Самый вкусный тест-драйв Olympus OM-D E-M1 Mark II

Серия беззеркальных камер Olympus OM-D стала по-настоящему популярной среди потребителей всего мира. В настоящий момент в данной серии выделяется 3 линейки моделей – профессиональная E-M1 mark II, полупрофессиональная E-M5 MarkII и камера для продвинутых фотолюбителей E-M10 Mark II. Но настало время смены поколений, и в новом витке, судя по всему, в Olympus решили более четко позиционировать камеры. Например, E-M10 Mark II не так сильно отличалась от E-M5 Mark II, и если вам не нужны были такие опции как пыле-влагозащита, HiRez режим, более эффективный стабилизатор, то можно было смело брать E-M10 Mark II, она полностью бы удовлетворила все потребности даже в полупрофессиональном использовании. А вот E-M10 Mark III позиционируется уже как камера для начинающих фотографов, можно предположить, что в чем-то её упростили, а вот стало ли от этого хуже – давайте попробуем разобраться в данном обзоре.

Технические характеристики

Общие параметры
Число эффективных пикселей - 16.1 млн;
Физический размер - 17.3 x 13.0 мм;
Минимальная чувствительность (ISO) - LOW;
Максимальная чувствительность (ISO) - 25600;
Скорость съемки – 8,6 кадр./сек механический затвор;
Видоискатель и ЖК-экран
Видоискатель - электронный;
Число пикселов видоискателя - 2360000;
Диагональ ЖК- экрана - 3";
Тип ЖК- экрана - откидной, сенсорный;
Число пикселов ЖК- экрана - 1040000;
Выдержка
Механический затвор - 1/4000 - 60 сек;
Электронный затвор - 1/16000 - 30 сек;
Тип затвора - затвор в фокальной плоскости с компьютерным управлением;
Стабилизатор изображения
Тип - сдвиг сенсора;
Эффективный диапазон компенсации - До 4 шагов EV ((CIPA));
Система фокусировки
Метод - контрастная система;
Область фокусировки - 121 зон;
Система записи видео
Формат записи - MOV(MPEG4AVC/H.264), AVI(Motion JPEG);
Режим стабилизации изображения - да, сдвиг сенсора;
Качество видео 4К, FullHD, HD;
Wi-Fi – есть, просмотр, управление камерой.

Упаковка и комплектация

Тестовый экземпляр не снабжен ни красивой коробкой, ни полной комплектацией. А вот в магазине вам достанется камера в большой красивой коробке, в комплект с камерой вы найдете:
BLS‑50 Аккумулятор
BCS‑5 Зарядное устройство
Крышка корпуса Микро 4/3 (ВС‑2)
USB кабель
Инструкция
Гарантийный талон
Данный комплект характерен для варианта поставки «только тушка», также камера продается в комплекте с одним или двумя объективами:
- M.ZUIKO DIGITAL ED 14‑42mm 1:3.5‑5.6 EZ Pancake;
- M.ZUIKO DIGITAL 14‑42mm 1:3.5‑5.6 II R;
- Дабл-кит M.ZUIKO DIGITAL ED 14‑42mm 1:3.5‑5.6 EZ Pancake (Черный) + M.ZUIKO DIGITAL ED 40‑150mm 1:4.0‑5.6 R (Черный).
Сама камера доступна в двух цветовых вариантах - серебристый и черный.

Внешний вид

Внешний вид камеры изменился незначительно. Все узнаваемые черты как линейки OM-D, так и предшественника сохранились, претерпев лишь незначительные косметические изменения. Так, например, линия хвата на лицевой части стала более удобной – чуть больше и с небольшим изгибом. Держать камеру без дополнительной ручки стало определенно удобнее. А вот от самой дополнительной ручки отказались, официально её для E-M10 Mark III нет, но опять же, за счет большего наплыва и другой формы, возможно, никакая дополнительная ручка вам и не понадобится.

А вот с элементами управления произошло больше всего изменений. На первый взгляд, расположение кнопок и колес управления осталось тем же, но изменилась их форма и частично выполняемые функции. Обратите внимание на изменившееся колесо выбора режимов – оно стало более аккуратным, изменился список доступных режимов работы камеры. Кнопка с красной точкой запускает (и останавливает) видеозапись. Fn2 – программируемая кнопка, по умолчанию отвечает за включение цифрового телеконвертера. В режиме просмотра Fn2 включает\отключает защиту снимков от удаления. Fn1, на выступе задней панели, также настраиваемая кнопка, исходное действие - блокировка экспозамера и автофокуса.

В переднем колесе расположена кнопка спуска затвора, полунажатие отвечает за фокусировку, а полное нажатие - экспонирование.
Больше всего изменились кнопки навигации, если раньше они все отвечали за перемещение точки фокусировки, то теперь им жестко прописаны функции, а для изменения точки фокусировки сначала надо нажать кнопку влево и только потом переключать в нужном направлении.

В остальном внешний вид не претерпел изменений. Камера оснащена встроенной вспышкой, стереомикрофонами для записи видео (отдельно микрофонного входа не предусмотрено). Аккумуляторная батарея используется такая же, как и в прошлой модели, что несомненно является большим плюсом.





Электронный видоискатель один из лучших на рынке в настоящий момент. Разрешение 2.36 миллиона точек, но увеличение чуть меньше чем у флагманской модели. Картинка в видоискателе не кажется маленькой, более того, по факту она крупнее, чем во многих зеркалках.
E-M10 Mark III оснащается таким же откидным дисплеем, как и прошлая модель. Дисплей сенсорный, можно выбирать точку фокусировки, снимать прикосновением, изменять настройки, а в режиме просмотра вы можете листать фотографии смахиванием в стороны или увеличивать\уменьшать изображение привычными жестами – щипком, как на смартфонах.



Сохранилась в камере функция «Тачпад АФ» - при визировании по видоискателю вы можете движением пальца по дисплею перемещать точку фокусировки. Причем в данной камере реализация этой функции практически идеальная, зона фокусировки оказывается точно там, куда вы её вели, она не перескакивает в последний момент и нет резких скачков. Из одного края экрана в другой зона переводится за один прием.

Небольшие изменения произошли и в режиме просмотра отснятых снимков. Например, в режиме просмотра стрелки вверх\вниз позволяют быстро перескакивать на 10 кадров вперед или назад, а зажатие кнопок влево\вправо позволяют включить ускоренное воспроизведение кадров, получается практически фильм.
Отображение информации на дисплее не изменилось, отдельные элементы и стиль отображения можно настроить в меню камеры. При нажатии на кнопку ОК на дисплей выводятся пункты экранного меню. Возможно два варианта отображения настроек – столбец+строка или SCP. Столбик справа – список параметров, строка внизу – возможные значения параметра. В режиме SCP появляется полупрозрачная панель с перечислением всех основных параметров съемки. Переключаться между параметрами можно с использованием сенсорного экрана, колесом управления (прокручивается по кругу) или кнопками навигации. Выбор параметров - вторым колесом, либо стрелками навигации. Но в таком случае необходимо предварительно подтвердить выбор параметра кнопкой ОК. Из нововведений в камере – теперь практически все значения параметра помещаются на одной странице, прокручивающегося списка нет. С одной стороны, это плюс – вы видите все доступные значения параметра, а с другой минус – часть значений параметров переехало в другие меню, а от части совсем отказались.

Сборка, как и используемые материалы, на высшем уровне – используется качественный пластик и металл, при этом ничего не скрипит и не люфтит. Основные изменения в камере находятся внутри, причем по большей части в программной составляющей. Если посмотреть на аппаратную начинку камеры, то номинально матрица осталась той же, что не исключает улучшение в её работе, но 21 Мп матрицу от флагманской единички сюда не поставили. А вот процессор установлен такой же, как в E-M1 Mark II - TruePic VIII (4 ядерный CPU + 4 ядерный процессор для обработки изображения). Также в камеру перекочевала новая система организации меню управления из флагманской модели, причем с несколькими изменениями. Так, например, появилась новая кнопка – быстрый доступ, нажатие которой открывает выбор основных настроек в зависимости от выбранного режима съемки. А на диске выбора режимов съемки появился новый режим – АР (расширенный режим съемки). Режим АР предоставляет быстрый доступ к продвинутым режимам съемки, а также возможность выбора параметров съемки данных режимов без долгих копаний в системном меню.



Логика меню настроек камеры немного поменялась, впервые подобное меню было представлено во флагмане Olympus E-M1 mark II. Отличия от флагманской камеры только в том, что в E-M10 Mark III меньше функций. Плюс ко всему, из-за позиционирования камеры как для новичков в фото, для части опций выбор значительно сузился. Например, вы не можете назначить на кнопки fn выбор ИСО, да он назначен на одну из кнопок навигации, но переназначить её нельзя. В E-M10 Mark II практически все кнопки можно было переназначить так, как вам этого хочется, в E-M10 Mark III выбор сильно меньше. Хорошо это или плохо - вопрос другой, с учетом позиционирования камеры и изменения логики меню (стало логичнее и проще), наверное, это неплохо.

Кнопка называется «AP» (быстрый доступ), позволяет открыть настройки конкретного режима или сменить тип съемки при выборе Расширенных режимов съемки или Сцен. Это удобно, но тем, кто уже не первый год пользуется камерами Olympus, придется немного переучиться. Например, я очень долго искал как включить режим 4к видео. Если следовать той логике, которая была ранее, то вы не найдете подобного режима. Все оказалось до безобразия просто: в режиме видеосъемки надо нажать кнопку «быстрый доступ» и тогда можно выбрать из 4 типов видеосъемки – 4к видео, стандартная съемка, клипы и замедленная съемка.



Самым большим минусом, а возможно просто недоработкой, является вынос беззвучного режима затвора (электронный затвор) в отдельный режим в "Расширенных режимах". Причем теперь он работает только в автоматическом определении параметров съемки. Выбрать электронный затвор в режимах PASM теперь невозможно. На первый взгляд это может показаться не столь серьезным недостатком, вот только попытка снять таймлапс выльется в значительное сокращение ресурса затвора камеры. Остается призрачный шанс, что это просто недосмотр или недоработка, и в грядущих обновлениях прошивки этот момент исправят.

Еще одним упрощением в камере является отсутствие удаленного управления вспышками. Но конкретно по данному функционалу горевать не стоит, если я его использовал, то не чаще одного-двух раз в год. Режим довольно специфичный, как минимум потому, что далеко не у всех есть вспышки с поддержкой удаленного управления от Олимпус. А вот сама встроенная вспышка осталась без изменений.

Автофокусировка

Для выбора зоны фокусировки необходимо нажать клавишу «Влево», далее передним диском можно выбрать размер зоны (одна зона, блок 3 на 3 зоны или все 11х11=121 зона), задним диском переключается режим распознавания лиц, а кнопками навигации можно перемещать зону фокусировки. Режим распознавания лиц немного упростили, теперь есть только два режима - «просто включено», либо использовать интеллектуальную функцию распознавания ближнего глаза.


В сравнении с прошлой моделью, автофокус стал значительно быстрее, по ощущениям он если и медленнее флагмана E-M1 Mark II, то не сильно. Основная заслуга в подобной скорости автофокуса остается за процессором, фазовых точек в данной камере нет - это остается прерогатива флагманской тушки. И если к однократному режиму фокусировки вопросов не возникает, то вот следящий режим и режим трекинга хоть и стали работать лучше, но до совершенства еще далеко. В E-M1 Mark II следящий автофокус значительно лучше за счет наличия фазовых точек фокусировки.

В целом скорости автофокуса достаточно даже для довольно сложных условий, например, съемка любительского хоккея. Кадры, подобные тому, что ниже на Ем-10 II давались сложнее, не всегда камера успевала сфокусироваться на нужном моменте, в E-M10 Mark III вы точно уверены в результате.

https://img-fotki.yandex.ru/get/370846/128988505.62/0_18cf94_3d7fcad9_L.jpg https://img-fotki.yandex.ru/get/894110/128988505.62/0_18cf95_a9b97791_L.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/894110/128988505.62/0_18cf96_9683e982_L.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/16184/128988505.62/0_18cf97_f9e8dc4_L.jpg
https://img-fotki.yandex.ru/get/508911/128988505.62/0_18cf98_330974b1_L.jpg https://img-fotki.yandex.ru/get/894110/128988505.62/0_18cf99_f22b9af2_L.jpg

В E-M10 Mark III появилось небольшое нововведение в системе автофокуса. При выборе однократной фокусировки (S-AF) и всех зон сразу, работает Cluster Display - при полунажатии на дисплее отображаются области, на которых идет фокусировка. Что-то подобное есть в E-M1 Mark II в режиме постоянной фокусировки, а в E-M10 Mark III только для однократной фокусировки. Во многих случаях данный режим оказывается очень удобным в использовании. Примеры выше, с хоккея, сняты как раз подобным образом. Камера практически всегда правильно определяет главный объект съемки, а подобная индикация сработавших зон наглядно показывает, что будет в фокусе, и позволяет быть уверенным в итоговом снимке.

Продвинутые режимы съемки

Новый режим на селекторе обозначается «АР» - съемка в расширенном режиме фотосъемки. В нем собрали все расширенные режимы съемки. Кстати, аналогов многим из них до сих пор ни у одного из других фотопроизводителей нет.


К подобным режимам относятся:
- Коллаж в реальном времени, это LiveComposite в более привычных именованиях;
- Live TIME – контроль экспозиции во время съемки на длинных выдержках;
- Мультиэкспозиция;
- HDR;
- Беззвучный – режим электронного затвора;
- Панорама (но склейка панорамы только на компьютере);
- Коррекция трапециевидных искривлений;
- Автоматический Брекетинг экспозиции;
- Брекетинг фокусировки.

Для переключения между данными режимами необходимо нажать кнопку «быстрый доступ» (рядом с рычагом включения). Все эти режимы уже не раз обговаривались, и повторяться я не буду. Только пара слов о беззвучном режиме. Беззвучный режим - это полностью бесшумная съемка. Отключается подсветка автофокуса и звуковое подтверждение фокусировки, и, естественно, включается электронный затвор. Проблема только в том, что камера работает только в автоматическом режиме, вручную установить настройки выдержки\диафрагмы нельзя.

Съемка в режиме сюжета (режим SCN)
Здесь собраны все сюжетные автоматические режимы. Если вы только начинаете свое знакомство с фототехникой, то можно обращаться к данным программам - результат будет лучше, чем просто съемка в автоматическом режиме. Отдельные режимы присутствуют как в сценах, так и в расширенных режимах съемки. Разница в них в том, что сценические режимы полностью автоматические, а в расширенном режиме съемки вы по-сути снимаете в полуавтоматическом режиме "Р", что дает вам возможность выбирать параметры съемки, пусть и ограниченно.


Стабилизация
В настройках стабилизатора изображения мы видим небольшое упрощение настроек, теперь стабилизацию можно либо полностью выключить, либо включить интеллектуальный режим работы стабилизатора. Подобный режим работы появился как опция в прошлой десятке, и он отлично себя зарекомендовал, направления движения, если оно есть, автоматически распознается и при необходимости включается стабилизатор только по горизонтали или вертикали. Стабилизатор при видеосъемке может использовать только сдвиг матрицы, сдвиг + цифровая стабилизация или его можно просто отключить.
Для фоторежима стабилизатор изображения может включаться только в момент съемки или при полунажатии спуска, т.е. при фокусировке, но подобный режим тратит больше энергии. Эффективность стабилизатора доказана ни раз, более того, он вызывает привыкание. Например, снимать на 90 мм ЭФР при выдержке 1/50-1/60 секунды - это очень легкая задача для камеры, брак если и есть, то от движения модели, а не по вине камеры. Снимая в аналогичных условиях на другую камеру, не оснащенную стабилизацией, я получил почти 80% бракованных кадров из-за смаза.
90 мм ЭФР, ИСО 200, f/2.0, 1/50:
https://img-fotki.yandex.ru/get/892702/128988505.62/0_18d178_135def36_XL.jpg

24 мм ЭФР, ИСО 200, f/4.0, 1/3:

Кадр:
https://img-fotki.yandex.ru/get/893904/128988505.62/0_18d3f3_35a56964_L.jpg
100% кроп:
https://img-fotki.yandex.ru/get/480528/128988505.62/0_18d3f2_46bf6352_L.jpg

50 мм ЭФР, ИСО 200, f/2.0, 1/10:

Кадр:
https://img-fotki.yandex.ru/get/875526/128988505.62/0_18d40f_9aaa7b2b_L.jpg
100% кроп:
https://img-fotki.yandex.ru/get/27460/128988505.62/0_18d40e_1173de65_L.jpg

Качество фотографий

Прорыва в качестве фотографий ожидать не стоит. В камере используется та же 16 Мп матрица, как и в прошлой модели, поменялся только процессор. Да, можно ожидать небольшого улучшения качества фотографий за счет совершенствования технологий, нового процессора, улучшения программной обработки и т.д. Но в любом случае это будет эволюция, а не революция. Отсутствие низкочастотного фильтра на матрице еще в прошлой модели обеспечивало практически попиксельную резкость, и E-M10 Mark III не стала исключением. За счет наличия стабилизатора в камере достигается отсутствие микросмазов, что положительно сказывается на детализации. Каких-то артефактов или непонятных засветок в камере не выявлено.

Тест ИСО
Камера установлена на штатив, задержка спуска 2 секунды для избегания эффекта шевеленки от нажатия кнопки спуска. Матричный экспозамер, режим приоритета диафрагмы, f/5.6. Снимки сохранялись в RAW + Jpeg максимального качества. Также отдельно было проведено тестирование ИСО из RAW снимков. В качестве конвертера использовался Lightroom последней версии. К снимкам не применялись никакие настройки или коррекции. Проявка всех RAW с дефолтными настройками. В качестве оппонентов выступили две камеры Olympus – EM-10 mark II и FujiFilm XT20.
https://img-fotki.yandex.ru/get/894110/128988505.61/0_18c7c0_b630b02d_XL.jpg

В сравнении с прошлой моделью есть небольшой прогресс по шумам, примерно 0,5 стопа, но без смены матрицы чего-то более серьезного ожидать и не стоит. С повышением ИСО цвет не плывет, детализация сохраняется, по ощущениям среди трех камер у E-M10 Mark III с детализацией даже на высоких ИСО дела обстоят лучше всего. У каждого свой приемлемый уровень шумов, для меня главное не столько количество шума, как то, чтобы камера сохраняла правильный цвет и высокую детализацию. В данном случае ИСО до 3200 полностью рабочее, 6400 в определенных обстоятельствах, и с небольшим шумоподавлением, также вполне рабочее.
Примеры реальных снимков на высоком ИСО:
ИСО 6400
https://img-fotki.yandex.ru/get/893904/128988505.60/0_18b3a9_e9fe44f6_XL.jpg

На ИСО 200 - 1600 отлично тянутся тени, вытянуть 2 стопа экспозиции не проблема, при этом уровень шума увеличивается не значительно, цвета не плывут. Выше ИСО 3200 по экспозиции лучше не промахиваться, при попытке вытягивания на таких ИСО будет заметное повышение шума.

Исходный кадр:
https://img-fotki.yandex.ru/get/880375/128988505.62/0_18d3f5_75a3289b_L.jpg
+2 EV, кроп:
https://img-fotki.yandex.ru/get/9058/128988505.62/0_18d3f4_422b0701_L.jpg

Видеосъемка

E-M10 Mark III вторая из камер Olympus, у которой появилась поддержка 4к видео. Доступны и остальные форматы – FullHD до 60 кадров в секунду, а при HD разрешении доступна высокоскоростная съемка 120 кадров в секунду.
При выборе на селекторе режима видео камера предлагает выбор из 3 режимов:
- 4к – съемка в формате 4к 24\25\30 кадров в секунду;
- Стандарт - съемка в FullHD разрешении 24\25\30\50\60 кадров в секунду;
- Клипы - Создание одного видеофайла, включающего несколько коротких видеороликов;
- Высокоскор. – Запись видеороликов с замедленным движением. Видеоматериал, отснятый при 120 кадрах в секунду, воспроизводится со скоростью 30 кадров в секунду.
качество эквивалентно .

4к видео, перефокусировка по полунажатию кнопки затвора:

4к видео, постоянный автофокус:

Перефокусировка в режиме постоянного автофокуса плавная, без рывков. Да, она не моментальная, но скорость перефокусировки достаточная для большинства сценариев, а плавная перефокусировка очень приятно смотрится на итоговом видео.

FullHD постоянный автофокус:

В режиме «Стандарт» доступны различные видеоэффекты, в 4к подобные манипуляции недоступны. Из приятных изменений – теперь параметры съемки можно менять колесами управления прямо во время записи видео, ранее это можно было сделать только через сенсорный экран, и только указанием экспокоррекции. Длительность записи во всех режимах (кроме клипов) ограничена 30 минутами.

Автономная работа

В камере используется тот же тип аккумуляторов, что и ранее - BLS‑50. Но, несмотря на это, камера стала работать дольше своей предшественницы. Причем довольно ощутимо – примерно на 30%. Например, на E-M10 Mark II одного аккумулятора хватало на видеосъемку 3 периодов по 15 минут чистого времени любительского хоккея (стабилизатор включен). От той же самой батарейки E-M10 Mark III работает на 1,5 периода дольше. В технических характеристиках указано – «приблизительно 330 кадров (50% с Live View) (при использовании батареи BLS‑50 и карты TOSHIBA SD со включенным стабилизатором изображения, на основании стандартов тестирования CIPA)», но в реальных условиях у меня нередко выходило и по 800 кадров на одном заряде.

Выводы

Обновление в лице E-M10 Mark III вышло довольно противоречивым. С одной стороны, используется все та же 16 МП матрица, не смотря на наличие у производителя новых 21 МП матриц, часть функций и возможностей пошли под нож совсем или использование их, как в случае с электронным затвором, довольно затруднительно. Но с другой стороны, в камере установлен новый и самый мощный на данный момент процессор, благодаря чему скорость автофокуса серьезно подросла, измененная логика меню и новые элементы управления стали более логичней и понятнее. Также приятно изменилась эргономика камеры – тут нет никаких радикальных изменений, все улучшено по мелочи, но это привносит совершенной иной опыт общения с камерой.
Изменилось позиционирование камеры, если раньше E-M10 Mark II предназначалась увлеченным фотолюбителям, то E-M10 Mark III позиционируется для новичков. И если смотреть на камеру с этой точки зрения, то многое становится на место. Для новичков это отличная камера с дружественным и понятным меню, с вынесенными в отдельный режим продвинутыми функциями и удобным доступом к настройкам этих самых функций. Да, есть определенные вопросы по электронному затвору, будем надеяться, что в будущих прошивках данный момент производитель исправит. Но в остальном это отличная камера с большим набором возможностей, способная стать отличным инструментом в руках как начинающего фотографа, так и продвинутых любителей фотографии.

В 2012 году Olympus выпустила компактную, функциональную (и довольно дорогую) беззеркалку OM-D E-M5, которая стала весьма популярной. А когда пришла пора апгрейда - его сделали в два этапа, выпустив через год E-M1 для более требовательных пользователей, а еще через год – обновленную и одновременно слегка упрощенную модель E-M10 для любителей, с которой мы сейчас и познакомимся поближе.

Основные характеристики Olympus OM-D E-M10

Система Micro Four Thirds
Датчик изображения 4/3" Live MOS, 16,1 Мп, соотношение сторон 4:3 (17,3 x 13,0 мм)
Стабилизатор изображения на основе сдвига матрицы, до 3,5 EV
Процессор TruePic VII
Автофокус TTL, контрастный (81 зона)
Режимы фокусировки ручной, покадровый, следящий, покадровый + ручной
Экспозамер ESP, точечный, центрально-взвешенный, по светлым областям, по темным областям
Компенсация экспозиции ±5 EV (с шагом 1, 1/2, 1/3)
Выдержка 1/4000–60 с (с шагом 1, 1/2 или 1/3 EV), ручная до 30 минут
Видоискатель электронный, охват 100% кадра, разрешение 1,44 млн точек
Дисплей 7,6 см (3,0"), 3:2, поворотный, сенсорный, 1 млн. точек
Вспышка встроенная: ведущее число 8,2 (ISO 200); внешняя: «горячий башмак» (без фирменного интерфейса MultiInterface Shoe); поддержка высокоскоростной синхронизации Super FP (до 1/4000 с)
Серийная съемка макс. 8 к/с
Типы фотофайлов JPEG, RAW
Тип видеофайлов MOV (MPEG-4 AVC/H.264, макс. 1920 x 1080 30p, 24Mbps), AVI (Motion JPEG, макс. 1280x720, 30 к/с)
Носители записи Карта SD/HC/XC
Питание Литиево-ионный аккумулятор, запас энергии примерно на 320 кадров
Размеры (Ш x В x Г) 119.1 x 82.3 x 45.9 мм (без выступающих частей)
Масса 396 г с батареей и картой памяти
Другое Встроенный Wi-Fi (быстрое подключение по QR-коду)

В наследство от E-M5 новинке достались: практически тот же корпус с минимальным редизайном, те же ограны управления, матрица и видоискатель. Новый дисплей, новый процессор и встроенный Wi-Fi адаптер позаимствованы у E-M1, а модуль автофокуса остался классическим контрастным, но количество зон фокусировки увеличилось с 35 до 81. Потеряла же новинка возможность подключения батарейной рукоятки (бустера), да и штатная батарея у нее немного меньшей емкости. И, наконец, что немаловажно, новинка стала намного дешевле, чем ее предшественница – E-M5 на старте продаж стоила более полутора тысяч долларов США, E-M10 можно приобрести менее чем за 900. На этом сравнительная часть закончена, перейдем собственно к предмету обзора.

Итак, Е-М10 – одна из самых маленьких системных камер с видоискателем, если не самая маленькая вообще. По размерам она очень близка к Sony NEX-7 или α6000, все остальные альтернативы заметно крупнее, включая и E-M5, от которой "десятка" отличается чуть меньшей шириной и значительно меньшей высотой.

На любительское позиционирование новинки намекает и комплектный объектив - складной моторизованный 3-кратный зум, который в сложенном состоянии делает E-M10 практически карманной. Тем не менее, корпус у Е-М10 из магниевого сплава, сборка аккуратная, да и выглядит аппарат отлично - тут экономить не стали.

Ввиду малых размеров у Е-М10 нет полноценной рукоятки, вместо нее - относительно небольшое утолщение корпуса. Зато выступ под большой палец очень хорош. В первый раз камеру пришлось немного покрутить так и сяк, пока нашлось удобное расположение пальцев. А потом я привык и перестал задумываться об этом, и ни разу аппарат не пытался выскользнуть из рук.

Огранов управления у E-M10 немного: на верхней грани лишь диск режимов, два колеса управления экспозицией да пара программируемых кнопок – видео и Fn2. Кнопка режима просмотра и еще одна программируемая (Fn1) расположены на скошенной грани между верхней и тыльной стороной корпуса. Их не очень удобно нажимать большим пальцем – мешает упор для него же. Но функции на этих кнопках не из тех, которые нужно быстро менять при съемке, так что это не критично. Расположение управляющих колес друг над другом с перекрытием, видимо, призвано решить задачу их размещения на небольшой площади и в то же время сохранить комфортные размеры. Решение интересное, выглядит отлично, и переднее колесо на своем месте, под указательным пальцем. А вот тянуться большим пальцем к поднятому заднему далековато. Поэтому более востребованную функцию лучше назначить переднему колесу. Правда, через какое-то время выяснилось, что указательным пальцем удобно вращать и заднее.

Тыльная сторона небольшого корпуса почти вся отдана под 3-дюймовый откидной дисплей, точно такой же, как в E-M1 (у "пятерки" разрешение дисплея и видоискателя меньше). Его средней яркости хватало практически всегда, и только в самые солнечные дни приходилось либо включать подсветку на максимум, либо пользоваться видоискателем. Дисплей сенсорный со стандартной для Olympus функциональностью: в режиме съемки - тач-фокус или мгновенный снимок, в режиме просмотра - прокрутка и масштабирование фото, а при визировании только по видоискателю – быстрое меню как одна из опций кнопки INFO.

Откидной механизм здесь использован самой простой конструкции, с характерным для нее недостатком - на штативе с большой головкой или съемной площадкой полностью отклонить дисплей вниз будет невозможно. Могут быть проблемы и с доступом к батарейному отсеку, так что выбирать штатив лучше с примеркой.

Справа от дисплея разместились пятипозиционный джойпад и три кнопки вокруг него - миниатюрные, но вполне удобные. Клавиши вокруг ОК по умолчанию управляют положением области фокусировки. Можно назначить им дополнительные функции, но тогда выбор точки фокуса будет требовать предварительного нажатия влево.

С электронным видоискателем (ЭВИ) приятно работать, несмотря на не самое высокое по нынешним меркам разрешение. Изображение в нем, как и на дисплее, практически не отстает от реальности (вот она, реальная польза от нового процессора). Нажимая на спуск, на снимке получаешь именно тот момент, который нужен. Но стоит помнить, что видоискатель потребляет больше энергии, чем дисплей.

В режиме просмотра снимков видоискатель тоже можно задействовать, но тут есть один неприятный момент - при автоматическом переключении изображения с дисплея на видоискатель камера переходит в режим съемки. Чтобы таки увидеть картинку в ЭВИ, нужно еще раз нажать кнопку просмотра. При переключении с ЭВИ на дисплей ничего подобного не происходит. Непонятно, то ли это баг, то ли так задумано - но зачем?

E-M10 сохранила то же разнообразие режимов, функций и настроек, которое мы видели у E-M1, однако кнопок здесь намного меньше, к тому же нет переключателя, меняющего их поведение. Три программируемых кнопки по умолчанию задействованы для вызова меню ISO/WB (Fn1), коррекции светов/теней (Fn2) и видеозаписи. С помощью Fn2 можно быстро приглушить пересветы и проявить детали в тенях с помощью колес или кнопок джойпада, при этом на дисплее отображается тоновая кривая, как в фоторедакторе. Естественно, эта коррекция, как и любые фильтры, эффекты и стили, применяется только к JPG-файлам. Для сцен с большим динамическим диапазоном можно также воспользоваться HDR или брекетингом. Правда, для этих функций нет своей кнопки, и в быстром меню их тоже нет, так что в случае частого использования придется задействовать одну из кнопок Fn или кнопку видеозаписи. Причем, если, например, для Fn1 выбрана функция HDR, то, удерживая кнопку нажатой и поворачивая любое из колес, можно открыть меню HDR и брекетинга, знакомое по E-M1. Выбранный в нем пункт в дальнейшем будет активироваться простым нажатием этой кнопки. Таким же образом работает и кнопка Fn2 по умолчанию. Назначенная ей функция настройки светов и теней - лишь один из 5 пунктов такого же меню.

В дополнение к стандартному быстрому меню "уголком" в E-M10 есть еще один способ доступа к важнейшим настройкам. Речь об информационном экране, который включается кнопкой "INFO", если принудительно переключить вывод изображения на видоискатель. Дисплей в этом режиме не реагирует на одиночные касания - видимо, для защиты от случайных срабатываний. Сенсорный режим активируется либо кнопкой "ОК", либо двойным тапом на любой из ячеек меню, представленного в виде сетки. Выбрать нужный элемент можно аж тремя способами, кому как нравится – касанием, стрелками джойпада или перебором с помощью заднего колеса. Изменить значение можно передним колесом, а можно с помощью ОК или двойного тапа открыть соответствующее меню.

Как видим, Olympus E-M10 можно настроить в соответствии с привычками любого пользователя, причем можно сохранить несколько наборов настроек и быстро менять их в зависимости от условий и жанра съемки (репортаж, макро, студийный портрет, видеография и т.д.). Конечно, чтобы разобраться во всём этом, а тем более всё настроить на свой вкус, потребуется немало времени, но оно будет потрачено не зря.

Производительность E-M10 благодаря процессору TruePic VII радует. Правда, максимальная скорость серийной съемки почему-то ограничена восемью кадрами в секунду вместо девяти у E-M5. Буферная память вмещает 12 кадров в режиме RAW + JPG максимального качества или 15 только в RAW. Дальше съемка может продолжаться бесконечно с интервалом в 2-3 секунды. Сохраняется полная серия довольно быстро - за 20 секунд, при этом камера не "зависает" - в любой момент можно доснять столько кадров, сколько места освободилось на этот момент в буфере.

Матрица у E-M10, как уже упоминалось, та же, что и в E-M5 – 16 мегапиксельная, без фазовых датчиков автофокуса. Она лишь немного уступает сенсору E-M1 по динамическому диапазону. Уровень шума у всех трех камер OM-D одинаков и достаточно высок - даже на ISO400 часто можно заметить на снимках зерно. Если планируется использовать фото для печати в большом размере, или если зума не хватает и придется использовать только часть кадра - высокими значениями ISO лучше не увлекаться. Если же фото планируется размещать в онлайн-публикациях или цифровых фотоальбомах, то при изначально правильном экспонировании и кадрировании беспокоиться не о чем. При уменьшении изображения, снятого с ISO до 1600-3200, до используемых в интернете размеров в 1-2 Мп шум благополучно "съедается" интерполяцией.

Вот так камера снимает на разных значениях ISO в формате JPEG ():

А вот так - в формате RAW при конвертации Adobe Photoshop Lightroom (галерея с полноразмерными файлами):

Автоматическая фокусировка у E-M10 работает быстро и надежно, а на случай нечастых промахов можно подстраховаться, включив режим S-AF + MF, и оперативно корректировать фокус вручную с помощью увеличения и выделения контуров (фокус-пикинга).

Оптика

Аппарат комплектуется универсальным складным зум-объективом с диапазоном фокусных расстояний 14-42 мм (28-84 мм в пересчете на полный кадр). Именуется он M.ZUIKO DIGITAL 14-42 mm 1:3.5-5.6 EZ ED MSC и имеет электропривод трансфокатора. Скорость зумирования можно выбрать из 3 вариантов (отдельно для фото и видео), ручной режим не предусмотрен. Объектив оснащен оригинальной крышкой с шторками, которые закрываются при складывании объектива. Эта крышка вкручивается в резьбу для светофильтров, а значит, у нее намного меньше шансов потеряться, чем у обычной крышки. Объектив автоматически выдвигается в рабочее положение при включении питания, даже если вы хотели всего лишь просмотреть отснятые фото, и автоматически убирается при переходе в спящий режим. Включение в режиме просмотра со сложенным объективом, увы, не предусмотрено. При зумировании и фокусировке передняя линза не вращается, что хорошо для работы с поляризационными и градиентными фильтрами. При трансфокации объектив двигается волнообразно, текущее фокусное расстояние отображается на дисплее.

Оптические качества объектива, прямо скажем, так себе. Резкость не поражает воображение. При минимальном фокусном расстоянии и открытой диафрагме объектив откровенно "мылит", резкость появляется только в диапазоне f/5,6-f/11. На среднем и максимальном фокусном картина не намного лучше - если сюжет не требует маленькой ГРИП, лучше снимать на f/8 при любом ФР. Кстати, даже при этом значении диафрагмы хроматические аберрации - не редкость, и не всегда устраняются в один клик. Большинство снимков, сделанных с этим объективом, требуют повышения резкости (а часто и цветовой насыщенности), при этом сразу же проявляется заметный шум. В плюс объективу запишем практически бесшумную механику, компактность и устойчивость к боковому и контровому свету. В общем, это типичный "кит", четко выполняющий свое предназначение - дать пользователю освоиться с камерой и одновременно мотивировать его на покупку более качественной оптики.

Резкость на фокусном расстоянии 14 мм:

Резкость на фокусном расстоянии 28 мм:

Резкость на фокусном расстоянии 42 мм:

В качестве бонуса на тест были предоставлены 2-кратный макроконвертер Olympus MCON-P02 и объектив начального уровня типа "рыбий глаз" Olympus Lens 9mm 1:8.0 (даже два - в черном и белом цвете).

Макролинза показала себя хорошо - существенных искажений не вносит, позволяет ближе подобраться к объекту и снять его крупнее. Правда, сокращение дистанции приводит к уменьшению глубины резкости, так что при работе с макроконвертером диафрагму нужно закрывать больше. Вот пример съемки с конвертером и без него, на максимальном фокусном расстоянии 42 мм, одинаковой диафрагме f/8 и минимально возможном расстоянии до объекта:

А вот фишай откровенно не понравился. Во-первых, пластмассовый корпус объектива не выглядит хоть сколько-нибудь надежным, а переключатель дистанции фокусировки легко задеть и случайно переключить (так я испортил около десятка кадров).

Вдобавок малюсенький блок линз имеет подпружиненное крепление, и при попытке протереть переднюю линзу она проваливается вовнутрь, не давая приложить достаточное усилие, а нажимать до упора страшновато. Во-вторых, светосила 1:8 фактически не дает использовать объектив в пасмурную погоду и в помещениях без дополнительного света, т.к. для нормальной выдержки приходится поднимать ISO и появляется шум. В-третьих, объектив даже при таком небольшом относительном отверстии выдает хорошо заметные хроматические аберрации и неудовлетворительную резкость, особенно на краях. В общем, сделать по-настоящему качественный снимок без обработки в редакторе практически нереально.

В-четвертых, у объектива нет никакой электроники. Учитывая фиксированную диафрагму и отсутствие автофокуса, она и не нужна, но дело в том, что объектив никак не распознается камерой и никакой информации о нем в EXIF нет. При этом камера с фишаем нормально работает во всех режимах съемки, которые подразумевают автоматическое управление выдержкой, включая iAuto, SCN и ART. А вот в режимах M (ручном) и S (приоритета выдержки) нужно снимать с AutoISO, поскольку иначе корректировать экспозицию нечем.

При всех своих недостатках этот недорогой объектив дает фотолюбителю возможность показать окружающий мир по-другому или просто втиснуть в кадр объект, который не умещается в поле зрения штатного зума. И при этом занимает минимум места в фотосумке или кармане. В украинских магазинах найти его не удалось, цена на Amazon - $99.

Вот такие снимки можно получить с помощью Olympus Lens 9mm 1:8 FISHEYE:

Видео

Запись видеороликов возможна в формате MOV (в разрешении HD и FullHD) и в формате Motion JPEG (HD и SD 640*480). Работа трансфокатора и автофокуса на видео не слышна, разве что при съемке в полной тишине. Доступны режимы P/A/S/M, запись со стереозвуком и без него, а также функция подавления шума ветра с несколькими уровнями. Ручная регулировка экспозиции во время съемки недоступна, сенсор дисплея не задействован. Серьезного видеографа E-M10 не заинтересует, т.к. не имеет поддержки внешнего микрофона и наушников. Тем не менее, качество записи вполне приличное, автофокус работает неплохо – довольно быстро перефокусируется, учитывая отсутствие фазовых датчиков. Во время съемки видео можно делать фотоснимки в двух вариантах – с тем же разрешениием и качеством, что и видео (не прерывая видеозапись) или с текущими параметрами, заданными для фоторежима, но тогда запись видео прерывается в момент получения снимка и возобновляется автоматически после его сохранения. Запись стартует из любого режима по нажатию соответствующей кнопки, но если она перенастроена на другую функцию, то включить видеозапись можно, установив селектор режимов съемки в соответствующее положение.

Пример видеосъемки с максимальным разрешением и качеством:

Впечатления от использования

Камера за время тестирования побывала на прогулках в Межигорье (к сожалению, бОльшая часть этой фотосессии непонятным образом исчезла с компьютера) и в Бучанском городском парке. Кроме того, я ежедневно носил ее с собой на работу и с работы, пытаясь по пути поймать интересный сюжет. Скромные размеры и небольшой вес E-M10 идеально подходят для туризма – дважды проходив по полдня с камерой на шее, я ничуть не устал, ничего себе не натер и не передавил. Даже с парой дополнительных объективов она легко уместится в небольшую фотосумку и не будет в тягость. Собственно, это и есть одно из главных достоинств камеры наряду с богатой функциональностью и хорошими творческими возможностями.

Примеры фотографий, сделанных на OM-D E-M10 (галерея с оригинальными файлами):

Автономность у E-M10 стандартная для беззеркалок и примерно соответствует заявленной - у меня стабильно получалось чуть больше 300 фото и с десяток коротких (до минуты) видеороликов при использовании видоискателя и дисплея в соотношении примерно 70/30. Для экскурсий на полдня этого хватает впритык - если не увлекаться, снимая всё подряд, и выключать камеру, когда она не нужна. Чтоб с гарантией хватило на весь день - нужна вторая батарея.

Как и все последние модели системных камер Olympus, E-M10 оснащена Wi-Fi адаптером с возможностью беспарольного подключения путем считывания штрих-кода с экрана камеры. Работают дистанционный просмотр и загрузка фото, геотегирование снимков и полнофункциональное дистанционное управление со смартфона или планшета. Мобильное приложение Olympus Image Share – одно из лучших (если не лучшее) по функциональности и дизайну.

В сухом остатке

При всем своем стильном виде, легкости, компактности и богатой функциональности камера не смогла произвести такое же приятное впечатление, как E-M1, по части качества снимков. Что и не удивительно - ведь старшая модель тестировалась с объективом совершенно другого класса (Olympus ZUIKO DIGITAL ED 12-40mm 1:2.8). Поставьте его на E-M10 - и эта малышка покажет себя во всей красе. Правда, она тут же перестанет быть карманной, да и стоит такой объектив как две камеры. С комплектным же зумом довольно сложно сделать снимок, качество которого могло бы оправдать вложенные 10 500 грн ($875). Возможно, стоит сразу приобрести объективы получше вместо китового – например, какой-нибудь из «фиксов», наиболее подходящих к вашему стилю съёмки.

Реальных конкурентов (если максимально учитывать все параметры) у E-M10 два: это Sony NEX-6 и Panasonic Lumix GX7. В тестах DXOMark у всех трех камер очень близкие результаты . При этом NEX 6 при меньшей на четверть массе имеет сенсор формата APS-C, что делает ее более подходящей для портретной съемки. Правда, оптика для APS-C крупнее и тяжелее аналогов для m4/3. Lumix GX7 выделяется более быстрым затвором (1/8000 с) и лучшими характеристиками видеозаписи (60 fps), но скорость серийной фотосъемки у него вдвое ниже (5 fps). Обе альтернативы не имеют встроенного стабилизатора, который не будет лишним при работе с мануальной оптикой, особенно длиннофокусной.

8 причин купить OLYMPUS OM-D E-M10

  • легкость, компактность
  • хорошая эргономика
  • большой выбор предустановленных сцен и фильтров
  • отличный авторежим, позволяюший пользователю корректировать часть параметров
  • встроенный стабилизатор изображения
  • быстрый и точный автофокус
  • минимальный лаг дисплея и затвора
  • богатые возможности настройки интерфейса и управления

4 причины не покупать OLYMPUS OM-D E-M10

  • посредственная комплектная оптика
  • громоздкое меню
  • относительно невысокие рабочие ISO
  • отсутствет порт для аксессуаров MultiInterface Shoe

Фотоаппарат Olympus OM-D E-M1 с объективом Olympus M.Zuiko Digital 12-50mm 1:3.5-6.3 EZ ED MSC Splash Proof огромная благодарность официальному представителю Olympus в Украине.

Olympus OM-D E-M1 — очень интересная и функциональная камера, вторая камера в линейке Olympus ‘OM-D’, представленная 10 сентября 2013 года.

E-M1 имеет дизайн старых пленочных камер серии Olympus OM. Внешне E-M1 смотрится просто чудесно. Корпус камеры полностью выполнен из сплава магния, имеет пыле- и влагозащиту, а также защиту от мороза. И действительно, я без проблем снимал несколько дней на морозе при ‘-10°С’. Камеру удобно держать в руке, часть корпуса покрыта специальными резиновыми вставками.

В E-M1 хорошо продуманное управление, мне очень понравилось, что множество кнопок и дисков можно запрограммировать под свои привычки и предпочтения. Причем настройку функций диска можно отдельно выполнить для каждого из режимов .

Основной диск выбора режимов съемки имеет специальную кнопку-фиксатор, которая может . Фиксатор может находится во включенном или выключенном состоянии.

Возле байонета камеры имеется две программируемые кнопки, которые первоначально отвечают за просмотр глубины резкости и быстрой настройки по белому листу. Также программируются две кнопки FN, оба диска, кнопа REC и специальный переключатель.

Камера имеет 3-х дюймовый (на 1.036.800 точек) откидной сенсорный дисплей. Полноценного сенсорного управления с помощью дисплея нет. Меня немного удивляет, зачем было делать сенсорный дисплей с помощью которого можно использовать только несколько полезных функций. Управление с помощью сенсорного дисплея никак нельзя сравнить с полноценным мультитач экраном, например, установленным в , где камера воспринимает и выполняет любое касание к дисплею. Лично для меня удобство от сенсорного дисплея проявилось только в быстром выборе точки фокусировки и перелистыванию снятого материала.

Кроме основного дисплея имеется и встроенный электронный видоискатель () на 2.3 миллиона точек, фактически аналогичный внешнему VF-4. дает 1.48 кратное увеличение и имеет 100% . Камера автоматически переключается между и . Правда, когда камера переходит в спящий режим, требуется порядка одной секунды, чтобы снова активировался, в это время просто ничего не показывает, и фотограф может упустить нужный ему момент.

Основой E-M1 является матрица на 16 МП с Kf=2Х. Камера может получать снимки максимального размера 4608 x 3456. Такой же Live MOS Sensor можно найти в моделях , E-PM2, E-PL6 и в моделях серии OM-D: E-M5 и E-M10, но из-за разных алгоритмов обработки изображения и разных фильтров низких частот качество изображения с этих камер может отличаться. E-M1 не имеет АА-фильтра, что упрощает получение резких снимков с большой детализацией.

E-M1 может работать в диапазоне ISO 100-25600 , но на самом деле ISO 100 и все значения ISO выше являются расширенными значениями. Обычно другие производители хотя бы честно называют предельные значения ISO расширенным диапазоном и вместо ISO 25.600 пишут какой-то аналог, например ISO ‘Hi 1’. На деле уровень шума у E-M1 на высоких значения ISO оставляет желать лучшего и порой уступает многим любительским зеркальным камерам формата APS-C, не говоря уже про формат APS. Виной всему — небольшой физический размер сенсора E-M1.

E-M1 имеет продвинутую систему фокусировки. Система фокусировки особенная — помимо фокусировки по контрасту она включает в себя и фазовые датчики, расположенные непосредственно на матрице фотоаппарата.

Фокусировка точная и быстрая и имеет просто огромное количество всевозможных настроек.

Для себя я отметил, что цепкость фокусировки E-M1 все же уступает зеркальным камерам с фазовой фокусировкой. Камера E-M1 действительно быстро и точно фокусируется, но при этом, в ряде случаев, ей нужно больше времени для наведения, особенно в сложных ситуациях, где камера ‘водит’ фокус туда-сюда. По сравнению с зеркальными камерами, E-M1 сильно выигрывает покрытием кадра точками (зонами) фокусировки и фокусировкой при съемке видео:)

Вспышка Olympus FL-LM2 из комплекта

В комплекте с камерой идет небольшая Olympus FL-LM2. В отличии от классических внешних вспышек, которые требуют только контактов внешнего башмака, FL-LM2 использует для работы специальный разъем. Чтобы установить вспышку, нужно снять с нее специальный блокиратор, снять заглушку башмака камеры и снять специальный предохранитель на разъеме камеры. Чтобы снять последний, я провозился минут 5.

Отличительной особенностью E-M1 является превосходная встроенная система стабилизации. Стабилизатор у камеры очень хороший, при этом можно использовать более дешевые объективы без стабилизатора. В меню можно очень гибко настроить работу системы стабилизации, а также приоритет работы оной при использовании объективов, которые тоже имеют стабилизатор.

Функция стабилизации также отлично работает с мануальными объективами и имеет ряд своих специфических настроек.

Еще одним удивительным показателем камеры является огромная скорость серийной съемки, которая может достигать 10 кадров в секунду . Это отличный показатель. А еще очень и очень приятно то, что E-M1 очень емкий . В формате RAW буфер приблизительно помещает 35-40 файлов, а в формате приблизительно 45-50 файлов с максимальным качеством снимка. Емкость буфера слегка изменяется при включении функций, призванных улучшать картинку. OM-D E-M1 захватывает в одну секунду около 160 МП изображения (16 МП по 10 кадров в секунду), а следовательно ее выше, чем у очень дорогих профессиональных зеркальных камер, таких как , Canon 5D Mark III и т.п. Жаль только, что RAW файлы имеют только 12-битную глубину цвета.

Много других очень полезных функций и возможностей:

  • Система очистки матрицы от пыли.
  • Full HD видео 1920 * 1080 30p.
  • Модуль Wi-fi , с помощью которого можно дистанционно управлять камерой из смартфона или планшетного компьютера. Я без проблем установил нужное ПО и работал с функцией дистанционного управления камерой и передачи фотографий. Можно добавлять данные GPS. Конечно, GPS-приемника у камеры нет, но она может брать координаты и впечатывать их в из вашего смартфона.
  • Механический затвор, который поддерживает до 1/8000 секунды. синхронизации со вспышкой составляет 1/320 секунды. Лично я без проблем снимал со вспышкой Nikon на 1/400 с.
  • Множество фильтров для создания разнообразных творческих фотографий.
  • Есть очень полезная функция пикинга.
  • Присутствует мгновенное увеличение области изображения для наводки на резкость. Эта функция очень полезна при работе с мануальной оптикой.
  • Есть функция Time Laps (интервальная съемка).
  • HDR , съемка по таймеру.
  • Live Time позволяет наблюдать изменения в картинке при увеличении в реальном времени.
  • Есть выход Micro HDMI (тип D), USB и вход для микрофона. Камера использует карточки памяти SD (SDHC, SDXC) и поддерживает UHS‑I.
  • Также есть индикатор горизонта, разного типа.
  • и много-много другого.

Объектив Olympus M.Zuiko Digital 12-50mm 1:3.5-6.3 EZ ED MSC Splash Proof

M.Zuiko Digital 12-50mm 1:3.5-6.3 — интересный объектив с 4.2 кратным зумом, его ЭФР составляет 24-100 мм, такой диапазон фокусных расстояний является универсальным и может применяться для огромного числа сюжетов.

Вот только меня сильно удивило, что объектив имеет слабенькую F/3.5-6.3, при этом он даже не является супер-зумом. На мой взгляд, объектив с максимальным относительный отверстие 1:6.3, в комплекте с недешевой камерой Olympus OM-D E-M1, является своего рода издевательством над покупателем. Но хорошо, что во всем остальном M.Zuiko Digital 12-50mm 1:3.5-6.3 достаточно хорош:)


У M.Zuiko Digital 12-50mm 1:3.5-6.3 внутренняя фокусировка и внутренний трансфокатор — при зумировании и при фокусировке объектив не изменяет свои размеры и при этом ни передняя ни задняя линза не двигаются. Кольца зумирования и фокусировки непрорезинены. Кольцо фокусировки электронное , без прямой механической связи с линзами объектива, таким образом достигается очень плавная наводка на резкость. Автоматическая фокусировка быстрая и тихая .

Кольцо зумирования может находится в трех положениях. Положение регулируется с помощью сдвига кольца вдоль оси объектива. Также на корпусе можно найти специальный индикатор, который показывает установленное положение:

1. M-Zoom — в этом режиме доступно ручное управление фокусным расстоянием объектива. При зумировании вручную объектив издает небольшой «рычащий» шум. Когда упираешься в крайние положения фокусного расстояния и продолжаешь вращать кольцо зумирования, то складывается неприятное ощущение трения пластика об пластик. Режим служит для максимально быстрого изменения фокусного расстояния. Чтобы перейти в него, достаточно потянуть кольцо зума в сторону байонета камеры.

2. E-Zoom — в этом положении доступно электронное (электро-магнитное) управление зумированием (‘Elektro-magnetic Zoom’ — ‘EZ’ в названии), при этом зумирование выполняется очень плавно, что важно при видеосъемке. Для зумирования кольцо вращением оттягивается в одну и в другую сторону, после чего камера начинает плавно и бесшумно изменять объектива. На корпусе можно найти две метки со стрелками ‘Tele’ и ‘Wide’ (‘Теле’ диапазон и ‘Широкоугольный’ диапазон), которые указывают направления для увеличения или уменьшения фокусного расстояния.

3. Macro — в данном режиме доступно максимальное увеличение 1:2.8 для макросъемки, при этом минимальная дистанция фокусировки составляет 20 см. В штатном режиме МДФ составляет 35 см. Чтобы перейти в данный режим, нужно нажать на кнопку ‘Macro’, которая находится на корпусе объектива и потянуть кольцо зума в сторону передней линзы до упора. После такой манипуляции всегда будет составлять 43 мм. Сам объектив сможет не только работать в макро режиме, но и фокусироваться на бесконечность. Грубо говоря в этом положении из зум-объектива получается макро-объектив.

Блик на объектив, чтобы его получить, нужно сильно постараться:)

При выключении камеры, если до этого объектив был установлен в положение E-Zoom, автоматически возвращается в крайнее положение на 12 мм. Объектив хорошо собран, имеет металлический байонет, никаких люфтов или недочетов в сборке я не обнаружил. Весит чуть больше 200 грамм, жаль, в комплекте нет бленды. В оптической схеме, состоящей из 10 элементов в 9 группах, можно встретить 2 асферических элемента, 1 ED элемент и 1 HR элемент, которые и помогают создавать неплохое качество изображения.

Возле кнопки ‘Macro’ находится еще одна специальная кнопка — ‘L-Fn ‘ (‘L ens F uN ction’ — ‘Функциональная кнопка объектива’). Обычно кнопка служит для блокировки фокуса (‘АФ Стоп’), чтобы тот случайно не сбился, но кнопку можно перепрограммировать с помощью меню камеры ‘Функция кнопки’. Считаю, что кнопка очень удобна, ибо ее легко нажимать большим пальцем левой руки, которая поддерживает камеру и объектив во время съемки.

Пример фото на объектив Olympus M.Zuiko Digital 12-50mm 1:3.5-6.3 EZ ED MSC. Лед и его узоры.

Обязательно стоит отметить, что объектив имеет защиту от брызг (Splash Proof), обычно пишут, что он ко всему прочему пыле-, и влагозащищен. Думаю, M.Zuiko Digital 12-50mm 1:3.5-6.3 без проблем перенесет небольшой дождик.

Пример фото на Olympus M.Zuiko Digital 12-50mm 1:3.5-6.3 EZ ED MSC. Кристаллы льда.

M.Zuiko Digital 12-50mm 1:3.5-6.3 использует светофильтры диаметром 52 мм. Количество лепестков — всего 5 штук, что тоже, очень удивительно. Обычно современные объективы имеют больше лепестков . закрывается до F/22 по всему диапазону фокусных расстояний.

Обратите внимание, что камера автоматически исправляет много недочетов объектива, например и , потому увидеть «голую» работу объектива достаточно сложно. В целом объектив создает резкое, контрастное изображение, никаких претензий к качеству изображения у меня нет, но тем не менее я бы не стал покупать дорогой Olympus OM-D E-M1 с таким объективом.

Архив с оригиналами фотографий в формате RAW можно скачать по этой ссылке (615 МБ, 41 фото).

Цены на современные фотоаппараты Olympus в популярных магазинах можете .

Обратите внимание, что на Радоживе комментарии не требуют никакой, вообще никакой регистрации, комментарий может добавить любой читатель. Я буду очень рад , если в комментариях Вы выскажете свое мнение, опишите свой опыт или дополните материал полезной информацией.

Для подбора фототехники я рекомендую воспользоваться полезными ссылками на большие каталоги различной фототехники, такие как E-katalog или Magazilla . Много мелочей для фото можно найти на Aliexpress .


Итоги:

Olympus OM-D E-M1 — очень хорошая беззеркальная камера. Отлично подойдет продвинутым фотолюбителям и фотоэнтузиастам. Интересна огромной скоростью серийной съемки, отсутствием фильтра низких частот, отличным корпусом и эргономикой и многим-многим другим.

Герой сегодняшнего нашего теста - Olympus OM-D E-M10. Это совершенно новая беззеркалка, анонсированная меньше месяца назад. Она стала продолжателем современной линейки Olympus OM-D, в которой на данный момент кроме нее уже существует две модели: первопроходец E-M5 и новый флагман E-M1 . Но от своих старших во всех отношениях собратьев новинка отличается чуть более скромными характеристиками и намного более привлекательной ценой. При этом за скромным ретро-дизайном E-M10 скрывается такое большое количество новых функций и особенностей, что рассказывать о них мы будем в формате “неделя с экспертом”, публикуя день за днем новые главы большого теста и делясь опытом съемки на камеру в реальных условиях.

Следите за обновлениями! Каждый день в течение недели мы будем публиковать новые главы нашего большого теста.

Кстати, уже сейчас можно оформить предзаказ на Olympus OM-D E-M10 в фирменном магазине , а посмотреть камеру в живую и даже протестировать ее можно в магазинам Медиа Маркт.

Начнем же традиционно - со знакомства. Olympus OM-D E-M10 - это компактная системная камера со сменной оптикой. Причем слово “компактная” как нельзя лучше описывает главную особенность этой новинки. Когда я получал технику на тест, то никак не мог поверить, что смогу уместить фотоаппарат, зарядку к нему и шесть (!) объективов в свой маленький фоторюкзак. Но Olympus умеет удивлять: эта техника заняла ровно половину места в моем рюкзаке, уместившись в одном его отделении.

Своей компактностью камера и вся система Micro 4/3 обязаны прежде всего размеру матрицы. Сенсор формата 4/3” имеет физические размеры 17,3x13 мм - чуть меньше, чем, например, у большинства любительских зеркалок. Некоторые скептики считают, что подобный размер матрицы ограничивает возможности работы с малой глубиной резкости и может негативно сказаться на уровне шумов. Что же, для нас это только повод уделить данным вопросам повышенное внимание в нашем большом тесте.

Кстати, матрица в E-M10 используется та же, что и в полюбившемся миллионам E-M5 . Ее разрешение 16 мегапикселей, изготовлена она по КМОП-технологии. Зато процессор в E-M10 установлен более новый - TruePic VII. Высокая скорость серийной съемки - до 8 кадров/с - это отчасти его заслуга.

Я упомянул, что Olympus OM-D E-M10 будет стоить значительно меньше своих старших собратьев. Давайте попробуем разобраться, на чем пришлось сэкономит разработчикам, а какие характеристики и особенности остались неизменными.

Опыт некоторых других производителей фототехники учит нас, что в первую очередь при выпуске более доступной модели происходит удешевление материалов корпуса. Но здесь такой тенденции не прослеживается: лицевая и верхняя панель камеры, управляющие диски и даже поднимающаяся вспышка изготовлены из металла. Из пластика - детали задней панели и нескользящие накладки. При этом качество сборки на высоте: камеру просто приятно держать в руках.

Начиная с самых первых моделей , беззеркалки Olympus славились своими встроенными стабилизаторами изображения на основе сдвига матрицы. Такой подход к стабилизации позволил одним выстрелом убить двух зайцев: не размещать стабилизатор в оптике (и как следствие - сделать ее дешевле и компактнее) и реализовать стабилизацию при работе с любым объективом.

Не стал исключением и Olympus OM-D E-M10. В нем применен трехосевой стабилизатор на основе сдвига матрицы. Напомню, что в E-M1 и E-M5 применялись пятиосевые стабилизаторы, которые чуть более эффективны при съемке с небольшого расстояния. Однако, трехосевой стабилизатор тоже способен компенсировать вращательные движения камеры, которые чаще всего и приводят к смазу.

Строить кадр фотографу предлагается либо по наклонному сенсорному экрану с диагональю 3 дюйма и разрешением 1040000 точек (это, кстати больше, чем у E-M5) или через ЖК-видоискатель с разрешением 1440000 точек.

При этом производитель заявляет, что на данный момент камера обладает самой низкой в своем классе задержкой отображения информации. Чуть позже мы проверим это. Пока же могу сказать, что картинка в электронном видоискателе действительно воспринимается как живая: частота обновления очень высокая (заявлено до 120 кадров/с), изображение не стробит даже на динамичных сюжетах.

Автофокус камеры похож на тот, что мы видели у E-M5: классический контрастный автофокус по матрице с возможностью выбора области фокусировки и ее размера (в том числе при помощи касания). Кроме ставшей привычной фокусировки по лицам в кадре есть и кое-что интересное: в случае портретной съемки можно задать приоритет фокусировки на глазах, при этом можно отдать приоритет левому или правому глазу. Интеллектуальные способности современных камер не перестают удивлять.

«Дорожные споры — последнее дело», поэтому о камере в дорогу я никогда не думаю. Она должна быть маленькой, неубиваемой, давать ряд явных преимуществ перед конкурентами и не тянуть рюкзак. В Казахстан, так уж получилось, с собой я взял на целый месяц Olympus OM-D E-M10 mark III — как оказалось, несмотря на размеры, крайне мощный инструмент, особенно, если разжиться тремя-четырьмя хорошими объективами, которые по месту и весу занимают столько же, сколько полнокадровый зум, а возможно, даже и меньше.


Качество и стиль

Олимпус при производстве своих камер изначально выбрал стиль ретро, а это значит сочетание качественных материалов и продуманных линий. Однако, здесь дизайн не является самоцелью, поскольку дизайнеры компании следуют своей религии совсем не однолинейно. Вся линейка OM-D отличается от более простой, Pen, как раз дизайном под зеркалку и имеет четко выраженный хват. Естественно, в компактной камере нельзя было сделать такой же хват, как в единице, поскольку корпус здесь почти в два раза меньше по объему. Тем не менее, дизайнеры не просто перемасштабировали большую камеру до маленькой, поскольку корпус стал меньше, а вот управляющие колесики - нет. Да, это привело к легкому дисбалансу размеров органов, но зато приоритеты расставлены правильно, поскольку первична именно управляемость, а не тупое следование эстетике стиля, ведь пальцы наши от маленькой камеры меньше не становятся. Естественно, хват здесь не такой уверенный, и держишь камеру тремя пальцами правой руки, но, благодаря выступу сзади, вполне уверенно. Впрочем, ради следования стилю здесь традиционным сделан тумблер включения слева, и длины моих пальцев правой руки не хватает, чтобы его переключить, но это фирменная фишка Олимпуса, поэтому свое мнение я бы отнес к вкусовщине, привыкнуть можно.

Компактность и удобство, функциональность и эргономика

Компактность - это основное преимущество системы микро-4/3, и здесь десятка значительно опережает и пятерку, и единицу. Если добавить сюда компактный объектив, камера поместится в кармане зимней куртки, но и летом ее легко носить, что путешественнику идеально подходит. С ней, действительно, можно ходить постоянно, было бы желание. Сегодня стандартом считается вообще мобильный телефон, которому камера в плане компактности, естественно, проигрывает, но далеко не так значительно, как современные зеркальные и беззеркальные полнокадровые камеры. А вот в плане качества и гибкости она будет, естественно, на высоте, тем более, с хорошими объективами, которые есть в системе. Ну, а в плане функцинала и удобства камера, наверное, вообще не уступает другим фотоаппаратам.


Прежде всего, организация пространства съемки через быстрое меню здесь сделана очень неплохо. Сюда вынесены основные настройки фото- и видеосъемки, но так же здесь вы выбираете режим фокусировки, настройки стабилизации изображения, что важно, когда вам нужно ее отключить, как это делается тумблером стабилизированного объектива, и еще ряд настроек. Управлять быстрым меню можно и колесами, и клавишами, и пальцами. Расположение кнопок на корпусе сведено к расширенному, но необходимому минимуму, это обязательные два колеса для управления, раздельные клавиши спуска, благодаря которым можно одновременно снимать и фото, и видео, включая их в любой последовательности, стандартный блок навигации, режимы съемки и доступа к быстрому меню. Остальное - на сенсорном экране, с которого в режиме видео, к примеру, может вполне комфортно управлять съемкой.

Функционал

В режиме фото мне традиционно нравятся цифровые функции Olympus, которых практически больше ни у кого и нет. Live comp давно стал крайне удобным инструментом для съемки, но я каждый раз для себя открываю дополнительные возможности его использования. Здесь есть довольно гибкие настройки для него, позволяющие выбрать базовую выдержку для первого кадра, на которую будет все накладываться. Раньше меня дико раздражало, что камера снимает пару секунд, а потом накладывает сверху только светлые зоны, создавая дорожки от фар автомобилей, но сейчас вы сами выбираете, сколько экспонировать первый кадр, а соответственно, можете регулировать отчасти и чувствительность, чтобы первый кадр шумел меньше. С помощью этой функции можно успешно размывать воду в пух, даже когда у вас попросту нет нейтрального фильтра, чтобы снимать на выдержках по нескольку минут, если на улице светло — экспозиция может длиться пару секунд, но эффект будет, как от сверхдлинной выдержки.


Стабилизатор

Самая сильная сторона Олимпуса — его стабилизатор изображения, который в продвинутой версии присутствует только в OM-D, в то время, как серия Pen имеет стабилизатор чуть проще. К тому же, на результат его работы хорошо влияет сам вес камеры, который здесь больше, а пены традиционно легче. Зная эту особенность, я совершенно обнаглел в путешествии и снимал на выдержках по паре секунд при чувствительности ISO 200-400 на фиксы 1.8, которые были у меня на тесте. Отсутствие необходимости таскать с собой штатив — это зачатую очень серьезное подспорье, равно как и малошумные картинки в результате.


Автофокус

Второй огромнейший плюс — эффективный и реально работающий следящий автофокус, над которым я издевался довольно много, но он неплохо цепляется даже за одинокую болтающуюся на ветру травинку, при этом не дыша линзами в видео, но довольно быстрый в режиме фото, чтобы перефокусироваться между кадрами в серии. Здесь она не такая быстрая, как в E-M1, но более, чем достаточная для съемки динамики путешественнику.


Видео

Видео мы давно уже не отделяем от фото, и то, что Олимпус подтянул свои возможности под современные стандарты, безусловно, радует. 4К/25 или 30р, в зависимости от вашего стандарта, да еще и с полноценным стабилизатором, безусловно сделают погоду многим. Я обратил внимание, что даже с выключенным стабилизатором камера срезает площадь картинки примерно на 5%, но не стал бы к этому придираться, поскольку сделано это для попиксельного считывания и хорошей резкости. Естественно, резкую картинку можно получить только с хорошими стеклами, зато она действительно будет выглядеть профессионально. Олимпус здесь делает ставку на съемку под свои нужды со стилизацией прямо в камере, хотя и для постобработки здесь место тоже есть. Цвет можно гибко настраивать в меню, можно накладывать любой из цифровых фильтров, присутствующих в камере, даже внешние эффекты смаза движения или старой пленки присутствуют. Дублировать их на этапе постобработки начинающему не очень просто. Плоский профиль дает возможности стандартного грейдинга изображения уже на этапе редактирования видео. Чего не хватает, так это порта под внешний микрофон, хотя компания давно дает возможность синхронизации по таймкоду со своими диктофонами, блогерам можно также использовать диктофон хоть в телефоне. Обычно принято говорить, что откидной экран не совместим с блогерскими интересами, но самого себя всегда можно снять с управлением с телефона, причем в таком случае все будет видно не на расстоянии в три метра, а с вытянутой руки, которая будет не только запускать и останавливать съемку, но и менять почти все ее параметры.

Заключение

В жизни важен баланс. Понятно, что идеальных камер нет, есть идеально подходящие под ваши интересы. Если вы профессионал-студийщик или видеограф с большим объемом работы, конечно, можно пытаться предъявлять к этой камере свои завышенные требования, но идеально она подойдет вам только в отпуске. Она не будет тянуть шею, не будет тащить домой и давить на совесть потраченным на нее бюджетом паровоза. Она позволит даже определенные слабости, вроде нежелания таскать повсюду штатив и гору железа, при этом отвечая практически всем потребностям путешественника, не желающего ограничивать себя убогим телефонным качеством, но стремящегося сделать картинку идеальной для данных условий, предоставляя вам как стандартные, так и дополнительные творческие возможности.

Фотографии в исходном качестве , сделанные на Olympus OM-D E-M10 mark III, можно скачать по .