Социальный контроль

Тема: Социальное поведение и социальный контроль. Вопросы: 1. Социальное поведение. Сущность социального отклонения. 2. Типология девиантного поведения. 3. Понятие социального контроля. Виды, формы, функции социального контроля. 4. Основные элементы и методы социального контроля.

Понятие социального контроля. Термин «социальный контроль» введен в научный оборот французским социологом и психологом Г. Тардом и первоначально понимался как средство возвращения преступника к нормальному, т. е. соответствующему нормам общества, поведению.

В дальнейшем этот термин приобрел более широкое содержание и был тесно связан с процессами социализации личности. Американские социологи Э. Росс и Р. Парк интерпретировали социальный контроль как целенаправленное влияние общества на поведение индивида, обеспечивающее нормальное соотношение между социальными ожиданиями, требованиями и вследствие этого «здоровый» социальный порядок.

Американский социолог С. Аск выделил в осуществлении социального контроля особую роль группового давления, которое понуждает индивида приспосабливаться к существующим коллективным мнениям, ценностям и нормам.

Французский социолог Р. Лапьер рассматривал социальный контроль в качестве средства, обеспечивающего процесс усвоения индивидом ценностей и норм культуры, и механизма передачи от поколения к поколению.

Американский социолог Т. Парсонс понимал социальный контроль как механизм обеспечения в пределах данной системы согласованности всех ее функций с поведенческими ожиданиями людей, усвоения ценностей и норм общества его членами, создания системы авторитетной интерпретации нормативных обязательств, осуществляемой специально созданными в обществе институтами права, культуры, управления и т. п.

Социальный контроль способ регуляции социальной системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие ее компонентов (индивидов, групп, общностей, отношений между ними, их деятельности и т. п.) посредством нормативного регулирования.

Социальный контроль - механизм саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих её элементов по средствам нормативного регулирования. В социальной жизни действуют три основных типа процессов социального контроля: 1) процессы, побуждающие индивидов к интернализации нормативных ожиданий своего общества; 2) процессы, организующие социальный опыт индивидов; 3) процессы, применяющие различные формальные и неформальные социальные санкции.

Социальный контроль в процессе своего функционирования в определенной социальной системе (общество в целом, этническая или профессиональная группа, территориальная, политическая, религиозная общность и т. п.) представляет собой сложноорганизованную, многоступенчатую, иерархизированную систему, состоящую из ряда взаимодействующих компонентов.

Компоненты социального контроля Индивидуальное (групповое) действие, соотносящееся (или не соотносящееся) с действующими в группе (общности) ценностями и нормами; Реакция социального окружения на индивидуальное (групповое) действие в соответствии с существующей социальной шкалой оценок в культуре, морали, праве и т. п. ; Действующая в обществе (общности) система идеалов, ценностей, норм и образцов поведения; Система формализации и категоризация индивидуальных или групповых действий и соответствующих им оценок(одобряющих, порицающих, осуждающих) социальным окружением; Существующие в системе общественное (групповое) сознание и мнение; Система социальных санкций (предупреждающих, осуждающих, репрессивных и т. д.) по отношению к индивидам, допустившим то или иное отклонение от действующих социальных норм; Формирующаяся у личности в процессе социализации индивидуальная шкала оценок.

Социальный контроль групповое и индивидуальное, организованное и неорганизованное отслеживание поведения с целью предотвращения, недопущения отклонений от социальных норм, наказания или исправления девиантов.

Согласно Т. Парсонсу, функция социального контроля заключается в том, чтобы минимизировать расхождения между социальными ожиданиями и фактическим поведением индивидов. Фактически эта важнейшая социальная функция, которую в обществе выполняет институт контроля, расщепляется на три отдельные социальные функции: релятивную контроль является важнейшим фактором социальной регуляции на всех уровнях жизни общества; охранительную социальный контроль служит сохранению существующих в обществе и принятых им ценностей и пресечению попыток посягательства на эти ценности (человеческая жизнь, имущество, честь и достоинство, физическая неприкосновенность, свободы и права личности, установленный политический строй). Эта функция социального контроля позволяет осуществлять трансляцию социального опыта от поколения к поколению; стабилизирующую - социальный контроль, организуя поведенческие ожидания, обеспечивает предсказуемость поведения людей в стандартных ситуациях и тем самым способствует неизменности социального порядка.

Виды социального контроля неформальный процесс взаимного контроля участников какого -либо процесса, например покупателей и продавцов, членов производственного коллектива, а также различные формы реакции общественного мнения на поведение людей (осуждение, отказ от контактов и т. д.), а так же самоконтроль личности формальный связан главным образом с созданными государством контрольными органами, а также с осуществлением функций cоциального контроля различными государственными организациями и учреждениями

Неформальный контроль осуществляют: общественное мнение, традиции, обычаи и др. ; Дж. Кросби выделил 4 типа неформального контроля: Социальные вознаграждения Наказание Убеждение Переоценка норм

Формальный контроль осуществляют официальные органы (уголовное право, милиция, суд, прокуратура и др.) Принципы формального контроля: предупреждение возможных отклонений от нормы; удержание людей от нарушения норм (девиации) угрозой наказания; применение санкций в случае нарушения действующих норм.

Основа социального контроля Совокупность норм и ценностей, которые навязываются индивиду или группе извне – со стороны общества в лице его полномочных представителей(гос. служащих) и обладают принудительной силой, а также система санкций, применяемых в целях осуществления этих норм и ценностей.

Классификация норм социальные нормы политические нормы технические нормы профессиональной этики нормы морали нормы экономического характера нормы семейных отношений нормы повседневного поведения

Основные виды социальных норм: Нормы права - это общеобязатель ные, формально -определенные правила поведения, которые установлены или санкционирован ы, а также охраняются государством. Нормы морали - правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливост ии несправедливос ти, долге, чести, достоинстве. Нормы обычаев Нормы общественных организаций - это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократног о повторения, исполняются в силу привычки. поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т. п.), действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия.

Социальные санкции разветвленная система реакций окружающих на поведение индивида или группы, преследующая своей целью надзор за выполнением норм.

Элементы социального контроля Нормы физические Наказание индивида за нарушение групповых норм Санкции Экономические Запугивание, штраф и др. Административные Освобождение от должности. Понижение на службе, арест и др.

Санкции формальные Повышение или понижение должностного статуса, награда, наказание неформальные Одобрение, негодование Позитивные Общественное признание заслуг, премирование, присвоение почетного звания Негативные Общественное отрицание, штраф, осуждение, изоляция

Специфические способы осуществления социального контроля: Ø предотвращение осуждаемых поступков, Ø удержание от них, Ø сдерживание (устрашение), Ø принятие санкций.

Методы социального контроля по Т. Парсонсу Изоляция Например, такой метод применятся в тюрьмах по отношению к закоренелым преступникам. Обособление Например, когда человека помещают в психиатрическую больницу на ограниченный срок. Реабилитация Например, во многих тюрьмах, психиатрических клиниках имеются программы реабилитации по которым осуществляется реабилитация девиантов, которые не являются преступниками.

Методы социального контроля (Т. Парсонс) 1) Изоляция – применяется с целью отлучения лица, нарушавшего социальную норму, от других индивидов, но не предусматривает процесса его реабилитации. Например, такой метод применятся в тюрьмах по отношению к закоренелым преступникам. 2) Обособление – предусматривает ограничение контактов девианта с другими людьми, однако не полную его изоляцию от общества. Например, когда человека помещают в психиатрическую больницу на ограниченный срок. 3)Реабилитация – подготовка девианта к возращению в нормальную жизнь и исполнению своих обычных ролей в обществе. Например, во многих тюрьмах, психиатрических клиниках имеются программы реабилитации по которым осуществляется реабилитация девиантов, которые не являются преступниками.

Социальное поведение Совокупность извне наблюдаемых поступков и действий отдельных индивидов и их групп, их определенную направленность и последовательность, так или иначе затрагивающих интересы других людей, групп, общностей или всего общества. Нормативное Девиантное

Нормы – 1) (от лат. norma - угломер; перен. – мерка, правило, образец, предписание), исторически утвердившаяся форма регулирования отношений и личного поведения людей; 2) понятие означающее границы (меру трансформаций), человеческая деятельность, поведение и общение, сохраняют свои качества и функции, задающие их внутреннюю соразмерность (упорядоченность).

это отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как Девиация предосудительное и недопустимое. Девиантное поведение совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе.

Сущность социального отклонения. Биологическое объяснение: Ч. Ломброзо выделил 4 типа преступников Прирожденный преступник Душевнобольной преступник Преступник по страсти Случайный преступник

В. Шелдон выделил 3 типа строения тела у людей с соответствующими соматическими, физиологическими и психологическими характеристиками: Эктоморф Эндоморф Мезоморф

Психологическое объяснение (З. Фрейд) Сторонники подхода объясняют девиантное поведение исходя из психологических качеств, черт характера, внутренних жизненных установок, направленности личности, которые носят отчасти врожденный характер, отчасти формируются воспитанием и средой.

По мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. В соответствии с теорией аномии Р. Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации, считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер.

Социологическое объяснение (Р. Мертон). 1. Конформизм (цель +, средства +) 2. Инновации (цель +, средства -) 3. Ритуализм (цель -, средства +) 4. Ретритизм (цель -, средства -) 5. Мятеж, бунт (цель -, средства -)

ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ (по Р. Мертону) 1) Конформизм (полное принятие социальных целей общества и способов их достижения) 2) Инновационность (принятие социальных целей, но не способов их достижения (рекет, подделка денег, воровство, злоупотребления)) 3)Ритуализм (социальные цели не осмысливаются, но способы их достижения священны и непоколебимы (стяжательство, подлоги, махинации и др.)) 4)Ретритизм (отрицание и того и другого (анархия, бродяжничество, наркомания)) 5)Мятеж, бунт (активное неприятие первого и второго (радикализм, борьба за свободу, политический терроризм и др.))

Виды девиантного поведения Деструктивное поведение Асоциальное поведение Противоправное поведение вред только самой личности причиняющее вред личности и его семье, компании друзей, соседям и др. нарушение как моральных, так и правовых норм

В зависимости, во-первых, от степени причиняемого вреда интересам личности, социальной группе, обществу в целом, и, во-вторых, от типа нарушаемых норм, можно разделить следующие основные виды девиантного поведения. 1. Деструктивное поведение, причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социальнонравственным нормам, - накопительство, конформизм, мазохизм и др. 2. Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным (семья, компания друзей, соседи и др.) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др. 3. Противоправное поведение, представляющее собою нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в грабежах, убийствах и других преступлениях.

В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной интеграции (1) (т.е. сохранению сплоченности в обществе). Во- вторых, служат своеобразными эталонами (2) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных групп (3). В-третьих, способствуют контролю (4) за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают стабильность (5) общества. По характеру регулирования социального поведения различают нормы-ожидания и нормы-требования. Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных санкций(6), например, уголовных или административных

Социальный контроль (1)корректирует поведение индивидов в обществе, тем са­мым принуждая их соблюдать социальные нормы (2), Именно этот фак­тор позволяет не только сохранить социальную стабильность в об­ществе, но и способствует общественному прогрессу (3). Социальный контроль основан на применении санкций (4), которые могут быть пря­мыми и косвенными, жесткими или мягкими, юридическими или морально-нравственными. В процессе социализации (5) нормы усваиваются достаточно прочно, настолько, что личность четко знает, когда она идет против устоявшихся в обществе правил. Важным регулятором поведения человека в обществе является внутренний контроль или самоконтроль (6) человека.

Социологи подчёркивают, что социальный контроль (1) может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается «золотой середины» между свободой выбора и ответственностью (2) за него. Действенность социального контроля обеспечивается главным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей, и стабильности общества (3). Следует также выделить внутренний и внешний социальный контроль. В науке под внешним контролем понимается совокупность социальных механизмов (4), которые регулируют деятельность людей. Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Человек может напрочь утратить инициативу и самостоятельность (5) при принятии решений. Поэтому, особенно в современном обществе, важно формировать у людей внутренний контроль, или самоконтроль (6).



Социальный конфликт (1) - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов людей, участвующих в социальном взаимодей­ствии. Ему всегда предшествует осознание отличия (2) своих интересов от интере­сов других групп и стремление (3) защитить свои интересы. Распространенность социальных конфликтов побудила ученых к внимательному изучению этого явления в рамках особой науки - конфликтологии (4). По мне­нию большинства ученых, избежать конфликтов невозможно (5). По мнению Г. Зиммеля, конфликт является способом саморазвития (6) общества.

А1. (3.9.) Доброжелательное расположение – это пример применения санкций

1) формальных позитивных, 2) формальных негативных, 3) неформальных позитивных,

4) неформальных негативных.

А2. (3.1.) Гражданин К. сменил свою профессию педагога на работу продавца. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что гражданин К. был включён в групповую мобильность?

1) произошло движение вниз по социально-экономической шкале, 2) он изменил свой социальный статус, 3) он поменял работу, следуя примеру своего друга, 4) многие педагоги в стране потеряли работу.

А3. (*) В стране Р. социологической службой был проведён в 1998 г., 2008 г. опрос совершеннолетних граждан. Был задан вопрос: «Приходилось ли Вам, Вашей семье отказываться от лечения, восстановления здоровья из-за нехватки денежных средств?».

Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в таблице.

Варианты ответа 1998 г. 2008 г.
Постоянно
Время от времени
Очень редко
Никогда

Проанализируйте результаты опроса и выберите верное утверждение.

1) Доля тех респондентов, которым никогда не приходилось отказываться от лечения, восстановления здоровья из-за нехватки денежных средств, не изменилась.

2) Процент тех, кому постоянно приходилось отказываться от лечения, восстановления здоровья из-за нехватки денежных средств, уменьшился.

3) Процент тех, кому очень редко приходилось отказываться от лечения, восстановления здоровья из-за нехватки денежных средств, уменьшился.

4) Доля тех респондентов, которым время от времени приходилось отказываться от лечения, восстановления здоровья из-за нехватки денежных средств, уменьшилась.

А4. (*) В стране Н. социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Был задан вопрос: «Какое направление социальной политики государства, по Вашему мнению, должно быть приоритетным?». Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в диаграмме.

– установление государственных пенсий и пособий, – обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан, – установление гарантированного минимума размера оплаты труда, – обеспечение охраны труда и здоровья людей.

В средствах массовой информации были представлены различные интерпретации данных опроса. Ниже приведены некоторые мнения. Какая из журналистских оценок реально (фактически) опирается на информацию, содержащуюся в диаграмме?

1) Наиболее приоритетным направлением социальной политики государства в стране Н. должно стать обеспечение охраны труда и здоровья людей.

2) Государству необходимо в первую очередь решить вопрос об установлении государственных пенсий и пособий в качестве приоритетного направления социальной политики в стране Н.

3) За установление гарантированного минимума размера оплаты труда в качестве приоритетного направления социальной политики высказалось столько же опрошенных, сколько за обеспечение охраны труда и здоровья людей и установление государственных пенсий и пособий вместе взятых.

4) Население страны Н. в одинаковой степени обеспокоено недостаточной государственной поддержкой семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан и отсутствием государственных пенсий и пособий, обозначая решение этих проблем в качестве приоритетных направлений социальной политики государства.

А5. (3.8.) Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А) Обычаи и традиции всегда закрепляются в законах.

Б) Соблюдение моральных норм обеспечивается силой государства.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения. 4) оба суждения неверны.

В1. (3.1.) Запишите слово, пропущенное в схеме.

В2. (3.1.) Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальное взаимодействие».

1) Престиж; 2) сотрудничество; 3) соперничество; 4) конфликт; 5) страта; 6) партнёрство.

Найдите два термина, относящихся к другому понятию, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

В3. (3.9.) Найдите в приведённом ниже списке формальные позитивные санкции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) пожалованный титул, 2) недоброжелательный отзыв, 3) присуждённая учёная степень, 4) признание лидерских качеств, 5) почётная грамота, 6) отлучение от церкви.

В4. (3.9.) Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Социальный контроль корректирует поведение индивидов, тем самым создавая условия для сохранения социальной __ (А). Методы контроля зависят от применяемых __ (Б) и подразделяются на жёсткие и мягкие, прямые и косвенные. __ (В) или самоконтроль индивид осуществляет сам, самостоятельно регулируя своё поведение, согласовывая его с общепринятыми __ (Г). В процессе __ (Д) они усваиваются настолько прочно, что, нарушая их, человек испытывает чувство вины. Некоторые поступки человек совершает, исходя не из личных эмоций или представлений, а на основе чувства __ (Е). Индивид как бы заставляет себя действовать согласно предписанным нормам, зачастую поступая вопреки своим желаниям, интересам и целям».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов : 1) внутренний контроль, 2) обязанность, 3) стабильность, 4) социальная стратификация, 5) социализация, 6) внешний контроль, 7) санкция, 8) социальная норма, 9) долг.

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

С1. (3.1.) Назовите любые два условия (фактора), влияющие на процесс социальной мобильности, и проиллюстрируйте каждое из них примером.

С2. (*) В стране В. социологической службой был проведён в 2006 г., 2009 г. опрос 40-летних мужчин и женщин. Был задан вопрос: «Кто, по Вашему мнению, в первую очередь должен заботиться о будущих пенсиях работников?». Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в гистограмме. Сформулируйте любые три вывода по результатам опроса. Приведите обоснование одного из сделанных выводов.

– государство, – сами граждане, – работодатели, – профсоюзы, – затруднились ответить

С3. (3.9.) Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальный контроль». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Социальные отношения.

Применяем знания и умения: учебно-тренировочные задания. Ответы

А1-3 \\ А2-4 \\ А3-2 \\ А4-3 \\ А5-4 \\\\ В1-Вертикальная \\ В2-15 \\ В3-135 \\ В4-371859.

С1. Условия (факторы), влияющих на процесс социальной мобильности, и иллюстрирующие их примеры: 1) образование (пример: Сергею, закончившему университет и получившему высшее образование, открылась возможность претендовать на занятие должности креативного менеджера в солидной фирме); 2) заключение брака (пример: Олег, будучи простым шофёром, женился на дочери вице-мэра, что позволило ему заняться бизнесом, открыть свою авторемонтную мастерскую, что привело к изменению его социального статуса).

Могут быть названы другие условия и приведены иные иллюстрирующие их примеры.

С2 . Выводы по результатам опроса:

1) и в 2006, и в 2009 г. большинство опрошенных были уверены в том, что пенсионное обеспечение граждан в стране В.– обязанность государства;

2) менее 10% опрошенных в 2006 и в 2009 г. были уверены в том, что пенсионное обеспечение в стране В.–забота работодателей;

3) в 2006 г. было больше респондентов, которые считали, что о будущих пенсиях работников в стране В. должны заботиться сами граждане;

Обоснование вывода 1: А) то, что большинство опрошенных продолжает надеяться на государство, означает, что в стране «В». среди населения преобладает патерналистское сознание;

Б) можно говорить о том, что институты гражданского общества в стране В. (профсоюзы, инициативные организации граждан и др.) по защите прав граждан, ещё недостаточно развиты.

Могут быть сформулированы другие выводы и приведено обоснование иного вывода.

С3 . Вариант плана темы:

1. Понятие социального контроля: а) в широком смысле слова; б) в узком смысле слова.

2. Элементы социального контроля: а) социальные нормы; б) санкции.

3. Формы социального контроля: а) внутренний (самоконтроль); б) внешний.

4. Совесть – проявление внутреннего контроля.

5. Методы социального контроля.

6. Органы власти РФ, осуществляющие социальный контроль:

а) Прокуратура РФ; б) Счётная палата РФ; в) Федеральная служба безопасности и др.

7. Соотношение внешнего контроля и самоконтроля.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Социальные отношения. Примеры тематических заданий. Ответы

А11 (3.11.) – 3 \\ А11 (3.1.) – 2 \\ А11 (*) – 3 \\ А11 (*) – 3 \\ А12 (3.8.) – 1 \\\ В1 – рабство \\ В2 –25 \\ В4 – 135 \\ В6 – 752419.

С6 (3.12.). Примеры, иллюстрирующие разновидности ролевых конфликтов: 1) гражданин Н., будучи журналистом светской хроники, собирал «жареные» факты о звёздах шоу-бизнеса, подчас используя любые средства, что вступало в противоречие с его нравственными принципами, с пониманием недопустимости нарушать право на неприкосновенность частной жизни звезды (применительно к внутриролевому конфликту); 2) гражданин Л. являлся руководителем крупной фармацевтической фирмы, что заставляло его проводить значительное время на работе в ущерб выполнения ролей мужа и отца (применительно к межролевому конфликту); 3) гражданка К. обладала блестящими способностями драматической актрисы. Закончив театральный институт, она вышла замуж за состоятельного бизнесмена и сосредоточила все свои силы на ведении домашнего хозяйства, постоянно думая о том, что не может раскрыть и проявить свои актёрские способности (применительно к личностно-ролевому конфликту).

Совет : целесообразно нумеровать и подписывать элементы ответа, например:

Разновидности ролевых конфликтов. Иллюстрирующие их примеры.

1. Внутриролевой – Пример... 2. Межролевой – Пример... 3. Личностно-ролевой – Пример...

С7 (3.14.) Выводы по результатам опроса :

1) Большинство студентов и представителей работающей молодёжи предпочитают традиционную, юридически зарегистрированную форму брачных отношений.

2) Большее число опрошенных старшеклассников, чем студентов и представителей работающей молодёжи, на первое место среди основных видов брачных отношений поставило традиционный зарегистрированный брак.

3) Гражданский брак одинаково приемлем для студентов и для работающих молодых людей.

Обоснование вывода 2 : такой высокий результат, продемонстрированный старшеклассниками, обусловлен их следованием установкам, формируемым родителями, другими членами семей, школой и т. д. в рамках осуществления социализирующей, воспитательной деятельности, а также меняющимся к лучшему отношением общества к традиционным ценностям, среди которых семья и брак занимают первое место.

С8 (3.3.) План

1) Молодёжь как социологическое понятие.

2) Особенности социального положения молодёжи: а) переходность положения; б) высокий уровень мобильности; в) освоение новых социальных ролей; г) перспективы в профессиональном и карьерном плане.

3) Социально-психологические качества молодёжи: а) неустойчивость психики; б) внутренняя противоречивость; в) низкий уровень толерантности; г) стремление отличаться от остальных; д) специфическая молодёжная субкультура.

4) Типы самодеятельности молодёжи.

5) Неформальные молодёжные группы: а) хиппи; б) панки; в) рокеры; г) футбольные фаны и др.

6) Причины отклоняющегося поведения молодёжи.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15

В средствах массовой информации были представлены различ@ ные интерпретации данных опроса. Ниже приведены некоторые мнения. Какая из журналистских оценок реально (фактически) опи@ рается на информацию, содержащуюся в диаграмме?

1) Наиболее приоритетным направлением социальной политики государства в стране Н. должно стать обеспечение охраны труда и здоровья людей.

2) Государству необходимо в первую очередь решить вопрос об установлении государственных пенсий и пособий в качестве приори@ тетного направления социальной политики в стране Н.

3) За установление гарантированного минимума размера оплаты труда в качестве приоритетного направления социальной политики высказалось столько же опрошенных, сколько за обеспечение охра@ ны труда и здоровья людей и установление государственных пенсий и пособий вместе взятых.

4) Население страны Н. в одинаковой степени обеспокоено не@ достаточной государственной поддержкой семьи, материнства и дет@ ства, инвалидов и пожилых граждан и отсутствием государственных пенсий и пособий, обозначая решение этих проблем в качестве при@ оритетных направлений социальной политики государства.

5. (3.8.) Верны ли следующие суждения о социальных нормах? А. Обычаи и традиции всегда закрепляются в законах.

Б. Соблюдение моральных норм обеспечивается силой государ@ ства.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

В 1. (3.1.) Запишите слово, пропущенное в схеме.

Социальная мобильность

восходящая мобильность

нисходящая мобильность

2. (3.1.) Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исклю@

чением двух, относятся к понятию «социальное взаимодействие».

1) Престиж; 2) сотрудничество; 3) соперничество;

4) конфликт; 5) страта; 6) партнёрство.

Найдите два термина, относящихся к другому понятию, и запи@ шите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

3. (3.9.) Найдите в приведённом ниже списке формальные пози@ тивные санкции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) пожалованный титул

2) недоброжелательный отзыв

3) присуждённая учёная степень

4) признание лидерских качеств

5) почётная грамота

6) отлучение от церкви

4. (3.9.) Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропу@ щен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Социальный контроль корректирует поведение индивидов, тем самым создавая условия для сохранения социальной

(А). Методы контроля зависят от применяемых

(Б) и подразделяются на жёсткие и мягкие, пря@ мые и косвенные. (В) или самоконтроль индивид осуществляет сам, самостоятельно регулируя своё поведение, согла@ совывая его с общепринятыми (Г). В процессе

(Д) они усваиваются настолько прочно, что, на@ рушая их, человек испытывает чувство вины. Некоторые поступки человек совершает, исходя не из личных эмоций или представлений, а на основе чувства (Е). Индивид как бы застав@ ляет себя действовать согласно предписанным нормам, зачастую поступая вопреки своим желаниям, интересам и целям».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно за@ полняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) внутренний контроль

2) обязанность

3) стабильность

4) социальная стратификация

5) социализация

6) внешний контроль

7) санкция

8) социальная норма

9) долг

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропу@ щенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер вы@ бранного вами слова.

С 1. (3.1.) Назовите любые два условия (фактора), влияющие

на процесс социальной мобильности, и проиллюстрируйте каждое из них примером.

2. (*) В стране В. социологической службой был проведён в 2006 г., 2009 г. опрос 40@летних мужчин и женщин. Был задан воп@ рос: «Кто, по Вашему мнению, в первую очередь должен заботиться о будущих пенсиях работников?». Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в гистограмме.

7% 3%

Государство

Сами граждане

Работодатели

Профсоюзы

Затруднились ответить

Сформулируйте любые три вывода по результатам опроса. При@ ведите обоснование одного из сделанных выводов.

3. (3.9.) Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальный контроль». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

4. ПОЛИТИКА

Тематические элементы содержания: краткая характеристика

4.1. Понятие власти

Основные понятия: власть, политическая власть, разновид" ности политической власти, традиционное господство, легаль" ное (рационально"правовое) господство, харизматическое гос" подство, государственная власть

Смысловые значения понятия «власть»

Волевое воздей"

Способность одной

Механизм органи"

ствие на поведение

стороны (индивида

зации и регулиро"

людей со стороны

или группы) влиять

вания совместной

субъекта власти

на поведение другой

деятельности

стороны вне зависи"

мости от того, го"

това ли эта послед"

няя к сотрудничест"

ву или нет

Политическая (от гр. politike - искусство управления госу@ дарством)власть - это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политичес" кие взгляды, установки и цели .

Признаки политической власти

Распространяетсяна всё общество , на всех проживающих на территории данного государства.

Только ей принадлежит право использовать силу в пределах страны.

Осуществляется через единый общегосударственный центр принятия политических решений.

Использует самыеразнообразные средства (принудитель@

ные, экономические, социальные, культурно@информационные).

Действует на основе праваот имени всего общества.

Разновидности политической власти

Законодательная, исполнительная, судебная .

Центральная, региональная, местная .

Монархическая, республиканская .

Существует классификация видов политической власти в зависи@ мости от типов политического господства1 , которые с ней связаны.

Типы (системы) политического господства

Легальное (рацио

Харизматическое

Традиционное

(от гр. charisme -

Линии сравнения

нально правовое)

господство

милость, Божий

господство

дар) господство

Правила (нор@

Патриархаль@

Рационально раз@

мы), лежащие в

ные или сослов@

работанные пра@

основе господ@

ные нормы

Глава системы

Монарх или ре@

Избранное долж@

Пророк, воена@

господства (тип

лигиозный со@

ностное лицо или

чальник, дема@

«господина»)

коллегиальный

гог, лидер

Источник авто@

Традиция или

Делегирование на

Эмоциональное

ритета главы

передача по на@

основе принципа

доверие «свиты»

системы гос@

следству

большинства

Форма легитим@

Вера в установ@

Целерациональ@

Аффективная

ности (от лат.

ленный поря@

ная вера в кор@

или эмоциональ@

legitimus - за@

док вещей

ректность пред@

ная вера в экс@

конный) систе@

писанной систе@

траординарные

мы господства

качества лидера

и в его идеи

Доминирующий

Традиционное

Инструменталь@

Эмоциональное

тип социального

ное или целера@

поведения

циональное

Эти три идеальных типа господства практически нигде не пред@ ставлены в абсолютном виде.

1 Создана немецким социологом, философом и историком М. Вебером (1864–1920).

Основные принципы устойчивости политической власти

Легитимность власти

Процедура общественного при@ знания власти, политических решений, лидеров, партий, организаций и движений

Результативность власти

Степень выполнения властью тех функций и ожиданий, кото@ рые возлагает на неё население

Государственная власть - один из видов власти в обще" стве, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти - население страны: граждане (в республиках) или подданные (в монархиях).

Признаки государственной власти

Носитпубличный характер т. е. выступает от имени обще@

Имеетсуверенный (от фр. souverainete - верховная власть)характер , т. е. верховенство по отношению ко всем другим физи@

ческим лицам, учреждениям, организациям внутри страны (внут" ренний суверенитет ) и независимость в решении всех вопросов

своей политики в отношениях с другими государствами (внешний суверенитет ).

Ограниченатерриторией (базовое условие существования государства).

Понятие «политическая власть» шире понятия «государствен@ ная власть». Политическая власть осуществляется не только в рам@ ках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Однако государственная власть является стержнем по@ литической власти.

4.2. Государство, его функции

Основные понятия: государство, признаки государства, форма государства, форма правления, монархия, республика, фор" ма государственно"территориального устройства, унитарное государство, федерация, конфедерация, политический режим, функции государства

Государство - политико"территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным

аппаратом в целях осуществления управленческо"обеспечи" тельной, охранительной функций и способная делать свои ве" ления обязательными для населения всей страны.

Основные признаки государства

Территориальная организация власти(институт граждан@

ства, государственная граница).

Публичный характер власти (несовпадение государства и

общества, особый аппарат власти и управления).

Суверенный характер власти(верховенство государства

внутри страны и его независимость во внешних отношениях).

Принудительный характер власти(применение насилия в целях исполнения принимаемых государством решений).

Исключительные права на взимание налогов и сборовс на@ селения, эмиссию денег.

Обязательность членства в государстве.

Претензии на представительство обществакак целого и защиту общих интересови общего блага.

Наличие государственной символики (гимн, герб, флаг).

Дополнительные признаки государства

Язык как средство общения на территории того или иного государства.

Единая оборонная и внешняя политика .

Единые транспортная, информационная, энергетическая системы и др .

Форма государства - это устройство политической органи"

зации общества, призванное обеспечить её стабильность и нор"

мальное функционирование

Форма правления - это способ организации верховной госу"

дарственной власти

Монархия (от гр. monarchia - единовластие) -

Абсолютная

форма правления, при которой верховная госу"

(неограничен"

дарственная власть полностью или частично

принадлежит (реально или формально) едино"

Конституци"

личному главе государства - монарху (коро"

онная (парла"

лю, царю, императору, шаху, султану), обыч"

ментская, ог"

но получающему эту власть и передающему её

раниченная)

в порядке наследования

Окончание схемы

Республика (от лат. res - дело и public - об@

Президентская

щественный, всенародный) - форма правления,

Полупрези"

при которой высшие органы государственной

дентская

власти либо избираются, либо формируются

(смешанная)

общенациональными представительными уч"

Парламент"

реждениями

Форма государственно территориального устройства -

это способ взаимосвязи территориальных образований госу" дарства, закреплённый конституцией

Унитарное (от лат. unitas - единство)государство - единая политически однородная организация, состоящая из админист" ративно"территориальных единиц, не обладающих собствен"

ной государственностью.

Федерация (от лат. foedus - союз, объединение) -устойчивый

союз государств, самостоятельных в пределах распределённых между ними и центром полномочий, имеющих собственные орга" ны государственной власти и, как правило, конституцию, а часто и право на двойное гражданство.

Конфедерация (от лат. confoederatio - союз, объединение) -

форма межгосударственного объединения, при которой госу" дарства - субъекты конфедерации образуют постоянный со" юз в целях координации своей деятельности в тех или иных фор" мах, полностью сохраняя свою независимость

Политический режим 1 - это совокупность методов и спосо" бов осуществления в стране государственной власти и управле" ния

Функции государства - это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущ" ность и социальное назначение

Внутренние

Политическая : поддержание по@

Оборонная : защита границ, тер@

литического господства, обеспече@

ритории страны от внешней угрозы

ние политической стабильности, ре@

и интервенции (вооружённые силы,

гулирование политической жизни

разведка и контрразведка, погра@

(президенты, парламенты, прави@

Организационно"правовая:

Дипломатическая: поддержа@

нормотворчество, организация ис@

ние и развитие межгосударственных

полнения решений и законов, конт@

отношений, координация деятель@

роль, координация деятельности

ности с другими государствами,

субъектов политической системы

международными организациями

(парламент, правительство, конт@

(министерство иностранных дел,

рольные органы, экспертные

посольства, консульства, предста@

вительства в международных орга@

низациях).

Социально"экономическая: оп@

Внешнеэкономическая: осуще@

ствление внешней торговли, под@

ление экономической, социальной,

держка отечественного производи@

бюджетно@налоговой (фискальной),

теля, использование передового

денежно@кредитной (монетарной)

экономического и научно@техничес@

политики, долгосрочное планирова@

кого опыта (министерства, внешне@

ние и программирование, социаль@

экономические органы, представи@

ная защита (финансово@налоговый

тельства).

аппарат, органы связи, коммуналь@

ной службы, транспорта и т. д.).

Культурная : выработка и осу@

Силовая : осуществление вмеша@

ществление политики в области об@

тельства в дела других государств,

разования и культуры (учреждения

навязывание собственной воли (во@

образования, культуры, органы ин@

оружённые силы, разведка)

формации и т. д.)

4.3. Политическая система

Основные понятия: политическая система, институцио" нальная подсистема, нормативная подсистема, функциональная подсистема, коммуникативная подсистема, культурно"идеоло" гическая подсистема, политическая психология, политическая идеология, политическая культура, функции политической сис" темы

Политическая система - многофункциональный меха" низм, включающий государственные и негосударственные со" циальные институты, которые осуществляют политические функции.

Общество и государство всегда стремится контролировать соблюдение принятых в нём ценностей и норм поведения, поддерживать определенный социальный порядок.

Под социальным контролем понимается способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного (в том числе и правового) регулирования.

Индивид и общество (социальная группа) представляют собой взаимодействующие составные элементы системы социального контроля. В схему социального контроля включаются два вида действий, а именно: индивидуальное действие и действие социальное (коллективное, групповое), другими словами, контролируемая деятельность индивидов и контролирующая деятельность социальных институтов.

Общество изобрело множество педагогических практик (приемов, методов, техник), способов социальной тренировки, позволяющих человеку накрепко усвоить правила поведения. Школьные оценки -- не только система измерения успехов в учебе, но и разновидность контроля. Отличники продвигаются вперед, двоечники остаются на второй год.

Оценки -- универсальный механизм социализации и социального контроля. В них отражается объективное и получившее институциональное закрепление мнение значимых других, выполняющих функцию судей.

Когда мы говорили о «зеркальном Я», то отмечали, какое важное значение имеют мнения окружающих людей. Без постоянной оглядки на них человек вряд ли способен точно выверять стратегию поведения в непостоянном море социальной жизни. Правда, иногда они выполняют роль неисправного компаса либо искривленного зеркала. Но это и неудивительно. Ведь они насквозь субъективны и иными быть не могут.

В важных социальных процессах -- подбор персонала предприятия, проверка знаний учащихся, принятие управленческих решений на всех уровнях ~ общество, и это, согласимся его право, не может полагаться на пристрастные мнения людей. Оно изобрело другой инструмент - экспертные оценки. Экспертные оценки выносятся коллективно специально обученными людьми и по специально составленным инструкциям либо методикам.

Тысячелетиями человечество шло к своему замечательному социальному изобретению. Можно составить любопытную историю, начиная с процедуры вынесения коллективного решения совета старейшин в первобытном обществе и заканчивая современными компьютерными программами школьного тестирования. Но как бы то ни было, нам важно знать, что оценки выполняют двоякую функцию -- социализации и контроля.

А кроме того, они помогают проводить социальную селекцию -- сортировать людей на успешно и неуспешно прошедших одну из стадий социализации, а именно обучение новым знаниям.

Общество постоянно отбирает наиболее знающих, способных, тренированных, лояльных индивидов и отбраковывает незнающих, неспособных и нелояльных. Отличники поступают в университеты, за компетентных работников борются солидные банки и компании, неудачников изгоняют.

«Удачники социализации» получают доступ к дефицитным социальным благам -- престижным должностям и профессиям, орденам, званиям и высокой зарплате. «Неудачники социализации» скатываются на социальное дно общества.

Социальный контроль -- верный помощник и опора социализации. Он вознаграждает удачно социализирующихся и наказывает неудачников. На вооружении у него эффективнейший инструмент -- экспертные оценки, на основании которых «социализантов» тестируют, корректируют и селектируют, т. е. переводят вверх или вниз по социальной лестнице.

Социальная селекция имеет многообразные виды и формы. Самой крайней является физическое устранение индивидов или целых социальных групп. Здесь уже теряется нить, связующая социализацию и социальный контроль. На другом полюсе -- умеренные формы, например, двоечника оставляют на второй год. А посредине мысленной шкалы форм и видов селекции находится увольнение.

Увольнение -- элемент социального контроля, применяемое к тем, кто неудачно освоил профессиональную роль (совокупность технических знаний, культурных стандартов поведения, навыков ремесла) и нарушает трудовую дисциплину (совокупность конкретных норм, требований и правил распорядка рабочего дня).

Неудачники социализации реже добиваются жизненного успеха. Они оказываются на «социальном дне», пополняют ряды социальных аутсайдеров, мало- и неимущие слои населения. Преступники, нищие, безработные, алкоголики, бомжи, проститутки -- группы населения, неудачно прошедшие социализацию. Любое общество и во все времена стремилось избавиться или изолировать их.

Когда мы говорим о социальном прогрессе и рассматриваем развитие общества, то концентрируем внимание на изменениях, инновациях и привнесении нового. Однако прогресс общества невозможен без сохранения старого, если оно кончено же заслуживает быть сохраненным для потомства. Своим потомкам живущее поколение передает не только памятники архитектуры. Это как раз не самое важное.

Переселившись на новое место, народ переносил с собой не памятники материальной культуры, а знания, обычаи, нормы и традиции. Сохранить живую ткань социальных отношений и помогает социальный контроль.

Он включает два главных элемента -- нормы и санкции.

Нормы -- предписания того, как надо правильно себя вести в обществе.

санкции -- средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

На язык предписаний переводится все то, что так или иначе ценится обществом. Человеческая жизнь и достоинство, отношение к старшим, коллективные символы (например, знамя, герб, гимн), религиозные обряды, законы государства и многое другое составляют то, что делает общество сплоченным целым, поэтому особенно ценится и охраняется.

ценности имеют две формы -- внутреннюю и внешнюю. Первая получила в социологии специальное название -- ценностные ориентации. Вторая сохранила за собой общее название «ценности».

Во втором, более широком значении, ценности имеют общее основание с нормами. Даже общераспространенные привычки соблюдать личную гигиену (чистить зубы, сморкаться в носовой платок, гладить брюки) в широком смысле выступают ценностями и переводятся обществом на язык предписаний. Социальные предписания -- запрет или разрешение что-либо делать, обращенные к индивиду или группе и выраженные в любой форме (устной или письменной, формальной или неформальной).

Социальный контроль выполняет функцию милиционера на улице. Он «штрафует» тех, кто неправильно «переходит улицу». Если бы не было социального контроля, люди могли делать все, что им заблагорассудится, и так, как им больше нравится. Неизбежно возникли бы конфликты, столкновения, ссоры и, как следствие, общественный хаос. Охранительная функция иногда мешает ему выступать поборником прогресса, но социальный контроль и не стремится к обновлению общества. Эта -- задача других общественных учреждений.

Социальный контроль -- фундамент стабильности в обществе. Его отсутствие или ослабление ведут к аномии, беспорядкам, смуте и социальному раздору.

Перечень элементов, образующих систему социального контроля (в его нормативно-психологическом аспекте), включает в себя:

  • -индивидуальные действия, активные взаимодействия индивида с социальной средой;
  • -реакцию социальной среды на индивидуальное действие;

реакцию общества на индивидуальные акты (социальные санкции);

реакцию индивидов на социальное действие (система ценностей);

характер индивидуального самосознания.

В некоторых обществах малейшее отступление от традиций сурово каралось. Все находилось под контролем: длина волос, форма одежды, манеры поведения (так поступали правители древней Спарты в V в. до н. э. и советские партийные органы в XX в.).

Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости. Но существуют групповые привычки, за нарушение которых следуют строгие санкции («выскочка», «подсадная утка», «предатель»). Речь идет о неформальных групповых нормах рождающихся в малых группах. Механизм, который конкретизирует соблюдение таких норм, называется групповым давлением.

Практика социальных отношений, жизнедеятельность человеческого общества невозможны без сохранения нравственных законов, норм, правил поведения, обычаев, которые составляют содержание культуры. Это гораздо важнее, чем сохранить для своих потомков памятники архитектуры.

Сохранить живую ткань социальных отношений и помогает обществу социальный контроль как особый механизм социальной регуляции поведения и поддержания общественного порядка. Он включает в себя 2 главных элемента: нормы и санкции.

Нормы, как указывалось выше, границы поведения в обществе, некие образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях.

Санкции - средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

Социальные санкции - разветвленная система вознаграждения за выполнение норм, то есть за конформизм (согласие с нормами), и наказание за отклонение от норм, то есть за девиантность.

Выделяют четыре типа санкции:

1. Формальные позитивные санкции - публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительственные награды, государственные премии и стипендии, ученые степени и звания и т.д.).

Неформальные позитивные санкции - неофициальное публичное одобрение (дружеская похвала, комплименты, аплодисменты, слава, улыбка и т.д.).

Формальные негативные санкции - наказания, предусмотренные юридическими законами, указами, инструкциями (лишение гражданских прав, арест, штраф, отлучение от церкви).

Неформальные негативные санкции - наказания, не предусмотренные официальными инстанциями (издевка, злая шутка, нелестная кличка, клевета, жалоба, разоблачительная статья и т.д.).

Следовательно, социальные санкции, как ценности и нормы, включены в механизм социального контроля. Соблюдение норм и выполнение санкций делает наше поведение предсказуемым. Дает возможность другим людям его контролировать на основе норм.

Нормы и санкции - единое целое. Если какая-то норма не имеет сопровождающей ее санкции, то она перестает регулировать реальное поведение, становится лозунгом, призывом, перестает быть элементом социального контроля.

Самоконтроль - внутренний контроль, это также форма социального контроля. Индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. Формой проявления внутреннего контроля является совесть. Самоконтроль основан на волевом усилии, на сознании человеком общественной значимости своих поступков.

На 70% социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Однако жесткий внешний контроль, мелочная опека граждан тормозит развитие самосознания.

Итак, только при развитом самоконтроле имеется возможность установления демократии, при неразвитом - итогом формирования общественных отношений всегда будет диктатура.

Таким образом, самоконтроль является проблемой сугубо социологической, ибо степень его развития характеризуется преобладающим в обществе социальным типом людей и складывающейся формой государства.

Что же касается внешнего контроля, представляющего систему деятельности совокупности институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов, он подразделяется:

  • - на формальный (одобрение, осуждение со стороны официальных органов власти и администрации). В силу своего предназначения и специфики организации данный контроль глобален;
  • - неформальный контроль (одобрение, осуждение со стороны друзей, родных, общественного мнения, средств массовой информации). Он ограничен небольшой группой людей, то есть локален.

В традиционных обществах социальный контроль держался на неписаных правилах, в нетрадиционных - на инструкциях, указах, законах, приказах, постановлениях, решениях. Сегодня социальный контроль все более приобретает институциональную поддержку (судьи, образование, армия, партии, правительство).

Агентами формального контроля являются специально обученные люди, носители профессиональных социальных статусов и ролей (учителя, судьи, врачи-психиатры и т.д.), а неформального - семья, друзья, знакомые.

Нетрудно заметить, что социализация и контроль - два сходных процесса, так как субъектами воздействия и там и там выступают агенты и институты.

Методы контроля могут быть жесткие, мягкие, прямые, косвенные. На практике эти четыре метода контроля пересекаются.

В организациях (учреждениях, предприятиях) социальный контроль может осуществляться в таких формах, как общий контроль и детальный контроль (последний еще называют надзором, который осуществляется не только на микро-, но и на макроуровне общества). Субъектами надзора становятся государство, крупномасштабная социальная система: сыскное бюро, детективные агентства, подразделения ОВД, служба осведомителей, учреждения исполнения наказаний, тюремные надзиратели, конвойные войска, суды, цензура.

Эффективность профилактики девиантного поведения человека в обществе, эффективность социального контроля зависят от оценки обществом или группой значимости существующих норм, от результатов процесса социализации, степени интеграции общества и уровня его институционализации. Практика показывает, что ужесточение негативных санкций не приводит к однозначному повышению эффективности социального контроля. Поэтому в большинстве рекомендаций относительно решения этих сложных проблем акцент делается на превентивных мерах, на процессе формирования социально-правового сознания человека.