Служебных ситуациях поведение служащего регулируется правилами этикета. Служебный этикет: общие принципы

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Реферат
По деловому общению
Тема: Основы служебного этикета

Выполнила студентка Хорольская Алена Александровна
гр. 1305 факультет ТЭФ курс 3
Научный руководитель Семенова Юлия Евгеньевна

Санкт-Петербург
2012
Содержание.

Введение………………………………………………………… ……………...........3
Глава 1. Понятие служебного этикета, его основные принципы…………………4
Глава 2. Специфика общения руководителя с подчиненным …………..……….12
Глава 3. Специфика общения между сотрудниками……………………………...17
Заключение…………………………………………………… ……………………..19
Список литературы………………………………… ……………………………….20

Введение
Этикет - явление историческое. Правила поведения людей изменялись с изменениями условий жизни общества, конкретной социальной среды. Под служебным этикетом понимается общепринятые (или декларативно установленные) правила социального поведения в профессиональном общении в конкретной организации. Это система норм и атрибутов делового этикета, присущая конкретной организации: требования к эстетизации внутренней среды организации, стиль общения; стандарты общения, ведения дел с субъектами внешнего окружения организации, доля мероприятий по формированию имиджа организации.
Служебный этикет должен, с одной стороны, обеспечивать нормативную регуляцию процесса общения неравных по социальному статусу партнеров путем выравнивания их позиций, но не в социальном, а только в коммуникативном плане. С другой - сохранять и поддерживать определенное «неравенство» партнеров, имеющих различный служебный статус, для обеспечения надлежащей субординации и дисциплины. Руководители ведущих организаций обращают особое внимание на вопросы делового общения.
Одной из функций служебного этикета является сближение людей с разными социальными статусами, улучшения их взаимопонимания и взаимоуважения. Этикет сегодня - это, прежде всего средство общения, средство регуляции взаимоотношений общающихся людей. Можно привести такую аналогию: без знания норм и правил служебного этикета организации человек похож на водителя, который оказался за рулем и выехал на улицу, не зная правил. Организационное поведение в современных условиях рождает новые ситуации общения, вносит новые этикетные требования. Запомнить их все невозможно. Жизнь намного сложнее, чем правила, и в ней случаются такие ситуации, которые довольно трудно предвидеть даже в самом своде правил этикета. Возможно, на сегодня важнее не выучить правила, а понять «дух», сущность и содержание этикета, то есть усвоить основные принципы.
Целью данной работы является раскрытие темы «служебный этикет», рассмотрение основ и главных понятий.

Глава 1. Понятие служебного этикета, его основные принципы.
Дело, которым занимается деловой человек, - это его своеобразная служба только это не служба, посвященная незримым и абстрактным общественным идеалам. Деловой человек на службе у своего дела. На этой службе он общается с коллегами, партнерами, подчиненными. Такое общение имеет свои позиции, свои правила, свой этикет. Назовем его служебным этикетом.
Этикет (теория морали) - в широком смысле есть свод правил и предписаний, определяющих отношения между людьми. Служебный этикет - это нормы служебного общения. В основе его лежат деловые соображения служебной коммуникации. И прежде всего - это понимание важности обсуждаемого вопроса.
Служебное общение любого уровня должно быть пропитано убеждением, что обсуждаемый вопрос - в равной степени важен как для коммуникатора, так и для реципиента. Бытующее мнение о том, что исполнитель не обязательно должен знать о положении вещей в целом, ошибочно. Требование понимания обсуждаемого вопроса предполагает равнозначность осведомленности.

Следующим правилом служебного общения является создание правильной установки в процессе коммуникации. Установка сознания - это отношение человека к окружающему его миру и к людям, своим коллегам. Дефекты этой установки незамедлительно скажутся и на процессе общения и на конечном результате деятельности. Для формирования правильной установки требуется преодолеть стереотипы устойчивого, расхожего мнения, предвзятые представления, неправильные отношения. Стереотип препятствует коммуникации двояким образом: смысл информации может быть искажен отправителем под воздействием стереотипа, а также получение информации может быть деформировано стереотипным мышлением получателя информации.
Формируя сообщение, нужно позаботиться о его продуманности, уместности, полноте, соответствии конкретной ситуации, возможности реализации. Нужно также определить какие стереотипы могут оказать влияние на получателя информации, чтобы преодолеть этот барьер. Самое простое правило этикета служебного общения - сначала самому избавиться от стереотипов мышления. Предвзятые представления основываются на простой формуле: «Человек верит в то, во что он хочет верить». Поэтому важным императивом этикета служебного общения будет правило объективности, предписывающее не искать подтверждения правоты своих слов и не отвергать всего того, что им противоречит. Такая позиция неконструктивна, ибо она сходу отметает все то, что не работает на собственную идею. Неправильные отношения отправителя и получателя информации могут иметь своей причиной различные личностные антипатии. Задавая область служебных отношений, нужно сразу принимать установку, что выше дела и делового сотрудничества ничего быть не может. Этот категорический императив, конечно, трудно в полной мере реализовать практически. Но он должен быть основной целью всех тех, кто вступает в служебное общение. Служебное общение должно оптимально соотносить обязанность и интерес, внимание и потребность, ответственность и мотив.
Важным правилом служебного общения должно быть внимание к фактам. Именно они определяют правильные установки сознания, устанавливают корреляцию указанных выше понятий.

В основе этикета служебного общения лежит обычный речевой и поведенческий этикет. Для данной системы правил уместным будет все, что принято в обществе, за исключением, разумеется, тех особенностей общения и поведения, которые связаны с досугом, культурой отдыха. В основе этикета служебного общения - прагматичные нормы деловой коммуникации, императивы управления и самоуправления.
Этика приказа и просьбы - важные понятия служебного этикета. И то и другое - требование предоставления некоторой ситуации или выполнения определенного действия. Разница между ними лишь в степени категоричности. Уместность использования той или иной степени категоричности всецело определяется ситуацией. Приказная форма, жесткий стиль требования оправданы в экстремальных условиях. Приказ - синоним администрирования (если, конечно, не брать его простые формальные аналоги). Пожалуй, самым главным критерием уместности будет следующий: приказ неуместен везде и всегда, где можно обойтись просьбой. Жесткая форма администрирования - самая невыгодная форма управления. Чем жестче отдан приказ, тем он более «обезволивает» подчиненного, лишает его возможности проявления инициативы, однозначно навязывает конкретное действие, а не требуемый результат. В этом случае требовать ответственности за него было бы просто аморально.
Тем более недопустима форма приказа, сопровождаемая угрозой наказания. Уровень эффективности исполнения сразу значительно снижается и у исполнителя возникает чувство протеста и сопротивления. Просьба также не всегда бывает уместна. По крайней мере, если речь идет о выполнении элементарных служебных обязанностей, просить об этом, почти как об услуге, достаточно нелепо. Наиболее индифферентная форма, подходящая к большинству служебных ситуаций общения, - поручение. Соответственно, поручение трансформируется в просьбу, если его содержание выходит за рамки прямых служебных обязанностей.

Этика наказания - важный элемент служебного этикета общения. Здесь речь идет не столько об эффективности наказания (выговора, порицания, взыскания, штрафа и т. п.), Сколько о наказании как элементе служебного общения. А это предполагает, что свершившийся факт наказания не должен стать в дальнейшем непреодолимым барьером в служебном общении.
Поэтому наказание должно, несомненно, быть заслуженным, соответствовать по своему уровню ответственности, степени проступка, глубине последствий и мере осознанности. Если хотя бы по одной из данных позиций будет несоответствие, эффективность, а равно и моральная оправданность наказания приведут к деструктивным результатам. Нужно учитывать несколько принципов наказания:
1. Чтобы наказание послужило делу, необходимо достичь полного принятия позиции руководителя подчиненным.

2. Если подчиненный как личность принимает позицию руководителя, требуется осуждать совершенный личностью поступок (или проступок), а не саму личность.
3. Наказывая подчиненного, нужно не отталкивать его, а наоборот, привлекать к себе, в том числе предлагая вместе подумать, как можно исправить ту или иную оплошность.

Принцип наказания должен основываться на том, что выговор или взыскание никого в восторг не приводят. Даже, если все правила выполнены, после наказания было бы противоестественным ожидать появления радости на лице подчиненного. Это просто противоречило бы психологическому механизму действия наказания. Но главное, чего нужно добиться, - чтобы отрицательные эмоции, возникшие в этой ситуации, были направлены не на вас, а на свой поступок.
Форма увольнения в служебном этикете - одна из самых болезненных. Ее сухой стиль, прописываемый в виде фраз: «В порядке сокращения штатов...», «по статье такой-то...», «по собственному желанию...», «как несоответствующий должности...» и т. п., всегда вызывает психический надлом и не только у увольняемого, но и у тех, кто продолжает выполнять служебные обязанности. Формула увольнения включает в себя шесть пунктов и ни один из них не должен быть пропущен. В противном случае в оставшемся коллективе наверняка возникнут дополнительные коммуникативные барьеры. Эта формула имеет универсальный характер и все ее пункты могут использоваться буквально, слово в слово в том же порядке, в котором они предлагаются.
Вызвав к себе подчиненного для разговора об увольнении и предложив ему сесть, формулируйте следующее:
1. Петров! Если вы в корне не измените свое отношение к работе, то нам с вами не по пути.

2. В течение ближайших двух недель (месяца) забудьте о том, что я вам сказал.
3. Приходите ко мне за помощью и советом, когда они вам потребуются.
4. Я буду вести себя так по отношению к вам, как будто вы только приступили к работе, и сделаю для вас все, что в моих силах.
5. Если же по степени указанного срока вы покажете, что работа вам по плечу, забудем этот разговор.

6. Если же за это время ничего не изменится, то пеняйте на себя. Я официально сообщу вам, что вы уволены и вам придется подыскивать новое место работы.
Вряд ли эта формула исправит человека, не способного к работе, но она поможет не нажить врага и вовремя избавиться от лодыря. В служебном коллективе, в котором, как известие, все тайное сразу становится явным, данная формула может служить стимулирующим фактором. Даже независимо от того, что угроза, может быть, ни разу и не доводилась до конца.
Благодарность в комплимент в этике служебных отношений также занимают важное место. В основе благодарности - внимательность к успехам подчиненных и своевременность поощрения. Причем своевременное устное поощрение - более весомая составляющая эффекта служебной коммуникации, чем, например, запоздалая денежная премия. Вовремя похвалить, отметить прогресс, повышение показателей - значит еще больше стимулировать работу. Лучше не наказывать вообще за просроченный проступок, чем не похвалить, не заметив успеха.
В благодарности и поощрении соблюдаются нормы общепринятого этикета. Формой поощрения могут служить так называемые «золотые слова». Это не прямое, а косвенное поощрение. Но порою оно более действенно, чем прямая благодарность. К косвенному поощрению можно отнести комплимент как выражение некоторого преувеличения личных и деловых качеств человека. В психологическом отношении комплимент создает отношение аттракции (доверия, симпатии, привлекательности). Человек слышит в свой адрес приятные слова, он получает удовольствие (и это психологически понятно) и вместе с ним некоторую дозу внушения поддерживания подобных отношений

Паритетные начала служебного этикета основываются на ряде важных принципов. Первый из них - принципиальное равенство. Эффективность согласованного действия, делового обсуждения увеличивается тогда, когда перед соображением дела - все равны, независимо от должности, возраста, статуса, стажа работы и т.п.. Есть много моделей достижения равенства позиций при обсуждении делового вопроса. Флотская модель, например, предполагает обсуждать тактику предстоящего сражения в кают-компании флагмана, начиная с мнения самого младшего по званию и возрасту офицера. Модель круглого стола предполагает свободный обмен мнениями, в которой регламент гарантирует каждому право выступления, независимо от воли спикера. «Мозговой штурм», уравнивая права перед регламентом, отдает приоритет тому, чьи идеи оказываются свежее, актуальнее. Конечно, не каждое производственное совещание следует проводить как рекогносцировку перед боем или как «мозговой штурм», но, тем не менее, следует добиваться устранения администрирования, навязывания начальственной точки зрения. Для пользы дела требуется уравнять всех в правах на истину, что, впрочем, действительно соответствует реальному положению вещей.
Паритетные начала достигаются и упорядочиванием обращения. Начальственное, панибратское «ты» подчиненному в ответ на его «вы» никак не будет соответствовать, идее равенства. Манера общения, естественно, зависит от состояния межличностных отношений, с кем-то кто-то на «ты», а с кем-то - на «вы». Важно, чтобы в любом случае все это было симметричным.
Итак деловой этикет - это общение, поведение и отношения. Для осмысления этикета общения важно усвоить коммуникативные принципы оптимизации общения вообще и служебного общения в частности. Можно выделить несколько таких принципов служебного этикета, которые чрезвычайно важны для должностных лиц и работников организаций.
Первый - это принцип гуманизма, человечности, который воплощается непосредственно в нравственных требованиях к культуре взаимоотношений:

    Вежливость;
    Тактичность;
    Скромность;
    Точность.
Вежливость - форма взаимоотношений между людьми, сущность которых - доброжелательность, желание добра другому человеку. Вежливость имеет такие проявления, как внимательное отношение, готовность предоставить услуги другому человеку. Доброе отношение к людям - это главная основа нравственности служебного этикета современной организации. Существуют разные стороны или оттенки вежливости:
    Корректность;
    Почтительность, учтивость;
    Любезность;
    Деликатность.
Корректности характерно преимущественно служебная и несколько суховатая, холодная вежливость, почтительности - уважение к человеку, любезность же - это стремление быть приятным и полезным, а деликатность - это вежливость в сочетании с особой мягкостью и глубоким пониманием внутреннего состояния и настроения других людей
Слово тактичность от латинского «такт» означало ощупь, чувства. Это, то чувство меры, которое подсказывает человеку в определенной конкретной ситуации предусмотрительно не замечать ошибок и недостатков другого человека, не делать ей замечаний в присутствии других лиц, не задавать вопросов, которые ставят собеседника в невыгодное положение.
Скромность – это умение соотнести самооценку с мнениями людей, которые нас окружают, не переоценивать себя, не подчеркивать свою значимость и не афишировать своих преимуществ, уметь при этом сдерживать себя. Настоящая скромность не имеет ничего общего со скованностью, закомплексованностью. Все это - проявления комплекса застенчивости, возникающие в случае недостаточного владения навыками свободного культурного общения. Лицо не знает, как начать разговор с другими, о чем говорить, боится что-то нарушить или сделать не так, как надо.
Точность - это умение ценить свое слово, выполнять то, что было обещано, своевременно приходить, не опаздывать.
Второй принцип служебного этикета - целесообразность действий. Современный служебный этикет предполагает, что все в общении должен быть умеренным и простым. Если мы не знаем, как вести себя в какой-то нестандартной для нас ситуации, то следует руководствоваться принципом целесообразности и удобства. Хотя надо помнить, что удобно должно быть не только нам, но и людям, которые нас окружают. Реальная жизнь сложна и многогранна, и поэтому возникают ситуации, не регулируемые установленными правилами и нормами. Современный этикет не догматический, он предусматривает возможность выбора. Согласно новым социальным условиям жизни нормы этикета могут и должны меняться.
Третий принцип служебного этикета - это красота, или эстетическая привлекательность поведения. Правила этикета определяются требованиями эстетики. Их логика достаточно проста: «неприлично, потому что некрасиво». Современный общий этикет и служебный этикет государственного учреждения ориентированы на единство формы и содержания поступков их должностных лиц и работников. Поэтому доброжелательное отношение к людям должно быть эстетически оформленное, потому что любой изысканный и благородный по намерениям поступок может по форме выглядеть некрасиво и нелепо или даже потерять свой благородный нравственный смысл. Больше всего это проявляется в манерах, жестах, мимике.
Основным принципом поведения с точки зрения служебного этикета можно считать глубокое уважение к интересам и чувствам других сотрудников, всех граждан, которые контактируют в неформальной ситуации.

Глава 2. Специфика общения руководителя с подчиненным.
Все требования к служебному этикету делятся на две подгруппы. Первая подгруппа: включает в себя требования в межличностных контактах по горизонтали (подчинённый - подчинённый, руководитель-руководитель). Вторая подгруппа: включает в себя требования в межличностных контактах по вертикали (подчинённый - руководитель).
Стиль общения руководителя с сотрудником (т. е. подчинённым) зависит от общего стиля отношений в коллективе. Руководитель, как правило, должен обращаться к сотрудникам по имени и отчеству. Обращение по фамилии с добавлением слова «господин» возможно, но у нас в стране пока не распространено. Не стоит также обращаться к подчинённым по имени, да ещё в сокращённом варианте. В нашей стране испокон веков принято уважительно называть людей по имени и отчеству. Такова наша давняя традиция. По имени можно обращаться к ближайшим сотрудникам, если они молоды и не возражают против такого фамильярного обращения. В деловом разговоре надо уметь дать ответ на любой вопрос. Даже на простейшие, задаваемые ежедневно по несколько раз "Как дела?", всегда необходимо помнить о чувстве меры. Ничего не ответить невежливо; буркнуть "нормально" и пройти мимо тоже невежливо, если не грубо; пуститься в долгие рассуждения о своих делах - прослыть занудой. В таких случаях деловой этикет предписывает отвечать примерно следующее: "Спасибо, нормально", "Спасибо, пока жаловаться грех", и в свою очередь поинтересоваться: "Надеюсь, что и у Вас все обстоит нормально?". Такие ответы нейтральны, они успокаивают всех, следуют сложившимся в России нормам. Однако у чехов, словаков, поляков и югославов на вопрос "Как дела?" правилами делового этикета не возбраняется кратко рассказать о трудностях, пожаловаться, например, на дороговизну. Но говорят об этом бодро, подчеркивая, что деловой человек преодолевает трудности - их немало в его деле, но он знает как с ними справиться, и гордится этим. А без трудностей и забот живет только бездельник.
Следующий немаловажный этап - умение слушать своих сотрудников. Многим представляется: что может быть проще, чем уметь слушать! Но слушать, это не значит бездействовать. Слушая, необходимо вникнуть в смысл не только того, о чем говорит собеседник, но и понять, для чего он это говорит, что он от вас хочет, с чем он к вам пришел. Что вы можете для него сделать? Не спешите перебивать собеседника, дайте ему выговориться. Но подлинного делового общения руководителя со своими сотрудниками часто не происходит по целому ряду причин, главная из которых - наличие социальных, психологических и других барьеров. Это может быть, например, отсутствие психологической совместимости руководителя и сотрудника (отдельные черты характера, манеры поведения одного не нравятся другому), руководитель систематически стремится показать свое превосходство и тем самым подавляет и даже унижает своего сотрудника, отношения носят слишком формальный, официальный характер, для общения неблагоприятная обстановка и так далее. Перечень барьеров можно было бы продолжить. Для руководителя очень важно знать, а самое главное, уметь творчески использовать в зависимости от складывающейся ситуации правила делового, но одновременно и доверительного общения.
Соблюдение правил служебного этикета в общении руководителя с подчиненными не только облегчает отношения между ними, но и служит верным средством создания благоприятных условий для эффективного труда служащего. Наиболее удачные личные встречи всегда носят неофициальный характер. Это собеседование, проведение которого требует соответствующих навыков. Поэтому, руководителям желательно относиться к ним как к совещаниям или дискуссиям, поскольку проводятся они регулярно и являются неотъемлемой частью стиля жизни в организации.
Следующие пункты помогут руководителю планировать личную встречу с подчиненными:
1. Помните, что это не простой диалог, а совещание. Заранее определите, что вы хотите сообщить. Будьте готовы внести исправления в свои предложения в зависимости от хода обсуждения и информации, полученной от работника.
2. Встреча должна проходить в месте, где вас не будут отвлекать, что позволит сотруднику расслабиться.
3. В разговоре обсуждайте и рассматривайте всю работу, выполняемую сотрудником, а не только какую-то ее часть или отдельно взятый аспект.
4. Обсуждение включает прошлое, настоящее, а также планы на будущее (до трех месяцев - прошедших или предстоящих).
5. В результате обсуждения стороны предлагают конкретные шаги к действию с указанием точных сроков их выполнения. В конце обсуждения назначается и записывается время следующей личной встречи.
6. Оцените текущие задачи: обсудите то, что было выполнено хорошо, и то, что не было сделано должным образом и по какой причине.
7. Стремитесь к достижению согласия, потому что, согласившись, человек чувствует себя обязанным выполнить поставленную перед ним задачу.
8. Во время пауз резюмируйте сказанное: таким образом, вы оба будете знать, что уже обсуждено, а что нет.
9. Во время встречи делайте записи, а затем представьте копию заметок подчиненному.
Во время проведения индивидуальных встреч с подчиненными вам следует говорить приблизительно 20 % времени, а остальные 80 % - слушать. Никогда не переходите на личность. Всегда описывайте манеру поведения сотрудника, как свидетельство проявления или, наоборот, не проявления того или иного качества. При обсуждении проблемы совершенствования работы сотрудника лучше всего начать с открытых вопросов и пригласить его высказать свои соображения по этому вопросу:
- Что вы думаете о том, как идет ваша работа со времени нашей последней встречи?
- Как вы думаете, что у вас получается лучше всего, а что хуже?
- Каковы ваши сильные стороны, а в каких областях вам еще стоит поработать? С какими проблемами вы сталкиваетесь? Что вы думаете по поводу их решения?
- Каким образом можно улучшить выполняемую вами работу? Имеются ли у вас соображения на этот счет? Могу ли я чем-то помочь? (Во многих случаях вам не придется говорить подчиненным об их сильных и слабых сторонах, требующих совершенствования, - они скажут вам об этом сами).
Слушать нужно внимательно, повернувшись лицом к говорящему. Необходимо установить с ним визуальный контакт, убедиться в том, что ваша поза и жесты говорят о том, что вы слушаете. Сидеть или стоять надо на таком расстоянии от собеседника, которое обеспечивает удобное общение обоих, сосредоточиться необходимо на том, что говорит ваш собеседник. Нужно стремитесь свести к минимуму ситуационные помехи. Нужно стараться понять не только смысл, но и чувства говорящего, придерживаться одобрительной установки по отношению к собеседнику. Любая отрицательная установка со стороны слушающего вызывает защитную реакцию, чувство неуверенности и настороженность в общении. Важно выразить понимание и отвечать на просьбы соответствующими действиями. Помните, что часто цель собеседника - получить что-либо ощутимое, например, информацию, или изменить мнение, или заставить сделать что-либо.
Демократизация всех сфер управленческой деятельности актуализирует такую форму делового общения, как совещание, общий настрой, деловитость и конструктивный характер которого определяется не только организационными талантами руководителя, но и его культурой, тактом, знанием правил поведения. Пунктуальность - важнейшее требование служебного этикета. Задержка начала совещания из-за необязательности начальника есть проявление неуважения к своим сотрудникам. Также большое значение имеет форма приветствия. Войдя в зал заседаний, руководитель должен поздороваться со всеми. Проводя совещание, председательствующий по очереди предоставляет слово сотрудникам. Неприличным считается обрывать выступающего, тем более грубыми, резкими замечаниями. Если оратор говорит слишком долго и не по существу, можно напомнить ему о регламенте.
Таким образом, во всех ситуациях, возникающих в процессе служебной деятельности, стержень поведения руководителя должны составлять вежливость, доверие к подчиненным и уважение их личного достоинства, искренность и доброжелательность. Но и подчиненные должны усвоить основные правила служебного общения: быть вежливыми, выдержанными, готовыми оказать услугу. Однако предупредительность, которая оборачивается услужливостью, свидетельствует не только о снижении чувства собственного достоинства у подчиненного, но и об отсутствии должной культуры у того, кто принимает такого рода услуги. Деловое общение играет особую роль в жизни каждого человека. Оно определяет отношения между людьми.

Глава 3. Специфика общения между сотрудниками.
Известно, что в число людей, с которыми мы связаны судьбой, входят наши товарищи по службе, сотрудники, коллеги по совместной работе. Коллектив объединяет людей – сослуживцев разного возраста, пола, уровня образования и культуры, интеллигентности. Порядочность начинается с того, что человек держит данное им слово, честно, профессионально, грамотно выполняет свои обязанности, служебный долг перед другими людьми. При этом очень важно не забывать, что у каждого сослуживца свой характер, привычки, убеждения вкусы и потребности. Практически все человеческие качества, как хорошие, так и плохие укладываются в понятие порядочности и непорядочности. Коллега по работе в первую очередь должен быть порядочным человеком. Честный, скромный и внимательный работник учреждения, в первую очередь уважает тех, кто рядом и помогает менее опытным выполнять нелегкие служебные обязанности. Он не позволит себе мешать другим пустыми разговорами, опозданиями на работу, погуливать, пьянствовать, курить в служебном помещении, перекладывать свою ответственность на других, но и другим не позволит лодырничать.
Интеллигентный, порядочный человек никогда не допустит, не позволит себе распускать сплетни о сослуживцах, не будет потакать конфликтам в коллективе, он готов заменить заболевшего товарища, заступиться за коллегу, с которым обошлись несправедливо. Не будет рабски увиваться около начальника, «тыкать» старшим, умышленно надменно поглядывать на нижестоящих или равных себе.

Справедливый работник учреждения тактично может указать коллеге по службе на его ошибки, а если и критикует его, то делает это благож
и т.д.................

Основу этикета государственного служащего составляют общие принципы современного этикета, соблюдаемые сегодня во всём мире: это принципы гуманизма, целесообразности действий, эстетической привлекательности поведения и уважения к традициям своей страны и стран, с представителями которых государственным служащим приходится вступать в деловые контакты.

Принцип гуманизма закрепляет нравственную основу делового этикета. Он конкретизируется в требованиях, обращённых к культуре взаимоотношений и включающих вежливость во всём многообразии её оттенков: корректность, учтивость, любезность, деликатность, тактичность, скромность, точность. Кредо принципа гуманизма: добрые отношения являются залогом плодотворного сотрудничества, выступая одним из наиболее действенных мотиваторов трудовой деятельности, неотемлемой частью организационной культуры.

В каждой конкретной ситуации мы выбираем соответствующую данной ситуации форму вежливости, а именно корректную вежливость, которая позволяет, не нарушая этикета, дать понять человеку наше отношение к его поступку. Корректность позволяет сторонам сохранить чувство собственного достоинства и не унизить другого.

Другая форма вежливости - учтивость, почтительная вежливость. В служебных отношениях почтительная форма вежливости служит надёжным способом защитить и достоинство подчинённого, и авторитет руководителя, соблюдая служебную иерархию, оказать уважение начальнику без тени услужливости и унижения и «почтить» вниманием подчинённого без высокомерия и чванства. Учтивость не имеет ничего общего с услужливостью и подобострастием в чиновной среде.

Яркое проявление гармонии внутренней и внешней культуры человека - деликатность, свойство действительно воспитанных, интеллигентных людей, высшее выражение доброжелательности, предупредительности и приветливости.

Вежливости всегда сопутствует тактичность - то чувство меры, которое позволяет человеку точно улавливать границу между тем, что можно и чего нельзя.

Одно из требований служебного этикета - скромность. В. Даль определяет скромного человека, прежде всего как умеренного в своих требованиях, невзыскательного для себя, не ставящего свою личность наперёд, приличного, тихого в обращении, противопоставляя этим качествам самоуверенность, самонадеянность, самолюбивость, заносчивость, наглость, нахальство.

Принцип гуманизма - основополагающий, но не единственный принцип, лежащий в основе этикета государственного служащего. Нестандарстные служебные и жизненные ситуации постоянно ставят человека перед проблемой выбора модели поведения, опираясь лишь на здравый смысл. Принцип целесообразности действий - вот то, что во многом определяет поведение государственного служащего во взаимоотношениях с окружающими в служебной ситуации.

Третий принцип, на котором основываются требования современного делового этикета - принцип эстетической привлекательности поведения и внешнего облика работника учреждения. Неопрятно одетый, размахивающий руками и постоянно гримасничающий или угрюмо насупленный, в азарте спора загоняющий вас в угол или небрежно, не глядя на вас, протягивающий для приветствия высокомерно протянутую ладонью вниз руку, громко разговаривающий и шумно борющийся со своим насморком человек вряд ли вызовет симпатию и доставит удовольствие от общения с ним. Некрасивое, лишённое изящества и привлекательности поведение оскорбляет эстетические чувства окружающих и воспринимается как проявление неуважения к ним.

У каждого народа есть свои, веками складывающиеся, обычаи и традиции. Уважение к этим традициям и следование им - ещё один принцип современного делового этикета. Один из важных и могущественных принципов современного служебного этикета, ломающий стереотипы общепринятых представлений о правилах хорошего тона - принцип субординации, диктующий внешний рисунок поведения служащих во многих ситуациях делового общения. Сама природа управления персоналом на государственной службе диктует необходимость и целесообразность строгой субординации трудовых отношений: «сверху вниз» и «снизу вверх» (между руководителями и подчинёнными) и «по горизонтали» (между сотрудниками одного должностного статуса).

В последнее время в практику трудовых отношений на государственной службе всё активнее начинает входить новый стиль управления персоналом (его называют партиципативным стилем), отличительные черты которого - открытость, информированность, доверительность отношений, делегирование полномочий подчинённым и т.д. Вместе с новым стилем управления в этике деловых отношений государственных служащих утверждается принцип паритетности, мирно уживающийся с принципом субординации. Знание основных принципов современного делового этикета позволяет человеку достаточно уверенно ориентироваться в любой нестандартной ситуации, не попадать впросак и не совершать ошибок, позволяющих окружающим усомниться в его воспитанности, что могло бы нанести серьёзный урон его имиджу.

Интеллигентность государственных служащих должна определяться не только уровнем образованности, но и соблюдением этических принципов законности, справедливости, гуманности, ответственности и беспристрастности. Также она должна сочетаться с умением облечь исповедуемые ими нравственные принципы в соответствующие формы внешнего поведения, основу которого составляют уважение к человеку и его достоинству, вежливость, тактичность, скромность, точность, эстетическая привлекательность поступков в сочетании с целесообразностью и здравым смыслом.

Вопрос 21

Этика государственного служащего – это добросовестное отношение к своим профессиональным обязанностям, включающее такие понятия как долг, честь, совесть, достоинство, ответственность, обязанность.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Первый путь формирования личностных качеств – верная педагогика. Для педагогики, однако, весьма важным является то, что мера личностного развития человека зависит не только от самого факта его участия в деятельности, но главным образом от степени той активности, которую он проявляет в этой деятельности, а также от ее характера и направленности, что в совокупности принято называть отношением к деятельности.

Не менее существенными для развития личности является также характер и направленность той активности, которую проявляет личность в организуемой деятельности. Можно, например, проявлять активность и взаимопомощь в труде, стремясь добиться общего успеха класса и школы, а можно быть активным, чтобы только показать себя, заслужить похвалу и извлечь для себя личную выгоду. В первом случае будет формироваться коллективист, во втором – индивидуалист или даже карьерист. Все это ставит перед каждым педагогом задачу – постоянно стимулировать активность учащихся в организуемой деятельности и формировать к ней положительное и здоровое отношение. Отсюда следует, что именно деятельность и отношение к ней выступают как определяющие факторы воспитания и личностного развития учащегося.

Вопрос 22


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13

1. Служебный этикет и такт

Французское слово «этикет» имеет в русском языке несколько зна­чений: «ярлык», «надпись», «этикетка», а также «церемониал», «этикет». Изначально оно обозначало колышек, к которому привя­зывалась бумажка с названием товара, а затем - саму бумажку с надписью. Позже понятие «этикет» обособилось от остальных зна­чений этого слова.

Этикет - совокупность правил поведения, установленных в коллективе и принятых как норма общения в различных жизнен­ных ситуациях. Можно также определить этикет как свод правил обхождения с людьми; как писаных (установленных), так и иных, передаваемых от человека к человеку неформально.

Этикет сотрудника органов внутренних дел - составная часть его нравственной, эстетической культуры, включающей регламен­тированные формы поведения и общения с гражданами. Знание норм и правил служебного этикета - один из важнейших показате­лей (и даже критериев) профессионализма и общей культуры со­трудника органов внутренних дел.

Этикет регулирует манеры. Манеры - способность держать себя, внешняя форма поведения. К манерам относятся некоторые осо­бенности речи (тон, интонация), жесты, мимика, походка.

Отличительной чертой служебного этикета сотрудника органов внутренних дел является его нормативный характер: общение здесь регламентировано уставами, приказами, наставлениями, инструк­циями, выполнение которых строго обязательно.

Основными нормами и правилами, обеспечивающими красоту отношений между сотрудниками органов внутренних дел, являются:

    строгая субординация;

    сознательная дисциплина;

    взаимное уважение;

    уважение к старшему по званию, должности, возрасту;

    исполнительность, пунктуальность, инициатива, выдержка, спо­койствие и т.п.

В служебной деятельности важно придерживаться норм субор­динации, основанных на обязательном подчинении младших старшим, правилах служебной дисциплины и четком разграничении профессиональных полномочий.

В свою очередь субординация предполагает: власть и подчине­ние, исполнительность, контроль, координацию своих действий с действиями других сотрудников, запрет на действия подчиненного через голову своего непосредственного руководителя, обозначение «рамок компетентности» в принятии управленческих решений, фиксацию служебных прав и обязанностей.

Нормы этикета - это наставления по конкретным формам поведения в обществе. Соблюдение их делает общение людей го­раздо более приятным, чем при нарушении этих норм или пренеб­режение ими.

Основные нормы далеко не исчерпывают всех норм служебного этикета. В настоящее время разработаны специальные «напоминатели», содержащие правила поведения. Назначение их - помочь руководителям в организации как личного поведения, так и пове­дения подчиненных для создания благоприятного морально-психо­логического климата в коллективе.

    без нужды не критикуй, критика - средство, а не цель;

    не повторяй ни публично, ни один на один критические за-­ мечания в адрес человека, исправившего положение дела;

    без надобности в дела подчиненного не вмешивайся;

    умение отказываться от своего неверного решения важнее ложного престижа;

    убеждая, не пользуйся властью, пока не исчерпал все остальные средства;

    всегда благодари за хорошую работу, но не благодари за плохую;

    не делай замечания подчиненным в присутствии посторонних лиц;

    объектом критики чаще всего должна быть плохо выполненная работа, а не человек;

    критика ошибок подчиненных не должна убивать в них чувства самостоятельности;

    чем выше ранг руководителя, тем больше внимания и времени он должен посвящать перспективам;

    чем ниже ранг руководителя, тем больше внимания и времени он должен уделять человеческим отношениям, умениям говорить, разговаривать, слушать;

    никогда не раздражайся, имей терпение;

    никогда не ругайся (не матерись);

    не стыдись элегантности;

    позаботься о том, чтобы твои работники были освобождены от забот, отвлекающих их от работы; учись на своих ошибках; будь внимателен к чужому мнению;

    будь объективен в оценке предложений, исходящих от непри­ятных для тебя людей;

    будь внимателен и объективен к бесполезным предложениям. Отвергнуть грубо бесполезные предложения сейчас значит лишить себя возможности получать полезные предложения в будущем;

    при отклонении предложений будь тактичен и вежлив, однако стремление к вежливости не должно менять существа решения; работа не может проходить успешно, если создана атмосфера незаменимого руководителя;

    не бойся талантливых подчиненных, старайся поддержать их разумные начинания;

    знание возможностей своих сотрудников - достоинство и пре­имущество хорошего начальника;

    умение сочетать гуманность с требовательностью - предпо­сылка здорового морального климата в коллективе; отдавая распоряжения, будь краток;

    высшая форма неуважения к подчиненным - задержать на­чало работы из-за опоздания руководителя или неподготов­ленности совещания;

    хороший начальник делает замечания по мере обнаружения недостатков в работе подчиненных, плохой - копит их для публичного разноса;

    твоя уверенность в успехе дела - уверенность всего коллектива; будь краток в телефонных разговорах; умей подчиняться;

    если хочешь, чтобы подчиненные обладали полезными для работы качествами, выработай их у себя; занимайся только теми вопросами, для решения которых твое участие обязательно (твой опыт, кругозор, авторитет); ничто так не разлагает работу, как приписывание заслуг кол­лектива одному лицу;

    критикуя любого работника, создай обстановку, побуждаю­щую к деловым ответам и замечаниям; будь самокритичен;

    будь начальником лишь на работе. Вне трудового процесса ты равен любому работнику из членов коллектива;

    культурный человек здоровается первым;

    помни, что сомнительные источники информации (сплетни, пересуды) вредны прежде всего тебе;

    будь справедлив к служебной характеристике человека, даже если ваши отношения оставляют желать лучшего. Вполне возможно, что его отношение к тебе - следствие твоих несовершенств;

    начиная служебную деятельность, позаботься о том, чтобы твои рациональные принципы работы с самого начала стали известны подчиненным;

    ты можешь иногда не проверять положительной оценки человека. Но не имеешь права использовать без проверки любые отрицательные характеристики своих подчиненных;

    будь бдителен к хвалящим тебя. Ищи мотивы их действий. Опасайся лести и чрезмерной похвалы;

    не пренебрегай знаниями мелочей жизни подчиненных, но не афишируй этих знаний (не делай из них без нужды предмета публичных выступлений);

    знание мотивов поступков людей - одна из основ формирования делового настроения;

    не забывай, что у подчиненных семья, а у членов семей есть знаменательные даты;

    требуй выполнения определенных правил, проверь, выполняешь ли ты их сам;

    предпочитай приятному, но неинициативному работнику «ершистого»;

    помни, что твои недостатки умножаются на число подчиненных, для которых ты большой авторитет и объект подражания.

Служебная этика выполняет много различных функций. Она спо­собствует сплочению сотрудников, организации здорового психоло­гического климата, обеспечению эффективности служебной деятель­ности, нравственному и эстетическому воспитанию.

Служебный этикет включает в себя и нормы неофициальных отношений, основу которых составляет вежливость, тактичность, скромность, деликатность, точность и обязательность.

Данные качества делают процесс общения приятным, радостным, интересным, они способствуют проявлению взаимопонимания, до­верия, симпатии между людьми.

Напротив, несдержанность, расхлябанность, несобранность, фа­мильярность, неумеренная жестикуляция, привычка хватать собе­седника за одежду, за руки, смотреть в сторону во время разговора, перебивать речь и т.п. являются антиэстетическими качествами манеры, свидетельствуют о низкой культуре человека, неразвитости его чувств, вкусов, представлений. Они не способствуют взаимопо­ниманию между людьми, а сам процесс общения делают тягостным и неприятным.

К общепринятым нормам и правилам поведения относятся: вежливость и тактичность, простота и скромность, честность и прав­дивость, откровенность и прямота, щедрость и великодушие, от­зывчивость и чуткость, нравственная чистота, взаимопомощь, взаи­моуважение и другие нормы общежития, без соблюдения которых невозможно нормальное существование общества.

«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» - всем известно это ставшее крылатым выражение М. Сервантеса. В вежливости проявляется тонкость душевной орга­низации человека, за ней стоит его воспитанность, она предполага­ет интеллектуальность, интеллигентность и просто доброе отноше­ние к людям, она составляет потребность культурных людей. Каж­дый хочет, чтобы в нем видели прежде всего человека и относились к нему по-человечески.

«Воспитанные люди, - писал А.П. Чехов, - по моему мне­нию, должны удовлетворять следующим условиям: они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Они чистосердечны и боятся лжи, как огня... Если они имеют в себе талант, то уважают его... Они воспитывают в себе эстетику».

Вежливость проявляется во всех сферах жизни и деятельности сотрудников: в службе, учебе, быту; в их отношениях с гражданами; в отношениях с правонарушителями, потерпевшими, свидетелями; в общении между самими сотрудниками (начальником и подчинен­ным, старшим и младшим или равными по должности и званию). Вежливость включает в себя систему различных по содержанию правил, в которых закреплены наиболее целесообразные формы контактов между людьми, а именно: уважительное отношение к людям, доброжелательность, внимательность и проявление подлин­ного интереса к человеку, готовность вовремя помочь и оказать ус­лугу каждому, кто в этом нуждается; уступить место, дорогу, про­пустить вперед и т.д.; стремление не беспокоить человека своими действиями, привычку извиниться за невольно доставленные чело­веку неудобства и т.д. Противоположностью вежливости является грубость, хамство, проявление высокомерия и пренебрежительного отношения к людям.

Чуткость к людям, связанная с вежливым обращением, порож­дает деликатность. Деликатный человек своим поведением может предупредить всякую грубость. Оценив ситуацию, он выбирает такие слова и действует таким образом, что возникший конфликт исчерпывается.

Учтивость выражает точное и вместе с тем сдержанное соблю­дение внешних форм уважения. Корректность - вежливо-строгое, холодное, официально-уважительное отношение к человеку.

Соблюдение указанных правил общения каждым сотрудником милиции отвечает интересам всех. На службе их выполнение спо­собствует достижению главной цели деятельности - утверждению законности, справедливости и правопорядка, дает возможность из­бежать многих конфликтных ситуаций, вольных или невольных ошибок при ведении различных дел, помогает сплочению коллек­тива, созданию здорового морально-психологического климата и устранению того, что мешает интересам дела. В личных отношениях их соблюдение способствует взаимопониманию, установлению по­зитивной моральной атмосферы.

В процессе общения между людьми часто возникают такие трудные, нестандартные и противоречивые ситуации, в которых честь и достоинство людей не всегда могут быть обеспечены соблю­дением лишь одних правил вежливости. В таких ситуациях сотруд­ник должен найти необходимую форму общения - нужное слово, нестандартное действие, отказавшись от привычных форм поведе­ния, т.е. он должен проявить такт.

Профессиональный такт - это проявление по отношению к другим людям чувства меры, сдержанности, предусмотрительности и приличия. Сотруднику органов внутренних дел в ряде ситуаций (например, связанных с реальным риском для жизни) очень сложно оставаться постоянно тактичным, но служебное положение незави­симо от должности или звания обязывает его быть таковым.

Бестактность может причинить человеку обиду и даже страда­ния (досаду, неприятность, унижение достоинства), хотя «обидчик» и не питает к собеседнику недоброжелательности и даже уважает его. Способность сотрудника органов внутренних дел избежать этих крайностей в своем поведении - важнейшее свойство такта.

Ситуации, требующие от сотрудников ОВД проявления такта, весьма многообразны. Чувство меры, такта необходимо в служеб­ных отношениях (отношениях начальника к подчиненным и под­чиненных к начальнику, в отношениях сотрудников к гражданам при их приеме, на посту, особенно при задержании, обыске, веде­нии следствия, допроса и т.д.); в поведении в общественных местах (на улице, транспорте, театре, кино и т.п.); в быту - при приеме гостей и т.д. Главным назначением такта во всех отношениях явля­ется создание оптимальных, наиболее благоприятных условий для общения между людьми, устранение причин, ведущих к конфликт­ным ситуациям, и сохранение взаимоуважения, доброжелательности между людьми.

Дать сотрудникам органов внутренних дел рецепт поведения на все случаи жизни невозможно. Выработать же устойчивую внутрен­нюю меру поведения - одна из важных задач нравственного воспи­тания. Подобно убеждению, тактичность не заучивается, а выраба­тывается путем освоения всей системы нравственных ценностей, самостоятельной активной деятельности и нравственного воспита­ния, самовоспитанием достоинства личности.

Высокое чувство собственного достоинства, основанное на пра­вильной оценке своих возможностей и способностей, знании сильных и слабых сторон своего характера, является необходимым свойст­вом культуры общения, стиля поведения каждого человека.

Простота - предполагает нетерпимость ко всему показному, к пышности, всякого рода излишествам. Простота и скромность - высшие достоинства человека.

Скромность - моральное качество, проявляющееся в том, что сотрудник не признает и не выставляет напоказ своих особых за­слуг, достоинств и особых прав, добровольно подчиняется требова­ниям дисциплины, относится ко всем людям с уважением и одно­временно критически относится к своим собственным заслугам и недостаткам.

Честность - моральное качество, включающее правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, убежден­ность в правоте дела, искренность перед другими и перед собой. Это прямота поступков и поведения, твердость, принципиальность, верность своему слову, вытекающие из глубокой идейной убежден­ности человека. Антиподами честности являются предательство, обман, ложь, воровство, лицемерие, очковтирательство.

Правдивость - моральное качество, характеризующее человека, сделавшего для себя правилом говорить только правду, не скрывать от других людей и самого себя действительное положение дел.

Принципиальность - нравственное качество, означающее верность определенной идее в убеждениях и последовательное проявление ее в поведении. Принципиальность теснейшим образом связана с тре­бовательностью и чуткостью.

Требовательность - к людям и к себе - предъявление высоких моральных требований к человеку и признание его ответственности за их выполнение. Требовательность должна сочетаться с подлинным уважением человеческого достоинства.

Все эти нормы органически связаны и обусловливают друг друга. Важно помнить, что в дурно воспитанном человеке смелость при­нимает вид грубости, ученость становится в нем педантизмом, ост­роумие - шутовством, простота - неотесанностью, добродушие - льстивостью.

Таковы основные общечеловеческие правила этикета, обуслов­ливающие красоту и изящество манер поведения.


Введение

Этикет (от франц. etiquette) означает установленный порядок поведения где-либо. Это наиболее общее определение этикета.

Деловой этикет – важнейшая сторона морали профессио­нального поведения делового человека, предпринимателя. Зна­ние его – необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать. Почти 70% выгодных для отечественных деловых людей сорвавшихся сделок не состоялись из-за того, что российские бизнесмены не знают правил делового общения и не владеют культурой поведения. Эта цифра подтверждается и мировым опытом. Так, еще в 1936 г. Дейл Карнеги писал: «Успехи того или иного человека в его финансовых делах процентов на 15 зависят от его профессиональных знаний и процентов на 85 – от его умения общать­ся с людьми». Немало рушится карьер и теряется денег из-за неправильного поведения или невоспитанности. Зная это, япон­цы тратят на обучение хорошим манерам и консультациям по вопросам этикета, культуры поведения сотни миллионов долла­ров в год. Они хорошо знают, что успех любой фирмы во мно­гом зависит от способности ее работников, от их умения дружно трудиться над достижением общей цели. Знание этикета, культура поведения – вот ключевые условия для успешной работы в любой организации – таково мнение ведущих специалистов фирм.

Чтобы не попасть в нелепую ситуацию, надо знать правила хорошего тона. В старые времена им крепко учил Петр Великий. В 1709 г. он издал указ, согласно которому подлежал наказанию каждый, кто вел себя «в нарушение этикету». Возможно, надо ввести наказание и для тех отечественных бизнесменов, кто вы­ставляет на посмешище не только себя, но и бросает тень на российское предпринимательство.

Итак, знание делового этикета, умение культурно вести себя – основа предпринимательского успеха.

Этикет – явление историческое. Правила по­ведения людей изменялись с изменениями условий жизни обще­ства, конкретной социальной среды. Этикет возник в период зарождения абсолютных монархий. Придерживаться определен­ных правил поведения, церемониала было необходимо для воз­величивания царственных особ: императоров, королей, царей, князей, принцев, герцогов и т.п., для закрепления иерархии внутри самого классового общества. От знания этикета, выпол­нения его правил часто зависела не только карьера, но и жизнь человека. Так было в Древнем Египте, Китае, Риме, Золотой Орде. Нарушение этикета приводило к вражде между племена­ми, народами и даже к войнам.

Этикет всегда выполнял и выполняет определенные функции. Например, разделение по чинам, сословиям, знатности рода, званиям, имущественному положению. Особен­но строго соблюдались и соблюдаются правила этикета в странах Дальнего и Ближнего Востока.

В России в начале XVIII в. стал усиленно внедряться запад­ный этикет. На русскую почву переносились одежда, манера и внешние формы поведения. За соблюдением этих правил бояра­ми и дворянским сословием (особенно в столичных городах) постоянно и настойчиво, порой жестоко следил сам царь Петр I. За их нарушения строго наказывали. В дальнейшем, в царство­вание Елизаветы и Екатерины II, отбирались правила этикета, отвечающие требованиям и особенностям национальной культу­ры России, которая как евразийская страна во многом соединя­ла противоположности Европы и Азии. А этих противоположно­стей много было не только в XVIII в., но и сейчас. Английский писатель Редьярд Киплинг говорил, что Запад есть Запад, Вос­ток есть Восток, и не встретиться им никогда. Так, в Европе траурный цвет - черный, а в Китае - белый. Даже в границах Российской империи правила поведения различных народов значительно отличались.

Конечно, и общественный прогресс способствовал взаимо­проникновению правил поведения, обогащению культур. Мир становился теснее. Процесс взаимного обогащения правилами поведения позволил выработать взаимоприемлемый, признавае­мый в главных чертах этикет, закрепляемый в обычаях и тради­циях. Этикет стал предписывать нормы поведения на работе, на улице, в гостях, на деловых и дипломатических приемах, в теат­ре, в общественном транспорте и т.д.

Правила этикета

Правила этикета, облаченные в конкретные формы поведе­ния, указывают на единство двух его сторон: морально-этической и эстетической. Первая сторона – это выражение нравственной нормы: предупредительной заботы, уважения, защиты и т.д. Вторая сторона – эстетическая – свидетельствует о красоте, изяществе форм поведения. Приведем некоторые советы и рекомендации.

Например, для приветствия пользуйтесь не только вербаль­ным (речевым) средством «Здравствуйте!», «Добрый день», но и невербальными жестами: поклоном, кивком, взмахом руки и т.п.

Можно равнодушно сказать «Здравствуйте», кивнуть головой и пройти мимо. Но лучше поступить иначе - сказать, например, «Здравствуйте, Иван Иванович!», тепло улыбнуться ему и остановиться на несколько секунд. Такое приветствие подчерки­вает ваши добрые чувства к этому человеку, он поймет, что вы цените его, да и звучание собственного имени – приятная ме­лодия для любого человека.

Обращение без имени – обращение формальное: будь то подчиненный или начальник, сосед по лестничной площадке или попутчик в общественном транспорте. Обращение по име­ни, а еще лучше – по имени и отчеству – это обращение к личности. Произнося имя, отчество, мы подчеркиваем уважение человеческого достоинства, демонстрируем душевное располо­жение. Такое приветствие говорит о культуре человека. Конеч­но, с подобными качествами люди не рождаются. Эти качества воспитываются, а потом входят в привычку. Чем раньше начнет­ся такое воспитание, тем лучше: скорее войдет в привычку. Осо­бенно тяжело дается формирование хороших привычек интел­лигента бизнесменам первого поколения, так как приходится большей частью идти путем проб и ошибок. Недаром англичане говорят, чтобы стать джентльменом, надо иметь в семье три университетских диплома: деда, отца и сына.

Но кроме правил культурного поведения существует еще и профессиональный этикет. В жизни всегда были и останутся от­ношения, которые обеспечивают наивысшую эффективность в выполнении профессиональных функций. Участники какого-либо взаимодействия всегда стараются сохранить наиболее оп­тимальные формы этого взаимодействия и правила поведения. Например, в организации от новичка станут требовать неукос­нительного соблюдения отработанных и проверенных правил делового общения, так как они облегчают выполнение профессиональных функций, способствуют достижению поставленных целей. В том или ином коллективе, группе работников, сотруд­ников, деловых людей складываются определенные традиции, которые с течением времени приобретают силу моральных принципов и составляют этикет данной группы, общности.

В практике деловых отношений всегда есть какие-то стан­дартные ситуации, которых невозможно избежать. Для этих си­туаций и вырабатывают формы и правила поведения. Этот набор правил и составляет этикет делового общения. Этикет деловых отношений определяется, в частности, как свод правил поведе­ния в бизнесе, который представляет внешнюю сторону дело­вого общения.

Деловой этикет – результат длительного отбора правил и форм наиболее целесообразного поведения, которое способство­вало успеху в деловых отношениях.Не всегда легко давалось освоение этих правил, поэтому предприниматели «от сохи» не­редко отзывались о них не очень лестно: «Зачем мне все это?».

Можно следовать и данному принципу. Однако если вы хо­тите установить прочные деловые отношения с зарубежными партнерами, то знание делового этикета зарубежных стран про­сто обязательно.

Можно напомнить, как устанавливались торговые связи со средневековой Японией, которая до известной эпохи Мэйдзи (до 1868 г.) была почти наглухо закрыта от остального мира. Коммерсант, купец, прибывший в страну восходящего солнца для установления деловых связей, представлялся императору. Процедура представления была столь унизительной, что не каж­дому зарубежному гостю она была под силу. Иноземец должен был от двери по приемной залы ползти на коленях к отведенно­му ему месту, а после приема таким же образом, пятясь как рак, покинуть свое место и скрыться за дверью.

Но как и в те давние времена, так и сейчас, правила делового этикета, культура поведения помогают сближению экономических и финансовых интересов торговых людей, бизнесменов. Для многих прибыль была и остается выше всех различий националь­ного характера, вероисповедания, социального положения, психо­логических особенностей. Эти различия подчинялись этикету интересующей бизнесмена страны. Подчинение правилам игры определяющей стороны создавало основу для успеха сделки.

Какие же правила поведения надо знать предпринимателю? Прежде всего следует помнить, что деловой этикет включает точное соблюдение правил культуры поведения, которая пред­полагает в первую очередь глубокое уважение человеческой лич­ности. Социальная роль, которую играет тот или иной человек, не должна быть самодавлеющей, не должна она оказывать и гипнотического влияния на делового партнера. Культурный предприниматель будет в равной степени уважительно относить­ся и к министру, и к рядовому техническому работнику мини­стерства, президенту компании, фирмы и уборщице офиса, т.е. всем показывать искреннее уважение. Это искреннее уважение должно стать составной частью натуры бизнесмена. Ему надо научиться верить в порядочность людей. Нельзя при первой встрече обнаружить даже признак того, что вы представляете его как «темную лошадку», стремящуюся вас обязательно обойти на прямой или вираже, а говоря проще – обмануть. В основе поведения должна лежать нравственная оценка: деловой партнер – хороший человек! Если, конечно, он не доказал своими поступками обратного.

Служебный этикет - казалось бы само собой разумеющееся явление. Соблюдать его на работе должен каждый. Но, тем не менее, зачастую все происходит совсем не так. Часто служебный этикет попросту игнорируется. Отсюда и ссоры, и мелкие конфликты, и разговоры за спиной, и прочие неприятные моменты.

Для чего нужен служебный этикет

Неумение вести себя в коллективе, незнание того, каким должен быть служебный этикет , способны уронить авторитет даже весьма грамотного, уважаемого сотрудника. Ведь служебная обстановка предполагает доброжелательное отношение, внимание друг к другу. Таким образом, в том числе и соблюдение всеми сотрудниками норм служебного этикета, наряду со многими другими факторами, способствует успешному и качественному решению производственных задач.

Внешний вид по этикету

Итак, служебный этикет представляет собой тот самый неписанный свод правил поведения, который позволяет не попасть впросак, построить правильные взаимоотношения с коллегами, не поставить других, да и себя, в неловкое положение. Соблюдение этих правил требует собранности и самодисциплины. А начать, прежде всего, следует, конечно же, со своего внешнего вида. Неприемлема на работе неряшливая одежда, потертые джинсы, вытянутые джемпера, неопрятный внешний вид. Но не следует одеваться и слишком ярко, стараясь выделиться и показаться очень модной. Не нужно использовать большое количество украшений, наносить слишком яркий макияж. И тот, и другой вариант в офисе неприемлем и вызовет только непонимание со стороны коллег. Офисный стиль - это, прежде всего, строгость и сдержанность, опрятность и аккуратность. При этом не следует обсуждать внешний вид коллег. Правильнее будет сказать о недостатках человеку наедине, в деликатной форме.

Нормы этикета

Соблюдение этикета начинается уже с самого прихода на работу, с приветствия. Первым здоровается тот, кто входит в помещение. При этом за руку здороваться необязательно. Не следует делать этого, если в офисе находится много человек. Еще одно негласное правило служебного этикета состоит в том, что не нужно подолгу обсуждать по телефону свои личные дела и проблемы. Такие разговоры отвлекают всех сотрудников от работы, могут стать поводом для сплетен, кроме того, служебный телефон вполне может кому-то понадобиться. Если такие беседы ведет кто-либо из коллег, то нужно это мягко пресечь. Лучше договориться всеми коллективом и ввести запрет на подобные беседы.

Замечание по этикету

Служебный этикет предполагает тактичную форму общения между коллегами. Здесь не должно быть ни неуважения, ни панибратства. Даже когда нужно сделать замечание, выразить неодобрение или высказать критику, делать это нужно тактично. Замечание должно делаться только по существу, справедливо, так, чтобы собеседнику было понятно, в чем он неправ, и как исправить ошибку. Критика должна быть объективной и доброжелательной. Недопустимо, критикуя, унижать человека. Запрещаются грубость, язвительность, оскорбительные определения. Все это относиться не только к коллегам по работе, но и к руководителям.

Роль служебного этикета

Отношения в коллективе могут складываться по-разному. Всегда есть более и менее опытные сотрудники, более и менее образованные и талантливые. Но воспитанный человек никогда не будет подчеркивать вои достоинства, унижая при этом других. Надо уметь радоваться успехам своих коллег, хотя иногда многим это дается трудно. Соблюдение служебного этикета подразумевает поддержку и взаимную помощь, вежливость и деловую обязательность. Так, не следует опаздывать на совещания, перекладывать часть своей работы на коллег, забывать о данных обещаниях. Таким образом, правила служебного этикета элементарны и просты. Они всем известны, а их соблюдение способствует и улучшению взаимоотношений в коллективе, и эффективности работы, и личному успеху каждого.