Сочетание цветов в фотографии. Историческая справка о возникновении теории цвета. Общие правила работы с цветом в фотографии

Большинство из нас бездумно используют цвет в фотографии. Но как только вы предпримите выборочный подход к оттенкам в кадре и обратите внимание на цвета в композиции, то увидите качественное изменение ваших работ.

Мы обратимся к основам теории цвета и расскажем, как использовать цветовой круг , чтобы смешивать и идеально сочетать цвета. Затем сосредоточимся на использовании цвета и на различных способах создания ярких, захватывающих снимков.

Если вы решили попрактиковаться, то вам пригодятся яркие элементы одежды. Они могут быть недорогими. Сначала мы покажем, как создать особенный образ в портрете, добавив один яркий цвет на фоне преобладающего нейтрального оттенка.

Затем можно будет перейти к экспериментам с использованием дополнительных цветов.
Третий этап заключается в создании поразительных эффектов через смешивание оттенков одного цвета. Напоследок затронем использование великого множества различных цветов для веселых радужных фотографий.

И, что немаловажно, вы узнаете, как различные варианты освещения могут кардинально влиять на восприятие цвета в фотографии.

Вы наверняка знаете, что цвет может иметь огромное влияние на наше настроение. А его грамотное применение - это отличный способ добавить жизненности к вашим снимкам.

Самый простой эксперимент с цветом состоит в том, чтобы добавить акцент одного яркого оттенка в противовес к преобладающему нейтральному составу.

В этом случае безотказно работает красный цвет. Также в качестве координационного центра хорошо будет смотреться любой теплый оттенок, например, оранжевый или светло-розовый.

У модели на фото выше красные губы и такой же шарф, который четко выделяется на фоне черного пальто и серых стен. Контур глаз оживляет кадр.

После освоения нехитрого применения одного яркого цвета попробуйте контраст из двух оттенков в портрете.

Проще всего подобрать два оттенка в фотографии – это использовать цветовой круг. Цвета, которые расположены прямо противоположно, например, оранжевый и синий или красный и зеленый, как правило, хорошо друг друга дополняют.

Визуальное восприятие различных цветов может вызывать очень сильную эмоциональную реакцию.

К примеру, красный символизирует страсть и опасность, а синий способствует релаксации и имеет мгновенно успокаивающий эффект.

Вы можете сознательно вызывать у зрителя те или иные чувства, используя в снимке несколько оттенков одного цвета. В нашем примере сочетаются оттенки зеленого . Это создает успокаивающий эффект.

Выберите правильный баланс белого

Для двух портретов выше применялись различные настройки баланса белого, что кардинально влияет на изменения в цветовой палитре снимка. В первом случае настройка ББ «вольфрамовая лампа» позволила смягчить тон фиолетового платья модели и придать портрету прохладного настроения. Во втором сохранили естественное освещение, чтобы не влиять на различные оттенки в фотографии.

Бывает, что нарушение правил и принципов в фотографии дает исключительно приятный эффект. Это касается и теории цвета.

Попробуйте смешивать и сопоставлять цвета, чтобы посмотреть, что из этого получится. Чем больше вы будете экспериментировать, тем лучше начнете понимать, что выглядит хорошо, а что просто ярко.

В этом портрете встретились голубые стены, зеленое платье, фиолетовый платок и желтые цветы, что по всем правилом не должно происходить в фотографии. Но в сочетании с мягким светом удалось создать вполне привлекательный эффект радуги.

Дизайнеры обычно используют заготовку с палитрой из различных цветов и автоматически получают сочетаемые оттенки.

Для эффективного использования цвета решающее значение имеют не только правильно подобранные оттенки, но и освещение.

Цвета, сфотографированные при резком солнечном свете, будут выглядеть совсем иначе по сравнению с теми, что сняты в приглушенном освещении внутри помещения. Ключ к тому, как воспринимаются цвета, это позиционирование источника света. Можете наглядно в этом убедиться на трех снимках ниже.

В каждом случае шарф на модели выглядит совсем иначе.

Использование подсветки дало новые варианты восприятия оттенков. Можно приглушать цвета до пастельных тонов, а с боковым освещением создавать различные контрасты. Причем одни и те же принципы применимы и к искусственному освещению, и к естественному.

Фронтальное освещение

Расположение солнца либо другого основного источника света непосредственно позади фотографа покажет цвета такими, какими мы их воспринимаем в реальной жизни. То есть со всеми ярко и равномерно освещенными тонами. Именно это мы наблюдаем на снимке выше с радужным шарфом модели.

Контровое (заднее) освещение

Здравствуйте, дорогие фотолюбители!

Не секрет, что хорошая фотография намного больше зависит от умений фотографа, чем от его аппаратуры. Навороченная камера еще не гарантирует красивых снимков. Секрет удачных кадров лежит в понимании технических особенностей фотографии, и в том, как они взаимодействуют друг с другом.
Сегодня мы поговорим о важной составляющей – о цвете.

Цвет влияет на наше восприятие. Он может быть инструментом композиции, создания баланса и контраста. Подсознательно мы реагируем на цвет быстрее, чем на форму или объем. Цвета могут «оглушать» и «ударять», как звуки, а могут передавать гармонию в лаконичной, но содержательной гамме.
Цвета также обладают силой вызвать у зрителя различные реакции, потому, что с разными цветами мы связываем наши настроения и эмоции.
В психологическом плане цвета можно разделить на сильные и слабые, успокаивающие и возбуждающие, тяжелые и легкие, теплые и холодные.
На белом фоне цвета кажутся гуще, а на черном – ярче.

У каждого человека свое субъективное отношение к цвету. Тем не менее, существуют общие, характерные моменты восприятия цвета большинством людей. К примеру, самым активным и тяжелым цветом признан красный, за ним идут оранжевый, синий, зеленый и, наконец, белый. Если взять одинаковые квадраты разных цветов, то самым маленьким покажется красный, синий – побольше, а белый – самым большим.

Любопытный факт, связанный с этой психологической иллюзией цвета. Как известно, российский и французский национальные флаги имеют три одинаковых по ширине цветных полосы: синюю, белую и красную. Так вот, на морских судах соотношение этих полос меняется в отношении 33:30:37. Сделано это для того, чтобы на расстоянии все три полосы казались бы равными.

Цветовой круг

Существует не одна модель, описывающая соотношение цветов, но в фотографии чаще всего используется так называемый цветовой круг. Он состоит из нескольких секторов разных цветов. В круге выделяют три основных цвета: красный, желтый и синий. Оранжевый, зеленый и фиолетовый называют промежуточными, их можно получить путем смешения основных.

Цветовой круг является основой в понимании взаимодействия цветов. И тут действуют два простых принципа:
- Соседние цвета в круге образуют спокойные гармоничные сочетания.
- Противоположные цвета образуют контрастное сочетание.
При этом каждый из противопоставляемых цветов кажется более ярким и насыщенным.


Существует несколько основных правил работы с цветом:


Выбор направления света
Форма и окраска предметов изменяются в зависимости от характера освещения. Меняя направление и характер освещения, можно уравновесить цвета.

Изменение угла съемки
Изменяя положение фотоаппарата, можно сильно менять угол освещения объекта и тем самым в значительной степени влиять на его цвет и форму.

Изменение угла зрения
Угол зрения, в отличие от угла съемки, определяет положение объекта, которое может зафиксировать объектив фотоаппарата. Он зависит не только от положения камеры, но и от точки, с которой фотограф смотрит на объект. Понятие «нижний» и «верхний» ракурс напрямую связано с нижней или верхней точками съемки, т.е. необычным углом съемки.

Доминирующий цвет

Доминирующий (преобладающий) цвет должен быть связан с главным объектом съемки, и если главный цвет не является центральным в композиции, важно, чтобы он поддерживал и выделял главный объект съемки. Лучше всего, когда несколько цветов связаны в изображении в одно целое.

Цветовой акцент

Сила цвета зависит в большей степени не только от количества, но и от расположения. Одно яркое цветовое пятно на спокойном фоне может сделать эффектным снимок. Слабый цветовой акцент можно усилить, если он граничит с контрастным цветом.

Цветовой контраст

Контраст цветной фотографии выражается в насыщенности и разнообразии тонов (цветов). Резкие контрастные цвета (при условии их равновесия) придают фотографии эффективность и силу. Контраст усиливается, если красный цвет сочетается с голубым, зеленый – с пурпурным, синий – с желтым.

Природа этого явления лежит в физиологии нашего зрения. Человеческий глаз не может одновременно свести в фокус лучи с разной длиной волны (фокусное расстояние для красно-желтых лучей больше, чем для сине-зеленых). Поэтому когда мы видим цвета сразу все вместе, глазные мышцы начинают «дергаться», стремясь настроить волны. Эта психологическая дисгармония и создает ощущение контраста.

Наиболее удачный контраст дают:
Основные сочетания (цвета, находящиеся на противоположных сторонах цветового круга):
Синий - оранжевый
Красный - зеленый
Фиолетовый - желтый

Дополнительные (цвета, сочетание которых дает цвет, находящийся на круге между ними):
Красный - желтый
Синий - красный
Желтый - синий

Цветовая гармония

Во время фотосъемки ваша голова забита миллионом вещей, от которых зависит качество фотографии - освещением, настройками фотоаппарата, реквизитом. Нужно помнить и о погоде, которой частенько удается застать нас врасплох. Но есть еще один аспект, который поможет добиться результата: цветовая гамма, попадающая в кадр.

Давайте признаем: цвета в кадре будут последним, о чем вы вспомните в момент съемки. Отвлекитесь на минуту и посмотрите, как каждый элемент на фотографии дополняет ее цветовую гамму. А цветовая гамма, в свою очередь, влияет на ваших зрителей. Вы можете не очень хорошо разбираться в цветовых палитрах, но помните: грамотное использование цвета - эффективный инструмент для эмоциональной наполненности кадра.

Мы не собираемся углубляться в теорию цвета, а просто рассмотрим, насколько по-разному влияют на нас цвета. В этой статье мы будем оценивать сознательные и подсознательные решения, принятые фотографами, и поговорим о значениях основных оттенков.

Оранжевый

На этой фотографии оранжевый далеко не в центре внимания. Однако даже крохотная оранжевая деталь в кадре ярко выделяется на фоне более светлых тонов. Оранжевый, рожденный в удивительном сочетании желтого и красного, воплощает в себе качества обоих исходных цветов. Это цвет любви, желания, страсти и сильных положительных эмоций. Он олицетворяет собой энергию жизни и задор. А еще, этот цвет тесно связан с осенью и напоминает нам о прекрасных переменах в природе.

Розовый

От природы нежный розовый обладает четко выраженной мягкой энергетикой и очарованием. Его нельзя назвать смелым, он не будоражит чувства, это немного инфантильный оттенок с успокаивающим эффектом. Розовый - символ любви, романтики и нежности. Каждый оттенок розового несет в себе свои ассоциации, и те, что на нашей фотографии, по-разному влияют на финальный эффект кадра: светло-розовый создает расслабляющую атмосферу, а ярко-розовый добавляет дерзости и веселья.

Кстати, конфетно-розовый оттенок — один из самых популярных цветов в этом году.

Коричневый

Коричневый - один из самых распространенных цветов в природе, он скромный, но приятный глазу в каждом своем оттенке. Это цвет земли и всего, что связано с природой. Некоторые скажут, что коричневый - скучен, но на самом деле, всем богатством своих оттенков и полутонов он напоминает нам о стабильности, добротности и смиренности. Как видно на нашей фотографии, этот цвет отлично подходит для темы дома и уюта.

Красный

У красного - около миллиона качеств и столько же значений. Это цвет опасности, действия и приключений. Мы ассоциируем его со смелостью, храбростью и вызовом. Это самый впечатляющий цвет, вызывающий очень сильные эмоциональные реакции. Он сам по себе настолько мощный, что использовать его нужно с особой осторожностью. На нашей фотографии маленькая красная деталь просто идеально вписалась в кадр. Она стала элементом неожиданности, центром внимания и финальным штрихом, задающим тон всему снимку.

Зеленый

Еще один популярный, доминирующий в природе цвет, тесно ассоциируется со всеми земными символами и является цветом роста, гармонии и надежды. Символизм зеленого восходит к самым древним ассоциациям, связанным с возрождением и миром. Говорят, что этот цвет имеет целительную силу, а кроме того, он самый спокойный и умиротворяющий из всей цветовой гаммы. А еще в нем больше всего оттенков, - это видно и на нашей фотографии. Один из его вариантов, цвет зелени (Greenery), был назван цветом года по версии Pantone.

Фиолетовый

Фиолетовый или пурпурный не так часто встретишь в природе. Если повезет, его можно увидеть в переливах закатного неба. А чаще всего, благодаря своей насыщенности и глубине, он ассоциируется с достатком, властью и богатством. Но иногда можно увидеть совсем другую сторону фиолетового - он бывает тихим и скромным, как на этой фотографии. Здесь едва заметный намек на пурпур добавляет умиротворения всей картине.

Белый и серый

Белый всегда вызывает у нас положительные ассоциации. Этот элегантный светлый цвет ассоциируется у нас с духовностью. Но добавьте к белому каплю его антипода, и он превращается в серый - нейтральный, но все же немного меланхоличный цвет. Интересно, как на фотографии нежные розовый и голубой сочетаются с почти черным, жестким цветом. Серый уравновешивает композицию и объединяет в себе мощь черного и чистоту белого.

Синий

Этот цвет неба и воды часто используется в интерьере. Он несет покой и утешение, олицетворяя собой доверие и силу. Голубой дарит чувство умиротворения и безмятежности, а более темные оттенки синего внушают чувство устойчивости и надежности. С незапамятных времен синий считается цветом духовности и божественной мудрости, его корни восходят к древнему искусству, где он часто выступал символом небес. На этой фотографии голубые стены задают настроение - и вся атмосфера снимка держится на игре полутонов.

Черный

Черный - само противоречие. Этот цвет ассоциируется со смертью, и в то же время олицетворяет власть и элегантность. Он не терпит легкомысленности - в фотографии его нужно использовать с особой аккуратностью. Черный воплощает в себе отсутствие цвета и в сочетании с другими оттенками, например, с оранжевым, как на этом фото, притягивает взгляд и создает эффектный контраст.

Бордовый

Бордовый - настолько богатый и глубокий, что заслуживает отдельного упоминания. Это еще один цвет, ассоциирующийся у нас с королевской роскошью и богатством. Этой фотографии он придает выразительность: здесь он выступает в качестве акцента на фоне более светлого оранжевого и уравновешивает преобладающее сочетание черно-белого.

Желтый

Желтый - самый заметный цвет спектра. Он привлекает столько внимания, сколько не привлекает ни один другой цвет, и на этом снимке мы замечаем его прежде всего остального. Желтый - цвет счастья, ассоциирующийся с оптимизмом, фантазией и энергией. Этот цвет солнца и тепла иногда даже олицетворяет божественное начало. У разных оттенков желтого - свои значения. Более темные, зеленоватые тона добавляют тревожности в атмосферу снимка и создают драматический эффект, а более светлые пастельные оттенки действуют ровно наоборот.

Что делает цветную фотографию эмоционально волнующей и притягательной? Такие вещи, как композиция и освещение, безусловно важны, да и сюжет, само собой, играет большую роль. Но я надеюсь, что теперь вам будет интересно поработать над осмысленным и целенаправленным использованием цвета в фотографии. Выбор цветовой палитры поможет придать вашим снимкам более глубокий смысл и, в итоге, произвести на зрителей более мощный эмоциональный эффект.

Подписывайтесь на наш блог

Получайте лучшие статьи по фотографии и бонусы доступные только подписчикам

Фотограф, профессионально занимающийся съемкой портретов обязательно должен быть знаком с такой наукой, как колористика. Очень важно знать хотя бы основы цветоведения – какие оттенки хорошо ладят друг с другом, а какие никогда не создадут гармонию.

Ниже мы дадим несколько довольно простых советов, знание которых поможет в гармоничном оформлении портрета. Красный, желтый, синий… Или что нужно знать о цвете

Итак, что же необходимо знать о природе цвета? Прежде всего то, что для систематизации оттенков, люди создали простую колористическую модель или, иначе говоря, цветовой круг. Он разделен на три основные части, соответствующие базовым цветам – синему, красному и желтому (известный цветовой принцип CMYK). Здесь стоит запомнить первое правило – для каждого основного цвета два других являются противостоящими. Выходит простая схема: синий противостоит красному и желтому; желтый – синему и красному, а красный «не любит» желтый и синий цвет.

Вполне логичным является то, что базовые цвета создают контрастную пару с вторичными, смешанными цветами. Так, красный с зеленым (который является смесью синего и желтого) находясь рядышком, обоюдно усиливают друг друга. Точно таким же образом поступают по отношению друг к другу синий с оранжевым, желтый с фиолетовым. Третичные цвета возникают после смешивания базовых с вторичными. К примеру: красно-фиолетовый «сливовый», сине-зеленый «керосиновый» и т. д. А вот уже правила сочетания третичных цветов с четвертичными довольно сложные.

При работе с балансом белого крайне важно помнить условное деление оттенков на «холодные» и «теплые». Кроме того, стоит учитывать, что противостоящие цвета способны блокировать друг друга. Например, в «холодном» синем цвете искажается желтоватые оттенки, приобретая «землистость» цвета, а в красноватом освещении теряет свои качества зеленый цвет – он попросту блекнет. Все эти нюансы очень важны для фотографа, работающего с цветными портретами. Многие мастера не придают значения очередности внесению изменений: они могут их вносить в процессе подготовки к съемке, во время самой фотосессии либо при постобработке. Однако есть ряд принципов, требующих соблюдения:

Тонкости профессионального визажа

Традиционно в визаже больше используются холодные цвета, что связано с особенностью теплых: красноватые «теплые» оттенки часто придают модели нездоровый вид (очень яркий пример – «воспаленные» от красных теней глаза). Однако стоит учитывать и то, что тени определенных холодных оттенков (в особенности зеленой гаммы) также могут портить снимки, подчеркивая красноту глаз модели. В этом случае, если под рукой нет популярного «Визина», то их лучше не использовать – оптимальным решением здесь будет выбор нейтральных, серо-серебристых оттенков теней.

Может показаться, что доминирование холодной гаммы – правило без исключений. Однако это не так. Например, сливовые, лиловые, фиолетовые оттенки помады крайне нежелательно использовать, если зубы модели не блещут голливудской белизной. Здесь следует запомнить, что синеватый оттенок на эффекте контраста только подчеркивает желтизну. В таких ситуациях без ретуши уже не обойтись. При неидеально белых зубах лучше выбирать оттенки ближе к терракотовому, бронзовому либо шоколадному.

Также подойдут любые цвета, имеющие желтоватый отлив: персиковый, розовая бронза, золотистый и т. п. Красный цвет потому и принято считать классическим, что он никогда не подводит в вопросах профессионального визажа для фотографии. В случае если красный преобладает в оттенке кожи фотомодели, используют специализированные корректоры, включающие зеленоватые пигментные частицы. Такой прием дает возможность «блокировать» несовершенство кожи.

Все эти правила «портретной» колористики крайне важны для фотографа, работающего в студии, даже если в его штате числится профессиональный визажист. Участие стилиста очень желательно, поскольку одной из его рабочих задач является создание гармоничного по цвету ансамбля. Хороший визажист не только подберет «правильные» оттенки косметики, но и сможет посоветовать, какие цветовые элементы использовать для дополнения образа. Если на съемках нет профессионального визажиста, и make up выполняет сама фотомодель либо кто-то другой, необходимо особое внимание уделить цветовому решению снимка. Желаем удачи в работе и создании гармоничных портретов!

В нашем магазине продаётся всё что нужно для отличной и качественной фотографии: объектив , вспышка , штатив для фотоаппарата и многое другое