. В результате может возникнуть ситуация, когда, например, решение может быть принято работником подразделения по контролю, а нести ответственность – сотрудник, осуществляющий оперативно-управлеческую деятельность, либо руководитель по контролю.

    Таким образом, каждый орган управления должен быть ориентирован не только на достижение целей, заданных сверху, но и на выполнение внутренних задач.

    Это обстоятельство не должно игнорироваться субъектом управления, и поэтому при постановке целей заданий могут и должны учитываться и цели-ориентации организации. В противном случае мы будем искать и не находить ответа на поистине неразрешимый вопрос: «Кто виноват в том, что система государственного управления не выполняет своего общественного предназначения?».

    Итак, цели должны быть:

    Масштабными, но реально достижимыми;

    Понятными и понятыми во всей полноте работниками управляющих и управляемых организаций;

    Скоординированными во всей своей совокупности.

    Цели государственного управления можно классифицировать по горизонтальному и вертикальному срезам. Горизонтальный срез представлен цепью основных видов целей государственного управления: общественно-политических – социальных – духовных – экономических – организационных – деятельностно-праксеологических – информационных – разъяснительных.

    В общественно-политических целях выражена стратегия развития общества на длительную перспективу. А высшей ценностью и целью общества и государства провозглашается человек, его права, свободы и гарантии их реализации. Стратегической долгосрочной целью развития Республики Беларусь является поступательное движение к обществу постиндустриального типа, повышение уровня и качества жизни населения .

    Социальные цели определяются общественно-политическими целями. Исходя из этого, в Республике Беларусь они заключаются в создании условий, обеспечивающих достойные уровень и качество жизни человека.

    Цели в духовной сфере состоят в создании условий для формирования высоконравственной, духовно богатой личности, Кроме того, они направлены на реализацию духовного потенциала граждан на реализацию общественно-политических и социальных целей.

    Цели государственного управления в экономической сфере – это определение долгосрочной стратегии экономического развития, создание оптимальных условий для ее реализации. Основной экономической целью Республики Беларусь является переход к социально ориентированной рыночной экономике и на ее основе повышение благосостояния жизни граждан.

    Организационные цели направлены на создание оптимальной, эффективно действующей организационной структуры государственного управления.

    Информационные цели направлены на установление прямых и обратных связей между объектом и субъектом управления с целью получения информации о реакции объекта на принятые управленческие решения и при необходимости коррекции управляющего воздействия.

    Важную роль в государственном управлении играют разъяснительные цели. Граждане государства должны четно представлять те задачи, которые решает государство, иметь аргументированную информацию о протекающих в обществе процессах, о мотивах решений органов власти, в том числе и непопулярных.

    Представленный горизонтальный срез целей не дает полного представления об их субординации. Вертикальный срез располагает цели по их значимости: стратегические, оперативные, тактические . Стратегические цели – это долгосрочные цели, определяющие основные направления развития общества на длительную перспективу. Оперативные целивыдвигаются на определенном временном отрезке, с учетом складывающейся общественно-политической и экономической ситуации Тактические цели определяют конкретные действия по достижению стратегических, поэтому их еще называют обеспечивающими.

    Цели государственного управления могут быть классифицированы и по другим критериям. Например, по объему они могут быть:

    - общими , охватывающими весь комплекс государственного управления;

    - частными , охватывающими отдельные подсистемы.

    По результатам : – конечные и промежуточные цели.

    По времени выделяют:

    - долгосрочные цели (стратегические) (свыше 5 лет);

    - среднесрочные цели (на 5 лет);

    - краткосрочные цели (тактические) (год и менее года).

    По отношению к главным целям могут возникнуть побочные (вторичные) цели , которые не связаны напрямую с реализацией стратегических целей.

    В государственных организациях можно выделить три вида целей : цели-задания, цели-ориентации и цели самосохранения .

    1. Цели-задания гос. организациям ставятся вышестоящим субъектом упр-я – это собственно управленческие цели, т. е. цели упр-я социальной системой, содержательно ориентированные и подчиненные достижению главной ее цели. Они, как правило, закрепляются в нормативно-правовых документах: положениях, уставах, регламенте, которые отражают назначение данной организационной структуры, ее место и роль в системе упр-я, т. е. то, ради чего она создана.

    Очень важно, чтобы цели-задания были четко сформулированы, так, например, социальные цели (поддержка малоимущих и т. д.) имеют слишком общий смысл. Чтобы деятельность органа была эффективной, нужны более конкретно поставленные цели и задачи для органа управления и его коллектива, так как каждый работает лучше, если ясно представляет, чего от него ждут. Цель определяет поведение, а целенаправленная деятельность – механизм, обеспечивающий работу органа управления.

    При выполнении цели-задания возможно возникновение различных проблем:

    · неадекватное восприятие их органом управления;

    · возможное несоответствие между содержанием сформулированных задач и ожиданиями коллектива организации;

    · противоречие между высоким пафосом задач и низким ресурсным уровнем их обеспечения.

    2. Цели-ориентации отражают общие интересы членов коллектива органа государственного управления и не должны противоречить социальным целям-заданиям.

    3. Цели самосохранения организационной структуры управления отражают ее стремление сохранить свою целостность и стабильность, равновесие во взаимодействии с окружающей средой.

    Каждый орган управления должен быть ориентирован не только на достижение целей, заданных сверху, но и на выполнение внутренних задач. Это обстоятельство не должно игнорироваться субъектом управления.

    При постановке целей-заданий могут и должны учитываться и цели-ориентации организации. В противном случае всегда будет присутствовать поистине неразрешимый вопрос: «Выполняет ли система государственного управления свое общественное предназначение?»

    Итак, в системе государственного управления цели должны быть:

    · масштабными, но реально достижимыми;

    · понятными и понятыми во всей полноте работниками управляющих и управляемых организаций;

    · скоординированными во всей своей совокупности.

    Цели государственного управления можно классифицировать по горизонтальному и вертикальному срезам. Горизонтальный срез представлен цепью основных видов целей государственного управления: общественно-политических – социальных – духовных – экономических – организационных – деятельностно-праксеологических – информационных – разъяснительных.



    В общественно-политических целях выражена стратегия развития общества на длительную перспективу. А высшей ценностью и целью общества и государства провозглашается человек, его права, свободы и гарантии их реализации. Стратегической долгосрочной целью развития Республики Беларусь является поступательное движение к обществу постиндустриального типа, повышение уровня и качества жизни населения.

    Социальные цели определяются общественно-политическими целями. Исходя из этого, в Республике Беларусь они заключаются в реализации принципа справедливости и создании условий, обеспечивающих достойные уровень и качество жизни человека.

    Цели в духовной сфере состоят в создании условий для формирования высоконравственной, духовно богатой личности, Кроме того, они направлены на использование духовного потенциала граждан для реализации общественно-политических и социальных целей.

    Цели государственного управления в экономической сфере – это определение долгосрочной стратегии экономического развития, создание оптимальных условий для ее реализации. Основной экономической целью Республики Беларусь является переход к социально ориентированной рыночной экономике и на ее основе повышение благосостояния жизни граждан.

    Организационные цели направлены на создание оптимальной, эффективно действующей организационной структуры государственного управления.

    Информационные цели направлены на установление прямых и обратных связей между объектом и субъектом управления для получения информации о реакции объекта на принятые управленческие решения и, при необходимости, коррекции управляющего воздействия.



    Важную роль в государственном управлении играетобъективная необходимостьразъяснения выделенных целей и приоритетов. Граждане государства должны четко представлять имеющиеся проблемы, которые решает государство, иметь аргументированную информацию о протекающих в обществе процессах, о мотивах решений органов власти, в том числе и непопулярных.

    Представленный горизонтальный срез целей не дает полного представления об их субординации. Вертикальный срез располагает цели по их значимости: стратегические, тактические, оперативные . Тактические цели определяют конкретные действия по достижению стратегических и оперативных целей, поэтому их еще называют обеспечивающими. Оперативные целивыдвигаются на определенном временном отрезке, с учетом складывающейся общественно-политической и экономической ситуации.

    Цели государственного управления могут быть классифицированы и по другим критериям. Например, по объему они могут быть:

    · общими , охватывающими весь комплекс государственного управления;

    · частными , охватывающими отдельные подсистемы.

    По результатам : конечными и промежуточными .

    По временным рамкам выделяют:

    · долгосрочные цели (стратегические) (свыше 5 лет);

    · среднесрочные цели (на 5 лет);

    · краткосрочные цели (тактические) (год и менее года).

    По отношению к главным целям могут возникнутьпобочные (вторичные) цели , которые не связаны напрямую с реализацией стратегических целей.

    Построение организационно-функциональной структуры любой управленческой системы начинается с определения ее целей. Напомним, что цель - это мысленное предвосхищение результата каких-то усилий, какого-то вида человеческой деятельности. Это продукт субъективного отражения объективной реальности с выходом на желаемый конечный результат.

    Цель государственного управления - это тот конечный или конкретный промежуточный пункт на пути достижения определенного состояния общества (или его подсистемы) в соответствии с запрограммированными перспективами его развития.

    Цель в управлении - это идеальный, внутренне побуждающий мотив деятельности во имя удовлетворения насущных потребностей и интересов. Другое дело, насколько эти цели ориентированы на человека и как учитывают имеющиеся в обществе ресурсы и возможности. Последнее, к сожалению, часто забывается, порождая социальную расточительность, политическое высокомерие властей, коррупцию и безответственность.

    Положение существенно меняется с переходом к демократии, которая, опираясь на широкую гражданскую активность, придает процессу целеполагания большую объективную обоснованность и рациональность. Даже несмотря на то, что недемократические режимы тоже могут проводить быстрые и достаточно эффективные реформы, способны обеспечить высокие темпы экономического роста, концентрируя на одном направлении все имеющиеся в его распоряжении социально-политические, финансовые, интеллектуальные и материально-технические ресурсы. Но чаще всего все эти экономические достижения кратковременны и по большому счету не касаются интересов широких масс трудящихся.

    Согласно Конституции, Российская Федерация провозглашена демократическим правовым социальным государством, цель которого - общество достойной жизни и свободного развития человека. Построение такого общества рассматривается в качестве магистрального направления внутренней и внешней политики российского государства, в качестве главной стратегической его цели. В развернутой редакции эту цель В.В. Путин сформулировал в своем Послании Федеральному Собранию РФ еще в мае 2003 года. В обозримом будущем, сказал он, наша страна должна занять достойное место среди действительно сильных, экономически передовых и влиятельных государств.

    Мы, наконец поняли, что стратегия современного государства заключается не в идеалистическом миссионерстве во имя светлого будущего всего человечества, а в том, чтобы благоприятствовать материальному и духовному развитию своего народа. Главная цель государственного управления должна быть представлена в другой редакции -максимальное удовлетворение потребностей людей и формирование цивилизованного образа жизни, создание надлежащих условий для спокойной жизни и созидательной деятельности людей, формирование рациональных отношений между человеком, государством и обществом.

    Реализация же этой цели может быть обеспечена посредством решения целого ряда тактических и стратегических задач:

    а) формирования дееспособного гражданского общества;

    б) построения государства, обеспечивающего безопасную и достойную жизнь людей;

    в) становления свободного и социально ответственного предпринимательства;

    г) усиления борьбы с коррупцией и терроризмом;

    д) модернизации Вооруженных Сил и правоохранительных органов;

    е) укрепления позиций России в международных делах. Основные характеристики целей государственного управления можно представить следующим образом:

    1) цели государственного управления по своей сущности и базовым источникам носят объективный характер. Источником их возникновения является общество. Они зарождаются «внизу», идут от потребностей и интересов народа и поэтому носят объективный характер. Интересы же бывают самые разные - общегосударственные и региональные, национальные и классовые, экономические и политические, внутригосударственные и внешнеполитические, общие и частные, общественные, корпоративные и личные. И все это не может не учитываться в процессе принятия и реализации государственных управленческих решений.

    И это, несмотря на то, что будущее, которое заключается в управленческих целях неведомо, скрыто, альтернативно. То, что свершилось в прошлом, мы знаем, можем соответствующим образом исследовать и оценить. А вот то, что будет, можно лишь прогнозировать. Поэтому без научного осмысления и соответствующего моделирования будущего никакое сколь-нибудь эффективное управление невозможно. Справедливость формулы Огюста Конта - «знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы управлять», никем не оспорена и вряд ли будет оспорена. Предвидение, прогнозирование, программирование и планирование социальных процессов - непременные элементы не только механизма целеполагания, но и всей системы управления;

    2) цели государственного управления по форме и своему внешнему выражению субъективны. Это продукт сознательного выбора и мыслительного предвосхищения будущего. Цели осознаются и формулируются людьми, выдвигаются институтами гражданского общества, нормативно закрепляются органами государственной власти в соответствующих управленческих решениях;

    3) цели государственного управления отличаются иерархичностью, системностью. Есть цели главные, базовые, глобальные, а есть второстепенные, подчиненные. Сложность же управленческого целеполагания состоит в том, что из огромного множества возможных вариантов целевых установок движения вперед, необходимо выбрать те из них, которые реальны и непременно должны быть реализованы.

    Классификация и иерархизация целей имеет не только научный, но и большой практически-прикладной политический, социально-экономический и нравственный смысл. Скажем, марксизм с его материалистическим пониманием истории и делением общества на базис и надстройку в качестве ведущих государственных целей однозначно считал цели экономического характера. Экономика представлялась концентрированным выражением политики и решающей базой решения практически всех проблем общественного бытия. Вот почему ничего удивительного нет в том, что пятилетние и текущие планы хозяйственного характера находились в центре внимания партийного и государственного руководства, далеко не всегда были нацелены на эффективное и социально ориентированное решение экономических проблем. Очень часто планы были самоцелью, реализовывались ради самих этих планов.

    Конечно, без прочной и постоянно развивающейся экономической базы никакие цели и задачи реализовать невозможно. Тем не менее, валовые экономические показатели, прибыль и барыши не могут быть основной целью государства, главным ориентиром его управленческой деятельности. Экономика - базовый и очень серьезный фактор управления, но это все-таки лишь средство достижения главного. А главным является человек, как записано в Конституции РФ, - высшая ценность демократического правового государства.

    В современном мире только государства, избравшие демократическую форму организации власти, научившиеся использовать плановые начала в государственном регулировании рыночных отношений, добились высокого уровня жизни и социальной защиты нуждающихся. Как не вспомнить в связи с этим Алексиса фон Токвиля, который писал, что «демократия не обеспечивает людям наиболее квалифицированное управление, но она производит то, что часто не могут создать способнейшие правительства, а именно - всепроникающую и неуемную активность, сверхмощную силу и неотделимую от нее энергию, которая способна творить чудеса, какими бы неблагоприятными ни были обстоятельства». Поэтому людей надо обучать демократии, надо постоянно возрождать демократические идеалы и очищать нравы, постепенно приобщая граждан к делам управления государством, избавляя их от неопытности в этих вопросах и вытесняя их слепые инстинкты осознанием своих подлинных интересов.

    Только в условиях истинной демократии цели государственного управления обретают надежную поддержку со стороны гражданского общества, народ становится субъектом формирования целей государственного управления, у него появляется доверие к этим целям, реальное ощущение своей причастности к решению важных государственных проблем. Поэтому построение демократического правового социального государства и цивилизованного гражданского общества, укрепление позиций России в мире - важнейшая стратегическая цель современной России;

    4) достижение стратегической цели разбивается на этапы и временные интервалы, в течение которых с учетом меняющихся обстоятельств и наличия определенных ресурсов определяются соответствующие стратегические подцели и т.д.

    Затем выдвигаются оперативные цели, которые в свою очередь подразделяются на множество целей-задач частного характера.

    В зависимости от иерархии государственного управления цели делятся на главные (генеральные, стратегические), которые определяются высшими органами власти, и подцели первого, второго, третьего и т.д. уровней. Цели первого уровня определяются министерствами, второго - субъектами Федерации. Далее идут цели муниципального и корпоративного уровней. По масштабам они могут быть глобальными, межгосударственными и государственными, региональными и муниципальными, межотраслевыми и отраслевыми. По объему - общими и частными, по результатам - конечными и промежуточными, по времени - долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными, перспективными (отдаленными, близкими) и непосредственными.

    Цели общественно-политического характера имеют особую значимость, их реализация обеспечивает комплексное, целостно-сбалансированное и качественное развитие общества. В них выражена общая направленность государственного курса на долгую перспективу по обеспечению социального мира и динамичного развития социума. Конституция Российской Федерации, закрепив федеративную форму государственного устройства и демократический строй, коренным образом изменила политическую парадигму общественного развития и предопределила новые стратегические цели: демократическое развитие страны, создание эффективной правовой и политической системы, формирование цивилизованного гражданского общества и самое главное - повышение уровня жизни народа на основе гарантированных прав и свобод каждого.

    Цели социального развития являются своего рода отражением стратегии общественно-политического развития. Их реализация определяет социальную структуру общества, взаимоотношения всех его социальных слоев и классов, уровень, наконец, социальной обеспеченности каждого человека. Этот блок целей включает в себя не только создание благоприятных условий для динамичного развития цивилизованной социальной структуры и создание «среднего класса» - опоры политической стабильности, но и:

    Предупреждения социальных конфликтов через социальное партнёрство, социальную сплочённость, непримиримое отношение к любым проявлениям политической, социальной, национальной и религиозной нетерпимости;

    Решения демографической проблемы, сохранения и наращивания качества человеческого потенциала путем поддержки семьи, материнства и детства, вывода на принципиально новый уровень отечественного здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, системы социального и пенсионного обеспечения, продовольственного комплекса, физкультуры и спорта;

    Обеспечение общедоступности социально-бытовой инфраструктуры через адекватную политику доходов населения и оптимизации системы финансирования социальной сферы;

    Усиление мотивации к высокопроизводительному труду через обеспечение реальной возможности честным трудом обеспечить себе и своей семье достойную жизнь на основе принципа равных возможностей и разумных личностных ограничений, возрождения базовых семейных и духовно-нравственных ценностей.

    Перечисленные цели сформулированы в приоритетных национальных проектах, главный смысл которых лаконично выразил Президента Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию 2007 года - «инвестиции в человека и в повышение качества жизни». На них сегодня сконцентрированы основные усилия государства и гражданского общества.

    Весьма тонкой сферой государственного управления является духовная жизнь общества. Исторический опыт передовых стран показал, насколько велико и значимо влияние духовного настроя, культурно-образовательного и научного потенциала общества на развитие экономики, политики и социально-бытовой сферы, на психологический настрой и образ жизни людей. При этом следует особо подчеркнуть, что цели демократического государства в области духовной жизни ничего общего не имеют с духовным насилием, всепроникающей цензурой, навязыванием идеологических штампов, манипуляцией общественным сознанием. Задача государства другая - создание оптимальных условий, в том числе финансово-экономических, для сохранения духовно-культурной самобытности народа, динамичного развития художественного и изобразительного искусства, обеспечения свободного доступа широких слоев к его ценностям. В том числе путем поддержки театров, кино, музеев и библиотек, защиты исторических памятников, активизации творческих союзов и институтов народного творчества, создания фонда русского языка, введения грантов для музыкальных, театральных, научных и других творческих коллективов.

    Цели государственного управления в экономической сфере - это цели долгосрочной стратегии экономического развития страны на рыночных основаниях до уровня лучших мировых достижений, прежде всего в таких отраслях, как энергетика, машиностроение, транспорт, строительный комплекс, сельское хозяйство. А далее - удвоение ВВП, повышение производительности труда на основе освоения высокотехнологичных производств, выход на мировые стандарты качества товаров и услуг, устранение инфраструктурных ограничений экономического роста.

    Для достижения этих глобальных целей и решения промежуточных задач экономического характера уже сделано немало: сформирован рынок финансов и ценных бумаг, стабилизировался рынок труда, розничных товаров и услуг, более действенной становится налоговая система и таможенный контроль. Государственные инвестиции во все большей мере становятся катализатором роста частных инвестиций. Динамично развивается малое и среднее предпринимательство. Начата реализации мер по стимулированию переработки сырья внутри страны, ужесточаются лицензионные требования к недропользователям, разработчикам минеральных ископаемых, лесных богатств и водных биологических ресурсов. И самое главное - резко увеличивается финансирование фундаментальных научных исследований, в том числе в области нанотехнологий, электроники, химии, биоиндустрии.

    Организационные цели государственного управления заключаются в создании оптимальной системы организационных институтов, способных обеспечить высокоэффективное влияние субъекта на объект управления. С помощью организации происходит упорядочение и рационализация целей государственного управления, а также объединение и сплочение людей для их достижения. Только с помощью грамотной организации можно в оптимальные сроки и с минимальными издержками достичь поставленных политических и социально-экономических целей.

    Информационные цели предполагают установление социальных коммуникаций через прямые и обратные связи между субъектом и объектом управления, призванных обеспечить оптимальный объем и достоверность информации о состоянии управляемой системы, для оперативной корректировки управляющего воздействия на объект управления. Без этого условия принятие правильных решений абсолютно невозможно.

    С информационными целями тесно связаны разъяснительно-пропагандистские цели. Поскольку в управлении всегда присутствует элемент принуждения и ограничения свободы, то аргументированная информация о протекающих в обществе процессах, объясняющая их объективную необходимость и последствия, значительно снижает социальную напряженность, оказывает мобилизующее воздействие на объект управления.

    Таким образом, цели государственного управления образуют систему, что позволяет построить соответствующее «древо целей». Далее действует своя логика: каждая предыдущая цель детерминирует последующую, реализация одной цели становится плацдармом для постановки новой цели. Но при этом следует помнить, что в процессе целеполагания происходит так называемое «рассеивание целей» по различным ветвям и уровням власти, министерствам и ведомствам, отраслям и администрациям, службам и агентствам. Важно только, чтобы рассеивание это было не спонтанно-хаотичным, а оптимальным и подконтрольным, не порождало бюрократизм и безответственность.

    Чтобы этого не произошло, цели любого управленческого звена должны быть:

    а) конкретными,

    б) реальными,

    в) контролируемыми и, самое главное,

    г) системно увязанными между собой.

    Гму в современной России представляет собой воздействие государства(муниципалитета) на общественную деятельность граждан в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу.

    Основными задачами являются :

    Охрана конституционного строя России

    Защита прав свобод и законных интересов граждан

    Обеспечение эффективного функционирования механизма государства и государственного аппарата

    Создание финансовых, информационных, социальных и других условий, необходимых для деятельности персонала органов ГВ и МСУ: создание м поддержание благоприятных мед личностные отношений, которые бы обеспечивали развитие положительных личных качеств сотрудников, их способностей

    Эффективность управленческого труда

    Цель государственного управления - создание оптимальных условий для достижения уровня состояния общества при наличии определенных перспектив его развития. Кроме того, существует иерархия целей, и каждая нижестоящая цель должна являться средством достижения вышестоящих целей.

    Целями государственного управления в экономической сфере является определение долгосрочных стратегий экономического развития и создания оптимальных условий для реализации этой стратегии ради роста уровня благосостояния граждан. Реализация этих целей основывается на общих положениях - принципах государственного управления. Они делятся на общие (раскрывают содержание и целевую направленность управления), организационно-технологические и частные (непосредственное руководство деятельностью людей).

    В свою очередь общие цели можно подразделить на социально-ценностные и социально-функциональные.

    На основе организационно-технологических реализуется административно­исполнительная деятельность органов власти: принцип разделения труда, иерархичность, единоначалие, делегирование полномочий, принцип сочетания федерального, регионального и местного управления.

    К частным относятся согласованность, взаимодополняемость, последовательность управления и территориально-отраслевую обусловленность этих процессов.

    Реализация функций, целей и задач государственного управления осуществляется через систему функций, т. е. систему ролей, которую выполняет государственный аппарат управления для того, чтобы направить, организовать те или иные сферы общественной жизнедеятельности и оказывает на них определенное влияние рада достижения заранее спланированных целей.

    Основные функции государственного и муниципального управления.

    Основные функции государственного управления - это всеобщие, типичные, имеющие специальную направленность виды взаимодействия между субъектами и объектами управления, характерные для всех управленческих связей, обеспечивающие достижение согласованности и упорядоченности в сфере государственного управления.

    К основным функциям государственного управления можно отнести следующие.

    1. Информационное обеспечение деятельности государственных органов , т. е. сбор, получение, обработку, анализ информации, необходимой для осуществления государственной (управленческой) деятельности

    2. Прогнозирование и моделирование развития системы государственного управления, государственных органов, стандартов государственного управления. Прогнозирование - предвидение изменений в развитии и результате каких-либо событий или процессов в системе государственной деятельности, в государственных органах на основе полученных данных, профессионального опыта и практики, достижений научно-теоретического анализа.

    3. Планирование - это определение направлений, пропорций, темпов, количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов в системе государственного управления и, в частности, реализации государственных функций (экономических, социально-культурных, военных, оборонных, борьбы с организованной преступностью и коррупцией в системе государственной службы и т. д.). Кроме того, это разработка целей, задач и направлений развития и реформы государственной деятельности и государственного управления.

    4. Организация - это формирование системы государственного управления на основе установленных принципов и подходов, определение структуры управляющей и управляемой систем в государственном управлении. Организация в узком смысле - это упорядочение структуры органов государства, штатов, персонала, процессов государственного управления.

    5. Распорядительство, т. е. оперативное регулирование управленческих отношений, возникающих по поводу осуществления полномочий государственных органов и должностных обязанностей, обеспечение режима должной государственной деятельности в форме принятия административных актов (правовых актов управления: приказов, распоряжений, указаний, инструкций, правил, руководств и т. д.).

    6. Руководство - это установление правил и нормативов деятельности и отдельных действий государственных органов (государственных служащих, должностных лиц), управляемых объектов; общее руководство - это определение содержания государственной деятельности (например, управленческой).

    7. Координация - это согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государственного управления. Если, например, существует несколько самостоятельных организационных систем, каждая из которых имеет собственную сферу деятельности, цели, задачи и методы осуществления функций, и требуется решить проблему соединения усилий различных органов управления, то в данном случае возможно создание органа управления, наделенного координационными полномочиями

    8. Контроль - это установление соответствия или несоответствия фактического состояния системы государственного управления и ее структуры требуемому стандарту и уровню, изучение и оценка результатов общего функционирования государственных органов, а также конкретных действий субъектов управления; Контроль - это наблюдение за качеством управленческой деятельности, выявление ошибок в управлении и степени соответствия управленческих действий и административных актов принципам законности и целесообразности. Контроль должен быть последовательным, разумным, обоснованным, гласным, объективным, законным и оперативным. Одним из видов контроля является надзор, осуществляемый, как правило, только для выяснения соответствия законности проводимых мероприятий (действий, решений).

    9. Регулирование - использование методов и способов управления в процессе организации системы государственного управления и ее функционирования. Регулирование - это установление общеобязательных требований и процедур для объектов управления и различных субъектов права в целях обеспечения общественного порядка, безопасности, равенства участников экономических отношений, основ демократической конкурентности, прав и свобод граждан.

    Функции местного самоуправления:

    1. Обеспечение участия населения в решении местных дел (вопросов).

    2. Управление муниципальной собственностью и финансовыми средствами местного участия.

    З. Обеспечение развития соответствующей территории.

    4. Социально-культурное, коммунально-банковское и иное обслуживание населения.

    5. Охрана общественного порядка, обеспечение режима законности на соответствующей территории.

    6. И, наконец, защита интересов и прав местного самоуправления.

    В управленческой работе всегда присутствуют три компонента: эвристический, административный и операционный труд. Эвристический труд заключается в исследовании и решении различных проблем, это главный элемент труда руководителей и специалистов. Административный труд, т.е. труд руководителей, направлен на управление действиями и поведением людей при осуществлении ими производственной деятельности.