Скачать задание 23 огэ физика с решением. Банк экспериментальных заданий для проведения огэ по физике

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Экспериментальное задание 24 проверяет: 1) умение проводить косвенные измерения физических величин: плотности вещества, силы Архимеда, коэффициента трения скольжения, жесткости пружины, периода и частоты колебаний математического маятника, момент силы, действующего на рычаг, работы силы упругости при подъеме груза с помощью подвижного и неподвижного блока, работы силы трения, оптической силы собирающей линзы, электрического сопротивления резистора, работы и мощности тока.

3 слайд

Описание слайда:

Экспериментальное задание 23 проверяет: 2) умение представлять экспериментальные результаты в виде: таблиц, графиков или схематических рисунков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных: о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины, о зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити, о зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника, о зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления, о свойствах изображения, полученного с помощью собирающей линзы.

4 слайд

Описание слайда:

Экспериментальное задание 23 проверяет: 3) умение проводить экспериментальную проверку физических законов и следствий: проверка правила для электрического напряжения при последовательном соединении резисторов, проверка правила для силы электрического тока при параллельном соединении резисторов.

5 слайд

Описание слайда:

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ Л.Р.№1. Измерение плотности вещества. Используя стакан, воду, измерительный цилиндр, весы, определите плотность цилиндра №(1 или 2). Проделайте необходимые измерения и вычисления и определите плотность вещества. В бланке ответов: 1) опишите порядок выполнения эксперимента; 2)запишите формулу для расчета плотности твердого тела; 3) запишите результаты измерений. 4) вычислите плотность твёрдого тела. Образец возможного выполнения. 1.

6 слайд

Описание слайда:

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ Л.р. №2. Измерение выталкивающей силы. Используя динамометр школьный с пределом измерения 4Н (С=0,1Н), стакан с водой, цилиндр № (1 или 2) соберите установку для определения выталкивающей силы (силы Архимеда), действующей на цилиндр. В бланке ответов: 1) сделайте рисунок экспериментальной установки; 2) запишите формулу для расчета выталкивающей силы; 3) укажите результаты измерений веса цилиндра в воздухе и веса цилиндра в воде; 4) запишите численное значение выталкивающей силы. Образец возможного выполнения. 1. 2. Fа = Р1 – Р2; 3. Р1 = …. Н; Р2 = …. Н; 4. Fа = … Н.

7 слайд

Описание слайда:

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ Л.р. №3. Измерение жесткости пружины. Используя штатив с муфтой и лапкой, (пружину) два динамометра, линейку и три груза, соберите экспериментальную установку для определения жесткости пружины. Определите жесткость пружины, подвесив к ней один, два, три груза. Для определения веса грузов воспользуйтесь динамометром. В бланке ответов: 1) сделайте рисунок экспериментальной установки; 2) запишите формулу для расчета жесткости пружины; 3) укажите результаты измерения веса грузов и удлинения пружины; 4) запишите численное значение жесткости пружины. Образец возможного выполнения. 1. 4) k = … Н/м 3) 2) F = kх, k = F х №п/п Fупр,Н x, м 1 2 3

8 слайд

Описание слайда:

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ Образец возможного выполнения. Л.р. №4. Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины. Используя штатив с муфтой и лапкой, (пружину) два динамометра, линейку и три груза, соберите экспериментальную установку для исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины. Определите жесткость пружины, подвесив к ней один, два, три груза. Для определения веса грузов воспользуйтесь динамометром. В бланке ответов: 1) опишите порядок выполнения эксперимента, сделайте рисунок экспериментальной установки; 2) укажите результаты прямых измерений силы упругости и смещения в виде таблицы; 3) постройте график зависимости силы упругости от деформации пружины; 4) сформулируйте качественный вывод о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины.

9 слайд

Описание слайда:

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ Образец возможного выполнения. В бланке ответов: 1) опишите порядок выполнения эксперимента, сделайте рисунок экспериментальной установки; 2) укажите результаты прямых измерений силы упругости и смещения в виде таблицы; 3) постройте график зависимости силы упругости от деформации пружины; 4) сформулируйте качественный вывод о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины. 1) 2) 3) 0 4) Вывод: опыт показал, что изменение длины тела при растяжении прямо пропорционально модулю силы упругости. №п/п Fупр,Н x, м 1 2 3

10 слайд

Описание слайда:

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ Л.р.№5. Измерение коэффициента трения скольжения. Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, два груза, соберите установку для определения коэффициента трения скольжения между кареткой и поверхностью стола. В бланке ответов: 1) сделайте рисунок экспериментальной установки; 2) запишите формулу для расчета коэффициента трения скольжения; 3)укажите результаты измерения веса каретки с грузом и силы трения скольжения при движении каретки с грузами по поверхности стола; 4) запишите численное значение коэффициента трения скольжения. Образец возможного выполнения. 1)

11 слайд

Описание слайда:

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ Л.р.№6. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления. Используя деревянный брусок с крючками на нити, динамометр, 2 груза массой по (100+_20г, направляющую рейку исследуйте зависимость силы трения от силы нормального давления. В бланке ответов: 1) опишите порядок выполнения эксперимента; 2) запишите найденное значение коэффициента трения для каждого измерения; 3) постройте график зависимости силы трения от силы нормального давления; 4) сделайте вывод о характере зависимости силы трения от силы нормального давления. Образец возможного выполнения.

12 слайд

Описание слайда:

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ В бланке ответов: 1) опишите порядок выполнения эксперимента; 2) запишите найденное значение коэффициента трения для каждого измерения; 3) постройте график зависимости силы трения от силы нормального давления; 4) сделайте вывод о характере зависимости силы трения от силы нормального давления. Образец возможного выполнения. 2) 4) Вывод: при увеличении силы нормального давления сила трения скольжения, возникающая между кареткой и поверхностью рейки, также увеличивается. 1) 3) №п/п Fтр,Н N,Н 1 2 3

13 слайд

Описание слайда:

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ Л.р.№7. Измерение сопротивления проводника. Используя источник питания постоянного тока 4,5В, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор № (1или2), соберите экспериментальную установку для определения электрического сопротивления резистора. В бланке ответов: 1) нарисуйте электрическую схему эксперимента; 2)запишите формулу для расчета электрического сопротивления; 3)укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5А; 4)запишите численное значение электрического сопротивления. Образец возможного выполнения. 3) I = 0,5 А, U = … В 4) R = … Ом 1) U R

14 слайд

Описание слайда:

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ Л.р.№8. Определение работы электрического тока Используя источник питания постоянного тока 4,5В, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор № (1или2), соберите экспериментальную установку для определения работы электрического тока на резисторе при силе тока 0,5А в течение 10 минут. В бланке ответов: 1) нарисуйте электрическую схему эксперимента; 2) запишите формулу для расчета работы электрического тока; 3) укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5А; 4) запишите численное значение работы эл. тока. Образец возможного выполнения. 2) А = IUt 3) I = … А, U = … В, t = 10 мин. = 600 c 4) А = …. Дж 1)

15 слайд

Описание слайда:

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ Л.р.№9. Определение мощности электрического тока в проводнике. Используя источник питания постоянного тока 4,5В, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор № (1или2), соберите экспериментальную установку для определения мощности резистора. В бланке ответов: 1) нарисуйте электрическую схему эксперимента; 2) запишите формулу для расчета мощности электрического тока; 3) укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5А; 4) запишите численное значение мощности эл. тока. Образец возможного выполнения. 2) Р = IU 3) I = 0,5 А, U = … В 4) Р = IU

16 слайд

Описание слайда:

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ Л.р.№10. Исследование зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника. Используя источник питания постоянного тока 4,5В, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор №(1или2), соберите экспериментальную установку для исследование зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника. В бланке ответов: 1) опишите порядок выполнения эксперимента; 2) запишите найденное значение силы тока и напряжения для каждого измерения; 3) постройте график зависимости силы тока от напряжения; 4) сделайте вывод о характере зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника.

17 слайд

Описание слайда:

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ В бланке ответов: 1) опишите порядок выполнения эксперимента; 2) запишите найденное значение силы тока и напряжения для каждого измерения; 3) постройте график зависимости силы тока от напряжения; 4) сделайте вывод о характере зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника. Образец возможного выполнения. 2) I = … А, U = … В 3) 4) Вывод: при увеличении силы тока в проводнике напряжение, возникающее на его концах, также увеличивается. №п/п I,А U,В 1 2 3

18 слайд

Описание слайда:

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ Л.р.№ 11. Измерение оптической силы линзы. Используя собирающую линзу №(1или2), линейку длиной 20-30см, экран, рабочее тело определить фокусное расстояние и рассчитайте оптическую силу линзы. В бланке ответов: 1) сделайте рисунок экспериментальной установки; 2) запишите формулу для расчета оптической силы линзы; 3) укажите результаты измерения фокусного расстояния линзы; 4) запишите численное значение оптической силы линзы. Образец возможного выполнения. 1) 3) F = … см = … м 4) D = … дптр 2) D = 1 F

19 слайд

Описание слайда:

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ Л.р.№ 12. Исследование зависимости периода или частоты колебаний математического маятника от длины нити. Используя штатив с муфтой и лапкой, шарик с прикрепленной к нему нитью, линейку и часы с секундной стрелкой, соберите экспериментальную установку для исследования зависимости периода или частоты колебаний математического маятника от длины нити. Определите время для 30 полных колебаний и посчитайте период колебаний для трех случаев, когда длина нити равна соответственно 1м, 0,5м и 0,25м. В бланке ответов: 1) сделайте рисунок экспериментальной установки; 2) укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний для трех длин нити маятника в виде таблицы; 3) посчитайте период колебаний для каждого случая и результаты занесите в таблицу; 4) сформулируйте качественный вывод о зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

20 слайд

Описание слайда:

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ Образец возможного выполнения. В бланке ответов: 1) сделайте рисунок экспериментальной установки; 2) укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний для трех длин нити маятника в виде таблицы; 3) посчитайте период колебаний для каждого случая и результаты занесите в таблицу; 4) сформулируйте качественный вывод о зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от длины нити. 1) 2,3) 4) Вывод: при уменьшении длины нити в 4 раза период колебаний математического маятника уменьшается в 2 раза. Т = t n , c №п/п Длина нитиl, м Число колебанийn Время колебаний t, с Периодколебаний 1 1 30 2 0,5 30 3 0,25 30

21 слайд

Описание слайда:

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ Л.р. №13. Экспериментальная проверка правила для силы тока при параллельном соединении двух проводников. Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенные R1 и R2, проверьте экспериментально правило для силы тока при параллельном соединении двух проводников. В бланке ответов: 1) нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки; 2) измерьте силу тока на каждом из резисторов и общую силу тока в цепи при их параллельном соединении; 3)сравните общую силу тока в цепи с суммой сил токов на каждом из резисторов, учитывая погрешность прямых измерений. 4)Сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила.

22 слайд

Описание слайда:

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ В бланке ответов: 1) нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки; 2) измерьте силу тока на каждом из резисторов и общую силу тока в цепи при их параллельном соединении; 3)сравните общую силу тока в цепи с суммой сил токов на каждом из резисторов, учитывая погрешность прямых измерений. 4)Сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила. 1) 2) I1 = … А I2 = … А I = … А 3) I1 + I2 = … А + … А = ….. А 4) Вывод: при параллельном соединении резисторов сила тока в цепи равна сумме сил токов на отдельных участках электрической цепи. Образец возможного выполнения.сссс

23 слайд

Описание слайда:

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ Л.р. №14. Экспериментальная проверка правила для электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников. Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенные R1 и R2, проверьте экспериментально правило для электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников. В бланке ответов: 1) нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки; 2) измерьте электрическое напряжение на концах каждого из резисторов и общее напряжение на концах цепи из двух резисторов при их последовательном соединении; 3) сравните общее напряжение на двух резисторах с суммой напряжений на каждом из резисторов, учитывая погрешность прямых. 4) Сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила.

25 слайд

Описание слайда:

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ Л.р. №15. Определение работы силы упругости при подъеме груза с помощью неподвижного блока. Используя штатив с муфтой, неподвижный блок, нить, груз и динамометр, соберите экспериментальную установку для измерения работы силы упругости при равномерном подъеме груза с использованием неподвижного блока. Определите работу, совершаемую силой упругости при подъеме груза на высоту 10 см. В бланке ответов: 1) сделайте рисунок экспериментальной установки; 2) запишите формулу для расчета работы силы упругости; 3) укажите результаты прямых измерений силы упругости и пути; 4) запишите числовое значение работы силы упругости.

26 слайд

Описание слайда:

Экспериментальное задание 24 проверяет:
1) умение проводить косвенные измерения физических величин:
-плотности вещества,
-силы Архимеда,
-коэффициента трения скольжения,
-жесткости пружины,
-периода и частоты колебаний математического маятника,
-момент силы, действующего на рычаг,
-работы силы упругости при подъеме груза с помощью подвижного и
неподвижного блока,
-работы силы трения,
-оптической силы собирающей линзы,
-электрического сопротивления резистора,
-работы и мощности тока.


2) умение представлять экспериментальные результаты в виде:
таблиц, графиков или схематических рисунков и делать выводы на
основании полученных экспериментальных данных:
-о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени
деформации пружины,
-о зависимости периода колебаний математического маятника от длины
нити,
-о зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на
концах проводника,
-о зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления,
-о свойствах изображения, полученного с помощью собирающей линзы.

Экспериментальное задание 23 проверяет:
3) умение проводить экспериментальную проверку физических законов и
следствий:
-проверка правила для электрического напряжения при последовательном
соединении резисторов,
-проверка правила для силы электрического тока при параллельном
соединении резисторов.

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ
Л.Р.№1. Измерение плотности вещества.
Используя стакан, воду, измерительный цилиндр, весы, определите плотность
цилиндра №(1 или 2). Проделайте необходимые измерения и вычисления и
определите плотность вещества.
В бланке ответов:

2)запишите формулу для расчета плотности твердого тела;
3) запишите результаты измерений.
4) вычислите плотность твёрдого тела.

1.

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ
Л.р. №2. Измерение выталкивающей силы.
Используя динамометр школьный с пределом измерения 4Н (С=0,1Н), стакан с
водой, цилиндр № (1 или 2) соберите установку для определения
выталкивающей силы (силы Архимеда), действующей на цилиндр.
В бланке ответов:

2) запишите формулу для расчета выталкивающей силы;
3) укажите результаты измерений веса цилиндра в воздухе и веса цилиндра в
воде;
4) запишите численное значение выталкивающей силы.
Образец возможного выполнения.
1.
2. Fа = Р1 – Р2;
3. Р1 = …. Н; Р2 = …. Н;
4. Fа = … Н.

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ
Л.р. №3. Измерение жесткости пружины.

груза, соберите экспериментальную установку для определения жесткости пружины.


В бланке ответов:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчета жесткости пружины;
3) укажите результаты измерения веса грузов и удлинения пружины;
4) запишите численное значение жесткости пружины.
Образец возможного выполнения.
1.
2) F = kх, k = F
х
3)
№ п/п
Fупр,Н
1
2
3
4) k = … Н/м
x, м

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ
Л.р. №4. Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от
степени деформации пружины.
Используя штатив с муфтой и лапкой, (пружину) два динамометра, линейку и три
груза, соберите экспериментальную установку для исследование зависимости
силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины.
Определите жесткость пружины, подвесив к ней один, два, три груза. Для
определения веса грузов воспользуйтесь динамометром.
В бланке ответов:

экспериментальной установки;

таблицы;



Образец возможного выполнения.

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ
В бланке ответов:
1) опишите порядок выполнения эксперимента, сделайте рисунок
экспериментальной установки;
2) укажите результаты прямых измерений силы упругости и смещения в виде
таблицы;
3) постройте график зависимости силы упругости от деформации пружины;
4) сформулируйте качественный вывод о зависимости силы упругости,
возникающей в пружине, от степени деформации пружины.
Образец возможного выполнения.
1)
3)
0
2)
№ п/п
1
2
3
Fупр,Н
x, м
4) Вывод: опыт показал, что изменение длины
тела при растяжении прямо пропорционально
модулю силы упругости.

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ
Л.р.№5. Измерение коэффициента трения скольжения.
Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, два груза, соберите установку
для определения коэффициента трения скольжения между кареткой и поверхностью
стола.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчета коэффициента трения скольжения;
3)укажите результаты измерения веса каретки с грузом и силы трения скольжения
при движении каретки с грузами по поверхности стола;
4) запишите численное значение коэффициента трения скольжения.
Образец возможного выполнения.
1)

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ
Л.р.№6. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального
давления.
Используя деревянный брусок с крючками на нити, динамометр, 2 груза массой по
(100+_20г, направляющую рейку исследуйте зависимость силы трения от силы
нормального давления.
В бланке ответов:
1) опишите порядок выполнения эксперимента;



давления.
Образец возможного выполнения.

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ
В бланке ответов:
1) опишите порядок выполнения эксперимента;
2) запишите найденное значение коэффициента трения для каждого измерения;
3) постройте график зависимости силы трения от силы нормального давления;
4) сделайте вывод о характере зависимости силы трения от силы нормального
давления.
Образец возможного выполнения.
1)
2)
3)
№ п/п
1
2
3
Fтр, Н
N, Н
4) Вывод: при увеличении силы нормального
давления сила трения скольжения, возникающая
между кареткой и поверхностью рейки, также
увеличивается.

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ
Л.р.№7. Измерение сопротивления проводника.


экспериментальную установку для определения электрического сопротивления
резистора.
В бланке ответов:

2)запишите формулу для расчета электрического сопротивления;
3)укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5А;
4)запишите численное значение электрического сопротивления.
Образец возможного выполнения.
1)
3) I = 0,5 А, U = … В
4) R = … Ом
U
U
2) I =
, R=
R
I

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ
Л.р.№8. Определение работы электрического тока
Используя источник питания постоянного тока 4,5В, вольтметр, амперметр,
ключ, реостат, соединительные провода, резистор № (1или2), соберите
экспериментальную установку для определения работы электрического тока на
резисторе при силе тока 0,5А в течение 10 минут.
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;
2) запишите формулу для расчета работы электрического тока;

4) запишите численное значение работы эл. тока.
Образец возможного выполнения.
1)
3) I = … А, U = … В, t = 10 мин. = 600 c
4) А = …. Дж
2) А = IUt

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ
Л.р.№9. Определение мощности электрического тока в проводнике.
Используя источник питания постоянного тока 4,5В, вольтметр, амперметр, ключ,
реостат, соединительные провода, резистор № (1или2), соберите
экспериментальную установку для определения мощности резистора.
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;
2) запишите формулу для расчета мощности электрического тока;
3) укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5А;
4) запишите численное значение мощности эл. тока.
Образец возможного выполнения.
1)
3) I = 0,5 А, U = … В
4) Р = IU
2) Р = IU

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ
Л.р.№10. Исследование зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от
напряжения на концах проводника.
Используя источник питания постоянного тока 4,5В, вольтметр, амперметр, ключ,
реостат, соединительные провода, резистор №(1или2), соберите
экспериментальную установку для исследование зависимости силы тока,
возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника.
В бланке ответов:
1) опишите порядок выполнения эксперимента;



ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ
В бланке ответов:
1) опишите порядок выполнения эксперимента;
2) запишите найденное значение силы тока и напряжения для каждого измерения;
3) постройте график зависимости силы тока от напряжения;
4) сделайте вывод о характере зависимости силы тока, возникающей в проводнике,
от напряжения на концах проводника.
Образец возможного выполнения.
1)
3)
№ п/п
I, А
U, В
1
2
2) I = … А, U = … В
3
4) Вывод: при увеличении силы тока в проводнике
напряжение, возникающее на его концах, также
увеличивается.

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ
Л.р.№ 11. Измерение оптической силы линзы.
Используя собирающую линзу №(1или2), линейку длиной 20-30см, экран, рабочее
тело определить фокусное расстояние и рассчитайте оптическую силу линзы.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчета оптической силы линзы;
3) укажите результаты измерения фокусного расстояния линзы;
4) запишите численное значение оптической силы линзы.
Образец возможного выполнения.
1)
3) F = … см = … м
4) D = … дптр
1
2) D =
F

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ
Л.р.№ 12. Исследование зависимости периода или частоты колебаний
математического маятника от длины нити.
Используя штатив с муфтой и лапкой, шарик с прикрепленной к нему нитью, линейку
и часы с секундной стрелкой, соберите экспериментальную установку для
исследования зависимости периода или частоты колебаний математического
маятника от длины нити. Определите время для 30 полных колебаний и посчитайте
период колебаний для трех случаев, когда длина нити равна соответственно 1м, 0,5м
и 0,25м.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;



таблицу;
4) сформулируйте качественный вывод о зависимости периода свободных колебаний
нитяного маятника от длины нити.

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний
для трех длин нити маятника в виде таблицы;
3) посчитайте период колебаний для каждого случая и результаты занесите в
таблицу;
4) сформулируйте качественный вывод о зависимости периода свободных
колебаний нитяного маятника от длины нити.
Образец возможного выполнения.
1)
2,3)
№ п/п
Длина нити l,
м
Число
колебаний n
1
1
30
2
0,5
30
3
0,25
30
Время
колебаний
t, с
Период колебаний
Т
=
t
n ,c
4) Вывод: при уменьшении длины нити в 4 раза период
колебаний математического маятника уменьшается в 2 раза.

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ
Л.р. №13. Экспериментальная проверка правила для силы тока при параллельном
соединении двух проводников.

резисторы, обозначенные R1 и R2, проверьте экспериментально правило для силы
тока при параллельном соединении двух проводников.
В бланке ответов:


параллельном соединении;


ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки;
2) измерьте силу тока на каждом из резисторов и общую силу тока в цепи при их
параллельном соединении;
3)сравните общую силу тока в цепи с суммой сил токов на каждом из резисторов,
учитывая погрешность прямых измерений.
4)Сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила.
Образец возможного выполнения.сссс
1)
2)
I1 = … А
I2 = … А
I=…А
3) I1 + I2 = … А + … А = ….. А
4) Вывод: при параллельном соединении резисторов сила тока в цепи равна
сумме сил токов на отдельных участках электрической цепи.

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ
Л.р. №14. Экспериментальная проверка правила для электрического напряжения
при последовательном соединении двух проводников.
Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, ключ, соединительные провода,
резисторы, обозначенные R1 и R2, проверьте экспериментально правило для
электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников.
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки;


соединении;


ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки;
2) измерьте электрическое напряжение на концах каждого из резисторов и общее
напряжение на концах цепи из двух резисторов при их последовательном
соединении;
3) сравните общее напряжение на двух резисторах с суммой напряжений
на каждом из резисторов, учитывая погрешность прямых.
4) Сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила.
Образец возможного выполнения.
1)

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ
Л.р. №15. Определение работы силы упругости при подъеме груза с помощью
неподвижного блока.
Используя штатив с муфтой, неподвижный блок, нить, груз и динамометр, соберите
экспериментальную установку для измерения работы силы упругости при
равномерном подъеме груза с использованием неподвижного блока. Определите
работу, совершаемую силой упругости при подъеме груза на высоту 10 см.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчета работы силы упругости;
3) укажите результаты прямых измерений силы упругости и пути;
4) запишите числовое значение работы силы упругости.

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Основное общее образование

Линия УМК А. В. Перышкина. Физика (7-9)

Готовимся к ОГЭ по физике: задание №23

В 9 классе школьники впервые сталкиваются с обязательными государственными экзаменами. Что это означает для учителя? Во-первых, стоит задача настроить детей на усиленную подготовку к аттестационной работе. Но самое важное: не просто дать полноценные знания по своему предмету, а объяснить, какого рода задания предстоит выполнить, разобрать типичные примеры, ошибки и дать ученикам все инструменты для успешной сдачи экзамена.

При подготовке к ОГЭ больше всего вопросов вызывает экспериментальное задание №23. Оно самое сложное, соответственно на него и отводится больше всего времени - 30 минут. А за его успешное выполнение можно получить больше всего баллов - 4. Этим заданием начинается вторая часть работы. Если заглянуть в кодификатор, мы увидим, что контролируемыми элементами содержания здесь являются механические и явления электромагнетизма. Ученики должны показать умение работать с физическими приборами и измерительными инструментами.

Существует 8 стандартных комплектов оборудования, которое может понадобится на экзамене. Какие именно будут использоваться, становится известно за несколько дней до экзамена, поэтому целесообразно провести дополнительную тренировку перед экзаменом с теми инструментами, которые будут задействованы; обязательно повторить, как снимать показания с приборов. Если экзамен проводится на территории другой школы, учитель может заранее приехать туда, чтобы посмотреть готовые для работы комплекты. Готовящий приборы к экзамену учитель должен обратить внимание на их исправность, особенно подверженных износу. Например, использование старой батарейки может привести к тому, что ученик элементарно не сможет установить требуемую силу тока.

Нужно проверить, совпадают ли приборы с указанными значениями. Если не совпадают, то в специальных бланках указываются истинные значения, а не те, которые записаны в официальных комплектах.

Учителю, ответственному за проведение экзамена может помогать технический специалист. Он же следит за соблюдением техники безопасности во время экзамена и может вмешаться в ход выполнения задания. Нужно напомнить ученикам, что если они заметят неисправность какого-либо прибора во время выполнения задания, нужно незамедлительно сообщить об этом.

Существует три типа экспериментальных заданий, встречающихся на экзамене по физике.

Тип 1. «Косвенные измерения физических величин». Включает в себя 12 тем:

  • Плотность вещества
  • Сила Архимеда
  • Коэффициент трения скольжения
  • Жесткость пружины
  • Период и частота колебаний математического маятника
  • Момент силы, действующей на рычаг
  • Работа сила упругости при подъеме груза с помощью подвижного или неподвижного блока
  • Работа силы трения
  • Оптическая сила собирающей линзы
  • Электрическое сопротивление резистора
  • Работа электрического тока
  • Мощность электрического тока.

Тип 2. «Представление экспериментальных результатов в виде таблиц или графиков и формулировка вывода на основании полученных экспериментальных данных». Включает в себя 5 тем:

  • Зависимость силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины
  • Зависимость периода колебаний математического маятника от длины нити
  • Зависимость силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника
  • Зависимость силы трения скольжения от силы нормального давления
  • Свойства изображения, полученного с помощью собирающей линзы

Тип 3. «Экспериментальная проверка физических законов и следствий». Включает в себя 2 темы:

  • Закон последовательного соединения резисторов для электрического напряжения
  • Закон параллельного соединения резисторов для силы электрического тока

Подготовка к ОГЭ по физике: советы ученику

  • Важно очень точно записывать в бланк ответа все, что требуют правила. Проверяя свою работу, стоит еще раз взглянуть, ничего ли не пропущено: схематический рисунок, формула для расчета искомой величины, результаты прямых измерений, расчеты, числовое значение искомой величины, вывод и т.д., в зависимости от условий. Отсутствие хотя бы одного показателя приведет к снижению балла.
  • За дополнительные измерения, внесенные в бланк, оценка не снижается
  • Рисунки должны быть выполнены очень аккуратно, небрежные схемы тоже отнимают балл. Немаловажно приучиться контролировать указание всех единиц измерения
  • Записывая ответ, ученик не должен указывать погрешность, но стоит донести до него информацию, что проверяющий имеет критерии и правильный ответ уже содержит границы интервала, внутри которого может оказаться верный результат.

Подготовка к экзамену в целом и к экспериментальному заданию в частности не может быть спонтанной. Без постоянно нарабатываемого навыка работы с лабораторным оборудованием выполнить задания практически невозможно. Поэтому учителям рекомендуется ознакомится с демонстрационными вариантами экзаменационной работы и разбирать типичные задачи во время проведения лабораторных.

Подробный разбор всех типов заданий вы можете посмотреть в вебинаре