Шесть шляп мышления и другие методы. Правила использования метода "шесть шляп" на уроках. Мышление в красной шляпе: роль эмоций

» (англ. «SixThinkingHats») была впервые опубликована в 1985 г., представив публике технику организации мышления и способ решения творческих задач и споров. Сегодня данная методика стала достаточно популярной, чтобы приобрести как своих поклонников, так и противников. Возможно, философы сочли бы нужным в данной ситуации пошутить относительно герменевтического круга, сказав, что методика, отстаивающая разные взгляды на вещи, сама оценивается по-разному. Но мы без иронии попробуем разобраться в сути техники 6 шляп, её плюсах и минусах, а также возможностях применения.

Метод шести шляп

Эдвард де Боно - британский психолог , консультант в области творческого мышления, писатель. Будучи студентом, изучал медицину, физиологию и психологию. Этим определён его широкий подход к интересующим проблемам, желание разобраться в предмете на стыке дисциплин. Так, по сути, и родилась теория шести шляп мышления, которая сегодня является одной из самых популярных разновидностей метода мозгового штурма .

Предпосылкой появления метода стало убеждение, что человеческое мышление в процессе жизнедеятельности постепенно становится однобоким, приобретает стереотипы. Это обусловлено многими факторами: культурной и социальной средой, религией, образованием, привитыми представлениями о логике, морали и т.д. Кроме того, мыслительные процессы связаны ещё и с настроением самого человека, его эмоциями, интуицией.

Исходя из всего вышеперечисленного, Э. де Боно предложил 6 путей, способных нарушить привычное для мозга состояние мышления и принятия решений. Они основываются на рассмотрении любой проблемы с разных ракурсов. Казалось бы, что может быть проще? Но здесь как раз и находится первая ложка дёгтя - эти способы организации мышления, «шляпы», не являются естественными. Методике сначала нужно обучиться и лишь получив необходимый опыт, «примерять» на себя.

Метод 6 шляп - это психологическая ролевая игра. Шляпа определённого цвета означает отдельный режим мышления, и, надевая её, человек включает этот режим. Это нужно для составления целостного мнения о проблеме, поскольку, как говорилось выше, мы чаще всего думаем о ней рационально , что не способствует полноте картины. Также техника де Боно позволяет руководителям решать рабочие конфронтации и споры. Умение под разными углами посмотреть на предмет обсуждения - залог успешного оратора . Сама методика требует фокусировки на различных аспектах, а, значит, развивает внимательность . В качестве вывода, подчеркнём, что в глобальном плане шесть шляп можно применить в любой области, связанной с умственным трудом.

Как использовать инструмент?

Э. де Боно, говоря о практике применения своего метода, отмечает следующее. Решения рождаются из полемики, а в ней зачастую побеждает то мнение, которое успешнее отстаивается, а не то, которое максимально учитывает интересы всего коллектива или возможные плюсы. Опираясь на это наблюдение, автор техники предложил существенно другой подход - параллельное мышление, где шесть шляп являются инструментом его достижения. Суть в том, что проблему нужно рассматривать не в борьбе доводов и идей, а в их единстве. Другими словами, приём подразумевает выбор лучшего не путем столкновения идей с целью выбора наиболее сильной и жизнеспособной, а их параллельное мирное сосуществование, при котором они оцениваются последовательно, независимо друг от друга.

Образно применение техники шести шляп можно представить как рисунок разноцветными карандашами. Красочная картина получается лишь когда используешь всю гамму цветов. Так и в случае с методом де Боно - полное видение ситуации наступает после того, как были поочерёдно надеты все шесть шляп:


Белая шляпа
. Примеряя этот головной убор, мы сосредотачиваемся на имеющихся в распоряжении данных. Пытаемся понять, какой информации недостаёт, где её найти, как использовать уже известные факты и выводы для решения проблемы.
Белая шляпа - это, фактически, ретроспективный метод познания, который используют, чтобы выявить причинно-следственные связи и закономерности в развитии явлений.


Красная шляпа
. Надевая её, мы включаем интуицию и чувства. Что подсказывает вам внутренний голос? Интуитивные догадки и ощущения на этом этапе очень важны, поскольку позволяют судить об эмоциональном фоне и отношении к проблеме через призму человеческих чувств. Если обсуждение коллективное - важно постараться понять ответы других людей, движущие силы и подоплёку предложенных ими решений. Для этого каждому нужно быть правдивым и искренним, не скрывать своих настоящих чувств и переживаний.


Чёрная шляпа
. В ней вы должны быть пессимистом, но со здоровой долей критицизма. Предложенные решения проблемы оцениваются на предмет возможных рисков в будущем, дальнейшего развития трудных и непредвиденных ситуаций. Старайтесь в каждой идее найти слабые места и обратить на них внимание. Чёрную шляпу нужно использовать в первую очередь тем, кто уже добился успеха и привык мыслить позитивно, ведь зачастую именно такие люди склонны недооценивать предполагаемые трудности.


Жёлтая шляпа
. Она является противоположностью чёрной и подразумевает оптимистический, позитивный взгляд на проблему. Выделяйте сильные стороны и преимущества каждого решения. Особенно это важно, если все варианты кажутся довольно мрачными.


Зелёная шляпа
отвечает за творчество, поиск необычных идей и неординарных взглядов. Никаких оценок предложенных ранее решений, только их дальнейшее развитие любыми доступными способами (ментальные карты , фокальные объекты , ассоциации и другие инструменты активизации творческого мышления).


Синяя шляпа
не связана непосредственно с выработкой решения. Её одевает руководитель - тот, кто ставит цели в начале и подводит итог работы в конце. Он управляет всем процессом - даёт слово каждому, следит за соблюдением тематики.
Детальнее о каждой шляпе и связанных с нею действиях и правилах .

Примеры использования метода шести шляп

Как работает методика? Посмотрим на примере со смоделированной ситуацией, взятой из одного англоязычного форума.

Некая строительная компания запланировала построить новое офисное здание, но не была уверена в конечном успехе. Совещание по этому поводу решили провести, прибегнув к методу шести шляп мышления. Во время примерки белой шляпы участники проанализировали состояние рынка, изучили отчёты и экономические прогнозы, в результате чего установили тенденцию снижения количества вакантных офисных помещений и рост числа компаний заинтересованных в аренде.
В то же время некоторые из участников, надев красную шляпу, выказали опасения по поводу предложенного дизайна здания, посчитав его некрасивым и подвергнув сомнению смелые прогнозы об актуальности спроса. При работе с чёрной шляпой, представители компании рассмотрели вероятные риски на случай, если прогнозы об экономическом росте не оправдаются, и наступит циклический спад. Были подсчитаны возможные убытки от ситуации, если часть помещений останется не арендованной.
Однако, надев жёлтую шляпу, участники пришли к выводу, что возможность негативных последствий минимальна, поскольку прогнозы подтверждаются реальными макроэкономическими показателями, а дизайн здания можно изменить, сделав его более привлекательным для потенциальных клиентов. При работе с зелёной шляпой были собраны предложения и идеи по поводу архитектурных деталей, решено сделать несколько этажей с повышенным комфортом и сервисом для VIP-компаний. Во время всего обсуждения председатель с синей шляпой следил за недопущением критики идей и переключением между шляпами.

Так выглядит алгоритм работы с данной техникой. Есть более конкретные примеры: в частности, метод шести шляп успешно применяла австралийская марка плавательной одежды и спортивных аксессуаров «Speedo» для решения проблемы с выступающими частями плавательных костюмов, которые уменьшали скорость пловца.

Для образности метода предлагаем вам применять Притчу о старом Шляпнике

Давным-давно, а может, и недавно, жил на свете старый мудрый Шляпник. Из всех земных богатств был у него только лишь цветной фетр. Но он имел золотые руки и прекрас-ную мудрую душу. Мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы — шляпы, кепки, панамы и чепчики. Просветленными и одухотворенными, решительными и вооду-шевленными выходили люди из мастерской старого Шляпника, унося свой заказ. Стоит ли говорить, как славился своим умением мастер, как благодарны были ему люди за шляпы, несущие великий секрет великого мастера.

Шли годы. И настало время, когда старый Шляпник покинул этот мир, оставив своим шестерым сыновьям славу великого мастера, мастерскую, обрезки цветного фетра и… шесть разноцветных шляп — белую, черную, желтую, красную, зеленую и синюю. Шляпы были настолько изысканны, что явно должны были принадлежать очень богатому и успешному человеку.

— Наверное, основное отцовское наследство — это те деньги, которые нам заплатит заказчик разноцветных шляп, — решили сыновья мастера. — Должно быть, они стоят очень дорого, и мы будем богаты! Мы разделим деньги поровну и отправимся странствовать по свету, чтобы найти свою судьбу, — планировали сыновья.

Но время шло, а богатый заказчик так и не появился.

— Странно, — размышляли сыновья, — последний заказ мастера должен был бы доро-го стоить. Но раз никто за ним не приходит, может, мы оставим эти шляпы себе? И сыновья решили разделить отцовское наследство между собой.

— Я беру себе шляпу белого цвета, — заявил первый сын. — Она так изящна и восхити-тельна, что, надев ее, я смогу войти в высшее общество, красоваться на балах и приемах. Я уже не буду чувствовать себя сыном простого шляпника.

— А я выбираю черную шляпу, — сказал второй сын. — Черный цвет подходит к любому костюму. В этой шляпе я буду строг, представителен, элегантен в любой ситуации. Уверен, она принесет мне удачу!

— А я, пожалуй, выберу желтую, — сказал третий сын. — В наших краях так мало сол-нечных дней, я так скучаю по ним. Желтая шляпа, хоть и требует особого костюма, пода-рит мне радость солнца и улыбку! А тот, кто улыбается, — счастлив.

—Пусть моей шляпой станет красная! — воскликнул четвертый сын. — Я всегда мечтал выделяться из толпы, мне всегда нравилось, когда на меня обращают внимание. В красной шляпе я буду замечен всеми! Меня будут любить женщины!

— Зеленая шляпа так оригинальна! — заметил пятый сын. — Я еще никого не видел на улице в зеленой шляпе, даже на маскараде. Мне кажется, зеленая шляпа сделает меня законодателем новой моды. Мне нравятся неожиданные решения, я беру зеленую шляпу!

—Вы разобрали все шляпы, — молвил шестой сын. — Мне остается только взять синюю. Странно, но вы освободили меня от проблемы выбора. Я доверился судьбе и получил то, что сам бы выбрал в первую очередь! Проблема выбора… — задумался шестой сын, — надо, пожалуй, поразмышлять об этом.

И вот наследство старого мастера было разделено между его сыновьями. Они забот-ливо упаковали обрезки цветного фетра, закрыли мастерскую и на заре отправились каж-дый в свою сторону.

Прошло немало времени, прежде чем, повинуясь какому-то особому внутреннему чув-ству, сыновья старого мастера опять собрались все вместе под крышей отцовской мастер-ской. Сидя у огня, каждый из них рассказал свою историю, и все были поражены тому, как наследство Шляпника повлияло на них.

Сын, взявший себе белую шляпу, стал важным человеком, он занимал высокий пост советника в одной могущественной стране. Он был четок и беспристрастен. Излагая исто-рию своей жизни, он перечислял факты и события, опуская свои переживания. Братья ди-вились таким переменам, но слушали с большим уважением.

Хозяин черной шляпы стал остроумным и язвительным. Рассказывая о людях, с которы-ми его свела судьба, он метко и красочно описывал их слабости и пороки, создавая гро-тесковые портреты. Казалось, он живет в стране мелочных и туповатых людей, хотя было известно, что жители города, где поселился второй сын мастера, были достойными граж-данами. Между тем этот сын Шляпника сделал неплохую карьеру, так как умел предуп-реждать ошибочные решения местного бургомистра.

Желтая шляпа сделала третьего сына Шляпника неисправимым оптимистом. Оказыва-ется, он живет в лучшем в мире городе, жители которого замечательные люди. Он радует-ся восходам и закатам, бегает трусцой, разводит цветы и занимается благотворительностью.

Пока братья рассказывали свои истории, только один из них постоянно нетерпеливо вскакивал, то радостно аплодировал, то в отчаянии заламывал руки, то раздраженно бро-сал свою красную шляпу. Братья наблюдали за ним с интересом — ведь не каждый так эмоционально реагирует на жизненные приключения. Оказалось, четвертый сын Шляпни-ка стал актером, сценическое имя которого всем пятерым было хорошо известно! Хозяин красной шляпы был актером без амплуа. Благодаря своей эмоциональности и чувствитель-ности он гениально играл и драматические, и комические, и трагические роли. Облада-тель красной шляпы стал очень знаменитым. Но, вот беда, в обычной жизни ему так и не удалось научиться сдерживать свои чувства…

Когда очередь рассказывать историю дошла до пятого сына Шляпника, тот молча раз-ложил на столе фотографии. Братья взглянули и увидели своего брата в обществе знаме-нитых людей. Вот ему пожимает руку президент сильнейшего государства, вот он дает ин-тервью знаменитому журналисту, вот он участвует в открытии своей выставки… Хозяин зеленой шляпы был знаменит, но скромен. Он был образован в различных областях, пре-красно рисовал, сочинял стихи и музыку. Ко всему, за что брался, он подходил неожидан-но, нетрадиционно. На его счету было немало изобретений в различных областях. Круп-нейшие компании приглашали его консультантом, его идеи принесли успех многим людям.

И вот последний из сыновей Шляпника снял свою синюю шляпу. И все братья увидели, сколько знания, мудрости и любви излучают его глаза. Он стал Учителем, многие приходи-ли к нему за советом, а король доверил ему воспитание наследника…

И сыновья старого мастера поняли, какое удивительное наследство оставил им отец. И за-хотелось каждому снять свою шляпу, ведь она уже многому их научила, и примерить шляпы друг друга. Так они развили в себе новые качества, что позволило им стать счастливыми.

С тех пор прошло много, а может, и немного, времени, но разноцветные шляпы пере-ходят из рук в руки, и позволяют себя надевать тем, кто хочет научиться чему-то новому…

Метод «6 шляп мышления Эдварда Де Боно» позволяет рассмотреть задачу под разными плоскостями, с разных точек зрения. Также, за счет практики переключения между разными типами восприятия, тренируется гибкость мышления, способность организовывать свою мыслительную деятельность и преодолевать творческий кризис описанным нестандартным способом!

План действий

Вариант 1. Один или несколько человек
1. Сформулировать задачу, проблему.
2. Последовательно рассмотреть задачу с разных позиций. Каждая позиция обозначена цветом шляпы. Описание шляп дано ниже по тексту. Пробуйте применять разные последовательности использования шляп. Если в обсуждении участвуют несколько человек, пусть каждый попробует примерить разные шляпы.
3. Подвести итог проделанной работы.

Вариант 2. Участвуют несколько человек
В этом случае каждому участнику достается своя шляпа или набор шляп. Желательно чтобы тип шляпы не соответствовал характеру человека.

Замечания (описание)

Этот метод предложен доктором Эдвардом Де Боно , известным исследователем в области особенностей человеческого мышления. Эдвард Де Боно внёс значительный вклад в разработку и систематизацию креативных методик мышления. Метод «шесть шляп» является, по сути, модифицированной техникой мозгового штурма. В то же время очень удачной и продуктивной модификацией.

В чём заключается метод «6 шляп мышления»?

В методе дано описание шести способов (или особенностей) мышления . Каждый способ мышления характеризуется своим восприятием.

Человек поочередно примеряет на себя шляпы и старается мыслить таким способом, который описан для этой шляпы. Разумеется, вам не обязательно иметь под рукой настоящие шляпы разного цвета – достаточно использовать 6 маленьких кружочков бумаги, раскрашенных в соответствующие цвета . Пусть эти кружочки и символизируют 6 шляп, а соответственно и шесть способом мышления.

Итак, какие это шляпы (способы мышления)?
Белая шляпа – рациональный способ мышления. Вы сосредотачиваетесь на информации, которая есть у вас относительно вашей задачи. Если у вас на голове эта шляпа – спросите себя: «А какая информация нам еще нужна для решения задачи?»

Красная шляпа

— это шляпа эмоций и чувств. Надевая эту шляпу вам надо почувствовать те эмоции, которые возникают у вас при соприкосновении с задачей. Что у вас пробуждается внутри, когда вы слышите о задаче: страх, гнев, беспокойство, лень, смех, возбуждение, стыд? Если вы сможете быть предельно искренними на этом этапе, то вы сможете включить интуитивный компонент своего мышления.

Желтая шляпа

– шляпа хорошего, позитивного настроения. Для того чтобы решить задачу, а главное найти эффективное и полезное решение, нужен энергетический заряд. Вам необходимо настроиться на позитив. Даже если задача вызывает у вас негативные, пессимистические ощущения – постарайтесь найти позитивную сторону в происходящем. Итак, решаем задачу в этой шляпе бодро, весело и с энтузиазмом.

Зеленая шляпа

– самая весёлая из всех шляп!. Это шляпа шута, человека который умеет развеселить всю компанию. Также эта шляпа выдает самые оригинальные, нелепые, смешные и творческие идеи. Здесь вы можете совершенно освободить ваш поток фантазии!

Черная шляпа

– шляпа критика. Находясь в позиции черной шляпы вы надеваете на себя маску пессимиста. Такой человек способен критически оценивать предлагаемые решения. Только он сможет отсеять из горы мусора и обнаружить в этой горе золотой слиток! Критически оценивать решения черной шляпе помогают ум, обширные знания, скрупулезность в оценке и, разумеется, соответствующий критический настрой. Обратите внимание, что черной шляпы (если в обсуждении принимают участие несколько человек) достаточно одной. Также черную шляпу желательно «выпускать в бой» ближе к завершению обсуждения, чтобы успело накопиться достаточно вариантов решения задачи, среди которых ей и придется искать самое ценное.

Синяя шляпа

– это человек, который организует процесс обсуждения задачи. То есть – это организатор (координатор) сессии мозгового штурма. Он – раздаёт шляпы участникам, выбирая кому- какую шляпу надеть. Выбирает последовательность «появления» шляп на сцене. Начинает и подводит итоги в конце обсуждения.

Как применять технику креативности

Использовать метод вы можете в любой ситуации, где для поиска решения надо хорошенько поразмыслить. Области применения могут быть совершенно любые – наука, обучение, творчество, бизнес, программирование. Уверяем вас, что рассмотрение ситуации с разных сторон в любом случае улучшит ваши шансы на то, что задачу вы сможете решить максимально эффективно.

Ссылки, библиография

Литература по методу «6 шляп мышления»

Метод шести шляп мышления был разработан английским психологом и экспертом в области креативного мышления Эдвардом Де Боно. Эдвард Де Боно является автором одноименной книги, которая называется «Шесть шляп мышления». Британский психолог известен в мире как консультант в сфере творческого мышления.

Что такое метод шести шляп?

Метод шести шляп – это способ структурировать мышление, который подходит как для упорядочивания мыслей в своей голове, так и для организации коллективного обсуждения. Может использоваться как дополнение к .

Метод шести шляп мышления помогает структурировать мыслительный процесс, что помогает эффективно выявлять самые интересные идеи не смотря на весь хаос, который происходит в голове каждого человека. Обычно, про метод шести шляп мышления знают только психологи, но согласно википедии, метод шести шляп помогал решать реальные творческие задачи, требующие интеллектуального подхода. Метод шести шляп позволяет оценить креативные и нестандартные идеи с различных точек зрения.

Суть метода шести шляп мышления

Коротко суть метода шести шляп заключается в том, что идея или инновационная задача рассматривается в шести разных плоскостях по отдельности. Рассмотрение проблемы последовательно с шести разных точек зрения позволяет избежать путаницы и помогает более детально обдумать пути решения. Каждый режим или плоскость рассмотрения задачи условно обозначают шляпой соответствующего цвета.

  1. Белая шляпа мышления условно обозначается как режим «Ученого». Тут рассматривается вся доступная информация по проекту. Какая у нас есть информация и знания о задаче? Статистика, факты, исследования, достоверные данные? Какой информации не хватает для полноты картины? Наподобие того, как это принято в научных статьях, при рассмотрения проблемы в режиме белой шляпы нужно сохранять беспристрастность и достоверность при рассмотрении обсуждаемого вопроса. Тут важно отключить эмоции и опираться только на подтвержденные цифры и факты. Желательно, с обобщением большого количества источников и умного анализа статистики. Фокусируемся на фактической информации и полностью абстрагируемся от эмоционального аспекта.
  2. Красная шляпа мышления – напротив рассматривает вопрос с точки зрения эмоционального подхода, . В «эмоциональном» режиме предлагается обозначать все свои мысли и ощущения, что ты чувствуешь на подсознательном уровне. В том числе приветствуется, когда на мозговом штурме участники обсуждения будут говорить, что они чувствуют. Почему им нравится или не нравится новый проект и так далее. Что мы переживаем по этому поводу? Какие у нас есть догадки и что подсказывает интуиция? Какие у нас есть ощущения и смутные предположения? Акцент делается именно на интуицию и чувства без необходимости их рационально обосновывать.
  3. Желтая шляпа мышления делает акцент на положительных сторонах. Когда включается этот «позитивный режим», мы должны думать исключительно о плюсах нового проекта. Яркие перспективы и возможности, которые может принести новая идея. Рассмотрение любого вопроса или проблемы с положительной точки зрения помогают выработать , который является важным фактором успеха. Даже если ты не видишь радужных перспектив в том вопросе, о котором идет речь, ты все равно должен хотя бы на то время пока находишься в желтой шляпе мышления. Какие у этого проекта имеются положительные стороны? Какие преимущества, достоинства и сильные моменты? Акцент на радужных перспективах. Почему это все-таки стоит сделать? Фокусируемся на всех плюсах.
  4. Черная шляпа мышления – как можно догадаться является полной противоположенностью желтой шляпе мышления. Здесь при рассмотрении любого вопроса акцент нужно делать на негативных сторонах. Что может пойти не так? Почему это не стоит делать? Все опасения и самые пессимистичные сценарии. Возможные подводные камни и возможные неблагоприятные варианты развития события. Черная шляпы мышления пробуждает нашего и призывает к критическому мышлению. Оценка возможных рисков, принятие мер предосторожности – все это крайне полезно на этапе запуска любого стартапа или проекта.
  5. Зеленая шляпа мышления отвечает за креативность. Здесь приветствуется высказывание самых смелых, творческих и необычных идей. Новые идеи, видоизмененные старые идеи, изучение опыта конкурентов. В данном случае приветствуются самые нестандартные подходы. Ищите альтернативы, связанные идеи. Как эту задумку еще никто не делал? Поиск в том числе и безумных идей. Как можно сломать стереотипы в данном проекте? В данном случае акценты нужно фокусировать на самых нестандартных решениях в том числе и на провокационных.
  6. Синяя шляпа мышления – нужна для того, чтобы управлять обсуждением. обсуждения и подводить итоги. Синяя шляпа мышления нужна, чтобы управлять процессом мозгового штурма. В самом начале определяется, что именно нужно сделать. Цель этой шляпы мышления – скоординировать работу обсуждения, зафиксировать и проанализировать результаты. В самом конце обсуждения ставятся конкретные задачи на будущее.

Зачем нужны шесть шляп мышления?

На практике шесть шляп мышления могут применяться как для решения как личностных целей, так и для обсуждения корпоративных проектов. По сути, шесть шляп мышления можно назвать структурированным мозговым штурмом.

Метод шести шляп мышления широко применяется в крупных транснациональных корпорациях вроде IBM или Pepsi Cola. — пишет Википедия и другие крупные сайты по саморазвитию.

Плюсы и минусы метода шести шляп мышления.

Несомненное достоинство метода шести шляп заключается в том, что оно позволяет рассмотреть новый проект с разных точек зрения и структурирует хаотичное мышление всех участников данного обсуждения. В итоге, бизнес-партнеры обсуждая новый проект будут рассматривать идею стартапа не только с оптимистичной стороны, но уделят внимание также возможным рискам и снимут розовые очки. Теперь обсуждение будет не таким однобоким, каким бы могло стать без метода шести шляп. Кроме того, процесс обсуждения становится управляемым.

Метод шести шляп позволяет рассмотреть практически любую проблему более спокойно без излишних эмоций. Кроме того, метод помогает начать мозговой штурм с конкретных шагов. При этом не возникает характерной путаницы при мозговом штурме. Людям проще какой-то масштабный вопрос рассмотреть по частям. Метод хорошо помогает, чтобы разговорить не самых общительных участников команды, а также он способствует тому, чтобы расширить мышление. Метод помогает находить интересные идеи, а противоборствующие точки зрения мирно расходятся благодаря тому, что плюсы и минусы, а также неординарные идеи, факты и угрозы рассматриваются по-отдельности.

К минусам метода шести шляп Эдварда де Боно можно считать некоторую избыточную сложность. И, на мой взгляд, такой подход к мозговому штурму может быть чрезмерно скучным. И большинство российских компаний, вероятно, не готовы даже попробовать столь сложные методы проведения мозгового штурма. В штыки такой подход может быть воспринят как непосредственно сотрудниками фирмы, так и руководством. Во многом, эффективность метода шести шляп будет зависеть от ведущего мозговой штурм.

Основные правила метода шести шляп мышления

  • В случаи использования метода в коллективе, обязательно должен быть модератор, который будет вести обсуждение. Это нужно, чтобы избежать хаоса. Ведущий должен фиксировать результаты и обобщать их. Для этого может понадобиться маркерная доска для наглядности или хотя бы лист бумаги. Как вариант можно использовать
  • Во время обсуждения все коллеги одевают шляпу одного и того же цвета и по очереди рассматривают ситуацию в соответствии с цветом шляпы. Порядок, в котором одеваются шляпы разного цвета может быть произвольным.
  • Предлагается такой порядок: белая (факты), черная (негативные сценарии), желтая шляпа (позитивные аспекты). И уже далее можно рассмотреть творческие сценарии (зеленая шляпа). Периодически одевая красную шляпу, вы дадите участникам возможность высказать свои ощущения и эмоции. Красную шляпу одевают редко и ненадолго, чтобы не превратить корпоративное обсуждение в истеричный коллективный психоз. В конце обсуждения модератор подводит итоги.
  • Можно использовать разные программы последовательностей надевания шляп, которые подходят под разные типы обсуждений. В целом, последовательность стоит подбирать в соответствии со здравым смыслом, т.к. цели обсуждения всегда уникальны.

Метод шести шляп был придуман для того, чтобы избежать стереотипного мышления, нарушить привычный ход мыслей, который есть у каждого из нас. Метод шести шляп – интересная психологическая игра и способ по-новому взглянуть на привычные проблемы с непривычной для человека стороны. При классических совещаниях часто принимается решение, которое лучше всего отстаивается, а не то, что будет лучше всего подходить для решения проблемы в интересах фирмы. Метод шести шляп предлагает нам использовать параллельное мышление, которое не сталкивает идеи друг с другом «в лоб», а позволяет всесторонне взглянуть на проблему, чтобы выбрать наиболее рациональное решение.

Метод шести шляп мышления может помочь найти оптимальное решение проблемы, выйти из творческого тупика, направить свои мысли для достижения целей, структурировать мыслительный процесс и помочь в решении интеллектуальных задач.

Эдвард де Боно

Шесть шляп мышления

Без долгих предисловий: короткое предисловие переводчика

Если наше дело – в шляпе,

Если наше тело – в шляпе,

Если даже мысли – в шляпе,

Значит, в шляпе-то – вся суть!

Помните, у Антуана де Сент-Экзюпери: еще ребенком он нарисовал огромного удава, проглотившего слона и мирно отдыхающего после столь сытного обеда? Мальчик показывал свой рисунок каждому новому знакомому, и взрослым и детям, чтобы отыскать среди них человека, способного его понять, родственную душу.

Отыскать такого человека среди взрослых ему так и не удалось. И это неудивительно. Хотя очень грустно.

Нарисованный Сент-Экзюпери удав, в утробе которого мирно почивал «съеденный» слон, внешне очень напоминал лежащую на столе шляпу, что и приводило людей взрослых к неверным умозаключениям.

Этот образ шляпы, которая на самом деле вовсе не шляпа, а нечто такое, под чем таятся слоны и вообще происходят самые удивительные вещи, остающиеся незаметными для окружающих, преследовал меня на протяжении всего периода работы над книгой Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления».

Эти шляпы, огромные, как шкафы, и совершенно невидимые никому, кроме нас самих, напоминали мне прочную оболочку, внутри которой в тайниках нашего сознания кипят-варятся наши мысли-суждения-убеждения. Мне так и видится, как та или иная «мыслеварительная» шляпа закрывает каждого из нас целиком, превращая в нового человека, с новыми чертами характера и новым восприятием окружающего.

Не знаю, насколько мне удалось передать вам свои образные впечатления, но то, что книга сделает это несравненно лучше меня и надолго оставит след в вашем сознании, – не вызывает никаких сомнений. Она действительно заслуживает того, чтобы примерить предлагаемые ею мысле-шляпы каждому из нас.

Эдвард де Боно родился на Мальте, начал свое образование с обучения в колледже Св. Эдварда, продолжил его в Королевском университете Мальты и блестяще завершил в качестве именного стипендиата Оксфордского университета, который он закончил с отличием по специальности «психология и физиология», получив почетную степень доктора медицинских наук. Сейчас он, кроме того, является доктором философии Кембриджского университета и регулярно получает приглашения прочесть курсы лекций в университетах Оксфорда, Лондона и Гарварда.

Доктор Эдвард де Боно широко известен как ведущий специалист в области развития практических навыков мышления. Он ввел в науку понятие «латеральное мышление», которое впоследствии было занесено в Оксфордский словарь современного английского языка, и разработал систему научных методов по развитию в человеке способностей к активному творческому поиску – к «взвешенному мышлению», как он его называл.

Им написано сорок пять книг, переведенных на двадцать семь языков, сняты две научные киноленты для телевизионных программ. Он читал лекции в сорока пяти странах мира и выступал на крупнейших международных симпозиумах, а в 1989 году ему было предложено занять место председателя Комитета лауреатов Нобелевской премии. К разработанной им методике по развитию взвешенного мышления обращались ведущие промышленные корпорации, такие как IBM, NTT (Япония), Du Pont, Prudential, Shell, Eriksson, McKinseys, Ciba-Geigy, Ford и многие другие.

В настоящее время доктор де Боно руководит проведением в жизнь обширной специальной учебной программы, разработанной им для общеобразовательных учебных заведений и призванной способствовать развитию у детей навыков творческого мышления. Эта программа давно получила признание в официальных кругах и нашла самое широкое применение во многих странах мира.

Доктор де Боно является основателем Института исследовательских разработок по проблемам творчества и способностей к познанию (начал свою работу в 1969 году) и Международного форума творческих работников, объединившего в своих рядах представителей многих профессий и руководителей ведущих предприятий мировой индустрии. Помимо того, он учредил в Нью-Йорке Международное сообщество творческих работников, призванное помогать странам- членам ООН в разработке новых идей.

Предлагаемая вашему вниманию очередная работа доктора де Боно основывается на том, что сознание – это прежде всего система самоорганизующейся информации.

В мире шляп – в потоке мыслей

Можно ли повысить результативность своего мышления?

В январе 1985 года журнал «Таймс» назвал Человеком года Питера Юберроута, благодаря которому Олимпийские игры в Лос-Анджелесе прошли с колоссальным успехом. Как правило, проведение мероприятий такого масштаба обходится их организаторам в сотни миллионов долларов. Но муниципальному фонду Лос-Анджелеса не пришлось вовсе «потратиться» на их организацию. Наоборот, Олимпиада-84 принесла городу более 250 миллионов долларов чистой прибыли! Необычайный успех Олимпийских игр во многом зависел от новых концепций и творческих идей, блестяще осуществленных на практике Питером Юберроутом.

Каким же образом оказалось возможным добиться этого удивительного результата? Как нужно подходить к рассмотрению подобных вопросов?

В интервью газете «Вашингтон Пост» 30 сентября 1984 года Питер Юберроут признался, что при выработке нового подхода к решению поставленной задачи он применял латеральное мышление.

Можно привести сотни других примеров, демонстрирующих результативность метода взвешенного мышления. Мне бы не хотелось тратить время на их подробное рассмотрение. Я вижу свою задачу вовсе не в этом. Моя задача – разрабатывать подобные методики и предлагать их вниманию своих будущих последователей. А осваивать их и выбирать область их применения должны такие люди, как мистер Юберроут. Они и пополняют собой ряды талантливых предпринимателей, обеспечивая методу взвешенного мышления самое широкое распространение.

В способности думать заключена основа человеческой деятельности. Независимо от того, хорошо или плохо эта способность развита в каждом из нас, все мы регулярно испытываем неудовольствие достигнутыми нами в этой области результатами. Наверное, это общее свойство человека нормального уровня развития: каким бы он ни был, ему всегда хочется стать еще лучше. Как правило, только люди, полностью удовлетворенные своими мыслительными способностями, убеждены в том, что предназначение мышления заключается в доказательстве собственной правоты, что дает им лишний повод потешить свое самолюбие. Если мы склонны считать, что возможности мышления только этим и ограничиваются, значит, мы просто тешим себя иллюзиями о своем превосходстве в этой области. Мы искренне заблуждаемся, и не более того. Границы предназначения этого «подарка эволюции» простираются значительно шире, и понимание данного обстоятельства представляет собой одну из обязательных задач каждого человека.

Главная трудность, связанная с процессом мышления, состоит в преодолении беспорядочного, стихийного течения наших мыслей. Мы пытаемся охватить мыслями одновременно очень многое, если не все, – стараемся «объять необъятное». В каждую минуту в нашем сознании теснятся сомнения и переживания, логические построения и творческие замыслы, планы на будущее и воспоминания о минувшем. В этой круговерти скачущих мыслей нам так же сложно ориентироваться, как циркачу жонглировать мелькающими у него перед глазами разноцветными шарами и обручами. Но научиться и тому и другому – можно.

Усвоение простой идеи, которую я предлагаю вашему вниманию, позволит вам навести порядок в «кладовой своих мыслей», поможет «разложить их по полочкам» и предоставит возможность все делать размеренно, своевременно и в порядке строгой очередности. Только так можно отделить логику от эмоций, желаемое от действительного, фантазии «чистейшей воды» от «голых» фактов и реальных планов на будущее. В умении выбрать нужный подход к делу и состоит предлагаемая мной идея шести «мыслева-рительных» шляп.

Я специально использую этот термин, при одном упоминании о котором у меня перед глазами тут же возникает образ походного котелка, в котором что-то кипит и варится и в котором точно так же «варились» бы и нужные нам мысли, как только мы надели бы его себе на голову. Но кто же решится надеть на голову походный котелок? Это было бы уж слишком! Нет, наши мысли должны вариться только в шляпе! Надевая одну из таких шляп, мы выбираем себе определенный тип мышления. И это понятно: в каждом котелке «варятся» свои мысли. Как это происходит, мы непременно узнаем из соответствующих глав нашей книги.

Мы очень подробно ознакомимся с природой каждого типа мышления и научимся обеспечивать ему достойное применение.

Шесть мыслеварительных шляп позволят нам умело дирижировать оркестром своих мыслей, пока еще демонстрирующим неслаженную игру, дадут нам возможность управлять своим мышлением. Меняя шляпу, мы сможем придавать своим мыслям тот облик, который нам нужен. И наличие коллекции мыслеварительных шляп окажет нам при этом еще одну немаловажную помощь: при обсуждении любой темы весьма полезно суметь отвлечь людей от их привычного способа «варить свои мысли», или попросту – думать. Так они получают возможность по-иному взглянуть на обсуждаемую проблему.

Это очевидное удобство использования шести мыслеварительных шляп и составляет основную ценность моей идеи.

Эдвард де Боно

МАГИЯ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ

В позе мыслителя и думать сподручней

Что до меня, я совершенно убежден в том, что один из двух подлинников роденовского «Мыслителя» находится в Буэнос-Айресе, на площади, расположенной перед зданием парламента. По крайней мере, в этом нас заверял экскурсовод, рассказывая о навсегда замершем в задумчивой позе творении, отлитом в бессмертной бронзе.

Но в качестве факта подобное утверждение можно считать ложным сразу по нескольким соображениям. Данная скульптура не может быть подлинником уже потому, что двух подлинников не бывает. Наверное, экскурсовод просто ошибся. И значит, подлинник не мог находиться напротив здания парламента. Экскурсовод ввел меня в заблуждение. Так для чего мне понадобилось останавливаться на том, что вовсе не заслуживает

Сегодня вряд ли кто-то будет спорить с тем, что навыки работы с информацией необходимы. Как их сформировать? При этом необходимо помнить, что у человека нет прямого доступа к истине. Люди рассматривают происходящее с какого-то ракурса, с какой-то культурной, социальной или теоретической (если речь идет о науке) позиции. Наличие своих и чужих описаний событий, логики возникновения и развития вопроса или проблемы, наличие базовых убеждений и культурных предписаний часто не дает возможности понимания той информации, которую человек получает как от других людей, так и из книг или из средств массовой информации. Как правило, выявляется наличие определенных стереотипов, конструктов, которые не позволяют увидеть событие или осмыслить воспринимаемую информацию текст объективно, в «чистом виде», а приводит к созданию определенных, разной степени достоверности интерпретаций. Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» — простой и практичный способ получить навыки практического мышления для более объективного восприятия информации, какой бы сферы это не касалось (научное познание, обучение, межличностное взаимодействие).

Еще одна проблема мышления человека заключается в одновременности протекания мыслительных процессов и эмоциональных состояний: мы пытаемся сделать слишком многое сразу. Эмоции, информация, логика, воображение, интуиция и творчество — все это говорит в нас одновременно. Метод работы по развитию нашего мышления «Шесть шляп» Эдварда де Боно позволяет мыслящему человеку концентрироваться на одном деле в определенное время. Она позволяет отделить эмоции от логики, творчество от информации и т.д. Каждая шляпа задает определенный образ мышления.

Метод «Шесть шляп мышления» это метод ролевой игры. Надевая шляпу определенного цвета (буквально или мысленно), человек играет определенную роль, которая ей соответствует, смотрит на себя со стороны, смотрит на проблему с определенной точки зрения. Меняя шляпы, меняет роли, ракурс рассмотрения вопроса. Используя метод Эдварда де Боно, мы можем поменять автоматическое, реагирующее мышление на намеренное и сосредоточенное. Наме¬ренное мышление позволяет работать с поступающей информацией и ситуацией намного лучше. Но не так просто послать себе сигнал о том, что мы желаем выйти из рутины и перейти от шаблонного, копирующего типа мышления к намеренному. Таким четким и ясным сигналом для себя и других может стать идиома шляпы мышления.

Эдвард де Боно в своей книге «Шесть шляп мышления» очень образно объясняет различия между двумя типами мышления — реагирующим и намеренным. «Когда вы ведете машину, вам приходится выбирать дорогу, придерживаться заданного направления и сле¬дить за движением другого транспорта. Вы совершаете очень много быстрых действий, продиктованных предыдущим или последующим мгновением. Вы сле¬дите за сигналами и реагируете на них. Это реагирую-щее (реактивное) мышление. Так вот, обыденное мыш¬ление очень напоминает управление автомобилем: вы читаете дорожные знаки и принимаете решения. Но вы не составляете карты. Иной тип мышления вы используете для составле¬ния карты: вы изучаете предмет и составляете план. Это требует объективного и нейтрального отношения. Чтобы составить план, нужно смотреть шире. Это дей¬ствие в значительной мере отличается от простого ре¬агирования на дорожные знаки по мере их появления.»

Для того чтобы научить подростков (8-11 классы) работать с поступающей информацией как со стороны других людей, так и из печатных текстов (научные статьи, средства массовой информации) был разработан тренинг по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления».

Занятие 1. Краткое знакомство с автором метода.

Методика Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» (The Six Thinking Hats) это простой и удобный инструмент, чтобы научиться лучше:

  • работать с информацией
  • находить выгоды и возможности
  • использовать интуицию
  • критически анализировать проблемы
  • генерировать творческие идеи
  • организовывать свое мышление

Рассмотрение первой пары: Белая шляпа и Красная шляпа мышления.

Белая шляпа — объективные факты и цифры. Факты и цифры слишком часто становятся частью аргументации, подкрепляющей определенную точку зрения. Факты чаще приводятся с какой-то целью, чем сообщают о том, что действительно есть на самом деле. И здесь нам важно выяснить как то, что мы знаем по данному вопросу, так и то, что мы НЕ знаем. Мы должны задать себе и оппоненту следующие вопросы:

  • какая информация имеется;
  • какая информация необходима;
  • как и где получить недостающую информацию.

Ключевые моменты:

  • отметить конфликтующие/противоречащие точки зрения;
  • оценить уместность и точность информации;
  • отделить факты от предположений;
  • определить действия, необходимые для устранения пробелов;
  • узнать о настроениях и эмоциях.

Красная шляпа — мышление в красной шляпе связано с эмоциями и чувствами, а также с иррациональными аспектами мышления (интуицией, предчувствиями). Мышление в красной шляпе является почти полной противоположностью мышлению в белой шляпе — нейтрального, объективного, почти полностью лишенного эмоциональных оттенков. Но оно играет важную роль, если исключить эмоции и чувства как компоненты из процесса мышления, то они спрячутся на заднем плане и будут незаметно влиять на мышление, искажать видение и в итоге направлять фокус внимания в одну сторону, не давая широты восприятия всей картины в целом.

Мышление в красной шляпе позволяет прояснить:

  • что я сейчас чувствую;
  • что мне подсказывает моя интуиция;
  • что говорит мне мой «внутренний голос».

Кроме того, хорошее решение должно завершаться эмоциями. Эмоции являются очень надежным индикатором удовлетворенности ходом рассмотрения вопроса, решением и возможными последствиями. Если наша голова говорит нам, что решение, которое мы приняли правильное, а в душе тоска, то можем ли мы говорить, что это и есть именно то, что нам нужно, что наши потребности (на всех уровнях) удовлетворены.

Ключевые моменты использования красной шляпы:

  • ограничиться 30 секундами;
  • разрешено выражать чувства, подсказки интуиции и «внутреннего голоса»;
  • не нужно оправдываться и объяснять причины своих чувств;
  • использовать как часть мыслительного процесса, способствующего принятию решения;
  • применять после принятия решения.

Мышление в белой и красной шляпах являют собой противоположные полюсы при оценке поступающей к нам информации, будь то в письменной или устной форме. С экранов мониторов, из печатных текстов и из высказываний других людей к нам поступает информация двух типов — проверенные факты и непроверенные (убеждения других людей). Но и проверенные факты могут иметь разную степень вероятности. Существует спектр вероятности, как отмечает Эдвард де Боно, который может быть выражен следующим образом:

  • всегда правда;
  • обычно правда;
  • в общем правда;
  • в общем и целом;
  • скорее да, чем нет;
  • где-то в половине случаев;
  • часто;
  • иногда правда;
  • изредка правда;
  • известны случаи;
  • никогда не правда;
  • не может быть правдой (спорно).

Мы укрупним и несколько преобразуем этот перечень и расположим это на одной прямой.

Абсолютные факты это утверждения, которые на данный момент развития человеческого знания близки к 100% правдивости или правдоподобности. Стоит отметить, что, по словам Эдварда де Боно, «правда» относится к словесной игровой системе, известной как философия, факты же имеют отношение к поддающемуся проверке опыту. Однако степень возможности проверить факты тоже бывает разная. Возьмем утверждение «Земля вращается вокруг солнца» — в наше время общепринятый факт. А каких-то несколько веков назад Джордано Бруно был сожжен на костре за это немыслимое, «еретическое» высказывание. Абсолютным фактом было то, что Солнце вращается вокруг Земли, и именно Земля является центром мироздания, что подтверждалось визуальным ежедневным наблюдением, без каких-либо исключений.

Относительные факты это утверждения, которые на определенном уровне нашего восприятия представляются нам именно таким (небо — голубое), или с переходом к более детальному и научному рассмотрению требуют уточнения и корректировки (в году 365 дней).

Оценки и суждения — утверждения одного человека или группы людей своей точки зрения, высказывание мнения об одной из сторон явления или процесса, перенос частного признака на всю ситуацию в целом (Жизнь простого народа постоянно ухудшается; Петров абсолютно не знает математики; Ты никогда не моешь за собой посуду).

Эмоции в данном контексте это утверждения, которые отражают эмоции говорящего (или пишущего), например, «Иванов с**лочь».

Задание. На линейке «абсолютный факт — относительный факт — оценка, суждение — эмоция» расположите следующие высказывания:

Полет Гагарина длился 108 минут.
В 8 классе ученики умнее, чем в 7 классе.
Береза выше ели.
НЛО не существует.
2х2=4
Бумага белая.
Торт не вкусный.
Ты молодец.
Жуковский — отец Русской авиации.
Вы неудачники.
Биржа Forex самая популярная биржа валют.
Я люблю жизнь!
Человек произошел от обезьяны.
Все в мире относительно.

  1. Что нового я узнал о работе с информацией?
  2. Всегда ли информация, заложенная в высказывании собеседника или в печатном тексте и не подкрепленная экспрессивной мимикой и жестами, является фактом? Как можно проверить истинность высказывания?
  3. Всегда ли утверждение, высказанное экспрессивно, можно отнести к эмоциям?
  4. Под какой шляпой после рассмотрения различных вариантов решения проблемы мы делаем окончательный выбор? Как можно проверить правильность принятия решения для самого человека?

Занятие 2. Рассмотрение пары — Черная шляпа и Желтая шляпа.

Черная шляпа — мышление в Черной шляпе должно быть логичным и правдивым, это не атака, не критические нападки, это критическое исследование. Мышление в Черной шляпе должно быть основано на логике соответствия и несоответствия. Это не «я тебе докажу, что ты не прав», это критический АНАЛИЗ проблемы. Под Черной шляпой мы выясняем последствия, факторы, влияние процесса или выполнения нашего решения на ценности, проводим проверку на соответствие и несоответствие, на недостатки.

Вопросы, которые мы задаем «под Черной шляпой»:

  • каковы возможные проблемы;
  • каковы вероятные сложности;
  • на что нужно обратить внимание;
  • в чем опасность.

Ключевые моменты. Мышление в Черной шляпе:

  • помогает в принятии правильного решения;
  • указывает на сложности;
  • исследует слабые моменты;
  • может совпадать с белой шляпой;
  • исключительно эффективный инструмент оценки при использовании после Желтой шляпы.

Желтая шляпа — требует сознательного усилия. К сожалению для отрицательного отношения существует больше естественных причин, чем для положительного. Мышление в Черной шляпе может защитить нас от ошибок, рисков и опасностей. Позитивное мышление должно быть смесью любопытства, удовольствия и желания осуществлять задуманное.

Вопросы «под Желтой шляпой»:

  • каковы преимущества;
  • каковы положительные стороны;
  • в чем ценность;
  • привлекательна ли концепция данного предложения;
  • можно ли это воплотить в жизнь.

Эти противоположные, и в то же время взаимодополняющие Мышление в Черной шляпе и Мышление в Желтой шляпе могут быть использованы и для оценки проблемной ситуации и при оценке поведения другого человека. Не бывает так, чтобы в человеке были либо одни отрицательные, либо одни положительные черты. Это скорее уже наше эмоциональное к нему отношение. Не бывает, что в ситуации или в событии одни только отрицательные моменты. Хотя часто приходится делать сознательные усилия для того, чтобы найти положительные моменты в ситуациях, которые нам кажутся безысходными, безвыходными, тупиковым, критическими. Поиск положительных моментов в этом случае сводится к вопросу «Чему меня это научило или научит?» и т.п.

Задания.

Событие — человек выиграл миллион долларов. Назовите возможные негативные последствия этого события.

Событие — человека уволили с работы. Назовите возможные позитивные последствия этого события.

Вспомните из своей жизни примеры позитивных событий с последующими негативными последствиями, и негативных событий с последующими позитивными последствиями.

Разделите лист бумаги на две части, выпишите свои отрицательные качества и свои положительные качества. Каких качеств получилось больше? Какие качества вы видите в других людях, больше положительных или отрицательных? С чем это связано?

Вопросы для рефлексии в конце занятия:

  1. Какое мышление, критическое или позитивное, более развито у «западного» человека и наиболее часто используется?
  2. Существуют ли абсолютно позитивные или негативные события, идеи, черты характера и.т.д.?
  3. Что может произойти, если использовать только позитивное или только критическое мышление при решении проблемы или оценке ситуации?

Занятие 3. Рассмотрение пары — Зеленая шляпа и Синяя шляпа.

Зеленая шляпа мышления имеет непосредственное отношение к новым идеям и взглядам на вещи. Надевая Зеленую шляпу, человек выходит за рамки старых идей, чтобы найти что-то получше. Зеленая шляпа связана с изменениями. Мышление в Зеленой шляпе представляет собой намеренное и сконцентрированное усилие ума, направленное на поиск творческих идей и альтернатив.

Вопросы «под Зеленой шляпой»:

  • какие творческие идеи имеются;
  • каковы возможные альтернативы;
  • как преодолеть сложности, обнаруженные под Черной шляпой.

Творческий подход необходим, когда все остальные методы оказались безрезультатными. Творческое мышление может потребовать провокационных высказываний с заведомо иррациональными идеями. Оно включает в себя «мыслительный эксперимент», при подключении же Желтой и Черной шляпы мы можем провести оценку предложенных альтернатив и неординарных решений (каковы хорошие стороны?; в чем трудности и опасности?)

Синяя шляпа — особая шляпа. Это рефлексивное мышление, мышление о мышлении. Под Синей шляпой мы управляем процессом восприятия и переработки поступающей информацией. Фокусирование — одна из ключевых ролей Синей шляпы. Постановка вопроса — самый простой способ фокусирования мышления. Здесь нужны определенные навыки и умения: умение задавать правильные вопросы, умение точно определить и сформулировать проблему, умение поставить задачу для мышления. Под Синей шляпой мы составляем программу: регламент в широком смысле слова; какие шляпы будем использовать и в каком порядке (простые и сложные последовательности). Под Синей шляпой мы делаем обобщения и выводы (наблюдение и обзор; комментарии; подведение итогов, выводы).

Вопросы «под Синей шляпой»:

  • с чего начать;
  • что на повестке дня;
  • каковы цели;
  • какие шляпы использовать;
  • как подвести итог;
  • что делать дальше.

Ключевые моменты. Под Синей шляпой мышление:

  • фокусирует и перенаправляет внимание;
  • фиксирует требования к мыслительному процессу;
  • запрашивает резюме;
  • принимает или запрашивает решения.

Задание (данное задание разрабатывалось для урока экологии в 10-м классе).

— Теннисные мячи стали бесшумными ножками
(http://www.membrana.ru/articles/inventions/2006/12/11/193900.html)

— Кофейня в виде кофеварки
(http://www.membrana.ru/articles/inventions/2008/04/17/184800.html)

— Новые пластиковые бутылки
(http://www.membrana.ru/articles/global/2006/05/31/164500.html)

Рассказать присутствующим:

под Белой шляпой — факты, что нам известно, что не известно;
под Зеленой шляпой — каковы творческие идеи по применению этого изобретения и внедрению его в производство (например, в нашей стране);
под Желтой шляпой — плюсы, позитивные моменты такой продукции;
под Черной шляпой — трудности, с которыми можно столкнуться при внедрении этого продукта; недостатки идеи;
под Красной шляпой — свое отношение к предложенной авторами идее;
под Синей шляпой — контроль: все ли высказывания соответствовали заявленной шляпе; обобщение и выводы.

Дискуссия и обсуждение статей в группе может занимать более продолжительное время, чем первые два, или может быть разбито на несколько занятий, пока каждый участник тренинга не отработает навыки мышления под разными шляпами мышления.

Вопросы для рефлексии в конце занятия:

  1. Под какой шляпой мы определяем и формулируем проблему?
  2. Каким будет процесс рассмотрения ситуации или проблемы, если не будет рамок и регламента?
  3. В каких ситуациях рассмотрение вопроса может заканчиваться мышлением в Зеленой шляпе?
  4. Мышление в какой шляпе оказалось для вас наиболее трудным и непривычным? В какой шляпе вам было наиболее приятно работать со статьей? Что, по вашему мнению, у вас получилось и что не получилось при работе над статьей?

Итак, подведем итоги. Метод «Шесть шляп мышления» применяется при проведении любой дискуссии (поиск новых идей, решение проблем, разрешение конфликтных ситуаций) как удобный способ управлять мышлением и переключать его. С помощью этого метода можно научиться лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная «шляпа». Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым. Метод Шести шляп обогащает наше мышление и делает его более всесторонним.


Литература:

  1. Боно Э. Шесть шляп мышления / пер. с англ. — Мн.: «Попурри», 2006. — 208 с.
  2. Материалы тренинга «Эффективное мышление». Ведущий — Галкин Дмитрий Владимирович — бизнес-тренер (Центр кадровых технологий 21 век, Высшая школа экономики — Москва), тренер полной квалификации по методам де Боно (Cavendish Training, Oxford), кандидат философских наук, доцент Томского Государственного Университета, руководитель Центра Де Боно, г. Томск, креативный директор Центра практического мышления, г. Москва