Сценарий праздника «Курбан –байрам» для средней группы с воспитанием и обучением на крымско-татарском языке. Танец с платочком

Звучит песня Розы Рымбаевой «Наурыз»

(в юрте сидит старик-мудрец)

Ребенок 1: Армысыздар, халайық!
Әр кез аман болайық.
Наурыз тойын қуанып,
Жылда қарсы алайық!

Ребенок 2: Играй, баян, звени домбра,
Желаю счастья и добра,
Здоровья и терпенья,
Отличного настроения,
Чтобы у всех мечты сбылись,
Здравствуй, праздник Наурыз!

Ведущая 1: Тыңдаңыздар, тыңдаңыздар!
Босқа қарап тұрмаңыздар!
Наурыз тойы басталды.
Көргендер де арманда,
Көрмегендер де арманда,
Қызықтан құр қалмаңыздар!

Қайырлы күн,құрметті қонақтар, әріптестер және бүлдіршіндер! Наурыз тойы құтты болсын! Жылқы жылы баршамызға жақсылығын, жаңалығын алып келсін! Ақ мол болсын! Халқымыз тоқ болсын!

Ведущая 2: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Мы приветствуем вас на праздновании весеннего праздника Наурыз. Наурыз-мейрамы - это светлый весенний праздник пробуждения природы, вселяющий веру и надежду на совершение самых светлых и заветных желаний.

Ведущая: Пришел Наурыз, весна пришла.
И сразу наша земля расцвела.
Все рады празднику вокруг,
И каждый здесь и брат и друг.
Согретые солнцем и теплом,
О Наурызе песню мы поем.

Песня «Наурыз»

Ведущая 2: Ребята, вы хотите, чтобы быстрее наступила весна? Но как же нам ее найти?

Ведущая 1: А я знаю, кто нам поможет. Посмотрите, ребята, сюда. Вот в этой юрте живет старик - мудрец. Давайте вместе с вами отправимся к нему в гости. Сәлеметсіз бе, ақсақал! Здравствуйте, уважаемый мудрец!

Мудрец: Сәлеметсіңдер ме, балалар! Здравствуйте, дорогие ребята! Я старый мудрец. Я знаю много сказок и легенд.

Ведущая 2: Уважаемый мудрец, помогите нам, пожалуйста, найти Весну. Сегодня мы все собрались на праздник Наурыз, встречаем весну. Но весна заблудилась в пути. Может быть вы знаете, как нам найти ее?

Мудрец: Подождите, ребята, горевать. Я помогу вам отыскать Весну. Есть у меня сундук, не простой, а волшебный. (открывает сундук и достает игрушку) Игрушки тоже не простые, а волшебные. Это кукла говорит мне, что в этом зале есть девочки, которые знают красивый казахский танец.

Ведущая 1: Ну что же, ребята, будем искать Весну, а помогут нам в пути песни, стихи и танцы.

Ведущая 2: Наурыз - шаттық әніміз,
Салтанатты сәніміз.
Ән салып, жас пен кәріміз,
Би билейік бәріміз.

Казахский танец «Аққу»

Ведущая 1: Ну почему именно месяц Наурыз стал началом Нового года? Сейчас мы об этом узнаем.

Ребенок: В сказке может все случиться,
Наша сказка впереди.
Сказка в двери к нам стучиться,
Скажем гостю: «Заходи».

Инсценирование сказки «Наурыз».

Ведущая 2: «Ұлыстың ұлы күні - Великий день Наурыз», главным блюдом праздничного дастархана был «Наурыз-көже». Наурыз көже - это традиционный весенний суп из семи компонентов. А сейчас послушайте стихотворение о главном блюде.

Ведущая 1: В наши юные года,
Танцам рады мы всегда.
Даже через много лет,
Мы их не разлюбим, нет!

Танец «Гусары» - дети средней группы.

Мудрец: Заглянем в мой сундучок (достает игрушку - лошадь)

Эй, тулпар, ты мой тулпар.
Ты скачи ко мне скорей,
Верный конь мой - мой тулпар.

Ведущая 2: Ведь не зря старый мудрец достал из своего сундука лошадь. Ведь этот год является годом Лошади, а у казахского народа есть обряд, который связан с лошадью.

Ребенок : Ата жолын қуайық.

Салт - дәстүрін сыйлайық.
Наурыз келсе, құт келгені халайық,
Шашу шашып, ел боп қарсы алайық!

Ведущая 1: У казахского народа очень много обычаев и традиции. Сегодня в гости к нам пришла Майра апай со своим внуком Рахатом. Она покажет нам обряд «Атқа мінгізу - посвящение в наездники»

Әжей : Сәлеметсіздер ме, құрметті қонақтар, балалар! Наурыз мейрамы құтты болсын! Сегодня у меня тоже - праздник, моему внуку исполнилось пять лет. Мальчиков достигших 4-5 летнего возраста посвящали в наездники, для этого специально готовили детское седло. Им седлали смирного жеребенка и сажали на него мальчика. Один из взрослых водил коня за поводья по всему аулу для того, чтобы мальчик поприветствовал всех старших по возрасту людей, аксакалов. Они благославляли и напутствовали его. А, вы ребята, что пожелаете моему внуку?

Дети : Ер азамат болсын!
Жолы ақ болсын!
Аты жүйрік болсын!

Ведущая 2: Попросим благославления у нашего уважаемого аксакала. Ата бата беріңіз!

Мудрец: Әкеңменен анаңның,үмітін ақтай біл.
Жорытқанда, балам жолың болсын,
Өмір - жасың ұзақ болсын! Әумин!

(Әже благодарит всех и уходит с внуком)

Танец «Қара жорға»

Песня «О маме»

Ведущая 1: В парке на скамеечке бабушки сидят. Целый день до вечера о внуках говорят

Сценка про бабушек (мальчики из предшкольной группы)

Песня про бабушку - исполняют дети старшей группы.

Ведущая 2: Бабушки пришли к нам не с пустыми руками, а принесли вам угощения «шашу» - сладости, конфеты. Давайте скажем бабушкам - «Рахмет!»

Мудрец: (достает домбру)
Ты, играй моя домбра, зайграй быстрее.
Собирайся детвора на сказку поскорее.

Сказка «Новая шуба Алдара-Косе»

Ведущая 1: Казахская земля стала колыбелью всех народов ее населяющих, всех нас людей разных национальностей объеденяет общее: Мы - народ Казахстана. Давайте посмотрим и послушаем, какие нации живут в нашей дружной Республике Казахстан.

Ребенок: Возьмемся за руки, друзья,
Ведь мы - единая семья:
Татарин, русский и казах,
Литовец, немец и поляк
На нашем празднике Наурыз!
Мы вместе песенку споем.

Дети на татарском, на немецком, на украинском, на русском, на чеченском, на белорусском языках рассказывают стихи.

Ребенок: Мен қазақтың баласы,
Ата - баба жалғасы.
Жақсылыққа, бақытқа, Талпынған әр уақытта.

Мудрец: Ребята, вы чувствуете, что стало теплее и светлее. А в моем волшебном сундуке есть еще одна игрушка (достает куклу Весну) Узнали ее? Конечно это Весна.

Ведущая 2: Растаял снег, звенят ручьи
Запели песни соловьи.
Земля проснулась и цветет,
И гости к нам Весна идет.

(под музыку заходит Весна): Здравствуйте, дорогие ребята, здравствуйте, гости дорогие!

Ведущая 1: Здравствуй, Весна-Красна, мы рады твоему приходу, будь нашей гостьей дорогой. А ребята порадуют тебя своими талантами.

Выступлением оркестра, вас порадуем сейчас,
Музыканты-оркестранты постараются для вас.

«Оркестр» - играют дети средней группы.

Растет мужская смена, гордится ими сад,
И свой танец вам подарят, мальчишеский отряд.

Танец «Джентельмены»

Ведущая 2: Солнце яркое встает! Кончен уток перелет!
Жарко зреет день весенний. Жизнь клокочет и поет!
Весна-Красна, дети дарят тебе песню «С Наурызом!»

Весна : Спасибо, вам, ребята, за ваши песни, танцы.
Ну что ж друзья, пора нам прощаться.
И в путь далекий собираться.
Весну ждут по всей земле, весне радуются везде.
До свидания, ребята! (уходит)

Ведущая 1: А сейчас музыкальное поздравление от сотрудников детского сада

Песня «Көктемнің гүлі»

Ребенок 1: Наурыз тойы салтымыз. Аман болсын халқымыз!
Ұлыс оң болсын! Қайда барсаң жол болсын!

Ребенок 2: Мы здесь сегодня собрались,
Чтоб встретить праздник Наурыз!
Улыбки, шутки, звонкий смех.
Пусть радует сегодня всех!

Ведущая 1: Әнім де саған биім де,
Құт қонақ өзің үйімде.
Қуаныш сыйлап еліме,
Күлімде Наурыз, күлімде!

Ведущая 2: Мы вместе сегодня праздник встречали,
Пели, плясали, стихи читали.
Наурыз нам праздник подарил,
Наурыз нас всех объединил!

Литература :

  1. Журнал «Отбасы және балабақша» № 3 - 2012, № 4 - 2011
  2. Журнал «Бала мен балабақша» № 5 - 2012

Наследие нации

Вед 1: Қайырлы күн, құрметті ұстаздар,қонақтар жәнеде біздің клубымыздың

Вед 2: Добрый день уважаемые гости, педагоги и ребята нашего клуба!

Вед 1: Бүгінгі «Ұлт мұрасы» атты мерекемізге қош келдіңіздер дейміз.

Вед 2: Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии «Наследие нации»

Вед 1: Қазақстан жүзден астам ұлттар мен ұлыстардың мекені. Және де олар бір

бірімен тату татті өмір сүреді.

Вед 2: Сто наций, сто народов, сто племён, Всем вам «рахмет» и низкий вам поклон!

Пусть дружба, о которой пел Абай, Как солнце освещает мирный край!

Вед 1: У каждой нации есть свои традиции и обычаи

Вед 2: И мы сегодня хотим вас пригласить в удивительное путешествие и

познакомиться с традициями и обычаями казахского народа

Ведущие уходят

***видео № 1

Сценка №1 («Бесікке бөлеу»)

В юрте Доминика, Сауле, Алишер, Даниил, Алтынай, Айла

Вед 1:

Здравствуйте, взрослые

Здравствуйте дети!

День необычный сегодня на свете

Музыка всюду, улыбки и смех

На празднике бесік приветствуем всех

Вед 2 Сегодня мы впервые будем укладывать малыша в бесік-колыбельку

Бесік считается реликвией каждой казахской семь. Бесік бережно хранится в доме и передается из поколения в поколения.

Вед 1 : Иногда малышу может повести спать в колыбели, в которой спал его отец. Когда малыша укладывают в бесік проводится обряд бесікке алу – укладывания малыша в колыбель

Вед 2: Посмотрите какой у нас славный малыш. Мама ребенка перед тем как уложить ребенка в бесік, польет его сорока ложками чистой воды, чтобы ребенок рос крепким и здоровым.

Вед 1: Честь первым уложить нашего младенца предоставляется старшей маме

Айла берет ребенка, встают с Алтынай идут по кругу

Айла

Алас алас баладан ас

Есік елден пареден көш

Алас алас пәледен алас

Көзі жаманнын көзенің алас – 3 раза

Чур чур от ребенка

Пришел хозяин

Чур от дурного глаза

Чур от злого глаза

Вед 1: На праздник к нам пришли дорогие почетные гости. Каждый из гостей принес

в дар частицу самого себя

Гость 1

Дарю тебе зеркало это

В нем много пространство и света

Чтоб лик твой сквозь него

Красивым был и молодым

Гость 2

Чтобы длинной была твоя дорога, по которой ты в жизни пойдешь!

Гость 3

Пусть деньги в твоем кармане не кончаются

Пусть золото тебя украшает

Пусть люди богатство приумножать не мешают

**** музыка (укладывают в бесик)

Ширма закрывается

**номер танец «кыз жолы» (Дарига, Алия, Асем)

Сценка №2

В юрте Доминика, Сауле, Алтынай, Айла

Вед 2: Время шло, малыш рос и через сорок дней осуществляется детский обычай қырқынан шығару, что в переводе означает "вывести из сорока дней". В этом обычаи участвуют только женщины

Айла: Сегодня нашему малышу 40 дней и мы будем купать его и впервые стричь ему волосы и ногти, но это мы доверим почетному гостю, иди дочь пригласи одно почетного гостя поучаствовать в нашем обряде.

(Алтынай идет в зал, приглашает одного педагога)

В середину ставится ванночка, девочки садятся вокруг

Айла: Сначала в ванночку положим монеты и серебряные украшения символ богатства и достатка, а теперь польем ребенка 40 ложками воды и говорим «Пусть твои позвонки будут крепкими, пусть быстрее окрепнут твои ребра». Монеты и кольца раздадим гостям

(Достаем ребенка)

Айла: А теперь стрижем волосы, кладем их в тряпочку и пришивают к плечу его одежды. А ногти закапывают в укромное место, где никто не ходит.

Спасибо что помогли нам, теперь малышка должна поспать!

Уходят за ширму

***номер песня Гульдирайым (Гульзираш, Айкен)

Сценка №3

Вед 2: спустя год семья снова собирает в доме гостей, для того чтобы провести обряд тұсау кесу – первые шаги ребенка, для того чтобы ребенок хорошо ходил и быстро бегал.

Айла: И мы снова хотим пригласить на наш праздник одного из почетных гостей!

Встают в середине зала

Для обряда нам понадобится три ленты красного, белого и зеленого цвета, Эти ленты сплетем в одну пеструю веревочку «ала жіп», У каждого цвета есть свое значение: красный – достаток, благополучие, зеленый – процветание, белый – честность, чистота.

Еще нам понадобится белая ткань – ак жол, по которой ребенок сделает свои первые шаги

Нужно восьмеркой обвязать ножки ребенка и разрезать ее.

(Ведет за руку ребенка до предметов)

Айла: перед ребенком лежат предметы, ребенок должен взять один из них.

Ребенок берет книгу

Айла: Это обозначает, что девочка будет умной и образованной

Спасибо большое, за это вам полагается подарок

***музыка вручается подарок

Уходят за ширму

***номер казахский танец (, Дарига, Асем, Алия, Акторгын)

Сцена № 4 (Тілашар - той)

Вед 2:

Шли годы, девочка росла и вот ей исполнилось 7 лет, родители ведут ее в школу. Это большое и радостное событие в жизни ребенка. В честь этого праздника его родители устраивали Тілашар той. Приглашенные гости поздравляли родителей, желали удачи их ребенку, дарили подарки. Для этого случая резали барана, устраивали большое пиршество для гостей. Аксакалы давали свое благословение ребенку, впервые в своей жизни, идущему на учебу.

Выходят Айла (ребенок) и Турехан (дедушка) читает бата

Тілашар батасы

Бастауына білімнің,
Келдің бүгін бүлдіршін.
Құтты болсын қадамың,
Әліппені білдің шын.

Пірдің қолын ұстадың,
Ол сенің алғаш ұстазың.
Тапсырдық балам өзіңді,
Бұл сенің алғаш ұшқаның

****танец папы с дочками

Вед: Прошли года и наша девочка стала взрослой. И пришло время самому торжественному празднику – свадьба. Самым красивым обрядом считается «Беташар». Это вход невесты в дом будущего мужа. Давайте посмотрим как он проходит.

Свадьба Нурбек и Толкынай

Вед 1: а знаете ли вы, как называется казахский национальный обряд, когда женщины во время торжественных событий и праздничных встреч разбрасывают курт, конфеты, монеты и сладости?
зал: шашу.
вед 2.: у казахского народа шашу обозначает радость, достаток, счастье и хотя наша встреча подходит к концу, завершить мы ее хотим этим добрым национальным обрядом.
Звучит музыка Тұған жер, совершается обряд.
Вед 2: Пусть каждый из вас возьмет частицу счастья, пусть вам всегда сопутствует успех в делах.
Помните и соблюдайте традиции отцов. Ведь жизнь деда, пример отца- это наука сыну. До свидания, до новых встреч.

Вед 1: Әр қайсыларыңызға жұмыста табыс, отбасыларыңызға бахыт, әр атқан таңдарыңыз қуанышқа толы болсын!Өзіміздің әдет-ғұрпымызды, салт-дәстүрімізді кейігі ұрпаққа аманат етіп, үлгі етіп қалдырайық. Келесі кездескенше сау-саламат болыңыздар!Қош сау болыңыздар!

Действующие лица: Ведущая. Домовой. Клубовой. Гармонист.

Сценарий юмористической программы «Посиделки в клубе»

Звучит тягучий русский распев. На сцену выходит Клубовой .

Клубовой . Ох-хо-хо! Да, ох-хо-хо! Дело наше нелегко!

Фонограмма микшируется. Навстречу Клубовому под русскую плясовую выходит Домовой .

Домовой . Здорово, сосед! Чего все вздыхаешь?

Фонограмма заканчивается.

Клубовой и Домовой усаживаются на лавку, которая стоит сбоку сцены.


Клубовой . Да не дают мне, Клубовому, покою. Негде мне спокойно приклонить головушку.

Домовой . Так ты в таком звонком месте живешь, а все какого-то покоя ждешь!

Клубовой . Разве ж я для себя место выбирал? Так жизнь сложилась. Раньше-то я тоже Домовым был. Все как-то поспокойнее для меня.

Домовой . А что же переквалифицировался?

Клубовой . Сам знаешь, не моя воля. Не можем мы с насиженного места срываться. Дом снесли, клуб построили. Был, значит, Домовым, а стал Клубовым.

Домовой . Опять, стало быть, веселье в твоем жилище затевается?

Клубовой . Затевается.

Домовой . А я вот люблю на праздники к тебе приходить. Весело!

Клубовой . Веселье хорошо в меру, а у меня чуть ли не каждый день.

Домовой . А что за праздник сегодня ожидается?

Клубовой . Гармонисты понаедут со всех волостей, певцы да частушечники.

Сзади лавочки, на которой сидят Домовой и Клубовой , появляется Гармонист . Он начинает наигрывать.

Домовой . Эх, частушку я люблю! (Начинает петь.)

Сам бы пел да плясал,

Да уж стар я стал.

Лучше сиднем посижу,

На людей я погляжу.

Клубовой (подхватывает).

Старый дед сидит на лавке,

Сидит, все сморкается.

А народ глядит на это

Да все удивляется.

Гармонист , тихо наигрывая, покидает сцену.

Домовой . Это чего ты тут спел?

Клубовой . Что сумел, то и спел!

Домовой (запаляется). Да ты меня, что ли, обозвал?

Клубовой . А не назвал, значит, не тебя обозвал!

Домовой . Всегда ты, Клубовой , вывернешься!

Клубовой . Знаешь, Домовой , что я подумал?

Домовой . Ну, чего ты надумал?

Клубовой . Собираются они вот тут частушками народ забавлять, а ведь ничего они про частушку не знают.

Домовой . А ведь и вправду. Частушка-то на наших глазах частушкой становилась. Ведь мы с тобой давно на свете живем.

Клубовой . Это точно. Вот я и подумал, пускай гости поют, на инструментах играют. А мы...

Домовой . А мы?..

Клубовой . А мы между делом расскажем о частушке.

Домовой . А давай и расскажем!

Клубовой и Домовой остаются на сцене. Звучит русский наигрыш, на сцене появляется Ведущая .

Ведущая . Добрый день, гости наши дорогие! Жители родные и граждане заезжие! Начинаем наш праздник, посвященный народному творчеству! Здесь и гармонист сердце радует, и частушка душу веселит. А открывает наш праздник представитель администрации.

Звучит приветственная речь.

Ведущая . Как сейчас мы коротаем вечерок? Сидя у телевизора. А раньше как? А раньше так: собирала гармонь парней да девчат на гуляночку. Летом за околицей, а зимой в доме у какой-нибудь молодой вдовушки. И начиналось веселье... Начинается веселье сейчас и у нас. Встречайте гостей...

Ведущая

Домовой . Это как же так? Праздник начали, а нас народу не представили?

Клубовой . Ты что, забыл? Мы же невидимые!

Домовой . А как же народу будем про частушку рассказывать, если мы невидимые?

Клубовой . Это мы для артистов невидимые, а

народ нас видит!

Домовой . Как такое может быть?

Клубовой . А на свете все может быть! Ты лучше

скажи, помнишь ли, когда частушку первый

раз услышал?

Домовой . Да не так уж и много времени прошло!

В середине XIX века.

Клубовой . В середине XIX? А сейчас-то какой

Домовой . А сейчас XXI уж идет!

Клубовой . Да, сравнительно недавно. И ведь назывались-то частушки все по-разному.

Домовой . А я вот помню, что по-разному.

Клубовой . А я больше названий помню!

Домовой . Нет, я!

Клубовой . А вот и я!

Домовой . А вот спорим на щелбан!

Клубовой . А спорим!

Домовой . Тот щелбан я тебе задам!

Клубовой . Это я тебе задам! Кто первым остановится, тот в проигрыше! По рукам?

Домовой (ударяет Клубового по рукам). По рукам!

Клубовой . Поехали-и-и!

Звучит задорный русский наигрыш.

На его фоне идет перекличка.

Клубовой . Матаня!

Домовой . Припевка!

Клубовой . Приговорка!

Домовой . Прибаутка!

Клубовой . Перевирка!

Домовой . Сбирушка!

Клубовой . Набирушка!

Домовой . Перебирушка!

Клубовой . Коротушка!

Домовой . Прибаска!

Клубовой . Тараторка!

Домовой . Пригудка!

Клубовой . Бологовка!

Домовой . Ихохошка!

Клубовой . Скоморошина!

Фонограмма заканчивается.

Домовой (задумался). Да-а!

Клубовой (обрадовался). Ага! Задумался? Значит, проиграл!

Домовой . Ничего не проиграл!

Клубовой . А тогда говори!

Домовой . А вот и скажу!.. Сейчас скажу!.. Или не скажу...

Клубовой . Считаю до трех. Раз! Два! Три! Все!

Проиграл! Лоб сюда давай!

Домовой (нехотя подставляя лоб). Ну, давай свой

Клубовой дает щелбан Домовому.

Домовой . Ой-ой-ой! Как больно! (К Клубовому.) Не хочу с тобой праздник вести! Ты дерешься!

Клубовой . Я не дерусь! Я только справедливость восстанавливаю!

Домовой . Ой-ой-ой! (Трет лоб и убегает. Клубовой бежит за ним вслед.)

На сцене появляется Ведущая .

Ведущая . Наверное, нет такого человека, который не знал бы частушек, не помнил хотя бы с десяток этих то озорных, то грустных песенок. Будь он городской житель или сельский. И наш праздник продолжает частушечница.

Ведущая уходит со сцены. Исполняются частушки.

После номера на сцене вновь появляются Клубовой и Домовой . Клубовой пытается помириться с Домовым.

Клубовой . Ну, Домовой , ну, не обижайся ты так сильно на меня! Ну, не виноват я, что у меня рука тяжелая!

Домовой (возмущен). Ах, он не виноват! Руку и попридержать можно было, чего ей волю-вольную давать?

Клубовой . Ну, хорошо! Дай мне тоже щелбан, но только помирись!

Домовой . Не буду я тебе никаких щелбанов давать! Потому что я Домовой , а не какой-нибудь там Воиновой!

Клубовой и Домовой садятся на лавочку.

Клубовой . Воиновой не Воиновой, а помнишь ли, частушки-то, пели, как в армию забирали?

Домовой . А забирали аж на пятнадцать-двадцать лет в царские времена. Почитай, вся твоя молодая жизнь проходила на военной каторге.

Клубовой . А иногда отец заменял женатого сына-призывника братом, очередь которого служить еще не наступила. И как он соколик-то сетовал на родителей своих!

Домовой . А как сетовал?

Клубовой . Да вот так...

На сцене появляется Гармонист , начинает играть.

Клубовой (поет). Милые родители,

Зачем меня обидели?

Большого брата сберегли,

Меня в солдаты повезли.

Домовой (подхватывает).

Увезли меня в солдаты,

Как невесту из ворот.

Я запел солдатску песенку,

Заплакал весь народ.

Гармонист прерывает мелодию.

Клубовой . А в частушках-то вся история стороны нашей!

Домовой . Так что мы с тобой по частушкам-то давно бы всю историю детям нашим в школах рассказали.

Клубовой . Да не всю! А только с середины XIX века.

Домовой . Вот, например, революция и гражданская война.

Гармонист подыгрывает.

Домовой (поет). Офицерик молодой,

Ручки беленьки,

Ты катись на Кавказ,

Пока целенький.

Клубовой (стремительно пускается в пляс, поет).

Ах, яблочко, сбоку зелено!

Нам не надо царя, надо Ленина!

Клубовой пускается в неудержимый пляс.

Домовой еле успокаивает его.

Гармонист прерывает мелодию.

Домовой . Хватит натанцовывать! Надо сцену освобождать! Чтобы на сцене могли артисты наши выступать!

Клубовой (к Гармонисту). Ну, сыграй еще чуть-чуть «Яблочко»!

Гармонист начинает играть «Яблочко». Клубовой и Домовой , пританцовывая, покидают сцену. На сцене появляется Ведущая .

Ведущая . «Какая ж песня без баяна...» И хоть современные песни обходятся без баяна, и не собирает веселая гармонь парней и девчат на гулянье, ни одна свадьба, ни один юбилей не обходятся без гармониста. А уж хороший гармонист сейчас и вовсе на вес золота. Итак, встречайте гармониста!

Ведущая уходит со сцены. Исполняется номер художественной самодеятельности. После номера на сцене появляются Клубовой и Домовой .

Домовой (к Клубовому). Ну, что, натанцевался?

Клубовой . Мне волю дай – я век буду плясать!

Домовой . То кряхтишь, дескать, праздники надоели! То пляшешь – не остановишь!

Клубовой . А как ты хотел? С кем поведешься, от того и наберешься!

Домовой . А я вот хочу вопрос тебе задать!

Клубовой . А коли хочешь, задавай да не томи!

Домовой . Вот какая главная тема в частушках?

Клубовой . Да, вроде все темы главные, жизненные.

Домовой . А вот и нет! Среди всех главных тем есть одна наиглавнейшая, без которой и не обойтись вовсе.

Клубовой . Ах, ты об этом, значит!

Домовой . Ты мне тут не крути! Не об этом, не об том! А называй самую важную тему!

Клубовой . Сам называй!

Домовой . Я-то назову, потому что знаю! А главная тема – любовная!

Клубовой . Эка! Для меня эта тема неглавная!

Домовой . Для всех главная!

Клубовой . А для тебя она тоже неглавная!

Домовой . А тебе почем знать, главная или неглавная?

Клубовой . А потом! Бобыли мы с тобой! Бо-бы-ли!

Домовой (вздыхает). Что за судьба такая – злодейка! Живем долго, а все без любви!

Клубовой . Только и остается, что друг с другом перекликаться!

На сцене появляется Гармонист ,

начинает играть.

Клубовой (поет). Рожь высокая, густая,

Поскорее колосись!
Я люблю тебя, сударушка,
И ты не заносись.

Домовой (повязывает платочек на голову, поет).

Не ходи, мил, нараспашку,
Не заманивай меня,
Не кажи белу рубашку –
Я и так люблю тебя.

Гармонист и Клубовой с Домовым уходят со сцены, Клубовой и Домовой изображают влюбленную пару. На сцене появляется Ведущая .

Ведущая . Конечно, ни один праздник ни раньше, ни сейчас не обходился и не обходится без песен о любви. И я приглашаю на сцену вокальную группу.

Ведущая уходит со сцены. Исполняется номер художественной самодеятельности.

На сцене вновь Ведущая .

Ведущая . Для вас, дорогие наши зрители, поет...

Сценарий юмористической программы «Посиделки в клубе». Часть 2

Ведущая уходит со сцены. Исполняется номер художественной самодеятельности. На сцене появляются Клубовой и Домовой .

Клубовой . А под «елецкого» пляши! Пляши, пляши, наяривай!

Домовой . А под «страдания» страдай! Страдай, страдай, наплакивай!

Клубовой . А вот что, Домовой , а давай-ка лучше «Семеновну» жахнем!

Домовой . А давай и жахнем!

На сцене появляется Гармонист ,

начинает играть «Семеновну».

Домовой (поет).

Эх, гора, гора, гора гористая,

А на той горе трава волнистая!

Клубовой (поет).

Трава волнистая на землю клонится,

А расхороший мой с другой знакомится.

Домовой (поет).

Ты не стой на льду, не насвистывай!

Потерял любовь, не разыскивай!

Клубовой (поет).

Я стоял на льду и стоять буду,
Потерял любовь и искать буду!

Гармонист прерывает мелодию.

Домовой . Клубовой , а знаешь, сейчас ведь ведущая объявит супругов Стуловых, которые исполнят «Семеновну».

Клубовой . А чего нам ведущая, мы и сами объявим! Итак, встречайте супругов Стуловых!

Домовой . «Семеновна!»

Гармонист , Домовой и Клубовой покидают сцену. Исполняются частушки. На сцену выходит Ведущая .

Ведущая . Ничего не понимаю! По-моему, на нашем празднике происходят какие-то неожиданные вещи. Вот ведь никто не объявлял предыдущий номер. Но номер прекрасно прошел и без объявления. Или кто-то объявил? Или народное творчество обрело такую силу, что и объявления не требует?.. Я увлеклась, увела вас, наши дорогие гости, в сторону от праздника. А наш праздник продолжается. И продолжает его детская фольклорная группа...

Ведущая уходит со сцены. Номер художественной самодеятельности. На сцене появляются Клубовой и Домовой .

Клубовой . А здорово мы номер объявили!

Домовой . Да, напроказничали!

Клубовой . Не напроказничали, а проявили инициативу!

Домовой . Человека запутали!

Клубовой . А тебе вроде совестно стало, твоя идея!

Домовой . Моя идея, но мне она не нравится!

Клубовой . А ты знаешь, кто следующим-то номером идет?

Домовой (заинтересованно). Кто?

Клубовой . Да гармонистка наша знаменитая!

Домовой . Гармонистка?

На сцене появляется Гармонист , начинает играть.

Клубовой (поет). Поиграй, полубаян,

Играй, полубаяночка,
Играйте, серые глаза,
Веселая поглядочка.

Домовой (поет). Возьму гармонь-двухрядочку,

Пойду плясать вприсядочку,

Разбегутся курицы

Все с колхозной улицы.

Гармонист прерывает мелодию, уходит со сцены.

Клубовой . На сцене гармонистка из села...

Домовой . Ну, зачем ты опять объявил?

Клубовой . Смываемся! А номер объявлен!

Клубовой и Домовой покидают сцену. Выступает гармонист. На сцене появляется Ведущая .

Ведущая . Кто ведет концерт? Совсем ничего не понимаю! Но следующий номер объявляю...

Ведущая уходит со сцены. Исполняется номер художественной самодеятельности. На сцене появляется Ведущая .

Ведущая . Застучали каблучки,

Засверкали юбки,

Камешковские плясуньи

Пляшут без запинки.

На сцене хореографический ансамбль...

Ведущая уходит со сцены. Исполняется танец. На сцене появляются Клубовой с гармонью в руках, за ним следом идет Домовой .

Домовой (к Клубовому). Где гармошку взял?

Клубовой . Одолжил на время!

Домовой . Да не одолжил ты, а стащил ее! Только вот думаю, у кого?

Клубовой . Я же сказал, одолжил!

Домовой . А что-то гармониста нашего не слышно да и не видно. Наверно, гармонь свою ищет.

Клубовой (не особо прислушиваясь к словам Домового). Наверно!

Домовой . Вот и проговорился!

Клубовой . Чегой-то проговорился?

Домовой . Взял, значит, гармонь у нашего гармониста. Э-э-э! Не стыдно? А он вон следующим нашим участницам подыгрывать должен! А ты гармонь взял! Покрасоваться захотел?

Клубовой . Да, верну, верну я гармонь! Объявляй следующий номер!

Домовой . Объявляю! Встречайте наших частушечниц!

Клубовой и Домовой уходят со сцены.

Исполняются частушки.

На сцене появляется Ведущая .

Ведущая (выходит на сцену). Придется подкараулить мне тайных соведущих праздника. Спрячусь вот здесь...

Ведущая прячется за первую кулису. На сцене появляются Клубовой и Домовой .

Клубовой (к Домовому). Будем следующий номер объявлять?

Домовой . А тебе удалось подсмотреть в сценарии, кого следующего звать?

Клубовой . Мне не удалось!

На сцене появляется Ведущая .

Ведущая . Так вот кто тут артистов объявляет

без Ведущей!

Клубовой и Домовой (испуганно жмутся друг к другу). Ой! Ой-ой-ой!

Клубовой (опомнился, к Ведущей). А вы разве нас видите?

Ведущая . Вижу и очень даже хорошо. Я-то думала, детишки балуются. А у меня старички веселятся.

Домовой (немного обидевшись). Ну, мы еще ребята крепкие, а не старички.

Ведущая . Не знаю уж, крепкие вы или нет, но то, что хулиганистые – это точно! Весь праздник чуть не испортили.

Домовой . Да мы сначала хотели быть невидимыми, посидеть тихонечко, понаблюдать все со стороны.

Клубовой . А потом ненароком как-то увлеклись, всю осторожность потеряли.

Ведущая . Нехорошо!

Клубовой . А ведь мы самое прямое отношение к вашему празднику имеем.

Ведущая . Это как же так?

Клубовой . Так ведь у вас праздник народного творчества – а мы и есть самые народные.

Домовой . Без нас редко какая сказка с присказкой сказываются.

Ведущая . Ну, тогда скажите же нам, кто вы такие?

Домовой . Я – Домовой .

Клубовой . А я – Клубовой .

Ведущая . Домового знаю, а вот про Клубового первый раз слышу.

Клубовой . А я из свежего народного творчества.

Ведущая . Ну, а раз из свежего, значит, и сил у тебя побольше нашего будет. Объявляй следующий номер!

Клубовой . На сцене гармонистка и частушечница...

Все уходят со сцены. Исполняется номер художественной самодеятельности. На сцене Ведущая .

Ведущая . Не бывает праздник без песни звонкой. Вот и наш праздник продолжает...

Ведущая уходит. Исполняется номер художественной самодеятельности. На сцене Домовой и Клубовой .

Домовой . И снова на сцене мы зажигаем!

Клубовой . Новые номера вам представляем!

Домовой . Новых любителей народного творчества на сцену приглашаем!

Клубовой . И без всякого сомнения и страха свой номер объявляем!

Клубовой и Домовой уходят со сцены. Исполняется номер художественной самодеятельности. На сцене Ведущая , Клубовой и Домовой .

Ведущая . А праздник наш завершается.

Домовой . Как завершается? Так быстро? Мы даже не успели насладиться ролью ведущих!

Ведущая . Ничего, зато успели и пошуметь, и народ позабавить.

Домовой . Так сказать, внесли изюминку в праздник.

Ведущая . А праздник завершается. И я приглашаю на сцену всех участников представления!

Звучит песня о России. На сцену выходят все участники представления.

Ведущая . Спасибо всем участникам праздника. И пусть в память об этой встрече вам останутся эти подарки и громкие аплодисменты зрителей.

Домовой (подлизываясь). А нам подарки-то будут?

Клубовой . Так хочется.

Ведущая . Конечно, и вам подарки будут.

Звучат русские народные наигрыши. Участники детского фольклорного коллектива разносят подарки.

Ведущая . До свидания!

Домовой . До новых встреч!

Клубовой . Всего вам доброго!

Сценарий «Культура казахского народа»

Ведущий 1: Қайрлы күн!

Ведущий 2: Добрый день!

Ведущий:

Гость радуется песенному гулу Не чувствуя не стужи, не жары

У нас, мой друг, не сыщешь ни аула, Ни даже просто дома без домбры.

И предки наши яркие картины В напевах проносили сквозь года

Ведь две струны, как горы и равнины. Как жизнь и смерть Как радость и беда.

На зов домбры друзья спешат с вестями, Звучат слова радушны и добры,

Но беден дом с почетными гостями И песнями, и счастьем без домбры.

Ведущий 2

Народов много кочевых осело в нашем крае

Почти все помнят родовые традиции, сказанья.

А мы поведать вам хотим о дружной и родной

Народности - Казахской, самой коренной.

Учитель: У казахстанского народа путь к независимости и свободе был тернистым и долгим. Много веков понадобилось нашим предкам, чтобы защитить родную землю от врагов и передать её в наследство нам, нынешнему поколению.

Ведущий 2 Казахи переселились на территорию Нижнего Поволжья в 1801 году, заняв освободившиеся после откочевки ногайцев и калмыков земли левобережья Волги и Ахтубы, затем постепенно проникая в правобережье. Сделано это было с разрешения царя Павла I.

Ведущий 1. Как многие кочевые скотоводческие народы, казахи сохранили память о своем родоплеменном устройстве. Почти все помнят свои родовые названия, а старшее поколение- еще и тамги ("танба")-гербы-метки для скота и имущества.

Таким образом, можно сказать, что в Астраханской, Волгоградской, Саратовской областях, прилегающих территориях Республики Калмыкия, а также в некоторых районах Западо-Казахстанской и Атырауской областей сложилась особенная этническая группа- казахи-букеевцы или поволжские казахи, превышающая по численности 250 тыс. человек.

Ученик в национальном костюме:

Поволжские казахи хранят род тюленгит:

Гвардейцы самого султана - о многом говорит!

Камызякский, Володарский, Наримановский район

Вниманием казахов ни один не обойден.

Ведущий 2: Казахи издревле сохранили свою самобытность. Широко известны их достижения в декоративно-прикладном, ювелирном искусстве, чеканке, керамике. Гостеприимство наше передается из поколения в поколение. Мы рады познакомить вас с искусством, кухней, обычаями и традициями казахского народа.

Дети читают стихи.

О, Казахстан - Великий край, Могучий исполин степной.

Твоих степных просторов рать Оберегает мой покой.

Чтец:

У казахов своя страна. Свои земли на все времена.

У казахов цветет свой флаг. У казахов сияет свой герб.

У казахов, как сбывшийся сон. Свой счастливый и мудрый закон!

Чтец:

Я – казах, в степи рожден – Знойным солнцем опален.

Встречая новую зарю, Как беркут гордый я парю.

Под щедрым солнцем золотым, Под ясным небом голубым…

Мой герб и флаг в себя вобрали Весь мир степной, родные дали,

Свободы дух и взор прямой.

Чтец:

Казахстан мой! Солнышко не сходит С ласкового неба твоего

Казахстан, тропу к тебе находит Сын, где б ни вела судьба его.

Ты вручил перо мне золотое Чтоб твои просторы воспевать

Разве жизнь моя чего то стоит Без тебя, моя Отчизна – Мать!

Қазақстан елім менің, Қазақстан жерім менін.

Саған арнап айтылады, Әнім менін.

Алатаудың аясында, Гүл жайнаған саясында,

Гүлге үксап өсіп келем, Үлкендікке көшіп келем.

Қазақ жері Қазақстан, Мөлдіреген ашық аспан.

Алыс кетсем сағынамын, Отаным сен - Қазақстан.

Отан - жерім, Отан - суым, Отан қүат, нәр берді.

Отан - ұран, Отан - түым, Отан мәңгі гүлденеді.

Чтец:

Моя Родина – Отан Край любимый Казахстан.

Горы, степи и поля Это всё – моя земля.

Она велика от Алтая до Каспия Она широка, как народа душа

Она же Европа, она же и Азия И волны Урала и плеск Иртыша

(Звучит казахская народная музыка)

Ведущий 1. Нигде открытость казахского народа не выражается так ярко и полно, как в освященных временем традициях и обычаях гостеприимства и торжественного угощения гостя - дастархане.

Издавна у казахов существовал обычай обильно угощать гостя, усаживать его на самое почетное место (торь). Не подать руку человеку в трудную минуту, не сделать ему добро, не пустить на ночлег, не угостить его считалось зазорным. В народе бытовали сказки о скупцах и щедрых хозяевах. А в пословицах и поговорках говорилось о любви и добрых качествах людей. Послушайте некоторые из них. (два ученика читают пословицы один на казахском языке, другой читает перевод.)

Обычаи дастархана

Если вам доведется побывать в гостях за традиционным дастарханом, вы можете стать свидетелем древнего обычая. Хозяин дома преподносит самому уважаемому гостю приготовленную особым образом голову барана. Тот принимает ее и затем разделывает на части, которые делит между остальными гостями. При этом каждой части головы придается определенный смысл. Наделяя каждого гостя той или иной частью головы, почетный гость, которому поручено это дело, в шутливой форме сопровождает эту процедуру дружескими намеками и добрыми пожеланиями. Например, он отрезает уши (кулак) и подает их молодым мужчинам (юношам) с пожеланиями быть внимательными, нёбо (таңдай) – девушкам или молодым женщинам: от этого они якобы будут трудолюбивыми, красноречивыми. Таким образом почетный гость отрезает от головы мясо небольшими кусочками и раздает его остальным.

Традиционным обеденным столом у казахов служил низкий круглый столик (устел), который застилали скатертью или клеенкой. Сидели на кошмах (войлочных подушках или покрывалах), на которые клали длинные неширокие ватные одеяла. Почетное место предоставлялось старшим, уважаемым гостям или хозяину. Разливала чай и подавала пищу чаще всего невестка, которая сидела около самовара.

Ведущий 2 Дастархан – это не только традиция пира, но и целая философия гостеприимства, семейных и общественных отношений. У тех, кто хоть раз был принят в качестве гостя на казахском дастархане, навсегда остаются в памяти не только экзотические блюда, но и древние ритуалы, суть и смысл которых не обветшали со временем – они до сих пор призваны хранить единство и традиции дружной казахской семьи.

Ведущий 1 : Казахская национальная кухня в полной мере отражает суть народа, его историю, культуру и традиции. Гостеприимство с давних времен было отличительной чертой казахского народа, гостям в доме всегда оказывают должный приём и отводится почётное место. Казахи едят за низким столом-дастарханом. Самое популярное блюдо у казахов-бешбармак, баурсаки.. Это главное блюдо национальной кухни. Бешбармак в переводе с казахского означает «пять пальцев» из-за манеры есть это блюдо руками

Ведущий 2: Баурсаки - обязательное угощение в каждой казахской семье. Сейчас не только казахи их готовят и едят. Подают их к чаю, перед едой, к кумысу, к закускам, к сорпе. Это и праздничное и повседневное блюдо, любимое всеми от мала до велика. Само название произошло от казахских слов «баурласу, баурласуга, баур», что в переводе на русский язык значит «стремление к объединению, родству, братству».

Ведущий 1 : много разных инструментов придумал человек. А вот казахи всю свою радость, печаль, горе выражали в игре на домбре. Сегодня наш вечер будет посвящён ей.

Удивительный этот инструмент- он может передать все переживания человека. А как появился этот инструмент? Одна из легенд рассказывает:

« Однажды Батыр сражался с врагами и очень устал. Решил отдохнуть. Присел у оврага в тени, вырезал кусок дерева, натянул конский волос и попытался извлечь звук, но инструмент молчал. Положив инструмент рядом с собой, Батыр заснул. Когда он проснулся, то с удивлением заметил деревянный брусочек, кем-то подложенный под струны. Батыр решил, что это проделки шайтана. Но инструмент с тех пор стал « душой казахского народа».

Ведущий 2. А теперь давайте послушаем как звучит домбра. (клип детство)

Ведущий 2. А сейчас мы вам покажем интересный обряд, который до сих пор имеют место в семейном укладе казахов. Обряд укладывания младенца в колыбель - бесик-той, устраивают на третий день после рождения. По поверью, раньше этого срока младенца класть в колыбель нельзя - духи могут подменить его уродом. Обряд сопровождается магической песней "бесик жыры" - она отпугивает злые силы. Важная роль в обряде отводится "киндик шеше" - пожилой женщине

Ведущий 1. Бесікке салу - традиционный казахский обряд, связанный с рождением ребенка. Это торжественное мероприятие устраивают, когда младенца первый раз кладут в «Бесік» - колыбель-качалку. У казахов «Бесік» считается золотым гнездом младенца, и обряд «Бесікке салу» - является одним из самых значимых и почитаемых. Приглашаются гости, накрывается праздничный дастархан, поэтому обряд «Бесікке салу» еще называют «Бесік той». Красивая колыбель, новые красивые одеяльца, подушки, перинки, ленточки и завязки - все это смотрится очень привлекательно и нарядно. По обычаю, «Бесік» ребенку готовит и привозит бабушка, со стороны матери. Первый раз уложить ребенка в колыбель поручают образцовой, опытной, имеющей большой авторитет бабушке или женщине. Уложить младенца в «Бесік» в первый раз очень почетно. По казахскому поверью, «Бесік» сначала окуривают дымом, изгоняя злых духов, затем проводят интересный обряд - «Тыштырма». Для этого, через отверстие для горшочка в днище колыбели, пропускают конфеты, курт, сладости приговаривая: «Тышты! Тышты!». Это поверье означает, что родившийся ребенок принесет в дом благополучие и богатство. Гости стараются поймать сладости и раздают детям. После этого ребенка пеленают в «Бесік» и поют колыбельную песню «Бесік жыры»:

(посмотрите фрагмент этого обряда) (ученик читает молитву и говорит имя на ухо «младенцу», затем девочки в костюмах раздают тыштырма гостям в зале)

Вед.2 А теперь послушайте песню «Арман», в этой песне мама поет о своём маленьком сынишке, чтобы он вырос большим и крепким. (песня Арман)

Вед.2. настало время для танцев. Самые известные народные танцы –Камажай и Кара жорга. Свое название танец получил от народной песни «Камажай», под которую он исполняется. В песне воспевается красота девушки, ее изящество и непосредственность. Сейчас мы вам покажем клип, итак, танец «Камажай». (клип.)

Вед.1 . Танец "Кара Жорга", этот танец заставляет всех двигаться под музыку. Посмотрите фрагмент танца. (клип на свадьбе)

Вед.2. Современная казахская молодежь старается не забывать свои корни и соблюдать традиции народа. Исполняют песни на родном языке. (клип песня Нурлан Куаныш)

Вед.1. И как все другие народы казахи являются патриотами своей страны (клип Астана алга)

Вед.1. К сожалению, невозможно рассказать обо всех традициях и обычаях нашего народа и охватить всю культуру и быт за короткое время. Но мы надеемся, что хоть немного у вас появилось представление о культуре казахского народа.

Вед.2. спасибо за внимание.

Елена Агранькова

Цель: Приобщить детей к национальной культуре и традициям. Сформировать праздничную культуру, дать знания о жизни крымско-татарского народа. Познакомить с крымско-татарскими народными играми, песнями, танцами. Развить у детей стремление к активному участию в праздниках.

Атрибуты: национальные костюмы, корзина с овощами, фруктами, игрушка барашек, тарелки с национальным орнаментом, тарелки-пазлы, платочек для танца, шкатулка, канат, бубен.

Вход под песню «Мен северин».

Вед. 1. Селям алейкум урметли ве сайгъылы мусафирлер, анна-бабалар! Бизим тетбиримизге хош кельдинъиз!

Вед. 2. Здравствуйте, дети, здравствуйте, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас в нашем детском саду. Не зря мы начали встречу с песни, ведь, согласитесь, какой же праздник без музыки - танцев, веселья, игр.

Вед. 1. Эр бир байрам балалар ичюн къуванчтыр! Байрамларынгъы балалар сабырсызлыкънен беклейлер! (Каждый праздник – это радость в глазах детей. Наши ребята верят, что их ждут только радостные, увлекательные события. И одно из них – наша сегодняшняя встреча).

Вед. 2. Мы с вами не раз отмечали национальные праздники. Давайте вспомним их особенности. Вы будете под музыку передавать бубен. Когда музыка перестанет звучать, тот, у кого бубен останется в руках, должен будет назвать праздник, о котором я буду говорить.

Вопросы:

1. В этот праздник с горки катят калакай, чтобы узнать, урожайный ли будет год. (Хыдырлез)

2. Насыл байрамдан эвель ораза туталар? (перед каким праздником держат пост? (Ораза-байрам)

3. Какой праздник символизирует начало нового года? (Наврез)

4. Ораза байрамындан сон насыл байрам келе? (После праздника Ораза-байрам какой наступает праздник? – Курбан-байрам)

Игра с бубном .

Вед. 1. Халкъымызнынъ келеджеги парлакъ олсун! Анна-ватанымызда кечирилген эр куньге шукюр этемиз.

Тем больше прошлым дорожим

И в старом красоту находим,

Хоть к новому принадлежим.

Вед. 1. Адет узре эвге кельген адамгъа яни мусафирге къокъулы къаве чай берилле, софра башында меракълы согъбетлер кече. (Словосочетание «крымскотатарское гостеприимство» стало уже почти крылатым выражением, символом того, что гость отлично проведет время и отправится домой счастливым и довольным.)

Вед. 2. Гостей хозяева приглашают на почетное место в доме (тор). Первым делом их обязательно угощают кофе со сладостями. Вот и наши ребята хотят достойно встретить своих гостей. /Подать кофе, сладости/

1 реб. Хош кельдинъ, Къурбан- байрам,

Мубарек Къурбан-байрам.

Къуванамыз биз санъа

Мусульманмыз иншалла!

2 реб. Къурбан къойлар чалынсын,

Бол софралар къурылсын,

Эйилик ниет этип

Дуа санъа окъулсын!

3 реб . Къол котерип ялварам

Ярдым эт бизге, Аллах,

Юреклер бираз осин

Гъам-къасевет эксильсинъ.

4 реб. Бир бинъ адлы бир Аллах,

Бинъ бир белядан сакъла,

Бахт-сеадет къысмет эт,

Кунь корсинъ бизим миллет.

Песня «Курбан-байрам»

Вед. 1. Къурбан байрам мукъкъадес байрамларындан бирисидир. Къурбан байрам мераметлик, бири бирине гонъульдешик, урмет байрамыдыр.

Вед. 2. В этот праздник нужно не только накормить всю семью, но и раздать часть еды бедным голодным людям.

Вед. 1. Байрамда фукъарелерге, оксюз балаларгъа, къартларгъа ярдым этиле (Это ритуальное угощение называется «саадака», и оно нужно для того, чтобы в будущем избежать болезней и несчастий.)

Вед. 2. В честь праздника принято ходить друг другу в гости, дарить подарки.

Вед. 1 . Келинъыз биз мусафирликке барайыкъ! (Давайте, мы с вами заглянем к кому-нибудь в гости и посмотрим, как готовятся люди к этому дню.)

Вед. 2. По традиции, у крымских татар младшие ходят с поздравлениями к старшим. Как это происходит, сейчас вам покажут наши дети.

Вед. 1 Торунлар къартана къартбабаны хайырламагъа кельдилер. (Итак, внуки пришли к бабушке с дедушкой поздравить с Курбан-Байрамом)

Дети подходят к «дому», в это время выходят бабушка с корзиной овощей и фруктов и дедушка с барашком на плече.

Внуки: - Селям алейкум, къартбаба ве къартана!

Старики: - Алейкум селям, хош сефа кельдинъиз!

Внуки: - Къартбаба, къартана,сизни буюк байрамнен Къурбан- Байрамнен хайырлаймыз! (целуют старикам руки)


Вед. 2. - Бабушка, дедушка, где вы были?

Вед. 1. - Мы, деточки любимые, на базар ходили.

Вед. 2. - Бабушка, дедушка, что вы там купили?

Вед. 1. - Нам овощи, фрукты, барашка предложили.

Вед. 2. - Барашек шерсть подарит нам -

Вед. 1. Носки свяжу на зиму вам.

Дети. - Къартбаба, къартана, сиз къайда бардынъыз?

Дед-ка, Баб-ка. - Базаргъа

Дети. - Къартбаба, къартбаба, базардан не алдынъыз?

Дед-ка, Баб-ка. - Бир къой

Дети. - Къартбаба, къартбаба, я къой бизге не керек?

Дед-ка, Баб-ка. - Къой бизе юнь береджек.

Дети. - Къартбаба, къартбаба, юнь бизге не керек?

Дед-ка, Баб-ка. - Юньден йип ишлермиз.

Дети. - Къартбаба, къартбаба, йип бизге не керек?

Дед-ка, Баб-ка. - Юньден санъа чорап орермиз.

Дедушка. Буюрунъыз, балалар. Отурунъыз! (Присаживайтесь, дети. Мы так вам рады)

Бабушка. Къана, балалар, айтыныз ишлериныз насыл, бала багъчада не орендынъыз? (расскажите, как ваши дела, чем вы занимаетесь в детском садике)

Дедушка. И мне очень хочется узнать, чему вы научились в детском саду!

Внуки. Пек гузель, къартана, биз ойняймыз, йирлаймыз, язамыз, мультфильмлер бакъамыз. (мы играем, танцуем, пишем, смотрим мультфильмы).

Бабушка. Къана, балалар, бизге де шиир айтынъыз, биз де къуванайыкъ! (расскажите, дети, нам стихи.)

Кунешчик (Солнышко)

1. Кунешчик кунешчик

Сары башлы атешчик

Кель, берабер ойнайыкъ,

Кельчи тюркю йырлайыкъ

2 Кельчи джаным кунешчик

Сары башлы кунешчик

Къумдан эвчик къурайыкъ

Ве оны къыздырайыкъ

Алма (Яблоко)

3. Алма ашай Алие,

Армут ашай Алиме,

Айшечик де ашайджакъ,

Ашап сагълам оладжакъ


Дедушка. Балалар ойнамагъа севесинъыз? (Я бы с удовольствием посмотрел, как вы танцуете).

Парный танец /в конце выходят бабушка с дедушкой и танцуют с детьми).




Дедушка. Машаллах балалар!

Бабушка. Балалар, бизде шимди мукъкъадес Къурбан байрамы. Байрамгъа биз эвельден азырланамыз: эвини джыштырамыз. Манъа ярдым этерсинъиз мы? (У нас большой праздник, Курбан-байрам. Нужно хорошо подготовиться к нему: убрать в доме, всё расставить по местам. Поможете мне?

Дети. «Да!»

Дедушка «нечаянно» роняет со стола пазлы.

Бабушка. Вот беда, разбилась моя любимая тарелка! Вай, тепси парланды!

Вед 2. Не переживайте, дети сейчас соберут черепки и склеят

Игра «Пазлы»

/дети собирают пазлы. В это время дедушка чихает/

Дети /хором/. Чокъ яшанъыз! «Живи долго!»

Дедушка. Саг олун! «Спасибо!»

Бабушка. Чокъ сагъ олун, балалар. Бу эки бир тепси манъа тап битамдан къалды. Онъы дуваргъа асарым. (Спасибо, мои дорогие! Тарелка эта досталась мне ещё от бабушки. Я её повешу на самое видное место и буду любоваться ею.)

Девочка. Къартана, насыл гузель къутучыкъ! Мумкюн мен бакъайым? (Бабушка, можно мне посмотреть твою шкатулку)

Бабушка. Бакъ, торуным! (Смотри, внученька /девочка достаёт из шкатулки платочек, улыбается, начинает танцевать.)

Танец с платочком


1 реб. Къартана, байрам бу недир? (Бабушка, а как отмечают Курбан-байрам)

Бабушка. Байрам бу- йырлар, оюнлар. Байрамларда вакъыт пек шенъ кече! (Праздник – это всегда песни, танцы, игры.)

2 реб. Къартбаба, сиз кичкене олгъанда сизде энъ севген оюн насыл эди? (Дедушка, когда ты был маленьким, какая игра у тебя была самой любимой)

Дедушка. Шимди анълатарым (Сейчас расскажу.) Выходите, мальчики. /делит их на 2 команды).

Соревнование «Перетягивание каната (дедушка помогает то одной, то другой команде)

3 реб. Бабушка, а у тебя какая была самая любимая игра?

Бабушка. Эвельден, биз къызларнен топлашип, ватан акъкъында лаф эте эдик,

бири биримизге суаль берип ата сёзлерини огрене эдик. Я сиз ойнамагъа истейсынъыз мы? Дикъкъатлы олун! Мен башлайым сиз исе девам этесинъыз! (Когда-то с подругами мы устраивали посиделки и несколько часов подряд состязались в знании пословиц. А

вы, ребята, хотите поиграть со мной)

Дети. «Да»!

Бабушка. Тогда будьте внимательны: я начинаю, а вы должны продолжить.

1. Достсыз адам ….(Къанатсыз къуш) Человек без друзей - как птица без крыльев

2. Ана юрт….(Алтын бешик) Родина - золотая колыбель

3. Ватансыз адам…. (йырсыз бульбуль) Человек без Родины - как соловей без голоса.

Бабушка. Машаллах, балалар! Сиз де ата сёзлеринъы билесинъыз! (Молодцы, ребята)

Вед. 1 Ватанымыз Къырым. Сизинъ диккъатынызгъа Къырым акъкъында йырыны динълемеге теклиф этемиз.

Вед. 2 Крым – наша родина! И мы поём о нем песню!

Песня о Крыме


1 вед . Байрамымыз сонуна келе. Эпинъызге къави сагълыкъ тилеймыз. Юзюнизде эр даи тебессюм олсун! (Наш праздник близится к своему завершению. Мне хочется пожелать вам приподнятого настроения, много светлых эмоций.)

2 вед. Здоровья вам и вашим домочадцам, потому что нет ничего важнее здоровья.

1 вед. Желаю вам провести этот день так, чтобы воспоминания грели душу на протяжении всего этого года.

Дедушка. Къурбан байрам - достлукъ байрамы! Бири биримизге ярджымджы олмалымыз! (Будьте всегда терпеливы, добродушны и щедры по отношениям к окружающим людям.)

Бабушка. Къартларны ихтиядж олгъан инасларыны зиярет этип къувандырайыкъ! (Тогда и окружающие будут относиться к вам так же.)

1, 2 вед, бабушка, дедушка /хором/: Ишлеринизде муафакъыетлер тилеймиз! (Удачи во всех делах)

Вед. 2. Народ как птица, голова птицы – его вера, одно крыло – его язык, второе крыло – обычаи. Птица без головы не проживёт, без крыльев не взлетит.

1 вед. Дикъаттынъыз ичюн сагъ олун! Келеджек байрамларгъа Аллах насип этсин! (Эдиелер багъышлана)Адет узре байрамларымыз «Хорон» оюнен екюнлене, эпинизни оюнгъа давет этемиз! (Мы не можем изменить традиции гостеприимства и отпустить наших гостей без подарка).

Дети дарят поделки, становятся в круг.

Вед. 2 . Давайте будем верными традициям и завершим наш праздник весёлым танцем «Хоран».

Танец «Хоран».