Сколько стоит солидол или литол. Солидол и литол — чем и что можно смазывать

Если спросить любого человека, какие смазки для обслуживания механизмов самые известные, наверняка в ответ услышите – литол и солидол.

Что же собой представляют эти материалы? Чем отличается литол от солидола и от других смазок? Что можно смазывать солидолом и литолом?

Попытаемся ответить на эти вопросы в данной статье.


Солидол – одна из первых пластичных смазок, разработанных в 20-х годах XX века для обслуживания узлов автомобильной и сельскохозяйственной техники.

Состав, представляющий собой однородный состав от светло-желтого до темно-коричневого цвета, получают путем загущения индустриальных масел кальциевыми мылами. Верхний порог рабочих температур составляет около +70 °C .




Существуют две разновидности солидолов:

    Жировые – в качестве загустителя применяются жирные кислоты растительного происхождения

    Синтетические – загуститель получают путем химического синтеза

Этот материал использовался повсеместно долгие годы. Благодаря низкой стоимости, универсальности, хорошей влагостойкости, даже в наши дни он все еще находит себе применение.

Пластичная смазка оказалась настолько популярной, что не только механики, но и рядовые автолюбители стали называть солидолом любую пластичную смазку для автомобильных и промышленных применений.

Главный недостаток солидола – очень низкий порог верхних рабочих температур. Уже при +80 °C смазка разрушается и перестает выполнять свои защитные функции.

Литол

Пластичная смазка литол была разработана в Советском Союзе в 70-80-х годах XX в как материал, который со временем призван полностью заменить солидол.

В качестве основы литола используется минеральное масло, загущенное литиевыми мылами стеариновых кислот. Такой загуститель позволил расширить диапазон эксплуатационных температур – смазка отлично работает до +120...+130 °C.

Наиболее известным и универсальным материалом из серии является Литол-24. Присадки, которые содержит этот состав, предотвращают процесс ускоренного окисления смазки. Консистенция, несущая способность, водооталкивающие свойства и многие другие характеристики материала оказались достаточными для возможности его применения в большинстве узлов современных механизмов.

В настоящее время Литол является, пожалуй, самой универсальной и многофункциональной смазкой для механизмов, работающих в обычных условиях эксплуатации.

Сравнение солидола и литола

Итак, со времен СССР в России остаются самыми популярными смазками литол и солидол. В чем разница между этими материалами?

Разобраться в смазках, что лучше – литол или солидол – можно, если знать их состав и свойства, которые придают смазкам их компоненты.

Основные особенности и различия материалов объясняются разным типом используемого загустителя.

Повышение термостойкости состава – заслуга именно литиевого мыла, применяемого вместо кальциевого в солидоле. Литол обладает также более высокими антикоррозионными свойствами.

Зато, если сравнивать оба состава, кальциевый солидол лучше противостоит вымыванию водой. Он также характеризуется меньшей химической активностью и может использоваться с теми конструкционными материалами (например с алюминием и другими цветными металлами), для которых литиевые смазки губительны.

Нельзя не отметить такой параметр как пластичность. Если сжать в одной руке литол, а в другой солидол, то первый материал размажется, а второй будет хорошо продавливаться между пальцами.

В отличие от солидолов, в составе литолов отсутствуют компоненты, агрессивные по отношению к большинству резин. Именно поэтому эти материалы часто применяют в узлах, контактирующих с резиновыми манжетами, сальниками, уплотнителями.

Таким образом, несмотря на явные преимущества литола по некоторым параметрам, разница в эксплуатационных свойствах не позволила литолам полностью вытеснить солидолы. Каждый из этих материалов по-прежнему используется, за каждым остались свои области применения.

Заметим, что чисто кальциевые смазки сейчас используются редко. На смену им пришли материалы на основе комплексных кальциевых мыл. Новые составы лишены недостатков, присущих литолам и характеризуются очень высокими рабочими свойствами.

Что лучше выбрать для смазки?

Солидол часто применяется для смазывания шарниров и других узлов трения устаревшей техники, которая не испытывает больших нагрузок и работает на невысоких скоростях.

Литол выдерживает более жесткие режимы, поэтому активно применяется в узлах современной техники.

В то же время ограничения, касающиеся той или иной смазки, накладывают определенные границы на ее применения в отдельных областях.

Солидол незаменим там, где требуется хорошая защита от воздействий окружающей среды – влаги, пыли, грязи, солнца, ветра. Именно поэтому его применяют в качестве консервационной смазки, а также для сельскохозяйственных механизмов и дорожной техники.

Рассмотрим подробнее применение каждого материала на примерах узлов автомобильной техники.

Шаровые опоры подвески




В конструкции этих элементов предусмотрены пыльники, изготовленные с применением пластмасс или резин. Кальциевые составы агрессивны по отношению к этим материалам, поэтому в шаровых опорах подвески повсеместно используется литолы.





Шарниры равных угловых скоростей испытывают достаточно высокие нагрузки. Чтобы в них не попадали пыль, грязь и другие абразивы, в их конструкции предусмотрены пыльники, которые выполняются из пластмасс.

Поскольку солидол несовместим с пластиками, то применять его в ШРУСах нельзя. Литиевые смазки неагрессивны к пластикам, поэтому могут применяться в этих узлах, хотя там и желательны смазки с более высокой несущей способностью.



Ступичные подшипники




В ступичных подшипниках отсутствуют резиновые или пластмассовые элементы. Тем не менее в процессе движения автомобиля этот узел испытывает значительные нагрузки и может сильно нагреваться. Поэтому и в ступицу рекомендуется закладывать не солидол, а литол.




Шестерни и зубчатые колеса


В конструкции шестерен и зубчатых колес пластиковые или резиновые элементы отсутствуют, поэтому их можно смазывать как литолом, так и солидолом. Это касается зубчатых передач открытого типа.

В закрытых же передачах помимо шестерен и зубчатых колес, могут быть установлены сальники, для которых солидол губителен.



Как видим, в современной автомобильной технике применение солидола нежелательно или нецелесообразно, а порой, и категорически недопустимо. В то же время, для применений на устаревшей технике, на другом оборудовании, а также в качестве смазок для консервации солидол часто оказывается незаменим.

Литол же – универсальная смазка для большинства автомобильных механизмов.

В быту для снижения износа и трения обычно достаточно капли растительного масла или кусочка графитового стержня карандаша.

Другое дело - автомобили. В них широко применяются специализированные смазки . В отличие от масел, они не стекают с поверхностей трения, не требуют тщательной герметизации, одинаково хорошо работают при высоких и низких температурах. Смазки должны свободно проникать в зону контакта и в то же время сохранять определенную разность в любых условиях. Главный их недостаток - способность накапливать продукты износа, которые, действуя как абразив, резко снижают ресурс контактирующих деталей. Поэтому при замене смазки новой старую необходимо тщательно удалить. Так что, если вы еще не решили продать авто , то лучше держать все его узлы и агрегаты хорошо смазанными.

ЛИТОЛ ,СОЛИДОЛ , ЦИАТИМ

Раньше были широко распространены кальциевые смазки (солидолы ): они дешевы, имеют хорошие водоотталкивающие свойства, но боятся температур свыше 50-60°С. Им на смену пришли другие, включающие в состав литий и барий. Самая известная автомобильная литиевая смазка - Литол-24 . Она выдерживает температуру 130°С, водо-стойка и довольно универсальна. Это основная смазка для подшипников ступиц. Похожими свойствами обладает и фиол. Для игольчатых подшипников и шлицев кардана, а также подшипников электрооборудования применяют литиевую смазку №158. Вместо нее можно использовать литол, но помнить: срок его службы вдвое меньше. А вот более мягкую ЦИАТИМ-201 используют для смазки троса спидометра - густая консистенция, «задубев» на морозе может привести к его поломке Она же рекомендуется для дру гих ненагруженных узлов: петель и замков дверей, тросика привода воздушной заслонки.

ШРБ-4, ШРУС-4

Бариевые смазки по сравнению с литиевыми более водостойки. Их яркие представители - ШРБ-4 и ШРУС-4 . Первую используют в узлах подвески и рулевого управления, вторую - в шарнирах равных угловых скоростей. Смазка ШРУС-4 содержит уникальные противозадирные присадки, поэтому ее нельзя заменять в ШРУСах ни какой другой. О ремонте и замене ШРУСов я уже писал . Но эти присадки боятся воды, в ее присутствии они агрессивны к металлу. Углеводородную ВТВ-1 чаще всего используют для консервации благодаря отличной стабильности и хорошим водоотталкивающим свойствам. К сожалению, не все встречающиеся в продаже смазки удовлетворяют требованиям ГОСТ или ТУ. Самостоятельно оценить их качества можно по стойкости к тепловому воздействию. Практически все смазки имеют высокую температуру плавления, поэтому если из тюбика Литола-24, помещенного в кипяток» начало вытекать содержимое, есть повод усомниться в его качестве. Также должна вызвать подозрение неоднородная консистенция смазки.

Наиболее распространенные отечественные смазки подразделяются на литиевые, бариевые и углеводородные.

Литиевые смазки

Литиевые смазки обладают очень ценными эксплуатационными качествами, потому получили наибольшее признание и распространение во всем мире.

Самой популярной отечественной литиевой смазкой является всем известный Литол-24 (загуститель - литиевое мыло 12 оксистеариновой кислоты). Литол-24 представляет собой мягкую мазь вишневого или коричневого цвета. Она используется во всех основных узлах трения автомобиля и способна заменить солидолы, смазку 1-13, «ЯНЗ-2», ЦИАТИМ-201 и др. смазочные материалы. В результате такой замены узлы трения меньше изнашиваются, а интервалы замены смазки увеличиваются.

Следующее преимущество использования смазки Литол-24 – ее хорошие консервационные свойства. Все литиевые смазки стойки к воде, способны выдерживать широкий диапазон температур, имеют отличную механическую стабильность. Они применяются как в герметизированных, так и в негерметизированных узлах: шарнирах рулевого управления и подвесок, карданных шарнирах, ступицах передних колес с дисковыми тормозами и др.

Современные высокотехнологичные литиевые смазки

Литиевые смазки бренда EFELE – это высокотехнологичные смазочные материалы. Они изготавливаются на базе минеральных и синтетических масел, загущенного литиевым мылом или литиевым комплексом. Различные добавки и присадки в составе материалов усиливают их рабочие характеристики.

Одним из основных видов повреждения подшипников в процессе эксплуатации является питтинг поверхностей трения. Его появление зависит от того, обладает ли та или иная пластичная смазка антипиттинговыми свойствами.

По наличию данных свойств лидирующие позиции занимают смазки Литол-24 и № 158. Солидол С, ЦИАТИМ-201, ЯНЗ-2 и 1-13 в меньшей степени обладают антипиттинговыми свойствами.

Тип автомобиля и режим его эксплуатации оказывают непосредственное влияние на смазочные материалы. Солидол С, ЦИАТИМ-201, ЯНЗ-2 и 1-13 не могут предотвратить питтинговое поражение роликов и беговых дорожек подшипников ступиц колес, которое характерно для автомобилей с пробегом от 40 до 80 тыс. км.

В отличие от этих смазок, Литол-24 в таких же условиях эксплуатации предупреждает нарушение нормальной работы подшипников даже при пробеге автомобиля свыше 100 тыс. км.

В ряду других литиевых смазок можно выделить многоцелевые продукты Фиол-1, 2, 2М, 2У, 3. Друг от друга они отличаются, в основном, степенью вязкости. Фиол-3 очень близок по своим свойствам к Литолу-24. Фиол-2 обладает меньшей вязкостью, а Фиол-1 – еще меньшей, чем у Литол-24.

Фиол-1 и Фиол-3 представляют собой мягкие мази зеленого цвета. Фиол-2 – смазка с промежуточными свойствами между Фиол-3 и Фиол-1. Фиол-2М - мазь серебристо-черного цвета, отличающаяся от Фиол-2 наличием присадки и наполнителя (около 2% сульфида молибдена).

Также к литиевым смазкам относятся смазки ШРУС-4 и Фиол-2У. От всех остальных смазок их отличает наличие в составе эффективной противозадирной добавки - дисульфида молибдена.

В Фиоле-2У содержится около 5% дисульфида молибдена, в ШРУС-4 его гораздо больше. От других Литола и «фиолов» данные смазки отличаются тем, что являются не универсальными, а целевыми. Например, смазка Фиол-2У увеличивает долговечность игольчатых подшипников карданного вала автомобиля.

Смазка ШРУС-4 специально разработана для шарниров равных угловых скоростей автомобиля «Нива» Впоследствие ее стали использовать в шарнирах ВАЗ-2108, ВАЗ-2109 и других переднеприводных моделях. В данных автомобилях смазкой ШРУС-4 обрабатывают также подшипники (в том числе и сцепления), детали телескопических стоек и карбюраторов.

Равноценной замены смазки ШРУС-4 в шарнирах привода колес не существует. В хорошо защищенных узлах (шарнирах и подшипниках) смазка ШРУС-4 способна работать вплоть до капитального ремонта автомобиля, что позволяет значительно снизить затраты на техническое обслуживание автомобиля.

По составу к Литолу-24 близка низкотемпературная смазка Северол-1. Она имеет мягкую консистенцию, желтый или светло-коричневый цвет, содержит антиокислительну и противоизносную присадки Северол-1 может заменить почти все смазки, применяемые в автомобиле, однако делать такую замену целесообразно только в холодных районах.


Одной из самых распространенных низкотемпературных смазок в России является ЦИАТИМ-201 - мягкая мазь от светло-желтого до светло-коричневого цвета. Ее применяют в узлах трения всех типов, работающих при небольших удельных нагрузках, а также в узлах с незначительным усилием сдвига, например, в гибком вале спидометра. Смазка ЦИАТИМ-221 широко используется как в южных, так и в северных районах нашей страны. Заменой этой смазки могут послужить Фиол-2У, ВНИИ НП-207 и ВНИИ НП-242.

Смазка № 158 представляет собой мазь синего цвета и используется в подшипниках автотракторного электрооборудования, игольчатых подшипниках кардана. В этих узлах она может работать длительное время благодаря антиокислительной и противоизносной присадкам. Полноценной замены этой смазке нет.

Частично ее может заменить Литол-24 или ШРУС-4, однако срок их службы в полтора-два раза меньше, чем у смазки № 158. Так как последняя изготовлена на основе вязкого авиационного масла, она не обладает низкотемпературными свойствами. Это обстоятельство обязательно следует учитывать при выборе смазки для использования в Северных районах. Смазку № 158 допускается смешивать с Литолом-24, «фиолами» и ЛСЦ-15.

Смазка ЛСЦ-15 обладает способностью к длительной эксплуатации благодаря содержанию антиокислительной присадки. Наличие в составе смазки цинкового порошка обеспечивает ей высокие противозадирные свойства, требуемые при работе шлицевых соединений валов с высокой удельной нагрузкой. Сегодня вместо ЛСЦ-15 рекомендуется использовать более современные смазки типа ШРУС-4 или № 158, а в их отсутствие – Литол-24.

Специальная стабильная смазка ЛЗ-31 применяется для выжимного подшипника сцепления грузовых автомобилей (например, ЗИЛ, ГАЗ и т. п.). Однако она не обладает водостойкостью, так как изготавливается на основе сложных эфиров, а не нефтяного масла. Полноценной по стабильности замены данная смазка не имеет.

Литиевые смазки следует выбирать в соответствии с условиями эксплуатации оборудования, так как неправильно подобранный материал может запросто нарушить работоспособность узлов или механизмов, что приведет к дорогостоящему ремонту.

Бариевые смазки

Отечественная промышленность выпускает единственную комплексную бариевую смазку – ШРБ-4. Она относится к целевым продуктам. На вид это слегка волокнистая желтая липкая мазь. Она отлично защищает узлы от коррозии, сохраняет высокую работоспособность в присутствии воды и не оказывает вредного воздействия на резину.

Эти качества делают ее лучшей смазкой для шаровых шарниров автомобиля, где она может служить в течение 100 тыс. км пробега.

При необходимости допустимо применение ШРБ-4 в других узлах трения, например, в подшипниках колес, однако здесь она уступает смазке Литол-24.

Углеводородные смазки

Классическим примером углеводородной смазки является вазелин технический ВТВ-1. Этот продукт был создан для смазывания клемм аккумуляторов автомобилей. Он не растворяется в электролите и воде, благодаря адгезионной присадке имеет хорошее сцепление с металлом, морозостоек.

Однако для узлов трения ВТВ-1, как и обычный технический вазелин, совершенно непригоден, так как уже при температуре 45 °С он начинает плавиться.

Кроме перечисленных трех групп смазочных материалов, существует еще ряд специализированных автомобильных смазок, применяемых только при сборке транспортных средств.

Например, натриевая смазка ДТ-1 с добавками сульфида молибдена и графита используется при сборке тормозных цилиндров отечественных автомобилей. Литол-459/5 применяется в качестве постоянной смазки в прерывателе-распределителе. Комплексную кальциевую смазку Дисперол-1 используют в замках, механизмах дверей и стеклоподъемниках. Для этих же целей применяют цинковую смазку МЗ-10, содержащую графит.

Создание новых моделей автомобилей и их узлов, а также необходимость повышения ресурса отдельных узлов автомобиля потребовали внедрения перспективных смазок. Так, при сборке шаровых шарниров с тефлоном на ВАЗе была применена дисульфид-молибденовая смазка Лимол, так как другие смазки не выдерживали нагрева, предусмотренного технологией сборки шарнира. Появление на автомобиле вакуумного усилителя потребовало применения новой смазки Силикол.

Литиевые смазки по праву являются самыми популярными во всем мире. Они эффективно защищают узлы и механизмы различного оборудования и техники, работают практически при любых условиях эксплуатации, надежны и стоят недорого. Но в настоящее время традиционные литиевые смазки постепенно заменяются более современными материалами, которые отличаются улучшенными рабочими характеристиками при неизменной цене.

Чем отличается литол от солидола? Эти смазки сейчас все более на слуху. При этом, далеко не все знают особенности этих составов. Поэтому, многие водители путают эти смазки, считая их одинаковыми. На самом деле, это совершенно разные вещества, с разными показателями. Неправильное использование смазки может привести к разным проблемам, в том числе и непредсказуемым. Перед тем, как решить, что применять, обратите внимание на технические требования и особенности работы узла, который необходимо смазать. Это позволит избежать неприятных ошибок. В чем отличие В первую очередь химическим составом. Это влияет на возможность использования смазок в разных условиях. Поэтому, имеет смысл сначала рассмотреть технические особенности этих веществ. Солидол Это достаточно старое смазочное вещество. Применялся он еще в 30-х годах прошлого века. Производится он путем загущения нефтяного масла (автола) с помощью добавления кальциевого мыла. Это делает его достаточно густым и пластичным. Основным недостатком является низкая температурная устойчивость. Он разрушается уже при температуре в 85° C. Это не позволяет использовать его во многих узлах современных автомобилей. Применялся этот материал на многих отечественных автомобилях, например, на «Победе». Им смазывали шарниры передней подвески. Подача солидола в деталь производилась с помощью смазочного шприца, при этом, конструкция узла позволяла выдавливать остатки старой смазки вместе с грязью. Этот состав достаточно медленно вымывается водой, что делает очень эффективным использование его в сельхозтехнике. Литол На данный момент, на рынке представлен в основном Литол-24. Поэтому, мы будем рассматривать именно его. Хотя, от изначального варианта этот материал отличается не сильно. Для изготовления этого состава используется нефтяное масло плотностью 60-75 г/м3 в смеси с литиевым мылом. Также добавлены антикоррозийные присадки. На данный момент производится по ГОСТ 1987. Основной характеристикой является высокая теплостойкость. Этот материал может работать без снижения показателей до температуры в 120°. Что дает возможность использования такой смазки в механизмах, склонных к большому нагреву в процессе работы. Используют в подшипниках всех типов, зубчатых передачах, поверхностях трения многих механизмов и машин. В легковых автомобилях используется в подвеске и трансмиссии. В частности, литолом набивают шаровые опоры, шрусы. Также может применяться в некоторых вариантах рулевых реек. Минимальная рабочая температура -40°. Вещество практически не вымывается водой. Это позволяет применять его в местах с большим уровнем влажности. Обладает высокой механической стабильностью. Это позволяет продлить срок службы состава. Не рекомендуется использовать для смазки деталей из алюминия. При попадании воды литол будет разъедать детали. Что лучше в применении? Рассмотрим варианты применения обоих веществ в современном автомобиле. Чаще всего, смазку добавляют в шаровые опоры передней подвески. Делается это при восстановительном ремонте детали, а также для продления срока службы. В процессе работы пыльник опоры набивают пластичной смазкой. С точки зрения технических характеристик эти составы подходят одинаково, температура работы опоры не превышает 50°, что позволяет применять там солидол. Но, все современные машины имеют пластиковые кожуха шаровых опор. Солидол склонен разъедать пластик, что ограничивает его применение. Следующим элементом, который нуждается в постоянной смазке, становятся шрусы переднеприводных машин. Тут также использование солидола не рекомендуется, по причине материала из которого производится пыльник детали. Смазка требуется еще и ступичным подшипникам. Здесь используются подшипники качения. Соответственно солидол использоваться не может. Причин для этого 2: - Низкая устойчивость к нагрузкам; - В процессе работы ступица достаточно сильно нагревается. Поэтому, в ступицах обычно используется только литол или другие схожие материалы. На машинах с рулевой рейкой и без гидроусилителя требуется обеспечить смазку шестерни. Технически здесь можно применить солидол. Это зубчатый механизм, при работе он практически не нагревается. Но, в конструкции присутствуют сальники, выполненные из резины, а как мы помним, солидол не слишком хорошо взаимодействует с резиной и полимерами. Общепринятой практикой является использование здесь литола или других веществ на основе литиевого мыла. Как видите, в современном автомобиле солидол практически не применяется. Можно конечно, использовать его для обработки резьбовых соединений при сборке, но для этого также лучше применить более эффективные варианты смазок.

Солидол жировой – это смазка, имеющая высокую плотность и вязкость. Внешне напоминает однородную мазь светло-жёлтого или коричневого цвета. В его состав входят индустриальные масла, загущенные жирными кислотами растительного происхождения.
Старое название солидола – тавот.


Кроме жирового, существует ещё и синтетический солидол. При производстве последнего в состав вводят, вместо натуральных, синтетические жирные кислоты.

Особенности и область применения

Солидол ж (тавот) эффективен при температурах от -24° до +65°С. Обладает хорошей устойчивостью к воде. Поэтому нашёл своё применение в сельскохозяйственной технике и других механизмах, работающих в условиях с высокой влажностью и без нагрева, вытеснив литол и циатим благодаря лучшим специфическим характеристикам.

Если сравнивать с другими, аналогичными смазками (литол и циатим), то:

  1. Жировой солидол, в отличие от синтетического, более качественный. Его разные марки можно смешивать без каких-либо отрицательных последствий.
  2. В отличие от литола и циатима, почти не вымывается водой. Поэтому в определённых условиях считается намного лучшим смазочным материалом, чем литол и циатим.
  3. Кроме того солидол лучше циатима и литола по другим показателям. Он не разрушается, как циатим под воздействием больших нагрузок. Не так быстро, как циатим, портится при длительном хранении. Но уступает им по предельных температурам эксплуатации при обычных нагрузках (-24…+65°С для солидола и -50…+100°С для литола и циатима).
  4. Не токсичен.
  5. Не взрывоопасен и не пожароопасен.

Виды

Существует несколько основных видов солидола:
  1. Обычный. Применяется для смазывания мест трения скольжения и качения механизмов. В особо мощных механизмах разрешается использовать от -50°С. При температуре +78°С солидол становится жидким и непригодным для целевого применения.
  2. Пресс-солидол. От обычного отличается повышенным температурным порогом разложения (80°С) и лучшей мягкостью, что позволяет эффективно наносить их с помощью специальных шприцев через пресс-маслёнки при температуре не ниже -24°С. Второе название – тавотница – дало устаревшее название солидола - тавот.

  1. Графитная смазка УСсА. В состав которой входит 90% синтетического солидола и 10% графитового порошка грубого помола. Это вещество имеет серебристый оттенок. Такой состав этого тавота придаёт смазке противозадирные свойства и способность проводить электрический ток.

Графитная смазка является проводником электрического тока.

  1. Медицинский солидол. Применяется для изготовления лечебных мазей, с помощью которых борются с накожными заболеваниями. В их составе находится до 90% солидола. Разнообразие таких препаратов очень большое, но показания, принцип действия, период лечения, методика очень схожи. Как правило, такие мази применяют для лечения псориаза; частота обработки повреждённых участков тела – один раз на 12 - 24 часа; период лечения – от одного до нескольких месяцев.
  2. Садовый. Его применение такое же, как и садового вара - смазывание мест срезов веток, во избежание проникновения в «рану» дерева насекомых-вредителей, спор грибов, влаги, различных болезней. Состав практически ничем не отличается от обычного солидола.
  3. Эмульсионный. Его состав – это смесь тавота и воды (до 24%). Мало чем напоминает технический солидол. Область применения эмульсии – охлаждение зоны резания при механической обработке чёрных металлов.

Неприятные моменты при работе с солидолом

Несмотря на то, что смазка солидол абсолютно безвредна для человека и не является пожароопасной, с ней нужно вести себя очень аккуратно. Ведь при попадании на одежду, образуются пятна тавота, которые в домашних условиях очень трудно отмыть, отстирать или вывести, в отличие от литола.

Это связано с его плохой смываемостью водой. Поэтому при работе с тавотом нужно быть максимально осторожным, не допуская его попадания на одежду.

Способы выведения пятен солидола с одежды

Чтобы отстирать пятно солидола с одежды существует несколько способов, в том числе и народных, которые не могут гарантировать стопроцентного результата, но попытка не пытка. Все они основаны на том, что этот смазочный материал несмываем водой, но поддаётся растворению в других веществах. Но если нет лучшего способа вывести, то можно попробовать и эти:
  1. Можно поискать в магазинах специальные пятновыводители. Действуя по прилагаемой инструкции, пробуем добиться положительного результата. И о технике безопасности забывать не стоит.

При взаимодействии различных химических веществ, они могут самовоспламениться. Поэтому одежду надобно чистить, сняв с себя.


Если данный способ по какой-либо причине недоступен, то можно попробовать следующие.
  1. Смазку необходимо удалить с помощью ватного тампона, смоченного в очищенном бензине. После этого гарантированно останется жирное пятно. Его невозможно отстирать обычным способом. Поэтому боремся с ним нашатырным спиртом, в который смачиваем ватные тампоны и трём пятно. И уже после этого можно попробовать отстирать место загрязнения средствами для трудновыводимых пятен.

  1. Тот же самый способ что и № 1, но вместо бензина используем тёплый скипидар (его нагревать нужно осторожно, на водяной бане, чтобы не вызвать воспламенения). После выведения скипидаром, пятно, также, обрабатываем нашатырным спиртом. А затем пробуем отстирать специальными моющими средствами.
  2. Если вспомнить состав солидола, то логично будет попробовать вывести его с помощью жира. То есть, сливочного масла или маргарина, которыми надобно нанести на пятно. А через 30 минут отстирать с применением обычного хозяйственного мыла или стирального порошка.
  3. В качестве пятновыводителя можно использовать столовый уксус, которого понадобится несколько столовых ложек на 500 мл воды. Этим раствором надо тщательно протереть загрязнённые места, а затем отстирать с помощью средства для трудновыводимых пятен.
  4. Владельцы машин могут использовать для этой цели автомобильный шампунь. Сначала надо нанести моющее средство на пятно, а через пол часа постирать одежду с помощью порошка.

Как зарядить шприц смазкой

Смазка закрытых неразборных подшипников, хитрость

Как смазывать велосипедную цепь (Колхозный метод)

Как отмыть котелки от смазки. Как отмыть котелок от солидола.

Смотрите также