Самолет су 37 технические характеристики. F22 против Су37. Их сравнение

Фото и видео истребителя Су-37 «Терминатор». Работы по модернизации Су-27М (Т-10М) начались в соответствии с правительственным постановлением от 29 декабря 1983 г. Параллельно с совершенствованием БРЭО и вооружения на истребителе было решено реализовать ряд перспективных наработок, в частности - переднее горизонтальное оперение (ПГО), цифровую ЭДСУ, систему дозаправки в воздухе и др. 28 июня 1988 г. состоялся первый полет опытной машины, а 1 апреля 1992 г. поднялся в воздух первый Су-27М, собранный на серийном заводе в Комсомольске-на-Амуре. Всего на КнААПО было построено девять самолетов Су-27М опытной серии (Т-10М-3… Т-10М-12), в том числе и «эталон» для большой серии - Т-10М-8.

Су-37 «Терминатор» — видео

Однако начало серийного производства из-за отсутствия у заказчика необходимых средств постоянно откладывалось. В середине 1990-х годов возникла очевидная потребность в дальнейшем совершенствовании самолета. Было решено оснастить Су-27М (экспортное обозначение - Су-35) усовершенствованной БРЛС с ФАР. Одновременно вносились существенные изменения в информационноуправляющее поле кабины истребителя: вместо монохромных индикаторов на ЭЛТ было решено установить более совершенные цветные дисплеи на жидких кристаллах (работы по налаживанию производства отечественных жидкокристаллических матриц были развернуты в конце 1990-х годов.). БРЛС Н011М и новая авионика отрабатывались на самолетах T-10М-11 и Т-10М-12 (последние в опытной серии, построенные в 1994-1995 гг.).

Самолет Т-10М-11, построенный в 1994 г., в 1996 г. был переоборудован для отработки силовой установки с системой УВТ, боковой ручки управления, тензометрического РУД и нового информационноуправляющего поля кабины (выполненного с использованием цветных дисплеев на ЖК). Первый полег модернизированного Т-10М-11 (известного как Су-37) состоялся 2 апреля 1996 г. Единственный лётный экземпляр (б/н 711) разбился в одном из испытательных полётов (при этом на момент аварии на нём стояли обычные двигатели, без УВТ, и он снова являлся одним из опытных Су-27М/Т-10М), программа создания прекращена.

Основные отличия Су-37 «Терминатор» от Су-27М

  • основное отличие - установка двигателей с управляемым вектором тяги (разработанных в НПО «Сатурн»), именно это и позволило достичь высоких маневренных характеристик;
  • соответствующие доработки систем управления самолётом;
  • новое информационно-управляющее поле кабины лётчика: четыре крупноформатных жидкокристаллических цветных (в отличие от Су-27М, где индикаторы монохромные) многофункциональных индикатора и широкоугольный индикатор на лобовом стекле;
  • усовершенствованная оптико-электронная прицельная система истребителя, включающая тепловизор, совмещённый с лазерным дальномером-целеуказателем;

Конструкция планера в целом подобна Су-27, однако при создании Су-27М и Су-37 использованы новые алюминиево-литиевые сплавы, значительно расширено применение композиционных материалов. Для самолёта разработано новое крыло с увеличенной относительной толщиной, позволяющее разместить больший объём топлива.

В ходе лётных испытаний самолёт Су-37 продемонстрировал уникальные маневренные возможности. Впервые были отработаны новые маневры, связанные с выходом на сверхбольшие углы атаки и околонулевые скорости:

  • разворот в плоскости симметрии на 360° («Чакра Фролова»);
  • форсированный (за время, меньшее 10 секунд) боевой разворот;
  • поворот на вертикали;
  • «Кобра» с углами атаки 150-180°;
  • «Колокол»;
  • переворот с потерей высоты до 300-400 м.

Иными словами, в ближнем воздушном бою Су-37 может развернуться практически «на месте», в то время как его противнику придётся совершать широкий разворот.

Технические решения, реализованные в конструкции истребителя, обеспечивают:
возможность нанесения упреждающих ударов по любому воздушному противнику (в том числе и малозаметному самолёту);

  • многоканальность и алгоритмическую защищённость всех информационных и прицельных систем;
  • атаку наземных целей без входа в зону ПВО малой и средней дальности;
  • маловысотный полёт с огибанием рельефа;
  • автоматизированные групповые действия по воздушным и наземным целям;
  • противодействие радиоэлектронным и оптико-электронным средствам противника;
  • автоматизацию всех этапов полёта и боевого применения;
  • дозаправку в воздухе: самолёт оснащён убирающейся штангой топливоприёмника.

Тактико-технические характеристики Су-37 «Терминатор»

Экипаж 1 чел.
Длина 22,183 м
Размах крыла 14,698 м
Высота 6,35 м
Площадь крыла 63,5 м 2
Нормальная взлётная масса 25670 кг
Максимальная взлетная масса 34000 кг
Двигатель 2 × ТРДДФ АЛ-31ФП с управляемым в
вертикальной плоскости вектором тяги
Максимальная скорость на
большой высоте
2500 км/ч (2,35 М)
Максимальная скорость у земли 1400 км/ч
Дальность полёта 4000 км
Боевой радиус 800 км
Практический потолок 18 000 м
Максимальная эксплуатационная
перегрузка:
+9 G
Вооружение Встроенная пушка: ГШ-30-1
Боевая нагрузка: до 8000 кг
Точки подвески: 12
Подвесное вооружение:
Р-77, Р-27, Р-60, Р-73, Х-31, Х-29.
Авиабомбы и кассеты весом до 500 кг

Фото Су-37 «Терминатор»

В конце 80-х — начале 90-х годов в рамках работы по этой программе были впервые проведены экспериментальные полёты летающей лаборатории с двигателями, оснащёнными поворотными в вертикальной плоскости соплами. Положительные результаты испытаний позволили успешно завершить проектирование нового варианта самолёта.

Первый опытный экземпляр истребителя с отклоняемым вектором тяги строился как очередной, 11-й, прототип самолёта Су-35, под шифром Т-10М-11 (синий бортовой номер "711"). Машина создавалась совместными усилиями ОКБ им. П.О. Сухого и ОКБ им. А. М. Люльки (НПО "Сатурн") с привлечением ряда институтов и других организаций, в том числе французской фирмы "Секстан авионик"


Т-10М-11 перерабатывался под новый мощный двигатель АЛ-37ФУ с повышенной тягой и поворотным соплом. Планер опытного самолёта строился на заводе в г. Комсомольске-на-Амуре, который кроме выпуска серийных Су-27 уже построил 10 прототипов Т-10М, несколько самолётов Су-27М войсковой серии, а также несколько десятков серийных корабельных истребителей Су-27К (Су-33). Однако доработка Т-10М-11, установка новых систем и оборудования велась на опытном производстве ОКБ в Москве.


Машина была закончена постройкой уже к началу 1995 года, но к этому времени работа по новому двигателю не была завершена. Поэтому на самолет установили модернизированные двигатели АЛ-31ФП также с поворотными в вертикальной плоскости соплами и механизмом поворота, взятым с АЛ-37ФУ. Тяга силовой установки была несколько ниже запланированной. Однако это не помешало разработчикам приступить в 1995 году к наземным испытаниям опытного истребителя.


В отличие от серийных Т-10С опытный Т-10М-11 оснастили цифровой (а не аналоговой, как ранее) электродистанционной системой управления (ЭДСУ) самолётом. Ее выполнили четырехкратно резервированной в продольном канале и трехкратно резервированной — в боковых каналах управления. Для увеличения надёжности все вычислители ЭДСУ работают параллельно.


Система автоматизированного управления самолетом обеспечивала отклонение всех аэродинамических органов управления, а также поворот сопел двигателей посредством перемещения ручки управления самолётом. При этом безопасность полёта достигалась автоматическим ограничением перегрузок истребителя в зависимости от его веса и полётных режимов. Был предусмотрен и режим автоматического вывода из штопора.


В кабине самолёта заменили центральную ручку управления короткоходовои боковой, а традиционные рычаги управления двигателем (РУД) — тензометрическими (тензоРУД). позволявшими изменять тягу посредством кнюппелей. Это повышало точность пилотирования и исключало возможность непроизвольного перемещения лётчиком органов управления при больших перегрузках. Интегральная электродистанционная система управления с автоматическим отклонением вектора тяги силовой установки давала возможность реализовать сверхманевренность на предельно малых и практически нулевых скоростях полёта.


Т-10М-11 укомплектовали многоканальными и алгоритмически защищенными информационными и прицельными системами, а также новым бортовым оборудованием. В состав радиолокационного прицельного комплекса планировалось включить модернизированную когерентную импульсно-доплеровскую радиолокационную станцию Н011М "Барс" с неподвижной фазированной антенной решеткой, разработанную в НИИП им. В. В. Тихомирова для самых последних модификаций "тридцатой" серии (Су-37, Су-35УБ и Су-30МКИ), а также РЛС заднего обзора Н012.


Усовершенствованный комплекс должен был обнаруживать и сопровождать "на проходе" до 20 воздушных целей с эффективной поверхностью рассеивания в 3 м2 на дальности до 140-160 км в передней полусфере и до 30-50 км в задней полусфере, обеспечивая при этом одновременный обстрел восьми из них. Дальность обнаружения наземных целей с эквивалентной отражающей поверхностью в 3000 м- составляла 130-170 км, а зона обзора бортовой РЛС в передней полусфере — 90 по азимуту и 55" по углу места. В задней полусфере РЛС Н012 обеспечивала обзор по азимуту и углу места в пределах 60".


Новое, рационально спроектированное информационно-управляющее поле кабины лётчика имело четыре больших жидкокристаллических многофункциональных индикатора французской фирмы "Секстан авионик" с повышенной защитой от засветки солнцем (в отличие от электронно-лучевых). В числе широкоформатных дисплеев, скомпонованных на приборной панели по схеме "3+1", были комплексный пилотажно-навигационный индикатор, индикатор тактической обстановки, индикатор контроля состояния бортовых систем и индикатор пульта управления рабочими режимами. Все индикаторы в кабине — взаимозаменяемы, и информация от конкретных систем может высвечиваться по желанию лётчика на любом из них. Ещё один комплексный коллиматорный широкоугольный индикатор установили для представления информации на фоне лобового стекла. Повышенный уровень комфортности кабины увеличил переносимость лётчиком перегрузок, а, следовательно, повысил гарантию полной реализации боевых возможностей машины строевыми пилотами.


По сравнению с серийным Су-27 возможности нового бортового оборонительного комплекса Т-10М-11 также существенно расширились. В его состав вошли станция радиотехнической разведки нового поколения, станция инфракрасной разведки, приёмник системы предупреждения о радиолокационном облучении противником и активные системы подавления, работающие в оптическом и радиолокационном диапазонах, а также средства постановки пассивных радиолокационных и инфракрасных помех (автомат выброса дипольных отражателей и ИК-ловушек). Связное оборудование включало радиостанции УКВ и KB диапазонов, аппаратуру телекодовой защищенной связи, а также систему спутниковой связи.

Установка нового комплекса бортового оборудования с увеличенным энергопотреблением потребовала роста мощности электро- и гидропитания. На машине установили новые электрические генераторы и гидронасосы.


Первый полёт на Т-10М-11 совершил 2 апреля 1996 года лётчик-испытатель ОКБ. Герой России Евгении Фролов. Позднее к полётам подключился другой лётчик-испытатель фирмы — Игорь Вотинцев. К 14 июня 1996 года они выполнили 12 полётов. Весной этого же года машина, которой в связи со значительными отличиями от самолёта Су-35 присвоили официальное название Су-37 демонстрировалась журналистам и специалистам на аэродроме ЛИИ в Жуковском. В сентябре 1996 года впечатляющий пилотаж нового российского истребителя, управляемого Фроловым, смогли увидеть иностранные специалисты в Фарнборо.

Перемещением ручки управления самолётом лётчик осуществлял отклонение всех рулевых поверхностей и поворотных сопел двигателей, которое оптимальным образом координировала электродистанционная система управления. Безопасность полёта обеспечивалась упомянутой выше автоматикой предотвращения опасных режимов, а также многократным резервированием всех каналов СДУ. Поэтому лётчику на Су-37 не приходится задумываться ни о перегрузках, ни об углах атаки, что во многом исключает возможность совершения ошибок пилотирования в бою.


У Су-37 появились новые маневренные качества: возможность быстро изменять ориентацию фюзеляжа на углы до 180° и удерживать его в этом положении в течение необходимого для пуска ракеты времени. Отсутствие ограничений по углам атаки и появление существенного прироста подъемной силы при нестационарном обтекании, вызванном большими угловыми скоростями тангажа, также способствовали появлению новых видов манёвра для истребителя: разворота в плоскости симметрии на 360° ("чакра Фролова"); форсированного (за время, меньшее 10 секунд) боевого разворота; поворота на вертикали: "кобры" с углами атаки 150-180°; переворота на "колоколе"; переворота с потерей высоты до 300-400 м.


Серийный двигатель может изготавливаться как в обычном, так и в тропическом вариантах. Создание многоцелевого сверхманевренного Су-37 стало очередным логическим шагом ОКБ Сухого в последовательной реализации программы создания для ВВС России семейства многоцелевых тактических самолётов усовершенствованного четвёртого ("4+") и пятого поколений на основе технологий истребителя Су-27. Многие ведущие эксперты полагали, что этот самолёт может стать одним из самых покупаемых в мире. Однако в настоящее время лётные испытания Т-10М-11 (Су-37) практически прекратились, в основном, из-за отсутствия заказчиков на этот одноместный тип истребителя и из-за отдачи предпочтения потенциальными покупателями (в основном Индией и Китаем) двухместному самолёту Су-30МК (в вариантах Су-30МКИ с двигателями с отклоняемым вектором тяги и ПГО и Су-30МКК со штатными двигателями и без ПГО).


Вооружение самолета подразделяется на стрелково-пушечное, управляемое ракетное класса "воздух-воздух", управляемое ракетное класса "воздух-поверхность", неуправляемое ракетное и бомбардировочное. Стрелково-пушечное вооружение представлено встроенной автоматической скорострельной одноствольной пушкой калибра 30 мм типа ГШ-301, установленной в наплыве правой половины крыла, с боекомплектом 150 патронов. Ракетное и бомбардировочное вооружение размещается на авиационных пусковых устройствах (АПУ), авиационных катапультных устройствах (АКУ) и балочных держателях (БД), подвешиваемых на 12 точках: 6 — под консолями крыла, 2 — под законцовками крыла, 2 — под гондолами двигателей и 2 — под центропланом между мотогондолами (по схеме "тандем").


На самолете может быть подвешено до 8 управляемых ракет "воздух-воздух" средней дальности типа Р-27 с полуактивными радиолокационными (Р-27Р, Р-27ЭР) или тепловыми (Р-27Т, Р-27ЭТ) головками самонаведения, до 10 ракет средней дальности РВВ-АЕ с активными радиолокационными головками самонаведения и до 6 ракет ближнего маневренного боя Р-73 с тепловыми головками самонаведения. Типовой вариант вооружения самолета при решении задач "воздух-воздух" состоит из 8 ракет Р-27Э (или РВВ-АЕ) и 4 ракет Р-73.


В состав управляемого вооружения класса "воздух-поверхность" входят 6 ракет общего назначения Х-29Т с телевизионными головками самонаведения, 6 ракет Х-29Л или С-25ЛД с полуактивными лазерными головками самонаведения, 6 корректируемых бомб КАБ-500Кр с телевизионно-корреляционными головками самонаведения, 2 ракеты средней дальности Х-59М с телевизионно-командной системой наведения, 6 противокорабельных ракет Х-31А с активными радиолокационными головками самонаведения и 6 противорадиолокационных ракет Х-31П с пассивными радиолокационными головками самонаведения; для применения ракет Х-29Л, С-25ЛД и Х-59М самолет должен оснащаться контейнером системы управления оружием.


Максимальная масса неуправляемого вооружения класса "воздух-поверхность" составляет 8000 кг. В его состав могут входить 16 бомб ФАБ-500М54 или 14 бомб ФАБ-500М62 или 14 зажигательных баков ЗБ-500 или 34 бомбы ФАБ-250М54 (на однозамковых и многозамковых балочных держателях), 48 бомб ОФАБ-100-120 (на многозамковых балочных держателях), 8 контейнеров КМГУ, 120 неуправляемых ракет С-8 (в 6 блоках Б-8М1), 30 ракет С-13 (в 6 блоках УБ-13), 6 ракет С-25 (в пусковых устройствах О-25).

Технические характеристики: Размах крыла, м 14.698 Длина самолета, м 22.183 Высота самолета, м 6.433 Площадь крыла, м2 63.50 Масса, кг пустого 18500 максимальная взлетная 34000 Двигатели 2 ТРДДФ Сатурн АЛ-37ФП Максимальная тяга, кгс 2 х 14500 Максимальная скорость, км/ч: на большой высоте 2500 у земли 1400 Практический потолок, м 18000 Практическая дальность, км с одной дозаправкой в воздухе 6500 без дозаправки 4000 Боевой радиус действия, км 800 Экипаж, чел 1 Вооружение: 30-мм пушка ГШ-30 (150 патронов). Боевая нагрузка — 8000 кг на 12 узлах подвески: Возможна подвеска 8 УРВВ — Р-27РЭ, Р-27ТЭ, Р-77), а также малой дальности и ближнего боя (Р-73, Р-73М, Р-60М) и 6 УРВП С-25ЛД, Х-29Л и Т, Х-59М, Х-31А и П а так же бомб — КАБ-500Кр, ФАБ-500, -250, ОФАБ-100 и НАР С-8, С-13, С-25 Авторский коллектив: DAY1923 и lenka Спасибо, до новых встреч…

Статьи на тему:


  • Первые проекты сверхзвуковых самолетов В.М.Мясищева принадлежали к так называемому «семейству 30». Проекты М-30 и М-31 были скорее средними бомбардировщиками со взлетной массой менее...

  • МиГ-29 против F-16. Flieger Rewue, Германия, февраль 1998 Краткая справка. Самый распространенный из зарубежных реактивных истребителей четвертого поколения F-16 составляет основу ВВС многих и...

  • В июле 1961 г., после демонстрации Ту-22 на воздушном празднике в Тушине, зарубежные специалисты окрестили машину "Бьюти" — "Прелесть". Но уже в 1962 г. эксперты НАТО присв...

  • В начале 1954 г. в Министерстве авиационной промышленности обсуждался вопрос о строительстве стратегических бомбардировщиков. Катастрофа опытного Ту-95 и задержка с доводкой турбовинтового двигателя...

  • Знаменитый советский авиаконструктор А.С.Яковлев утверждал: «некрасивый самолет не полетит, не знаю почему, но не полетит». "Пожалуй, нет в мировой истории такого самолета, котор...

  • Летчики катапультируются обычно только тогда, когда они ясно понимают, что не могут больше управлять самолетом - при его разрушении или пожаре, при отказе двигателя, и если не удается дотянуть до аэ...

  • До 14 октября 1947 года никто не мог сказать, что испытывает человек в кабине самолета, летящего быстрее звука. Десять лет назад ветеран Второй мировой и вьетнамской войн отставной бригадный генера...

  • Восьмиместный цельнометаллический свободнонесущий высокоплан с четырьмя ТВД, расположенными в крыльях и трёхстоечным убираемым шасси. Стратегический бомбардировщик. Создан в ОКБ-156, руководимом А....

  • Новые фотографии в разделе "Техника" Альбом: Авиация Смотреть фотографии в «Галереи-Нечто» ...

  • Новые фотографии в разделе «Техника».Альбом: МАКС 2007. Авиасалон в Жуковском. Смотреть фотографии в Галереи-Нечто...
Изображения на Викискладе Су-37 Су-37

Авария Су-37

Путаница в сообщениях, возможно, была вызвана тем обстоятельством, что Су-37 является модификацией Су-27М (Су-35 - его неофициальное название), на которую устанавливались двигатели с УВТ . А так как на момент аварии с Су-37 были сняты двигатели с УВТ и заменены на серийные АЛ-31Ф от Су-27М , то, по мнению некоторых экспертов, он являлся самолетом Су-35 (Су-27М).

Модели

В России наиболее известной является модель фирмы «Звезда» в масштабе 1:72

Самолёт появлялся в играх серии Ace Combat,Tom Clancy.s HAWX

В фильме Стелс(2005) пара СУ-37 были самолётами противника.

См. также

Напишите отзыв о статье "Су-37"

Примечания

Ссылки

  • www.newsru.com/russia/25nov2003/suhoi.html

Отрывок, характеризующий Су-37

– Mon pere, [Отец,] скажите мне, как это было? – спросила она сквозь слезы.
– Иди, иди, убит в сражении, в котором повели убивать русских лучших людей и русскую славу. Идите, княжна Марья. Иди и скажи Лизе. Я приду.
Когда княжна Марья вернулась от отца, маленькая княгиня сидела за работой, и с тем особенным выражением внутреннего и счастливо спокойного взгляда, свойственного только беременным женщинам, посмотрела на княжну Марью. Видно было, что глаза ее не видали княжну Марью, а смотрели вглубь – в себя – во что то счастливое и таинственное, совершающееся в ней.
– Marie, – сказала она, отстраняясь от пялец и переваливаясь назад, – дай сюда твою руку. – Она взяла руку княжны и наложила ее себе на живот.
Глаза ее улыбались ожидая, губка с усиками поднялась, и детски счастливо осталась поднятой.
Княжна Марья стала на колени перед ней, и спрятала лицо в складках платья невестки.
– Вот, вот – слышишь? Мне так странно. И знаешь, Мари, я очень буду любить его, – сказала Лиза, блестящими, счастливыми глазами глядя на золовку. Княжна Марья не могла поднять головы: она плакала.
– Что с тобой, Маша?
– Ничего… так мне грустно стало… грустно об Андрее, – сказала она, отирая слезы о колени невестки. Несколько раз, в продолжение утра, княжна Марья начинала приготавливать невестку, и всякий раз начинала плакать. Слезы эти, которых причину не понимала маленькая княгиня, встревожили ее, как ни мало она была наблюдательна. Она ничего не говорила, но беспокойно оглядывалась, отыскивая чего то. Перед обедом в ее комнату вошел старый князь, которого она всегда боялась, теперь с особенно неспокойным, злым лицом и, ни слова не сказав, вышел. Она посмотрела на княжну Марью, потом задумалась с тем выражением глаз устремленного внутрь себя внимания, которое бывает у беременных женщин, и вдруг заплакала.
– Получили от Андрея что нибудь? – сказала она.
– Нет, ты знаешь, что еще не могло притти известие, но mon реrе беспокоится, и мне страшно.
– Так ничего?
– Ничего, – сказала княжна Марья, лучистыми глазами твердо глядя на невестку. Она решилась не говорить ей и уговорила отца скрыть получение страшного известия от невестки до ее разрешения, которое должно было быть на днях. Княжна Марья и старый князь, каждый по своему, носили и скрывали свое горе. Старый князь не хотел надеяться: он решил, что князь Андрей убит, и не смотря на то, что он послал чиновника в Австрию розыскивать след сына, он заказал ему в Москве памятник, который намерен был поставить в своем саду, и всем говорил, что сын его убит. Он старался не изменяя вести прежний образ жизни, но силы изменяли ему: он меньше ходил, меньше ел, меньше спал, и с каждым днем делался слабее. Княжна Марья надеялась. Она молилась за брата, как за живого и каждую минуту ждала известия о его возвращении.

– Ma bonne amie, [Мой добрый друг,] – сказала маленькая княгиня утром 19 го марта после завтрака, и губка ее с усиками поднялась по старой привычке; но как и во всех не только улыбках, но звуках речей, даже походках в этом доме со дня получения страшного известия была печаль, то и теперь улыбка маленькой княгини, поддавшейся общему настроению, хотя и не знавшей его причины, – была такая, что она еще более напоминала об общей печали.
– Ma bonne amie, je crains que le fruschtique (comme dit Фока – повар) de ce matin ne m"aie pas fait du mal. [Дружочек, боюсь, чтоб от нынешнего фриштика (как называет его повар Фока) мне не было дурно.]
– А что с тобой, моя душа? Ты бледна. Ах, ты очень бледна, – испуганно сказала княжна Марья, своими тяжелыми, мягкими шагами подбегая к невестке.
– Ваше сиятельство, не послать ли за Марьей Богдановной? – сказала одна из бывших тут горничных. (Марья Богдановна была акушерка из уездного города, жившая в Лысых Горах уже другую неделю.)
– И в самом деле, – подхватила княжна Марья, – может быть, точно. Я пойду. Courage, mon ange! [Не бойся, мой ангел.] Она поцеловала Лизу и хотела выйти из комнаты.
– Ах, нет, нет! – И кроме бледности, на лице маленькой княгини выразился детский страх неотвратимого физического страдания.
– Non, c"est l"estomac… dites que c"est l"estomac, dites, Marie, dites…, [Нет это желудок… скажи, Маша, что это желудок…] – и княгиня заплакала детски страдальчески, капризно и даже несколько притворно, ломая свои маленькие ручки. Княжна выбежала из комнаты за Марьей Богдановной.
– Mon Dieu! Mon Dieu! [Боже мой! Боже мой!] Oh! – слышала она сзади себя.
Потирая полные, небольшие, белые руки, ей навстречу, с значительно спокойным лицом, уже шла акушерка.
– Марья Богдановна! Кажется началось, – сказала княжна Марья, испуганно раскрытыми глазами глядя на бабушку.
– Ну и слава Богу, княжна, – не прибавляя шага, сказала Марья Богдановна. – Вам девицам про это знать не следует.
– Но как же из Москвы доктор еще не приехал? – сказала княжна. (По желанию Лизы и князя Андрея к сроку было послано в Москву за акушером, и его ждали каждую минуту.)
– Ничего, княжна, не беспокойтесь, – сказала Марья Богдановна, – и без доктора всё хорошо будет.
Через пять минут княжна из своей комнаты услыхала, что несут что то тяжелое. Она выглянула – официанты несли для чего то в спальню кожаный диван, стоявший в кабинете князя Андрея. На лицах несших людей было что то торжественное и тихое.
Княжна Марья сидела одна в своей комнате, прислушиваясь к звукам дома, изредка отворяя дверь, когда проходили мимо, и приглядываясь к тому, что происходило в коридоре. Несколько женщин тихими шагами проходили туда и оттуда, оглядывались на княжну и отворачивались от нее. Она не смела спрашивать, затворяла дверь, возвращалась к себе, и то садилась в свое кресло, то бралась за молитвенник, то становилась на колена пред киотом. К несчастию и удивлению своему, она чувствовала, что молитва не утишала ее волнения. Вдруг дверь ее комнаты тихо отворилась и на пороге ее показалась повязанная платком ее старая няня Прасковья Савишна, почти никогда, вследствие запрещения князя,не входившая к ней в комнату.
– С тобой, Машенька, пришла посидеть, – сказала няня, – да вот княжовы свечи венчальные перед угодником зажечь принесла, мой ангел, – сказала она вздохнув.
– Ах как я рада, няня.
– Бог милостив, голубка. – Няня зажгла перед киотом обвитые золотом свечи и с чулком села у двери. Княжна Марья взяла книгу и стала читать. Только когда слышались шаги или голоса, княжна испуганно, вопросительно, а няня успокоительно смотрели друг на друга. Во всех концах дома было разлито и владело всеми то же чувство, которое испытывала княжна Марья, сидя в своей комнате. По поверью, что чем меньше людей знает о страданиях родильницы, тем меньше она страдает, все старались притвориться незнающими; никто не говорил об этом, но во всех людях, кроме обычной степенности и почтительности хороших манер, царствовавших в доме князя, видна была одна какая то общая забота, смягченность сердца и сознание чего то великого, непостижимого, совершающегося в эту минуту.
В большой девичьей не слышно было смеха. В официантской все люди сидели и молчали, на готове чего то. На дворне жгли лучины и свечи и не спали. Старый князь, ступая на пятку, ходил по кабинету и послал Тихона к Марье Богдановне спросить: что? – Только скажи: князь приказал спросить что? и приди скажи, что она скажет.

Довольно обширны. Основные из них можно выразить двумя определениями - малозаметность и многофункциональность.

Американцы большие надежды возлагают на самолет F-22. У нас на вооружении стоит многоцелевой Су-37. И многие военные эксперты задаются вопросом. Сможет ли победить F22 против Су37?

История создания самолета F-22

В планах США уже давно было создание такого самолета, который бы в корне отличался по своим летным характеристикам от тех летательных аппаратов, которые существовали на вооружении.

Командование ВВС сформулировало основные требования к предполагаемому истребителю.

Машина должна была обладать:

  • новой авионикой;
  • двигателями под управлением компьютеров;
  • должна оставаться незаметной для средств обнаружения воздушных целей.

Сам конкурс был начат уже в середине 1986 года. К работе над созданием новой машины были привлечены коллективы из двух КБ. Условия конкурса ограничили временные рамки: на проектирование отводилось 50 месяцев.

При этом еще не оговаривался вариант сравнения: Ф22 против Су37.

И уже к началу 1990 года обе машины с обозначениями "Изделие YF-22" и "Изделие YF-23" были готовы.

В процессе проектирования были затрачены огромные средства. Вследствие этого заказчики сразу отбросили дорогостоящую РЛС, которая выполняла функцию кругового обзора судна. Также пришлось отказаться от дополнительных оптических и защитных систем. Такие жертвы вызваны тем, что проект выходил за рамки финансирования проекта F-22.

Летом 1991 года победила машина, в создании которой принимали участие такие компании как Lockheed, Boeing и Dynamics.

Дорогая игрушка?

Наверное, все помнят выражение "на вес золота"? Так вот, эти слова очень подходят к американскому самолету F22. Против Су37 (его цену мы узнаем далее) только первоначальная стоимость "американца" была выше в 4,5 раза. А если учесть еще и косвенные затраты, то полная цена "супероружия" подошла к отметке в 350 млн $!

Так вот, цена 19,7 тонны золота (а столько весит пустой F-22) в течение 2006 года составляла те же 350 млн $!

Как создавался Су-37

Решение о создание Су-37 было принято в далеком 1986 году ВПК при Совмине СССР.

Первый опытный прототип создавался с учетом реалий холодной войны - российский "Терминатор" против "Раптора" (США).

Самолёт создавали с привлечением конструкторских бюро имени П. Сухого и имени А. Люльки (ОКБ "Сатурн"). Также к работе были привлечены другие институты и организации. В числе разработчиков была французская фирма "Секстан авионик"

Экспериментальные полеты, в которых испытывались новые мощные двигатели АЛ-37ФУ, были проведены в начале 90-х годов. Двигатели создавались повышенной тяги и с поворотными соплами.

Результаты испытаний оказались настолько успешными, что позволили ускорить создание нового самолета.

Но пришел август 1991 года, и последовала череда событий - распад Советского Союза, ликвидация Минавиапрома и, как следствие, было прекращено финансирование работ. Всё это привело к тому, что программа по созданию перспективного самолета была свёрнута и благополучно забыта.

Так что оппоненты из США в те времена могли только радоваться тому, что в виртуальной войне "Раптор" против Су-37" они потеряли настолько серьезного соперника.

Особенности конструкции F-22 Raptor

При вооружении F-22 американцы, в целях уменьшения заметности на радарах противника, приняли решение поместить все вооружение внутрь самолёта.

Посадочные места на крыльях самолета под размещение навесного вооружения на самолете есть, но в целях маскировки они практически не используются.

Применение композиционных материалов в корпусе летной машины (что составляет 40% от всего покрытия) позволило уменьшить общую массу конструкции. Кроме снижения массы, применение таких материалов позволяет повысить стойкость конструкции к перегреву.

Также корпус самолета был покрыт материалом, который успешно поглощал радиоволны. С этой же целью (повысить малозаметность) фонарь кабины летчика и отсеки под шасси были сделаны в пилообразной форме. Такие формы позволяли эффективно рассеивать отраженные электромагнитные волны от РЛС противника.

По параметрам малозаметности, конечно, выигрывает Ф22 (против Су37). Этому также помогает ромбовидная форма крыла.

Силовая установка Raptor представляет из себя комбинацию двух двигателей типа P&W F119-PW-100, на которых размещены характерные для этого самолета плоские реактивные сопла. Применение керамических материалов в их конструкции позволяет значительно снизить заметность машины в ИК-спектре.

При мощности двигателя в 11000 кгс самолет легко может преодолеть барьер скорости звука. А таким параметром может похвастаться считанное число боевых машин, в том числе F-22 и Су-37 .

Особенности Су-37

Российский соперник Ф-22 оснащён системой автоматизированного управления. Это обеспечивает перемещение абсолютно всех аэродинамических органов регулирования и поворот сопла двигателя ручкой управления.

Электронная система автоматически обеспечивает защиту истребителя в зависимости не только его веса, но и выбранного полетного режима. Также самолет оснащен системой автоматического вывода из режима "штопор".

Коренному преобразованию подверглась и кабина пилота. Центральная ручка управления была заменена на боковую. А рычаги управления двигателем заменили на тензометрические, что непосредственно улучшило управление двигателем посредством кнюпелей.

Что это дало? Повысилась точность пилотирования, улучшилось управление самолетом при воздействии на пилота больших перегрузок. Самолет снабдили интегральной электродистанционной системой управления, с помощью которой автоматически изменяется вектор тяги силовой установки. Такое решение позволило придать самолету сверхманевренность на малых и почти нулевых скоростях полета, что положительно сказывается если сравнивать F22 против Су37.

Изменилось и на панели приборов. Перед пилотом теперь находится четыре многофункциональных ЖК-монитора, разработанных французской фирмой "Секстан авионик". Мониторы снабжены защитой от солнечной засветки и, теперь пилот может видеть основные динамические параметры при любых метеоусловиях.

Дополнительный индикатор также установлен на фоне лобового стекла, на которое выводится необходимая информация.

Повышение уровня комфортности кабины повысило переносимость перегрузок для пилота, а это, в свою очередь, дает возможность полностью реализовать все боевые возможности боевой машины Су-37 vs F-22 даже строевыми пилотами.

Сколько стоит Су-37

По результатам широкого маркетингового анализа, проведённого разработчиками, было выяснено, что потенциальные покупатели Су-37 представлены спектром из 24 стран. Число заблаговременных заказов от разных стран уже равняется 1 000 изделий!

Такая большая заинтересованность объясняется не только уникальными характеристиками, но и привлекательной стоимостью самолета на международном рынке, которая, особенно в сравнении (F22 против Су37), не превышает 30 млн $.

Вооружение "Раптора"

Боевая мощь Ф-22 Raptor складывается из 20-мм пушки класса M61A2 Vulcan, рассчитанной на 480 залпов. Машина также может нести на пилонах крыльев шесть ракет "воздух-воздух" AIM-120C AMRAAM и две ракеты типа AIM-9M Sidewinder.

Самолет несет и бомбовую нагрузку, которая состоит из корректируемых авиабомб типа JDAM и управляемых бомб типа GBU-39. При этом сверхзвуковая скорость не мешает самолету производить атаку.

Боевое оснащение Су-37

Сравнение F-22 и Су-37 необходимо начать со стрелково-пушечного вооружения Оно состоит из скорострельной одноствольной 30-мм пушки ГШ-301, которая размещена в правом крыле и обладает боезапасом из 150 патронов.

Дополняет огневооруженность ракетное и бомбардировочное снаряжение. Оно размещено на балочных держателях в 12 пунктах:

  • 6 - под консолями крыла;
  • 2- под законцовками крыла;
  • 2 - под двигателями;
  • 2- под цетранопланом.

Самолет может оснащаться:

  • 8 управляемыми ракетами "воздух-воздух";
  • 10 ракетами средней дальности с активными головками самонаведения;
  • 6 ракетами для близкого воздушного боя Р-73;
  • 6 корректируемыми авиабомбами КАБ-500Кр с системой наведения.

При применении ракет Х-29Л, С-25ЛД и Х-59М истребитель оснащается контейнерами управления оружием.

Все неуправляемое авиавооружение типа "воздух-земля" собирает в общей массе 8 тонн. Оно может представлено:

  • 16 бомбами ФАБ-500М54;
  • 14 бомбами ФАБ-500М62 ФАБ-500М62;
  • 14 зажигательными баками ЗБ-500;
  • 48 бомбами ОФАБ-100-120;
  • 8 контейнерами КМГУ;
  • 120 неуправляемыми ракетами С-8 (6 блоков Б-8М1);
  • 30 ракетами С-13 (6 блоков УБ-13);
  • 6 ракетами С-25 (в ПУ О-25).

Комплекс дальнего обнаружения представлен импульсно-допплеровской БРЛС с неподвижной антенной решеткой и бортовой РЛС для заднего обзора.

Прицельная система Су-37 состоит из тепловизора, который совмещен с лазерным дальномером-целеуказателем. При этом установка позволяет обнаружить и вести одновременно несколько целей.

"Прыгучесть" Су-37

Отечественная "Сушка" приобрела настолько высокие боевые качества, что о них надо сказать отдельно.

Самолет может изменить уклон на угол до 180°, выдерживать его в течение всего времени, пока производится пуск ракеты. У боевой машины отсутствуют ограничения в углах атаки. А за счет прироста появилась возможность выполнять новые фигуры высшего пилотажа:

  1. Разворот в плоскости на 360°.
  2. Форсированный огневой разворот.
  3. Поворот на вертикали.
  4. Выполнение "кобры" на углах 150° - 180°.
  5. Переворот при выполнении фигуры "колокол".
  6. Переворот, с утратой высоты на 300-400м.

При таких возможностях маневрирования крайне выгодно выглядит Су-37 "Терминатор" (против F-22 "Raptor"), что обеспечивает ему превосходство в воздушном бою.

Системы дальнего обнаружения на F-22

Бортовое оборудование состоит из двух установленных ЭВМ CIP, каждая из которых оборудована 66 модулями. Они состоят из 32-разрядного процессора класса i960.

На борту американского самолета есть РЛС типа AN/APG-77. Установка оборудована фазированной антенной, которая состоит из 2000 элементов, позволяющих как вести прием, так и излучать сигналы.

При помощи радара обнаружение цели выполняется на дальностях в 225 км. В то время как бортовая РЛС распознает цели на растоянии в 525 км.

Собственная система защиты предотвращает перехват сигнала радара противника. Такая система F-22 (против Су-37) помогает обнаружить цель, так что враг и не замечает этого при помощи своего оборудования.

Эксперты сомневаются?

В настоящее время американские военные специалисты очень сомневаются в своем воздушном превосходстве.

И это неслучайно. Выход на арену новых российских самолетов показал всему миру мощь отечественного оружия!

Самолеты Су-35 и Су-37 являются глубокой модернизацией истребителя Су-27. Предварительные исследования возможных направлений дальнейшего совершенствования истребителя Су-27 были начаты в ОКБ им. П.О.Сухого еще в 1977 году. Для повышения маневренных и взлетно-посадочных характеристик модернизированный самолет Су-27М было решено оснастить передним горизонтальным оперением (ПГО). В 1988 году, начались работы по созданию для Су-27М усовершенствованного двигателя с системой управления вектором тяги, разрабатывавшегося под руководством генерального конструктора Виктора Чепкина на базе технического задела, полученного при создании двигателя пятого поколения АЛ-41Ф. Система управления вектором тяги, включенная в контур управления самолетом, позволяла существенно уменьшить минимальную скорость полета и выполнять фигуры высшего пилотажа на скоростях, близких к пулевым, без ограничений по углам атаки.

28 июня 1988 г. поднялся в воздух первый из пяти опытных истребителей Су-27М, переоборудованный из Су-27. Модернизированные машины получили ПГО и крыльевые наплывы. На заводе в Комсомольске-нa-Амуре началась постройка опытной серии самолетов, предназначенных для проведения обширной программы летных испытаний, в которых к концу 1994 года уже участвовало более десятка истребителей, получивших в ОКБ Сухого обозначение Су-35. 2 апреля 1996 г. состоялся первый полет самолета с бортовым номером «711», который пилотировал летчик-испытатель, Герой Российской Федерации Евгений Фролов. Истребитель существенно отличался от предшествующих самолетов Су-35. Чтобы еще больше подчеркнуть эти отличия, машине было присвоено новое обозначение - Су-37 . Самолет получил усовершенствованные двигатели АЛ-31ФУ с системой управления вектором тяги в плоскости тангажа, а также более совершенное БРЭО.

Технические решения, реализованные в конструкции истребителя Су-37, обеспечили:
- возможность нанессния упреждающих ударов по любому воздушному противнику (в том числе и малозаметному самолету);
- многоканальюсть и алгоритмическую защищенность всех информационных и прицельных систем;
- атаку наземных целей без входа в зону ПВО противника;
- маловысотный полет с облетом и обходом наземных препятствий;
- автоматизированные групповые действия по воздушным и наземным целям;
- противодействие радиоэлектронным и оптикоэлектронным средствам противника;
- автоматизацию всех этапов полета и боевого применения.

КОНСТРУКЦИЯ. Самолет Су-37 выполнен по схеме «неустойчивый интегральный триплан», сочетающей нормальную аэродинамическую схему с передним горизонтальным оперением. Конструкция планера в целом подобна планеру самолета Су-27, однако, при созданнии Су-35 / Су-37 использованы новые алюминиево-литиевые сплавы, значительно расширено применение композиционных материалов. Для самолета разработано новое крыло с увеличенной относительной толщиной, позволяющее разместить больший объем топлива.

ПГО включено в общую цифровую электродистанционную систему управления самолетом и способно отклоняться в диапазоне углов -50/+10°. Помимо улучшения характеристик устойчивости и управляемости на больших углах атаки (в частности, на Су-35/37 практически полностью удалось устранить тряску, сильно затрудняющую пилотирование и прицеливание истребителей других типов на подобных режимах), ПГО выполняет и ряд других важных функций, В частности, оно способствует смещению вперед аэродинамического фокуса самолета, что приводит к значительному уменьшению статической устойчивости. Посредством ПГО возможно «управление» степенью неустойчивости самолета, которая меняется в зависимости от нагрузки на внешних узлах подвески. При полетах на малой высоте в турбулентной атмосфере ПГО является активным и пассивным демпфером продольных колебаний и тряски, что повышает безопасность полета, уменьшает нагрузки на планер и увеличивает комфорт, а следовательно и боеспособность летчика в условиях болтанки.

Аэродинамические усовершенствования, примененные на самолете, позволили добиться снижения нагрузок на фюзеляж и корневые части крыла, что в свою очередь, обеспечило достижение установившейся перегрузки 10 без усиления конструкции планера (максимальная установившаяся перегрузка, достигнутая на истребителях других типов, не превышает в настоящее время 9). По сравнению с Су-27 несколько увеличена высота и хорда вертикального оперения истребителя. Кессоны килей, выполненных из углепластика, используются, также, в качестве топливных баков. Усилены стойки шасси (что обусловлено возросшей взлетной массой самолета), носовая опора снабжена двумя колесами. Под крылом добавлено два узла внешней подвески (их общее число доведено до 12), что позволило увеличить вес вооружения с 6000 до 8000 кг. Самолет Су-37 оснащен катапультным креслом КД-36ДМ с углом наклона спинки 30°. По сравнению с Су-27 увеличен запас кислорода, установлены контейнеры с запасом пищи и воды, а также устройство утилизации отходов.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА, Истребители Су-35 оснащены двумя ТРДДФ АЛ-31ФМ (2х 12500 кгс). На опытном самолете Су-37 установлены двигатели АЛ-31ФУ с системой управления вектором тяги по каналу тангажа. ТРДДФ оснащен цифровой электронной системой управления, и итегрированной с системой управления самолетом. Осесимметричное сопло управляемое отклоняется в вертикальной плоскости на угол ±15° при помощи двух пар гидроцилиндров, питаемых от общесамолетной гидросистемы (угловая скорость перемещения сопел - 30%). Система управляемом вектором тяги позволяет управлять самолетом как в плоскости тангажа, так и рыскания, что достигается рассогласованием направления тяги правого и левого двигателя. Истребитель Су-35 / Су-37 оснащен убирающейся штангой топливоприемника системы дозаправки топливом в полете.

ОБОРУДОВАНИЕ. В отличие от Су-27, истребитель Су-35 / Су-37 оснащен цифровой, а не аналоговой электродистанционной системой управления (ЭДСУ) самолетом. Она выполнена по четырехканальной схеме резервирования в продольном канале и трехканальной схемой - в каналах бокового движения. Для увеличения надежности все вычислители ЭДСУ работают параллельно. На Су-37 ОАО МНПК «Авионика» впервые в отечественной практике разработана интегрированная система дистанционного управления полетом, решающая и задачи управления тяги двигателей, автоматического вывода самолета из штопора и пилотирования посредством боковой ручки. Кабина самолета Су-35 оснащена стандартной центральной ручкой управления и подвижным РУД. На самолете Су-37 установлена боковая малоходовая ручка управления и неподвижный тензометрический РУД.

БРЭО включает системы, использующие элементы искусственного интеллекта. Автоматизированы все этапы полета, включая боевое применение по воздушным целям, атаки наземных объектов без входа в зону ПВО противника, противодействие радио- и оптоэлектронным средствам РЭБ. Имеется режим автоматического управления полетом па предельно малой высоте, с обходом или облетом наземных препятствий. Предусмотрено автоматическое целеуказание при действиях, как по воздушным, так и по наземным целям.

Самолет Су-35 оснащен когерентной импульсно-доплеровской помехоустойчивой БРЛС. Станция имеет плоскую антенную решетку с электронным сканированием по углу места и механическим - по азимуту. Обеспечивается одновременное обнаружение 15 воздушных целей и одновременнoe управление полетом шести ракет класса «воздух-воздух». Истребитель Су-37 оснащен также и БРЛС заднего обзора. Усовершенствованная оптико-электронная прицельная система истребителя включает тепловизор, совмещенный с лазерным дальномером-целеуказателем. Обеспечивается обнаружение, опознавание и автоматическое сопровождение одновременно нескольких воздушных целей на большой дальности. Оптико-локационная система объединена с БРЛС и усовершенствованным нашлемным прицелом летчика в единый комплекс.

Навигационный комплекс самолета Су-35 включает инерциальную курсовую систему, радиотехнические системы дальней и ближней навигации. На истребителе Су-37 установлена лазерная курсовертикаль и приемник спутниковой навигационной системы. Комплекс обороны включает оптические датчики предупреждения об атакующих ракетах противника, станцию радиотехнической разведки нового поколения, активные системы подавления, работающие в оптическом и радиолокационных диапазонах, а также средства постановки пассивных радиолокационных и ИК-помех. Кабина самолета Су-35 имеет комплексную систему индикации, в состав которой входит три монохромных многофункциональных дисплея на ЭЛТ, снабженные клавиатурой. Самолет Су-37 имеет новое информационно-управляющее поле кабины летчика с четырьмя крупноформатными жидкокристаллическими цветными многофункциональными индикаторами и широкоугольным индикатором па лобовом стекле, В индикаторах использованы жидкокристаллические матрицы. Связное оборудование включает радиостанции УКВ и KB диапазона, аппаратуру телекодовой защищенной связи, а также систему спутниковой связи.

ВООРУЖЕНИЕ истребителя Су-37 включает традиционную для семейства самолетов «Су» пушку ГШ-301 (30 мм). На 12 узлах внешней подвески может размещаться различное вооружение общей массой до 8000 кг. в том числе:
- перспективные ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности РВВ-АЕ с активным радиолокационным самонаведением;
- ракеты «воздух-воздух» средней дальности семейства Р-27 с полуактивным радиолокационным или пассивным ИК-наведением;
- высокоманевренные ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности Р-73 с ТГС;
- высокоскоростные ракеты Х-31А и Х-31П класса «воздух-корабль» и «воздух-РЛС»;
- ракеты класса «воздух-поверхность» семейства Х-29;
- зажигательные баки, бомбы и бомбовые кассеты калибром 100, 250 и 500 кг (в том числе и боеприпасы с тормозным устройством для применения с малых высот). Всего возможно более 70 вариантов внешней подвески. В дальнейшем состав вооружения может быть расширен за счет применения перспективных систем оружия класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».

Тактико-технические характеристики Су-37
Размах крыла 14,70 м;
длина самолета 22,18 м;
высота самолета 6,43 м.
МАССЫ, кг:
нормальная взлетная 25.700
максимальная взлетная 34.000.
пустого 18.400.
ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.
Максимальная скорость 2500 км/м;
максимальная скорость у земли 1400 км/ч;
практический потолок 18.000 м;
практическая дальность без ПТБ 3200 км;
практическая дальность на предельно малой высоте 3450 км;
перегоночная дальность с одной дозаправкой в воздухе 6500 км;
потребная длина ВПП 1200 м.