Социология. Социология Скачать презентации по социологии организации

Cлайд 1

Cлайд 2

Возникновение социологии как науки Термин «социология» в буквальном смысле слова означает «наука об обществе» или «учение об обществе». Впервые его употребил французский философ Огюст Конт в 1840-х. Однако, многие положения будущей науки были предвосхищены в трудах Конфуция, индийских, ассирийских и древнеегипетских мыслителей.

Cлайд 3

Однако все социальные идеи, высказанные и сформулированные до 19 в., были предтечей социологии, ее истоками, но не самой наукой. Возникновение социологии как науки отражает качественно новый этап в истории общества, когда оно предстало в человеческом измерении – каждый человек становился субъектом исторического процесса. Этот коренной поворот в социальной практике и социальной науке связан с великими буржуазными революциями, в основном, с французской в конце 18 в. Она провозгласила свободу, равенство, братство всех людей, независимо от социального происхождения, социального положения, вероисповедания, национальной принадлежности. Именно с этого периода начинается новое осмысление роли человека, изучения сознания и поведения людей как активных участников экономических, социальных, политических и культурных изменений.

Cлайд 4

Значение социологии в современном мире Социология является важнейшей общественной наукой. Она дает знания об обществе как едином социальном организме во взаимодействии объективных и субъективных факторов исторического развития и функционирования, а, следовательно, позволяет людям, ученым, партиям, властным структурам действовать осознанно, научно прогнозируя возможные последствия своей деятельности. Признание социологии как самостоятельной науки (отличной от философии, экономической науки и других дисциплин) произошло в нашей стране де-юре в период так называемой перестройки, конкретнее в конце 80-х годов. Однако возрождающаяся социология не была однородной.

Cлайд 5

В обществе социология стала выступать в трех формах, и соответственно, стала выполнять прежде всего три главные социальные функции: а) функция апологетики перестройки, а затем и принятого властными структурами курса реформирования; б) Функцию науки, преследующей коммерческие цели; в) функция науки, исследующей воздействие социально-экономических и социально-политических в обществе в процессе его реформирования на человека, его физическое, духовное, социальное развитие и социально экономическое положение.

Cлайд 6

Виды: Теоретическая социология - социология, ориентированная на объективное научное исследование общества в целях получения теоретического знания. Необходима для адекватной интерпретации социальных явлений и поведения людей. Без данных эмпирической социологии теоретическая социология становится неаргументированной. Эмпирическая социология - это совокупность методических и технических приемов для сбора первичной социологической информации. Эмпирическую социологию называют также социографией или прикладной социологией. Такое наименование представляется более точным, поскольку оно подчеркивает описательный характер этой дисциплины. Основная её функция - изучение общественного мнения и разных социальных процессов, описание отдельных частных сторон жизни общества. Эмпирическая социология обречена на ошибки без теоретической социологии. Макроуровень - фундаментальные концепции развития общества (либеральная концепция развития Макса Вебера). Отраслевая социология - средний уровень. Социология культуры, политики, личности, социология связей с общественностью(PR), медицины, молодежи, семьи и т.д. Прикладная социология - низкий уровень. Собирает и обрабатывает информацию, отношение общества к вопросам и проблемам этого общества в настоящий момент времени.

Cлайд 7

Описание профессии: В широком смысле слова социолог - специалист, изучающий общество в целом и законы его развития. На практике социологи занимаются анализом функционирования социальных институтов, изучаются взаимодействие между общностями. Специалисты в области социологии делятся на два типа: ученые - социолог и прикладные социологи. Ученые изучают общественную жизнь с помощью различных методов исследования. Результатом их труда становится теоретическое обоснование тех или иных общественных явлений. Прикладные социологи чаще всего занимаются практическими исследованиями жизни общества. Проводят опросы населения по тем или иным вопросам, исследуют мнение электората, занимаются статическими подсчетами.

Cлайд 8

Виды деятельности: планирование этапов исследовательской деятельности; выбор оптимального метода исследования; сбор результатов, их обработка, составление инфографики, документации, отчетов; формирование экспертного мнения

Прогресс. Социология. Отношения в обществе. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. Социология как наука. Язык и общество. Социальный прогресс. Социология управления. Социальное проектирование. История социологии. Исследование по социологии. Социология личности. Общество и общественные отношения. Социология культуры. Социология семьи. Экономика и социология труда.

Формирование социальных отношений. Факультет социологии. Социология как наука об обществе. Проблемы развития человечества. Социология языка. Многовариантность общественного развития. Социология труда. Территориальная организация общества. Проблема общественного прогресса. Основы социологии и политологии. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ.

Великие женщины мира. Феноменологическая социология. Становление социологии как науки. Профилактика социального неблагополучия. Социология религии. Социология физической культуры. Социология и религия. Социология потребления. Роль религии в жизни общества. Философское понимание общества. Факультет Социологии и политологии.

Методология диссертационного исследования. . К дальнейшей жизни в обществе. Специфика наук об обществе. Организация обслуживания потребителей на предприятиях общественного питания. Социология медицины и здравоохранения. МЕТОДИКА ПРИКЛАДНЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Этапы и основные направления развития социологии.

Русское общество в годы Смуты. Музейная социология. Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии». Социология дошкольного детства. Ранняя американская социология. Магистратура по направлению «социология». ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА (курс лекций). Социология в структуре социального познания.


  • Английский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма. Его социологические взгляды являются продолжением социологических воззрений Сен-Симона и Конта, определённое влияние на развитие идеи эволюции оказали Ламарк и К. Бэр, Смит и Мальтус. Родился 27 апреля 1820 года в Дерби в семье учителя. Отказался от предложения получить образование в Кембридже (впоследствии отказался от должности профессора в лондонском Университетском колледже и от членства в Королевском обществе).
  • Был учителем, железнодорожным служащим, инженером, журналистом (помощником редактора в журнале «Экономист»). Был близко знаком с Дж. Элиот, Дж. Г. Льюисом, Т. Гексли, Дж. С. Миллем. Во время нескольких поездок во Францию встречался с О. Контом. В 1853 году получил наследство и смог полностью посвятить себя занятиям философией и наукой. Умер 8 декабря 1903 года.

  • Во взглядах Спенсера соединились эволюционизм, принцип невмешательства и концепция философии как обобщения всех наук, а также другие идейные течения его времени. Отсутствие систематического образования и нежелание изучать труды предшественников привели к тому, что Спенсер черпал знания из тех источников, с которыми ему случилось познакомиться. Ключом к его системе объединённой науки является работа «Основные начала». Глобальный эволюционизм, всеобщие законы эволюции, разработанные Спенсером в «Основных началах», распространяются им и на область биологии, психологии, социологии, этики. Спенсер - основатель «органической школы» в социологии. Общество, с его точки зрения, - это эволюционирующий организм, подобный живому организму, рассматриваемому биологической наукой. Общества могут организовывать и контролировать свои собственные процессы адаптации, и тогда они развиваются в направлении милитаристских режимов; они также могут позволить свободную и пластичную адаптацию и тогда превращаются в промышленно развитые государства.
  • Однако неумолимый ход эволюции делает адаптацию «не случайностью, но необходимостью». Следствием концепции о космической силе эволюции Спенсер считал социальную философию. Лежащий в основе этой философии принцип индивидуализма ясно изложен в «Принципах этики». Социальная эволюция является процессом возрастающей «индивидуализации». В «Автобиографии» предстаёт ультраиндивидуалист по характеру и происхождению, человек, отличающийся необычайной самодисциплиной и трудолюбием, однако почти лишённый чувства юмора и романтических устремлений. Выступал против революций и резко отрицательно относился к социалистическим идеям. Считал, что человеческое общество, как и органический мир, развивается постепенно, эволюционно. Был открытым противником образования для малоимущих слоёв населения, считал демократизацию образования вредной.
  • Предложил изящное разрешение парадокса курицы и яйца: «Курица - лишь способ, которым одно яйцо производит другое яйцо», - редуцировав таким образом один из объектов. Это вполне согласно современной эволюционной биологии.

  • Социальные институты - это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Они обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным действиям.
  • Домашние институты - семья, брак, проблемы воспитания.
  • Обрядовые (церемониальные ) - призваны регулировать повседневное поведение людей, устанавливая обычаи, обряды, этикет и т. д.
  • Политические - появление связано с переносом внутригрупповых конфликтов на сферу конфликтов между группами; в становлении политической и классовой структуры общества решающую роль играли конфликты и войны (потребность обороны или завоевания больше всего сплачивают общество).
  • Церковные - храмы, церкви, приходские школы, религиозные традиции.
  • Профессиональные и промышленные институты - возникают на основе разделения труда; профессиональные (гильдии, цеха, профессиональные союзы) - консолидируют группы людей по профессиональным занятиям; промышленные - поддерживают производственную структуру общества. Значение общественного производства возрастает по мере перехода от военизированных обществ к индустриальным: сопровождается повышением роли трудовых отношений, а прямое насилие уступает место внутреннему самоограничению.

  • Важнейший принцип его социологии - уподобление общества организму.
  • Общество - агрегат (совокупность) индивидов (индивиды - клетки, физиологические единицы), характеризующийся определённым сходством и постоянством их жизни. Оно подобно биологическому организму - растёт (а не строится, поэтому Спенсер выступал противником всяких реформ) и увеличивается в своём объёме, одновременно усложняя структуру и разделяя функции.
  • Общество состоит из 3-х относительно автономных частей (систем «органов»):
  • поддерживающая - производство необходимых продуктов
  • дистрибутивная (распределительная) - разделение благ на основе разделения труда (обеспечивает связь частей социального организма)
  • регулятивная (государство) - организация частей на основе их подчинения целому.

  • Военный тип общества - военные конфликты и истребление или порабощение побежденного победителем; централизованный контроль. Государство вмешивается в промышленность, торговлю и духовную жизнь, насаждает однообразие, пассивное повиновение, безынициативность, мешает естественному приспособлению к требованиям окружающей среды. Правительственное вмешательство не только не приносит никакой пользы, но даже прямо вредно.
  • Промышленный тип - промышленная конкуренция, где побеждает самый сильный в области интеллектуальных и моральных качеств. Борьба в таком обществе - благо для всего общества, так как в результате растёт интеллектуальный и моральный уровень общества в целом; политическая свобода, мирная деятельность.
  • Наихудший тип - выживание и процветание слабейших , то есть людей с низшими интеллектуально-моральными качествами, что приведёт к деградации всего общества.

  • Три формулы объяснения социальной эволюции: «естественный отбор», «борьба за существование», «выживание сильнейшего».
  • Правительство не должно вмешиваться в естественные процессы, протекающие в обществе. Только в таких условиях люди «приспособленные» будут выживать, а «неприспособленные» - вымирать; только сильные смогут адаптироваться и достигать всё более высоких уровней исторического развития.
  • Государственное принудительное перераспределение социальных благ должно стать частным делом, задача которого - «смягчать несправедливости природы».
  • Социализм и коммунизм - невозможны. Людям свойственны любовь к власти, честолюбие, несправедливость и нечестность. «Все попытки ускорить прогресс человечества с помощью административных мер ведут лишь к возрождению учреждений, свойственных низшему (то есть военному) типу общества - пятятся назад, желая идти вперед».

  • Перечень индивидуальных прав по Спенсеру:
  • безопасность личности,
  • свободное передвижение,
  • свобода совести,
  • свобода речи,
  • свобода печати и др.
  • Спенсер защищал «право каждого человека заниматься своими делами как ему угодно, каковы бы ни были его занятия, лишь бы они не нарушали свободы других». Политические права - нужны для того, чтобы защищать личные права. «Политические права должны быть так распределены, чтобы не только индивиды, но и классы не могли угнетать друг друга». Однако, несмотря на всю свою либеральность, Спенсер был против предоставления политических прав женщинам.

  • http://www.wikipedia.org/.