Школы управления в менеджменте кратко. Современные школы менеджмента: общая характеристика. Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией

Финансы — производное от слова «финиш» в значении окончательного расчета или завершение платежа, понятие появилось в период позднего средневековья.

Необходимость во введении термина возникла в результате перехода от бартера к товарно-денежным отношениям.

Введение финансов способствовало возникновение государственности. Первичная цель — усилить роль института власти в экономической жизни общества. Имея в распоряжении средства казны, государство получило возможность оказывать существенное влияние на развитие страны.

Признаки финансов

  • Деньги — материальная основа и главный инструмент функционирования финансовой системы. Нет денег — нет финансов.
  • Государство обладает большими полномочиями, чем другие субъекты.
  • Должен существовать эквивалент между материальными и временными затратами на производство товаров (оказание услуг) и стоимостью денежных средств.
  • Финансовая система предусматривает создание централизованных (государственных) и децентрализованных (негосударственных) денежных фондов.

Говоря простыми словами, финансы — это инструмент экономических отношений, в которых денежные средства формируются, распределяются и используются для выполнения государственных целей, а также удовлетворения социальных нужд общества.

Этапы развития: зачатки финансовой системы

Первые упоминания датируются XIV-XV веком. Сначала термин носил общий характер и обозначал все торгово-денежные отношения. Чуть позднее возникла градация платежей между государством, физическими и юридическими лицами.

Знаковым этапом развития финансов стала середина XVI века. В этот период доступ монархов к казне начал ограничиваться. Проще говоря, деньги, хранящиеся в казне, перестали быть их частной собственностью. Это дало толчок к тому, что ресурсы начали использоваться на полезные общегосударственные цели.

Промышленная революция

Следующая стадия развития приходится на XVII-XVIII века. В условиях промышленной революции в Италии возникло множество предприятий в виде мануфактур, а к XVIII веку эта тенденция распространилась на всю Западную Европу. Стремительный технический прогресс способствовал совершенствованию станков и наращиванию темпов производства, а вместе с этим значительно увеличились обороты и прибыль. Предприятия получили возможность создавать денежные резервы и расширять производство.

На рубеже XVIII и XIX веков появились первые признаки промышленного капитализма. Активное использование паровых машин привело к тому, что мануфактуры и мастерские начали превращаться в крупные фабрики. Ремесленники, владевшие небольшими производственными цехами, стали неконкурентоспособными и превратились в класс наемных рабочих — пролетариат.

Если прежде признаки экономического роста были заметны только в масштабах столетий, то с повышением производительности труда проследить прогресс можно было уже спустя несколько десятилетий. Понадобилось всего несколько поколений для перехода от аграрного общества к урбанистической цивилизации.

Но была и другая сторона медали. С развитием промышленности обострились проблемы социального характера. Автоматизация труда позволила уменьшить количество сотрудников на предприятиях. Как результат, многие люди оказались за чертой бедности.

Транснациональные корпорации и инвестирование

В начале XX столетия появились первые транснациональные корпорации (ТНК), представляющие собой предприятия, которые располагают производственными подразделениями в нескольких странах. Эти гиганты оказывали и до сих пор оказывают существенное влияние на финансовые и валютные рынки. Возникновение ТНК и демократизация процесса накопления капитала дали толчок к развитию инвестирования. Люди начали активно вкладывать в производство, они стали главными субъектами, влияющими на мировую экономику.

Считается, что термин «финансы» произошел от латинского слова «financia», что в переводе означает «платеж, доход». Со значением «платеж» термин «финансы» применялся в Италии 13-15 вв., в 17-18 вв. в Англии и во Франции термин «финансы» использовался со значением «государственные доходы и расходы». В дальнейшем в международной практике «финансы» стали обозначать экономические отношения по поводу образования, распределения и использования денежных средств.

Изначально финансы имели натуральный характер в виде податей и повинностей, но по мере развития товарного обращения они приобрели денежный характер. Одним из основных факторов появления финансов считается отделение казны от главы государства и приобретения статуса общественных ресурсов (то есть казна уже не собственность государя и формируется систематически в денежной форме).

В отечественной науке выделяют две основные теории финансов: воспроизводственная теория и распределительная теория.

Воспроизводственная теория предполагает, что финансы – это система денежных отношений, опосредствующих кругооборот производственных фондов в народном хозяйстве на расширенной основе и обеспечивающих образование и использование различных фондов для удовлетворения потребностей общества. Сторонники воспроизводственной теории рассматривают финансы как категорию воспроизводства, включая в состав финансов всю совокупность денежных распределительных отношений, возникающих на всех стадиях воспроизводственного процесса. Главным аргументом сторонников воспроизводственной концепции является тот, что без финансов не может осуществляться сам процесс производства и поэтому неверно относить финансы к категории распределения.

Cторонники распределительной концепции вовсе не отрицают тот факт, что финансы активно влияют на весь воспроизводственный процесс. Более того, одна из наиболее ярких сторонниц распределительной концепции В.М. Родионова пишет, что финансы являются категорией воспроизводства, а утверждение о возникновении и функционировании финансов призвано лишь подчеркнуть место и границы действия финансовых отношений, их специфику в системе экономических отношений, а не область и направления их влияния [Финансы. Учебник под ред. проф. В.М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 1992 г. С. 26]. Трудно не согласиться с этим утверждением, так как поскольку стадия распределения оказывает активное влияние на все другие стадии воспроизводственного процесса, то и финансы, будучи распределительной категорией, не могут не влиять и активно влияют на весь процесс воспроизводства.



Распределительная теория финансов в отечественной науке получила большее распространение, согласно которой, финансы – это экономические (денежные) отношения, возникающие по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. То есть, по мнению сторонников данной теории, финансовые отношения обусловлены реальным движением денежных средств, поэтому они существуют не на всех стадиях воспроизводственного процесса.

В рамках данной теории к основным характеристикам финансов можно отнести:

1. Денежный характер. Деньги являются главным атрибутом финансов. Нет денег – не будет и финансов, потому что финансы – это общественная форма обусловленная существованием денег. То есть деньги – это одновременно и условие, и предпосылка существования финансов.

2. Распределительный характер финансов. Финансовые отношения и финансовые ресурсы образуются на второй стадии воспроизводственного процесса – на стадии распределения, то есть каждый участник общественного производства должен получить свою долю этой стоимости.

3. Наличие фондов (доходов) и накоплений. Финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, которые принимают форму финансовых ресурсов.

Так, финансы это экономические (денежные) отношения, возникающие в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Централизованные фонды денежных средств – это денежные средства, сосредоточенные в руках органов власти и управления.

Децентрализованные фонды денежных средств – это денежные средства, находящиеся у хозяйствующих субъектов и населения.

Функции финансов – это работа, которую выполняют финансы (роль, которую они выполняют в системе экономических отношений). Выделяют распределительную функцию и контрольную функцию.

Распределительная функция реализует общественное назначение финансов, то есть доводит до каждого субъекта необходимые финансовые ресурсы (рис.1).

Рис.1. Распределительная функция финансов

Распределительная функция финансов охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, территориаль­ный, местный, используя при этом разные виды финансового распределения (рис. 2).

Рис. 2. Виды финансового распределения

Контрольная функция финансов всегда выполняется параллельно с распределительной функцией. Данная функция сигнализирует об изменениях (как положительных, так и отрицательных) в экономических отношениях.

Контрольная функция финансов может быть сориентирована на предпри­ятие как объект управления, на бюджет конкретного уровня, внебюджетный фонд или отдельно взятое лицо. Инструментом реализации контрольной функции финансов является финансовая информация.

Финансовая информация – это информация, раскрывающая экономическое состояние рассматриваемого объекта. Финансовая информация определяет экономическое состояние объекта, его экономические характеристики (табл.1).


Лекция №1 История возникновения финансов
1. Этапы возникновения финансов

Возникновение финансов.

Финансы возникли в условиях регулярного товарно-денежного обмена в связи с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

В истории финансов можно выделить три крупных этапа:

1 этап VI в. До н.э. – ХIII- ХV вв.

2 этап ХIII- ХV вв. – первая треть ХХ в.

3 этап первая треть ХVIII в. – настоящее время
Этапы становления науки о финансах

В соответствии с этапами становления науки о финансах:


  • Этап ненаучного состояния

  • Этап становления классической теории финансов

  • Этап развития классической теории финансов и становление неоклассической теории финансов

1-й этап VI в. до н.э. – Х III - Х V вв. Характеризуется становлением предпосылок (условий) возникновения финансов.

Вначале появились предпосылки возникновения государственных финансов

Предпосылки:


  • 1- я: Развитие денежной формы экономических отношений

  • 2-я: Появление первых государств (потребность в финансировании особых расходов – строительство дорог, охрана границ, военные кампании и т.п.)

  • 3-я: Возникновение финансовой практики

Примеры исторической практики возникновения финансов:


  • Др. Египет – ещё в 16-15 вв до н.э. - профессиональная торговля, серебро вытеснило зерно, которое использовалось в качестве денег;

  • Вавилон – 6 век до н.э. – торгово-кредитные дома, безналичные расчеты, финансовое консультирование;

  • Китай – применяли методы денежного регулирования, методы анализа Х век до н.э. бронзовые монеты – цяни.

  • Древня Греция:

    • Ксенофонт (431-355 до н.э.)– является первым автором научно-практического труда, посвященного финансам (“О доходах Афинской республики”). Описывал способы увеличения доходов Афин (например, путем разработки серебряных рудников).

    • Аристотель (384-322 до н.э.) разрабатывая теорию денег; отмечал, что деньги выступают в роли соизмерителя при обмене, и поэтому их нельзя ссужать (монета не может рождать монету), деньги являются «всеобщим средством обмена» в результате соглашения. Аристотель предлагал фискальные средства для получения от подданных денежных средств.

Например, в источниках экономических знаний древних цивилизаций рассматриваются вопросы собственности, денежных отношений, налогов и др.:


  • в Вавилоне - это свод законов царя Хаммурапи

  • в Китае - Конфуций (Кун-цзы) (551-479 гг. до н.э.) закладывает основы выбора гуманной системы налогов и повинностей;

  • в Индии - трактат «Артхашастра» (буквально - «наука о пользе, о практической жизни»), собрание наставлений по вопросам управления государством

  • Рим - Римляне разработали основы римского права - основу формализации финансовых отношений
Следует отметить, что и в Греции в Риме не существовало единой государственной кассы. Доходы от громадного личного состояния императора поступали в особую кассу - фиск. Помимо этой кассы существовала государственная касса для обеспечения ушедших на покой профессиональных солдат, которая формировалась за счет вновь введенного 5%-го налога с наследства.
2 этап Х III - Х V вв. – перв. треть ХХ в. Этап становления Государственных и частных финансов.

Данное становление шло параллельно в странах Западной Европы:


  • Фома Аквинский (1225-1274) – итальянский епископ (Аквиант), уделял большое значение деньгам, одним из первых сделал попытку обосновать право короля на сбор налогов с подданных.

  • Никола Орезм (1223-1282 гг.) – франц. Математик, создает трактат о происхождении и природе денег, состоящий из 26 глав, что позволяет считать его одним из родоначальников экономической науки.

  • Данный период отмечается появлением финансово-банковских институтов по хранению и транспортировке ценностей, управлению фондами, собранными из религиозных и светских источников для финансирования крестовых походов, предоставлению займов королям, рыцарям. Лука Пачиоли (1487 г.) францисканский монах опубликовал трактат о бухучете.

Следует отметить :


  • что в 13 в до 15 в. с развитием феодализма культурная и научная жизнь приходят в застой, самым просвещенным классом является духовенство, из среды которого вышли немногочисленные ученые, которые рекомендовали для государей и , исходя при этом из религиозных и нравственных начал.

  • что Финансовая наука возникает одновременно с политической экономией в XV столетии в городах северной Италии, переживавших экономический подъем и культурный рост. На грани средневековья и нового времени торговый капитализм создал не только материальные условия для возникновения новой отрасли общественного знания, но и настоятельную потребность в сознательном отношении к финансовому хозяйству.

  • Меркантилизм был отражением первых успехов торгового капитализма. В конце XV в. начинают свою литературную деятельность многие писатели-меркантилисты. Среди них наиболее интересен Диомеде Карафа (ум. в 1487 г.), руководил финансовым хозяйством неполитанского королевства. Он делил расходы на три группы:

  1. расходы по обороне страны

  2. расходы по содержанию государя

  3. расходы по удовлетворению чрезвычайных потребностей.

Как представитель торгового класса он настойчиво рекомендует отмену обложения вывоза. Карафа считает, что основой бюджета должны быть домены
Существует три основные гипотезы (версии) происхождения понятия «финансы»:


  • итальянская

  • немецкая

  • французская

1)Итальянская гипотеза происхождения понятия «финансы».

Слово «финансы» ведет свое начало от средневековой латыни. Термин возник в 13-15 веке в торговых городах Италии и получил распространение как понятие, связанное с системой денежных отношений между государством и населением.

Термин «финансы» происходит от латинских слов:


  • finis – конец, наступление срока платежа по долгу, позднее – документ, удостоверяющий уплату долга

  • finansia – денежный доход, платеж, наличность». Вероятно, поэтому финансы часто отождествляют с деньгами.

  • finaге – платить
В Генуе, Флоренции, Венеции в 14 веке активно использовались расписки, векселя.

Для преодоления библейского запрета на ростовщичество итальянские банкиры нашли способ обойти его. Они тщательно старались избегать давать займы. Вместо этого они продавали векселя (письменный документ, гарантирующий оплату определенной суммы определенному лицу в определенном месте и в определенное время). Переводные векселя создали новые деньги, сломав физические ограничения, связанные с металлическими монетами (трудными для транспортировки), сняли с денег пространственные ограничения и увеличили количество денег в обращении.
2)Немецкая гипотеза происхождения понятия «финансы»

Вследствие близости звуков со словами хитрость и ловкость, в Германии в 16-17 вв. слово финансы имело негативное значение – означало лукавство и вымогательство и связывалось с понятиями грабеж, вероломство, ненависть, зависть, что было связано с системой налогообложения. В Германии под конец средних веков слово «Finanz» употреблялось для обозначения хитрости, коварства, а в применении к государственному хозяйству под «Finanz» подразумевали искусство собрать побольше денег.
3)Французская гипотеза происхождения понятия «финансы»

Изначально «la finance» - плата королю при покупке государственной должности. В дальнейшем термин стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений, образованием денежных ресурсов, мобилизуемых государством для выполнения своих функций. Термин «финансы» был впервые введен в научный оборот во Франции в 1577 г.

В 1577 г. экономистом Жаном Боденом было написано 6 книг о республике. Одна из «Шести книг о республике» называлась «Финансы, нервы государства». Связан с этапом обособления государственной казны и возникновения государственного бюджета. В то же время во Франции под finances понимали все материальные средства, находящиеся в распоряжении правительства.
3- й этап. Первая треть Х VIII в. – настоящее время . Развитие классической теории финансов и становление неоклассической теории финансов.

Условия возникновения частных финансов:


  1. существование реальных денег (золотых и серебряных монет)

  2. наличие установленного номинала денежных средств

  3. использование бумаги в качестве средства закрепления необходимой экономической информации

  4. согласие участников использовать в торговле аналог денег – расписки, тратты (векселя)
В XVI- ХVII вв. В Западной Европе своё развитие получили ценные бумаги, начал развиваться полноценный финансовый рынок.

В Амстердаме в 1688 г. Была издана первая книга о ценных бумагах. Её написал испанский купец Жозеф де Ла Вега, она называлась «Путаница из путаниц, или замечательные беседы между остроумным философом, рассудительным купцом и начитанным акционером о торговле акциями, её происхождении, её развитии, её выгодах, её игре и её надувательстве». В большинстве стран Европы были созданы биржи, на которых продавались и покупались векселя, акции, облигации, в том числе государственные облигации.
Государственные финансы:

Рассматривая государственные финансы, необходимо упомянуть итальянского ученого-практика меркантилиста Диомеда Карафа (ХV в.), который управлял денежными средствами Неаполитанского королевства.

В своих работах он:


  • выступал за умеренные налоги (считал, что государь не должен истощать народ большими поборами, что налоги должны быть только чрезвычайным источником, что в мирное время надо скопить денежный запас для будущей войны);

  • предложил классификацию расходов государства , разделяя их на три группы:

  1. расходы по обороне страны;

  2. расходы по содержанию государя;

  3. расходы по удовлетворению чрезвычайных потребностей);

  • А также:

  1. высказал идею о сбалансированности государственного бюджета;

  2. выступал против государственных займов.

Во Франции представителем меркантилистов и одновременно финансовой науки являлся Жан Боден (1530-1597). Он ввел в научный оборот термин финансы. Часть своего сочинения «Шесть книг о республике» Ж. Боден назвал «Финансы как нервы государства», рассматривая финансы как понятие, связанное с системой денежных отношений, образованием денежных ресурсов, мобилизуемых государством для выполнения своих функций В свою финансовую систему он включает семь источников доходов государя:


  • - государственные домены;

  • - военную добычу;

  • - подарки дружественных государств;

  • - сборы с союзников;

  • - доходы от торговли;

  • - пошлины с вывоза и ввоза;

  • - дань с покоренных народов.
Среди источников отсутствуют налоги, к которым, по мнению Ж. Бодена, необходимо прибегать в исключительных случаях, поскольку они ссорят короля с подданными, побуждают к восстаниям. Что касается расходов, то их денежные средства необходимо тратить на содержание королевского двора, благотворительность, содержание армии, строительство крепостей, городов, общественных зданий.

Главный источник пополнения казны он видел в получении максимальных доходов от королевского домена и накоплении сокровищ. Монарх должен был использовать честные средства для их увеличения, а для выгоды и чести государства сберегать и сохранять для нужд некоторую часть.

Значение буржуазных революций для финансов:

В результате буржуазных революций в XVI- ХVIII вв. Изменились форма правления и государственное устройство европейских государств

Произошло разделение:


  • сферы удовлетворения потребностей и сферы хозяйственной деятельности;

  • сферы государственного хозяйства и сферы частного хозяйства;

  • денежных средств монарха и государственной казны.
Королевская казна была отделена от произвола монарха и поставлена в зависимость исключительно от Конституционного Закона. Чтобы подчеркнуть принципиальность этого изменения и закрепить в новом понятии, понадобилось даже изменить термин: так «казна» превратилась в «бюджет», у которого и назначение, и способы формирования, и направления расходования должны были быть совершенно иными.
3. Основные направления развития финансов

Начиная с ХVII в. просматриваются два основных направления в развитии теории финансов - немецкое (германское) и английское

Германское направление - рассматривало финансы в качестве самостоятельной науки

X V III в. многие ученые датируют появление систематизированной финансовой науки как самостоятельного направления; в эти годы начался научный, рациональный, период в ее развитии.

Оформление финансов в относительно самостоятельное направление научной мысли произошло благодаря усилиям немецких учёных-камералистов: Л. фон Зекендорфа (1626-1692), Ф. Юсти (1720- 1771) и И. Зонненфельса (1733-1817).

Камералистика (от лат. camera дворцовая казна или казенная палата как место для хранения государственных доходов) – свод административных и хозяйственных знаний по ведению дворцового (камерального) хозяйства, а в широком смысле – государственного хозяйства.

Английское направление рассматривало финансы как составную часть общей экономической теории.


  • Уильям Петти (1623-1687) рассматривал различные способы налогообложения и их администрирования.

  • Адам Смит (1723-1790 ) развил экономическую основу финансового хозяйства. В отличие от физиократов Смит выделяет не один, а три источника народного богатства или три фактора производства - землю, труд и капитал. Основатель классической школы экономики. Пятую часть своего труда «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) А. Смит посвятил финансовому хозяйству, учению о финансах. В книге три главы посвящены финансам - о государственных расходах, о государственных доходах, о государственных долгах . Рассматривал функции государства:

  1. Поддержание порядка в стране

  2. Обеспечение внешней безопасности

  3. Финансовая деятельность
Расходы государства по А.Смиту

По мнению А. Смита, допустимы только расходы, отвечающие интересам общества. А. Смит сформулировал принципы налогообложения, рассмотрел налоги на землю, труд и капитал (факторы производства) во взаимосвязи.

Государственные расходы он делит на:


  • - расходы имеющие общее значение (оборона и содержание королевской власти), которые оплачиваются за счет доходов общества;

  • - расходы, в которых заинтересованы отдельные лица (к ним он относил расходы по отправлению правосудия , расходы на народное образование).
Эти мысли навели его на идею разделения государственного и местного хозяйства.

Доходы государства по А. Смиту

Доходы А. Смит делит на доходы от капиталов, предприятий и имущества государства, то есть налоговые и неналоговые.

Благодаря идеям классиков политической экономии в конце XVIII - начале XX вв. финансовая политика передовых стран, выражая интересы нового класса - буржуазии, провозгласила принцип невмешательства государства в хозяйственную жизнь. Следствием этого стало некоторое ограничение государственных расходов и налогообложения прибыли.

А. Смит считается одним из основателей теории налогов и принципов налогообложения

В дальнейшем английское направление получило развитие в трудах учёных экономистов разных стран в рамках различных экономических школ и течений.
Неоклассическая и кейнсианская школы финансов

Неоклассическая школа экономики

В конце XIX- начале XX века на основе идей классиков и маржиналистов сформировалась неоклассическая школа, в рамках которой её представители Альфред Маршалл, Вильфредо Парето, Мари Эспри Леон Вальрас рассматривали основные экономические с позиций предельных приращений.

Они исследовали субъективные мотивы экономического поведения индивида, пришли к выводу о том, что одно и то же количество труда и капитала можно использовать несколькими способами, поэтому нужно сделать рациональный выбор; стали использоваться математические методы.

Достижения:


  • государство поддерживает рыночное равновесие;

  • налог – цена услуг, предоставляемых государством;

  • государственные расходы должны планироваться вместе с источниками финансирования;

  • государство должно регулировать денежную массу, валютный курс

Кейнсианская теория государственных финансов

Экономический кризис 1929-1933 гг. показал несостоятельность неоклассической экономической школы. Дж. М. Кейнс издал труд «Общая теория занятости, процента и денег», в котором обосновал необходимость государственного регулирования экономики воздействием на совокупный спрос через увеличение денежной массы, снижение ставок процента (стимуляция инвестиционной деятельности).

Государство сглаживает циклические колебания, использует дефицит бюджета. Недостаток спроса компенсируется за счёт общественных работ и бюджетного финансирования.

Кейнсианская теория государственных финансов была развита в трудах последователей Кейнса (неокейнсиансов) и была востредована до 70- х. гг. ХХ в. А затем сменилась теорией неоклассического синтеза. Её основные идеи связаны с регулированием экономики с помощью денежно-кредитной политики.

4.Развития финансовой науки в России

В России в конце ХVШ – начале ХIХ века слово «финансы» впервые использовал Семён Десницкий (1740- 1789), профессор права Московского университета, в труде, который назывался «Об указании финанском». С. Десницкий обучался в Шотландии, слушал курс А. Смита.

Особенности развития финансовой науки в России

Особенность развития финансовой науки в России состояла в том, в России на рубеже ХIХ-ХХ вв. наука о финансах преподавалась как правовая дисциплина, изучающая правовые нормы в области государственных доходов и расходов.

Советская финансовая наука, сформировалась на работах дореволюционных юристов и экономистов:


  • Н. И. Тургенев (1789–1871), «Опыт теории налогов»,

  • Г. Сарториус «Начальные основания народного богатства и государственное хозяйство, следуя теории Адама Смита»

  • В. А. Лебедев (1833–1909) «Курс финансового права»

  • И. И. Янжул (1846–1914), «Финансовое право», «Основные начала финансовой науки. Учение о государственных доходах»

  • Х. А. Шлёцер (1774–1831) – первый преподаватель политэкономии в Московском госуниверситете «Начальные основания государственного хозяйства»

  • Е. Ф. Канкрин (1774–1845) – министр финансов, «Краткое обозрение российских финансов»

  • И. Я. Горлов (1814–1890), «Теория финансов»

  • К. Рау (1833–1909) «Основные начала финансовой науки»

  • И. Х. Озеров (1869–1942), «Основы финансовой науки (университетский курс)».

Развитие финансовой науки в России (тема 2)
Финансовая наука в XVII - XVIII вв
Иван Семёнович Пересветов


  • увеличение доходов казны с целью усиления военной мощи государства,

  • централизация ресурсов государства;

  • сокращение расходов на систему наместничества ;

  • отмена института мытарей

Юрий Крижанич


  • формулирование проблем управления финансами на общегосударственном уровне;

  • рассмотрение финансовой системы как важнейшего фактора укрепления государственности;

  • «Политичны думы» (1663г.)- развернутый план укрепления российской государственности, основные задачи государства, в том числе и в области финансов

Григорий Котошихин (1630-1667гг.) - сочинение «О России в царствование Алексея Михайловича» (написано 1666-1667гг., издано 1840г.) - констатация отдельных видов доходов и расходов на примере царских приказов - органов центрального управления в России в ХVI - начале ХVIII вв.
Формирование финансовой науки в России как самостоятельного явления
Представители русско-немецкой школы финансов


  • Христиан фон Шлёцер (1774-1831гг.)

  • Генрих фон Шторх (1766-1835гг.)

  • Людвиг Генрих фон Якоб (1759-1827гг.)

Христиан фон Шлецер

«Начальные основания государственного хозяйства» (1805г.) - введение в теорию политэкономии; анализ конкретных механизмов управления государством и другие аспекты державного благосостояния

Рассмотрение экономической политики государства


  • с точки зрения ее влияния на промышленность, сельское хозяйство, внутреннюю и внешнюю торговлю;

  • с позиции применения экономических методов управления государством народным хозяйством и прежде всего "умножения кредита частных людей" и "политики финансов".
Кредитно-денежная политика

  • "завести банки для обращения... Чтобы банк мог соответствовать своей цели, надобно, чтобы деньги, ему вверяемые, были охраняемы от воровства и пожаров; чтобы купцы, имеющие нужду в банке для произведения своих дел, были допущены в оной без малейшего затруднения; и наконец, чтобы не было ни очень дорого, ни очень трудно для частного лица класть свои деньги или назад их брать"

Генрих фон Шторх - выявляет основание для различия между частным и народным богатством и устанавливает понятие капитала
Людвиг Генрих фон Якоб

«Правила народной экономии или наука народного хозяйства» (1805, Галле)

«О бумажных деньгах» (1809, Харьков) => Петербург - назначен членом по финансовой части в комиссии о законах
Николай Иванович Тургенев (1789-1871гг.)

«Опыт теории налогов» (1818г.) - критика налоговой системы феодальной России на основе исследования европейского опыта построения и функционирования налоговых систем

Работа состоит из семи глав

Определение налогов по Тургеневу Н.И.: " налоги суть средства к достижению цели общества или государства, т.е. той цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в обществе, или при составлении государств".


  • налоги с дохода от земли

  • налоги дохода от капиталов

  • налоги с самих капиталов, налоги с дохода от «работной платы»

  • налоги "падающие на все три выше упомянутые источника доходов без различия"

Виды налогов:


  • - поголовные налоги;

  • - налоги с имения, или с дохода вообще;

  • - налоги с потребления;

  • - чрезвычайные налоги.
Не приемлет подушную подать

"Хороший министр финансов старается исправлять общее мнение хорошим исполнением своих обязанностей"

«Изложение теории налогов, - служащих основанием финансов, - как бы оно недостаточно ни было, не может быть совершенно излишним в такое время, когда у нас столь много говорят о финансах и столь немногие о них пишут"
Сперанский Михаил Михайлович (1772-1839гг.)


  • идеи бюджета как «основного финансового закона»

  • модель бюджетно-правовой системы государства

  • создание гарантий для правильного составления бюджета: разработаны мероприятия, направленные против сверхсметных ассигнований, для сохранения равновесия утвержденной росписи доходов и расходов государства «План финансов», значение которого состоит в том, что если бы он был осуществлен, то должен был бы создать для российского государственного бюджета те правовые условия, в которых осуществляется бюджетная практика в конституционных государствах.

Егор Францевич Канкрин (1774-1845 гг.)


  • 1823-1844 гг. – Министр финансов

  • При нем проведена денежная реформа, которая позволила установить в России стабильную финансовую систему

  • Он создал новую форму внутреннего государственного долга (билеты Государственного казначейства (так называемые «серии») номиналом 250 руб. ассигнациями, приносившие их владельцам доход в размере 4% годовых)

Михаил Федорович Орлов (1788-1842 гг.)

«О государственном кредите» (1833 г.):


  • привел определение кредита,

  • сформулировал различия между частным и государственным кредитами,

  • обосновывал значимость налогов и займов как основных источников происхождения государственных капиталов,

  • объяснил принципиальное различие между этими источниками,

  • обобщил опыт западных стран в области налогообложения и кредита.
Правила, которые обеспечат действие механизма государственного кредитования в практической деятельности:

  • Употреблять умеренные налоги на обыкновенные издержки

  • Удовлетворять чрезвычайные нужды посредством займов

  • Совершать займы с уплатой вечных процентов без возвращения капитала

  • Госвекселя должны получить доступ для свободного оборота на фондовую биржу
Учредить кассу погашения для уплаты процентов по госдолгу и постепенного выкупа госвекселей

Границы государственного кредита

«Когда уплата процентов по госдолгу сделается обременительной и невозможной, то этим определяются границы госкредита» М.Ф. Орлов
Иван Яковлевич Горлов (1814-1890 гг.)

Учебник «Теория финансов» (1841г.):


  • - государственные доходы;

  • - государственные издержки;

  • - государственный кредит.
Формирование национальной финансовой школы
Василий Александрович Лебедев (1833-1909 гг.)

Энциклопедический курс «Финансовое право» (1882-1885гг.):


  • проблемы отечественной и европейской теории финансов,

  • история финансовой науки,

  • законодательство, практика и статистика финансов

Иван Иванович Янжул (1846-1914 гг.)

«Основные начала финансовой науки» (1890г.) –

подробно рассмотрены важнейшие вопросы теории финансового права: значение, сущность и источники финансовой науки, учение о государственных имуществах и регалиях, теория налогообложения
Иван Христофорович Озеров (1869-1942 гг.)

Программа оздоровления российского бюджета,

предусматривающая перераспределение налогового бремени в пользу малоимущих и более широкое обложение наследств, пересмотр ставок должностных окладов для чиновников высшего ранга, прекращение пагубной практики негласных бюджетов, укрепление системы государственного контроля и превращение его в действенную силу, воспитание совестливости у российских налогоплательщиков.

«Как расходуются в России народные деньги» (1908 г.)


  • «Государственные средства нередко расходовались у нас, по существу, неправильно, не в интересах народного хозяйства как целого , так как расходы производительного характера занимали в нашем бюджете совершенно ничтожное место...»

  • «Ведение нашего государственного хозяйства должно быть абсолютно публичным, и с канцелярской тайной здесь давно пора бы покончить...»

  • «Наш центральный банк находится в ненормальном положении, он, как известно, подчинен единоличной власти...»

  • «Цифры нашего государственного бюджета не всегда выражают действительные затраты на ту или другую потребность. Многие ведомства и учреждения имеют свои специальные средства или особые капиталы, из которых черпаются средства на разного рода цели и задачи...»

  • «Нерационально ведется у нас и нефтяное хозяйство. Правительственная власть находится под сильным влиянием крупного капитала. Страна нуждается в деньгах, а нефтепромышленники ни за что получают крупные дивиденды…»

  • «У нас хватало денег на всё, но не хватало их на культуру мозга, головы...»

  • «Нашу уродливую налоговую систему следует коренным образом перестроить. До сих пор она строилась под влиянием минутных настроений: нужны были деньги, и их старались черпать там, где в данное время легче и проще всего можно было бы добыть их, вовсе не справляясь с тем, как это отразится на населении..»
«Основы финансовой науки» (1905г.)

  • проблемы бюджетного устройства, финансового контроля, форм взимания, организации местных финансов, государственного кредита и займов, допуска бумаг для обращения па фондовом рынке.

Особенность развития финансовой науки в России в рамках классической теории финансов


  • в течение продолжительного времени финансовая наука тесно корреспондировала с финансовым правом

  • отсутствие в университетах тех лет специальных программ подготовки экономистов и финансистов - эти специальности готовились на юридических факультетах университетов

С.Ю. Витте: « под словом "финансы" стали понимать всю совокупность государственного имущества и вообще состояние всего государственного хозяйства. В смысле всей совокупности материальных средств, имеющихся в распоряжении государства- его доходов, расходов и долгов,- понимает это слово и теперь. Таким образом, точнее науку о финансах можно определить как науку о способах наилучшего удовлетворения материальных потребностей государства"

Развитие советской финансовой науки

Финансы (20-е годы) - отношения перераспределения общественного продукта и национального дохода

М.Г. Бронский, А.К. Шмидт, К. А. Шмелев.
Антоний Иосифович Буковецкий (1881-1972 гг.)

Развернуто определяет:


  • предмет финансовой науки,

  • содержание и структуру финансовой науки
Введение в финансовую науку” (1929)

  • Первая часть - финансовые описания;

  • Вторая часть - финансовая история;

  • Третья часть - финансовая статистика;

  • Четвертая часть - финансовое право;

  • Пятая часть - финансовая теория.

Положения теории финансов:

Финансы органически связаны с деятельностью государства;

Характерной чертой финансов является ограничение пределами государственной сферы;

Понятие финансов не распространяется на денежные отношения внутри торговли, предприятия и т.п.;

Финансы это не деньги, не ресурсы, а общественные отношения;

Финансовое хозяйство есть принудительное хозяйство: если исчезнет момент принуждения, то исчезнет и финансовое хозяйство.
Финансовая политика:


  • ставит своей задачей научное обоснование

  • берет выводы финансовой теории и доказывает возможность использования их на практике

  • при проектировании финансовых мероприятий должна установить, что новые финансовые институты при своем осуществлении не повлекут уменьшения темпа развития производительных сил, что они в данный период будут достаточны, чтобы удовлетворить коллективные потребности союза, что новые финансовые институты дадут возможность дальнейшего более быстрого роста хозяйства публично-правового союза

  • не имеет резких границ между финансовой теорией, что объясняется давлением практики
«Финансовая наука долгое время не имела твердо установленного содержания» Буковецкий А.И.
Финансовая наука:

  • Первый отдел - учение о расходах публично-правовых союзов.

  • Второй отдел - учение об обыкновенных и чрезвычайных доходах.

  • Третьим отделом является учение о публичном кредите, изучающее кредитные операции публично-правовых союзов.

  • Четвертый отдел - учение о бюджете.

  • Пятый отдел - учение о финансовом контроле.

  • Шестой отдел - учение о финансовом управлении.

  • Седьмой отдел - учение о местных финансах

  • Восьмой отдел - учение о союзных и федеральных финансах.

  • Девятый отдел - учение о финансовом управлении или администрации.
Теория социалистических финансов: в основу положены разработки В.П.Дьяченко, А.М.Алексадрова

«Вступление СССР в период социализма многие экономисты рассматривали как начало перехода к прямому продуктообмену и отмиранию денег, кредита, финансов» (В.П.Дьяченко)

Деньги останутся в СССР как инструмент буржуазной экономики, который, «взяла в свои руки Советская власть и приспособила к интересам социализма» (И.В. Сталин)

Основные итоги научной дискуссии на совещании, проведенном в 1944 году Управлением учебных заведений Министерства финансов СССР


  • Советские финансы рассматриваются как система денежных отношений, связанных с действием закона стоимости;

  • Расширен предмет учения о советских финансах, он включает в себя денежные отношения внутри государственного производственного сектора и взаимоотношения государства и его производственного сектора с колхозно-кооперативным производственным сектором и с населением.
Научные концепции финансов

  • - распределительная (Л.А.Дробозина, В.М.Родионова, Н.Г.Сычев, В.Г.Чантладзе и др.);

  • - воспроизводственная (Д.А. Аллахвердян, П.С. Никольский, В.К. Сенчагов и др.);

  • - императивная (Э.А. Вознесенский).

Современные финансовые школы:

Московская школа

функции финансов:


  • распределительная;

  • контрольная

Санкт-Петербургская школа

функции финансов:


  • распределительная и перераспределительная;

  • образования денежных фондов;
использования денежных фондов

К настоящему времени известны 4 важнейших подхода, которые внесли существенный клад в развитие теории и практики управления. Хронологически школы располагаются так: школа научного управления, административная школа, школа психологии и человеческих отношений и школа науки управления (или количественная школа).

Научное управление (1885-1920) наиболее тесно связано с работами Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта - полагали, что исследуя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения.

Основываясь на полученной информации, они изменяли рабочие операции, чтобы устранить лишние, непродуктивные движения и, используя стандартные процедуры, стремились повысить эффективность работы. Они использовала стимулирование с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объемов производства. Школа выступала в защиту отделения управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы. Представители этой школы признавали, что работа по управлению - это определенная специальность и что организация выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Вклад школы в развитие теории управления:

1) Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи.

2) Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучения.

3) Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач.

4) Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.

5) Выделение планирования в самостоятельное направление деятельности.

Классическая (административная) (1920-1950) Представители: Анри Файоль, Альфред Слоун, Линдалл Урвик и др. Представители этого направления имели опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Их главной заботой была эффективность применительно к работе всей организации, совершенствование управления организацией в целом. В то же время они не очень заботились о социальных аспектах управления.

Цель школы - создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идеи о том, что следование этим принципам несомненно приведет организацию к успеху.

Эти принципы затрагивали два аспекта: - разработку рациональной системы управления организацией; - построение структуры организации и управления работниками. Вклад в развитие теории управления:

1) Развитие принципов управления.

2) Описание функций управления

3) Систематизированный подход к управлению всей организацией

Школа человеческих отношений (1930-1950) Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность осознать человеческий фактор как основной элемент эффективной организации. Оно возникло как реакция на недостатки классического подхода, поэтому эта школа иногда называется неоклассической. Представители: Мари Паркер Фоллетт и Элтон Мэйо.

Фоллетт первая определила менеджмент как обеспечение выполненич работы с помощью других лиц.

Представителями этого направления был сделан вывод о том, что мотивами поступков людей являются различные потребности. Основываясь на этом, они полагали, что если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников долен возрастать, что будет вести к увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, Консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе.

Поведенческие науки. Развитие психологии и социологии сделало изучение поведения на рабочем месте в большей степени научным. Представители: Крис Арджирис, Дуглас Мак - Грегор, Фредерик Герцберт.

Представители этого направления изучали социальное взаимодействие, мотивацию, характер власти, коммуникации в организациях, лидерство. Основная цель - повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.Они отстаивали “единственный наилучший путь”, который, как оказалось позже, не всегда действовал. Вклад в развитие теории управления:

1) Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности.

2) Применение наук о человеческом поведение к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.

Наука управления (количественный подход) (1950-…) Ключевой характеристикой является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Влияние: 1. Углубление понимания сложных упралвенческих проблем благодаря разработке и применению моделей 2. Развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.

Ключевая характеристика науки управления - замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями.

Толчком к развитию школы послужило появление компьютеров.

Исследование операций в конечном счете оформилось в самостоятельную отрасль науки, которая развивается в 2-х основных направлениях:

1 Связано с построением математических моделей явлений, наиболее встречающихся в менеджменте.

2 - Внимание на изучаемую систему, что привело к созданию системы Т.

В дальнейшем в этой школе сформировалось самостоятельное научное направление - теория управленческих решений. В настоящее время исследования в области данной теории направлено на разработку:

1. Методов математического моделирования процессов выработки решений в коллективах.

2. Алгоритмов выработки оптимальных решений с применением теории статистических решений теории игр.

3. Количественные, прикладные и абстрактные математические модели экономических явлений

Анализ бизнес-процессов

Тема 1. Эволюция управленческой мысли

Основные школы, которые принято выделять в теории менеджмента, представлены в табл.1.

Таб.1. Этапы развития науки управления

Вклад направления

Представители

Эмпирическая школа (с 1885 г.)

Управленческая деятельность – это искусство, а не наука. Эффективные пути может подсказать только практический опыт и интуиция.

П. Друкер

Саймонс

Форд

«Одномерные» учения об управлении

Школа научного управления (1885-1920 гг.)

1. Создание научного фундамента взамен старых сугубо практических методов работы.

2. Научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности.

3. Использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задачи.

4. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач.

5. Утверждение менеджмента в качестве самостоятельной формы деятельности, науки.

6. Рациональное управление предприятием «снизу».

7. Систематическое использование материального стимулирования.

8. Отбор работников и их обучение.

9. Отделение планирования, координации и контроля от самой работы.

Ф. Тейлор

Ф. Гилберт

Г. Гантт

Вебер

Г. Эмерсон

Г. Форд

Г. Грант

О.А. Ерманский

Классическая (административная) школа управления (1920-1950гг.)

1. Развитие принципов управления.

2. Развитие функций управления.

3. Систематизированный подход к управлению всей организации.

А. Файоль

Л. Урвик

Д. Муни

А. Слоун

А.Гинсбург

А.Г а стев

Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук (1930г-1950 гг)

1. Использование приемов управления межличностными отношениями.

2. Применение наук о человеческом поведении.

М. Фоллетт

Э. Мэйо

Мак Грегор

Ликерт

Количественный подход

1. Разработка и применение математических моделей в управлении.

2. Развитие количественных методов в принятии решений.

С. Форрестр

Э. Райф

С. Саймон

Синтетические учения об управлении

Процессный подход (с 1920 г. по настоящее время)

Рассмотрение управления как процесса, т.е. серии непрерывных взаимосвязанных действий (функций управления)

Ф. Тейлор

Р. Черчмен

В. Вудфорт

Системный подход (с 1950 г. по настоящее время)

Рассмотрение организаций как некоторой целостности, состоящей из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит вклад в развитие целого. В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, цели, задачи и технология , которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

А. Слоан

П. Дюпон

Р. Скотт

Ситуационный подход (с 1960 г. по настоящее время)

Увязка конкретных приемов и концепций управления с определенными конкретными ситуациями для достижения целей организаций наиболее эффективными способами. Данный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией . Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

П. Друкер

У. Марч

Р. Томпсон

Глобализация процессов (с 1990 г. по настоящее время) Инновационные и международные процессы – синтез деятельности людей и высоких технологий (развитие телекоммуникаций и Internet технологий; появление сетевых организаций и другое), либерализация управления, участие работающих в прибыли на капитал; усиление международного характера управления.

Школа научного управления (1885 -1920)

Несмотря на древнюю историю возникновения и развития практики управления, теория менеджмента – явление относительно молодое. Ведь до начала XX века даже прагматическое проявление преимуществ эффективного управления не вызывало истинного интереса исследователей к изучению способов и средств руководства.

Например, еще в начале XIX века Роберт Оуэн создал в Шотландии фабрику, на которой применялись революционные для того времени методы мотивации труда работников (обеспеченность жильём, хорошие условия труда, гибкая система материальных поощрений ). Однако, несмотря на то, что фабрика была исключительно прибыльной, ни один из других бизнесменов не последовал его примеру.

В начале XX века только в США человек мог преодолеть трудности, связанные с его происхождением, проявив личную компетентность . Миллионы европейцев, стремясь улучшить свою судьбу, иммигрировали в Америку, создав огромный рынок рабочей силы , состоящий из трудолюбивых людей. Почти с самого начала своего существования США поддерживали идею образования для всех , что способствовало росту числа людей, интеллектуально способных управлять бизнесом .

Трансконтинентальные железнодорожные линии, построенные в конце XIX века, превратили Америку в самый крупный единый рынок в мире. Невмешательство государства позволяло удачливым предпринимателям создавать крупные монополии со сложной структурой управления.

Эти и другие факторы сделали возможным появление формализованных способов управления и первых крупных теоретических разработок в этой области.

В 1911 году Фредерик Тейлор (1856-1915) опубликовал свою книгу "Принципы научного управления ", традиционно считающуюся началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования .

Фредерик Тейлор является основателем первой школы менеджмента, получившей название «школа научного управления» . Он по праву считается отцом современного менеджмента.

Тейлор предложил строгую научную систему знаний о законах рациональной организации труда.

Основная идея его исследований: работа исполнителей должна изучаться с помощью научных методов.

Основные нововведения Тейлора :

1. Дифференцированная система оплаты труда (сдельная оплата).

Это давало руководству возможность установить нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал установленный минимум. Ключевым элементом в данном подходе было то, что люди, которые производили больше, вознаграждались больше.

2. Метод изучения времени и движений (хронометраж), выработка норм производства.

Тейлор и его последователи полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Первой фазой методологии научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов.

Пример1 . Тейлор, например, скрупулезно замерял количество железной руды и угля, которые человек может поднять на лопатах различного размера. Тейлор, например, обнаружил, что максимальное количество железной руды и угля может быть переброшено, если рабочие будут пользоваться лопатой-совком емкостью до 21 фунта (ок. 8,6 кг). По сравнению с более ранней системой это дало поистине феноменальный выигрыш.

3. Профессиональный отбор людей, их обучение. Авторы работ по научному управлению также признавали важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой ими работе, они также подчеркивали большое значение обучения.

4. Методы стимулирования и отдых . Научное управление не пренебрегало человеческим фактором. Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Предусматривалась также возможность небольшого отдыха и неизбежных перерывов в производстве.

5. Инструкционные карточки (правила выполнения работ) и многое другое, что позднее вошло в так называемый механизм научного менеджмента.

6. Способ расчленения и рационализации трудовых приемов, отделения управленческих функций организации и планирования от фактического выполнения работы . Тейлор и его современники фактически признавали, что работа по управлению - это определенная специальность, и что организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Этот подход резко контрастировал со старой системой, при которой рабочие сами планировали свою работу.

Тейлор считал, что традиционные функции управления сводятся к деятельности по планированию и управлению.

Система Тейлора эффективна для низшего звена управления и целесообразна при переходе к крупносерийному и массовому производству . А на верхних ступенях власти рекомендуется принцип сочетания власти и ответственности .

Фрэнк и Лилиан Гилбреты изобрели прибор и назвали его микрохронометром. Они использовали его в сочетании с кинокамерой для того, чтобы точно определить, какие движения выполняются при определенных операциях и сколько времени занимает каждое из них. С помощью стоп кадров Гилбреты смогли выявить и описать 17 основных движений кисти руки. Они назвали эти движения терблигами . Это название произошло от фамилии Гилбрет, если ее прочитать «задом наперед». Основываясь на полученной информации, они изменяли рабочие операции, чтобы устранить лишние, непродуктивные движения и, используя стандартные процедуры и оборудование, стремились повысить эффективность работы . Гилбретами был предложен новый метод, основанный на изучении простейших операций, что привело к созданию нормативов на определенные виды работ .

Ф. Гилбрет сгруппировал факторы, влияющие на производительность рабочего по трем категориям:

· переменные факторы рабочего (телосложение, здоровье, образ жизни, квалификация, культура, образование и т. д.);

· переменные факторы обстановки, оборудования и инструментов (отопление, освещение, одежда, качество используемых материалов, монотонность и трудность работы, степень утомляемости и т. д.);

· переменные факторы движения (скорость, количество выполненной работы, автоматичность, направление движений и их целесообразность, стоимость работы и пр.).

Изучая каждый фактор в отдельности и выявляя его влияние на производительность труда, Френк пришел к мнению, что наиболее важной категорией являются факторы движения .

Применение нормирования труда дало значительный рост производительности труда и в настоящее время широко используется во многих странах.

Теоретически разработки Тейлора обосновал социолог и инженер Макс Вебер (1864-1920).

Он выдвинул и систематизировал принципы рационального построения организации :

1. Все построено рационально;

2. Все функции определены инструкциями;

3. Все работы нормированы;

4. Разделение труда и специализация управленческого персонала;

5. Регламентация функций и ограничение количества менеджеров;

6. Взаимодействие персонала подчинено целям, и каждый отвечает за свои действия перед вышестоящим начальством.

Принципы Тейлора были дополнены практическими разработками Генри Форда , который:

1. выполнил стандартизацию всех производственных процессов,

2. разделение операций на мелкие составляющие,

3. механизацию,

4. синхронизацию,

5. организацию поточного производства на основе конвейера с установленным тактом или ритмом движения.

За счет этого он получил низкие издержки, связанные с требуемой неквалифицированной рабочей силой низкого тарифного разряда, и сэкономил на обучении, что позволило ему выплачивать хорошую оплату каждому рабочему (не менее 6$ в день), снизить режим работы (не более 48 часов в неделю); поддерживать наилучшее состояние оборудования, чистоту и порядок на рабочих местах. Все это снизило себестоимость в 9 раз.

Таб.2. Положительные и отрицательные черты научного

Подхода к управлению организацией.

Школа научного упраления

Положительные черты:

· Отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профотбор и профобучение.

· Специализация функций в производстве, выполнение каждым сотрудником только тех функций, на которые он более всего пригоден, его обучение.

· Система материального стимулирования рабочих для увеличения их производительности (деньги, соц. нововведения и т.д.).

· Учет и контроль за проводимыми работами.

· Разделение административной и исполнительной работ. Введение института мастеров, руководящих работниками.

· Сотрудничество администрации с рабочими в вопросах практического внедрения нововведений.

· Равномерное распределение ответственности между работниками и менеджерами.

Отрицательные черты:

· Сведение стимулирующих моментов к удовлетворению утилитарных потребностей людей.

· Механический подход к управлению.

Классическая (административная) школа управления (1920 -1950)

Авторы, которые писали о научном управлении, в основном посвящали свои исследования тому, что называется управлением производством. Они занимались повышением эффективности на уровне ниже управленческого.

С возникновением административной школы специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом.

Анри Файоль , с именем которого связывают возникновение этой школы и которого иногда называют отцом менеджмента, почти всю свою сознательную жизнь (58 лет) проработал во французской компании по переработке угля и железной руды . Диндалл Урвик был консультантом по вопросам управления в Англии. Джеймс Д. Муни , который писал работы совместно с А. К. Рейли, работал под руководством Алфреда П. Слоуна в компании «Дженерал Моторс».

Главной целью данной школы была эффективность в более широком смысле слова - применительно к работе всей организации.

«Классики» старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций.

Целью классической школы было создание универсальных принципов управления . При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам, несомненно, приведет организацию к успеху.

Файоль рассматривал организацию как единый организм, для которого характерно наличие 6 видов деятельности:

1. Технологическая\техническая деятельность;

2. Коммерческая (закупка, продажа, обмен);

3. Финансовая (поиск капитала и его эффективное использование);

4. Бухгалтерская деятельность (инвентаризация и учет имущества, сырья, материалов);

5. Защитная функция (защита собственности и личности);

6. Административная (воздействие на личный состав).

Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он в своей книге «Общая и промышленная администрация» (1923г) рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций , таких как планирование, организация, мотивация, регулирование и контроль.

Файоль выделил 14 принципов управления :

1. Разделение труда, которое повышает квалификацию и уровень выполнения работ. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.

2. Полномочия и ответственность Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия - там возникает ответственность.

3. Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Дисциплина также предполагает справедливость применяемых санкций.

4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.

5. Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели , должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

6 Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации.

7. Вознаграждение персонала. Для того, чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.

8. Централизация. Соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. Необходимо подобрать правильные пропорции между централизацией и децентрализацией.

9. Скалярная цепь или цепь взаимодействия заключается в четком построении цепей следования команд от руководства к подчиненным.

10. Порядок – все должны знать свое место в организации.

11. Справедливость - это сочетание доброты и правосудия.

12. Стабильность рабочего места для персонала и постоянство состава персонала (текучесть кадров – плохое качество).

13. Инициатива, т.е. поощрение сотрудников при разработке ими новых идей.

14. Корпоративный дух заключается в формировании корпоративной культуры с ее нормами, правилами, философией.

Основное достижение Файоля – попытка исследовать организационную структуру и выводы о необходимости налаживания горизонтальные связи , иначе иерархическая структура значительно усложнит согласование и принятие решений.

«Файоль ставил задачу – научить промышленных администраторов такому управлению занятыми на предприятии рабочими, которое обеспечивало бы наибольшую индивидуальную и коллективную производительность труда путем концентрации их «воли» в одном, строго определенном направлении, указанном предпринимателем. Последнее требует создания науки об управлении людьми, опирающейся на «тщательное изучение и научное экспериментирование».

Файоль разработал перечень личных качеств управляющего , необходимых для работы с персоналом:

· физическое здоровье;

· интеллектуальные способности;

· моральные качества;

· образование;

· умение работать с людьми;

· компетентность в деятельности предприятия.

Файоль подготовил ряд советов и рекомендаций для начинающих менеджеров:

· дополняйте свои технические знания умением управлять;

· получайте дополнительные знания в процессе общения с руководителями;

· контролируйте свои слова и поступки в процессе общения с подчиненными, не делайте несправедливых замечаний;

· не злоупотребляйте доверием начальника;

· старайтесь, как можно объективнее подходить к оценке окружающих вас людей, по возможности избегайте в своих суждениях критики;

· постоянно занимайтесь самообразованием, старайтесь быть в курсе последних научных достижений.

Таб.3. Положительные и отрицательные черты

классической школы управления.

Классическая (административная) школа управления

Положительные черты:

Ø Вопрос о необходимости выделения собственной управленческой деятельности в особый объект исследования.

Ø Необходимость компетентности и наличия знаний у менеджера.

Ø Разработка целостной системы управления организацией.

Ø Структура управления и организации предприятия работниками на основе принципа единоначалия.

Ø Создание системы принципов управления, приводящих организацию к успеху.

Отрицательные черты:

ü Невнимание к социальным аспектам управления.

ü Невнимание к человеческому фактору на предприятии.

ü Освоение новых видов работ на основе личного опыта, а не с применением научных методов.

Особенности классической школы управления:

· Рациональное управление предприятием «сверху»

· Рассмотрение управления как универсального процесса, состоящего из нескольких взаимосвязанных операций: технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные, административные

· Изложение основных принципов управления: разделение труда, власть и отвественность, дисциплина, единоначалие, единство руководства, вознаграждение, централизация, скалярная цепь, инициатива, корпоративный дух, справедливость и т.д.

· Формулировка систематизированной теории управления всей организации, выделяя управление как особый вид деятельности

· Разработка вопросов общего управления

· Формулирование систематизированной теории управления всей организацией с выделением управления в особый вид деятельности

· Выделение волевого момента в постановке и развертывании производства

Школа человеческих отношений (неоклассическая школа) (1930-1950)

Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. Поскольку оно возникло как реакция на недостатки классического подхода , школа человеческих отношений иногда называется неоклассической школой.

Двух ученых - Мери Паркер Фоллетт (1868-1933) и Элтона Мэйо (1880-1949) можно назвать самыми крупными авторитетами в развитии школы человеческих отношений в управлении.

Именно мисс Фоллетт была первой, кто определил менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Она считала, что для успешного управления руководитель должен отказаться от формального взаимодействия с подчиненными (т.е. перестать опираться на должностную власть), а стать лидером, признанным работниками.

Мэйо обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти и часто превосходили усилия руководителя. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы.

Обобщение эмпирических данных позволило ему создать социальную философию менеджмента (систему человеческих отношений).

Эксперименты на заводе в Хортоне в компании «Вэстерн Электрик Компани», проводимые в течение 13 лет (1927-1939 гг.), показали, что можно влиять на психологию людей и изменять их отношение к труду посредством организации небольшой неформальной группы. Мэйо призывал активизировать характерные для каждого человека духовные стимулы , самым сильным из которых он считал стремление человека к постоянной связи со своими товарищами по работе.

«В начале эксперимента группой инженеров-исследователей была поставлена задача определения влияния на производительность труда рабочих освещенности, продолжительности перерывов и ряда других формирующих условия труда факторов. Была отобрана группа из шести рабочих, которые были помещены для наблюдения в специальное помещение и над которыми производились различные эксперименты. Результаты экспериментов оказались поразительными и неподдающимися объяснению с точки зрения научного управления. Оказалось, что производительность труда сохранялась выше средней и почти не зависела от изменений освещенности и других исследуемых факторов. Участвовавшие в проведении исследования ученые во главе с Мэйо пришли к выводу, что высокая производительность объяснялась особыми отношениями между людьми, их совместной работой. Данное исследование также показало, что поведение человека на работе и результаты его труда принципиально зависят от того, в каких социальных условиях он находится на работе, какие отношения существуют у рабочих между собой, а также какие отношения существуют между рабочими и менеджерами. Эти выводы были в корне отличными от положений научного менеджмента, так как центр внимания переносился от задач, операций или функций, выполняемых рабочим, на систему взаимоотношений, на человека, рассматриваемого уже не как машина, а как социальное существо. В отличие от Тейлора Мэйо не считал, что рабочий ленив по своей природе. Напротив, он утверждал, что, если создать соответствующие отношения, человек будет трудиться с интересом и энтузиазмом. Мэйо говорил, что менеджеры должны доверять рабочим и основное внимание уделять созданию благоприятных взаимоотношений в коллективе» .

«Хортонские эксперименты» положили начало:

1. многочисленным исследованиям взаимоотношений в организации,

2. учету психологических явлений в группах,

3. выявлению мотивации к труду

4. изучению межличностных отношений,

5. подчеркнули роль отдельного человека и небольшой группы в организации.

Основываясь на этих выводах, исследователи психологической школы полагали, что, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности . Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе.

Школа поведенческих наук

Примерно с конца 50-х годов школа человеческих отношений трансформировалась в школу поведенческих наук , главным постулатом которой являются не методы налаживания межличностных отношений, а повышение эффективности отдельного работника и организации в целом. Исследования в этом направлении способствовали возникновению в 60-х годах особой управленческой функции, получившей название «управление персоналом». Трансформация была связана с развитием таких наук, как психология, социология и совершенствование методов исследования после второй мировой войны сделало изучение поведения на рабочем месте в большей степени строго научным.

Среди наиболее крупных фигур более позднего периода развития поведенческого (бихевиористского) направления можно упомянуть Криса Арджириса, Ренсиса Лайкерта, Дугласа МакГрегора и Фредерика Герцберга . Эти и другие исследователи изучали :

· различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры,

· коммуникации в организациях,

· лидерство,

· изменение содержания работы и качества трудовой жизни.

Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившейся прежде всего на методах налаживания межличностных отношений. Новый подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями.

В самых общих чертах, основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов .

Видным представителем поведенческой школы является Дуглас МакГрегор (1906-1964), разработавший теорию «Х» и «У», в соответствии с которой, существует два типа управления, отражающих два типа отношения к работникам.

Для организации типа «Х» характерны следующие предпосылки:

· человек имеет унаследованную неприязнь к работе и старается ее избегать;

· по причине нежелания работать большинство людей только под угрозой наказания могут осуществлять необходимые действия;

· человек предпочитает, чтобы им управляли, не желая брать на себя ответственности.

На основе таких исходных предположений автократ обычно :

· как можно больше централизует полномочия,

· структурирует работу подчиненных и почти не дает им свободы в принятии решений,

· стремится упростить цели, разбить их на более мелкие, каждому подчиненному поставить свою специфическую задачу, что позволяет легко контролировать ее исполнение, т.е. плотно руководит всей работой в пределах его компетенции

· для обеспечения выполнения работы может оказывать психологическое давление (угрозы).

Предпосылки теории «У» таковы:

· выражение физических и эмоциональных усилий на работе для человека является вполне естественным;

· ответственность по отношению к организации зависит от вознаграждения, получаемого работником;

· человек, воспитанный определенным образом, готов не только брать на себя ответственность, но даже стремиться к этому.

Организации, где доминирует демократичный стиль, имеют следующие характеристики:

· высокая степень децентрализации полномочий;

· подчиненные принимают активное участие в принятии решений;

· руководитель избегает навязывать свою волю подчиненным;

· вместо жесткого контроля за подчиненными в процессе их работы, низовой руководитель обычно ждет, когда работа будет выполнена до конца, чтобы провести ее оценку;

· руководитель, объяснив цели организации, позволяет подчиненным определить свои собственные цели в соответствии с теми, которые он сформулировал;

· руководитель действует как связующее звено, обеспечивая соответствие целей производственной группы целям организации в целом и заботясь о том, чтобы группа получала необходимые ей ресурсы;

· пользуются широкой свободой в выполнении заданий.

МакГрегор пришел к выводу, что управление типа «У» гораздо более эффективно и что задачей менеджеров является создание условий, при которых рабочий, затрачивая усилия для достижения целей организации, одновременно оптимальным образом достигает своих личных целей.

Большой вклад в развитие поведенческого направления в менеджменте внес психолог Абрахам Маслоу (1908-1970), разработавший теорию потребностей, известную как «пирамида потребностей».

В соответствии с этим учением у каждого человека имеется иерархически расположенная сложная структура потребностей, и менеджер должен выявлять эти потребности, используя соответствующие методы мотивации.

Маслоу разделил эти потребности на базисные (потребность в пище, безопасности) и производные. Базисные потребности постоянны, а производные изменяются.

Ценность производных потребностей одинакова, поэтому они не имеют иерархии. А базисные напротив, располагаются согласно принципу иерархии от «низших» (материальных) до «высших» (духовных):

· физиологические;

· экзистенциональные – потребности в безопасности, уверенности в завтрашнем дне;

· социальные – потребности в принадлежности к коллективу;

· престижные – потребности в уважении, самоуважении;

· духовные – потребности в самовыражении, в творчестве.

Теория потребностей Маслоу была использована в качестве основы многих современных моделей мотивации.

Рэнсис Лайкерт и его коллеги в Мичиганском университете разработали систему, сравнивая группы с высокой производительностью труда и группы с низкой производительностью в различных организациях.


Рисунок 1. Ориентация руководства в организации.

Руководитель, сосредоточенный на работе , также известный как руководитель, ориентированный на задачу, прежде всего, заботится о проектировании задачи и разработке системы вознаграждений для повышения производительности труда.

Как продолжение своих исследований, Лайкерт предложил четыре базовых стиля лидерства.

Таб.4. Стили лидерства, предложенные Лайкертом.

Система 1

Система 2

Система 3

Система 4

Консультативно-

демократическая

Основанная на

Руководители имеют характеристики автократа.

руководители могут поддерживать авторитарные отношения с подчиненными, но они разрешают подчиненным, хотя и ограниченно, участвовать в принятии решений. Мотивация создается вознаграждением и в некоторых случаях - наказанием.

Руководители проявляют значительное, но не полное доверие к подчиненным. Имеется двустороннее общение и некоторая степень доверия между руководителями и подчиненными. Важные решения принимаются наверху, но многие конкретные решения принимаются подчиненными.

Групповые решения и участие работников в принятии решений. По мнению Лайкерта, она - самая действенная. Эти руководители полностью доверяют подчиненным. Взаимоотношения между руководителем и подчиненными дружеские и взаимно доверительные. Принятие решений в высшей степени децентрализовано. Общение двустороннее и нетрадиционное. Кроме того, они ориентированы на человека, в противоположность руководителям системы 1, ориентированным на работу.

Для таких отраслей, как обслуживание, образование, бухгалтерские и подобные им фирмы, медицина, торговля требуются менеджеры, работающие на основе второго подхода. В промышленном производстве упор на процесс производства более правильный и эффективный.

При управлении по первому принципу (внимание на производство) уровень травматизма, заболеваний, прогулов значительно выше, чем при ином подходе к управлению, но в коллективах, где отсутствует четкая структура и сплоченность, жесткий стиль управления является положительным фактором

Особенности:

· Разработка и применение методов управления межличностными отношениями для повышения производительности труда и удовлетворенности трудом.

· Разработка теории потребностей.

· Использование наук о человеческом поведении в управлении и формировании организации с тем, чтобы работник мог быть использован в соответствии с его потенциалом в полной мере.

· Использование в управлении методов, ориентированных на особенности межличностных отношений.

Таб.5. Положительные и отрицательные черты научного

школа человеческих отношений и школа поведенческих наук.

Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук

Положительные черты:

Ø Выявление необходимости активизировать характерные для каждого человека духовные стимулы.

Ø Затраты на человека – активы компании, которые надо правильно использовать.

Ø Формулирование основных требований для отбора людей на руководящие должности.

Ø Руководитель ориентируется на своих сотрудников.

Ø Разработка теории социального управления.

Ø Стремление помочь работнику в осознании собственных возможностей.

Ø Идея гармонии труда и капитала, достигаемая при правильной мотивации и учете интересов всех заинтересованных лиц.

Отрицательные черты:

ü Отсутствие строгих математических методов, конкретного расчета.

ü Неприемлемость других методов в управлении кроме как применения науки о поведении.

Процессный подход

Эта концепция, означающая крупный поворот в управленческой мысли, широко применяется и в настоящее время (в виде управления бизнес-процессами).

Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера .

Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий . Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

Анри Файоль , которому приписывают первоначальную разработку этой концепции, считал, что существует 5 исходных функций . По его словам, «управлять означает предсказывать и планировать, организовать, мотивировать, координировать и контролировать ».