Самые первые чернила и инструменты для письма. Что в прошлом не использовалось для письма

Библия - весьма древняя книга, но она ни в коем случае не является самой древней книгой в мире. Открытия прошлого столетия свидетельствуют о том, что искусство письменности было широко распространено во многих странах задолго до возникновения еврейского народа в Палестине. Самые ранние из примеров письменности переносят нас в древние земли Египта и Месопотамии. Нам точно не известно, где и когда зародилась письменность. Естественно, это не произошло так, что некто сел, подумал и сказал: «Сегодня я собираюсь изобрести искусство письма». Известно лишь, что до наших дней сохранилась известняковая табличка с надписями, относящимися к Шумерской цивилизации, которая датируется примерно 3500 годом до нашей эры. Также известно, что, по крайней мере, к 3000 году до нашей эры египетские иероглифы находились еще в стадии развития. В самой Палестине письма, написанные правителями городов, датируются примерно 1400 годом до н.э. Подобная информация имеет важное значение при обсуждении вопроса о происхождении Библии, так как прежде критики Библии скептически утверждали, что во времена Моисея письменность еще не была известна, и, следовательно, Моисей не мог быть автором первых пяти книг Библии. Сейчас мы знаем, что письменность уже широко применялась за много столетий до Моисея, а это означает, что нет никакого повода утверждать, что Моисей не мог написать книг, авторство которых ему приписывается.

Древние народы Палестины и примыкающие к ним государства переняли разные материалы для письма. Сама Библия содержит ссылки на множество таких материалов.

1. Камень. Почти во всех уголках мира материалом, на который были нанесены древнейшие письмена, был камень. В Египте и Вавилоне самые ранние надписи были сделаны на камне. Самые древние из рассматриваемых частей еврейских писаний, найденных в Палестине, тоже были написаны на камнях. Из них наилучшими образцами являются Моавитский камень и Силоамская надпись. Моавитский камень был воздвигнут моавитским царем по имени Меса около 850 года до н.э. и повествует о восстании моавитян против Иорама, царя Израильского. Силоамская надпись рассказывает о строительстве туннеля, пробитого в стене, ограждающей источник Силоам в Иерусалиме. Вероятно, надпись дошла до нас со времени царя Езекии и датируется примерно 700 годом до н.э. То, что эти ранние образцы письменности сделаны на камне, находится в поразительном соответствии с библейским повествованием, так как самым ранним материалом для письма, упоминаемом в Ветхом Завете, был камень. Как известно, Десять Заповедей изначально были написаны на камне. В книге Исход говорится: «И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали, каменные, на которых написано было перстом Божиим» (Исход 31:18, ср. Исход 34:1, 28). После того, как еврейский народ перешел Иордан, ему было заповедано установить камни с высеченными на них словами закона. (Втор. 27:2-3, ср. Ис. Нав. 8:30-32).


2. Глина. В Ассирии и Вавилоне преобладающим материалом для письма была глина. В этих местах из-под земли были извлечены огромные библиотеки глиняных табличек. Например, была обнаружена библиотека ассирийского царя Ашурбанипала (ок. 650 года до н.э.), насчитывающая тысячи табличек с записями различной тематики. В Сирии неподалеку от городов Рас-Шамра (в древности Угарит) и Эбла подобным образом на свет были извлечены огромные хранилища глиняных табличек. После недавно проведенных близ Эблы раскопок было обнаружено более 16 тысяч глиняных табличек, датируемых 2500 годом до н.э. В Египте тоже использовали глину. Это подтверждает открытие более 350 табличек в самом сердце Египта, известном как Тель эль-Амарна. На табличках, обычно продолговатой формы, писали, пока они были сырыми, а затем их обжигали, или просто давали высохнуть на солнце. Глиняный материал упоминается в книге Иезекииля 4:1, где пророку заповедано начертить план Иерусалима на черепице.

3. Дерево. Довольно часто в древности для письма использовались деревянные дощечки. В Греции в течение многих веков дощечки были распространенным материалом для письма. В Афинах в четвертом столетии до рождества Христова такие дощечки отбеливались в известковом растворе, чтобы на них лучше держались чернила, и использовались для ведения официальных записей. Дощечки для письма были обнаружены также в Египте и Палестине. Вероятно, такие дощечки упоминаются и в книгах Исаии 30:8 и Аввакума 2:2.

4. Кожа. В течение многих столетий в истории Библии важную роль играла кожа животных. Хотя кожа особо не упоминается в Ветхом Завете, бесспорно, она являлась основным материалом, использовавшимся евреями для письма. Нож писца, применявшийся для исправления ошибок, упоминается в книге Иеремии 36:23. Это служит хорошим свидетельством того, что свиток, о котором говорится в данном стихе, был кожаным, так как такой острый инструмент, как нож, не мог применяться по отношению к тонкому материалу для письма. Согласно другим источникам, Ветхозаветные Писания были записаны на коже и дошли до нас в таком виде. Еврейский Талмуд, представляющий собой сборник толкований и дополнений к Ветхому Завету, определенно требовал, чтобы Писания переписывались на коже животных, что тоже, несомненно, отражает древние традиции. Таким образом, мы можем с уверенностью заключить, что обычно Ветхозаветные Писания наносились на подготовленную особым образом кожу животных. Возможно, когда Павел просил принести ему кожаные книги (2 Тим. 4:13), он подразумевал при этом копии частей Ветхого Завета.

5. Папирус. Ту важную роль, которую в ветхозаветные времена исполняла кожа, во времена Нового Завета играл папирус. И действительно, среди всех доступных материалов для письма папирус был наиболее важным и настолько распространенным в древние времена, что можно почти полностью быть уверенными в том, что оригиналы посланий Нового Завета были написаны на листах папируса. Целые плантации тростника, из которого изготавливался папирус, в прошлом располагались вдоль реки Нил. Это объясняет его столь раннее, около 3 000 лет до н.э., применение в Египте в качестве материала для письма. Популярность папируса распространилась из Египта в соседние страны, и его употребление стало настолько распространенным, что он стал универсальным средством для создания книг в Греции и Риме. К четвертому веку до нашей эры применение папируса стало столь широким, что великий историк Геродот едва мог признавать цивилизованными людей, использовавших что-либо иное, нежели папирус. Он писал: «Бумажные свитки Иониане также называли пергаментом, потому что ранее, когда бумага была редким явлением, они вместо нее использовали шкуры овец или коз - материал, на котором многие варвары и сейчас имеют обыкновение писать». Под словом «бумага», естественно, подразумевалась не современная бумага, а папирус, и Геродот в свое время называл варварами тех, кто им не пользовался.

Производство папирусных листов является одним из показателей уровня умения людей, живших в далеком прошлом. Из сердцевины стеблей тростника вырезались тонкие полоски и укладывались вплотную друг к другу, чтобы сформировать лист. Второй слой укладывался поперек первого и скреплялся с ним посредством увлажнения и давления. После высушивания и полировки лист становился готовым к употреблению. Иногда папирус употреблялся просто в виде одиночных листов, как, например, для написания письма или расписки; в других случаях листы соединялись между собой для того, чтобы образовать свиток. В древние времена, вплоть до первого или второго столетий нашей эры, папирусные свитки назывались «книгами».

Почти каждый из нас слышал о папирусных свитках. Как же они выглядели и для чего применялись? Папирусные свитки были разной длины, однако в среднем свиток был длиной 9 метров и шириной 25 сантиметров. Обычно для письма использовалась только одна сторона, хотя иногда писцы могли использовать обе стороны свитка (сравните с Откр. 5:1). Текст наносился в виде колонок различной ширины, в среднем от 7 до 10 сантиметров. Часто внутренний край свитка (иногда оба края) прикреплялись к деревянной рукоятке для того, чтобы его легче было разворачивать и сворачивать. Заголовок документа наносился на отдельную полоску папируса, которая прикреплялась к свитку снаружи. Часто свиток помещали в защитную оболочку и хранили в деревянном ящичке.

Однако приблизительно в первом или втором столетии после рождества Христова папирусные свитки стали уступать место новым видам папирусных книг, так называемым папирусным кодексам . Рукописный кодекс - это попросту то, что мы сегодня называем книгой. Другими словами, вскоре после рождения Христа люди стали сшивать папирусные листы вместе, придавая им форму книги, вместо того чтобы прикреплять их друг к другу для образования свитка. Кодексы или книги имеют определенные преимущества перед свитками: их удобнее носить и использовать для быстрого нахождения ссылок; кроме того, они могли содержать больше информации по сравнению со свитком средней длины. По этим причинам ранние христиане при копировании и распространении Новозаветных Писаний отдавали предпочтение кодексам, нежели свиткам. И действительно, похоже, что именно благодаря христианам кодексы получили раннее и широкое распространение.

6. Веллум или пергамент. Веллумы приобрели известность и широкое распространение в качестве материала для письма благодаря усилиям царя Малой Азии Евмена II (197-158 г.г. до н.э.), проживавшего в городе Пергаме. Евмен II стремился создать у себя библиотеку мирового масштаба, однако египетский царь предпринял попытку помешать его планам, прекратив поставки папируса из Египта. Единственной альтернативой для царя Евмена было создание собственных материалов для письма, для чего он усовершенствовал процесс обработки кожи. Результатом этих усовершенствований и явилось то, что мы сейчас называем веллумом или пергаментом.

В настоящее время термины «веллум» и «пергамент» используются взаимозаменяемо и относятся ко всякого рода коже животных, обработанной с целью нанесения на нее письма. Однако изначально слово «веллум», от которого произошло английское слово veal, означало кожу телят и антилоп, в то время как слово «пергамент» применялось к коже овец и коз. Слово «веллум» всегда предполагало, что кожа была хорошего качества и отличалась от обычной кожи тем, что не подвергалась дублению. Изучение материала о веллуме и его месте в истории письменности особенно важно, так как он использовался более тысячи лет для изготовления копий Нового Завета. Это, в свою очередь, требует рассмотрения вопроса о приготовлении веллума. Этот сложный процесс начинался с того, что кожу, снятую с убитого животного, растягивали и сушили. С одной стороны кожи удалялась шерсть, а с другой - остатки тела животного, после чего кожа шлифовалась камнями с обеих сторон. Листы веллумов разрезались и складывались посредине так, что наружная сторона листа была обращена к наружной, а внутренняя - к внутренней. При помощи острого инструмента на листах наносились линии так, что с одной стороны оставались бороздки, а с другой - выпуклые линии. Тексты в кодексах из веллума наносились в виде колонок, сначала по три или четыре колонки на страницу, а потом по одной или две.

Веллумы выглядят очень красиво. Два из наиболее ценных манускриптов Нового Завета, существующих сегодня, являют собой выдающиеся образцы веллумов очень высокого качества. Иногда для особого эффекта веллум окрашивали в пурпурный цвет, а надпись наносили золотом или серебром. Однако наиболее ценной характеристикой веллума является его долговечность. Папирус по своей природе более хрупок и недолговечен, а также подвержен разложению. По этой причине, а также из-за нехватки папируса, вытеснение его веллумом стало неизбежным, так что начиная с четвертого века до средневековья основным средством для передачи и сохранения записанного Слова Божьего был веллум.

7. Бумага. Бумага тоже берет свое начало в древнем мире. Ее производство из волокнистых материалов практиковалось в Китае со второго века до нашей эры, однако прошло еще много времени, прежде чем секрет ее производства стал известен остальному миру. Это произошло примерно в восьмом веке нашей эры, когда арабы взяли в плен нескольких китайцев, владевших искусством изготовления бумаги. Постепенно знания о способах изготовления бумаги стали распространяться, и уже к тринадцатому веку большая часть Европы уже пользовалась бумагой. Значительная часть библейских рукописей, особенно тех, что происходят с Востока, написаны на бумаге.

8. Другие материалы. Такие виды материала, как воск, золото, серебро, медь, свинец, кость, полотно и обломки гончарных изделий тоже использовались для письма в древности, но те, что были перечислены выше, представляют важность при изучении истории Библии. Инструмент, которым пользовался писец, зависел от характера поверхности, на которую наносился текст. Если материалом для письма были воск или глина, то применялся острый инструмент, называемый стило. В случае использования папируса применялось перо. Несомненно, такое перо упоминается в 3 Иоанна 13. Чернила различались по составу, однако те, что использовались для написания манускриптов на веллумах, были очень долговечными

Традиционно, по субботам, мы публикуем для вас ответы на викторину в формате «Вопрос - ответ». Вопросы у нас самые разные как простые, так и достаточно сложные. Викторина очень интересная и достаточно популярная, мы же просто помогаем вам проверить свои знания и убедиться, что вы выбрали правильный вариант ответа, из четырех предложенных. И у нас очередной вопрос в викторине -Что в прошлом не использовалось для письма?

  • папирус
  • бумазея
  • пергамент
  • глиняные таблички

Правильный ответ В. на верхней палубе

Бумазея, или Бомбазин – это ткань, которая имеет невероятно интересную историю. До сих пор доподлинно неизвестно, откуда произошла эта ткань. Некоторые считают, что из Италии, другие уверяют, что из Франции, а третьи считают, что её корни кроются в Испании. И что самое главное – из названия ткани её происхождение также неясно. Бумазея – это русская трактовка исконного названия бомбазин, которое восходит к испанским либо французским корням изделия. «Bombazine» или «bombasin» переводятся с испанского и французского языков соответственно как «хлопок» или «хлопчатобумажная ткань».

Пишет тебе письмо из далёкого 2017 года ученик 6 класса Ключевской средней школы №27 Могочинского района. Я твой правнук, но ты меня не знаешь. А тебя я видел на старых фотографиях моей бабушки, твоей дочки. Как много я слышал о тебе, о твоих подвигах, совершённых на фронте. Мне бабушка рассказывала о том времени, об ужасах войны. Как ты воевал, как был дважды ранен, как ты писал домой письма с фронта, поддерживая добрыми и ласковыми словами свою семью. Сохранились твои ордена и медали, полученные на войне. Почему награды не говорят? Ведь много интересных историй скрыто в их металле, вот бы услышать. Мы всегда вспоминаем о тебе с любовью. «Дедушка был очень строгий, но заботливый, чувствовал ответственность за всё, что происходило в семье», - вспоминали моя мама и тётя. Я очень горжусь тобой, прадедушка: ты воевал с фашистами и отстоял честь и независимость нашей Родины! Память о тебе всегда будет жить в наших сердцах. Когда я думаю о том, что ты не пожалел своей жизни ради мира, то понимаю, что ты защищал свою Родину, чтобы у неё было светлое будущее. Я не знаю тех людей, которые воевали с тобой, но я хочу сказать всем спасибо. Спасибо за наше счастливое детство! Ты воевал, чтобы твои дети, внуки, правнуки никогда не видели войны. Благодаря тебе и таким же, как ты, я живу под мирным небом. Сегодня я могу свободно ходить в школу, играть на улице с друзьями, заниматься любимым делом, видеть счастливое лицо моей мамы.
Дорогой прадед! Я хотел бы спросить тебя, а на войне страшно? Больше всего я хочу, чтобы война не повторилась. Я люблю свой посёлок, свою Родину и не хочу, чтобы наша страна воевала. Сегодня осталось в живых совсем немного участников Великой Отечественной войны. Среди них и наш односельчанин Данилов Алексей Николаевич. Ему 92 года, и мы очень гордимся, что он защищал Родину вместе с тобой. Вы подарили нам Победу, которую мы празднуем каждый год 9 мая. Это самый светлый и радостный праздник для нас. В этом году исполняется 72 года Великой Победе. День Победы - странный праздник, когда люди и радуются и плачут.
Как бы мне хотелось с тобой встретиться, рассказать о нашей счастливой жизни, обнять тебя и сказать, как я тебя люблю и горжусь тобой. Я хочу сказать тебе, чтобы ты не волновался. В нашей стране растёт хорошее поколение молодых и энергичных патриотов Родины. И мы помним ваш подвиг, ваши победы. И мы помним цену этой победы. Мы всегда будем против войны. Ведь нам нужна «одна победа, одна на всех!» Я обещаю вырасти хорошим человеком. Жаль, что ничего я для тебя сделать не могу. Я никогда не получу от тебя ответа, но это неважно. Мы о тебе помним, ты жив в нашей памяти, а это главное!
Твой правнук Артём.

Глиняные книги – самые древние. На еще мягкой и влажной глине выдавливали острой палочкой слова- значки. Потом дощечки сушили и обжигали в печах, как горшки. Иногда запись была очень длинная и занимала много глиняных табличек. Из десятка, а иногда из сотни таких страниц создавались книги. Такие книги писались в древних государствах Месопотамии и Ассирии.


В древнем Египте в качестве материала для письма использовали растение, которое в изобилии росло по берегам реки Нил. Это растение называлось ПАПИРУС. Толстые стволы разрезали на полоски и высушивали. На них писали палочками, обмакивая их в чернила или цветные краски. Потом листы склеивали и получалась книга в виде длинного свитка обычно длиной около 6 метров.


После чтения свиток сворачивали в трубку и хранили в особом футляре. Много веков люди пользовались папирусами. В Британском музее в Лондоне хранится папирус длиной 40 метров, но встречались свитки 45- метровой длины. Свиток – это одна сплошная страница. На свитках записаны документы, научные труды, литературные произведения народов Древнего Востока, Греции и Рима.


Когда мы пытаемся представить себе начало русской книжности, наша мысль обязательно обращается к истории письма. Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий.








Грамота от Жизномира к Микуле. Ты купил рабыню во Пскове, и вот меня за это схватила (подразумевается: уличая в краже) княгиня. А потом за меня поручилась дружина. Так что пошли-ка к тому мужу грамоту, если рабыня у него. А я вот хочу, коней купив и посадив [на коня] княжеского мужа, [идти] на очные ставки. А ты, если [еще] не взял тех денег, не бери у него ничего"




На смену папирусу и бересте пришел новый писчий материал – ПЕРГАМЕНТ. Пергамент получали из тонко выделанных шкур быков, он был удобнее, а главное долговечнее папируса и бересты. Но это был очень дорогой материал. В зависимости от формата и количества листов, на одну книгу требовалось от 10 до 30 шкур животных – целое стадо!


По свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже XIV-XV вв., за кожу для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было купить три лошади. Поэтому даже когда на Русь пришел пергамент, берестой еще долго продолжали пользоваться как более дешевым материалом.


Сначала книги из пергамента делали по традиции в форме свитков, а затем стали сгибать большой лист пергамента вчетверо, в виде тетради. Слово «тетрадь» как раз и происходит от греческого «тетради он», что означает «сложенный вчетверо». Несколько тетрадей сшивали вместе и получали книгу, очень похожую на современную. И называлась такая книга «КОДЕКС».


Первыми создателями рукописных книг были монахи. Создание рукописи - это тяжёлый и изнурительный труд. Букву за буквой выводил писец, строку за строкой. Рабочий день длился летом от восхода и до заката солнца, зимой же захватывали и тёмную половину дня, когда писали при свечах или лучинах.




«Остромирово Евангелие»- это самая древняя русская рукописная книга. Написана она в середине XI века. Более 900 лет назад мастер книжного дела писец Григорий переписал это Евангелие для новгородского посадника Остромира. Писалось Евангелие почти семь месяцев. За день писец успевал написать не более 3 страниц.


Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел царь. Извлекали перо непременно из левого крыла птицы, чтобы изгиб был удобен для правой, пишущей, руки. Перо обезжиривали, втыкая в горячий песок, затем кончик наискось срезали, расщепляли и затачивали специальным, перочинным, ножичком. Им же выскабливали ошибки в тексте.


Средневековые чернила, в отличие от привычных для нас синих и чёрных, были бурого цвета, так как делались на основе железистых составов, а проще говоря, ржавчины. В воду опускали кусочки старого железа, которые, ржавея, окрашивали её в бурый цвет. Сохранились древние рецепты изготовления чернил. В качестве компонентов, помимо железа, использовали дубовую или ольховую кору, вишнёвый клей, квас, мёд и многие другие вещества, придававшие чернилам необходимую вязкость, цвет, устойчивость.


Первую, заглавную букву в тексте – «инициал» или «буквицу» – чаще всего писали красного цвета. С тех пор говорят – "писать с красной строки". Выписывалась она много крупнее основного текста, сплошь была увита орнаментом, сквозь который можно было разглядеть загадочного зверя, птицу или человеческое лицо.












Во 2-ом веке до н. э. в Китае изобрели бумагу. Это был более дешевый материал. Бумагу изобрел Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренности коры тутового дерева. Китайцы 800 лет хранили секрет производства бумаги. Ни один писчий материал не получил такого признания, как бумага.




Бумага для письма была дешевле пергамента и удобнее, чем береста. Поэтому в более поздние времена на пергаменте выполняли только очень ценные книги, в основном необходимые для церковного обихода: Евангелие, Апостол, а также синодики или летописи, передававшиеся из рода в род.


Среди древнерусских книгописцев были, конечно, не только переписчики, но и писатели. Они записывали народные предания, описывали происходящие вокруг события, писали свои сочинения. Каждая летопись начинается словами: "в лето такое-то"... и сообщается о событиях, которые произошли в этом году. Сообщения бывают и короткими, и длинными, иногда они даже включают пространные повести о важных событиях. Но иногда летописец ограничивался кратким замечанием типа: " В лето 6752 (1244) не бысть ничтоже" (ничего не было). Древнейший писатель, имя которого нам хорошо известно, Нестор-летописец автор первой истории русского государства – Повести временных лет.










Рукопись, дошедшая до нас из глубокой древности, сама является свидетелем той эпохи, когда она была создана. Поэтому рукописные книги Древней Руси всегда будут неисчерпаемым источником для изучения истории русского народа, его языка, литературы и искусства.








19 апреля 1563 года Фёдоров открыл в Москве первую на Руси "печатню", то есть типографию. Открыл он её по царскому веленью. Печатный станок тогда был делом государственной важности, и без указания царя никто книгопечатанием заняться не смел.




Первая печатная книга на русском языке увидела свет в марте 1564 года. Она называлась "Деяния и Послания Апостолов", хотя чаще говорят просто "Апостол". Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец работали над этой книгой почти год! Сам Иван Грозный посетил типографию Фёдорова и остался доволен.


Это был довольно пухлый том церковного содержания. Печатники хотели, чтобы книга была похожа на старые рукописные книги. Поэтому шрифт её воспроизводил рукописное письмо, первая буква каждой главы была выделена красной краской. Начало каждой главы было украшено узором, на котором переплетались виноградные лозы с кедровыми шишками.


А еще Иван Фёдоров создал азбуку, используя славянские буквы. Эту азбуку напечатали, и стали по ней учить детей не только из богатых семей, но и из бедных. Чтобы украсить страницы, Иван Фёдоров придумывал и сам вырезал различные заставки, концовки. Страница из первого печатного букваря Ивана Фёдорова 1574 года



…Большое видится на расстоянье... Современникам увы! не дано по достоинству оценить смысл и значение события, которое совершается у них на глазах. Это относится и к возникновению книгопечатания, свершившего подлинную революцию в распространении информации, а значит и в развитии культуры, научного знания, литературы и искусства.


Сегодня процессы изготовления книги автоматизированы. Но и сегодня книга проходит определенный путь прежде чем попасть к нам в руки. 1. Прежде всего автор пишет свое произведение. 2. Сдает его в издательство. 3. Здесь корректор проверяет и исправляет ошибки в тексте 4. Редактор проверяет и готовит текст к печати 5. Художник создает иллюстрации к книге 6. И тогда рукопись попадает в типографию Здесь она пройдет ещё множество автоматизированных процессов





Электронные книги (e- books) относят к специальным планшетным компьютерам для отображения текстовой информации, которая представлена в электронном виде. Термином «электронная книга» называют как устройства для чтения, так и сами книги в электронном виде.


Их появление обусловлено развитием и специализацией планшетных компьютеров вообще. К тому же современные электронные книги часто оборудованы сенсорным экраном и имеют расширенный набор функций. Первое устройство узкоспециализированное для чтения электронных документов было разработано в 1996 году. Но оно получилось слишком дорогим и не пошло в серийное производство.


Большую популярность получили модели, использующие электронную бумагу в качестве экрана. Такие модели электронных книг стали выпускаться в 2007 году. Появились уже современные модели с цветными экранами. Электронную книгу с таким экраном можно испльзовать и для других целей. Например для работы в интернете или просмотра видео.


Что же ждет книгу в будущем? Многие специалисты считают, что компьютер и Интернет сильно потеснят печатные издания. Этот процесс уже начался. Однако, скорее всего, они будут дополнять друг друга. Ведь если научную информацию удобнее и быстрее получать через глобальные компьютерные сети, то художественную книгу гораздо приятнее читать, держа ее в руках.



Основными материалами, на которых написаны древнерус­ские рукописи, были пергамен, береста (березовая кора), позже бумага.

Пергамен - особым образом выделанная кожа, обычно теля­чья, баранья или козлиная, наилучшие его сорта получались из шкуры новорожденных телят и ягнят - более тонкой и пластичной, и не испорченной укусами оводов и слепней. Пергамен (пергамент) получил свое название от города Пергама (Бергама) в Малой Азии, где во второй половине II в до н.э. изобрели технологию его изготовления: снятую шкуру животного обрабатывали – счищали шерсть и мясо, затем натягивали на раму, тщательно выскабливали, золили, готовую кожу обрезали для получения листов. Выделанный пергамен был белого или желтоватого цвета. Пергамен был дорогим материалом, и в дело шли даже забракованные листы, например, поврежденные ножом при первичной подготовке ("дырявый пергамен"), или куски с плохо вычищенным жиром, не впитывающие чернила ("пергамен с зализами"). Встречаются рукописи по смытому или соскобленному более раннему письму. Они назы­ваются палимпсестами (от греч. palin – "опять", psao – "скоблю"). Износившиеся или ставшие ненужными рукописи смывались или соскабливались (обычно пемзой). Сейчас существует множество методик прочтения палимпсестов. Но среди русских рукописей палимпсесты редки, большинство из них сохранились в библиотеках Западной Европы.

На Русь пергамен попал из Византии, и назывался "харатья" (от греч. хартион, хартия), а рукописи на нем именовались "харатейными ". Кроме того, для пергамена использовались названия "кожи " или "телятины ". Слово "пер­гамент " в Московском государстве появилось только в XVII веке. Пергамен использовался в качестве материала письма в XI-XIV вв., т. е. до появления бумаги, и был основным материалом уставного письма. Особенностью пергаментных рукописей было отсутствие како­го-либо стандарта, ибо формат зависел от размера кожи.

Каждой найденной бере­стяной грамоте присваивается номер, сейчас их количество превышает тысячу. Рукописи на бересте встречены в Северо-западной Руси: Новгороде, Пскове, Старой Руссе, Смоленске, Витебске, что связано не столько с местом наибольшего распространения этого вида материала, сколько с хорошей сохранностью органических артефактов в болотистых почвах этих мест.

Чтобы использовать бересту как писчий материал, ее специально готовили: с внутренней поверхности удаляли ломкие прослойки луба, а с наружной – шелушащийся поверхностный слой. Дополнительную эластичность бересте придавали с помощью кипячения в воде со щелочью. Но известны и тексты, написанные на необработанной бересте или на вторично использованных предметах (напр., на оторванных днищах туесков). Текст наносился с помощью костяного или железного писала (стилоса) путем выдавливания штрихов. Обычно его размещали на внутренней стороне бересты, реже встречаются рукописи на наружной стороне или с обеих сторон берестяного листа. Известны редкие случаи письма на бересте чернилами. Поскольку на бересте текст не писали, а выдавливали, графика берестяных грамот отличается заостренностью, угловатостью, наклоном к строке, выходом сверху и снизу за пределы строки. Да и бытовое назначение записей на бересте не способствовало тщательному выведению букв, свойственной уставному письму. Поэтому графика берестяных грамот XI-XII вв. скорее напоминает прототип полуустава и иногда даже ранней скорописи.

На воздухе береста быстро скручивается из-за неравномерного натяжения ее прослоек при высыхании, становится ломкой и расслаивается. Т.е., этот материал не был рассчитан на длительное хранение. На нем писали письма, записки, записи для себя. Выбор бересты для подобных целей определялся кратковременным назначением написанного, ознакомившись с письмом, человек обычно сразу выбрасывал его.

Одновременно использовались навощенные дощечки – церы . Они, например, хорошо известны по раскопкам в Новгороде. Была даже найдена цера, сохранившая не только заливку воском, но и остатки текста на ней. Писали на церах теми же писалами, которые употреблялись и для письма по бересте. Причем, как считают специалисты, специальная лопаточка на оборотной стороне большинства известных писал была предназначена именно для того, чтобы "заглаживать", удалять написанное на цере после истечения необходимости в нем. Церы, как и береста, использовались для бытовой переписки, обучения грамоте, написания текстов по хозяйственной отчетности и подсчетам и т.п.

Но иногда на бересте и церах писали и деловые документы (в частности, акты), но все же для записей длительного назначения предпочитали пергамен.

Бумага в качестве материла письма на Руси применялась со вт. полов. XIV века. В XIV – н. XVIII вв. использовалась бумага иностранного производства: итальянская (XIV-XVI вв.), французская (XIV-XVI вв.), немецкая (XV-XVI вв.), поль­ская (XVI в.) и голландская (XVII в.). Переход к бумаге способствовал распространению письмен­ных источников и развитию книгопечатания. Попытки наладить собственное производство бумаги в России относятся к XVI-XVII вв., когда появились первые бумажные мельницы, где изготовля­лась бумага низкого качества. В первой четверти XVIII в. были по­строены десятки казенных и частных бумажных фабрик, способных конкурировать с бумагой иностранного производства и удовлетворять спрос на бумагу в стране. В 1721 г. Петр I принял указ о запрещении употребления иностранной бума­ги в официальном делопроизводстве (в коллегиях, канцеляриях и других учреждениях, как центральных, так и местных).

Если материл письма за последние века изменился сравни­тельно мало, то орудия письма проделали за этот период значи­тельную эволюцию.

Основными орудиями письма до 30-х годов XIX в. были гусиные перья (реже использовались перья лебедей, воронов и даже павлинов). Способ подготовки гусиных перьев для письма почти без изменений сохранялся до XIX века. Чтобы размягчить перо и очистить от жира, его втыкали в горячий песок или золу, затем с помощью перочинного ножа очинивали: делали надрез с двух сторон, оставляя небольшой полукруглый желобок, по которому стекали чернила. Для удобства нажима желобок расщепляли. После этого перо затачивали. От того, как обрезано и заточено перо, во многом зависело качество написанного. С 1830-х гг. в России появились металлические перья - сначала иностранного, затем, с 80-х г. XIX в., отечественного производства. Появление стальных перьев способствовало ускорению письма. Но переход к металлическим перьям был очень медленным. В образовательных учреждениях их допустили к употреблению только в 80-х гг. XIX в., а в нотариальных конторах, канцеляриях, военном ведомстве вплоть до русско-японской войны пользовались гусиными перьями.

Заглавные буквы и заголовки писали кисточкой . Текст берестяных грамот выдавливали острыми костяными или металлическими предметами – писалами . Карандаш (от тюрк. "кара" - черный, "таш" - камень) употреблялся в России со второй половины XVI века. Привычный нам простой карандаш изобрел в к. XVIII в. чех Йозеф Гармут, случайно обнаруживший замечательные свойства смеси графита и глины, и в результате дальнейших поисков разработавший стержни для письма, которые назвал "кохинор" (не имеющий равных). Почти одновременно французский живописец Конте тоже предложил делать пишущие стержни из смеси глины с графитом, но ему пришла в голову еще одна блестящая идея – помещать их в деревянную оболочку. Так родился карандаш в привычном для нас виде. В России карандаши отечественного производства никогда не отличались хорошим качеством. До революции их привозили, в основном, из Германии.

Древнерусские рукописи написаны густыми плотными чернилами коричневого и бурого цветов. Иногда встречаются и черные чернила, для получения которых в обычные чернила добавляли сажу. Методика изготовления стойких, отчетливо видимых чернил была освоена не сразу. В Древней Руси известно много рецептов изготовления чернил: из сажи, уксуса, жженого сена, чер­нильных орешков, ржавых гвоздей, древесной коры. Например, сохранился такой рецепт: "Взять немного дубовой коры, да ольховой, да ясеневой, сварить их в воде… а потом кинуть кусок железа, подлить поварешку щей покислей да кружку кваса медового". В целом в основе приготовления чернил лежала реакция между солями, железистыми и дубильными веществами. В XVII в. для ускорения приготовления чернил вместо ржавого железа стали использовать медный купорос. Чернила глубоко проникали в пергамен и с трудом размывались, даже если смочить письмо. Чтобы чернила не стекали с пера и были вязкими, в них добавляли камедь – клейкое вещество растительного происхождения. Для разного времени и для разных рукописных центров был свойственен особый химический состав чернил, поэтому анализ химического состава и цвета чернил может использоваться для датировки рукописей. В 1880-х гг. появились алазариновые чернила фиолетового оттенка.

Для промокания рукописей использовался мелкий су­хой кварцевый песок, позже -промокательную бумагу. Введение глицерина, а затем спирта обусловило быстрое высыхание написанного, что ограничило употребление промока­тельной бумаги.

Кроме чернил использовались краски , которыми писались заголовки, заглавные буквы, орнамент и другие украшения. Из них наиболее широко применялась киноварь – краска оранжево-красного цвета. Ее часто использовали для написания заглавных букв, а иногда и всей первой строки (отсюда выражения "красной строка " и "рубрика " - от латинского слова рубер – красный). Использовались также охра, лазурь, свинцовые белила, черная краска. В богатых рукописях использовали и золотую краску, которую делали из растертого в порошок золота, замешанного на камеди (т.н. "творное золото "). Серебро в рукописных памятниках встречается крайне редко.