Шесть самых мощных флотов в мире. О перспективных проектах кораблей для вмф россии

Минно-тральные силы ВМФ России ожидает серьёзное обновление. В ближайшие 15 лет командование флота рассчитывает получить 40 тральщиков проекта 12700 «Александрит», при создании которых используются новейшие технологии кораблестроения. Кроме того, до 2020 года ВМФ должен получить 60 судов обеспечения. Укрепление небоевого компонента флота свидетельствует о грядущем расширении возможностей ударных сил. О планах модернизации ВМФ - в материале RT.

В распоряжении Военно-морского флота поступят 40 кораблей противоминной обороны нового поколения, сообщил представитель департамента информации и массовых коммуникаций МО РФ по ВМФ Игорь Дыгало. Речь идёт о тральщиках проекта 12700 «Александрит», которые построены из композитных материалов. Корпус кораблей состоит из стеклопластика — лёгкого (в 3,5 раза легче стали) и чрезвычайно прочного материала.

Использование композитов и, в частности, «немагнитного» стеклопластика позволяет решать несколько важных в современных условиях задач. В первую очередь уменьшение массы и водоизмещения позволяет экономить топливо и делает судно малозаметным для радаров.

Композиты повышают живучесть корабля в случае взрыва мины или атаки противника и увеличивают срок службы корпуса. Тральщики проекта 12700 обладают огромным ресурсом для последующей модернизации. Эти уникальные корабли, скорее всего, станут основой минно-трального флота РФ на ближайшие 50—60 лет.

  • Корабль противоминной обороны «Александр Обухов» в Санкт-Петербурге
  • РИА Новости

Гордостью ВМФ России является базовый тральщик проекта 12700 БТ-730 «Александр Обухов», пребывающий в составе Балтийского флота с декабря 2016 года. У корабля самый большой в мире корпус из монолитного стеклопластика. Водоизмещение БТ-730 — 890 тонн, длина — 61 м, ширина — 10 м.

В сжатые сроки

Разработчиком проекта 12700 является Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз», находящееся в Санкт-Петербурге. Строятся тральщики также в Северной столице России на Средне-Невском судостроительном заводе — единственном в мире предприятии, где создают монолитные корпуса длиной до 80 м.

На страницу галереи

ВМФ рассчитывает, что кораблестроители будут сдавать в эксплуатацию как минимум два судна в год. Таким образом, через 15 лет в состав флота войдёт примерно 40 тральщиков. Препятствием для реализации столь амбициозных планов могут стать перебои с финансированием и необходимость замены оборудования, которое ранее импортировалось из Франции.

Главкомат ВМФ несколько раз корректировал планы закупок кораблей проекта 12700. 11 марта 2015 года заместитель главкома ВМФ по вооружению контр-адмирал Виктор Бурсук заявил, что до 2050 года флот планирует получить около 30 кораблей.

Теперь плановая цифра составляет 40 тральщиков, и флот должен получить их в более сжатые сроки. Если поставленная задача будет выполнена, то минно-тральные силы обновятся более чем на 50%.

Из открытых данных следует, что Россия обладает 48 тральщиками различного типа (базовый, рейдовый, морской, заградитель, речной).

  • Морской тральщик «Иван Голубец» Черноморского флота РФ
  • РИА Новости

При этом главкомат ВМФ не собирается списывать все тральщики предыдущего поколения. Корабли, которые находятся в нормальном техническом состоянии, будут получать полноценное серийное обслуживание. В связи с этим не исключено, что численность минно-трального флота РФ к 2025 году превысит 50 кораблей.

Вспомогательный компонент

У тральщиков имеется широкий набор функций, связанных с минированием акватории, поиском и уничтожением мин, проводкой кораблей через минные заграждения.

Модернизация тральщиков приобрела огромное значение в связи с усовершенствованием взрывателей мин. Современные тральщики для поиска мин используют беспилотные подводные аппараты.

Российские корабли проекта 12700 будут применять все новейшие технологии и, судя по заявленным характеристикам, сосредоточатся на морских походах. При этом тральщики предыдущего поколения (проектов 266-М и 1265) будут обеспечивать минную безопасность побережья и ближней морской зоны.

Минно-тральные силы составляют небоевой компонент ВМФ, однако без их эффективной работы невозможно расширение присутствия России в Мировом океане. Производство кораблей проекта 12700 укладывается в основные задачи, прописанные в Морской доктрине РФ 2015 года.

Ещё одним способом поддержать и улучшить боевые возможности ударных сил ВМФ является модернизация вспомогательного флота, в функции которого входит техническое обеспечение кораблей. Вспомогательные морские силы занимаются перевозкой топлива, вооружений, боеприпасов, ремонтом, спасательными работами, разведкой и научными исследованиями.

  • Морской транспорт вооружения «Генерал Рябиков»
  • РИА Новости

У России более 500 вспомогательных кораблей. Согласно планам Минобороны, вспомогательный флот до 2020 года получит 61 новое судно. В 2016 году корабелы должны были передать ВМФ 12 судов. В плане на 2017 год — десять судов, на 2018 год — шесть, на 2019-й — 16, а на 2020-й — 17.

7 мая министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил, что необходимость закупки новых вспомогательных кораблей появилась в связи с опытом, полученным во время сирийской операции. По мнению генерала армии, эффективная деятельность боевых сил ВМФ невозможна без современного вспомогательного флота.

  • Сергей Шойгу
  • globallookpress.com
  • Kremlin Pool/Global Look Press

«Они (новые суда. — RT ) будут решать комплексные задачи материально-технического обеспечения в пунктах базирования и ближней операционной зоне флотов, а также в дальней морской и океанской зонах, включая Арктическую», — отметил Шойгу.

Дальняя морская зона

На повестке дня ВМФ России стоит комплексная модернизация в том числе и боевого компонента. Это более дорогостоящий и сложный процесс, реализация которого будет зависеть от финансовых ресурсов страны и поставленных руководством РФ геополитических задач.

Как полагают опрошенные RT эксперты, в целом нынешний боевой состав ВМФ соответствует прописанным в Морской доктрине целям. Однако Россия ощущает нехватку ледокольного флота в связи с развитием Северного морского пути (СМП), а также нехватку крупных надводных кораблей.

Кроме того, аналитики утверждают, что сирийская операция продемонстрировала важность увеличения российского присутствия в Мировом океане. Без этого Россия не сможет эффективно решать геополитические проблемы и сдерживать ВМС стран — членов НАТО.

ВМФ необходимо увеличить количество кораблей первого и второго рангов (водоизмещением свыше 4 тыс. тонн) — авианосцев и эсминцев, а также подводных крейсеров, например стратегических подлодок проекта 955 «Борей».

В настоящее время в состав ВМФ входят 210 боевых кораблей. Из них более 50 кораблей относятся к первому и второму рангам: один авианесущий крейсер, три атомных ракетных крейсера, три ракетных крейсера, десять больших противолодочных кораблей, шесть эскадренных миноносцев, 19 больших десантных кораблей и девять сторожевых кораблей (фрегатов).

  • Reuters

Сегодня в боеспособном состоянии находятся далеко не все вышеперечисленные надводные корабли. Часть из них проходит ремонт и модернизацию, а небольшое количество устарело. В целях обновления флота реализуется ряд прорывных проектов.

Большие надежды эксперты возлагают на фрегаты проекта 11356 «Буревестник», которые предназначены для выполнения задач в дальней морской зоне. Водоизмещение кораблей — около 4 тыс. тонн, длина — 124 м, ширина — 15 м, скорость — 30 узлов, дальность плавания — 4850 морских миль (8940 км).

В 2016 году от калининградского завода «Янтарь» Черноморский флот получил два фрегата — «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен». Сейчас испытания проходит «Адмирал Макаров», в процессе постройки находятся три корабля — «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов».

  • spacebattles.com

Другим перспективным направлением в развитии ВМФ являются фрегаты дальней морской зоны проекта 22350 петербургской «Северной верфи». Летом 2017 года закончатся государственные испытания «Адмирала Горшкова». Сейчас строятся три фрегата — «Адмирал Касатонов», «Адмирал Головко» и «Адмирал Исаков».

«Лидер» и «Шторм»

Настоящим прорывом для ВМФ станет реализация проекта 23560 «Лидер», который предполагает строительство эскадренных миноносцев. Водоизмещение эсминцев будет составлять около 17,5 тыс. тонн, длина — 200 м, ширина — 20 м. Разработкой проекта занимается Северное проектно-конструкторское бюро в Санкт-Петербурге.

  • Макет эскадренного миноносца проекта 23560 (шифр «Лидер»)
  • Wikimedia Commons

Эсминцы планируется оснастить самым современным ударным вооружением (гиперзвуковыми ракетами «Циркон», комплексами «Калибр-НК», «Оникс»), новейшими средствами ПВО (корабельный вариант С-500, ЗРК «Полимент-Редут»), универсальной пушкой А-192 «Армат» и торпедным комплексом «Пакет-НК».

Проект разрабатывается в режиме секретности, и какая-либо достоверная информация о тактико-технических характеристиках (ТТХ), сроках окончания проектирования и закладки первого головного корабля отсутствует.

Также не оглашаются планы Минобороны и ВМФ по реализации проекта 23000 авианосца «Шторм», который был разработан Крыловским государственным научно-исследовательском центром в Санкт-Петербурге.

  • Проект 23000 «Шторм»
  • Wikimedia Commons

В конце апреля 2017 года британское издание The Independent сообщило, что Россия обретёт первый «Шторм» к 2030 году. 1 июня вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что решение о строительстве новых авианосцев будет принято ближе к 2025 году. По его словам, сейчас акцент сделан на пополнение ВМФ кораблями ближней и дальней морской зоны.

Подводная сила

Параллельно с надводным флотом меняется и подводный. На балансе ВМФ числятся 72 субмарины: 13 атомных подлодок с баллистическими ракетами, девять атомных подлодок с крылатыми ракетами, 18 многоцелевых подлодок, 24 дизельные подлодки, девять подлодок спецназначения.

В последние годы идёт реализация проекта дизельных подводных лодок проекта 636 «Варшавянка». С 2014 по 2016 год Черноморский флот получил шесть субмарин, ещё шесть подводных лодок до 2021 года войдут в состав Тихоокеанского флота.

С 2012 по 2014 год в состав ВМФ вошли три подводных крейсера стратегического назначения проекта 955 «Борей»: К-535 «Юрий Долгорукий», К-550 «Александр Невский» и К-551 «Владимир Мономах».

До 2025 года Минобороны рассчитывает провести модернизацию четырёх атомных ракетных крейсеров проекта 949А «Антей» для Тихоокеанского флота. Установки с крылатыми ракетами «Гранит» будут заменены на более совершенные комплексы «Калибр-ПЛ».

24 мая Сергей Шойгу подчеркнул, что у подводного флота РФ достаточно ресурсов для постоянного патрулирования Мирового океана. Однако на боевом дежурстве могут находиться девять из 13 атомных подлодок с баллистическими ракетами.

Министр обороны заявил, что в ближайшие годы морской компонент ядерной триады будет включать 13 атомных крейсеров, из них семь «Бореев» с ракетами «Булава».

На страницу галереи

«С большой вероятностью программа будет предполагать ремонт и модернизацию кораблей первого и второго рангов, например ракетных крейсеров проекта 1144 «Орлан». Не думаю, что будут построены новые подводные крейсера. Поддержание стратегического сдерживания до 2025 года обеспечат находящиеся на балансе подлодки», — сказал Корнев.

По его мнению, государство выделит деньги на закупку корветов проекта 20385, изготовленных с использованием композитных материалов, и малых ракетных кораблей проекта 21631 «Буян-М». Кроме того, будут закуплены несколько фрегатов, дизель-электрических подлодок и ледоколов.

«Учитывая сокращение, которое коснулось ГПВ, не будут построены новые авианосцы. Однако флот вполне могут пополнить вертолётоносцы собственного производства и «Мистрали», которые может отдать нам Египет. Не исключаю, что стартует реализация проекта «Лидер», хотя с ним ситуация очень туманная», — добавил Корнев.

По мнению эксперта, Россия может построить авианосцы собственными силами.

«В идеале нам нужны четыре авианосца, с десяток эсминцев, которые бы их сопровождали, и несколько новых стратегических подлодок. Это та цель, к которой мы в итоге должны прийти, если хотим комфортно чувствовать себя в Мировом океане», — заявил Корнев.

В то же время он отметил, что погоня за количеством боевых кораблей бессмысленна, если не вкладывать деньги в улучшение береговой инфраструктуры, не модернизировать доки, причалы и пирсы.

«Уместно сказать про коэффициент боевого напряжения. При количественном паритете у ВМФ СССР он был в два раза хуже, чем у ВМС США. Из-за не очень качественного обслуживания в море находилось в два раза меньше кораблей. Сейчас закладка новых кораблей должна идти параллельно с улучшением береговой инфраструктуры», — подчеркнул Корнев.

Подпишитесь на нас

Начиная с древнейших времен, и по сей день военно-морской флот опора практически любой страны, имеющей выход к морю. У кого-то имеется мощные сверхсовременные суда, кто-то называет несколько старых катеров флотом. Но суть для всех одна и та же, эти суда охраняют водные просторы.

Военный корабль прошел долгий путь от бирем и галер до современных атомных подводных ракетоносцев и авианосцев. Но у моряков, как ни у кого соблюдаются традиции, особенно в названиях и классификации судов.

Военные корабли до ХХ века

В античное время основная масса кораблей, приспособленных для каботажного плавания, разделялись по количеству рядов весел. Наличие большого количества гребцов, требовавших большое количество пищи, не способствовало развитию дальнего мореплавания.

С появлением паруса началось развитие флота и укрупнение судов. Вместе с развитием навигационных приборов и технологий развивался флот, к XV веку позволивший совершать первые крупные плавания через океаны.

Богатство Нового Света подстегнуло европейских кораблестроителей, и уже в XVIвеке начинает развиваться и усложняться конструкция боевых кораблей. Чуть позднее флот начнет делиться на классы и ранги.В то время главным критерием считалось либо количество орудий, либо парусное вооружение судна.

Корабли, в зависимости от количества пушек, попадали в 1-й ранг (около 100 орудий и больше), 2-й ранг (около 90 орудий), 3-й ранг (примерно 75) и так далее, до 6 ранга.

Вторая классификация делила корабли в зависимости от наличия или отсутствия тех или иных парусов. Различались трехмачтовые и двухмачтовые парусники, а также одномачтовые разновидности совсем небольших судов, использовавшихся, как правило, для перевозки почты.

Названия корабли могли носить любые, связанные с личными именами, религиозной или географической составляющей. Бывали случаи, когда за особые заслуги имя корабля оставляли на флоте, хотя сам корабль мог и не существовать. На русском флоте самым ярким примером стал бриг «Меркурий» и несколько кораблей «Память Меркурия».

С появлением механизмов и переходом от паруса к машине многие названия типов судов укоренились и остаются до нашего времени. Главным отличием любого корабля стали размеры, водоизмещение или тоннаж. История пароходов, хоть и не насчитывала так много веков, как парус, но ярко вписала страницы во флотскую летопись.

Развитие техники свело на нет целые группы, когда-то грозных кораблей, и перевела классы в иные ранги. Так, к примеру, ХХ век показал слабость линейных кораблей перед авианесущими группами.Вторая мировая война вообще внесла крупные правки в картину боевых кораблей в мире. И если 300 лет назад фрегат был крупным судном, то сейчас он сошел до ступени сторожевых кораблей.

Согласно международному морскому праву, каждый корабль попадает в свой определенный класс. Этими правилами, во избежание путаницы, пользовались советские моряки, а так же их правопреемники,корабли ВМФ России.

Разделяют корабли по тоннажу, или водоизмещению, а также по типу вооружения, находящегося на борту, то есть, можно сказать, старая система вошла в новые реалии современных судов.

Согласно этим документам, самые крупные корабли входят в ударную группу, и это:

  • авианосцы, в зависимости от тоннажа могут быть большие, средние и малые, соответственно различается и сила корабельной авиации на них;
  • крейсера, также разнящиеся по водоизмещению, имеющие более разносторонние задачи, от охраны конвоев и авианосцев до перехвата судов противника и обстрела береговой линии;
  • подводные корабли, часто превосходящие надводные по размерам и вооружению, разделяются по своему размеру и типу используемой энергетической установки;
  • эскадренные миноносцы, осуществляющие разведку и охранение группы судов, несущие основное вооружение в виде мин и торпед;
  • торпедные катера, большие из которых предназначены для атак крупных кораблей в составе эскадр, малые же действуют в прибрежной зоне;
  • сторожевые корабли, предназначенные для боевого охранения конвоев и акватории порта или иного объекта.

Есть и более мелкое разделение этих классов судов, однако в каждой стране они имеют свои особенности и характеристики.

Второй большой подкласс включает в себя вспомогательные суда. Их можно условно разделить на несколько групп:

  • плавучие базы, необходимые для пополнения всем необходимым в зависимости от специализации базы для каждого класса судов;
  • суда снабжения, в отличие от баз более мобильные и скороходные, хотя цели и задачи перед ними ставятся те же, что и выше;
  • ремонтные средства, плавучие мастерские, необходимые для ремонта судов в открытом море;
  • корабли аварийно-спасательного обеспечения, разработанные для помощи как подводным, так и надводным кораблям в случае возникновения внештатных ситуаций;
  • исследовательские корабли, проверяющие новые технические системы;
  • учебные корабли, служащие для получения и освоения навыков нахождения в море;
  • специальные корабли, испытывающие оружейные системы и комплексы для космических кораблей.

Экипажи кораблей обеспечения решают множество задач по поддержанию боеспособности основного флота. В ВМФ СССР существовала и система различий кораблей по названиям. Так, на Северном флоте долгое время существовало подразделение советских сторожевиков, известное как «Дивизион плохой погоды».

Первым в серии стало судно «Ураган», и в честь него последующие корабли того же класса, водоизмещения и вооружения получали «ненастные» имена. К примеру, волны Баренцева моря бороздили в разное время «Буря», «Метель», «Пурга» и другие корабли с похожими названиями.

На самих кораблях много лет существует деление по БЧ, или боевым частям, каждая из которых обозначает часть корабля и его назначение.

Боевые корабли флотов разных стран

Принятая международным сообществом система классификации кораблей оказалась не подходящей для некоторых флотов. Так, японская система деления кораблей может вызвать как минимум множество вопросов у несведущего человека. Япония, имея серьезный флот, один из лучших в Азии, между тем шла долгим путем модернизации строящихся кораблей.

В итоге, один и тот же класс боевых кораблей, может существенно различаться по своим характеристикам в зависимости от года выпуска. Так, одни и те же эсминцы, находящиеся на вооружении, могут соответствовать всем современным требованиям, если построены недавно, а могут соответствовать фрегатам или корветам других флотов.

Главной силой японского флота считаются эсминцы-вертолетоносцы.

Несмотря на свое название, это, по сути, легкие авианосцы, оборудованные самой современной электроникой. В этот класс входят два типа судов, «Хьюга», представленное парой кораблей, и «Сиранэ», также пара кораблей. Интересно, что последние два судна были введены в состав флота еще в 1980-е годы.

Вторая категория состоит из эсминцев УРО (управляемое ракетное оружие). Здесь так же есть суда разных типов. Самые современные, типа «Атаго», представленный двумя кораблями. Тип «Конго» состоит из четырех кораблей, строившихся в 1990-е годы. Тип «Хатаказе», созданный во второй половине 1980-х, насчитывающий пару кораблей, сейчас используемых как учебные суда.

Еще одна категория,третья, вновь эсминцы, но уже более похожие на собратьев остальных флотов. Сюда входят множество типов, разбитых в зависимости от времени постройки. Четвертая категория, подводные суда представлены 17 дизельными подводными лодками. В пятую входят десантные и вспомогательные корабли, а также ледоколы.

Своя классификация на флоте США. Суда разделяются по своему назначению. Для их отличия введена буквенная система шифровки. Так, к примеру, буквы «ВВ» означают BigBattleship, соответствующий классу линейных кораблей на иных флотах.

Интересно, что иногда корабль меняет свой класс, однако буквы оставляют решением флотского командования.

Так происходило несколько раз после серьезного реформирования флота на протяжении ХХ века. Общими для всех судов являются буквы «USS», означающие в переводе «корабль Соединенных Штатов».

В число самых крупных разновидностей судов, обозначаемых, как правило, вариациями с буквами «CV», входят авианосцы. Они различаются по размерам и по типу авиации, самолеты или вертолеты, но объединены в один класс.

Остальные надводные корабли имеют оригинальное буквенное обозначение, как то «C» – крейсера, «D» – эскадренные миноносцы, «F» – фрегат. В разные годы под шифрами встречались и сторожевики, и мониторы, но с течением времени они были убраны их состава ВМФ США.

Подводный флот носит обязательную букву «S», так же имеющую множество дополнительных значений в зависимости от типа вооружения или силовой установки. Буква «Р» означает катера, также различающиеся по размерам и типам находящегося на них оружия.

Здесь достаточно много шифров, использовавшихся во время войны во Вьетнаме, а затем просто отмененных.

Сюда же можно поместить американские боевые корабли береговой охраны, формально являющиеся отдельным подразделением. Буква «L» означает принадлежность судна к десантному флоту. Он различается на огромные десантные корабли, перевозящие солдат с одного континента на другой, и десантные катера, высаживающие пехоту и технику непосредственно на сушу. Последние имеют черту амфибий.

Разработке этих катеров уделялось большое внимание еще в период Второй мировой войны, когда морские пехотинцы высаживались и дрались на островах Тихого океана и в знаменитой зоне высадки в Нормандии. Буква «А» обозначала все вспомогательные суда.

Несмотря на былую славу владычицы морей, британский флот утратил всю свою былую мощь. Однако авторитет английских моряков по-прежнему остается на высоте. Классификацию кораблей британских ВМФ провести достаточно сложно.

Конечно, среди них такие же авианосцы, эсминцы, корветы и лодки, но различаются они по номеру вымпела.

Каждая флотилия имела свой особый вымпел, и кораблю в составе этой флотилии присваивался номер, а затем и буква, обозначающая класс корабля. Интересно, что в нумерологии совсем нет цифры «13», считающейся среди моряков несчастливой.

Система классификации по номерам и вымпелам продолжает существовать, с небольшими изменениями с Первой Мировой войны.

История военно-морского флота насчитывает не одну сотню лет. Поскольку моряки, крайне суеверные люди, и хранят традиции, в том числе и связанные с «родным домом» – кораблем, в названиях судов, да и в их классификации можно найти множество старых терминов и обозначений, которые не делают флот менее эффективным.

Видео

Военно-морской флот Российской Федерации — один из трех видов Вооруженных сил нашего государства . Его основная задача – вооруженная защита государственных интересов на морских и океанских театрах военных действий. Флот России обязан защищать суверенитет государства за пределами ее сухопутной территории (территориальные воды, права в суверенной экономической зоне).

ВМФ России считается преемником советских военно-морских сил, которые, в свою очередь, создавались на основе Российского императорского флота. История российского ВМФ очень богата, она насчитывает более трехсот лет, за это время он прошел долгий и славный боевой путь: противник не единожды спускал боевой флаг перед русскими кораблями.

По своему составу и количеству кораблей ВМФ России считается одним из сильнейших в мире: в глобальном рейтинге он занимает второе место после американского ВМФ .

В состав российского ВМФ входит один из компонентов ядерной триады: подводные атомные ракетоносцы, способные нести межконтинентальные баллистические ракеты . Нынешний российский флот уступает по своей мощи ВМФ СССР, многие корабли, находящиеся сегодня на вооружении, были построены еще в советский период, поэтому они устарели как морально, так и физически. Однако в последние годы ведется активное строительство новых кораблей и флот ежегодно пополняется новыми вымпелами. Согласно Государственной программе вооружений, до 2020 года на обновление ВМФ России будет потрачено около 4,5 трлн рублей.

Кормовым флагом российских военных кораблей и флагом военно-морских сил России является Андреевский флаг. Он был официально утвержден президентским указом от 21 июля 1992 года.

День ВМФ России празднуется в последнее воскресенье июля. Эта традиция была установлена решением советского правительства в 1939 году.

В настоящее время Главнокомандующим ВМФ России является адмирал Владимир Иванович Королёв, а его первым заместителем (начальником Главного штаба) – вице-адмирал Андрей Ольгертович Воложинский.

Цели и задачи российского ВМФ

Для чего России нужен военный флот? Американский вице-адмирал Альфред Мэхен, один из крупнейших военно-морских теоретиков, еще в конце XIX века писал, что флот оказывает влияние на политику уже самим фактом своего существования. И с ним трудно не согласиться. Несколько столетий границы Британской империи крепились бортами ее кораблей.

Мировой океан – это не только неисчерпаемый источник ресурсов, но и самая главная мировая транспортная артерия. Поэтому значение ВМС в современном мире тяжело переоценить: страна, обладающая боевыми кораблями, может проецировать вооруженную силу в любой точке Мирового океана. Сухопутные войска любой страны, как правило, ограничены собственной территорией. В современном мире морские коммуникации играют важнейшую роль. Военные корабли могут эффективно действовать на коммуникациях противника, отрезая его от поставок сырья, подкреплений.

Современный флот отличается высокой мобильностью и автономностью: корабельные группировки способны находиться в отдаленных районах океана месяцами. Подвижность корабельных группировок затрудняет нанесение удара, в том числе и с использованием оружия массового поражения.

Современный военно-морской флот обладает внушительным арсеналом средств поражения, которые можно использовать не только против кораблей противника, но и для нанесения ударов по наземным объектам, находящимся на удалении в сотни километров от береговой линии.

Военно-морские силы как геополитический инструмент отличаются большой гибкостью. ВМФ способен отреагировать на кризисную ситуацию за очень короткий срок.

Еще одной отличительной чертой ВМФ как глобального военного и политического инструмента является его универсальность. Вот только некоторые из задач, которые способен решать военно-морской флот:

  • демонстрация военной силы и флага;
  • боевое дежурство;
  • охрана собственных морских коммуникаций и защита побережья;
  • проведение миротворческих и противопиратских операций;
  • проведение гуманитарных миссий;
  • переброска войск и их снабжение;
  • ведение конвенционной и ядерной войны на море;
  • обеспечение стратегического ядерного сдерживания;
  • участие в стратегической противоракетной обороне;
  • проведение десантных операций и боевые действия на суше.

Моряки могут весьма эффективно действовать и на суше. Самым наглядным примером являются ВМС США , которые уже давно стали самым мощным и универсальным инструментом американской внешней политики. Для проведения масштабных наземных операций на суше флоту необходима мощная военно-воздушная и сухопутная составляющая, а также развитая тыловая инфраструктура, способная снабжать экспедиционные силы на расстоянии в тысячи километров от своих границ.

Российским морякам неоднократно приходилось участвовать в сухопутных операциях, как правило, проходивших на родной земле и носивших оборонительных характер. В качестве примера можно привести участие военных моряков в сражениях Великой Отечественной войны, а также первую и вторую чеченские кампании, в которых сражались подразделения морской пехоты.

Российский флот выполняет множество задач и в мирное время. Боевые корабли обеспечивают безопасность хозяйственной деятельности в Мировом океане, проводят наблюдение за ударными корабельными группировками потенциальных противников, прикрывают районы патрулирования подводных лодок вероятного противника. Корабли ВМФ России участвуют в защите государственной границы, моряков могут привлекать для ликвидации последствий техногенных катастроф и стихийных бедствий.

Состав ВМФ России

По состоянию на 2014 год в состав российского флота входили пятьдесят атомных подводных лодок. Из них четырнадцать – это ракетные подводные крейсера стратегического назначения, двадцать восемь субмарин с ракетным или торпедным вооружением и восемь подлодок имеют специальное назначение. Кроме того, в состав флота входят двадцать дизель-электрических подводных лодок.

В корабельный состав надводного флота входят: один тяжелый авианесущий крейсер (авианосец), три атомных ракетных крейсера, три ракетных крейсера, шесть эсминцев, три корвета, одиннадцать больших противолодочных кораблей, двадцать восемь малых противолодочных кораблей. Также в состав ВМФ РФ входят: семь сторожевых судов, восемь малых ракетных кораблей, четыре малых артиллерийских корабля, двадцать восемь ракетных катеров, более пятидесяти тральщиков различных видов, шесть артиллерийских катеров, девятнадцать больших десантных кораблей, два десантных корабля на воздушной подушке, более двух десятков десантных катеров.

История военно-морского флота РФ

Киевская Русь уже в IX веке обладала флотом, который позволял ей проводить успешные морские походы на Константинополь. Однако эти силы тяжело назвать регулярным ВМФ, корабли строили непосредственно перед походами, их основной задачей были не сражения на море, а доставка сухопутных войск к месту назначения.

Потом были столетия феодальной раздробленности, нашествия иноземных завоевателей, преодоление внутренней смуты – к тому же Московское княжество долго не имело выходов к морю. Исключением был только Новгород, который имел выходы к Балтике и вел успешную международную торговлю, будучи членом Ганзейского союза, и даже совершал морские походы.

Первые боевые корабли в России начали строить во время Ивана Грозного, но затем Московское княжество погрузилось в Смуту, и о военном флоте опять надолго забыли. Боевые корабли использовались в ходе войны со Швецией 1656-1658 годов, во время этой кампании была одержана первая задокументированная русская победа на море.

Создателем регулярного российского военного флота считается император Петр Первый. Именно он определил выход России к морю как первостепенную стратегическую задачу и начал постройку боевых кораблей на верфи на реке Воронеж. И уже в ходе Азовской кампании русские линейные корабли впервые приняли участие в массовом морском сражении. Это событие можно назвать рождением регулярного Черноморского флота. Через несколько лет первые военные корабли России появились на Балтике. Новая российская столица Санкт-Петербург надолго стала главной морской базой Балтийского флота Российской империи.

После смерти Петра ситуация в отечественном кораблестроении значительно ухудшилась: новые корабли практически не закладывались, а старые постепенно приходили в негодность.

Ситуация стала критичной во второй половине XVIII века, в период царствования императрицы Екатерины II. В это время Россия проводила активную внешнюю политику и являлась одним из ключевых политических игроков в Европе. Русско-турецкие войны, которые продолжались с небольшими перерывами почти половину столетия, заставили российское руководство уделить развитию военного флота особое внимание.

В этот период российским морякам удалось одержать несколько славных побед над турками, крупная российская эскадра совершила первый дальний поход в Средиземное море из Балтики, империя завоевала обширные земли в северном Причерноморье. Самым знаменитым российским флотоводцем того периода был адмирал Ушаков, командовавший Черноморским флотом.

В начале XIX столетия российский флот был третьим в мире по количеству кораблей и орудийной мощи после Великобритании и Франции. Русские моряки совершили несколько кругосветных путешествий, внесли значительную лепту в изучение Дальнего Востока, русскими военными моряками Беллинсгаузеном и Лазаревым в 1820 году был открыт шестой континент – Антарктида.

Важнейшим событием в истории российского флота стала Крымская война 1853-1856 годов. Из-за целого ряда дипломатических и политических просчетов России пришлось воевать против целой коалиции, в состав которой входили Великобритания, Франция, Турция и Сардинское королевство. Основные сражения этой войны происходили на черноморском театре военных действий.

Война началась с блестящей победы над Турцией в морском сражении при Синопе. Российский флот под руководством Нахимова наголову разбил противника. Однако в дальнейшем эта кампания складывалась для России неудачно. Англичане и французы имели более совершенный флот, они серьезно опережали Россию в строительстве паровых судов, имели современное стрелковое оружие. Несмотря на героизм и отличную выучку русских моряков и солдат, после долгой осады Севастополь пал. Согласно условиям Парижского мирного договора, России впредь запрещалось иметь черноморский военный флот.

Поражение в Крымской войне привело к активизации строительства в России боевых кораблей на паровой тяге: броненосцев и мониторов.

Создание нового парового броненосного флота активно продолжалось в конце XIX – начале XX столетия. Чтобы преодолеть отставание от ведущих морских мировых держав, российское правительство закупало новые корабли за границей.

Важнейшей вехой в истории российского флота стала русско-японская война 1904-1905 годов. Две сильнейшие державы тихоокеанского региона, Россия и Япония, вступили в схватку за контроль над Кореей и Маньчжурией.

Война началась с внезапной атаки японцев на гавань Порт-Артура – крупнейшей базы российского тихоокеанского флота. В тот же день превосходящие силы японских кораблей в порту Чемульпо потопили крейсер «Варяг » и канонерку «Кореец».

После нескольких сражений, проигранных российскими сухопутными войсками, пал Порт-Артур, а корабли, находившиеся в его гавани, были потоплены артиллерийским огнем неприятеля или собственными экипажами.

Вторая Тихоокеанская эскадра, собранная из кораблей Балтийского и Черноморского флотов, которая шла на помощь Порт-Артуру, потерпела сокрушительное поражение около японского острова Цусима.

Поражение в русско-японской войне стало настоящей катастрофой для русского флота. Он потерял большое количество вымпелов, погибло много опытных моряков. Только к началу Первой мировой войны эти потери частично удалось компенсировать. В 1906 году в составе российского флота появились первые подводные лодки. В том же году был учрежден Главный Морской штаб.

В Первую мировую войну главным противником России на Балтийском море была Германия, а на Черноморском театре военных действий – Османская империя. На Балтике российский флот следовал оборонительной тактике, так как немецкий флот превосходил его и количественно, и качественно. Активно использовалось минное оружие.

Черноморский флот с 1915 года практически полностью контролировал Черное море.

Революция и вспыхнувшая после нее Гражданская война стали настоящей катастрофой для российского флота. Черноморский флот был частично захвачен немцами, некоторые из его кораблей были переданы Украинской Народной Республике, затем они попали в руки Антанты. Часть кораблей была затоплена по приказу большевиков. Иностранные державы оккупировали побережье Северного моря, Черного моря и тихоокеанское побережье.

После прихода к власти большевиков началось постепенное восстановление военно-морских сил. В 1938 году появился отдельный вид вооруженных сил - Военно-Морской Флот СССР. Перед началом Второй мировой войны он представлял собой весьма внушительную силу. Особенно много в его составе было подводных лодок различных модификаций.

Первые месяцы войны стали настоящей катастрофой для ВМФ СССР. Были оставлено несколько ключевых военных баз (Таллин, Ханко). Эвакуация военных кораблей из ВМБ Ханко привела к тяжелым потерям из-за вражеских мин. Основные сражения Великой Отечественной проходили на суше, поэтому ВМФ СССР отправил в сухопутные войска более 400 тыс. моряков.

После окончания войны начался период противостояния между Советским Союзом с его сателлитами и блоком НАТО во главе с США. В это время ВМФ СССР достиг пика своего могущества, как по количеству кораблей, так и по их качественным характеристикам. Огромное количество ресурсов выделялось на строительство атомного подводного флота, было построено четыре авианосца, большое количество крейсеров, эсминцев и ракетных фрегатов (96 единиц на конец 80-х), более сотни десантных кораблей и катеров. Корабельный состав ВМФ СССР в середине 80-х годов насчитывал 1380 боевых кораблей и большое количество вспомогательных судов.

Развал Советского Союза привел к катастрофическим последствиям. ВМФ СССР был разделен между советскими республиками (правда, большая часть корабельного состава досталась России), из-за недофинансирования большинство проектов были заморожены, часть кораблестроительных предприятий осталась за границей. В 2010 году в состав ВМФ РФ входило всего лишь 136 боевых кораблей.

Структура ВМФ РФ

Российский военно-морской флот включает в себя следующие силы:

  • надводные;
  • подводные;
  • морскую авиацию;
  • береговые войска.

Морская авиация состоит из береговой, палубной, тактической и стратегической.

Объединения ВМФ России

Военно-морские силы России состоят из четырех оперативно-стратегических объединений:

  • Балтийский флот ВМФ России, его штаб находится в Калининграде
  • Северный флот ВМФ России, его штаб расположен в Североморске
  • Черноморский флот, его штаб расположен в Севастополе, относится к Южному военному округу
  • Каспийская флотилия ВМФ России, штаб находится в Астрахани, входит в состав ЮВО.
  • Тихоокеанский флот, штаб которого расположен во Владивостоке, входит в состав Восточного военного округа.

Северный и Тихоокеанский флота являются сильнейшими в российском ВМФ. Именно здесь базируются подводные лодки-носители стратегического ядерного оружия, а также все надводные и подводные корабли с ядерной силовой установкой.

На Северном флоте базируется единственный российский авианосец – «Адмирал Кузнецов» . Если для российского флота будут построены новые авианосцы, то, скорее всего, их тоже разместят на Северном флоте. Этот флот является частью Объединённого стратегического командования «Север».

В настоящее время российское руководство уделяет много внимания Арктике . Этот регион является спорным, к тому же в этом регионе разведано огромное количество полезных ископаемых. Вероятно, в ближайшие годы именно Арктика станет «яблоком раздора» для крупнейших мировых государств.

В состав Северного флота входит:

  • ТАКР «Адмирал Кузнецов» (проект 1143 «Кречет»)
  • два атомных ракетных крейсера проекта 1144.2 «Орлан» «Адмирал Нахимов» и «Петр Великий» , который является флагманом Северного флота
  • ракетный крейсер «Маршал Устинов» (проект «Атлант»)
  • четыре БПК проекта 1155 «Фрегат» и один БПК проекта 1155.1.
  • два эсминца проекта 956 «Сарыч»
  • девять малых боевых кораблей, морские тральщики разных проектов, десантные и артиллерийские катера
  • четыре больших десантных корабля проекта 775.

Основной силой Северного флота являются подводные лодки. В их число входит:

  • Десять атомных подводных лодок, вооруженных межконтинентальными баллистическими ракетами (проекты 941 «Акула» , 667БДРМ «Дельфин », 995 «Борей»)
  • Четыре атомные подводные лодки, вооруженные крылатыми ракетами (проекты 885 «Ясень» и 949А «Антей»)
  • Четырнадцать атомных субмарин с торпедным вооружением (проекты 971 «Щука-Б» , 945 «Барракуда», 945А «Кондор» , 671РТМК «Щука»)
  • Восемь дизельных подлодок (проекты 877 «Палтус» и 677 «Лада»). Кроме того, имеется в наличие семь атомных глубоководных станций и экспериментальная подводная лодка.

Также в состав СФ входит морская авиация, войска береговой обороны и подразделения морской пехоты.

В 2007 году на архипелаге Земля Франца-Иосифа начато строительство военной базы «Арктический трилистник». Корабли Северного флота принимают участие в сирийской операции в составе Средиземноморской эскадры российского флота.

Тихоокеанский флот. На вооружении это флота имеются подводные корабли с атомными силовыми установками, вооруженные ракетами и торпедами с ядерной боевой частью. Этот флот разделен на две группировки: одна базируется в Приморье, а другая – на Камчатском полуострове. В состав Тихоокеанского флота входят:

  • Ракетный крейсер «Варяг» проекта 1164 «Атлант».
  • Три БПК проекта 1155.
  • Один эсминец проекта 956 «Сарыч».
  • Четыре малых ракетных корабля проекта 12341 «Овод-1».
  • Восемь малых противолодочных кораблей проекта 1124 «Альбатрос».
  • Торпедные и противодиверсионные катера.
  • Тральщики.
  • Три больших десантных корабля проекта 775 и 1171
  • Десантные катера.

В состав подводных сил Тихоокеанского флота входят:

  • Пять подводных ракетоносцев, вооруженных стратегическими межконтинентальными баллистическими ракетами (проекта 667БДР «Кальмар» и 955 «Борей»).
  • Три атомные подводные лодки с крылатыми ракетами проекта 949А «Антей».
  • Одна многоцелевая субмарина проекта 971 «Щука-Б».
  • Шесть дизельных подлодок проекта 877 «Палтус».

В состав Тихоокеанского флота входят также морская авиация, береговые войска и подразделения морской пехоты.

Черноморский флот. Один из старейших флотов России с долгой и славной историей. Однако в силу географических причин его стратегическая роль не столь велика. Этот флот участвовал в международной кампании по противодействию пиратству в Аденском заливе, в войне с Грузией в 2008 году, в настоящее время его корабли и личный состав задействован в сирийской кампании.

Ведется строительство новых надводных и подводных судов для Черноморского флота.

В состав этого оперативно-стратегического объединения российского ВМФ входят:

  • Ракетный крейсер проекта 1164 «Атлант» «Москва», который является флагманом ЧФ
  • Один БПК проекта 1134-Б «Беркут-Б» «Керчь»
  • Пять сторожевых кораблей дальней морской зоны разных проектов
  • Восемь больших десантных кораблей проектов 1171 «Тапир» и 775. Они объединены в 197-я бригада десантных кораблей
  • Пять дизельных подводных лодок (проекты 877 «Палтус» и 636.3 «Варшавянка»

    В состав Черноморского флота также входит морская авиация, береговые войска и подразделения морской пехоты.

    Балтийский флот. После распада СССР БФ оказался в очень сложном положении: значительная часть его баз оказалась на территории иностранных государств. В настоящее время Балтийский флот базируется в Ленинградской и Калининградской области. Из-за географического положения стратегическое значение БФ также ограничено. В состав Балтийского флота входят следующие корабли:

    • Эсминец проекта 956 «Сарыч» «Настойчивый», который является флагманом БФ.
    • Два сторожевых корабля дальней морской зоны проекта 11540 «Ястреб» . В отечественной литературе их часто называют фрегатами.
    • Четыре сторожевых корабля ближней морской зоны проекта 20380 «Стерегущий» , которые в литературе иногда называют корветами.
    • Десять малых ракетных кораблей (проект 1234.1).
    • Четыре больших десантных кораблей проекта 775.
    • Два малых десантных корабля на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр» .
    • Большое количество десантных и ракетных катеров.

    На вооружении Балтийского флота имеется две дизельные подводные лодки проекта 877 «Палтус».

    Каспийская флотилия. Каспийское море – внутренний водоем, который в советский период омывал берега двух стран — Ирана и СССР. После 1991 года в этом регионе появилось сразу несколько независимых государств, и обстановка серьезно осложнилась. Акваторию Каспийского международный договор между Азербайджаном, Ираном, Казахстаном, Россией и Туркменистаном, подписанный 12 августа 2018 года определяет как зону, свободную от влияния НАТО.

    В состав Каспийской флотилии РФ входят:

    • Сторожевые корабли ближней морской зоны проекта 11661 «Гепард» (2 единицы).
    • Восемь малых кораблей разных проектов.
    • Десантные катера.
    • Артиллерийские и антидиверсионные катера.
    • Тральщики.

    Перспективы развития ВМС

    Военный флот – очень дорогостоящий вид вооруженных сил, поэтому после распада СССР практически все программы, связанные со строительством новых кораблей, были заморожены.

    Ситуация начала исправляться только во второй половине «нулевых». Согласно Государственной программе вооружений, до 2020 года ВМФ РФ получит около 4,5 трлн рублей. В планах российских корабелов — выпустить до десяти стратегических ядерных ракетоносцев проекта 995 и такое же количество многоцелевых подлодок проекта 885. Кроме того, продолжится строительство дизель-электрических субмарин проектов 63.63 «Варшавянка» и 677 «Лада». Всего планируется построить до двадцати подводных кораблей.

    ВМФ планирует закупить восемь фрегатов проекта 22350, шесть фрегатов проекта 11356 , более тридцати корветов нескольких проектов (некоторые из них еще только разрабатываются). Кроме того, планируется строительство новых ракетных катеров, больших и малых десантных кораблей, тральщиков.

    Разрабатывается новый эсминец с ядерной силовой установкой. Флот заинтересован в покупке шести таких кораблей. Их планируют оснастить системами противоракетной обороны.

    Много споров вызывает вопрос дальнейшей судьбы российского авианосного флота. Нужен ли он? «Адмирал Кузнецов» явно не соответствует современным требованиям, да и с самого начала этот проект оказался не самым удачным.

    Всего до 2020 года ВМФ РФ планирует получить 54 новых надводных корабля и 24 субмарины с ЯЭУ, большое количество старых судов должно пройти модернизацию. Флот должен получить новые ракетные комплексы, которые смогут вести стрельбу новейшими ракетами «Калибр» и «Оникс» . Этими комплексами планируют оснастить ракетные крейсера (проект «Орлан»), подводные лодки проектов «Антей», «Щука-Б» и «Палтус».

    Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

МОСКВА, 3 апр — РИА Новости, Андрей Коц. Стратегические подводные атомоходы, современные многоцелевые фрегаты, малошумные дизельные подлодки и суда обеспечения различного класса — . Главком ВМФ Владимир Королев подчеркнул, что программа кораблестроения 2018-2020 годов будет выполнена полностью и в срок. О том, какие новые морские платформы получит российский флот, — в материале РИА Новости.

Подводный флот

Сегодня в составе ВМФ числятся три ракетных подводных крейсера стратегического назначения (РПКСН) проекта 955 "Борей". К-535 "Юрий Долгорукий" несет боевое дежурство на Северном флоте, К-550 "Александр Невский" и К-551 "Владимир Мономах" — на Тихоокеанском. До 2020 года запланирован ввод в строй еще одного атомохода — подводного крейсера модернизированного проекта 955А "Князь Владимир". Корабль сейчас проходит заводские и государственные испытания. Экипаж уже сформирован и подготовлен в Учебном центре ВМФ. Ожидается, что "Князь Владимир" отправится служить во флот до конца текущего года.

От базового проекта модернизированная субмарина отличается лучшей скрытностью, более совершенными средствами связи, обнаружения и управления вооружением. "Борей-А", как и его "старшие братья", будет нести на борту 16 межконтинентальных баллистических ракет "Булава". Следующий по степени готовности крейсер "Генералиссимус Суворов" к 2020-му вряд ли успеет встать в строй, как и другие корабли проекта — "Император Александр III" и "Князь Пожарский". По сообщениям СМИ, их спустят на воду не раньше 2022-го. Дальнейшее развитие серии — лодки проекта "Борей-Б" с улучшенными характеристиками — включены в госпрограмму вооружений до 2027 года.

© Фото: предприятие СЕВМАШ Атомный подводный ракетный крейсер проекта "Борей"

Помимо "стратегов", уже в 2019 году флот должен получить первый модернизированный многоцелевой атомоход "Казань" проекта "Ясень-М", проходящий заводские испытания. Головной корабль серии "Ясень" — "Северодвинск" — находится в строю с 2014-го. Следующий в очереди "Ясень-М" — "Новосибирск" — еще не спущен на воду, поэтому вряд ли успеет встать в строй к 2020-му. Зато все шансы на это есть у двух дизель-электрических подводных лодок проекта 677 "Лада" — "Санкт-Петербург" и "Кронштадт". Первая находится в опытной эксплуатации с 2010-го, вторую спустят на воду до конца 2018-го. Кроме того, Тихоокеанский флот в ближайшие два года должны пополнить дизельные "Варшавянки" — субмарины проекта 636.3 "Петропавловск-Камчатский" и "Волхов", несущие как торпедное вооружение, так и крылатые ракеты "Калибр".

Надводный флот

Новых крупных надводных кораблей класса "эсминец" и выше в составе ВМФ к 2020 году точно не будет. Но в строй вступят сразу несколько платформ рангом пониже. К 2020 году Черноморскому флоту (ЧФ) должны передать три сторожевых корабля проекта 11356 "Буревестник" — "Адмирал Бутаков", "Адмирал Истомин", "Адмирал Корнилов". Эти фрегаты уже спущены на воду и проходят испытания. Сейчас ЧФ располагает тремя "Буревестниками" — кораблями "Адмирал Макаров", "Адмирал Эссен" и "Адмирал Григорович".

Кроме того, за два года Северный флот должен пополниться двумя фрегатами дальней морской зоны более "продвинутого" проекта 22350. Головной корабль "Адмирал Горшков" начали строить на "Северной верфи" еще в 2006 году. Это первый крупный надводный боевой корабль, заложенный после распада СССР. Перед судостроителями поставили задачу создать принципиально новый фрегат, напичканный самыми современными технологиями, многие из которых раньше на флоте не использовались. Сложность и амбициозность проекта — основная причина того, что срок передачи корабля флоту несколько раз "сдвигался вправо". Ожидается, что он вступит в строй в августе 2018-го. Второй фрегат серии — "Адмирал Касатонов" — проходит заводские испытания и будет готов к морской службе не раньше 2019 года.

Отдельно стоит остановиться на планах перевооружения ВМФ малыми ракетными кораблями (МРК), которые западные аналитики уже окрестили "новым москитным флотом России". Действительно, пять действующих МРК проекта 21631 "Буян-М", несмотря на скромное водоизмещение в 941 тонну, обладают более чем серьезными боевыми возможностями. Каждый несет по восемь крылатых ракет "Калибр", что в совокупности с небольшими габаритами и малой радиолокационной заметностью делает эти корабли силой, способной угрожать даже крейсеру. Именно "Буяны" открыли боевой счет ВМФ России в сирийском конфликте осенью 2015-го ударом "Калибров" из Каспийского моря по базам террористов ИГ*. В апреле 2018-го в состав Черноморского флота должен войти еще один МРК "Вышний Волочек". Три корабля из заложенных пяти — "Игнушетия", "Грайворон" и "Орехово-Зуево" — передадут флоту до 2020-го.

Другой тип МРК, который пополнит в ближайшие годы Военно-морской флот, — корабли проекта 22800 "Каракурт". Им будет комфортнее в открытом море, чем "Буянам", и их обеспечат более совершенным радиолокационным комплексом. Первые два корабля проекта — "Ураган" и "Тайфун" — достраиваются на плаву. Еще четыре — "Шквал", "Буря", "Шторм" и "Охотск" — находятся на стапелях судостроительного завода "Пелла" в разной степени готовности. По сообщениям СМИ, они вступят в строй до 2020 года.

Из других "малюток" следует упомянуть патрульные корабли проекта 22160 — "Василий Быков", "Дмитрий Рогачев", "Павел Державин" и "Сергей Котов". Они строятся для Черноморского флота, и им предстоит выполнять задачи по охране территориальных вод страны, борьбе с пиратством, а также поддерживать своих более крупных "собратьев" в бою. Каждый корабль вооружат установками для пуска крылатых ракет "Калибр", оснастят набором средств для борьбы с надводными целями и подводными лодками. Всего в серии запланировано шесть кораблей, однако к 2020-му успеют достроить только первые четыре.

Из вспомогательных судов в ближайшие два года флоту передадут четыре минных тральщика проекта 12700, два больших десантных корабля проекта 11711 "Иван Грен" и "Петр Моргунов", а также ряд узкоспециализированных катеров, разведывательных и гидрографических кораблей. Очевидно, что Военно-морской флот России пытается восстановить свои силы, серьезно потрепанные лихими 90-ми и безденежными нулевыми. Черед крупных надводных кораблей придет немного позже — на период госпрограммы вооружений до 2027 года.

| Виды Вооружённых Сил Российской Федерации | Военно - Морской Флот

Вооружённые Силы Российской Федерации

Виды Вооружённых Сил Российской Федерации

Военно - Морской Флот

Из истории создания

В 1695 г. молодой царь Петр I предпринял попытку овладеть занятой турками крепостью Азов. Осада закончилась неудачей, так как гарнизону крепости оказывал большую помощь и поддержку господствовавший на Азовском море турецкий флот.

После анализа причин неудачной осады в России было учреждено Адмиралтейство, а на р. Воронеже заложены судостроительные верфи. В результате предпринятых энергичных мер в 1696г. удалось создать первое в истории России соединение боевых и транспортных судов, так называемый морской воинский караван. В его составе было 2 фрегата, 23 галеры, 4 брандера и около 1000 мелких гребных судов. В мае 1696 г. сухопутное войско (около 75 тыс. человек) и морской воинский караван достигли Азова и блокировали его с суши и с моря, а 20 мая отряд из 40 казачьих лодок напал на турецкую эскадру. Турки потеряли 2 корабля и 10 грузовых судов. В это же время основная часть воинского каравана заняла позицию в устье р. Дона и не дала возможности прибывшему для помощи азовскому гарнизону турецкому флоту подойти к берегу и высадить подкрепление осажденным.

В результате этих действий 19 июля 1696 г. Азов сдался. В связи с этими событиями 1696 г. по праву считают годом основания Военно-Морского Флота России.

Организационная структура Военно - Морского Флота

  • Главное командование Военно-морского флота
  • Надводные силы
  • Подводные силы
  • Морская авиация
    • Береговые войска:
    • Береговые ракетно-артиллерийские войска
    • Морская пехота

Военно-Морской Флот - вид Вооруженных Сил, предназначенный для нанесения ударов по промышленно-экономическим районам (центрам), важным военным объектам противника и разгрома его военно-морских сил. ВМФ способен наносить ядерные удары по наземным объектам врага, уничтожать его корабли на море и в базах, нарушать его океанские и морские коммуникации и защищать свои, содействовать сухопутным войскам в проведении операций, высаживать морские десанты и отражать высадку морских десантов противника, перевозить войска, материальные средства и выполнять другие задачи.

В состав ВМФ входят нескольких родов сил: подводных, надводных, морской авиации, береговых войск. В его состав входят также корабли и суда вспомогательного флота, части специального назначения и различные службы. Главные рода сил - подводные силы и морская авиация.

Военно-Морской Флот является одним из важнейших внешнеполитических атрибутов государства. Он предназначен для обеспечения безопасности и защиты интересов Российской Федерации в мирное и военное время на океанских и морских рубежах.

Военно-Морской Флот способен наносить ядерные удары по наземным объектам противника, уничтожать группировки его флота в морс и базах, нарушать океанские и морские коммуникации противника и защищать свои морские перевозки, содействовать сухопутным войскам в операциях на континентальных театрах военных действий, высаживать морские десанты, участвовать в отражении десантов противника и выполнять другие задачи.

Сегодня Военно-Морской Флот состоит из четырех флотов: Северного, Тихоокеанского, Черноморского, Балтийского и Каспийской флотилии. Приоритетной задачей флота является предотвращение развязывания войн и вооруженных конфликтов, а в случае агрессии ее отражение, прикрытие объектов страны, сил и войск с океанских и морских направлений, нанесение поражения противнику, создание условий для предотвращения военных действий на возможно более ранней стадии и заключения мира на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации. Кроме того, задачей Военно-Морского Флота является проведение операций по поддержанию мира по решению Совета Безопасности ООН или в соответствии с международными союзническими обязательствами Российской Федерации.

Для решения приоритетной задачи Вооруженных Сил и Военно-Морского Флота - предотвращения развязывания войны в составе ВМФ имеются морские стратегические ядерные силы и силы общего назначения. В случае агрессии они должны отразить удары противника, нанести поражение ударным группировкам его флота и воспрепятствовать проведению им широкомасштабных морских операций, а также во взаимодействии с другими видами Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечить создание необходимых условий для эффективного проведения оборонительных операций на континентальных театрах военных действий.

    Военно-Морской Флот (ВМФ) состоит из следующих родов сил (рис. 1):
  • подводных
  • надводных
  • морской авиации
  • морской пехоты и войск береговой обороны.
    • В его состав входят:
    • корабли и суда,
    • части специального назначения
    • части и подразделения тыла.


Основной ударной силой ВМФ являются атомные подводные лодки, вооруженные баллистическими и крылатыми ракетами с ядерными зарядами. Эти корабли постоянно находятся в различных районах Мирового океана, готовые к немедленному применению своего стратегического оружия.

Подводные атомоходы , вооруженные крылатыми ракетами класса «корабль-корабль», нацелены в основном на борьбу с крупными надводными кораблями противника.

Торпедные атомные подводные лодки используются для нарушения подводных и надводных коммуникаций противника и в системе обороны от подводной угрозы, а также для эскортирования ракетных подводных лодок и надводных кораблей.

Использование дизельных подводных лодок (ракетных и торпедных) связано, главным образом, с решением типовых для них задач в ограниченных районах моря.

Оснащение подводных лодок атомной энергетикой и ракетно-ядерным оружием, мощными гидроакустическими комплексами и высокоточным навигационным вооружением наряду с комплексной автоматизацией процессов управления и созданием оптимальных условий жизнедеятельности экипажа существенно расширило их тактические свойства и формы боевого применения. Надводные силы в современных условиях остаются важнейшей частью ВМФ. Создание кораблей - носителей самолетов и вертолетов, а также переход ряда классов кораблей, как и подводных лодок, на атомную энергетику намного повысили их боевые возможности. Оснащение кораблей вертолетами и самолетами значительно расширяет их возможности по обнаружению и поражению подводных лодок противника. Вертолеты создают возможность успешного решения задач ретрансляции и связи, целеуказания, передачи грузов в море, высадки десанта на побережье и спасения личного состава.

Надводные корабли являются основными силами для обеспечения выхода и развертывания подводных лодок в районы боевых действий и возвращения в базы, перевозки и прикрытия десантов. Им отводится главная роль в постановке минных заграждений, в борьбе с минной опасностью и защите своих коммуникаций.

Традиционной задачей надводных кораблей является нанесение ударов но объектам противника на его территории и прикрытие своего побережья с моря от военно-морских сил противника.

Таким образом, на надводные корабли возлагается комплекс ответственных боевых задач. Эти задачи они решают группами, соединениями, объединениями как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими родами сил флота (подводными лодками, авиацией, морской пехотой).

Морская авиация - род сил ВМФ. Она состоит из стратегической, тактической, палубной и береговой.

Стратегическая и тактическая авиация предназначена для противоборства с группировками надводных кораблей в океане, подводными лодками и транспортами, а также для нанесения бомбовых и ракетных ударов по береговым объектам противника.

Палубная авиация является основной ударной силой авианосных соединений ВМФ. Ее основными боевыми задачами в вооруженной борьбе на морс являются уничтожение авиации противника в воздухе, стартовых позиций зенитных управляемых ракет и других средств противовоздушной обороны противника, ведение тактической разведки и др. При выполнении боевых задач палубная авиация активно взаимодействует с тактической.

Вертолеты морской авиации являются эффективным средством целеуказания ракетному оружию корабля при уничтожении подводных лодок и отражении атак низколетящих самолетов и противокорабельных ракет противника. Неся на себе ракеты класса «воздух-поверхность» и другое вооружение, они являются мощным средством огневой поддержки десанта морской пехоты и поражения ракетных и артиллерийских катеров противника.

Морская пехота - род сил ВМФ, предназначенный для ведения боевых действий в составе морских десантов (самостоятельно или совместно с Сухопутными войсками), а также для обороны побережья (военно-морских баз, портов).

Боевые действия морской пехоты осуществляются, как правило, при поддержке авиации и артиллерийского огня кораблей. В свою очередь морская пехота использует в боевых действиях все виды вооружения, характерные для мотострелковых войск, применяя при этом специфическую для нее тактику десантирования.

Войска береговой обороны, как род сил ВМФ, предназначены для защиты пунктов базирования сил ВМФ, портов, важных участков побережья, островов, проливов и узкостей от нападения кораблей и морских десантов противника. Основу их вооружения составляют береговые ракетные комплексы и артиллерия, зенитные ракетные комплексы, минное и торпедное оружие, а также специальные корабли береговой обороны (охраны водного района). Для обеспечения обороны силами войск на побережье создаются береговые укрепления.

Части и подразделения тыла предназначены для тылового обеспечения сил и боевых действий ВМФ. Они обеспечивают удовлетворение материальных, транспортных, бытовых и других потребностей соединений и объединений ВМФ в целях поддержания их в боевой готовности к выполнению поставленных задач.